Святые Петр и Павел. Первоверховные апостолы. Что такое икона

Вероятно, одни из самых узнаваемых в христианской иконографии. Их черты легко запоминаются: короткая, кудрявая, с проседью борода Петра или высокий, с залысинами лоб Павла. Даже едва знакомый с Преданием человек всегда догадается, что «с ключами» - это Петр, потому что именно он у врат рая встречает умерших.

Иконография этих святых достаточно разнообразна. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства. Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб. Там же встречаются сюжеты, посвященные их житиям, например, «Взятие Петра под стражу» или «Изведение источника воды в Мамертинской темнице».

Встречаются символические образы, посвященные важной теме получения апостолами духовной власти. Например, в центральной части саркофага Юния Басса изображен восседающий на небесном престоле Христос, вручающий апостолам Закон и ключи. Эти ключи, образно трактующиеся как ключи врат , символизируют полученное апостолами от Господа право судить о жизни человека: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Известны и отдельные изображения апостолов, встречающиеся в разных видах изобразительного искусства: в памятниках монументальной росписи, в произведениях станковой живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Очевидно, первоначальное предание достаточно точно описывало внешность апостолов Петра и Павла. Во всяком случае, уже самые ранние из сохранившихся образов передают те характерные черты, которые потом воспроизводились художниками на протяжении веков вплоть до наших дней. Ярко выраженные портретные детали могут объясняться тем, что самые первые изображения создавались со слов тех, кто воочию видел апостолов, однако, произведения столь раннего периода неизвестны нам.

Фрески в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV – 1-ая пол.V в. Рим. Совмещенные фрагменты

Особую группу составляют изображения Петра и Павла вместе. В ранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, в профиль. Возникновение этого иконографического варианта объясняется значением для Церкви проповеди первоверховных апостолов Петра и Павла, их миссионерских трудов. Кроме этого, изображение связано и с обстоятельствами последних дней и кончины апостолов, казненных в один день. На одном из удивительных памятников раннехристианского искусства - донышке стеклянного сосуда с изображением, выполненным золотом, - представлена тема небесного прославления апостолов. Между апостолами изображен увенчивающий их Христос.

На другом донце образ Христа отсутствует, но над профильными полуфигурами апостолов размещен один большой венец. Сцена, в которой Господь прославляет того или иного святого, даруя ему венец, довольно распространена в христианском искусстве. Образ венца мученичества и святости соотносился с темой победы над грехом, и смертью, темой триумфа, поэтому иконография такого сюжета была заимствована из античного искусства, где существовала схема изображения победителей состязаний и военных триумфаторов.

Изображение апостолов Петра и Павла в единой композиции встречается и в декоративном убранстве храмов, особенно в тех зонах, где архитектура подсказывает симметричное решение.

Поскольку апостолы были казнены в один день, память их, соответственно, стала отмечаться Церковью в один день - 12 июля (29 июня по Юлианскому календарю). Литургическая практика неизбежно повлияла на распространение «общего» образа двух апостолов: логично в качестве праздничной создавать единую икону, а не две отдельные.

Икона из деревни Пяльма Пудожского района. Середина – 2-ая пол.XV в. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск

В средневизантийский период за апостолами «закрепляются» определенные цвета одеяний. У Петра - синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. У Павла - синий хитон и вишневый плащ. В западноевропейском искусстве Павла традиционно изображают с мечом, поскольку как римского гражданина его не подвергли длительной казни - распятию, а казнили через усечение головы. Меч в руке апостола - знак его мучения и победы над смертью, как и крест, обычно изображаемый в руках мучеников.

Развитие алтарной преграды и последовавшее за ним возникновение высокого иконостаса стало причиной создания множества икон апостолов Петра и Павла, входящих в состав деисусного чина. Одним из самых известных образов такого рода является дошедшая до нас икона из так называемого Звенигородского чина, созданная .

Петр, Павел и Перегрина (Церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. III в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Явление св. ап. Петра и Павла преп. Петру, царевичу Ордынскому. Кон.XVIII – нач.XIX в. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Эль-Греко (Доменико Теотокопули). Апостолы Петр и Павел. 1587 – 1592 г. Государственный Эрмитаж, Спб.

Икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла - дар храму Председателя Попечительского совета программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» С.В.Медведевой. На иконе работы конца ХVIII века апостол Петр изображен со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах".(Мф: 16,18)

Частицу мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла храм обрёл в день Великого освящения престола 11 октября 2009 года. Сам мощевик - искусной древней ручной работы, мощи ранее хранились в запасниках Ватикана; привезены и переданы благотворителями в день освящения храма.


Частица мощей и икона праведного воина Феодора Ушакова.
Икона - дар храму Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мощи св. праведного Феодора Ушакова храм обрёл в апреле 2010 года. Они были доставлены прихожанином Александром Демидовым из Санаксарского монастыря.

Праведный Феодор Ушаков известен как непобедимый флотоводец, но более воинских заслуг его украшали необыкновенное милосердие, глубокая вера и любовь к Православию. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

Он освободил греческий остров Корфу, где пребывают мощи святителя Спиридона Тримифунтского и где несколько лет флотоводец был генерал-губернатором. Благодарные греки воздвигли ему монумент в центре Керкиры.


Икона "Торжество Пресвятой Богородицы " Порт-Артурская

Дар храму в день Великого освящения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На иконе Матерь Божия со Спасом Нерукотворенным в Своих пречистых руках является как Взбранная Воевода русского воинства. Божия Матерь, как и в древние времена, Силою Лика Своего Сына попирает земные мечи, воюющие против Святой Руси.

Богородица держит в руках плат с ликом Христа Спасителя. Синий хитон символизирует Божественную тайну и Чистоту Божией Матери, темно-вишневое верхнее одеяние - цвет её торжества и величия. Стопы Богоматери попирают обнаженные обоюдоострые мечи. С правой стороны над Пречистым ликом Богородицы изображен Архистратиг Михаил, а с левой - Архангел Гавриил. Над ней ангелы держат дорогую корону, увенчанную двумя перекрещивающимися радугами с крестом. Ещё выше бесплотные силы поддерживают облака, на которых восседает Господь Саваоф.

Икона в нашем храме - символ духовной связи флотских традиций и Церкви. Русские моряки от зарождения нашего флота и до наших дней свято и достойно защищают Отечество и основы Православной веры. Они гордость России и пример новым поколениям и, хочется верить, гарантия будущих побед.

Частица мощей преподобного Серафима Саровского.


Частица мощей и икона святителя Нектария Эгинского

22 ноября 2012 года в день памяти святителя Нектария Эгинского милостью Божией и по молитвам и ходатайству благочестивой семьи прихожан, храм обрел частицу мощей эгинского чудотворца и отныне через свои нетленные мощи он подаёт помощь всем, кто обращается к нему с верой и теплой молитвой. Частица, пребывающая в храме является самой крупной частицей в России.

Игумения Феодосия из монастыря на острове Эгина с большой любовью относится к России и русским православным людям. Это стало немаловажной причиной передачи мощей святителя Нектария. По инициативе матушки игумении иконописцы монастыря написали образ свт. Нектария специально для храма апостолов Петра и Павла г. Сестрорецка. Икона освящена на мощах святого. Благоухающая частица мощей святого Нектария была передана в скромном ларце. Подложкой стала восковая пасхальная печать из Иерусалима от Гроба Господня.

Святитель Нектарий жил и подвизался на греческом острове Эгина на рубеже XIX-XX веков. Причисленный Греческой Православной Церковью к лику святых (канонизация его состоялась в 1961 году), святитель Нектарий как при жизни, так и по блаженном успении стяжал славу великого заступника и молитвенника за всех бедствующих и обуреваемых
напастями. Перенесший немало скорбей и скончавшийся от тяжкой и мучительной болезни, он, после преставления своего, является помощником для тех, кому уже не на кого и не на что надеяться на земле — безнадежных больных, обреченных, казалось бы, на неминуемую смерть...

Сугубое почитание святого, как помощника и заступника при онкологических заболеваниях началось с чудесного исцеления священника, также носившего имя Нектария, страдавшего этим недугом и, не смотря на жестокие страдания, продолжавшего трудиться над строительством церкви. Однажды святитель Нектарий явился страждущему и, видя его горячее желание завершить богоугодный труд, дабы возносить в этом храме молитвы к Богу вместе с прихожанами, заплакал и обнял больного, сказав: "Радуйся, чадо! Ты был испытан болезнью, но Господь дарует тебе исцеление и весь мир узнает об этом чуде!" Священник Нектарий, воодушевленный этим явлением, успешно завершил строительство храма, а случай этот действительно получил всемирную огласку.

Каждую среду в 18.00 прихожане поют акафист святителю, совершается Таинство Святаго Елея (Соборование).

Среди святынь храма - чудесно просветлевший образ Успения Пресвятой Богородицы . Икона была преподнесена в дар храму несколько лет назад, была темного цвета, с трудом различались фигуры. По центральному образу, определили, что это образ Успения Пресвятой Богородицы. Икону поместили в алтарь, где она ждала своей очереди на реставрацию. За время пребывания в алтаре образ самопроизвольно просветился: чернота, покрывавшая икону, бесследно исчезла и образ засиял первозданными красками! Теперь легко читаются надписи на нимбах апостолов. Пресвятая Богородица явила нам свой образ для молитвенного почитания, утешения, укрепления в вере. Это не единственный случай обновления икон в храме. Также обновился и просветлел образ Спаса Нерукотворного (он расположен на западной стене храма под хорами), образ Архангела Гавриила.


Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»

Икона изображает Богоматерь в красной порфире, восседающую вместе с Младенцем на царском троне (символ высшей власти). Благославляющий Младенец на левой руке Божией Матери. Богомладенцу предстоят архангелы. Один из них простирает руки, другой сложил их крестообразно на груди.

Богоматерь на этой иконе - милостивая Царица и Госпожа всего рода христианского.

В России списки с иконы Божией Матери «Всецарица» появились сравнительно недавно. Сама чудотворная икона XVII столетия находится в афонском Ватопедском монастыре. Когда люди стали замечать, что перед иконой чудесным образом исцеляются от рака, был сделан в 1993 году первый список для Греции. Слухи об исцелениях, разумеется, мгновенно дошли и до России. Появились бумажные иконки-открытки, но их было так мало, а беда была так велика, что возникла острая потребность в самой иконе. Иноки монастыря, выполняя просьбу русских верующих, написали список с чудотворной иконы, который и прибыл в Россию на самолете заказным рейсом. Произошло это в 1996 году. Подтверждение, что икона чудотворная, произошло буквально впервые месяцы её пребывания в Москве. Икона начала источать благодатное миро на праздник Рождества Божией Матери, а затем и на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Икона, находящаяся в нашем храме, освящена на чудотворном образе в Ватопедском монастыре в год принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы.в 2011 году. Прежде чем попасть в храм, образ Всецарицы проделал многокилометровый путь на руках прихожан, паломников на Святую Гору, по афонским горным тропам и дорогам, а затем и воздушным путем из Греции в наш город.


Иверская икона Божией Матери
подарена храму в день его освящения сестрами Константино-Еленинского монастыря. Икона написана на Афоне в 2002 году.

Распятие - Крест Христов. Распятие выполнено в старинных русских традициях XV - XVI веков Дмитрием Касимовым, прихожанином Собора Владимирской иконы Божией Матери.


Икона Сестрорецких святых - новомучеников святителя Николая (Клементьева), архиепископа Сестрорецкого и пресвитера Григория Сербаринова
написана на средства, собранные прихожанами. Икона была принесена в храм для молитвенного поклонения 31 декабря 2014 года.

Утром последнего дня уходящего года было совершено торжественное соборное служение Божественной Литургии. Все, кто молился в этот день в храме, понимали, что и служба, и день это особые, подобных еще не было, если не считать дня 11 октября 2009 года, когда совершалось Великое освящение храма. В этот субботний день совершилось прославление новомучеников сестрорецких, прославление именно всенародное, ибо официальное прославление Церковью свершилось десять лет назад.

За Литургией служили клирики храма и гости - протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья и протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Шпалерной улице. На Леушинском подворье издано жизнеописание священомученика Николая, составленное на основе архивных документов и семейных преданий внучкой святого Натальей Ивановной Семеновой. В храме иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте» в течение десяти лет с 1912 года служил настоятелем протоиерей Григорий (Сербаринов). В храме создан музей Новомучеников, где собраны личные вещи, книги, документы пресвитера Григория Сербаринова. В храме находится замечательная икона святого.

Мир управляется Промыслом Божиим. В этом мы убедились еще раз в тот субботний день 31 декабря. В храме служил иеромонах Иеремия из Великого Устюга - города, где проходило архипастырское служение святителя Николая (Клеменьева). Отец Иеремия приехал в Петербург по делам. Зашел накануне в храм Леушинского подворья и, узнав от отца Геннадия Беловолова о событии, что должно совершиться в Сестрорецке, не смог не приехать в наш храм. Так сестроецкие святые собрали в один день в храме столько не случайных людей.

После окончания Литургии перед новонаписанным образом был совершён праздничный молебен c чтением акафиста (также написанного специально к этому дню) священномученику Николаю (Климентьеву), чья память совершается в последний день года.

К престольному празднику 12 июля 2013 года над входом в храм было открыто мозаичное изображение святых первоверховных апостолов Петра и Павла , покровителей храма и города Сестрорецка. Мозаичное панно выполнено по древней технологии «прямого набора» из кусочков разноцветной и золотой смальты, натуральных камней, таких как мрамор, травертин, гранит. Работа выполнена группой мастеров под руководством художника-мозаичиста М. Богданова. Средства на мозаичный образ собрано частными лицами и организациями.

На мозаике - слова апостола Павла: «Яко мы ныне живы есмы, аще Вы стоите о Господе».

В 2019 году, 12 июля православная церковь почитает память апостолов Петра и Павла. К этому празднику приурочен Петровский пост, который заканчивается накануне.

Уже в IV веке создавались фрески, изображавшие этих святых. Начиная с XI века на Руси появились византийские иконы с изображением святых Петра и Павла.

Икона апостолов Петра и Павла

Согласно иконографической традиции, в домонгольский период их изображали в полный рост, стоящими рядом. Апостол Павел держит закрытую книгу, а Петр – свернутый свиток – символ его апостольских текстов, длинный золотой посох и золотые ключи.

Позднее изображения стали поясными, как, например, на хранящемся в Третьяковской галерее знаменитом «Высоцком» чине. Встречаются и житийные изображения этих святых, братски обнявшихся и целующих друг друга. Образ апостолов Петра и Павла хранятся во множестве православных храмов.

Значение иконы Петра и Павла заключается в том, что они являют собой символы безграничной веры в истинность учения Христа. Истории их жизненного пути значительно различаются, но их служение Христу и принятие мученичества объединило апостолов.

О чем просят святых Петра и Павла?

Верующие обращаются к ним в сложных жизненных ситуациях, просят ниспослать удачу в различных начинаниях. Также перед святой иконой молятся об утверждении в вере и твердости ее, об исцелении от различных заболеваний.

Апостол Павел оказывает помощь в исцелении душевнобольных, при физических травмах. Рыбаки просят святого Петра об успехе в рыбной ловле.

Молитва первая в праздник Петра и Павла

«О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь».

Молитва вторая на День Петра и Павла

«О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков».

Молитва третья Петру и Павлу

«О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: - ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь».

Молитва четвертая апостолам Петру и Павлу

«Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь».

Святые апостолы Петр и Павел чаще всего изображаются вместе друг с другом, держащими церковь или реже, обнимающимися. Православная икона Петра и Павла пользуется глубоким почтением, ведь изображает первоверховных апостолов, которые имеют особую роль в христианской вере.

Каноническое изображение

Святой апостол Петр на иконе изображен как мудрый старик с короткой бородой, иногда с кудрявыми волосами. Его верхняя одежда всегда золотистая по цвету, нижняя одежда темно-синяя или сине-зеленая. Правой рукой он благословляет или держит ключи Царства Небесного. В левой руке он держит свиток с текстом или евангельскими словами: «Ты Христос, сын Бога живого» (Мф.16: 16).

Святой апостол Павел на иконе изображен с высоким лбом, немного лысым, с темными волосами, с широкой бородой. Обычно он держит свиток, иногда в виде одной книги или как 14 рулонов, связанных друг с другом. Его верхняя одежда имеет коричневый или темно-фиолетовый цвет, а хитон светлый, синий или сине-зеленый.

В чем помогает икона Петра и Павла

Перед апостолами Петром и Павлом на иконе молятся по большей части о делах, связанных с верой, ведь они были активными распространителями и проповедниками христианства. Даже теперь они могут помогать укрепляться в вере и становиться более праведными простым людям. Молитва может выполняться и к каждому святому по отдельности и к двоим сразу, если вы обращаетесь к кому-то одному в этом ничего ужасного, даже есть возможность более грамотно дифференцировать молитвы в зависимости от цели.

Если акцент делается на изображении иконе Петра и молитве этому апостолу, то к нему часто обращаются с просьбами утвердиться в вере, а также к нему обращаются рыбаки, которым святой содействует. В свою очередь святой Павел на иконе служит образом, к которому обращаются для того, чтобы получить благословение и помощь в учебе. Ведь Павел был глубоко образованной личностью и негласно считается помощником в различных делах связанных с учебой и образованием.

Как таковая икона Петра и Павла считается чудодейственной и может даровать исцеление. Искренняя вера способна делать чудеса, именно поэтому не следует чрезмерно строго ограничивать себя. Просить у иконы допустимо практически о чем угодно в рамках православной веры.

История святых

История каждого из этих святых является уникальным рассказом о вере и преданности Христу. Они имели совершенно разный путь к вере, но при этом в итоге стали одними из самых почитаемых святых. Как правило, икона апостолов Петра и Павла есть практически в каждом храме.

Петр на протяжении многих лет был рыбаком и встретил Христа, когда занимался, так сказать, собственной профессиональной деятельностью. Он стал последователем Спасителя и в итоге вошел в число двенадцати апостолов, а после Воскресения проповедовал по разным странам.

Павел в свою очередь на протяжении многих лет был противником Христа и хулил его веру. Тем не менее, после того как Спаситель явился ему чудесным образом, Павел уверовал и стал апостолом. Хотя он не входит в число ни 12, ни 70 апостолов, он считается первоверховным апостолом – таково его особое звание.

В итоге каждого из них казнили в Риме в один день в 67 году. Именно потому часто апостолы Петр и Павел изображаются на иконе в объятиях друг друга. Они приживаются щеками подобно тому как прижимается Христос к собственной Матери на иконе Умиление, где таким образом символизируется стремление души к духовному миру, а не просто взаимосвязь взрослого и ребенка.

Апостолы в свою очередь символизируют собой единство людей в церкви и объединяющую веру

Также они символизируют собой противоположные характеры, ведь Петр был по сути простаком, который искренне уверовал, а Павел был образованным человеком, и он уверовал со всей мощью своего разума. Таково значение иконы Петра и Павла и если смотреть в чем помогает такой образ, то нужно отметить помощь святого образа в возможности наставить другого человека на путь истинный.

Если кто-то из близких отклонился от веры и сбился с пути (в метафорическом смысле) следует обратиться к этому образу, который может помочь вам объединиться с другим человеком на почве общей веры.

Молитвы перед иконой апостолов Петра и Павла

О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111