Художник верещагин погиб. Самые известные полотна василия верещагина

Верещагин Василий Васильевич (Vereshchagin Vasily), русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).

Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.

Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски - пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато - коричневым, воистину «пустынным» колоритом. Знаменитым символом всей серии стала картина Апофеоз войны (1870–1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Воспоминания (1894); большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981).

Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.

Россия дала миру множество талантливых живописцев, но по умению изображать батальные сцены и реалистично передавать сам дух битвы или ее последствий никто не может сравниться с Василием Васильевичем Верещагиным.

Он родился в 1842 году в Череповце в семье местного предводителя дворянства. Все дети в семье стали военными, в том числе и Василий, который окончил морской кадетский корпус и некоторое время служил по специальности. Любовь к живописи победила, и будущий художник поступил в Академию художеств в , затем провел год на Кавказе и еще столько же времени в , совершенствуя свое мастерство под руководством французских педагогов.

В 1867 году, после многих лет учебы и странствий по разным городам и странам, художник оказался в Средней Азии, где в это время происходили военные действия. За его непосредственное участие в обороне Самарканда получил высокую награду - орден Святого Георгия четвертой степени. Всю жизнь мастер, не признававший наград, носил этот орден с большой гордостью.

Через два года художник организовывает выставку своих работ, написанных в это время, а затем вновь путешествует, на этот раз не только по Средней Азии, но и по Сибири и частично по . В это время он создает множество полотен, ставших впоследствии знаменитыми, в том числе и эпохальный «Апофеоз войны». Это полотно вне времени, которое с удивительной точностью и минимальным количеством изобразительных средств показывает зрителю саму суть войны - груды черепов, над которыми вьются вороны.

В следующие годы художник создает много картин, посвященных теме войны, работая и выставляясь в и других западноевропейских городах. На родине же эти полотна стали основанием для обвинения мастера в сочувственном отношении к врагам и отсутствии патриотизма. Ходили слухи, что сам император Александр II и наследник престола выражали крайнее неудовольствие содержанием картин, высказанное в весьма оскорбительной форме.

Результатом такого отношения стало уничтожение некоторых полотен и отказ Василия Васильевича принять звание профессора.

После этой ситуации художник покидает , живя в Индии, на Тибете, во . С началом русско-турецкой войны, как истинный патриот, он уходит в армию, где участвует в нескольких битвах и получает ранение, едва не стоившее ему жизни. По окончании войны мастер путешествует по разным странам мира, создавая многочисленные произведения искусства, в том числе побывав и в Японии перед самым началом военного конфликта.

Разразившаяся русско-японская война вновь призывает его в строй. Вернуться художнику с войны уже не удалось - он погиб вместе с флагманом русского флота броненосцем «Петропавловск» в Порт-Артуре, оставив после себя монументальные живописные полотна в стиле реализм на жанровые и батальные темы, а также портреты и 12 книг, статьи и очерки. В этой войне пало немало достойных людей и великих воинов, так уж было суждено, что художник по призванию и солдат по профессии стал жертвой войны, истинное лицо которой он постоянно показывал людям в своих произведениях.

Василий Васильевич Верещагин - один из крупнейших русских художников-реалистов. Работы его получили всенародную известность, а в мирового искусства за ним прочно закрепилась слава выдающегося баталиста. Однако диапазон творчества Василия Васильевича был значительно шире батальной тематики. Художник существенно обогатил историческую, бытовую, портретную и пейзажную живопись своей эпохи. Для современников же Верещагин был не только известным художником, но и отчаянным революционером, порывающим с общепринятыми канонами и в творчестве, и в жизни. «Верещагин не просто живописец, он - нечто большее, - писал художественный критик, идейный вождь передвижников Иван Крамской. - Несмотря на интерес его полотен, сам автор во сто раз поучительнее».


Василий Васильевич родился в Череповце 14 октября 1842 года в семье помещика. Первые восемь лет своей жизни он провел в имении отца около села Пертовка. Многодетная семья будущего художника жила за счет барщины и оброка крепостных крестьян. И хотя родители Верещагина слыли в помещичьей среде относительно гуманными людьми, сам Василий нередко наблюдал сцены угнетения крепостных и барского произвола. Впечатлительный мальчик болезненно воспринимал унижение людей и попрание человеческого достоинства.

В восемь лет родители направили Василия в Александровский кадетский корпус для малолетних. Порядки в учебном заведении во времена Николая I отличались грубой муштрой, палочной дисциплиной, деспотизмом и бездушием, что не способствовало у кадетов стремлению к службе. Именно в годы учебы обнаружились главные черты характера Верещагина. Он остро реагировал на любую несправедливость или унижение человека. Сословное чванство и высокомерие кадетов, благоволение к ученикам из знатных семейств руководителей корпуса вызывало у Верещагина чувство яростного негодования.

После окончания Александровского кадетского корпуса Василий поступил в Морской корпус в Петербурге. Необходимо отметить, что во время всего времени учебы Верещагин был в числе лучших воспитанников, а учебное заведение он и вовсе окончил по количеству баллов на первом месте. Здесь выразилась крепнущая воля будущего художника, в борьбе за первенство ему приходилось жертвовать отдыхом и развлечениями, регулярно недосыпать. Однако полученные знания, особенно свободное владение французским, немецким и английским языками, в последующие годы очень пригодились ему.

В 1860 году Василий Васильевич был произведен в гардемарины. Перед ним открывалась блестящая карьера морского офицера. Однако еще учась в Морском корпусе, Верещагин твердо решил стать художником. Желание рисовать имелось у него с самого детства, с 1858 года он уже регулярно посещал школу Общества поощрения художников. Желание Верещагина покинуть службу натолкнулось на серьезные трудности. Во-первых, против этого поступка самым решительным образом восстали его родители. Мать говорила, что занятия живописью унизительны для представителя старинного дворянского рода, а отец и вовсе пообещал отказать сыну в материальной помощи. А во-вторых, военно-морское ведомство не желало расставаться с одним из самых способных выпускников Морского корпуса. Наперекор воле родителей и начальников Василий Васильевич оставил военную карьеру, поступив в 1860 году в Академию художеств в Петербурге.


