Миф и сказка: связь и отличия. Основные жанры сказок. Система персонажей и сюжетных мотивов в волшебной сказке. Чем отличается миф от сказки

Уже много лет современные ученые исследуют миф совсем с иной позиции, чем это делалось в XIX веке. В отличие от своих предшественников они рассматривают теперь миф не как «сказку», «вымысел», «фантазию», а так, как его понимали в первобытных обществах, где миф обозначал, как раз наоборот, «подлинное, реальное событие» и, что еще важнее, событие значительное и служащее примером для подражания. Сказка – вымысел и осознается как вымысел, увлекая человека мечтой об иной действительности. Сказка – дитя уже более поздней эпохи. Миф – древнéе. Миф – не сказка. Миф отождествляет мечту с реальностью. Кто из современников Гомера мог сомневаться в реальности Зевса? Кто из древних индийцев осмелился бы оспаривать существование грозного Шивы? Мир мифа был вне сомнений. Обо всём этом в видеоуроке «Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки»…

Тема: Мифы народов мира

Урок: Мифы Древней Греции. Отличие мифа от сказки

Цель урока – понять, что такое миф, чем отличается миф от сказки и познакомиться с мифами Древней Греции о происхождении мира.

Есть на свете прекрасная страна Греция. Но так называем её только мы. У самих греков она зовётся Элладой. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые греки построили прекрасные города: Афины, Фивы, Спарту. Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть ещё одно наследие, пришедшее к нам от эллинов. Это мифы о богах и героях, о происхождении мира. Они открывают удивительные страницы жизни этого народа.

Рис. 1. Мифы Древней Греции. Герои Эллады ()

Что же такое миф?

Миф – произведение устного народного творчества, в котором рассказывается о происхождении мира, о деяниях богов и героев, а также объясняются явления природы.

Помните: мифы созданы не каким-нибудь одним человеком. Их в течение многих веков создавал перерабатывал великий художник – греческий народ.

Что же заставляло греческого человека создавать мифы?

Он жил в постоянном общении с природой, отовсюду древним людям грозила опасность: в лесу – звери, с небес – молния, которая грозила пожаром, продолжительные дожди и засухи губили урожай, грозя голодом. Человек пытался приручить стихии, а для этого их нужно было объяснить. Он всегда хотел знать: почему день сменяется ночью, почему на смену теплу приходит холод, как появился огонь и почему человек смертен. Он пытался объяснить эти стихии, опираясь на свой жизненный опыт. Древний человек считал, что природа – это живое существо. Миф - это объяснение картины мира на основе знаний и опыта. Миф имеет форму фантастического рассказа. Научная ценность мифа постепенно утрачивалась по мере того, как человек получал новые знания об этом мире. Но поэтическая сторона мифа до сих пор имеет свою прелесть. Мифология Древней Греции нам известна лучше, чем мифология других народов, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом, древнегреческим поэтом, в поэме «Теогония. Родословная богов», а также в поэтическом цикле «Сказания о героях».

Как же древние греки объясняли происхождение всего живого на Земле? Послушайте.

Происхождение мира и богов

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

… Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи.

…Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, она не знает предела.

Мифология античности – это прежде всего Олимп – гора богов. Эллины поклонялись богам, они создавали их по образу и подобию человека, наделив их красотой, волшебной силой, умением принимать различные образы, а также, самое главное, бессмертием. Они были подобны людям: могли быть добрыми, милостивыми, милосердными, а также коварными, злыми и мстительными.

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов.

…Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное, … прекрасное лицо Зевса….

С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть - все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.

Рис. 3. Дж. Романо Олимпийские Боги. Роспись плафона в зале Гигантов ()

В чём же сходство мифа и сказки ?

Миф - (от греч. mythos - предание - сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. (Энциклопедический словарь).

Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. (Энциклопедический словарь).

Вымысел - то, что создано, создается воображением, фантазией. (Энциклопедический словарь).

Миф и сказка – это произведения устного народного творчества, созданные фантазией народа.

В чём же отличие?

Если в мифах передаются общие представления о месте человека в строгой иерархии земных и божественных сил, то мир сказок максимально приближен к обычной жизни. В нем можно найти интересные подробности быта, семейного уклада, обычаев. Сказочные персонажи взяты и перенесены в вымышленный мир из обычной жизни.

Сказка это, прежде всего, интересная история, волшебная или бытовая. А миф это системообразующий вымысел, который призван объяснить что-то глобальное - создание мира, происхождение народа, основы религии.

И главное, в миф люди верили, а сказка для них всегда оставалась вымыслом.

Итак, мы познакомились определением мифа и сказки. Выяснили, чем отличается миф от сказки, а также познакомились с представлениями древних греков о происхождении мира.

1. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013.

2. Энциклопедия «Мифы народов мира». – М., 1980-1981, 1987-1988.

3. Штейн А. Моя первая книга по мифологии: пособие для младших школьников / А. Штейн. - М.: Материк-Альфа, 2006.

1. Все толковые словари Русского языка в едином рубрикаторе ().

2. Мифы Древней Греции. Боги и герои. Рассказы для детей о Древней Греции ().

3. Легенды и мифы народов мира ( ).

4. Мифологическая энциклопедия ().

5. Энциклопедия «Кругосвет». Мифология классическая ().

Сколько веков минуло, а в жизни людей происходят те же события, что и в древности: рождаются люди и звери, дует ветер и льёт дождь, сменяются времена года…

Прочтите текст.

Наступила долгожданная перемена: февраль на календаре сменился первым весенним месяцем – мартом. А это значит, что пришёл конец снежным и суровым бурям, скоро можно будет забыть о морозах и порадоваться наступающей весне.

Улица ещё полна сугробов, но это ненадолго. Робкие поначалу лучики солнца скоро войдут в полную силу и растопят снег. По улицам, звеня, побегут весёлые ручьи, предвестники пробуждения природы.

Очнётся ото сна лес, расправят свои ветви деревья. Белое снежное покрывало, которым зима укрыла природу, исчезнет под жаркими солнечными лучами. Дольше всего снег сохранится в низинах и оврагах, однако и туда рано или поздно доберётся солнышко. Совсем немного времени пройдёт - а от зимы не останется и следа ().

Для современного человека такое описание природного явления – приход весны – понятно и привычно. Но древние люди описали бы его по-другому: с помощью мифа . А потом на основании мифа придумали бы волшебную сказку .

Задание. Представьте себе, что вы древний человек (и неважно, славянин, эллин, индиец или викинг). Опишите приход весны с помощью мифа, а потом придумайте волшебную сказку. Персонажи и мифа, и сказки могут быть как уже существующими (взятыми из прочитанных мифов и сказок), так и придуманными лично вами.

Подсказка. Вспомните определение терминов «миф» и «сказка», а также в чём заключается сходство и различие мифа и сказки.

