Олег погудин личная жизнь жена ориентация. Олег Погудин: личная жизнь, жена, дети, фото

Олега Погудина в народе именуют «серебряным голосом России». Но его поклонники считают, что Погудин, безусловно, лучший. С одиннадцати лет он на сцене – вначале был просто солистом хора. Затем стал более популярным и начал выпускать диски со своими композициями. Не единожды он получал почетные титулы и награды, а в 2015 году удостоился звания Народного артиста.

Многим интересны подробности личной жизни Олега Погудина - есть ли у него жена и дети. Можно ли найти семейные фото артиста в Сети? Не менее интересны этапы его творческой биографии. Например, в юности Погудин едва не ушел в монастырь. Эти и другие подробности вы можете узнать из статьи.

https://youtu.be/vHTbCkbVCrw

Детство артиста

Олег Погудин родился 22 декабря 1968 года в обеспеченной семье в Ленинграде. Его родители много лет проработали в НИИ военно-промышленного комплекса. Но папа Олега в свободное время любил петь и прививал интерес к музыке своему сыну. Несмотря на то что в детстве артист мечтал стать космонавтом, его судьба распорядилась иначе. Из-за проблем со здоровьем пришлось выбрать иной путь.

Детское фото Олега Погудина

Когда мальчику было всего семь, он начал заниматься пением вплотную. И через четыре года он стал основным солистом хора Ленинградского радио.

Погудин уже тогда выступал на главных сценах СССР: в БКЗ Октябрьский, Государственной Академической Капелле имени Глинки и за рубежом. Его чистый, красивый голос производил неизгладимое впечатление на зрителей. Многие из тех, кто хотя бы раз слышал его пение, запоминали потом его на всю жизнь.

Студенческие годы

После окончания школы Погудин мечтал поступить в Ленинградскую консерваторию театра и музыки. Но в приемной комиссии посоветовали парню не поступать сейчас, а подождать два года. Ведь в этом возрасте у молодых людей голос обычно ломается. Олег ждать не стал, и поступил на актерский факультет в ЛГИТМиК на курс Александра Куницына.


О. Погудин в студенческие годы

Во время обучения юноша часто исполнял композиции шансонье Александра Вертинского и даже во время выпускного экзамена показал моноспектакль в котором звучали композиции этого исполнителя.

Но комиссию впечатлил именно тот факт, что Вертинский показал интересные вокальные интонации, которые не были скопированы ни у одного из исполнителей.

Однокурсником Погудина был известный сегодня актер и исполнитель Евгений Дятлов. Вместе они потом не раз выступали на одной сцене, записывали музыкальные композиции.


На фестивале с Евгением Дятловым

Карьера певца

Интересно, что в юности Олег Погудин, биографию, жену и детей которого мы сегодня обсуждаем, был певчим в церковном хоре и серьезно задумывался о том, чтобы стать монахом. Однако, эти его задумки не воплотились в жизнь. Олег прошел стажировку в Соединенных Штатах Америки и после этого он стал очень востребованным и популярным. В 1990 году он начал работать в театре имени Горького. В 1992 году - отправился на гастроли в Швецию, а год спустя,отправился уже с туром по России. В 90-е годы он принял участие в нескольких мюзиклах.

Кроме того, он выпустил несколько пластинок, которые были хорошо встречены зрителями.

Первая запись певца

За свою жизнь талантливый артист был удостоен нескольких престижных наград - «Ангел трубящий», премия «За постижение души русского романса». А в 2004 году Погудин получил звание заслуженного артиста на телевидении.

«Засветился» Погудин и на телевидении. В 2005 — 2006 годах он был ведущим телеканала Культура, вел программу «Романтика романса» на канале «Культура». В этой программе популярные исполнители пели давно забытые романсы, песни бардов, джаз.

В тридцать шесть - Погудин становится преподавателем в своем родном университете. Шесть лет он проработал на этой должности, и в это же время получил звание доцента академии в Санкт — Петербурге.

Он не переставал радовать поклонников своими сборниками и мюзиклами.


О. Погудин во время своего выступления

В 2011 году артист стал членом Совета при президенте России по вопросам культуры. В 2015 году получил звание «Народного артиста России».

Личная жизнь артиста

Несмотря на популярность Олега Погудина, такая часть его биографии, как личная жизнь, наличие жены и детей остается тайной. Их фото вы не найдете в Сети. Дело в том, что несмотря на толпы поклонниц, артист никогда не был женат. Более того, он совсем не распространяется о личном в интервью.

Свою позицию по этому вопросу он однажды выразил в интервью. Артист заявил, что его личная жизнь не должна быть предметом обсуждения людей.


Певец во время интервью

Конечно же, не обошлось без сплетен, касающихся личной жизни исполнителя. Ему постоянно приписывают отношения с самыми различными представительницами слабого пола. И надо сказать, не обходится без скандалов вокруг его имени. В 2012 году общественность взбудоражила новость о том, что выступая на свадьбе, Олег своим голосом смог очаровать саму невесту. Эти слухи были бездоказательными.

В 2013 году стало в прессе писали об отношениях артиста с девушкой не творческой профессии - юристом Екатериной Павловой. Журналисты писали об очевидцах свиданий этой пары в ресторанах и на бракосочетании друзей Погудина. Также писали о том, что Екатерина и Олег вместе путешествовали. Пара отдыхала в Монако, на Кипре, в Венеции.


Во время своего концерта

Однако, даже если эти отношения действительно были, ни к чему более серьезному они пока не привели. Погудин по-прежнему холост.

Известно, что вне плотного гастрольного рафика, Погудин живет в собственной квартире в Санкт-Петербурге. Он остался верным своим принципам, и по-прежнему верит в Бога. Он никогда не отправляется на гастроли без иконы и Евангелия.

Олег Погудин сейчас

И сегодня Олег Погудин, биографию и личную жизнь которого мы обсуждаем по-прежнему известен. Хоть жены и детей у него нет, но в 2016 году вышел новый альбом – «Городской Романс». А спустя 4 месяца, артист стал героем телепередачи «Виражи времени».


Альбом «Городской романс»

7 ноября Олег Погудин выступил с концертом в Париже. В программу вечера входили самые разные композиции - и классические русские романсы, и песни на стихи Евгения Евтушенко, композиции Булата Окуджавы, а также некоторые произведения французского шансона.

Кроме того, Олег напомнил слушателям о важной дате - столетии революции в России. Это произошло в контексте исполнения им творчества Алесандра Вертинского. Тот в свое время, многое сделал для представителей российских эмигрантов.


На конкурсе «Синяя птица»

Слушая Вертинского, они с любовью вспоминали Родину, которую пришлось покинуть. Вспомнил Погудин и о тех людях, которые стали жертвами политической ситуации в стране в тот момент.

Кроме того, Олег вошел в жюри конкурса «Синяя птица». Интересно, что он не раз помогал молодым талантам пробиться на сцену – организовывал концерты, помогал записывать альбомы.


Певец О. Погудин

Олег Погудин не отрицает, что он – один из немногих в нашей стране, кто действительно хорошо поет и, кроме того, имеет отличное актерское образование. К сожалению, не все представители эстрады сегодня могут этим похвастаться.

Однако, он признает, что сейчас, что сегодня талантливых исполнителей немного больше, чем в «девяностые». И если бы Погудин посвятил себя театру, он не мог проявить свой талант на сто процентов. Его деятельность была бы бледным пятном на фоне того, что Погудин может дать своим слушателям. Сейчас артист чувствует себя на своем месте, и он доволен своей жизнью.

Имя: Олег Погудин (Oleg Pogudin)

Возраст: 50 лет

Деятельность: камерный певец, исполнитель романсов, педагог

Семейное положение: не женат

Олег Погудин: биография

Удивительно талантливый и душевный певец Олег Погудин заслуженно считается «Королём романса» и «Серебряным голосом России». Он выделяется уникальными вокальными данными, редким тембром голоса и прекрасным репертуаром. Погудин полностью посвятил себя музыке и уже много лет радует поклонников превосходным исполнением. Доказательством его упорного труда служит большое количество альбомов, которые пользуются огромной популярностью среди ценителей качественной музыки.

Будущий певец и музыкант родился в Ленинграде 22 декабря 1968 года. Семья Олега Погудина была обеспеченной, ведь родители являлись сотрудниками научно-исследовательского института, который относился к учреждениям военно-промышленного комплекса. Вместе с тем, глава семьи увлекался пением, и этому занятию посвящались многие часы его досуга. Именно отец смог привить сыну неподдельную любовь к музыке.

После окончания школы Погудин не сомневался в выборе университета и профессии. Он хотел учиться в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, и в 1985 году ему удалось реализовать свою мечту. Наставником Олега стал Александр Куницын, который передал ученику ценные знания и помог талантливому парню раскрыть свои способности.

Юноша всегда отличался оригинальностью и стремился выполнять каждое задание нестандартно. Дипломной работой Погудина стал моноспектакль с композициями А. Н. Вертинского. Но Олег не пожелал копировать знаменитого шансонье, а попытался подойти к исполнению его песен совершенно иначе, удивив комиссию нехарактерными Вертинскому красками интонации и вокала. Закономерно, что талантливый парень закончил свою альма-матер с отличием.

Творчество

С 7 лет Олег Погудин старательно занимался музыкой и через четыре года (в 1979 году) ему удалось попасть в хор популярного Ленинградского радио. Одарённый мальчик сразу покорил своих наставников и спустя несколько недель уже исполнял роль главного солиста. В течении 1979-1982 годов Олег выступал на лучших отечественных сценах, стал появляться на телевидении, радио и даже получил известность за рубежом.


С юных лет Погудин был очень близок к Церкви. Так, в 1988 году он был певчим в одной из местных церквей и даже хотел стать монахом. Тем не менее, пойти на этот серьёзный шаг парень не решился. Уже в 1989 году Олег был послан в группе студентов по студенческому обмену в Театральный центр им. Юджина О"Нила (США) на два месяца. После окончания стажировки молодой певец участвовал в заключительном выступлении, которое проходило в Линкольн-центре (Нью-Йорк).

На протяжении 1990-1993 годов Олег входил в состав труппы Большого драматического театра им. Горького. Также в 1990 году исполнитель подготовил программу «Я – артист!», созданную на основе лучших песен А. Н. Вертинского. Через год появился дебютный альбом певца – «Звезда Любви».

Затем последовали многочисленные гастроли и стремительно возрастающая слава. Так, в 1992 году Погудин посетил Швецию с двумя роскошными концертными турами, а спустя год отправился на гастроли по России и странам ближнего зарубежья.


Талант исполнителя отличался многогранностью, что позволило ему сняться в десяти музыкальных фильмах, среди которых особо отметим такие музыкальные фильмы как «Жаворонок» (1993 год), «Звезда любви» (1994 год), «Цыганский романс» (1995 год) и др.

Постоянно гастролируя и выступая на многих сценах, Олег успевал работать над новыми альбомами. В 1993 году в продажу вышел диск под названием «Жаворонок», а через три года – альбом «Я сохраню слова любви».

В течении 1997-2000 годов Олег Погудин часто выступал в дуэте с однокурсником, талантливым исполнителем и актёром . Они даже записали общий диск под названием «Бирюзовые златы колечки» и вместе выступали в Германии и США. Лучшими песнями двух звёзд стали: «Липа вековая», «Прощай радость, жизнь моя», «Горит свечи огарочек», «Когда мы вернемся домой» и др.

Ещё одним направлением деятельности Олега Погудина стала работа в качестве ведущего. Так, в 2005 и 2006 годах артист работал на канале «Культура» и был ведущим проекта «Романтика романса». Эта передача демонстрировала концерты с выступлениями известных и начинающих исполнителей, которые радовали публику романсами.

С 2004 по 2010 год Погудин преподавал в Академии театральных искусств (Санкт-Петербург). Именно он способствовал постановке на сцене альма-матер таких пьес как «Дорога без конца» и «Алые паруса», которые стали настоящим событием в театральной жизни города. Кроме того, в 2007 году Олег представил две новые и чрезвычайно глубокие пластинки: «Песни Великой Войны» и «Песнопения иеромонаха Романа».


Погудин постоянно трудился над новыми композициями, что давало свои результаты. Так, в 2008 году вышло сразу два альбома – «Любовь останется…» и «Народная песня», в 2010 был презентован диск под утончённым названием «…твоё легкое прикосновенье…», посвящённый романсам композиторов 19 века, а в 2011 году появился альбом «Любовь и разлука».

Гениальный исполнитель также оказывал поддержку молодым талантам. О помощи Погудина в своём интервью рассказала начинающая певица Алена Биккулова. Как оказалось, артист согласился поучаствовать в её дипломной постановке «Голоса ушедшего века» (2004 год) и помог девушке организовать три первых концерта. Поклонники этих двух исполнителей могли наслаждаться их совместным исполнением прекрасной песни «Вечная любовь».

В 2012 году Олег Погудин стал членом Совета при Президенте РФ, который занимается вопросами культуры. Немного позже, а именно в 2015 году одарённый исполнитель удостоился звания Народного артиста.

В 2016 году знаменитый певец презентовал свой новый альбом под названием «Городской Романс», а также принял участие в программе «Виражи времени».

На 2017 год у артиста расписан практически каждый день. Поклонники смогут наслаждаться восхитительными песнями звезды во время многих концертов, творческих вечеров и гастролей.


Погудин продолжает активно работать над новыми композициями. Сейчас репертуар артиста состоит из более 500 романсов и песен. К числу его основных концертных программ следует отнести русский классический и городской романс, народные и военные песни, а также произведения некоторых зарубежных авторов. В творчестве артиста особое место отведено программам, посвящённым памяти таких исполнителей как , А. Н. Вертинский, .

Личная жизнь

Талантливый музыкант и привлекательный мужчина имеет миллионы поклонниц, но отыскать свою вторую половинку ему ещё не удалось. Журналисты часто интересуются личной жизнью Погудина, пытаются узнать что-нибудь о его женщинах, отношении к семье и детям, но исполнитель каждый раз избегает подобных тем. Он убеждён, что личная жизнь не должна выставляться напоказ и чётко следует этому правилу.

Тем не менее, артисту регулярно приписывают отношения с разными женщинами и даже пытаются втянуть его в скандалы. В 2012 году заголовки многих статей утверждали, что Олег Погудин пленил невесту в одном итальянском ресторане, исполнив песню «О соле мио». Тем не менее, никаких фото-подтверждений либо дополнительных сведений не предоставлялось.

В 2013 году в прессе сообщалось о близких отношениях Погудина с Екатериной Павловой – юристом по профессии. Утверждали, что пару неоднократно видели в ресторанах, а также на свадьбе у друзей артиста. Кроме того, распространялась информация, что Олег и Екатерина ездили вместе на Кипр, в Монако и Венецию, но эта женщина так и не стала женой знаменитого исполнителя.


Олег Погудин в настоящее время

Отдельно отметим, что Олег Погудин постоянно живёт в Петербурге, хотя имеет квартиру и в Москве. Он верующий человек, не любит излишней суеты и внимания. На гастролях артиста сопровождают икона и Евангелие, а свои достижения он объясняет помощью Бога и ангелов-хранителей. Исполнитель всегда отличался простотой и, несмотря на статус звезды, не страдает звездной болезнью. Его райдер включает только минеральную воду, бутерброды и прочие мелочи.

Дискография

  • 1991 – «Звезда любви»
  • 1993 – «Жаворонок»
  • 1994 – «Романс»
  • 1996 – «Я сохраню слова любви»
  • 1997 – «Песнопения иеромонаха Романа»
  • 1997 – «Бирюзовые, златы колечки»
  • 1997 – «Русскому Гению» «Лермонтов Том I. Молитва»
  • 1998 – «Можно мне Вас тихонько любить…»
  • 2001 – «Панихида хрустальная»
  • 2001 – «Элегия. Концерт»
  • 2002 – «Я клянусь, что это любовь была…»
  • 2005 – «Избранное, том I»
  • 2006 – «Русский романс. Часть I»
  • 2006 – «Русский романс. Часть II»
  • 2007 – «Песнопения иеромонаха Романа»
  • 2007 – «Песни Великой Войны»
  • 2008 – «Народная песня. Часть I»
  • 2008 – «Любовь останется…»
  • 2009 – «Избранное. Концерт»
  • 2009 – «Песни нашей Победы»
  • 2010 – «…твоё легкое прикосновенье…»
  • 2011 – «Любовь и разлука»
  • 2016 – «Городской Романс»

Серебряный голос России, исполнитель русского романса и лирической песни Олег Погудин не участвует ни в «Песнях года», ни в «Песнях о главном».

Он - один из редких примеров того, как практически без помощи телевидения (исключение в его случае составляет программа «Романтика романса», которую он когда-то вел на канале «Культура») можно собирать полные залы: Концертный зал имени Чайковского или Кремля. Конечно, о творчестве артиста можно спорить. И все-таки Погудин - истинный рыцарь романса. Он мог бы легко вписаться в гостиной знатной провинциальной барыни

XIX века или артистический салон начала XX: одухотворенное лицо, опрятный академичный вид.

Это очень красивая литературная история. Это был 1995 или 1996 год. На петербургском радио меня объявили: «А сейчас вы услышите романсы в исполнении серебряного голоса Олега Погудина». Определение было настолько удачным, что после программы у меня телефон буквально разрывался: люди звонили и говорили: как это здорово звучит!

По-моему, немного пресновато...

Мы можем с вами спорить. Если бы мы были в прямом эфире, я мог бы спорить с вами ярко и аргументированно. «Серебряный» в любом языке, по крайней мере средиземноморской культуры, есть определение нескольких критериев: чистоты, звонкости и благородства. Кроме того, «серебряный» эстетически рифмуется с Серебряным веком, эпохой расцвета городского романса. Так что образ рождается сам собой. Устроители концертов сразу же подхватили это определение и стали писать его на афишах моих концертов. Года два я сопротивлялся этому. Потом махнул рукой. Потом сам полюбил это название. Хотя по-прежнему его не предлагаю и никому не навязываю.

По сравнению с золотым тенором Басковым, золотым баритоном Хворостовским вы как будто занимаете заранее более низкую позицию.

Если говорить о лидерстве, действительно золотых голосов столько, что это становится почти пошло. После того как назвали золотым голосом Карузо, а его называли именно по качеству звучания, все остальные голоса, хоть сколько угодно раззолоченные, не смеют претендовать на «золото». А серебряный голос - это не звание. Это, можно сказать, прозвище. Как раньше фамилии давали: человек делал бочки - его звали Бочкарев, в кузнице работал - Кузнецов. У меня, кстати, фамилия тоже «производственная». Погудка - это песня. Гудок - скрипка народная. А Погудин - значит «поющий». Все мужчины в моем роду, а семья крестьянская, большая, все очень хорошо поют.

Олег, вы определенно не состоите в тусовке шоу-бизнеса, не считаетесь своим и в академической среде. С кем вы? Где ваша ниша?

Слово «ниша» не люблю, потому что в ней есть такой оттенок «спрятался», «укрылся». Но спасибо за вопрос, я сам над этим часто размышляю. Думаю так: я - представитель эстрадного жанра, который старается все доводить до академического уровня.

Почему вы выбрали романс?

Есть такое понятие, как призвание. Я не выбирал романс. Простите за нескромность, романс выбрал меня. Это мой родной язык, моя родная стихия. Я не прикладывал никаких усилий, чтобы проникнуть в этот мир. Есть люди, которые в романс заходят. Например, раньше исполнял рок-н-ролл, а потом решил попеть романсы. Или оперная карьера у певца идет на закат, и он переходит на романсы. Это все как раз из разряда той грустной неправды, которая отвращает от жанра людей.

Романс вряд ли можно назвать современным жанром. А у вас нет чувства, что не в свое время родились?

Я, конечно, человек своей эпохи. Но эстетически идеалы мои связаны с XIX столетием. Вплоть до того, что касается манеры одеваться, разговаривать, обставить квартиру - все восходит к XIX веку. Хотя в бытовом плане я с современностью не в конфликте. Меня устраивает наличие компьютеров, мобильных телефонов, автомобилей, определенного уровня комфорта. Только бы техническая, материальная сторона жизни не заслоняла душевную, духовную.

Неужели вы дома по вечерам зажигаете белые свечи, зашториваете бархатные портьеры, ужинаете в бабочке...

Если хочется, зажигаю свечи. Но это редко - только для создания атмосферы. А что касается комфорта, профессия певца предъявляет некоторые требования: в помещении должно быть достаточно тепло, должна быть определенная влажность: не сухо, но и не туман, должны отсутствовать посторонние запахи.

Наверное, собираете дома картины, антиквариат?

Нет, и даже если бы был достаточно состоятельным для этого человеком - жаловаться не буду, пока милостью Божию я обеспечиваю себя достаточно хорошо, хотя я не богатый человек, - все равно не стал бы. Я не очень хотел бы связывать свою судьбу вплотную с судьбами людей, обладавших этими вещами. От картин я до сих пор испытываю невероятный восторг, как будто в первый раз встречаюсь с шедеврами. Но повесить у себя дома картину не смогу.

Вы скромный человек в быту?

Не могу сказать, что скромный. Но достаточно простой. Другое дело, я очень придирчив к качеству: еды, одежды. Мне не важно, модно это или нет, Армани это или Версаче. Мне важно, чтобы это было качественно, удобно и красиво. Хотя, как ни странно, качественное создают именно эти модные фирмы. Вот сейчас я сижу с вами разговариваю и в этом же пиджаке я могу сегодня пойти в театр.

Одна поклонница пожаловалась, что на ваших концертах преобладает возрастная аудитория.

Я процитирую Пушкина: «Любви все возрасты покорны». В отличие от многих, кто это цитирует, я знаю продолжение текста, но в данном случае достаточно и этого. В зале, безусловно, большая часть публики - старшего возраста, то есть им больше тридцати. Но немало и молодых людей, и слушателей с детьми.

А ваши поклонницы совершают по отношению к вам безумные поступки?

Совершают, но я не хочу об этом говорить. Я человек в этом смысле, простите за высокое слово, целомудренный. Когда женщина влюбляется в артиста, она влюбляется не в человека из плоти и крови, а в образ, который складывается из массы вещей, в том числе и артиста, который стоит на сцене. Есть в этом и прекрасные стороны, пока человек адекватен, пока это его возвышает. И беда, когда человек начинает сходить с ума. Но все равно это процесс очень интимный. Я не любитель насмешливых высказываний в адрес поклонниц. Мне жалко человека. Мне хочется помочь. Правда, я уже убедился в том, что определенному контингенту людей помочь невозможно. Такое поклонение - это своего рода сублимация, создание своего мира, к которому я почти не имею отношения. И если я не выполняю правил игры, которую они ведут, я становлюсь врагом. Общение со слушателями вне концерта должно быть крайне регламентировано.

Наверное, умы поклонниц смущает и то, что вы не женаты.

Я никогда этой темы не касаюсь в разговоре с представителями СМИ. Я живу полной жизнью и все в этом смысле. Я человек счастливый. Хотя мироощущение у меня почти трагическое. Но не потому, что мне плохо или чего-то не хватает. А потому, что я до сих пор не разучился жалеть людей. Мне очень горька мимолетность нашего счастья. Поверьте, у меня богатый опыт личной жизни, чтобы говорить, насколько мы не умеем любить, сколько было допущено ошибок, какие прекрасные люди ушли из моей жизни. Не из жизни, слава богу, а из моей жизни. Какие прекрасные могли бы быть отношения, как бы они могли продолжаться, если бы не то-то и то-то. Но я отстаиваю собственное право не говорить о личной жизни, кроме как с близкими людьми.

Если говорить о женщине, для вас идеал - это, наверное, тургеневская героиня?

- (Смеется.) Тургеневская героиня - это действительно идеальный образ. Но было бы полным идиотизмом требовать от женщины, чтобы она одевалась, причесывалась, как в XIX столетии. Все мои отношения происходят с конкретными людьми, которые живут сейчас, в наше время. И, кстати, несовпадения эстетические - они часто отнюдь не мешают очень близким отношениям.

Последний вопрос: «Романтику романса» на «Культуре» будете еще вести?

Меня пригласили на один сезон. Я его провел. Потом пригласили другую ведущую. Но я до сих пор признателен тем людям, с которыми мы работали, и для меня колоссальное счастье, потому что это был живой поток. Я смог высказать на колоссальную аудиторию мысли, которые мне дороги. Потому что, к сожалению, и романс общество потребления пытается привести исключительно к развлекательному знаменателю.

Музыкальная деятельность Олега Погудина началась в 1979-1982 годах в детском хоре Ленинградского радио и телевидения под управлением Ю. М. Славнитского, в котором он сразу же стал одним из солистов. К этому времени относятся первые выступления юного певца на больших концертных площадках (БКЗ «Октябрьский», Большой зал Филармонии им. Д. Шостаковича, Государственная Академическая Капелла им. М. Глинки), а также первые записи на радио и телевидении. Архивные записи тех лет О. Погудина (согласно «Энциклопедии Кирилла и Мефодия») «…доныне транслируются по петербургскому радио, поражая слушателей чистотой голоса и уровнем исполнительского мастерства "питерского Робертино Лоретти"».

По окончании школы Олег Погудин мечтал поступить в Ленинградскую консерваторию, но шестнадцатилетнему юноше посоветовали подождать пока окрепнет голос и прийти попозже. Не желая ждать, в 1985 году он стал студентом актёрского факультета (мастерская А. Н. Куницына) Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова. Здесь Погудин продолжал серьёзно заниматься вокалом, и его дипломной работой стал моноспектакль, в котором автор исполнял песни из репертуара Александра Вертинского, причём «не копировал манеру пения знаменитого русского шансонье, а искал свои выразительные вокальные краски, интонации, акценты». Пройдя в 1989 году стажировку в Театральном центре им. Юджина О’Нила (Eugene O’Neil Theater Center), в США (по линии Американского Национального театрального института), Погудин принял участие в заключительном музыкальном представлении на сцене Линкольн-центра в Нью-Йорке. В 1990 году он закончил СПбГАТИ, получив диплом с отличием.

В 1990 году Погудин представил публике оригинальную программу «Я - артист!» по песням А. Н. Вертинского. Тогда же он стал актёром Санкт-Петербургского АБДТ им. Горького, на сцене которого работал вплоть до 1993 года. В 1991 вышел первый большой диск О. Погудина «Звезда Любви». Год спустя по приглашению Шведского культурного центра он провёл два концертных тура по Швеции, с большим успехом исполняя русские романсы и народные песни; считается, что именно Швеция дала «молодому исполнителю певческую путевку в жизнь». С 1993 года Погудин посвящает себя исключительно концертной деятельности - как в России, так и за рубежом, постоянно работая на региональных радио- и телестудиях.

В течение 1993-1996 годах на РТР вышли десять музыкальных фильмов с его участием, шесть из которых - «Жаворонок» (1993), «Звезда Любви» (1994), «Поговорим о странностях любви» (1994), «Цыганский романс» (1995), «Русская песня и старинный романс» (2-х частях, 1995-96) - были посвящены непосредственно его творчеству. В 1997 году Олег Погудин стал лауреатом фестиваля «Глас Ангельский России» и был удостоен награды «Ангел Трубящий», в 1999 году получил "Царскосельскую художественную премию, в 2002 году - премию «Триумф». В конце 2004 года ему было присвоено звание заслуженного артиста Российской Федерации.

В 2005-2006 годах Олег Погудин был ведущим программы «Романтика романса» на канале «Культура». С 2004 года он - преподаватель, а с 2007 года - доцент кафедры Эстрады и музыкального театра Санкт-Петербургской Академии театральных искусств. При участии Погудина на сцене Учебного театра были поставлены спектакли «Голоса ушедшего века», «Алые паруса», «Дорога без конца», ставшие заметными событиями петербургской театральной жизни.

В репертуар артиста входит свыше пятисот песен и романсов. Основные концертные программы: Русский старинный городской романс, классический русский романс, народная песня; военные песни; песни, романсы, вокальные произведения зарубежных авторов. Особое место в творчестве артиста занимают монографические программы, посвящённые памяти известных исполнителей отечественной эстрады: А. Н. Вертинского, Б. Ш. Окуджавы, П. К. Лещенко.

В 2000-х годах особое внимание артиста было сосредоточено на работе над серией концертов и записей под названием «Русскому Гению», цель которой - воплотить на сцене и в записи произведения камерного вокального жанра на стихи русских поэтов XIX - начала XX вв. В рамках этой программы проходит постоянное сотрудничество с литературными музеями России, как то: Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», музей-усадьба Л. Н. Толстого - Ясная Поляна, музей-усадьба А. С. Грибоедова - Хмелита и др.

Дискография

  • 1991 - виниловая пластинка «Звезда любви» на фирме «Мелодия»
  • 1993 - лазерный диск «Жаворонок»
  • 1994 - магнитный альбом «Романс»
  • 1996 - лазерный диск «Я сохраню слова любви»
  • 1997 - магнитный альбом «Песнопения иеромонаха Романа»
  • 1997 - лазерный диск «Бирюзовые, златы колечки»
  • 1997 - лазерный диск из серии «Русскому Гению» «Лермонтов Том I. Молитва»
  • 1998 - лазерный диск «Можно мне Вас тихонько любить…» песни Александра Вертинского
  • 2001 - лазерный диск «Панихида хрустальная» песни Александра Вертинского, часть вторая.
  • 2001 - лазерный диск «Элегия. Концерт»
  • 2002 - лазерный диск «Я клянусь, что это любовь была…» песни Булата Окуджавы
  • 2005 - лазерный диск «Избранное, том I»
  • 2006 - лазерный диск «Русский романс. Часть I»
  • 2006 - лазерный диск «Русский романс. Часть II»
  • 2007 - лазерный диск «Песнопения иеромонаха Романа»
  • 2007 - лазерный диск «Песни Великой Войны»
  • 2008 - лазерный диск «Народная песня. Часть I»
  • 2008 - лазерный диск Советская лирическая песня «Любовь останется…»
  • 2009 - DVD «Избранное. Концерт»
  • 2010 - лазерный диск «…твоё легко прикосновенье…» Романсы русских композиторов XIX века.
  • 2011 - лазерный диск «Любовь и разлука» Песни Исаака Шварца

Награды

  • В 1997 году удостоен звания «Глас Ангельский России» и награды «Ангел Трубящий».
  • В 1999 году лауреат Царскосельской художественной премии «За постижение души русского романса»
  • В 2002 году удостоен премии «Триумф».
  • В 2003 году награждён медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
  • В 2004 году награждён общественным орденом Св. Благоверного Великого князя Александра Невского.
  • В 2004 году вручена медаль и присвоено звание лауреата Третьего Всероссийского конкурса премии «Хрустальная роза» Виктора Розова под девизом «За вклад в отечественную культуру» (за новые концертные программы 2002-2004 годов).
  • В 2004 году присвоено почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
  • В 2005 году награждён юбилейной общественной Пушкинской медалью «Ревнителю просвещения. В память 200-летия А. С. Пушкина».
  • В 2009 году награжден серебряной медалью святого первоверховного Апостола Петра.
  • В 2009 году награждён памятной медалью «Митрополит Лавр» (Войсковая православная миссия).

Популярного исполнителя русскиз романсов часто упрекают, что его публика, в основном, люди страше тридцати. О том, кто приходит на его концерты, почему избегает быть в центре художественной жизни и своем отношении к попсе, он рассказал в интервью.

Олег Евгеньевич, романс очень уникальный, и даже специфический сегодня жанр. Тем не менее, вы известны, вы популярны. Насколько вы зависимы сегодня, как артист, от продюсеров, если они у вас есть? Что помогает вам собирать залы - имя или работа команды?

Работает имя. Продюсеров у меня никогда не было. Продюсер - это человек, который вкладывает свои средства в то, чтобы состоялось событие, если мы говорим об искусстве. У меня никогда не было продюсеров - ни в художественном, ни в финансовом смысле.

Собирать залы помогает имя, у меня достаточно долгая история, я уже двадцать лет на сцене. Есть своя публика, есть известность. Если бы начинал деятельность сейчас, вообще не представляю, могло бы что-то состояться, как сейчас, или нет.

Но какой-то пиар присутствует в вашей деятельности? Нельзя же просто наклеить, например, в Воронеже, и они соберут полный зал.

Именно так и было в Воронеже (улыбается). Просто наклеили афиши, и люди пришли.

- Заметил, что у вас очень мало интервью.

Это вы справедливо заметили, интервью почти нет. Я не форматный человек для большинства средств массовой информации сегодня, и это горестные реалии нашего времени. Я не только себя имею в виду, но и артистов подобного моему мировоззрения. Журналисты говорят, что это неинтересно широкой публике. Я думаю, что это неинтересно нынешним журналистам, и они навязывают слушателям, читателям свое мнение не только о художественных событиях и процессах, но и политических, экономических. Наверное, поэтому многие артисты моего жанра, к сожалению, маргинализируются. Это не чей-то злой умысел, просто сегодня такая культура.

- Если вам предложат спеть в стиле рэп, вы откажетесь?

Откажусь, но не по принципиальным несовпадениям. Вернее, поэтому тоже, но главное, в искусстве каждый должен заниматься своим делом. Это не моя область деятельности.

- Несколько лет вы вели программу на канале «Культура»…

Один год.

- Мне почему-то показалось, что больше.

На самом деле, это очень здорово, что вам так показалось. Мне многие говорят про «несколько лет». Я считаю, что это был колоссальный успех и для команды, которая делала передачу «Романтика романса», и для меня, если мы за неполный год сделали программу, которая настолько была внутренне наполнена, что у многих осталось ощущение, что она шла несколько сезонов.

- Сейчас вас нет ни на одном центральном канале. Это потому что они с вами не дружат или вы с ними?

Как я могу дружить или не дружить с каналом? В нашем отечестве любой телеканал - это совершенно замкнутая на себя структура, это организация, которая сама принимает решения, сама распределяет средства.

- И на каждом своя тусовка.

Я не люблю это слово, поэтому и говорю: организация», или, если хотите, сообщество. Сам я не прошусь на телевидение, но не по брезгливости, не из-за гордости, просто у меня нет на это времени. Если бы у меня не было публики и мне нужно было как-то оповестить о себе, то приложил бы усилия, чтобы общаться с каналами, и постарался бы при этом не потерять лица и не поступился бы принципами. Сейчас необходимости в этом нет, это не нужно мне, и будет вредно для моей деятельности.

В девяностые годы я нередко был на телевидении. Это было еще постсоветское телевидение, а не телевидение сериалов и снятых по западным калькам программ, их сейчас тьма - от «Как стать миллионером» до «Двух звезд». Все копируется, иногда хорошо, иногда нет, но все равно это не продукт родной культуры. Для меня это важно, потому что уверен, что за исключением идеологии, которая была провальная, советская школа во всех спектрах культуры - в театре, телевидении, литературе - это колоссальное достижение. Все хорошее из той культуры, что было отринуто, для меня дорого. Я до сих пор остаюсь в той области культуры, и пытаюсь ее отстаивать насколько возможно.

Так что, никакого конфликта с телевидением у меня нет, я неинтересен для них. Я неродной им.

- Обратил внимание, что вы очень осторожны в интервью. Почему?

За каждое слово надо отвечать. Но кроме этого есть беда, с которой сталкивался сотни раз. Журналисты обещали прислать мне интервью на просмотр, и не присылали. В результате выходили интервью с откровенными подлогами, это было несколько раз. В них было то, чего я не говорил вообще.

Вы совершенно не похожи на других артистов тем, что не рассказываете о своих увлечениях, как проводите свободное время, своей личной жизни. Вы умышленно умалчиваете об этом?

Ничего не говорить о личной жизни - это позиция, и так будет всегда. Что касается остального, я говорю крайне редко, и там где это уместно. Если меня спрашивают о практичности и удобствах моей машины, я могу ответить. Говорить просто так: «У меня вот такая машина», « У меня вот такие часы» нелепо. Если бы у меня брали интервью для журнала мод, я бы поговорил в меру своей компетенции о марках одежды.

Сегодня есть целые сообщества людей, которые выходят на сцену, но назвать их артистами трудно, потому что они во главу угла ставят свою известность, а не творчество. Финансы интересны всем, даже высокохудожественным людям, этот вопрос не последний, особенно в наше время, когда все меряется деньгами. Но нельзя им отдаваться до конца, отдавать им самое главное.

А это сообщество зарабатывает не художественным деланием, а эксплуатацией собственной известности. Это другая профессия. Подавляющее большинство серьезных артистов не занимаются пиаром и мельканием на телеэкране в ущерб своей профессии. Кроме попсовых исполнителей, но это не артисты, у них «сердцевина художественного делания» - процесс тусовки, процесс показывания себя, где только можно. Причем они могут быть непустыми и интересными людьми, но бессовестность в художественном существовании для них не трагедия, а для настоящего артиста - беда.

- Вы говорите о личной бессовестности?

Нет, не в смысле, что кто-то кого-то обманул, а бессовестность и бесстыдство на уровне профессии. Им не стыдно фальшиво спеть, забыть слова на сцене, быть плохо одетыми…

- И выйти на сцену под шафе?

Это другая история, такое случается и серьезными артистами, но это болезнь. Я имел все-таки в виду, когда человек в нормальном рассудке может позволить себе такое, что настоящий артист никогда не позволит себе.

Можно ли сказать, что эта бессовестность относится и к тем артистам, которые говорят одно, а думают на самом деле другое?

Давайте разделим профессию и быт. Это разные вещи. О быте я говорить не буду.

Но ведь мы с вами помним времена, когда почти все артисты состояли в одной партии, ставили «Сталеваров», «Малую землю»….

Простите, перебью вас. Сейчас почти все артисты тоже члены одной партии.

- И при этом все понимают, что на самом деле происходит.

Я не понимаю, что происходит на самом деле. Я не могу ставить знак равенства между советским периодом и нынешним, и категорически не буду.

Мне было шестнадцать лет, когда я закончил школу, это было еще в Советском союзе. Я очень хорошо помню то время, какой был тогда идеологический прессинг. Мне достаточно воспоминаний о том, как я десятилетним ребенком уезжал в ГДР. Я был солистом детского хора, и нас собрали на площади Пролетарской диктатуры, и обучали, как нужно понимать то, что мы увидим в ГДР. Это объясняли десятилетним детям! Это был страшный режим со страшной идеологической машиной. Нынешний режим страшен другими вещами.

- Нынешним детям раздают в Таврическом дворце тексты молитв за президента России.

Я не слышал об этом, но даже если во всех школах обяжут читать молитвы за президента, все равно это нельзя сопоставлять с советским режимом. Тогда во всех школах молились за «руководящую и направляющую силу», малые дети клялись ей в верности, и отказаться было почти невозможно. А за человека молиться хорошо, только желательно добровольно.

Советское время и нынешний период - несопоставимые реальности. Я нынешнее время выбираю однозначно, хотя в нем есть страшные уродства. Они не созданы идеологией, как при советском режиме, эти уродства живут в человеческой душе.

- В одном интервью вы рассказывали о мечте - создать свой театр. Мечта сбывается?

Думаю, она не сбудется. По крайней мере, в нынешний период она не сбывается. Все предельно цинично коммерциализировано. Мне говорили: «Дадите денег - будет помещение, и делайте что хотите. Нет денег - до свидания, заканчиваем разговор». Им совершенно безразлично о чем им говорят: о культуре или художественных ценностях. Но я спокоен, отсутствие театра не мешает основному делу. Я могу не быть руководителем или создателем театра, но я не могу не быть певцом.

С другой стороны, Матвиенко помогает вашим коллегам, выделяет помещения по низкой арендной плате. Вы вините государство в том, что не получается с театром?

Нет, к государству, как к идее, я лоялен. Без государства, при анархии жизнь невозможна. К сожалению, в нашем отечестве мы не можем быть независимыми от государства. Мы насквозь подчинены ему. Просто есть вещи, которые мне кажутся вторичными, и ими можно манкировать, а есть вещи, которые нельзя опустить. Вот они часто не в резонансе с нынешней государственной политикой.

- Например, какие?

Если говорить о культуре, то, мне кажется, в стране происходит глобальная культурная катастрофа. Я могу отвечать за сказанное, поскольку это - моя профессия. Даже со стороны заметно, что в образовательном процессе колоссальная катастрофа. Про экономику я знаю гораздо меньше, но мне кажется, что и в ней не все в порядке. Достаточно взглянуть на то, что происходит на улицах Петербурга, особенно на состояние дорог. Это не просто стыдно, это больно.

- Если поездить по России, можно найти и пострашнее места.

Нет. Поверьте мне, я очень много езжу по стране. В этом году была очень тяжелая зима. Конечно, удивительно, что, хотя у нас город северный, об этом никакие чиновники не вспоминают, пока не грянет непогода. Но я был как раз в январе в Саратове, Волгограде, Самаре, Туле, и везде ситуация с уборкой улиц от снега была лучше, чем в Петербурге.

При этом я не склонен ругать власти города, мне понятно, что у них жизнь несладкая в нынешних реалиях. У них все требуют денег, но при этом, на уровне обычных исполнителей, не считают себя обязанными, даже получив их, выполнить свою работу. Управлять в нашей стране - это мука, но если ты пришел во власть, то вынужден отвечать на уровне совести хотя бы. Про уровень закона промолчу, в России сами знаете как относятся к закону.

- И получается, что виноваты простые дворники?

Бессовестность или совестливость не зависит от рода деятельности.

Многие критики упрекают вас в том, что ваша публика, в основном, тридцати-сорокалетние люди. Может это именно тот возраст, в котором романс более понятен? Может, молодые люди не готовы его воспринимать, пока не перечувствовали, не пережили сами тех чувств, которые есть в романсах?

Категорически не согласен, это о восприятии. Что касается публики, то она возрастная просто потому, что почти двадцать лет в стране идет понижение культурного уровня. Это даром не прошло.

Во времена нашей юности, тем, кто жил в Ленинграде, было стыдно не ходить в Филармонию, в Кировский театр, БДТ, сейчас эта тема снята. Человек, любящий романс, должен быть как-то культурно воспитан. Услышать романс может каждый, за это я готов биться всегда. Но только если человек умеет чувствовать и любить тем более русский человек … Или человек, говорящий на русском языке…

- Вы поправились из-за политкорректности?

Нет, я имел в виду человека, для которого русский язык родной. Кстати, я всегда говорю «русский», никогда не могу сказать «россиянин». Политкорректность мне противна, когда она превращается в безумие, и тогда становиться одной из самых вредных привычек нашего времени.

Люди, приходящие на мои выступления либо просто талантливы душой, либо, что чаще всего и бывает, они находятся на определенном культурном уровне, и много таких, кому меньше сорока. Я преподавал в театральном институте, выпустил два курса. Могу лишь повторить, что после общения со студентами понял, что культурный уровень в стране рухнул. Но при этом талант никуда не исчез, он дается вне времени, социального положения или строя. Восприимчивость, душевная чуткость никуда не исчезли, но вот окультуренность исчезла. За редким исключением. Есть ребята, которым родители, несмотря на совершенно дикие девяностые годы, сумели привить какую-то культуру. Мне хочется низко поклониться этим родителям.

На моих концертах немало молодых людей, и, как правило, это все люди, которым посчастливилось встретиться с русской культурой, и как-то понять ее на своем уровне. Бывают и дети, их приводят родители, но большая часть все равно старшие.

Романс - это особый язык, который в годы моей юности был понятен всем, поскольку это язык Толстого, Пушкина, Достоевского, Лермонтова, Блока. Язык современных молодых людей очень далек от языка русского романса. Они его боятся…

- Боятся Пушкина и Блока?

Да, и уж тем более Толстого или Достоевского. Из-за объемов. Просто потому что у них большие произведения. Вы же знаете, как сегодня ужимают того же Пушкина в несколько строк на экзаменах?

- «На холмах Грузии…» - всего восемь строк. Чего же тут ужимать?

Согласен. Но ведь надо еще почувствовать почему «На хОлмах», а не холмах. Нужно быть немного в зоне другого, поэтического языка. Вот вы упомянули в начале беседы рэп. Рэп и романс - две антитезы.

- Как и попса?

Попса - это «чудище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй». Она мимикрирует, может принять любой образ. Попсовая певица тоже может петь романсы, и говорить о том, как она замечательно их чувствует. Есть художественно бессовестные люди, которые могут исполнить что угодно, лишь бы попасть в поле зрения зрителя.

- А что вы хотите, есть такое понятие - рейтинг.

Это все условно, тем более в нашем отечестве. Какой рейтинг закажут, такой и будет. Это не показатель.

Рэп и романс противоположны по рождению, идеи, сути. Романс - это любовь и воспевание любимого.

- Но русский рэп может быть и социальным, и политическим.

Не может быть любовным. И редко бывает правдивым, часто это пошлый эрзац, как русский шансон, где псевдоблатные песни, которые не идут в сравнение с настоящей уголовной песней. Я их тоже не люблю, но в них, по крайней мере, есть душа, настоящие страдания.

Многое у нас в отечестве, к сожалению, перенято из-за границы, и становится пошлостью, потому что не свое, и обезьянничаем мы не лучшим образом. Но это не значит, что мы тут же должны обрядиться в косоворотки, отпустить бороды и петь народные песни.

Артисты говорят: «Сегодня был хороший зал». Как вы чувствуете реакцию зала? Насколько знаю, на сцене очень яркий свет и зал кажется темным пятном.

Во-первых, я чувствую дыхание зала, когда оно попадает со мной в резонанс. Это слышно, когда зал прекращает параллельную с концертом жизнь. Иногда это происходит почти сразу после начала концерта, иногда для этого нужны усилия. Прекращается шепот, и особенно разговоры, даже маленький разговор - катастрофа.

- А звонки мобильников?

В девяностые такие звонки были показным неуважением, дескать, смотрите, у меня есть мобильник, Сейчас чаще всего иначе. Я хожу в театры и вижу, что это случается у бабушек, которые не знают как выключить телефон. С ними происходит целая трагедия, они бледнеют, у них начинают трястись руки, они готовы провалиться сквозь землю, но не в состоянии нажать нужные кнопки.

Когда стихает параллельная жизнь, когда дыхание в зале обретает другой ритм, стихают шорохи, повороты, когда человек начинает забывать что он неудобно сидит, сосуществуя с тем, что происходит на сцене, тогда артист начинает чувствовать зал. Вам это скажет любой настоящий артист. Ты чувствуешь не только градус внимания, но и соединение. Объяснить еще как-то точнее трудно.

Читал, что вы выступали в лучших залах страны, и даже в кремлевском дворце съездов. Но ведь там шесть тысяч мест. Стадион почти!

Это не стадион, это театральный зал. Стадион - это Лужники, Юбилейный, питерский СКК. Дворец съездов - театральная площадка, просто огромная. Никакого принципиального конфликта нет. Очень удобно работать в «Октябрьском», хорошо оборудованный зал. Я очень люблю Мюзик-холл, но в нем работать труднее, потому что он круглый, и энергия расходится веером.

Советская эстрадная песня выродилась в попсу, рок-н-ролл стал не явлением, а течением в музыкальной жизни. Можно ли по этой логике сказать, что дворовые, тюремные и даже бардовские песни некая разновидность городского романса?

Очень условно, и я буду говорить о городской песне, разновидностью которой является и романс в том числе. Здесь лучше вести разговор не о разнице жанра, а о разнице стиля. Если говорить о жанре, то с большим скрипом, романс можно отнести к городской песне, но стили у них все равно разные.

- А как вы относитесь к уголовным песням?

Я пел их, но в них часто есть некоторая неправда, а я не выношу песен, где есть неправда. А некоторые я не смогу спеть правдиво, или, если точнее не смогу спеть на сто процентов от себя. Например, сказать, что «Чубчик» уголовная песня, не могу. Тут есть стилизация. Или « Как вдали при долине громко пел соловей». Бичевская ее стилизовала просто ззз-замечательно. Среди тюремных песен есть хорошие, хорошая песня та, где есть мелодия.

- А «Очи черные» блатная песня?

Совсем нет. Почему вы спросили? (смеется). Блатная и уголовная песня - это песня человека, лишенного свободы, или человека, нарушающего законы, и понимающего, что он может быть за это лишен свободы. Можно вспомнить еще и разбойные песни, но они не уголовные. Разбойные песни вообще, любимая история в русской песенной культуре, но мне кажется, что образы в них поэтизируются, к сожалению, в ущерб правде.

- К сорока годам человек кумиры молодости обычно уходят на второй план. Остались ли у вас кумиры?

Конечно.

- Даже не смотря на то, что вы сами стали звездой?

Звездочкой. Но слово «кумир» я все-таки убрал бы, кумиру поклоняются. Я говорил бы о мастерах, которых ценю и люблю. Они - ориентиры, авторитеты, учителя. Они те же, что были и раньше. Во всех интервью всегда называл имя Лемешева. Сергей Яковлевич для меня певческий идеал, хотя не хотел бы с ним абсолютно слиться. Но то волшебство, которое случается, когда слушаешь его пение, всегда остается.Лемешев основной, но и других исполнителей немало. Я до сих пор продолжаю учиться у них, слушая записи.

Кроме Лемешева могу назвать десяток имен великих теноров. Это представители оперной профессии. Если говорить про эстраду, то в первую очередь Эдит Пиаф.

- А из тех, кто пел романсы?

Если говорить еще об учителях, то Обухова, Шаляпин, Собинов.

- Вы почему-то умалчиваете про Лялю Черную?

По масштабу это совсем не то. Я не могу поставить в один ряд Обухову и Лялю Черную. Если бы я писал вам доклад по именам, оказавшим на меня влияние (смеется), то непременно указал бы в нем Лялю черную, но очень далеко в списке.

- А Русланову?

Одной из первых, но я не исполнитель народных песен. Она великая, а каждый великий певец имеет мощное воздействие, его музыковедчески не определишь. Артист - не теоретик, артист - практик.

- Что вы взяли для себя у тех, кого назвали?

Нельзя сказать, что я взял что-то у Лемешева, что-то у Руслановой, у Обуховой - то-то, а у Пиаф - вот это. Это синтез, который произошел и наслоился. Каждому артисту дается свой талант, а манера исполнения - это обучение и опыт. Обучение - это и знание имен, которые я называю, и по записям можно многому научиться. Те, о ком я говорил, тоже не на пустом месте появились, у них были свои учителя, свои идеалы, и, если хотите, свои кумиры, которым они подражали.

У вас много наград и премий, в том числе несколько церковных. Какие у вас отношения с церковью? Как вы относитесь к тому, что сегодня церковь, я имею в виду РПЦ, все активнее вторгается в жизнь общества?

Категорически не люблю аббревиатуру РПЦ. Лучше говорить Русская православная церковь. Какие у меня отношения с церковью? Я церковный человек. Политическая сторона жизни церкви меня не занимает, пока это не будет мешать внутрицерковной жизни.

- Я спросил не о политике, а про ее влияние на жизнь общества.

Сложно говорить об этом, потому что говорить надо ответственно, а церковь и церковная жизнь - это во многом тайна. Не в смысле когда что-то скрывается от кого-то, а тайна в том, что нельзя понять церковную жизнь, не участвуя в ней. Доступ к этой тайне открыт всем, церковные двери открыты каждому, но чтобы войти в тайну нужно в ней участвовать. Тогда многое становится понятным, а что-то становится трагичным и сложным. Особенно когда в церковную жизнь вторгаются реалии нашего мира, которые не касаются церковной сути. Церковь и установивший ее Спаситель - не от мира сего. Поэтому когда церковь сталкивается с миром, очень часто происходят драматические и трагические события как в церкви, так и в мире.

Еще могу сказать, то что видит внешний мир по телевидению о жизни церкви не есть настоящая жизнь церкви. Внешний мир, кстати, часто манипулирует, когда показывает одну ее сторону.

- Какую?

Ту, которая выгодна в данный момент. Я наблюдаю жизнь церкви не только в Петербурге, и могу сказать авторитетно: серьезного влияния на политическую жизнь страны церковь не имеет и не будет иметь.

Простите, совершенно не имел в виду политику. Вот вы сказали, что церковь не от мира сего, но как же быть с теми джипами, на которых разъезжают каждый второй священник?

Вы проводили статистические исследования, говоря, что каждый второй?

- Ну, каждый четвертый.

Вот вы уже сказали «каждый четвертый», уже в два раза меньше. А если посмотреть повнимательнее, то окажется, может быть, каждый сотый. Нельзя судить о священниках только по Москве и Петербургу. Если отъехать от столиц на сто километров, то можно увидеть явно противоположные примеры. Есть люди, которые продавали квартиры в городе, строили храмы в глубинке и служат в них.

- Единичные факты.

Я троих знаю. Если хорошо посмотреть, то, поверьте, много таких примеров наберется.

У вас очень специфическая манера выступлений - вы почти не двигаетесь. Концерт идет почти два часа, и быть все это время без движения, наверное, тяжело?

Я не без движения. Мои руки живут почти всегда, а вместе с ними и все остальное. По крайней мере, система кровообращения (смеется). К тому же, когда мне необходимо, я ухожу со сцены, или двигаюсь по ней. А вообще, певческий труд - тяжелый, и недаром по выработке двадцати пяти лет можно выйти на пенсию. Как и военным.

- Вот даже как.

Это экстремальный труд. Если петь по-настоящему, конечно, а не под фонограмму.

- Вы почти три года служили в БДТ. Чем вы в нем занимались?

- (смеется). А чем занимаются в драматических театрах?

- Что вы играли - главные, второстепенные роли?

Главных ролей не играл. Если бы я остался служить на театре, причем в том понимании театра, которое было в БДТ начала девяностых годов, может быть, я и состоялся бы как драматический артист. Но это было бы несопоставимо с тем, что я делаю в пении.

- Кого вы застали в театре?

Кроме Товстоногова, всех великих. Тогда еще были живы и Лебедев, и Стржельчик, и Ковель, и Трофимов, и Толубеев. В этом составе я чувствовал себя ребенком. Что такое двадцать один год! Выходов на сцену у меня было много, и в этом счастье, потому что я был в одном профессиональном поле с великими и гениальными артистами. Я знаю, что такое настоящий театр.

- Какие роли были у вас?

Вы имеете в виду роли со словами?.. Роль со словами была только одна - сына Илла в пьесе «Визит старой дамы». В этом спектакле играли Валентина Павловна Ковель и Олег Басилашвили. В спектакле «Коварство и любовь», например, играя полицейского, я не произносил ни слова, но спектакль ставил Чхеидзе, и это был не простой ввод, я существовал на сцене вместе с другими артистами, наблюдал как рождается спектакль. Да и играли в нем Алиса Бруновна Фрейндлих, Кирилл Юрьевич Лавров, Валерий Михайлович Ивченко, Андрей Толубеев и недавно пришедшая в театр Нина Усатова. Великий состав.

- Не обидно было, что давали роли без слов?

Нет, эти почти три года были счастьем, только потому что нахожусь в этом коллективе. А потом у меня началась какая-то тоска по несостоявшемуся, пришло ощущение страха, что ничего не состоится. Меня уже тогда мощно потянуло к концертной деятельности, уже давал концерты, и чувствовал что происходит на них с публикой и со мной. Выбор был сделан, но не от ума. Я ушел из БДТ фактически на улицу, забрал трудовую книжку и ушел в никуда.

- Никто не остановил?

Не совсем так. На прощание Кирилл Юрьевич сказал: «Олег, двери театра для вас не закрыты». Это было сказано искренне, и очень искренним и сердечным было пожелание удачи. Кстати, искренность, есть отличительная черта русского театра, которая утрачивается сейчас, и утрачивается, в основном, насильно, под давлением со стороны. В БДТ эта искренность и правда служения - были в полной мере. Замечательно, что такой опыт был в моей жизни, хотя никаких актерских достижений там не произошло, и не должно было произойти, как я понимаю сейчас.

- Странно, вы же учились на артиста…

Ну, так и что? Я был бы, вероятно, хорошим средним актером, но ничего выдающегося не было бы. Если бы не случилось чудо, а оно всегда может случиться. У меня есть серьезные достижения в другом жанре. Возможно, я состоялся бы в драматическом искусстве, а, может быть, и нет. Той гарантии, которая у меня была в музыкальном жанре, там совсем не было и не могло быть.

- Вы меня приятно удивили. Оказывается, вы очень живой человек, чего не скажешь по вашим интервью…

На самом деле, я стараюсь всем давать интервью так же, как и вам. Это потом журналисты правят.

Известно, что творческому человеку необходимо творческая среда. Писатели общаются с писателями, киношники и музыканты проводят различные фестивали. С кем вы общаетесь из своих коллег?

В этом смысле я одинокий человек. В какое-то время это одиночество было сознательным выбором. Когда началась вакханалия в середине девяностых, сознательно уходил от нее, искал свою дорожку. Потом создал абсолютно самодостаточный коллектив.

Я постоянно, как на работу, хожу на оперные постановки. Для меня это и любовь, и необходимость. Я там многому учусь. С актерами, режиссерами общаюсь только в профессиональном смысле. У меня есть дорогие для меня имена в песенном жанре, к которым я часто апеллирую, стараюсь смотреть что интересного делают они.

Что касается бытового общения, то в круге моих друзей мало артистов. Есть ученики, которые уже стали взрослыми. Я с радостью смотрю на то, что они делают на сцене, и сейчас наше общение, сохраняя некоторую условность «педагог-ученик», все-таки перерастает в нечто большее. У них уже есть самостоятельное мнение, самостоятельные движения.

- А кого-то назвать можете?

Я редко называю фамилии, но есть дорогие и в творческом и в человеческом плане имена… О той же Елене Камбуровой я всегда буду говорить самые возвышенные слова, и я счастлив, что мы с ней не просто знакомы, а знакомы до такой степени, что, можно сказать, это в общих чертах, но все-таки дружба. По крайней мере, дружеские отношения.

Вы сказали, что ваше одиночество - особенность вашей личной жизни. Можно ли сказать, что это свойство присуще вам, как питерскому человеку? Например, москвичи живут широко…

Не уверен. Безусловно, разница в темпераменте есть, но только в темпераменте. В Москве много наших земляков работает, но далеко не все московские или петербургские артисты родились и выросли в Ленинграде или Москве, если говорить о моем поколении. Обучались, прижились - это другой разговор.

Замкнутость моей жизни надо относить к церковному миропониманию. Я привык так жить, и думаю, что это правильно. Необходимо быть острожным со своей душой. Нужно честно и по-настоящему любить людей, которых Господь дает нам на пути. Нужно быть острожным в растрачивании своей душевной энергии и сил, потому что за все надо будет отвечать. За каждого человека, который встретился тебе на пути.

Я не сторонюсь людей, но и не стремлюсь быть в центре кипучей театрально-художественной жизни. Я ее знаю достаточно. Лет десять-пятнадцать назад я был в ее гуще, и знаю, насколько она выхолащивает, растаскивает, расхватывает, и насколько трудно потом себя собрать.

- И опустошает тоже?

Вы правы, опустошает. Не потому что ты нехороший или твои собеседники, просто так устроена театральная жизнь. Публичность высасывает, она постоянно требует какого-то куража, душевного обнажения. Это не всегда полезно, хотя иногда помогает в работе.

Не я это придумал, и к этому не стремился. Это прозвище…

- Прозвище?

Не кличка же (смеется). Это прозвище, в хорошем смысле, я получил на петербургском радио в 1993 году. Так назвал меня в передаче корреспондент. Я не помню эту передачу, не помню даже имени этого человека, но огромное ему спасибо, что он так сказал. Люди, которые организовывали мои концерты, вцепились в эти слова, и стали помещать на афиши. Я боролся с этим все девяностые годы со всем юношеским пылом. Потом понял, что бороться бесполезно, потому что это было полное совпадение с жанром, в котором я работаю. Есть и совпадение с Серебряным веком. Так рождаются ассоциации с моими сценическими работами и образом, хотя говорить «образ» не очень корректно, ведь на сцене я всегда работаю от себя. То есть образ в данном случае слит со мной абсолютно, по крайней мере психофизически и поведенчески.

- Но каково жить, сознавая себя серебряным голосом страны?

Если увижу эти слова в газете, то не буду сразу думать, что это про меня написано. Но когда меня так представляют, уже не гримасничаю. Представляют, ну и пусть представляют. Бог с ним!