Дедал и икар. Древнегреческий миф дедал и икар Икар что хотел сделать

Имя «Дедал» в древности являлось собирательным именем для целой корпорации художников и даже ремесленников, занимавшихся изготовлением статуй богов . Все древние статуи, особенно те, которым придавали какую-то чудодейственную силу, считались произведениями Дедала. В мифах он, подобно Вулкану и Прометею , – цивилизатор, учащий людей ремеслам и промышленности, а также механик и архитектор.

Мифы древней Греции. Дедал и Икар. Рухнувшая мечта

Происхождение Дедала малоизвестно; он считается внуком афинского царя Эрехфея . Он изобрел топор, бурав, станок, первый натянул паруса и научил людей управлять парусными судами. У Дедала был ученик, который так же, как и учитель, изобрел много полезных инструментов – пилу, гончарный станок и другие. Опасаясь, как бы ученик не стал более знаменитым, чем он сам, Дедал убил его и должен был покинуть родину.

Он отправился на остров Крит, правитель которого, Минос , сын Зевса и Европы и супруг Пасифаи, дочери Гелиоса , принял его очень радушно. Желая приобрести расположение своих подданных, которые все без исключения были мореплавателями, Минос объявил им, что морской бог Посейдон исполняет все его желания. Чтобы подтвердить свои слова, он упросил Посейдона подарить ему прекрасного быка, которого он обязывался принести ему же в жертву. Тотчас же из морской глубины появился прекрасный белый бык, но Минос был так пленен его красотой, что решил его оставить у себя, а в жертву принес одного из своих быков.

Разгневанный этим поступком Посейдон поручил Афродите отомстить за себя. Жестокая богиня не придумала ничего лучшего, как внушить жене Миноса, Пасифае, страстную любовь к белому быку. Ужасное чудовище с головою быка – Минотавр – явился плодом этой противоестественной любви женщины к животному. Минотавр питался исключительно только человеческим мясом. По приказанию Миноса Дедал выстроил обширное здание – Лабиринт, где было столько проходов и переходов, закоулков и углов, что попавший туда человек не мог найти выхода и должен был лишь безуспешно блуждать в его поисках. Туда и поместили Минотавра, который оставался в Лабиринте до тех пор, пока не был убит Тесеем .

Минос, обвиняя Дедала в том, что он помог в этом деле Тесею (тем более что именно Дедал посоветовал Ариадне дать герою путеводную нить), заключил его в темницу вместе с сыном Икаром. Темница стояла на скале, у самого моря. Надежды бежать оттуда, казалось, не было, но изобретательный Дедал придумал следующее: набрав птичьих перьев, он соединил их посредством проволоки и воска и сумел придать им форму гигантских птичьих крыльев. Его сын Икар, не предчувствуя того, что это изобретение отца будет причиною его погибели, с радостью помогал ему в работе.

Лишь только Дедал окончил свои крылья, он сейчас же решил испробовать их, и ему удалось подняться на большую высоту и спокойно, без усилий держаться над водой. Довольный такой удачей, он привязал крылья и сыну, объяснил ему способ управления ими. Он дал Икару совет не летать слишком низко над морем, чтобы испарения, осаждаясь на крыльях, не замедлили полета, а также не подниматься слишком высоко к небесному своду, дабы лучи солнца не растопили воска, скреплявшего перья.

Вначале все шло хорошо; Икар следовал за отцом и помнил его советы. Но, становясь все смелее, он поднялся на большую высоту. Там жгучее солнце растопило воск, и несчастный юноша, громко призывая отца на помощь, упал в море. Огорченный Дедал должен был продолжать путь в одиночестве и прибыл в Нижнюю Италию, в город Камик, где построил великолепный храм в честь Аполлона . Он повесил в нем свои крылья и изобразил на стене красками всю историю своего полета над морем и гибель сына.

Дедал и Икар. Картина Ш. Лебрена, 1645-1646

Миф о Дедале и Икаре вдохновлял художников во все века, сильно занимая их воображение. Сохранились древние фрески в Геркулануме , на которых изображена гибель Икара. Новейшие художники продолжают даже в наши дни писать полотна на этот сюжет.