Увлекательное чтение мифов и сказок доставляет удовольствие не только детям, но и взрослым. Более того: их историю, содержание, образный строй, поэтику изучают серьезные ученые, в трудах которыхисследуются законы развития общества, возникновения религий, расцвета и упадка цивилизаций. Мифы и сказки – неисчерпаемый источник информации, позволяющий проникнуть в тайны прошлого и будущего. Мифические и сказочные сюжеты, дополняя друг друга, дают возможность воссоздать целостную картину мира и определить в ней место человека.
Что отличает мифы от сказок и благодаря чему эти жанры не утратили актуальности в наши дни?
Мифы – это древнейшие предания, отражавшие в коллективном сознании обобщенный образ окружающего мира. В античной мифологической литературе сложился особый эпический жанр, который позволял в форме образного повествования создать цельную систему мифических героев, определявшую, по мнению древних, судьбу человека и развитие исторических событий.
Наши предки воспринимали мифы как реальность, персонифицируя божественные силы и наделяя их чертами земных людей. В мифах с особой торжественностью описывались деяния богов и подвиги героев, от которых зависела жизнь простых смертных. Катаклизмы природы, войны, смену правления – все значимые события в мифах находили простое и убедительное объяснение.
Мифотворчество было неотъемлемой частью развития большинства этнических культур. Об этом свидетельствуют известные литературные памятники «Одиссея», «Илиада», «Махабхарата», «Рамаяна», «Эдда».
Сказка также относятся к древнейшим видам коллективного народного творчества. Сказочный вымысел – способ переосмыслить закономерности человеческой жизни и объяснить прядок вещей, который определен волей свыше. В сказках разных народов нашли отражение фрагменты этнических культовых обрядов и языческих ритуалов. С ними связаны волшебные превращения героев, мотив колдовства, смерти и воскрешения, чудодейственной силы амулетов.
Если в мифах передаются общие представления о месте человека в строгой иерархии земных и божественных сил, то мир сказок максимально приближен к обычной жизни. В нем можно найти интересные подробности быта, семейного уклада, обычаев. Сказочные персонажи взяты и перенесены в вымышленный мир из обычной жизни.
Мифы, в отличие от сказок, населены богами и героями. Структура мифа строится на основе сюжетной линии, которая может иметь многократные повторы в других сюжетах. Сказка имеет строго определенную композицию. Сохранять ее помогают устойчивые формообразующие элементы: троекратные повторы, ситуации испытания героев,обилие постоянных эпитетов.
Стиль сказок определяет обычная разговорная речь с включением пословиц, поговорок, загадок. Описание жизни богов и героев требует торжественности и особой ритмической организации речи.

TheDifference.ru определил, что отличие мифа от сказки заключается в следующем:

В отличие от сказок, передающих представление наших предков об окружающем мире на бытовом уровне, мифы отражают обобщенный образ действительности как упорядоченную систему взаимодействия высших сил.
Содержание сказок воспринимается как вымысел, мифы создавались как общенародная интерпретация реально происходивших событий.
В сказке человек вступает в противоборство с силами зла, чтобы достичь желаемого, в мифе повествуется о богах и героях, которые вершат судьбы простых смертных.
Сюжеты отдельных мифов связаны между собой, но развиваются свободно, без строгих канонов повествования. В сказках выдерживается строго определенная композиция с устойчивыми формообразующими элементами.
Язык сказок максимально приближен к народному, мифы отличает особая торжественность речи.

На Земле существует множество народов, и все они не похожи друг на друга: у них разный цвет кожи, образ жизни, у каждого своя мифология. И хотя в мифах разных народов действуют свои, совершенно особенные боги и герои, их объединяет то, что в этих коротких или длинных, веселых или жестоких, но всегда поэтических историях отразились верования древних людей, их первоначальные знания об окружающем мире, о жизни, о самом человеке.

Тысячи лет назад люди (а некоторые племена и народности - и сегодня) не просто свято верили в события, отраженные в мифах, но и жили и умирали, постоянно общаясь с богами, героями и другими мифическими существами.

Сказки - совсем другое дело. Они тоже могут быть веселыми и грустными, героическими и бытовыми, но, читая или слушая их, мы всегда знаем - это неправда, вымысел, хотя не менее красивый и поэтический, чем мифы. Сказки любят все - и дети, и взрослые, ведь они делают нас добрее, терпимее, мудрее.

А моя маленькая сестренка еще не умеет отличать сказку от действительности и верит в то, что Баба Яга, русалочки и Чебурашка существуют на самом деле. Может быть, сказки и являются для нее сегодня самым настоящим мифом?

Народное искусство слова - героический эпос, сказки, мифы, легенды, песни, пословицы, загадки - называют фольклором, что означает мудрость, знание. Действительно, во всех этих литературных жанрах в простой, краткой и ясной форме заключена народная мудрость. Возникшие в глубокой древности произведения устного народного творчества сопровождают нас и сейчас, в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки и пословицы знают и дети, и взрослые.

