«Мцыри» - романтический герой поэмы. "мцыри как романтический герой" - сочинение по поэме лермонтова

Практически в каждом из своих произведений, знаменитый русский писатель Лермонтов старался учитывать опыт Байрона и не просто опыт, а именно творческий подход к работе.Конечно, многие могут задать вопрос, кто же это такой? Но, только не те кто знаком с творчеством поэта. Ведь, люди которые хорошо знакомы с творчеством Михаила Юрьевича знают, что этот человек очень долгие годы являлся его кумиром. Именно поэтому, практически о каждом герое, можно говорить о как о байронических героях. Давайте, всё же внесем ясность и скажем, что байронический герой – это на самом деле романтический образ, обладающий самыми высшими качествами, герой-мятежник с естественной натурой и непростой судьбой.

Это человек, который старается жить честной жизнью, не поддаваясь ни на какие обстоятельства судьбы.

Специалисты и критики в области литературы уверены, что именно это качества так сильно привлекали Лермонтова потому, что он сам по своей натуре являлся таковым персонажем.

Не стал исключением и романтический герой "Мцыри", которого Лермонтов из всех своих авторских сил старался сделать идеалом романтического героя.

О жизни главного героя данного произведения мы узнаем как бы из первых уст, так как писателем была выбрана исповедь, как форма повествования данного произведения.

Стоит отметить, что исповедь является самым популярным жанром романтического стиля. Так же важно будет учесть тот факт, что исповедь как правило наполнена трагической судьбой. Не исключением становиться и наш герой, именно его трагическая и в какой-то степени несправедливая судьба привлекает автора, и ещё автора не на шутку привлекает откровенность героя. Он честно и правдиво рассказывает всю свою жизнь, как бы очищая свою душу от страданий и мучений, которые столько лет терзают его.

Как ни странно, но именно романтизм привлекает большое количество читателей, ведь его так не хватает в повседневной жизни.

В 18 – 19 веке в России полным ходом развивается романтизм, который сменил классические традиции. Если до этого литературные произведения были направлены на развитие общественной стороны, и хотелось показать некий идеал устройства, то для романтической стороны главным становится совсем другое. В творчестве таких писателей главным образом становится сам человек, его мысли, цели, то, как он живет, и о чем думает.

Романтики уверены в своих убеждениях, что любой человек уникален и особенен, и он сам представляет в первую очередь главную ценность, потому писатели пытаются обратить внимание на чувства и переживания их героев. Таким образом, создается персонаж полный романтизма, и очень быстро создаются точные литературные правила, который не стал исключать и наш известный писатель.

Жизнь Мцыри, а точнее об основных его моментах, можно узнать от него же самого, поскольку Михаил Юрьевич Лермонтов для своей поэмы выбрал форму исповеди. Ведь подобный жанр очень хорошо помогает раскрыть всю сущность души человека, и само произведение выходит красочным и ярким. Мцыри живет в не обычном месте, в монастыре на Кавказе. Данное место в то время считалось достаточно необычным, где присутствует вольность и свободомыслие.

Сам характер героя виден даже в том, как мало выделено тому, какова была жизнь молодого человека до того, как он попал в монастырь, все очень кратко и сжато. Пребывание в монастыре – тайна, очень характерна для подобных поэм. Когда он был еще ребенком, его захватили в плен. Захватил его русский генерал и поселил в монастырь, где молодой Мцыри и прожил много лет. Но молодой человек не простой монах, у него совсем иной характер, он бунтует от подобной жизни. Он не может позабыть свой родной край, отрешиться от того места, где родился и куда хочет непременно вернуться любой ценой.

Долго ли думал наш герой о своем побеге? Ведь, само собой разумеется, монахи не думали навредить ему, нанести какой-либо вред. Но то, как они живут, молодому человеку это все чуждо, так как он хочет совсем иного для себя мира и ради него может пойти на любое рискованное дело. Он бежит – это восстание против правил. Как показывает произведение, это случилось во время бурной грозовой ночи, тогда, когда священнослужители молятся, чтобы Бог перестал не них гневаться. Для молодого же человека грозы – радость, он хочет влиться в струю бурной стихии и стать свободным!

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему человек должен быть добрым? Итоговое

    Доброта – это то, что всегда будет в моде. Но в современном мире, к сожалению, она не является главным качеством, так как ценят нынче за успешную карьеру, материальный успех и прочие денежные блага.

  • Сочинение Мой родной русский язык рассуждение

    С древних времен, люди обмениваются мыслями, выражают свои эмоции и передают информацию не только жестами, но и при помощи языка. Ведь только человек может писать и читать, это и есть одно из главных отличий нас от животных

  • Образ и характеристика Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

    Произведение Грибоедова «Горе от ума» отражает конфликт политических взглядов консервативно настроенного общества с людьми нового поколения и новыми веяниями. Комедия отразила эту проблему ярко

  • Каждый год, летом я езжу в деревню к бабушке. Всё лето провожу там. Там очень хорошо. У меня там много друзей. А больше всех я люблю проводить время со своей лошадкой

  • Сочинение Родная земля

    Родная земля или Родина – это частичка человека. Единственное место, которое особенно дорого для души, другого такого нет на планете. Есть много красивых и завораживающих мест и это очень здорово. Но как говорится: здесь хорошо, а дома лучше.

Михаил Юрьевич Лермонтов, известный русски поэт, является одним из самых ярких представителей направления романтизма в литературе. Его произведения часто посвящается чувствам отчаяния и душевной неволи, которые обусловлены тяжестью земной жизни и невозможности жить свободно.

Лермонтова всегда привлекала мощь стихии человеческого духа и желания оставаться самим собой, несмотря на обстоятельства и испытания. Романтическая поэма "Мцыри" тоже посвящена этой теме. Поэт придает романтическому образу главного героя то жгучее отчаяние и ту жажду свободной воли и жизни, которая и придает поэме атмосферу мрачного отчаяния и безысходности.

Образ Мцыри в поэме

Жизнь Мцыри тяжела и несносна - он заточен в монастыре, и отчаянно жаждет вернуться на свою Родину и наслаждаться ее просторами и свежим воздухом. Нахождение в заточении он переносит крайне тяжело, и решает сбежать, несмотря на то, что это может привести к его смерти.

Душевные мучения невыносимы, и Мцыри понимает, что лучше погибнуть, чем жить так дальше. Лермонтов поднимает тему Кавказа, которая характерна для русской литературы того периода. Дикая и прекрасная природа этого края соответствует тем людям, которые в нем живут - это свободолюбивый народ, сильный и смелый.

Таким представлен и Мцыри, который ценит, прежде всего, свою свободу и свои идеалы, а не смиряется с действительностью. А величественная и впечатляющая природа Кавказа подчеркивает романтическое настроение поэмы, и черты характера главного героя Мцыри.

Противопоставление мечты и действительности

Описание природы говорит о романтическом идеале и стремлении стать духовно богаче, о страсти, которая есть в человеческой душе и которая ведет героя в мир, кажущийся ему идеальным и настоящим. Сам герой Мцыри представляет собой противопоставление всему миру, поэтому он не похож на других людей, в его душе живут настоящие пылкие чувства, которые не позволяет ему терпеть заточение.

Он стремится познать что-то исключительное, и готов увидеть это в окружающем его мире. Он одинок в душе, так как чувствует свою обособленность от других людей. Мцыри - это сосредоточие воли, мужества и истинной страсти. Лермонтов создал своего героя именно таким, потому что желал подчеркнуть противопоставление мечты и действительности.

Его герой сбегает из монастыря, и пройдя множество испытаний, так и не дошел до своего родного дома. Он погибает, но важно каким именно Мцыри уходит из жизни - счастливым и умиротворенным. Мцыри благодарит судьбу и за те прекрасные мгновения, которые она подарила ему на природе, и понимает, что ради этих моментов и стоило рискнуть - покинуть монастырь и достойной встретить смерть.

Трагический конец поэмы - это торжество внутренней свободы главного героя, который несмотря на смерть и препятствия, чувствует себя по-настоящему счастливым. Его стремление к свободе - это главный урок, который хочет преподнести Лермонтов читателям, поэт указывает на то, что именно ради этого стоит жить и преодолевать трудности.

Этот внутренний ориентир Мцыри является символом смысла жизни человека. А его мятежная натура, которая раскрывается в тоске по Родине, говорит о том, что в жизни стоит искать что-то исключительное и необычное, и то, что наполнить человеческое существование истинными душевными чувствами.

Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова сочинение

План

1.Романтические образы Лермонтова.

2.1. Прошлое героя.

2.2. Жизнь в неволе.

2.3. Стремление к свободе.

3. Трагизм Мцыри.

Замечательный писатель и поэт, создавший множество ярких романтических образов. Это и скучающий путешественник , и ревнивый мститель Арбенин, и свободолюбивый мятежник Мцыри. Эти герои, такие не похожие друг на друга, близки в одном - они находятся в постоянном поиске, они любят свободу, они борются за свои идеи.

Мцыри - главный персонаж одноименной поэмы. Как и все романтические герои, он немного мечтательный и восторженный. Но в то же время, Мцыри - сын горцев. Будучи ребенком, он попал в плен к русскому генералу после сражения. Во время тяжелой дороги мальчик заболел и был оставлен на попечение монахов. Те выходили Мцыри и воспитали, как христианина. Ребенок забыл свой язык и свою культуру, его стали насильно готовить к постригу.

Монастырь для молодого человека стал отождествляться с тюрьмой. Он понимает, что у него отняли прошлое и настоящее, что за него принимают решения, что он несвободен в своем выборе. По ночам юноше снятся туманные картины из минувшей жизни. Он хочет вырваться на свободу, он жаждет увидеть жизнь, скрытую стенами монастыря. И Мцыри решается на побег.

Несколько дней монахи искали беглеца, и наконец нашли полуживого на поляне. Молодого человека переносят в келью, где он исповедуется перед смертью. Мцыри рассказывает, как прекрасно ему дышалось на воле. Увидев родные просторы, он наконец вспомнил свою семью и свой язык, отца и братьев с оружием в руках. Юноша очень тонко чувствует природу и восхищается ее красотами. Для него жить - это значит радоваться каждой травинке, каждому солнечному блику. Здесь, на свободе, молодой человек впервые испытывает романтические чувства к девушке - грузинке, которую случайно встречает у водного потока. Сердце влечет его к ней, но он сдерживает свои порывы и пускается на поиски родного дома.

Хотя Мцыри - это романтический герой, прежде всего он - свободолюбивый патриот. Любовь к родному аулу и к прекрасной девушке для него неразделимы, жажда свободы и личного счастья сливаются в единственное желание его сердца. Юноша - сильный и смелый, он бесстрашно вступает в бой с диким животным и одерживает победу, несмотря на изнеможение и кровавые раны. Герой поглощен одной мыслью - найти свободу, найти свой дом. Но этим чаяниям не суждено исполниться.

Молодой человек снова видит стены ненавистного монастыря! Мцыри понимает, что заново окажется в темнице. Как и все романтические герои, юноша одинок в своем горе, он лишний человек. Его надежды обрести счастье в родном ауле неосуществимы даже потому, что там его никто не ждет. Родные Мцыри погибли, а для односельчан он покажется чужим, не похожим на всех. Перед смертью молодой человек просит похоронить себя за стенами монастыря, на воле, и сожалеет, что успел почувствовать себя счастливым лишь один миг. В этом весь трагизм романтического образа Мцыри. Его безудержное желание любви и свободы разбивается о реалии жестокого мира. Глотнув чистого воздуха независимости, он снова становится рабом и умирает за решеткой.

На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.

Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.

Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

Мцыри как романтический герой

В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия. Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

Трагедия Мцыри

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.

Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.

Приведенный образа романтического героя поэмы и описание его черт, пригодятся ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова»

Тест по произведению

Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величественность гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому еще в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную протестующую речь (поэма «Исповедь», 1830 год, действие происходит в Испании) перед старшим монахом. А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое, земное счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри - героя одной из самых замечательных лермонтовских поэм о Кавказе (1839 год - совсем мало времени уже оставалось у самого поэта).

Перед «Мцыри» была написана поэма «Беглец». В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны.

В поэме «Мцыри» Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и поэме «Беглец». В «Мцыри» поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль

в «Исповеди» (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли.

Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи, сам он - рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы», обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега - это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.

Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что Мцыри истинно любит отчизну, он хочет сражаться за ее свободу. И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв».

Он убежден, что мог быть «в краю отцов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он - воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь детские года: слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой.

Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. :Его

не страшила могила, потому что он знал: возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий, Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» на не-. сколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом:

обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно «спорил с судьбой».

Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества. Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чу
вствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным тепличным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы видеть через прозрачную синеву неба полет ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы).

Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если

прошлое героев «Исповеди» и «Боярина Ор-щи» остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - «рассказать душу». Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественные для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман.