Какие проблемы раскрываются в произведении уроки французского. Распутин «Уроки французского» - анализ произведения. Главные темы произведения

В статье проведём анализ «Уроков французского». Это произведение В. Распутина, которое довольно интересно по многим характеристикам. Мы попробуем составить собственное мнение об этой работе, а также рассмотрим различные художественные приемы, которые были применены автором.

История создания

Анализ «Уроков французского» начнем со слов Валентина Распутина. Однажды в 1974 году в интервью иркутской газете под названием «Советская молодежь» он сказал, что, по его мнению, писателем человека может сделать только его детство. В это время он должен увидеть или почувствовать что-то такое, что позволит ему в более взрослом возрасте взяться за перо. И при этом он говорил, что образование, жизненный опыт, книги тоже могут укреплять такой талант, но зародиться он должен в детстве. В 1973 году был опубликован рассказ «Уроки французского», анализ которого мы будем рассматривать.

Позже писатель говорил, что ему не надо было долго искать прототипов для своего рассказа, так как он был знаком с людьми, о которых хотел рассказать. Распутин поведал, что он просто хочет вернуть то добро, которое для него когда-то сделали другие.

История рассказывает об Анастасии Копыловой, которая была матерью друга Распутина драматурга Александра Вампилова. Надо отметить, что автор сам выделяет это произведение как одно из лучших и любимых. Оно было написано благодаря детским воспоминаниям Валентина. Он говорил, что это одно из тех воспоминаний, которое греет душу, даже когда мимолетом вспоминаешь о них. Напомним, что рассказ полностью автобиографический.

Однажды в интервью с корреспондентом журнала «Литература в школе» автор рассказывал о том, как в гости заходила Лидия Михайловна. Кстати, в произведении она названа своим настоящим именем. Валентин сказал об их посиделках, когда они пили чай и долго-долго вспоминали школу и их поселок очень старый. Тогда это было самое счастливое время для всех.

Род и жанр

Продолжая анализ «Уроков французского», поговорим о жанре. Рассказ был написан как раз во время расцвета этого жанра. В 20-е годы самыми яркими представителями были Зощенко, Бабель, Иванов. В 60-70-х годах волна популярности перешла к Шукшину и Казакову.

Именно рассказ, в отличие от других прозаических жанров, быстрее всего реагирует на малейшие изменения в политической ситуации и общественной жизни. Это вызвано тем, что такое произведение быстро пишется, поэтому оно отображает информацию оперативно и своевременно. К тому же для корректировки этой работы нужно не так много времени, как для корректировки целой книги.

К тому же рассказ по праву считается древнейшим и самым первым литературным жанром. Краткий пересказ событий был известен ещё в первобытные времена. Тогда люди могли рассказывать друг другу о поединке с врагами, охоте и других ситуациях. Можно сказать, что рассказ возник одновременно с речью, и он исконно присущ человечеству. При этом он является не только способом передачи информации, но и средством памяти.

Считается, что такое прозаическое произведение должно быть объемом до 45 страниц. Занимательная особенность этого жанра в том, что оно читается буквально на одном дыхании.

Анализ «Уроков французского» Распутина позволит нам понять, что это очень реалистическое произведение с нотками автобиографии, которое повествует от первого лица и захватывает.

Тематика

Свой рассказ писатель начинает со слов о том, что перед учителями очень часто бывает так же стыдно, как и перед родителями. При этом совестно не за то, что происходило в школе, а за то, что было из нее вынесено.

Анализ «Уроков французского» показывает, что главной темой произведения являются отношения ученика и учителя, а также духовная жизнь, озаренная знаниями и нравственным смыслом. Благодаря учителю происходит становление человека, он приобретает некий духовный опыт. Анализ произведения «Уроков французского» Распутина В.Г. приводит к пониманию, что для него настоящим примером была Лидия Михайловна, которая проводила ему настоящий духовные и нравственные уроки, запомнившиеся на всю жизнь.

Идея

Даже краткий анализ «Уроков французского» Распутина позволяет понять идею этого произведения. Давайте разберемся в этом постепенно. Конечно, если учитель играет со своим учеником на деньги, то, с точки зрения педагогики, он совершает ужаснейший поступок. Но так ли это на самом деле, и что может стоять за такими действиями в реальности? Учительница видит, что на дворе голодные послевоенные годы, а её ученик очень сильный не доедает. Также она понимает, что мальчик не примет помощи напрямую. Поэтому она приглашает его к себе домой для дополнительных заданий, за которые вознаграждает его едой. Также она передаёт ему посылки якобы от матери, хотя на самом деле настоящий отправитель она сама. Женщина нарочно проигрывает ребенку, чтобы отдать ему свою мелочь.

Анализ «Уроков французского» позволяет понять идею произведения, скрытую в словах самого автора. Он говорит, что у книг мы учимся не опыту и знаниям, а в первую очередь чувствам. Именно литература воспитывает чувства благородства, доброты и чистоты.

Главные герои

Рассмотрим главных героев в анализе «Уроков французского» В.Г. Распутина. Мы наблюдаем за мальчиком 11 лет и его учительницей французского языка Лидией Михайловной. Женщине по описанию не больше 25 лет, она мягкая и добрая. К нашему герою она отнеслась с большим пониманием и сочувствием, и по-настоящему полюбила его целеустремленность. Ей удалось рассмотреть в этом ребенке уникальные способности к обучению, и она не смогла себя сдержать, чтобы не помочь им развиться. Как можно понять, Лидия Михайловна была необыкновенной женщиной, которая испытывала сострадание и доброту к окружающим её людям. Однако за это она поплатилась тем, что ее уволили с работы.

Володя

Теперь немного поговорим о самом мальчике. Он поражает своим желанием не только учительницу, но и читателя. Он непримирим, и хочет получить знания для того, чтобы выбиться в люди. Походу истории мальчик рассказывает, что он всегда хорошо учился и стремимся к лучшему результату. Но нередко он попадал в не очень весёлые ситуации и ему хорошенько доставалось.