Мифы - это вид фольклора, давние народные сказания о богах, фантастических существах, героях, полубогах, чудесах, передающие представления древних народов о происхождении мира и явлениях природы.

Особым богатством и разнообразием художественной фантазии отличаются сказания древних греков - мифы, которые тоже принадлежат к народному творчеству. В воображении древних греков боги населяли не только землю, но и воздух, воду и даже подземный мир. Древнегреческие мифы не только рассказывали о жизни богов и титанов, но и прославляли имена самых достойных людей, которые мужественно боролись за справедливость, свободу и честь. Боги - совершенные люди: с огромной физической силой, удивительно красивые и бессмертные, умеющие совершать чудесные и не объяснимые с точки зрения обыкновенных людей поступки. Вот человек, принесший людям огонь, - Прометей. Вот человек необычайной силы, только что совершивший очередной подвиг, одолев страшную гидру, - Геракл. А вот красавец-юноша, склонившись над зеркальной поверхностью озера, любуется своей красотой, - это Нарцисс. Из следующего мифа можно узнать, что привело к Троянской войне. Читая мифы Древней Греции, путешествуешь по далеким странам и узнаешь много необычного. Но часто боги ничем не отличаются от простых людей: так же любят, страдают, веселятся, враждуют между собой, едят и пьют, рассказывают легенды и истории.

Если сказки - это вымышленные , придуманные с определенной целью, то мифы - это действительные, реальные представления людей об окружающем мире. Во все, о чем говорится в мифах, наши далекие предки свято верили, отсюда и происходит обожествление ими всего живого, поклонение богам. Мифы древнее сказок. В них соединены верования людей, их первоначальные знания об окружающем мире, о жизни, а также религия, наука и искусство.

Все мы в раннем детстве слушали сказки, которые рассказывали нам мамы и бабушки. Появились сказки очень давно и в течение долгих веков играли в жизни человека такую же важную роль, какую сейчас играют книги. Сказки - это большой раздел древней литературы, фольклорные повествовательные произведения о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. В сказках часто действуют животные, наделенные человеческими характерами. Сказки полны жизни и юмора, в них высмеиваются жадность, трусость и лживость богачей и восхваляются трудолюбие, щедрость и правдивость простого народа.

Сказки очень разнообразны: это и истории о животных, и поучительные короткие истории о ленивых, упрямых или глупых людях - социально-бытовые, и волшебные сказки - занимательные повествования о чудесных приключениях героев. Каждый вид сказок отличается особым содержанием, образами, стилем.

Сказки о животных возникли в глубокой древности. У многих народов они похожи по своему характеру, содержанию, в них - следы первобытных верований и представлений человека. Сейчас сказки о животных чаще всего воспринимаются как аллегорические рассказы о людях: за образами животных скрываются люди. Хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и жадный волк, царственный лев, сильный медведь - постоянные герои сказок.

Волшебные сказки тоже очень древние, они, по моему мнению, - самые интересные. Их действие может происходить в чудесном тридевятом царстве, тридесятом государстве, герои в них обладают волшебными качествами - летают на коврах-самолетах, шагают в сапогах-скороходах, скрываются под шапкой-невидимкой и чудесным образом за одну ночь строят необыкновенные дворцы и города.

Русский народ создал очень много сатирических (социально-бытовых) сказок о глупых, злых или упрямых людях, о жестоких богачах и жадных попах, высмеивая их отрицательные качества. Во всех сказках отражается народная мечта о лучшей доле, добро в них всегда побеждает зло, над ложью торжествуют правда и справедливость.

