Из каких частей состоит сюжет. Что такое сюжет? Определение и классификация

), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации . Сюжет - основа формы произведения.

В предельно общем виде сюжет - это своего рода базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию , завязку , развитие действия, кульминацию , развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог . Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения).

Сюжет и фабула

Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и продолжают существовать и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. Например:

  • Толковый словарь Ушакова определяет сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи». Таким образом фабуле, в отличие от сюжета, приписывается обязательное изложение событий произведения в их временной последовательности.
  • Предыдущее толкование было поддержано в 1920-х годах представителями ОПОЯЗа , которые предложили различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором - «сюжетом».
  • Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.

Наконец, существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета» (то есть фабула в смысле первых двух из вышеперечисленных вариантов), «композиция сюжета» (то, как события из схемы сюжета излагает автор).

Типология сюжетов

Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные. Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» - сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью - в народном творчестве (сказки, мифы, легенды).

По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные .

Известно несколько попыток свести всё многообразие сюжетов к небольшому, но при этом исчерпывающему набору сюжетных схем. В известной новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:

  • О штурме и обороне укреплённого города (Троя)
  • О долгом возвращении (Одиссей)
  • О поиске (Ясон)
  • О самоубийстве бога (Один , Аттис)

Французский исследователь Жорж Польти опубликовал в 1895 году книгу «Тридцать шесть драматических ситуаций », в которой свёл весь опыт мировой драматургии к разрабатыванию 36 стандартных сюжетных коллизий.

Когда читаешь или слышишь отзывы о просмотренных фильмах или прочитанных книгах, наталкиваешься на такие комментарии к сюжету, как: необычный, тривиальный, динамичный, захватывающий и множество других разнообразных эпитетов. Но что такое сюжет как понятие? Какие имеет значения?

Определение понятия в различных источниках

Само слово заимствовано из французского языка (subjet), что дословно переводится как «предмет». Во множестве источников (в различных словарях в том числе) значение слова варьируется. Что такое сюжет? Определение в среднем представляет собой систему событий и взаимоотношений между героями и развитие их во времени и пространстве. Вкратце сюжет обозначается совокупностью событий и действий, раскрывающих основное содержание произведения. Однако, например, "Словарь эстетики" 1989 г. называет сюжетом динамический аспект произведений искусства, развертывание действия, развитие взаимоотношений героев, их характеров, поступков. Повествовательным ядром художественного произведения считается сюжет в "Словаре литературных терминов", системой расположенности и взаимонаправленности лиц в данном произведении, а также положений и событий, развивающихся в нем. В "Большом энциклопедическом словаре" и "Современной энциклопедии" (2000) сюжет считается способом развертывания фабулы, а также последовательностью изображаемых событий.

Сюжет и фабула: тождество или дополнение

Что такое сюжет и фабула? Это одинаковые или разные понятия, взаимодополняющие или взаимоисключающие? В "Современной иллюстрированной энциклопедии" указано, что данные термины по-разному используются в обозначении событийного ряда произведений. В целом, оба понятия тесно связаны между собой. Современная русская литературная критика обозначает сюжет ходом развития событий, а фабулу - основным художественным конфликтом. Хотя, помимо этой версии, существует множество других, заслуживающих право на существование. Считается, что теория сюжета в своем классическом варианте сформировалась в Древней Греции. Согласно ей, основные компоненты сложения сюжета - это событие и действие. Аристотель считал миф основой любого драматического или эпического произведения, а сам миф образовывался от сплетенных в действия событий. Произошла путаница с переводами, в частности с латинского языка, и миф стал фабулой. Что такое сюжет в "Толковом словаре русского языка" Ушакова? Это совокупность событий, действий, раскрывающих основное содержание произведения, а вот фабула - это содержание самих событий и их последовательность. А вот русские критики XIX века меняли местами значения данных терминов. В итоге единого общего мнения на этот счет до сих пор нет.