Мифы говорят, что Дедал, бывший также и ваятелем, первый из всех придал своим статуям живые формы. Он отделил ноги и руки от туловища, открыл им веки и выразил во всей фигуре движение. Он был очень дружен с Гераклом и, желая сделать ему удовольствие, вылепил его статую и поместил на той дороге, по которой этот его приятель должен был проходить, отправляясь побеждать какое-то чудовище. Дедал сделал такую живую фигуру и так реально передал силу героя, что Геракл, не узнав в ней себя, вообразил, что перед ним достойный по силам враг, схватил огромный кусок скалы и бросил его в статую, разбив её вдребезги.

Миф о Дедале как бы намекает на то удивление, которое испытывали люди того времени при виде неизвестных до того изобретений и изделий только что нарождавшейся промышленности.



Дедал был великим изобретателем и художником древней Греции. Он родился и жил в Афинах. По преданиям к нему во сне являлась сама богиня мудрости – Афина . Благодаря своему незаурядному уму и советам Афины обращать внимание на природные явления, он изобрел великие вещи , например первый в мире не весельный, а парусный корабль.

Но Дедал также отличался излишней гордостью и тщеславием . Он любил осознавать себя самым умным из всех жителей Афин. У Дедала был племянник – Талос , который также был изобретателем и учился у Дедала.

Однажды стоя на крутом пике Талос сорвался с него и умер. По одной версии его столкнул Дедал, который не хотел, чтобы в Афинах существовал еще один изобретатель. Тогда Афина, зная ход будущего, спасла Таласа, превратив его в птицу. По другой версии Талас сорвался сам. Но в любом случае Дедалу присудили покинуть Афины .

Тогда Дедал отплывает на соседний остров – Крит . Там он встречает могущественного, но по слухам жестокого царя Миноса . Царь дарует Дедалу славу, богатство и почет, а взамен требует создавать для него изощренное оружие и обещает, что будет использовать это оружие только для защиты. Дедал мирно работает над своими проектами, когда к нему с необычной просьбой подходит жена Миноса – Пасифая . Она просит создать для нее конструкцию похожую на быка.


Посейдон предоставил Миносу божественного белого быка в качестве жертвоприношения ему. Но Миноса настолько поразила красота быка, что он его спрятал и вместо него пожертвовал обычного. За этот проступок, Посейдон проклял его жену – Пасифаю, внушив ей страсть к этому быку.

Дедал создает деревянную конструкцию обшитую шкурой и ставит эту конструкцию на лугу, чтобы Пасифая тайно могла удовлетворять свою страсть к быку. Так у Пасифаи рождается получеловек-полубык, которого назовут минотавр .

Вскоре у Дедала от рабыни Навкраты рождается сын – Икар . Постепенно Минос перестает быть таким гостеприимным и начинает использовать изобретенное оружие для нападения на Афины, а после просит создать для новорожденного «чудовища» – минотавра, тюрьму, из которой невозможно сбежать.

Дедал вынужден согласиться, и создает лабиринт минотавра, из которого практически невозможно сбежать. По завершению стройки Минос сообщает ему что лабиринт нужен был не только для того, чтобы скрыть в нем это «чудовище», но и для того чтобы отомстить Афинянам за смерть своего сына Андрогина , который погиб на войне против Афинян.

Теперь каждый год Эгей – царь Афин должен предоставлять ему 7 юных девушек и 7 юношей, которые должны быть помещены в лабиринт на съедение минотавру.

Дедал уже не мог терпеть это, но и сбежать не мог. По суши – его и его сына поймают, по морю – тоже. Тогда он вспоминает советы Афины и присматривается к подсказкам природы. Глядя на птиц в небе у него зарождается план. Он решает соорудить крылья и улететь в соседние страны по воздуху.

Вскоре он сооружает две пары крыльев для себя и своего сына – Икара. И вот стоя перед крутым обрывом, Дедал предупреждает сына: "Не лети слишком близко к морю, иначе вода намочит крылья, и они отяжелеют, но также не лети слишком близко к солнцу, иначе воск растает и крылья распадутся"


Но не послушался юный Икар, взлетев ввысь и желая быть выше птиц, выше всех, он так заигрался, что не заметил, как слишком близко подлетел к солнцу. Воск растаял, и Икар исчез из поля зрения Дедала.

Еще долго из неба доносились истошные крики потерявшего ребенка отца - ИКАР!

Вынужден был Дедал отправиться на запад в одиночестве. По одной из версий он прибыл в город Кимы, где его принял царь Кокал .

Царь Минос не желал просто так отдавать Дедала и придумал хитрость. Он разослал по всему свету гонцов с вестью о том, что тот, кто проденет через раковину и все ее извилины нитку, будет щедро вознагражден.

Царь Кокал просит Дедала помочь ему с этой загадкой. Тогда Дедал привязывает нитку к муравью и запускает его в раковину, вскоре нитка продета через раковину и все ее извилины.

Кокал сообщает о своей разгадке Миносу и ждет награды, но Минос требует вернуть ему Дедала иначе войны с Критом не избежать!
Кокал не хочет отдавать Дедала и придумывает план. Он приглашает Миноса к себе. По приезду, его дочери соблазняют Миноса и приглашают его отдохнуть в бани. Там его обливают кипятком, и он умирает от ожогов.

Подобный сюжет заслуживает картины:


Фламандский живописец Питер Брейгель Старший изобразил гибель Икара в своей картине. Однако сразу увидеть главного героя не так просто, зритель видит лишь последний акт, когда главные события – падение Икара уже произошло и из воды лишь торчат его ноги.

Рядом можно заметить куропатку, которая наблюдает за гибелью Икара. Так художник изобразил Талоса, которого Афина превратила в птицу. Ирония, сын Дедала не смог летать, а тот, кого Дедал хотел убить стал птицей.

Ни пахарь, ни пастух, ни рыбак, ни люди на корабле не обращают внимания на Икара, так художник хотел показать, что перед нами глупая и нелепая смерть . Смерть человека возомнившего о себе слишком многое.

Главная мысль мифа Дедал и Икар заключается в том , что тщеславие и гордость не приводят ни к чему хорошему. Если бы Дедал не столкнул Талоса, то ему не пришлось бы бежать из города и работать на злодея. Если бы Икар не стремился во что бы то ни стало превзойти отца и подняться выше, то он не погиб бы глупой смертью.

На Крите Дедал построил по поручению Миноса лабиринт для чудовищного Минотавра, рождённого женой Миноса Пасифаей от быка. Ариадне он устроил площадку для плясок. Дедал помог Ариадне освободить из лабиринта Тесея: найти выход с помощью клубка ниток. Узнав о его пособничестве бегству Тесея и его спутников, Минос заключил Дедал вместе с сыном Икаром в лабиринт, откуда их освободила Пасифая. Сделав крылья, Дедал вместе с сыном улетели с острова. Икар, поднявшись слишком высоко, упал в море, т. к. солнечный жар растопил воск. Оплакав сына, Дедал добрался в сицилийский город Камик к царю Кокалу. Минос, преследуя Дедала, прибыл ко двору Кокала и решил хитростью выманить Дедала. Он показал царю раковину, в которую надо было продеть нитку. Кокал попросил Д. это сделать, тот привязал нить к муравью, который, забравшись внутрь, протянул за собой нитку в спираль раковины.

Минос догадался, что Дедал находится у Кокала, и потребовал выдать мастера. Кокал пообещал это сделать, но предложил Миносу искупаться в ванне; там его погубили дочери Кокала, облив кипящей водой. Дедал же провёл остаток жизни на Сицилии. Миф о Дедале характерен для периода поздней классической мифологии, когда выдвигаются герои, утверждающие себя не силой и оружием, а находчивостью и мастерством.

Икар, в греческой мифологии сын Дедала. Икар погиб, когда надеялся вслететь к Солнцу на крыльях, которые для него сделал Дедал.

Еще в глубокой древности люди мечтали о том, чтобы овладеть небом. В легенде, которую создали древние греки, отразилась эта мечта.

