Эссе как остаться человеком на войне. Сочинение «Человек на войне. В военной прозе

Вещикова Анатолия

Работа написана думающим человеком, который любит читать хорошие книги и размышлять над ними.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Человек на войне.

Конкурсное сочинение

Ученицы 10 в класса Вещиковой Анатолии.

«Война - … самое гадкое дело в жизни», - писал Лев Толстой. К сожалению, не все понимают эту неоспоримую истину. Когда же человечество скажет «нет» войне, которая способна превратить в диких зверей людей, рождённых для того, чтобы жить братьями?

Возвращаясь с фронтов Великой Отечественной, наши прадеды и деды не могли представить себе, что воевать придётся их правнукам и внукам. Но уже позади афганские события, в которых погибло свыше пятнадцати тысяч солдат и офицеров, две войны в Чечне. Разве на полях сражений под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Курском советские бойцы умирали для того, чтобы спустя десятилетия после окончания Великой Отечественной войны гибли люди? Нет, каждый из нас рождается на Земле для жизни. Надо всеми силами бороться за мир, который, по мнению Анатоля Франса, нужен для того, чтобы «человек мог вырасти в человека».

Много книг о различных войнах написано русскими и зарубежными классиками, но наиболее сильное впечатление произвела на меня повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка».

В этом произведении нет масштабных картин Великой Отечественной войны, хотя книга посвящена «всем воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым». В повести мало батальных сцен, внимание писателя сосредоточено на отдельном человеке. Кондратьев стремится выяснить, как удаётся рядовому бойцу наперекор тяжёлым обстоятельствам сохранить высокие нравственные качества.

Главному герою повести писатель не даёт даже фамилии. Кондратьев хочет показать, что Сашка не выделяется из толпы, он лишь один из многих защитников Отечества, а не исключительная личность.

На мой взгляд, образ Сашки – большая творческая удача автора произведения. Когда читаешь повесть, невольно ловишь себя на мысли, что кондратьевский герой – человек светоносный, располагающий к себе, внушающий полное доверие.

Впервые мы встречаемся с Сашкой, когда тот заступает на ночной пост, имея «никудышнего напарника», у которого «то там колет, то в другом месте свербит». Но верит боец, что товарищ не симулянт, а «вправду недужный да ослабший от голодухи человек», поэтому и отправляет его отдыхать в шалаш. Человечность Сашки сразу подкупает читателя. Находясь в дозоре, солдат думает о своём командире, оставшемся без обуви, и хочет боец снять с убитого немца валенки для своего лейтенанта. Сашка способен не только позаботиться о ротном, но и выручить его в трудную минуту. Так во время боя видит солдат растерянное лицо командира, который взводит на ходу затвор автомата, а тот «молчит». Понимает Сашка, что ротный расстрелял диск, вот и отдаёт свои боеприпасы офицеру, не думая о том, что самому патронов может не хватить.

Герой В. Кондратьева – мыслящий человек. Ему понятны причины неудач Красной Армии на фронте: «сильнее немец пока и воюет осторожно, людьми не раскидывается, ночами бережётся». Сашке ясно, что отступление советских войск вызвано не только «недохватом снарядов и мин», но и неумением воевать как следует командиров и рядовых. Понимая это, герой повести всё же верит в победу, честно выполняет свой солдатский долг, хотя воспринимает сначала войну романтически.

Сашка мечтает совершить подвиг, ещё «сидя в глубоком тылу» на Дальнем Востоке. Тщеславные мысли покидают героя лишь только тогда, когда он попадает на фронт. На передовой Сашке становится ясно, что война – тяжёлый, напряжённый труд, постоянные встречи лицом к лицу со смертью. Страшно солдату на фронте, но не дрожит за свою жизнь Сашка, не стремится спрятаться за чужую спину. Меньше всего он думает о себе. Автор так описывает поведение героя в экстремальных ситуациях, что читатель воспринимает Сашкины поступки как нечто само собой разумеющееся. По мнению бойца, мужчина – защитник всех, кто физически слабее. Сашка не видит ничего героического в том, что спасает от верной смерти медсестру Зину, прикрыв её во время бомбёжки своим телом. Девушка нравится бойцу, но она любит другого человека. Сашка признаёт за всеми право строить жизнь по-своему. Узнав о том, что Зине дорог не он, герой повести В.Кондратьева находит в себе силы, чтобы уйти с дороги любимой женщины, не держит на неё зла: «…неосудима Зина… Просто война…».

Автор, на мой взгляд, очень удачно использует в повести один художественный приём. О Сашкиных фронтовых буднях рассказывает писатель, но на всё происходящее он смотрит глазами героя. Когда-то Фёдор Михайлович Достоевский наблюдал за действиями Раскольникова, как бы находясь в его беспокойном внутреннем мире. В. Кондратьев продолжает традицию великого классика и глубоко проникает в психологию героя, хотя диалогов Сашки самим с собой писатель даёт совсем немного.

Самым ярким эпизодом в повести является допрос комбатом пленного немца, доставленного Сашкой в штаб. Фашист молчит, и капитан отдаёт приказ расстрелять гитлеровца. Боец хватает пленного за грудки и кричит: «Да говори ты, гад! Убивать же будут!». Сашка не думает в данный момент о себе. Солдат, который в присутствии офицера пытается спасти жизнь врагу, рискует попасть под трибунал. Что же заставляет героя повести пойти на такой шаг? Русский солдат не хочет быть лжецом даже в глазах фашиста. Ведь Сашка показывал немцу листовку, в которой было написано, что пленных в Красной Армии не расстреливают. Советский солдат знает цену человеческой жизни. Он не может убить безоружного врага. На какую же нравственную высоту должен подняться человек, чтобы,рискуя, отстаивать собственную правоту! А Сашка борется за правду и побеждает. Комбат отменяет своё решение и приказывает вести фашиста в штаб дивизии.

О герое В.Кондратьева можно говорить много. Ярким, запоминающимся получился у писателя этот образ. Когда читаешь повесть, невольно ловишь себя на мысли, что наш народ выиграл войну с фашистами потому, что таких людей, как Сашка, было большинство. Нелегка их фронтовая судьба, но и в тяжелейших ситуациях следует оставаться человеком.

Сашка, как гоголевский герой Тарас Бульба, для которого «нет уз святее товарищества», за друга пойдёт на любое испытание. Мне бы хотелось иметь такого товарища, как Сашка, но, к сожалению, он литературный герой, а не реальный человек.

У повести открытый финал. С Сашкой мы расстаёмся, когда он приезжает в Москву, откуда предстоит ему неблизкий путь домой. Уцелеет ли этот замечательный человек в войне? Вернётся ли домой после победы? Хочется надеяться, что он выживет, выстоит. Сашка – сильный духом человек, храбрый воин, патриот. Если суждено бойцу погибнуть, то смерть он примет, по-моему, как настоящий герой, не уронит чести и достоинства русского солдата. И тогда люди будут помнить Сашку, потому что, как сказал Джеймс Олдридж, «…человек, который умирает за правое дело, оставляет свой след. И мы отчасти живём за его счёт, оплачиваемый его кровью, его смертью. Поэтому он, в сущности, продолжает жить, ибо мы слишком многим ему обязаны, чтобы его забыть… Никто не забыт и ничто не забыто».

Человек на войне

(По одному из произведений современной литературы.)

Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.

Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями.

Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.

В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.

Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.

Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние - всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.

Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.

Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.

Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.

Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.

Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.

Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.

Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.

В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.

Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.

Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.

«Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».

Образ лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны.

Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.

И вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире это Великая Отечественная . Она ни один год испытывала силы и волю нашего народа, но наши предки прошли это испытание с честью. Многие писатели описывали в своих произведениях любовь к Родине советского народа и ненависть к врагу, они показали, что не может быть ничего выше интересов человечества. Но, то, что люди испытывали на самой войне в центре событий – никто не может описать, так как сами солдаты. К сожалению многих из них уже нет в живых. Мы можем это только представлять и догадываться.

Четыре года длилась война, залита болью, ужасом, страданиями и мучениями. Сотни тысяч солдат, наших дедов и прадедов, полегло в той битве, оставив миллионы детей сиротами, а жен вдовами. Но, ценой своих жизней, мы все-таки получили Великую Победу, веру в светлое будущее, счастливые дни и возможность насладится ярким солнцем на Родной земле.

Война искалечила жизни и психику многих людей, измучила души принуждая воевать не только мужчин, а и женщин с детьми. Их точное количество невозможно счесть, ведь до сих пор археологи находят остатки тел погибших тогда и возвращают для долгожданного захоронения родственникам.

Война для всех нас не пустое слово, а ассоциация с бомбежкой, автоматными очередями, взрывающимися гранатами, кучами трупов и рекой крови. Эти беспощадные уроки оставили след в жизни всего человечества от малого до старого. Старики учат молодежь, призывая к миру, своими ужасающими историями и рассказами.

Человечество не знало что такое счастье, справедливость, свобода в течение четырех лет пока не одержало победу. Эти действия перевернули мир до неузнаваемости, разрушили сотни городов, сел, поселков…

После той войны, каждый человек изменился.

Невозможно представить то, насколько мужественны, отважны и бесстрашны были вставшие на тропу войны люди. Они своей грудью перекрывали путь врагу и благодаря любви к Родине отвоевали свободу, мир и любовь.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение История Катерины и Бориса в пьесе Островского Гроза

    В пьесе Островского Гроза представлена проблема, которая встречается у многих на жизненном пути. Екатерина и Борис это два важных персонажа, которые замешана в данной ситуации. Посмотрим на то, как развивалась любовь между этими двумя героями.

  • Сочинение по картине Лондон. Парламент Клода Моне 3 класс

    На картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец - место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне.

  • Сочинение по стихотворению Узник Пушкина 6 класс

    Для того чтобы понять смысл стихотворения «Узник», нужно понять, что А.С. Пушкин находился в этот момент в южной ссылке. Именно поэтому здесь и поднимается тема тюрьмы и заключения. Но, несмотря на всю мрачность ситуации

  • Сочинение Зарецкий в романе Евгений Онегин Пушкина

    В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» немало персонажей, которые играют значимую роль в романе, но их присутствие не столь яркое, как у главных героев. Одним из таких персонажей является господин Зарецкий

  • Сочинение по картине Мавриной Кот ученый (описание)

    Художница Т.А. Маврина сделала целый цикл картин под названием "Кот Учёный". В своих произведениях она изображала кота не привычно ярким. Таким приёмом Т.А. Маврина подчёркивала особенность животного.

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой.
И. В. Гете. «Фауст»
Великая Отечественная война - тяжелейшее испытание, выпавшее на долю русского народа. Это самый трагический период российской истории. Именно в такие тяжелые моменты проявляются лучшие человеческие качества. То, что люди смогли с честью выдержать это испытание, не уронить своего достоинства, защитить свою Родину, своих детей, - величайший подвиг. Способность к совершению подвига - самое важное качество настоящего человека. Чтобы совершить его, нужно, прежде всего, забыть о себе и думать о других, забыть о смерти и страхе смерти, бросить вызов природе своим отречением от свойственной всему живому жажды i жизни. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига человека на войне. Многие писатели сами прошли трудный солдатский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и великого подвига. Не оставляют равнодушны-1 ми произведения К. Симонова, В. Быкова, В. Некрасова, Б. Васильева, Г. Бакланова и многих других писателей. Каждый писатель по-разному пытается понять, что позволяет человеку совершить подвиг, где нравственные истоки этого поступка.
Василь Быков. Повесть «Сотников». Зима 1942 года... Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. На задание отправляются двое - Сотников и Рыбак. Рыбак - один из лучших солдат в партизанском отряде. Его практическая хватка, умение приспособиться к любым обстоятельствам
жизни оказываются бесценными. Его противоположность - Сотников. Скромный, незаметный человек, без явных внешних признаков героя, бывший учитель. Почему, будучи слабым, больным, он пошел на ответственное задание? «Почему они, а не я должен идти, какое я имею право отказываться?» - так думает Сотников перед уходом на задание. Когда Сотников и Рыбак попадают в плен, тогда проявляются по-настоящему их моральные качества. Ничто не говорило о том, что крепкий и здоровый Рыбак струсит и станет предателем. А измученный болезнью, ранением, побоями Сотников до последней минуты будет держаться мужественно и примет смерть без слабости и страха. «Я партизан... - не очень громко сказал Сотников. - Остальное ни при чем. Берите одного меня».
Истоками его мужества являются высокая нравственность, убежденность в правоте своего дела, поэтому ему не стыдно было смотреть в глаза мальчика. «Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застывший стебелек мальчишки в буденовке».
В повести В. Быкова нет абстрактного человека. В одном случае страх смерти уничтожает в человеке все человеческое, как это произошло с Рыбаком; в других случаях в тех же обстоятельствах человек преодолевает страх и выпрямляется во весь свой нравственный рост. Такими показали себя и Сотников, и староста Петр, и крестьянка Дёмчиха.
Война - это всегда тяжелое время в жизни людей, но больше всего своей тяжестью она давит на плечи женщины. Во время Великой Отечественной войны женщины бросили вызов природе, отказавшись от «женской» жизни и начав жить не свойственной им «мужской».
В своем произведении «У войны не женское лицо» С. Алексиевич описывает героинь Великой Отечественной, именитых и безвестных, благодаря которым мы сейчас живем. Они заслонили потомков от врага, положив на алтарь Победы все: свою жизнь, свое счастье - все, что у них было.
Женщина-снайпер... Сочетание противоестественное. Было сложно переступить черту между жизнью и смертью и убивать во имя жизни.
Вспоминает снайпер Мария Ивановна Морозова: «Наши разведчики взяли одного немецкого офицера, и он был крайне удивлен, что в его расположении выбито много солдат и все ранения только в голову. Простой, говорит, стрелок не может сделать столько попаданий в голову. «Покажите, - попросил, - мне этого стрелка, который столько моих солдат убил, я большое пополнение получил, и каждый день до десяти человек выбывало». Командир полка говорит: «К сожалению, не могу показать, это девушка-снайпер, но она погибла». Это была Саша Шляхова. Она погибла в снайперском поединке. И что ее подвело - это красный шарф. А красный шарф на снегу заметен, демаскировка. И вот когда немецкий офицер услышал, что это была девушка, он голову опустил, не знал, что сказать...»
Бессмертный подвиг во время войны совершили врачи, оказывая помощь миллионам раненых, помогая людям, не щадя себя, своих сил, своей жизни.
Вспоминает Екатерина Михайловна Рабчаева, санинструктор: «Первого раненого тащила, у самой ноги подкашивались. Тащу и шепчу: «Хотя б не помер... Хртя б не помер...» Перевязываю его, и плачу, и что-то говорю ему, жалко...»
«Раненых нам доставляли прямо с поля боя. Один раз двести человек раненых в сарае, а я одна. Вот не помню, где это было... В какой деревне... Столько лет прошло... Помню, что четыре дня я не спала, не присела, каждый кричал: «Сестра... сестричка... помоги, миленькая!..» Я бегала от одного к другому, и тут же уснула. Проснулась от крика, командир, молоденький лейтенант, тоже раненный, приподнялся на здоровый бок и кричал: «Молчать! Молчать, я приказываю!» Он понял, что я без сил, а все зовут, им больно: «Сестра... сестричка...» Я как вскочила, как побежала - не знаю куда, чего... И тогда я первый раз, как пришла на фронт, заплакала...»
Книга «У войны не женское лицо» заканчивается призывом: «Поклонимся ей, до самой земли. Ее великому Милосердию». Это призыв к нам - молодым.
Очень много подвигов совершено в войну, но достаточно прочитать повесть Б. Васильева «В списках не значился», чтобы начать понимать истоки этого героизма, которые исходили из беззаветной любви к Родине.
Это произведение о том, какой путь зрелости проходит за короткий срок обороны Брестской крепости девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Только что Николай окончил военное училище. По своей просьбе он получил назначение в одну из частей Особого Западного округа командиром взвода. Поздно ночью 21 июня 1941 года он прибывает в крепость, намереваясь утром явиться к командиру, чтобы зачислиться в списки и приступить к обязанностям. Но началась война, и Плужников так и остался вне списка. Отсюда и название повести. Но главное - это показ героизма и внутренней красоты наших воинов.
После трех первых дней яростных боев «дни и ночи обороны крепости слились в одну единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов, блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и коротких, похожих на обмороки, минут забытья. И постоянного изнуряющего, не проходящего даже во сне желания жить».
Когда немцам удалось ворваться в крепость и разорвать ее оборону на отдельные, изолированные очаги сопротивления, они стали превращать крепость в развалины. Но ночью развалины оживали вновь. «Израненные, опаленные, измотанные поднимались из-под кирпичей, выползали из подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал остаться на ночь. И немцы боялись ночей».
Когда в конце Плужников остается единственным защитником крепости, он продолжает сражаться в одиночку. Даже когда его зажали в ловушку, он не сдался и вышел лишь тогда, когда узнал, что немцы были разбиты под Москвой. «Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Он прячет боевое знамя, чтобы оно не досталось врагам. Он говорит: «Крепость не пала: она просто истекла кровью».
Людей, которые погибли при обороне Брестской крепости, называют героями из героев, которые, оставшись в окружении, не зная, жива ли страна, боролись с врагом до последнего.
История войны полна фактов мужества и самоотверженности миллионов людей, беззаветно защищавших свою Родину. Одержать победу в войне могут лишь люди, обладающие сильным духом, имеющие твердые убеждения, готовые идти за них на смерть. Во время войны проявились все эти качества русского народа, его готовность совершать подвиги во имя свободы. Возвращаясь к словам Гете, можно заключить, что каждый день войны был битвой за жизнь и свободу. Победа, с таким трудом завоеванная русским народом, была достойной наградой за все, совершенное им.

Урок литературы в 5 классе.
Педагогическая мастерская.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №8 г.Томмот
Сергеенко Людмила Вячеславовна.
ТЕМА: Якутия – моя малая Родина.
ЦЕЛЬ: научить ребят элементам творческой работы, выработать умение самостоятельно мыслить, работать с моделями, рисунками, текстом. Развитие ассоциативного мышления уч-ся.
Воспитание любви к родному краю и бережному отношению ко всему, что нас окружает.
Ход урока:
1.Саморегуляция. (проводит учитель)

Сядьте поудобнее, прикройте глаза. Помните, что вы сегодня не на уроке, а в творческой мастерской. Я ваш мастер, а вы не просто подмастерья, а творцы. Расслабьтесь. Настройте себя на успех, активную работу. Мысленно повторяйте вслед за мной: « Все мои мышцы расслабились, я успокоился, я стараюсь как можно лучше понять и осмыслить, о чем пойдет речь. Я теперь могу легко выразить словами свои мысли. Я становлюсь интересным человеком. Меня все с удовольствием слушают»
2.Индуктор (мотивация творческой деятельности уч-ся)

Вспомним песню « С чего начинается родина»
Мы живем в Якутии. Якутия – это наша малая родина.
Произнесите медленно слово РОДИНА. Что вы видите, когда произносите это слово? Нарисуйте эту картину словами.
3.Составление уч-ся ассоциативного ряда.

При слове родина я вижу: бесконечные просторы, цветы около дома, речку Алдан, своих друзей.
(учитель записывает на доске, а ребята у себя на листочках)
4.Набор словаря.
- Нарисуйте земной шар. Получится круг. Круг – это символ вечности, символ вечной жизни.
Разделите его пополам по горизонтали. В верхней половине запишите теплые (приятные) слова, связанные со словом «родина».
В нижней половине запишите холодные (неприятные) слова к этому слову.
5.Социализация и обогащение.

Прочитайте теплые слова по цепочке, дописывайте те, которых у вас нет.
Чувствуете, как согревают эти слова, от них так и веет теплом, светом, добротой, вечностью.
Холодные слова читать не будем.
6.Память.

А теперь вспомните свой фотоальбом. Там обязательно найдется фотография, которая вам нравится больше всего, сделанная на фоне природы. Вспомните, при каких обстоятельствах и когда была сделана эта фотография. Запишите отдельными словами свои чувства, ощущения в этот момент. Как влияла природа на ваше состояние и настроение?
7.Читаем вслух и дополняем свои списки.
8.Этап сосредоточения.

Нарисуйте свое сердце, представьте, что это карта России. Звездочкой отметьте место нахождения нашей малой родины.
Звездочка – символ удачи, счастья, света.
Всмотритесь в полученное изображение: в каждом сердце незримо живет образ малой родины – места, где человек родился, вырос, где находятся его корни. Эти корни удивительно крепки, они напоминают о единстве Земли и Человека.
А теперь сосредоточьте внимание на рисунке и вспомните, не приходилось ли вам быть врагом по отношению к своей звездочке?
Не обижали ли вы свою землю, растения, животных, птиц?
Мысленно ответьте честно своему сердцу и дайте себе слово не повторять такого никогда, а наоборот, научиться самому и научить других любить родную землю, относиться к ней бережно и с любовью. Так, как это делали ее поэты и писатели.
9.Поэтические образы.
Прочитать стихотворения о Якутии.

Семен Данилов – народный поэт Якутии. Нежно и мудро воспевал он родной край, просто и красиво выражал любовь и гордость и Якутией, и Россией.
Стихотворение « Подснежники».
Сквозь толщу вечной мерзлоты,
Как выстрел, выбившись наружу,
Неукротимые цветы
Стоят и в непогодь, и в стужу.
Ты мужество их оцени,
Взгляни, восторга не скрывая, -
Среди снегов цветут они,
Суровый край мой украшая.

Какие чувства поэта выражены в этом стихотворении? Согласны ли вы с ним?

Стихотворение «Моя Якутия»
Нам хорошо средь вечной мерзлоты,
Поющим с леденящими ветрами.
Мы высекаем из морозов пламя
И не боимся зимней темноты.
Мы дышим вольным воздухом одним –
Якуты, чукчи, русские, эвены –
И никакой земли во всей вселенной
Иной, чем наша, вовсе не хотим.

Какова основная мысль стихотворения?

Моисей Ефимов – современный поэт Якутии.

Стихотворение « Ода вечной мерзлоте»
Край таежный, край любимый мой,
Дивная якутская равнина!
Воздух здесь и летом, и зимой
Свеж, как нельмовая строганина.
Ну, а если все-таки за год
Наберется грязи и отбросов –
Все сметет весенний ледоход,
Смелет все – и никаких вопросов.
Ничего не смыслят в жизни те,
Кто твердит в досужие минуты:
Мол, живут на вечной мерзлоте
Эти разнесчастные якуты.
Да, земля суровая у нас,
Жизнь трудна и нелегка работа:
В недрах превращаются в алмаз
Пролитые нами капли пота.
Но одну заветную мечту
Берегу в душе, пока живу я:
Сохранить бы эту чистоту,
Молодость и свежесть вековую.
Задание: запишите слова и словосочетания, связанные с темой
« Якутия – моя малая родина».
10.Ситуация разрыва.

Еще раз напишите слово «родина». Составьте слова из букв этого слова. (Дина, Ира, Лора)
Символично?
Родина – рождает, род

11.Набор словаря.
- Подберите рифмы к данным словам:
родина – ромашка –
Алдан - Томмот –
Земля - снежок –
Березы - сосны
Ель - речка –
- Подберите удачные рифмовки.
12.Создание текста.

Раздаются карточки с началом творческих работ.
Есть на карте родины Люблю я родину свою
Мне хочется сказать о Томмоте Есть такой уголок в России
Мне в жизни повезло Когда мне грустно.
Здравствуй, Алдан Якутия – край золота и алмазов
(ребята выполняют работу в течение 10 минут)
13.Социализация.
Чтение работ уч-ся.
14.Рефлексия.

Что было трудным на уроке?
Что было интересным?
Какое настроение было у вас на уроке?
О чем бы вы хотели поговорить на следующих мастерских?