В.В.Верещагин - ученик Академии художеств 1860

Академическое руководство сразу же выделило столь необходимую Верещагину денежную субсидию, и он со всем душевным пылом и старанием отдался любимому делу. Уже в первые годы учебы Василий проявил недюжинные успехи, его рисунки регулярно получали поощрения и награды. Однако чем дольше Верещагин учился в Академии, тем сильнее у него зрела неудовлетворенность местными «штудиями». Господствовавшая система обучения базировалась на традициях классицизма, включавшую обязательную идеализацию натуры. Учащимся в своих работах полагалось обращаться к темам античности, религии и мифологии. Даже деятелей и события отечественной истории было необходимо изображать на античный лад. А между тем ситуация в России в ту пору отличалась исключительной остротой общественно-политической жизни. Обострился кризис крепостнической системы, возникла революционная ситуация. Самодержавие было вынуждено подготовить и реализовать крестьянскую реформу. В стране появилось множество ярких картин, стихов, драматических произведений, обличающих невыносимые условия жизни городской бедноты и крестьян. Однако обучение в Академии художеств продолжало оставаться оторванным от передовых взглядов эпохи, что вызывало недовольство некоторых членов художественной молодежи, включая Верещагина.


Василий Верещагин в период окончания Морского кадетского корпуса. Фото 1859 - 1860 годов

Демократические взгляды Василия Васильевича, его приверженность к реализму крепли и развивались с каждым днем. Учебный эскиз художника на тему «Одиссеи» Гомера получил похвалу от совета Академии, но сам автор вконец разочаровался в системе обучения. Он принял решение навсегда покончить с классицизмом в связи с чем, изрезал и сжег эскиз. Верещагин покинул учебное заведение в середине 1863, незадолго до знаменитого «бунта четырнадцати», создавших независимую Артель художников.


Василий Верещагин во время первой поездки на Кавказ

Юный живописец отправился на Кавказ, горя желанием рисовать национальные образы, сцены народной жизни и необычную для его глаз южную природу. По Военно-Грузинской дороге Василий Васильевич достиг Тифлиса, где прожил больше года. Он зарабатывал на хлеб, давая уроки рисования, а все свободные часы посвящал изучению народов Армении, Грузии, Азербайджана, набросками стремясь зафиксировать все интересное и характерное. Правдивое отображение реальной жизни, вынесение ей «приговора» - вот в чем начинал видеть значение и назначение искусства Василий Васильевич.

В те годы Верещагин работал только с карандашом и акварелью, на использование масляных красок у него не хватало ни опыта, ни знаний. В 1864 году у Верещагина умер дядя, художник получил крупное наследство и решил продолжить свое образование. Для этого он отправился во Францию и поступил в парижскую Академию художеств, начав стажироваться у знаменитого художника Жан-Леона Жерома. Трудолюбие и энтузиазм позволили Василию Васильевичу уже в скором времени достигнуть немалых успехов. Француз высоко ценил таланты нового ученика, который, тем не менее, не желал беспрекословно подчиняться его наставлениям. Жером предлагал бесконечные зарисовки антиков, советовал копировать картины классиков живописи. По факту и здесь культивировались приемы петербургской Академии художеств. Верещагин же придавал значение только работе с натуры. Весной 1865 года он вернулся на Кавказ. Художник вспоминал: «Из Парижа я вырвался точно из темницы, с каким-то остервенением принявшись рисовать на воле». В течение полугода молодой художник побывал во многих местах Кавказа, особый интерес он проявлял к драматическим историям народной жизни.

Рисунки этого периода изображают дикость местных религиозных обычаев, обличают религиозный фанатизм, использующий невежество и темноту народа.

В конце 1865 года Верещагин побывал в Петербурге, а затем вновь отправился в Париж, где снова с усердием приступил к учебе. Из кавказских путешествий он привез огромное количество карандашных рисунков, которые показал Жерому и Александру Бида, еще одному французскому живописцу, принимавшему участие в его обучении. Экзотичные и своеобразные картины из жизни малоизвестных в Европе народов произвели на мастеровитых художников благоприятное впечатление. Однако Василию Васильевичу этого уже было мало, он хотел представить свое творчество массовому зрителю.

Всю зиму 1865-1866 года Василий Васильевич продолжал упорно заниматься в Парижской академии. По пятнадцать-шестнадцать часов длился рабочий день художника без отдыха и прогулок, без посещения концертов и театров. Техника его рисунка стала более совершенной и уверенной. Осваивал он и живопись, вплотную приступив к работе красками. Официальное обучение Верещагина завершилось весной 1866, художник покинул Академию и вернулся в Россию.

Лето 1866 года Василий Васильевич провел в усадьбе своего умершего дяди - деревне Любец, расположенной в Череповецком уезде. Внешне спокойная жизнь имения, расположенного вблизи речки Шексны, нарушалась надрывистыми криками бурлацких толп, тянувших баржи купцов. Впечатлительный Верещагин был поражен увиденными в этом месте трагическими картинами из жизни простых людей, обращенных в тягловых животных. Только в нашей стране, по словам художника, бурлацкий труд стал подлинным бедствием, приобретя массовый характер. На эту тему Верещагин задумал нарисовать огромную картину, для которой масляными красками сделал этюды бурлаков, кистью и карандашом создал эскизы - несколько бурлацких команд по двести пятьдесят-триста человек, цугом следующих одна за другой. Несмотря на то, что по замыслу полотно Верещагина значительно уступает известной картине Репина «Бурлаки на Волге», стоит отметить, что Василий Васильевич задумал тему картины за несколько лет до Ильи Ефимовича (1870-1873). Кроме того драматизм бурлацкой судьбы Верещагин в отличие от Репина попытался раскрыть не психологическими, а эпическими средствами. Масштабно задуманное произведение, направленное на привлечение внимания общества к одной из социальных язв тогдашней России, не было завершено. Полученное наследство закончилось, художнику пришлось отдавать все свое время и силы случайным заработкам. В истории искусства навсегда остались лишь эскизы и выразительные этюды бурлаков, созданные непосредственно с натуры.

