Я знала одну писательницу. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Сочинения по направлению "Верность и измена"

Страх способен сковать человека, лишить способности говорить не только в минуту смертельной опасности, но и в повседневности, когда, казалось бы, человек в основном находится в безопасности. Например, мальчик, о котором рассказывает Ф.А.Вигдорова. Он не боится смерти, слетая на лыжах с крутой горы, хотя вероятность получить травму в ходе таких развлечений возрастает в сотни раз. Но вот признаться в том, что он разбил окно, мальчик не может, не смотря на то, что признание не может повлечь за собой его гибель.

Наказания ребенок боится больше смерти, что со стороны кажется нелепым и глупым. Поругают, накажут, объявят домашний арест, лишат игр, заставят убирать, накричат - жизнь на этом не остановится. Эти происшествия - жизненный опыт, который становится бесценным, если из него выносят урок, будь то даже разбитое окно. Но можно предположить, что мальчик - совсем ребенок и что такое смерть он не знает или не понимает. Тогда страх перед наказанием и осуждением становится, действительно, его самым большим страхом. Но разберем другую ситуацию, также упомянутую автором. Ключевое лицо в ней - бывший военный. Он, казалось бы, взрослый, умудренный опытом мужчина. Ужаса, что он повидал на войне, так много, что хватит на несколько жизней вперёд. На поле битвы он не раз рисковал своей жизнью, стал героем войны. Но вот вступиться за несправедливо осуждённого товарища он испугался, прямо как мальчик, разбивший окно. Опять же, погибнуть на войне солдат боится меньше, чем сказать слово против ложного обвинения и перечить людям, что выше него по социальному положению. Со страхом в повседневной жизни сталкиваются все - будь то ребёнок или взрослый. Разница лишь в том, что в зрелом возрасте трусливый поступок может привести к более печальным последствиям.

Автор считает, что хотя страх бывает разным, но мужество, которое необходимо при борьбе с ним, в любых условиях - одно. Мужество требует, чтобы "человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании".

Я абсолютно согласна с позицией автора. Ещё я заметила, что в большинстве случаев страх, с которым человек сталкивается в повседневной жизни - это страх осуждения обществом. Подавляющая часть людей очень зависима от мнения окружающих. Исходя из того, что человек - это биосоциальное существо, этот страх вполне естественен. Практически все люди не могут жить изолированно от общества, для большинства одиночество - самое ужасное, что только может случиться в жизни. Тот же солдат, побоявшийся заступиться за друга, не смог сказать ничего против несправедливости, потому что не знал, как к его поступку отнесётся общество. Сражаясь же на войне, он был уверен, что его дело правое, что даже если он погибнет, то на Родине его все равно будут считать героем, потому что он сражался за мир в своей стране.

И всё-таки я считаю, что подобные страхи не только не спасают человека от необдуманных поступков, грозящих ему гибелью (а первоначальное предназначение страха именно в этом), но и действуют на него негативно. Боясь мнения окружающих, испытывая стыд, придумывая себе комплексы, человек не может реализоваться как личность, потому что он всегда боится неудачи и следующее за ней презрение общества. Когда-то я прочитала следующие слова:" Даже если вы ангел, все равно найдутся люди, которых будет раздражать шелест ваших крыльев". Каким бы человек идеальным не был, всегда будет существовать некоторое количество людей, которым он не понравится. Стоит ли гнаться за недостижимым? Общество - совокупность обычных людей, имеющих свои личные страхи. Этих людей не нужно бояться или ненавидеть, к ним нужно относиться, как к людям.

В заключение хочу сказать, что страх может быть как полезен, например, когда он способен уберечь человека от опасности, так и губителен для человеческой души. Большинство страхов, с которым человек сталкивается в повседневной жизни - результат детского воспитания, заложенные обществом глубоко в сознание нормы и правила поведения. Общество стремится управлять человеком, не давать ему возможности выделиться и стать индивидуальностью. Однако стадо овец нередко бывает загнано в ловушку стаей волков. Человеку нужно руководствоваться в первую очередь душой и совестью.

Обновлено: 2019-06-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Что такое мужество? Что такое инстинкт самосохранения? Над этими вопросами размышляет Ф. А. Вигдорова.

В своем тексте автор поднимает актуальные и по сей день проблемы мужества и трусости. Рассуждая на эту тему, писательница приводит слова Рылева “..мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости”. То есть, люди не боятся жертвовать собой в минуты опасности, но боятся заступиться за другого человека.

Переживая за свое благополучие.

Бесстрашные люди могут проявить трусость из-за страха что-то потерять.

Нам всем знаком роман Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка”. Совершенно два противоположных героя – Петр Гринев и Алексей Швабрин. На протяжении всего произведения Гринев ведет себя честно и открыто, так как он – человек чести.

Он живет и действует по велению сердца, а сердце живет по дворянским законам, именно это помогает ему сохранить свое достоинство. А Швабрин? Алексей совершает безнравственные поступки, лжет, становится предателем.

Он заботится только о своем благе.

Герой романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”, Родион Раскольников, рискуя своей жизнью спасает двух детей из горящего дома. Но тут же возникают вопросы. Почему он убил старуху-процентщицу?

Почему не сознался в содеянном? Страх. Он боялся упасть в глазах близких людей, только это мешало ему исправиться.

Таким образом, мужество – осознанное действие, преодолевшее страх. Инстинкт самосохранения – действие по спасению себя от опасности.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Автора текста приводит в недоумение то, что человек, прошедший войну, не может зачастую “сказать слово в пользу справедливости”, а смелый мальчик, который не боится “переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок”, разбив стекло, не может признаться в содеянном. Ф. А. Вигдорова уверена, что каждый человек должен уметь преодолевать в себе страх: в бою, на улице, на […]...
  2. 1. Я знала замечательную писательницу. Ее звали Тамара Григорьевна Габбе. 3. Она сказала мне однажды: – В жизни много испытаний. 4. Их не перечислишь. 5. Но вот три, они встречаются часто. 6. Первое – испытание нуждой. 7. Второе – благополучием, славой. 8. А третье испытание – страхом. 9. И не только тем страхом, который узнает […]...
  3. Передо мной текст Б. Житкова, в котором он поднимает актуальную морально-этическую проблему, суть которой сводиться к вопросу: “Является ли трусость главной причиной подлости?” В своем тексте автор приводит удивительные примеры, проявления храбрости. Он сравнивает поведение шофера в двух ситуациях, когда он бежит от воров, отдав без сопротивления им тужурку, и когда он везет донесение в […]...
  4. Почему боится человек? На этот вопрос Ф. А. Вигдорова пытается ответить в своем тексте. Размышляя над проблемой, автор приводит два примера того, чего боится человек. В одном она рассказывает о том, что мужчина, который прошел всю войну и не раз смотрел смерти в глаза, в простой обыденной жизни “побоялся сказать слово в пользу справедливости”. Во […]...
  5. Что такое доброта? Доброта – это одно из важнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности личности. Если человек способен к сопереживанию, обладает желанием прийти на помощь другому, готов бескорыстно служить людям, мы говорим о нем, что это добрый человек. Тема, герой повести Н. Гарина-Михайловского, проявляет милосердие, вытаскивая свою собаку из колодца, куда […]...
  6. Что такое сила духа? Что такое сила духа? Это свойство души человека, которое делает его непобедимым, заставляет идти навстречу опасности, рисковать, биться даже тогда, когда все вокруг опустили руки. У Редьярда Киплинга есть прекрасные строки: Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно все пусто, все сгорело, И только воля […]...
  7. Неуверенность в себе – это страх кому-либо не понравиться, сделать то, что не делают другие, быть не таким, как все. Неуверенность в себе – это страх быть самим собой. Данное качество заставляет человека всегда сомневаться в своем выборе и в своих способностях. Для доказательства тезиса обратимся к тексту Л. А Лубенец и жизненному опыту. Во-первых, […]...
  8. Неуверенность в себе – отрицательное качество, поскольку оно не позволяет человеку принять верное решение и совершить достойный поступок. Отсутствие веры в собственные силы приводит к глупым и неверным действиям. Сомнения сдерживают порывы, заставляют отказываться от целей и желаний. В литературе есть немало примеров проявления неуверенности, разрушающей самые светлые мечты. Преодолевшие этот порок закаляют характер, они […]...
  9. Армия. Какое значение несет в себе это слово? Правильно ли его понимает нынешняя молодежь? Почему так велико значение армии в жизни общества? Над этими вопросами нас заставляет задуматься автор предложенного текста – Сергей Куличкин. В тексте поднимается проблема армии и ее предназначения. Автор глубоко озадачен этими вопросами, и его негодование относительно нынешнего восприятия армии вполне […]...
  10. Война – страшное слово, при произнесении которого каждый участник войны вспоминает ужасные картины военных дней. В боях, доблестно сражаясь, погибло много наших соотечественников, но память о них не иссякла и по сей день. Именно проблему героизма и мужества советских солдат поднимает русский писатель Б. А. Васильев в своем тексте, который также известен всем нам по […]...
  11. Время меняется. Меняются люди. И часто приходится видеть, как спорят люди разного поколения. К сожалению, в большинстве случаев мы наблюдаем неуважение детей к взрослым. Так М. Агеев поставил в тексте проблему взаимоотношения отцов и детей. Автор знакомит нас с мамой, при виде которой ему стало стыдно перед товарищами за ее беспомощный и жалкий вид. За […]...
  12. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания В. Г. Короленко: “Русский язык…обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли”. “Русский язык…обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли,”- говорил известный русский писатель В. Г. Короленко. Я не могу не согласиться с ним, потому как считаю, что нет мыслей или чувств, которые […]...
  13. “Но он рад был происшествию, потому что Витек его зауважал и Сивка оказался сивкой, а не чем-то вроде”, – рассказывает В. И. Одноралов, автор данных строк. Смысл фразы заключается в том, что человек может стать авторитетом для кого-то лишь в том случае, если покажет, каков он есть и на что способен. Чтобы доказать это, обратимся […]...
  14. “Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его”, – читаем мы в тексте Н. Гарина-Михайловского. Смысл данного отрывка текста я понимаю так: главный герой хочет вытащить свою собаку из колодца, и она словно понимает то, что он ей говорит. Я думаю, что главный герой очень добрый и отважный мальчик, потому что, несмотря […]...
  15. “Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несет в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может.” Вступление В жизни человек может обойтись без многого, но только не без книги. Она стала нашим другом и помощником, никогда не предающей и не оставляющей в одиночестве. […]...
  16. Чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, писатель приводит рассуждения, в которых отмечает, что “быть старым – такая же прекрасная необходимая задача, как быть молодым”. Г. Гессе особо подчеркивает тот факт, что в старости люди “стали немного умней и терпимей”. Автор убежден, что старость – это ступень жизни человека, которая имеет свои радости и горести, […]...
  17. Что такое непонимание? Как оно влияет на жизнь друзей, семей, народов? Проблему непонимания между людьми раскрывает С. Л. Львов в своем тексте. Каждый из нас хоть раз ругался с дорогим человеком. Из-за чего это происходило? Чаще всего причиной служини разногласия и непонимания. Поэтому автор пытается раскрыть эту проблему через анализ семейной истории одной из радиослушательниц. […]...
  18. Мы очень часто говорим слово “герой” и вспоминаем героев Великой Отечественной войны, героев нашего времени или даже знакомых людей. И порой мы задумываемся: что же в таких людях необыкновенного? В чем проявляется героизм? – вот проблемный вопрос, волнующий С. Сальникова. В данном тексте описывается случай, когда осенью неожиданно установилась зимняя погода, и моря покрылись льдом. […]...
  19. В статье Алексея Николаевича Толстого – советского писателя, общественного деятеля, занимавшегося успешным созданием повестей и рассказов, а также романов, посвященных научной фантастике и историческим событиям, отражена проблема, касающаяся мужества и стойкости. Авторские рассуждения посвящены тому, что и покалеченному человеку на войне характерно быть мужественным, если дело касается защиты своей Родины! Проблема эта является актуальной и […]...
  20. “Где-то не работал светофор, где-то на обочине чинили сломанную машину, где-то надрывно ревела сирена “скорой помощи” – и все эти людские беды, которые плотно окружили его, произошли, казалось, только потому, что он положил в карман чужой телефон”, – читаем мы в тексте Алексея Владимировича Гридина. Я считаю, что когда совершаешь поступок, после которого просыпается совесть […]...
  21. “- Гриш, а Гриш! Гляди-ка, поросенок-то.. Смеется… Да-а А во рту-то у него!.. Смотри, смотри… травинка во рту, ей-богу, травинка!.. Вот штука-то!”. Такими словами начинает свой текст Александр Иванович Куприн. В данном тексте основной проблемой является проблема человеческого счастья. Понятие счастья разное для каждого человека, ведь оценивать что-то мы можем лишь по собственному опыту, по […]...
  22. В своем тексте публицист Ю. Лотман обращает внимание читателей на проблему расизма в современном обществе. В наши дни эта проблема очень актуальна т. к. многие люди испытывают “клиническое безумие ненависти, которая охватывает целые пространства нашей земли.” Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Ю. Лотман приводит пример на основе наблюдений. Действительно, проблема расизма затрагивает каждого […]...
  23. Давно прошли времена рыцарей, но и сейчас, слыша слово “рыцарь”, мы представляем себе сильного, мужественного человека, защитника слабых и угнетенных. Это слово стало обозначать настоящего мужчину со всеми лучшими качествами представителей сильного пола. Однако времена меняются, и сейчас встретить рыцаря не так-то просто. Этой важной проблеме – проблеме мужественности – и посвящает свой текст С. […]...
  24. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Д. С. Лихачева: “Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит”. Известный лингвист Д. С. Лихачев утверждал: “Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит”. Слова эти обозначают следующее: по тому, […]...
  25. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Светланы Ивановны Львовой: “Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый “характер””. Светлана Ивановна Львова писала: “Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое […]...
  26. Память. Как важно это понятие в жизни каждого из нас. Но почему все чаще забываются важные для каждого человека люди – учителя? Отчего это происходит? Именно над этими вопросами задумывается Ю. Бондарев в своем тексте. В данном отрывке поднимается проблема памяти. Она относится к категории нравственных проблем и является актуальной в наше время. Ведь все […]...
  27. Знает ли человек свои возможности? И есть ли у них предел? Над этой проблемой предлагает задуматься Даниил Гранин. Писатель, размышляя над этими вопросами, обращает внимание на то, что люди зачастую не знают, на что они способны и не способны, так как бояться делать открытие себя. Но в будничной жизни, в экстремальных условиях, бывают такие ситуации, […]...
  28. Борис Житков поднимает в своем тексте проблему преодоления природного страха. Рассуждения писателя подкреплены конкретными примерами, которые показывают, что люди способны перебороть страх даже в экстремальных ситуациях. Из текста видно, что Житков испытывает гордость за товарищей, сумевших преодолеть собственные страхи ради достижения великой цели. Так и появляются среди нас стойкие, мужественные и самоотверженные герои. Полностью разделяю […]...
  29. Взаимопонимание и сочувствие, любовь и помощь – эти качества являются основой для счастливой семейной жизни. Ведь дети будут ценить, любить и уважать своих родителей только тогда, когда будут воспитаны в дружной атмосфере любви и уважения. Именно тогда они будут ценить своих родителей и не оставят их в старости. Об этом рассуждает Наталья Петровна Баулина в […]...
  30. Я согласна с высказыванием Льва Васильевича Успенского: “В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения”. Действительно, при помощи лексических и грамматических явлений строится наша письменная речь. Попробую доказать свое мнение на примере данного текста. Мир вокруг нас сложен и многообразен, поэтому мы не думаем обо […]...
  31. В момент проговаривания персонажем внутреннего монолога, мы понимаем, каков его характер, а не только чувства и мысли. Приведу примеры на основе текста В. П. Астафьева. Во-первых, в предложениях 13 и 19 мы видим, как главный герой очень сильно хочет есть и как подозревает своего напарника в том, что тот один съест их общую макаронину. Это […]...
  32. Нужно ли, чтобы все люди были безупречно грамотными? Над этой проблемой предлагает задуматься Алексей Шмелев. Писатель негодует по поводу снижения грамотности в современном мире: “Именно с распространенностью массовой интернет-коммуникацией связано падение престижности грамотности”. Этот факт огорчает Алексея Дмитриевича, он понимает, что “изменить эту тенденцию не так просто”, но бороться с ней необходимо каждому человеку. Таким […]...
  33. Передо мной статья российского педагога, профессора и члена Российскрй академии образования Бориса Михайловича Бим-Бада. В предложенном для анализа тексте автор размышляет о необходимости выбора и принятия решений. Раскрывая данную проблему, Борис Бим-Бад противопоставляет типичных обывателей, “которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил”, и людей, которые находятся в поисках истины, не […]...
  34. Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик подмышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. Женщина остановилась, минуту поискала еще, а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести ее полную инвентаризацию. Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. 4. Бабулька, сидящая на противоположной […]...
  35. Что такое неуверенность в себе? По моему мнению, неуверенность – это сомнение в своих физических и духовных силах, отсутствие веры в себя, а также низкая самооценка. Мне кажется, неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение, поэтому ему приходится принимать решения, полагаясь на советы других людей, не принимая в учет собственную […]...
  36. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “Если бы он родился человеком, то о нем обязательно написали бы книгу в серии “Жизнь замечательных людей”” Смысл фрагмента я понимаю так: серия книг “Жизнь замечательных людей” любима многими. В ней рассказывается о необычных людях, героях, ученых и военачальниках. А вот если бы создали книгу “Жизнь замечательных животных”, […]...
  37. Искусство. Культура. Как важны в жизни каждого из нас эти понятия. Культура – это часть жизни любого человека, часть общества. Как важно ценить культурные ценности и бережно к ним относиться. В своем тексте В. Быков рассуждает именно об этом и поднимает актуальную в наше время проблему влияния искусства на жизнь человека. В своем тексте автор […]...
  38. “Я листал страницы неслышно и сидел не шевелясь, боясь лишним движением напомнить о себе,” – рассказывает герой произведения В. П. Крапивина. Смысл фразы заключается в том, что герой произведения очень сильно любил море, и, когда ему в руки попала книга “Малахов курган”, он с интересом начал ее разглядывать, делая это тихо и бесшумно, потому что […]...
  39. Известный писатель Иван Александрович Гончаров утверждал:” Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных”.Нельзя не согласиться с мнением автора высказывания, потому что при помощи языка мы можем не только общаться, но и представлять образ всякого человека. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Автор текста использовал лексическую […]...
  40. Георг фон Габеленц сказал однажды: “Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя”. Я полностью согласна с мнением немецкого языковеда. Действительно, ведь при помощи языка человек может выразить не только то, что он думает, но и то, как он думает. Для подтверждения этой мысли обратимся к тексту Осеевой-Хмелевой Валентины Александровны […]...

Вариант № 3336818

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник...

2) В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.

3) В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.

4) Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

5) Для профессий, исторически бывших исключительно мужскими, в языке отсутствуют эквиваленты названий таких профессий для женщин.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

Во-первых

Потому что

Наверное

И прежде всего


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ХОЗЯЙСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ХОЗЯ́ЙСТВО , -а, ср.

1. То же, что экономика (в 1 знач.). Натуральное, крепостническое х. Рыночное х.

2. Производство, экономика (во 2 знач.). Народное х. страны. Мировое х. Сельское х.

3. Оборудование какого-н. производства. Фабричное х.

4. Совокупность предметов, всего того, что необходимо в быту. Обзавестись хозяйством.

5. Производственная единица, преимущ. сельскохозяйственная. Крестьянское х. Фермерское х. Крупное х. Учебное х. сельхозтехникума.

6. Работы по дому, по устройству быта, домашней жизни семьи. Вести х. Домашнее х. Хлопотать по хозяйству.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

избалОванный

дозвонИмся

оглянЁтся

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТНОЙ окраской листьев.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ помещения соответствуют нормативам по освещённости.

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ способность населения зависит от многих факторов.

На ДИПЛОМАТИЧНУЮ встречу приглашены политики дружественных стран.

Истоки современного ГУМАНИЗМА восходят к эпохе Возрождения.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ТРЕМЯСТАМИ новобранцами

жареные ТЕТЕРЕВА

пара ДЖИНС

ЛЯГТЕ на кушетку

без ПОГОН

14.05. задание изменено

Ответ:

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Развивая силу воли, на меня влияли разные обстоятельства. 1) ошибка в употреблении причастного оборота
Б) Гарибальди встал во главе людей, сражающейся за независимость Италии. 2) ошибка в употреблении деепричастного оборота
В) Учёные сравнивают и наблюдают за жизнью животных. 3) нарушение связи подлежащего и сказуемого
Г) Все, кто побывали на спектакле, были в полном восторге от игры актёров. 4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) Антон относился к тем людям, не осознавая этого, которые всегда плачут. 5) ошибка в построении предложения с однородными членами
6) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
7) неправильное построение сложноподчинённого предложения, осложнённого деепричастным оборотом
А Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..варный

переб..рёшь

просл..вляя

вр..щение

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..крайний, ни..вергать;

пр..одолевать, пр..даточный;

об..скать, меж..нститутский;

вз..браться, пр..махнуться;

в..юнок, в..едливый.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

солом..нка

подчёрк..вать

усидч..вый

милост..вый

затм..вать

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

бре..тся (они)

стро..щийся

провер..т

пен..щееся

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Его беспокоила долго (не)заживающая рана.

Он, очевидно, отнюдь (не)ленивый.

Прыгнул (не)высоко, а низко.

В казарму вошёл (не)высокий офицер с широким восточным лицом.

Фильм повествует о судьбе провинциального, никому (не)известного музыканта.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО (БЫ) разжечь костер, требовалось топливо, но и вокруг нас, и (В) ДАЛИ была лишь голая степь.

В пятницу мы обработали (В) ДВОЕ больше заявок, чем обычно, однако часть работы всё равно пришлось взять (НА) ДОМ.

(В) ТЕЧЕНИЕ дня шторм не стихал, (ПО) ЭТОМУ катерам запрещено было выходить из бухты.

Имейте (В) ВИДУ, что ваша шалость ВРЯД (ЛИ) легко сойдёт вам с рук.

(ПО)СКОЛЬКУ утро было теплым, мы решили ТАК(ЖЕ), как и вчера, пройтись по набережной.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

У пристани, протянувшейся бесчисле(1)ыми причалами, стояли, как будто набирали силы, гружё(2)ые корабли: они готовились отплыть в Швецию и Германию, и ветерок лениво полоскал серые, умышле(3)о приспуще(4)ые ветрила.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Владимир Маяковский остаётся в памяти людей не только как выдающийся поэт своего времени но и как создатель оригинального поэтического стиха.

2) Луна поднималась и освещала дорогу поле и дома спящей деревни.

3) На выставке представлено много газовых и электрических плит и печей.

4) Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов ни локомотивов ни широких рек.

5) В этом лесу на соснах вы можете заметить белку или дятла.

Ответ:

Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка - представляет собой (1) хорошо освещенный (2) изнутри (3) храм (4) окружённый крытыми галереями.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Звук - это одно, а буква - это другое» - такой (1) кажется (2) безобидный языковедческий закон вызывает у людей немало огорчений. Можно сказать твёрдо, что «написание по слуху», а не по правилам орфографии (3) конечно (4) не облегчило бы труд пишущего.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

За оврагом (1) в глубине (2) которого (3) шумела вода (4) располагалась лесная пасека.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По наблюдениям Рылеева, люди, проявившие себя на полях сражений как бесстрашные воины, могут опасаться высказываться в защиту справедливости.

2) Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло.

3) Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится.

4) Страх многолик, но по-настоящему страшно бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего.

5) В жизни много испытаний, и проявление мужества выражается в умении «преодолевать в себе обезьяну» не только в военное, но и в мирное время.


(25)Мальчишка разбил стекло.

(По Ф. А. Вигдоровой) *

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3–9 представлено повествование.

2) Предложения 12–13 содержат ответы на вопросы, поставленные в предложениях 10–11.

3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение.

4) В предложениях 40–42 представлено рассуждение.

5) В предложениях 50–53 представлено описание.

В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.


(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф. А. Вигдоровой) *

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

(12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.


Ответ:

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).


(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф. А. Вигдоровой) *

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.


Ответ:

Среди предложений 34–42 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф. А. Вигдоровой) *

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

(34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.


Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Ф. А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».

Список терминов:

1) книжная лексика

3) противопоставление

4) разговорная лексика

5) анафора

6) олицетворение

7) вводное слово

8) синонимы

9) сравнительный оборот

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф. А. Вигдоровой) *

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

(17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу.


Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

Играть в ЕГЭ-игрушку ВОРЫ НАШИХ МАТЕРИАЛОВ:

из школы 162 Кировского района Петербурга;

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

(25)Мальчишка разбил стекло.

– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы. (41)Скажу правду – уволят с работы. (42)Уж лучше промолчу.

(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

Примерный круг проблем:

1. Проблема человеческой трусости. (Почему люди боятся? Есть ли в будничной жизни место мужеству?)

2. Проблема совести. (Что заставляет человека идти против собственной совести?)

1. Мужество бывает необходимо даже в обычных житейских ситуациях: не испугаться сказать правду, вступиться за слабого.

2. Часто человек поступает против совести, потому что им овладевает чувство страха, порой бессознательное, управляющее нами из глубин нашего подсознания. Нужно искоренять это чувство, ведь каждый человек ответственен за то, что происходит вокруг. Сегодня ты поступился своей совестью, завтра сам можешь стать жертвой такого же «отступления».

Капканы ЕГЭ и ГИА

Образцы сочинений по направлению "Смелость и трусость".

К каким последствиям может привести трусость?

Страх… Это понятие знакомо каждому из нас. Всем людям свойственно бояться, это естественное чувство. Однако порой страх перерастает в трусость – душевную слабость, неспособность к решительным действиям. Это качество может привести к негативным последствиям: как к нравственным страданиям, так и физическим, даже к смерти.

Сочинения по направлению "Верность и измена".

Как вы понимаете слово «верность?

Что такое верность? На мой взгляд, это слово можно понять по-разному в зависимости от ситуации. Если речь идет о любовных отношениях, то верность – это прежде всего стойкость и неизменность в своих чувствах, готовность быть с близким человеком в любой ситуации.

Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но будут ли они управлять разумом - решать ему самому. (Направление РАЗУМ И ЧУВСТВА,)

Люди часто говорят: «Я чувствую. » Всем известно, что можно испытывать любовь, злость, страх. Чувств очень много, и они так разнообразны! Что же такое чувство? Согласно словарю, это эмоциональный процесс, который не управляется разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что сознание подсказывает нам одно, а чувства-совсем другое! На протяжении уже нескольких тысячелетий люди разрываются между логичными доводами разума и сильными чувствами. Для меня, пожалуй, в этой ситуации важнее разум. Попробую доказать свою точку зрения, обратившись к произведениям художественной литературы.

15.3 Что такое совесть? (По тексту 3 сборника И.П.Цыбулько.)

Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Я считаю, что совесть есть у каждого человека, но не каждый может к ней прислушиваться.

Образцы сочинений по направлению "Равнодушие и отзывчивость"

Что значит быть отзывчивым?

Что значит быть отзывчивым? Думается, все люди примерно одинаково ответят на это вопрос: быть отзывчивым - значит легко откликаться на чужие нужды, помогать другим. Такой человек не станет равнодушно смотреть на горести других, не отвернется с видом «меня это не касается», а постарается сделать все, чтобы облегчить положение тех, кто попал в беду.

ЕГЭ 2018. Задание 24 - АРГУМЕНТЫ по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека"

Примерные сочинения по направлению "Цель и средства"

Все мы ставим жизненные цели и потом пытаемся их достичь. Цели могут маленькими и большими, важными и не очень: от покупки нового телефона до спасения мира. Какие же из них можно считать достойными, а какие - нет? На мой взгляд, значимость цели определяется тем, скольким людям ее достижение сможет помочь. Если целью является приобретение какой-либо вещи просто для собственного удовольствия, то понятно, что достижение ее сделает счастливым только одного человека. Если же целью является, например, изобретение средства от рака, то очевидно, что ее достижение поможет спасти множество людей. Именно цели, направленные на благо многих людей, можно считать важными и, безусловно, достойными. Важно ли ставить цель творить добро? Или, может быть, достаточно жить только для себя, ставя во главу угла лишь собственное благополучие, в основном материальное? Мне кажется, что человек, который стремится к тому, чтобы что-то делать для общего блага, живет более полной жизнью, его существование приобретает особый смысл, а достижение цели принесет большее удовлетворение.

15.3 Что такое человечность? (По тесту 12 2015 года сборника И.П.Цыбулько.)

Человечность – это заботливое отношение к окружающим, готовность прийти на помощь в трудную минуту. На мой взгляд, она выражается в уважении и терпимости, в доброжелательном отношении как близким, так и к чужим людям.

15.3 Что такое добро? (Сочинение по тесту 5 сборника И.П.Цыбулько. 2018 год.)

Добро – это бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага. На мой взгляд, оно выражается в великодушии, милосердии и любви к окружающим.

9. В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чём их можно сравнить со сном героини пьесы А. С. Грибоедова?

Во многих произведениях русской классики авторы использовали сны главных героев, чтобы более глубоко раскрыть их образы.

9.Какую роль в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

Сплетни играют важную роль в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», являясь неотъемлемой частью жизни фамусовского общества. Слухи стали своеобразным двигателем сюжета произведения: ведь именно разговоры о том, что мать Чацкого сходила с ума восемь раз, а сам он «в горах изранен в лоб, сошёл с ума от раны», заставляют оскорбленного героя бежать из Москвы. Тема сплетен довольно распространена в произведениях русской классической литературы 19 века.

17. В чём заключается драматизм судьбы Онегина? (Вариант 2.)

Герой с драматичной судьбой, так называемый «лишний человек», - это классический образ в русской литературе. Открыл этот список грибоедовский Чацкий, а продолжили лермонтовский Печорин и тургеневский нигилист Базаров. Но для меня интересней трагичная история жизни уникального и неповторимого пушкинского Евгения Онегина.

9. Роль сна Татьяны в идейном содержании романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В каких произведениях русской классики встречается такой художественный прием, как изображение сна героя? (Вариант 2.)

Сон Татьяны – это важная композиционная вставка в романе «Евгений Онегин», предвещающая будущие сюжетные события, помогающая читателю проникнуть в психологический мир главной героини, узнать о ее тайных желаниях и взглядах на мир. Но не только А. С. Пушкин использовал прием введения сна в повествование.

9. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»? (Вариант 2.)

После прочтения данного отрывка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читатель представляет прекрасный, большой, шумный и величественный город, чьи «старинные главы» горят, «как жар, крестами золотыми». Примечательно то, что другие русские писатели тоже использовали образ Москвы в своих произведениях. Например, А. С. Грибоедов в комедии "Горе от ума", как бы штрихами описывая столицу, всего лишь упоминает такие ее достопримечательности, как Кузнецкий мост, книжные и бисквитные лавки. А вот М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» дает настолько подробную характеристику городу, что каждая деталь и даже цветовая гамма пейзажа играют важную роль в понимании той или иной сцены. Вспомним хотя бы ту странную атмосферу жаркого майского вечера и на удивление пустынных аллей Патриарших прудов в первой главе произведения.

8. Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? На мой взгляд, отношения между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским – это не настоящая дружба, а всего лишь приятельство. Во-первых, герои не имели общих интересов, идей, их отли

На мой взгляд, отношения между Евгением Онегиным и Владимиром Ленским – это не настоящая дружба, а всего лишь приятельство.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Как писать сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку?

Скачать материал

Формулировка задания:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста (открыть) , которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.

Что требуется знать:

Структура сочинения-рассуждения ЕГЭ по русскому языку:

I. Тезис. Введение в проблему
II. Формулировка проблемы + комментарий + 2 примера из прочитанного текста
III. Отражение позиции автора
IV. Отражение собственной позиции
V. Аргумент 1 (из художественной, публицистической или научной литературы)
VI. Аргумент 2 (из жизненного опыта)
VII. Вывод, соотносящийся с тезисом.
Скачать шаблон

Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

Тезис. Введение

Многие писатели не раз обращали внимание на проблему... Одним из таких был Е.Носов, автор предложенного для анализа текста. (или)

Не каждый из нас задумывался о вопросах..., однако об этом написано немало литературы. Одним из писателей, обращавших наше внимание на... был Е.Носов (подводим к тексту)

Проблема

В предложенном для анализа текста автор (Е.Носов/ писатель/ произаик) поднимает проблему... (краткая формулировка проблемы). Она заключается в том, что... (комментарий проблемы). Это находит подтверждение в тексте (два примера из текста). Например, в предложении № ... автор говорит о том, что... А предложения с... по... иллюстрируют нам...

Авторская позиция заключается в том что... (или)
Автор (Е.Носов/ писатель/ прозаик) считает, что... (или)
Позиция автора прямо не сформулирована, однако она проявляется в его оценке действий (какого-либо персонажа)
Позиция автора выражена словами: "
Цитата из текста... " Он считает, что... (комменатарий, формулирующий проблему своими словами).

Собственная позиция

Я согласен с мнением автора и считаю, что... (или)
Я разделяю мнение автора лишь частично (нужно объяснить, в чем согласны, а в чем нет) . Мне близка его позиция в отношении..., но я не могу согласиться с ним в том, что...
Я не разделяю мнение автора, так как считаю, что
(должен быть железный аргумент , ибо Вы вряд ли известный русский писатель)

Аргумент 1

Делаем логическую подводку к аргументу(ам) из литературы: Данная проблема отражена и в других произведениях русской литературы. В частности, к ней обращался... в своем рассказе (романе и т.п.) "..." (или)
Кроме Е.Носова, проблему... затрагивал Имя Фамилия автора в произведении "..." . Далее привлекаем эпизод и даем оценку действиям героя, комментируем, подтверждая собственную позицию

Аргумент 2

Делаем логическую подводку к аргументу из жизненного опыта: Рассматриваемая писателями проблема находит подтверждение и в жизни. Так, ... (или)
Наверное, не каждый из нас задумывался над тем, насколько актуально проблема в современности. Однако в жизни мы видим немало примеров... Далее привлекаем эпизод из жизненного опыта, комментируем, подтверждая собственную позицию.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что... (или)
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод... (или)
Данные примеры подтверждают актуальность проблемы и учат нас... В заключении важно связать все части сочинения воедино, обратиться к авторской позиции, еще раз подтвердить собственную, указав на аргументы.

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей и выдерживании логики построения. Использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение ЕГЭ может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение указанной выше структуры, так как она отражает критерии, по которым будет оцениваться экзаменуемый.

Образец сочинения ЕГЭ


(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
- В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое - испытание нуждой. (7)Второе - благополучием, славой. (8)А третье испытание - страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, - писал поэт-декабрист Рылеев, - мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
- (26)Кто это сделал? - спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду - уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

(По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) - советская писательница, журналист.