Элементы сюжета

Совокупность и последовательность действий и событий - это сложное целое понятие. Но что такое сюжет в детальном рассмотрении? Это сочетание элементов, каждый из которых имеет свою функцию. В основе любого сюжета лежит конфликт, развивающийся постепенно. Произведение начинается с экспозиции, которая несет первую информацию о персонажах, событиях, времени повествования и мотивирует читателя продолжить знакомство с дальнейшей историей. Далее следует завязка (это предтеча конфликта), происходит столкновение какого-либо рода. Это может быть встреча, разговор, весть, что-либо предполагающее дальнейшее развитие событий. Следующим этапом становится само развитие действия - это самый весомый момент произведения, где уже знакомые персонажи раскрываются в перипетиях истории. На этом этапе невозможно уже бросить произведение, так как уже интересно, чем же все закончится. Кульминация является моментом высшего напряжения, когда наиболее ярко выражены цели и характеры героев. В ней сама суть произведения, то, ради чего читатель или зритель знакомится с ним. В развязке напряжение начинает спадать, и конфликт разрешается, завершая связанные с ним события. Эпилог обычно демонстрирует положение дел по прошествии некоторого времени с момента основных событий. Также в произведении может быть и пролог, который открывает произведение, он является некоторого рода вступлением в ход повествования и раскрывает первопричины событий, которые буду происходить далее. Каждый из элементов сюжета может как присутствовать, так и нет, в зависимости от задумки автора.

Типы сюжетов

Существует такое понятие, как «бродячие сюжеты». Их выделяют в довольно-таки большую группу, когда речь идет о типологии сюжетов. Что такой сюжет бродячий? Это повторяющиеся в народном творчестве разных народов комплексы сюжетных мотивов, которые составляют основу произведения. В "Терминологическом словаре-тезаурусе по литературоведению" указано, что такие бродячие сюжеты повторяются в разных эпохах и странах за счет близости общественного опыта, сходства социальных условий, исторических связей и прочего. Основных генетических групп, на которые подразделяются традиционные сюжеты, четыре: исторические, мифологические, литературные, фольклорные. Однако это лишь одна из предложенных литераторами классификаций. Пожалуй, одна из самых логичных и удобных. Таким образом, был наиболее полно получен ответ на вопрос: «Что такое сюжет в литературе?»

Касательно театра и кинематографа

Понятие сюжет является общепринятым для всех направлений. Что такое сюжет фильма? То же самое, что и сюжет литературного произведения, театральной постановки, игры, картины - он представляет собой основу формы того или иного произведения. Это ряд событий, которые происходят на экране, перипетии в жизнях героев, это то, без чего ни один фильм существовать не может.

СЮЖЕТ

СЮЖЕТ

(фр., от лат. subjectum - предмет). Содержание, сплетение внешних обстоятельств составляющих основу извест. литерат. или художеств. произведения; в музыке: тема фуги. На театральном языке - актер или актриса.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

СЮЖЕТ

самое происшествие, о котором рассказывается в литературном произведении; момент, изображенный на картине; предмет беседы, содержащие музык. пьесы.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

СЮЖЕТ

франц. sujet , от лат. sub jectum , предмет. Содержание.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Сюже́т

(фр. sujet)

1) последовательность и связь описания событий в произведении литературы;

2) в изобразительном искусстве - предмет изображения.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Сюжет

сюжета, м. [фр. sujet ]. 1. Совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное содержание художественного произведения (лит.). 2. В изобразительном искусстве – предмет изображения.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Сюжет

а, м. (фр. sujét).
1. Последовательность и связь описания событий в литературном произведении, в фильме.
|| Ср. интрига , фабула .
2. В произведении изобразительного искусства: предмет изображения. Живописные полотна на бытовые сюжеты .
Сюжетный - относящийся к сюжету 1, 2, сюжетам.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "СЮЖЕТ" в других словарях:

    - (от фр. sujet предмет) в литературе, драматургии, театре, кино и играх ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра), и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) … Википедия

    1. С. в литературе отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне связанных (причинно временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое … Литературная энциклопедия

    сюжет - а, м. sujet m. 1. Событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения. БАС 1. || перен. Взаимоотношения. Он <новичок> сразу понимает сюжет камеры: скрытую силу П … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Сюжет - СЮЖЕТ повествовательное ядро художественного призведения, система действенной (фактической) взаимонаправленности и расположенности выступающих в данном произведении лиц (предметов), выдвинутых в нем положений, развивающихся в нем событий.… … Словарь литературных терминов

    См … Словарь синонимов

    - (от фр. sujet субъект, предмет) последовательность событий в художественном тексте. Парадокс, связанный с судьбой понятия С. в ХХ в., заключается в том, что как только филология научилась его изучать, литература начала его разрушать. В изучении С … Энциклопедия культурологии

    СЮЖЕТ, сюжета, муж. (франц. sujet). 1. Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения (лит.). Сюжет Пиковой дамы Пушкина. Избрать что нибудь сюжетом романа. 2. перен. Содержание, тема чего… … Толковый словарь Ушакова

    Из жизни. Разг. Шутл. ирон. О каком л. бытовом жизненном эпизоде, обычной житейской истории. Мокиенко 2003, 116. Сюжет для небольшого рассказа. Разг. Шутл. ирон. 1. То, о чём стоит рассказать. 2. Какая л. странная, любопытная история. /i> Из… … Большой словарь русских поговорок

    - (французское sujet, буквально предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют … Современная энциклопедия

    - (франц. sujet букв. предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Сюжет и стиль , В. В. Виноградов. Предлагаемая вниманию читателей книга ставит своей задачей проследить исторические тенденции стилистического варьирования и изменения одной сюжетной схемы на протяжении XIX в. в разных…
  • Ход повествования в литературном или сценическом произведении
  • Последовательность и взаимосвязь событий в книге, фильме, житейской истории
  • Русский маринист Иван Айвазовский писал "... картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью"
  • Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    сюжет

    м. франц. предмет, завязка сочинения, содержанье его.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    сюжет

    сюжета, м. (фр. sujet).

      Совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное Содержание художественного произведения (лит.). Сюжет "Пиковой дамы" Пушкина. Избрать что-н. сюжетом романа.

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    сюжет

    А, м. В литературном или сценическом произведении - последовательность и связь описания событий; в произведении изобразительного искусства - предмет изображения. Увлекательный с.

    прил. сюжетный, -ая, -ое. Сюжетная линия романа.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    сюжет

      Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п.

      Предмет изображения (в изобразительном искусстве).

      Тема музыкального произведения.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    сюжет

    СЮЖЕТ (франц. sujet, букв. - предмет) в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме - способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого.

    Сюжет

    (от франц. sujet ≈ предмет),

      в литературе ≈ развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. К литературе слово «С.» впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и Н. Буало, имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён. Но Аристотель в «Поэтике» применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово «миф»(мýthos) в смысле«предание», которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом «фабула». Латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari ≈ рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен, и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин «С.». В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события, изображенные в произведениях, назывались «действованием» (Handlung). Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными.

      В современной советской литературно-критической и школьной практике термины «С.» и «фабула» осознаются или как синонимы, или же С. называется весь ход событий, а фабулой ≈ основной художественный конфликт , который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). В литературоведении сталкиваются два других истолкования. В 1920-х гг. представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком; придавая большое значение тому, как «сделано» произведение, они стали называть С. вторую сторону, а первую ≈ фабулой. Эта традиция продолжает сохраняться (см. «Теория литературы...» в трёх тт., т. 2, М., 1964). Другая традиция идёт от русских критиков-демократов середины 19 в., а также от А. Н. Веселовского и М. Горького; все они С. называли развитие действия (Белинский В. Г.: «Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому... важно содержание, а не, ""сюжет»» ≈ Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 219; Горький М.: «... Сюжет... связи, противоречия, симпатии и антипатии и вообще взаимоотношения людей...» ≈ Собрание соч., т. 27, 1953, с. 215). Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (С., по смыслу слова, ≈ «предмет», то есть то, о чём повествуется, фабула, с той же точки зрения ≈ само повествование о С.). Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретическое новаторство «формальной школы» и, называя С. основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин «фабула» для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. Композиция).

      С. произведения ≈ одно из важнейших средств воплощения содержания ≈ обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. С. во всём его неповторимом своеобразии ≈ это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. Всю структуру С., его конфликты и развивающее их соотношение повествовательных и диалогических эпизодов необходимо изучать функционально, в его связях с содержанием, в его идейно-эстетическом значении. При этом надо отличать С. в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее ≈ конфликтных «схем» (А любит Б, но Б любит В, и т. п.), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение.

