Описание автора в евгении онегине. Подготовка к урокам литературы(Все сочинения приведены для примера)

А. С. Пушкин создал один из шедевров русской литературы - роман в стихах "Евгений Онегин". И даже спустя столетия читатель продолжает так же переживать за добрую и наивную Татьяну Ларину, жалеет о пылком поэте Ленском и не может понять, как относиться к главному герою, - настолько многогранным получился персонаж. Не менее интересным получился и образ автора в романе "Евгений Онегин". В этом произведении поэт выступает не просто как сторонний наблюдатель, но и открыто выражает свое отношение к действующим лицам. Поэтому при прочтении романа читателю кажется, что автор ему как другу рассказывает эту красивую историю. Ниже будет представлено краткое сочинение "Образ автора в романе "Евгений Онегин".

Кратко о главном герое

Евгений Онегин - это не конкретный человек, а собирательный образ молодого поколения времен поэта. Пушкин описал человека, воспитанного в светской среде, перенявшего черты общества, на фоне обыденной жизни. Читатель сразу отмечает холодность, циничность, равнодушие ко всем проявлениям сентиментальных чувств у Онегина. И возникает вопрос: почему же он стал таким?

Поэт дает простой ответ: таким его сделало общество. Евгений Онегин предстает перед читателем как личность, для которой было важно общественное мнение. Так было и во времена поэта: мнение общества было важно для людей, которые постоянно посещали светские рауты. Александру Сергеевичу жаль поколение, которому важно не личное мнение, а только то, что скажут другие.

Но у читателей может возникнуть вопрос: "А не сам ли поэт раскрыл себя в герое?". И это была одна из причин, почему образ автора в романе "Евгений Онегин" выступает как отдельный персонаж.

Отличия между поэтом и главным героем

Образ автора в романе "Евгений Онегин" противопоставляется образу главного действующего лица. Пушкин хотел показать читателю, что, несмотря на то что он жил и воспитывался в светском обществе, его взгляды на жизнь и ценности отличаются от представлений главного героя. Согласно произведению, автор и Евгений Онегин - друзья, но их разделяет огромная пропасть из-за несхожести взглядов.

Александр Сергеевич был активным, жизнелюбивым, эмоциональным человеком, поэтому он не понимает, как Онегин может оставаться холодным, равнодушным, апатичным. У молодых людей было и различное отношение к искусству: если автор восхищался им, считал чем-то волшебным, то для Евгения это был лишь способ провести время. Но у образа автора в романе "Евгений Онегин" имеются и общие черты с его другом.

Сходства рассказчика и центрального персонажа

В сочинении "Образ автора в романе "Евгений Онегин" следует отметить, что есть черты, присущие поэту и герою его произведения. Так, Пушкин не отрицает, что ему как и его другу, наскучили светские развлечения, что он так же охладел ко всему.

В начале романа автор отмечает, что они познакомились с Онегиным еще в юные годы и сошлись благодаря схожести характеров. Но потом друзья надолго прекратили общение. И, видимо, в этот период, поэт переосмыслил жизненные ценности, что позволило ему не стать апатичным и равнодушным ко всем радостям жизни, как Онегину.

Но Пушкин не критикует своего героя, потому что понимает, что это жизнь в светском обществе сделала его таким. И не стоит забывать, что данное произведение - не история о жизни конкретного человека, а рассказ о целом молодом поколении. И, возможно, поэт не относится к нему слишком критично потому, что верит в силу молодости, в ее энергичность. В то, что она сможет победить предрассудки, навязанные светским обществом.

Отношение к Ленскому

В написании сочинения «Пушкин "Евгений Онегин": образ автора в романе» следует уделить внимание и другим важным героям истории. Одним из таких персонажей был Ленский - молодой поэт, поклонник романтизма, с возвышенной душой. И, как ни странно, именно он стал лучшим другом Онегина, несмотря на противоположность характеров.

Евгений относился к нему покровительственно, снисходительно: ведь Владимир Ленский немного напоминал Онегина в то время, когда жизнь ему еще не наскучила. Пушкину же нравится молодой поэт, потому что он - человек искусства (хотя увлечение романтизмом к тому времени у Александра Сергеевича прошло) и любит жизнь, воспринимает все тонко и может чувствовать.

Поэтому автору жаль было Ленского, когда Онегин из-за своего эгоизма ранил чувства молодого человека. Но тогда почему поэт решил так трагически закончить историю Владимира? Этот эпизод показал, что хоть Евгений и ценил друга, понимал, что поступил неправильно, тем не менее, он принял вызов на дуэль. Из-за того, что боялся, что общество будет презирать его. Получается, что мнение людей было для него важнее дружбы.

И здесь Пушкин показывает, что он не согласен с такой позицией. Поэт отвергает навязанные устои дворянского общества, которые часто бывают бессмысленными и жестокими. Дружба и любовь важнее всех предрассудков. И с горечью он понимает, что как бы Евгений не говорил о своей независимости от общества, он еще не готов полностью отказаться от него. Александру Сергеевичу больно осознавать, что не проснулся еще дух борцов за справедливость и независимость от светского общества у молодого поколения.

Отношение к Татьяне

Образ автора в романе "Евгений Онегин" в кратком изложении будет неполным, если не рассмотреть то, как относятся поэт и его друг к главной героине - Татьяне Лариной. У Пушкина она была самым любимым женским персонажем. Именно в ней он видел идеал женщины - не за счет красивой внешности, а благодаря духовной красоте. Ему казались прелестными ее простота, доверчивость, доброта. Пушкин сделал Татьяну и смелой - ведь в то время было неприлично девушке первой признаваться в любви. Поэтому поэт переживал за свою героиню на протяжении всего романа.

А Онегин не увидел в Татьяне ничего интересного - он не смог разглядеть всю ту внутреннюю красоту, какой она обладала. И не смог оценить ее поступок, ответив на ее признание отеческой проповедью. И лишь потом он осознает, что в ней было все то, что смогло бы сделать его счастливым. И даже в конце романа, когда Евгений признается, что любит ее, Татьяна показывает свою духовную силу: она вышла замуж и будет всегда верна мужу. Пушкин на примере своей любимой героини показывает, что именно благодаря таким женщинам у общества есть надежда стать лучше.

Рассказчик как герой произведения

Автор в романе "Евгений Онегин" является лирическим героем. Потому что не просто рассказывает о жизни своего друга, он высказывает свое отношение к его поступкам, людям. Но при этом он так же делится своими размышлениями на различные вопросы философского характера.

Авторские отступления создают у читателя ощущения доверительной беседы, в которой автор, рассказывая историю, вспоминает о своей жизни, делится своими переживаниями. И такое введение автора как лирического героя делает этот роман особенным.

Виды лирических отступлений

  • воспоминания поэта о своей жизни;
  • рассуждения об искусстве (особенно о литературе);
  • размышления философской направленности;
  • об общественной жизни и социальных проблемах;
  • путешествии;
  • темы дружбы и любви.

Благодаря им образ поэта воспринимается читателем как образ друга, который ведет с ним диалог. Поэтому история Онегина и Татьяны так близко воспринимается читателями.

Особенность стиля повествования

Автор в романе выступает не только в качестве персонажа, но и как рассказчик. Поэт выстроил свое произведение так, что возникает ощущение, будто он на глазах читателя создает свой роман. Все его рассуждения, которые не касаются сюжета произведения, кажутся органичными и придают его творению эту особую душевность. О героях романа он говорит как о своих старых знакомых, и читателю кажется, что и правда существовали и Онегин, и Татьяна, и Ленский.

Для Александра Сергеевича "Евгений Онегин" - это особенное произведение, поэт и сам понимал, что создал нечто удивительное. Поэтому даже спустя столетия люди, читая роман, продолжают сопереживать героям. "Евгений Онегин" - одно из великих произведений русской литературы.

Меню статьи:

Общепринятой тенденцией любого художественного произведения, если оно, конечно, не является автобиографией, является сокрытие образа автора. Читателю предстает самобытная картина, в которой события происходят как бы сами по себе, а фокус событий зависит как бы от желания и особенностей героев произведения.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться со в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка

В романе Пушкина все происходит наоборот: автор не только постоянно фигурирует в тексте, но и по сути оживляет мир своих героев, делает его не только возможным, но и реально существующим. Автор действует в романе наряду со всеми героями «Евгения Онегина» и принимает непосредственное участие в большинстве событий повествования.

Лирические отступления и философские размышления

С помощью завуалированного образа автора часто прибегали к различным лирическим отступлениям в тексте. Тема для этих отступлений никогда не была зафиксированной и определялась самим автором. В большинстве случаев это были описания различных сопутствующих жизненных ситуаций, внутреннего мира и восприятия происходящих событий. Значимую долю из подобных вкраплений образа автора в сюжет занимают философские размышления, часто юмористического или иронического характера.

Так, например, рассуждая, об особенностях развития русского языка, Пушкин вполне серьезно утверждает, что он «к почтовой прозе не привык», но тут же иронично обрисовывает картину будущего, в котором, предположительно, русская речь станет обыденным явлениям:

Не дай мне Бог сойтись на бале
Иль при разъезде на крыльце
С семинаристом в жёлтой шали
Иль с академиком в чепце!

А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами.

Как видим, проблема русского языка, а точнее его словарного запаса на тот момент еще не позволяла полноценно изъяснятся в рамках высшего общества, так как в большинстве случаев русский язык был лишен отечественных соответствий. Такая ситуация еще и усугублялась фактом незнания многими аристократами русской речи. При таких обстоятельствах русский язык не мог развиваться быстрыми темпами, и удовлетворить потребности аристократов.

Предлагаем ознакомиться с которую написал Александр Сергеевич Пушкин.

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей

Как видим, Пушкин умело подчеркивает проблему консервативности общества и слепое следования правилам, привычкам и традициям. Все, что, так или иначе, отличается от традиционного и распространенного – осуждается обществом, даже если некоторые отличия от общепринятого наоборот привносят положительный эффект. Фактически людям остается только смириться с этим обстоятельством, так как в любом случае порывы изменить, что-либо в обустройстве общества будут обречены на поражение и подавлены основной массой.

Проблема взаимоотношений между людьми и их сущностью всегда вызывают противоречивые и резкие суждения:

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей

Действительно, не всегда и не у всех людей поступки и дела носят позитивный характер. Такое высказывание относится к действию человека в любой сфере отношений или деятельности, как в сугубо личном плане, например, взаимоотношений между близкими членами семьи так и в глобальном – отношении к проблемам общества. Исходя из неидеальности мира и людей в частности и понимании этого и возникает резкое прагматичное отношение к человечеству.

Отдельную тему в лирических отступлениях, обусловленных образом автора, касаются быстротечности жизни. В основном эта тема проходит параллельно с юношеской влюбленностью. Очень часто Пушкин сравнивает юные годы с молодыми девушками – кокетками, которые исчезают в неизвестном направлении:

Исчезло счастье юных лет -
Как на лугах ваш легкий след.

Однако не все сравнения с быстротечностью жизни связаны с ностальгией. В «Евгении Онегине» можно также отыскать высказывания философского характера, лишенные юмора или романтизма, такие, которые представляют собой серьезные, глубокие размышления:

Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней.

Знакомство и общение автора с Онегиным

В романе Пушкина «Евгений Онегин» с помощью образа автора происходит процесс воссоздания реальности происходящих событий в романе. Пушкин неоднократно утверждает, что он лично знаком с Онегиным и даже состоит с ним в дружеских отношениях: «Онегин, добрый мой приятель».
Автор и Онегин долгое время общались друг с другом. И даже собирались совершить совмествую поездку заграницу:

Онегин был готов со мною
Увидеть чуждые страны.

Их общение со временем было прекращено, причиной этого стали не разногласия между товарищами, а неприятные события в жизни Онегина – его отец умер, и Евгений должен был уделить внимание проблемам с наследством и кредиторами:

Но скоро были мы судьбою
На долгий срок разведены.
Отец его тогда скончался.

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.

Автор имеет и определенные сходства в жизни, роднящие его с Онегиным – он также раньше придавался атрибутам светской жизни – часто ездил в театр, на бал и званые обеды. Был любимцем женщин и удачно пользовался этой популярностью – он был еще тем ловеласом.

Автор доброжелательно относится к Онегину и старается обратить внимание читателей на положительных качествах его характера. В частности благородстве, которое явно проявляется в сцене объяснения Евгения и Татьяны после ее письма:

Вы согласитесь, мой читатель.
Что очень мило поступил
С печальной Таней мой приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство


Автор не бездумно, слепо защищает Онегина, в тех моментах, когда поведение Онегина становится причиной непоправимых трагедий, бездумных действий автор жестко критикует Евгения за его легкомыслие и необдуманность действий.

