Как развивалась цифровая живопись. Что необходимо художнику, специализирующемуся на цифровой живописи

  • Срок исполнения от 1 дня!
  • Цена ниже, чем на портрет маслом, а качество нисколько не хуже
  • Срок исполнения от 1 дня!
  • Вам пришла новая идея? Ее легко можно внести на цифровой портрет! Внести изменения в детали сколько угодно раз? Легко! При написании портрета от руки такого невозможно
  • Вам не нужно сидеть перед художником часами, не нужно думать, как же сделать сюрприз, всего одна фотография и у вас будет оригинальный презент от наших мастеров
  • Электронную версию портрета, которая останется у вас, можно напечатать множество раз, не теряя при этом качество и не платя за работу художника повторно
  • Никаких трещин на изображении и отслаивания краски, только лучшие материалы для печати, при этом эффект мазков сохраняется!
  • Это новейшие технологии, ведь мы живем в современном мире, не так ли? Наши художники имеют высшее образование в сфере искусства, руки из нужного места, креативное мышление и море полезных идей! Хотите частицу нашего позитива? Закажите цифровой портрет прямо сейчас

Наверняка многие художники не раз задавались вопросом, как создавать цифровые иллюстрации, причём не просто удовлетворительного уровня, а качественные работы, от которых захватит дух у любого искушённого зрителя. Это, как и любое ремесло, требует постоянного внимания и времени.

Для начала же необходимо разобраться в самом процессе создания цифровой живописи, который может развиваться в нескольких направлениях. Статья расскажет вам об этих вариантах, среди которых вы можете выбрать подходящий для себя.

Создание иллюстрации по фотографии

Главное достоинство этого метода в том, что он подойдёт всем без исключения, даря возможность тем, кто не может похвастаться умением хорошо рисовать. Принцип такой обрисовки следующий: исходная фотография служит основой для рисунка до тех пор, пока художник не почувствует себя комфортно продолжать работу без неё.

Если, к примеру, работаете в Adobe Photoshop, то, уменьшив прозрачность фотографии и создав новый слой, можете смело, мазок за мазками создавать иллюстрацию, повторяя все линии и сгибы объектов. Это можно сделать как мышкой, так и при помощи специального планшета со стилусом – аксессуаром в виде маленького тонкого пера для управления устройством с сенсорным интерфейсом.

Ниже представлены видео, где показан данный метод создания таких иллюстраций:

Создание иллюстрации по отсканированному рисунку

Этот метод уже для людей, активно практикующих создание качественных иллюстраций, то бишь умеющих рисовать.

Так, готовую (или частично готовую) работу сканируют и открывают в соответствующей программе на компьютере для дальнейшего наложения штрихов поверх рисунка.

Следующие видео продемонстрируют данный метод на практике:

https://youtu.be/UVGxAJL7dSQ

Создание иллюстрации сразу на компьютере

Как видно по названию, это самый сложный уровень, который активно применяется профессионалами в этой сфере.

Соответствующие видео прилагаются:

Компьютерный (CG) художник, создающий свои произведения исключительно на компьютере, является всесторонне развитой личностью, ведь для создания цифровых изображений необходимо иметь немало технических знаний. Это отличает его от обычных живописцев, не нуждающихся в излишних инструментах, помимо холста, кистей и красок.

1. Считается, что для любого художника необходимо иметь талант. Однако, все известные графики и живописцы утверждают, что успех состоит всего из одного процента таланта, оставшиеся же 99% составляют усердие и труд . Так что, взяв один процент за изначальное значение, можно понять, что для художника требуется немало усилий, чтобы иметь возможность творить, преодолевая все возникающие трудности, лень и многие другие отвлекающие факторы.

Только постоянные тренировки дают возможность для реализации своего таланта.

2. Компьютерный художник, как и любой другой живописец, должен обладать основами академического рисунка и живописи. У него должны быть твердая набитая рука, отлично развитое чувство композиции и глазомер, а также правильное цветовосприятие. Только благодаря усердным тренировкам становится возможным достижение профессионального мастерства в рисовании.

3. Для грамотного исполнения цифровых изображений помимо классических основ рисунка и живописи, требуются и дополнительные знания, такие как иностранный язык и мастерское владение специальными графическими программами. Без этих умений и навыков рисование не будет приносить удовольствие, а станет лишь «тяжелым грузом» .

4. Естественно, для создания компьютерной графики, в особенности для трехмерных и анимационных изображений, потребуется довольно мощный компьютер.

5. Обязательным условием является наличие идеально откалиброванного монитора, имеющего отличную цветопередачу и высокое разрешение.

6. Для реализации своего творческого потенциала CG-художника потребуются дополнительные устройства, такие как компьютерная мышь, графические планшеты, сканер и цифровой фотоаппарат.

При работе в векторных программах достаточно оптической мыши .

Для более точных и сложных рисунков понадобится планшет , или его еще называют . Графические планшеты обладают теми же форматами, что и бумага – от А6 до А3. Для профессиональной компьютерной графики используется наибольший формат.

Для работы с дигитайзером требуется специальное перо, имеющее форму самой обычной ручки. Данный курсор называют еще стилусом. Графический планшет позволяет создать рисунок максимально приближенный к нарисованному изображению на обычной бумаге, мастерски выполненное произведение бывает невозможно отличить от рукотворного творения.

Принцип работы с помощью дигитайзера такой же, как и на простом листе бумаги, однако « » в данном случае служит графическое устройство, а создаваемый рисунок появляется в файле и отображается на мониторе.

Сам дигитайзер для художника зачастую представляет большую ценность, чем сам компьютер.

Вспомогающими устройствами ввода являются сканер и фотоаппарат . Зачастую легче и уместнее нарисовать эскиз на бумаге, затем перенести его в электронный формат. Для создания необходимых снимков с натуры (референсов) приходит на выручку незаменимый помощник – фотоаппарат.

Существуют уже более усовершенствованные и дорогостоящие устройства, такие как , на котором создание изображения осуществляется на экране, а перо имеет чернила. Для профессионального занятия цифровой живописью, такое устройство намного удобнее обычного планшета.

7. Также компьютерному художнику в своей работе бывает необходим принтер . Для распечатывания же больших форматов потребуется плоттер . Данные устройства имеют достаточно высокую стоимость и большие габариты. Для работы дома единицы художников могут себе их позволить.

8. Немаловажным условием является отличное владение графическими программами, без которых не обойтись в цифровой живописи. Существует множество графических редакторов, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества.

Любая программа имеет свое назначение.

Adobe Photoshop является самым распространенным редактором, дает возможность создания как растровых, так и векторных изображений. Данная программа позволяет работать в технике фотоарта, создавать анимационные изображения.

Photoshop предоставляет широкий ассортимент различных эффектов. Помимо всего, этот графический редактор имеет немало удобных способов сохранения и редактирования файлов. Возможности программы очень велики, что найдется совсем немного людей, изучившего все из них.

Corel Painter также относится к не менее востребованным программам среди CG-художников. Данный графический редактор насчитывает более четырехсот разновидностей кистей. Corel предназначен по большей части для создания векторных изображений, потому огромное многообразие эффектов и функций в нем не требуются.

Adobe Illustrator – схожая по своему назначению и функциям с Corel Draw векторная программа.

3D Max , Maya , ZBrush – редакторы для 3D-моделирования, для работы с которыми необходим мощный, минимум 4-ядерный, компьютер. Существует еще множество графических редакторов, каждая из которых имеет свое назначение.

Лицензионные программы стоят немало, но для компьютерных художников для профессиональной работы рекомендуется все же приобрести данную версию во избежание неприятностей с органами проверки. Фирмы, выпускающие данные графические программы, все больше уделяют внимания соблюдению авторских прав.

Имеются альтернативные бесплатные программы, самой распространенной из которых является GIMP . CG-художник чаще всего отдает предпочтение какому-либо одному полюбившемуся редактору, однако использование и других программ зачастую бывает необходимо.

9. Для художника, специализирующегося на цифровой живописи, наличие необходимых навыков, оборудования, инструментов и владения графическими редакторами позволит плодотворно творить. Но он, как и любой творческий человек, нуждается в одобрении созерцателей. Причем, чем больше признания, тем лучше для развития его творческого потенциала.

10. Результатом немалых трудов и усердия является востребованность на рынке услуг.

Соблюдение всех этих условий необходимо компьютерному художнику для полного успеха! Любой CG-художник с этим согласится. Однако не следует забывать о существовании самого главного условия : для полноценного раскрытия творческого потенциала необходимо максимально отдаться этому занятию!

Цифрова́я жи́вопись - создание электронных изображений, осуществляемое не путём рендеринга компьютерных моделей, а за счёт использования человеком компьютерных имитаций традиционных инструментов художника.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Создание рисунка/картины от начала и до конца на компьютере - относительно новое направление в изобразительном искусстве. Точную дату создания первого компьютерного рисунка устанавливать нет смысла (можно погрязнуть в определении того, что является достаточно художественным и серьёзным для рисунка как такового); однако примерная дата широкого появления впечатляющих и красочных работ, выполненных на ПК - 1995-1996 годы (на эту дату приходится появление и широкое распространение относительно доступных по цене SVGA-мониторов и видеокарт, способных отображать 16,7 млн цветов). Компьютер в цифровой живописи - это такой же инструмент, как и кисть с мольбертом. Для того, чтобы хорошо рисовать на компьютере, также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (законы перспективы, теория цвета, блики, рефлексы и т. д.).

    Гибридные технологии применяются и в изобразительном искусстве (помимо косметического исправления или улучшения ручного оригинала). Два основных направления: сначала делается ручное изображение, которое не доводится до завершения (в основном ограничиваются рисунком), а завершается работа в компьютере; модификация завершенного ручного изображения с помощью компьютерного редактора. В последнем случае диапазон глубины обработки очень широк: от изменения только настроя (через цветовую гамму) через модификацию образа до полного изменения исходного образа - до неузнаваемости.

    Прогресс цифровой живописи

    В конце XX - начале XXI веков цифровая живопись бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, преобладает в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярен в любительском творчестве. Причины быстрого вытеснения прежних средств из этих областей:

    Доступность

    Для того чтобы создавать цифровые работы любого уровня, необходимо приобрести/иметь персональный компьютер достаточной мощности, графический планшет и несколько программ для компьютерной живописи. Всё это обойдётся в сумму ~1500$ в начальном варианте (профессионалы покупают более дорогие компьютеры, мониторы и планшеты, повышающие удобство работы).

    Большая скорость работы

    Специализированные программы для CG-художников (например Painter) содержат большое количество инструментов, ускоряющих работу. Выбор нужного цвета - дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где надо смешивать краски для получения нужного цвета - требует опыта и времени), выбор нужной кисти/инструмента - также почти мгновенная операция. Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем и ещё большой список возможностей и преимуществ - всё это делает работу профессионального художника в несколько раз быстрее при том же качестве. Кроме того, компьютерная работа сразу готова к использованию в цифровых технологиях кино, игр, вёрстки - работу, выполненную на материале красками, надо предварительно перенести в цифровой вид.

    Уникальный инструментарий

    В отличие от традиционной живописи в цифровой имеются прогрессивные и высокотехнологичные функции и суперразвитые художественные возможности такие как: работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на нужные вам участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; HDR картины; различные фильтры, трансформации и коррекции; огромное количество оттенков цветов и текстур; разнообразные структуры линий.

    Перспективы

    Традиционное искусство практически достигло своего предела по совершенству техники и средств ещё в XVIII веке. С тех пор почти не добавилось ничего нового - по прежнему у художника есть краски, пигмент, масло (или их готовая смесь), холст и кисти. Современная компьютерная живопись уже далека от лучших полотен гениев прошлого по качеству и масштабности работы - и ей есть куда развиваться дальше. Разрешение дисплеев растёт, повышается качество цветопередачи, увеличивается мощность компьютеров, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, есть принципиальная возможность создания новых способов и устройств для работы с цветом/вывода цвета (проекторы или голография).

    Доступность обучения и работы

    Если пользователь умеет работать на компьютере и обладает навыками рисования или имеет художественное образование - ему не составит большого труда разобраться в интерфейсе программ компьютерной живописи - он такой же, как и у большинства Windows-программ, и имеет вполне логичный цифровой инструментарий художника. В Интернете доступны видеоуроки по работе в той или иной программе, содержащие запись всех этапов работы художника над цифровой картиной.

    Недостатки цифровой живописи

    Сложность освоения

    На текущий момент очень мало школ или более серьёзных учебных учреждений, обучающих по этой специальности - цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди и особенно дети, умеющие самообучаться и находить информацию самостоятельно; дизайнеры и полиграфисты (имеющие опыт работы с графикой на ПК); большинство известных цифровых художников закончило учебные заведения по традиционной живописи и только потом самостоятельно перешло в cg-арт. Также современный цифровой художник немыслим без Интернета (общение с коллегами, работодателями, поиск новых программ или способов рисунка и т. п.) - а он опять-таки есть не у всех. Книг по созданию рисунков на компьютере практически нет, но ситуация постепенно улучшается.

    По состоянию на 2007 год ситуация находится в довольно неплохом положении - на данный момент делается довольно много различных образовательных ресурсов по подготовке будущих учителей ИЗО для работы с цифровыми устройствами. Усиленно осваиваются методики по работе на компьютере с графическим планшетом и различными программами, позволяющими заниматься медиарисованием. В ближайшее время подобные курсы будут запущены в основных педагогических вузах страны, что в свою очередь впоследствии благоприятно отразится на школах и других вузах при приёме новых учительских кадров, имеющих неплохой опыт работы с медиарисунком и цифровой живописью.

    Текущий предел возможностей компьютерной техники

    Современные мониторы всё ещё не работают в разрешениях, близких к разрешающей способности нашего глаза. Т. е., монитор не способен вывести такое количество деталей и подробностей, которое может обеспечить наблюдение вживую такого же по размерам участка полотна классической живописи. Можно распечатать свою картину на принтере - но это порождает третью проблему cg-арт’а:

    Проблема с выводом компьютерного изображения на материальный носитель

    Большинство мониторов работают в цветовой модели RGB с цветовым пространством sRGB, цветовые границы которого не совпадают с таковыми у типичного принтера, работающего в модели CMYK и имеющего собственные ограничения по цветовому охвату . Как результат - некоторые видимые на мониторе цвета не пропечатываются на бумаге, и в то же время весь потенциал принтера по его охвату не задействуется. Для решения данной проблемы используют профессиональные мониторы с цветовым пространством ARGB (Adobe RGB), специально разработанного, чтобы вместить почти все цвета доступные для принтера, а для наибольшего соответствия изображений на мониторе и носителе печати используют цветовые профили . Тем не менее, 100% совпадения достичь не получится, т.к. даже наихудшее пространство sRGB в некоторых областях цветов шире нежели многие CMYK-пространства. Другая проблема - мониторы, способные показать все цвета рисунка (и имеющие настройку яркости, контраста, цвета), как правило имеют слишком маленькое разрешение, не позволяющее показать все детали рисунка (не показывают его в полном размере без интерполяции - больше 1-2 мегапикселей обычный монитор одновременно показывать не может, специальные и достаточно дорогие ЖК-мониторы могут показать около 8 Мп).

    Проблема авторского права

    Тот, у кого есть оригинальный (исходный) файл рисунка, является хозяином рисунка. Но, как и любую цифровую информацию, файл можно скопировать и тиражировать в неограниченном количестве без каких-либо ощутимых затрат. Простейший пример защиты своего рисунка - выкладывание в Интернет уменьшенной копии (обычно профессиональные художники рисуют в большом разрешении - 6000×10000 пикс и даже более - удобно прорисовывать детали, а в Интернет выкладывают маленький вариант - 1600×1200 и менее; или даже фрагмент). В таком случае - кто имеет большой вариант рисунка, тот является его автором и владельцем. Копирайт на цифровом рисунке легко изменить и реальную помощь от его наличия могут ощутить только широко известные художники.

    Программы для цифровой живописи

    Свободные программы

    • GIMP - растровый графический редактор , так же подходящий для рисования.
    • MyPaint - программа для рисования, бесконечный холст, много кистей и минимум функций.

    Изобретение персонального компьютера стало революционным шагом на пути технического прогресса. В 1984 году Стив Джобс от лица компании «Apple Computers» представил широкой публике первый в мире компьютер с графическим интерфейсом Macintosh. Компьютер стал впервые доступен простому человеку, не обладающему знанием программных кодов. Доступность персонального компьютера стала оказывать влияние на многие области жизни человека, в том числе — на искусство. Компьютерные технологии предложили художнику больше возможностей, стали появляться новые направления и жанры синтетического искусства. Они обогатили и такие фундаментальные виды искусства, как театр, музыка, кино.

    Компьютерная графика изменила многие традиционные технологии в искусстве. Перевод творческого процесса в цифровое пространство не изменил содержания искусства — работы с образом. Стилус не пришел на место кисточки, но потребовал владения им для достижения успеха. Очевидно, что компьютерная графика не может претендовать на самостоятельность в искусстве. Владение графическим планшетом — это технический навык, как использование клавиатуры и графического редактора писателем. Умеющему рисовать не составляет труда научиться пользоваться компьютером как посредником между художником и цифровой вселенной.

    Зачастую принятие инноваций с трудом дается человеку, и не каждому этот труд по силам. Человек, всю жизнь державший в руке кисть, возможно, так и не сможет научиться пользоваться «компьютерной кисточкой». Но молодому художнику, обладающему гибким, но в меру твердым, мышлением не пристало прятаться от технического прогресса. Способность к постоянному самообразованию — неотъемлемая составляющая современного художника. О путях освоения цифровых технологий и причинах отказа от них мы будем говорить далее.

    Проблемы освоения компьютерных технологий художником в России

    Россия сейчас является страной, которая с трудом принимает технологизацию. Одной из основных причин этого является отсутствие материального благополучия и стабильности в нашей стране. Несмотря на то, что Россия является развивающейся страной на мировой арене, уровень финансирования государственных учреждений ничтожно мал. При этом Россия не может отказаться от «цивилизованных» средств коммуникации по многим причинам и одна из них — это глобализация и централизованная доступность информации. Техническое оснащение компьютерных классов и библиотек учреждений среднего и высшего образования зачастую является очень скудным, не отвечающим требованиям динамики изменения мира.

    Есть и другая вполне очевидная и неоспоримая причина — низкий уровень жизни населения. И в «кризисную группу» в этом отношении мы можем объединить, прежде всего, студентов из неблагополучных и малоимущих семей, которые не имеют возможности совмещать учебу и работу, в том числе можно выделить также иногородних студентов, обремененных, помимо прочего, грузом проблем, связанных с проживанием и регистрацией. Для всех них может быть проблемой приобретение компьютера, несмотря на достаточно выгодные предложения в магазинах. Так что на сегодняшний день художник, желающий обеспечить себя персональным компьютером профессионального уровня с доступом в Интернет и новинками программного обеспечения, должен заботиться об этом сам.

    Итак, даже самые «доступные» технологии доступны отнюдь не всем. Однако число художников с высшим образованием, обученных по традиционно-академическим методикам (что, несомненно, является гарантом профессионализма), ежегодно все увеличивается и увеличивается. Но в тоже время молодой художник, имеющий фундаментальные знания в области изобразительного искусства, является в недостаточной мере конкурентоспособным специалистом на мировом рынке труда из-за полного или частичного отсутствия навыков работы с компьютерными технологиями и Интернетом. С другой же стороны, просто рисующий с помощью графического редактора человек, не всегда ознакомлен с основами изобразительного искусства. Многие молодые таланты, способные работать в области компьютерной графики и получать достойную заработную плату, используя в своем творчестве последние достижения в области информационных технологий, либо уклоняются от технического обучения, либо не достигают необходимого уровня технической компетентности. Причины избегания этой области могут крыться как, например, в страхе, так и в обычной лености перед освоением компьютера, ведь в больших объемах новой информации нужно учиться ориентироваться. Выходит, что после получения высшего художественное образование, нужно доучиваться, чтобы достойно зарабатывать.

    Компьютерная графика используется в таких областях, как производство компьютерных игр, массовая киноиндустрия, иллюстрирование сомнительного качества книг. Таким образом, родилось пусть и не очень распространенное на сегодняшний день, но, тем не менее, заслуживающее права на существование, представление о современном художнике как «работающем в сфере развлечения». Так же имеет место быть принципиальное убеждение о компьютерных технологиях в изобразительном искусстве как явлении, не стоящем внимания настоящего художника. О корнях таких мнений судить сложно. Скажу от себя лично: я работаю в этих областях и сталкиваюсь довольно часто с осуждением со стороны лиц старшего поколения художников. Однако человек, имеющий традиционное академическое высшее образование, владеющий современными информационными технологиями, уверенно строящий карьеру, получающий достойную зарплату едва ли может быть высмеян даже старшими коллегами по цеху.

    Художник и современное образование

    Как показывают исследования: Считается, что учиться в России легче, чем на Западе из-за того, что методы преподавания в вузе осталась традиционными, а именно, знание предмета передается при непосредственном и постоянном контакте педагога и ученика. На Западе дело обстоит по-другому, в начале учебного года студент получает задание и работает самостоятельно. Но в России после окончания высшего учебного заведения есть огромная проблема в поиске работы, очень часто наступает кризис, зачастую, хороший специалист, например художник, не может найти работу, не владея знаниями персонального компьютера. Для решения этих проблем приведу примеры заграничного опыта. В Британской высшей школе дизайна программа обучения практически гарантирует трудоустройство, так как еще в процессе обучения создаются выставки, на которые приглашаются потенциальные работодатели и художники для знакомства. Если говорить о внедрении компьютерных технологий в курс традиционного изобразительного искусства, то существуют университеты с программой бакалавриата, в которых первые курсы посвящены традиционному изобразительному искусству, а последующие два рисованию на компьютере, например, этот опыт распространен во Франции. В России решение проблемы адаптации знаний художника в область компьютерной графики на данный момент дело рук самого художника. В отечественных вузах художественной направленности в программу не входит овладение компьютерной графикой. Например, в Герценовском университете на факультете изобразительного искусства существует курс под названием «Дизайн и компьютерная графика». Программа состоит из изучения интерфейса и принципов работы в программах Adobe Photoshop и CorelDRAW. Помимо этих знаний необходимы практические занятия с использованием планшета и стилуса. Приобретение этих профессиональных инструментов и работа с ними не предусмотрена, навык работы с ними художник приобретает самостоятельно. Появляется конфликт между рынком труда и системой образования. Хотелось бы отметить, что спрос на художников-универсалов является особенностью только российского рынка труда. Такая особенность связана с пережитком советского образования и переходом российской системы «широкого» образования к Болонской системе, предусматривающей обучения специалистов узкого профиля. На западе на данный момент более четкое разделение художника традиционного искусства и художника-дизайнера и обе профессии являются востребованными. Назревает необходимость ввода в программу российских вузов художественной направленности курс адаптации художника в области компьютерной графики, и создание программ позволяющих синтезировать фундаментальные знания изобразительного искусства и компьютерной графики и дополнительного курса дизайна. Следующий этап это подготовка педагогов в этой сфере. Существует множество курсов дающих технические знания профессиональных художественных программ и множество курсов по рисунку и живописи, дающих фундаментальные знания в области изобразительного искусства, но нет курса обучения рисунку и живописи в компьютерной графике, который так необходим молодым художникам. В России не было опыта ввода в программу высшего учебного заведения экспериментального курса или факультатива, решающего эту проблему.

    Художник и художественность

    Остается ли человек, занимающийся компьютерной графикой, художником? По этому вопросу приведу рассуждения доктора педагогических наук Леонида Наумовича Боголюбова о современном искусстве: «На сегодняшний день в искусстве красота часто отходит на второй план. Место прекрасного занимают другие ценности, которые Поль Валери назвал шок-ценностями — новизна, интенсивность, необычность. Подобное «искусство» в отличие от традиционного искусства не выполняет эстетической функции как главной и определяющей, оно осуществляет другие социальные функции» . Да, изменился инструмент изобразительного искусства, но потерял ли себя художник? С определенной долей условности можно разделить профессиональную деятельность современного художника на создание произведения искусства и производство массового продукта. Если художник попадает на производство, например, компьютерной игры, то он становиться ремесленником. Но, несмотря на это, художественность является необходимый элемент любого творческого процесса.

    Какие критерии художественности в искусстве? Что можно назвать искусством, а что нельзя? Эти вечные вопросы волновали умы многих людей. Необходимым условием присутствия художественности в произведении искусства является духовный мир человека, живущий в процессах передачи создателем художественного образа и чувственного отклика созерцателя. Емкую характеристику художественного образа дал отечественный философ Алексей Федорович Лосев: «Всякий подлинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма каких-нибудь дискретных признаков, а как нечто живое, из глубины чего бьет неугомонный источник и чего мы не можем сразу охватить своими рациональными методами. Художественно то, на что никогда нельзя наглядеться, сколько бы мы на него не глядели. А это значит, что как бы глубоко мы не воспринимали художественный образ, в нем всегда остается нечто непонятное и неистощимое, волнующее нас всякий раз, как только мы воспринимаем этот образ» .

    Основная задача художника — повысить духовный уровень зрителя. Не имеет значения, компьютерными или традиционными средствами изобразительного искусства сказано художником то или иное — важно отойти от мира суеты и эффектов, обратиться внутрь себя, и найти те сакральные струнки, за которые дергает настоящий художник-творец. Искусство — универсальная категория, универсальный язык, не требующий анализа и длинных описаний — на что и в какой последовательности смотреть. Хотелось бы, чтобы современный художник этого не забывал.

    Елфимова Л. А.

    Магистратура 1 курс

    РГПУ им. А. И. Герцена

    г. Санкт-Петербург