Если домашнее задание на тему: » МИФ И СКАЗКА оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Экзамен: Устное народное творчество В науке о фольклоре долго был распространен взгляд на сказку как на совокупность всех видов и форм После того, как мы познакомились со сказками о животных, волшебными и социально-бытовыми сказками, необходимо вспомнить еще об одном их виде.
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Со многими литературными жанрами мы знакомимся еще в школе. Многие из них настолько похожи друг на друга, что ученики начинают путать их между собой. Так, например, многие не знают, чем миф отличается от сказки.

Сказка и миф: сходства и различия

Причина путаницы кроется в их сходстве по некоторым основным признакам. Так, в обоих жанрах присутствует определенная доля вымысла, также часто рассказывается о древних временах (если брать во внимание, например, русские народные сказки). Однако все же миф и сказка - это разные жанры.

Миф - это повествование о древних богах, духах и героях. Цель мифа - поведать о происхождении и устройстве мира. В мифах люди передавали знания и представления о мире, природе, религии, жизни общества. Мифы складывались длительное время, передавались из уст в уста. Яркий пример - мифы Древней Греции. Подробнее о мифе вы можете прочитать в статье .

Сказка - это повествовательное произведение с четкой установкой на вымысел. Сказка - это полностью выдуманная история. В мифе же могут использоваться реальные факты, например, в качестве героев могут выступать реально существовавшие личности. Сказка не рассказывает о мироустройстве, ее цель - не передать накопленные знания. Сказка учит чему-либо хорошему, показывает добро и зло. Сказка значительно моложе мифа по возрасту, многие сказки имеют своих авторов. Можно выделить три основных вида сказки:

  • Сказки о животных - главные герои - животные: "Лиса и заяц", "Овца, лиса и волк", "Лиса и волк";
  • Сатирические сказки - бытовые сказки, которые показывают недостатки и добродетели обычных людей: "Шемякин суд", "Умный работник";
  • Волшебные сказки - сказки о добре и зле, часто в них используются волшебные предметы, главный герой борется со злом: "Иван-царевич и Серый Волк", "Кощей Бессмертный".
Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты Бену Анна

Введение О чем говорят мифы и сказки?

Введение

О чем говорят мифы и сказки?

Общими для всех сказок являются остатки уходящего в древнейшие времена верования, которое выражает себя через образное понимание сверхчувственных вещей. Это мифическое верование походит на маленькие кусочки расколовшегося драгоценного камня, которые россыпью лежат на поросшей травой и цветами земле и могут быть обнаружены лишь зорко смотрящим глазом. Смысл его давно утерян, но он еще воспринимается и наполняет сказку содержанием, одновременно удовлетворяя естественное желание чудес; сказки никогда не бывают пустой игрой красок, лишенной содержания фантазии.

Вильгельм Гримм

Создать миф, так сказать, осмелиться за реальностью здравого смысла искать более высокую реальность – это самый явный признак величия человеческой души и доказательство ее способности к бесконечному росту и развитию.

Луи-Огюст Сабатье, французский теолог

Жизнь – это миф, сказка, с их положительными и отрицательными героями, волшебными тайнами, ведущими к познанию самих себя, взлетами и падениями, борьбой и освобождением своей души из плена иллюзий. Поэтому все, что встречается на пути, – загадка, заданная нам судьбой в виде Медузы горгоны или дракона, лабиринта или ковра-самолета, от разгадки которой зависит дальнейшая мифологическая канва нашего бытия. В сказках пульсирующим ритмом бьются сценарии нашей жизни, где мудрость – Жар-птица, царь – разум, Кощей – пелена заблуждений, Василиса Прекрасная – душа…

Человек – это миф. Сказка – это ты…

Анна Бену

Почему сказки и мифы бессмертны? Умирают цивилизации, исчезают народы, а их сказания, мудрость мифов и легенд вновь и вновь оживают и волнуют нас. Что за притягательная сила сокрыта в глубинах их повествования?

Почему в нашей реальности мифы и сказки не теряют своей актуальности?

Что самое реальное в мире для тебя, читатель?