Сюжет и композиция

Анализ рассказа «Уроки французского» Распутина невозможно представить без рассмотрения сюжета и композиции. Мальчик рассказывает, что в 48 году он пошел в пятый класс, а точнее поехал. У них в деревне была только начальная школа, поэтому для того, чтобы обучаться в лучшем месте, ему приходилось рано собираться и ехать за 50 км в райцентр. Таким образом мальчик оказывается вырванным из семейного гнезда и привычного для него окружения. При этом к нему приходит осознание, что он является надеждой не только своих родителей, но и всей деревни. Чтобы не подвести всех этих людей, ребёнок преодолевает тоску и холод, и старается максимально проявить свои способности.

Молодая учительница русского языка с особым пониманием относится к нему. Она начинает заниматься с ним дополнительно, чтобы таким образом покормить мальчика и немножко помочь ему. Она прекрасно понимала, что этот гордый ребёнок не сможет принять её помощь напрямую, так как она посторонний человек. Идея с посылкой была провальной, так как она накупила городских продуктов, что сразу же ее выдало. Но она нашла другую возможность и предложила мальчику играть с ней на деньги.

Кульминация

Кульминация события происходит в тот момент, когда учительница уже затеяла эту опасную игру с благородными мотивами. В этом читатели невооружённым глазом понимают всю парадоксальность ситуации, так как Лидия Михайловна прекрасно понимала, что за такие отношения с учеником она может не только лишиться работы, но и получить уголовную ответственность. Ребёнок ещё до конца не осознавал всех возможных последствий такого поведения. Когда случилась беда, он стал глубже и серьёзнее относиться к поступку Лидии Михайловны.

Финал

Финал истории немного перекликается с началом. Мальчик получает посылку с антоновским яблоками, которых он никогда не пробовал. Ещё можно провести параллель с первой неудачной посылкой его учительницы, когда она купила макароны. Все эти детали подводит нас к финалу.

Анализ произведения «Уроки французского» Распутина позволяет увидеть большое сердце маленькой женщины и то, как перед ним открывается маленький невежественный ребёнок. Всё здесь - это уроки человечности.

Художественное своеобразие

Писатель с большой психологической точностью описывает отношения между молодой учительницей и голодным ребенком. В анализе произведения «Уроки французского» следует отметить доброту, человечность и мудрость этой истории. Действие течет в повествовании довольно неспешно, автор уделяет внимание многим бытовым подробностям. Но, несмотря на это, читатель погружается в атмосферу событий.

Как всегда, язык Распутина выразителен и прост. Он использует фразеологические обороты для того, чтобы улучшить образность всего произведения. Причём его фразеологизмы чаще всего можно заменить одним словом, но тогда потеряется некий шарм истории. Также автор использует некоторые жаргоны и простонародные слова, которые придают рассказам мальчика реалистичности и жизненности.

Значение

Проведя анализ произведения «Уроки французского», можно сделать выводы о значении этого рассказа. Отметим, что творчество Распутина уже много лет привлекает к себе современных читателей. Изображая быт и повседневные ситуации, автору удается преподносить духовные уроки и нравственные законы.

Исходя из анализа «Уроков французского» Распутина, мы можем увидеть, как он прекрасно описывает сложные и прогрессивные характеры, а также как изменились герои. Размышления о жизни и человеке позволяют читателю найти в себе самом добро и искренность. Конечно, главный герой попал в сложную ситуацию, как и все люди того времени. Однако из анализа «Уроков французского» Распутина мы видим, что трудности закаляют мальчишку, благодаря чему его сильные качества проявляются всё ярче.

Позже автор говорил, что, анализируя всю свою жизнь, он понимает, что лучшим другом для него была его учительница. Несмотря на то, что он уже много прожил и собрал вокруг себя много друзей, Лидия Михайловна никак не выходит у него из головы.

Подводя итоги статьи, скажем о том, что реальным прототипом героини рассказа послужила Л.М. Молокова, которая действительно занималась с В. Распутиным французским языком. Все уроки, которые он вынес из этого, он перенес в своё произведение и поделился с читателями. Прочитать этот рассказ следует всем, кто тоскует о школьных и детских годах, и хочет вновь окунуться в эту атмосферу.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тема 59. Нравственная проблематика в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» Не зная ничего о детстве писателя, невозможно понять его произведения. Главный герой автобиографического рассказа «Уроки французского» одиннадцатилетний мальчик, который приезжает из деревни в райцентр учиться. Время для деревни было особенно тяжелое: послевоенное, голодное. Главный герой начинает играть на деньги с единственной целью купить «баночку молока». Лидия Михайловна, учительница французского языка в школе, поняла, почему ее ученик пошел на такой шаг. Видя, что главный герой отказывается принимать помощь от нее, она сама стала играть с ним на деньги, стараясь обеспечить ему выигрыш, и, таким образом, спасала его от болезней и голода. Рассказ ставит перед читателем ряд вопросов. Права ли Лидия Михайловна, играя со своим учеником на деньги? Какие уроки вынес главный герой из общения с учительницей? Всегда ли можно однозначно оценить поступки человека? Валентин Распутин считал, что читать не означает просто пробегать глазами страницы, а значит проникать в сущность вещей. По его убеждению, «читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение...» Он так говорил о чтении: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, это, прежде всего, воспитание чувств. И прежде всего, доброты, чистоты, благодарности».

2 А чему научил тебя рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского»? Подумай об этом, отвечая на вопросы в ходе урока. Выбери свой маршрут. Первый маршрут Образ учительницы как символ человеческой отзывчивости (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»). Второй маршрут Уроки доброты (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»).

3 МАРШРУТ 1 Перейди к заключительной части рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» (Ресурс 1). Выполни задания 1 и 2, запиши ответы в блокнот. Задание 1 Прочитай часть 7. Как изменилось отношение главного героя к французскому языку после его занятий с Лидией Михайловной? 1) Произношение по-прежнему не давалось герою, и он не любил этот предмет 2) Он стал более свободно произносить французские слова и почувствовал интерес к языку 3) Из честолюбия он решил добиться успехов в языке, который ему давался с трудом Запиши два верных номера. Прочитай рассуждения героя: «О посылке мы не вспоминали, но я на всякий случай держался настороже. Мало ли что Лидия Михайловна возьмется еще придумать? Я по себе знал: когда что-то не выходит, всё сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься». Оправдались ли его опасения? 1) Нет, учительница не стала больше ничего придумывать, чтобы помочь мальчику пережить голодные времена. Она сосредоточилась на его обучении, смирившись с тем, что он очень гордый и нет способа помочь ему с продуктами. 2) Да, Лидия Михайловна действительно заняла выжидательную позицию. Дождавшись, когда мальчик полностью освоится у нее дома, она придумала новый способ помочь ему.