В середине 1867 года Василий Васильевич отправился в свое новое путешествие - в Туркестан. Художник так писал о причинах, побудивших его покинуть дом: «Поехал потому, что хотел выяснить, что есть настоящая война, о которой я много слышал и читал, близ которой жил на Кавказе». В это время начались активные боевые действия русской армии против Бухарского эмирата. Происходящие события интересовали Верещагина вовсе не со стороны тактики или стратегии сражений, а лишь как общественно-политическое событие, в условиях которого борется, живет и страдает народ каждой из воюющих сторон. В тот момент никаких антимилитаристских убеждений, никаких представлений и сложившихся мнений о войне у Василия Васильевича еще не было. Он был приглашен командующим русскими войсками Константином Кауфманом и состоял при нем в звании прапорщика.

Долгий путь в Ташкент и бесчисленные поездки по Туркестану в течение восемнадцати месяцев Верещагин использовал для написания серии этюдов и рисунков, показывающих жизнь народов Средней Азии; местных крепостей, городов и поселков; исторических памятников. Василий Васильевич внимательно изучал обычаи, знакомился с людьми, посещал постоялые дворы, мечети, чайханы, базары. В его альбомах остались колоритные типы таджиков, узбеков, киргизов, казахов, евреев и цыган, а также попадавшихся ему персов, афганцев, китайцев и индийцев - людей разного общественного положения и возраста. Вместе с этим художник отмечал красоту южной природы, величавые горы, плодородные степи, бурные речки. Серия этюдов и рисунков, выполненных Верещагиным в конце 1860 годов, представляет собой уникальный труд, фактически наглядную энциклопедию быта и жизни народов Средней Азии в середине девятнадцатого века. В то же время техника самого художника стала более уверенной и впечатляющей. Рисунки научились передавать тончайшие эффекты освещения и светотеневые переходы, стали отличаться максимальной точностью родства с натурой. Возросло умение художника и в работе с масляными красками.


Самарканд, 1869

В середине весны 1868 года Верещагин узнал, что находившийся в Самарканде Бухарский эмир объявил России «священную войну». Вслед за армией художник устремился навстречу неприятелю. Василий Васильевич не застал побоища, развернувшегося 2 мая 1868 года на подступах к Самарканду, однако содрогнулся перед его трагическими последствиями: «Никогда я не видел еще поля битвы, и мое сердце облилось кровью». Верещагин остановился в занятом русскими войсками Самарканде и принялся изучать город. Однако, когда главные силы под командованием Кауфмана оставили Самарканд, продолжив борьбу с эмиром, гарнизон города был атакован многочисленными войсками Шахрисабзского ханства. Местное население также восстало, русским воинам пришлось запереться в цитадели. Положение было катастрофическим, противники превосходили наши силы в восемьдесят раз. Верещагину пришлось сменить кисть на ружье и влиться в ряды обороняющихся. С поразительной смелостью и энергией он участвовал в защите цитадели, неоднократно водил бойцов в рукопашные схватки, участвовал в разведывательных вылазках. Один раз пуля расщепила ружье художника, в другой - сбила с головы шляпу, кроме того в бою он был ранен в ногу. Хладнокровие и мужество создали ему высокую репутацию среди солдат и офицеров отряда. Русские воины выстояли, после того как осада была снята, Верещагин был удостоен Георгиевского креста четвертой степени. Василий Васильевич постоянно носил его. К слову, от всех последующих наград он решительно отказывался.


Апофеоз войны, 1871

Самаркандская оборона закалила волю и характер Верещагина. Ужасы сражений, страдания и гибель людей, взгляды умирающих, зверства врагов, отрезавших пленным головы, - все это оставило неизгладимый след в сознании художника, мучило и волновало его. Зимой 1868 года художник посетил Париж, а затем прибыл в Петербург. В северной столице Верещагин развил активную деятельность по организации и проведению туркестанской выставки. Благодаря поддержке Кауфмана в городе были экспонированы минералогические, зоологические и этнографические коллекции из Средней Азии. Здесь же Верещагин впервые представил ряд своих рисунков и картин. Выставка имела большой успех, о работах художника заговорила пресса.
После закрытия выставки Василий Васильевич снова отправился в Туркестан, на этот раз сибирскими трактами. Поездка через Сибирь позволила ему увидеть трудную жизнь политических ссыльных и каторжан. В Средней Азии Верещагин постоянно путешествовал, неустанно работал. Он объездил Киргизию и Казахстан, проехал вдоль китайской границы, снова посетил Самарканд, побывал в Коканде. Во время поездок художник неоднократно участвовал в боях с разбойничьими шайками местных султанов. И опять Верещагин выказывал необычайную смелость и мужество, подвергая себя смертельной опасности во время рукопашных поединков.

Для обобщения материала, собранного в Туркестане, художник в начале 1871 года поселился в Мюнхене. Постоянные упражнения в области живописи не прошли даром. Теперь художник свободно владел красочной гармонией, звучные краски легко и точно передавали пространство и световоздушную среду. Значительную часть полотен, как и раньше, художник посвятил показу быта Средней Азии второй половины девятнадцатого века. Сюжетами прочих картин стали эпизоды войны за присоединение Туркестана к России. В этих произведениях с неподкупной правдой передан героизм рядовых русских бойцов, варварство и дикость обычаев Бухарского эмирата.

Знаменитый коллекционер и меценат Павел Третьяков, посетив Мюнхен, побывал в мастерской Василия Васильевича. Работы Верещагина произвели на Третьякова сильное впечатление, ему сразу же захотелось их приобрести. Однако Верещагин хотел перед продажей полотен организовать показ широкой публике, проверить свои художественные и общественные убеждения. Выставка туркестанских произведений Верещагина была открыта в 1873 году в Лондоне в Хрустальном дворце. Это была первая индивидуальная выставка художника. Произведения удивили зрителей. Необычные и новые по содержанию, мощные и выразительные по художественно-реалистической форме, рвавшей с условностями салонно-академического искусства. У английской публики выставка имела большой, а для российского художника вообще небывалый успех. Журналы и газеты публиковали похвальные отзывы.


Смертельно раненый, 1873

В начале 1874 года Верещагин представил туркестанские картины в Петербурге. Чтобы привлечь малообеспеченную публику, он установил бесплатный вход в течение нескольких дней в неделю. И эта выставка имела огромный успех, вызвав оживленные отклики у передовых деятелей русской культуры. Мусоргский по сюжету одной из картин Верещагина написал музыкальную балладу «Забытый», а Гаршин сочинил страстное стихотворение о безвестных воинах, погибших на этой войне. Крамской писал: «Это нечто удивительное. Не знаю, существует ли художник в настоящее время, равный ему у нас или за границей».

Однако царские сановники вместе с высшим генералитетом отнеслись к картинам резко отрицательно, найдя их содержание клеветническим и ложным, порочащим честь русской армии. И это было понятно - ведь баталисты до того времени изображали только победы царских войск. Генералам было очень трудно смириться с показанными Верещагиным эпизодами поражений. Кроме того, представляя на своих картинах историческую эпопею присоединения Туркестана к России, дерзкий художник нигде не увековечил ни царствующего императора, ни хотя бы одного из его генералов. Вскоре после начала выставки правящие круги развернули настоящую травлю ее организатора. В печати стали появляться статьи, обвинявшие Василия Васильевича в антипатриотизме и измене, в «туркменском» подходе к событиям. Продажа репродукций картин Верещагина не разрешалась, запретили даже балладу Мусоргского.

Под влиянием несправедливых и возмутительных обвинений Верещагин в состоянии нервного припадка сжег три своих прекрасных картины, вызвавшие особенные нападки сановников. Однако конфликт между ним и правительственными кругами продолжал усиливаться. Его обвиняли во лжи, представляли смутьяном и нигилистом. Припомнили отдельные эпизоды биографии художника, например, как он отказался служить на флоте, самовольно покинул императорскую Академию художеств. Туркестанская серия вообще представлялась открытым вызовом освященной столетиями традиции представления военно-исторических событий.


«Нападают врасплох», 1871

Атмосфера гонений стала настолько невыносима для Верещагина, что он, не став определять судьбу своих туркестанских полотен, до закрытия выставки покинул Петербург, отправившись в долгое путешествие по Индии. Уже после он дал задание доверенному лицу продать данную серию при соблюдении покупателем нескольких обязательных условий, как то: сохранение картин на Родине, их доступность для публики, неразрозненность серии. В итоге туркестанские работы купил Третьяков, поместив их в своей прославленной галерее.

С отъездом Василия Васильевича из России его конфликт с правительственными кругами не угас. Новым толчком стал демонстративный отказ Верещагина, бывшего в Индии, от профессорского звания, присужденного ему в 1874 году императорской Академией художеств. Свой отказ Верещагин мотивировал тем, что считает все награды и звания в искусстве ненужными. Ряд художников Академии восприняли это как личное оскорбление. Острота ситуации была заключена в том, что Академия художеств, по существу представлявшая собой одно из придворных учреждений, во главе которого стояли члены императорской фамилии, в это время переживала глубокий кризис. Культивируя отжившие взгляды позднего классицизма, Академия растеряла свой авторитет. От нее отошли многие передовые художники России. Публичный отказ Верещагина еще больше ронял престиж этого правительственного заведения. Обсуждение поступка Василия Васильевича в печатных изданиях власти попытались заглушить. Было запрещено публиковать статьи, критикующие Академию и тем более выражающие солидарность с Верещагиным.


Всадник-воин в Джайпуре. Около 1881

В Индии художник прожил два года, побывал во многих районах, выезжал в Тибет. В начале 1876 года он вернулся во Францию, а в 1882-1883 годах снова странствовал по Индии, поскольку материалов, собранных в ходе первой поездки, оказалось недостаточно. Как и в предыдущих своих путешествиях, Верещагин внимательно изучал народную жизнь, посещал памятники культуры и истории. Работал Василий Васильевич не жалея ни здоровья, ни сил. Ему довелось отражать нападения диких зверей, тонуть в реке, замерзать на горных вершинах, переболеть тяжелой тропической малярией. Венцом индийского цикла стала обличительная картина «Подавление индийского восстания англичанами», показывающая жесточайшую сцену расстрела из пушек непокорных индийских крестьян английскими колонизаторами.

В начале 1877 года началась русско-турецкая война. Узнав об этом, художник тотчас же бросил в Париже свои начатые картины и отправился в действующую армию. Без казенного содержания, но с правом свободного передвижения, он попал в число адъютантов главнокомандующего Дунайской армии. Василий Васильевич принял участие в ряде сражений, стал свидетелем многих битв. Каждую свободную минуту он хватался за карандаш и краски, работать ему нередко приходилось под турецкими пулями. На вопросы друзей о том, зачем он добровольно участвует в боях и рискует жизнью, художник отвечал: «Нельзя обществу дать картины настоящей войны, глядя на битву в бинокль… Нужно все прочувствовать и проделать самому, участвовать в штурмах, атаках, победах и поражениях, познать холод, голод, раны, болезни… Нужно не страшиться жертвовать своим мясом и кровью, иначе картины будут «не то».


Перед атакой. Под Плевной

8 июня 1877 года, участвуя на Дунае добровольцем в атаке небольшой миноноски против громадного турецкого парохода, Василий Васильевич был тяжело ранен и едва не умер. Еще не поправившись, художник устремился к Плевне, где русские войска в третий раз штурмовали твердыню. Битва под Плевной стала основой ряда знаменитых картин художника. В конце войны в штабе главнокомандующего Верещагина спрашивали, какую награду или орден он хотел бы получить. «Разумеется, никакую!» - ответил художник. Русско-турецкая война принесла ему большое личное горе. Его горячо любимый младший брат Сергей погиб, а другой брат - Александр - был тяжело ранен. Неприятностью для Верещагина также явилась потеря около сорока его этюдов. Произошло это из-за халатности ряда лиц, которым он поручил переслать работы в Россию.

Балканская серия Верещагина является наиболее значительной в его творчестве как по художественному мастерству, так и по идейному содержанию. Она изображает невыразимые мучения, тяжкий труд и ужасающие бедствия, которые несет солдатской массе и народам война. В связи с открытием в 1880 и в 1883 годах в Петербурге верещагинских выставок в печати появилось множество статей, поддерживающих художника: «В его картинах нет ни сверкающих штыков, ни победно шумящих стягов, ни блестящих эскадронов, летящих на батареи, не видно поднесения трофеев и торжественных шествий. Вся та увлекательная, парадная обстановка, которую человечество придумало для прикрытия отвратительнейшего из своих деяний, незнакома кисти художника, перед вами лишь голая действительность». Интерес к верещагинским картинам в обществе был необычайно высок. В частных домах, клубах, в театрах и на улицах шло их живейшее обсуждение. Критик Владимир Стасов писал: «Не все картины Верещагина равны - у него есть и слабые, и посредственные. Хотя где ж видан художник, у которого в ряде произведений все были только жемчужины да алмазы наивысочайшего калибра? Это дело немыслимое. Но кто в России не чувствует великости выставки Верещагина, не имеющей ничего похожего не только у нас, но и во всей Европе? Лучшие их нынешние живописцы войны стоят далеко еще от нашего Верещагина по смелости и глубокости реализма…. По технике, по выражению, по мысли, по чувству Верещагин еще не поднимался так высоко. Не понимает этого лишь тот, кто начисто лишен художественного смысла и чувства».


Снежные траншеи (Русские позиции на Шипкинском перевале)

Тем не менее, власти по-прежнему обвиняли художника в антипатриотизме, в сочувствии теперь уже турецкой армии, в умышленной дискредитации русского генералитета. Высказывались даже предложения лишить Василия Васильевича звания Георгиевского кавалера, арестовать и отправить в ссылку. К слову, не только в нашей стране, но в Европе, а позднее и в Америке, правящие круги опасались обличительного, антимилитаристского влияния верещагинских картин. Например, позднее художник писал из США: «На предложение водить на выставку детей по низкой цене мне ответили, что мои картины способны отвратить от войны молодежь, что, по словам «господ» этих, нежелательно». А на вопрос журналиста о том, как относятся к его работам знаменитые современные полководцы, Верещагин ответил: «Мольтке (Хельмут фон Мольтке - крупнейший военный теоретик девятнадцатого века) обожал их и всегда был первым на выставках. Однако он издал приказ, запрещающий смотреть картины солдатам. Офицерам позволял, но не солдатам». На обрушившиеся упреки некоторых военных в том, что Верещагин в своих произведениях слишком сгущает трагические стороны войны, художник отвечал, что не показал и десятой части того, что наблюдал в действительности.

Из-за тяжелых душевных переживаний у Василия Васильевича развилось серьезное нервное расстройство, приведшее к внутренним сомнениям. В послании Стасову в апреле 1882 он говорил: «Батальных картин больше не будет - баста! Свои работы я принимаю слишком близко к сердцу, выплакиваю горе каждого убитого и раненого. В России, в Пруссии, в Австрии признали революционную направленность моих военных сцен. Хорошо, пусть рисуют не революционеры, а я отыщу другие сюжеты». В 1884 году Василий Васильевич отправился в Палестину и Сирию. После поездки он создал серию картин на абсолютно необычные для него сюжеты Евангелия. Однако трактовал их художник очень оригинально, совершенно отлично от традиций, принятых в европейском изобразительном искусстве. Необходимо добавить, что Верещагин был материалистом и атеистом, не верил в сверхъестественные чудеса и мистику. В результате долгих размышлений он попытался материалистически изложить евангельские легенды, что церковь признала сущим святотатством. Католическое духовенство было страшно «оскорблено» картинами: архиепископы писали против них целые воззвания, группы фанатиков разыскивали художника, желая свести с ним счеты, а один монах облил картины «Воскресение Христово» и «Святое семейство» кислотой, почти уничтожив их. В России все евангельские полотна Василия Васильевича были запрещены.


Мастерская Василия Верещагина в его доме в Нижних Котлах. 1890 годы

В 1890 году сбылась мечта художника о возвращении на Родину. Он поселился в новом доме на окраине столицы, однако прожил в нем совсем недолго, отправившись в путешествие по России. Как и в молодости его интересовали памятники, быт населения, природа, народные типы, древнерусское прикладное искусство. В числе картин русского цикла (1888-1895 годов) самыми выдающимися стали портреты «незамечательных русских» - облики простых людей из народа.


Наполен на Бородинском поле

В 1887 году Василий Васильевич приступил к новой монументальной серии, посвященной Отечественной войне 1812 года. Двадцать созданных им полотен явили собой поистине величественную, полную патриотического пафоса эпопею о русском народе, о его национальной гордости и мужестве, ненависти к завоевателям и преданности Родине. Верещагин проделал гигантскую исследовательскую работу, изучил множество воспоминаний современников и исторических материалов, написанных на разных европейских языках. Он лично исследовал поле Бородинской битвы, знакомился с реликвиями эпохи, создал уйму зарисовок и этюдов. Судьба серии полотен о 1812 годе много лет оставалась нерешенной. Предназначенные для больших дворцовых залов и музеев картины не прельщали частных меценатов. Правительство смотрело на новые работы Верещагина с неприязнью и недоверием, также упорно отказываясь от покупки всех картин сразу, а художник не соглашался продавать одну-две из целостной и неделимой серии. Лишь накануне столетнего юбилея Отечественной войны, под давлением общественного мнения, царское правительство было вынуждено приобрести полотна.


Верещагин за мольбертом, 1902

В конце жизни Василий Васильевич совершил ряд дальних поездок. В 1901 году художник побывал на Филиппинских островах, в 1902 - на Кубе и в США, в 1903 - в Японии. Необыкновенно живописные японские этюды стали новым этапом в творчестве Верещагина, свидетельствуя о его неустанных работах над развитием мастерства. Путешествие художника по Японии было прервано ухудшившейся политической обстановкой. Боясь быть интернированным, Верещагин в спешке покинул страну и вернулся в Россию.

В своих выступлениях он предостерегал правительство он назревающей войны, однако как только она началась, шестидесятидвухлетний художник счел своим нравственным долгом отправиться на фронт. Верещагин оставил дома горячо любимую жену и троих детей и отправился в самое пекло военных действий, дабы вновь рассказать людям всю правду о войне, показать ее подлинную суть. Он погиб вместе с адмиралом Степаном Макаровым 31 марта 1904 года, находясь на борту флагмана «Петропавловск», налетевшего на японские мины. Это была смерть на боевом посту в полном смысле этого слова. Чудом спасшийся во время катастрофы «Петропавловска» капитан Николай Яковлев рассказывал, что перед взрывом видел Василия Васильевича, заносящего в альбом открывавшуюся его взгляду морскую панораму.

Гибель Верещагина вызвала отклики по всему миру. Журналы и газеты печатали статьи о его жизни и творчестве. В конце 1904 года в Петербурге открылась крупная посмертная выставка картин художника, а через пару лет в Николаеве был построен музей его имени. Василий Васильевич стал одним из первых, кто сумел в изобразительном искусстве выразить мысль о том, что война не должна и не может быть средством решения международных конфликтов. Он верил, что просвещение и наука - основные двигатели прогресса. Всю жизнь он оставался яростным врагом «варварства», деспотизма и насилия, защитником угнетенных и обездоленных. Илья Репин сказал о Верещагине: «Личность колоссальная, поистине богатырская - сверххудожник, сверхчеловек».


Памятник-бюст на привокзальной площади г. Верещагино

По материалам сайта http://www.centre.smr.ru

Василий Верещагин известен всему миру как непревзойдённый художник-баталист. Он писал с натуры, прямо на полях сражений. Создал удивительные документально-художественные летописи военных действий.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Творчество Василия Васильевича Верещагина (1842-1904), знаменовавшее торжество реализма и демократических идей в русской батальной живописи, заслужило мировую известность.

Сам Верещагин называл себя не баталистом, а художником военных сцен. Действительно, в его искусстве картины сражений очень редки. Художника волновали не кровавые зрелища, не эффектные картины сражений, а великое геройство и великое страдание народа. В своих произведениях он рассказывал зрителю о войне как о величайшем зле, как об огромной человеческой драме.

Верещагин происходил из мелкопоместной дворянской среды. Юношей в чине гардемарина он блестяще окончил Морской корпус в Петербурге, но сменил карьеру морского офицера на профессию художника, поступив в Петербургскую Академию художеств в 1860 году. Однако, не удовлетворенный старыми методами преподавания, он в 1863 году оставляет Академию, продолжая впоследствии занятия в Париже у известного художника Жерома (1864-1867).

Кавказ

Первые самостоятельные выступления Верещагина, как художника относятся ко времени его путешествия на Кавказ (1863-1865 с перерывами). Здесь все, что открывается глазам, одинаково приковывает его внимание. Он зарисовывает характер местность, жилье, архитектурные памятники, утварь, одежду. Но особенно много и с интересом рисует местное население: калмыков, казаков, лезгин, ногайцев.

Туркестан

В 1867 году Верещагин отправляется в Туркестан, где в то время шли боевые действия. Ему пришлось не только увидеть войну, но и принять в ней активное участие. В 1868 году художник в составе небольшого русского гарнизона оборонял от войск бухарского эмира цитадель Самаркандской крепости. За проявленный героизм от был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, который присуждался за особые боевые заслуги. В 1869-1870 годах Верещагин вновь путешествует по Туркестану. В результате этих полных опасностей и приключений путешествий художник создал большую серию рисунков и живописных этюдов с натуры, которые использовал для создания Туркестанской серии картин. В окончательном виде Туркестанская серия включала тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка - в таком составе она была показана на выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году.

Туркестанская серия отличается разнообразием тематики произведений и широким охватом многих сторон жизни народов Азии. Военные темы здесь соседствуют с бытовыми, картины среднеазиатской природы переплетаются с этнографически точным изображением народных типов, национальных костюмов и своеобразием местных нравов.

Индия

В 1874 году Верещагин совершил поездку в Индию, длившуюся до 1876 года. Здесь он работает с азартом и одержимостью, не боясь опасностей и риска. В результате была создана новая большая серия этюдов и картин, явившаяся своеобразной художественной энциклопедией жизни и быта народов Индии. Мастерство художника в передаче величественной архитектуры, голубого южного неба, солнечного освещения, воздуха, проявившееся в Туркестанской серии, еще более окрепло в его индийских произведениях. К числу лучших произведений Индийской серии относятся: "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-75), "Ледник по дороге из Кашмира в Ладак" (1875), "Жители Западного Тибета" (1875), "Мавзолей Тадж-Махал в Агре" (1874-76).

Еще в начале путешествия у Верещагина возникает замысел создать ряд картин, обобщающих его впечатление от Индии, размышления о прошлом и настоящем этой страны. Замысел окончательно оформляется уже в Париже в 1876 году: художник задумывает написать две серии картин, или, как он их называет, две "поэмы": "малая" или "коротенькая" поэма должна была включать сцены современной жизни, национальные типы, пейзажи Индии. "Большая" серия или "Историческая поэма" задумана как цикл из двух-трех десятков монументальных картин, где будет представлена вся история покорения Индии англичанами. Этот грандиозный замысел остался неосуществленным. Работе помешала русско-турецкая война.

Балканы

По собственной просьбе Верещагин сразу же причислен к штабу русских войск и в апреле 1877 года выезжает из Парижа в действующую армию, где находится до окончания военных действий. В самом начале войны он был тяжело ранен. Не дождавшись выздоровления, направляется в Плевну, где оказывается участником ее третьего штурма. В зимние месяцы вместе с отрядом М.Д.Скобелева совершает переход через Балканы и участвует в решающем бою на Шипке у деревни Шейново. В конце войны Верещагин представлен к награждению Золотой шпагой, однако от награды решительно отказался. Все это время художник не перестает работать: делает зарисовки и наброски в альбомах, пишет маленькие этюды к будущим полотнам, в которых точно и неотступно фиксирует зимние Балканы, переходы войск через горные перевалы, места сражений, военные укрепления, солдатские лагеря, братские могилы, фигуры убитых, трупы замерзших - все те страшные и обыденные подробности войны, которые с этих пор стоят перед его глазами и неумолимо требуют своего воплощения. "Лишь бы только не струсить в откровенности", - заклинает себя художник.

Балканская серия создавалась в Париже в 1878-1879 годах. В нее входит около тридцати картин. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: "Александр II под Плевной 30 августа 1877 года", "Перед атакой. Под Плевной", "Атака" (не окончена), "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", "Турецкий лазарет".

Балканская серия - кульминация творчества Верещагина. Показанная вместе с Индийской серией впервые в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем, демонстрировавшаяся на протяжении 1881-1891 годов в Петербурге, Москве, во многих городах Европы и Америки, она вновь вызвала огромный интерес к художнику во всем мире.

После Петербургской выставки 1883 года, в течении двух лет Верещагин не выступает перед публикой. Нервное напряжение, каким сопровождалась работа над Балканской серией и ее показ, отозвалась душевной опустошенностью. "Не думайте, чтобы все пройденное было лишь как с гуся вода: все, все оставило следы", - пишет он в 1882 году Стасову. - "Силенки в 40 лет сильно опустились, цель жизни утерялась". Верещагин снова ищет творческого обновления в путешествиях: осенью 1882 года совершает второе путешествие в Индию, а в конце 1883 года едет в Сирию и Палестину.

Палестина

В Палестине метод работы Верещагина остается тот же, что в Туркестане и Индии: он всерьез погружается в изучение исторических источников, пишет этюды, собирает этнографическую утварь, задумывает серию картин. Здесь написано около пятидесяти этюдов, главным образом, виды природы, памятники библейской истории, которые Верещагин не поэтизирует, не стилизует, но стремится зафиксировать с абсолютной достоверностью в их нынешнем состоянии. Он пишет Святую землю исключительно с реальной исторической точки зрения. В этом ключе решены несколько картин из Священной истории, входящих в Палестинскую серию: "Святое семейство", "Воскресение", "Пророчество" и другие.

Впервые показанные на выставке в Вене в 1885 году евангельские картины произвели небывалый скандал. Показ Палестинской серии в России был запрещен.

Россия

С Середины 1880-х годов Верещагин остро чувствует потребность работать на родине, чаще приезжает в Россию. Особенное значение для него имеет поездка в 1888 году в Москву, Ярославль, Ростов, Кострому. Он глубоко увлечен миром национальной старины, погружен в изучение древнерусского зодчества, приступает к собиранию русских древностей и в течении короткого времени создает коллекцию, выдающуюся по художественности и историческому интересу.

В 1891 году Верещагин поселяется в Москве, строит на окраине города в Нижних Котлах по собственному проекту дом-мастерскую. В начале 1890-х годов он посещает родные места - едет в Вологду и ее окрестности, летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барже по Северной Двине, на Белое море, Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей".

Это оригинальное создание Верещагина, существующее как бы в двух изводах: живописном и литературном. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне. Верещагин относится к своим персонажам-простолюдинам, встреченным на дорогах России, со своей обычной сдержанностью, уважительно, но без народнического жаления. Живописные этюды - это уже не типажные изображения, но портреты, за которыми проступают индивидуальные судьбы. Среди них выделяются своей экспрессией и яркой психологической характеристикой "Отставной дворецкий" и "Старуха нищенка 96 лет".

Русская серия насчитывает около сотни этюдов, но не включает ни одной картины. Объяснение, по-видимому, в том, что Верещагин параллельно работает над большой серией полотен, посвященных войне 1812 года. Начатая еще в Париже, серия эта до конца дней остается главным делом художника. Парижское происхождение, очевидно, во многом объясняет ее первоначальный замысел: она была задумана как серия картин, посвященных Наполеону и его русскому походу. Впоследствии, в России замысел серии претерпевает существенные изменения: из наполеоновской сюиты она начинает обращаться в национальную историческую эпопею. Серия остается незавершенной. В своем нынешнем виде она включает в себя двадцать картин (не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций). Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России.

Америка и Куба

В последние годы жизни Верещагин не прекращает путешествий. В конце 80-х - начале 90-х годов он дважды был в Америке: в 1901 году художник совершает далекую поездку на Филиппины, в 1902 году - на Кубу. Естественно, его влекут события испано-американской войны, он не мог и в этом случае уклониться от темы, так сильно владевшей им всю жизнь. Он пишет много этюдов, задумывает новые серии картин, из которых создана "Госпитальная серия" (1901), в которую входят картины: "В госпитале", "Письмо к матери", "Письмо прервано", "Письмо осталось неоконченным" (3 картины из серии хранятся в Николаевском художественном музее им. В.В. Верещагина), в которых вновь с присущей ему страстностью осуждает войну.

Япония

Путешествие в Японию в 1903 году оказалось предпоследним в его жизни. Художника влекут в эту страну памятники классической японской культуры, национальные типы, ошеломляет своеобразие костюмов и обычаев. В этюдах "Синтоистский храм в Никко", "Вход в храм Никко" - выражены удивление и восторг необычайным обликом японской архитектуры.

Сообщение о начале русско-японской войны потрясло художника. И вновь, будучи уже немолодым, устремляется он на фронт, в самую гущу боевых действий. 31 марта (13 апреля) 1904 года Верещагин погиб вместе с вице-адмиралом Макаровым, находясь на флагманском броненосце "Петропавловск", который подорвался на японской мине на рейде Порт-Артура.

Вся жизнь, все искусство В.В. Верещагина являют собой ярчайший пример гражданственности, во имя прогресса, самоотверженной борьбы во имя светлых демократических идеалов. Всю жизнь Верещагин чувствовал себя "мобилизованным и призванным" говорить своим искусством правду, и только правду. Он первым выразил в изобразительном искусстве мысль о том, что война не может и не должна быть средством разрешения международных споров. С актуальностью звучит голос Верещагина и в наши дни. Художник своим искусством предостерегает человечество, показывает антигуманную сущность захватнической войны, которая несет людям страдания и гибель.

26 октября (14 октября по старому стилю) 1842 года родился Василий Васильевич Верещагин, живописец-баталист.

Русский живописец баталист Василий Васильевич Верещагин родился 26 октябр я (14 октября по ст.ст.) 1842 года в Череповце Новгородской губернии (ныне Вологодская область) в семье помещика.

Обучался в Александровском малолетнем корпусе в Царском Селе. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил первым по количеству баллов в 1860 году.

В 1858 году начал заниматься в рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников. По окончании кадетского корпуса отказался от карьеры морского офицера и поступил в Императорскую Академию художеств.

В 1863 году оставил Академию (числился там до 1865 года) и уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах учиться". Его первыми самостоятельными работами были рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.

В 1864 году Верещагин приехал в Париж и поступил в Академию изящных искусств (Ecole des Beaux arts) в мастерскую художника Жана Леона Жерома. В марте 1865 года молодой художник вернулся на Кавказ, где в течение полугода объехал многие районы, проявляя особый интерес к событиям народной жизни.

Рисунки, написанные Верещагиным на Кавказе, были впоследствии напечатаны во французских журналах Le Tour de Monde и в русском "Всемирном путешественнике".

В 1865-1867 годах возобновил занятия в мастерской Жерома в Париже. В 1866 году картины Верещагина были выставлены в Парижском Салоне.

В 1867 году Верещагин был определен на службу в чине прапорщика в распоряжение туркестанского генерал губернатора и командующего Туркестанским военным округом генерала Константина Кауфмана. Он участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил орден Святого Георгия 4 степени.

Вернувшись из Туркестана, Верещагин поселился в Мюнхене , где на основе этюдов и привезенных из Азии коллекций продолжил работу над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка - в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году в Петербурге и Москве.

Главное место среди туркестанских картин на военные сюжеты принадлежит серии из семи полотен, имеющей общее название "Варвары". В нее входят картины "Апофеоз войны" (1871), "Нападают врасплох" (1871), "Окружили - преследуют..." (1872), "Представляют трофеи" (1872), "Торжествуют" (1872). "Высматривают" (1873) и "У гробницы святого благодарят всевышнего" (1873).

Туркестанская серия была приобретена Павлом Третьяковым за девяносто две тысячи рублей серебром, при этом Верещагин ставил непременным условием приобретение коллекции в ее полном составе.

В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Индийское путешествие длилось два года. Верещагин жил в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 года предпринял трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, и сразу же по возвращении, в апреле 1875 года, совершил новое продолжительное путешествие в области, пограничные с Тибетом, Кашмир и Ладак. В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. К числу лучших относятся "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875), "Мавзолей Тадж Махал" (1874-1876).

Во время русско турецкой войны (1877-1878) Верещагин находился в действующей армии, участвовал в боевых действиях в Плевне, на Шипкинском перевале, в Адрианополе. Был тяжело ранен.

В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. В Балканскую серию вошло около тридцати картин; серия состоит из отдельных групп, относящихся к основным эпизодам войны. Несколько полотен посвящено третьему штурму Плевны: "Александр II под Плевной 30 августа 1877 года", "Перед атакой. Под Плевной", "Атака" (не окончена), "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", "Турецкий лазарет". Два полотна - "Победители" и "Побежденные. Панихида" - навеяны кровопролитными боями под Телишем. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке; самыми популярными из этих полотен являются "Шипка Шейново. Скобелев под Шипкой" и триптих "На Шипке все спокойно".

Впервые Балканские картины художника (вместе с Индийской серией) выставлялись в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем на протяжении 1881-1891 годов во многих городах Европы и Америки. В России серия экспонировалась дважды: в 1880 году в Петербурге и в 1883 - в Москве и Петербурге (с добавлением трех "плевненских" картин, законченных в 1881 году).

По своему внутреннему смыслу к Балканской серии примыкает "Трилогия казней" - цикл из трех картин, исполненный в середине 1880-х годов. Картины изображают сцены казни в разные времена у разных народов: "Распятие на кресте у римлян", "Подавление индийского восстания англичанами" и "Казнь заговорщиков в России".

В 1884 году Верещагин отправился в Палестину, где написал около пятидесяти этюдов, главным образом, виды природы, памятники библейской истории. Верещагин писал местные типы и сцены быта: арабов, евреев, молящихся у Стены плача, отшельников, приезжающих в Палестину отовсюду, в том числе из России. В Палестинскую серию вошли картины "Святое семейство", "Воскресение", "Пророчество" и другие. Возвратившись в Европу, он в 1885-1888 годах выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью Йорке.

В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией "1812 год" (завершена в 1900 году). Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского cражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел "Старый партизан". В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.

Серия "Наполеон I в России" впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. После долголетних переговоров серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве).

В 1891 году Верещагин поселился в Москве, в начале 1890-х посещал родные места, летом 1894 года отправился с семьей в путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей".

Последняя серия картин художника была посвящена испано американской войне 1898-1899 годов на Филиппинских островах и на Кубе. Как литератор, Верещагин известен своими воспоминаниями "Заметки, очерки и воспоминания", "Поездка в Гималаи". В журнале "Художник" Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием "Реализм", в которой выступал жарким защитником реализма в искусстве.

Верещагин погиб во время русско японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904 года, при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт Артура (ныне Люйшунь, Китай).

Василий Верещагин был профессором Императорской Академии художеств (с 1874), но от звания отказался, будучи убежден во вредности "всех чинов и отличий в искусстве".

Был женат дважды. В 1871 году женился на Элизабет Марии Фишер (в замужестве Елизавета Верещагина). Брак распался в 1890 году. Второй женой художника была Лидия Андреевская.

В родном городе художника, Череповце, существует дом музей Верещагина.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников