Почему современное китайское искусство так дорого стоит. Искусство Китая – мировое культурное наследие Современная гитарное искусство в китае

На мировой арене современное китайское искусство появилось сравнительно недавно. Так называемый «китайский бум» произошел в 2005 году, когда при небольшом количестве объективных причин цены на живопись художников современного Китая выросли более чем в десять раз. На мировой арене современное китайское искусство появилось сравнительно недавно. Так называемый «китайский бум» произошел в 2005 году, когда при небольшом количестве объективных причин цены на живопись художников современного Китая выросли более чем в десять раз. Существует мнение, что на самом деле проводится информационная война на международном художественном рынке. Проведение многомиллионных сделок по покупке китайского предмета искусства не всегда подтверждается фактами. Часто возникают случаи отсрочки оплаты лота в связи с появлением сомнений в подлинности памятника. Так, например, самая дорогая картина, проданная на аукционе Christie’s в 2011 году, «Долгая жизнь, мирная земля» Ци Байши в течение двух лет находилась на складе. С помощью таких инстанций как правительство КНР, СМИ, дилеры стоимость произведений искусства искусственно завышается. Так, эксперты заявляют о «проведении китайским правительством политики фальсифицирования процветающего, стабильного и благополучного фона КНР с целью привлечения в страну денег иностранных инвесторов». Благодаря объявлениям о рекордных суммах продаж, китайские аукционные дома и представительства мировых на территории КНР стали международными лидерами арт-рынка, что позволило поднять цены на произведения из Китая. Так же на настоящий момент довольно трудно осуществима оценка предметов китайского искусства, так как отсутствуют соответствующие критерии, что также способствует вольной трактовке стоимости произведения. Таким образом, по словам Эбигейл Р. Эсман, «мыльный пузырь» предметов искусства выгоден правительству КНР. В свою очередь, дилеры современного китайского искусства неестественным образом повышают цены на работы протежируемых ими художников. Согласно высказыванию доктора Клэра МакЭндрю «столь резкий взлет китайского рынка был обусловлен растущим благосостоянием, сильным внутренним предложением и инвестициями покупателей. То, что Китай занял лидирующее положение на мировом арт-рынке не означает, что в ближайшие годы он сохранит свое положение. Китайский рынок столкнется с проблемой реализации более стабильного и долгосрочного роста»

Тем не менее на настоящий момент китайские художники известны и популярны во всех мире, они делают до 39% выручки на рынке современного искусства. Этому факту есть как объективные объяснения, так и основывающееся на личном, субъективном вкусе покупателя и так далее, в чем и следует в дальнейшем разобраться.

«Азиатское искусство стремительно выходит на международный уровень, наблюдается значительное увеличение покупок как жителями остальной Азии, так и Запада», считает Ким Чуан Мок, глава департамента живописи Южно-азиатского региона. На настоящий момент самыми дорогими художниками Китая являются Цзен Фаньчжи, Цуй Ручжоу, Фань Цзен, Чжоу Чунья и Чжан Сяоган. При этом работа Цзен Фаньчжи «Тайная вечеря» в 2013 году была продана на аукционе Sotheby’s за 23,3 млн долларов, что является рекордной суммой не только для азиатского рынка, но и западного, ставя ее на четвертое место в списке самых дорогих работ современных художников.

За три года Китай обошел по объему продаж на арт-рынке США и Великобританию, которые изначально занимали лидирующие позиции в мире. Среди департаментов Christie"s рынок азиатского искусства стоит на втором месте по важности и доходности. По данным Artprice, на Китай приходится 33% рынка современного искусства, в то время, как на американский - 30%, на британский - 19%, а на французский - 5%.

Почему же современное китайское искусство так популярно?

Сегодня китайское искусство является чрезвычайно актуальным и важным, отчасти потому, что таковым стал сам Китай. Искусство сосредоточилось вокруг экономически сильного центра. Но росту цен есть вполне конкретные объяснения.

В 2001 году Китай вступил в ВТО , что повлияло на увеличение присутствия аукционных домов в регионе, которые в свою очередь стали подстраиваться под личные предпочтения новых покупателей. Так, за первое десятилетие XXI века на территории КНР открылось около ста аукционных домов. Как местного значения, такие как Poly International, China Guardian, так и международного: с 2005 года в Пекине компания Forever International Auction Company Limited осуществляет деятельность согласно полученной лицензии от Christie’s, в 2013-2014 годах мировые лидеры Christie’s и Sotheby’s открыли свои непосредственные представительства в Шанхае, Пекине и Гонконге. В результате, если в 2006 году доля Китая от мирового художественного рынка составляла 5%, то уже в 2011-около 40%.

