Форма правления Республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления Мухамеджанов Бауржан Алимович. Президентская форма правления республики казахстан

Согласно Конституции , Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент избирается на пять лет из граждан не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.

Правительство возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Члены Правительства подотчетны палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.

Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат.

Срок полномочий депутатов Сената - шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса - пять лет.

Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Местные органы власти

В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

Политические партии

Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных партий. Хотя в стране действует более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы. Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров. В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия «Желтоксан», а также объединения «Азамат» и «Азат», в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения «Лад» и «Единство». Интересы казахских националистов выражает движение «Алаш».

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

В Казахстане утверждена республиканская форма правления. Юридическими основами для выбора такой формы правления являются следующие конституционные положения:

народ как единственный источник государственной власти:

разделение государственной власти на ветви: законодательную, исполнительную, судебную

верховенство и высшая юридическая сила Конституции, принятой народом.

Парламент сам по себе может служить как монархической, так и президентской форме правления. Но при республиканской форме правления над Парламентом не довлеет монарх, как правило, обладающим абсолютным вето. Парламент создается народом Казахстана непосредственно (Мажилис) и через посредство своих представителей (Сенат). Парламент Казахстана как представительный орган от имени народа осуществляет законотворческий процесс. Республиканская форма правления может предоставлять максимум или минимум свобод гражданам.

Конституция Республики Казахстан предоставляет гражданам достаточно широкий круг прав и свобод, чтобы они могли пользоваться ими для удовлетворения необходимых политических, материальных, духовных потребностей. Так, избирательное законодательство создает условия для того, чтобы значительная часть населения могла участвовать в выборах депутатов представительных органов. Конституция Республики Казахстан не только провозглашает народ единственным источником государственной власти. Она проводит правовую основу для реализации суверенитета народа. Народ в праве принимать акты, Имеющие самую высшую юридическую силу. В соответствии с Конституцией право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту и Парламенту Республики Казахстан. Здесь заложена глубокая демократическая идея. Парламент, как и Президент, выступая от имени народа, выражает не свою собственную субъективную волю, а волю и интересы народа. Только в таком случае выступление от имени народа является конституционным. Осуществление государственной власти тремя ее ветвями в рамках предоставленных им полномочий не позволяет узурпировать власть и тем самым обеспечивает функционирование государственных органов на основе демократических начал. Так, законодательством занимается только Парламент. И лишь в предусмотренных Конституцией случаях законодательными полномочиями может пользоваться Президент. Исполнительная власть, ни при каких обстоятельствах не осуществляет законодательные полномочия. То же самое относится к судебным органам. Этим самым поддерживаются высший авторитет и юридическая сила законов, выражающих концентрированную волю народа.

Республиканская форма правления не признает наследственной власти или обладания государственной властью в течение длительного времени.

Республиканская форма правления не просто основывается на воле народа. Она ориентирует государственные органы на защиту прав, свобод и законных интересов граждан, на согласование их с интересами государства. При этом обеспечивается приоритет прав, свобод человека над государственными интересами. Государство не может ограничивать права и свободы человека, гражданина, кроме случаев, прямо предусмотренных в Конституции. В Конституции Республики Казахстан отмечено, что права и свободы гражданина могут быть ограничено только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Здесь следует обратить внимание на два важных обстоятельства.

Первое - это возможность ограничения прав и свобод в исключительных случаях и то на основе и в соответствии с законом, т.е. нормативным правовым актом, принимаемым Парламентом, а в определенных случаях - Президентом. Никаким другим подзаконным актом, даже самого высокого уровня, нельзя ограничивать права и свободы человека и гражданина под предлогом защиты конституционного строя, охраны общественного порядка и. т.д.

Второе - это защита общественной нравственности. Нравственные нормы не такие четкие и формально определенные, как правовые нормы. Но тем не менее они являются основой формирования правовых норм и служат цементирующим элементом общественной жизни. Конституционная защита общественной нравственности является высшим проявлением гуманизма республиканской формы правления в Казахстане.

Институт президентства в Казахстане начал складываться за несколько месяцев до развала СССР. Верховный совет Казахской ССР 24 апреля 1990 года принял закон об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении соответствующих изменений в Конституцию Казахской ССР. Закон определил место президента в системе высших органов государственной власти, а также его полномочия. В этом законе, имевшим конституционное значение, не было речи о разделение государственной власти. Еще сохранялось всевластие Советов. Более того, на Президента возлагалась обязанность "способствовать осуществлению Советами народных депутатов полновластия". Верховный Совет оставался высшим государственным органом, имевшим право решать все вопросы государственной жизни. Первый Президент Казахской ССР был избран Верховным Советом КАЗССР тайным голосованием. Первым Президентом Казахской ССР стал Н.А. Назарбаев. Анализ полномочий Президента показывает, что он во многом был зависим от Верховного Совета Казахской ССР, хотя и назывался главой Республики, не был главой суверенного, независимого государства. Действия и полномочия Казахской ССР ограничивались компетенцией Верховного Совета СССР и Президента СССР.

Такой статус Президента Казахской ССР сохранялся до развала СССР и принятия декларации о суверенитете Казахской ССР. На этом этапе можно говорить о полновластии Верховного Совета, своеобразной парламентарной Республике. В то же время в Конституции Казахской ССР содержались полномочия, которые впоследствии получили дальнейшее развитие. К ним, в частности, относятся право вето, полномочия по обеспечению взаимодействия высших органов государственной власти и управления Казахской ССР, приостановлению действия актов Правительства Республики.

С момента провозглашения независимости Республики Казахстан начинается второй этап формирования института президентства.

Главное на этом этапе - Президент становится главой независимого государства. В связи с этим отпали полномочия, связанные со взаимодействиями с союзными органами, в особенности с Президентом СССР, поскольку такового не стало. В связи с принятием принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви Президент был признан не только главой государства, но и исполнительной власти Республики.

Первый, сильный прорыв к президентской системе правления был сделан Верховным Советом Республики Казахстан в декабре 1993 года, когда им было делегировано Президенту право принятия законов. Это была конституционная новелла, принятая Верховным Советом накануне своего роспуска. Можно считать, что с момента принятия Закона о делегировании Президенту временно законодательных полномочий начался процесс быстрого формирования президентской формы правления в Республике Казахстан. В Конституции Республики Казахстан 1995 года Казахстан провозглашен унитарным государством с президентской формой правления. В Конституции употреблено выражение "президентская форма правления". Такое понятие в определенной степени является спорным. В научной литературе под "формой правления" понимаются республика и монархия. Президентская власть так же, как парламентарная власть, в литературе характеризуется как система правления. .

В Республике Казахстан по Конституции 1995 года установлена президентская система правления. Президентская система правления Республики Казахстан характеризуется следующими моментами:

Президент - глава государства.

Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом, и только в случаях, предусмотренных в Конституции, оно подотчетно Парламенту.

Президент назначает членов Правительства.

По собственному усмотрению увольняет членов Правительства.

Имеет право вето на законы, принятые Парламентом.

В случаях, предусмотренных Конституции, Президент издает законы, а также указы, имеющие силу законов.

Президент может определять первоочередность принятия законов:

может распустить Парламент:

по должности является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами:

по своему усмотрению определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, следовательно, и Правительства:

имеет право на созыв внеочередной сессии Парламента по своему усмотрению:

имеет право на проведение референдума по собственному усмотрению:

имеет ограниченное право вводить чрезвычайное положение в стране:

имеет ограниченное право вводить на всей территории или в отдельных ее местностях военное положение, частичную или общую мобилизацию:

имеет право помилования, награждений, предоставления гражданства:

Указанные положения статуса Президента Республики Казахстан

свидетельствуют об установлении президентской системы правления с некоторыми своеобразными чертами. Именно такими моментами характеризуются в основном полномочия президентов при президентской системе во всех государствах. .

Президентская форма правления - особенность формы правления в Республике Казахстан, заключающаяся в том, что в системе разделения власти Президент Республики занимает правовой статус «над ветвями власти. Это означает, что Президент Республики Казахстан по своему правовому статусу не интегрирован, не «вмонтирован» ни в каком объёме ни в одну из ветвей государственной власти – ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную, и находится вне ветвей государственной власти как глава государства и как его высшее должностное лицо. Поэтому в соответствии со статьёй 40 Конституции Республики Казахстан 1995 года именно Президент Республики определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях и обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Кроме того, Президенту Республики принадлежит неограниченное право выступать от имени народа и государства, как избираемому прямо и непосредственно народом.

С другой стороны, конституционные полномочия Президента Республики позволяет ему вторгаться в сферу полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти. В сфере законодательной ветви государственной власти Президент Республики Казахстан по вопросам, связанным с законотворческим и законодательным процессом:

Вправе инициировать на совместном заседании Палат Парламента вопрос о делегировании ему законодательных полномочий в порядке подпункта 3 статьи 53 Конституции. В случае, если Парламент делегирует Президенту Республики законодательные полномочия, Президент Республики будет издавать законы.

Кроме того, Президент Республики в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Конституции обладает правом законодательной инициативы. Президент Республики, как и депутаты Парламента или Правительство, может инициировать те проекты законов, которые предусматривают сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов. Как правило, проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики. Однако для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики, не требуется положительного заключения Правительства, даже если проекты законов, инициированные Президентом Республики, будут предусматривать сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов (п.6 ст.61 Конституции). Президент Республики также поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента. В данном случае содержание законопроектов может определяться Президентом Республики. Кроме того, Президент Республики вправе передать на рассмотрение Парламента проект о внесении изменений и дополнений в Конституцию.

Пункт 2 статьи 61 Конституции устанавливает, что Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.

Кроме того, Президент Республики не только подписывает законы, но и обладает правом вето на законы, принятые Парламентом, а также может обратиться в Конституционный Совет о проверке конституционности законов, принятых Парламентом. Правда, Парламент может преодолеть возражения Президента на принятые Парламентом законы не менее чем двумя третями голосов депутатов каждой из Палат Парламента путем последовательного рассмотрения данного вопроса вначале в Мажилисе, а затем в Сенате. Возражения Президента на конституционные законы преодолеваются в таком же порядке, но не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента (п.п.2 п.2 ст.54 Конституции).

В период между сессиями Парламента Президент Республики по собственной инициативе, по предложению председателей Палат или не менее одной трети от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередную сессию Парламента. На ней могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для ее созыва, в том числе, на наш взгляд, вопросы, связанные с необходимостью срочного принятия тех или иных законов, либо ратификации международных договоров Республики Казахстан.

Президент Республики, как и Премьер-Министр и члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель Комитета национальной безопасности имеет право присутствовать на любых заседаниях Палат Парламента и быть выслушанным, например, по вопросам содержания тех или иных законопроектов.

Президент Республики после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром обладает правом досрочного роспуска Парламента или Мажилиса Парламента. Однако здесь следует иметь в виду, что в отличие от других стран, где главы государств могут распускать только нижнюю палату парламента, Президент Казахстана может распустить Парламент страны целиком вместе с Сенатом и Мажилисом или только Мажилис Парламента. Основания роспуска Парламента или Мажилиса Парламента Президентом Республики установлены в пункте 1 статьи 63 Конституции. Роспуск Парламента или Мажилиса Парламента может быть связан и с вопросами законодательного (законотворческого) процесса. Тем самым, Президент Республики может активно влиять на законодательную ветвь государственной власти по вопросам законотворческого и законодательного процесса.

В сфере исполнительной ветви государственной власти Президент Республики Казахстан:

Образует Правительство в порядке, предусмотренном Конституцией. Указанное полномочие Президента Республики включает в себя назначение с согласия Мажилиса Парламента Премьер-Министра Республики, определение структуры Правительства, назначение на должности членов Правительства и т.п. Кроме того, Президент Республики образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам. Президент Республики в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки Правительства или любого его члена, а также вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена.

На уровне местных исполнительных органов Президент Республики назначает акимов областей, городов республиканского значения и столицы с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы. Акимы иных административно-территориальных единиц могут либо назначаться, либо избираться на должность, но в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей. Здесь неясно, вправе ли Президент Республики освобождать по своему усмотрению выборных акимов от должностей, или только назначаемых (см. пункт 4 статьи 87 Конституции).

Что же касается полномочий Президента Республики в отношении актов исполнительной ветви государственной власти, то он отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы (п.п. 3 ст.44 Конституции).

Кроме того, Президент Республики обладает полномочиями в отношении государственных органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных по вопросам образования, упразднения и реорганизации этих органов, а также назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей. Эти органы могут входить в систему исполнительных органов Республики в зависимости от их целей, задач, функций, полномочий и т.п. Президент Республики обладает также иными полномочиями в отношении органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных.

В сфере судебной ветви государственной власти Президент Республики Казахстан:

Основываясь на рекомендации Высшего Судебного Совета, представляет Сенату Парламента для избрания на должности и освобождения от должности Председателя и судей Верховного Суда Республики, а также по рекомендации Высшего Судебного Совета назначает на должности и освобождает от должностей председателей и судей местных и других судов.

Кроме того, Президент Республики осуществляет помилование граждан, в том числе приговоренных судом судебной системы Республики Казахстан к смертной казни. Тем самым, обвинительный приговор суда о смертной казни может быть не приведен в исполнение, если Президент Республики помилует приговоренного к смертной казни. Следует еще иметь в виду, что не могут быть предметом рассмотрения в суде действия Президента Республики Казахстан 126 .

Кроме того, Конституция и законы Республики Казахстан предусматривают Президенту Республики осуществлять другие полномочия, например, внести возражения на решения Конституционного Совета в целом или в его части и т.п., которые характеризуют особенность президентской формы правления в Республике Казахстан.

Схема

Государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов

Президент

Республики Казахстан

обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом

Представительная власть 127

Исполнительная власть

Судебная власть

Парламент

Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент относится к законодательной ветви власти

Правительство

Республики Казахстан

осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью

Верховный Суд

Республики Казахстан

является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики

Местные представительные органы – маслихаты

выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление. Маслихаты не относятся к законодательной ветви власти, поскольку маслихаты не издают законодательных актов

Местные исполнительные органы

входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории

Местные идругие Суды Республики , учреждаемые законом

Форма правления – это организация государственной власти, характеризуемая системой формирования и взаимоотношений между высшими органами государственной власти, характеризует отношения власти по - горизонтали. В РК закреплена президентская форма правления. Однако это не означает, что в Казахстане сложилась классическая президентская республика, как в США. Речь скорее идет о смешанной (полупрезидентской) республике, сочетающей в себе элементы и президентской, и парламентской республики. За основу взята французская модель.

Становление этой формы правления в Казахстане насчитывает 6 этапов:

1. 24 апреля 1990 г. учрежден пост Президента Казахской ССР – главы республики. Первый Президент был избран Верховным Советом. Полномочия Президента ограничивались в значительной степени Президентом СССР и Верховным Советом республики. Совет Министров формировался Верховным Советом и был ему подотчетен.

2. 20 ноября 1990 г. внесены изменения в Конституцию КазССР. Укреплен статус Президента, он стал не только главой республики, но и главой исполнительной и распорядительной власти. Совет Министров преобразован в Кабинет Министров и стал формироваться Президентом. В декабре 1990 г. состоялись всеобщие выборы Президента.

3. 16 декабря 1991 г. провозглашена независимость Казахстана. Президент стал главой независимого государства, отпали его полномочия по –вертикали, с Президентом СССР и союзными органами. 28 января 1993 г. принята первая Конституция РК. Президент – глава государства и глава единой системы исполнительной власти. Правительство формируется Президентом, но для назначения Премьер-Министра и 4 министров (иностранных дел, внутренних дел, обороны и финансов), председателя КНБ требуется согласие Верховного Совета. На этом этапе произошел массовый самороспуск местных Советов в 193 ., закончившийся самороспуском Верховного Совета 12 созыва.

4. Принятие Верховным Советом РК перед самороспуском 10 декабря 1993 г. Закона РК “О временном делегированию Президенту РК и главам местных администраций дополнительных полномочий”, предоставившего Президенту право самостоятельно осуществлять ряд прав, принадлежащих Верховному Совету или им совместно, в т.ч. издавать акты, имеющие силу закона, и назначать референдум. В марте 1994 г. был избран первый профессиональный парламент – Верховный Совет 13 созыва, который постановлением Конституционного Суда РК от 6 марта 1995 г. был признан нелегитимным и в результате распущен Президентом. На этом этапе значительное время в стране не было органа законодательной власти, законодательные полномочия осуществлял Президент. 29 апреля 1995 г. на республиканском референдуме продлены полномочия Президента. Разработан проект новой Конституции.

5. 30 августа 1995 г. на республиканском референдуме принята вторая Конституция независимого Казахстана. Президент является главой государства, равноудален от всех ветвей власти, не входит ни в одну из них, выполняет функции арбитра между органами власти.

6. 7 октября 1998 г. внесены изменения и дополнения в Конституцию, изменившие требования к Президенту, срок его полномочий, компетенцию, повысившие роль Парламента.

7. 21 мая 2007 г. в Конституцию РК внесены изменения и дополнения, в результате которых Правительство формируется с учетом партийного большинства в Мажилисе и нуждается в его доверии, в случаях, установленных Конституцией, несет ответственность перед Мажилисом. Эти поправки, по сути, обусловили переход к президентско-парламентской республике.

доктор юридических наук, профессор В.А. Малиновский

доктор юридических наук, доцент Г.А. Алибаева

Гуманитарный Университет транспорта и права имени Д.А. Кунаева, Республика Казахстан

НЕЗАВИСИМОЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Для исследования современной конструкции казахстанской формы правления в период становления и укрепления государственной независимости базовой является конституционная характеристика Республики Казахстан как государства , утверждающего себя в качестве демократического и правового.

Конституцией Казахстан определен государством с президентской формой правления.

Как известно, в наиболее общем плане и устоявшейся традиции современные государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. В основе такой дифференциации лежит большей частью статус главы государства с присущими ему порядком избрания (или престолонаследия), функциями и полномочиями, а также взаимоотношениями главы государства с парламентом и правительством . Однако сегодня этого становится недостаточно.

Освещая особенности скандинавских монархий, М.А. Исаев применительно к Королевству Швеция пишет следующее: «Сегодня мы можем характеризовать форму правления Швеции как условно монархическую, стремящуюся к собственному отрицанию. В этой связи ситуация в Швеции могла бы показаться уникальной, если бы не аналогичное положение, например, в Японии. По форме правления - это тоже в общем-то монархия, но монархия весьма условная» .

Уникальность формы правления Японии заключается в том, что она базируется на божественности Императора и благосклонности к демократии , основанной на народном суверенитете. В статье 1 Конституции 1947 г. оказались объединенными две материи в одну. С одной стороны, ею провозглашен статус тэнно (тэнно - титул японского императора - авторы) и закреплены конституционные основы режима тэнно. С другой стороны, ею объясняется местонахождение суверенной власти, или, вернее, трансформация суверенной власти тэнно к людям. По оценке Дж. Маки, в этом сочетании воплощена настоящая революция .

Модель полупрезидентской республики с «усиленным институтом президента », ставшая в силу целого ряда причин примером для Казахстана и примененная по Конституции РК, как известно, впервые возникла в Веймарской Германии и Финляндии, затем, примерно через сорок лет, - во Франции, после чего получила свое развитие в Португалии. Сегодня она закреплена в новейших конституциях Азербайджана, Грузии, России , Польши, франкоязычных стран Африки и других стран.

В целом в современном меняющемся мире запросы конституционной практики в зарубежных странах нередко порождают нетипичные формы государств. Совершенно обоснованно по результатам анализа , основанного на широком использовании сравнительно-правового метода, В.Е. Чиркин использует термин «смешанная форма правления» .

Подчеркнем, что институт «формы правления» как важнейший элемент государственной формы значительно богаче, чем одной из ее конкретной разновидности - «республики». Поэтому провозглашенной Конституцией РК президентской формой правления (в совокупности с официальным названием страны) охватывается многообразие государственных форм: «чисто президентской», «полупрезидентской (дуалистической)» вплоть до «суперпрезидентской (монократической)» республики.

Нередко встречающееся в СМИ и политическом обиходе стремление поставить знак равенства между Республикой Казахстан «с президентской формой правления» и Казахстаном - «президентской республикой» значительно обедняет действующую государственную форму Казахстана. Часто складывается и вовсе парадоксальная ситуация: чем больше тот или иной автор в обоснование укрепления роли Главы государства оперирует аргументом о президентской республике, тем более реально он удаляется от нее.

В этой связи показательно следующее. В весьма интересном специальном исследовании О.И. Зазнаевым освещен широкий спектр «полупрезиденциализма», углубленно проанализированы признаки и виды полупрезидентских систем в конституционных, политических, а также теоретических и сугубо прикладных измерениях . При этом автор, как видим, использует термин «полупрезидентская система», а не «полупрезидентская» республика.

Более двадцати лет государственной независимости приводит к следующему принципиальному выводу. Современное успешное, сильное и эффективное государство – Республика Казахстан – стала таковым в решающей степени благодаря именно президентской форме правления, ее системообразующему центру – Президенту Республики и личным качествам Н.А. Назарбаева, наполнившим конституционный статус Главы государства реальными практическими действиями на благо всех казахстанцев.

Учрежденная Конституцией РК 1995 г. «президентская форма правления» имеет много сходств с президентской республикой (прямые выборы Президента Республики, его безусловное доминирование в исполнительной ветви власти) и парламентарной республикой (парламентская ответственность Правительства, возможность отрешения Главы государства от должности только за государственную измену, право Президента Республики распустить Парламент), что дает основания для характеристики казахстанской формы правления в качестве «смешанной» или «полупрезидентской» республики. При этом расширенные полномочия Президента Республики в отношении Парламента и Правительства позволяет определить учрежденную Конституцией 1995 г. «президентскую форму правления» как полупрезидентскую республику с усиленным институтом Президента страны.

Рассчитанная на период политического транзита, она обеспечивала стабильность государства и политической системы в целом за счет жесткой концентрации исполнительной власти (в ее горизонтальных и вертикальных конструкциях) в институте Главы государства, его доминирования в Правительстве, лимитированных возможностей влияния Парламента на исполнительную власть.

В условиях привыкания к демократии развернутая в стране в начале 2000 годов либерализация затронула и президентскую форму правления, в частности, ее общественно-политические основы и все институциональные составляющие, в первую очередь, парламентскую.

Данный вывод подтверждается результатами конституционной реформы , осуществленной посредством принятия Закона РК от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».

В целом конституционная реформа предопределила новые концептуальные подходы к пониманию основных общественно-политических институтов и перспектив их развития. Ряд изменений и дополнений в Конституцию в их взаимосвязи позволяет по-новому трактовать предназначение государственной власти , содержание функций государства , определять принципы взаимоотношений государственных органов, общественных объединений и граждан, шире вовлекать институты гражданского общества в решение государственно-значимых задач, устанавливать юридические нормы, адекватные изменяющимся общественным отношениям .

Таким образом, с позиций преобразования учрежденной Конституцией РК 1995 г. «президентской формы правления» конституционную реформу мая 2007 года можно охарактеризовать в качестве комплекса мер, которые продвигают Казахстан в направлении «президентско-парламентской республики» посредством стимулирования современной партийной системы, укрепления статуса Парламента, совершенствования его представительской функции и осуществляемой им законодательной деятельности, а также постепенного установления свойственных для парламентарной формы правления функциональной и организационной приближенности и слаженности в деятельности органов законодательной и исполнительной ветвей единой государственной власти. Конечной целью выступает создание прочных отношений между государством и народом Казахстана.

Подчеркивая важность и значимость реформирования в 2007 году Основного Закона страны в направлении либерализации политической системы и государственности, необходимо напомнить, что оно не затрагивает сущностных основ «президентской формы правления» Республики Казахстан.

Практическая реализация новелл 2007 года показала абсолютную правильность разработанной за почти пять лет общенациональной дискуссии конституционной реформы.

В 2007–2009 годах в направлении внедрения ее идей, положений и норм по дальнейшей демократизации государственной и общественной жизни были внесены изменения и дополнения в конституционные законы о Президенте Республики, о Парламенте и статусе его депутатов , о Правительстве, о Конституционном Совете, о судебной системе и статусе судей, о выборах, а также в законы о политических партиях , о средствах массовой информации и ряд других.

3 апреля 2011 г. состоялись внеочередные выборы Президента Республики, на которых Н.А. Назарбаев получил поддержку 95,55% проголосовавших казахстанцев (явка составила 89,98% включенных в списки избирателей). Напомним, что данные выборы были назначены Президентом Республики взамен народной инициативы о продления полномочий Н.А. Назарбаева до 2020 года. Тогда в целях выхода из противоречия между инициативой более 5 миллионов граждан страны; законом Парламента, создавшим правовую базу для реализации данной инициативы, а также постановлением Конституционного Совета, признавшим данный закон противоречащим Конституции, Президент Республики заявил о своем стремлении пойти на прямые, конкурентные выборы. Он внес в Парламент проект закона о дополнении статьи 41 Конституции только одним пунктом 3-1 следующего содержания «Внеочередные президентские выборы назначаются Президентом Республики и проводятся в порядке и сроки , установленные конституционным законом». По принятии Парламентом данного дополнения и последующем внесении изменений и дополнений в Конституционный закон о выборах, Глава государства издал указ о внеочередных выборах. Данный пример в очередной раз свидетельствует о стремлении верховной власти действовать строго в рамках Основного закона.

По итогам внеочередных парламентских выборов 2007 г., на которых представительство в Мажилисе получила только одна политическая партия, в конституционный закон о выборах был включен механизм, обеспечивающий пребывание в Мажилисе не менее двух партий. Однако его применять не потребовалось, поскольку по результатам внеочередных выборов 15 января 2012 г. ныне в Мажилисе действуют фракции трех политических партий. В центр внимания избирателей вышли не только личности, но и партийные программы, что подняло на новый содержательный уровень дискуссии кандидатов и, соответственно, предпочтения избирателей.

Внесенное в 2007 году изменение в статью 5 Конституции РК (были изъяты запреты на слияние общественных и государственных институтов и государственное финансирование общественных объединений) повлекло резкую активизацию гражданского сектора, рост числа общественных объединений, в том числе действующих в области социальной защиты населения , значительное увеличение средств госбюджета на социальные проекты, реализуемые посредством институтов гражданского общества . Впервые 20 октября 2008 г. Парламентом был принят закон «Об Ассамблее народа Казахстана», которым закреплен новый государственно-общественный характер данного учреждения. Иными словами, национальным интересам была придана форма на стыке государства и гражданского общества. При этом национально все культурные центры включены в возглавляемый лично Первым Президентом Республики – Лидером Нации специальный единый демократически организованный механизм, интегрирующий национально-культурные центры, признанные в стране личности и важнейшие государственные органы.

Прошедший 2013 год стал начальным этапом практического осуществления президентской «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года), представляющей собой логическое продолжение исполненной досрочно по основным параметрам «Стратегии «Казахстан-2030».

«Стратегией «Казахстан-2050» охвачен весь комплекс управленческого кластера в его функциональной, институциональной, правовой и иных составляющих, внутренних и внешних взаимодействиях.

Отведенного на исполнение «Стратегии «Казахстан-2050» времени по меркам истории не так уж и много. Поэтому и первый год после ее провозглашения, стал весьма насыщенным.

В числе достигнутых результатов, во-первых, создание новой модели государственной службы (сформирован корпус «А», а это – 543 государственных служащих , для которых установлены высокие требования. Количество политических служащих сократилось в 7,5 раз; в регионах обновилась треть акимов районов и городов, а на центральном уровне – 15% руководящего состава исполнительных органов); во-вторых, проведение реформы местного самоуправления (на сельский уровень дополнительно переданы 5000 единиц (должностей), закреплено 67 функций, состоялись выборы 2,5 тысяч местных акимов, что составляет 91% всех акимов страны); принят и реализуется Закон «О государственных услугах »; в-третьих, принят и реализуется Закон «О государственных услугах», что улучшает бизнес среду и повышает доверие граждан к государству; в четвертых, продолжаются востребуемые практикой изменения в системе органов исполнительной власти (преобразуются действующие и учреждаются новые госорганы, расширяются формы участия граждан их деятельности).

В целом государственное управление в Республике Казахстан постепенно преобразуется в публичное управление , основанное на разумных балансах между государственными и общественными началами, между государственными функциями и государственными услугами, на внедрении новейших достижений менеджмента и информационных технологий, на включении в управленческий процесс представителей гражданского общества и самих казахстанцев.

Литература

1. Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. – М., 2004. – С. 173.

2. Japanese Constitutional Law Edited by Percy R.Luney, Jr., and Kazuyuki Takahashi. – University of Tokyo Press, 1993. – P. 45, 88–89, 96–104

3. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М., 1999. – С. 142, 146

4. Зазнаев О.И. Полупрезидентская система: теоретические и прикладные аспекты. – Казань, 2006.

5. О пересмотре некоторых нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 254-III «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 8 ноября 2007 года № 9