Форма правления в рк. Президентская форма правления республики казахстан

доктор юридических наук, профессор В.А. Малиновский

доктор юридических наук, доцент Г.А. Алибаева

Гуманитарный Университет транспорта и права имени Д.А. Кунаева, Республика Казахстан

НЕЗАВИСИМОЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Для исследования современной конструкции казахстанской формы правления в период становления и укрепления государственной независимости базовой является конституционная характеристика Республики Казахстан как государства , утверждающего себя в качестве демократического и правового.

Конституцией Казахстан определен государством с президентской формой правления.

Как известно, в наиболее общем плане и устоявшейся традиции современные государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. В основе такой дифференциации лежит большей частью статус главы государства с присущими ему порядком избрания (или престолонаследия), функциями и полномочиями, а также взаимоотношениями главы государства с парламентом и правительством . Однако сегодня этого становится недостаточно.

Освещая особенности скандинавских монархий, М.А. Исаев применительно к Королевству Швеция пишет следующее: «Сегодня мы можем характеризовать форму правления Швеции как условно монархическую, стремящуюся к собственному отрицанию. В этой связи ситуация в Швеции могла бы показаться уникальной, если бы не аналогичное положение, например, в Японии. По форме правления - это тоже в общем-то монархия, но монархия весьма условная» .

Уникальность формы правления Японии заключается в том, что она базируется на божественности Императора и благосклонности к демократии , основанной на народном суверенитете. В статье 1 Конституции 1947 г. оказались объединенными две материи в одну. С одной стороны, ею провозглашен статус тэнно (тэнно - титул японского императора - авторы) и закреплены конституционные основы режима тэнно. С другой стороны, ею объясняется местонахождение суверенной власти, или, вернее, трансформация суверенной власти тэнно к людям. По оценке Дж. Маки, в этом сочетании воплощена настоящая революция .

Модель полупрезидентской республики с «усиленным институтом президента », ставшая в силу целого ряда причин примером для Казахстана и примененная по Конституции РК, как известно, впервые возникла в Веймарской Германии и Финляндии, затем, примерно через сорок лет, - во Франции, после чего получила свое развитие в Португалии. Сегодня она закреплена в новейших конституциях Азербайджана, Грузии, России , Польши, франкоязычных стран Африки и других стран.

В целом в современном меняющемся мире запросы конституционной практики в зарубежных странах нередко порождают нетипичные формы государств. Совершенно обоснованно по результатам анализа , основанного на широком использовании сравнительно-правового метода, В.Е. Чиркин использует термин «смешанная форма правления» .

Подчеркнем, что институт «формы правления» как важнейший элемент государственной формы значительно богаче, чем одной из ее конкретной разновидности - «республики». Поэтому провозглашенной Конституцией РК президентской формой правления (в совокупности с официальным названием страны) охватывается многообразие государственных форм: «чисто президентской», «полупрезидентской (дуалистической)» вплоть до «суперпрезидентской (монократической)» республики.

Нередко встречающееся в СМИ и политическом обиходе стремление поставить знак равенства между Республикой Казахстан «с президентской формой правления» и Казахстаном - «президентской республикой» значительно обедняет действующую государственную форму Казахстана. Часто складывается и вовсе парадоксальная ситуация: чем больше тот или иной автор в обоснование укрепления роли Главы государства оперирует аргументом о президентской республике, тем более реально он удаляется от нее.

В этой связи показательно следующее. В весьма интересном специальном исследовании О.И. Зазнаевым освещен широкий спектр «полупрезиденциализма», углубленно проанализированы признаки и виды полупрезидентских систем в конституционных, политических, а также теоретических и сугубо прикладных измерениях . При этом автор, как видим, использует термин «полупрезидентская система», а не «полупрезидентская» республика.

Более двадцати лет государственной независимости приводит к следующему принципиальному выводу. Современное успешное, сильное и эффективное государство – Республика Казахстан – стала таковым в решающей степени благодаря именно президентской форме правления, ее системообразующему центру – Президенту Республики и личным качествам Н.А. Назарбаева, наполнившим конституционный статус Главы государства реальными практическими действиями на благо всех казахстанцев.

Учрежденная Конституцией РК 1995 г. «президентская форма правления» имеет много сходств с президентской республикой (прямые выборы Президента Республики, его безусловное доминирование в исполнительной ветви власти) и парламентарной республикой (парламентская ответственность Правительства, возможность отрешения Главы государства от должности только за государственную измену, право Президента Республики распустить Парламент), что дает основания для характеристики казахстанской формы правления в качестве «смешанной» или «полупрезидентской» республики. При этом расширенные полномочия Президента Республики в отношении Парламента и Правительства позволяет определить учрежденную Конституцией 1995 г. «президентскую форму правления» как полупрезидентскую республику с усиленным институтом Президента страны.

Рассчитанная на период политического транзита, она обеспечивала стабильность государства и политической системы в целом за счет жесткой концентрации исполнительной власти (в ее горизонтальных и вертикальных конструкциях) в институте Главы государства, его доминирования в Правительстве, лимитированных возможностей влияния Парламента на исполнительную власть.

В условиях привыкания к демократии развернутая в стране в начале 2000 годов либерализация затронула и президентскую форму правления, в частности, ее общественно-политические основы и все институциональные составляющие, в первую очередь, парламентскую.

Данный вывод подтверждается результатами конституционной реформы , осуществленной посредством принятия Закона РК от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».

В целом конституционная реформа предопределила новые концептуальные подходы к пониманию основных общественно-политических институтов и перспектив их развития. Ряд изменений и дополнений в Конституцию в их взаимосвязи позволяет по-новому трактовать предназначение государственной власти , содержание функций государства , определять принципы взаимоотношений государственных органов, общественных объединений и граждан, шире вовлекать институты гражданского общества в решение государственно-значимых задач, устанавливать юридические нормы, адекватные изменяющимся общественным отношениям .

Таким образом, с позиций преобразования учрежденной Конституцией РК 1995 г. «президентской формы правления» конституционную реформу мая 2007 года можно охарактеризовать в качестве комплекса мер, которые продвигают Казахстан в направлении «президентско-парламентской республики» посредством стимулирования современной партийной системы, укрепления статуса Парламента, совершенствования его представительской функции и осуществляемой им законодательной деятельности, а также постепенного установления свойственных для парламентарной формы правления функциональной и организационной приближенности и слаженности в деятельности органов законодательной и исполнительной ветвей единой государственной власти. Конечной целью выступает создание прочных отношений между государством и народом Казахстана.

Подчеркивая важность и значимость реформирования в 2007 году Основного Закона страны в направлении либерализации политической системы и государственности, необходимо напомнить, что оно не затрагивает сущностных основ «президентской формы правления» Республики Казахстан.

Практическая реализация новелл 2007 года показала абсолютную правильность разработанной за почти пять лет общенациональной дискуссии конституционной реформы.

В 2007–2009 годах в направлении внедрения ее идей, положений и норм по дальнейшей демократизации государственной и общественной жизни были внесены изменения и дополнения в конституционные законы о Президенте Республики, о Парламенте и статусе его депутатов , о Правительстве, о Конституционном Совете, о судебной системе и статусе судей, о выборах, а также в законы о политических партиях , о средствах массовой информации и ряд других.

3 апреля 2011 г. состоялись внеочередные выборы Президента Республики, на которых Н.А. Назарбаев получил поддержку 95,55% проголосовавших казахстанцев (явка составила 89,98% включенных в списки избирателей). Напомним, что данные выборы были назначены Президентом Республики взамен народной инициативы о продления полномочий Н.А. Назарбаева до 2020 года. Тогда в целях выхода из противоречия между инициативой более 5 миллионов граждан страны; законом Парламента, создавшим правовую базу для реализации данной инициативы, а также постановлением Конституционного Совета, признавшим данный закон противоречащим Конституции, Президент Республики заявил о своем стремлении пойти на прямые, конкурентные выборы. Он внес в Парламент проект закона о дополнении статьи 41 Конституции только одним пунктом 3-1 следующего содержания «Внеочередные президентские выборы назначаются Президентом Республики и проводятся в порядке и сроки , установленные конституционным законом». По принятии Парламентом данного дополнения и последующем внесении изменений и дополнений в Конституционный закон о выборах, Глава государства издал указ о внеочередных выборах. Данный пример в очередной раз свидетельствует о стремлении верховной власти действовать строго в рамках Основного закона.

По итогам внеочередных парламентских выборов 2007 г., на которых представительство в Мажилисе получила только одна политическая партия, в конституционный закон о выборах был включен механизм, обеспечивающий пребывание в Мажилисе не менее двух партий. Однако его применять не потребовалось, поскольку по результатам внеочередных выборов 15 января 2012 г. ныне в Мажилисе действуют фракции трех политических партий. В центр внимания избирателей вышли не только личности, но и партийные программы, что подняло на новый содержательный уровень дискуссии кандидатов и, соответственно, предпочтения избирателей.

Внесенное в 2007 году изменение в статью 5 Конституции РК (были изъяты запреты на слияние общественных и государственных институтов и государственное финансирование общественных объединений) повлекло резкую активизацию гражданского сектора, рост числа общественных объединений, в том числе действующих в области социальной защиты населения , значительное увеличение средств госбюджета на социальные проекты, реализуемые посредством институтов гражданского общества . Впервые 20 октября 2008 г. Парламентом был принят закон «Об Ассамблее народа Казахстана», которым закреплен новый государственно-общественный характер данного учреждения. Иными словами, национальным интересам была придана форма на стыке государства и гражданского общества. При этом национально все культурные центры включены в возглавляемый лично Первым Президентом Республики – Лидером Нации специальный единый демократически организованный механизм, интегрирующий национально-культурные центры, признанные в стране личности и важнейшие государственные органы.

Прошедший 2013 год стал начальным этапом практического осуществления президентской «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года), представляющей собой логическое продолжение исполненной досрочно по основным параметрам «Стратегии «Казахстан-2030».

«Стратегией «Казахстан-2050» охвачен весь комплекс управленческого кластера в его функциональной, институциональной, правовой и иных составляющих, внутренних и внешних взаимодействиях.

Отведенного на исполнение «Стратегии «Казахстан-2050» времени по меркам истории не так уж и много. Поэтому и первый год после ее провозглашения, стал весьма насыщенным.

В числе достигнутых результатов, во-первых, создание новой модели государственной службы (сформирован корпус «А», а это – 543 государственных служащих , для которых установлены высокие требования. Количество политических служащих сократилось в 7,5 раз; в регионах обновилась треть акимов районов и городов, а на центральном уровне – 15% руководящего состава исполнительных органов); во-вторых, проведение реформы местного самоуправления (на сельский уровень дополнительно переданы 5000 единиц (должностей), закреплено 67 функций, состоялись выборы 2,5 тысяч местных акимов, что составляет 91% всех акимов страны); принят и реализуется Закон «О государственных услугах »; в-третьих, принят и реализуется Закон «О государственных услугах», что улучшает бизнес среду и повышает доверие граждан к государству; в четвертых, продолжаются востребуемые практикой изменения в системе органов исполнительной власти (преобразуются действующие и учреждаются новые госорганы, расширяются формы участия граждан их деятельности).

В целом государственное управление в Республике Казахстан постепенно преобразуется в публичное управление , основанное на разумных балансах между государственными и общественными началами, между государственными функциями и государственными услугами, на внедрении новейших достижений менеджмента и информационных технологий, на включении в управленческий процесс представителей гражданского общества и самих казахстанцев.

Литература

1. Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. – М., 2004. – С. 173.

2. Japanese Constitutional Law Edited by Percy R.Luney, Jr., and Kazuyuki Takahashi. – University of Tokyo Press, 1993. – P. 45, 88–89, 96–104

3. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М., 1999. – С. 142, 146

4. Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. – Казань, 2006.

5. О пересмотре некоторых нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 8 ноября 2007 года № 9

Форма правления – это организация государственной власти, характеризуемая системой формирования и взаимоотношений между высшими органами государственной власти, характеризует отношения власти по - горизонтали. В РК закреплена президентская форма правления. Однако это не означает, что в Казахстане сложилась классическая президентская республика, как в США. Речь скорее идет о смешанной (полупрезидентской) республике, сочетающей в себе элементы и президентской, и парламентской республики. За основу взята французская модель.

Становление этой формы правления в Казахстане насчитывает 6 этапов:

1. 24 апреля 1990 г. учрежден пост Президента Казахской ССР – главы республики. Первый Президент был избран Верховным Советом. Полномочия Президента ограничивались в значительной степени Президентом СССР и Верховным Советом республики. Совет Министров формировался Верховным Советом и был ему подотчетен.

2. 20 ноября 1990 г. внесены изменения в Конституцию КазССР. Укреплен статус Президента, он стал не только главой республики, но и главой исполнительной и распорядительной власти. Совет Министров преобразован в Кабинет Министров и стал формироваться Президентом. В декабре 1990 г. состоялись всеобщие выборы Президента.

3. 16 декабря 1991 г. провозглашена независимость Казахстана. Президент стал главой независимого государства, отпали его полномочия по –вертикали, с Президентом СССР и союзными органами. 28 января 1993 г. принята первая Конституция РК. Президент – глава государства и глава единой системы исполнительной власти. Правительство формируется Президентом, но для назначения Премьер-Министра и 4 министров (иностранных дел, внутренних дел, обороны и финансов), председателя КНБ требуется согласие Верховного Совета. На этом этапе произошел массовый самороспуск местных Советов в 193 ., закончившийся самороспуском Верховного Совета 12 созыва.

4. Принятие Верховным Советом РК перед самороспуском 10 декабря 1993 г. Закона РК “О временном делегированию Президенту РК и главам местных администраций дополнительных полномочий”, предоставившего Президенту право самостоятельно осуществлять ряд прав, принадлежащих Верховному Совету или им совместно, в т.ч. издавать акты, имеющие силу закона, и назначать референдум. В марте 1994 г. был избран первый профессиональный парламент – Верховный Совет 13 созыва, который постановлением Конституционного Суда РК от 6 марта 1995 г. был признан нелегитимным и в результате распущен Президентом. На этом этапе значительное время в стране не было органа законодательной власти, законодательные полномочия осуществлял Президент. 29 апреля 1995 г. на республиканском референдуме продлены полномочия Президента. Разработан проект новой Конституции.

5. 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме принята вторая Конституция независимого Казахстана. Президент является главой государства, равноудален от всех ветвей власти, не входит ни в одну из них, выполняет функции арбитра между органами власти.

6. 7 октября 1998 г. внесены изменения и дополнения в Конституцию, изменившие требования к Президенту, срок его полномочий, компетенцию, повысившие роль Парламента.

7. 21 мая 2007 г. в Конституцию РК внесены изменения и дополнения, в результате которых Правительство формируется с учетом партийного большинства в Мажилисе и нуждается в его доверии, в случаях, установленных Конституцией, несет ответственность перед Мажилисом. Эти поправки, по сути, обусловили переход к президентско-парламентской республике.

Обретение государственного суверенитета и образование на политической карте мира независимого Казахстана обусловило потребность выработки отечественной модели государства и власти. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев определил перспективу процесса становления современной казахской государственности, отметив, что теперь у народа Казахстана есть «серьезные перспективы на основе уже имеющихся достижений формирования нового типа государственности в терминах...XXI века». Поэтому, прежде всего, казахстанские государственные деятели и государствоведы должны были найти ответы на основные вопросы, предопределяющие выбор формы нового казахстанского государства:

1) Какую выбрать форму правления (президентскую, парламентскую или смешанную)?

2) Каково должно быть государственное устройство (унитарное государство, региональное государство с высокой долей автономии составных частей или федерация)?

3) Какой из механизмов разделения властей и «сдержек и противовесов» обеспечит стабильность и эффективное взаимодействие органов государственной власти?

Итогом ответов на поставленные вопросы должна была стать модель функционирования государства. Конечно, процесс развития новой государственности находится еще в стадии становления, разработки и утверждения в государственно-политической практике новых для республики правовых и управленческих регуляторов. В то же время, сегодня по прошествии уже двадцати лет можно подвести некоторые итоги и проанализировать перспективы.

Исторические традиции развития казахской государственности, новейшая история государственно-правового становления независимого Казахстана обусловили выбор страной президентской формы правления, согласно требованиям, которой Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики, а, по сути, общенациональным лидером.

Казахстан -- унитарная президентская республика парламентского типа. Президент является главой государства и Верховным Главнокомандующим.

Президент Республики Казахстан избирается совершеннолетними гражданами Казахстана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Президента -- 5 лет, однако действующий президент сохраняет полномочия на 7 лет (по прежней версии Конституции) до 2012 года. Текущий Президент Назарбаев находится в своей должности с 24 апреля 1990 года, а руководит Казахстаном с 22 июня 1989 года (21 год на 2010 год).

Первый Президент Казахстана (Нурсултан Назарбаев) в соответствии с Конституционным законом имеет особое политическое и правовое положение: расширенное обеспечение его и его семьи, возможность выступать перед Парламентом, на заседаниях Правительства после прекращения им своих полномочий, а также иные льготные условия.

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Система органов исполнительной власти состоит из министерств, служб и агентств. Законодательную власть осуществляет Парламент. Состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан (14 областей, 2 города). Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учётом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат. Срок полномочий депутатов Сената -- шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса -- пять лет. Судебную власть осуществляют суды: Верховный Суд, областные, военные, городские, районные и специализированные суды. Судебная система республики осуществляется посредством Верховного Суда и местных судебных органов. Верховный Суд Казахстана является высшим судебным органом по гражданским и уголовным делам. Контроль за соблюдением Конституционных законов осуществляет Конституционный совет, который состоит из 7-ми членов, избираемых на 6-ти летний срок. На местах государственное управление принадлежит местным представительным и исполнительным органам. Местные представительные органы - маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц. Местная исполнительная власть представлена областными администрациями во главе с акимами областей. Акимы областей назначаются Президентом страны по представлению премьер-министра.

Проблемы становления и развития президентской формы правления состоят в организации, функционировании и взаимодействии исполнительной власти, законодательных органов государственной власти, судебных органов государственной власти с институтом Президента Республики Казахстан. Детального научного исследования заслуживают структурно-функциональные аспекты реализации полномочий главы государства, поиск новых механизмов и технологий их осуществления.

Проблематика республиканской формы правления Республики Казахстан на нынешнем этапе ее развития является сложной как в практическом, так и в теоретическом отношении. Так, современное состояние научной разработанности понятия «республиканская форма правления» не позволяет в полной мере использовать его в качестве творческой конструкции для фундаментальных теоретических исследований.

Все это затрудняет поиск объективных закономерностей развития республиканской формы правления в условиях формирования нового общественно-политического устройства Республики Казахстан, изучения соответствия казахстанской модели президентской системы правления совокупности исторических, социальных, политических и иных предпосылок ее формирования, уровню политической и правовой культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду других социальных факторов.

Выбор формы правления осуществляется не по воле просто случая, а осуществляется в ответ на конкретные традиции общества, то и этот выбор сознательно принимается как средство решения проблем, представленных этими традициями. Однако анализ показывает, что реальная природа государства и общества не может быть выведена из простого анализа набора учреждений. Следовательно, реальная природа государства и общества может быть исследована исключительно на основе анализа встроенности системы органов и учреждений в контекст конкретного общества. Сами же административные учреждения являются в своей сущности, по меткому определению У.Ливингстона, лишь «институциональными средствами взаимодействия разнообразных социальных отношений с различными народами, погруженными в систему этих отношений».

Главной и основной задачей при формировании институтов государственной власти исторически является выбор разновидности их политико-правового оформления, соответствующей определенной экономической и политической системе общества. Именно такой выбор определяет политико-правовые основы функционирования государственной власти и характер взаимодействия государства и общества. Поэтому очевидно, что форма республиканского правления является одной из важнейших форм государства, характеризующих структуру и порядок взаимоотношений органов государственной власти и населения, механизм взаимодействия основных органов государства - главы государства, высшего представительного и законодательного органа и правительства.

Принцип разделения властей закрепляется в качестве одной из основ конституционного строя Казахстана. Следовательно, исследуя организацию государственной власти Республики Казахстан, надо исходить из того, что она должна эффективно функционировать в условиях разделения властей, что в свою очередь вызывает необходимость рассмотрения теоретических аспектов организации исполнительной власти в теории разделения властей, практических вариантов воплощения данной доктрины в жизнь и выявления критериев эффективности исполнительной власти в условиях разделения властей.

Помимо принципа разделения властей, организация государственной власти предопределяется в первую очередь формой правления в стране, поскольку форма правления есть «наиболее внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти».

Практически все исследователи формы правления в качестве основного критерия определения типа республики называют вопрос об ответственности Правительства. Если Правительство ответственно только перед Президентом то это республика президентская, если только перед парламентом - республика парламентарная. Если же Правительство ответственно и перед Президентом и перед парламентом, то подобную систему называют полупрезидентской или «смешанной» республикой.

Форма правления как элемент формы государства воплощается в множестве моделей. В каждом государстве система формируемой им власти имеет свою специфику, которая определяется многими объективными и субъективными условиями, факторами и причинами. Поэтому любой сравнительный анализ имеет свои пределы, ограничения и является весьма относительным. Причем, везде во власти главным считается не набор известных формальных элементов, скажем, парламент, выборы, разделение власти и т.д., а ее способность обеспечивать целостность, суверенность, безопасность, упорядоченность и развитие общества. Предназначение (миссия) государственной власти усматривается не в ней самой, а в обслуживании ее потребностей, интересов и целей общества, объединенного в соответствующее государство.

Президентская форма правления Республики Казахстан, установленная Конституцией 1995 г., вполне отвечает современным реалиям переходного времени и способствует стабильности курса постепенной политической модернизации страны. Именно в этом историческом контексте необходимо решать вопрос о перспективах совершенствования президентской формы правления в Казахстане, превращения ее президентско-парламентскую.. Основополагающими принципами деятельности казахстанского государства являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в парламенте. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. В Казахстане признается идеологическое и политическое многообразие, не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий, а также незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование общественных объединений.

Обобщая опыт стран Содружества Независимых Государств, можно придти к обобщающему выводу о том, что для Республики Казахстан, как и других постсоветских республик, в условиях переходного времени наиболее предпочтительной является конституционная модель президентско-парламентской формы правления. В этой связи важно отметить, что реализация возможностей сильной президентской формы правления может всемерно способствовать не только эволюционному и политически выверенному воплощению принципа разделения властей, но и позволит усилить роль главы государства как общенационального политического лидера, что может нейтрализовать не только мощный потенциал авторитаризма в условиях переходного периода, но и всемерно помогать становлению эффективной демократической политической системы казахстанского общества.

Кроме того, президентско-парламентская форма правления позволяет интегрировать законодательную и исполнительную ветви власти в единый работающий механизм, основанный на системе сдержек и противовесов, эффективного их взаимодействия. Президент, имеющий весомые полномочия, при этом должен ориентироваться на парламентское большинство и в соответствии с этим строить политику; неотъемлемыми прерогативами Парламента должны стать сильные контрольные полномочия, более эффективный контроль за деятельностью Правительства и др.

Проблема конституционного развития Республики Казахстан является многоаспектной. Один из значимых таких аспектов - историко-правовой, изучение которого позволяет не только охарактеризовать этапы конституционного развития, но и выявить черты и признаки развития самой казахской государственности, особенности становления системы органов государственной власти, конституционно-правовых институтов, государственного устройства и административно-территориального деления.

Началом первого этапа становления современного казахского государства и развития формы правления в нем стало принятие 25 октября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. Декларация наделила государственную власть Казахской ССР верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях, определенных Союзным договором.

Вторым этапом утверждения президентской республики в Казахстане признается принятие 24 апреля 1990 г. на первой сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва Закона «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Закон определил Президента как главу Казахской Советской Социалистической Республики -составной части Союза ССР, что и предопределило особенности конституционно-правового статуса президента республики. Президент наделялся правом представлять Верховному Совету Казахской ССР кандидатуру на пост Председателя Совета Министров Казахской ССР. При этом Президент не признавался главой исполнительной власти. Характерной чертой этого этапа следует признать своеобразный дуализм в осуществлении государственной власти в республике.

Переход к следующему (третьему) этапу последовал достаточно быстро, что обусловлено общим динамизмом развития ситуации как в Советском Союзе в целом, так и в Казахстане. Этот переход связан с принятием Закона Казахской ССР от 20 ноября 1990 г. «О совершенствовании структуры государственной власти и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Положения Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики были инкорпорированы в текст Конституции Казахской ССР 20 ноября 1990 г. посредством Закона «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Согласно изменениям Президент Казахской ССР стал главой высшей исполнительной и распорядительной власти, был учрежден пост Вице-президента Казахской ССР, Совет министров преобразован в Кабинет министров, образованы должности премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов. Вице-президент Казахской ССР избирался Верховным Советом по представлению Президента республики.

Таким образом, говоря о становлении президентской власти в Республике Казахстан, можно отметить, что в самом его начале президентская власть функционировала в системе, приближавшейся к парламентской форме правления: Верховный Совет избирал президента и контролировал правительство, которое было ему подотчетно. В ноябре 1990 г. к президенту перешел весь объем полномочий исполнительной власти. Была сделана попытка сформировать единую исполнительную власть во главе с Президентом, произошло слияние Аппарата Президента и Кабинета Министров. В основу политической системы этого периода была положена классическая модель президентской республики. В целом же в периоде становления президентской власти она становилась и укреплялась как важнейший политический институт, обеспечивающий независимость, самостоятельность Республики.

Но наряду с этими нововведениями в государстве оставалось много пережитков прошлого, и не последнее место в этом списке занимали устаревшие правовая база и законодательство республики. Создав новое государство, новые институты власти, необходимо было привести их в логически завершенную форму. Все эти обстоятельства привели к принятию Верховным Советом почти единогласно (309 из 312 голосов) 28 января 1993 года первой Конституции независимого Казахстана.

Современный этап развития формы правления в Республике Казахстан отсчитывается с 2001 г. Потребность перехода к качественно новому этапу развития формы правления в стране обусловлены тем обстоятельством, что к началу XXI века стало очевидно, что политическое реформирования, уровень развития государственно-правовой системы, механизмы государственного управления не в полной мере отвечали запросам экономического роста. Особо явственно противоречие проявилось в регионах страны. Переломить негативные тенденции был призван Закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан».

По сути, это этап децентрализации осуществления управленческих процессов, перехода на новое качество взаимодействия органов государственной власти, относящихся к ее различным ветвям. Если 1990-е годы характеризуются как период высокой степени централизации власти, что позволило обеспечить стабильность государственного строительства в сложнейшее время, то, начиная с 2001 г., на первый план выходят механизмы децентрализации. Децентрализация названа в качестве значимой линии в Стратегическим плане развития Республики Казахстан.

Совершенствование избранной Казахстаном модели формы правления предполагает создание механизма разрешения и преодоления возникающих конфликтных ситуаций. Важную роль в сдерживании и разрешении конфликтов между различными звеньями единого государственного механизма призваны играть независимые судебные органы, которые способны контролировать законность и правомочность решений и действий органов государственной власти и защитить общество от возможных законодательных нарушений. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, судебная власть осуществляет важные для демократического государства функции правового контроля за деятельностью органов государственной власти. Поэтому любая реформа судебной власти должна заключаться, в первую очередь, в создании условий для осуществления этих функций и повышения эффективности правосудия, а не сводиться к увеличению числа полномочий судебных органов за счет полномочий других органов государственной власти.

Казахстан является крупным государством на территории постсоветского пространства. Что известно об этой стране? Какая форма правления установлена в Казахстане, каковы особенности ее территориального устройства? С опорой на в этой статье будут предоставлены ответы на все актуальные вопросы об устройстве казахского государства.

Общая характеристика Республики Казахстан (РК)

Согласно первой статье казахской Конституции, РК - это демократическое, унитарное и социально-правовое государство с президентской формой правления. Казахстан принял основной закон страны в Спустя два года была принята новая Конституция. В 1998 году в нее был внесен ряд крупных поправок и изменений.

Государственное устройство Казахской Республики базируется на принципе разделения властей. Все властные органы относятся к одной из трех ветвей: законодательной, судебной или исполнительной. Президент же не зависим ни от одной ветви.

Казахское государство делится на регионы. Всего в стране существует 14 областей и 2 города республиканского значения - Алма-Ата и столица Астана. Есть также Байконур - город с особым статусом, который временно арендует Российская Федерация. Население Казахстана - 18 млн человек.

Форма правления в Казахстане

Что такое "форма правления"? Европейская теория государства и права гласит, что это организация власти в стране. Форма правления представляет характеристику взаимоотношениям между государственными органами. Дается представление о вертикально-горизонтальной системе отношений.

В Республике Казахстан форма правления именуется полупрезидентской, или же смешанной. Насколько совпадает казахская система с классической республиканской, как, например, в США? Безусловно, Казахстану далеко до американского устройства. При разработке Конституции и формировании государственного устройства в начале 90-х годов за основу бралась французская модель. Надо сказать, что само формирование сегодняшней формы правления Казахстана проходило по нескольким этапам. О каждой ступени развития будет подробно рассказано далее.

Становления полупрезидентской формы правления в Республике Казахстан

В апреле 1990 года в был учрежден пост главы государства, то есть президента. Первый Президент избирался народными представителями - членами Верховного казахского совета. Права его в значительной мере ограничивались полномочиями Президента СССР и Советом Министров. К слову, сами министры наделялись полномочиями от Верховного Совета.

В ноябре 1990 года было внесено множество изменений в Конституцию Казахской ССР. Был укреплен статус главы государства. Отныне он стал не просто формальным главой республики, но и председателем распорядительной и исполнительной власти. Министерский Совет был преобразован в Кабмин. Формировался он главой государства. В декабре 1991 года состоялись первые выборы казахского Президента. В этом же месяце была провозглашена независимость Казахстана. Президент становится независимым от советских глав государства. 28 января 1993 года была принята первая казахстанская Конституция, в которой провозглашались принципы демократичности, светскости, разделения властей и приоритета правовых основ. Президент становится единственным главой государства и председателем исполнительной власти Казахстана. Какая форма правления в стране установилась по Конституции? Если Президент был поставлен главой исполнительной власти, то в стране установилось президентское правление. Просуществовало оно до 1995 года.

Смена формы правления

До 30 августа 1995 года в РК действовала норма, согласно которой Правительство формировалось по приказу главы государства. Также президент мог наделять полномочиями премьер -министра, а также ряд исполнительных министров. Однако для этого уже требовалось согласие Верховного Совета.

В декабре 1993 года Президенту была предоставлена возможность делегировать дополнительные полномочия главам местных администраций. Подобная мера была принята из-за массового самороспуска членов Верховного Совета. Весной 1994 года был сформирован первый казахстанский Парламент - Верховный Совет 13 созыва. Спустя год он был признан нелегитимным по указу Президента.

Полгода Казахстан не имел законодательного органа власти. Лишь летом 1995 года был разработан текст второй государственной Конституции. Согласно ее положениям, Президент провозглашался равноудаленным от всех ветвей власти. Ему же присваивался статус арбитра. Установилась президентская форма правления в Казахстане.

В настоящее время нормы 1995 года имеют чуть измененный вид. Так, спустя три года после принятия второй Конституции были расширены полномочия Парламента. Несколько изменились права Президента. В 2007 году в Конституцию были внесены поправки. Правительство должно формироваться в соответствии с партийным большинством Мажилиса - нижней палаты казахстанского Парламента. Данная норма утвердила окончательный переход к смешанной республике.

О Президенте Казахстана

Разобравшись с вопросом о том, какая форма правления в Казахстане установлена на данный момент, следует перейти к подробному изучению каждого государственного органа, который и составляет управленческую систему в стране. Однако начать следует с Президента - главы казахского государства.

Президент РК является высшим должностным лицом. Именно он определяет основные направления внешней и внутренней политики, а также обеспечивает функционирование всех государственных инстанций. Наконец, глава казахстанского государства является верховным главнокомандующим в стране.

В основные полномочия Президента входит создание и обнародование законов, роспуск Парламента, наделение полномочиями некоторых должностных лиц, а также ведение международных переговоров. Остальные функции главы государства РК зафиксированы в Конституции. с 1990 года по сегодняшний день - это Нурсултан Назарбаев.

Правительство

Казахстанский орган исполнительной власти возглавляется премьер-министром. Назначается он главой государства с согласия Парламента. В полномочия Правительства входят следующие моменты:

  • законотворческая деятельность в рамках своих полномочий;
  • разработка социально-экономической, оборонной и социальной программ;
  • управление государственной собственностью;
  • наделение полномочиями некоторых должностных лиц;
  • выработка мер внешней политики РК;
  • исполнение других функций и полномочий, зафиксированных в казахстанской Конституции.

Правительство Казахстана слагает свои полномочия лишь после избрания главы государства. Ему же исполнительная власть полностью подотчетна.

Законодательная власть

Основным органом законодательной власти в Казахстане является Парламент. Он имеет двухпалатную структуру. В его составе есть Сенат, формируемый сроком на шесть лет, и Мажилис. Сенат состоит из 47 членов. 32 из них избираются представительными областными органами - по 2 представителя от каждого региона. Остальные 15 человек наделяются полномочиями по приказу Президента. Сенат - это верхняя парламентская палата. Основное назначение - рассмотрение законопроектов, принятых Мажилисом.

Мажилис является нижней парламентской палатой. Избирается этот орган на 5 лет. В полномочия данной палаты входит утверждение бюджета страны, решение вопросов мира и войны, ратификация международных договоров и многое другое.

Судебная власть

Система судов также является элементом смешанной формы правления в Казахстане. Особенности и принципы устройства судебной системы в РК регламентированы Конституцией.

Высший судебный орган в стране именуется Верховным Судом. Его председатель и судьи назначаются Сенатом по представлению Президента. Есть также Высший Судебный Совет - общество, занимающееся финансированием всех судов, представлением кандидатур, а также контролем над судебной системой.

В РК существует Конституционный Совет, в обязанности которого входит осуществление функций Конституционного суда. В систему судебной власти Совет не входит.

Государственное устройство в РК

Разобравшись с тем, что по форме правления Казахстан является президентско-парламенстким (смешанным), следует приступить к изучению территориального устройства государства. В казахстанской Конституции сказано, что страна является унитарной. Это означает, что РК есть неделимое государство с одним бюджетом и единой налоговой системой. Все административно-территориальные единицы в стране не обладают самостоятельностью, а целиком зависят от центра.

В РК есть единая система власти: это один Президент, единое Правительство и Парламент. Налоговая, кредитная и денежная системы также централизованы, а потому не могут обладать суверенитетом на местах.

Таким образом, Конституция Казахстана не предполагает наделения регионов некоторой долей суверенитета, как это предусмотрено, например, в США или в России. В рассматриваемом государстве все едино и строго централизовано.

Административное устройство РК

Казахстанская Республика делится на области и районы. Областей в стране 14, районы же находятся в пределах каждой области. Алма-Аты и Астана являются городами республиканского значения, причем Астана является государственной столицей. Остальные 14 областей именуются следующим образом:

  • Западно-Казахстанская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области;
  • Акмолинская, Алматинская, Жамбылская, Костанайская, Атырауская, Карагандийская, Павлодарская, Кызылординская, Актюбинская и Мангистауская области.

Всего в казахстанских областях - 11 городских и 160 сельских районов, а также 46 городов. В стране 2453 сельских округа. До вхождения в начале XIX века в Российскую Империю Казахстан состоял из 11 областей. Само государство именовалось Казахским Ханством. В составе Российской империи Казахстан включал в себя Закаспийскую и Уральскую области. При этом Букеевская Орда в 1801-1845 гг. входила в состав Астраханской губернии.

Форма правления и форма государственного устройства Казахстана не раз менялись за тысячелетнюю историю страны. Окончательно сформировалось правление лишь в 2007 году - когда были внесены крупные поправки в Конституцию. Процесс же государственного устройства был завершен к 2001 году - тогда центр Алматинской области был перенесен в Талдыкорган.

Экономическое состояние РК

Характеристику территориального устройства и формы правления Казахстана следует дополнить информацией о финансовом и экономическом состоянии государства.

Национальной валютой в стране является тенге. Министерство бюджетного планирования и экономического состояния отвечает в Казахстане за формирование финансово-экономических связей, а также за их развитие. Первый банк в стране именуется Национальным Банком РК. Все активы в государстве сконцентрированы в Самрук-Казыне - крупнейшем холдинге. Он инвестирует крупные проекты, которые направлены на развитие Казахстана.

В стране особенно развита горнодобывающая промышленность. Государство "питается" за счет нефти, угля, газа, руды и прочих полезных ископаемых. Ведущими отраслями промышленности являются цветная и черная металлургия.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Мухамеджанов Бауржан Алимович. Форма правления Республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления: диссертация... доктора юридических наук: 12.00.02 / Мухамеджанов Бауржан Алимович; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ].- Москва, 2007.- 460 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-12/9

Введение

Глава I. Форма правления: понятие, виды 18

1. Развитие представлений о форме правлення в истории политико-правовой мысли 18

2. Мировой опыт трансформации формы правления. Общее прошлое и особенности настоящего развития стран Содружества Независимых Государств 36

3. Форма правления и государственный режим в Республике Казахстан как составные элементы формы современного казахстанского государства 48

Глава II. Конституционная доктрина Республики Казахстан о форме правления: эволюции и современное состояние 61

1. Казахстанская государственность в евразийском контексте: понятие, значение и особенности 61

2. Внешнеполитические аспекты становления казахстанской государственности 104

3 Основные этапы развития формы правления в Республике Казахстан 128

4. Закрепление формы правления в Конституции Республики Казахстан 170

Глава III. Система органов государственной власти Республики Казахстан: принципы построения и функционирования 182

1. Принципы построения и функционирования системы органов государственной власти в Республике Казахстан 182

2. Институт президентства и механизм разделения властей: соотношение в единстве государственной власти 189

3. Представительная власть в системе органов государственной власти Республики Казахстан 210

4. Исполнительная власть в Республике Казахстан 218

5. Организация судебной власти и конституционного контроля в Республике Казахстан 23 7

Глава IV. Республика Казахстан: от президентской республики к президентско-нарламситскон 254

1. Конституционно-правовой статус Президента Республики Казахстан как главы государства 254

2. Обоснование и классификация функций Президента Республики Казахстан 276

3. Роль Президента Республики Казахстан в законотворческом процессе. Правовая природа и виды актов Президента Республики Казахстан 296

4. Администрация Президента Республики Казахстан как организационно-правовой элемент функционирования президентской власти в Казахстане 329

Глава V. Перспективы развития системы государственной власти и формы правлении в Республике Казахстан 353

1. Взаимодействие властей при осуществлении государственной власти в Республике Казахстан 353

2. Эволюция конституционно-правового регулирования организации и функционирования государственной власти в Республике Казахстан 391

3. Основные направления совершенствования системы государственной власти в Республике Казахстан 403

Заключение 424

Список использованных нормативных правовых актов и научной литературы 434

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Обретение государственного суверенитета и образование на политической карте мира независимого Казахстана обусловило потребность выработки отечественной модели организации государства и власти. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев определил перспективу процесса становления современной казахской государственности, отметив, что теперь у народа Казахстана есть «серьезные перспективы на основе уже имеющихся достижений формирования нового типа государственности в терминах... XXI века» .

Современная система государственности Казахстана требует выработки соответствующей модели построения и функционирования государства, определения соответствующих требованиям времени формы правления, государственного устройства, механизмов организации власти, основанных на системе «сдержек и противовесов», способствующих обеспечению стабильности и эффективному взаимодействию органов государственной власти.

Из всех существующих элементов формы государства наиболее значимым признана форма правления государства, которая оказывает значительное влияние на процесс развития новой государственности Республики Казахстан, находящейся еще в стадии становления, разработки и утверждения в государственно-политической практике новых для Республики правовых и управленческих регуляторов.

В то же время по прошествии пятнадцати лет можно подвести некоторые итоги и проанализировать перспективы развития формы государственного правления в условиях проводимых в Республике конституционной и административной реформ.

Исторические традиции развития казахской государственности, новейшая история государственно-правового становления независимого Казахстана обусловили выбор страной президентской формы правления,

1 Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы, 1999. С. 76.

в которой Президент является главой государства и исполнительной
власти, его высшим должностным лицом, определяющим основные
направления внутренней и внешней политики, а, по сути,
общенациональным лидером. Однако развитие демократических основ
конституционного строя Казахстана обусловило необходимость
дальнейшего совершенствования взаимоотношений в системе
организации высших органов государственной власти,

перераспределения функций и полномочий в системе исполнительной власти, усиления парламентского контроля за исполнительной властью, что привело к трансформации формы правления Республики Казахстан в президентско-парламентскую республику.

Обоснование генезиса формы правления должно опираться на научные подходы, которые бы учитывали социокультурные, политические, экономические, территориальные, правовые, исторические и иные особенности развития и нынешнего состояния Казахстана. К большому сожалению, теоретических разработок по этим проблемам крайне мало, а существующие подходы к организационному проектированию властвующих субъектов не всегда применимы на практике.

Формируемая в том или ином государстве система властных институтов, механизм их взаимодействия имеет свои особенности, которые объясняются различными факторами и обстоятельствами, носящими как объективный исторически обусловленный характер, так и испытывающими влияние субъективных факторов. Основным субъективным фактором является наличие в системе государственной власти деятелей, способных принять на себя ответственность за состояние государства.

Проблемы становления и развития президентской формы правления состоят в организации, функционировании и взаимодействии законодательной, исполнительной, судебной власти с институтом

Президента Республики Казахстан. Детального научного исследования заслуживают структурно-функциональные аспекты реализации полномочий главы государства, поиск новых механизмов и технологий их осуществления.

Проведение научных исследований республиканской формы правления Республики Казахстан на современном этапе ее развития обусловлено тем, что данная проблема является сложной как в практическом, так и в теоретическом отношении. Современное состояние научной разработанности понятия «республиканская форма правления» не позволяет в полной мере использовать его в качестве базовой конструкции для фундаментальных теоретических исследований. Все это затрудняет поиск объективных закономерностей развития республиканской формы правления в условиях формирования нового общественно-политического устройства Республики Казахстан, изучения соответствия казахстанской модели президентской системы правления совокупности исторических, социальных, политических и иных предпосылок ее формирования уровню политической и правовой культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду других социальных факторов.

Приведенные обстоятельства объясняют потребность

конституционно-правового анализа как теоретических основ формы правления в Республике Казахстан, так и тех ее признаков, которые определяют структуру и систему государственной власти в этом новом независимом государстве. Значение подобного исследования не ограничивается государственной практикой Казахстана, но полезно также для анализа конституционно-правовых процессов в российской Федерации и других государствах Содружества Независимых Государств.

В этой связи возникает настоятельная потребность творческого развития ранее накопленного опыта в сфере осмысления проблем

совершенствования республиканской формы правления, учитывая, что неполное либо неверное, неточное понимание содержания и сущности институтов государственной власти способно привести к серьезным методологическим ошибкам различного характера. В свою очередь, обогащение и расширение имеющихся общетеоретических знаний о формах республиканского правления будет способствовать решению практических задач совершенствования президентской системы правления как составной части республиканской формы правления, формирования демократической государственности в Казахстане.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Несмотря на обилие научных исследований по теоретико-правовым аспектам проблематики формы правления, следует признать, что эти исследования не анализируют, как правило, реальные государственно-правовые процессы в странах Содружества Независимых Государств. Имеется обширная научная литература по вопросам форм правления и политических режимов зарубежных государств, истории развития представлений о форме правления. Что же касается анализа процессов государственно-правовых реформ в современных условиях, то этот аспект остается одним из наименее освещенных в связи с очевидной политической направленностью. Поэтому особый интерес представляют исследования, в которых рассматриваются не идеальные модели форм правления, а реальные государственно-правовые механизмы. Вопросы государственно-правовых преобразования в Республике Казахстан, равно как и во многих других странах Содружества Независимых Государств, нуждаются в тщательном детальном раскрытии, выявлении общего и особенного, учете опыта преобразований.

Теоретическую основу исследования составили работы известных философов, мыслителей, юристов, таких, как Аристотель, Платон, Г.Гегель, Г.Еллинек, Т.Гоббс, Дж.Локк, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, Ж.Руссо и др.

В работе использованы труды российских государствоведов, в частности, И.К.Блунчли, А.А.Жилина, Н.М.Коркунова, Н.И.Палиенко, Г.Ф. Шершеневича и др.

Диссертант опирался в исследовании на научный анализ формы
правления в мировой, советской и российской юридической науке. При
подготовке диссертационного исследования использовались труды
казахстанских, российских ученых в области теории государства и права,
конституционного права, специалистов из других стран Содружества
Независимых Государств: Б.Ж.Абдраимова, С.А.Авакьяна,

А.С.Автономова, Н.И. Акуева, Г.В.Атаманчука, А.Ш.Арутюняна, М.В. Баглая, Г.В.Барабашева, И.Н.Барцнца, А.А.Белкина, А.Х. Бижанова, Н.А.Богдановой, Н.С.Бондаря, А.В.Васильева, В.Г.Вишнякова, Б.Н.Габричидзе, Г.В.Дегтева, С.З.Зиманова, Д.Л.Златопольского, Б.П.Елисеева, Е.И.Козловой, Е.И.Колюшина, А.К.Котова, Ю.К.Краснова, Б.С.Крылова, О.Е.Кутафина, Б.М.Лазарева, В.В.Лазарева, В.О.Лучина, Б.А.Майлыбаева, В.Л.Малиновского, Г.В.Мальцева, Б.Г.Манова, М.Н.Марченко, А.А. Матюхина, А.А.Мишина, А.А.Муравьева, А.Ф.Ноздрачева, Л.А.Окунькова, В.А.Ржевского, А.Н.Сагиндыковой, А.Х.Саидова, Г.С.Сапаргалиева, С.С.Сартаева, Н.А.Сахарова, Л.Р.Симонишвили, Ю.А.Тихомирова, Б.Н.Топорнина, В.А.Туманова, И.А.Умновой, В.Е.Чиркнна, ЮЛШульженко, Б.С.Эбзеева, ЛМЗнтинаидр.

Правовую основу диссертации составили нормативные правовые акты: конституции Республики Казахстан, Российской Федерации и других государств-участников Содружества Независимых Государств, иных зарубежных стран, законы Республики Казахстан, нормативные правовые акты Президента Республики Казахстан, Мажилиса (парламента), Правительства Республики Казахстан, решения органов конституционного правосудия.

Вопросы деятельности органов государственной власти Республики Казахстан исследованы на основе анализа достижений конституционно-правовой науки в контексте современного состояния системы государственной власти. При этом особенно важны взаимообусловленность и взаимозависимость уровня развития научных представлений о системе государственной власти и реального положения во властных структурах. В диссертации использованы материалы обсуждения ряда законопроектов и практических вопросов в Мажилисе (парламеЕтте), Правительстве Республики Казахстан, Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является формирование на основе анализа международного опыта развития форм правления концепции развития формы правления Республики Казахстан; раскрытие сущности модели реализации принципа разделения государственной власти в условиях перехода от президентской к президентско-парламентской форме правления в Республике Казахстан.

В ходе исследования определены и логически обоснованы взаимосвязь положений и возможностей концепции президентской формы правления с теорией демократического государства и, главное, -их соответствие потребностям современной государственно-правовой практики Республики Казахстан.

Достижение поставленных целей осуществляется в ходе решения следующих задач:

Изучить теоретико-правовые основы государственного режима и формы правления в Республике Казахстан как составных элементов формы современного казахстанского государства;

Раскрыть мировой опыт трансформации формы правления, общего прошлого и особенностей настоящего развития в странах Содружества Независимых Государств;

Проанализировать внешнеполитические аспекты становления казахстанской государственности, значение ее в евразийском контексте;

Исследовать систему органов государственной власти Республики
Казахстан, принципы построения и функционирования данной системы,
особенности модели взаимодействия властей в Республике Казахстан;

Обосновать роль института президентства в механизме разделения властей, его соотношения с другими институтами государственной власти;

Разработать механизмы конституционно-правового
регулирования разделения и взаимодействия властей как основы
стабильности государственной власти в Республике Казахстан;

Проанализировать первые итоги реализации в Республике Казахстан осуществленной в 2007 г. конституционной реформы;

Сформулировать предложения по совершенствованию
законодательного закрепления новой модели построения системы
органов государственной власти в Республике Казахстан.

Проведенное исследование направлено на определение перспектив развития и совершенствования системы государственной власти и формы правления в Республике Казахстан. Опыт конституционно-правового развития Республики Казахстан, исследование происходящих в республике процессов, обусловленных как глобальными тенденциями, так и собственными политическими явлениями, утверждение оптимальной модели государственного управления представляет интерес для понимания аналогичных процессов в других государствах Содружества Независимых Государств, для совершенствования формы правления в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве.

Методологической основой исследования является, прежде всего, институциональный подход к анализу различных аспектов формирования и функционирования системы государственной власти Республики Казахстан. Анализ истории становления и современного состояния формы правления Республики Казахстан предполагает использование различных методов при его оценке и поиске путей разрешения имеющихся противоречий:

интегральный метод определил оптимальное состояние системы государственного управления Республики Казахстан как современного государства, призванного обеспечить динамичное развитие экономики и общества;

ситуационный метод использовался при разрешении конкретных вопросов и противоречий в ходе выбора формы правления в Республике Казахстан и совершенствования модели построения системы органов государственной власти, оптимального разграничения полномочий между ними;

Нормативный метод использован при анализе законодательных актов, изучении изменений в конституционно-правовом регулировании властных правоотношений;

Структурно-функциональный метод был применен при выработке
предложений по совершенствованию системы органов государственной
власти в Республике Казахстан.

В основу исследования различных аспектов современной модели формы правления в Республике Казахстан положены такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, теоретико-прогностический и др. Сравнительно-правовой метод применялся при рассмотрении действующего законодательства Республики Казахстан в сравнении с моделями форм правления, развивающихся в Российской Федерации, других государствах-участниках Содружества Независимых Государств;

конкретно-исторический метод - при анализе истории формирования казахстанской государственности; теоретико-прогностический метод -при подготовке рекомендаций по конкретным вопросам правовой практики и законопроектной работы.

Сочетание приведенных методов предопределило обращение не только к актуальным проблемам конституционного права Республики Казахстан, Российской Федерации, других стран Содружества Независимых Государств, но и к вопросам теории права и государства, международного, административного, муниципального и других отраслей права, позволило, во-первых, оценить современное состояние системы органов государственной власти Республики Казахстан; во-вторых, соотнести его с планами и перспективами развития казахстанской государственности; и, в-третьих, выработать юридические процедуры и правовые механизмы их реализации.

Объект диссертационного исследования составляют конституционно-правовые отношения, складывающиеся в сфере формирования системы органов государственной власти в Республике Казахстан, в механизме их функционирования, взаимодействия и контроля.

Предмет исследовании образуют конституционно-правовые нормы и практика, формирующаяся в процессе осуществления государственной власти Республики Казахстан, включающая становление президентской формы правления и ее преобразование в ходе конституционной реформы в президентско-парламеитскую; модель взаимодействия властей при осуществлении государственной власти в Республике Казахстан; эволюция конституционно-правового регулирования организации и функционирования государственной власти в Республике Казахстан и основные направления ее совершенствования.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем представлен анализ конституционно-правовых преобразований в Республике Казахстан в постсоветский период истории, исследован процесс перехода от президентской к парламентско-президентской республике. Диссертация представляет собой одно из первых комплексных теоретических исследований, посвященных анализу конституционных основ построения системы органов государственной власти в современный период в Республике Казахстан. В работе системно рассмотрены общетеоретические проблемы государственно-правового развития Казахстана с представлением выводов, имеющих практическое значение для развития казахстанской модели формы правления.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

Построение и функционирование современной модели формы правления в Республике Казахстан должно учитывать определенные факторы: а) традиции государственного развития Казахстана в досоветское время; б) опыт государственного строительства Казахской ССР; в) ведущие тенденции совершенствования системы государственного управления в экономически и политически развитых государствах мира. Современное состояние государственности в Республике Казахстан характеризуется формированием новой формы государственного устройства, отражающей уровень развития гражданского общества и демократических институтов, совершенствованием формы правления как важнейшего элемента государства. Казахская государственность формируется в рамках концепции унитаризма, при очевидности такого ее аспекта, как многонациональность. Подобное сочетание обусловлено историческими факторами и воздействием на формирование не только гражданского общества, но и на становление формы правления, развитие структур

государственной власти. В диссертации уточнено соотношение таких государственно-правовых феноменов, как «народ Казахстана», «казахская нация», «национальные группы».

Для Республики Казахстан, как и других постсоветских
республик, в условиях переходного времени наиболее предпочтительной
является конституционная модель президентской формы правления. В
этой связи отмечено, что реализация возможностей сильной
президентской формы правления может всемерно способствовать не
только эволюционному и политически выверенному воплощению
принципа разделения властей, но и позволит усилить роль главы
государства как общенационального политического лидера, что может
нейтрализовать не только мощный потенциал авторитаризма в условиях
переходного периода, но и всемерно помогать становлению эффективной
демократической политической системы казахстанского общества.

Кроме того, президентская форма правления позволяет интегрировать законодательную и исполнительную ветви власти в единый работающий механизм, основанный на системе сдержек и противовесов, эффективного их взаимодействия. Президент, имеющий весомые полномочия, при этом должен ориентироваться на парламентское большинство и в соответствии с этим строить политику. Неотъемлемыми прерогативами Парламента должны стать сильные контрольные полномочия, более эффективный контроль за деятельностью Правительства и др.

Основным и решающим преимуществом президентской формы
правления Республики Казахстан, сделавшей ее легитимной в глазах
казахстанского общества, является обеспечение главой государства
политической стабильности страны в условиях переходного периода. В
условиях распада Советского Союза, приведшего к кризису
государственной власти в целом, образованию политического вакуума,
полному разрыву правовой преемственности страны, единственно

правильной и закономерной явилась апелляция всех слоев казахстанского
общества к сильной президентской власти. В период тотального кризиса
самой государственной власти и системы государственного управления
именно президентская власть стала едва ли не единственным
воплощением государственного суверенитета, сохранив

конституционный характер политического процесса, не дав ему выйти за рамки правового поля. Формирование эффективной президентской формы правления в значительной степени ослабило и авторитарные тенденции, позволив избежать установления военно-полицейской диктатуры, опирающейся на режим чрезвычайного положения.

Президентская форма правления Республики Казахстан, установленная Конституцией 1995 г., отвечает реалиям переходного времени и способствует стабильности курса постепенной политической модернизации страны. Именно в этом историческом контексте необходимо решать вопрос о перспективах совершенствования президентской формы правления в Казахстане, включения в нее элементов президентско-парламентской формы.

В диссертации дана авторская периодизация становления и
развитие формы правления в Республике Казахстан. Выявлена динамика
перехода от Советской республики, основывавшейся на идее
полновластия Советов, совмещения ими функций исполнительной и
законодательной власти, к президентской республике, а с 2007 г. - к
президентско-парламентской республике, которая предполагает
следование принципу разделения властей, утверждения в Казахстане
правового социального государства. Обосновано, что 21 мая 2007 г.
Казахстан вступил в новый этап своего общественно-политического
развития.

Обоснованы предложения по более детальной правовой
регламентации статуса и форм деятельности Премьер-министра
Казахстана в соответствии с его ролью должностного лица, наделенного

широкими и разнообразными полномочиями по решению государственных дел.

Сформулированы предложения по совершенствованию процедур и правового регулирования формирования и деятельности органов исполнительной власти, в соответствии с которыми необходимо:

а) определить систему и структуру исполнительной власти в
Республике Казахстан, уточнить состав Правительства Республики
Казахстан (в контексте того, руководители каких органов
исполнительной власти входят в Правительство по должности) и порядок
его нормативного закрепления;

б) конкретизировать правовой статус и правовое регулирование
различий между видами органов исполнительной власти (министерство -
агентство);

в) устранить недостатки в процедуре дачи согласия парламентом на
назначение Президентом Премьер-министра, поскольку несогласие
высшего представительного органа с предложенной кандидатурой влечет
возможность его роспуска, что фактически придает данной процедуре
формальный характер;

г) определить механизмы ответственности Правительства и
усиления контроля представительных органов государственной власти за
исполнительными органами власти в соответствии с Конституцией
Республики Казахстан, подобная ответственность и подконтрольность
должны соответствовать избранной Казахстаном модели «сдержек и
противовесов»;

д) необходимо дать законодательное определение как видов
существующих органов исполнительной власти, так и должностей (таких,
как министр, министр «без портфеля», руководитель центрального
исполнительного органа, не входящий в состав Правительства).

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение диссертации состоит в представлении концепции

развития формы правления Республики Казахстан, осуществляемом в ходе анализа общеметодологических аспектов теории государства и права, исследования особенностей становления системы государственной власти в Республике Казахстан в ходе конституционной реформы в 2007 г. Особое внимание в диссертации было уделено структурно-функциональным аспектам реализации компетенции органов государственной власти Республики Казахстан, управлению этим процессом, поиску новых механизмов и технологий осуществления полномочий этих органов, их кадрового обеспечения, а также вопросам совершенствования системы государственного управления, недопущения дублирования структур президентской власти с иными государственными органами.

В диссертации высказаны и обоснованы рекомендации по разработке ряда законопроектов и внесению изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок формирования и деятельности органов государственной власти Республики. Содержащиеся в работе положения, выводы и предложения по актуальным вопросам государственно-правового развития Республики Казахстан формируют необходимую теоретическую базу при обосновании практических мер по совершенствованию механизмов построения и функционирования системы государственной власти в Казахстане, направленных на обеспечение стабильности государственного управления.

Особой сферой практического применения материалов диссертации является область законопроектных работ. Рекомендации непосредственно предполагают разработку ряда законопроектов по развитию формы правления и взаимодействия органов государственной власти в Республике Казахстан. Диссертационное исследование может быть использовано в процессе преподавания теории и истории государства и

права, конституционного, международного, административного права, политологии, ряда других государственно-правовых дисциплин.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы одобрены и рекомендованы к защите на кафедре государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, отражены в монографиях, иных научных публикациях диссертанта.

Авторские разработки нашли применение при подготовке аналитических записок, а также разработке нормативных правовых актов в Парламенте Республики Казахстан. Материалы исследований использовались автором в его практической деятельности, а также в выступлениях на международных, казахстанских и всероссийских научных конференциях, при чтении курсов лекций по курсу конституционного права.

Структура работы отражает логику исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих девятнадцать параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых источников и научной литературы.

Мировой опыт трансформации формы правления. Общее прошлое и особенности настоящего развития стран Содружества Независимых Государств

В каждом государстве система формируемой им власти имеет свою специфику, которая определяется многими объективными и субъективными условиями, факторами и причинами. Поэтому любой сравнительный анализ имеет свои пределы, ограничения и является весьма относительным. Причем, везде во власти главным считается не набор известных формальных элементов, скажем, парламент, выборы, разделение власти и т.д., а ее способность обеспечивать целостность, суверенность, безопасность, упорядоченность и развитие общества. Предназначение (миссия) государственной власти усматривается не в ней самой, а в обслуживании ею потребностей, интересов и целей общества, объединенного в соответствующее государство.

Представляет интерес сравнительно-правовой анализ организации государственной власти в различных государствах. Американскими учеными М.Шугартом и Д. Кэри разработана двухмерная модель для сравнительного исследования властных институтов различных государств1. В рамках этой модели проблема формы правления может быть сведена к двум ключевым для нее вопросам:

1. Кто и в какой степени контролирует состав правительства: парламент или глава исполнительной власти?

2. Возможно ли сосуществование правительства и парламента в условиях взаимного недоверия?

Комбинация ответов на эти вопросы служит основой для классификации четырех идеальных типов форм правления:

президентский тип, признаками которого являются всенародные выборы главы страны, определяющего состав кабинета и имеющего широкие нормотворческие полномочия;

президентско-парламентский тип: всенародные выборы главы государства, располагающего широкими нормотворческими полномочиями, определяющего состав кабинета с полного или частичного согласия парламента и в ряде случаев имеющего право роспуска парламента при вынесении им недоверия правительству;

премьер-президентский тип: всенародные выборы главы государства, обладающего широкими нормотворческими полномочиями при подотчетности правительства парламенту;

парламентский тип: глава государства независимо от характера и способа избрания весьма ограничен в своих полномочиях, а правительство подотчетно парламенту.

Все типы формы правления в той или иной форме имели место в отдельных странах постсоветского пространства в последнее десятилетие. Применение данной типологии позволит оценить динамику развития институциональных изменений в системе органов власти и в странах, не столь существенно продвинувшихся по пути демократии.

Справедливости ради следует отметить, что в мире не существует

38 раз и навсегда установленных единых трафаретов относительно формы (системы) правления, формы территориального устройства государства. С точки зрения либерально-западной идеологии, эти вопросы не имеют принципиальной важности. Более того, в этих государствах они решаются по-разному.

Понятно, что выбор формы государственности зависит от конкретной ситуации и условий, в которой он происходит. К примеру, в странах Восточной Европы, принадлежавших ранее к той же системе государственного устройства, к которой относилась и наша республика, «чем значительней была роль реформированной компартии (или ее бывших видных функционеров) в ходе перемен, тем сильнее был созданный институт президента, чем выше была роль бывших диссидентов, тем сильнее стал парламент. Во всех случаях институт президента создавался и наделялся конкретными полномочиями под (или против) конкретного политика, однако затем происходила корректировка с учетом требований реальности»1.

Как пишет П.А.Сахаров, президентская форма правления существует более чем в 63 странах мира. Из 183 государств, входивших в начале 1993 г. в ООП, свыше 130 имели в своем государственном устройстве пост президента. Однако при этом в разных странах президенты имеют не одинаковый объем полномочий. Учитывая многолетний конституционный опыт развитых зарубежных стран, а также ситуации, сложившейся в стране, 24 апреля 1990 г. в Казахстане был учрежден пост президента Республики.

Это событие повлекло за собой большие политические дебаты в кругах ученых, политических деятелей, среди граждан нашей республики. Бесспорно, были мнения «за» и «против». Главный довод сторонников введения поста президента заключался в следующем: данный институт должен обеспечить единство государственной власти, переход к новым политическим и экономическим отношениям. «Во сто крат важнее увидеть за президентской формой правления образ будущего страны, - отмечал в своей речи Назарбаев Н.А., - черты разумного соотношения законодательной и исполнительной власти. Поиски справедливого, гуманного демократического устройства общества неизбежно ставит вопрос о гарантиях их защиты. Президентская власть, по нашему убеждению, может стать таким гарантом, ибо содержит в своей основе регулирующее начало, способное придать всем видам государственной власти гармоничную целостность» .

Таким образом, исходя из изложенного, необходимо подчеркнуть, что стратегической целью конституционных преобразований в новом независимом Казахстане было признано создание конституционной базы подлинно демократического общества.

В связи с введением института президента были в то время и такие вопросы: «Следует ли сохранять пост премьер-министра или президент сам должен осуществлять повседневное руководство правительством? Каким должен быть объем полномочий президента и каким -правительства республики? Как нужно строить отношения президента с местной властью?»3

Внешнеполитические аспекты становления казахстанской государственности

Развитие суверенного Казахстана на внешнеполитической арене следует подразделить на три условных периода: 1) становление внешнеполитической деятельности в начале 90-х годов XX века; 2) ее углубление, начиная со второй половины 90-х годов XX века; 3) изменение внешней политики в новых условиях международных отношений и стратегических приоритетов, вызванных последствиями террористических актов 11 сентября 2001 года.

Начало внешней политики в казахском государстве обычно связывают с первыми независимыми его шагами2. Но они не происходили на «голом» месте. Некоторый опыт внешних сношений уже был. Представительства союзных республик в Москве взаимодействовали с центром и между собой; имело место в отдельных случаях и экономическое сотрудничество республик с другими государствами; министерства иностранных дел союзных республик, обладавших ограниченным суверенитетом, выполняли внешнеполитические функции, хотя и в условиях подчинения союзным внешнеполитическим ведомствам.

Относительно исторической обусловленности настоящего представляется уместным привести известную фразу К.Маркса: «Люди сами делают свою историю, но они делают ее не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые они не сами выбирали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых»2.

С обретением суверенитета перед республикой встала проблема проведения собственной внешней политики. Сам факт появления на политической карте мира независимого государства естественным образом ставит вопросы о характере его взаимоотношений со своим ближним и дальним окружением, об определении его места и роли в региональной и глобальной системах международных отношений.

Значимый вопрос - главная цель внешней политики Казахстана. Ей подчинено решение триединой задачи: формирования концепции национальной безопасности; разработки внешнеполитической доктрины; поиска союзников (в сфере международной, военной, оборонной политики, в решении проблем национальной и региональной безопасности), а также торгово-экономических партнеров.

Внешнеполитическая деятельность и международные отношения не являются самоцелью. Они оказывают обратное воздействие на политическую систему государства. Механизм такого воздействия может быть объяснен при помощи так называемой «информационно-кибернетической модели» политической системы американского политолога К. Дойча. Согласно его теории, политическая система принимает информацию через так называемые «рецепторы» (внешнеполитические - информационные службы и др.; внутриполитические - центры изучения общественного мнения), где происходит селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных. На следующей фазе новая информация обрабатывается в рамках блока «памяти и ценностей», где сравнивается с уже имеющейся старой информацией и оценивается сквозь призму ценностей, норм и стереотипов. После чего правительство («центр принятия решений»), уже имея окончательное представление о том, насколько сложившаяся под воздействием информации новая политическая ситуация соответствует интересам и целям, принимает соответствующее решение по регулированию текущего состояния системы. И, наконец, «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения, результаты которых в виде новой информации по «обратной связи» поступают к «рецепторам» и, таким образом, система вступает в новый цикл функционирования.

Само собой разумеется, что результат воздействия, о котором идет речь, формализуется в правовых нормах. Так, Конституция Республики Казахстан является документом, вобравшим в себя все наиболее ценное, демократичное, гуманное, что содержится в общепризнанны международно-правовых актах1. «Изнутри» специфику внешней политики Казахстана детерминируют особенности политической системы государства: особенности политической организации страны, особенности политического сознания населения, стабильность политического режима, степень авторитетности политического руководства и конкретных политических лидеров.

Институт президентства и механизм разделения властей: соотношение в единстве государственной власти

1) традиций государственного развития Казахстана в досоветское время;

2) опыта государственного строительства Казахской ССР;

3) ведущих тенденций совершенствования системы государственного управления в экономически и политически развитых государствах мира.

Среди конституционных принципов Республики Казахстан нашлось место и принципу единства государственной власти, берущей свое начало в едином источнике власти - народе Казахстана. П. 4 ст. 3 Конституции Республики Казахстан закрепляет положение: «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебные ветви и взаимодействия между собой с использованием систем сдержек и противовесов».

Конституционная система власти включает в себя не только те органы государственной власти, которые названы в тексте Конституции. В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов власти. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов власти разного уровня.

В современных условиях довольно остро стоит проблема конституционализации действующего законодательства. Это обусловлено наличием еще довольно объемной части действующего законодательства, принятого до Конституции Республики Казахстан 1995 года. Кроме того, и в настоящее время органы власти допускают принятие норм, противоречащих требованиям Конституции Республики Казахстан.

Функциональный аспект реализации принципа разделения государственной власти в Республике Казахстан (судя по научной литературе) признан, понят и не вызывает особых дискуссий. Сложнее обстоит дело с анализом и оценкой системы органов, которые реализуют различные формы государственной власти и, особенно, со структурой их взаимоотношений между собой (с сотрудничеством, с одной стороны, со «сдержками и противовесами», с другой).

Распределение функций между государственными органами как необходимая гарантия политической свободы в обществе должно быть устойчивым и неизменным. Это возможно только в том случае, если ни один из государственных органов не является настолько сильным, чтобы узурпировать полномочия других. Поэтому необходимо, чтобы один государственный орган мог сдерживать другой, необходимо равновесие, балансирование отраслей власти. Это призвана обеспечивать так называемая система «сдержек и противовесов».

Обоснование и классификация функций Президента Республики Казахстан

Рассмотрим полномочия Президента Республики Казахстан в сравнении с общепринятыми полномочиями президента при президентской форме правления1.

Полномочия Президента Республики Казахстан и президента при президентской республике (общепринятая модель)

Внешняя политика - одна из важнейших сфер деятельности государства, и закономерно, что в ней значительна роль его главы. Президент, являясь по своему конституционному статусу главным представителем государства в международных отношениях, наделен соответствующими полномочиями1. Их обобщенный вариант дан Сахаровым Н.А., согласно которому Президент:

1) осуществляет общее руководство внешней политикой;

2) ведет международные переговоры;

3) заключает межгосударственные договоры;

4) решает вопросы войны и мира;

5) расходует по своему усмотрению средства из бюджетных ассигнований на внешнеполитические акции;

6) руководит внешнеэкономической политикой;

7) назначает послов и других представителей страны за рубежом;

8) принимает верительные грамоты у аккредитованных при нем послов;

9) принимает решение об установлении дипломатических отношений с другими государствами или о вступлении в международную организацию;

10) в соответствии с дипломатическим протоколом встречает и провожает глав государств, посещающих страну с официальным визитом1.

Обладая всеми вышеназванными полномочиями в сфере внешней политики, Президент Казахстана выдает полномочия на ведение переговоров и подписание межгосударственных договоров, заключенных Республикой, вносит в Парламент межгосударственные договоры, заключенные Республикой, на ратификацию, а также представление о денонсации международных договоров, заключенных Республикой. Принимает решение о приостановлении действия международных договоров, заключенных Республикой и не подлежащих ратификации.

Проводя курс внутренней и внешней политики государства, Глава государства обращается с ежегодным устным или письменным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики Казахстана. Если послание оглашено на сессии Парламента, то оно не обсуждается и вопросы по нему не задаются.

Послание является политическим документом, носит программный характер и находит свою реализацию и воплощение в деятельности Парламента, Правительства и иных органов государственной власти,

поскольку только Глава государства наделен правом определять основные направления внутренней и внешней политики страны. Следует особо отметить послание народу Казахстана от 10 октября 1997 года «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев»1, наметившее основные приоритеты и направления внутренней и внешней политики общества до 2030 года.