В 2005 году случился так называемый «Китайский бум» , в рамках которого цены на произведения китайских мастеров резко выросли с нескольких десятков тысяч до миллиона долларов. Так, если одна из картин Mask Series Цзен Фаньчжи в 2004 году была продана за 384000 HKD, то уже в 2006 году работа из этой же серии ушла за 960000 HKD. Ута Гросеник, немецкий историк живописи, считает, что это связано с местом проведения Олимпийских игр-с Пекином. «Внимание к современному Китаю перенеслось на актуальное китайское искусство, которое оказалось понятным западному зрителю».

В периоды экономической нестабильности рынок искусства растет . 2007-2008 годы характеризуются специалистами как период резкого увеличения объема продаж живописи в целом на 70%, также усилением спроса на современное китайское искусство. Это можно проследить по продажам Цзен Фаньчжи на аукционных торгах Sotheby’s и Christies. В 2008 кризисном году он побил ценовой рекорд. Картина «Mask series №6» была продана на Christies за 9,66 миллионов долларов, что превышает самую дорогую продажу за 2007 и 2006 годы почти в 9 раз. Во время экономического кризиса искусство стоит на втором месте по популярности в качестве альтернативного актива после предметов роскоши. «Наличие объектов тезаврации в портфеле компании позволяет не только диверсифицировать риски, но и обеспечить дополнительную доходность, опережающую некоторые показатели фондового рынка.»

Для китайских предпринимателей, которые являются основными покупателями, инвестирование в искусство представляется наиболее рациональным и перспективным, так как Коммунистическая партия Китая ограничила спекуляции с недвижимостью, что привело к необходимости поиска новых путей решения проблемы. Предметы искусства идеальны для сохранения анонимности инвестора. «Самые известные способы крупных вложений в искусство представителей развивающихся стран, в частности Китая, – это собрания хедж-фондов и организаций с прямыми инвестициями, когда фактически осуществляется покупка части в портфеле из нескольких позиций предметов искусства, но не покупается право собственности.» Запрет о вывозе капитала размером превышающим 50000 $ в год китайские инвесторы научились обходить. Декларируется заниженная стоимость работы, разница переводится на заграничные счета. Таким образом, вычислить отток капитала в другую страну практически невозможно. «Картины для таких инвесторов-инструмент инвестиционного механизма, идеального по степени секретности.» Для этих целей на протяжении первого десятилетия XX века в Китае формировались институты, позволяющие осуществить инвестиции в объекты тезаврации. Так, на настоящий момент на территории КНР существует более 25 фондов художественных ценностей и арт-биржи, выпускаются специальные издания, помогающие сделать правильные и выгодные инвестиции.

Популярность инвестиций в современное искусство стала увеличиваться с ростом количества молодых предпринимателей и увеличению прожиточного минимума представителя среднего класса стран БРИК. Так в Китае на настоящий момент 15 миллиардеров, 300000 миллионеров, а средняя заработная плата составляет 2000 $. «Современное искусство второй половины двадцатого века как раз понятно молодым бизнесменам, у которых, возможно, нет времени ходить по музеям и галереям или читать книги и листать каталоги». Эти люди зачастую не имеют должного уровня образования, но располагают достаточной суммой для правильных инвестиций, что приводит к большому числу китайских инвесторов в искусство и малому коллекционеров оного. Но они знают, что произведение вырастет в цене, а следовательно позднее его можно будет выгодно перепродать.

В Азии, России и на Ближнем Востоке покупка предметов искусства имеет большую экономическую, культурную и "статусную" коннотацию . Таким образом, предмет искусства является еще и позитивистской инвестицией, определяющей статус владельца и поднимающей его престиж и положение в обществе. «Когда китайские инвесторы хотят диверсифицировать портфель вложений, то они чаще всего обращаются к товарам класса люкс, отмечают аналитики сайта Artprice, поэтому для них купить картину современного художника все равно, что купить что-нибудь в бутике Луи Виттон.»

Для бизнесменов и чиновников Китая покупка произведений искусства, в частности местных мастеров, представляют собой интерес, так как существует прослойка так называемых «культивированных функционеров» , которые принимаю взятки в подобном виде. Оценщик перед началом торгов занижает рыночную стоимость картины так, что она уже не может являться взяткой. Этот процесс получил название «Yahui» и в результате стал «мощной двигающей силой художественного рынка Китая».

Одной из причин популярности китайского современного искусства является и сам стиль живописи , понятный и интересный не только самим китайцам, но и западным покупателям. Художники из Китая смогли точно отобразить «культурные и политические явления современного азиатского мира», тем более что вопросы столкновения востока и запада на сегодняшний момент не перестают быть актуальными. На территории Китая осуществляется медиа-пропаганда активного участия в развитии художественного рынка страны. Вниманию реципиентов предлагается более 20 телевизионных программ, 5 журналов, освещающих такие темы как «участие в торгах художественных аукционов», «идентификация художественных реликвий» и т.д. Согласно сообщению официального сайта аукционного дома Poly International: «Poly– аукцион изобразительного искусства, главная цель которого возвратить искусство народу Китая» , из чего следует следующая причина повышенного спроса на китайское искусство.

«Китаец у не китайца не купит произведение искусства». С точки зрения этики предметы национального искусства покупают инвесторы или коллекционеры из данной страны. Таким образом они повышают цены на работы своих соотечественников и выполняют идеологическую установку-возвращают искусство на родину. Многие коллекционеры- жители регионов, такой подъем южно-азиатского искусства соотносится с притоком таковых из Сингапура, Малайзии, Тайланда и Филиппин»- считает Ким Чуан Мок, глава департамента живописи Южно-азиатского региона.

Предметы искусства, в том числе и современная живопись, закупаются для формирования коллекций новых музеев Китая . На настоящий момент наблюдается явление «музейного бума» в Китае, Так в 2011 году было открыто 390 музеев на территории КНР , соответственно существует необходимость их достойного заполнения. В Китае наиболее простым способом является приобретение работ на торгах аукционных домов, а не напрямую у художника или через галерею, это объясняет факт повышенного как спроса, так и предложения на китайское современное искусство.

В настоящий момент Китай является лидером на рынке современного искусства. Не смотря на то, что работы местных художников в основном покупают непосредственно в Китае, а реже-за рубежом сами китайцы, популярность китайской современной живописи и ее значение в контексте мирового художественного рынка отрицать нельзя. Начавшийся около десяти лет назад «китайский бум» не оставляет мир и его мастера не перестают удивлять как своими работами, так и ценами на них.

Список литературы:

  1. Ван Вэй Собирательская Деятельность и формы презентации национального искусства в музеях КНР: диссертация - Санкт-Петербург, 2014.- 202 с.
  2. Гатауллина К.Р., Кузнецова Э.Р. Сравнительный анализ поведения покупателей современной живописи в России и странах Европы// Экономика: вчера, сегодня, завтра, 2012, с.20-29
  3. Дробинина Российские и китайские арт-инвесторы. Сходства немного//Электронный ресурс: http://www.bbc.com/ (Дата обращения 12.03.2016)
  4. Завадский Очень дорогие китайцы// Электронный ресурс: http://www.tyutrin.ru/ru/blogs/10-ochen-dorogie-kitaytsy (Дата обращения 07.06.2016)
  5. Инвестиции в искусство-признак кризиса экономики.//Электронный ресурс: http://www.ntpo.com/ (Дата обращения 12.03.2016)
  6. Китайский рынок произведений искусства//Электронный ресурс: http://chinese-russian.ru/news/ (Дата обращения 13.03.2016)
  7. Чжан Далей. Ценность и ценности современного арт-рынка Китая//Электронный ресурс: http://jurnal.org/articles/2014/iskus9.html (Дата обращения 12.03.2016)
  8. Щурина С.В. «Финансовые риски инвестиций в объекты искусства»// Электронный ресурс: http://cyberleninka.ru/ (Дата обращения 12.03.2016)
  9. Avery Booker China now world’s largest art & antiques market, but what does it mean?// Электронный ресурс: http://jingdaily.com/ (Дата обращения 09.04.2016)
  10. Jordan Levin China becoming a major player in international art world//Электронный ресурс: http://www.miamiherald.com/entertainment/ent-columns-blogs/jordan-levin/article4279669.html (Дата обращения 09.04.2016)

Предположим, Вы оказались в приличном обществе, и речь зашла о современном искусстве. Как и положено нормальному человеку, Вы в нем не разбираетесь. Мы предлагаем экспресс-гид по главным китайским художникам из мира contemporary art - с его помощью вы сможете сохранять умный вид на протяжении всей беседы, а возможно, даже скажете что-то уместное.

Что такое "китайское актуальное искусство" и откуда оно взялось?

До смерти Мао Цзэдуна в 1976 в Китае длилась «культурная революция», в ходе которой искусство приравнивалось к подрывной антиреволюционной деятельности и искоренялось каленым железом. После смерти диктатора запрет был снят и десятки авангардных художников вышли из подполья. В 1989 они организовали первую большую выставку в пекинской Национальной галерее, завоевали сердца западных кураторов, которые немедленно распознали в полотнах трагедию коммунистической диктатуры и безразличие системы к личности, и на этом веселье закончилось. Власти разогнали выставку, расстреляли студентов на площади Тяньаньмэнь и прикрыли либеральную лавочку.

Тем бы и кончилось, но западный арт-рынок так прочно и безудержно влюбился в успевших заявить о себе китайских художников, что компартия прельстилась манящим международным престижем и вернула все как было.

Основное течение китайского авангарда называют «циничным реализмом»: через формальные приемы соцреализма показываются страшные реалии психологического надлома китайского общества.

Самые известные художники

Юэ Миньцзюнь

Что изображает: Персонажи с идентичными лицами ухохатываются во время казни, расстрела и т. д. Все одеты как китайские рабочие или Мао Цзэдун.

Чем интересен: лица рабочих повторяют смех Будды Майтреи, который советует улыбаться, глядя в будущее. Одновременно, это отсылка к искусственно счастливым лицам китайских рабочих на пропагандистских плакатах. Гротескность улыбок показывает, что за маской смеха скрывается беспомощность и застывший ужас.

Цзэн Фаньчжи

Что изображает: китайских мужчин в приклеенных к лицу белых масках, сцены из больничной жизни, тайную вечерю с китайскими пионерами

Чем интересен: в ранних работах - экспрессивным пессимизмом и психологизмом, в поздних - остроумным символизмом. Напряженные фигуры скрываются за масками и вынуждены исполнять навязанные роли. Тайная Вечеря изображается в стенах китайской школы, за столом сидят ученики в красных галстуках. Иуду отличает европейский деловой стиль одежды (рубашка и желтый галстук). Это аллегория движения китайского общества к капитализму и западному миру.

Чжан Сяоган

Что изображает: монохромные семейные портреты в стиле десятилетия «культурной революции»

Чем интересен: ухватывает тонкое психологическое состояние нации в годы культурной революции. На портретах запечатлены фигуры, позирующие в искусственно правильных позах. Застывшая мимика делает лица одинаковыми, но в каждом выражении читается ожидание и страх.Каждый член семьи замкнут в себе, индивидуальность выбивается едва заметными деталями.

Чжан Хуан

Что изображает: художник получил известность за счет своих перформансов. Например, он раздевается, обмазывается медом и сидит возле общественной уборной в Пекине, пока мухи не облепят его с ног до головы.

Чем интересен: концептуалист и мазохист, исследует глубину физического страдания и терпения.

Цай Гоцян

Что изображает: еще один мастер перформансов. После расстрела студентов на площади Тяньаньмэнь художник отправил послание инопланетянам - построил макет площади и взорвал его. Мощный взрыв было видно из космоса. С тех пор много всего взрывает для инопланетян.

Чем интересен: прошел путь от концептуалиста до придворного пиротехника компартии. Эффектная визуальная составляющая поздних работ принесла ему славу виртуоза. В 2008 году правительство КНР пригласило Цай Гоцяна режиссировать пиротехническое шоу на Олимпиаде.

Полотна китайских художников XXI века продолжают расходиться на аукционах, как горячие пирожки, причем дорогие. Например, современный художник Цзэн Фаньчжи написал картину «Тайная вечеря», которая была продана за 23,3 миллиона долларов, и входит в список самых дорогостоящих картин современности. Однако несмотря на свою немаловажность в масштабах мировой культуры и мирового изобразительного искусства, современная китайская живопись нашему человеку практически неизвестна. О десяти значимых современных художниках Китая читайте далее.

Чжан Сяоган

Чжан популяризировал живопись Китая своими узнаваемыми работами. Так этот современный художник стал у себя на родине одним из наиболее известных живописцев. Один раз увидев, вы тоже больше не пропустите его уникальные семейные портреты из серии «Родословная». Его неповторимый стиль поразил многих коллекционеров, которые теперь скупают современные картины Чжана за баснословные суммы.

Тематикой его произведений являются политические и социальные реалии современного Китая, свое отношение к которым переживший Великую пролетарскую культурную революцию 1966-1967 годов Чжан и пытается передать на холсте.

Увидеть работы художника можно на официальном сайте: zhangxiaogang.org.

Чжао Учао

Родина Чжао - китайский город Хайнань, где он получил высшее образование по специализации китайская живопись. Наиболее знамениты работы, которые современный художник посвящает природе: китайские пейзажи, изображения животных и рыбок, цветов и птиц.

Современная живопись Чжао содержит в себе два разных направления китайского изобразительного искусства — это Лингнанская и Шанхайская школы. От первой китайский художник сохранил в своих произведениях динамичные мазки и яркие краски, а от второй - красоту в простоте.

Цзэн Фаньчжи

Этот современный художник получил признание в 90-е годы прошлого века с его серией картин под названием «Маски». На них изображены чудаковатые, мультяшного вида персонажи с белыми масками на лицах, которые приводят зрителя в некоторое замешательство. В свое время одна из работ этой серии побила рекорд по наивысшей цене, за которую когда-либо была продана с аукциона картина, чьим автором бы являлся ныне живущий китайский художник - и эта цена составила 9,7 миллионов долларов в 2008 году.

«Автопортрет» (1996)


Триптих «Госпиталь» (1992)


Серия «Маски». № 3 (1997)


Серия «Маски». № 6 (1996)


На сегодня Цзэн является одним из самых успешных художников Китая. Он также не скрывает, что сильное влияние на его творчество оказывает немецкий экспрессионизм и более ранние периоды немецкого искусства.

Тянь Хайбо

Таким образом современная живопись этого художника отдает дань традиционному китайскому изобразительному искусству, в котором изображение рыб - символ процветания и огромного богатства, а также счастья - это слово произносится в китайском языке как «ю», и точно так же произносится и слово «рыба».

Лю Е

Этот современный художник известен своими красочными картинами и изображенными на них фигурами детей и взрослых, тоже выполненных в «детском» стиле. Все работы Лю Е выглядят очень забавно и мультяшно, как иллюстрации к книжкам для детей, но несмотря на всю внешнюю яркость, их содержание довольно меланхолично.

Как на многих других современных китайских художников, на Лю повлияла Культурная революция в Китае, но он не стал продвигать в своих работах революционные идеи и бороться с властью, а сосредоточился на том, чтобы передать внутреннее психологическое состояние своих персонажей. Некоторые современные картины художника написаны в стиле абстракционизм .

Лю Сяодун

Современный китайский художник Лю Сяодун пишет картины в стиле реализм, где изображает людей и места, подвергнувшиеся влиянию стремительной модернизации Китая.

Современная живопись Лю тяготеет к маленьким, некогда индустриальным городам всего мира, где он и пытается искать персонажей своих полотен. Многие свои современные картины он рисует по сюжетам из жизни, которые выглядят довольно смело, натуралистично и откровенно, но зато правдиво. На них изображены обыкновенные люди такими, какие они есть.

Лю Сяодун считается представителем «нового реализма».

Юй Хун

Эпизоды из своей собственной повседневной жизни, детства, жизни ее семьи и ее друзей - вот что современный художник Юй Хун выбрала главными субъектами своих картин. Однако не спешите зевать, ожидая увидеть скучные автопортреты и семейные зарисовки.

Это, скорее, эдакие виньетки и отдельные образы из ее опыта и воспоминаний, которые запечатлены на холсте в виде своеобразного коллажа и воссоздают общие представления о былой и современной жизни обычных жителей Китая. От этого творчество Юй выглядит очень необычно, одновременно и свежо, и по-ностальгически.

Лю Маошань

Современный художник Лю Маошань представляет живопись Китая в пейзажном жанре. Он прославился еще в двадцатилетнем возрасте, организовав собственную художественную выставку в родном городе Сучжоу. Здесь же он и пишет восхитительные китайские пейзажи, в которых гармонично сочетается и традиционная китайская живопись, и европейский классицизм, и даже импрессионизм современности.

Сейчас Лю - вице-президент Академии китайской живописи в Сучжоу, а его акварельные китайские пейзажи находятся в галереях и музеях США, Гонконга, Японии и других стран.

Фонвэй Лю

Одаренный и амбициозный Фонвэй Лю, современный китайский художник, в погоне за мечтами об искусстве переехал жить в США в 2007 году, где закончил художественную академию со степенью бакалавра. Потом Лю участвовал в различных конкурсах и выставках и получил признание в кругах живописцев.

Китайский художник утверждает, что вдохновением для его произведений является сама жизнь и природа. Прежде всего он стремится передать красоту, которая окружает нас на каждом шагу и таится в самых обыденных вещах.

Чаще всего он пишет пейзажи, женские портреты и натюрморты. Увидеть их можно в блоге художника по адресу: fongwei.blogspot.com.

Юэ Миньцзюнь

В своих картинах современный художник Юэ Миньцзюнь пытается осмыслить знаковые моменты в истории Китая, его прошлое и настоящее. По сути, эти работы - автопортреты, где художник изображает себя в нарочно утрированном, гротескном виде, используя ярчайшие цветовые оттенки в духе поп-арта. Картины он пишет маслом. На всех полотнах фигуры автора изображены с широкими, даже зияющими улыбками, которые выглядят скорее жутковато, нежели комично.

Несложно заметить, что большое влияние на живопись художника оказало такое художественное течение, как сюрреализм , хотя самого Юэ относят к новаторам жанра «циничный реализм». Теперь символическую улыбку Юэ пытаются разгадать и по-своему трактовать десятки художественных критиков и простых зрителей. Узнаваемость стиля и оригинальность сыграли на руку Юэ, который также стал одним из самых «дорогих» китайских художников современности.

Посмотреть работы художника можно на сайте: yueminjun.com.cn.

А в следующем видео представлена современная китайская живопись на шелке, авторами которой являются художники Чжао Гоцзин, Ван Мэйфан и Дэвид Ли:


В продолжение статьи предлагаем вашему вниманию:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

На какие имена современной российской живописи стоит обратить особое внимание? Какой современный художник написал самую дорогую среди картин ныне живущих российских авторов? Насколько хорошо вы знакомы с отечественным изобразительным искусством современности, узнайте из нашей статьи.

Работа Цзэн Фаньчжи “A Man jn Melancholy” была продана на аукционе Christie’s за $1,3 млн. в ноябре 2010 года

Возможно, на первый взгляд использование экономических терминов в отношении искусства, тем более китайского, может показаться странным. Но, в действительности, они более точно отражают те процессы, в результате которых Китай в 2010 году оказался крупнейшим рынком искусства в мире. Еще в 2007 году, когда он обошел Францию и занял третье место на пьедестале крупнейших арт-рынков, мир был удивлен. Но когда три года спустя Китай обошел Великобританию и США, лидеров рынка в течение последних пятидесяти лет, и занял первое место по объемам продаж произведений искусства, мировое арт-сообщество было повергнуто в шок. Трудно поверить, но в настоящее время Пекин является вторым крупнейшим рынком искусства после Нью-Йорка: $2,3 млрд. оборота против $2,7 млрд. Но давайте рассмотрим все по порядку.

Искусство нового Китая

В начале XX века Поднебесная империя пребывала в глубоком кризисе. Хотя еще с конца XIX века группа реформаторов предпринимала попытки модернизации страны, которая в то время была беспомощна перед натиском иностранной экспансии. Но лишь после революции 1911 года и свержения маньчжурской династии, изменения в экономической, социально-политической и культурной сфере стали набирать обороты.

Прежде европейское изобразительное искусство практически не оказывало влияние на китайскую традиционную живопись (да и другие сферы искусства). Хотя на рубеже веков некоторые художники получали образование за рубежом, чаще в Японии, а в нескольких художественных школах даже преподавали классический западный рисунок.

Но лишь на заре нового века началась и новая эпоха в китайском мире искусства: появлялись различные группы, формировались новые направления, открывались галереи, проводились выставки. В общем, процессы в китайском искусстве того времени во многом повторяли западный путь (хотя постоянно поднимался вопрос о правильности выбора). Особенно с началом японской оккупации в 1937 году в среде китайских художников возвращение к традиционному искусству стало своего рода проявлением патриотизма. Хотя в то же время распространялись абсолютно западные формы изобразительного искусства, как плакат и карикатура.

После 1949 года, в первые годы прихода к власти Мао Цзэдуна также наблюдался культурный подъем. Это было время надежд на лучшую жизнь и будущее процветание страны. Но и это вскоре быстро сменилось тотальным контролем за творчеством со стороны государства. А на смену вечного спора между западным модернизмом и китайским гохуа пришел соцреализм, подарок Большого брата – Советского Союза.

Но в 1966 году для китайских художников наступили еще более суровые времена: Культурная революция. В результате этой политической кампании, инициированной Мао Цзэдуном, было приостановлено обучение в художественных академиях, закрыты все специализированные журналы, преследованиям подверглись 90% известных художников и профессоров, а проявление творческой индивидуальности вошло в число контрреволюционных буржуазных идей. Именно Культурная революция в будущем оказала огромное влияние на развитие современного искусства в Китае и способствовала рождению даже нескольких художественных направлений.

После смерти Великого Кормчего и официального окончания Культурной революции в 1977 году началась реабилитация художников, открыли свои двери художественные училища и академии, куда хлынули потоки желающих получить академическое художественное образование, возобновили свою деятельность печатные издания, которые публиковали работы современных западных и японских художников, а также классические китайские картины. Этот момент стал рождением современного искусства и рынка искусства в Китае.

Сквозь тернии к «Звездам»

«Крик народа», Ма Дэшэн, 1979 год

Когда в конце сентября 1979 года в парке напротив «храма пролетарского искусства», Национального музея искусств КНР, разгоняли неофициальную выставку художников, никто не мог даже представить, что это событие будут считать началом новой эпохи в китайском искусстве. Но уже десятилетие спустя творчество группы «Звезды» станет основной частью экспозиции ретроспективной выставки, посвященной китайскому искусству после Культурной революции.

Еще в 1973 году многие молодые художники стали тайно объединяться и обсуждать альтернативные формы художественного выражения, черпая вдохновение из работ западного модернизма. Первые же выставки неофициальных художественных объединений пришлись на 1979 год. Но ни выставка группы «Апрель», ни «Безымянного сообщества» не касались политических вопросов. Работы же группы «Звезды» (Ван Кэпин, Ма Дэшэн, Хуан Жуй, Ай Вэйвэй и другие) яростно атаковали маоистскую идеологию. Кроме заявлений о праве художника на индивидуальность, они отрицали теорию «искусства ради искусства», которая была распространена в художественных и ученых кругах во времена династии Мин и Цин. «Каждый художник – маленькая звезда, — говорил один из основателей группы, Ма Дэшэн, — и даже великие художники в масштабах Вселенной всего лишь маленькие звездочки». Они считали, что художник и его творчество должны быть тесно связаны с обществом, должны отражать его боли и радости, а не пытаться избежать сложностей и общественной борьбы.

Но помимо авангардистов, которые открыто выступали против властей, после Культурной революции в китайском академическом искусстве также сформировались новые направления, в основе взглядов которых лежал критический реализм и гуманистические идеи китайской литературы начала XX века: «Шрамы» (Scar Art) и «Почвенники» (Native Soil). Место героев соцреализма в творчестве группы «Шрамы» заняли жертвы Культурной революции, «потерянное поколение» (Чэн Цунлинь). «Почвенники» искали своих героев в провинциях, среди малых народностей и простых китайцев (тибетская серия Чэнь Даньцина, «Отец» Ло Чжунли). Приверженцы критического реализма оставались в рамках официальных институтов и, как правило, избегали открытых конфликтов с властями, уделяя больше внимания технике и эстетической привлекательности работ.

Китайские художники этого поколения, рожденные в конце 40-х и начале 50-х годов, лично пережили все тяготы Культурной революции: многие из них студентами были сосланы в сельские районы. Память от суровых временах и стала основой их творчества, радикального как у «Звезд» или сентиментального как у «Шрамов» и «Почвенников».

Новая волна 1985 года

Во многом благодаря небольшому ветерку свободы, который повеял с началом экономических реформ с конца 70-х годов, в городах стали создаваться часто неофициальные сообщества художников и творческой интеллигенции. Некоторые из них зашли слишком далеко в своих политических дискуссиях – вплоть до категорических высказываний против партии. Ответной реакцией правительства на это распространение западных либеральных идей стала политическая кампания 1983-84 годов, которая была направлена на борьбу с любыми проявлениями «буржуазной культуры», от эротики до экзистенциализма.

Художественное сообщество Китая ответили стремительным распространением неофициальных арт-групп (по оценкам, их число превышало 80), известных под общим названием «Движение Новой волны 1985 года». Участниками этих многочисленных творческих объединений, различных в своих взглядах и теоретических подходах, стали молодые художники, часто только покинувшие стены художественных академий. В числе этого нового движения была и «Северное сообщество», и объединение «Пруд», и дадаисты из Сямэня.

И хотя в отношении различных групп мнения критиков расходятся, большинство из них соглашаются с тем, что это было модернистское движение, стремившееся восстановить гуманистические и рационалистические идеи в национальном сознании. По мнению участников, это движение было своего рода продолжением исторического процесса, начавшегося в первые десятилетия XX века и прерванного в его середине. Это поколение, рожденных в конце 50-х годов и получивших образование в начале 80-х, также пережило Культурную революцию, правда, в менее зрелом возрасте. Но их воспоминания не служили основой для творчества, а, скорее, позволяли им принять западную модернистскую философию.

Движение, массовость, стремление к единению определяли состояние артистической среды в 80-е годы. Массовые кампании, заявленные цели и общий враг активно использовались с 50-х годов Компартией Китая. «Новая волна» хотя и заявляла о противоположных с партией целях, но во многом в своей деятельности походила на политические кампании правительства: при всем разнообразии художественных групп и направлений их деятельность мотивировалась общественно-политическими целями.

Кульминацией развития движения «Новая волна 1985» стала выставка «China / Avant-Garde» («Китай / Авангард»), открытие которой состоялось в феврале 1989 года. Идея организовать выставку современного искусства в Пекине впервые была высказана еще в 1986 году на встрече художников-авангардистов в городе Чжухае. Но лишь три года спустя эта идея была реализована. Правда, проходила выставка в атмосфере сильного социального напряжения, которое через три месяца вылилось в хорошие известные иностранному читателю события на площади Тяньаньмэнь. В день открытия выставки из-за стрельбы в зале, которая являлась частью перформанса молодой художницы, власти приостановили выставку, а ее повторное открытие состоялось через несколько дней. «China / Avant-Garde» стала своего рода «точкой невозврата» эпохи авангарда в китайском современном искусстве. Уже полгода спустя власти ужесточили контроль во всех сферах общества, приостановив нарастающую либерализацию, и поставили жирную точку в развитии открыто политизированных художественных направлений.

Продажи китайского современного искусства бьют все рекорды на аукционах, Sotheby’s утраивает торги современного азиатского искусства, в музеях всего мира показываются выставки Modern and Contemporary Chinese Art. Не стал исключением и Санкт-Петербург, где в сентябре в Лофт Проекте «Этажи» проходила выставка китайских художников. Журналу «365» стало интересно откуда возник такой интерес к современному китайскому искусству, и мы решили вспомнить 7 ключевых фигур, без которых оно было бы совсем другим.

«Современное искусство» противопоставляется традиционному искусству. Согласно высказыванию знаменитого критика, У Хуна, термин «современное искусство» имеет глубокий авангардистский смысл, обычно обозначающий, что в традиционной или ортодоксальной системе живописи происходят разнообразные сложные эксперименты. Действительно, современное китайское искусство сейчас неимоверно быстро развивается, составляет конкуренцию европейскому искусству как в культурном, так и в экономическом плане.

Откуда возник весь феномен современного китайского искусства? В первые годы правления Мао Цзэдуна (с 1949 года) наблюдался подъем искусств, люди надеялись на приход светлого будущего, но на деле же явился тотальный контроль. Самые тяжелые времена начались с наступлением «культурной революции» (с 1966 года): начали закрываться художественные учебные заведения, а сами художники подвергались гонениям. Реабилитация началась только после смерти Мао. Художники объединялись в тайные кружки, где обсуждали альтернативные формы искусства. Наиболее яростной противницей маосизма была группа «Звезда». В нее входили Ван Кэпин, Ма Дэшэн, Хуан Жуй, Ай Вэйвэй и другие. «Каждый художник – маленькая звезда, - говорил один из основателей группы, Ма Дэшэн, - и даже великие художники в масштабах Вселенной всего лишь маленькие звездочки».

Из художников этой группы наиболее известен Ай Вейвей. В 2011 году он даже занял первое место в списке самых влиятельных лиц в арт-индустрии. Некоторое время художник жил в США, но в 1993 году вернулся в Китай. Там помимо творческой работы, занялся резкой критикой китайского правительства. Искусство Ай Вэйвэя включает скульптурные инсталляции, видео и фотоработы. В своих работах художник использует традиционное китайское искусство в прямом смысле: он разбивает древние вазы (Dropping a Han Dynasty Urn, 1995-2004), рисует на вазе логотип Coca Cola (Han Dynasty Urn with Coca-Cola Logo, 1994). Помимо всего этого, у Ай Вейвея есть и совсем необычные проекты. 1001 читателю своего блога он оплатил путешествие в Кассель и задокументировал эту поездку. Также купил 1001 стул династии Цин. Весь проект, получивший название Fairytale («Сказка»), можно было увидеть в 2007 году на выставке «Документа».

Есть у Ай Вэйвея и архитектурные проекты: в 2006 году художник в соавторстве с архитекторами разработал особняк в северной части штата Нью-Йорк для коллекционера Кристофера Цая.

Интересно творчество Чжана Сяогана, художника-символиста и сюрреалиста. Картины в его серии Bloodline («Родословная»), преимущественного однотонные с вкраплениями ярких цветовых пятен. Это стилизованные портреты китайцев, как правило, с большими глазами (как не вспомнить Маргарет Кин). Манера этих портретов напоминает также семейные портреты 1950-1960 годов. Этот проект связан с воспоминаниями о детстве, художник вдохновлялся фотопортретами своей матери. Образы на картинах мистические, в них соединяются призраки прошлого и настоящего. Чжан Сяоган не политизированный художник — его интересует прежде всего индивидуальность человека, психологические проблемы.

Цзян Фэнци еще один успешный художник. Работы его очень экспрессивны. Серию «Больница» он посвятил отношениям пациентов и власти. Другие серии художника также показывают его довольно пессимистичный взгляд на мир.

Название выставки в «Этажах» – «Освобождение настоящего от прошлого». Художники переосмысливают национальные традиции, используют традиционные, но вносят и новые техники. В начале экспозиции работа Цзян Цзиня «Нарцисс и эхо – Разве вода и ветер не помнят» (Narcissus and Echo – Shall the water and wind not remember). Произведение выполнено в виде триптиха в 2014 году. Автор использует технику туши на бумаге – суми-э. Техника суми-э возникла в Китае в эпоху Сун. Это монохромная живопись, похожая на акварель. Цзян Цзинь воплощает традиционный сюжет: цветы, бабочки, горы, фигуры людей у реки — все очень гармонично.

Представлен на выставке и видео арт. Это работа пекинской видеохудожницы Ван Жуй под названием «Любишь меня, любишь его?» (2013 г.). Видео длится 15 минут, на нем руки гладят руки изо льда, видно, что пальцы у них постепенно тают. Быть может художница хотела сказать о быстротечности и непостоянстве любви? Или о том, что любовь может растопить ледяное сердце?

Работы Стефана Вонг Ло «Полет над землей», выполненные в технике аппликации, напоминают по цветовой гамме образы из фильмов Вонг Кар-Вая.

Определенно, звезды выставки — две скульптуры Му Бояня. Его скульптуры гротескны, они изображают очень полных людей. Проблема лишнего веса заинтересовала художника в 2005 году, после чего он вдохновился на создание данных скульптур. Они напоминают и просветлённых буддийских монахов, и современных людей с проблемой лишнего веса. Скульптуры «Крепко» (2015 г.) и «Давай!» (2015 г.) выполнены в технике крашенной смолы. В данных работах скульптор изображает скорее даже не взрослых людей, а младенцев.

Смогли ли современные китайские художники освободиться от прошлого, решать зрителю, но связь поколений четко прослеживается в их работах, и становится ясно, что от прошлого не так-то просто уйти. Это подтверждает использование техники суми-э, а также инсталляции в которых задействованы древние артефакты. До сих пор современные китайские художники не освободились от влияния маосизма, протест и память о котором до сих пор присутствует в их творчестве. Художники стилизуют свои произведения под времена маосизма; воспоминания о прошлом могут как, например, на полотнах Чжана Сяогана, быть ключевыми в творчестве художника. Неугомонный Ай Вэйвэй выдумывает все новые и новые перформансы, но и он обращается к традиционной культуре. Китайскому искусству всегда было, есть и будет чем удивить зрителя – его наследие бесконечно, а новые представители будут и дальше находить вдохновение в китайских традициях.

Текст: Анна Кожеурова