Доходный дом на каменноостровском проспекте. Доходный дом Лидваля. Декоративное убранство дома Лидваля, как представителя северного модерна


В самом начале Большой Морской в 1907-1912 годах по проекту архитектора Ф. И. Лидваля было сооружено здание Азово-Донского банка (дом № 3-5) . В настоящее время здесь размещается междугородная телефонная станция, услугами которой вам, возможно, придется воспользоваться.

Лидваль Федор Иванович
Годы жизни: 1870 - 1945
Архитектор

Федор Иванович Лидваль - один из ведущих мастеров петербургского модерна, архитектор-художник и строитель - происходил из шведско-датской семьи, обосновавшейся в городе на Неве в середине XIX в. и имевшей прочные связи со скандинавской диаспорой. Он родился в 1870 г., учился в Училище технического рисования барона Штиглица, затем в Академии художеств - в мастерской Л. Н. Бенуа, выполняя обычные, ничем не выделявшиеся курсовые работы. В 1896 г., разработав выпускную программу (проект выставочного здания), Лидваль завершил свое образование.
За двадцать лет непрерывной творческой деятельности Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике города. Воспитанный на традиционной эклектике, он быстро выдвинулся в первый ряд приверженцев нового стиля модерн. В его творчестве можно выделить два периода: 1897-1907 и 1907-1918 гг.
На первом этапе зодчий ярко проявил себя мастером "северного модерна", его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. Главная тема - доходный дом, основной тип зданий капиталистического Петербурга. Лидваль, как и его коллеги, стремился к созданию запоминающегося образа, в то же время размещая в домах возможно большее количество квартир для различных слоев населения.
В 1900 г. он перестроил большой дом, выходящий фасадами на Кадетскую линию, Кубанский и Тучков переулки. Эркер и купол подчеркнули ответственное положение дома. В 1901 г. совместно с С. В. Беляевым Лидваль построил деревянный особняк К. К. Экваля на территории его же завода (Красногвардейский пер., 15) - редкий памятник такого рода в стиле модерн. В 1903 г. Лидваль построил здание гостиницы в Апраксином переулке, 6,- в торговом центре столицы. В нижних этажах этого строгого, делового здания разместились магазины.
Первым самым крупным программным произведением Лидваля стал доходный дом его матери, И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр., 1-3, - М. Посадская ул., 5; 1899-1904). Дом Лидваля - пример комплексного градостроительного и художественного решения большого участка трапециевидной конфигурации.
Первая крупная постройка Лидваля сразу же сделала его известным, этот дом явился ярким примером форм "северного модерна", продемонстрированных с щедрой изобретательностью.
В 1902, 1904 и 1908-1910 гг. по соседству Лидвалем были построены дома по Малой Посадской улице, 15, 17 и 19, образовавшие крупный жилой комплекс.
В 1908-1910 гг. в лидвалевском, если так можно назвать, стиле был построен один из самых интересных в градостроительном отношении домов - в совершенно иной ландшафтной среде. Это дом на Приморском проспекте, 14, необычайно эффектно возвышающийся на невысоком берегу Невки, как раз напротив павильона Росси.
Активно трудясь на Петербургской стороне, Лидваль не менее ярко проявил себя и в застройке центра города. На Большой и Малой Конюшенных улицах он возвел одновременно в 1904-1905 гг. два здания, каждое из которых является программным в его творчестве и этапным в развитии петербургского модерна. Дом Шведской церкви (М. Конюшенная УЛ., 3) отчетливо демонстрирует стремление автора сочетать мотивы модерна с классическим приемом общей композиции. В дворовой части разместился ставший очень популярным концертный зал, который любил В. Маяковский.
Примером "северного модерна" является дом ¦ 19 на Большой Конюшенной улице. Еще не было дома Гвардейского экономического общества (ДЛТ), и здание Лидваля горделиво возвышалось в пространстве, да и сегодня оно является важным акцентом.
В эти же годы он создал еще одно незаурядное здание, образная характеристика которого отличается большей сдержанностью, даже суровостью. Четырехэтажный дом выборгского гражданина Коллана (В. О.Большой пр., 92) - один из первоклассных памятников "северного модерна", без крайностей и гротеска, нередко дискредитировавших это направление.
Той же поре принадлежит и пятиэтажный дом Либих (Моховая ул., 14), гармонично вписанный уже в иную пространственную среду, с довольно нейтральной, лишенной сильных акцентов композицией и равномерным ритмом окон.
Творчество Лидваля на первом этапе его деятельности впечатляет многоликостью художественных образов, объединенных, несмотря на разнообразие форм и приемов, особой поэтичностью, романтической взволнованностью.
Получив широкое признание, Лидваль расширил поле деятельности. В сложной обстановке борьбы различных художественных течений и группировок архитектор нашел применение своему дарованию, обратившись, как и многие его современники, к классике. Яркими примерами обращения зодчего к классике стали здания Второго общества взаимного кредита (Садовая ул., 34; 1907-1908) и Азовско-Донского коммерческого банка (Б. Морская ул., 3-5; 1908-1909, 1912).
Эти монументальные, парадные, респектабельного вида дома - памятники нового Петербурга, вызвавшие широкий резонанс и оказавшие влияние на архитектуру подобных учреждений. В обоих зданиях - строгая петербургская симметрия, акцентирование центра, трактовка первого этажа как мощного основания, определенная статичность.
В 1915-1916 гг. Лидваль совместно со своим учителем Л. Н. Бенуаначал постройку Русского для внешней торговли банка (Б. Морская ул., 18, - наб. р. Мойки, 63), однако из-за войны здание осталось недостроенным и было завершено уже в 1920-х гг. по измененному проекту. Несколько отличных банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.
Лидваль проявил себя и в гостиничном строительстве. Это внутренняя перестройка, отделка и надстройка гостиницы "Европейская" на Михайловской улице (1908-1910) и проектирование и строительство гостиницы "Астория" в ансамбле Исаакиевской площади (1911-1912). До сих пор оценки этого здания неоднозначны.
Однако ни банки, ни гостиницы не могли отвлечь архитектора от его главной темы - жилого дома, и здесь он снова проявил большую гибкость творческого мышления. Дома, построенные в 1910-х гг., обладают новыми качествами, что связано с требованиями времени.
Квартиры разной степени удобств и размеров, различных очертании в плане свидетельствуют о чутком отношении зодчего к меняющимся требованиям. И этот дом оказал влияние на современников Лидваля (дом на ул. Ленина, 41, построенный А. Л. Лишневским, и др.).
Дом шведского промышленника Нобеля на Лесном проспекте - один из ряда жилых и производственных зданий, построенных для него Лидвалем. Среди них основательно перестроенный дом (наб. кан. Грибоедова, 6; 1909),
особняк для него же напротив рассматриваемого доходного дома (Лесной 21), перестроенный Лидвалем в 1910 г., возможно, загородный дом в Сергиеве (не сохранился) и производственные постройки на Выборгской стороне. Дом на Лесном проспекте, 20, - также одно из программных произведений зодчего.
В 1913-1914 гг. Лидваль построил совместно с архитектором Д. Д. Смирновымотличный жилой дом (П. С., Большой пр., 39; кстати, Смирнов активно участвовал в постройке дома Толстого), а вместе с М. М. Перетятковичемсоздал железобетонный свод в главном зале Биржи.
Постройки Лидваля и мастеров его круга в большой степени определили своеобразие и высокий уровень петербургского зодчества 1900-1910-х гг.
В конце 1918 г. он уехал на родину предков - в Стокгольм, где и прожил последний, большой по времени, но гораздо менее продуктивный период жизни. Это и понятно - ведь всеми корнями Лидваль был связан с культурой Петербурга, России, продолжал считать себя русским зодчим, а годы работы в Петербурге - самыми счастливыми годами жизни.

Модерновые доходные дома, сталинские высотки, дома-коммуны и многоэтажки 1970-х годов - не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике « » The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали у руководителей бара-бургерной «Бюро» Петра Лобанова и Даши Синявской, как устроена жизнь в доходном доме Иды Лидваль на Каменноостровском проспекте. А архитектор Илья Филимонов рассказал, почему гипотетические градозащитники начала XX века не допустили бы постройку столь скандального по тем временам здания.

Фотографии

дима цыренщиков


ИЛЬЯ ФИЛИМОНОВ

член Союза архитекторов России, организатор и вице-президент архитектурного фестиваля «Артерия»

«МНЕ НРАВИТСЯ ЭСТЕТИКА МОДЕРНА , но доводы её противников понятны: их не устраивает непоследовательность архитектуры этого направления. Если не ошибаюсь, Иван Фомин (известный русский и советский архитектор, начинал с модерна, но в начале ХХ века перешёл к жанру неоклассицизма. - Прим. ред.) за эту непоследовательность и ругал модерн. По моему же мнению, нашему городу эстетика северного модерна - эстетика гранита - близка и приятна, она роднит нас с финнами.

Для своего времени модерн был передовым направлением. В этом смысле дом Лидваль - удачный городской пример. Он нарушает каноны, к которым привык обыватель конца XIX - начала ХХ века. Например, не стоит на «красной линии»: бытовало заблуждение, что дома должны стоять чётко по линии, образуя ровный фронт улицы. В большинстве случаев так и было, но дом Лидваль - одно из исключений: он как бы уходит вглубь Каменноостровского проспекта, и само здание предваряет открытый просторный двор. В какой-то мере дом Лидваль поддерживает имидж Петроградской стороны как ближнего пригорода Петербурга конца XIX века.

Модерн учит нас тому, что город должен меняться и развиваться. Гипотетические градозащитники начала ХХ века не дали бы построить такое здание, как дом Лидваль. Градозащитников возмутили бы несимметричность, окна странной формы. Если смотреть на дом со стороны Троицкого моста, на последнем этаже и вовсе виден какой-то странный балкон. Плюс активное применение животного и растительного орнаментов - «мракобесие»! Всё это шло вразрез со сложившимися архитектурными канонами. На тот момент это была передовая архитектура, которую многие не понимали, но со временем она стала частью истории.

Нашим современникам можно было бы поучиться у архитекторов конца XIX - начала ХХ века, среди прочего, аккуратности обращения с деталями и принципам подбора пропорций. Из нынешних архитекторов, работающих в стилистике модерна, прежде всего стоит назвать Михаила Александровича Мамошина и его проекты, из последних - дом на Чернышевского, 4 (имеется в виду элитный комплекс «Таврический », сданный в 2011 году. - Прим. ред.) . Причём Мамошин не копирует модерн: он его переосмысливает и развивает».











Четырёхкомнатная квартира

150 м 2

Шестикомнатная квартира

180 м 2

Восьмикомнатная квартира

203 м 2






Пётр Лобанов

сооснователь баров «Бюро»

Даша Синявская

маркетолог баров «Бюро»

ПЁТР: Наша семья переехала в дом Лидваль в начале 1990-х, когда мне было два года. До этого мы жили в Автове, а потом выгодно поменялись квартирами, расселив четырёхкомнатную коммуналку, которая была здесь до нас.

Квартира прошла через три ремонта. Изначально тут был красивый белый рояль - он достался от предыдущих жильцов и стоял в спальне. Благодаря роялю квартира напоминала об имперском стиле. На рубеже 2000-х родители сделали ремонт с частичной перепланировкой, а в 2010-м - ещё один. Но со временем квартира обшарпалась, кроме того, здесь было очень темно - гнетущая атмосфера, похоже на замок из «Собаки Баскервилей». Родители уехали жить за город, а мы с Дашей остались здесь. Для нас двоих здесь было слишком много комнат. В общем, год назад мы взяли пибовский план, посмотрели, какие стены можно снести. И сделали оупенспейс, благодаря чему в квартире стало на порядок светлее.

Дом Лидваль - памятник архитектуры, но охранные ограничения касаются в основном элементов фасада, которые мы при ремонте, конечно, не трогали. Более того, меняя окна, мы оставили старую расстекловку, и по цвету рамы - такие же, как во всём доме: специально сделали их деревянными, а не пластиковыми. Что касается внутреннего устройства, то в спальне осталась печь - она рабочая, хоть и дореволюционная. Печь хорошо сохранилась: когда делали ремонт, вызывали трубочистов - так что тяга есть, её можно топить. Но в этом нет необходимости. Зато мы часто топим камин в большой комнате, особенно когда приходят гости - получается очень уютно. Кстати, камина, в отличие от печи, не было: видимо, его демонтировали в советское время, так что остался только канал. Его обнаружили родители, почистили и сделали новый камин.

Ещё из необычного: в квартире - на 150 квадратных метров площади - три выхода. Один, правда, за шкафом. В принципе, неплохо иметь выход на две лестничные клетки.

ДАША: Это распространённая история в старом фонде, например на Васильевском острове. Дело в том, что в таких домах жили необычные люди, с прислугой. И чтобы прислуга не ходила через главный ход, делали ещё один, чёрный. Мы живём на первом этаже, так что третий вход, подозреваю, - дворницкая. Но точно неизвестно.

В доме очень тихо. Шумоизоляция здесь за счёт двора-курдонёра. Даже если мы сейчас откроем окна, шумно не будет. Двор как бы впитывает звуки.


Высота потолков

3,5 метра

Санузел раздельный

Площадь кухни

23 м 2


ПЁТР: При строительстве продумали аспекты акустики. И это то, что отличает старый фонд от новостроек: архитекторы подходили к делу с умом. Строили не только ради денег. В самом доме тоже отличная шумоизоляция: мы тут чуть ли не на голове стояли, когда были помоложе - и ничего, никто из соседей ни разу не пришёл. Наверное, шкаф должен упасть, чтобы в соседней квартире что-то услышали.

Форма управления домом - товарищество собственников жилья (ТСЖ). Но оно номинальное. У нас нет собраний и никакие работы по облагораживанию территории практически не проводят. Могли бы летом включать фонтан, а вместо асфальта двор замостить брусчаткой. Да миллион вещей можно было бы сделать, но инициативы нет. ТСЖ сделали, чтобы можно было использовать ничейные помещения чердаков и подвалов - таким образом они не ушли КУГИ (комитет по управлению городским имуществом - Прим. ред.) , а остались за жильцами. Там, впрочем, ничего особо нет: иногда просто кто-то что-то складирует.

Никакого соседского сообщества в доме Лидваль нет. Впрочем, тут и жильцов не так много: на каждую парадную (всего их с лицевой стороны три) - по восемь-десять квартир. И люди все - очень состоятельные, мультимиллионеры. Со статусами: владельцы заводов-пароходов. Но при этом не хотят ничего вкладывать в общее имущество и делать таким образом свою же жизнь лучше. Куча олигархов, которым всё равно, где они живут. Мы тут самая бедная семья и, получается, больше всех хотим что-то поменять. Специфика ещё и в том, что соседи много времени проводят за границей. Плюс у нас большая разница в возрасте, нет общих интересов. Но в целом тут все вежливые, все друг с другом здороваются.

Здание состоит из нескольких корпусов, часть выходит на Малую Посадскую улицу - но там, в отличие от лицевого корпуса, нет ничего примечательного. Можно сказать, дом Лидваль, который все знают, - это только лицевая часть с курдонёром. В левом и правом крыле нашей части дома есть нежилые помещения. Слева - государственный детсад, я туда ходил в детстве. Справа был офис Росгосстраха, но сейчас он съехал. В каждой из наших трёх «лицевых» парадных сидят охранники, причём из ГУ МВД. Это, наверное, такой понт родом из бандитских 1990-х: тебя охраняет настоящий мент.

Из плюсов дома - месторасположение. Центр, напротив метро. Плюс есть зелёная зона, что уникально для центра. Мы с Дашей бегаем у Петропавловки. Ещё высокие потолки и общедомовая вентиляция. Она не современная: просто при постройке сделали вентиляционные каналы, которые дают циркуляцию воздуха в доме. И наконец, из плюсов - газовая колонка: мы не зависим от летних отключений воды. Из минусов: старые коммуникации. При последнем ремонте пришлось много всего переделывать, на это ушли миллионы рублей. Мы даже думали, не продать ли квартиру: ремонт стоил как новое жильё на севере города. Но сейчас рады, что остались, обожаем квартиру и никуда не переедем.

Из местных легенд (это, впрочем, чистая правда): в 1990-е в доме Лидваль на пятом этаже жил известный криминальный авторитет Костя Могила. Он на тот момент был гангстером номер один в городе. Я отлично помню то время. Приходил из школы с огромным портфелем за спиной, а меня не пускали во двор, потому что оттуда выезжал Костя Могила и его тысяча охранников. А когда Костя Могила выходил из дома, все должны были сидеть по квартирам; он спускается - и во всей парадной выключают свет, чтобы было видно, целятся ли в него. В начале 2000-х годов Костю Могилу всё же застрелили, но уже в Москве.


Необычный комплекс зданий в стиле модерн открывает Каменноостровский проспект. Разноуровневые корпуса с эркерами и нишами объединены полуоткрытым двором-курдонёром. Они примечательны многообразием оконных проемов, сочетанием отделочных материалов и художественным оформлением фасадов. В доме преимущественно располагались пятикомнатные квартиры с ванными комнатами, парадными залами, буфетными, кухнями и клозетами.

Как все начиналось

До XX века земельный участок, где сейчас стоит дом Лидваля, переходил от одного владельца к другому. В разное время здесь стояли каменные и деревянные особняки, нежилые постройки, и даже ламповая и бронзовая фабрики. Одни строения сносились, другие возводились... Так продолжалось до тех пор, пока участок не приобрела Ида Лидваль – предприимчивая женщина, которой от мужа досталась портновская мастерская.

У Иды Бальтазаровны было 8 детей. Семья жила в старом доме. В мастерской занимались пошивом мужской одежды и униформы для императорского двора. После смерти мужа подросшие сыновья постепенно подключились к деятельности фирмы. Дела в мастерской шли хорошо, и Ида начала задумываться о строительстве современного жилища, которое можно было бы совместить с доходным домом.

Земля для постройки родового гнезда была куплена в кредит. Средства были выданы госпоже Лидваль Кредитным Обществом под залог будущего имущества. Женщина получила ссуду 42% облигациями сроком на 37,5 лет, а через полгода – разрешение на постройку на своем участке. Проект будущего дома женщина доверила своему сыну – молодому выпускнику Академии художеств. И Федор Лидваль не обманул ожидания своей матери.

Возведение архитектурного шедевра

Строительство дома велось в четыре этапа и началось с застройки второстепенной Малой Посадской улицы. Каждый корпус возводился на протяжении двух лет. За годы строительства архитектурного ансамбля четко прослеживается рост профессионализма зодчего и становление его индивидуального стиля.

Первый корпус в 4 этажа не выделялся особой выразительностью, но в его линиях и отделке уже прослеживались черты раннего модерна.

Второй, пятиэтажный, корпус после строительства как бы замкнул собой территорию двора-курдонера. Архитектор облицевал нижний этаж плитами из красного гранита и горшечного камня, установил множественные лепные элементы по фасаду здания, подчеркивающие стиль северного модерна.

Третий, трехэтажный, корпус предназначался, собственно, для проживания семьи Лидвалей, а последним 4-хэтажным корпусом завершилось строительство архитектурного комплекса. В этих зданиях установили мраморные камины, фаянсовые умывальники, голландские и майоликовые печи. Комнаты были отделаны деревом, лепниной, росписью, мозаичными плитами. В парадных устанавливались витражи и камины, в окнах – стекла с алмазной гранью.

В каждом корпусе находились приемные, уборные, комнаты для обслуживающего персонала, часть помещений отводилась под оборудование для отопления и освещения, прачечных и гладильных комнат.

Постояльцы доходного дома

Семья Лидвалей проживала в своем особняке до Октябрьской революции. С наступлением переломного момента в истории России она переехала в Швецию.

Жильцами доходного дома являлись люди разных сословий. Среди них – иностранные подданные, представители элиты, преподаватели гимназий, художники, архитекторы, артисты, купцы.

Биографию дома украсили фамилии банкира Каменка, генерала Куропаткина, художника Петрова-Водкина, артиста Юрьева, химика Горбова, оперного певца Фрейдкова и др.

Федор Лидваль стал первым зодчим в Петербурге, применившим в отделке фасада горшечный камень и расширившим количество отделочных материалов. Именно Лидваль использовал в архитектурной композиции большой парадный двор, выходящий на улицу, вытеснив, таким образом, на задний план обустройство «дворов-колодцев».

В Санкт-Петербурге, между Каменноостровским проспектом и улицей Малой Посадской, напротив выхода станции метро Горьковская находится дом Лидваля.

Земля под постройку этого здания была приобретена Идой Лидваль, которая оставшись вдовой с восемью детьми, послушала совета своего третьего сына Федора и вложила деньги в относительно недорогой земельный участок. Ида Лидваль не прогадала. После начала возведения Троицкого моста в 1897 г., цена на участки и дома в том районе сильно возросла. Поскольку место стали считать перспективным, Ида Лидваль решила построить здесь большой доходный дом. С просьбой разработать его проект она обратилась к своему сыну Федору Ивановичу Лидвалю выпускнику архитектурного отделения Санкт-Петербургской академии художеств. В 1898 году молодой архитектор Федор Лидваль приступил к осуществлению своего первого крупного архитектурного проекта.

В разработке концепции будущего здания Федор Лидваль использовал стилистику очень модного в то время северного модерна. В плане дом Лидваля представляет собой неправильный многоугольник, обращенный к Каменноостровскому проспекту с большим открытым двором. В главной части архитектурного ансамбля – три корпуса разной высоты, которые визуально связывают центральный пятиэтажный корпус с проспектом. Асимметричные боковые корпуса – четырехэтажный справа и трехэтажный слева - образуют уютный внутренний двор с палисадниками и клумбами. Разноэтажность корпусов связана с особенностями внутренней планировки квартир, все помещения которых функциональны, просторны и удобны.

Отделка здания – достаточно строгая. Первый этаж полностью декорирован колотым бутовым камнем. Композиция фасада строго симметрична. Однако в отделке присутствуют ненавязчивые легкие элементы декора, придающие доходному дому Лидваля поэтический облик: рельефы животных, растений, птиц, кованные и литые металлические элементы, цветная штукатурка, небольшая криволинейность в завершениях окон и карнизов. По некоторым данным в окна дома первоначально были вставлены стекла с фасетом, что создавало замечательный эффект – под лучами стекла переливались всеми цветами радуги. Арки и порталы подъездов украшены резными рельефами из тальк-хлорита с изображениями лесных животных, растений и диких птиц. Один из сюжетов связан с филином, который является неизменным атрибутом зданий, построенных в стиле северного модерна. Порталы украшают рельефы с переплетенными корнями деревьев в которых затаились ящерки, волком, наблюдающим из засады за зайцами, лесными папоротниками, грибами, насекомыми. Эти мотивы перекликаются с орнаментами балконных решеток на которых есть пауки в паутине, цветы, листья.

Строительство дома Лидваля было завершено в 1904 году. Семейству Лидвалей было отведено северное крыло здания. Здесь до своей смерти в 1915 году жила Ида Амалия Лидваль. На первом этаже долгое время находилось проектное бюро Федора Ивановича Лидваля.

После революции летом 1918 года Федор Иванович Лидваль навсегда уехал из России в Швецию к своей семье, которая эмигрировала ранее. В годы революционного террора его жизнь была вне опасности только благодаря тому, что он, будучи коренным петербуржцем, имел шведское гражданство, которое было и у всех его домашних. Воссоединившись с родными, он жил в Стокгольме. Принимал участие в проектировании 60 зданий. Однако далеко не все творения зодчего выдерживают хоть какое-то сравнение с его первым детищем – домом на Каменноостровском проспекте. Умер архитектор в 1945 году.

Жильцами доходного дома Лидваля в разное время были известный русский живописец К.С. Петров-Водкин, генерал-лейтенант А.Н. Куропаткин, народный артист СССР Ю. Юрьев.

Д ом Лидваля - памятник северного модерна в Санкт-Петербурге.
Это один из его ранних домов, созданный им для семьи по заказу матери, который позже и сделал его знаменитым. Дом находится на Каменоостровском д. № 1-3, совсем рядом с метро Горьковская и его можно считать образцом жилого доходного дома в стиле "Северный модерн".

Раньше на этом участке находились ламповая и бронзовая фабрики. В 1875 году фабрика расширилась и стала заводом бронзовых изделий, владельцем которого был И.А. Кумберг.

В 1898 году объединённый участок купила в кредит Ида Амалия (Ида Балтазаровна) Лидваль, мать архитектора Ф. И. Лидваля.

Скорее всего не обошлось без инсайдерской информации, ведь Ида Амлия была женой придворного портного... При покупке участки не представляли из себя ничего особенного. Но после открытия Троицкого моста, сам Каменноостровский проспект превратился в "русскую Рублевку" того времени (близость к центру и удобство перемещения). Земельный участок сразу резко вырос в цене, а этот доходный дом стал одним из самых дорогих в Петербурге.

Доходный дом Иды Амалии Лидваль это первая самостоятельная работа ее сына, выдающегося архитектора Ф. И. Лидваля (ссылка на Вики) и была выполнена по заказу его матери. Старые фото (С) pastvu.com

Северное трехэтажное крыло являлось семейным особняком Лидвалей. Девятикомнатную квартиру № 18 на 3 этаже занимала до своей кончины в 1915 году сама Ида Лидваль. В соседних квартирах № 21 и № 23 на этом же этаже проживали её сыновья Эдуард Лидваль и Фёдор Лидваль, а на первом этаже дома до 1918 года размещалось архитектурное проектное бюро Ф. И. Лидваля.

Звено его главного фасада имеет симметричное трёхосевое строение, хотя сам дом несимметричен. Эркеры не повторяют друг друга: левый — округлый, правый — трёхгранный. Стена покрыта фактурной штукатуркой «внабрызг».

Облицовка нижних этажей и архитектурные детали выполнены из «горшечного камня» (талькохлорита) светлого зеленовато-серого цвета, поставляемого из месторождений Нуннанлахти или Калливо-Муреннанваара (Северная Карелия).

И рыси и грибочки замечательные)))

На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы с решётками в виде паутины с пауками, по сторонам решёток изображены подсолнухи.

Здание было премировано на первом городском конкурсе «лучших фасадов» в 1907 году, явилось этапом в развитии петербургского зодчества и прославило архитектора.

Кованые перила балкона первого этажа выполнены в виде буквы «L» - Lidvall. Картины на лестнице - мозаика.

Несмотря на то, что общий план дома имеет неправильную форму, Ф. И. Лидвалю удалось обойтись без комнат с острыми и тупыми углами. Неудобные помещения использовались как вспомогательные. Все квартиры были одинаково благоустроены и отличались лишь величиной, по этажам и выходом окон на стороны света. Полы в квартирах были мозаичными и паркетными, частью с рисунком и фризами.

В комнатах правого и левого флигелей стены и потолки были деревянными — из дуба и березы. В ванных комнатах последнего корпуса были французские кухонные очаги и фаянсовые умывальники.

Окна в доме — как цельные, так и решетчатые, в них вставлялись стёкла с алмазной гранью (возможно это легенда).
Когда солнечные лучи касались фасада, они расцвечивались всеми цветами радуги, отражаясь внутри на стенах и делая помещения еще более воздушными.

В парадных устанавливались мраморные и изразцовые камины, в квартирах — голландские и русские майоликовые печи. В каждом корпусе были комнаты для швейцаров, дворников и машинистов, приёмные комнаты, прачечные, гладильные, установлены машины электрического освещения и водяного отопления, а также лифты.

Старая надпись с советских времен "Кировский проспект".

В советское время здесь размещалась трудовая школа, музыкальный отдел. Квартиры снимали актёры, в частности народный артист СССР Ю. М. Юрьев. В 1909 году в этом доме жил художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Инфа и некоторые фото (С) Википедия и интернет.