Однако, в целом, он старается показать образ Онегина близким читателю, таким, который не застрахован от ошибок и непреднамеренных действий, поэтому автор стремиться оградить Онегина от неправомерного гонения и порицания:

Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нём?

Характеристика образа автора и элементы его биографии

Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума.

Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Автор долгое время вел такой образ жизни. Его не тяготили возможные последствия такой жизни и бесцельность проведенного времени. Однако ничто не длится вечно – со временем автор отошел от такого праздного образа жизни. Анализируя свою молодость и пристрастие к светской жизни, автор крайне разочарован таким положением вещей и жалеет, что не воспользовался свободным времени более целесообразно:

Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.


Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.

Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила.

Любовь в понятии автора и отношение к женщинам

Как и любой другой молодой человек, автор непременно интересуется противоположным полом. Его пленяют образы женщин, которые в основном являются воплощением грациозности и красоты, но, иронично замечает автор невозможно найти представительницу, в которой было бы все идеально:

Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестней чем-то для меня.
Она, пророчествуя взгляду
Неоценимую награду,
Влечет условною красой
Желаний своевольный рой.

Когда ж, и где, в какой пустыне,
Безумец, их забудешь ты?
Ах, ножки, ножки! где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?

Автор умеет быть верным – образ любимой надолго поселяется в его душе. Он предоставляет читателю на обозрение свою романтическую сущность. Автор умеет подмечать подробности отношений, отожествлять человеческую сущность сквозь призму природы:

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!

Характеристика персонажей устами автора

Евгений Онегин не стал единственным персонажем, с которым автор имел личное знакомство. Прямо или посредственно он имеет представление обо всех героях романа.

Внешность Ольги Лариной была классической – она обладала типичными привлекательными чертами лица и фигуры – у девушки были белокурые волосы, светлая кожа лица и заметный румянец на щеках. Она была милой кокеткой – ветреной и непостоянной – эталоном светского общества:

Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкий стан,
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдёте, верно,
Её портрет: он очень мил.

В былые времена автор сам был поклонником такого образа девушек, но вскоре он смог разглядеть поверхностность этого образа и всю его призрачность – Ольга милая девушка, но ее прелесть заключается только в ее внешности, которая, к сожалению не вечна и не может обеспечить все потребности общества. У нее нет стержня, характера и никаких интересов – со временем ее интересы сузятся до бытового уровня.

Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

Однако, пожалуй, самым нежным образом автор относится к образу Татьяны Лариной. Он искренне переживает ее личной трагедии, сочувствует ей. Именно с этим образом неразрывно связаны эпитеты и обращения, нацеливающие на нежность и доброжелательность:

5 (100%) 1 vote

Публикуя первую главу романа «Евгений Онегин» (1825г.), Пушкин снабдил ее предисловие, в котором писал, что несколько песен, или глав, «Евгения Онегина» носят на себе «отпечаток веселости», ознаменовавший его первую поэму «Руслан и Людмила».

Пушкин сохранил в тексте романа явное сближение юношеской поэмы со зрелым «романом в стихах». Почему Пушкин в «Евгении Онегине», не следуя романтической поэме, отдал предпочтение тому тону повествования, который сложился в «Руслане и Людмиле»?

Выбранный несколько игривый, местами несколько ироничный, а иногда серьезный тон помогает автору обозначить собственную позицию, собственный взгляд на героя, на ситуацию, на мир. Автор рядом с героем, со своим детищем, со своим трудом, он, как Ариадна, ведет своих героев (Руслана и Евгения) по тернистым дорогам судьбы; он страдает вместе с ними, негодует, а иногда дистанцируется от них, демонстрируя собственную точку зрения. Вместе с тем именно образ Автора, его «присутствие» в романе придает этому произведению исключительное своеобразие, так как служит объединяющим началом в тексте романа.

Пушкин очень рано почувствовал себя истинно национальным поэтом: в стихотворении 1818 г. «К Н.Я. Плюсковой» он уже сказал о своей поэзии: «И неподкупный голос мой // Был эхо русского народа».

И для Пушкина принципиально важно строить сюжет «Руслана и Людмилы» на национально-русском материале.

И в 1823 г., через три года после окончания «Руслана и Людмилы», обратившись к «роману в стихах», Пушкин продолжил национальную тему, но теперь в самом подходе поэта к воспроизведению русской действительности многое изменилось. Если в «Руслане и Людмиле» перед читателем предстала поэтическая древность, то в «Евгении Онегине» – картины современной поэту жизни.

Онегин в романе – объективный образ, и рядом с ним (как и с Русланом) тоже вполне самостоятельно появляется отдельный от него образ Автора. В «Евгении Онегине» главный герой и Автор – люди одной среды, однако их жизнь, биография, судьбы, занятия, отношение к миру различны:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом
Как только о себе самом.

(гл.I, LVI стр.)

Взгляды Автора и Онегина могут совпадать, но в целом – это совершенно разные люди, не похожие друг на друга. В романе «Евгений Онегин» Пушкин дает свой точный духовный портрет, обнажает свою истинную душу перед читателем.

Романная фабула в «Евгении Онегине» соединилась с лирическими признаниями Пушкина. Мысль романа «Евгений Онегин» вырастала из слияния романной ситуации, где действуют четыре основных героя и множество второстепенных лиц и авторских размышлений.

Пушкин рассказывает в романе не только о героях, но и о себе. Он не скрывает перемен, происходивших с ним, начиная с Лицея:

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
(гл.VIII, I стр.)
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
…………………………………

(гл.VIII, II стр.)

В роман вошли пушкинская веселость (гл.I, XXX стр.):

Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки...,

грусть (гл.I, XIX стр.), раздумья о театре (гл. I, XVIII стр.), о литературном языке (гл. III с XXVIII по XXIX стр.), упоение жизнью, внутренний духовный мир (гл. I, LV, LVI, LIX стр.).

Пушкин как бы вовлекает читателя в разговор, делится своим замыслом, вводит в круг своих друзей (см. предисловие к роману), доводит рассказ о себе до времени завершения романа:

И ныне музу я впервые
На светский раут привожу…
(гл.VIII, VI стр.).

Судьбы героев разошлись, и романная ситуация кончилась. Поэт волен был оборвать нить повествования, но его собственная жизнь продолжалась, и поэтому внутренний духовный сюжет романа открыт:

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости…

Быть может, волею небес,
Я перестану быть поэтом,
В меня вселился новый бес, …
Унижусь до смиренной прозы…

Так завершается авторская мысль в «романе жизни».
В отличие от поэмы «Руслан и Людмила» герои «Евгения Онегина» – современник Пушкина, они живут словно в двух измерениях – в «романе жизни» и в «романе автора». Онегин – приятель Автора, он знаком с Кавериным, лицейским другом Пушкина. Татьяна – вполне живое лицо. Герои могут беседовать с Автором, он их хорошо знает, они знакомы с его приятелями (к Татьяне, например, «подсел» Вяземский), у героев есть прототипы («А та, с которой образован Татьяны милый идеал…»), но они также и плод его фантазии.
Автор исключен из романской фабулы, но почти все действующие лица ему известны. Он, например, точно знает, что

В пяти верстах от Красногора,
Деревни Ленского, живет
И здравствует еще доныне
В философической пустыне
Зарецкий, некогда буян,
Картежный шайки атаман.

И что теперь он «добрый и простой,
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек».

Таким образом, между персонажами романа и автора устанавливаются очень близкие, тесные отношения. Герои способны свободно «покидать» романную фабулу и «возвращаться» в нее. Автор не скрывает их поведение.

Роман Татьяны и Евгения творится Автором столько же, сколько самой действительностью. Их история достоверна и может быть документально подтверждена (письмо Татьяны, письмо Онегина, стихи Ленского, которые «на случай сохранились»). Итак, благодаря Автору границы между жизнью вымыслом размываются, и читатель захвачен иллюзией подлинной фактичности, но Пушкин не дает нам забыть, что пред нами действительность, преобразованная его фантазией, что роман – его творение, которое создавалось много лет, и напоминает о разных этапах своего творческого пути.

Поэт создает принципиально новое соотношение между автором и его героями, с одной стороны, и Автором и читателем – с другой.

Отношение к героям становится интимнее, чем в «Руслане и Людмиле», в их обрисовке не ограничивается общими психологическими признаками, а проникает в суть конкретного характера Онегина, Татьяны, Ленского, Ольги. Автор не принимает точки зрения героев безусловно, он может смотреть на происходящее и глазами героя, но его собственный взгляд не исчезает («Деревня, где скучал Евгений, / Была прелестный уголок…»). При этом всюду мотивируется независимо от того, соглашается Автор с героями или нет. так, Онегин в первой главе рекомендуется читателям как приятель Автора («Мой приятель»), затем как ученик в стихотворстве:

…Стихов российских механизма
Едва в то время не постиг
Мой бестолковый ученик.

Подобно Автор рассказывает о своей дружбе с Онегиным, вспоминая о встречах с ним: «Онегин, добрый мой приятель», «С ним подружился в то время…/ Страстей игру мы знаем оба:/ Томила жизнь обоих нас;/ В обоих сердца жар угас…».

И тут же, через несколько строф поэт обнаруживает «разность» между собой и Онегиным.

Между автором и героями всегда есть известное расстояние. Но тон личной близости к герою в романе сохраняется в произведении до последнего стиха!
То же постоянное вторжение авторской речи мы прослеживаем в описании Татьяны («Моя Татьяна», «моя душа»). Частые признания в том, что Татьяна – «милый идеал» поэта и любима им не мешают Автору иногда с известной героиней воспринимать героиню:

Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала,
И выражалася с трудом
На языке своем родном.

«Евгений Онегин» – роман в стихах, создававшийся на протяжении 7 лет. Пушкин начал писать его молодым человеком, а закончил, когда ему было за 30 лет. Не удивительно, что духовная жизнь поэта стала предметом лирических признаний. А в ней особое место занимает поэтический труд над «Евгением Онегиным», лучшим, как считал Пушкин, его творением.

Читатели узнаю о творческом замысле (предисловие, а также гл.I LX стр.), словом, они посвящены даже в технику литературного процесса.

Так, начиная с первых строф, поэт создает потрет Онегина, подчеркивая, что предметом его заботы становится «верность» описания:

Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мой воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?

Сюда же относятся и суждения о языке, тесно слитые с характеристикой героя и его среды:

Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б, это было смело, описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет –
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.

Тут же попутно Пушкин вспоминает полемику между «Беседой любителей русского слова» и «Арзамасом». Автор шутливо обвиняет себя в злоупотреблении «иноплеменными словами», вошедшими уже в оборот, и, называя их, он дает представление об одежде Онегина. Ирония тут очевидна: туалет Онегина невозможно представить исконно русскими словами, потому что одет герой в европейское платье, а иностранных слов «Словарь Академии Российской» (1789-1794 гг.) не включал.

Большое место занимают обращения к героям, к себе, чтобы продолжить повествование («А что ж Онегин?», «Вперед, вперед, моя история»), отдельные замечания. Всем этим создается непринужденность рассказа, словно еще не обдуманного («собранье пёстрых глав»). Так мотивируется «свободная форма» романа. Мнимая необоснованность перерывов в повествовании объясняется «увлеченностью» Автора, который затем ставит ее себе в вину и шутливл просит разрешение вернуться к фабуле:

Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

Мотивировки перерывов и возвращений к фабуле самые различные – от особенности характера Автора до его усталости:

Но следствия нежданной встречи
Сегодня, милые друзья,
Пересказать не в силах я;
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь.

Так, раздумывая о героях, входит в роман сам Пушкин – человек, в его почти обыденной жизни.
Вместе с тем Автор хочет, чтобы читатель понимал весь роман, воспринимал его целиком. Отсюда напоминания о предыдущих главах, отсылки к ним.

Духовная жизнь Пушкина в ее разных периодах полно влилась в роман и отразила те изменения, которые претерпела Россия с начала 10-х гг. и до конца 20-х гг. XIX в. Все исторические перемены в стране прошли через сердце Пушкина.

О чем только не размышляет Автор!
Кажется, нет предмета, не затронутого им. Светский и поместный быт, природа зимой, летом, весной и осенью и даже в разное время суток, литературные споры, суждения о современниках. В романе отразилось все, о чем думал и мечтал Пушкин: от желания прославиться («…но я бы, кажется, желал / печальный жребий свой прославить…») до осознания жизни как непрекращающегося процесса всеобщего обновления:

Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит,
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!

Таким образом, роль Автора в романе заключается в установлении живой связи времен, в изображении их конкретности и преемственности. Автор словно воскрешает всеобщую память. Кому не памятны и «новый шум лесов оживленной природы», и понимание того, что «любви все возрасты покорны», кому не приходит в голову мысль о напрасно прожитой молодости: «…но грустно думать, что напрасно / Была нам молодость дана, – / Что изменяли ей всечасно/, Что обманула нас она; / Что наши лучшие желанья, / Что наши свежие мечтанья, / Истекли быстрой чередой…» и кто, наконец, не согласится с Пушкиным, что жизнь, несмотря на все ее невзгоды, – пир, праздник:

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

В этом пушкинская мудрость: уметь ценить краткие мгновения праздникам жизни, уметь вовремя остановиться и иметь силы продолжать жить уже под ударами судьбы.
Автор в романе – носитель гуманного воззрения на жизнь. Он сам – торжество гуманности по его отношению к миру и людям. Этот гуманистический пафос с наибольшей силой выразился в его творческом даре, в его Музе.

Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"

А. С. Пушкин

Образ автора в романе "Евгений Онегин"

Примерный текст сочинения

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" относится к числу произведений, которые составляют целую эпоху в истории не только русской, но и мировой литературы. Белинский назвал пушкинский роман "энциклопедией русской жизни", потому что в нем с удивительной полнотой отразились все сферы жизни России 20-х годов XIX века, самые характерные тенденции современного Пушкину общества. Огромную роль в этом играет образ автора, так как именно он с наибольшей глубиной и полнотой воплощает в себе те мысли и переживания, которые волновали передовое русское дворянство тех лет.

Обычно роль автора ограничивается повествованием о событиях, происходящих в романе. Но Пушкин решительно отходит от этой традиции. Иногда он выступает как очевидец и собеседник, иногда даже действует наряду со своими героями. Например, представляя Онегина читателю, он называет его "добрый мой приятель", затем упоминает о тех местах, где они вместе гуляли.

Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.

Здесь содержится намек на то, что он не по своей воле покинул берега Невы, то есть был отправлен в ссылку. Нигде в романе не говорится о том, как царское правительство преследовало инакомыслящих. Значит, этот намек на обстоятельства биографии автора расширяет пространственные и временные рамки произведения. Автор вводит в ткань романа реально живущих в то время людей. Например, он говорит о том, что Онегин обедает в модном ресторане с Кавериным, называя фамилию офицера лейб-гусарского полка, с которым Пушкин сблизился еще в лицейские годы.

Или во время пребывания Татьяны Лариной в Москве "к ней как-то Вяземский подсел и душу ей занять успел". То, что талантливый поэт, современник Пушкина, нашел удовольствие в беседе с его героиней, говорит о ее уме, образованности, самобытности. Непринужденное общение реальных людей с вымышленными персонажами делает естественными прямые обращения к читателю, который начинает ощущать себя свидетелем и участником событий.

Роман искрится неповторимым пушкинским остроумием, меткими, точными замечаниями, убийственными сатирическими характеристиками, прелестными пейзажными зарисовками, мудрыми жизненными наблюдениями. Таким образом, несмотря на то, что Пушкин как реально действующее лицо остается за рамками сюжета, читатель имеет возможность убедиться в высоком интеллектуальном уровне автора, в широте его интересов, в его неравнодушии к жизни и к людям, в щедром и добром таланте. Когда читаешь роман, в представлении возникает удивительно добрый, остроумный, очень эмоциональный, живой, обаятельный образ рассказчика.

Кроме того, автор помогает нам понять героев, оценить их поступки, определить свое отношение к ним. Пушкин публично признается в любви к Татьяне: "Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою!" Автору особенно близки и дороги ее любовь к природе, связь с национальными, народными корнями, ее благородство, честность, ее пытливый ум. О характере человека очень много говорит то, что он ценит в людях. Поэтому отношение Пушкина к своей героине позволяет представить нравственный облик автора.

Но, пожалуй, особенно рельефно вырисовывается он при сопоставлении с Онегиным. Здесь нет полной ясности в отношении автора к герою. Говоря о нем, Пушкин почти всегда иронизирует то над его "ученостью", то над глубиной экономических или литературных познаний.

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.

Но в то же время поэту "нравились его черты, мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум". Однако здесь же Пушкин указывает на разницу между ними: "Я был озлоблен, он угрюм". Озлобленность - это временное состояние, которое возникает из-за какой-то причины. А угрюмость - постоянное настроение, в котором пребывал Онегин. Понимая Евгения и сочувствуя ему, автор расходится с ним по многим вопросам. Это различие особенно ярко выступает в эпизоде посещения Онегиным театра. Для Пушкина театр - это "волшебный край", где царствует "Фонвизин, друг свободы", талантливая трагическая актриса Семенова, блистательная балерина Истомина, знаменитый постановщик балетов Дидло. А для Онегина театр - это царство скуки, где он занят только лорнированием "незнакомых дам".

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

В ходе действия романа все более усиливается различие в восприятии жизни автором и его героем. Онегин - скучающий, разочарованный человек, в котором рано "остыли" чувства. Он холоден к людям, равнодушен к их горестям и радостям. В авторе, наоборот, живут глубокие и сильные чувства. Он любит людей, сопереживает им. Он горячо и вдохновенно любит природу, которая наполняет его душу радостью и покоем, будит творческое воображение.

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.

Как это восприятие природы отличается от онегинского, которому лишь "два дня казались новы уединенные поля, прохлада сумрачной дубровы, журчанье тихого ручья". Евгений равнодушен к красоте "прелестного уголка" так же, как и к окружающим людям. В ответ на любовное признание Татьяны он читает ей нравоучительную проповедь. Ради минутного раздражения разбивает веру Ленского в дружбу и любовь. По-моему, попытка Онегина заняться литературным творчеством потерпела неудачу прежде всего из-за того, что он равнодушен к людям. Ведь чтобы писать о человеческой жизни, нужно любить и понимать их. А этой способности Евгений лишен так же, как и привычки к труду А для автора труд - это основа и источник жизни, ее смысл и наслаждение.

Прошла любовь, явилась муза,
И прояснился темный ум,
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум!

В образе автора проступают лучшие черты другого героя - Ленского. Это вера в людей, стремление к свободе, гуманность, искренность и эмоциональность. Но нельзя отождествлять образы героя и автора. Ленский - романтик, мечтатель, идеалист, который далек от реальной действительности. Пушкинская же вера в людей основывается на глубоком знании и понимании жизни.

Значит, образ автора вобрал в себя лучшие черты своих героев: искренность и пылкость Ленского, трезвый критический ум Онегина, глубину чувств Татьяны. Но в образе автора есть еще и необыкновенная широта взгляда на жизнь, которой нет у его героев. И, конечно же, изумительный поэтический талант! Поэтому в романе самым ярким, интересным и глубоким стал образ автора.

Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа. В годы создания романа Пушкину пришлось многое пережить, потерять своих друзей, испытать горечь гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Образ автора в романе создают лирические отступления, их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых.

Кто же главный герой романа "Евгений Онегин"? Многие считают, что главный герой романа - это все-таки сам Пушкин. Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу сказал об Евгении, что это "добрый мой приятель". Пушкин о себе и об Онегине пишет: Страстей игру мы знали оба, Томила, жизнь обоих нас, В обоих сердца жар угас... Автор, как и его герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о юности, светлой и беспечной. Пушкину нравится "резкий, охлажденный" ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет о том, что Онегин родился на брегах Невы, говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно все время представляется сам Пушкин.

Автор и его герой - это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, "жил долгами..." Обобщая, Пушкин пишет: "Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть". Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. 06 Онегине он пишет, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Пушкин, в отличие от Онегина, занимается. поэзией серьезно, называя ее "высокой страстью". Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: "Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок." По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр - волшебный край о котором он мечтает в ссылке. Онегин же "входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам", а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом "отворотился и зевнул". Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь - это "наука страсти кожной", у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина - это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто.

Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. С насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству. Он пишет: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, На жизнь смотреть как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с пей Ни общих мнений, ни страстей... Пушкину нелегко жить, гораздо труднее чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы - его высылаю из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину все равно, потому что он ясно видит, что "и в деревне скука та же". Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди "дикого барства" в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это "ветошь маскарада". Автор не просто сочувствует Татьяне, он пишет: "Я так люблю Татьяну милую мою". Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением.

В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины, которая "от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным". Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться. Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он пишет о театре: "Там, под сению кулис, младые дни мои неслись". Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит: Но грустно думать, Что напрасно была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она.

Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем. Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, но они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты и изобразил себя в образе Ленского. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: "Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и богат, носил бы стеганый халат". Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою.