Блестящая карьера и разбитое сердце. История жизни Людмилы Семеняки. Людмила Cеменяка - биография, фотографии Биография Людмилы Семеняки

Людмила Cеменяка фотография

Танцевальные способности и артистизм Людмилы впервые проявились в хореографическом кружке Дворца пионеров имени Жданова. В 10 лет она поступила в Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой, и уже в 12 лет дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр) в сольной партии маленькой Мари в балете Щелкунчик (постановка Василия Вайнонена).

В 1969 году Людмила Семеняка стала лауреатом Первого международного конкурса артистов балета в Москве, где ее заметили Галина Уланова и Юрий Григорович.

В 1970 году она окончила училище по классу Нины Беликовой, ученицы Агриппины Вагановой, и была приглашена в Театр оперы и балета имени Кирова, где исполнила сольные партии Коломбины в "Медном всаднике", Амура в "Дон Кихоте", принцессы Флорины в "Спящей красавице", па-де-труа в "Лебедином озере" и занималась под руководством Ирины Колпаковой.

В 1972 году, после Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве, где Людмила стала серебряным лауреатом, Юрий Григорович пригласил ее в Большой театр. В 1972 году артистка с успехом дебютировала в спектакле Большого театра "Лебединое озеро" на сцене Кремлевского Дворца съездов в роли Одетты-Одиллии. Ее наставником стала легендарная Галина Уланова, оказавшая наиболее значительное влияние на творчество балерины.

Артистический взлет Семеняки стремителен и успешен. Юрий Григорович поручил ей весь классический репертуар и центральные партии во всех своих балетах. Среди ее ролей - Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Жизель ("Жизель"), Аврора и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Никия ("Баядерка"), Раймонда, Сильфида ("Шопениана"), Балерина ("Петрушка"), Катерина ("Каменный цветок"), Ширин ("Легенда о любви"), Мари ("Щелкунчик"), Фригия ("Спартак"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Анастасия ("Иван Грозный"), Рита ("Золотой век"), шекспировские образы Леди Макбет ("Макбет" Владимира Васильева), Геро и Беатриче ("Любовью за любовь" Веры Боккадоро по мотивам комедии "Много шума из ничего"). За роль современницы Валентины в "Ангаре" А.Эшпая (по мотивам пьесы "Иркутская история" Александра Арбузова) Л. Семеняка удостоена Государственной премии СССР (1976).

Балерина успешно гастролирует на лучших сценах мира. Ее выступления становятся событием в Париже, Лондоне, Стокгольме, Токио, Нью-Йорке, Праге, Будапеште и многих других городах. В том же 1976 году она завоевывает первую премию и золотую медаль Первого международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей Премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.

В то же время Семеняка активно участвует в художественной жизни у себя на Родине. В 1975 году она удостоена премии Ленинского комсомола, которой отмечаются лучшие достижения молодежи. Балерина становится желанным гостем и участником торжественных творческих отчетов, шефских концертов, общественных акций. Она стала членом Комитета защиты мира, ее приглашают в Национальную академию творчества и как пропагандиста искусства русского балета направляют в разнообразные гастрольные поездки по всей стране. Балерина завоевывает популярность от Петрозаводска до Красноярска. В 1986 году ей присуждают звание Народной артистки СССР. В том же году Людмила Семеняка получает в Лондоне престижную английскую премию Evening Standart за лучшие достижения в области хореографического искусства.

Лучшие дня

Судьба сводит ее с выдающимися мастерами балета Мариной Семеновой, Асафом Мессерером, Алисией Марковой и многими другими. Среди партнеров Людмилы Семеняки было около 100 танцовщиков, в числе которых лучшие исполнители своей эпохи: Владимир Васильев, Михаил Барышников, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Александр Годунов, Юрий Соловьев, Ирек Мухаммедов, Фарух Рузиматов, Лоран Илэр, Фернандо Бухонес, Хулио Бокка, Пер Артур Сегерстрем и другие. Людмила Семеняка - первая исполнительница партии Роксаны в балете Ролана Пети "Сирано де Бержерак" на музыку М.Констана, перенесенного на сцену Большого театра в 1989 году, а также партии Сони Мармеладовой в балете "Преступление и наказание" на музыку Аарво Пярта, поставленного для балерины хореографом Май Мурдмаа в 1990 году в театре "Эстония" (Таллин).

Ее имя стоит в ряду выдающихся мастеров мирового балета и является синонимом понятия "русская школа классического танца". Интерпретациям балерины посвящены десятки статей ведущих мировых балетных критиков и историков танца Мэри Кларк, Клайва Барнса, Анны Киссельгоф и других. Знаменитый английский критик Клемент Крисп писал о Семеняке: "Это классический танец в его величии и чистоте, изысканная техника, соединенная с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет безупречную родословную, является частью живой традиции, связанной напрямую со знаменитыми петербургскими балеринами XIX века. Людмила Семеняка с честью продолжает эту традицию манерой своего танца, аристократизмом, которым пронизан каждый ее жест".

Стиль Семеняки называют балетным бельканто: самые виртуозные хореографические пассажи она исполняет легко и четко, будто они поставлены специально для нее. Восхищаясь безупречным сложением балерины, критики особенно ценят в ее танце естественность манер, свободу, с которой она пользуется природными данными и техникой в танце, а также органичное сочетание безукоризненного петербургского академизма с яркой эмоциональной манерой московского исполнительства. Когда Семеняка появляется на сцене, сквозь публику будто проходит электрический разряд, заставляющий следить за каждым движением балерины. Семеняка - разноплановая артистка. Она продолжает традиции психологической школы русского театра, развивавшейся в творчестве Ермоловой, Шаляпина, Анны Павловой, Станиславского, Улановой. Особенно близки Семеняке русские образы и основные мотивы русского искусства. Ее героиням свойственны нежность, лиризм, лучистое озарение и в то же время стойкость, жертвенность, служение долгу.

В 1970-е годы, в эпоху строгой разграниченности амплуа, Семеняка оказалась одной из первых балерин, начавших исполнять разноплановые роли. Когда же в начале 1990-х среди артистов вошло в привычку браться за любые роли и исполнительские манеры нивелировались, она, опять же одна из первых, занялась стилизацией. Балерина находит способы создать образ старинного стиля, не отказываясь от современной танцевальной техники и эстетики.

Людмила Семеняка выступает в лучших театрах Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Лондона, Парижа, Вены, Стокгольма, Амстердама, Берлина, Франкфурта, Висбадена, Мадрида, Рима, Милана, Венеции, Варшавы, Праги, Будапешта, Каира, а также в Австралии, Японии, на Филиппинах, в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике и других странах в составе труппы Большого, а также с ведущими зарубежными балетными компаниями. Среди ее наиболее значительных зарубежных выступлений - участие в юбилейном вечере Галины Улановой (Hommage a Oulanova, Париж, зал Плейель, 1981), выступления в главных партиях классического репертуара в спектаклях театров ABT (Нью-Йорк), "Гранд-опера" (Париж), Шведской королевской оперы и других.

В 1990-1991 годах балерина работала по контракту в труппе Английского национального балета (дебют в партии Золушки в балете Прокофьева "Золушка", хореограф Бен Стивенсон) и Шотландского национального балета (дебют в партии Авроры в балете "Спящая красавица"). Историческим событием пресса назвала выступления Людмилы Семеняки в труппе театра "Колон" (Буэнос-Айрес, Аргентина), отмеченные специальной премией. В 1990 году об ее участии в премьере балета "Спящая красавица" аргентинская газета "La Nation" писала: "Современная техника и выразительность превращают Аврору Семеняки в символ вечной красоты классического танца. Ее линии изысканны и чисты". В 1992 году Людмила Семеняка с огромным успехом танцевала в театре "Колон" премьеру балета "Баядерка" в редакции Натальи Макаровой. Как события воспринимаются и благотворительные гала-концерты Людмилы Семеняки, выступавшей в окружении звезд мирового балета в Нью-Орлеане, городах Израиля и Брюсселе.

Период творческой зрелости балерины пришелся на эпоху Михаила Горбачева, предоставившего Семеняке право выступить балетным символом перестройки: в 1987 году на сцене вашингтонского Кеннеди-центра она выступила в гала-концерте, предварявшем историческую встречу Генерального секретаря КПСС с Президентом США Рональдом Рейганом.

Людмила Семеняка участвовала в возрождении благотворительного движения в России. В 1989 году при поддержке Фонда культуры и Правительства СССР она провела одну из первых благотворительных акций - гала-концерт "Приглашает Людмила Семеняка" в московском Концертном зале имени П.И. Чайковского, на котором присутствовали М.С. Горбачев с супругой и члены Правительства СССР. Вечер стал значительным общественным и художественным событием. Наряду со сценами из классических балетов и спектаклей Большого театра Семеняка представила фрагменты не исполнявшихся у нас балетов "Сильвия" Баланчина и "В поисках утраченного времени" Ролана Пети, а также па-де-де из балетов "Эсмеральда" (редакция Гилпин/Березов) и "Талисман" (хореография М.Петипа в редакции О.Йордан и А.Ермолаева, восстановлена П.Гусевым для Людмилы Семеняки, премьера 22.12.1984, ГАБТ). Партнерами балерины выступили Ирек Мухаммедов, Юрий Посохов, Вадим Писарев, Гедиминас Таранда.

Проработав 25 лет на сцене Большого театра, балерина продолжает расширять свой репертуар. В Петербургском театре оперы и балета имени Мусоргского она встречается с хранительницей датской хореографической школы Эльзой-Марианной фон Розен, которая передает Семеняке роль Сильфиды в одноименном балете Августа Бурнонвиля. В ее репертуар входят Девушка ("Видение розы", хореограф М.Фокин), центральные партии в балетах "Серенада" и "Тема с вариациями" (хореограф Дж.Баланчин), Фанни Черрито ("Па-де-катр", хореограф Антон Долин, по мотивам Жюля Перро), Гран па из балета М.Петипа "Пахита", "Лебедь" (хореограф М.Фокин), па-де-де "Лето" (хореограф К.МакМиллан), Дама сердца в "Фантазии на тему Казановы" (хореограф Михаил Лавровский) и Джульетта в прославленной постановке "Ромео и Джульетты" хореографа Леонида Лавровского.

В 1999 году Людмила Семеняка дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для своего сольного выступления номер "Из роли в роль" на музыку Моцарта.

Поддерживая связь с Большим театром, Людмила Семеняка гастролирует, участвует в крупных международных фестивалях в России и на Украине, успешно выступает во всех педагогических амплуа: дает уроки, мастер-классы, помогает балеринам готовить партии и конкурсные программы. Она - член жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998), международном конкурсе имени Ю.Григоровича "Фуэте Артека" (Крым, 1998 и 1999), имени Сержа Лифаря (Киев, 1999), в Нагое (2000 и 2001), международного приза Benois de la danse (2000).

Драматический дар Людмилы Семеняки нашел безусловное подтверждение на драматической сцене. В 2000 году в театре "Школа современной пьесы" специально для Л.Семеняки был поставлен спектакль "Прекрасное лекарство от тоски" по пьесе Семена Злотникова, где ее партнером выступил Альберт Филозов.

С ее участием сняты фильмы-балеты: "Танцует Людмила Семеняка", "The Bolshoi ballerina", "Монолог балерины", "Приглашает Людмила Семеняка", "Раймонда", "Спартак", "Каменный цветок", "Щелкунчик", "Мир Улановой" и другие.

Артистизм и творческая энергия Людмилы Семеняки проявляются во многих областях. Она создает балетные либретто, разрабатывает дизайн балетных костюмов и аксессуаров, изучает литературу, музыку, кино, живопись и скульптуру. Она - желанный гость радио- и телепередач. С удовольствием проводит творческие встречи с публикой и коллегами, щедро делится своим опытом с ученицами, которых опекает по-матерински.

Для нее очень важно общение с природой, в котором балерина находит источник многих художественных идей. Высший смысл своей жизни Людмила Семеняка видит в воспитании сына Ивана, которому стремится передать лучшие качества своей личности.

Живет и работает в Москве.

Она божественна!
Зисси 30.10.2006 08:32:53

мне повезло я видела ее танец один раз это выло в Тбилисси лебединное озеро это было незоиываемо!!! ОНА БОЖЕСТВеННА!!!

БАЛЕТ


Фото Дамир Юсупов

«Лиепа вас обманывает, - сказал мне высокопоставленный чиновник, хорошо знавший артистов Большого театра». - «Что вы! Андрис не может!» - возмутилась я.

В первые за много лет я чувствовала себя любимой, желанной и не хотела ничего слушать. К тому же прозорливый чиновник добивался моего расположения. Но я не поддавалась. Все мои мысли были только о юном романтичном Андрисе. До его появления в театре я не искала романов. После тяжелого развода с первым мужем - Михаилом Лавровским - долгие годы у меня не было счастливых отношений. Боль не отпускала, сидела глубоко внутри... Помогал балет - и потом, и всегда.

В тот первый вечер Миша пришел с другом, они появились намного позже, чем я. Вошли и сели по обе стороны стола в уставленной старинной мебелью гостиной. «Жених» время от времени бросал на меня короткие изучающие взгляды. В двадцать я была хорошенькая - тоненькая и глазастая. Тридцатилетний Лавровский казался мне очень взрослым и прекрасным. Сидела потупив взор, страшно гордясь, что такой человек обратил на меня внимание.

Наверное, это дико звучит, но до свадьбы мы встретились с Мишей еще всего два раза. В первый - чинно прогуливались по Серебряному Бору. А потом Лавровский пришел в Концертный зал имени Чайковского посмотреть, как я танцую. В темноте кулис, немного смущаясь, он произнес: «Прошу тебя выйти за меня замуж».

Развод с Мишей происходил на глазах всего театра. Многие мне молчаливо сочувствовали, но были и злопыхатели. Однажды пришла в класс. Глаза и так на мокром месте, а один коллега еще неудачно пошутил, бросил что-то
едкое. Я не выдержала и, чтобы при всех не разрыдаться, выскочила вон. Саша одернул шутника: «Как тебе не стыдно?» Мне рассказали об этом. Я считала Годунова отстраненным, неприступным. Но на его сочувствие сердце отозвалось теплотой. И взглядом, и интонацией я пыталась передать ему свою благодарность хотя бы в простом слове «Здравствуй». Да и воспоминания о том безмолвном флирте в Серебряном Бору не оставляли меня. Взаимная симпатия и нежность усиливались с каждым днем. В поездках мы подолгу разговаривали, повсюду таскали с собой магнитофон - обожали слушать Высоцкого. Мы были настроены на одну волну, говорили, думали об одном, одинаково смотрели на проблемы театра. Это была дружба, без которой мы в тот момент не могли обойтись.