Для каждого человека самое реальное на свете – это он сам, его внутренний мир, его надежды и открытия, его боль, поражения, победы и достижения. Разве волнует нас что-либо больше, чем то, что происходит с нами сейчас, в данный период жизни?

В этой книге я рассматриваю сказки и мифы как сценарии жизни каждого из нас. Это про наших жар-птиц мудрости и Змеев Горынычей иллюзий повествуют старинные сюжеты. Это о нашей победе над хаосом повседневных препятствий рассказывают древние мифы. Поэтому сказочные сюжеты бессмертны и дороги нам, они увлекают нас в новые путешествия, побуждают к новым открытиям их тайн и самих себя.

В этой книге рассматривается одна из многочисленных граней интерпретации древних мифов и волшебных сказок разных народов, сказочно-мифологического мышления и его символизма.

Многие исследователи сказки и мифа выявляют различные их аспекты, различные способы интерпретации, взаимообогащающие друг друга. Владимир Пропп рассматривает сказки с точки зрения народных верований, обряда, ритуала.

К.Г. Юнг и его последователи – с точки зрения архетипического опыта человечества. Юнг утверждал: именно благодаря сказкам можно наилучшим образом изучать сравнительную анатомию человеческой психики. «Миф – это естественная и необходимая ступень между бессознательным и сознательным мышлением» (К.Г Юнг).

Американский исследователь мифов Джозеф Кемпбелл считает мифы источником развития, информации и вдохновения человечества: «Миф – это тайные врата, через которые неистощимая энергия космоса изливается в культурные достижения человека. Религии, философские учения, искусство, социальные установления первобытных и современных людей, базовые открытия науки и технологии, даже наполняющие наш сон сновидения – все это капли из волшебной кипящей чаши мифа».

Индийский философ XX века Ананда Кумарасвами говорит о мифе: «Миф воплощает собой теснейшее сближение с абсолютной истиной, какое только может быть выражено в словах».

Джон Френсис Бирлайн, американский исследователь мифов в книге «Параллельная мифология» пишет: «Мифы древнейшая форма науки, размышления о том, каким образом возникла Вселенная… Мифы, взятые сами по себе, проявляют удивительное сходство между культурами различных народов, разделенных огромными расстояниями. И эта общность помогает нам увидеть за всеми различиями красоту единства человечества… Миф это своего рода уникальный язык, описывающий реалии, лежащие за пределами наших пяти чувств. Он заполняет пропасть между образами подсознания и языком сознательной логики».

А.Н.Афанасьев с удивительным постоянством видит во всех мифах и волшебных сказках природные явления: солнце, тучи, гром и молнии. Прометей – это огонь молнии, прикованный к скале-туче; злобный Локки германской мифологии – тучи и гром; бог Агни индийской мифологии – «окрыленная молния»; «кочерга – эмблема молниеносной палицы бога Агни, помело – вихря, раздувающего грозовое пламя»; крылатый конь – вихрь; Баба Яга, летающая на метле-вихре, – туча; хрустальная и золотая гора – небо; остров Буян – весеннее небо; могучий дуб острова Буяна, так же, как и чудесное дерево Валгаллы, – туча; все драконы и змеи, с которыми борются герои – тоже тучи; девица краса – красное солнце, похищаемое змеем – символом зимних туманов, свинцовых туч, а освободитель девицы – герой-молния, разбивающая тучи; чудо-юдо рыба-кит, золотая рыбка и щука Емели, исполняющая желания, – туча, наполненная плодотворною влагой жизнедающего дождя и т.д. и т.д.

Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» очень подробно, объемно рассматривает одну из граней интерпретации сказки и мифа.

Конечно, человек, живущий в окружении природы, ее стихий, не может не отражать ее в своих поэтических сравнениях. Но как микрокосм, человек несет в самом себе отражение макрокосма – всего окружающего мира, поэтому можно рассмотреть сказочно-мифологическое мышление человечества как размышление о смысле и цели своего бытия в этом необъятном, полном намеков и подсказок удивительном мире.