      На ранних этапах исторического развития эпоса его С. строились по временному, хроникальному принципу сочетания эпизодов (волшебные сказки, рыцарские и плутовские романы). Позднее в европейском эпосе возникают концентрические С., основанные на едином конфликте. В концентрическом С. эпоса и драматургии конфликт проходит через всё произведение и отличается определённостью своей завязки, кульминации и развязки .

      Только на основе анализа С. можно функционально анализировать фабулу произведения во всём сложном соотношении её собственных сторон (см. Фабула).

      В изобразительных искусствах ≈ определённое событие, ситуация, изображенные в произведении и часто обозначаемые в его названии. В отличие от темы, С. представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения. Особая сложность С. характерна для произведения бытового и исторических жанров.

      Лит.: Аристотель. Об искусстве поэзии, М., 1937; Лессинг Г. Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957; Гегель, Эстетика, т. 1, М., 1968: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954, с. 219; Веселовский А. Н., Поэтика сюжетов, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940; Шкловский В. Б., О теории прозы, М.≈ Л., 1925; Медведев П. Н., Формальный метод в литературоведении, Л., 1928: Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936; Кожинов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн.: Теория литературы..., т. 2, М., 1964; Вопросы кинодраматургии, в. 5 ≈ Сюжет в кино, М., 1965; Поспелов Г. Н., Проблемы литературного стиля, М., 1970; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Wellek R., Warren A., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963.

      Г. Н. Поспелов (С. в литературе).

    Википедия

    Сюжет

    Сюже́т - в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх - ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя по определённым правилам демонстрации. Сюжет - основа формы произведения.

    Согласно словарю Ожегова, сюжет - это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства - предмет изображения.

    Примеры употребления слова сюжет в литературе.

    Для известной группы сказок Аарне даже делает отступление от своих принципов и вдруг совершенно неожиданно и несколько непоследовательно вместо деления на сюжеты переходит на деление по мотивам.

    Последний абзац Итак, имея тему и концепцию, собрав и обработав материал, составив план и обдумав сюжет , обезопасив себя от штампов, преодолев сопротивление первого абзаца и нащупав таким образом верный тон повествования, и т.

    Такой определенный образ отяжелил бы авантюрный сюжет , ограничил бы авантюрные возможности.

    Задачи, продиктованные его вечной человеческой природой, - самосохранением, жаждой победы и торжества, жаждой обладания, чувственной любовью - определяют авантюрный сюжет .

    Задачи, продиктованные его вечной человеческой природой - самосохранением, жаждой победы и торжества, жаждой обладания, чувственной любовью, - определяют авантюрный сюжет .

    Но оно достаточно, чтобы сделать героя Достоевского адекватным носителем авантюрного сюжета .

    Установленное нами формальное сходство героя Достоевского с авантюрным героем объясняет лишь художественную возможность введения авантюрного сюжета в ткань романа.

    сюжета , так сказать, - телесный и телесно-душевный человек.

    Но оно достаточно, чтобы сделать героев Достоевского возможными носителями авантюрного сюжета .

    Отвечая на этот вопрос, Леонид Гроссман указывает три основные функции авантюрного сюжета .

    Правда, этот вечный человек авантюрного сюжета , так сказать, телесный и телесно-душевный человек.

    Куда горестнее оказалась судьба Мелани Трит -- хрупкой старой девы, любимым занятием которой было мазю306 кать акварельки на сюжеты из жизни зенкалийцев.

    Может, твоя религия на сюжет написанной тобою легенды помогла поддержать Акселерацию в каком-то смысле - я не знаю, и боги тоже не знают.

    И живая красота музыки у Ра-мо обычно одерживает победу над холодным аллегоризмом или придворной пышностью традиционных мифологических сюжетов .

    Возникает такое впечатление, что связанный с ним микросюжет, построенный на алогизме, сам представляет собой алогизм, несообразность в рамках большого сюжета и только отвлекает внимание читателя, создает коротенькое, но все же - избыточное замедление.