Жан милле произведения. Жан франсуа милле - французский живописец. Весенние вскапывание земли

Хотя его произведения имеют чрезвычайное значение в искусстве на все художественные течения. Рисовал жанровые композиции, пейзажи, создал несколько портретов. Картина Милле "Сеятель" вдохновила Ван Гога на создание своих композиций на подобную тему. А его "Анжелюс" была любимой картиной , яркого представителя сюрреализма . Далее обращался к образам "Анжелюс" всю свою жизнь.


1. Биография. Детство

Родился в селе Грюши, вблизи города Шербур , это на берегу Ла-Манша . Грамоте научился в школе при сельской церкви. Как и все крестьянские дети, много помогал семье в поле. Позже он напишет: "Природа этого края оставила в моей душе неизгладимые впечатления, потому что она сохранила в себе такую ​​первоначальную созданность, что я иногда чувствовал себя современником Брейгеля (имел в виду Питера Брейгеля Старого, выдающегося художника из Нидерландов 16 века) ​​".


2. Обучение в Шербур

Заметив талант в ребенке, родители сделали все возможное, чтобы сын вырвался из села. Его отправили в Шербур, где устроили в мастерскую художника Мошеля, местного портретиста. Успехи Франсуа привели его в другую мастерскую к художнику Ланглуа. Тот так верил в ученика, получивший для него стипендию от Муниципалитет Шербура и право на обучение в Париже . Так бывший деревенщина перебрался в столицу.

Когда-то бабушка завещала ему не рисовать ничего постыдного, даже когда оно просить сам король. Внук выполнил завещание бабки - и сделал много полезного для искусства Франции , да и всего мира.


3. Портреты Франсуа Милле

По первому своей специальности он портретист. Он брался и рисовал портреты. Но чувствовал недовольство. К тому же в Париже он учился в исторического живописца Делароша. Удовольствие ни от Делароша, ни от тогдашнего Парижа он не испытывал. И так, потому что и Париж пустыня для бедных. Душой он отдыхал в музее Лувр , потому что нужно было набрать опыта, который никто не мог ему дать, кроме старых мастеров искусства.

Полина Оно - жена художника. Они поженились в . Через четыре года Полина умрет от чахотки (туберкулеза). Не все в порядке было и с картинами - их никто не покупал. Жил художник на деньги от заказанных портретов.


4. Село Барбизон

Туда ехали не за вдохновением. Там просто было дешево жить и это недалеко от Парижа. Село расположено в лесу Фонтенбло . Милле вспомнил, что крестьянин и в Барбизон обрабатывал землю, как и его отец, а в редкие свободные часы рисовал картины. Они понемногу продаются. А одну приобрел даже министр внутренних дел цены, десять раз превысила цену художника.

Но количество выдающихся пейзажистов здесь была такой большой, что село прославилось на весь мир. Рисовал пейзажи и Милле. И чувствовал, что становится мастером, не похожим ни на кого. А в искусстве это, после способностей и работоспособности, - главное.

Среди художников - иностранцев Милле дружил с англичанином виртуозом Фредериком Лейтоном , оставаясь ни в чем на него не похожим.


5. Пейзажи Милле


6. Сельская Франция 19 века


7. Собирательницы хвороста. Маленький шедевр

В Милле почти невозможно найти картины большие по размерам: длина прославленного полотна "Анжелюс" - 66 см, "сборщиц колос" - 111 см, "Отдыха на жатве" - 116 см. И эти, кажется, самые.

Маленьким шедевром стали и "собирательница хвороста", всего 37 на 45 см. Так французских женщин еще никто не писал. Две фигурки пытаются извлечь сухую древесину, застряла. Труд, который достойно бы делать скоту, делают две крестьянки, сами, не дожидаясь помощи. Это тот страшный мир, где помощи просто не дождаться.

Исследователи удивлялись - нет ни эффектной композиции, ни ярких красок. Никого не убивают и никто не кричит. А зрители хватались за сердце. Милле обращал лицо буржуазного общества к народу, к чрезмерной труда крестьян, к сочувствию тем, кто тяжело и страшно работал на земле. Он обращал общество (и искусство Франции) до гуманизма . И это перекрывало и маленькие размеры картин Милле, и отсутствие колористических сокровищ, театральных жестов, криков и т.п.. В искусство возвращалась горькая правда сегодняшнего дня.

Его зов услышан. Милла стал авторитетом в живописи. И как всегда, одни закричали о его заполитизированность, другие видели в нем исключительность, феномен . Его картины стали хорошо покупать.

Когда-то "сборщиц хвороста" приобрел Третьяков . Нет, не Павел, покупал и поддерживал русских художников, а потом подарил москве галерею, носящей его имя. Приобрел брат Павла - Сергей Третьяков, коллекционировал произведения художников Европы . Обычно он отсылал деньги в Париж своему агенту, а тот, по своему усмотрению увидев достойное, покупал и отсылал в Москву . И усмотрению, и покупка оказались очень удачными. В Москве это почти единственная (кроме еще одного пейзажа) сюжетная картина Милле. Зато - шедевр.


8. Два признанные шедевры: "Анжелюс" и "собирательница колос"


9. Офорты Милле

Милле один из мастеров, которые обращались к созданию гравюр. Это не было главным в его творчестве, поэтому он сделал несколько экспериментов в разных техниках: шесть литографий , две гелиографии, шесть гравюр на дереве. Всего он работал в технике офорт . Среди них есть как повторы своих картин (офорт "собирательница колос"), так и достаточно самостоятельные сюжеты. Чрезвычайно удачным был офорт "Смерть забирает крестьянина-дровосека", что высокой художественной качеством напомнил шедевр немецкого мастера 16 века Ганса Гольбейна из серии "Танец смерти".

Милле длительное время искал композицию. В музее Лувр сохраняют два рисунка Франсуа Милле с первыми поисками композиции. Еще один рисунок попал в Эрмитаж в 1929 году. Композиция последнего и легла в основу как офорта, так и картины на эту же тему (Новая Карлсбергська глипкотека, Копенгаген).


10. Страны, где хранят произведения Милле


Источники

  • Dario Durb?, Anna M. Damigella: Corot und die Schule von Barbizon. Pawlak, Herrsching 1988, ISBN 3-88199-430-0
  • Andr? Ferigier: Jean-Fran?ois Millet. Die Entdeckung des 19. Jahrhunderts. Skira-Klett-Cotta, Stuttgart 1979, ISBN 3-88447-047-7
  • Ingrid Hessler: Jean-Fran?ois Millet. Landschaftsdarstellung als Medium individueller Religiosit?t. Dissertation, Universit?t M?nchen 1983
  • Estelle M. Hurll: Jean Fran?ois Millet. A Collection of Fifteen Pictures and a Portrait of the Painter, with Introduction and Interpretation, New Bedford, MA, 1900. ISBN 1-4142-4081-3
  • Lucien Lepoittevin: Jean Fran?ois Millet - Au-del? de l"Ang?lus. Editions de Monza. Paris 2002, ISBN 978-2-908071-93-1
  • Lucien Lepoittevin: Jean Fran?ois Millet - Images et Symboles. ?ditions ISO?TE Cherbourg 1990, ISBN 2-905385-32-4
  • Alexandra R. Murphy (Hrsg.): Jean-Fran?ois Millet, drawn into the light. Museum of Fine Arts, Boston, Mass. 1999, ISBN 0-87846-237-6
  • Alfred Sensier: La vie et l"?uvre de Jean-Fran?ois Millet. Editions des Champs, Bricqueboscq 2005, ISBN 2-910138-17-8 (neue Auflage des Werks von 1881)
  • Andrea Meyer: Deutschland und Millet. Deutscher Kunstverlag, Berlin und M?nchen 2009. ISBN 978-3-422-06855-1
  • Сто офортов 16-19 веков из собрания гос.Эрмитажа.Л-М, 1964 (рус)
  • ГМИИ, каталог картиннной галереи, М, Изобразительное искусство, 1986 (рус)

Милле Жан Франсуа

И классицизм, и романтизм были далеки от современной жизни, поскольку они идеализировали прошлое и в основном изображали сюжеты из давних времен.

В середине 19-го века ведущее место в изобразительнои искусстве Франции заняло направление реализм, которое более всего интересовалось современностью, повседневной жизнью обыкновенных людей. Реалисты стремились передавать реально существующих людей, природу - без искажения и приукрашивания. При этом они отражали, конечно, и пороки современной жизни, стремясь помочь их устранению и исправлению. Такое критическое направление в искусстве принято называть критический реализм, расцвет которого относится ко 2-й половине 19-го века.

Реализм во французской живописи заявил о себе прежде всего в пейзаже художников так называемой" барбизонской группы", получившей название от деревушки Барбизон близ Парижа, где художники подолгу жили и писали.

Одно время жил в Барбизоне Жан Франсуа Милле, очень известный французский художник - реалист. Он родился в крестьянской среде и навсегда сохранил связь с землей. Крестьянский мир - основной жанр Милле. Но пришел к нему художник не сразу. Из родной Нормандии в 1837 и в 1844 годах приезжал в Париж, где приобрел славу портретами и небольшими картинами на библейские и античные сюжеты. Однако Милле сложился как мастер крестьянской темы в 40-х годах, когда приехал в Барбизон и сблизился с художниками этой школы.

С этого времени начинается зрелый период творчества Милле. Его героем отныне и до конца его творческих дней становится крестьянин. Подобный выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому всю жизнь Милле терпел материальную нужду, но теме не изменил. В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный монументальный образ труженика земли ("Сеятель" 1850). Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле. Этой идеей пронизаны картины "Собирательницв колосьев",1857, "Анжелюс",1859.

Для живописи Милле характерен предельный лаконизм, отбор главного, позволяющий передать общечеловеческий смысл в самых простых, обыденных картинах повседневной жизни. Милле достигает впечатления торжественной простоты спокойного мирного труда при помощи объемности изображения и ровной цветовой гаммы.

Большинство произведений Милле пронизано чувством высокой человечности, покоя, умиротворения.

Правдивое и честное искусство Милле, прославляющее человека труда, проложило пути для дальнейшего развития этой темы в искусстве второй половины 19-го века.


Кипятильник (1853-54)

"Анжелюс" (Вечерняя молитва)



Перед нами спускающийся вечер, последние лучи заходящего солнца освещают фигуры крестьянина и его жены, бросивших на миг работу при звуках вечернего благовеста. Приглушенная цветовая гамма составлена из мягких, гармонично составленных красновато-коричневых, серых, голубых, почти синих и сиреневых тонов. Темные силуэты фигур со склоненными головами, четко выделяющиеся над линией горизонта, еще более усиливают эпическое звучание композиции. "Анжелюс" - это не просто вечерняя молитва, это молитва за умерших, за всех тех, кто работал на этой земле.

Человек с мотыгой



В отличие от образов высокой человечности, покоя, умиротворения, перед нами другой образ - здесь художник выразил предельную усталость, измождение, измученность тяжелым физическим трудом, но сумел и показать огромные дремлющие силы труженика-исполина.

Собирательницы колосьев (1857)



Самое известное произведение Милле. Это печальная картина о бедности и печальном труде. На освещенном последними вечерними лучами солнца поле заканчивается жатва. Золотом сверкает собранный в копны, еще не увезенный с поля хлеб. Хлебом заполняют большую телегу, чтобы увезти его на ток. Вся эта картина, полная золотого хлеба, только что сжатого поля, создает настроение умиротворенности и покоя. И, как бы в контрасте с этим довольством и покоем, на переднем плане картины изображены фигуры трех женщин, собирающих на сжатом поле редкие, оставшиеся колоски, чтобы намолотить из них хоть горсточку муки. Их натруженные спины тяжко согбены, огрубевшие пальцы рук с трудом захватывают тоненькие, хрупкие колоски. Неуклюжая одежда скрывает возраст, кажется, тяжкий труд и нужда сравняли и молодых, и старых. Художник использует в картине широкую гамму красок - от золотисто-коричневых до красновато-зеленых.

Крестьянка, стерегущая корову (1859)


Отдых


Крестьянин с тачкой


Крестьянки с хворостом

Материнская забота (1854-1857)

Молодая женщина (1845)


Ночная охота на птиц (1874)


Одуванчики. Пастель.


Пастушка гусей (1863)


Пастушка со своим стадом (1863)


Пейзаж итальянского побережья (1670)


Пейзаж с Христом и его учениками


Пильщики в лесу


Полуденный отдых (1866)


Посадка картофеля


Прачки на реке


Прививка дерева


Сельская ферма Тур


Сеятель (1850)

Смерть и Лесоруб (1859)


Стирка


Теленок, рожденный в поле


Урок вязяния

Весенние вскапывание земли


Взбивание масла (1866-1868)

Заготовка хвороста

Женщина печет хлеб

Милле наряду с Курбе был одним из основоположников реализма середины XIX века во Франции.

Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии. Он рос в патриархальной крестьянской семье и с детства сам познал крестьянский труд. С 1833 года Милле занимается у художника Мушеля в Шербуре. Занятия молодого художника были прерваны смертью отца в 1835 году. Милле должен был вернуться в деревню, стать главой семьи и снова начать крестьянствовать. Однако родные настаивали на продолжении занятий. Вторым учителем Милле был Ланглуа, ученик Гро, тоже шербурский художник. Ланглуа выхлопотал Милле субсидию от города, и в начале 1837 года Франсуа едет в Париж.

Милле поступает в мастерскую к Деларошу, участвует в конкурсе на Римскую премию, но не получает ее. Затем он занимается в Академии Сюиса. Через некоторое время возвращается на родину, а потом вновь приезжает в Париж.

Милле не сразу нашел свой путь в искусстве. Вначале он пишет для продажи картины в духе Буше и даже появляется с ними в Салоне 1844 года. Однако одновременно мы встречаем у него серьезные, выразительные портреты. Творчество Милле окончательно оформляется к 1848 году под влиянием освободительных идей, которые охватили широкие круги художников и критиков. В 1848 году Милле выставляет «Веятеля», а в 1849 году он поселяется в лесу Фонтенбло, в деревне Барбизон, где живет все время вплоть до своей смерти (1875), изредка выезжая к себе на родину. Крестьянская тематика прочно входит в творчество Милле, начиная с Салонов 1850— 1851 годов, где появились его «Сеятель» и «Вязальщики снопов» (Париж, Лувр). Милле хорошо знал крестьянскую жизнь. Он не идеализировал крестьян, но сумел выразить в их простых, задумчивых позах величие, в их спокойных скупых жестах — торжественность; он сумел возвысить самый прозаический труд. В конце 40-х — начале 50-х годов он создает обобщенные образы одиноких крестьянок, полных грусти и задумчивости: «Швея» (1853, Париж, Лувр), «Сидящая крестьянка» (1849, Бостон, Музей), «Женщина с коровой» (Бур-ан-брес, Музей).

Тенденция к монументальным формам особенно ощутима в такой картине с фигурами в натуральную величину, как «Стрижка овец» (1860).

Современники Милле чувствовали его ягу к возвышенному, героическому стилю. Недаром Теофиль Готье в 1855 году говорил о близости Милле к античности, о том, то под темной краской трепещет меланхолическое воспоминание о Вергилии.

Милле писал и пейзажи, но они у него почти всегда связаны с жизнью крестьян, рирода в произведениях Милле чаще всего так же безрадостна, как и труд крестьянина, который зарабатывает свой хлеб «в поте лица своего».

Оптимистические нотки чаще звучат в его поздних произведениях, где большее внимание уделяется освещению. Об ртом свидетельствуют такие его работы, как «Молодая пастушка» (1872, Бостон, Музей) или «Уборка гречихи» (1869—1874, там же).

Милле не был литератором, он трудно выражал свои мысли, он не был и теоретиком. Его письма и заметки в какой-то мере лишь подытоживают его творческий опыт, но они помогают нам понять его собственное отношение к реальному миру, к человеку, к природе, понять, какие задачи он ставил перед собой в искусстве. Его высказывания, как и все творчество, направлены на борьбу против академической условности. Он выступает против подражательности, призывает ориентироваться на свои наблюдения, свои впечатления природы. Но Милле далек от того, чтобы рабски следовать натуре, он требует от художника индивидуального восприятия и индивидуального воплощения, отстаивает его право на обобщение и осмысливание действительного мира. Художник должен показать свое отношение к изображаемому. Однако в одном он себе противоречит: объективно его произведения всегда имели определенный социальный смысл, недаром он ставил себя рядом с Курбе. Но в то же время он протестовал, когда его считали социалистом или называли художником, опаснее Курбе, и он отказался принять участие в федерации художников во время Парижской коммуны.

Жан Фрасуа Милле вошел в историю мировой живописи как мастер реализма, хотя по своей проникновенности работы художника сравнимы с произведениями романистов. На всех его полотнах можно заметить присутствие особого свечения, исходящего не от человеческих фигур или предметов, а от самой картины. Современная критика называла эту игру освещения на картинах Милле светом жизни.

Детство и обучение

Родился 4.10.1814г в семье зажиточного крестьянина в деревне Грюши, что находится во Франции. До 18 лет трудился в сельском хозяйстве.

Художник вырос в семье, к которой принадлежало сразу два служителя церкви, отец и дядя. По этой причине его первое образование было глубоко духовным, хотя большое внимание также уделялось литературе и, позднее, живописи.

Родители поддержали талант Милле и в 1837 году он присоединился к мастерской Поля Делароша, где пробыл два года. Однако отношения с наставником не сложились, и в скором времени из Парижа он возвратился обратно в Шербур.

Начало творческой деятельности

Спустя год Милле женился на Полине Виржинии Оно и вместе с ней возвратился в столицу.

Хотя с 1840 года он регулярно выставлял свои работы в Салоне, настоящая известность пришла к нему только в 1848 году, когда сменив тему (в частности, оставив портретную живопись), художник сосредоточился на идее, которая стала лейтмотивом его творчества.

В 1849г Франсуа уезжает из Парижа в деревню Барбизон. Утром он работает в поле, а вечером занимается живописью.

Свои главные работы Милле посвятил сценам крестьянского труда и быта. В них он отразил свое понимание жизни этого сословия, тяжести их положения и вынужденную нищету.

По его собственным словам, выходец из крестьянской семьи, он всегда был и остается таковым.

Основополагающие идеи творчества

В 1857 году Милле закончил работу над своей самой известной картиной "Сборщицы колосьев". Одобрение, с которым встретила его произведение критика оказалось неожиданным даже для самого художника.

Милле удалось попасть в тон всеобщего настроения, созданного политическими событиями того времени.

Он продолжил работу в том же жанре и спустя два года появилась не менее знаменитая "Анжелюс". Она повторяла послание художника в "Сборщицах колосьев", но также содержала ответ, который предложил сам Милле.

Та жизнь, которую он изобразил, была наполнена смирением и верой, способной превозмочь нелегкие будни крестьян.

Милле также писал картины по заказу правительства, начиная с первых серьезных работ в бытовом жанре 1848 года, а также "Крестьянка, пасущая корову" (1859 г.), примечательно, что именно это привело его к смене направления и принесло ему признание.

Милле не писал с натуры, его работы создавались исключительно по памяти. С 1849 года и до конца своей жизни Милле жил в Барбизоне, название этого места дало имя школе, одним из основателей которой он стал.

Последние годы

В середине 1860 годов, он обратился к пейзажной живописи, стремился в своих работах выразить единение человек с природой.

В последние годы его творчества были созданы такие картины как "Зимний пейзаж с воронами» (1866 г.) и "Весна" (1868-1873 г.).

Эти работы Милле указали на состояние поиска, в котором он находился. Для художника это были попытки найти и отразить в картинах природы гармонию и справедливость, которые он не находил в жизни людей.

Милле скончался в 1875 году в Барбизоне, в окрестностях которого и был похоронен.

Вышедший из народа, Жан-Франсуа Милле по праву считается крупнейшим представителем подлинно народного жанра в искусстве Франции XIX века.

Художник родился на побережье Ла-Манша близ Гревиля, в нормандской деревне Грюши, в зажиточной крестьянской семье. С детства приобщенный к сельскому труду, Жан-Франсуа смог учиться живописи только с восемнадцати лет в ближайшем городе Шербуре у Мушеля, ученика Давида, а затем у Ланглуа де Шеврейля, ученика Гро.

В 1837 году благодаря скромной стипендии, назначенной муниципалитетом Шербура, Милле приступает к учебе в парижской Школе изящных искусств у популярного тогда исторического живописца Делароша. Но академичный Деларош и Париж с его шумом и суетой одинаково стесняют привыкшего к сельскому простору Милле. Один только Лувр представлялся ему, по собственному признанию, “спасительным островом” посреди города, казавшегося недавнему крестьянину “черным, грязным, прокопченным”. “Спасали” полюбившиеся произведения Мантеньи, Микеланджело и Пуссена, перед которыми он чувствовал себя “как в родной семье”, тогда как из современных художников привлекал один Делакруа.

Обрести собственное лицо в начале 40-х годов Милле помогают немногих близких людей, исполненные в скромной сдержанной гамме, которые положили начало его углубленному постижению крестьянских обликов и характеров.

Во второй половине 40-х годов Милле вдохновляет общение с Домье и барбизонцами, в особенности с Теодором Руссо. Но главным рубежом для творчества художника стала революция 1848 года – того самого года, когда в Салоне была выставлена его картина “Веятель”, воспринятая как творческая декларация.

Летом 1849 года Милле навсегда покидает Париж ради Барбизона и здесь, в окружении большой семьи, начинает возделывать землю в прямом и переносном смысле: утром работает в поле, а днем пишет картины из жизни земледельцев в мастерской, где разбросанные крестьянские вещи соседствуют с и слепками шедевров Парфенона. “Богатырь с пахаря” (Роллан), был он признанным эрудитом во всем, что касалось эпической буколической поэзии начиная с Гомера, Вергилия, Феокрита, любителем Гюго и Шекспира, а также философии Монтеня и Паскаля. Но своих “гомеровских” героев Милле ищет в повседневности, различая в самых незаметных из тружеников “истинную человечность”. “С риском прослыть социалистом” берется он за непопулярную и мало разведанную живописцами остросоциальную тему труда. Равнодушный к подробностям, сюжеты свои живописец выполняет обычно по памяти, производя строгий отбор и сводя воедино всю разнородность живых наблюдений. Посредством выразительной, почти скульптурной светотени, лепящей фигуры людей большими нерасчлененными массами, и сдержанной мощи приглушенного колорита он стремится достичь обобщающей типизации героев в уверенности, что именно собирательный “тип есть самая глубокая правда в искусстве”.

Типизация Милле широкоохватна – от типической неподдельности профессионального жеста пахарей, пильщиков, дровосеков до выражения самой высокой поэзии труда. Это не просто работа, но жребий, судьба, притом в драматическом ее аспекте – как вечное преодоление и борьба – с обстоятельствами, с , с землей. Особое величие преодоления Милле открывает в размеренных ритмах крестьянской и выводит отсюда совершенно особенную духовность человека физического труда.

Наиболее полно мастер выразил ее в картине “Сеятель”, поразившей посетителей Салона 1851 года. В фигуре, господствующей над бескрайним пространством полей, обобщение извечного единоборства и связи человека с землей доводится автором до высокого символа. Отныне каждая картина Милле принимается как общественное событие.

Так, “Собирательницы колосьев” вызвали еще большую критическую бурю в Салоне 1857 года. В их величаво замедленной поступи буржуа не без основания заподозрили затаенную угрозу привычным `устоям`, хотя творчеству Милле знакома и чистая нежность, особенно в женских образах. В “Овернской пастушке”, “Пряхе”, “Сбивании масла” он возвеличивает самый скромный домашний труд, а в “Кормлении птенцов” и “Первых шагах” воспевает радости материнства, нигде не опускаясь до сентиментальности. В `Прививке дерева` (1855) Милле соединяет тему ребенка с побега в единой надежде на будущее. Естественность своих крестьян и окружающей их природы, чистоту их жизни Милле сознательно противопоставил нравственной деградации высших сословий Второй империи.

В паре усталых крестьян из “Анжелюса” (1859) Милле открывает для горожан тонкость души, неистребимую потребность в прекрасном, затаенную под корой привычной загрубелости. Но грозная сила угрюмого “Человека с мотыгой” – уже нечто совершенно иное, неспроста напугавшее критику Салона 1863 года. В фигуре не менее монолитной, чем “Сеятель”, за беспредельной усталостью ощущается нарастающий гнев. “Человек с мотыгой” и “Отдыхающий виноградарь” – самые трагические из героев Милле – образы раздавленных, сосредоточившие в себе мотивы стихийного социального протеста на грани взрыва.

С середины 60-х годов Милле часто пишет пейзажи, в которых стремится выразить извечное единение человека с природой, неизменно любовно отмечая повсюду прикосновение, след человека – будь то оставленная на борозде борона или только что сметанные стога. За внешней неуклюжестью силуэта приземистой, словно вросшей в землю “Церкви в Грюши” сквозит терпеливая кротость сродни героям “Анжелюса”, а в пейзажах, подобных “Порыву ветра”, как бы прорывается та же неукротимость стихии, что затаенно копилась в его бунтарях – виноградарях и землекопах.

В 70-е годы Милле перестает выставляться в Салоне, тем не менее известность его растет. Отшельническое уединение мастера все чаще тревожат посетители – коллекционеры и просто поклонники, появляются даже ученики из разных стран Европы. Не напрасно, уходя из жизни в 1875 году, художник пророчески возвестил: “Мое дело еще не сделано. Оно едва начинается”.

Он вывел крестьянскую тему из узости местного этнографизма, избавил от фальши и глянца, заменив чувствительное героическим, а повествовательность строгой поэзией своих обобщений. Его прилежными продолжателями реализма и подлинности героев были такие художники, как Бастьен-Лепаж и Лермитт, а поэзию труда по-своему развил бельгиец Константен Менье.

Пейзажи Милле оказали непосредственное влияние на раскованную простоту и лиризм Писсарро, но самый новаторский отклик получил он в Голландии у Винсента Ван Гога, который довел до предельного заострения бунтарский дух в неисчерпаемой теме единоборства человека с землей.