4 Как отреагировал главный герой на очередную попытку Лидии Михайловны посадить его за стол? 1) нехотя согласился 2) был непреклонен Лидия Михайловна предложила главному герою играть на деньги, так как: 1) не знала другого способа заставить мальчика взять деньги на еду 2) решила вспомнить свое детство (именно тогда она играла на деньги в «пристенок» или «замеряшки») 3) ей хотелось внести разнообразие в свою жизнь, поскольку она была азартным, быстро увлекающимся человеком Просмотри фрагменты, маркированные цветом. Какие из них представляют собой внутренний монолог героя (где он размышляет о сложившейся ситуации, как бы говорит сам с собой)? Это фрагменты, выделенные: 1) желтым цветом 2) голубым цветом Главный герой считал, что может брать выигранные у учительницы деньги, потому что он: а) тратил эти деньги только на еду б) считал, что эти деньги выиграны честно 1) верно и а, и б 2) верно только а 3) верно только б

5 Прочитай часть 8. Лидия Михайловна была вынуждена уехать, так как: 1) поступила непедагогично, и была уволена из школы 2) очень хотела вернуться на Кубань Как ты думаешь: играя на деньги со своим учеником, молодая учительница: 1) не думала о том, насколько неправильно она поступает и к каким последствиям это может привести 2) осознанно пошла на нарушение правил, так как это был единственный способ помочь ученику, который голодал, но был слишком горд, чтобы принять помощь С каким мнением ты согласишься? 1) Финал рассказа пессимистический: Лидия Михайловна уехала, и главный герой больше никогда с ней не виделся. 2) Финал рассказа оптимистический: Лидия Михайловна уехала, но однажды мальчик получил посылку, в которой были макароны и «три красных яблока». Таким образом автор подчеркивает, что внутренняя связь между героями не прерывалась, несмотря на огромные расстояния, разделявшие их.

6 Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери другого сибирского писателя А. Вампилова, которая была учительницей, всегда переживала за своих учеников и заботилась о них. Создавая это посвящение, писатель хотел: 1) рассказать о конкретном человеке учительнице, работающей в сибирской школе 2) показать, насколько велика может быть роль учителя в судьбе ребенка Как ты понимаешь название рассказа? «Уроки французского» для главного героя рассказа это: а) занятия французским языком, во время которых мальчик поверил в свои силы и почувствовал, что может освоить сложный язык б) уроки доброты, дружбы, поддержки, которые преподнесла ему молодая учительница, не побоявшаяся нарушить школьные правила, чтобы найти способ помочь своему ученику, не ущемляя его гордости и чувства собственного достоинства 1) верно только а 2) верно только б 3) верно и а, и б

7 Задание 2 Перейди к фрагменту художественного фильма «Уроки французского». Фрагмент 1 (Ресурс 2). Пригласив ученика к себе в дом, Лидия Михайловна: а) делает всё, чтобы мальчик освоился, почувствовал себя свободно, поэтому беседует с ним, пытается разговорить его б) знает, что этому ученику нужно отрабатывать произношение, но сразу он не сможет говорить, так как очень стесняется, поэтому предлагает ему послушать пластинку с записью французской речи в) пытается как бы между прочим, за компанию, накормить мальчика, так как знает, что он голодает 1) верно только б 2) верно только в 3) верно только б и в 4) верно и а, и б, и в В гостях у учительницы герой рассказа: а) чувствует себя очень скованно (сидит на самом краешке стула), но старается выполнить задание учительницы: слушая запись, повторяет французские слова б) несмотря на скованность и косноязычие, охватившие его, очень решительно отказывается поужинать вместе с учительницей 1) верно только а 2) верно только б 3) верно и а, и б

8 Как тебе кажется, в этом фрагменте фильма: 1) Лидия Михайловна приложила недостаточно усилий, чтобы уговорить мальчика поужинать 2) учительница была очень убедительна, старалась так пригласить героя к ужину, чтобы ни в коем случае не задеть его гордость 3) герой рассказа не остался на ужин, потому что очень стеснялся; он мог бы остаться, если бы его еще уговаривали 4) мальчик, несмотря на свою стеснительность, ведет себя очень решительно; по его поведению понятно, что он не останется на ужин ни при каких обстоятельствах Запиши два верных номера. Перейди к бланку маршрутного тестирования. Перенеси ответы на задания 1 и 2 из блокнота в бланк маршрутного тестирования. Подготовься к обсуждению.

9 МАРШРУТ 2 Перейди к заключительной части рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» (Ресурс 1). Выполни задания 1 и 2, запиши ответы в блокнот. Задание 1 Прочитай часть 7. Некоторое время после случая с посылкой, главный герой чувствовал, что Лидия Михайловна сосредоточила все свои силы на том, чтобы: 1) всё же найти способ подкормить его 2) серьезно учить его французскому языку Как изменилось отношение главного героя к французскому языку после его занятий с Лидией Михайловной? 1) Произношение по-прежнему не давалось герою, и он не любил этот предмет 2) Он стал более свободно произносить французские слова и почувствовал интерес к языку 3) Из честолюбия он решил добиться успехов в языке, который ему давался с трудом Запиши два верных номера.

10 Прочитай рассуждения героя: «О посылке мы не вспоминали, но я на всякий случай держался настороже. Мало ли что Лидия Михайловна возьмется еще придумать? Я по себе знал: когда что-то не выходит, всё сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься». Оправдались ли его опасения? 1) Нет, учительница не стала больше ничего придумывать, чтобы помочь мальчику пережить голодные времена. Она сосредоточилась на его обучении, смирившись с тем, что он очень гордый и нет способа помочь ему с продуктами. 2) Да, Лидия Михайловна действительно заняла выжидательную позицию. Дождавшись, когда мальчик полностью освоится у нее дома, она придумала новый способ помочь ему. Лидия Михайловна предложила главному герою играть на деньги, так как: 1) не знала другого способа заставить мальчика взять деньги на еду 2) решила вспомнить свое детство (именно тогда она играла на деньги в «пристенок» или «замеряшки») 3) ей хотелось внести разнообразие в свою жизнь, поскольку она была азартным, быстро увлекающимся человеком Просмотри фрагменты, маркированные цветом. Какие из них представляют собой внутренний монолог героя (где он размышляет о сложившейся ситуации, как бы говорит сам с собой)? Это фрагменты, выделенные: 1) желтым цветом 2) голубым цветом

11 Сразу ли Лидии Михайловне удалось убедить мальчика в том, что она не специально ему проигрывает? 1) Да, он даже не подозревал, что учительница старается обеспечить ему выигрыш 2) Нет, не сразу; ей даже пришлось сделать вид, что она жульничает, потому что очень хочет выиграть Главный герой считал, что может брать выигранные у учительницы деньги, потому что он: а) тратил эти деньги только на еду б) считал, что эти деньги выиграны честно 1) верно и а, и б 2) верно только а 3) верно только б Прочитай часть 8. Лидия Михайловна была вынуждена уехать, так как: 1) поступила непедагогично, и была уволена из школы 2) очень хотела вернуться на Кубань Как ты думаешь: играя на деньги со своим учеником, молодая учительница: 1) не думала о том, насколько неправильно она поступает и к каким последствиям это может привести 2) осознанно пошла на нарушение правил, так как это был единственный способ помочь ученику, который голодал, но был слишком горд, чтобы принять помощь

12 С каким мнением ты согласишься? 1) Финал рассказа пессимистический: Лидия Михайловна уехала, и главный герой больше никогда с ней не виделся. 2) Финал рассказа оптимистический: Лидия Михайловна уехала, но однажды мальчик получил посылку, в которой были макароны и «три красных яблока». Таким образом автор подчеркивает, что внутренняя связь между героями не прерывалась, несмотря на огромные расстояния, разделявшие их. Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери другого сибирского писателя А. Вампилова, которая была учительницей, всегда переживала за своих учеников и заботилась о них. Создавая это посвящение, писатель хотел: 1) рассказать о конкретном человеке учительнице, работающей в сибирской школе 2) показать, насколько велика может быть роль учителя в судьбе ребенка Как ты понимаешь название рассказа? «Уроки французского» для главного героя рассказа это: а) занятия французским языком, во время которых мальчик поверил в свои силы и почувствовал, что может освоить сложный язык б) уроки доброты, дружбы, поддержки, которые преподнесла ему молодая учительница, не побоявшаяся нарушить школьные правила, чтобы найти способ помочь своему ученику, не ущемляя его гордости и чувства собственного достоинства 1) верно только а 2) верно только б 3) верно и а, и б

13 Задание 2 Перейди к фрагменту художественного фильма «Уроки французского». Фрагмент 2 (Ресурс 2). Возвращая посылку Лидии Михайловне, мальчик: 1) чувствует себя скованно, стесняется говорить с учительницей 2) ведет себя очень решительно, не скрывает своего возмущения В этом эпизоде учительница и ученик: 1) разговаривают как взрослый и ребенок: Лидия Михайловна старается объяснить ученику, почему она передала ему посылку, почему он должен ее взять и почему она никак не могла догадаться, что в деревне не бывает макарон 2) общаются на равных, как взрослые люди, но люди с разным жизненным опытом: мальчик с опытом жизни в сибирской деревне, где из-за сурового климата не растут даже яблоки, а из-за бедности и удаленности от города не бывает макарон, а Лидия Михайловна с опытом жизни в городе на юге

14 Как тебе кажется, в этом фрагменте фильма: 1) Лидия Михайловна приложила недостаточно усилий, чтобы уговорить мальчика взять продукты 2) учительница была очень убедительна, старалась уговорить героя, не задевая его гордости 3) герой рассказа не взял посылку, потому что очень стеснялся; он мог бы взять ее, если бы его еще уговаривали 4) мальчик, несмотря на свою стеснительность, ведет себя очень решительно; по его поведению понятно, что он не согласится взять продукты ни при каких обстоятельствах Запиши два верных номера. Перейди к бланку маршрутного тестирования. Перенеси ответы на задания 1 и 2 из блокнота в бланк маршрутного тестирования. Подготовься к обсуждению.

15 Материал для обсуждения Пусть представители Маршрута 1 объяснят, почему рассказ «Уроки французского» писатель посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой. Пусть представители Маршрута 2 расскажут, почему Лидия Михайловна предложила своему ученику играть в «пристенок» или «замеряшки» на деньги. Как можно оценить поступок учительницы? Какие нравственные проблемы подняты писателем в рассказе? Какой нравственный выбор постоянно должен был делать герой рассказа? Конфликт каких нравственных ценностей переживала Лидия Михайловна, и какой выбор она сделала? Перейдите к фрагменту художественного фильма «Уроки французского». Фрагмент 3 (Ресурс 3). Совпало ли ваше представление о Лидии Михайловне и главном герое с тем, какими они показаны в фильме? Как заканчивается фильм? В чем смысл его последних кадров?

16 Выводы параграфа МОДУЛЬ 1 Посвящая свой рассказ Анастасии Прокопьевне Копыловой, которая была учительницей, всегда переживала за своих учеников и заботилась о них, Валентин Распутин хотел показать, насколько велика может быть роль учителя в судьбе ребенка. Название рассказа «Уроки французского» нужно понимать не только буквально. Это были не просто занятия французским языком, во время которых мальчик поверил в свои силы и почувствовал, что может освоить этот сложный язык. Это еще рассказ об уроках доброты, дружбы, поддержки, которые преподнесла ему молодая учительница. Она не побоялась нарушить школьные правила для того, чтобы помочь своему ученику, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, не ущемляя при этом его чувства собственного достоинства. Совершив непедагогичный поступок, Лидия Михайловна вынуждена была уехать, но, несмотря на это, внутренняя связь между героями не прервалась. Перейди к «Бланку ответов 1» итогового теста. Прочитай вопросы части А итогового теста. Вноси ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом.

17 ИТОГОВЫЙ ТЕСТ 59. НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РАССКАЗЕ В. Г. РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» Часть А При выполнении заданий А1 А5 поставь точку в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного тобой ответа. А1 Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» посвящен: 1) Лидии Михайловне, учительнице французского языка 2) матери главного героя 3) учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери писателя-сибиряка А. Вампилова 4) всем учителям Сибири А2 Написав такое посвящение, Валентин Распутин хотел: 1) показать, насколько велика может быть роль учителя в судьбе ребенка 2) рассказать о конкретной учительнице 3) показать трудности работы учителя 4) рассказать о сибирских школах А3 Как поступил главный герой, поняв, что посылка с продуктами от его учительницы Лидии Михайловны? 1) Съел всё содержимое посылки, так как мучился от голода 2) Вернул посылку, потому что был слишком горд, чтобы взять её 3) Сообщил директору о случившемся, так как был возмущен поступком учительницы 4) Разделил еду поровну между собой и другими ребятами, потому что хотел подружиться с ними

18 А4 А5 Прочитай три утверждения: а) Лидия Михайловна приложила недостаточно усилий, чтобы уговорить мальчика принять от нее помощь. б) Учительница была очень убедительна, старалась помочь герою, не задевая его гордости. в) Мальчик, несмотря на свою стеснительность, ведет себя очень решительно; по его поведению понятно, что он не согласиться принять продукты от Лидии Михайловны ни при каких обстоятельствах 1) верно только а 2) верно только б 3) верно только в 4) верно только б и в Как можно понять название рассказа? «Уроки французского» для главного героя это: а) занятия французским языком, во время которых мальчик поверил в свои силы и почувствовал, что может освоить сложный язык б) уроки доброты, дружбы, поддержки, которые преподнесла ему молодая учительница, не побоявшаяся нарушить школьные правила с целью помочь своему ученику, при этом не ущемляя его гордости и чувства собственного достоинства 1) верно только а 2) верно только б 3) оба варианта верны 4) оба варианта не верны Перейди к «Бланку ответов 2» итогового теста. Прочитай вопросы части В итогового теста. Вноси ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом.

19 Часть B При выполнении заданий В1 В2 запиши свой ответ рядом с номером задания. Ответ должен представлять собой последовательность цифр и (или) букв без пробелов и знаков препинания. В1 Как ты думаешь: играя на деньги со своим учеником, молодая учительница: 1) не думала о том, насколько неправильно она поступает и к каким последствиям это может привести 2) осознанно пошла на нарушение правил, потому что это был единственный способ помочь ученику, который голодал, но был слишком горд, чтобы принять помощь В2 Кому принадлежит мысль: «Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благодарности»? Напиши фамилию писателя в именительном падеже. Перейди к «Бланку ответов 3» итогового теста. Прочитай вопросы части С итогового теста. Вноси ответы сразу в бланк, не пользуясь блокнотом.

20 Часть С При выполнении заданий С1 С2 запиши краткий ответ. С1 С2 Почему мальчик герой рассказа так упорно отказывается от любой помощи, которую предлагает ему учительница? Напиши коротко. Как ты думаешь, пожалела ли Лидия Михайловна о своем поступке, из-за которого ей пришлось уйти из школы? Коротко объясни свою точку зрения.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 г.мичуринска» Урок литературы в 6-ом классе по теме: «Нравственные уроки В.Распутина (по повести «Уроки французского»)».

Тема 49. М. Горький. Рассказ «Челкаш». Челкаш и Гаврила. Сравнительная характеристика героев Сегодня мы познакомимся с рассказом писателя ХХ века Максима Горького «Челкаш». В название рассказа вынесено

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛЕШОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАЗРАБОТКА (урока литературы в 6 классе) Тема «В.Г.Распутин. «Уроки французского». Уроки доброты

Тема 35. Н. В. Гоголь «Ревизор». О чем же пьеса? Сегодня мы подведем итоги изучения гоголевской комедии. На предыдущих уроках мы обсуждали такие особенности пьесы «Ревизор», как: отсутствие положительного

Тема 59. Е. Шварц «Голый король». Старая сказка на новый лад Сегодня на уроке вы познакомитесь с замечательным сказочником ХХ века Евгением Львовичем Шварцем и с его пьесой-сказкой «Голый король». Эта

Тема 54. А. Т. Твардовский «Василий Теркин». Знакомство с героем Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным произведением и его не менее удивительным героем. Ведь не так часто автор и его герой могут

Технологическая карта урока Ф.И.О. учителя Фейгельсон Юлия Давидовна Класс: 6 Предмет Литература Тема урока: Урок на всю жизнь (Валентин Распутин «Уроки французского». Заключительный урок) Место и роль

Тема 56. А. Твардовский «Василий Теркин». Подготовка к сочинению типа «анализ эпизода» Завершать разговор об уникальной поэме Александра Трифоновича Твардовского мы будем по традиции сочинением. Для такой

Тема 25. Подготовка к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Дубровский» на выбранную тему Маршрут 1 Тема сочинения: «Владимир Дубровский русский Робин Гуд» Маршрут 2 Тема сочинения: «Жестокие и

Образ главного героя в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Определение темы урока 6 класс (работа в 3 группах) Ход урока Вы дома к этому уроку полностью прочитали рассказ В. Г. Распутина «Уроки

МБДОУ «Детский сад 42» Г.Сыктывкар Составитель Кукольщикова О.А. Мастер - класс для родителей "Учим детей пересказывать" Речь - одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит

Разработка открытого урока литературы в 6 классе по теме «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA AGENŢIA NAŢIONAĂ PENTRU CURRICUUM ŞI EVAUARE Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ Опорная схема сочинения Несколько полезных советов 1. Главное условие успеха в этой части ЕГЭ чёткое знание требований к написанию сочинения. 2. Необходимо скрупулезная

Особенный ребёнок в современной литературе (по повести Р. Эльф «Синий дождь») Концепция: Особенный ребёнок - органическая часть современного общества Задачи: Обучающие: учить характеризовать героев художественного

Тема 58. Комментированное чтение рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» (продолжение) Рассказ В. Распутина «Уроки французского» автобиографический. Вспомни, какие факты биографии писателя нашли

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературы в 6 классе Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» Учитель: Корепова Ирина Александровна Тема урока: «В духовной памяти наше богатство» Тип урока: урок «открытия нового знания» Цель

МОДУЛЬ 1 29. Внешняя политика России в 1880-х начале 1890-х годов После Русско-турецкой войны 1877 1878 годов усилия дипломатии России были направлены на поддержание мира и стабильности как в Европе, так

МОДУЛЬ 1 Тема 33. Н. В. Гоголь «Ревизор». Городничий и Хлестаков: «миражная интрига» комедии На прошлом уроке мы с вами познакомились с устройством уездного города, с волнениями чиновников, получивших

Поговорим о хороших манерах». Цели: дать понятие, что такое воспитанность, что означает быть воспитанным. Задачи: Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей. Учебная: научиться самому сделать

ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВАЛЕНТИН РАСПУТИН «ПЕВЕЦ ДЕРЕВНИ» ПОДГОТОВИЛА: БУЙВИДОВИЧ А.В. 14 марта 2015 года не стало Валентина Распутина. Одного из немногих творцов, для которого Россия была не просто географическим

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Рос Валентин в деревне Аталанка. Пошел в школу в

Конспект урока развития речи на тему: Цели: 1. Образовательные: «Работа по закрытой картинке» учить узнавать содержание закрытой картинки с помощью логично выстроенной серии вопросов; активизировать речевое

Открытый урок в 7 классепо теме «Душевная красота героев рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» с применением технологий проблемного обучения. Провела Штанчаева А.А.- учитель русского

Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 32» Тема «Регулятивные универсальные учебные действия на уроках русского языка и литературы» Выступление И. В. Воробьевой,

0132 FamilyLife Today Radio Transcript References to conferences, resources, or other special promotions may be obsolete. Relating to Your Adult Children Day 4 of 5 Guest: Dennis and Barbara Rainey From

Всемирная Организация Здравоохранения Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями 6 Îáó àþùèé ïàêåò äëÿ ëåíîâ ñåìüè åëîâåêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, êîòîðûé ìîæåò ãîâîðèòü Как обучать

Придерживаясь этих правил, тебе будет проще понять, как вернуть свою девушку verni-devushku.ru Страница 1 С чего начать? У тебя есть два пути по которым ты можешь пойти: 1. Оставить всё как есть - и надеяться

1 1 ÿíâàðÿ Íîâûé ãîä Чего вы ожидаете от наступившего года? Какие цели ставите себе, какие у вас есть планы и желания? Чего ждёте от магического ежедневника? 8 Моя цель помочь вам приобрести главный магический

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ УРОВНИ А1-А2 Выберите правильную форму: Мой друг родился и вырос в Москве. Это город детства и юности. А) ваш; Б) наш; В) их; Г) его; Д) твоего Мои родители жили в России. Они хорошо знают.

УРОК 4А ТЕМА: РАЗГОВОР НАЕДИНЕ ЦЕЛЬ УРОКА: ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ, ЧТО МОЛИТВА ЭТО РАЗГОВОР С БОГОМ. РАССКАЗАТЬ, КАКИЕ БЫВАЮТ МОЛИТВЫ, ВАЖНОСТЬ МОЛИТВЫ. НАУЧИТЬ ИХ ОБРАЩАТЬСЯ С МОЛИТВОЙ К БОГУ. ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ

План урока. Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным текстом. Задачи: показать детям, что тема, затронутая автором,

ИТОГОВАЯ РАБОТА 1 ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА (2012/2013 учебный год) Вариант 2 Школа Класс 3 Фамилия, имя ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ Сейчас ты будешь выполнять работу по чтению. Сначала тебе нужно прочитать текст,

Правила обращения с книгами. 1) Бери книгу только чистыми руками. 2) Оберни книгу, вложи в неё закладку. 3) Переворачивай страницы за верхний правый угол. 4) Не перегибай книгу при чтении. 5) Не делай

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

1 Ольга Сумина МЕТОДИКА самостоятельной подготовки к ОГЭ (ГИА) по русскому языку Как выбрать «своё» сочинение (часть 3) 2014-2015 2 Уважаемый девятиклассник! Книга поможет тебе понять, какое сочинение-рассуждение

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 39 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Рассказ Распутина “Уроки французского” изучается в 6 классе на уроках литературы. Герои рассказа близки современным детям разнообразием характеров и тягой к справедливости. В “Уроках французского” анализ произведения целесообразно проводить, ознакомившись с биографией автора. В нашей статье вы сможете узнать, чему учит произведение, ознакомиться с подробным разбором по плану “Уроки французского”. Это значительно облегчит работу на уроке при анализе произведения, а также разбор рассказа понадобится для написания творческих и тестовых работ.

Краткий анализ

Год написания – 1973.

История создания – впервые рассказ был опубликован в 1973 году в газете “Советская молодёжь”

Тема – человеческая доброта, неравнодушие, значение учителя в жизни ребёнка, проблема морального выбора.

Композиция – традиционная для жанра рассказа. Имеет все составляющие от экспозиции до эпилога.

Жанр – рассказ.

Направление – деревенская проза.

История создания

Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в конце сороковых годов, был написан в 1973 году. Опубликован в том же году в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Произведение посвящено матери близкого друга писателя Александра Вампилова- учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, именно детские впечатления легли в основу рассказа. После окончания четырёхлетней школы в своём родном селе будущий писатель вынужден был переехать в районный центр Усть-Уда, чтобы продолжать учёбу в старшей школе. Это был тяжёлый период для маленького мальчика: жизнь у чужих людей, полуголодное существование, невозможность одеваться и питаться, как положено, непринятие деревенского мальчика одноклассниками. Всё, что описывается в рассказе, можно считать реальными событиями, ведь именно такой путь прошёл будущий писатель Валентин Распутин. Он считал, что детство – самый главный период в формировании таланта, именно в детстве человек становится художником, писателем или музыкантом. Там же он черпает своё вдохновение всю оставшуюся жизнь.

В жизни маленького Вали была такая же Лидия Михайловна (это реальное имя учительницы), которая помогала мальчику, старалась скрасить его тяжёлое существование, посылала посылки и играла в “пристенок”. После того, как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча, с особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился чудеснейший рассказ.

Тема

В произведении поднимается тема человеческого неравнодушия , доброты и помощи тем, кто нуждается. Проблема морального выбора и особой “нравственности”, которая не принимается обществом, но имеет обратную сторону – светлую и бескорыстную.

Молодая учительница, сумевшая рассмотреть беду мальчика, его плачевное положение, стала ангелом-хранителем на определённый отрезок его жизни. Только она рассмотрела за бедностью старание и способности мальчика к учёбе. Уроки французского, которые она давала ему на дому, стали уроками жизни, как для мальчика, так и для самой молодой женщины. Она очень скучала по родине, достаток и уют не давали ощущения радости, а “возвращение в безмятежное детство”, спасало её от будней и тоски по дому.

Деньги, которые получал главный герой рассказа в честной игре, позволяли ему купить молока и хлеба, обеспечить себя самым необходимым. Кроме того, ему не приходилось участвовать в уличных играх, где за своё превосходство и мастерство в игре его избивали мальчишки от зависти и бессилия. Тему “Уроков французского” Распутин обозначил с первых строк произведения, когда упомянул о чувстве вины перед учителями. Основная мысль рассказа в том, что помогая другим, мы помогаем и себе. Оказывая помощь мальчику, поддаваясь, хитря, рискуя работой и репутацией, Лидия Михайловна поняла, чего не хватало ей самой, чтобы чувствовать себя счастливой. Смысл жизни в том, чтобы помогать, быть нужным и не зависеть от мнения окружающих. Литературная критика подчёркивает ценность творчества Распутина для всех возрастных категорий.

Композиция

Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных, субъективных деталей.

Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?

Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее что мы узнаём – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии это волшебная женщина умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.

Главные герои

Жанр

Жанр рассказа, в который облачил Валентин Распутин своё повествование, идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий. Реалистичность рассказа, его небольшая форма, возможность окунаться в воспоминания и раскрывать внутренний мир персонажей различными средствами – всё это превратило произведение в маленький шедевр – глубокий, трогательный и правдивый.

Исторические особенности времени также отразились в рассказе глазами маленького мальчика: голод, разруха, обнищание деревни, сытая жизнь городских жителей. Направление деревенской прозы, к которому относится произведение, было распространено в 60-х-80-х годах 20 века. Суть его была в следующем: оно раскрывало особенности деревенского быта, подчёркивало его самобытность, поэтизировало и в чём-то идеализировало деревню. Так же прозе этого направления было свойственен показ разрухи и обнищания деревни, её упадка и тревоги за будущее села.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 850.

Цель урока:

В.Г. Распутин

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

4.Сообщения учащихся.

5.Беседа по вопросам.

Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

Ты той товарищ, моя муза, Мой кровный брат и даже мать Ты научил меня писать, Любить себя и верить в чудо, Быть к окружающим добрей Заботиться о лучшем друге, Не обижаться на людей. Все эти истины простые Познал с тобой я наравне, И хочу сказать: «Учитель! Ты самый лучший на земле»

Рефлексия.

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Цель урока:

    раскрыть душевный мир героя рассказа;

    показать автобиографический характер рассказа «Уроки французского»;

    обозначить нравственные проблемы, поднятые писателем в рассказе;

    воспитывать чувство уважения к старшему поколению, нравственные качества в учениках.

Оборудование: портрет и фотографии В. Распутина; выставка книг; толковый словарь под редакцией Ожегова; запись песни «Куда уходит детство».

Методические приемы: беседа по вопросам, словарная работа, сообщения учащихся, , прослушивание музыки, выразительное чтение стихотворения.

Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, - это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства. В.Г. Распутин

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством замечательного русского писателя В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского». Сегодня мы проводим итоговое занятие по изучению его рассказа. В процессе урока нам предстоит обсудить несколько аспектов данного рассказа: поговорим о душевном состоянии главного героя, затем речь пойдет о «необыкновенном человеке» - учительнице французского, а завершим разговор обсуждением основных нравственных проблем, поставленных автором в рассказе.

3.Прослушивание куплета песни «Куда уходит детство»

Сейчас мы прослушали отрывок из песни. Скажите, а как отразилось детство на творчестве В.Г. Распутина?

4.Сообщения учащихся.

В. Распутин писал в 1974 году в Иркутской газете: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений и говорит с нами неповторимым, распутинским языком. Люди Иркутского края стали литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающие с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к В. Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Ангары, без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого незамутненного народного языка.

Расскажите о детских годах В. Распутина.

Родился В.Г.Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть-Уда, расположенного на берегу Ангары. Детство частично совпало с войной: в первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной. «Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла...” Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. «Свое знакомство с книгами я начал с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые» - вспоминал автор.

Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Необходимо было перебраться туда жить, причем одному.

Да, детство Распутина было трудным. Не всякий, кто хорошо учится, умеет оценивать поступки свои и чужие, а вот для Валентина Григорьевича учеба стала трудом нравственным. Почему?

Учиться было сложно: нужно было преодолеть голод (мать с оказией передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин все делал только на совесть. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок» - вспоминал писатель. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского (не давалось произношение). Это и была в первую очередь нравственная оценка.

Кому был посвящен этот рассказ («Уроки французского») и какое место занимает в детстве писателя?

Рассказ «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери его друга и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Этот рассказ автобиографичен. Лидия Михайловна названа своим именем. (Это Молокова Л.М.). Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.

Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

Несколько лет назад она жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете. Когда вышел в свет в 1973 году этот рассказ, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича, несколько раз встречалась с ним.

5.Реализация домашнего задания.

Каковы ваши впечатления от рассказа?Что тронуло вашу душу?

5.Беседа по вопросам.

Перед обсуждением проблем, поставленных писателем в рассказе, вспомним узловые его моменты. - Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре? («Чтобы учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»). - Каковы были успехи героя рассказа в школе? (по всем предметам, кроме французского, держались пятерки). - Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже всякой болезни».). - Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги? (Был болен, покупал на эти деньги на базаре баночку молока). - Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами? («Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»). - Каково было отношение мальчика к учительнице? («Я пугался и терялся…. Она представлялась мне человеком необыкновенным»).

Вывод: Итак, ребята, из ваших ответов мы поняли, что прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя. Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на него возложены надежды не только родных и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. А теперь, обратившись к образу учительницы французского, проанализируем, какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика.

1.Какой запомнилась учительница главному герою? Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны; что особенного отмечено в нем? (чтение описания «Лидии Михайловны тогда было….»; «В лице ее не было жестокости…») .

Выписать ключевые слова из текста для портретной характеристики учительницы.

2.Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик? (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить).

3.Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась? (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок).

4.Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? (Она предложила играть на деньга в «пристенок»).

5.Понял ли герой рассказа сразу истинную причину дополнительных занятий и игры на деньги со своей учительницей?

6.Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).

Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учениками на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюженные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

На доске записан эпиграф к уроку: «Читатель….». А какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброту и сострадание).

Как вы относитесь к поступку Лидии Михайловны? (мнение детей).

