Бенуа Александр – биография и картины художника в жанре Ар Нуво – Art Challenge. Краткая биография александра николаевича бенуа Александр бенуа 10 самых известных картин

Бенуа Александр Николаевич , русский художник, театральный деятель, историк искусства, художественный критик; основоположник объединения "Мир искусства".

Живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Главной чертой его характера следовало бы назвать всепоглощающую любовь к искусству; разносторонность знаний служила лишь выражением этой любви. Во всей своей деятельности, в науке, художественной критике, в каждом движении своей мысли Бенуа всегда оставался художником. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма.

Александр Бенуа - самый известный представитель обрусевшего французского рода. В 1794 г. в Россию из Франции прибыл кондитер Луи-Жюль Бенуа (1770-1822). Сын кондитера - Николя, или Николай Леонтьевич — отец Александра Бенуа, стал известным архитектором.

По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Прадед Бенуа по материнской линии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед - архитектором, много строившим в Петербурге и Москве; отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как живописец-акварелист. Сознание юного Бенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов.

Художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных "академических" воззрений. Решение стать художником созрело у него очень рано; но после недолгого пребывания в Академии художеств принесшего только разочарование, Бенуа предпочел получить юридическое образование в Петербургском университете (1890-94), а профессиональную художественную подготовку пройти самостоятельно, по своей собственной программе.

Занятия живописью (главным образом акварельной) не прошли даром, и в 1893 году Бенуа впервые выступил как пейзажист на выставке русского "Общества акварелистов".». Технику акварельной живописи ему преподавал старший брат Альберт Бенуа.

Годом позже он дебютировал как искусствовед, напечатав на немецком языке очерк о русском искусстве в книге Мутера "История живописи в XIX веке", издававшейся в Мюнхене. (Русские переводы очерка Бенуа были опубликованы в том же году в журналах "Артист" и "Русский художественный архив".) О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства.

Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства одновременно, Бенуа сохранял это двуединство и в последующие годы, его таланта и энергии хватало на все.

Ежедневные упорные занятия, постоянная тренировка в рисовании с натуры, упражнение фантазии в работе над композициями в соединении с углубленным изучением истории искусств дали художнику уверенное мастерство, не уступающее мастерству его сверстников, учившихся в Академии. С такой же настойчивостью готовился Бенуа к деятельности историка искусства, изучая Эрмитаж, штудируя специальную литературу, путешествуя по историческим городам и музеям Германии, Италии и Франции.

В 1895-99 гг. Александр Бенуа был хранителем коллекции современной европейской и русской живописи и графики княгини М. К. Тенишевой; в 1896 году организовал небольшой русский отдел для выставки Сецессиона в Мюнхене; в этом же году совершил свою первую поездку в Париж; писал виды Версаля, положив начало своим сериям на версальские темы, столь любимые им в течение всей жизни.

Серия акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897-98, Русский музей и др. собрания), созданная по впечатлениям от поездок во Францию, явилась его первой серьезной работой в живописи, в которой он показал себя самобытным художником. Эта серия надолго утвердила за ним славу "певца Версаля и Людовиков".

В гимназические и университетские годы Александр Бенуа познакомился и сблизился с Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем и Константином Сомовым, позже - с Сергеем Дягилевым, Леоном Бакстом, Альфредом Нуроком. Кружок единомышленников преобразовался в конце 1890-х в общество "Мир искусства" и редакцию одноименного журнала. Именно в "Мире искусства" начинали свою разнообразную деятельность художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере.

Мотивируя возникновение "Мира искусства", Бенуа писал: "Нами руководили не столько соображения "идейного" порядка, сколько соображения практической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки - академическую, передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий... И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. К "непризнанным" присоединились те из "признанных", которым было не по себе в утвержденных группах. Главным образом, к нам подошли Левитан, Коровин и, к величайшей нашей радости, Серов. Опять-таки, идейно и всей культурой они принадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, не лишенного "передвижнической окраски". Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему".

История "Мира искусства" началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Именно на ней впервые экспонировались произведения ряда сильных представителей нового направления в России. Экспозиция 1898 года стала прообразом будущих выставок журнала "Мир искусства", здесь наметилась их структура и состав участников.

После имевшей успех русско-финляндской выставки в конце 1898 года создается журнал "Мир искусства", ставший глашатаем неоромантизма. В дальнейшем проводятся ежегодные выставки объединения.

Александр Бенуа активно участвовал в художественной жизни - прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства", будучи его идеологом и теоретиком, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения; часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911).

Бенуа начал свою творческую деятельность как пейзажист и в течение всей жизни писал пейзажи, главным образом акварельные. Они составляют едва ли не половину его наследия. Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Две темы неизменно пользовались его вниманием: "Петербург XVIII - начала XIX в." и "Франция Людовика XIV".

Позднее, в воспоминаниях, написанных в старости, Бенуа признавался: "Во мне "пассеизм" начал сказываться, как нечто совершенно естественное еще в раннем детстве и он остался на протяжении моей жизни "тем языком, на котором мне легче, удобнее изъясняться"... Многое в прошлом представляется мне хорошо и давно знакомым, пожалуй, даже более знакомым, нежели настоящее. Нарисовать, не прибегая к документам, какого-нибудь современника Людовика XV мне легче, мне проще, нежели нарисовать, не прибегая к натуре, моего собственного современника. У меня и отношение к прошлому более нежное, более любовное, нежели к настоящему. Я лучше понимаю тогдашние мысли, тогдашние идеалы, мечты, страсти и самые даже гримасы и причуды, нежели я понимаю все это в "плане современности"...". (А. Бенуа. Жизнь художника, т. I.)

Наиболее ранние из ретроспективных произведений Бенуа связаны с его работой в Версале. К 1897-1898 годам относится серия небольших картин, выполненных акварелью и гуашью и объединенных общей темой - "Последние прогулки Людовика XIV". Это характерный для творчества Бенуа пример исторической реконструкции прошлого художником, вдохновленным живыми впечатлениями от версальских парков с их скульптурой и архитектурой; но одновременно здесь подведены итоги скрупулезного изучения старого французского искусства, особенно гравюр XVII-XVIII веков. Знаменитые "Записки" герцога Луи де Сен Симона дали художнику сюжетную канву "Последних прогулок Людовика XIV" и, вместе с Другими мемуарными и литературными источниками, ввели Бенуа в атмосферу эпохи. Пейзажная графика французского классицизма подсказала ему приемы художественного решения. Именно от образцов архитектурно-пейзажной гравюры идут основные особенности версальских акварелей Бенуа: их четкая, почти чертежная планировка, ясная пространственность, преобладание простых, всегда уравновешенных горизонталей и вертикалей, величие и холодноватая строгость композиционных ритмов, наконец, подчеркнутое противопоставление грандиозных статуй и скульптурных групп Версаля - маленьким, почти стаффажным фигуркам короля и придворных, разыгрывающим несложные жанрово-исторические сценки. В акварелях Бенуа нет драматического сюжета, нет активного действия и психологической характеристики персонажей. Не люди интересуют художника, а лишь атмосфера старины и дух театрализованного придворного этикета ("У бассейна Цереры", 1897, Государственная Третьяковская галерея).

Бенуа отдал немало душевных сил и времени работе в станковой живописи и графике, но по самой природе своего дарования и по складу творческого мышления он не был станковистом, а еще менее - мастером картины, которая могла бы воплотить все стороны его замысла в едином, как бы синтезирующем изображении. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Бенуа мыслил и подходил к своим темам именно как иллюстратор или как театральный художник и режиссер, последовательно раскрывая в цикле этюдов и композиций разнообразные аспекты задуманного им образа, создавая ряд сменяющих друг друга архитектурно-пейзажных декораций и тщательно разработанных мизансцен. Мысли художника о Версале Людовика XIV становятся до конца понятными зрителю лишь тогда, когда он воспримет всю совокупность версальских картин и этюдов, написанных Бенуа.

Проявивший себя во многих жанрах - в литературе, живописи, истории искусства, критике, режиссуре,- Александр Бенуа вспоминается прежде всего как театральный художник и теоретик театрально-декорационного искусства. Его многочисленные декорации и костюмы демонстрируют исключительную способность воссоздания самых разных эпох, национальных особенностей и настроений - способность, которая прослеживается с его первых шагов От матери Бенуа унаследовал подлинный культ театра, и его детской мечтой было стать театральным художником Истинное дитя Петербурга 1870-80-х гг., Бенуа был глубоко захвачен тогдашней страстью к драме, опере и балету, и еще до своей поездки в Германию в 1890 году он видел "Спящую красавицу", "Пиковую даму" и многие другие спектакли. Не вызывает сомнений, что именно эти ранние впечатления подготовили Бенуа к работе над одноактным балетом Делиба "Сильвия" в 1901 году, когда князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством. Бенуа был приглашен главным художником и работал над спектаклем вместе с К. А. Коровиным, Л. С. Бакстом, Е. Е. Лансере и В А. Серовым, однако из-за ссоры Дягилева с Волконским балет так и не был поставлен

В 1900 году Бенуа дебютировал как театральный художник, оформив одноактную оперу "Месть Амура" в Эрмитажном театре Петербурга.

Но подлинный дебют Бенуа как театрального художника состоялся в 1902 году, когда ему было поручено оформить постановку оперы Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра. Вслед за тем им были исполнены эскизы декораций к балету Н. В. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил он сам.

Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к еще нескольким балетным спектаклям - "Сильфиды", "Павильон Армиды" (оба 1909), "Жизель" (1910), "Соловей" (1914).

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911); этот балет создан по идее самого Бенуа и по написанному им же либретто. Вскоре после того зародилось сотрудничество художника с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Эскиз иллюстрации к поэме Пушкина "Медный всадник" 1905-1916 гг.

Вместе с другими мастерами "Мира искусства", Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики.

К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к "Пиковой даме" (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899), иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами "Мира искусства". 3я этим первым опытом последовали четыре акварели - иллюстрации к "Золотому горшку" Э. Т. А. Гофмана (1899, Гос. Русский музей), оставшиеся неизданными, и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова "Царская и императорская охота на Руси", т. III (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере (в этом же издании Бенуа выполнил ряд заставок и концовок). Уже в этих ранних работах отчетливо выступают специфические черты иллюстраторского дарования Бенуа: сила его воображения, сюжетная изобретательность, умение передать дух и стиль изображаемой эпохи. Но иллюстрации носят пока еще "станковый" характер; это исторические композиции, вмонтированные в книгу, но не сливающиеся с ней органически.

Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его "Азбука в картинах" (1904) - первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла, иллюстратор и оформитель. Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Каждый из рисунков к "Азбуке" представляет собой развернутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором, иногда жанровую, чаще - сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. С "Азбуки" Бенуа начинается история детской книги "Мира искусства".

В руках Бенуа книжная графика стала искусством не столько декоративным, сколько повествовательным; чисто оформительские задачи, так занимавшие Сомова, Добужинского и молодого Лансере, играют в творчестве Бенуа явно второстепенную роль. Правда, он старается соблюсти принципы последовательно проведенного ритма в конструкции книги и стилистического единства всех элементов се оформления; но плоскость книжной страницы отнюдь не является для Бенуа самостоятельной эротической ценностью, которую нужно во что бы то ни стало сохранить и подчеркнуть, как это делал Сомов. Композиции Бенуа всегда пространственны именно потому, что они, в первую очередь, повествовательны. Он не перегружает книгу орнаментально-декоративными украшениями, жертвует ими ради рассказа.

Главное место среди графических работ Бенуа занимают иллюстрации к Пушкину. Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Как уже упоминалось, он начал с рисунков к "Пиковой даме" (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (1905; 1910). Он исполнил также две серии иллюстраций к "Капитанской дочке" и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу - рисунки к "Медному всаднику" (1903, 1905, 1916, 1922).

Такое пристрастие, разумеется, не было случайным. Своеобразный культ Пушкина вообще был чрезвычайно характерен для деятелей "Мира искусства", в первую очередь для Бенуа. Все они видели в Пушкине как бы живое "воплощение европеизма новой русской культуры".

В дореволюционное время книжные работы Бенуа имели мало успеха у издателей. Рисунки к "Капитанской дочке" (1904) остались неизданными. Первый вариант иллюстраций к "Медному всаднику" (1903) опубликован не отдельной книгой, а только в журнале "Мир искусства" (1904), с нарушением задуманного художником макета оформления. Неудачно издан и второй вариант, опубликованный сначала в томе III сочинений А. С. Пушкина, а потом, правда, вышедший отдельной книжкой, но с совершенно неудовлетворительными воспроизведениями. Только после Октябрьской революции "Медный всадник" с рисунками Бенуа вышел, наконец, в превосходном издании.

Гораздо более значительна другая, бесспорно лучшая из книжных работ художника, его шедевр - рисунки к "Медному всаднику". Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и акварелью, имитирующих цветную гравюру на дереве. Опубликование иллюстраций в "Мире искусства" сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к "Медному всаднику" "настоящим перлом в русском искусстве".

Деятельность Бенуа как художественного критика и историка искусств неразрывно связана со всем тем, что делал Бенуа в живописи, станковой и книжной графике, в театре. Критические эссе и историко-художественные исследования Бенуа представляют собой как бы комментарий к идейно-творческим исканиям и повседневной практической работе художника. Но его литературные произведения имеют и вполне самостоятельное значение, характеризуя сложный, большой и плодотворный этап в развитии русской критики и науки об искусстве

Вместе с Грабарем Бенуа возглавил движение, обновившее метод, приемы и темы русского искусствознания конца XIX - начала XX века.

Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле "Мира искусства", был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. Речь шла о том, чтобы по-новому осветить процессы развития русской художественной культуры за два последних столетия, привлекая материалы, не только ранее не изученные, но и почти не тронутые.

Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. В ней приняли участие едва ли не все деятели "Мира искусства". Художники и критики становились историками, собирателями, открывателями и истолкователями забытых или непонятных художественных ценностей. Выше уже упоминалось о значении таких "открытий", как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Подобных открытий деятелями "Мира искусства" совершалось немало в самых разнообразных сферах художественной культуры. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. На его долю выпала и наиболее сложная, ответственная ее часть - анализ и обобщение истории русской живописи XVIII-XIX веков.

Искусство истолковано Бенуа как вполне автономная сфера, независимая от общественной действительности и едва связанная с другими явлениями культуры. Темой исследования становится, таким образом, не процесс исторического развития национальной живописи с его скрытыми закономерностями, которые надлежит обнаружить, а только история художников, принимавших участие в этом процессе.

Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале "Мир искусства" (1899-1904) и ежемесячном сборнике "Художественные сокровища России" (1901-1903), а позднее в журнале "Старые годы" (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Тематика этих публикаций весьма разнообразна. Речь идет о художественно-исторических ансамблях дворцов, государственных и частных коллекциях, о больших мастерах прошлого и об отдельных произведениях живописи, графики, скульптуры, зодчества и декоративно-прикладных искусств. Наиболее значительные статьи касаются главным образом архитектуры старого Петербурга и его пригородов; об одной из этих статей - "Живописный Петербург" (1902) уже говорилось выше. В 1910 году вышло в светобширное исследование Бенуа "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны" - обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века.