Величайшим художником, скульптором и архитектором Афин был Дедал. Он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы, например такие, как бурав и топор.

Жил Дедал у царя Миноса, и не хотел Минос, чтобы его мастер работал для других. Долго думал Дедал, как ему бежать с Крита, и наконец придумал.

Он набрал перьев. Скрепил их льняными нитками и воском, чтобы изготовить из них крылья. Дедал работал, а его сын Икар играл возле отца. Наконец Дедал окончил работу. Привязал он крылья на спину, продел руки в петли, что были укреплены на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся в воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, словно птица.

А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое с тех пор стало называться Икарийским.

Дедал же продолжал свой полет и прилетел в Сицилию.

Дедал и Икар

Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы. Минос охотно принял под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт, с такими запутанными ходами, что раз войдя в него, невозможно было найти выхода. В этом дворце Минос заключил сына жены своей Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовища с телом человека и головой быка.

Дедал спустился на землю и сказал сыну: «Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком близко к морю, чтобы соленые брызги не могли смочить твои крылья. Не поднимайся и слишком высоко, близко к солнцу, чтобы жара не растопила воск, тогда разлетятся все перья. За мной лети, не отставай от меня».

Отец с сыном надели крылья и легко поднялись в воздух. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Быстрый полет забавлял Икара, все смелее взмахивал он крыльями. Икар забыл наставления отца. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко, под самое небо, чтобы приблизиться к солнцу. Палящие лучи солнца растопили воск, который скреплял перья крыльев, перья выпали и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет на них крыльев. Упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.

Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громко стал звать он сына: «Икар! Икар! Где ты? Откликнись!» Нет ответа. Увидал Дедал в морских волнах перья и понял, что случилось. Как возненавидел он свое искусство и тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!

Гибель Икара

Перед полетом, Дедал объяснил своему сыну Икару, как нужно лететь. Предупредил, что если приблизиться к морю на слишком близкое расстояние, то вода намочит перья и утяжелит их. С другой стороны, если лететь слишком близко к солнцу, то оно расплавит воск, и крылья будут уничтожены.

Икар выслушил отца, но так увлекся полетом, что вопреки инструкциям своего отца поднялся высоко в небо, так высоко, что солнце растопило воск, он упал в море и утонул.

Икар упал вблизи Самосa. а его тело выбросило на близлежащий остров, который был назван в честь него - Икария и море вокруг острова получило название Икарио Пелагос.

Поучительный характер мифа очевиден: глупость и легкомыслие молодых людей, которые игнорируют советы и опыт своих родителей, и вообще старших, имеют необратимые последствия для их жизни.

Во всем нужно придерживаться холотой середины. Не слишком высоко у Солнца и не слишком близко к морю, советовал Дедал, но Икар его ослушался, и потерял жизнь.

Источники: mifologija.dljavseh.ru, naexamen.ru, teremok.in, www.litrasoch.ru, www.grekomania.ru

Кельты и деревья

Одиссей и Алкиной

Ужасные гиганты океана

Старшая из богинь супруга Зевса

5 необычных мостов в мире

Фантазия архитекторов, проектирующих мосты, не знает границ. Ежегодно появляются десятки новых способов переправы, в которых порой очень сложно разобрать их...

Аид и Цербер

Страшно огорчился Эврисфей, что Геракл в очередной раз остался цел и невредим. Ведь теперь от желанной свободы героя отделял всего один...

Освоение космоса в СССР

Одним из наиболее выдающихся достижений советской науки несомненно является освоение космоса в СССР. Подобные разработки велись во многих странах, ...

Профессиональная одежда

Хорошим показателем успешности любого коммерческого предприятия является наличие на персонале одежды специального назначения. Хорошая униформа к лицу и помогает выполнять...

Яхта с вертолетной площадкой

На выставке Fort Lauderdale International Boat Show 2016 представят 69-метровую яхту Suerte. Судно сконструировали на итальянской верфи Tankoa Yachts, в сентябре...

Изложено по поэме Овидия «Метаморфозы».

Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал 1, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются. Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав. Далеко шла слава о Дедале.
У этого-то великого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы. Никрго не было видно кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.
Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса к Европы. Минос охотно принял под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт, с такими запутанными ходами, что раз войдя в него, невозможно было найти выхода,

1 Миф о Дедале и Икаре указывает на то, что уже в глубокой древности люди стали думать о том, как овладеть способом передвигаться не только по земле и по воде, но и по воздуху. Характерно, что величайшим достижением мифического художника Дедала считались не его статуи и воздвигнутые им здания, а именно сделанные им крылья. Миф о Дедале создался в Афинах - важнейшем центре торговли, промышленности, искусства и науки древней Греции.

180

В этом дворце Минос заключил сына жены своей Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовище с телом человека и головой быка.
Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпустить его царь с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника, держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и, наконец, нашел способ освободиться от критской неволи.
- Если не могу я, - воскликнул Дедал, - спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!
Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Пока Дедал работал, сын его Икар играл около отца: то ловил он пух, который взлетал от дуновения ветерка, то мял в руках воск. Мальчик беспечно резвился, его забавляла работа отца. Наконец, Дедал кончил свою работу; готовы были крылья. Дедал привязал крылья за спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:
- Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.

Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Те, кто видел их полет высоко над землей, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.
Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца; он не летит уже следом

181

за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев, выпали перья и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.
Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громка стал звать он сына:
- Икар! Икар! Где ты? Откликнись!
Нет ответа. Увидал Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал свое искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!
А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое стало называться по имени погибшего Икарийским1. Наконец, прибили его волны к берегу острова; там нашел его Геракл и похоронил.
Дедал же продолжал свой полет и прилетел, наконец, в Сицилию. Там он поселился у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы Кокал выдал ему Дедала.
Дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они придумали хитрость. Уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце. Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды; умер Минос в страшных мучениях. Долго жил Дедал в Сицилии. Последние же годы жизни провел на родине, в Афинах; там стал он родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников.

1 Часть Эгейского моря между островами Самосом, Паросом и берегом Малой Азии.

Подготовлено по изданию:

Кун Н.А.
Легенды и мифы древней Греции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954.

На данной странице можно прочитать один из мифов Древней Греции — Дедал и Икар. На основе этого мифа было создано множество произведений. Здесь представлены 2 варианта текста — в изложении Веры Васильевны Смирновой (1898 — 1977) — русской советской писательницы, и в изложении Николая Альбертовича Куна (1877 — 1940) — русского историка, писателя, педагога и автора популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» 1922 года. Выберете интересующий вас вариант изложения и ознакомьтесь с его содержанием.

Древнегреческий миф «Дедал и Икар» в изложении Смирновой В.В.

Отрывок из книги: Смирнова В. Дедал и Икар // Герои эллады
Москва «Детская литература», 1971

В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.

Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять — камнем на нитке, — правильно ли кладут они стены.

У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду — горшки, кувшины и круглые чаши.

Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.

Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.

Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.

До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.

Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.

Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят. Разве человек хуже птицы?»

И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла — два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.

И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.

Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.

— Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. — Так говорил он Икару.


Дедал учит летать Икара

И вот рано утром они улетели с острова Крита.

Только рыбаки в море да пастухи на лугу видели, как они улетали, но и те подумали, что это крылатые боги пролетают над землёй. И вот уже далеко остался позади скалистый остров, и широко раскинулось под ними море.

День разгорался, солнце поднялось высоко, и лучи его жгли всё сильнее.

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына.

А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, — уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.

Оглянулся Дедал — и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море — лишь белые перья плыли на волнах.

В отчаянии опустился Дедал на первый встретившийся ему остров, сломал свои крылья и проклял своё искусство, погубившее его сына.

Но люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах.

Древнегреческий миф «Дедал и Икар» в изложении Куна Н.А.

Миф изложен Н.А. Куном по поэме Овидия «Метаморфозы».

Величайшим художником, скульптором и зодчим Афин был Дедал, потомок Эрехтея. О нем рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми; казалось, что статуи Дедала смотрят и двигаются.


