Алёнушкины сказки. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки» как единый художественный цикл. История создания сказок

«Алёнушкины сказки» — это сборник сказочных произведений для детей Мамина-Сибиряка, который он посвятил своей больной дочери Алёнушке. Так же, как её мать, она прожила совсем недолго и умерла от туберкулёза.

Серая Шейка

История о маленькой уточке, которой Лиса сломала крыло и она не смогла улететь на юг вместе со своей семьей. Оставшись зимой совсем одна, познакомилась с Зайцем и встретилась с Лисой. Но все закончилось хорошо, так как ей на помощь пришел старик-охотник. Он пожалел её и взял с собой.

Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост

История о зайце, которому надоело всех бояться. Он стал хвастаться и всех развеселил тем, что говорил, что съест волка. Шум привлек внимание волка и он решил съесть хвастливого Зайчишку. Но тот увидел его и, высоко прыгнув, приземлился прямо на серого. Заяц побежал в одну сторону, волк в другую. Оба испугались. Так храбрый Заяц сам поверил в свою храбрость.

Сказочка про Козявочку

История о жизни и приключениях Козявочки, маленького насекомого женского пола. Вначале она только появляется на свет и считает, что всё вокруг её. Но потом она узнает, что мир не так прост и в нём живут и злые шмели, и заумные червячки, и опасные лягушки, рыбки и птички. Но, не смотря на все это, она счастливо прожила лето и даже завела семью. И, устав, уснула на всю зиму.

Бей, барабан, та-та! тра-та-та! Играйте, трубы: тру-ту! ту-ру-ру!.. Давайте сюда всю музыку - сегодня Ванька именинник!.. Дорогие гости, милости просим... Эй, все собирайтесь сюда! Тра-та-та! Тру-ру-ру!

Ванька похаживает в красной рубахе и приговаривает:

Братцы, милости просим... Угощенья - сколько угодно. Суп из самых свежих щепок; котлеты из лучшего, самого чистого песку; пирожки из разноцветных бумажек; а какой чай! Из самой хорошей кипячёной воды. Милости просим... Музыка, играй!..

I

У реки, в дремучем лесу, в один прекрасный зимний день остановилась толпа мужиков, приехавших на санях. Подрядчик обошел весь участок и сказал:

Вот здесь рубите, братцы... Ельник отличный. Лет по сту каждому дереву будет...

Он взял топор и постучал обухом по стволу ближайшей ели. Великолепное дерево точно застонало, а с мохнатых зеленых ветвей покатились комья пушистого снега. Где-то в вершине мелькнула белка, с любопытством глядевшая на необыкновенных гостей; а громкое эхо прокатилось по всему лесу, точно разом заговорили все эти зеленые великаны, занесенные снегом. Эхо замерло далеким шепотом, будто деревья спрашивали друг друга: кто это приехал? Зачем?..

Ну, а вот эта старушка никуда не годится... - прибавил подрядчик, постукивая обухом стоящую ель с громадным дуплом. - Она наполовину гнилая.

Баю-баю-баю...

Один глазок у Алёнушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое - слушает.

Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух.

Как хотите, а это было удивительно! А удивительнее всего было то, что это повторялось каждый день. Да, как поставят на плиту в кухне горшочек с молоком и глиняную кастрюльку с овсяной кашкой, так и начнётся.

Сначала стоят как будто и ничего, а потом и начинается разговор:

Я – Молочко…

А я – овсяная Кашка!

Сначала разговор идёт тихонько, шёпотом, а потом Кашка и Молочко начинают постепенно горячиться.

Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далекий путь, и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст… Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнут от разных случайностей, – вообще было о чем серьезно подумать.

Серьезная большая птица, как лебеди, гуси и утки, собирались в дорогу с важным видом, сознавая всю трудность предстоящего подвига; а более всех шумели, суетились и хлопотали маленькие птички, как кулички-песочники, кулички-плавунчики, чернозобики, черныши, зуйки. Они давно уже собирались стайками и переносились с одного берега на другой по отмелям и болотам с такой быстротой, точно кто бросил горсть гороху. У маленьких птичек была такая большая работа


Как было весело летом!.. Ах, как весело! Трудно даже рассказать всё по порядку... Сколько было мух, - тысячи. Летают, жужжат, веселятся... Когда родилась маленькая Мушка, расправила свои крылышки, ей сделалось тоже весело. Так весело, так весело, что не расскажешь. Всего интереснее было то, что с утра открывали все окна и двери на террасу - в какое хочешь, в то окно и лети.

Какое доброе существо человек, - удивлялась маленькая Мушка, летая из окна в окно. - Это для нас сделаны окна, и отворяют их тоже для нас. Очень хорошо, а главное - весело...

Воробей Воробеич и Ерш Ершович жили в большой дружбе. Каждый день летом Воробей Воробеич прилетал к речке и кричал:

Эй, брат, здравствуй!.. Как поживаешь?

Ничего, живем помаленьку, - отвечал Ерш Ершович. - Иди ко мне в гости. У меня, брат, хорошо в глубоких местах... Вода стоит тихо, всякой водяной травки сколько хочешь. Угощу тебя лягушачьей икрой, червячками, водяными козявками...

Спасибо, брат! С удовольствием пошел бы я к тебе в гости, да воды боюсь. Лучше уж ты прилетай ко мне в гости на крышу... Я тебя, брат, ягодами буду угощать, - у меня целый сад, а потом раздобудем и корочку хлебца, и овса, и сахару, и живого комарика. Ты ведь любишь сахар?

Это случилось в самый полдень, когда все комары спрятались от жары в болото. Комар Комарович - длинный нос прикорнул под широкий лист и заснул. Спит и слышит отчаянный крик:

Ох, батюшки!.. ой, карраул!..

Комар Комарович выскочил из-под листа и тоже закричал:

Что случилось?.. Что вы орете?

А комары летают, жужжат, пищат, - ничего разобрать нельзя.

Ой, батюшки!.. Пришел в наше болото медведь и завалился спать. Как лег в траву, так сейчас же задавил пятьсот комаров, как дохнул - проглотил целую сотню. Ой, беда, братцы! Мы едва унесли от него ноги, а то всех бы передавил...

Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, - у зайчика душа в пятки.

Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

Никого я не боюсь! - крикнул он на весь лес. - Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи - все слушают, как хвастается Заяц - длинные уши, косые глаза, короткий хвост, - слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.

Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сказываются сказки старикам да старушкам на утешенье, молодым людям на поученье, а малым ребятам на послушанье. Из сказки слова не выкинешь, а что было, то и быльем поросло. Только бежал мимо косой заяц - послушал длинным ухом, летела мимо жар-птица - посмотрела огненным глазом... Шумит-гудит зеленый лес, расстилается шелковым ковром трава-мурава с лазоревыми цветками, поднимаются к небу каменные горы, льются с гор быстрые реки, бегут по синю морю кораблики, а по темному лесу на добром коне едет могуч русский богатырь, едет путем-дорогою, чтобы добыть разрыв-траву, которой открывается счастье богатырское.


Сидит Ворона на берёзе и хлопает носом по сучку: хлоп-хлоп. Вычистила нос, оглянулась кругом да как каркнет:

Карр... карр!..

Дремавший на заборе кот Васька чуть не свалился со страху и начал ворчать:

Эк тебя взяло, чёрная голова... Даст же бог такое горлышко!.. Чему обрадовалась-то?

Отстань... Некогда мне, разве не видишь? Ах, как некогда... Карр-карр-карр!.. И всё-то дела да дела.

I

Жил да поживал на свете веселый столяр. Так его и соседи называли "веселый столяр", потому что работал он всегда с песнями. Работает и поет.

Хорошо ему петь, когда у него все есть, - говорили соседи с завистью. - И своя избушка, и коровка, и лошадка, и огород, и куры, и... даже козел.

Действительно, у столяра все было: и своя избушка, и лошадка, и коровка, и куры, и старый упрямый козел. Жил он ни бедно, ни богато, а главное - все было свое. Сам столяр говорил:

Слава Богу, все у меня есть...



Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка

Аленушкины сказки Мамина-Сибиряка – замечательная книга из фонда детской литературы. В этот список сказок включены сказки , которые Мамин-Сибиряк рассказывал своей маленькой дочурке Аленушке. В них краски солнечного дня, красота красивой русской природы. Вместе с Аленушкой вы проникаете в волшебную страну, где оживают детские игрушки и разговаривают различные растения, а обыкновенные комарики могут победить огромного медведя. И, конечно же, вы посмеётесь, когда будете читать сказку о глупой мухе, полностью уверенной, что люди достают варенье только для того, чтобы ее покормить. Детские сказки Мамина-Сибиряка довольно разнообразны и написаны для детей различного возраста. На нашем сайте вы можете читать Аленушкины сказки Мамина Сибиряка онлайн без ограничений.

Д. Н. Мамин-Сибиряк (Дми́трий Нарки́сович Ма́мин)
25.10.1852 – 02.11.1912

В поселке, окруженном со всех сторон зелеными, огромными, словно исполины, горами, стоящем вдалеке от Нижнего Тагила на самом водоразделе Европы и Азии 25 октября 1852 года родился Дмитрий Наркисович Мамин. Родные зеленые горы, каменистые кручи, глубокие лога, горные ключики, чудный горный воздух, напоенный ароматами горных трав и цветов, и бесконечный шепот столетнего леса.… В этой чудной атмосфере прошло детство и юность Мамина-Сибиряка, одного из известнейших детских писателей нашей страны.

Однако, несмотря на окружающую красоту, жить в те далекие времена было не легко. Люди, населявшие поселок были в основном рабочие, в обществе царила нищета, временами голод и нечеловеческие условия работы.

Отец писателя Наркис Матвеевич Мамин был священником. Жили они семейством дружно, трудолюбиво и скромно. Отец заметно выделялся среди других священнослужителей широтой интересов, знал и любил русскую литературу. В доме Маминых была небольшая библиотека, с помощью которой родители привили своим детям любовь и уважение к литературе.

Вероятно, окружающая среда и любовь к литературе послужили тому, что рассказы Мамина-Сибиряка наполнены потрясающей красотой и любовью к природе, к простым людям, к прекрасному и необъятному Уральскому краю. Людям, впервые столкнувшимися с творчеством Мамина-Сибиряка читать его рассказы, повести и сказки будет приятно и легко. Еще при жизни писателя критика признавала несомненно яркое дарование писателя, глубокое знание уральской действительности, глубину психологического рисунка, пейзажное мастерство…

А как приятно читать сказки Мамина-Сибиряка, в них писатель готовит ребенка к будущей взрослой жизни, формирует в нем, через персонажей своих сказок, сильную и сочувствующую горю ближнего личность. Читаешь, и сердце радуется, согревается, умиротворяется. Сказки Мамин-Сибиряк писал тщательно и вдумчиво, по его глубокому убеждению детская книга – это тот фундамент, на котором строится нравственное здание человека, и от детских писателей во многом зависит насколько прочным будет это основание. Мамин-Сибиряк сказки создавал на протяжении длительного времени и вот, когда писателю было 45 лет (в 1897 году) вышел в свет сборник «Аленушкины сказки», которые издавали при жизни писателя почты ежегодно. Это и не удивительно, ведь писал Мамин-Сибиряк сказки для детей со смыслом, с любовью и красотою, чем и приобрел столь многочисленную читательскую аудиторию.

На нашем сайте Вы можете скачать сказки, рассказы и повести Д. Н. Мамина-Сибиряка в нужных Вам форматах.

Однажды в лесу родился маленький зайчик. Он очень боялся всех и всего: лису, волка, медведя, громкого шороха и неожиданного звука. Зайчишка прятался под кустиками и в траве.

Когда заяц вырос, ему очень сильно надоело бояться. Он сказал всем своим сородичам, что ничего и никого не боится. Храбрый Заяц так расхвастался и расшумелся, что не заметил волка, который пришёл на шум. От страха герой подпрыгнул высоко, а затем упал на голову волка.

Волк от неожиданности испугался и убежал. Все зайцы поверили, что Храбрый Заяц не хвастается, а на самом деле ничего не боится. Сам герой тоже поверил в своё бесстрашие.

Сказочка про Козявочку.

Тёплым весенним днём на свет появилась маленькая Козявочка. Когда она увидела небо и солнце, то очень обрадовалась. Малышка была убеждена, что всё вокруг принадлежит лишь ей одной. Козявочка летала и радовались солнечному свету и зелёной траве.

Вдруг внизу она увидела прекрасный аленький цветочек. Он так и манил Козявочку угоститься сладким нектаром. Маленькое насекомое наслаждались едой, когда на цветок прилетел Шмель. Он заявил, что цветок принадлежит ему и прогнал Козявочку.

Затем малышка узнала, что в мире существует множество опасностей. Необходимо опасаться птиц, лягушек и рыб. Все стремятся полакомиться маленькими насекомыми.

Но не всё так плохо вокруг. Козявочка познакомилась со своими сородичами и весело проводила лето. Затем она отложила яички и уснула на зиму крепким сном.

Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про мохнатого Мишу - короткий хвост

Полуденный сон Комара Комаровича был прерван писками и криками его сородичей. Как оказалось, в их болото пришёл медведь, который в воде спасался от жары. Когда Миша-короткий хвост лёг отдохнуть, он задавил много комаров. Затем сильно вдохнув в себя воздух, он проглотил ещё несколько сотен комариков.

Комар Комарович - длинный нос решил отомстить губителю насекомых. Он прилетел к болоту и стал угрожать медведю расправой. Огромное животное лишь рассмеялось в ответ и улеглось спать.

Комар же сказал, что Миша-короткий хвост умер со страху. Все полетели на болото, но медведь оказался жив и невредим.

Комары дружно начали нападать на нежеланного гостя. Они кусали его и громко пищали. Как только не отбивался Миша-короткий хвост, но пришлось ему уступить комарам и уйти прочь.

Ванькины именины

К игрушечному Ваньке пришли на день рождения другие игрушки. Среди них были: Волчок, две куклы, Петрушка, Волк, Клоун, Цыган и многие другие. Всем было весело. Ванька приготовил угощение. Гости ели и болтали.

Играла музыка. Две куклы поспорили, кто из гостей красивее всех. Петрушка сразу же крикнул, что он самый красивый. Все гости обиделись и посчитали себя уродами. Ванька пытался всех успокоить. Именинник сказал, что только он является уродом. Но было уже поздно. Среди гостей начиналась драка.

Ванька хотел разнять дерущихся, но случайно ударил одного из них. Началась всеобщая потасовка. Куклы упали в обморок. Заяц и Башмачок успели спрятаться под диван.

Затем хозяин прогнал вредных гостей. Башмачок и Зайчик выбрались из своего убежища. Куклы же обвинили их в том, что они начали драку. Невиновные Зайчик и Башмачок еле смогли убежать от Вани.

Именинник вернул всех гостей и они ещё долго обсуждали Зайца и Башмачка, которые, по их мнению, начали драку.

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу

Воробей Воробеич и Ёрш Ершович были закадычными друзьями. Они болтали о разных важных вещах и приглашали друг друга к себе в гости. Но птица не могла плавать, а рыба - летать.

Воробей Воробеич дружил с трубочистом Яшей, который часто приходил на крышу. После работы Яша кушал хлеб, а крошки отдавал воробышку.

Однажды Воробей и Ёрш поссорились. Воробей нёс червячка к себе в гнездо, а Ёрш обманул, что в небе ястреб. Воробышек уронил червя, а рыба его съела. Когда Яша пришёл умыться к озеру, то его попросили рассудить эту ситуацию. Яша решил, что виноват Ёрш.

Затем выяснилось, что червяка нашла другая птичка, а воробей его украл. Яша хотел покормить обиженную птичка крошками, но мелкий воришка воробышек унес его краюху хлеба.

Другие птицы налетели на воришку и отобрали у него хлеб. Краюха была тяжёлой и упала в воду. Так трубочист остался без обеда, но зато смог повеселиться, глядя на птиц и рыб.

Сказка о том, как жила-была последняя Муха

Муха, которая недавно родилась, летала в саду и наслаждалась жизнью. Она была уверена, что всё для неё: сахар в доме, цветы в саду, продукты на кухне. Она любила людей, потому что те оставляли после себя крошки и капельки молока. Муха считала, что садовник специально задолго до её рождения вырастил цветы в саду.

Старая муха убеждала её, что люди не такие уж и добрые. Человек, которого все называли Папой, курил табак. Мухи не выносили этот запах. Ещё он пил пиво. Но пиво нравилось мухам, хоть после него и болела голова. Он писал чернилом, которое было не вкусным и в нем утонули две молоденькие мушки.

Муха радовалась тёплому лету. В доме стало так много насекомых, что люди начали их уничтожать. Муха была умной и осталась жива.

Когда похолодало, Муха осталась жить в доме. Другие мухи уснули, а последняя из них летала и вселилась. Она была счастлива, что никто ей не мешает. Затем последней Мухе стало скучно. Её даже люди не хотели убить, потому что она была одна.

Последняя Муха села в уголок и никуда не вылетала. С наступлением весны в доме появилась молодая мушка. Они стали весело летать по дому и радоваться потеплению.

Сказочка про Воронушку - чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку

Однажды Ворона увидела, как воробьи гонятся за маленькой жёлтой птичкой. Она спасла бедняжку от вредных птиц, которым не понравился желтый цвет перышек незнакомки. Ворона выяснила, что это канарейка. Она сбежала из клетки. Ворона и Канарейка стали жить в одном гнезде.

Ворона объясняла подруге, как надо жить на воле. Она часто жаловалась, что её никто не любит. Мальчишки без какой-либо причины швыряли в неё камни. Ворона считала себя самой лучшей птицей.

Когда наступила осень, Канарейке стало холодно и голодно. Она попалась в силки к мальчишками, но Ворона спасла беднягу.

Но, привыкшая к жизни в неволе, Канарейка погибла после наступления зимы от мороза.

8. Умнее всех. Сказка

На птичьем дворе жил Индюк, который считал себя самой умной птицей на всём белом свете. Индюшка всегда хвалила мужа и поддерживала его во всём. Индюк любил ссориться с Петухом и Гусаком, потому что был уверен, что они не уважают его.

Однажды к ним пришёл Ёж. Никто из птицы не знал, что это такое. Петух думал, что это гриб. Индюк не смог угадать, что это за существо. И тогда Ёж назвал его глупцом. Вся домашняя птица заступилась за Индюка и хотели порвать Ежа на куски. Но Индюк решил конфликт мирно. Ёж признал птицу умной.

9. Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке

Кухарка утром готовила кашу. Молочко закипало и спорили с овсяной кашей: "Я - молоко, я - молоко!" Каша отвечала ему тем же. Так они и общались. Если кухарка уходила куда-нибудь по делам и забывала о готовке, молоко или даже каша убегали на печь.

Ещё на кухне жил кот Мурка. Он очень любил печень и рыбу. Один раз, когда кухарка ушла на рынок, кот выпил все молоко. Он сделал это, чтобы примирить кашу и молоко.

Пора спать

Перед тем, как крепко уснуть, маленькая Алёнушка сказала папе, что она хочет стать царицей. Это пожелание услышали цветы. Они начали бурное обсуждение. Полевые цветы говорили, что девочка любит их больше. Садовые цветы утверждали, что именно одним из них мечтает стать Алёнушка.

Затем к девочке прилетела божья коровка и они полетели путешествовать. Алёнушка увидела много стран, где растут цветы из её сада. По дороге домой они попали в деревню, где старичок устраивал рождественскую ёлку для птиц. Девочка встретила многих героев из сказок, которые ей рассказывал отец. Старик же объяснил малышке, что каждая женщина является царицей.

Картинка или рисунок Аленушкины сказки

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Трактирщица Гольдони

    Эта комедия повествует о приключениях трактирщицы Мирандолины. Красивой и очень хитрой молодой женщине досталась гостиница в наследство от отца. Ей помогает там справляться Фабрицио

  • Краткое содержание Паустовский Похождения жука-носорога

    Петр Терентьев собирался на войну. От своего сына Степы, в подарок он получил жука, которого тот нашел на огороде.

  • Краткое содержание Записки сиротки Чарская

    Рано потеряв родителей, наша героиня проходит множество трудностей и разнообразных увлекательных приключений. В шестилетнем возрасте она теряет родную мать.

  • Краткое содержание Зелёная Миля книги Стивена Кинга

    Пол – начальник охраны блока смертников в тюрьме Зеленая Миля. Он хороший работник и не плохой человек. Перси – новый охранник того же блока. Он недавно поступил на эту службу и уже успел навредить окружающим. Перси жесток и изворотлив.

  • Краткое содержание Автомобиль Носов

    В данном рассказе два главных героя: Мишка и рассказчик. Два друга давно хотели покататься на машине, но их никто не брал

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

Родился в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в Екатеринбургском духовном училище (1866-1868) и в Пермской духовной семинарии (до 1872). В 1872 поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Проучившись год, вынужден оставить университет из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулёз).
Летом 1877 вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер отец; вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр Екатеринбург. В Екатеринбурге женился на Марии Алексеевой, которая стала не только женой-другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью.
С начала 1880-х занимался литературным трудом, неоднократно выезжал в Санкт-Петербург.
В 1890 развёлся с первой женой и женился на артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург.
Мамин-Сибиряк с 1892 года, после горькой утраты любимой жены, скончавшейся при рождении их дочери Аленушки, выдвигается еще как прекрасный писатель о детях и для детей. Его сборники "Детские тени", "Аленушкины сказки" (1894-1896) имели очень большой успех и вошли в русскую детскую классику. Произведения Мамина-Сибиряка для детей "Зимовье на Студеной" (1892), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и другие приобрели широкую известность. Они открывают высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых. Некоторые критики сравнивают сказки Мамина с андерсеновскими.
Умер 15 ноября 1912 года в Санкт-Петербурге.

«Аленушкины сказки» (1894-1897) занимают особое место в творчестве Мамина-Сибиряка. Они были сначала рассказаны писателем дочери во время ее болезни, а потом подготовлены для издания. Посвящение сказок маленькой Аленушке определило лиризм, задушевность и колыбельную интонацию: «Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, а другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки». Стиль этой присказки Мамина-Сибиряка близок к народным.

Сказки представляют собой произведения подлинной детской литературы. Это гуманистическая книга, в которой ограничено, сочетаются нравственные и общественные идеи.

Аллегория сказок связана с перенесением социальных явлений в мир птиц, зверей, рыб. Сказки поучительны, мораль их умная, она воплощена в системе художественных образов, простых и доступных детям.

«Сказка про храброго Зайца» - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» начинается как будто традиционно, с хвастовства Зайца: «Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и все тут!» Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. «Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…»

С начала и до конца сказку пронизывает один мотив – «надоело бояться», «надоело прятаться». Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношение слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.

Главное – поверить в себя: «С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится». Эта мысль четко воплощена в конфликте и в системе художественных образов персонажей сказки.

В «Аленушкиных сказках» образы, композиция, стиль, язык тесно связаны с целями воспитания разума ребенка, с задачами пробуждения общественного сознания («Умнее всех»; «Сказочка про Воронушку–черную головушку и желтую птичку канарейку»; «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» ). Сказки Мамина-Сибиряка по-настоящему детские, и их цели и задачи осуществляются с учетом особенностей восприятия дошкольников.

В сказке «Умнее всех» высмеиваются спеть, тупость, зазнайство. Индюк, который считал себя аристократом среди обитателей птичьего двора, требует всеобщего признания, что он – самая умная птица:

« - Ведь я умнее всех? Да?

Индюшка спросонья долго кашляла и потом уже ответила: Ах, какой умный… Кхе-кхе! Кто же этого не знает?

Нет, ты говори прямо: умнее всех? Просто умных птиц достаточно, а умнее всех – одна, это я.

Умнее всех ответила индюшка. Кхе-кхе».

Уже это начало настораживает ребенка. А когда с таким же вопросом Индюк обращается ко всем птицам, живущим во дворе, он получает в ответ: «Кто же не знает, что ты самая умная птица! Так и говорят: «Умен, как индюк». Тут даже самый маленький читатель непременно поймет суть дела и невольно улыбнется над чванливым существом. Но автор не ограничивается только намеком на глупость своего героя. С юмором изображает он позорный крах хвастуна, когда на птичьем дворе появился невиданный зверь, похожий и на яйцо, и на репейную шишку. Это существо – Еж, серячок-мужичок, окончательно разоблачает хвастуна.

Но сказка на этом не кончается. «Порядочное и благовоспитанное» птичье общество не могло помириться с тем, что какой-то пришелец, мужичок-серячок, критикует одного из самых знатных членов этого общества. Петух и другие птицы готовы наброситься на Ежа. В конце концов, все переходят на сторону Индюка. В такой концовке заложен большой социальный смысл.

В сказке «Умнее всех» чванливому птичьему «порядочному» и «благовоспитанному» обществу противопоставляется серячок-мужичок Еж, который и оказывается умнее всех.

В сказке «Ванькины именины» изоблачаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной маленьким детям. В сказке действуют куклы, игрушки, домашние вещи. Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, дерутся, мирятся.

В сказке скромнее всех ведут себя дырявый Аленушкин Башмачок и игрушечный Зайчик. Но их-то и обвиняют драчливые игрушки в развязывании ссоры. Читатель-ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о несправедливости по отношению к Башмачку и Зайчику, которые от расправы едва успели выскочить в окно.

«Сказка про Воробья Воронбеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу» рассказывает о том, как трудно приходится в борьбе с всесильными врагами двум приятелям, Воробью Воробеичу и Ершу Ершовичу. Они часто говорили о своих схожих невзгодах. У них и враги были «одинаковые». Воробей Воробеич даже считал, что «ястреб когда-нибудь был щукой, а щука была ястребом».

В борьбе за жизнь гибнет неприспособленная, неопытная Канарейка и стойко выдерживает все испытания разбойница Ворона («Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую птичку Канарейку»).

Сказки Мамина-Сибиряка проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.

Аллегория и антропоморфизм сказок Мамина-Сибиряка сродни народным детским сказкам. Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает. В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям; с ними происходят необычайные, удивительные события.

Писатель тщательно работал над сказками, используя богатство русской народной речи, отшлифовывал в них свой стиль, который современники метко назвали «Маминслог». Язык детских произведений Мамина-Сибиряка свеж и колоритен, полон пословицами и поговорками, остроумными и меткими присловьями.

«Аленушкины сказки» - превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей.

К.Д.Ушинский. Рассказы о детях и о природе в творчестве писателя: «Дети в роще», «Четыре желания», «Чужое яичко», «Утренние лучи» и др. Познавательная направленность рассказов.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) родился в городе Туле. Детство он провел на Украине, в маленьком городе Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. В 16 лет поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы его интересы не ограничивались рамками будущей профессии: увлекался русской и зарубежной литературой, писал стихи, серьезно изучал историю и географию. Но больше всего привлекала его педагогическая деятельность. Это и привело его в Ярославский Демидовский юридический лицей, где более двух лет он исполнял обязанности профессора.

Однако Ушинскому недолго пришлось работать в должности профессора. Человек независимого характера, он не заботился о карьере, не считался с мнением начальников. С 1852 года начинается его сотрудничество в популярных журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Журнал для воспитания».

В 1854 году как талантливого литератора-педагога его приглашают преподавателем в Гатчинский, а затем в Смольный институт, где он становится инспектором и проводит ряд реформ с целью дать воспитанницам широкое образование. Но эти реформы вызвали недовольство начальства. И Ушинский был вынужден оставить работу и уехать за границу. Там продолжает писать для детей.

Константин Дмитриевич Ушинский является основоположником русской педагогики, в частности дошкольной педагогики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества.

Ушинский считал, что начинать обучение следует с рассказов о временах года, человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде.

Основные труды великого педагога и талантливого писателя: «Человек как предмет воспитания» (в 2-х томах, 1868-1869), учебные книги «Детский мир и хрестоматия» (первое издание – 1861), «Родное слово» (первое издание – 1864), а также методические пособия для учителей.

Книги «Детского мира» знакомят маленького читателя с природой, людьми разных народов и профессий, народным творчеством. Основное место в Детском мире» занимают небольшие статьи научного характера. В них наиболее ярко проявился талант Ушинского – популяризатора научных знаний. Его статьи отличаются доступностью и увлекательностью.

Приемы изложения в статьях самые разнообразные. Статьи о природе, о растительном и животном мире соответствуют уровню науки того времени. Животные и птицы показаны в их естественной среде, даны с описанием их повадок, изображены в тесной связи с деятельностью человека.

В разных частях книги то и дело упоминается бог, якобы придавший всей природе целесообразный характер и управляющий миром. Таковы статьи «О человеке», «Чудный домик». Премудростью бога объясняются и способы распространения семян у растений (статья «Размножение растений»).

В «Детском мире» ярко проявился талант Ушинского как автора художественных произведений для детей.

Животные в рассказах К.Д.Ушинского представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы. В рассказе «Бишка» говорится: «А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!» Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла. «Не мое, - говорит, - дело книги читать. Я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноски тащу – будет с меня и этого». Собака умна, но не настолько, чтобы ей книги читать. Каждому дано от природы свое.

В рассказе «Васька» в столь же простой форме поведано о том, что делает в доме кот.

В рассказе«Лиса Патрикеевна» объем преподносимых ребенку реальных сведений о зверях еще больше. Он узнает не только о том, что у лисы «зубушки остры», «рыльце тоненькое», «ушки на макушке», «хвостик на отлете», а шубка теплая, но и то, что лисонька красива – «кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек»…

Тематика маленьких рассказов Ушинского разнообразна: жизнь детей, семейный быт, природа. В них высмеивается лень, зазнайство, прославляются трудолюбие, взаимопомощь. Несмотря на краткость в них всегда скрыт глубокий смысл, и тем самым они дают обильную пищу для бесед, развития мысли и речи детей.

В рассказе «Гадюка» Ушинский подробно говорит о том, чем отличается ядовитая змея от простого ужа. Упоминает о разных случаях, когда гадюка кусала животных и детей. Ненавязчиво проступает смысл рассказа – ребенок сам может сделать соответствующие выводы.

В рассказе «Дети в роще» рассказывается, как шли брат с сестрой в школу, захотелось им поиграть в тенистой, прохладной роще. Увидели они жука: «Поиграй-ка с нами!» Жук ответил, что ему недосуг: «Я должен добыть обед». С той же просьбой дети обратились к пчелке – отказалась и пчелка: «Мне нужно собирать мед». Нашлось дело и у муравья, и у белки, и у голубя, даже у ручья и веселой малиновки, которая не просто распевала песню,

а баюкала своих птенцов. Малиновка дала ребятам совет поспешить в школу: «Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто

поработал и сделал все, что обязан сделать». В этой морали Ушинский с его убеждением, что ребенок должен знать свои обязанности.

В рассказе «Утренние лучи» писатель не прибегает к скучной назидательности. Он говорит о радости утреннего пробуждения – встало солнце, пробудился жаворонок и запел: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!» Проснулся заяц – побежал есть траву; пробудился петух, куры слетели с насеста; полетела пчела за медом. И только «маленький лентяй», хотя солнечные лучи били ему в глаза, не проснулся, лишь повернулся на другой бок. Мораль прямо не сформирована, но ясна.

В своих рассказах Ушинский предостерегает ребят и против несбыточных, неразумных желаний. Таков рассказ «Четыре желания»: мальчик так радовался зиме, весне, лету, и осени, что всякий раз хотел, чтобы время года не кончалось. Желания несбыточны тем, что исключали друг друга.

Книги К.Д.Ушинского являются не только энциклопедиями знаний, но и энциклопедиями жанров детской литературы. Деловые научно-популярные и яркие научно-художественные статьи, очерки, сказки, рассказы, стихи – в них можно найти почти все малые жанры детской литературы. Они создают богатую, пеструю, но единую по замыслу картину


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31