Виды гос правления. Форма правления: понятие и виды. Форма правления –это юридическая характеристика государства

Понятие включает метод ее образования, сроки действия этой системы, права, а также способы взаимодействия элементов правления между собой и народом. Она же определяет силу влияния общественности на формирование правительственного состава.

Изначально это понятие может пониматься в узком и широком смысле: в первом случае оно означает организацию только высших слоев правления, а во втором взаимодействие всех элементов государства.

Критерии формы правления

Перед тем, как приступить к описанию, важно выделить критерии, с помощью которых они определяются. Итак, основные формы правления представлены двумя видами: Они кардинально отличаются друг от друга:

1. Способом, с помощью которого передается власть. Она может быть дана в качестве наследования или с помощью выбора населения.

2. Ответственностью: в республике президент несет высокую ответственность перед обществом, а глава государства с монархией практически безответственен перед ним.

3. Спектром полномочий между властными органами: республиканская власть более ограничена в своих действиях.

Теперь рассмотрим детальнее каждую из них.

Формы правления государства: монархия

Это такая форма управления, когда государство возглавляет один человек - монарх. Этот человек получает властные права по наследству, и перед обществом государства, которым он управляет, не несет ответственности, а юридически его невозможно лишить власти.

Рассмотрим несколько видов монархии:

1. Абсолютная. Она представлена неограниченной властью главы: он высший орган, и в его руках абсолютная власть. В современном мире с таким правлением существует Оман и Саудовская Аравия.

2. Ограниченная. В этом случае государством правит не один человек, а еще властные органы, которые монарху не подчинены. Власть между ними рассредоточена, а полномочия его ограничиваются традициями или конституцией. В зависимости от этого, такой вид правления разделяется на две категории: сословно-представительную монархию и конституционную. В первом случае власть ограничивается по критерию причастности к сословию, чаще всего она проявляется в совещательной форме. В конституционной форме власть монарха ограничивается Конституцией и вместе с этим в государстве присутствует парламент, состав которого формируется народом.

Формы правления государства: республика

При таком типе устройства органы власти, а, в частности, их состав, формируется народом. Представители власти обязательно несут ответственность перед гражданами страны в равной степени. Действия президента осуществляются от имени народа, а органы власти сформированы таким образом, чтобы быть независимыми друг от друга.

Лимит действия избранных народом - особая мера, в которой выражается ответственность их перед гражданами страны. Власть дается на определенный срок, который может быть сокращен, если избранники не выполняют свои обязанности должным образом.

Существует три вида республик:

1. Парламентская, при которой парламент играет основную роль и имеет больше власти, чем президент. Именно он формирует правительство и отправляет его в отставку, если это необходимо. В Греции, Израиле и ФРГ именно такая форма республики, где президенты не обладают существенными полномочиями.

2. Президентская. Отличительная черта этой формы правления государства в том, что основная власть сосредоточена в руках президента, который формирует правительство. В настоящее время она существует в США и на Эквадоре.

3. Смешанная форма. В этом случае полномочия разделяются между парламентом и президентом.

Таким образом, перечисленные типы правления имеют ряд достоинств и недостатков. На настоящий момент монархия не так распространена, и, вероятно, ее сложно представить сегодня как прогрессивный вариант. Народное правительство также не идеал правления, поскольку наличие множества ответственных лиц в результате приводит к тому, что не ответственен никто, а равномерное способствует и пустым спорам. В этом смысле монархическая форма правления подразумевает большую конкретику. Возможно, существует идеальная форма правления, о которой нам еще неизвестно, а может быть, она заключается в его отсутствии. Так или иначе, но республика и монархия - две крайности, между которыми находится народ, который должен мириться с одной из них.

Формы государственного правления определяют структуру высших органов власти, порядок, в соответствии с которым они образуются, компетенцию и период деятельности. Вместе с этим ими устанавливается метод взаимодействия институтов между собой и с гражданами, а также степень участия в их создании населения. Рассмотрим далее более подробно понятие "формы правления".

Теоретические аспекты

В узком смысле основные формы правления представляют собой собственно организацию высших органов власти. Проще говоря, это те способы, посредством которых осуществляется образование системы. В широком смысле это методы организации и взаимодействия всех институтов власти. Формы правления не следует путать с образом устройства государства и политическим режимом в стране. Эти характеристики относятся к разным аспектам, вместе с этим дополняя друг друга.

Смысл формы государственного правления

Этот элемент показывает, как именно создаются высшие институты власти в стране, какова их структура. Форма правления отражает принципы, которые лежат в основе процесса взаимодействия между госорганами. Она показывает способ построения взаимоотношений между рядовыми гражданами и верховной властью, в какой мере обеспечивается реализация прав и свобод населения.

Развитие системы

Форма правления – старейший элемент, который стали изучать еще во времена Древней Греции. В различные периоды истории этот термин имел разные смыслы. Например, в эпоху аграрного общества суть формы правления состояла только в определении способа замещения главы страны – путем выборов либо в порядке наследования. В ходе разложения феодализма и перехода к индустриализации, сопровождающейся ослаблением царской власти, становлением и укреплением гражданского представительства, система стала развиваться. Постепенно большую значимость приобретал не способ передачи власти, а метод организации взаимодействия между главой страны, правительством, парламентом, взаимного уравновешивания их полномочий.

Критерии определения

Для формы правления характерны следующие признаки:

  • Метод передачи власти – выборный или наследственный.
  • Ответственность высших институтов власти перед гражданами. Например, монархическая форма правления не предусматривает ее для самодержца (в отличие от республиканской).
  • Разграничение полномочий между высшими властными институтами.

Основные формы правления

Существует несколько видов организации власти:


Республика, в свою очередь, может быть:

  • Президентской.
  • Парламентской.
  • Смешанной.

Монархия бывает следующих видов:

  • Парламентская.
  • Дуалистическая.
  • Конституционная.
  • Сословно-представительская.
  • Ограниченная.
  • Абсолютная.

Смешанные формы правления:

Республика

Для этой формы правления характерен особый порядок образования правительства. Уполномоченным институтом, в зависимости от вида республики, может выступать президент или парламент. Формирующий орган координирует работу правительства. Оно, в свою очередь, несет ответственность перед высшим институтом. В президентской республике вместе с парламентаризмом в руках главы находятся полномочия председателя правительства.

Президент созывает и распускает правительство. Существующий парламент не может при этом оказывать какого-либо значимого влияния. Такая форма существует в Эквадоре, США. В парламентской республике президент не наделен какими-либо полномочиями. Такая форма существует в Греции, Израиле, ФРГ. Парламент созывает правительство и вправе распустить его в любое время. В смешанной республике президентская власть действует совместно с парламентом. Последний обладает полномочиями по контролю над функционированием правительства. Такая система действует в РФ.

Самодержавие

Государство, где монарх выступает в качестве единственного высшего органа, именуется абсолютной монархией. Такая система присутствует в Катаре, Омане, Саудовской Аравии. Ограниченной называют такую монархию, при которой, кроме самодержца, действуют и другие институты, которые ему не подотчетны. Власть при этом распределена между высшими органами. Эта система, в свою очередь, бывает двух видов.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что монарх в своих полномочиях ограничен традицией образования органов согласно критерию принадлежности к тому или иному сословию. В России это был Земский собор, например.

В конституционной монархии власть самодержца ограничивается специальным актом. Она, в свою очередь, разделена на дуалистическую и парламентарную. Первая предполагает наличие у монарха всей исполнительной власти, части законодательной инициативы и судебных полномочий. В таких системах существует представительный орган, принимающий законы. Но монарх вправе наложить на них вето. Такая система характерна для Марокко, Иордании. В парламентарной монархии самодержец выступает как дань традиции. Он не наделяется какими-либо значительными полномочиями. Эта система действует в Японии, Великобритании.

Теократическая республика

В этой форме правления сочетаются главные признаки исламского Халифата и современного республиканского режима. Согласно конституции, в Иране в качестве главы страны назначается Рахбар. Он не выбирается гражданами. Его назначение осуществляет специальный религиозный совет. В нем присутствуют влиятельные богословы. В качестве главы исполнительной власти выступает президент. Законодательный институт возглавляет парламент, состоящий из одной палаты. Кандидатуры президента, депутатов Меджлиса, членов правительства утверждает Совет стражей Основного закона. Он также ведет проверку законопроектов на согласованность с исламским правом.

Шрифт 7

Билет 13 вопрос 1 Организация власти и социальные нормы первобытного общества.

СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно-общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

Билет 13 2вопрос Формы правления: Понятия и виды.

Форма государственного правления: понятие и виды

Форма правления – организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.

Виды форм правления: 1) монархия, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии:

а) наличие единоличного главы государства;

б) передача власти по наследству представителям правящей династии;

в) осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно;

г) отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

а) абсолютная (неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

б) конституционная (ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти:

парламентская – власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая – вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 2) республика, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

Признаки республики:

а) формально–юридическое признание народа в качестве источника власти;

б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;

в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

г) сменяемость и выборность представительной власти;

д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

Виды республик:

а) президентская – власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

б) парламентская – всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

в) полупрезидентские и полупарламентские республики (Франция, Финляндия).

Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).

Билет 14 вопрос 1 Разложение первобытно-общинного строя и возникновение государства. Разложение первобытно-общинного строя и появление государства

Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-12-тыс. лет назад и продолжался у разных народов - несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять скачала "мягкие" цветные металлы - медь , олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо . Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации. 8

С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия. Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс, в соответствии с марксистской концепцией, отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение пастушеских племен из всей массы варваров. 9

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят развитию в IV-III тысячелетии до н.э. земледелия, дававшего в районах Ближнего Востока и Древнего Египта невероятно высокие урожаи зерновых. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия в I-II вв. до н.э. и I тысячелетии н.э. были связаны увеличение населения Месоамерики и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев (I-II вв. до н.э. - I тысячелетие н.э.).

С точки зрения современной исторической науки и этнографии неолитическая революция стала возможной не только благодаря появлению скотоводства. Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижении материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры. 10

Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регулярный обмен продуктами между племенами, дававший возможность накопления новых богатств, которые ранее, при натуральном хозяйстве, были недоступны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло "первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых". 11

Здесь, однако, требуется уточнение. Далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих (в том числе и скотоводческих) обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основойраннеземледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых, общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления земледельческими работами (особенно при поливном земледелии) и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и распорядительных функций в лице писцов, хранителей урожая и т.д. Важное место занимали в такой дифференциации воинские функции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей.

Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств, где основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля , но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евроазиатских племен 12 . Рабство в этих обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).

Основным трудящимся населением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты и платившие подати. Кроме обработки своих наделов земли и скотоводства они выполняли общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами.

Тем не менее общий вывод о том, что производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной, в том числе классовой, дифференциации, к имущественному расслоению населения на богатых и бедных, на господ и рабов или слуг, на неравноправные касты, остается верным для периода перехода от родового строя к первым цивилизациям. Постепенно у народов античности (Древняя Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) деление на свободных и рабов стало основным. В I тысячелетии н.э. в Европе разложение родового строя вело к возникновению феодальной формации.

Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.

Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в родовом строе, который привел к замене матриархата патриархатом. Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем. родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства. народов она. состояла из представителей двух-трех поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому общественная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом главой семьи и собственником основных средств производства - скота, орудий земледелия и продуктов нового производства - становится основной работник - пастух и пахарь, мужчина. В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе - старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца - к старшему сыну по праву первородства (у славян - к старшине, с согласия всех сыновей) 13 . Тем самым не только закреплялся переход к частной собственности семей, но и устанавливалось неравенство среди членов патриархальной семьи-общины. Это было неустранимой трещиной в родовом строе.

Появление государства у разных народов было вызвано и рядом других, помимо социальных и экономических, причин.

Родовая община основывалась на личностной кровно-родственной связи. Род и племя имели свою территорию, и проживать на ней и обладать правами члена общины могли лишь члены рода. "Чужаки" могли пользоваться только гостеприимством или должны были быть приняты в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена на территории рода и племени стали все чаще появляться купцы, ремесленники, мореплаватели и другие чужеземцы, участвующие в хозяйственном обороте, межплеменных связях. Многие из них стали оседать в городах.

Этот этап эволюции характеризуется и переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровнородственные связи. Между тем интересы "пришлого" населения и членов рода тесно переплетались, без чего была бы невозможна торговля, в которой было заинтересовано население, не было возможно и разрешение споров. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого.

С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую). Такая община, как и род, состояла из нескольких семей. Но в отличие от рода семья являлась собственником своего имущества (например, скота, построек) и продукта труда (например, урожая). Соседская (крестьянская) община, будучи социальным организмом, выполняла функции организации общих дел (например, совместного пользования землей, орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные, однако, с общественной собственностью, существовавшей в родовой общине.

Одним из важнейших общественных условий перехода от родового строя с его общественной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племен в период становления раннеземледельческих и раннефеодальных обществ. В связи с ростом общественного богатства войны между племенами велись в основном с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата скота и рабов. Однако военная организация служила и для защиты собственных интересов племен.

В рассматриваемый период активизируются процессы миграции в поисках лучшей территории и для ее завоевания. Эти процессы известны в Европе, в частности на Среднеевропейской равнине, в Азии (например, завоевания ариев в Индии), в Горном Перу, где произошло покорение инками других племен. В таких условиях не только завоевания, но и сама военная организация племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной демократии в виде выборных военных вождей, дружины, войска Параллельно происходило усиление власти военных вождей, базилевса, рекса, переднеазиатских и скифских "царей". Они получали значительные привилегии не только на лучшую долю добычи, но и на верховную власть, претендующую на передачу по наследству, на приоритет перед народным собранием, к тому времени превратившимся в собрание дружины, войска. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца (у египтян, вавилонян, шумеров, скифов), верховного судьи.

Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ. Это, в свою очередь вело к узурпации одним из военных вождей (царей) наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление государственности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков в Месоам ерике. Поэтому можно говорить о том, что войны и усиление военной организации влияли на характер власти племен, превращающихся в единый народ, в ряде случаев не только способствовали формированию классов или стратификации общества, но и инициировали эти процессы.

Существенное влияние на процесс возникновения государственности, особенно у наиболее древних народов, оказывала религия. Большую роль сыграла религия в объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой "тотем" (своего "идола"). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти "царей", базилевсов, верховных (часто - военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем - пожизненно и наследственно (например, род инков).

Таким образом, признавая первостепенное значение производственного прогресса, а также имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как причины преобразования первобытно-общинного строя в цивилизованные общества.и родоплеменной власти в государство, современная наука не может считать, что этими факторами исчерпываются условия и -причины возникновения государства. К числу последних следует отнести преобразование родовой общины в отдельные семьи и сельские общины, переход к территориальной организации населения, а также усиление войн и военной организации племен, влияние религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти.

Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть.

Характеристика формы правления требует обратить внимание на следующие моменты:

Строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

Характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

Порядок образования;

Степень участия населения в формировании.

Существует две основные формы государственного правления - монархия и республика.

Монархия - единовластие, единодержавие (от греч. «монос» - один и «архе» - власть, то есть «моноархия») - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.

Типичные черты монархической формы государственного правления:

а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;

б) династическое наследование верховной власти;

в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не пре-дусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;

г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»);

д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь - «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

Форма правления зависит прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности. Так, в 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. Монархические настроения существуют и в современной России.

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные ~ восточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является Саудовская Аравия. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.

Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, однако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.) Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время - Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.

Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления.

Республика (от лат. «res publica» - общественное дело, всенародное) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;

б) наличие выборного главы государства;

в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство - всенародное дело»);

д) юридическая ответственность главы государства.

Современная республика может быть президентской и парламентской.

Для президентской республики характерно:

а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;

г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

Типичный пример президентской республики - США.

Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:

а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;

б) президент является главой государства, но не главой правительства;

в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;

г) правительство ответственно перед парламентом;

д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;

е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;

з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Греция, Исландия, Индия и др.

Некоторые страны относят к «полупрезидентским» (президентско-парламентским) республикам (Франция, Финляндия, Россия).

Форму правления тоталитарного государства называют «извращенной формой республики» или «партократической» республикой, которой присущи все черты тоталитарной организации.

История становления республиканской формы государственного правления знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - в России. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.

Формы правления - способы организации высшей власти в государстве, оказывающие влияние на порядок формирования и структуру верховных госорганов и принципы их взаимодействия. Также они указывают на степень участия населения в жизни государства. Выделяют две формы правления - монархию и республику.

Монархия

Верховная государственная власть принадлежит монарху по праву наследования. Последний ответственности перед населением не несет. Монархия может быть абсолютной (неограниченной). В этом случае глава государства единственный руководит органами исполнительной власти, осуществляет законодательные функции, контролирует правосудие. Ограниченная монархия предполагает распределение высшей госвласти между монархом и другими органами. Она подразделяется на конституционную, парламентскую и дуалистическую. Эти формы правления различаются между собой по следующим признакам. При конституционной монархии в государстве существует представительный орган, который на основе Конституции значительно ограничивает власть главы государства. В парламентской монархии Правительство формируют из представителей партий, получивших большинство при выборах в Парламент. Власть главы государства носит символический характер. Он не вмешивается в политическую жизнь страны. Монарх может объявить войну или заключить мир, ввести чрезвычайное положение и т. п. При дуалистической - власть разделена между Парламентом и формируемым монархом Правительством, не ответственным перед высшим законодательным органом.

Республики

Высшая государственная власть предоставлена выборным органам, осуществляющим свою деятельность в течение определенного срока и несущим ответственность перед населением. Выделяют такие формы правления, как президентские и парламентские республики. Их главное различие состоит в том, кем формируется Правительство - Парламентом или Президентом. В первом случае Президент не является главой Правительства. Им выполняются представительские функции, и избирается он Парламентом. Управление страной осуществляется Правительством. Парламент при необходимости может требовать отставки Президента, выразив свое недоверие.

Глава государства обладает широкими полномочиями и, как правило, является и главой Правительства. Формирование Правительства осуществляется Президентом. Власть Президента ограничивается необходимостью получения поддержки со стороны органов законодательной власти для достижения политических целей. Кроме «чистых» монархий и республик существуют еще и нетипичные формы правления. Это могут быть полупарламентские и полупрезидентские республики, монархии с республиканскими элементами (к примеру, наличие выборного монарха, коллективное правление и др.). Особое место занимает такая форма монархии, как теократия (Ватикан), где верховная политическая и духовная власть принадлежат духовенству, а глава церкви является еще и главой государства.