«Миф – это символическая история, раскрывающая внутренний смысл вселенной и жизни человека» (Алан Уотс, английский писатель и западный комментатор дзен-буддистских текстов).

Наиболее объективное исследование сказочно-мифологического мышления древних народов можно совершить, синтезируя опыт многих авторов.

Мирча Элиаде призывает к изучению символических систем, составляющих одну из областей самопознания человека, объединяя разносторонний опыт профессионалов: «…такое изучение будет по-настоящему полезным лишь при условии сотрудничества между учеными разных специальностей. Литературоведение, психология и философская антропология должны учитывать результаты работ, проведенных в области истории религии, этнографии и фольклористики».

Данное исследование не претендует на абсолютную объективность. Да и кто может на нее претендовать, хотя и хочется? Истина, сокрытая множеством покровов, вдруг на миг приподнимает одну из своих завес внимательно вглядывающемуся в ее неуловимое лицо, дарит радость встречи возлюбившему ее и вновь ускользает под призрачными вуалями бесконечных тайн. Но у нас остается радость встречи и ее аромат, ее дыхание…

Так когда-то, начиная задумываться над смыслом мифа и сказки, пытаясь проникнуть в их суть, я испытывала радость открытий, анализируя их сначала на уроках с детьми, потом со студентами. Мне казалось – эврика! Я открыла! А несколько лет спустя, когда я получала диплом в Вальдорфской школе, прочитала книгу немецкой исследовательницы европейской народной сказки Фридель Ленц, обнаружив многие свои открытия, но сделанные гораздо раньше. Что ж, по крайней мере, это говорит о большей объективности этих открытий. А радость встречи со сказкой в своей жизни, мифотворчество своего бытия всегда пребывают с нами.

Начнем с экскурса в историю.

«Слово «миф» происходит от греческого mythos, которое в глубокой древности обозначало «слово», «высказывание», «историю»… Миф обычно объясняет обычаи, традиции, веру, социальный институт, различные феномены культуры или явления природы, опираясь на якобы фактические события. Мифы повествуют, например, о начале мира, о том, как были созданы люди и животные, откуда и как произошли некоторые обычаи, жесты, нормы и т.п.

Мифы часто классифицируют по их тематике. Наиболее распространены космогонические мифы, мифы о культурных героях, мифы о рождении и воскрешении, мифы об основании городов.

Мифотворчество – свойство человеческого сознания вообще. Миф формируется в исходных формах в подсознании и сознании человека, он близок к его биологической природе». (Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т.)

Волшебные сказки и мифы, созданные в разных уголках мира, одинаково интересны, понятны и притягательны для людей любых национальностей, любого возраста и профессий. Следовательно, символы и образы, заложенные в них, универсальны, характерны для всего человечества.

Цель данного исследования – не полемизировать о различиях мифа и сказки, а проанализировать аналогичные символы и явления, существующие в них. Для этого подумаем, что есть символическое мышление.

Символическое мышление присуще человеку от начала времен. Посмотрим вокруг: буквы алфавита – это символы; книги – набор понятных нам символов; слова – набор звуков, которые мы условно приняли за эталон и поэтому понимаем друг друга. При упоминании только этих двух понятий – слова и буквы, становится понятно, что без символов и символического мышления развитие человека невозможно. Можно перечислять и далее: символы религий, медицинские обозначения, денежные единицы, дорожные знаки, орнаментальные символы в искусстве, обозначения химических элементов, обозначения и символы, используемые в компьютерном мире и т.д. И чем дальше развивается цивилизация, тем больше ей требуется условных знаков, символов для обозначения определенных явлений, открывающихся перед ней.

«…благодаря символам Мир становится «прозрачным», способным показать Всевышнее» (Мирча Элиаде).

Как понимали мир древние народы? Что несет в своей сути сказка и миф, кроме того, что лежит на «поверхности» текста?

«Символический образ мышления присущ не только детям, поэтам и безумцам, – пишет историк религий Мирча Элиаде, – он неотъемлем от природы человеческого существа, он предшествует языку и описательному мышлению. Символ отражает некоторые – наиболее глубокие – аспекты реальности, не поддающиеся иным способам осмысления. Образы, символы, мифы нельзя считать произвольными выдумками психеи-души, их роль – выявление самых потаенных модальностей человеческого существа. Их изучение позволит нам в дальнейшем лучше понять человека…» (Мирча Элиаде. «Миф о вечном возвращении»).

Символический анализ сказочно-мифологических представлений древних цивилизаций многое может открыть нам. Изучение символов – это бесконечное и притягательное путешествие во времени и пространстве, приводящее к вневременному, к пониманию самих себя.

Из книги Книга Мудрости от Ray. 3-е издание автора Ray X

Сказки о компьютере и о человеке Любой работоспособный компьютер состоит из «железа» (то есть из жёсткого диска и всего того, что можно потрогать руками) и программного обеспечения (которое руками потрогать нельзя).Программное обеспечение компьютера состоит из набора

Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

Из книги Человек против мифов автора Берроуз Данэм

ВВЕДЕНИЕ. МИФЫ И ФИЛОСОФИЯ "Вы философ, доктор Джонсон, – говорил Оливер Эдвардс. – В свое время я тоже пытался стать философом, но, уж не знаю как, мне всегда мешало мое жизнелюбие". Так возобновляли свое знакомство два старых приятеля по колледжу, одному из которых было 65

Из книги Критика и клиника автора Делёз Жиль

Глава IX. Что говорят дети* Ребенок непрестанно говорит о том, что он делает или пытается делать: обследовать окружающие миры на динамичных маршрутах и набрасывать их карты. Карты маршрутов - существенная часть психической деятельности. Маленький Ганс добивается одного

Из книги «Я почему-то должен рассказать о том...»: Избранное автора Гершельман Карл Карлович

Из книги Открытая тайна автора Вэй У Вэй

Из книги 50 великих книг о мудрости, или Полезные знания для тех, кто экономит время автора Жалевич Андрей

«Сказки дервишей» – Идрис Шах – Идрис Шах, или Великий Шейх суфиев (1924–1996 гг.), – суфийский мудрец, писатель и учёный. Он был директором по науке Института культурных исследований, советником ряда монархов и глав государств, членом и одним из основателей Римского клуба,

Из книги Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира автора Бену Анна

Введение. О чем говорят мифы и сказки? Общими для всех сказок являются остатки уходящего в древнейшие времена верования, которое выражает себя через образное понимание сверхчувственных вещей. Это мифическое верование походит на маленькие кусочки расколовшегося

Из книги Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты автора Бену Анна

Из книги Духовные сокровища. Философские очерки и эссе автора Рерих Николай Константинович

Из книги автора

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях События волшебных сказок отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность…Анализ сказок и мифов – путь контактирования с архетипическими идеями. Если мы понимаем

Из книги автора

О чем говорят мифы о сотворении мира?

Из книги автора

Русские народные сказки «Как же мне, старцу Старому, не плакать. Как же мне, старому, не рыдать: Потерял я книгу золотую Во темном бору, Уронил я ключ от церкви В сине море». Отвечает старцу Господь Бог: «Ты не плачь, старец, не вздыхай, Книгу новую я вытку звездами, Золотой

Из книги автора

Сказки и мифы Древнего Египта. Эволюция сознания в сказке о двух братьях События волшебных сказок отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность… Анализ сказок и мифов – путь контактирования с архетипическими идеями. Если мы понимаем

Из книги автора

Сказки Сказки про Василису Прекрасную, про Серого Волка и Ивана-Царевича, про Щучье веленье изданы в Харбине под редакцией Вс. Н. Иванова. Маленькая книжка, стоящая всего десять фен и таким порядком очень доступная. У Вс. Н. Иванова давно была прекрасная мысль об издании в