Я сдерживалась изо всех сил, чтобы между нами ничего не произошло. Но судьба, хочешь ты того или нет, настигает. Хоть Саша и был женат, взаимное притяжение перебороть мы не смогли. И все-таки не постель, а родство душ притягивало нас. Саша поддержал меня, спас от одиночества и чувства ненужности. Он был чудесным, по-рыцарски красивым и мощным человеком, с обостренным чувством справедливости и нравственным стержнем, мятущимся, как Прометей. Помню, когда я жила в Серебряном Бору, он присылал телеграммы, в которых обращался ко мне на «вы»: «Как вы себя чувствуете? Берегите себя. Вы так молоды». Очень трогательно.

Саша с иронией относился к правительственным концертам, но деваться некуда - работать надо. Помню, Игорь Моисеев поставил номер «На катке», его артисты танцевали прекрасно, но комиссия поручила выступить в Кремлевском дворце нам с Сашей, да еще обязала Годунова надеть шапочку с помпончиком. Он сопротивлялся, пока я не сказала: «Саш, ну что тебе стоит? Надевай, посмеемся вместе».

Эта шапка до сих пор хранится у меня, подписанная Сашей: «Люде на память».

Никто не знал о нашем романе. Годунов никогда не бывал у меня дома, ведь он - чужой муж. Правда, однажды едва не решился сказать о нашей любви публично, он по натуре был человеком очень честным. Знаю, что его остановило. Он не любил меня настолько глубоко, чтобы решиться на такой шаг. Настоящее чувство связывало его только с женой.

Думаю, уже тогда он думал о том, чтобы остаться на Западе, и понимал, к
каким это может привести последствиям, как скажется на всех, кто был к нему близок. Я о его планах даже не догадывалась. Как-то предложила:

Саша, я снимаю фильм, в котором хочу видеть всех своих любимых партнеров. Прошу тебя станцевать со мной па-де-де из «Лебединого озера».

Прости, не могу.

Как же так?! Не может быть, чтобы у тебя не было времени. Что тебе мешает? Вот, оказывается, как ты ко мне относишься!

Ты потом поймешь, как я к тебе отношусь.

Cеменяка Ludmila Semenyaka Карьера: Балет
Рождение: Россия, 16.1.1952
Артистизм и творческая энергия Людмилы Семеняки проявляются во многих областях. Она создает балетные либретто, разрабатывает дизайн балетных костюмов и аксессуаров, изучает литературу, музыку, кино, живопись и скульптуру. Она - желанный гость радио- и телепередач. С удовольствием проводит творческие встречи с публикой и коллегами, щедро делится своим опытом с ученицами, которых опекает по-матерински.

Танцевальные способности и артистизм Людмилы в первый раз проявились в хореографическом кружке Дворца пионеров имени Жданова. В 10 лет она поступила в Ленинградское хореографическое училище имени Агриппины Вагановой, и уже в 12 лет дебютировала на сцене Театра оперы и балета имени Кирова (в настоящее время Мариинский театр) в сольной партии маленькой Мари в балете Щелкунчик (постановка Василия Вайнонена).

В 1969 году Людмила Семеняка стала лауреатом Первого международного конкурса артистов балета в Москве, где ее отметили Галина Уланова и Юрий Григорович.

В 1970 году она окончила училище по классу Нины Беликовой, ученицы Агриппины Вагановой, и была приглашена в Театр оперы и балета имени Кирова, где исполнила сольные партии Коломбины в "Медном всаднике", Амура в "Дон Кихоте", принцессы Флорины в "Спящей красавице", па-де-труа в "Лебедином озере" и занималась под руководством Ирины Колпаковой.

В 1972 году, потом Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Москве, где Людмила стала серебряным лауреатом, Юрий Григорович пригласил ее в Большой театр. В 1972 году артистка с успехом дебютировала в спектакле Большого театра "Лебединое озеро" на сцене Кремлевского Дворца съездов в роли Одетты-Одиллии. Ее наставником стала легендарная Галина Уланова, оказавшая наиболее значительное воздействие на творчество балерины.

Артистический взлет Семеняки стремителен и успешен. Юрий Григорович возложил ей весь строгий репертуар и центральные партии во всех своих балетах. Среди ее ролей - Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Жизель ("Жизель"), Аврора и принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Никия ("Баядерка"), Раймонда, Сильфида ("Шопениана"), Балерина ("Петрушка"), Катерина ("Каменный цветок"), Ширин ("Легенда о любви"), Мари ("Щелкунчик"), Фригия ("Спартак"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Анастасия ("Иван Грозный"), Рита ("Золотой век"), шекспировские образы Леди Макбет ("Макбет" Владимира Васильева), Геро и Беатриче ("Любовью за любовь" Веры Боккадоро по мотивам комедии "Много шума из ничего"). За образ современницы Валентины в "Ангаре" А.Эшпая (по мотивам пьесы "Иркутская история" Александра Арбузова) Л. Семеняка удостоена Государственной премии СССР (1976).

Балерина удачно гастролирует на лучших сценах мира. Ее выступления становятся событием в Париже, Лондоне, Стокгольме, Токио, Нью-Йорке, Праге, Будапеште и многих других городах. В том же 1976 году она завоевывает первую премию и золотую медаль Первого международного конкурса артистов балета в Токио, а в Париже Серж Лифарь вручает ей Премию имени Анны Павловой Парижской академии танца.

В то же время Семеняка активно участвует в художественной жизни у себя на Родине. В 1975 году она удостоена премии Ленинского комсомола, которой отмечаются лучшие достижения молодежи. Балерина становится желанным гостем и участником торжественных творческих отчетов, шефских концертов, общественных акций. Она стала членом Комитета защиты мира, ее приглашают в Национальную академию творчества и как пропагандиста искусства русского балета направляют в всевозможные гастрольные поездки по всей стране. Балерина завоевывает популярность от Петрозаводска до Красноярска. В 1986 году ей присуждают звание Народной артистки СССР. В том же году Людмила Семеняка получает в Лондоне престижную английскую премию Evening Standart за лучшие достижения в области хореографического искусства.

Судьба сводит ее с выдающимися мастерами балета Мариной Семеновой, Асафом Мессерером, Алисией Марковой и многими другими. Среди партнеров Людмилы Семеняки было рядом 100 танцовщиков, в числе которых лучшие исполнители своей эпохи: Владимир Васильев, Михаил Барышников, Николай Фадеечев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Александр Годунов, Юрий Соловьев, Ирек Мухаммедов, Фарух Рузиматов, Лоран Илэр, Фернандо Бухонес, Хулио Бокка, Пер Артур Сегерстрем и другие. Людмила Семеняка - первая исполнительница партии Роксаны в балете Ролана Пети "Сирано де Бержерак" на музыку М.Констана, перенесенного на сцену Большого театра в 1989 году, а ещё партии Сони Мармеладовой в балете "Преступление и наказание" на музыку Аарво Пярта, поставленного для балерины хореографом Май Мурдмаа в 1990 году в театре "Эстония" (Таллин).

Ее имя стоит в ряду выдающихся мастеров мирового балета и является синонимом понятия "русская учебное заведение классического танца". Интерпретациям балерины посвящены десятки статей ведущих мировых балетных критиков и историков танца Мэри Кларк, Клайва Барнса, Анны Киссельгоф и других. Знаменитый британский критик Клемент Крисп писал о Семеняке: "Это строгий танец в его величии и чистоте, изысканная техника, соединенная с необыкновенной выразительностью. Ее искусство имеет безупречную родословную, является частью активный традиции, связанной напрямую со знаменитыми петербургскими балеринами XIX века. Людмила Семеняка с честью продолжает эту традицию манерой своего танца, аристократизмом, которым пронизан произвольный ее жест".

Стиль Семеняки называют балетным бельканто: самые виртуозные хореографические пассажи она исполняет нетрудно и ясно, подобно тому как они поставлены нарочно для нее. Восхищаясь безупречным сложением балерины, критики в особенности ценят в ее танце естественность манер, свободу, с которой она пользуется природными данными и техникой в танце, а ещё органичное сочетание безукоризненного петербургского академизма с яркой эмоциональной манерой московского исполнительства. Когда Семеняка появляется на сцене, через публику подобно тому как проходит электрический разряд, заставляющий присматривать за каждым движением балерины. Семеняка - разноплановая артистка. Она продолжает традиции психологической школы русского театра, развивавшейся в творчестве Ермоловой, Шаляпина, Анны Павловой, Станиславского, Улановой. Особенно близки Семеняке русские образы и основные мотивы русского искусства. Ее героиням свойственны нежность, лиризм, лучистое озарение и в то же время стойкость, жертвенность, служение долгу.

В 1970-е годы, в эпоху строгой разграниченности амплуа, Семеняка оказалась одной из первых балерин, начавших исполнять разноплановые роли. Когда же в начале 1990-х посреди артистов вошло в привычку приниматься за любые роли и исполнительские повадки нивелировались, она, еще раз же одна из первых, занялась стилизацией. Балерина находит способы сформировать образ старинного стиля, не отказываясь от современной танцевальной техники и эстетики.

Людмила Семеняка выступает в лучших театрах Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Лондона, Парижа, Вены, Стокгольма, Амстердама, Берлина, Франкфурта, Висбадена, Мадрида, Рима, Милана, Венеции, Варшавы, Праги, Будапешта, Каира, а кроме того в Австралии, Японии, на Филиппинах, в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике и других странах в составе труппы Большого, а кроме того с ведущими зарубежными балетными компаниями. Среди ее наиболее значительных зарубежных выступлений - участие в юбилейном вечере Галины Улановой (Hommage a Oulanova, Париж, зал Плейель, 1981), выступления в главных партиях классического репертуара в спектаклях театров ABT (Нью-Йорк), "Гранд-опера" (Париж), Шведской королевской оперы и других.

В 1990-1991 годах балерина работала по контракту в труппе Английского национального балета (дебют в партии Золушки в балете Прокофьева "Золушка", хореограф Бен Стивенсон) и Шотландского национального балета (дебют в партии Авроры в балете "Спящая красавица"). Историческим событием печать назвала выступления Людмилы Семеняки в труппе театра "Колон" (Буэнос-Айрес, Аргентина), отмеченные специальной премией. В 1990 году об ее участии в премьере балета "Спящая красавица" аргентинская газета "La Nation" писала: "Современная техника и выразительность превращают Аврору Семеняки в символ вечной красоты классического танца. Ее линии изысканны и чисты". В 1992 году Людмила Семеняка с огромным успехом танцевала в театре "Колон" премьеру балета "Баядерка" в редакции Натальи Макаровой. Как события воспринимаются и благотворительные гала-концерты Людмилы Семеняки, выступавшей в окружении звезд мирового балета в Нью-Орлеане, городах Израиля и Брюсселе.

Период творческой зрелости балерины пришелся на эпоху Михаила Горбачева, предоставившего Семеняке право обозначиться балетным символом перестройки: в 1987 году на сцене вашингтонского Кеннеди-центра она выступила в гала-концерте, предварявшем историческую встречу Генерального секретаря КПСС с Президентом США Рональдом Рейганом.

Людмила Семеняка участвовала в возрождении благотворительного движения в России. В 1989 году при поддержке Фонда культуры и Правительства СССР она провела одну из первых благотворительных акций - гала-концерт "Приглашает Людмила Семеняка" в московском Концертном зале имени П.И. Чайковского, на котором присутствовали М.С. Горбачев с супругой и члены Правительства СССР. Вечер стал значительным общественным и художественным событием. Наряду со сценами из классических балетов и спектаклей Большого театра Семеняка представила фрагменты не исполнявшихся у нас балетов "Сильвия" Баланчина и "В поисках утраченного времени" Ролана Пети, а ещё па-де-де из балетов "Эсмеральда" (редакция Гилпин/Березов) и "Талисман" (хореография М.Петипа в редакции О.Йордан и А.Ермолаева, восстановлена П.Гусевым для Людмилы Семеняки, премьера 22.12.1984, ГАБТ). Партнерами балерины выступили Ирек Мухаммедов, Юрий Посохов, Вадим Писарев, Гедиминас Таранда.

Проработав 25 лет на сцене Большого театра, балерина продолжает расширять свой репертуар. В Петербургском театре оперы и балета имени Мусоргского она встречается с хранительницей датской хореографической школы Эльзой-Марианной фон Розен, которая передает Семеняке образ Сильфиды в одноименном балете Августа Бурнонвиля. В ее репертуар входят Девушка ("Видение розы", хореограф М.Фокин), центральные партии в балетах "Серенада" и "Тема с вариациями" (хореограф Дж.Баланчин), Фанни Черрито ("Па-де-катр", хореограф Антон Долин, по мотивам Жюля Перро), Гран па из балета М.Петипа "Пахита", "Лебедь" (хореограф М.Фокин), па-де-де "Лето" (хореограф К.МакМиллан), Дама сердца в "Фантазии на тему Казановы" (хореограф Михаил Лавровский) и Джульетта в прославленной постановке "Ромео и Джульетты" хореографа Леонида Лавровского.

В 1999 году Людмила Семеняка дебютировала как балетмейстер-постановщик, подготовив для своего сольного выступления номер "Из роли в роль" на музыку Моцарта.

Поддерживая связь с Большим театром, Людмила Семеняка гастролирует, участвует в крупных международных фестивалях в России и на Украине, удачно выступает во всех педагогических амплуа: дает уроки, мастер-классы, помогает балеринам готовить партии и конкурсные программы. Она - член жюри международных конкурсов артистов балета: в Любляне (1998), международном конкурсе имени Ю.Григоровича "Фуэте Артека" (Крым, 1998 и 1999), имени Сержа Лифаря (Киев, 1999), в Нагое (2000 и 2001), международного приза Benois de la danse (2000).

Драматический дар Людмилы Семеняки нашел безусловное подтверждение на драматической сцене. В 2000 году в театре "Школа современной пьесы" сознательно для Л.Семеняки был поставлен спектакль "Прекрасное снадобье от тоски" по пьесе Семена Злотникова, где ее партнером выступил Альберт Филозов.

С ее участием сняты фильмы-балеты: "Танцует Людмила Семеняка", "The Bolshoi ballerina", "Монолог балерины", "Приглашает Людмила Семеняка", "Раймонда", "Спартак", "Каменный цветок", "Щелкунчик", "Мир Улановой" и другие.

Артистизм и творческая энергия Людмилы Семеняки проявляются во многих областях. Она создает балетные либретто, разрабатывает дизайн балетных костюмов и аксессуаров, изучает литературу, музыку, кино, живопись и скульптуру. Она - желанный гость радио- и телепередач. С удовольствием проводит творческие встречи с публикой и коллегами, щедро делится своим опытом с ученицами, которых опекает по-матерински.

Для нее сильно значимо общение с природой, в котором балерина находит источник многих художественных идей. Высший толк своей жизни Людмила Семеняка видит в воспитании сына Ивана, которому стремится передать лучшие качества своей личности.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Людмила Петрушевская Ludmila Petrushevskaya

Прозаик, драматург. Родилась в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой...

Людмила Магомедова Ludmila Magomedova

В 1993 году Людмила Магомедова была удостоена награды "Золотая плака Чистернино" на юге Италии за партию Тоски и серию концертов итальянской оперной..

Людмила Семеняка была легендарной примой Большого театра на протяжении четверти века. Грациозная, невероятно легкая, она, казалось, не танцует, а парит над сценой. Ее талант покорял многих любителей классического балета. Ее стремительные фуэте не мог повторить никто из танцовщиц. Людмила Семеняка вошла в плеяду звезд, представляющих школу русского балета.

Рождение будущей легенды

В далеком 1952 году 16 января в семье гравера издательства «Правда» и аппаратчицы химической лаборатории родилась девочка. Новорожденную решили назвать Людмилой. Папа девчушки, Иван Яковлевич, несмотря на изнурительную работу на предприятии, все же находил время отводить дочурку в хореографический кружок при Дворце пионеров имени Жданова. Мама, Мария Митрофановна, развивала у маленькой Люси любовь к литературе и искусству. Девочка с жадностью впитывала новую информацию. Но сердце ее было отдано танцу. Талант к хореографии Люся начала проявлять с малых лет. Она постоянно, не уставая, ритмически двигалась под музыку, повторяя танцы взрослых. Иногда в привычный ряд шагов девочка вводила новые, придуманные ею па. Родителям, наблюдавшим за фантазиями дочери, приняли решение записать ее в хореографический кружок.

Первые шаги в балете

Творческая биография Людмилы Семеняки начинается с ее поступления в хореографическое училище имени Агриппины Вагановой в родном Ленинграде. Девочке на тот момент едва исполнилось десять лет. Несмотря на нежный возраст, Людмила обладала упорством, настойчивостью и бесстрашием. Именно недюжинная смелость понадобилась будущей студентке при сдаче вступительных экзаменов. Испытание пришлось проходить без поддержки любимых родителей.

Отец, Иван Яковлевич, попал в больницу. Мария Митрофановна была вынуждена день и ночь дежурить у постели супруга. Самостоятельная девочка, приезжавшая на все этапы отбора без какого-либо сопровождения, чрезвычайно приглянулась экзаменационной комиссии. Довольно посредственные данные с лихвой компенсировались большим трудолюбием и настойчивостью. Девочку решили зачислить в класс балерины и педагога Нины Викторовны Беликовой. На протяжении долгих восьми лет Людмила Семеняка добиралась на учебу через весь Ленинград. Но долгая дорога была привычной девочке. Она уже испытала этот опыт, посещая занятия в хореографическом кружке. Так уж сложилась судьба будущей балерины - путь к каждой намеченной цели оказывался чрезвычайно длинным, но преодолимым.

Любящие родители старались всячески поддерживать дочку во всех ее начинаниях. Выздоровевший отец, воспитывая у дочери выносливость, каждое воскресенье преодолевал с ней по воскресеньям на лыжах путь, длиной в 16 километров. Мама общалась с педагогами Люси, вникая во все учебные вопросы. Общими усилиями взрослых наставников выстраивался рабочий режим и развивались способности будущей звезды Большого театра.

Первая балетная роль

Дебют балерины Людмилы Семеняки случился в 1964 году на подмостках ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова. Роль маленькой Мари в балете Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» удалась на славу. Перед юной танцовщицей открылись радужные перспективы.

В 1969 году на Первом Международном конкурсе артистов балета девушка завоевала третью премию. Вследствие триумфа Людмила Семеняка была замечена ведущим хореографом Большого театра Юрием Григоровичем. Мастер приложил недюжинные старания, чтобы переманить юное дарование в свой театр. Спустя два года после окончания училища, отработав на сцене Театра оперы и балета имени Кирова, балерина Людмила Семеняка перебирается в Москву, где ей предстояло стать примой самого знаменитого театра мира.

Большой театр

В 1972 году в судьбе юной балерины Людмилы Семеняки случился еще один важный поворот. Девушка заняла второе место на Всесоюзном конкурсе балетмейстеров и артиста балета в столице СССР Москве. Серебряную награду Люся разделила с юной танцовщицей Конкурс открыл настоящую балетную сенсацию в лице молодого дарования - пятнадцатилетней Надежды Павловой.

Вскоре после выступления Людмила вновь получает приглашение балетмейстер Юрия Николаевича Григоровича стать частью знаменитой труппы Большого театра. На этот раз девушка с радостью соглашается и переезжает в столицу.

Впоследствии, являясь примой театра, Людмила Ивановна Семеняка исполняла главные партии в балетных постановках. Одиллия и Одетта в «Лебедином озере», Жизель в одноименном балете А. Адана, Никия в «Баядерке», Анастасия в «Иване Грозном», Фригия в «Спартаке»… Все роли в исполнении Людмилы Семеняки отличались оригинальным подходом, сочетаемым с классическими традициями русского балета.

Наставники

Поступив на службу в Большой театр, юная балерина сперва танцевала в массовых сценах. Однако, так продолжалось недолго. Вскоре судьба преподнесла ей очередной сюрприз. Вследствие внезапной болезни двух солисток, новенькая танцовщица вынуждена была выступить в главной роли в «Лебедином озере». Партия настолько удалась Людмиле, что ей аплодировали не только зрители, но и коллеги по цеху.

Во время учебы в училище имени Вагановой юная балерина постигала не только секреты хореографии. В число учебных предметов входили также и иностранные языки. Прилежная Людмила Семеняка настолько успешно овладела французским, что парижские журналисты были поражены той легкостью, с которой она давала интервью на их родном языке.

В Большом театре наставником юной танцовщицы стала легенда балета Галина Сергеевна Уланова. Люся поначалу буквально благоговела перед образом великой Улановой. Но бывшая прима в общении оказалась настолько доступной, что девушка переключила свое внимание с почтительного трепета на постижение опыта наставницы.

Первое замужество

Любимым преподавателем Семеняки по ленинградскому училищу оставалась Нина Викторовна Беликова. Кроме того, что она научила свою подопечную азам хореографии, бывшая балерина сыграла в судьбе Людмилы судьбоносную роль. В столице проживала известная в прошлом танцовщица Елена Георгиевна Чикваидзе, давняя подруга Нины Викторовны. Сыном знаменитой балерины был солист Большого театра Михаил Леонидович Лавровский. Хорошенькая прилежная Людочка сразу приглянулась Елене Георгиевне. Несмотря на разницу в возрасте между девушкой и Михаилом, экс-балерина решила поженить молодых людей. Частые приглашения в гости, ласковое обхождение и вкусные угощения вскоре сделали свое дело. Свиданий перед свадьбой было несколько. И все же этого оказалось достаточным, чтобы Людмила заинтересовалась Михаилом. Замужество казалось невероятным успехом. Вскоре после романтического предложения будущего супруга в кулисах Большого пара поженилась. Свадьбу сыграли в скромной обстановке без многочисленных гостей. Традиционного медового месяца не было: уже на следующий день молодожены вновь репетировали свои партии в зале.

Несмотря на то что вначале отношения между супругами складывались как нельзя лучше, вскоре в молодой семье случилась неприятность. Забеременев, Людмила вынуждена была избавиться от будущего ребенка. Рождение первенца могло поставить крест на успешной карьере и матери, и отца. Этот инцидент стал началом конца семейному счастью. К тому же любовь и уважение между супругами не были взаимными. Людмила отдавалась вспыхнувшим чувствам без остатка. Сдержанный Михаил не мог проявлять свои чувства с искренним рвением. Вскоре муж и вовсе полюбил другую женщину. По иронии судьбы соперница оказалась коллегой и близкой подругой Людмилы. Потеряв сразу двух близких людей, балерина решила подать на развод. После четырех лет совместной жизни Людмила ушла из дома супруга. На сцене же, исполняя главные партии, они продолжали изображать романтические чувства и страсть. Спасла Семеняку от депрессии Галина Уланова. Ее слова «Спасти от горя может только балет» стали путеводной звездой балерины. Совет учительницы вкупе с главными ролями помогли Семеняке пережить разлуку без болезненных последствий.

Людмила плюс Андрис

Бесконечные репетиции и выступления занимали почти все личное пространство актрисы. Однако, и личная жизнь Людмилы Семеняки била ключом. Очередной страстью балерины стал белокурый принц, наследник балетной династии Андрис Лиепа. Молодой человек был покорен изяществом партнерши своего отца, легендарного Со временем простое поклонение перед талантом переросло в настоящее чувство и Андрис отважился на решительные шаги. Настойчивые и романтичные ухаживания вскоре сделали свое дело. Людмила не смогла устоять перед натиском и сдалась на милость победителя.

Вскоре, несмотря на сопротивление матери Лиепы, пара официально оформила свои отношения. Союз начинающего танцора и блистательной балерины был непродолжителен. Не прошло и года, как супруги подали на развод. Браку пришел конец. Но это отнюдь не означало прекращение отношений. На протяжении долгих шести лет пара то сходилась, то расходилась. Бурные ссоры и примирения только подогревали страсть влюбленных. Кто знает, может быть, так продолжалось бы и дальше. Но два выкидыша, случившиеся в этот период, положили конец отношениям.

Самый лучший спектакль

На фото Людмила Семеняка, как и каждая актриса, выглядит великолепно, несмотря на эмоции, бурлящие внутри. Став знаменитостью, человек обрекает себя на постоянное пристальное внимание со стороны окружающих. Имидж селебрити олицетворяет счастливую и беззаботную личность. На самом деле забот и неприятностей у танцовщицы хватало. Бесконечные гастроли выматывали физически, а неудавшаяся личная жизнь Людмилы Семеняки съедала изнутри. Самой заветной мечтой балерины было реализовать себя не только на творческом поприще. Как и всякой женщине, Людмиле Ивановне хотелось тихого семейного счастья с верным мужем и замечательными малышами. И если мужчины в жизни Семеняки случались время от времени, то детей почему-то не получалось. Балерина уже было смирилась с тем, что ей не дано быть матерью. Однако в 1988 году на гастролях в Греции прима узнала о главном событии своей жизни: у нее скоро родится сын. Людмила Семеняка была на седьмом небе от счастья. Неважно, что малыш родится вне брака. Главное, он будет. Имя отца ребенка балерина скрывает и по сей день. Известно только, что мужчина поддерживает ее и сына и морально, и материально.

Родившегося малыша танцовщица в свидетельстве записала Иваном Семенякой. Сын Людмилы Семеняки очень похож на маму - такой же мягкий взгляд и милая улыбка. Воттолько, проучившись некоторое время в хореографическом училище, Академии Натальи Нестеровой и актерско-режиссерском курсе Елены Цыплаковой, молодой человек наотрез отказался идти по стопам своей матери. Актерство и режиссура ему неинтересны. Сердце юноши принадлежит небу. Больше всего на свете Иван хочет летать. Несмотря на робкие возражения Людмилы, молодой человек поступил в школу бортпроводников. Сегодня за его плечами - десятки полетов.

С появлением сына личная жизнь Людмилы Семеняки изменилась. Двери ее дома радушно открыты перед всеми друзьями Ивана. Саму же балерину посещают лишь люди, близки ей по духу. Среди них - и бывший муж танцовщицы Михаил Леонидович Лавровский, с которым Людмила сохранила дружеские отношения и даже позвала его стать крестным Вани, которого называет самым лучшим спектаклем в своей жизни.

Фильмография актрисы

Будучи примой Большого театра, Людмила Семеняка много и активно снималась в кино и на телевидении. Кроме актерской деятельности, балерина была автором оригинальных дизайнов постановочных костюмов и хореографического решения эпизодов. Она является постановщиком спектаклей «Бахчисарайский фонтан» в Астрахани, «Жизель» и «Лебединое озеро» в Екатеринбурге.

Фильмы с участием Людмилы Семеняки до сих пор пользуются успехом у зрителей. «Эта веселая планета», «Моя Жизель», «Мир Улановой», «Хореографические новеллы», фильм-балет «Иван Грозный» и многие другие постановки с успехом демонстрировались на телевидении в разные годы. Эпизоды блистательного таланта Людмилы Семеняки были украшением даже серьезных документальных лент.

Победы и награды

В разные годы Людмила Семеняка лично удостаивалась премий на конкурсах. Первой победой стало третье место на Первом Международном конкурсе артистов балета в Москве. Юному лауреату было всего 17 лет.

Впоследствии в творческой судьбе актрисы были победы на Всесоюзных и Международных конкурсах артистов балета. Людмила Ивановна стала обладательницей звания «Мэтр танца», получила премию «Хрустальная роза Донецка» и Evening Standart за выдающиеся заслуги на поприще хореографического искусства. Награды имени Анны Павловой и Елены Смирновой также вошли в копилку достижений великой балерины.

Жизнь сегодня

В настоящее время легенда балета занимается меценатством. В 1989 году состоялась первая благотворительная акция в виде большого гала-концерта «Приглашает Людмила Семеняка».

С 2002 года Людмила Ивановна является педагогом-репетитором Большого театра. Партии молодых балерин и танцовщиков, подготовленные под руководством знаменитости, отличаются изяществом и оригинальным подходом.

Несмотря на миниатюрный рост и вес, Людмила Семеняка чрезвычайно активна. В 2000-2004 годах бывшая балерина служила актрисой Московского театра. Драматические роли в пьесах «Чайка», «Прекрасное лекарство от тоски « и др. удавались Людмиле Ивановне блестяще.

Кроме того, балерина выступает и как член жюри на международных конкурсах («Фуэте Артека», имени Сержа Лифаря, «Бенуа де ла данс» и т. д.). Несмотря на почтенный возраст, Людмила Ивановна Семеняка энергична и полна творческих планов.

Людмила Семеняка считает, что свобода в танце – это самое важное. Фото РИА Новости

В 2018 году в России отмечают 200-летие со дня рождения балетмейстера и педагога Мариуса Петипа. В Санкт-Петербурге откроют мемориальную доску Петипа, по всей стране пройдут приуроченные к событию выставки, премьеры и фестивали. Народная артистка СССР, балерина и педагог Большого театра Людмила СЕМЕНЯКА рассказала корреспонденту «НГ» Елизавете АВДОШИНОЙ о своем ощущении хореографии Петипа, его сказках, принцессах и принцах, вспомнила свои главные петиповские партии и поделилась педагогическими наблюдениями.

Людмила Ивановна, что означает фигура Петипа и его творчество для вас лично? Вы – воспитанница петербургской школы, которую он создал, танцевали ведущие партии в балетах Петипа на протяжении многих лет. Менялось ли с течением времени ваше личное восприятие его хореографии?

– Поскольку я выпускница школы Агриппины Яковлевны Вагановой и мне суждено было попасть к педагогам, которые непосредственно были ее учениками, то, что происходило со мной дальше, всегда сопровождалось атмосферой, где звучало это имя, с годами ставшее для меня наивысшим значением классического танца. Я взрослела, танцуя с детских лет хореографию Мариуса Ивановича и редакции его балетов, я воспитывалась на них. Петипа занимает очень большую часть моей души…

Когда я стала балериной, не только относилась к этому имени с уважением, исполняя его репертуар, но и выступала интерпретатором его творчества. Сегодня я уже передаю следующим поколениям этот материал и понимание всей красоты того, что было им создано. Мы постигаем его наследие через учителей и людей, которые хранят его творчество в наилучшем понимании. Например, благодаря такому художнику как Юрий Григорович, который является главным интерпретатором и исследователем тем и балетов Петипа.

Думаю, что сегодня классика становится публике все дороже. Ведь что мы называем классикой? Внутреннюю потребность погрузиться в то, чем дышали наши предшественники. Особенно в России, где много говорят о том, как царский балет переходил в советский, а потом в русский. Петипа во все времена оставался русским, благодаря поколениям, которые продолжали вливать новые силы в его хореографию. Благодаря артистам, подарившим миру русскую школу. Екатерина Вазем, Серж Лифарь, Анна Павлова, Ольга Спесивцева и Тамара Карсавина, безусловно, Сергей Дягилев – всех не перечесть.

– Ваша основная творческая жизнь состоялась на московской сцене. Есть ли различия между московскими и петербургскими интерпретациями хореографии Петипа по исполнительской манере, акцентам?

– Для меня это уже давно слитное уникальное явление. Меня всегда волновало: а как понимаю я, как трактую? Школу я получила, а дальше, придя в театр, я начала интерпретировать. Петипа очень современен именно той свободой трактовки, которую он дает, потому что разносторонность его хореографии позволяет размышлять, учит миропониманию. Но самым главным является тот музыкальный материал, к которому Петипа обращался. Великие артисты вместе с ним придумавшие такие балеты, как «Спящая красавица», «Раймонда», «Баядерка», «Пахита», «Корсар» (бесконечная сокровищница!), жили рядом с ним, создавали всю художественную палитру, которой мы сегодня пользуемся. Ценно, что музыка и балет в спектаклях Мариуса Ивановича Петипа и Петра Ильича Чайковского взаимопроникновенны, музыка дает полное смысловое погружение в хореографию.

Свободу мне давали педагоги, которые передавали бесценный материал, и никто никогда не заковывал меня ни в какие каноны. Школа и стиль остаются для меня неприкосновенными, но с учениками я добиваюсь именно свободы в танце. Нужно «достать» их личные качества, чтобы они смогли подать классический материал как живой, осмысленный, глубокий с точки зрения идейного воплощения.

Без образов Петипа освоение современной балетной «литературы» было бы невозможно. Без Мариуса Ивановича никто пока не обошелся. Поэтому нет сомнения, что его наследие сохранится в сегодняшнем потоке новых течений. Балеты Петипа – подлинное наше богатство. Это храм, если хотите.

Мне повезло, я все это получила от таких мастеров, как Галина Уланова, Марина Семенова, Ирина Колпакова, Наталья Макарова и, конечно, Юрий Григорович. Я благодарна этим людям-легендам. И счастлива, что в моем танце критики отмечали аристократизм нашей русской классической школы, полученный по наследству.

Какие у вас воспоминания о самой первой роли на большой сцене – Одетты-Одиллии в «Лебедином озере»?

– Первый спектакль – мое рождение как Одетты-Одиллии – главный в моей жизни. И я благодарна своим партнерам за то, что они умели быть настоящим принцами. Александр Годунов, Александр Богатырев, Марис Лиепа, Михаил Лавровский, Лоран Илер, Фарух Рузиматов, Фернандо Бухонос, Михаил Барышников, Сергей Викулов, Юрий Соловьев– еще в Кировском театре… Все они незабываемы!

Любят говорить, что, если бы Чайковский сочинил только «Лебединое озеро», этого бы хватило на века. Эта музыка – из космоса. Многие балетмейстеры интерпретировали этот спектакль по-своему, но сохраняли первозданную идею, и прежде всего изумительные танцы Мариуса Петипа и Льва Иванова. В моей жизни главная – редакция Григоровича, но танцевала я и предыдущую московскую – Мессерера и Горского, и Бурмейстера в Шведской королевской опере, и Нуреева в Гранд-опера. Но где бы я ни танцевала, лучшей остается редакция Большого театра – по танцевальному и философскому воплощению.

Я и сама удостоилась чести поставить «Лебединое озеро» в Екатеринбургском театре оперы и балета с труппой высокого исполнительского уровня. Это потребовало от меня не просто интерпретации классического варианта, а еще и представления собственной версии, замысла, что было мне доверено. Я изучила партитуру, запись, материалы в большом количестве. Сколько я переслушала и передумала, вновь погружаясь в это гениальное произведение!

– Ваше исполнение Авроры в «Спящей красавице» стало своеобразным символом этого балета. Что для вас главное в этом образе?

– Мне очень приятно, что зрители вспоминают мою Аврору. Для меня этот образ, как говорил поэт, «чистейшей прелести чистейший образец». Если посмотреть на все творчество Петипа и Чайковского, то не случайно высвечивается именно эта сказка, она несет кристальную чистоту, образ мечты, веры в любовь, добро. Мой образ рождался с детства. Наверное, во мне были черты естественности, непосредственности, а музыкальности уж точно.

Я танцевала музыку. В этом всегда было мое преимущество, как балерины. Все мои встречи с дирижерами были запрограммированы Богом. Они многому меня научили и подняли мое искусство на новую ступень. Я должна была достигнуть такого уровня, чтобы давать пространство интерпретации дирижеру. Мне повезло – я работала с Евгением Светлановым, Альгисом Жюрайтисом, Александром Копыловым, со многими выдающимися дирижерами по всему миру – Парижской национальной оперы (Мишель Кеваль), Американского балетного театра, театра «Колон» в Буэнос-Айресе (Бруно Дасталь). С дирижерами у меня всегда был контакт, оттого я была свободна в танце.

Отталкивалась всегда от нашей интерпретации, от Большого театра, потому что я здесь выросла как артистка. И мне было так радостно ездить по миру и убеждаться, что, встречая русскую балерину, все выражали почтительное уважение и восхищение. Я светилась от того, что меня так принимают. «Спящую красавицу» Юрий Николаевич позволил мне станцевать с тем состоянием, которое я, как ребенок, сберегла в сердце. Для меня его редакция – канон. Григорович подарил Принцу бесценные танцы. То, как вылетает Принц в сцене охоты – такую вариацию сочинить – это же шедевр!

Какая следующая партия Петипа была для вас важной?

– Партия Раймонды, которая состоялась в центре моей балетной жизни. Рождаешься принцессой, но когда-то ты должна стать королевой. Принцессой мне помогла стать Галина Сергеевна Уланова, а довершила рисунок сценического образа Марина Тимофеевна Семенова. Два бесценных дара я получила от них – Аврору и Раймонду. У балерин часто звучит либо одна, либо другая. В моей судьбе удались обе роли. Сегодня моя творческая жизнь продолжается, я передаю этот дар Светлане Захаровой, Юлии Степановой, Анастасии Меськовой, Виктории Якушевой и совсем юной Станиславе Постновой, с которыми работаю постоянно. С удовольствием вспоминаю работу над образами Петипа с Анастасией Горячевой, Дарьей Хохловой, Анной Никулиной и другими балеринами.

Московская «Раймонда», которую сочинил Юрий Николаевич, отличается неоклассическим звучанием. Он позволил нам интерпретировать хореографию Петипа. Он сделал ее осмысленно современной. После гастролей на Западе писали про наши удлиненные аттитюды, полные поэзии позы. То есть наши балерины получили свободу интерпретации. Свобода в искусстве – вот самое важное.

Я люблю «Раймонду» именно за музыкальное воплощение. Уж какое там было либретто – светская дама подарила свою идею! Юрий Николаевич все бережно сохранил, высветил образы героев, развил сюжет, сделал его более понятным и драматичным. Когда Григорович ставил танцы, музыкальная основа для него была первейшей. Поразительно музыкальная хореография! Все Раймонды в балете Григоровича на сцене Большого театра состоялись, все были прекрасны, начиная от Натальи Бессмертновой (на нее была поставлена версия Григоровича).

В этом спектакле Юрий Николаевич вместе с художником Симоном Вирсаладзе погружал нас в атмосферу историческую, рыцарскую и в то же время фантастическую и условную. А музыка Глазунова для меня была как шарф Раймонды, который ей оставляет ее жених рыцарь Жан де Бриен в качестве символа своей любви (вот такое у меня поэтическое сравнение!). Музыка погружала в экстатическое состояние. А танцы были так летящи, так непохожи на другие балеты!

Знаменитое адажио во втором сне Раймонды мне показывала великая Семенова, и все это является подлинным. Движения Петипа сохранены. Написаны учебники, существуют записи, все мы давно общаемся с Европой, и все имеют доступ к важным историческим документам, исследователи пытливо в них вглядываются, осмысляют старые балеты. Подлинность хореографии Петипа не подлежит сомнению – ведь у нас это переходит не таинственно, а буквально – из ног в ноги. И я всегда добавляю – из души в душу. И уж не сомневайтесь – мы будем стараться сохранить его наследие как можно дольше!

Какой еще балет Мариуса Петипа для вас остается любимым?

– «Баядерка». Балет о человеческой драме, больше всего выражающий социум. Храмовая танцовщица смеет любить и борется за свою любовь. С каким трагизмом на музыку Людвига Минкуса создан образ подлинной жизненной силы! Этот балет особенный: «земное» танцевальное действо решено в одном стиле, но затем он резко меняется и в сцене загробного царства мы видим чистую классику Петипа – пачки, 32 тени. Петипа показывает себя как мастер: образ бесплотных теней потустороннего мира он создает полнокровными «сочными» танцами, требующими виртуозной техники. Танцы в «Баядерке» в основном сохранил Вахтанг Чабукиани, особенно игровые сцены. А акт теней – чистый Петипа. К этой сцене никто не прикоснется, это было бы все равно что согрешить!

– Как вы считаете, почему хореография Мариуса Петипа жива второй век подряд и по сей день остается основой основ балетного театра?

– Петипа появился в России в период расцвета нашего исполнительского искусства. В Петербурге были сильные балерины, и российские, и приезжие, он работал в изумительном окружении звезд, ознаменовавших собой буквально млечный путь имен.

Как же надо предугадать, чтобы и сегодня все эти шедевры влекли? Им постигнуто абсолютное владение техникой, совершенство композиции. Как сильны его ансамбли и драгоценны вариации! Но главное, на мой взгляд, в том, что Мариус Иванович проникся полетом русской души. Тем, чем славен русский балет.

Его музыкальность поразительна проникновением в симфонический смысл. К примеру, образ Авроры в музыке Чайковского разлит во всей полноте симфонического звучания, и это воплощено в хореографии Петипа. Лично я родилась с этой музыкой, и мне оставалось лишь радостно и органично существовать в ней. Балерина должна обладать определенными мышечными, телесными свойствами, внешними качествами, но образ завершен, когда наполнен тобой. Мне легко существовать в материале Петипа, его движения словно мои – абсолютно естественны. С 10–12 лет мы, маленькие, уже их знали, а с возрастом все углубляется. В его материале есть секрет бесконечной интерпретации. Мало кто из балетмейстеров мог поставить так же, чтобы танец ценился и через десятилетия, был современен своей хореографической структурой. Она питает всех-всех балетмейстеров. Все пронизано Петипа. А сохранили это для нас такие выдающиеся люди, как Агриппина Ваганова, Федор Лопухов, Петр Гусев, Константин Сергеев и, для меня самый значительный, воспитавший меня, Юрий Григорович. Видела я и западные постановки и участвовала в них, но везде артисты стараются быть близкими к первоисточнику. И исполнительскому, и музыкальному.

Мне нравится искусство, которое что-то говорит моей душе. Аврору ли я танцую или Фригию в «Спартаке». Сегодня, когда я смотрю спектакли Джона Ноймайера, я вижу, что хореография рождена на основе русско-французско-итальянской школы, поэтому есть образы и танец. А дальше все зависит от таланта постановщика: как показать человеческие возможности через искусство танца?

Современный балет сегодня не всегда танец. Балет для меня нечто священное. Танцевать? Все танцуют. Но балет стоит на фольклорной основе. Не случайно Петипа большую роль отводил характерным танцам, в его танцах глубокая национальная основа. На нашей земле он стал «русским французом».

Можно ли сказать, что залог успеха зрительской любви к балетам Петипа в их зрелищности, театральности?

– Да, это очень сильная сторона его балетов. Это балеты-феерии, но это не детские спектакли, ведь сказка даже для взрослого остается сказкой. А создать ее трудно. Поэтому сегодня мы иногда видим вычурные, странноватые и мрачноватые воплощения образов. Очень красиво, но почему черные? Неужели нельзя гофмановской силы добиться не черными снежинками? Как же без красоты и феерии? Ведь это было искусство большой сцены, золоченых залов, какие были возможности у императорского двора, который мог позволить себе и школу, и театры, и отдельно оперу! Приглашались мастера, чтобы создавались эти архитектурно удивительные залы. Они настраивают, отрешают от повседневности. И даже я до сих пор вхожу и каждый раз замираю от восторга при виде роскошных интерьеров императорских театров. К счастью, сегодня Большой театр – один из немногих, кто может воссоздать атмосферу спектаклей эпохи Петипа.

Как вы ощущаете себя в роли педагога?

– Когда приходишь в новую ипостась педагога, начинается совсем другая жизнь, фактически с нуля. Приходишь в мир другого человека, которому надо подарить себя полностью. Постараться раскрыть мир молодой балерины. Нужно быть помощником, вести творческий диалог, если пришел человек, обогащенный знаниями. А иногда приходит совсем росточек молодой и зернышки должны упасть в благодатную почву. Помню, Виктор Федотов, дирижер Кировского театра, так и называл меня – «зернышком». «Зернышко, – говорил, – как твои дела?»

С ученицами протанцовывает и проживает моя душа – я не могу остановиться. Последнего спектакля, как известно, никогда не бывает. И так радостно, когда тебя понимает юное существо. Такое счастье сразу пронизывает. Всегда тороплюсь рассказать им как можно больше. Я получила сердца зрителей, теперь меня волнует, как танцуют мои ученики. Преподавание для меня сродни балетмейстерству. Я должна научить, передать – а это самое трудное.

Какие у вас остались воспоминания о временах балетной школы? Когда вы подступили к хореографии Петипа?

– С самого начала. Как только встала к станку и попала к серьезному педагогу – Нине Николаевне Базыкиной, ученице Вагановой. Училась с наслаждением. Первое появление мое на Кировской сцене – маленькая Аврора в Прологе «Спящей красавицы», в сцене предсказания феи Карабос. В начале жизни все воспринимаешь фантастически! Кажется, школа – это долго. Но ученики приходят после школы, и их дальше нужно подтягивать. Сегодня я вижу блистательное исполнение наших балерин, потому что есть педагоги, балетмейстеры. Нужно сохранять это наследие, а те, кому повезло показать его на сцене, – счастливые люди. Я среди них.

Я слишком романтично говорю? Мне сын недавно сказал: «Мама, ну что же ты таким романтиком меня воспитала?» Но вот что я вам скажу: Бог распорядился так, что мой сын родился в день рождения Петипа. Это наполняет особой гордостью, что меня так «отметили»!