Публицистика военных лет в творчестве шолохова. «Публицистика военных лет в творчестве Шолохова

В годы войны Шолохов находился на фронте в качестве корреспондента центральных газет, был тяжело контужен при авиакатастрофе. При обстреле Вёшенской погибла его мать.

С фронта Шолохов писал репортажи, в 1942-м был написан рассказ «Наука ненависти». Впечатления этого времени отразились также в незавершённом романе «Они сражались за родину» (1943).

После войны Шолохов продолжал активную общественную работу, писал публицистические произведения.

В 1956 годуШолохов создал рассказ «Судьба человека», тоже посвящённый войне. В нём писатель впервые обратился к теме бывших военнопленных. Его герой бежит из плена дважды. Судьба большинства советских пленных, сменивших фашистские лагеря на сталинские, в 1956 году не могла ещё быть освещена, но даже упоминание о плене в художественном произведении было необычно.

Шолохову удалось в рассказе на примере судьбы одного простого русского человека, рядового бойца, показать действительную цену этой войны. (Вспомните, как изображали человека в художественных произведениях во время Великой Отечественной войны и чем это было вызвано.)

В центре рассказа не собирательный образ, а индивидуальный характер. М. Шолохов возвращает в русскую литературу традиционное для неё внимание к личности. Он делает акцент не на героике великих сражений, а на умении человека преодолевать испытания и невзгоды. Трагические обстоятельства, в которых показан Андрей Соколов, исключительны даже для военного рассказа. Главный герой прошёл фронт, плен, побывал в почти безнадёжных ситуациях и выжил. Его жена и дочери погибли во время бомбёжки. Единственная надежда, сын Анатолий, тоже погибает - в последний день войны - 9 мая.

Герой «Судьбы человека» не отделяет себя от общей судьбы народа, страны. Рассказывая историю своей жизни, он отдаёт дань уважения многим, таким же, как он, незаметным героям, с которыми свела его судьба. Автор, соотнося историю жизни Андрея Соколова с историей страны, утверждает мысль о великой ценности человека в истории.

В жизни главного героя рассказа происходит много событий, но в них раскрывается один и тот же конфликт. Все сюжеты, составляющие исповедь Андрея Соколова, подводят читателя к выводу о том, что движущая сила истории - борьба между исконной человечностью и тем, что противоречит вечным нравственным законам.

В финале рассказа Шолохов заставляет читателя остановиться и задуматься, вернуться к началу: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». Но ведь на протяжении всего рассказа, как заметил ГТ.В. Палиевский, трижды упоминается, что у Андрея Соколова больное, разбитое войной и утратами сердце, что он скоро, наверное, умрёт: «Так что же - не будет отцовского плеча, не вырастет сын? События, по всей видимости, ведут туда. Но в том-то и сила шолоховской идеи, что человек у него выше событий. Вырастет - хотя и может случиться такое, для чего потребуется незримая сила преодоления, - не меньшая, а может быть, и большая, чем у отца. Шолохов в самом деле слышит в каждом положении непредсказуемую жизнь».

Спустя 25 лет после создания романа «Тихий Дон» - в 1965 году Михаилу Александровичу Шолохову за роман, переведённый к тому времени на многие языки, была присуждена Нобелевская премия.

21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов скончался. Похоронен он в станице Вёшенской на крутом берегу Дона, как сам того пожелал.

Судьба русского война в рассказе Шолохова "Судьба человека"
В конце 56г. М.А.Шолохов опубликовал свой рассказ "Судьба человека". Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу родине.Андрей Соколов - скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других,ушел на фронт. И тут все беды войны нахлынули на него: был контужен и попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать, но был пойман. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужества и всегда оставаться человеком. Когда комендант лагеря вызвал Андрея к себе и грозил, лично расстрелять его, не потерял человеческое лицо Андрей, не стал пить за победу Германии, а сказал, что думал. И за это даже садист-комендант, лично бивший пленных каждое утро, зауважал его и отпустил, наградив хлебом и салом. Этот подарок был разделен поровну между всеми пленными. Позже Андрей все - таки находит возможность бежать, прихватив с собой инженера в чине майора, которого возил на машине.Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны - от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу 5 лет, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Соколов говорит: "Ночью - то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становиться легче, а то ведь оно у меня закаменело от горяЕ"Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что в нем есть то, что сломать нельзя: человеческое достоинство, любовь к жизни, родине, к людям, доброта, помогающие жить, бороться, трудиться. Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не подвиг, а естественная потребность. И таких простых чудесных людей много. Именно они и выиграли войну, и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее. Поэтому Андрей Соколов близок, понятен и дорог нам всегда.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект на конкурс: «Певец земли донской» Тема: Человек на войне в произведениях М. Шолохова. Муниципальное образовательное учреждение лицей «Политэк» Автор: Шепетина Ксения Юрьевна ученица 10 А класса. Адрес: пр-т Мира д. 31, кв. 135. Телефон: 89185377196 Руководитель: Миронова Елена Ивановна, Учитель русского языка и литературы. г. Волгодонск-2015

2 слайд

Описание слайда:

С историей надо обращаться осторожно, по правде исследовать и писать. М. Шолохов.

3 слайд

Описание слайда:

Содержание: 1. Введение 2. 2.1. М. Шолохов – продолжатель гуманистических традиций русской классической литературы 19 века. 2.2. Человек на войне в произведениях М. Шолохова - «Донские рассказы» - «Тихий Дон» - «Наука ненависти» - «Они сражались за Родину» - «Судьба человека» 2.3. Особенности гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в произведениях М. Шолохова 3. Вывод. 4. Использованные ресурсы.

4 слайд

Описание слайда:

Введение: Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что произведения М.А. Шолохова были написаны в советскую эпоху. За последние десятилетия изменилось отношение и к самой эпохе, и к произведениям, написанным в это время. Но именно М.А. Шолохов, на мой взгляд, в своих произведениях сумел так отразить серьезные проблемы своего времени, что они не утратили своей актуальности и в наши дни. Цель работы: исследовать произведения М.А. Шолохова, в которых выражено отношение писателя к войне. Объект исследования: творчество Михаила Александровича Шолохова. Предмет исследования: «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину», «Наука ненависти», «Судьба человека» М.А. Шолохова. Методы исследования: анализ и синтез произведений М.А. Шолохова, изучение литературоведческой литературы, критических статей, интернет ресурсов. Гипотеза: тема человека на войне в произведениях Шолохова – это «поклон народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору». Произведения М. Шолохова о войне - свидетельство любви и сострадания писателя, его гуманного отношения к людям, как следование традициям классической литературы 19-го века.

5 слайд

Описание слайда:

Главное в этой летописи жизни – судьба народа. Шолохов учит понимать и ценить людей, знать их бытие, души, высокие стремления и неисчислимые страдания. Он стал примером поиска истины в ее главнейшем содержании – гуманистическом. Самым высоким определением писателя в устах В.Г. Белинского было – «адвокат человечества». Шолохов воспринял, продолжил, развил эту устремленность, благородный пафос деятелей эпохи Возрождения, Пушкина, Достоевского, Толстого, Горького. Наше время – новый этап в развитии общественного самосознания. Мы ищем полноту правды. И Шолохов близок нам теперь именно тем, что он был правдивым с начала творчества до конца. Это была его сознательная творческая установка, близкая той, которую определил для себя Л.Н. Толстой в конце рассказа «Севастополь в мае»: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда». Ф.Г. Бирюков

6 слайд

Описание слайда:

Донские рассказы. Больше всего Шолохова волнует утрата нравственных ориентиров в человеческой душе, с выкорчеванной с кровью верой в Божьи заповеди идет разложение людских душ, начинается братоубийственная война. Даже звери кажутся более милосердными, им не нужно, например, выбирать, кого из детей оставить жить («Семейный человек»), стоит ли спасать брата ценою жизни отца («Бахчевник»), убить ребенка, если он «прижит от белогвардейской шпионки», или оставить в живых («Шибалково семя»). Они живут по привычным законам своего мира. И этот упорядоченный мир живых существ Шолохова противопоставлен изуверству людей. Закрутила коловерть людей, потеряли они нравственные ориентиры, и вот убивает отец сына в «Родинке», сын отца в «Продкомиссаре», муж жену, оставляя сиротой ребенка, в рассказе «Шибалково семя», сын отца и брата в «Коловерти», отец своих детей в рассказе «Семейный человек», трагическим убийством заканчивается любовь в «Кривой стежке», на глазах у ребенка убивает обиженный его отца в «Обиде», лишает жизни сына отец вместе со старшим сыном в «Червоточине», издеваются и убивают детей на глазах старика отца в рассказе «Лазоревая степь».

7 слайд

Описание слайда:

Донские рассказы. Только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего своего, то есть попытаться вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего, пострадают те, кто сделал первый шаг, но этот шаг важен, иначе процесс расчеловечивания общества будет уже необратим. Такова основная мысль рассказов «Жеребенок», «Чужая кровь» и «Алешкино сердце». Писатель учит нас открывать свое сердце друг другу и таким образом приходить к согласию (рассказ «Один язык»). Рассказы Шолохова направлены против любого насилия над человеком. Писатель показывает и выход из кровавого месива человеческой жестокости.

8 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. Трагедия Григория Мелехова. Батальные сцены сами по себе неинтересны Шолохову. Его волнует другое – что делает война с человеком. Ярко выражен нравственный протест против бессмысленности, бесчеловечности войны. На широком эпическом фоне движения народных масс в революции особым смыслом наполняются противоречивые искания и трагическая судьба Григория Мелехова, подлинно философская проблема взаимоотношения личности и народа, места личности в революционной борьбе. В его сложном пути с крутыми поворотами, с муками и сомнениями - не путь отщепенца, а путь самого народа. В Григории Мелехове сильнее, чем в других, воплотилась гуманистическая сущность, которая постоянно, на всем протяжении произведения, подвергается труднейшим испытаниям. Так, еще в самом начале войны с Германией Григорий глубоко, до боли переживает, что он убил человека. "Я, Петро, уморился душой," - говорит он брату. И далее: "Меня совесть убивает... Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой". Именно Григория так возмутило, когда казак Чубатый убил пленного. Человеческое начало не позволяет шолоховскому герою принять чью-то правду - правды он не находит ни у белых, ни у красных. И там, и здесь его отталкивает жестокость, бесчеловечность.

9 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. Насилие рождает другое насилие. М. Шолохов раскрыл свой взгляд на историю, показал ее страшную правду, заглянул в глаза беспощадной истине: не было и не могло быть правых в той войне, было зло, братоубийство, утрата человеческого в людях. И всего этого не может принять душа Григория Мелехова. "...Людей стравили; и не попадайся! Хуже бирюков стал народ. Злоба кругом". Эти слова говорит шолоховский герой еще во время войны 1914 года. Но еще страшнее и лютее проявляется злоба во время гражданской войны. Эта война была страшна и тем, что она сделала врагами близких людей, породив недоверие друг к другу, вражду и ненависть. Сам Григорий Мелехов, бывший активным участником той войны, ощущает в себе это зло и глубоко его переживает. Бесконечным отчаянием наполнены его слова, когда он, пройдя такой трудный путь, сам себе признается: "Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву - и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал... В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе".

10 слайд

Описание слайда:

Тихий Дон. В конце произведения герой окончательно постигает, что нет той правды, которой стоит служить, жертвуя жизнью своей и других людей: "Я отслужил свое. Никому больше не хочу служить... нехай оно все идет пропадом!". Знаменательно и то, что Григорий идет домой, в свой хутор, не дожидаясь обещанной амнистии. Он не сломался во всех испытаниях, его личность не разрушена. Он готов понести наказание – «согласен отсидеть за восстание», не ждет себе прощения. В его судьбе выразилась одна из самых значительных философских проблем бытия – проблема личности и истории, судьбы отдельного человека, семьи в переломный момент. Писатель сравнивает судьбу Григория с выжженной весенними пожарами, зловеще черной, мертвой, обуглившейся степью, вокруг которой «весело зеленеет молодая трава», ключом бьет жизнь. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория… Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других». Так, несмотря на желание многих видеть благополучный конец судьбы Григория Мелехова, Шолохов предпочел сказать читателю правду, как бы она горька ни была. И это судьба не только Григория Мелехова, это судьба народа.

11 слайд

Описание слайда:

Наука ненависти. Великий сын России М. Шолохов в годы Великой Отечественной войны работает военным корреспондентом. В очерке «Наука ненависти» он раскрывает характер русского человека, проходившего в боях «науку ненависти». Рассказ о судьбе Герасимова начинается метафорой: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Могучий дуб, в который попал вражеский снаряд, весною ожил. Рано поседевший лейтенант Герасимов, глядя на него, улыбнулся «простой и милой, ребяческой улыбкой». Автор сравнивает своего героя с могучим дубом, обращает внимание на тесную связь русского человека с родной землёй. Лейтенант Герасимов надломлен страданиями в плену, но не сломлен морально. Его могучий дух помогает справиться с тяжкими испытаниями и трудностями. В самые суровые дни Великой Отечественной войны Шолохов утверждал: народ, проникнутый священной ненавистью к врагу и сыновней любовью к Родине, непобедим.

12 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. В романе «Они сражались за Родину» М. Шолохов обращается к самым горьким страницам истории Великой Отечественной войны – отступлению армии. Шолоховская картина 1942 года, которую он стал писать тут же, в дни самих боев, поражает откровенностью рассказа о всех трудностях, какие выпали тогда на долю наших людей, нашей армии, испытываемой бедой. О трудностях, ошибках, о хаосе во фронтовой диспозиции «по степям бродят какие-то дикие части, обстановки не знает, должно быть, и сам командующий фронтом, и нет сильной руки, чтобы привести все это в порядок... И вот всегда такая чертовщина творится при отступлении!». И вместе с тем - о подвиге на передовой. Шолохов тогда так его написал, что стал виден не только пламень души, но и реальная мука, и весь ужас разъятой смертельным металлом человеческой плоти». Петелин В.В. Михаил Шолохов. Очерк жизни и творчества - М.: Воениздат, 1974. - С. 20..

13 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. Художник дал нам внутренне все пережить: состояние изнурительного марша, молитву под бомбами, безумие боя, боль на операционном столе, мгновение перед смертью... Шолохов в этой сложности вовсе не хочет растворить то острое, священное чувство ненависти к врагу, на котором тогда объединялось все подлинно человеческое: «Все, что было в жизни дорого и мила сердцу, все осталось там, под властью немцев... И снова, в который уже раз за время войны, Лопахин ощутил вдруг тот удушающий приступ немой ненависти к врагу, когда даже ругательное слово не в силах вырваться из мгновенно пересыхающего горла...» Описывая наши временные поражения, Шолохов тем не менее писал не психологию отступающей армии, но состояние будущих победителей, испытуемых в данный момент военной бедой, горькими неудачами. По всему их поведению, образу мышления, душевному настрою достаточно отчетливо можно представить, как любой из этих бойцов будет вести себя и в Сталинграде, и по дороге на Берлин, и в самом логове...

14 слайд

Описание слайда:

Они сражались за Родину. М.Шолохов, раскрывая замысел своего романа «Они сражались за Родину», говорил: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта война показала нашего солдата в совершенно ином свете. Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну...» И.Араличев. В гостях у Михаила Шолохова. - «Вымпел», 1947, № 23, с. 24.. В незаконченном романе «Они сражались за Родину» война осмысливалась М.Шолоховым не только как героический ратный подвиг народа, но и как величайшее испытание всех нравственных качеств советского человека. Впечатляющее раскрытие глубины и чистоты патриотического чувства народа сочеталось в них с проникновенным лиризмом в изображении судеб отдельных людей в годину общенародных бед и испытаний. М.Шолохов в своих произведениях об Отечественной войне остается верен единой демократической линии своего творчества: в центре их простые люди, рядовые великой войны, труженики - шахтер Петр Лопахин, комбайнер Иван Звягинцев, агроном МТС Николай Стрельцов, шофер Андрей Соколов... Солдаты в романе М. Шолохова не только сражаются. Они напряженно размышляют над судьбой государства, говорят о целях войны, думают о боевом товариществе, вспоминают мирное прошлое, свои семьи, детей, любимых... Трагическое напряжение боя вдруг сменяют комические сцены и эпизоды. Эта глубина, эта полнота жизни - весьма примечательное качество романа М.Шолохова. Она позволяет писателю постигнуть истинную меру жизнестойкости народа, открыть истоки героического.

15 слайд

Описание слайда:

Судьба человека. «Судьба человека» открыла новый этап в изображении событий Отечественной войны, наметила новые пути, ведущие к более глубокому раскрытию нравственных истоков великого подвига советского народа. М. Шолохов обращается к теме фашистского плена. Для того времени это была запретная тема. И писатель заставил читателя не жалеть своего героя, а восхищаться им. Великую народную трагедию военного времени воплотил в себе Андрей Соколов - герой рассказа «Судьба человека». Это обыкновенный человек, отец семейства, честный труженик. Из жестоких испытаний он вышел победителем, не растеряв гуманистических, идейно-нравственных ценностей, сохранив жизнестойкость, до конца выполнив свой солдатский и гражданский долг. В поединке с Мюллером перед лицом смерти он думает о том, как сохранить честь русского солдата: «Захотелось мне им, проклятым показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

«Судьба человека» (1956) относится к военной прозе писателя. Он повествует о том, как сильно это жестокое событие меняет жизнь человека, а также закаляет его характер.

Когда начинается война, главный герой произведения Андрей Соколов буквально на второй день получает повестку из военкомата, а на следующий - уже едет на фронт. Дома у мужчины остается любимая жена Ирина и трое детей.

За время службы Соколову приходится «хлебнуть горюшка по ноздри и выше» и пережить множество тяжелых моментов. Самым сложным испытанием для героя становится то, что он попадает в немецкий плен.

Люди, оказавшись в подобной ситуации, балансируя на грани жизни и смерти, демонстрируют свою истинную сущность. Многие из них становятся предателями, как, например, некий Крыжнев, который хотел сдать своего боевого товарища-коммуниста, поскольку «своя рубашка к телу ближе». Но многие ведут себя поистине достойно: поддерживают и спасают своих соотечественников, делятся с ними последним куском хлеба, мужественно выносят все физические истязания и смотрят своему страху прямо в лицо.

Именно из числа таких людей был солдат Андрей Соколов. Даже тогда, когда его по доносу вызвал к себе комендант немецкого лагеря, чтобы в дальнейшем расстрелять, мужчина был готов «глянуть в дырку пистолета бесстрашно».

Со второй попытки герою удается сбежать из плена, но, конечно, это испытание не могло не оставить серьезный след в его душе. «Тошное время было», - говорит Андрей Соколов, вспоминая о войне. Душу мужчины тогда грела лишь одна мысль: после окончания боевых действий он мечтал вернуться к своим близким. Но этой мечте не суждено было сбыться…

Война изменила не только судьбу главного героя, но и судьбу его жены и детей. Еще в 1942 году на дом Андрея Соколова упал снаряд, в результате чего Ирина погибла вместе с дочками. Старшему сыну в тот день удалось выжить, но смерть все равно настигла молодого человека уже в самом конце войны: «аккурат девятого мая» он был убит немецким снайпером.

Таким образом, война не только заставила Андрея Соколова пройти через весь ад и ужас немецкого плена, но и унесла жизни всех его родных, и, казалось бы, лишила последней надежды на счастье. Но, несмотря на всю тяжесть сложившихся обстоятельств, у этого мужественного человека остались силы не замыкаться в своем горе. И он нашел в своей жизни новый смысл, увидев его в маленьком мальчике по имени Ваня .

Война также сыграла трагическую роль в судьбе этого ребенка: она лишила Ваню обоих родителей. Вспоминая об этом, мальчик, несмотря на свой юный возраст, уже громко вздыхает и печально смотрит на Андрея Соколова своими «светлыми, как небушко» глазами. И мужчина решает для себя: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!» Поэтому герой берет маленького сироту «к себе в дети».

­­ ­И вот теперь два человека, которых война лишила всего, что им было когда-то дорого, пережив горе и страдания, наконец, нашли друг друга. Автор не знает, что ждет мужчину и мальчика в будущем, но ему хочется верить, что из Вани тоже вырастет человек «несгибаемой воли», который «сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути».

Великая Отечественная война прошла сквозь судьбы миллионов советских людей, оставив о себе тяжелую память: боль, гнев, страдание, страх. Многие в годы войны потеряли самых дорогих и близких людей, многие испытали тяжелые лишения. Переосмысление военных событий, людских поступков происходит позднее. В литературе появляются художественные произведения, в которых через призму авторского восприятия дана оценка происходящего в трудное военное время.

Михаил Шолохов не мог пройти мимо волнующей всех темы и поэтому написал небольшой рассказ «Судьба человека», затронув проблематику героического эпоса. В центре повествования события военного времени, изменившие жизнь Андрея Соколова – главного героя произведения. Писателем подробно не описываются военные события, не в этом задача автора. Цель писателя – показать ключевые эпизоды, повлиявшие на становление личности героя. Важнейшим событием в жизни Андрея Соколова является плен. Именно в руках фашистов, перед лицом смертельной опасности проявляются различные стороны характера персонажа, именно здесь война предстает читателю без прикрас, обнажая сущность людей: мерзкий, подлый предатель Крыжнев; настоящий доктор, который «и в плену, и в потемках свое великое дело делал»; «худенький такой, курносенький парнишка», взводный командир. Нечеловеческие муки пришлось пережить Андрею Соколову в плену, но главное то, что он сумел сохранить свою честь, достоинство. Кульминационным моментом повествования является сцена у коменданта Мюллера, куда привели измученного, голодного, уставшего героя, но и там он показал врагу силу русского солдата. Поступок Андрея Соколова (без закуски выпил три стакана водки: не хотел давиться подачкой) удивил Мюллера: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат». Война предстает перед читателем без прикрас: после побега из плена, уже в госпитале, герой получает страшное известие из дома о гибели своей семьи: жены и двух дочерей. Тяжелая военная машина не щадит никого: ни женщин, ни детей. Последний удар судьбы – гибель девятого мая в День Победы старшего сына Анатолия от руки немецкого снайпера.

Война отнимает у людей самое дорогое: семью, близких. Параллельно с жизнью Андрея Соколова развивается и сюжетная линия маленького мальчика Ванюши, которого война также сделала сиротой, лишив родных матери и отца.

Вот какую оценку дает писатель двум своим героям: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…». Война обрекает людей на страдания, но она также воспитывает волю, характер, когда хочется верить, «что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».