Что такое честность аргументы. Аргументы к сочинению ЕГЭ на тему: Честь и бесчестие

Многие любят употреблять слово честь, не все готовы в наше время ее отстаивать. Трусость вызывает бесчестие, неуважение, безразличие и лень, заставляют не отстаивать свои интересы и интересы близких нам людей.
Иногда мне кажется, что мужчины, отстаивающие свою честь, и честь своих возлюбленных канули вместе со временами средневековья. Именно в это время понятие чести отстаивали мужчины и были готовы отдать за него жизнь.
Но, к моему большому счастью я еще могу наблюдать за мужчинами, которые никогда не позволят их обесчестить. Это дает мне надежду на то, что наш мир будет избавлен от обид, оскорблений и неуважения.

Сочинение №2 Честь и бесчестие Полное для 11 класса

Приятно наблюдать за людьми, которым нравиться отстаивать свою честь, которые не бояться высказывать свою точку зрения, и верны своим жизненным принципам. Честь позволяет быть увереннее в себе, понимать, что тебе необходимо от жизни, за что ты готов бороться и, что для тебя действительно важно.

Есть вещи, которые, по мнению многих людей, важнее чести. Тут проявляется бесчестие. Деньги могут заставить людей отказаться от чести, деньги могут заставить обижать людей, хамит, предавать. Многие политики не отстаивают интересы страны, многие мужчины не готовы защищать своих женщин. Все это проявление бесчестья, бестактности и неуважение. Также бесчестие говорит об отсутствии совести у человека. Сейчас в наше время стресса и постоянной спешки легко можно оскорбить человека, обидеть и проявить неуважение. Важно, чтобы такое поведение не оставалось безнаказанным. Важно воспитывать детей на принципах отстаивания чести, своих интересов и проявлении уважения. Именно такое воспитание способно избавить от постоянного негатива, корысти, наглости.

Такое понятие, как совесть неразрывно связано с честью. Совестливые люди не будут обманывать, предавать, оскорблять и обижать человека. Совесть позволяет задуматься о своем поведение и о последствиях, которые могут возникнуть.

Воспитание в человеке таких положительных качеств, как честь начинается с атмосферы в семье. Именно так, как поступали родители, будут поступать их дети. Поэтому крайне важно растить детей в семье с благоприятным климатом, в семье, где защищают честь семьи, страны и близких по духу людей.

Человек всегда сама решает, как ему поступать по совести, или выбрать путь бесчестья. Его нравственная сторона всегда в ответе за поступки и поведение в различных жизненных ситуациях.

Сочинение № 3 на тему Честь и бесчестие

Сегодня, как никогда важно такое понятие, как честь. Происходит это потому, что сейчас практически вся молодежь пытается лишиться этого ценного качества и остаться бесчестным человеком. Сегодня не цениться помощь, уважение, принципиальность. Многие не пытаются беречь свою честь смолоду, а оказывается, что происходит это зря.

Честь была важна во все времена. Мужчины долгом чести считали защищать свою семью и свою родину. Женщины берегли свою честь ради любимых мужчин. Дети воспитывались патриотически. Сейчас все это отошло на второй план. Сейчас бьют собак, оскорбляют стариков и выкладывают это все в интернет. Однако стоит остановиться и задуматься, а правильными ли являются такие поступки. Ведь лучше быть человеком честным и совестливым, чем бесчестным и беспринципным.

Важно с самого раннего детства прививать детям чувство собственного достоинства. Важно научить детей уважать других людей и любить родину. Важно понять, что честному человеку живется легче и проще. Ведь когда на душе нет тяжести от бесчестных поступков, хочется творить добро, жить счастливо и весело, а не скрываться от общества с грузом преступлений. Поэтому я всегда выбираю честные поступки и совестливые решения.

Сочинение для 11 класс. ЕГЭ

Несколько интересных сочинений

    Издавна слово по определению трактовалось как нечто загадочное, сакральное, присущее лишь человеку и являющееся одной из отличительных его черт. Характер его интерпретации в обществе довольно редко поддавался

  • Характер Тараса Бульбы (черты и качества характера) в повести «Тарас Бульба» Гоголя

    Тарас Бульба – это главный персонаж повести Николая Гоголя «Тарас Бульба». Этот герой повести очень необычно описывается самим писателем.

  • Образ и характеристика Князя Багратиона в романе Война и мир Толстого сочинение

    Одним из реальных героев романа Льва Николаевича Толстого, был Багратион. Он был не только военачальником, но и героем Отечественной войны 1812года. Толстой описывает его как человека невысокого роста

  • Подколесин в пьесе Женитьба Гоголя сочинение

    В произведении Гоголь создает образ крупного чиновника, но обычного и нерешительного человека. Решив жениться, тот собирается кардинально изменить свою жизнь, но боится этого, что создает ряд комических ситуаций.

  • Анализ сочинение Толстый и тонкий рассказ Чехова 6 класс

    Особое место в произведениях Антона Павловича Чехова занимает образ человека, наделённого такими качествами, как излишнее чинопочитание, трусость и услужливость перед состоятельным человеком. Тема неравенства людей разных социальных статусов развивается

  1. (60 слов) В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» совесть предстаёт перед читателями, как атрибут духовной культуры человека. Так, Чацкий не приемлет службу «не по делу, а по лицам», точно так же, как и ущемление прав крестьян. Именно чувство справедливости заставляет его бороться с фамустовским обществом, показывая его изъяны — это и говорит о том, что «чувство совести» в герое не дремлет.
  2. (47 слов) Подобный пример можно увидеть на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна — человек совести. Несмотря на признание Евгения и свои чувства к нему, она выбирает не любовь, а долг, оставаясь преданной женой. В ней говорит совесть, которая подразумевает верность своим принципам и уважение к близким людям.
  3. (57 слов) В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой — Г.А. Печорин — «страдающий эгоист». Совесть мучает его, но он всячески пытается противостоять ей, доказывая самому себе, что это всего лишь скука. На самом же деле, это осознание собственной несправедливости печалит Григория. Совесть становится не только «мерилом» нравственности, но и настоящим «орудием» души против охватившего ее порока.
  4. (56 слов) Совесть – это, прежде всего, честь и достоинство, которые отсутствуют у главного героя произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души» — Чичикова. Человек, у которого нет «угрызения совести», не способен быть честным. Об этом и говорит авантюра Чичикова. Он привык обманывать людей, заставляя их поверить в благородство «душевных порывов», однако все его действия говорят лишь о низости его души.
  5. (50 слов) А. И. Солженицын в рассказе «Материн двор» тоже говорит о нравственных качествах. Главная героиня — Матрёна — является человеком, чьё отношение к жизни говорит о чистоте души, сопереживании людям и настоящем самопожертвовании — это и есть чувство совести. Именно оно руководит Матреной и не позволяет ей пройти мимо чужой беды.
  6. (45 слов) Герой повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» страдал от нападок совести до конца жизни. Несмотря на искреннюю любовь Лизы, Эраст все же выбирает богатую женщину, дабы улучшить своё финансовое положение. Вероломство привело девушку к самоубийству, и виновник казнил себя за это до самой смерти.
  7. (58 слов) И.А. Бунин в сборнике «Темные аллеи» тоже поднимает данную проблему. «Все проходит, да не все забывается», — говорит бывшая крепостная крестьянка случайно повстречавшемуся барину, который бросил ее когда-то. Совесть не заставляла его страдать, наверное, поэтому судьба покарала его, разрушив его семью. Бессовестный человек ничему не учится и не чувствует своей ответственности, поэтому в его жизни все складывается печально.
  8. (58 слов) Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» раскрывает понятие совести на примере одной из главных героинь — госпожи Простаковой. Она всячески пытается обокрасть свою родственницу, — Софью — чтобы, наконец, «прибрать к рукам» её наследство, заставляя ее выйти замуж за Митофанушку — это говорит о том, что у Простаковой не развито чувство нравственной ответственности перед людьми, чем и является совесть.
  9. (59 слов) М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» говорит о том, что совесть — это честь и нравственная ответственность, доказывая это на примере главного героя — Андрея Соколова, который совладал с искушением спасти свою жизнь ценой предательства. В честный бой за родину его направляло ощущение своей причастности к судьбе страны, благодаря нему он и выстоял в борьбе за свободу отечества.
  10. (45 слов) Нередко совесть является залогом доверия. Так, например, в произведении М. Горького «Челкаш» главный герой берет в дело крестьянского парня, надеясь на его порядочность. Однако у Гаврилы ее нет: он предает товарища. Тогда вор бросает деньги и уходит от напарника: если нет совести, нет и доверия.

Примеры из личной жизни, кино, СМИ

  1. (58 слов) Совесть является внутренним самоконтролем, она не позволяет поступать плохо. Так, например, мой папа никогда не нагрубит и не обидит «недобрым словом», потому что он понимает, что к людям нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это золотое правило морали из курса обществознания. Но оно работает только тогда, когда у личности есть совесть.
  2. (49 слов) В фильме Мела Гибсона «По соображениям совести» поднимается проблема самопожертвования, которая является одной из главных черт совестливой натуры. Главный герой — Дезмонд Досс — рисковал собственной жизнью для того, чтобы «подлатать» мир, который «погряз» в бесконечных войнах. Он, невзирая ни на что, спасал людей из горячей точки, руководствуясь совестью.
  3. (43 слова) Совесть – это обострённое чувство справедливости. Как-то раз подруга сестры рассказала ее секрет всему классу. Мне захотелось «проучить» ее, но в ходе разговора выяснилось, что обе девочки поступили нехорошо. Поняв это, они помирились. Таким образом, в человеке должна говорить совесть, а не месть.
  4. (58 слов) Достаточно всего лишь раз увидеть ущемление прав другого человека, и сразу становится понятно, что означает слово «совесть». Однажды, проходя мимо детской площадки, я увидел (а) плачущую маленькую девочку, которая просила мальчика не трогать её куклу. Я подошел (подошла) к ним и попыталась разобраться, в чем дело. В итоге они продолжили мирно играть. Люди не должны проходить мимо чужих бед.
  5. (50 слов) Совесть не позволяет человеку бросить в беде существо, которое нуждается в помощи. Эту историю рассказывал мой друг: во время морозных вечеров все бездомные животные страдают от голода, а он каждый день выходит на улицу, несмотря на непогоду, чтобы покормить их. Чувствовать любовь и жить ею – это значит быть совестливым человеком!
  6. (50 слов) В фильме Марка Хермана «Мальчик в полосатой пижаме» проблема совести затрагивается особенно остро. Внутренние переживания, которые терзают душу главного героя, заставляют его попасть в настоящий взрослый мир — мир жестокости и боли. И только маленький еврейский мальчик способен показать ему то, что называется «совестью»: оставаться человеком, несмотря на внешние обстоятельства.
  7. (54 слова) Наши предки говорили: «Пусть чистая совесть будет мерилом Ваших деяний». Так, например, порядочный человек никогда не возьмёт чужое, поэтому окружающие ему доверяют. Что нельзя сказать о воре, который уже никогда не обретёт уважение в обществе. Таким образом, совесть, прежде всего, формирует наш облик в глазах окружения, без нее личности никак не состояться среди людей.
  8. (58 слов) «Совесть пусть и без зубов, а сгрызть может», — гласит народная пословица, и это чистая правда. Так, например, в художественном фильме Джонатана Теплицки, основанном на реальных событиях, рассказывается о судьбе Эрика Ломакса, который попал в плен к японским войскам во время войны, и его «карателе», который на протяжении всей жизни сожалел о случившемся: пытках и моральном унижении Ломакса.
  9. (58 слов) Однажды в детстве я разбила мамину вазу, и передо мной стоял тяжелый выбор: признаться и быть наказанным (ой) или промолчать. Однако ощущение того, что я сделал (а) что-то плохое по отношению к другому человеку заставило меня извиниться перед мамой и осознать собственную ошибку. Благодаря честности, мама простила меня, а я понял (а), что не надо бояться поступать по совести.
  10. (62 слова) В кинофильме «Афоня» режиссёр Георгий Данелия представляет нам «бессовестного» человека, который, несмотря на чужие нужды, перекрыл в доме воду во время аварийной ситуации. На вопрос жильцов, есть ли у него совесть, он ответил, что советь у него есть, а времени — нет. Эта ситуация говорит о том, что главный герой думает только о себе. Видимо, порядочность в нем все ещё дремлет.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Официальный комментарий:
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Методические рекомендации:
Честь - это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором - поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее.
Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни».
Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью.
Теофраст
Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине.
Р.Роллан
Стыд и честь - как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.
Апулей
Истинная честь не может терпеть неправду.
Г.Филдинг
Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле;
именно здесь - основа его подлинной чести.
Мишель де Монтень
Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем
мы почерпнем счастье.
Жорж Луи Леклерк

Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений
История русской дуэли XIX века - это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Существовал даже кодекс дворянской чести. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства. А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить имя четы Пушкиных. Поэт не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.
Среди дуэлянтов были не редки бретеры - люди, щеголявшие свой готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.
Такие негативные варианты дуэли изображены в повести А. С. Пушкина «Выстрел» . Герой повести Силъвио, «первый буян по армии», ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку. Он кичится своим превосходством и удачливостью, демонстрирует презрение к смерти, ест черешни под дулом пистолета в угоду своему самолюбию. Его цель не убить, а доказать, что он сильный и может властвовать над людьми. Он болен самовлюбленностью и эгоизмом. Оставив за собой выстрел, герой не стал убивать графа, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать. Вопрос о чести, как понимает читатель, даже не стоит - храбрость героя вызывает также сомнение.
Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Из-за необоснованной ревности Ленский вызывает на дуэль своего друга Онегина.
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. Трусость и малодушие Грушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к княжне Мери и к товарищу, которому он завидовал.
В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Эгоист и злодей загубил невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках недоброжелателей и толкнули на злодейство.
Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым в романе- эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» . Пьер искренне доверял старому другу, ввел в свой дом, помог с деньгами, а Долохов опозорил его имя. Герой вступился за свою честь. Но, понимая, что глупая, «фальшивая» Элен не заслуживает того, чтобы из-за неё произошло убийство, готов раскаяться не из страха, а потому, что уверен в виновности жены.
Литературные герои эпохи XIX века вызывали обидчиков к барьеру и порой шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, ценой которой была сама жизнь.

Честь как воплощение духовной силы героя
Для русской литературы характерен очень серьезный и пристальный взгляд на понятие чести и бесчестья. Но понимание чести героями может быть различным. Пример тому - «Капитанская дочка» А.С. Пушкина .
Петр Андреевич Гринев понимает честь как действие по совести. Основная составляющая его чести - это долг по отношению к императрице, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова.
А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но, нарушив воинскую присягу, перешел на сторону Пугачева, предал Родину. Он корыстен и труслив, циничен и равнодушен. Ему неведомо благородство.
Совсем иное понимание чести у Пугачева. Оно держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Именно это узкое понимание чести позволяет Пугачеву зверствовать в ограбленных завоеванных селениях и крепостях, не чувствуя при этом укоров совести, и в то же время помогать Гриневу спасать Машу, помня его доброту в былые времена. «Кто из моих людей смеет обижать сироту?». В разговоре с Пугачевым Гринев признается сам себе, что между малодушием, предательством и верной погибелью делает выбор, продиктованный совестью: «Чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою». Его прямодушие заставит Пугачева искренне восхититься и отпустить героя на все четыре стороны.
Еще один пример пушкинского произведения - повесть «Дубровский» . Старший Дубровский - потомственный дворянин, честь которого исходит из его положения и истории рода, для Троекурова - это богатство и власть. У сына же Дубровского, Владимира, как и у Гринева, главный аспект мотива чести - это долг, в первую очередь, перед отцом, что заставляет его мстить Кириле Петровичу. Позднее долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви, дочери Троекурова.
Честь, честность... Случайно ли созвучие этих слов с «чисто», «чистота», «чтить»? Честность, как чистота души, незапятнанность репутации - один из аспектов рассматриваемого направления.
«Но мне порукой Ваша честь, и смело ей себя вверяю», - строки из письма Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» , завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на порядочность и достоинство избранника. В них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана. Для Лариной понятие чести, нравственной чистоты - основа мировосприятия. Руководствуясь своим представлением о долге, она остается верна мужу, отвергая любовь Онегина. Пожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет.
Герой лермонтовского «Героя нашего времени» Печорин не типичный персонаж, а исключительный. Поэтому и честь Печорина - это честь другая, исключительная. Фактически у Печорина нет чести в традиционном понимании этого слова. Проблески благородства и доброты, временами его осеняющие, вызываются ощущением исключительности собственного предназначения.
Печорин в некотором роде является предтечей Раскольникова - героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , у которого тоже понятие чести очень личностно и своеобразно. Оно никак не совмещается с общественным пониманием чести, а иногда является и сдерживающим фактором. Раскольников не признает законов общества и хочет жить лишь по собственным. Другое понимание чести у Свидригайлова. Здесь, наоборот, не честь рождает любовь, как у Пушкина в «Капитанской дочке», а любовь возрождает утраченное ранее понятие чести.
В другом аспекте тема чести раскрывается в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» . На примере образа Настасьи Филипповны автор показывает, как может быть поругана человеческая и женская честь. Будучи от природы высоконравственным и чистым существом, героиня стала презирать и ненавидеть себя, хотя во всем случившемся не было ее вины. Можно сказать, что, потеряв свою честь, героиня потеряла свою жизнь.
Глубоко скорбит Н.В.Гоголь об искалеченной и погибающей душе человека, без чести и совести: "»И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком» («Мертвые души» ).
И невозможно не вспомнить роман Л.Н.Толстого «Война и мир» . Болконские - старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну князю Андрею. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Друбецких, Курагиных, Бергов, для которых не существует понятия чести. Не мыслит иного пути для своего сына, кроме пути чести, Николай Андреевич Болконский. Боль, которую принесет известие о смерти князя Андрея, он примет. Но весть о бесчестии... «Мне будет... стыдно!» Задумаемся: стыд страшнее смерти. Для семьи Болконских категория чести, нравственной чистоты основополагающая. Не эта ли чистота делает взгляд княжны Марьи лучистым?
Другая героиня Толстого, живущая сердцем, искренняя, прямодушная Наташа Ростова однажды оказывается в шаге от бесчестия. Увлечение Анатолем Курагиным, подготовка побега. Почему эта история дана через восприятие Пьера? Именно он видит Наташу злой и жестокой, он же забирает у Анатоля ее письма и заботится о сохранении тайны постыдного поступка. Ему доверяет автор стать спасителем Наташи. Может быть потому, что Петр Кириллович Безухов сам имел несчастье столкнуться с «подлой, бессердечной породой» и обрел силу в противостоянии тому злу и разврату, что сеют вокруг себя Курагины.
Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев
- защитника Отечества Кутузова и захватчика Наполеона. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка - захват чужого, ему не принадлежащего, и убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, как человек чести и высокой нравственности.
Отнюдь не любовью к Родине (у них просто нет этой любви!) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру, второй старается отличиться, чтобы вернуть себе офицерское звание, затем получать награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями Москве скупает по дешевке вещи. Война, как показывает это Толстой, сурово проверяет человека.

Антитеза честь-бесчестие в литературе XX века
В литературе ХХ века особое внимание уделяется военному сословию. Ведь лихолетье революционных смут ударило по нему наотмашь. Что значит остаться честным, как сохранить верность долгу, если вокруг сумятица и хаос? Каждый делает свой выбор. Спасая вверенных ему юнкеров, гибнет Най-Турс. Теперь мы понимаем: неслучайно Алексей Турбин видел полковника во сне в образе Святозарного рыцаря. Словно повинуясь законам рыцарской чести, действует и полковник Малышев, распустивший дивизион: «Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!» Николай Турбин считает своим долгом, делом чести рассказать семье Най-Турса о героической смерти полковника и помочь его близким достойно похоронить героя. Как же далеки от них Тальберг («чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»), гетман, штабные офицеры, бросившие Город, и тайно бежавшие трусы. Словно от их имени заявляет «маленький кошмар в крупную клетку» из сна Турбина: «Русскому человеку честь - только лишнее бремя» (М.А. Булгаков «Белая гвардия» ).
Не обходит стороной проблему сохранения чести и литература о Великой Отечественной войне. Стать трусом, обесчестить себя предательством и продолжать с этим жить - такой выбор делает Рыбак. Он соглашается служить полицаем, выбивает опору из-под ног бывшего однополчанина и становится палачом тому, с кем еще вчера сражался плечом к плечу. Он остается жить и вдруг ловит на себе взгляд, полный ненависти. Ненависти к нему, трусу и предателю, бесчестному человеку. Теперь он враг
- и для людей, и для себя тоже... Судьба лишает Рыбака возможности покончить с собой, он будет жить со своим клеймом бесчестия (В. Быков «Сотников» ).

Честь рода как категория народной нравственности
Народные представления о чести, правде, достоинстве многие века хранит русский фольклор. Герои русских сказок , совершающие предательство, как старшие братья Ивана-Царевича, неизменно испытывают позор разоблачения. Их прогоняют за пределы царства. Герой, до конца прошедший испытания, не уронив своего достоинства, в итоге получает награду. С древних времен понятие честь в русской культуре является определяющим для оценки человека. Невозможно представить былинных Илью Муромца, Святогора, Микулу Селяниновича вне категории чести. Так, в былине «Илья Муромец и Калин царь» Илья Муромец, заточенный на три года в погребе по приказу князя Владимира, хоть и держит обиду, но в минуту опасности надевает доспехи и идет защищать родную землю от врага. Более того, оказавшись в татарском плену, он не принимает предложения служить Калину. Ведь это значит предать свой народ, обесчестить себя.
Продолжая фольклорные традиции, древнерусская литература связывает понятие чести с защитой интересов родной земли, своей семьи, своего рода. Так, в «Повести о разорении Рязани Батыем » антитеза «честь и бесчестие» воплощается в образах рязанского князя Федора Юрьевича и «безбожного царя Батыя». Федор Юрьевич принимает смерть, отказавшись отдать Батыю княгиню Евпраксию. Смерть мученическую. Но разве мог он преступить нравственный закон, обесчестить свой род, отдать на поругание жену? Нравственный выбор для героя очевиден. Подвиг чести совершают и вдохновленные князем рязанцы. Пять дней против сменяющих друг друга отрядов завоевателей бьются жители города. Не сдаются, не просят пощады. Не торгуют своей честью.
Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове...» М.Ю. Лермонтова . Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом. Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь. Кто, если не он, должен спасти от бесчестия свою жену. Алена Дмитриевна верна своему мужу, не утаивает своей беды, у него просит защиты от позора.
Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин и сказаний, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности. Поединок чести развернется перед всем народом. Услышав обвинения купца, Кирибеевич испугался. Он-то вышел потешиться, а предстоит бой насмерть. Степан Парамонович спокоен и готов принять смерть, ведь на кону - честь его семьи, честь рода Калашниковых. Примечательно, что на площади все его братья, готовые вслед за Степаном защищать правду-матушку. Обратим внимание, что первый удар наносит Кирибеевич. Удаль или снова подлость?.. И вот бой окончен. Победитель держит ответ перед царем. Ответ ПО СОВЕСТИ тронул Грозного. Казнили
Степана Парамоновича «смертью лютою, позорною» и похоронили промеж трех дорог, в безымянной могиле. Совсем не как доброго христианина. Но суд царский разошелся с судом народным. Погребенный как разбойник, купец Калашников стал поистине народным героем.

Предлагаю 10 аргументов по теме «Честь и бесчестие»:

    А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

    М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

    Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»

    А.Н.Островский « Гроза»

    Л.Н.Толстой « Война и мир»

    Е.И.Замятин «Мы»

    М.А.Шолохов «Судьба человека»

    В.Быков « Сотников»

    В.Распутин « Живи и помни»

    А.В.Каверин « Два капитана»

«Береги честь смолоду»,- именно такой эпиграф имеет повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это и порядочность, нравственная чистота героев, таких как П.Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь, верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине.

Противопоставлены в повести Пётр Гринёв и Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв - человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Швабрин (даже фамилия у него какая отвратительная). Он груб с Машей, сиротой, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь(Гринёв: « С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»)

Эгоизм, себялюбие несовместимы с понятием чести.

Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым(он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!”).

Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Оно формируется с детства. Читатель видит, как в семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное - человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её и возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин (Гринёв Пугачёву: «Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»)

Повесть А.С.Пушкина имеет огромное воспитательное значение. Каким быть, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни- над этим размышляет читатель произведения.

М.Ю.Лермонтов в «Песне» затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих пред человеком,- проблему чести. Как защитить честь свою и своих близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любом ситуации?

Действие разворачивается в далёком 16 веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её - замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом .(«И ласкал он меня, целовал он меня; на щеках моих и теперь горят, живым пламенем разливаются поцелуи его окаянные!..»).

Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж-купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, Калашников пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. Так и произошло. Его казнили, хотя и победил в равном бою Калашников. Смело в глаза говорит купец царю: Я убил его вольной волею, А за что, про что - не скажу тебе, скажу только Богу единому.

Степан Калашников умирает, но остаётся верным своим принципам, человеком чести. Кирибеевич вызывает негативное отношение. Хотя это и «удалой боец», но лживый, эгоистичный, даже царю он способен лгать (говоря о любив к Алёне Дмитриевне, он утаил, что она замужем)

Многому учит это произведение: тому, как нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду. Конечно, сегодня для этого существуют другие, более гуманные средства. Но проходить мимо бесчестного отношения нельзя.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Два сына у главного героя повести «Тарас Бульба»- Остап и Андрий, но как не похожи они. Остап - честный, отважный, открытый человек. Ещё в детстве брал вину на себя, когда они с мальчишками обворовывали сад. Он никогда не предавал своих товарищей, бился до конца с поляками - врагами Родины. И умирает Остап, героически перенося ужасные муки.

Совсем другой Андрий. Это романтическая,нежная натура. Он ласковый, спокойный. Однако прежде всего Андрий думает о себе. И в детстве он мог обмануть, и в Запорожье перешёл в стан врага ради любви к полячке. Он предал Родину, товарищей, брата, отца. Личные интересы, чувства у него на первом плане. Умирает он от рук своего отца, который не смог вытерпеть предательства сына.

Один - человек чести, достоинства. Другой – предатель, бесчестно и бесславно закончивший свою жизнь.Как так произошло? Не может понять этого Тарас Бульба, сам человек чести, преданный Отечеству, товариществу и братству.

Автор даёт понять читателям, как легко поддаться чувствам, особенно любви. Но всегда нужно думать о людях, которые верят тебе, о близких, оставаться честным прежде всего с самим собой. Самый ужасный поступок на войне - предательство своих товарищей, таким людям нет прощения и понимания.

Семья. Это опора общества. Именно в семье формируются основы характера и мировоззрения человека. Какими должны быть отношения в семье: мужа и жены, свекрови и невестки, всех родственников? По каким принципам они должны строиться? Что делает семью крепкой, а людей в них счастливыми? На эти вопросы пытается ответить автор, изображая героев пьесы.

По чести и совести, по любви хочет строить свои отношения в семье мужа Катерина. Воспитанная в атмосфере доверия, она думает, что и в семье Кабановых всё будет таким же. Но как она ошиблась! Властная Кабаниха, безвольный муж, обман, стяжательство, ханжество- вот что видит героиня в новой семье. Любовь Бориса- это и радость, и горе для героини. Воспитанной по законам божьим, Катерина понимает, что совершает огромный грех. изменяя мужу («Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.»). Она и наказывает себя ужасной карой- погибает, понимая, что самоубийство- это тоже страшный грех (… быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что.)
Человек нравственной чистоты, Катерина не смогла жить по законам мира Кабановой. Быть бесчестной - это не по её нравственным правилам.

Как легко приспособилась к жизни Варвара !(И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало») А ведь она ровесница Катерины. Для Варвары ничего нет страшного в обмане, когда все вокруг врут. Да и Катерине именно она помогла совершить первый шаг к падению - дала ключ от заветной калитки. Да, в мире Кабановых надо жить, не давая себя в обиду. Но это не значит, что нужно терять своё достоинство, унижать себя., становиться в ряд с такими, как Дикой и Кабаниха. Оставаться в любой ситуации человеком чести, нравственной чистоты- именно этому учит нас пьеса А.Островского.

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Роман Л.Н.Толстого « Война и мир» посвящён одной из страшнейших войн, которые пережила Россия, - войне с Наполеоном в 1812 году. По-разному общество отреагировало на войну. Большая часть - независимо от сословного, социального положения - плечом к плечу защищала родину. «Дубина народной войны» поднялась над врагом, изгнав его с нашей земли.

Но были и такие, для которых главное - своя жизнь, свои интересы. Они далеки от народа, да и России чужды.

Люди чести - главные герои произведения : Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Каждый на своём месте совершал свой подвиг, приближая победу: Андрей – в Бородинском сражении («Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате»); Пьер- с его желанием быть рядом с народом во время сражения, стремлением убить Наполеона, Наташа- с её помощью раненым. Как красивы душой они, эти люди чести и достоинства!

Кутузов, Александр 1, Багратион и другие - исторические личности. Они патриоты страны, их талант и дальновидность тоже привели к победе. А сколько людей из народа показано автором! Их нравственная чистота понимание своего долга, незаметная ежедневная работа - всё это привело к победе. Это и артиллеристы капитана Тушина(Андрей о батарее Тушина, что успехом дня “обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина”); и солдаты капитана Тимохина, и кавалеристы Уварова, и партизаны Денисова, и многие - многие люди России.

А вспомним Анатоля Курагина, растерянного, жалкого после ранения. И в мирное время ему не были свойственны честь и совесть. И на войне он так далёк от народа, по сути, одинок со своей болью, своим страхом.

А чем руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, когда они поступали в действующую армию? Далеко не понятиями чести и патриотизма. Карьера, чины - вот что для них основное. А как низок военный чиновник Берг, который в оставленной Москве скупает дёшево вещи. Сравните: он и Наташа, семья Ростовых, отдающая подводы для раненых. Какая пропасть между этими героями!

Всех судьба поставила в одинаковые условия, всем необходимо было пережить испытание. Люди чести, патриоты страны - именно им обязана Россия совей победой над Наполеоном.

Е.И.Замятин « Мы»

Роман Е.Замятина «Мы» был написан в 1920 году. Автор в фантастической форме попытался предостеречь о возможных последствиях начинавшегося формироваться тоталитарного режима в Советской России. Подавление личности, отсутствие свободы может привести к потере индивидуальности, когда люди станут единой массой, живущей по единым правилам с чётко определённым распорядком в течение всего дня. Люди потеряли своё « я», они превратились в «мы» , в котором каждый имеет просто номер.

Однако автор показывает, что полностью задушить человеческое в людях невозможно. Главный герой – Д-503, автор записок, испытывает постепенную духовную эволюцию. Героиня I -330 тайно показывает ему иную жизнь, за пределами их Единого Государстве, где светит солнце, настоящее, ласковое, где цветёт трава, так удивительно пахнут цветы. Так влечёт к себе этот Древний Дом. Борясь с собой, герой соглашается на захват «Интеграла», чтобы покинуть это государство. Но замысел раскрыт, участников подвергают операции по стиранию памяти – по «удалению фантазии».

Д-503 снова спокоен. Однако I -330 не предаёт своих идей, не соглашается на операцию. И она будет по законам государства подвергнута пыткам, как и другие участники заговора. Герой уже спокойно смотрит на их мучения, он абсолютно счастлив. Никакие угрызения совести по поводу того, что именно он выдал всех заговорщиков, его уже не беспокоят.

Как многое читается между строк! Какой глубокий смысл вложил автор в картину этого фантастического сюжета! Всегда были и будут люди чести, готовые до конца бороться с несправедливостью, с беззаконием, пусть даже ценой своей жизни. И, к сожалению, всегда находятся те, кто предаёт свои идеи, кто пойдёт по пути бесчестия, жестокости, безразличия. Как важно, чтобы в огромной массе людей слышался честный голос каждого, чтобы «мы» стало олицетворением единства народа, его сплочённости. «Мы», состоящее из отдельных « я»- личностей, нравственно цельных, порядочных, не допускающих бесчестия. И хотя в романе именно Д-503 произносит слова: « Я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен – мы победим, потому что разум доложен победить», – автор выражает свою надежду на победу именно разума в людях, чтобы эта утопия не стала реальностью. Ведь не случайно автор определил жанр своего произведения как антиутопия, подчеркнув тем самым, что такое может произойти, если не предпринять определённых шагов по борьбе с тоталитаризмом. Честь, совесть должны победить в людях.

Как проявит себя человек на войне - тяжелейшем испытании, которое уготавливает ему судьба? Останется верным чести, нравственным принципам или перейдёт черту, за которой – предательство, подлость, позор, бесчестие?

Андрей Соколов в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» -обобщённый образ советских людей, переживших войну, выстоявших в ней, несмотря и ни на что и вопреки всему. Не случайно автор даёт такое название рассказу - о человеке во время войны пишет он в нём, о тех людях, которые остались верны долгу, на запятнали свою честь .(«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.»)
Каждый день на войне - это уже подвиг, борьба за жизнь, изгнание врагов с родной земли. Разве не подвиг, когда Андрей шёл в атаку, когда выстоял в немецком плену, поразив даже своих врагов («Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»)
Разве не нравственный подвиг совершил он, когда уже после войны остался человеком, сочувствующим другим, усыновившим мальчика Ванюшку? Нравственные идеалы и ценности, которым он был верен до конца, помогли Андрею остаться человеком чести, не уронить своего человеческого достоинства .(«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.»)
К сожалению, на войне проявлялась и подлость души некоторых людей, которые ради спасения жизни становились предателями. Выжить любой ценой - это было для них главное. О какой чети и совести можно говорить, если рядом она, смерть? Так думали они в те минуты, переходя черту порядочности, человечности. Вспомним солдата, который готов был выдать своего офицера немцам, лишь бы остаться живым (эпизод в церкви, когда Андрей был в плену и убил этого предателя:
«Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель.»)
На войне проверялся характер человека. Честь или бесчестие, предательство или героизм - что выбирал человек, это зависело он тех нравственных принципов и идеалов которые лежали в основе его жизненной позиции. Но выиграли мы войну потому, что бесчестных было намного меньше. Народ объединяла воля к победе, патриотизма, любовь к родине. Судьба человека и судьба страны, народа слились воедино.

В.Быков « Сотников»

Сущность характера человека отчётливо проявляется в трудных ситуациях, когда нужно сделать выбор, и часто это выбор между ложью, предательством и честью, между жизнью и смертью. Сделали свой выбор и герои повети В.Быкова «Сотников»- Рыбак и сотников. Два бойца, воспитанных в одной стране, на единых ценностях, оказались перед лицом врага. Какой выбор сделать – погибнуть, не предав своих товарищей, или совершить героический поступок.

Рыбак стал предателем. Случайность ли это? Сила обстоятельств, огромное желание выжить любой ценой? Да, и это тоже. Однако автор показывает в течение повести, что герой этот слишком эгоистичен, да и за провиантом для партизанского отряда он пошёл потому, что в той деревне жила его бывшая возлюбленная, он хотел встретиться с ней. Как раздражал Рыбака больной Сотников! Он мог бы его, раненого и беззащитного, спокойно оставить на произвол судьбы, но понимал, что перед отрядом придётся держать ответ. Везде ищет выгоду Рыбак, и, попав в плен, решил пойти на сделку со своей совестью. (« Но ведь кому не известно, что в игре, которая называется жизнью, чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит. Да и как иначе?)
Честь, долг - всё это ушло на задний план, главное- выжить любой ценой.(«… здесь все дело в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства.)

Сколько нравственной стойкости в Сотникове! Это человек чести, для него друзья, Родина, защита Отечества - не просто слова- это суть его характера. Почему Сотников, больной, пошёл за продуктами? Да потому, что другие просто не хотели этого сделать .(« Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». )
Он всегда был там, где трудно. Просто, тихо, скромно он совершает свой подвиг человека, не предав никого
.(« Он ничего не боялся, и это давало ему определенное преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже.»)
Сотников совершенно не думает о подвиге, ведь, возможно, о его смерти вообще никто не узнает. Но он, как человек чести, остаётся вере воинскому, человеческому долгу до конца : «…надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть.»
Рыбак и сотников оказались по разные стороны: « Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов.»

Никогда не будет прощения предателям. Вечная память героям, отдавшим жизни за Родину, народ, оставшимся верным чети и долгу!

В.Распутин « Живи и помни»

Произведение В.Распутина « Живи и помни»- многоплановое. Автор размышляет над многими проблемами, одна из которых - проблема чести и бесчестия. Как сохранить своё человеческое достоинство, не запятнать свою честь в ситуациях, в которых порой так трудно сделать выбор. Что позволяет людям сделать этот выбор?

Герой повести - Андрей Гуськов, хороший боец, храбрый, героически защищавший свою родину, получивший отпуск домой за свои подвиги, дожидавшийся отпуска в госпитале. Однако отпуск отменили. Что же происходит с героем? Почему вдруг он становится изгоем. Предателем, врагом народа? Как получилось, что отважный боец вдруг так изменил сам себе, став позором семьи, причиной гибели своей жены и неродившегося ребёнка? Да, он очень хотел домой, он не был виноват в том, что ему не дали съездить домой, что пора ехать в часть. Но так сильна тоска по дому. Именно она одолела героя, поддавшись ей, Андрей нарушил воинский долг, оказался дома, но уже не как герой, а как предатель. Как страшно герою осознавать, что «никогда больше не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, не пахать этих полей…Теперь раз и навсегда он поймет, что сюда ему ходу

Порой такой зыбкой бывает черта меду честью и бесчестием. Человек даже не замечает, как переходит её. А за ней – позор, стыд, осуждение окружающих. Сколько несчастья принёс Андрей своим родителям, своей жене! Переступив черту дозволенного, он разом отделил себя от людей, став изгоем, и назад дороги уже не было.

Человек, живя, должен помнить, что он в ответе за каждый свой шаг, поступок, а особенно в ответе за близких людей, которые могут пострадать от непродуманного шага. Оставаться в любой ситуации человеком чести, не уронить своего достоинства - только так должен жить человек, таков закон жизни среди людей.

А.В.Каверин « Два капитана»

Повесть В.Каверина «Два капитан» была написана в 1944 году, когда стран вела страшную войну с фашистами. Понятие чести, достоинства, необходимость отстаивания их в любых ситуациях – всё это было как никогда актуально в то время. И сегодня повесть Каверина одна из любимых книг, особенно молодёжи, которая ищет свой жизненный пусть, формирует нравственные установки и ценности.

Два капитана – Саня Григорьев и Татаринов. Их объединяет порядочность, нравственная чистота. Ещё мальчишкой Саня заинтересовался судьбой пропавшей экспедиции Татаринова. Впоследствии он пытается узнать правду о ней, восстановить честнее имя капитана. Он узнаёт, что команда Татаринова открыла новую Северную землю, что виновником гибели людей стал двоюродный брат капитана - Николай Антонович. Именно он недобросовестно подготовил снаряжение для экспедиции, что стало причиной гибели людей.

Восстановить честное имя бывает порой не так и просто. Григорьев своей правдой практически убивает вдову Татаринова, отталкивает от себя его дочь - Катю, которую он так полюбил. Однако Григорьев идёт до конца:

публикует дневник штурмана, находит тело капитана, читает доклад об экспедиции на заседании Географического общества.

До конца в поисках правды шёл Александр Григорьев. Верила своему мужу жена Татаринова. Это произведение учит идти до конца, когда цель - праведная, когда дело идёт о восстановлении чести и справедливости. А бесчестные люди тоже дождутся своего наказания, как наказан мнимый друг Сани - Ромашка, посаженный за свои злодеяния в тюрьму, как изгнан из науки Николай Антонович. При любых испытаниях необходимо не терять человеческого достоинства, оставаться человеком чести, преодолевать препятствия и двигаться вперёд.

МОБУ Никитинская СОШ

учитель русского языка и литературы

Кильмухаметова Л.М.

Основные правила

Как писать итоговое сочинение

Чтобы написать ПРАВИЛЬНОЕ сочинение, в первую очередь, необходимо ознакомиться с основными параметрами. Все мы знаем, что сочинение состоит из трех частей: введение, основная часть и заключение. Часть и абзац - разные понятия, не путать! Каждая часть может дробиться на абзацы.

Правило № 1. Введение и заключение должны быть в три раза меньше основной части. Таким образом, введение и заключение составляют 1/5 текста, основная часть - 3/5 (плюс-минус 5 слов)

Напомню, что оптимальный объем итогового сочинения 350 слов (минимум 250, максимум 450)

Правило № 2. В двух соседних предложениях не должно быть одинаковых или однокоренных слов

Повтор - это одна из самых распространенных речевых ошибок. 4 ошибки - незачет по одному из критериев.

Правило №3. Части предложения должны быть ТЕСНО связаны между собой

Как проверить? Попробуйте прочесть начало основной части (заключения) отдельно. Если все понятно и звучит как отдельный целостный текст - это плохо.

Пример: В произведении Пушкина «Капитанская дочка» затрагивается вопрос чести. Отец главного героя с детства учил его не терять достоинства….

В хорошем сочинении, не прочитав введения, нельзя понять, о чем идет речь в основной части или заключении (на помощь могут прийти вводные слова и местоимения).

Пример: Примером подобного отношения к природе может послужить роман Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»….

Подтверждение моим словам можно найти на страницах повести Пушкина «Капитанская дочка»…

Как видите, без тезиса не совсем понятно, о каком отношении к природе идет речь и какие слова я хочу подтвердить. Это и есть связь.

Правило №4. НЕ СТАРАЙСЯ ПИСАТЬ БЕЗ ОШИБОК

Да-да. Даже не думайте. Именно поэтому многим требуется куча времени на написание сочинения. Мы не способны концентрироваться на двух вещах одновременно. Если вы будете думать о том, как не допустить ошибку, то перестанете формулировать мысль. вы будете скакать с одного вида деятельности на другой. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Попробуйте правой рукой рисовать круг по часовой стрелке, а правой ногой - против. Получилось описать ровные круги и сделать это ритмично? То же самое происходит с нашим мозгом, когда мы пишем сочинение. Поэтому пишите так, как вам пишется. Не думайте о количестве слов, об отсутствии повторов и связях между частями. Главное написать что-нибудь, а потом можно РЕДАКТИРОВАТЬ. Зачеркнуть лишнее, добавить там, где не хватает, заменить повторы синонимами или местоимениями и т.д (не забывайте про орфографию и пунктуацию). Опять же, проверяя сочинение, ищите каждую ошибку отдельно, иначе снова произойдет как с рукой и ногой. То есть перечитать сочинение нужно будет минимум три раза.

Правило №5. Сначала скелет - потом сочинение

Пояснение вновь будет связано с устройством нашего мозга. Есть такие понятия - как ассоциативное мышление и цепная реакция. Они часто включаются во время диалога.

Например, Лена что-то рассказывает Ирине, а ей вспоминается анекдот на эту тему про кошку. Лена рассказывает анекдот про кошку, а Ирина вспоминает какого красивого котенка видела около Меги, в свою очередь, Лена говорит о том, что была в Меге вчера и видела очень крутое платье и Ирина уже задается вопросом, что надеть на выпускной? И т.д. Возможно Ирина так и не расскажет Лене свою историю до конца.

Когда мы пишем сочинение, у нас происходит внутренний диалог и мы точно так же можем отойти от темы. Возможно, текст будет логичным и цельным, но наше заключение не будет соответствовать введению (главная мысль заключения и тезис будут нести в себе разный смысл), а это незачет. Чтобы этого не произошло, необходимо составить и НАПИСАТЬ на листочке скелет сочинения:

Главная мысль аргумента

Главная мысль заключения

Как сформулировать тезис и составить план сочинения

Заранее составленный и прописанный план не позволит вам сбиться с пути или, как минимум, сэкономит драгоценное время.

Структура плана:

Аргумент

Тезис в сочинении - это ваша собственная позиция (мнение) касательно темы сочинения.

Важно! Тезис - четко сформулированная и красиво оформленная мысль, которая умещается в ОДНО предложение. Именно это высказывание должно быть аргументировано в основной части. Тезис нужно писать в конце введения.

Пример:

Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека. (аргументы "Гранатовый браслет", "Леди Макбет Мценского уезда".

Сила воли, по моему мнению, наш главный союзник в борьбе с собственными слабостями. (аргументы "Любовь к жизни", "Обломов")

Аргумент в сочинении обосновывает тезис, доказывает, что ваша мысль верна. Кстати, все аргументы условно можно поделить на две категории. Аргументом может служить весь сюжет произведения полностью. Например, "Любовь к жизни" Джека Лондона как пример железной воли. Используя данное произведение в качестве аргумента, достаточно планомерно передать содержание всего рассказа.

Если же обратиться к более крупным произведениям, то в качестве аргумента выступит конкретный эпизод (или несколько). Например, рассуждая о чести и бесчестии, мы можем привести в качестве аргумента диалог Пугачева и Гринева (Капитанская дочка), где Петр, рискуя быть казненным, отказывается присягать на верность "великому государю". То есть все остальные моменты можно опустить. В данном случае, чтобы оформить аргумент правильно, необходимо кратко (3-4 предложения) изложить сюжет произведения, а после уже в красках описать сцену (характер или поступок персонажа, какую-то ситуацию и т.д.), которая собственно и является аргументом.

Вывод - подведение итогов, логическое завершение. Здесь необходимо быть особенно внимательным, т.к. можно уйти от темы. Чтобы правильно написать заключение, нужно подтвердить, что ваша позиция оказалась верной, либо продолжить свою мысль (тезис), особенно хорошо будет, если вывод будет звучать как напутствие (рекомендация) читающему ваше сочинение.

Пример:

Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека. Вывод: любовь, действительно, может причинить боль, поэтому важно помнить еще об одном чувстве - уважении к себе.

Таким образом, если тезис, аргумент и вывод соединить с помощью вводных слов, план сочинения превращается краткий, но цельный и наполненный смыслом текст. Если у вас получилось, можете не сомневаться, зачет по первым двум критериям вам обеспечен.

План сочинения:

Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека.

Например, Катерина (Леди Макбет), влюбившись в своего работника Сергея, не замечала корыстных намерений этого человека и была готова ради него на все. Она убила собственного мужа и его племянника, попала на каторгу по вине своего избранника, но продолжала любить его. Сергей не отвечал взаимность. Не выдержав издевательств Сергея, Катерина покончила жизнь самоубийством.

Таким образом,любовь, действительно, может причинить боль, поэтому важно помнить еще об одном чувстве - уважении к себе.

Теперь остается расписать каждый пункт более подробно и ваше идеальное сочинение готово.

И напоследок. Самый простой способ сформулировать красивый тезис - пойти от обратного, то есть выбрать аргумент и сделать из него вывод, который и послужит тезисом.

Направления

Опыт и ошибки

Произведения об опыте и ошибках. Если вы не можете подобрать аргумент для итогового сочинения по направлению "опыт и ошибки", этот список литературы поможет вам.

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Неопытный Петр Гринев, получив свободу от родительского контроля, проиграл большую сумму. Юность - пора ошибок)

Л. Н. Толстой повесть "Юность" (Лучшее произведение об ошибках, совершенных в юности. Юность - пора ошибок)

А. С. Пушкин роман "Евгений Онегин" (Людям присуще совершать необдуманные поступки. Евгений Онегин отверг влюбленную в него Татьяну, о чем пожалел, но было поздно. Ошибки - это необдуманные поступки)

М. Ю. Лермонтов роман "Герой нашего времени" (Только потеряв Веру Печорин осознал, что любит ее. Самая страшная ошибка - не ценить то, что имеем)

Н. В. Гоголь повесть "Тарас Бульба" (Центральный персонаж обладает лидерскими качествами и, несомненно, уверенность в себе ему придает многолетний опыт. Окружающие знали это и прислушивались к нему. Роль опыта. Значение опыта._

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (опытный Андрей Гринев, видавший жизнь, дает сыну наставление "Береги платье снову, а честь с молоду". Петр прислушался к отцу и старался следовать наказу, что в конечном счете помогло ему заслужить уважение Пугачева и тем самым спасло жизнь)

«Ионыч» - рассказ А. Н. Чехова

Аргумент:

Непоправимую ошибку совершила и героиня рассказа А. Н. Чехова «Ионыч» - Екатерина Ивановна. Однажды дом ее родителей посетил доктор Дмитрий Ионыч. Наблюдая, как Екатерина играет на пианино и как светятся детской наивностью ее глаза, Старцев влюбился. Доктор признался героине в чувствах, но в ответ она жестоко разыграла своего воздыхателя, назначив встречу на кладбище, на которую не собиралась идти. Этот поступок не погасил пламя в сердце Ионыча и на следующий день он решился просить руки Екатерины Ивановны. Героиня не ответила взаимностью. Будучи юной неопытной девушкой, Котик, как звали ее родители, считала себя очень талантливой и пророчила себе славу известной пианистки. Она боялась, что семейная жизнь помешает ее карьере. Екатерина Ивановна заблуждалась. Через четыре года Котик осознала, что «в ней нет ничего особенного» и что важнее любить и быть любимой. Она надеялась, что чувства Старцева не остыли, но было поздно. Время шло, а Котик и Ионыч оставались несчастными и одинокими.

Возможные тезисы:

Часто люди вводят себя в заблуждение и жалеют об этом всю жизнь

Некоторые ошибки способны разрушить жизнь человека

Принимая необдуманное решение, человек рискует разрушить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих

Честь и бесчестие

Произведения о чести и бесчестии. Список литературы, в котором вы найдете прекрасные аргументы для итогового сочинения по направлению "Честь и бесчестие"

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Гринев сохранил свою честь даже под страхом смерти)

М. А.Шолохов рассказ "Судьба человека" (Соколов - русский солдат, который не боялся смотреть в глаза смерти и вызвал уважение фашистов)

М. Ю. Лермонтов роман "Герой нашего времени" (Печорин, знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие)

М. Ю. Лермонтов поэма "Песня про купца Калашникова" (Калашников отдал жизнь ради чести своей семьи)

Н. В. Гоголь повесть "Тарас Бульба" (Остап достойно принял смерть)

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Швабрин - яркий пример человека, потерявшего достоинство)

Ф. М. Достоевский роман "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это:честь или бесчестие?)

Ф. М. Достоевский роман "Преступление и наказание" (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это:честь или бесчестие?)

Ф. М. Достоевский роман "Преступление и наказание" (Дуню оклеветали, но ее честь была восстановлена. Честь легко потерять)

"Война и мир" - аргумент для итогового сочинения по направлению "честь и бесчестие":

Проблема нравственности всегда была сквозной в литературе 19 века. Так, в произведении «Война и мир» Лев Николаевич затрагивает тему чести и бесчестия. В романе один из центральных героев - Пьер Безухов предстает перед нами совершенно наивным, неискушенным молодым человеком, прожившим всю свою юность за границей. Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает в сети, расставленные князем Курагиным. Попытки князя завладеть наследством не увенчались успехом, поэтому он решил получить деньги другим способом и женил юношу на своей дочке Элен, которая не испытывала никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене своей жены с Долоховым, закипел гнев и он вызывал Федора на битву. Дуэль высвечивает все лучшие качества Пьера: его храбрость, его человеколюбие, его нравственную силу. В данном эпизоде автор противопоставляет героев: Пьер не хотел причинить Долохову вред, тем более убить его, в свою очередь, Федор сокрушался, что промахнулся и не попал в Безухова.

Таким образом, Лев Николаевич на примере главного героя показал качества, которые вызывают уважение, качества, к которым нужно стремиться. Жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им лишь несчастья. Вранье, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но влекут за собой риск запятнать честь и потерять достоинство.(200 слов)

Возможные тезисы:

1. Сохранять честь - значит оставаться человеком в любой ситуации

2. О чести человека можно судить не только по самоуважению, но и по его отношению к другим людям

Победа и поражение

Произведения о победе и поражении. Теперь вам не придется искать аргументы для итогового сочинения по направлению победа и поражение. Мы подобрали аргумент на каждую возможную тему по данному направлению.

И. А. Гончаров роман "Обломов" (Главный герой не смог победить свою лень. Борьба со своими слабостями)

Джек Лондон рассказ Любовь к жизни (Благодаря железной воле герой преодолел голод, боль и остался жив. Победа над собой)

К. Д. Воробьев повесть "Убиты под Москвой" (Алексей Ястребов справился со страхом и неуверенностью. Победа над собой)

К. Д. Воробьев повесть "Убиты под Москвой" (Победа над противником)

М. А. Шолохов рассказ "Судьба человека" (Главный герой нашел в себе силы жить, после того, как потерял семью. Победа над собой)

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Швабрин оговаривает Гринева, но Маша успевает все рассказать императрице. Планы Швабрина рухнули. Поражение)

Б. Васильев повесть "А зори здесь тихие" (Васков одерживает победу над немцами, но на его сердце камень, ведь он единственный выживший в битве. Цена победы. Горечь победы)

Н. В. Гоголь повесть Тарас Бульба (Тарас был жестоко убит ляхами, но это нельзя назвать поражением. Его дух не был сломлен, он умирал с мыслью о дальнейших победах казаков. Что такое победа?)

«Обломов» - роман И. А. Гончаров

Аргумент:

Потерпел поражение в сражении с собственными недостатками и герой романа И. А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич вырос в семье, где жизнь шла своим ходом плавно и размеренно, без потрясений. Окруженный заботой, Илюша вырос несамостоятельным мужчиной. Лежание на диване было его привычным образом жизни, и ничто не пробуждало в нем интереса. Когда на Обломова навалились проблемы, он не принял никаких мер. Герой лишь жаловался всем на жизнь, мечтал, чтобы все само по себе разрешилось и ждал приезда своего друга детства, надеясь, что он поможет во всем разобраться. Обломов понимал, что нужно что-то менять в своей жизни. С приездом Штольца он стал рано просыпаться, интересоваться происходящим в мире и даже влюбился. Но первое же препятствие, переезд из города на дачу, вернуло Обломова к привычному образу жизни. Илья Ильич не удалось измениться, до конца дней он так и остался ленивым, несамостоятельным и нуждающимся в заботе человеком.(143 слова)

Возможные тезисы:

1. Сила воли - наш лучший союзник в борьбе с собственными недостатками

2. Попытаться измениться в лучшую сторону - значит бросить вызов самому себе

Разум и чувство

Произведения о разуме и чувствах. Теперь вам не придется искать аргументы для итогового сочинения по направлению разум и чувства. Мы подобрали по два аргумента на каждую возможную тему по данному направлению.

А. И. Куприн повесть "Гранатовый браслет" (некоторые чувства способна погасить только смерть)

А. Н. Островский пьеса "Гроза" (некоторые чувства способна погасить только смерть)

А. С. Грибоедов пьеса "Горе от ума" (нельзя стать счастливым, руководствуясь лишь здравым смыслом)

А. Н. Островский пьеса "Гроза" (Катерина осознавала, что поступает неправильно, но пошла на поводу у своих чувств. Чувства сильнее разума)

Н. В. Гоголь повесть "Тарас Бульба" (Тарас смог переступить через отцовские чувства убил сына-предателя)

А. С. Пушкин повесть "Капитанская дочка" (Гринев осознавал, что его могут казнить, но чувство собственного достоинства оказалось сильнее)

А. С. Пушкин роман "Евгений Онегин" (Татьяна несчастлива в браке по расчету, т.к. влюблена в Онегина. Чувство важнее разума)

М. Ю. Лермонтов роман "Герой нашего времени" (Вера не счастлива в браке с нелюбимым мужем. Чувство важнее разума)

«Гранатовый браслет» - повесть А. И. Куприна

Аргумент:

Не смог справиться со своими чувствами и Желтков, герой повести Куприна «Гранатовый браслет». Этот мужчина, увидев Веру Николаевну однажды, полюбил ее на всю жизнь. Герой не ждал взаимности от замужней княгини. Он все понимал, но ничего не мог с собой по делать. Вера была маленьким смыслом жизни Желткова, и он считал, что это Бог наградил его такой любовью. Свои чувства герой проявлял только в письмах, не показываясь княгине на глаза. В день ангела Веры, поклонник подарил возлюбленной гранатовый браслет и приложил записку, в которой просил прощения, за причиненное когда-то беспокойство. Когда супруг княгини вместе с ее братом разыскали Желткова, он признал неприличность своего поведения и объяснил, что искренне любит Веру и это чувство сможет погасить только смерть. Напоследок герой спросил у мужа Веры разрешения написать ей последнее письмо, а после разговора простился с жизнью (134 слова)

Возможные тезисы:

1. Искренние чувства не подвластны воле человека

2. Настоящие чувства способна убить только смерть

Разум и чувство аргумент по пьесе островского "Гроза" для итогового сочинения:

Рассуждая о настоящих и искренних чувствах, хочется обратиться к пьесе «Гроза». В данном произведении А. Н. Островский смог со всей яркостью эмоций передать душевные терзания главной героини. В 19 веке огромное количество браков заключалось не по любви, родители старались выдать дочь замуж за того, кто побогаче. Девушки были вынуждены жить с нелюбимым всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова из зажиточной купеческой семьи. Муж Кати представлял собой жалкое зрелище. Безответственный и инфантильный, он не был способе ни на что, кроме пьянства. Мать Тихона, Марфа Кабанова, воплотила в себе идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству», поэтому Катерина постоянно находилась под давлением.

Героиня стремилась к свободе, ей было сложно в условиях рабского поклонения ложным идолам. Девушка нашла утешение в общении с Борисом. Его забота, ласка и искренность, помогли забыть несчастной героине о гнете со стороны Кабанихи. Катерина осознавала, что поступает неправильно и не сможет с этим жить, но ее чувства оказались сильнее и она изменила мужу. Истерзанная угрызениями совести, героиня раскаялась перед мужем, после чего бросилась в реку.(174 слова)

Возможные тезисы:

1. Иногда люди оказываются в плену у собственных чувств

2. Чувства могут быть настолько сильными, что легче проститься с жизнью, чем скрывать их

Дружба и вражда

Список произведений о дружбе и вражде. Теперь вам не придется искать аргументы для итогового сочинения по направлению дружба и вражда. Мы подобрали по два аргумента на каждую возможную тему по данному направлению.

В. Л. Кондратьев повесть "Сашка" (на что готов человек ради друга?)

А. С. Пушкин историческая повесть "Капитанская дочка" (Гринев и Швабрин - почему рушится дружба? Предательство)

И. С Тургенев роман "Отцы и дети" (Кирсанов и Базаров - почему рушится дружба?)

А. С. Пушкин историческая повесть "Капитанская дочка" (Гринев и Пугачев - косвенная вражда, враг - потенциальный друг)

И. А. Гончаров роман "Обломов" (Обломов и Штольц - друзья должны дополнять друг - друга)

В. Г. Короленко повесть "Дети подземелья" (истинная дружба, бескорыстность детской дружбы)

Н. В. Гоголь повесть "Тарас Бульба" (Тарас Бульба считал, что дружба/товарищество важнее семьи)

"Капитанская дочка"

Ярким примером враждующих товарищей могут послужить герои исторического романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев Петр в семнадцать лет был отправлен отцом в армию «понюхать пороху» да «потянуть лямку».

Белгородская крепость, куда был направлен юноша, оказалась не грозным бастионом, а деревушкой, окружённой деревянным забором. Вместо храброго гарнизона там были инвалиды, а вместо артиллерии — старенькая пушка, забитая мусором. Там Гринев и познакомился со Швабриным Алексеем. Офицер сам пришел к Петру, когда узнал о его приезде, сказав, что им овладело желание наконец-то увидеть человеческое лицо. Но дружба юношей закончилась, не успев начаться.

Все началось, когда Гринев поделился с товарищем о чувствах к капитанской дочке и показал песню, написанную для нее. Швабрин строки раскритиковал и позволил себе грязные намеки относительно «нрава и обычая» Маши. Позже выяснилось, что Алексей сам сватался к девушке, но получил отказ. Их ссора закончилась поединком, где Петр был ранен.

После нашествия мятежников Пугачева, взаимная неприязнь между героями сменяется ненависть. Гринев с честью оставался верным императрице, а Швабрин, присягнувший на верность разбойнику, был назначен комендантом крепости, где осталась Маша. Ее родителей убили, и попадья выдала капитанскую дочь за свою племянницу. Предатель принуждал девушку выйти за него замуж, угрожая рассказать, кто она на самом деле.Планы Швабрина не осуществились, Гринев освободил капитанскую дочь, и был помилован Пугачевым, несмотря на старания Швабрина.(211 слов)

Возможные тезисы:

1. Часто причиной вражды между товарищами становится женщина

2. Женщина может разрушить мужскую дружбу

3. Почему друзья становятся врагами?

4. Если тебя предал друг, значит он не был твоим другом.