Много инструментов изобрел Дедал для своей работы; им были изобретены топор и бурав.


Топор и бурав

Далеко шла слава о Дедале. У этого-то великого художника был племянник Тал, сын его сестры Пердики. Тал был учеником своего дяди. Уже в ранней юности поражал он всех своим талантом и изобретательностью. Можно было предвидеть, что Тал далеко превзойдет своего учителя. Дедал завидовал племяннику и решил убить его. Однажды Дедал стоял с племянником на высоком афинском Акрополе у самого края скалы.


Никого не было видно кругом. Увидев, что они одни, Дедал столкнул племянника со скалы. Был уверен художник, что его преступление останется безнаказанным. Упав со скалы, Тал разбился насмерть. Дедал поспешно спустился с Акрополя, поднял тело Тала и хотел уже тайно зарыть его в землю, но застали Дедала афиняне, когда он рыл могилу. Злодеяние Дедала открылось. Ареопаг присудил его к смерти.

Спасаясь от смерти, Дедал бежал на Крит к могущественному царю Миносу, сыну Зевса и Европы.

Минос охотно принял под свою защиту великого художника Греции. Много дивных произведений искусства изготовил Дедал для царя Крита. Он выстроил для него и знаменитый дворец Лабиринт, с такими запутанными ходами, что раз войдя в него, невозможно было найти выхода.


Кносский дворец лабиринт

В этом дворце Минос заключил сына жены своей Пасифаи, ужасного Минотавра, чудовища с телом человека и головой быка.


Много лет жил Дедал у Миноса. Не хотел отпустить его царь с Крита; только один хотел он пользоваться искусством великого художника. Словно пленника, держал Минос Дедала на Крите. Дедал долго думал, как бежать ему, и, наконец, нашел способ освободиться от критской неволи.

— Если не могу я, — воскликнул Дедал, — спастись от власти Миноса ни сухим путем, ни морским, то ведь открыто же для бегства небо! Вот мой путь! Всем владеет Минос, лишь воздухом не владеет он!

Принялся за работу Дедал. Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском и стал изготовлять из них четыре больших крыла. Пока Дедал работал, сын его Икар играл около отца: то ловил он пух, который взлетал от дуновения ветерка, то мял в руках воск. Мальчик беспечно резвился, его забавляла работа отца. Наконец, Дедал кончил свою работу; готовы были крылья.

Икар — работа Анны Ходыревской

Дедал привязал крылья за спину, продел руки в петли, укрепленные на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся на воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, подобно громадной птице. Дедал спустился на землю и сказал сыну:

— Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита. Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья. За мной лети, не отставай от меня.

Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Те, кто видел их полет высоко над землей, думали, что это два бога несутся по небесной лазури. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Они миновали уже острова Делос, Парос и летят все дальше и дальше.

Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца; он не летит уже следом за ним. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев, выпали перья и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.


Дедал обернулся, смотрит по сторонам. Нет Икара. Громко стал звать он сына:

— Икар! Икар! Где ты? Откликнись!

Нет ответа. Увидал Дедал на морских волнах перья из крыльев Икара и понял, что случилось. Как возненавидел Дедал свое искусство, как возненавидел тот день, когда задумал спастись с Крита воздушным путем!

А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое стало называться по имени погибшего Икарийским . Наконец прибили его волны к берегу острова; там нашел его Геракл и похоронил.

Дедал же продолжал свой полет и прилетел, наконец, в Сицилию.


Там он поселился у царя Кокала. Минос узнал, где скрылся художник, отправился с большим войском в Сицилию и потребовал, чтобы Кокал выдал ему Дедала.

Дочери Кокала не хотели лишиться такого художника, как Дедал. Они придумали хитрость. Уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце.


Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды; умер Минос в страшных мучениях. Долго жил Дедал в Сицилии. Последние же годы жизни провел на родине, в Афинах; там стал он родоначальником Дедалидов, славного рода афинских художников.



1 Часть Эгейского моря между островами Самосом, Паросом и берегом Малой Азии.