Сегодня мы много говорили о нравственности. А что такое «нравственность»? Найдем значение этого в толковом словаре С. Ожегова.

Играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.

Так, о каких уроках пишет Распутин в рассказе «Уроки французского»? (Это были уроки не только французского языка, но доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия).

А какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, учитель? - понимание; - человеколюбие; - отзывчивость; - гуманность; - доброта; - справедливость; - честность; - сострадание.

Вы указали все качества, присущие каждому учителю. Учителям посвящено много песен, рассказов, стихов. Хочу оставить я на память о себе Вот эти строки, посвященные тебе: Ты той товарищ, моя муза, Мой кровный брат и даже мать Легко шагать с тобой по жизни: Ты научил меня писать, Любить себя и верить в чудо, Быть к окружающим добрей Заботиться о лучшем друге, Не обижаться на людей. Все эти истины простые Познал с тобой я наравне, И хочу сказать: «Учитель! Ты самый лучший на земле»

Вывод: Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую в жизни человека и будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.

7.Подведение итогов. Оценка учащихся.

Рефлексия.

1.Изменилось ли что-то в вашей жизни после прочтения рассказа?

2.Стали ли вы добрее к людям?

3.Научились ли вы ценить то, что происходит в вашей жизни?

8.Домашнее задание. Написать мини-сочинение на одну из тем «Учитель XXI», «Мой любимый учитель».

Тема урока: Проблемы нравственности, поднятые В. Г. Распутиным в рассказе
«Уроки французского».
Цели урока:
1. Познакомить обучающихся с:
­ некоторыми чертами личности писателя,
­ главными темами его творчества,
­ историей создания рассказа.
2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.
3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.
Оборудование: портрет В.Г. Распутина, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова
(значение слова «автобиография»), иллюстрации к рассказу (кадры из х/ф)
Оформление доски: эпиграф: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра
в людях» (Л.Н.Толстой)
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
­ Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина,
узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил
главный герой от своей учительницы, а также попытаемся раскрыть нравственные
проблемы рассказа.
Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать - Распутина Нина
Ивановна, отец - Распутин Григорий Никитич. Детство будущий писатель провел в
деревне Аталанка. “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, ­
вспоминает писатель. ­ Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было
счастливым. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят
километров от дома, где находилась средняя школа. После школы поступил на историко­
филологический факультет Иркутского государственного университета.
Живёт и
работает в Иркутске и Москве. В студенческие годы был внештатным корреспондентом
молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. В 1980­х
годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман­газета». Первый рассказ “Я
забыл спросить у Лешки...” опубликован в 1961 году.
Распутин В. Г. отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в
раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо.
Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но
родиться ему следует в детстве”.
2. Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.(прикрепляет на доску
напечатанные термины)
­ Свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Валентин Григорьевич
назвал «Уроки доброты». Давайте прочитаем её (чтение вслух статьи «Уроки доброты»
учащимися)

­Почему в названии статьи и рассказа употреблено слово уроки? (ответы обучающихся)
­ О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»? (ответы
обучающихся)
3.Работа с эпиграфом.
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).
­В чём заключается смысл эпиграфа? (ответы обучающихся)
4. Рассказ «Уроки французского» ­ произведение автобиографическое.
­Что такое автобиография? (ответы обучающихся).
Автобиография – описание своей жизни.
­ Сегодня мы познакомимся с новым литературным понятием автобиографический
рассказ. Обратимся к словарю.
5 . Беседа по вопросам.
­Какие чувства и мысли вызвал рассказ «Уроки французского»? (ответы обучающихся).
­Почему рассказ называется «Уроки французского»? (ответы обучающихся)
­На какие две части можно разделить рассказ?
­Кто является главным героем первой части рассказа? (Рассказчик).
­Кто находится в центре повествования? (учительница Лидия Михайловна).
­Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова.
(«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в
своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах
духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда
было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не
слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…»).
Ключевые слова и словосочетания «косящие внимательные глаза», «красивая»,
«внимательно осматривала класс» и т. д.).
­Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (В описании Лидии
Михайловны использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы
является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и
не только описании внешности.).
­ Что роднит её с главным героем рассказа?
­ А сейчас, ребята, давайте найдем отрывок, который начинается словами: « ­ Не в склад! –
объявил Вадик», и прочитаем его по ролям.

­ Почему нашему герою пришлось смириться? (потому что он не мог доказать свою
правоту).
­ Почему мальчик стал играть в «чику»?
(Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера
игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Ещё он понял, что,
потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко. Так он и
делал: «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…Мне нужен был только
рубль».)
­ Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре,
получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших
результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не
может быть честной. Честных она не принимает.)
­Ребята, мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили.
Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитаем
выразительно.
­Как ведет себя герой в драке и после неѐ? (Мужественно. Герой знает, что за него
никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!»,
отстаивая справедливость).
­Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?(Честным и
принципиальным.)
­Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? (Лидия
Михайловна пытается выяснить всѐ шуткой. Герой же неумело врѐт. Если бы дело
дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится позора,
боится показаться ненадежным человеком.)
­Встречали ли вы учителей, похожих на Лидию Михайловну? (ответы обучающихся).
­Почему не любому учителю можно довериться? (ответы обучающихся).
­ Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
(Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и
решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она
специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию
Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами:
«Неужели боишься»; поддаётся ем, а когда он разоблачает нечестную игру. то делает
вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что
мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.)
­Педагогично ли она поступила? (Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать
испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик
помощи от нее не примет.)
­Каково ваше отношение к поступку учителя? (ответы обучающихся).

­А как повёл себя директор? (Директор обвинил учительницу в самых страшных грехах
и выгнал из школы. В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость,
отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и
черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о
бедственном положении мальчика.)
­ Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для
мальчика это были мучительные дни?
(Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств
и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая
события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).
­Как вы расцениваете этот поступок? (Доброта, отзывчивость).
­ Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору?
(Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не
оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она
«медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…»)
­ Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует
добро? (Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру,
наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).
­ В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту,
чуткость учительницы).
­ Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? (Встретив впоследствии
свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).
­ Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся).
­ Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не
требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от
кого оно исходило).
6.Итог урока.
­Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы
доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы
обучающихся).
7. Оценивание учащихся
8. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: «Моё отношение к поступку учительницы Лидии
Михайловны»