Западноевропейское искусство привлекало внимание Бенуа в неменьшей степени, чем русское. Ему принадлежат монография о Гойе (1908), путеводитель по картинной галерее Эpмитaжa (1911), большая статья о Лиотаре (1912) и ряд других работ, популяризирующих классическое наследие европейской живописи. Оригинальным исследованием является грандиозная "История живописи всех времен и народов", оставшаяся незаконченной: между 1912 и 1917 годами вышли в свет 22 выпуска первой части книги, охватывающие развитие пейзажной живописи с древнейших времен до середины XVIII века. Здесь, как и в истории русской живописи, общая историческая концепция является наиболее уязвимой стороной работы Бенуа. Уже современники правильно отмечали, что самое ценное в его труде лежит вне круга эволюционных выводов и культурно-исторических обобщений.

Самая ранняя из художественно-критических серий Бенуа - "Беседы художника", опубликованная в журнале "Мир искусства" за 1899 год, характеризует первые шаги Бенуа-критика. Она содержит главным образом обзоры парижских художественных выставок и заметки о некоторых второстепенных французских живописцах вроде Форена и Латуша, в ту пору еще казавшихся критику более значительными, чем импрессионисты и Сезанн.

Вторая серия его статей, печатавшаяся в "Московском еженедельнике" за 1907-1908 годы под рубрикой "Дневник художника", посвящается преимущественно вопросам театра и музыки.

Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей - под общим заглавием "Художественные письма", которые еженедельно печатались в газете "Речь" с ноября 1908 по 1917 год.

В эту серию входит около 250 статей, необыкновенно разнообразных по содержанию и, в целом, с большой полнотой отражающих художественную жизнь тех лет. Ни одно сколько-нибудь заметное событие в искусстве не оставалось без отклика со стороны Бенуа. Он писал о современной живописи, скульптуре и графике, об архитектуре, театре, о художественной старине, народном творчестве, о новых книгах и выставках, о творческих группах и об отдельных мастерах, со страстной заинтересованностью анализируя и оценивая каждое крупное явление искусства. По мнению Бенуа только свобода и вдохновение создают и обусловливают ценность художественного произведения. Но Бенуа подчеркивает, что свобода искусства не безгранична, а вдохновение не должно ускользать от контроля сознания. В искусстве нет места произволу, и важнейшим качеством художника является чувство профессиональной ответственности.

После февральской революции Бенуа перестал печататься в кадетской "Речи" и перешел в газету "Новая жизнь", возглавлявшуюся Горьким.

В первые послереволюционные годы Александр Бенуа принимает активное участие в реорганизации и сохранении пригородных дворцов и парков Петрограда и Русского музея. В 1917-1926 годах состоял заведующим Картинной галереей Эрмитажа, сотрудничал в Петроградских театрах: Мариинском, Александринском, Большим драматическим (1919-1926).

В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в "Гранд-опера" и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся. Там он работал главным образом в театрах: сначала в "Гранд-опера" в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый "Поцелуй феи" И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы - в "Ла Скала" в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Работая на прежнем профессиональном уровне, ничего принципиально нового и интересного Бенуа создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми).

Главным же трудом последних (с 1934 г.) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. В мемуарах "Мои воспоминания" Бенуа проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий "серебряного века" в России рубежа 19-20 столетий.

На протяжении своего долгого пути художника, критика и историка искусства, Бенуа оставался верен высокому пониманию классической традиции и эстетических критериев в искусстве, отстаивал самоценность художественного творчества и изобразительную культуру, опирающуюся на прочные традиции. Важно также и то, что вся многогранная деятельность Бенуа была, по сути, посвящена одной цели: прославлению отечественного искусства.

Автопортрет 1896 (бумага, тушь, перо)

Биография Александра Бенуа

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги . Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома "Истории живописи в XIX веке" Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу - серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", - показав себя в ней самобытным художником.

Знаменитый русский художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) родился в известной семье, где кроме него было еще восемь детей. Мать Камилла Альбертовна Бенуа (Кавос) была по образованию музыкант. Отец - знаменитый архитектор.

Александр Бенуа, биография (краткая): детство и юность

Детство будущего художника прошло в Петербурге. Там же он поступил в частную гимназию Карла Мая, которую в разное время окончили 25 представителей рода Бенуа. По завершении классического образования Александр продолжил обучение на юридическом факультете Петербургского университета и параллельно посещал занятия в Академии Художеств. Кроме того, в студенческие годы молодой Бенуа проявил себя как писатель и искусствовед, дополнив книгу Муттера «История европейского искусства» главой про русское искусство. В период с 1896 по 1898 год Александр Бенуа жил и работал во Франции. Именно там им были написаны «Версальские серии».

«Мир искусства»

В 1898 году вместе с Александр Бенуа организовал объединение «Мир искусства», выпускавшее одноименное издание. В него входили такие известные художники, как Лансере, Дягилев и Бакст. Участники объединения устраивали выставки, в которых принимали участие Рерих, Врубель, Серов, Билибин, Васнецов, Коровин и Добужинский. Однако далеко не все именитые художники благосклонно отнеслись к «Миру искусства». В частности, Репин не очень любил эту компанию, а самого Бенуа называл недоучкой, библиографом и хранителем Эрмитажа, хотя и принимал участие в выставках.

«Русские сезоны»

В 1905 году Александр Бенуа уехал во Францию. Там, в том числе по его инициативе, была сформирована балетная труппа «Русские сезоны», которую возглавил Дягилев. Бенуа являлся ее художественным руководителем и в 1911 году создал ставшие всемирно известными декорации к опере «Петрушка» Стравинского. Причем немногие знают, что художник не только оформлял спектакль, но и помог написать либретто к опере.

Возвращение в Россию

В 1910 году художник опубликовал «Путеводитель по Эрмитажу». Это издание стало вершиной его работы как искусствоведа. Спустя несколько лет Александр Бенуа на свои деньги купил в Крыму, в городе Судаке участок земли, на которой построил дачу, где отдыхал и работал. Картины и зарисовки, сделанные там, хранятся во многих музеях России. В советский период, после его отъезда во Францию, когда стало ясно, что Бенуа не вернется, архив, хранившийся в крымском доме художника, передали в Русский Музей, а личные вещи и мебель распродали с аукциона.

После Революции по рекомендации Горького Александр Бенуа, фото которого представлено ниже, работал в комитете по охране памятников культуры, заведовал Эрмитажем и занимался оформлением спектаклей во многих театрах: Мариинском, Александринском и в Большом драматическом.

Однако происходящее в стране очень расстраивало художника. Из докладной А. В. Луначарского от 09.03.1921, в ответ на секретный запрос №2244 следовало, что в начале революции он поддержал перемены, но впоследствии был огорчен жизненными невзгодами и выражал недовольство коммунистами, контролирующими музейную работу. Далее нарком писал, что Бенуа не является другом новой власти, но как директор Эрмитажа оказывает огромные услуги стране и искусству. Резюме Луначарского звучало так: по профессиональным качествам художник ценен, и его надо беречь.

Отъезд

Неоднозначное отношение к новой власти предопределило дальнейшую жизнь и творчество Бенуа. «Свадьба Фигаро» — последний спектакль в Ленинградском БДТ, поставленный художником перед отъездом из страны.

В 1926 году по рекомендации Луначарского Александр Бенуа, биография которого в последние годы полна трагических событий, поехал в командировку для работы в Гранд-опере во Францию. Отправляя его в Париж, нарком прекрасно понимал, что происходит у него на душе. Бенуа собирался после работы вернуться в Россию, но в конце июня 1927 года в Париж приехал сам Луначарский. Из письма художника к Ф.Ф. Нортау следует, что именно нарком уговорил его не возвращаться на Родину. В дружественной беседе он сказал об отсутствии финансирования и условий для его работы и посоветовал выждать во Франции, пока ситуация изменится.

Так Бенуа больше не вернулся в Россию.

Последние годы жизни

Биография Александра Бенуа продолжала писаться уже вдали от Родины, но в Париже к этому времени оказалось большинство его друзей и единомышленников. Художник продолжал работать, оформлял декорации во многих театрах, писал книги и картины. Позже они работали вместе с сыном Николаем и дочерью Еленой. Умер Александр Бенуа в Париже в 1960 году, немного не дожив до 90-летнего юбилея. Он оставил огромное количество работ, публикаций и мемуаров. На всем протяжении своей жизни Александр Бенуа, биография и творчество которого были неразрывно связаны с Россией, оставался ее горячим патриотом и старался сделать ее культуру популярной во всем мире.

Личная жизнь

Александр Бенуа был женат. В браке родились дети: дочь Елена и сын Николай. Оба художники. Н. Бенуа в 1924 году по приглашению уехал во Францию. Затем он переехал в Италию, где на протяжении многих лет (с 1937 по 1970 годы) был директором постановочной части в Миланской Ла Скала. Занимался оформлением постановок, многие из которых делал с отцом, работал во многих известных театрах мира, три сезона оформлял постановки в Большом театре в Москве. Дочь Елена уехала из Советской России вместе с отцом в Париж в 1926 году. Была известным живописцем, и две ее картины приобрело Французское правительство. Среди ее работ есть портрет Б.Ф. Шаляпина и З.Е. Серебряковой.

В память о знаменитом художнике, внесшем большой вклад в театральное искусство, был учрежден международный балетный приз, носящий его имя. В Петергофе есть экспозиция, посвященная лично ему.

(1870-1960) русский художник, критик, историк искусства

Александр Николаевич Бенуа происходил из семьи, внесшей значительный вклад в историю русской культуры. Дед по материнской линии А. Кавос был академиком, автором проекта Большого театра. Его отец был известным архитектором, в частности, одним из авторов проекта перестройки Эрмитажа. Старший брат был ректором Академии художеств.

С раннего детства Александр увлекался искусством. Он учился в частной гимназии К. Мая, в свободное время копировал рисунки старых мастеров и занимался с братом техникой живописи. Не менее охотно мальчик рисовал акварелью. Брат считал, что ему следовало стать профессиональным художником.

Закончив гимназию, по настоянию отца Александр поступил на юридический факультет Петербургского университета. С этого времени его жизнь разделилась на две части: в университете он занимается юриспруденцией, а все свободное время отдает занятиям искусством.

В университетские годы Александр Бенуа сближается с В. Нувелем, К. Сомовым, Д. Философовым. Они составили «Кружок самообразования», на основе которого в середине девяностых годов сложилась группа «Мир искусства». Бенуа становится душой этого объединения и его художественным руководителем. Молодые энтузиасты издают свой журнал, выступают с проектами выставок, Бенуа пишет критические статьи, анализирует текущий художественный процесс.

Во время летних каникул, он ежегодно путешествовал по европейским странам, знакомился с собраниями произведений искусства и архитектурными достопримечательностями. Из каждой поездки он привозил акварельные зарисовки.

С 1891 года работы Александр Николаевич Бенуа ежегодно выставляются на художественных выставках. Известность приходит к нему в 1893 году, когда он публикует главу по истории русского искусства, в книге немецкого исследователя Р. Менга «История живописи». Позже она составит основу его книги «История русской живописи».

Закончив университет, Александр Бенуа становится хранителем коллекций современной и русской живописи, которую собирала княгиня М. Тенишева. На ее деньги он создал одно из лучших в России собраний, впоследствии вошедшее в состав Русского музея.

В 1896 году Бенуа организует выставку русской живописи в Германии. С нее началось широкое знакомство европейского зрителя с творчеством современных русских художников. Вместе с выставкой Александр Бенуа ездит по городам Европы, выступает с лекциями. Тогда он впервые побывал в Париже, откуда привез серию акварелей и гуашей с видами Версаля, изданную позже в журнале «Мир искусства».

Одновременно с выставочной деятельностью, Бенуа создает многочисленные декорации для театра. Дебют художника состоялся в 1900 году в спектакле «Месть Амура», поставленном в Эрмитажном театре Петербурга.

После премьеры, Александра Бенуа пригласили в качестве художника в Мариинский театр, где он создал декорации к постановкам мировой оперной классики (операм Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского).

С 1909 года Бенуа работает художественным директором Русских балетных сезонов, которые проводил в Париже С. Дягилев. Он готовит декорации к спектаклям, организует художественные выставки, пишет либретто к балету И. Стравинского «Петрушка».

Благодаря помощи богатых меценатов - князя С. Щербатова и предпринимателя В. фон Мекка - Бенуа смог осуществить обширную программу изданий под общим названием «Художественные сокровища России». Он начал систематическую научную публикацию произведений искусства, хранящихся в русских музеях. Каждый том серии сопровождался обстоятельным комментарием, представлявшим самостоятельную художественную ценность. По количеству сообщенных в нем фактов он и сегодня почти не имеет себе равных. Но независимая позиция Александр Бенуа и жесткость суждений привела к тому, что через три года издание книг прекратилось.

Работа над каталогами музейных собраний, позволила Бенуа организовать несколько художественных выставок. Самой знаменитой из них стала экспозиция русской портретной живописи, созданная вместе с Сергеем Дягилевым . Бенуа впервые представил историю реалистического портрета России с начала XVIII до конца XIX века. Когда русские усадьбы были уничтожены в огне революций и войн, составленный Александром Николаевич Бенуа каталог стал незаменимым справочником для реставраторов и историков искусства.

После начала Первой мировой войны, активная издательская деятельность Александра Николаевича Бенуа начала сокращаться: перестали вы ходить выпуски «Художественных сокровищ России», затем закрылся журнал «Мир искусства».

В 1917 году Бенуа работает в должности заведующего картинной галереей Эрмитажа. Благодаря его титаническим усилиям удалось сохранить многие выдающиеся произведения искусства. Кроме того, он смог убедить правительство большевиков создать в Эрмитаже общедоступный музей.

Но вскоре деятельность Александра Бенуа стала встречать сопротивление со стороны властей, его отстранили от руководства Эрмитажем. В течение некоторого времени он работал в коллегии Наркомпроса под руководством Анатолия Луначарского , сотрудничал в издательстве «Всемирная литература».

Но в 1926 году после конфискации властями его коллекции картин, Бенуа покидает Россию. Формально он выезжал в Париж по приглашению дирекции театра «Гранд-опера». Но фактически он покидал Родину навсегда.

Александр Николаевич Бенуа поселяется в Париже и становится ведущим художником-декоратором французской оперы. Одновременно он продолжает сотрудничать с труппой Дягилева, для которой оформляет спектакли в различных городах Европы.

Театральную деятельность Александр Бенуа сочетает с организацией художественных выставок. В конце двадцатых годов он осуществляет уникальную программу передвижных выставок, прошедших по городам Европы и США.

Именно эти выставки открыли для Западной Европы русское искусство как эстетический феномен. Работа Бенуа получила высокую оценку. Он становится кавалером ордена Почетного легиона Франции и ордена «Корона Италии». Параллельно Александр Бенуа продолжает заниматься исследованием живописи и книжной иллюстрации.

В 1930 году он переезжает в Италию и начинает работать главным художником театра «Ла Скала». В то время постановочной частью театра заведует сын Бенуа - Николай.

Во время Второй мировой войны художник возвращается в Париж. Поскольку большинство театров прекращают постановочную деятельность, он занимается иллюстрированием произведений русской классики, выпускает несколько альбомов акварелей с видами Петербурга и его пригородов.

Еще с 1939 года Александр Николаевич Бенуа начал работать над книгой мемуаров. Личные воспоминания вскоре перерастают в обширную панораму истории художественной жизни России конца XIX - начала XX веков.

После войны он возобновляет работу в театре, продолжает оформлять спектакли в «Ла Скала», выезжает в США вместе с труппой, организованной антрепренером С. Юроком, оформляет спектакли в театрах Буэнос-Айреса и в «Ковент-Гардене» (Лондон).

Последние годы жизни Бенуа провел в Италии, в музеях Рима и Милана почти ежегодно проходили его персональные выставки.

В 1958 году выходит из печати первая часть его воспоминаний в пяти книгах. Однако начавшаяся болезнь помешала ему завершить фундаментальный труд.

Семейная жизнь Александра Николаевича Бенуа сложилась счастливо. В 1893 году он женился на дочери немецкого предпринимателя А. Кинд, в браке родилось трое детей. Единственный его сын - Николай Бенуа - стал известным художником-декоратором.

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)

Александр Николаевич Бенуа родился 21.4(3.5).1870 г. в Петербурге в семье профессора архитектуры и архитектора высочайшего двора Николая Леонтьевича Бенуа, который был сыном Луи-Жюля Benois, выходца из Франции. Дед Александра Николаевича с материнской стороны Альберт Катаринович Кавос, венецианец по происхождению, был строителем Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве. Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В своих воспоминаниях он писал: “Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к “знаточеству”, стал проявляться с очень ранних лет. Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой “семейной заразы”, что я не мог не интересоваться искусством - раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся, и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления.”

С 1885 по 1890 г. Александр Николаевич учится в “Майской гимназии” в Санкт-Петербурге, в которой он сближается с Д. В. Философовым, К. Андреевичем С. и В.Ф.Нувелем. В 1890 г. к ним присоединяются С.П.Дягилев, двоюродный брат Философова, музыковед А.П.Нурок и художник Лев Бакст. Через несколько лет кружок был преобразован в редакцию художественного журнала “Мир искусства” (1898 - 1904).

В 1887 году Александр Бенуа, посещает вечерние классы Академии Художеств.

В 1893 г. Бенуа увлекается копированием старинных голландцев в Эрмитаже.

По окончании университета в 1894 г. Александр Бенуа женится на Анне Карловне Кинд.

В 1893 г. Бенуа заявил о себе как талантливый искусствовед, написав художественную историческую статью о русском искусстве для третьего тома “Die Geschichte der Malerel im XIX Jahrhundert” (“История живописи XIX столетия” Р. Мутера), вышедшего в 1894 г. За этим последовали “История русской живописи” (1901 - 1902), “Русская школа живописи” (1904), “Русский музей императора Александра III” (1906), “Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны” (1911), “Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа” (1910), “История живописи всех времен и народов” (1912 - 1917, осталась незаконченной).

С 1895 г. по 1899 г. Бенуа состоит хранителем собрания, пожертвованного кн. M. К. Тенишевой Русскому музею в Санкт-Петербурге.

В 1897 г., возвратившись из Франции, создал серию акварелей “Последние прогулки Людовика XIV”, которая принесла ему известность как художнику.

С его именем связано возникновение в 1898 г. объединения “Мир искусства”, одним из основателей и идейным руководителем которого он был. Александр Николаевич становится вместе с С. Дягилевым редактором журнала “Мир искусства” и принимает непосредственное участие в выставках созданного им общества общества.

В 1900 г. в течение нескольких месяцев преподает историю стилей в Училище барона Штиглица.

Бенуа был одновременно и художником и теоретиком искусства, его перу принадлежат многие книги, посвященные истории живописи и культуры вообще. В своей первой книге “История русской живописи в XIX веке” (1900 - 1902) и в статьях начала 1900-х гг. искусствовед подверг критике академическое искусство, эстетику Н. Г. Чернышевского и гражданственность живописи передвижников. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их “художественность”. Он был страстным пропагандистом классического наследия и инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев. С 1901 - 1903 г.г. Александр Бенуа написал множество статей по живописи, архитектуре, музыке, театру и т. д., помещенных в основанном им в 1901 г. художественно-историческом сборнике “Художественные сокровища России; в журналах “Мир искусства”, “Московский еженедельник”, “Старые годы”, “Золотое руно”. С 1904 г публикуется в газетах: “Слово”, “Русь” и “Речь”.

В 1911 году увидел свет его “Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа”; с 1910 по 1917 гг. - серийное издание “Истории живописи всех времен и народов”.

Капитальными трудами А. Бенуа являются “Русская школа живописи”, “Царское Село” и “Всеобщая история живописи”, которые выходили в 1904, в 1910 и в 1911 г. Последнее издание осталось незаконченным из-за изменившихся вследствие войны и революции условий жизни.

Александр Бенуа принял ближайшее участие в организации крупнейших выставок: “Русского портрета” в Санкт-Петербурге 1902 и 1905 гг., “Русского искусства” в Париже в 1906 г., исторической архитектуры в Санкт-Петербурге в 1911 г., “Старых Годов” в Санкт-Петербурге в 1908 г., большой “Русской выставки” в Брюсселе в 1928 г. и др.

Свои работы Александр Бенуа представлял на выставках Общества акварелистов (с 1891 г.), “Мира искусства” (с 1897 г.), “Современное искусство” (1903), “Салона” С. Маковского, Международной в Риме (1911), “Русского искусства” в Белграде (1930) и в Праге (1935) и др. Выставки, посвященные творчеству Александра Бенуа, состоялись в Париже в 1926 г. и в Комо в 1955 г.

Первым выступлением художника в театре стала декорация к опере А Танеева “Месть Амура” в Придворном театре Эрмитажа 1900 г.

С 1896 по 1899 г. и с 1905 по 1907 г. Бенуа живет в Париже и в Версале (летом в Бретани и Нормандии); с 1908 по 1913 г. - в окрестностях Лугано. Лето 1900, 1901, 1902 гг. посвящает изучению окрестностей в Санкт-Петербурга. Александр Бенуа совершает поездки по Франции, Италии, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Испании и др.

Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: “Франция эпохи “короля-солнца” и “Петербург XVIII – начала XIX в.”, будучи увлечен которыми Бенуа создал особый вид исторической живописи, типичной для “Мира искусства”. К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 - 98; "Версальская серия", 1905 - 06). Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах.

Его первой иллюстрированной книгой стал “Медный Всадник” Пушкина, появившийся в “Мире искусства” в 1904 г. и вновь изданный в 1923 г., отличающийся графическим изяществом иллюстраций, созвучных пушкинским строкам.

В 1905 году художник выпустил книгу “Азбука в картинах Александра Бенуа. В 1899, 1911 гг. увидели свет иллюстрации Бенуа к “Пиковой даме”. С 1906 г. Александр Бенуа - действительный член Парижского Осеннего Салона.

Александр Бенуа является реформатором русской театрально-декорационной живописи. Как театральный декоратор и режиссер Александр Бенуа работает для многих театров. Его первой постановкой является опера Р. Вагнера “Гибель богов” в Мариинском театре 1903 г. Его первый балет (либретто, декорации и костюмы) “Павильон Армиды” Н.Н.Черепнина, созданный в 1907 г. был дан в Париже в 1909 г., в Риме в 1911 г.

Увлечение художника балетом привело к тому, что по его инициативе была организована частная балетная труппа С.Дягилева “Русские сезоны”, которая начала свои выступления в Париже в 1909 г.. Бенуа занял в труппе пост директора по художественной части и оформил несколько спектаклей в 1908, 1910, 1911, 1924 гг. Для балета И. Стравинского “Петрушка” (1911) Бенуа написал либретто, а его декорации к этому спектаклю стали одним из высших достижений художника.

В 1913 - 15 гг. А. Бенуа вместе с К.Станиславским и В.Немировичем-Данченко руководил Московским Художественным театром, был его заведующим художественной частью и режиссёром (“Мольеровский спектакль”, “Locandier"y” [“Хозяйка гостиницы” (итал.).] Гольдони и “Пушкинский спектакль”).

С 1919 г. Бенуа был режиссёром и художником Академического театра оперы и балета ("Пиковая дама" П.И.Чайковского, 1921) и Большого драматического театра ("Слуга двух господ" К.Гольдони, 1921) в Петрограде. Работы Бенуа-декоратора отличаются тонким чувством стиля, художественной цельностью, тщательной продуманностью декораций и костюмов.

С 1912 по 1917 г. Александр Бенуа был вице-председателем “Общества защиты памятников искусства”, с 1918 г. - членом Коллегии по делам музеев при Народном Комиссариате; в 1918 - 1926 гг. - заведующим картинной галереей в Государственном Эрмитаже, в качестве которого произвел полную и более рациональную перегруппировку музейных ценностей; принимал непосредственное участие в реорганизации и сохранении дворцов и Русского музея.

В 1923 году Бенуа работает в Александринском театре, с 1919 по 1926 г. в Большом Драматическом театре в Петрограде.

В 1926 г. художник эмигрировал во Францию, в Париж, где работал главным образом над эскизами декораций и костюмов для спектаклей в театрах Франции, Италии и других стран: сотрудничал с “Гранд-опера” (1924, 1927, 1928 - 1934), с театром “Французской Комедии”, с театром Колон в Буэнос-Айресе (1932) и с лондонским Ковент-Гарден (1957). Особенно много оперных и балетных постановок Александр Бенуа создал для Миланского театра “Скала” (с 1930 по 1956 г.).

В 1934 г. Бенуа написал книгу мемуаров “Мои воспоминания”. В 1955 - “Александр Бенуа размышляет...” (статьи и письма 1917-1960 гг.).

Наибольшее количество его произведений находится в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве.

За свои художественные заслуги награжден орденами Почетного Легиона (в 1906 кавалер, в 1916 офицер), офицерским крестом Corona d"Italia (1911) и орденом св. Владимира.

Картины художника

«Сады Армиды» к балету Н.Н.Черепнина


Вариант фронтисписа к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».


Версаль. Аллея.


Версаль. Людовик XІV кормит рыб