Cочинение «Тема нравственности в повести В. Распутина «Живи и помни. Cочинение «Нравственно философские проблемы в повести В. Распутина «Живи и помни Живи и помни проблемы

В отечественной литературе Валентин Григорьевич Распутин заслужил славу одного из лучших представителей «деревенской прозы». Наиболее яркой и эмоционально сильной стала повесть Распутина «Живи и помни», в которой он раскрыл проблематику нравственного выбора, долга, ответственности и любви. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1974 год.

История создания – Испытывая финансовую нужду, Распутин заключил договор на написание книги на тему стройки коммунизма. Однако в итоге сдал рукопись, центральным персонажем которой был дезертир. Повесть сразу завоевала большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами.

Тема – Центральная тема произведения - нравственный выбор каждого из героев. Также автором затронуты проблемы долга, ответственности, сострадания, любви.

Композиция – В основе композиция лежит антитеза - противопоставление двух человеческих начал - Андрея и его жены Настены. Композиция включает в себя эпилог (описание главных героев и их жизни), завязку (уход Андрея на фронт), развитие событий (госпитализация Андрея, его дезертирство), кульминация (самоубийство Настены), развязка (поиск Андрея в деревне).

Жанр - Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

По признанию Валентина Григорьевича, повесть «Живи и помни» оказалась совершенно незапланированной: писатель не вынашивал долгие месяцы ее идею, не собирал по крупицам необходимый ему материал.

В 70-х годах, оказавшись в стесненном материальном положении, Распутин заключил договор на написание книги, посвященной стройке коммунизма. Однако в результате, вместо идеологического произведения, Распутиным была написана глубоко драматическая повесть «Живи и помни».

С точки зрения выбора темы писатель иркутский писатель оказался новатором, поскольку главными героями его повести оказались дезертир и его супруга. Суть произведения заключена в смысле названия - живи, но помни о содеянном тобой.

Впервые повесть «Живи и помни» была опубликована в 1974 году в литературном журнале «Наш современник». До этого небольшие отрывки печатались в газетах. Спустя год повесть, благополучно пережившая литературную критику, вышла отдельной книгой, после чего неоднократно переиздавалась и была переведена на множество иностранных языков.

Повесть Распутина была удостоена литературными премиями еще при жизни писателя, она легла в основу театральных постановок и оперы, по ней снят художественный фильм.

Тема

В основе произведения лежит тема нравственного выбора человека во время суровых жизненных испытаний. В повести «Живи и помни» лакмусовой бумажкой, показывающей истинное лицо героев, становится война. Как известно, именно в экстремальных, суровых условиях человек способен снять все свои маски, проявить подлинные черты своего характера.

Война становится непреодолимым испытанием для Андрея Гуськова. На фронте он честно сражался за родину, не особо задумываясь о возможной смерти, был несколько раз ранен. Но уже на самом исходе войны, оказавшись в госпитале и узнав о преждевременном возвращении на линию огня, Гуськов сломался.

Оказавшись во власти собственного эгоизма и малодушия, он решается на дезертирство. Однако совершенное им предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу. Вид родной деревни уже не радует Андрея, ведь он не может открыто показаться своей семье - он дезертир, предатель, отщепенец. Жизнь, которой так дорожил герой, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки, невозможность расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Однако не Андрей и его внутренняя трагедия занимает писателя. Центральным в повести является образ Настены - его супруги. Молодая женщина сочетает в себе все лучшие черты: милосердие, доброту, беспокойство и ответственность за других людей, искреннюю веру в доброе начало.

Узнав о предательстве Андрея, она, все же, находит в себе силы пожалеть и помочь ему. Помимо воли Настена становится соучастницей страшного преступления, за которое по законам военного времени грозит расстрел. Ради мужа, которому она помогает скрываться в лесу, она вынуждена непрестанно лгать, хитрить, жить в постоянном страхе.

Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье - это дом, семья, любовь. Однако им уготована совсем иная судьба. Настена верит, что Андрея простят, если он выйдет людям и добровольно покается. Однако мужчина слишком слаб и труслив, чтобы совершить подобный поступок. Он находит бесчисленные оправдания собственному малодушию, не беспокоясь о том, что подставляет под удар, прежде всего, всю свою семью.

Весть о беременности Настены становится большим счастьем и, вместе с тем, серьезным испытанием для женщины. В деревне ее обвиняют в измене мужу, свекр выгоняет из дома, она вынуждена терпеть бесконечные унижения. Не выдержав всех лишений, выпавших на ее долю, Настена принимает решение покончить жизнь самоубийством. Весть о смерти жены и их не родившегося ребенком становится страшным ударом для Андрея, которому суждено нести этот крест до конца своих дней.

Автор подчеркивает основную мысль своего произведения - нет никаких оправданий безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, обществом, перед собственной совестью.

Композиция

Проводя в повести «Живи и помни анализ произведения, необходимо отметить его композиционную структуру, основанную на антитезе. Особенно ярко противопоставлены в повести характеры главных героев: слабого, трусливого и безвольного Андрея и его супруги Настены, женщины безгранично доброй, отзывчивой, совестливой.

Композиция произведения включает в себя:

  • эпилог - знакомство с главными героями и особенностями их быта в глухой сибирской деревушке;
  • завязка - уход Андрея на фронт;
  • развитие событий - тяжелое ранение Андрея, известие о его преждевременном возвращении на фронт, решение героя самовольно вернуться в родную деревню;
  • кульминация - самоубийство Настены, не выдержавшей душевных мук, связанных с предательством Андрея;
  • развязка – известие о дезертирстве Андрея, его поиск в деревне.

Главные герои

Жанр

«Живи и помни» написано в литературном жанре повесть, и принадлежит классической русской прозе. Повесть, в которой правдиво отобразились реалии военного времени, принадлежит направлению реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 166.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Борисоглебский государственный педагогический институт»

Кафедра русского языка и литературы

Контрольная работа по истории русской литературы

Тема: Нравственная проблематика повести В.Г. Распутина «Живи и помни»

Выполнила: студентка

6 курса 1 группы

Колесник Т.Я.

распутин газета рассказ

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Отец - Распутин Григорий Никитич (1913-1974). Мать - Распутина Нина Ивановна (1911-1995). Супруга - Распутина Светлана Ивановна (1939 г. рожд.), пенсионер. Сын - Распутин Сергей Валентинович (1961 г. рожд.), преподаватель английского языка. Дочь - Распутина Мария Валентиновна (1971 г. рожд.), искусствовед. Внучка - Антонина (1986 г. рожд.).

В марте 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Вскоре родители перебрались в родовое отцовское гнездо - деревню Аталанка. Красота природы Приангарья захлестнула впечатлительного парнишку с первых же лет жизни, навсегда поселившись в потаенных глубинах его сердца, души, сознания и памяти, проросла в его произведениях зернами благодатных всходов, вскормивших своей духовностью не одно поколение россиян.

Местечко с берегов красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. В том, что он таков, никто и не сомневался - в деревне ведь любой с рождения виден как на ладони. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет - уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом - у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

В Аталанке была только четырехлетка. На дальнейшую учебу Валентина снарядили в Усть-Удинскую среднюю школу. Взрослел паренек на собственном голодном и горьком опыте, но неистребимая тяга к знаниям и не по-детски серьезная ответственность помогли выстоять. Об этом сложном периоде жизни Распутин позже напишет в рассказе «Уроки французского», удивительно трепетном и правдивом.

В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом. О писательстве не помышлял - видно, не пришел еще срок.

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь», куда пришел и будущий драматург Александр Вампилов. Жанр журналистики порой не вписывался в рамки классической словесности, но позволил приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. Отец после смерти Сталина был амнистирован, домой вернулся инвалидом и едва дотянул до 60 лет…

В 1962 году Валентин перебрался в Красноярск, темы его публикаций стали масштабнее - строительство железнодорожной магистрали Абакан - Тайшет, Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС, ударный труд и героизм молодежи и т. д. Новые встречи и впечатления уже не вмещались в рамки газетных публикаций. Его первый рассказ «Я забыл спросить у Л?шки», несовершенный по форме, пронзителен по содержанию, искренен до слез. На лесоповале упавшая сосна задела 17-летнего парня. Ушибленное место стало чернеть. Друзья взялись сопровождать пострадавшего до больницы, а это 50 километров пешком. Поначалу спорили о коммунистическом будущем, но Лешке становилось все хуже. До больницы он не дотянул. А друзья так и не спросили у паренька, вспомнит ли счастливое человечество имена простых трудяг, таких, как они с Л?шкой...

В это же время в альманахе «Ангара» стали появляться очерки Валентина, ставшие основой его первой книги «Край возле самого неба» (1966) о тафаларах - маленьком народе, живущем в Саянах.

Однако самое знаковое событие в жизни писателя Распутина случилось годом раньше, когда разом, один за другим появились его рассказы «Рудольфио», «Василий и Василиса», «Встреча» и другие, которые автор и ныне включает в издаваемые сборники. С ними же он поехал на Читинское совещание молодых писателей, в числе руководителей которого были В. Астафьев, А. Иванов, А. Коптяева, В. Липатов, С. Наровчатов, В. Чивилихин. Последний и стал «крестным отцом» молодого литератора, чьи произведения были напечатаны в столичных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда») и заинтересовали широкий круг читателей «от Москвы до самых до окраин». Распутин еще продолжает публиковать очерки, но большая часть творческой энергии отдается уже рассказам. Их появления ждут, к ним проявляют интерес. В начале 1967 года рассказ «Василий и Василиса» появился в еженедельнике «Литературная Россия» и стал камертоном прозы Распутина, в которой глубина характеров героев с ювелирной точностью ограняется состоянием природы. Она - неотъемлемая составляющая практически всех произведений писателя.

Василиса не простила давней обиды мужу, взявшемуся как-то по пьянке за топор и ставшего виновником гибели их так и не родившегося ребенка. Сорок лет прожили они рядом, но не вместе. Она - в доме, он - в амбаре. Оттуда ушел на войну, туда же и вернулся. Василий искал себя на приисках, в городе, в тайге, он так и остался подле жены, сюда же привел и хромоногую Александру. Сожительница Василия пробуждает в ней водопад чувств - ревность, обиду, злость, а позже - принятие, жалость и даже понимание. После того как Александра ушла искать сына, с которым их разлучила война, Василий по-прежнему оставался в своем амбаре, и только перед самой смертью Василия Василиса прощает его. Василий и видел, и чувствовал это. Нет, она ничего не забыла, она простила, сняла с души этот камень, но осталась тверда и горда. И это мощь русского характера, познать который не суждено ни врагам нашим, ни нам самим!

В 1967 году после публикации повести «Деньги для Марии» Распутин был принят в Союз писателей. Пришли слава и известность. Об авторе заговорили всерьез - его новые работы становятся предметом обсуждения. Будучи человеком чрезвычайно критичным и требовательным к себе, Валентин Григорьевич принял решение заниматься только литературной деятельностью. Уважая читателя, он не мог себе позволить совмещать даже такие близкие по творчеству жанры, как журналистика и литература.

В 1970 году в журнале «Наш современник» была опубликована его повесть «Последний срок». Она стала зеркалом духовности наших современников, тем костром, у которого хотелось погреться, чтобы не замерзнуть в суете городской жизни. О чем в ней речь? Обо всех нас. Все мы - дети своих матерей. И у нас тоже есть дети. И пока мы помним о своих корнях, имеем право называться Людьми. Связь матери с детьми - самая важная на земле. Именно она дает нам силы и любовь, именно она ведет по жизни. Все остальное - менее важно. Работа, успехи, связи, по сути своей, не могут быть определяющими, если ты потерял нить поколений, если забыл, где твои корни. Вот и в этой повести Мать ждет и помнит, она любит каждое свое дитя, независимо, живо оно или нет. Ее память, ее любовь не дают ей умереть, не повидавшись с детьми. По тревожной телеграмме они съезжаются в родной дом. Мать уже и не видит, и не слышит, и не встает. Но какая-то неведомая сила пробуждает ее сознание, как только приезжают дети. Они давно уже повзрослели, жизнь разбросала их по стране, но им невдомек, что это слова материнской молитвы распластали над ними крылья ангелов. Встреча близких людей, давно не живущих вместе, едва ли не порвавших тонкую ниточку взаимосвязи, их беседы, споры, воспоминания, словно вода засохшую пустыню, оживили мать, даровали ей несколько счастливых мгновений перед смертью. Без этой встречи она не могла уйти в мир иной. Но больше всего эта встреча нужна была им, уже очерствевшим в жизни, теряющим в разлуке друг с другом родственные связи. Повесть «Последний срок» принесла Распутину всемирную известность и была переведена на десятки иностранных языков.

Год 1976-й подарил поклонникам творчества В. Распутина новую радость. В «Прощании с Мат?рой» писатель продолжил живописать драматическую жизнь сибирской глубинки, явив нам десятки ярчайших характеров, среди которых по-прежнему доминировали удивительные и неповторимые распутинские старухи. Казалось бы, чем знамениты эти необразованные сибирячки, которым за долгие годы жизни то ли не удалось, то ли не захотелось повидать большой мир? Но их житейская мудрость и выстраданный годами опыт стоят иной раз больше, чем знания профессоров и академиков. Старухи Распутина - особая стать. Сильные духом и крепкие здоровьем, эти русские бабы - из породы тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Это они рожают русских богатырей и их верных подруг. Это их любовью ли, ненавистью ли, гневом ли, радостью крепка наша земля-матушка. Они умеют любить и созидать, поспорить с судьбой и одержать над ней победу. Даже обижаясь и презирая, они созидают, а не разрушают. Но вот пришли иные времена, которым противостоять старики не в силах.

Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Мат?ра. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для молодежи это, возможно, и был счастливый выход в большую жизнь, для стариков - погибель. А по сути, - судьба страны. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. И природа вторит им своей болью. В этом повести и рассказы Валентина Распутина продолжают лучшие традиции русских классиков - Толстого, Достоевского, Бунина, Лескова, Тютчева, Фета.

Распутин не срывается на обличительство и критиканство, не становится трибуном и глашатаем, призывающим к бунту. Он не против прогресса, он за разумное продолжение жизни. Его дух восстает против попрания традиций, против потери памяти, против отступничества от прошлого, его уроков, его истории. Корни русского национального характера именно в преемственности. Нить поколений не может, не должна быть прервана “иванами, родства не помнящими”. Богатейшая русская культура и держится на традициях и устоях.

В произведениях Распутина человеческая многогранность переплетается с тончайшим психологизмом. Состояние души его героев - особый мир, глубина которого подвластна только таланту Мастера. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными. Так берет за душу эта суровая правда жизни. Есть среди героев писателя тихие омуты, есть люди почти блаженные, но в основе своей - это могучие русские характеры, которые сродни вольнолюбивой Ангаре с ее порогами, зигзагами, плавной ширью и лихой прытью.

Год 1977-й для писателя знаковый. За повесть «Живи и помни» он удостоен Государственной премии СССР. История Настены, жены дезертира, - тема, о которой писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие реальные подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Они могли сомневаться, но все же принимали единственно правильное решение. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания.

К Настене вернулся муж с фронта. Не героем - днем и по всей деревне с почетом, а ночью, тихо и крадучись. Он - дезертир. Войне уже виден конец. После третьего, очень сложного ранения он сломался. Вернуться к жизни и вдруг умереть? Не смог он перешагнуть этот страх. У самой Настены война отняла лучшие годы, любовь, ласку, не позволила ей стать матерью. Случись что с мужем - захлопнется перед ней дверь в будущее. Скрываясь от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви - будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же - позор! Считается, что муж на войне, а жена - гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане. Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу - указать место, где он скрывается. Не пойти - уморить его голодом. Круг замыкается. Настена в отчаянии бросается в Ангару.

Душа рвется на части от боли за нее. Кажется, вместе с этой женщиной под воду уходит весь мир. Нет более красоты и радости. Не взойдет солнце, не поднимутся в поле травы. Не зальется трелью лесная птица, не зазвучит детский смех. Ничего живого не останется в природе. Жизнь обрывается на самой трагической ноте. Она, конечно, возродится, но без Настены и ее неродившегося ребенка. Казалось бы, судьба одной семьи, а горе - всеобъемлющее. Значит, есть и такая правда. И главное - есть право ее отображать. Отмолчаться, спору нет, было бы проще. Но не лучше. В этом глубина и драматизм философии Распутина.

Он мог бы писать многотомные романы - их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой. Распутин предпочел убедительную краткость. Но как же при этом богата и неповторима речь его героев («затаенная какая-то девка, тихоомутная»), поэзия природы («искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух»). Язык распутинских произведений словно речка струится, изобилуя чудными по звучанию словами. Что ни строчка - кладезь русской словесности, речевые кружева. Случись так, что до потомков в следующих веках дойдут только произведения Распутина, они будут восхищены богатством русского языка, его мощью и неповторимостью.

Писателю удается передать накал человеческих страстей. Его герои сотканы из черт национального характера - мудрого, покладистого, порой бунтарского, из трудолюбия, из самого бытия. Они народны, узнаваемы, живут рядом с нами, а потому так близки и понятны. На генном уровне, с молоком матери передают они следующим поколениям накопленный опыт, душевную щедрость и стойкость. Такое достояние богаче банковских счетов, престижнее должностей и особняков.

Простой русский дом - та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Их носителям не страшны дефолты и приватизация, они не подменяют совесть благополучием. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Героям Распутина нелегко вписываться в современный мир. Но они в нем не чужие. Именно такие люди определяют бытие.

Годы перестройки, рыночных отношений и безвременья сместили порог нравственных ценностей. Об этом повести «В больнице», «Пожар». Люди ищут и оценивают себя в непростом современном мире. Валентин Григорьевич тоже оказался на распутье. Он пишет мало, потому что бывают времена, когда молчание художника тревожнее и созидательнее слова. В этом весь Распутин, ведь он по-прежнему чрезвычайно требователен к себе. Особенно во времена, когда в «герои» выдвинулись новые русские буржуа, братки и олигархи.

В 1987 году писателю присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), стал почетным гражданином Иркутска. В 1989 годуВалентин Распутин был избран в депутаты союзного парламента, при М.С. Горбачеве вошел в состав Президентского совета. Но эта работа не принесла писателю морального удовлетворения - политика не его удел.

Валентин Григорьевич пишет очерки и статьи в защиту оскверняемого Байкала, работая в многочисленных комиссиях во благо людей. Пришло время передавать опыт молодым, и Валентин Григорьевич стал инициатором ежегодно проводимого в Иркутске осеннего праздника «Сияние России», собирающего в сибирский город наиболее честных и талантливых писателей. Ему есть о чем поведать своим ученикам.

Немало наших именитых современников в литературе, кинематографе, на эстраде и в спорте родом из Сибири. Силу и свой искрометный талант впитали они из этой земли. Распутин подолгу живет в Иркутске, каждый год бывает в своей деревне, где родные люди и родные могилы. Рядом с ним родные и близкие по духу люди. Это жена - верный спутник и самый близкий друг, надежный помощник и просто любящий человек. Это дети, внучка, друзья и единодумцы.

Я выбрал для раскрытия темы писателя Валентина Распутина, потому что считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор -- глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов не только за нравственное преображение отечества, но и в ряду борцов за экологию. Это тоже проблема, связанная с нашей нравственностью. На мой взгляд, нравственные проблемы с наибольшей остротой поставлены писателем в его повести «Живи и помни». Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале, и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену. Он так был уверен в таком течении событий, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое в будущем разрушит его жизнь и душу, сделает совсем другим человеком.

В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея очень достоверен и убедителен. Возникает такое ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком. Незаметно писатель как бы размывает грани между «хорошими» и «плохими» героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для глубокого анализа нравственного состояния героев, их поступков. Это особенно мне нравится в творчестве Распутина. Читая повесть, я сам вместе с его героями то и дело решал, как бы поступил в данной ситуации.

Итак, Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет по течению, как щепку, в мутном потоке событий. Будучи по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.

Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор, там баня -- место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор начинает в повести тему оборотничества, которая будет проходить через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.

Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Когда он подстрелил косулю, то не стал ее добивать вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоял и внимательно наблюдал, как мучается несчастное животное. «Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза -- они в ответ расширились… Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах». Вид крови как бы определил его дальнейшие действия и слова. «Скажешь кому -- убью. Мне терять нечего», -- говорит он жене.

Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он не понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить -- значит, живет в совершенно ином измерении, чем люди.

Но автор оставляет для своего героя возможность мучительно думать: «Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной, -- чем?» Андрей не находит ответа на свой вопрос. Но мне кажется, что он просто не хочет, боится заглянуть в уголок своей души, где хранится ответ на него. Поэтому он более склонен искать оправдания своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. У него мелькает мысль о переломном моменте в его судьбе. Андрей думал, что рождение ребенка -- перст Божий, указующий возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы только и могут наказать человека, преступившего все нравственные законы. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и помни», -- будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.

Но этот призыв: «Живи и помни», я уверен, обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Ведь на глазах у людей происходят все подобные трагедии, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей. Настена даже подружке своей побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто она оказалась между двух огней.

Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения -- само

Она выбирает страшный путь для выхода из своего положения -- самоубийство. Здесь, мне кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей «заразе», передающейся, как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя -- это двойной грех. Значит, уже страдает третий человек, пусть еще не рожденный. «Зараза» безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению.

Сильное художественное произведение на тему нравственности, какова повесть В. Распутина «Живи и помни», -- это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности. Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет отечеству не утратить нравственных ценностей.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Художественный мир русского писателя Валентина Распутина, характеристика его творчества на примере повести "Живи и помни". Время написания произведения и время, отраженное в нем. Анализ идейно-тематического содержания. Характеристика главных героев.

    реферат , добавлен 15.04.2013

    Характеристика прозы Валентина Григорьевича Распутина. Жизненный путь писателя, происхождение его творчества из детства. Путь Распутина в литературу, поиск своего места. Исследование жизни сквозь понятие "крестьянского рода" в произведениях писателя.

    доклад , добавлен 28.05.2017

    "Серебряный век" в русской поэзии: анализ стихотворения А. Ахматовой "Слаб мой голос…". Трагедия человека в стихии гражданской войны, герои деревенской прозы В. Шукшина, лирика Б. Окуджавы. Человек на войне в повести В. Распутина "Живи и помни".

    контрольная работа , добавлен 11.01.2011

    Эволюция публицистики В.Г. Распутина в советское и постсоветское время. Экологическая и религиозная темы в творчестве. Проповедническая публицистика последних лет. Особенности поэтики публицистических статей. Императив нравственной чистоты языка и стиля.

    дипломная работа , добавлен 13.02.2011

    Краткий биографический очерк жизни и творчества Валентина Григорьевича Распутина - русского прозаика, представителя "деревенской прозы". Выход первого сборника рассказов "Я забыл спросить у Лешки" в 1961 году. Победитель конкурса "Золотой ключик-98".

    биография , добавлен 14.05.2011

    Краткие сведения о жизни и творчестве писателя Валентина Распутина. История создания, идейный замысел и проблемы произведения "Пожар". Краткое содержание и характеристики главных героев. Художественные особенности произведения и оценка его критикой.

    реферат , добавлен 11.06.2008

    Биография и творчество писателя. "Деньги для Марии". "Последний срок". "Прощание с Матерой". "Век живи - век люби". Творчество Валентина Распутина - явление в мировой литературе единственно, уникально.

    реферат , добавлен 23.05.2006

    Жанровое и языковое своеобразие повести "Митина любовь". Место лирического начала в произведении, его лирико-философское начало и проблематика. Концепция любви у И.А. Бунина. Характеристика образов главных героев повести, проявления декадентского начала.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2013

    Творческий облик А.И. Куприна-рассказчика, ключевые темы и проблемы рассказов писателя. Комментированный пересказ сюжетов рассказов "Чудесный доктор" и "Слон". Нравственная значимость произведений А.И. Куприна, их духовно-воспитывающий потенциал.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2016

    Синтез художественного мышления и документализма, который является центром эстетической системы автора "Колымских рассказов". Колымский "антимир" и его обитатели. Образные концепты, нисхождение и восхождение героев в "Колымских рассказах" В. Шаламова.

План-конспект урока литературы в 12 классе УКП.

Тема урока: «Нравственно-философские проблемы в повести В.Г. Распутина «Живи и помни».

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Цели урока:

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.

    РАЗВИВАЮЩАЯ

Вызвать у учащихся размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.

    ОБУЧАЮЩАЯ

Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом, выделять главное.

ХОД УРОКА:

Этапы урока (реализация педаго-гических целей).

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап:

оргмомент

1 мин.

Подготовить учащихся к восприятию учебного материала.

Готовятся к восприятию учебного материала.

2 этап:

слово учителя

2 мин.

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве В.Г. Распутина, обращаясь к еще одной повести, опубликованной в 1974г. Повесть «Живи и помни» занимает особое место в творчестве писателя. Говорить об этом было не принято.

3 этап:

выступление

подготовленно-го учащегося

2 мин.

Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства: «Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

Кратко пересказывает сюжет повести.

4 этап:

анализ текста. Андрей Гуськов.

10 мин.

1. Вместо фронта он решает пойти домой. Как он шел, с какими чувствами?

2.Что почувствовал, когда дошел?

3. Андрей налаживает связь с женой, которая пытается вернуть его к людям. Чем он объясняет свое нежелание выйти к людям и покаяться?

4. Для кого придумывает Андрей эти оправдания, кого хочет успокоить?

5. Он противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя человеческие качества. Давайте найдем примеры этого противопоставления.

6. Что чувствует, когда тайком наблюдает за деревней, за отцом?

7. Связь с односельчанами порвана, он идет по земле, на которой когда-то работал, надеясь, что земля его вспомнит. Принимает ли его природа?

8. В повести две сцены убийства животных в 8 и 15 главах. Как ведет себя Андрей в сценах убийства животных? (зачитать)

9. Сравните, как ведет себя человек и животное в этом эпизоде?

«Сказать ему было нечего даже самому себе. Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось, перевернулось, повисло в воздухе.» По дороге прятался, осторожничал, постоянно озирался.

Никаких чувств не испытывал. Не в состоянии был испытать. В своей бане упал, как мертвец.

Забота о родных, чтоб не тыкали пальцем. Ребенка не хочу марать.

Себя. Ведь, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, на него Андрей был неспособен.

Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть.

«Там изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот пришел – и душа пустая». «Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь он понимал, что сюда ему хода нет».

Нет. Он нарушил не только нравственные законы, но и законы природы. Он разрушает саму природу и посягает на ее главный стимул – продолжение жизни на земле.

Козулю не добивает, смотрит, как она умирает. Он заглянул животному в глаза, желая увидеть там приближение смерти, а увидел свое отражение. Для этого животного он и был той самой смертью.-

А теленка убивает 1-го мая, не потому, что нечего было есть, а от злобы на людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, ни от кого не прячась. И эта злость у человека переходит в ярость, он становится против природы.

«Гуськов совсем озверел», «корова закричала». Животное ведет себя, как человек, а человек – как животное. Примечательно еще и то, что в начале эпизода автор называет героя по имени, затем по фамилии, а в момент самого убийства просто человек. Распутин забирает у него самую главную принадлежность человека – имя, считая, что Гуськов его не достоин.

5 этап: работа по таблице. Расчеловечивание героя.

5 мин.

Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.

6 этап: анализ текста. Настена.

10 мин.

Итак, Андрей противопоставил себя всем: односельчанам, природе, родным. Единственным звеном, которое связывало его с этим миром, была Настена. Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея она писалась, а ради Настены. Ради того, чтобы показать, как меняется человек под воздействием тяжелых нравственных переживаний, выпавших на его долю. Что мы знаем о судьбе Настены? Сомневается ли Настена в том, помогать или не помогать Андрею? Может ли она прогнать его? Что понимает Настена? Как ей теперь придется жить? Какие чувства она испытывает к Андрею? А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная стойкость, преданность?

Как изменилась Настена?

Она чувствует себя одиноко даже среди людей. В повести две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Давайте посмотрим, что чувствовала Настена, находясь среди людей?

Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно испытание – будущий ребенок. Почему это испытание?

И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше такой жизни». Но была у нее надежда на помощь природы. Какое время в жизни деревни так ждала Настена?

Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что Андрея выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она отправляется в этот последний путь?

Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной дорожке в лодке одинокая женщина. Вот она встает, перевешивается через край, и тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы понимаем, что это не только крик Максима Вологжина, это крик самого автора.

Почему Настена решилась на самоубийство?

Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили бы его?

Настроена решительно, будет помогать, свою судьбу не отделяет от судьбы мужа, но придется врать, хитрить, изворачиваться.

Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую женщину по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет вернуть его на место.

Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.

Уставшая, постаревшая и ужасно одинокая.

Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник.

Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только единство людей, но и единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене.

Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она. Настена задает себе вопросы, на которые нет ответа.

Высокая степень самопожертвования привела ее в тупик, из которого она не нашла иного выхода. – Настену прощают, и его бы простили.

Это возвышало бы его, снимало часть вины, превращало малодушие в заблуждение. Но в этом случае он был бы главный герой, а ведь повесть не о нем.

Главная задача автора – показать высшую меру ответственности за свою жизнь перед собой и людьми, силу человеческого духа в образе Настены. Мера нравственного падения Гуськова позволяет выявить и оттенить высокую духовность Настены.

7 этап:

обобщение по схеме:

кого из героев вы считаете более нравственным?

5 мин.

Вместе с Настеной и читатель постигает более высокую систему ценностей. И заглавие обращено не к Андрею Гуськову, а ко всем читателям. В. Распутин обращается к людям: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

8 этап: рефлексия

3 мин.

Скажите, с каким чувствами вы шли на урок, и что изменилось, когда мы побывали на самом краю человеческой жизни?

Главный урок, который мы должны вынести – осознание того, что порой ценой поступку может быть человеческая жизнь.

9 этап: домашнее задание.

2 мин.

письменная работа: «Мое отношение к…» (высказать свои мысли, которые не смогли высказать на уроке).

В.Распутин «Живи и помни». «Все ли спишет война?»

Нравственные проблемы повести.

Урок- комбинированный.

Цели:

Воспитательные: познакомить с духовными ценностями человеческой жизни, наметить нравственные ориентиры на примере повести; развитие в ученике нравственности, патриотизма, интереса к истории страны, активной жизненной позиции.

Образовательные: познакомить с повестью, способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно-филосовских проблем; сопоставить проблемы произведения с проблемами духовными.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, интеллектуального развития, навыков связной устной речи, навыков выразительного чтения, внимания, памяти.

Ход урока:

Настена читает (стр. 290-291 конец повести) Нет, сладко жить; страшно жить; стыдно жить…

У: Мы приступили к изучению произведения В.Распутина «Живи помни».

1.Какие события описаны в повести?

У:За время войны погибло 27 мил. человек, 40%-мирное население, погибшее в концлагерях. Страшная цифра! Не было в стране семьи, которая не пострадала бы во время войны. Война искалечила души людей. Порой совершались тяжкие проступки, многих прощали.

2. А все ли можно оправдать войной? Все ли война спишет?

Эту проблему мы попытаемся решить

У: Повесть «Живи и помни» написана в 1974г., в 1977г она удостоена Государственной премии. Автор вспоминает об истории создания повести: «Через деревню вели страшного человека, пойманного в лесу. Это был дезертир. И однажды мелькнула мысль: как бы к такому отнеслась жена?

3. Какие главные нравственные ценности должны быть у героев Распутина?(добро, честь совесть, справедливость)

Год и месяц борьбы всенародной,

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя

Поднималась страна

И на фронт уходила пофронтно

У:На фронт ушел и Андрей Гуськов.

4. Расскажите, с чего начинаются события повести?

Как воевал Андрей Гуськов?

Ответ: До войны имел семью, избу, был мобилизован на фронт. Среди разведчиков считался надежным, брали в пару, воевал как все: не лучше, не хуже.

5. Почему стал дезертиром?

Ответ: Стал виден конец войны, страшно стало, что не доживет до победы, после госпиталя поехал домой.

6. Как он шел, с какими чувствами?

Ответ: «Сказать нечего даже самому себе. Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя. Он теперь был неизвестно кто. Все в нем сдвинулось, перевернулось. По дороге прятался, осторожничал, озирался.»

7. Почему именно такой выбор сделал Андрей Гуськов?

8. Можно ли это назвать преступлением?

9. Что почувствовал, когда дошел?

Ответ: Никаких чувств не испытал, не в состоянии был испытать, в бане упал, как мертвец.

Инсценировка первой встречи Настены и Андрея в костюмах(гл. 3, начало).

10. Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа?

У: Ей приходится скрываться от людей, она делает все, чтобы спасти его. Она любит, и результат любви-дитя.

11. Долгожданное счастье или позор этот ребенок?

Ответ: Муж на войне, жена гуляет, от Настены отвернулись все.

У: Детально, обстоятельно Распутин исследует характер преступления.

12. Чем оправдывается Гуськов, кого хочет успокоить?

Вывод: Себя, чтобы выйти к людям, нужно совершить поступок, а на него он не способен.

У: Гуськов противопоставляет себя миру, постепенно теряя человеческие качества.

13. Почему пакостит людям и как?
У: Его не видят, но подозревают, что он есть.

14. Что чувствует, когда наблюдает за деревней и отцом?

Ответ: «Так изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот прищел – и душа пустая…Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь понимаешь, что сюда хода нет.»

У: Связь с односельчанами поравана, он идет по земле, на которой когда-то работал, надеясь, что земля вспомнит.

15. Принимает ли его природа?

Ответ: Нет, нарущил нравственные законы природы. Он разрушает природу и ее продолжение жизни.

16. Сколько убийств в повести?

Ответ: 2 сцены убийства (гл. 8,15).

17. Как ведет себя Гуськов в сценах убийства животных?(учащиеся наизусть читают отрывки)

а) косули

б) теленка

в) встреча с волком

Вывод(1 ученик): Косулю не добивает, а смотрит, как умирает. Он заглянул животному в глаза, желая увидеть приближение смерти, а увидел свое отражение. Для животного он и был той самой смертью.

2 ученик: Теленка убивает Первого мая, не потому, что хочет есть, а от злобы на людей, желая досадить тем, кто может жить и веселиться открыто, не прячась, и злость переходит в ярость.

18. Как ведут себя человек и теленок в этом эпизоде?

Ответ: Гуськов озверел, корова закричала. Корова ведет себя, как человек, а человек, как животное. В начале эпизода автор называет героя по имени, потом по фамилии, а в момент убийства- человек.

19. Выстройте цепочку превращения человека в животное.

Ответ: Обида-ложь-страх-предательство-преступление-нравственная деградация-гибель души.

20. Кто виноват в том, что Андрей оказался в таком положении? Кого он сам обвиняет?

Ответ: Война, судьба. Он не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, война проклятая!»

21. Задумывается ли он о том, какие страдания приносит родным?

22. Что можно сказать о семье Андрея Гуськова?

Ответ: Отец мягкий, поддерживает во всем Настену, добросовестно работает.

23. Как ведет себя после того, как догадался, что сын вернулся?

Инсценировка главы 20, стр. 278. Диалог с Настеной.

Ответ: Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствует вину за поступок сына.

24. Чувствует ли мать близость сына?

Ответ: Мать не допускала мысли, что сын вернется иначе, чем герой.

У: Итак, Андрей противопоставил себя природе, односельчанам, родным. Читая повесть, понимаешь, что не ради Андрея писалась повесть, а ради того, чтобы показать как меняется человек под воздействием нравственных переживаний.

25. Могла ли Настена не помочь Андрею? Оттолкнуть его?

Ответ: Настена была настроена решительно, она будет помогать, свою судьбу не отделит от судьбы мужа. Думала только о том, где взять силу, которая поможет вернуть его. Чувствовала себя одинокой.

26. Что мы узнали о Настене?

Ответ: Настена была с верхней Ангары, мать умерла. После этого она стала спускаться с сестренкой по Ангаре, ей тогда было 16, а сестре 8. К осени дошла до Рютина. С Андреем познакомилась, когда он вез горючее в соседнюю деревню.

26. Почему обвиняет себя в том, что муж дезертир?

28. Вспомним сцену возвращения Максима Вологжина и день окончания войны. Что тогда чувствовала Настена?

Ответ: Одинока, недостойна быть с ним. Вынуждена себе доказывать, что может радоваться со всеми возвращению. Но нет предела человеческим страданиям. Еще одно испытание-ребенок.

29. Ребенок- это долгожданное счастье или позор?

30. Почему это испытание?

У: И тогда приходит мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше этой жизни.»

31. С какими мыслями она отправляется к Андрею в свой последний путь?

Ответ: Андрея выследили, пытается предупредить.

32. О чем думает перед смертью?

Ответ: Стыдно перед людьми, собой, устала. Крик М. Вологжина «Настена, стой, не смей»- это крик самого автора.

33. Почему решилась на самоубийство?

У: Самопожертвование привело в тупик, выхода нет.

34. Как вы думаете, Андрей, решившись на такой поступок, был бы прощен людьми?

35. Можно ли списать все на войну?

Вывод учителя: Нет, человек рождается, чтобы жить, любить, творить, быть счастливым. Но если уже война началась, то судьба Родины и человека едины.

У:Изначально Распутин задумывал другой финал: Андрей, устыдившись суда Настены, покончил с собой. Почему же Распутин поменял финал?

У: Показать ответственность за свою жизнь перед собой, людьми.

36. Когда произносилось слово «живи»?

Ответ: Больше всего это слова произносила Надя, оставшаяся вдовой с 3 детьми. (стр. 163)

37: Смысл названия повести?

Ответ: Человек должен жить и помнить: слишком много несчастных, дорогой ценой завоеван мир,а раз живешь, то обязан быть счастливым. Живи и помни: о долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за поступки, будь совестлив, а главное - в годы трудных испытаний будь с народом, страной.

Заключительные слова учителя: Пока Андрей жив, он должен помнить, что случилось с Настеной, с их неродившимся ребенком. Писатель обращается и к нам.


«Живи и помни»


Завязка сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни» напоминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и габак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре: это глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе любовного чувства. Поскольку топор пропал из-под половицы, невестка Настена сразу же догадывается, что его взял кто-то из своих. Сложная гамма чувств овладевает ею. С одной стороны, она хочет видеть мужа, которого искренне любит. С другой - понимает, что, если тот скрывается от людей, значит, дезертировал с фронта, а такое преступление в военное время не прощается. Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены.

Сначала «она долго лежала в темноте с открытыми глазами, боясь пошевельнуться, чтобы не выдать кому-то свою страшную догадку», потом по-звериному внюхивалась в воздух в бане, пытаясь уловить знакомые запахи. Ее мучает «упрямая жуть в сердце». Портрет Настены (длинной, тощей, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице) показывает, какие моральные и физические муки принесла женщине война. Лишь младшая сестра Катька заставляла Настену проявлять интерес к жизни, искать работу. Все тяготы Настена переносила стойко, научившись отмалчиваться. Самым большим несчастьем своим она считала бездетность. Ее муж Андрей тоже переживал по этому поводу и нередко поколачивал.

Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслужил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сначала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня - так завтра, не завтра - так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рейды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Андрей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показательный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят.

Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя совершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, наконец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил радости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное напряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настены. Она долго не может осознать случившееся: явившийся тайком в родные края супруг ей кажется оборотнем: «Мало что понимая, она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был? В темноте разве разберешь? А они, говорят, могут так прикинуться, что и среди бела дня не отличишь от настоящего». Из-за Андрея женщине приходится врать и изворачиваться. С трогательной наивностью Настена пытается противостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г. Распутин, как Настена стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара. Утраченная в годы советской власти официальная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека. Именно ее (как сильнейший родовой оберег) призывает на помощь несчастная Настена: «Не умея правильно класть крест, она как попало перекрестилась и зашептала подвернувшиеся на память, оставшиеся с детства слова давно забытой молитвы». Однако всю глубину горя и ужаса несчастной женщины, осознание ею той роковой черты, которую предательство Андрея провело между их семьей и всем остальным миром, воплощает последняя фраза третьей части повести, когда Настена замирает от предательской мысли: «А разве не лучше, если бы это и вправду был только оборотень?».

Настена начинает помогать мужу прятаться, подкармливает его. Она выменивает на вещи продукты. На плечи этой женщины легли все заботы (о младшей сестре, о пожилых свекрах). В то же время страшная тайна ставит каменную стену между Настеной и односельчанами: «Одна, совсем одна среди людей: ни с кем ни поговорить, ни поплакаться, все надо держать при себе».

Трагедия героини усиливается тем, что она забеременела. Узнав об этом, Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте. В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только одна сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла», - говорит Андрей Настене.

В ходе разговора выясняется, что когда-то героям приснился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде приходит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рассказывая, что замучилась с ребятишками.

Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.

Рассказывая о судьбе героини, В.Г. Распутин попутно излагает свои взгляды на жизнь, на счастье. Они порой выражены им в афористичных фразах: «Жизнь - не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть - все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится». Парадоксально, но, оставшись вдвоем со своей общей радостью и бедой, герои, наконец, обрели ту душевную близость, то взаимопонимание, которого не было, когда они благополучно жили своей семьей до войны.

Узнав о беременности Настены, односельчане осуждают ее. Лишь отец Андрея Михеич сердцем понимает горькую правду, о которой так упрямо молчит. Устав от стыда и вечного страха, она бросается с лодки в воды реки Ангары. Сюжет-повести В.Г. Распутина «Живи и помни» показывает, что в тяжелые для родины минуты каждый человек должен мужественно разделить ее судьбу, а тех, кто проявил трусость и малодушие, ждет возмездие. У них нет будущего, нет права на счастье и продолжение рода.

Помимо основной сюжетной линии в повести имеются интересные авторские размышления о судьбе деревни. Во время войны деревня мелеет. Черствеют от горя и души людей. Боль за судьбу русской деревни - сквозная тема творчества В.Г. Распутина.