Почему толстой осуждает наполеона. Образ и характеристика Наполеона в романе “Война и мир”: описание внешности и характера, портрет. Духовный мир Наполеона

Вторая половина 19 века внесла в русскую литературу новое веяние. События в Европе, в странах зарубежья стали сюжетами русских произведений. Конечно, в тот важный исторический момент внимание всей Европы было приковано к личности Наполеона – великого и славного полководца. Конечно, Россия, не могла стоять в стороне, ведь, в конечном итоге наполеоновские войска дошли и до ее территории.

Многие русские писатели сделали Наполеона героем своих литературных творений. Лев Николаевич не оставался в стороне. В романе «Война и мир» читатель неоднократно встречается с французским военачальником. Однако автор произведения не изображает его в величественных красках. Наоборот, перед нами престает человек эгоистичный, самовлюбленный, жестокий и черствый.

Толстой с иронией описывает образ Наполеона, изображает его в карикатурном стиле. Лев Николаевич постоянно называет Наполеона маленьким, низкорослым, с круглим животиком и жирными ляжками. Автор романа описывает холодные, самодовольные черты лица французского военачальника.

Интересен тот факт, который подчеркивает Лев Николаевич. Он демонстрирует изменение внешности, образа Наполеона в ходе военных событий. Если во время Аустерлицкого сражения, он выглядит самоуверенно, на лице его присутствуют эмоции радости, вдохновленности. То, Бородинское сражение демонстрирует нам совершенно иного, видоизменившегося военачальника. Лицо его имело желтоватый оттенок, было слегка припухшим, тяжелым. Глаза потеряли всякий блеск, стали мутными и темными.

Толстой на страницах своего романа создает контрастное сравнение образа Наполеона и Кутузова. Их обоих можно назвать известными историческими личностями. Однако Кутузов был человек народа. Его любили солдаты, его уважали простые люди. А все благодаря той человечности, той честности, которая жила внутри Кутузова. Наполеон же изображен деспотичным, безжалостным стратегом, которому было совершенно наплевать на человеческие жертвы и потери, как в рядах своей армии, так и в строю противника.

Автор романа испытывает некое отвращение к личности Наполеона. По его мнению, поступки этого человека противоречат всяким понятиям совести и честности. Великий французский полководец не зря стал героем грандиозного романа. Ведь он сыграл немаловажную роль, как в истории Европы, так и в жизни России. На его примере, Лев Николаевич показывает истинное значение личности человека, который переполошил пол мира.

Образы Кутузова и Наполеона в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Важной чертой стиля художественной прозы Л.Н. Толстого является прием контрастных сопоставлений. Ложь у писателя противопоставлена правде, прекрасное - безобразному. Прин­цип антитезы лежит и в основе композиции романа-эпопеи «Война и мир». Толстой здесь противопоставляет войну и мир, ложные и истинные жизненные ценности, Кутузова и Наполео­на, двух героев представляющих собой две полярные точки ро­мана.

Работая над романом, писатель изумлялся тому, что Наполе­он вызывал неизменный интерес и даже восхищение некоторых русских историков, в то время как Кутузов рассматривался ими как ординарная, ничем не выдающаяся личность. «А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность ко­торого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа», - замечает писатель. Толстой с присущей ему огромной проницательностью худож­ника правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые чер­ты характера великого полководца: его глубокие патриотичес­кие чувства, любовь к русскому народу и ненависть к врагу, чут­кое отношение к солдату. Вопреки мнению официальной исто­риографии писатель показывает Кутузова во главе справедливой народной войны.

Кутузов изображен Толстым как опытный полководец, муд­рый, прямодушный и смелый человек, искренне радеющий за судьбу Отечества. При этом внешний облик его обычен, в опре­деленном смысле «приземлен». Писатель подчеркивает в порт­рете характерные детали: «жирную шею», «пухлые старческие руки», «сутуловатую спину», «вытекший белый глаз». Однако ге­рой этот очень притягателен для читателей. Внешний облик его противопоставлен духовной силе и уму полководца. «Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать против воли царя в представите­ли народной войны», - замечает Л.Н. Толстой.

В романе Кутузов вначале предстает перед нами в качестве командующего одной из армий в военной кампании 1805- 1807 годов. И уже здесь писатель обрисовывает характер героя. Кутузов любит Россию, заботится о солдатах, прост в обраще­нии с ними. Он стремится беречь армию, выступает против бес­смысленных военных операций.

Это искренний, прямодушный, мужественный человек. Пе­ред Аустерлицким сражением, услышав от государя требование немедленного выступления, Кутузов не побоялся намекнуть на любовь царя к показным смотрам и парадам. «Ведь мы не на Царицыном лугу», - заметил Михаил Илларионович. Он пони­мал всю обреченность сражения под Аустерлицем. И сцена на военном совете при чтении диспозиции Вейротера (Кутузов дре­мал на этом военном совете) тоже имеет свое объяснение. Кутузов был не согласен с этим планом, однако понимал, что план уже одобрен государем и сражения не избежать.

В тяжелую пору нападения на Россию наполеоновской ар­мии народ выбирает полководца «против воли царя в представи­тели народной войны». И писатель так объясняет происходя­щее: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр; но как только она в опасности, нужен свой, родной человек». И таким человеком становится Кутузов. В этой войне раскрываются лучшие качества выдающегося полководца: патриотизм, мудрость, терпение, проницательность и прозор­ливость, близость к народу.

На Бородинском поле герой изображен в концентрации всех моральных и физических сил, как человек, который заботится, прежде всего, о сохранении боевого духа войска. Узнав о захвате в плен французского маршала, Кутузов передает эту весть в вой­ска. И наоборот, он старается, чтобы неблагоприятные известия не просочились в солдатскую массу. Герой внимательно следит за всем происходящим, пребывая в твердой уверенности в побе­де над врагом. «Долгим военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борю­щихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не ме­сто, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он сле­дил за этою силой и руководил ею, насколько это было в его власти», - пишет Толстой. Кутузов придает огромное значение Бородинской битве, так как именно эта битва становится нрав­ственной победой русских войск. Оценивая полководца, Анд­рей Болконский думает о нем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслу­шает, все запомнит и ничего вредного не позволит. Он понима­ет, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неиз­бежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и в виду этого значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».

Изображение Наполеона и Кутузова у Толстого контрастно. Наполеон всегда рассчитывает на зрителей, он эффектен в своих речах и поступках, стремится предстать перед окружающими в образе великого завоевателя. Кутузов же, напротив, далек от на­ших традиционных представлений о великом полководце. Он прост в общении, его поведение естественно. И писатель под­черкивает эту мысль, изображая его на военном совете в Филях, перед сдачей Москвы. Русские генералы вместе с главнокоман­дующим собираются в простой крестьянской избе, и их видит крестьянская девочка Малаша. Кутузов здесь принимает реше­ние оставить Москву без сражения. Он сдает Москву Наполеону для того, чтобы спасти Россию. Когда же он затем узнает, что Наполеон оставил Москву, то не может сдержать своих чувств и плачет от радости, понимая, что спасена Россия.

Стоит отметить, что в романе раскрываются взгляды Л.Н. Толстого на историю, на военное искусство. Писатель ут­верждает, что «ход мировых событий предопределен свыше, за­висит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное». Таким образом, Толстой отрица­ет роль личности полководца в этой войне, его военный гений. Кутузов в романе также недооценивает роль военной науки, при­давая значение лишь «духу войска».

Полководцу Кутузову противопоставлен в романе Наполеон Бонапарт. С самого начала писатель развенчивает Наполеона, выделяя в его внешности все мелкое и ничтожное: он «малень­кий человек», «с маленькими руками» и «неприятно-приторной улыбкой» на «опухшем и желтом лице». Автор упорно подчерки­вает «телесность» Наполеона: «жирные плечи», «толстую спи­ну», «обросшую жирную грудь». Эта «телесность» особенно подчеркнута в сцене утреннего туалета. Раздевая своего героя, писатель как бы снимает Наполеона с его пьедестала, приземля­ет его, подчеркивает его бездуховность.

Наполеон Толстого - это игрок, человек самовлюбленный, деспотичный, жаждущий славы, власти. «Если Кутузову свой­ственны простота и скромность, то Наполеон подобен актеру, играющему роль властелина мира. Театрально-фальшиво пове­дение его в Тильзите во время награждения русского солдата Ла­зарева французским орденом Почетного легиона. Не менее противоестественно держит себя Наполеон и перед Бородинс­ким сражением, когда… придворные преподносят ему портрет сына и он разыгрывает из себя любящего отца».

Накануне Бородинского сражения император произносит: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра». Однако «игра» здесь оборачивается поражением, кровью, страданиями людей. В день Бородинской битвы «ужасный вид поля сражения побе­дил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и вели­чие». «Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, крас­ным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз… Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он ви­дел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминали ему о возможности и для него страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы». «И никогда, однако, - пишет Толстой, - до конца жизни своей не мог пони­мать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого…».

Толстой окончательно развенчивает Наполеона в сцене на Поклонной горе, перед вступлением в Москву. «Ожидая депута­цию из Москвы, Наполеон думает о том, в каком виде ему пред­стать перед русскими в столь величественную для него минуту. Как опытный актер, он мысленно разыграл всю сцену встречи с «боярами» и сочинил свою великодушию речь к ним. Используя художественный прием «внутреннего» монолога героя, Толстой обнажает во французском императоре мелочное тщеславие иг­рока, его ничтожность, его позерство». «Вот она, эта столица; она лежит у моих ног, ожидая судьбы своей… И странная и вели­чественная эта минута!». «…Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица… Вот она лежит у моих ног, играя и дрожа золотыми куполами и крестами в лучах солнца». Вторая часть этого монолога резко контрастирует с первой. «Ког­да Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча… «Москва пуста. Какое невероятное событие!» - говорил он сам с собой. Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского пред­местья». И здесь Толстой замечает, что развязка театрального представления не удалась - «сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях». Таким образом, Толстой обличает бо­напартизм как великое общественное зло, «противное челове­ческому разуму и всей человеческой природе».

Характерно то, что писатель стремился к объективной оцен­ке военного таланта Наполеона. Так, перед Аустерлицким сра­жением Бонапарт смог верно оценить военную обстановку: «его предположения оказались верными». Но все же, по мнению Тол­стого, «в исторических событиях великие люди суть только яр­лыки, дающие наименование событию…» «Наполеон, - заме­чает писатель, - во все это время своей деятельности был подо­бен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внут­ри кареты, воображает, что он правит».

Таким образом, основной движущей силой истории, по мыс­ли Толстого, является народ. И истинно великие личности у писателя просты, естественны, являются носителями «народно­го чувства». Таким человеком в романе предстает Кутузов. И «нет величия там, где нет простоты, добра и правды», поэтому Напо­леон предстает у Толстого воплощением крайнего индивидуа­лизма, агрессии, бездуховности.

Здесь искали:

  • образы кутузова и наполеона в романе война и мир
  • образ наполеона и кутузова в романе война и мир
  • образ кутузова и наполеона

В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением “Война и мир”. Основной темой произведения являются войны 1805 и 1812 годов и военные деятели, которые приняли участие в противостоянии двух великих держав – России и Франции.

Исход войны 1812 года был определён, с точки зрения Толстого, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а “дубиной народной войны”, действовавшей с “простотой” и “целесообразностью”.

Лев Николаевич Толстой как и любой миролюбивый человек отрицал вооруженные конфликты, горячо спорил с теми, кто находил “красоту ужаса” в военных действиях. При описании событий 1805 года автор выступает как писатель – пацифист, но, повествуя о войне 1812 года, он уже переходит на позиции патриотизма.

В романе предлагается взгляд Толстого на Первую Отечественную войну и ее исторических участников: Александра I, Наполеона и его маршалов, Кутузова, Багратиона, Бенигсена, Растопчина, а также на другие события той эпохи – реформы Сперанского, деятельность масонов и политических тайных обществ. Взгляд на войну принципиально полемичен с подходами официальных историков. В основе толстовского понимания заключен своеобразный фатализм, т. е. роль отдельных личностей в истории ничтожна, невидимая историческая воля складывается из «миллиардов воль» и выражается как движение огромных человеческих масс.

В романа показаны два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Эти два великих полководца противопоставляются друг другу, как представители двух сверхдержав. Мысль о развенчании легенды о Наполеоне возникла у Толстого в связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой со стороны русских. Именно на личности Наполеона я и хочу остановиться поподробнее.

Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции “мысли народной”. Например, С. П. Бычков писал: ” В войне с Россией Наполеон выступал в роли захватчика, стремившегося поработить русский народ, он был косвенным убийцей многих людей, эта мрачная деятельность и не давала ему, по мысли писателя, права на величие”.

Обратившись к строкам романа, на которых Наполеон описывается неоднозначно, я соглашусь с этой характеристикой, данной французскому императору.

Уже с первого появления императора в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера. Толстой тщательно, деталь за деталью, выписывает портрет Наполеона, сорокалетнего, откормленного и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого. “Круглый живот”, “жирные ляжки коротких ног”, “белая пухлая шея”, “потолстевшая короткая фигура” с широкими, “толстыми плечами” – вот характерные черты внешности Наполеона. При описании утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики императора Франции: “Толстая спина”, “обросшая жирная грудь”, “выхоленное тело”, “опухшее и жёлтое” лицо – все эти детали рисуют человека, далёкого от трудовой жизни, глубоко чуждого основам народной жизни. Наполеон был эгоистом, самовлюблённым человеком, считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса.

Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм, разоблачает претензии Наполеона на мировое господство, его постоянное позирование для истории, его актерство. Император всё время играл, в его поведении и в его словах не было ничего простого и естественного. Это выразительно показано Толстым в сцене любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле. Наполеон подошёл к картине, чувствуя, “что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история” . “Сын его в бильбоке играл земным шаром” – в этом выражалось величие Наполеона, но он хотел выказать “самую простую отеческую нежность”. Разумеется, это было чистое актерство, император не выражал здесь искренних чувств “отеческой нежности”, а именно позировал для истории, лицедействовал. Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона, полагавшего, что с завоеванием Москвы будет покорена вся Россия и осуществятся его планы завоевания мирового господства.

Как игрока и актёра, писатель изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов. Накануне Бородинской битвы Наполеон произносит: “Шахматы поставлены, игра начнётся завтра”. В день битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает: “Игра началась”. Далее Толстой показывает, что эта “игра” стоила жизни десяткам тысяч людей. Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона, стремившегося поработить весь мир. Война – не “игра”, а жестокая необходимость, думает князь Андрей. И в этом заключался принципиально иной подход к войне, выражалась точка зрения мирного народа, вынужденного взяться за оружие при исключительных обстоятельствах, когда над родиной нависла угроза порабощения.

Наполеон - французский император, реальное историческое лицо, выведенное в романе, герой, с изображением которого связана историко-философская концепция Л. Н. Толстого. В начале произведения Наполеон - кумир Андрея Болконского, человек, перед величием которого преклоняется Пьер Безухов, политик, чьи действия и личность обсуждаются в великосветском салоне А.П.Шерер. Как действующее лицо романа французский император появляется в Аустерлицком сражении, после которого раненый князь Андрей видит «сияние самодовольства и счастья» на лице Наполеона, любующегося видом поля битвы.

Еще до приказа о переходе границ России воображению императора не дает покоя Москва, а во время войны он не предвидит ее общего хода. Давая Бородинское сражение, Наполеон поступает «непроизвольно и бессмысленно», не имея возможности хоть как-то влиять на его ход, хотя не делает ничего вредного для дела. Впервые во время Бородинского сражения он испытывает недоумение и колебания, а после битвы вид убитых и раненых «победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие». По мысли автора, Наполеону была уготована нечеловеческая роль, ум и совесть его были помрачены, а поступки были «слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого».

В итоге следует сказать, что Толстой на протяжении всего романа доказывал, что Наполеон – игрушка в руках истории, и притом не простая, а злая игрушка. У Наполеона были как и заступники, которые пытались показать его в лучшем свете, так и те, кто относились к императору отрицательно. Бесспорно, Наполеон был крупной исторической личностью и великим полководцем, но все равно во всех его действиях проявляется лишь самолюбие, эгоизм и виденье себя правителем м


Образ Наполеона в романе Толстого Л.Н. “Война и мир” раскрывается глубоко и разносторонне, но с акцентом на личность Наполеона-человека, а не Наполеона-полководца. Автор дает ему характеристику, исходя, в первую очередь, из собственного видения этого исторического лица, но с опорой на факты. Наполеон был кумиром многих современников, впервые мы слышим о нем в салоне Анны Павловны Шерер, и образ персонажа мы воспринимаем разнопланово: как выдающегося полководца и сильного духом человек, заслуживающего уважения, и как деспотичного тирана, который опасен и для других народов и для своей страны. Наполеон является на русскую землю захватчиком и из кумира сразу же превращается в отрицательного героя.

Толстой изображает Наполеона сатирически. Это прослеживается во внешней характеристике: говорит он так, будто его слова записываются за ним в исторические учебники, у него дрожит икра левой ноги, а толстая ляжка и грудь придают ему основательности.

Толстой то изображает героя как играющего ребенка, который едет в карете, держится за тесемочки и при этом считает, что творит историю, то сравнивает с азартным игроком, просчитавшим, как ему казалось, все комбинации, но по непонятной причине оказавшимся в проигрыше. В образе Наполеона Толстой стремится изобразить, в первую очередь, не полководца, а человека с его моральными и нравственными качествами.

Действие романа развивается в тот период, когда французский император из буржуазного революционера превратился в деспота и завоевателя. Для Наполеона слава и величие – прежде всего. Он стремится своим внешним обликом и словами производить впечатление на людей. Поза и фраза являются не столько качествами личности Наполеона, а больше непременными атрибутами “великого ” человека. Он отказывается от истинной жизни, “с ее существенными интересами, здоровья, болезни, труда, отдыха…с интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей ”. Он выбирает для себя роль актера, которому чужды человеческие качества. Толстой характеризует Наполеона не как великого человека, а как неполноценного и ущербного.

При осмотре после сражения усеянного трупами поля боя под Бородино “личное человеческое чувство на короткое мгновение взяло верх над тем искусственным призраком жизни, которому он служил так долго. Он на себе переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для него страданий и смерти”. Однако чувство это было слишком мимолетным. Наполеон имитирует человеческие чувства. Даже глядя на портрет своего маленького сына, он «сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история». Каждый его жест, каждое его движение подчинены какому-то только ему известному чувству – пониманию того, что он – великий человек, на которого каждое мгновение смотрят миллионы людей, и все его слова и жесты обязательно станут исторически значимыми.

Воодушевленный победами, Наполеон не способен увидеть, насколько велико число жертв войны. Во время Бородинской битвы даже природа выступает против захватнических замыслов французского императора: прямо в глаза ослепительно светит солнце, позиции противника скрываются в тумане. Все доклады адъютантов тут же устаревают, военные командиры не сообщают о ходе сражения, а сами делают распоряжения. События развиваются без участия Наполеона, без применения его военного мастерства. Войдя в покинутую жителями Москву, Бонапарт желает навести в ней порядок, однако его войска занимаются грабежами и дисциплину в них восстановить не удается. Почувствовав себя поначалу победителем, Наполеон вынужден оставить город и бежать с позором. Бонапарт уезжает, а армия его остается без руководства. Тиран-завоеватель мгновенно становится низким, жалким и беспомощным существом. Так развенчивается образ полководца, считавшего, что он способен творить историю.

Многие писатели обращаются в своем творчестве к историческим личностям. XIX век был насыщен различными событиями, в которых участвовали выдающиеся персоны. Одним из ведущих лейтмотивов для создания литературных произведений стало изображение Наполеона и наполеонизма. Некоторые писатели романтизировали эту личность, наделив ее мощью, величием и свободолюбием. Другие видели в этой фигуре эгоизм, индивидуализм, желание господства над людьми.

Ключевым стал образ Наполеона в романе "Война и мир" Толстого Льва Николаевича. Писатель в этой эпопее развеял миф о величии Бонапарта. Толстой отрицает концепцию "великого человека", потому что она связана с насилием, злом, подлостью, трусостью, ложью и предательством. Лев Николаевич считает, что только человек, обретший мир в своей душе, нашедший путь к умиротворению, может познать истинную жизнь.

Бонапарт глазами героев романа

О роли Наполеона в романе "Война и мир" можно судить уже с первых страниц произведения. Герои называют его Буонапарте. Впервые о нем начинают разговаривать в гостиной Анны Шерер. Многие фрейлины и приближенные императрицы активно обсуждают политические события в Европе. Из уст хозяйки салона исходят слова о том, что в Пруссии объявили Бонапарта непобедимым, и Европа ничего не может ему противопоставить.

Все представители высшего общества, приглашенные на вечер, по разному относятся к Наполеону. Одни его поддерживают, другие им восхищаются, третьи - не понимают. Образ Наполеона в романе "Война и мир" Толстой показал с разных точек зрения. Писатель изобразил, каким он был полководцем, императором и человеком. На протяжении всего произведения герои высказывают свое мнение о Бонапарте. Так, Николай Ростов называл его преступником. Наивный юноша ненавидел императора и осуждал все его действия. Молодой офицер Борис Друбецкой с уважением относится к Наполеону, хотел бы его увидеть. Один из представителей светского общества, граф Растопчин, сравнивал действия Наполеона в Европе с пиратскими.

Видение великого полководца Андреем Болконским

Мнение Андрея Болконского о Бонапарте менялось. Сначала он видел его великим полководцем, "великим гением". Князь считал, что такой человек способен только на величественные дела. Многие поступки французского императора Болконский оправдывает, а некоторые не понимает. Что же окончательно развеяло у князя мнение о величии Бонапарта? Аустерлицкое сражение. Князь Болконский смертельно ранен. Он лежал на поле, глядел в голубое небо и размышлял о смысле жизни. В это время к нему подъехал его герой (Наполеон) на коне и произнес слова: "Вот прекрасная смерть". Болконский узнал в нем Бонапарта, но это был самый обыкновенный, маленький и ничтожный человек. Потом, когда осматривали пленных, Андрей понял, насколько ничтожно величие. Он полностью разочаровался в своем бывшем герое.

Взгляды Пьера Безухова

Будучи молодым и наивным, Пьер Безухов с рвением защищал взгляды Наполеона. Он видел в нем личность, которая стояла выше революции. Пьеру казалось, что Наполеон дал гражданам равенство, свободу слова и печати. Сначала Безухов видел во французском императоре великую душу. Пьер учитывал убийства Бонапарта, но допускал, что для блага империи это допустимо. Революционные действия французского императора казались ему подвигом великого человека. Но Отечественная война 1812 года показала Пьеру истинное лицо его кумира. Он увидел в нем ничтожного, жестокого, бесправного императора. Теперь он мечтал убить Бонапарта, но считал, что такой геройской участи тот не заслуживает.

Наполеон перед Аустерлицким и Бородинским сражением

В начале военных действий Толстой показывает французского императора, наделенного человеческими чертами. Его лицо наполнено самоуверенности и самодовольства. Наполеон счастлив и выглядит как "влюбленный и успешный мальчик". Его портрет излучал "задумчивую нежность".

С возрастом его лицо наполняется холодностью, но все еще выражает заслуженное счастье. А каким читатели видят его после вторжения в Россию? Перед Бородинской битвой он очень изменился. Облик императора невозможно было узнать: лицо пожелтело, опухло, глаза помутнели, нос покраснел.

Описание внешности императора

Лев Николаевич, рисуя образ Наполеона в романе "Война и мир", очень часто прибегает к его описанию. Сначала он показывает его среди маршалов на серой кобыле и в серой шинели. Тогда еще ни один мускул не шевелился на его лице, ничто не выдавало его нервозности и переживаний. Вначале Бонапарт был худощавым, а к 1812 году сильно располнел. Толстой описывает его круглый большой живот, белые лосины на жирных коротких ляжках, высокие ботфорты. Это напыщенный человек с белой пухлой шеей, от которого пахло одеколоном. Толстым, маленьким, плечистым, неповоротливым видят читатели Наполеона в дальнейшем. Несколько раз Толстой акцентирует внимание на невысоком росте императора. Также он описывает маленькие пухлые руки правителя. Голос Наполеона был резким и четким. Он выговаривал каждую букву. Ходил император решительно и твердо, делая быстрые шаги.

Цитаты Наполеона в романе "Война и мир"

Бонапарт говорил очень красноречиво, торжественно, не сдерживал раздражительности. Он был уверен, что все им восторгаются. Сравнивая себя и Александра I, он сказал: "Война - мое ремесло, а его дело царствовать, а не войсками командовать..." Об удаче император рассуждает следующей фразой: "...фортуна -настоящая распутница..." Военные действия он сравнивает с обычными делами, которые нужно доводить до конца:"...вино откупорено, надо его пить..." Рассуждая о действительности, правитель говорил:"Наше тело есть машина для жизни". Часто полководец размышлял о военном искусстве. Самым важным он считал оказаться сильнее неприятеля в определенный момент. Ему же принадлежат слова:"Легко ошибиться в пылу огня".

Цели Наполеона в романе "Война и мир"

Французский император был очень целеустремленным человеком. Бонапарт шаг за шагом двигался к своей цели. Поначалу все были в восторге от того, что этот человек из обычного поручика стал великим правителем. Что же им руководило? У Наполеона было честолюбивое стремление завоевать весь мир. Будучи властолюбивой и грандиозной натурой, он был наделен эгоизмом и тщеславием. Внутренний мир этого человека пугающий и безобразный. Желая властвовать над миром, он растворяется в тщеславии и теряет себя. Императору приходится жить напоказ. Честолюбивые цели превратили Бонапарта в тирана и завоевателя.

Равнодушие Бонапарта, изображенное Толстым

Личность Наполеона в романе "Война и мир" постепенно деградирует. Его поступки противоположны добру и правде. Судьбы других людей его совершенно не интересуют. Читателей поражает равнодушие Наполеона в "Войне и мире". Люди оказываются пешками в его игре с могущестом и властью. В реальности Бонапарт не замечает людей. Его лицо не выражало ни единой эмоции, когда он объезжал Аустерлицкое поле после сражения, все усеянное трупами. Андрей Болконский заметил, что несчастья других доставляли императору удовольствие. Страшная картина Бородинского сражения вызывает у него легкую радость. Взяв для себя лозунг "Победителей не судят", Наполеон ступает по трупам к могуществу и славе. Это очень хорошо показано в романе.

Другие черты Наполеона

Французский император считает войну своим ремеслом. Он любит воевать. Его отношение к солдатам притворное и напыщенное. Толстой показывает, насколько этому человеку важна роскошь. Пышный дворец Бонапарта просто поражал. Писатель изображает его изнеженным и избалованным упырем. Он любит, чтобы им восхищались.

Настоящий облик Бонапарта становится очевидным после сопоставления его с Кутузовым. И тот и другой являются выразителями исторических веяний времени. Мудрый Кутузов смог возглавить народное освободительное движение. Наполеон же стоял во главе захватнической войны. Наполеоновская армия погибла. Сам он стал ничтожеством в глазах многих, потеряв уважение даже тех, кто им некогда восхищался.

Роль личности в историческом движении на образе Бонапарта

Характеристика Наполеона в романе "Война и мир" нужна для того, чтобы показать реальный смысл событий. К сожалению, народные массы иногда становятся орудием в руках великих личностей. Толстой в своей эпопее попробовал показать свое видение того, кто руководит историческим процессом: случайности, вожди, народ, высший разум? Писатель не считает Наполеона великим, потому что в нем нет простоты, правды и добра.

Отношение Толстого к французскому императору

Наполеон в произведении "Война и мир" изображен Толстым следующим образом:

  1. Ограниченный человек. Он слишком уверен в своей военной славе.
  2. Приписанная людьми гениальность. В сражениях он не щадил свою армию.
  3. Шулер, действия которого нельзя назвать великими.
  4. Выскочка и личность без убеждений.
  5. Глупое поведение Бонапарта после взятия Москвы.
  6. Подлый человек.

Какую концепцию жизни Наполеона показал Лев Николаевич? Французский император отрицал целесообразность исторической воли. За основу истории он берет единичные интересы, поэтому она видится ему беспорядочным столкновением чьих-то желаний. Наполеоном одолевает культ личности, он не верит во внутреннюю мудрость бытия. Чтобы достичь своих собственных целей, он использует интриги и авантюры. Его военный поход в Россию - это утверждение авантюры в качестве мирового закона. В попытке навязать миру свою волю он бессилен, поэтому терпит поражение.

Лев Толстой изумлен самодовольством, ложным рыцарством, высокомерием, фальшивой галантностью, раздражительностью, властностью, актерством, манией величия французского правителя, который угрожает стереть Пруссию с европейской карты. Толстому очень хотелось доказать, что все великие правители являются злой игрушкой в руках истории. Ведь Наполеон - очень хороший полководец, почему же он проиграл? Писатель считает, что он не видел боль других людей, не интересовался внутренним миром других, не имел милосердия. Образом Наполеона в романе "Война и мир" Толстой показал нравственно бездарного человека.

Лев Николаевич не видит в Бонапарте гения, потому что в нем больше злодейского. Изображая личность Наполеона в романе "Война и мир", Толстой применил гуманистический нравственный принцип. Власть наделила императора эгоцентризмом, который развился в нем до крайних пределов. Победы Наполеона опирались на тактику и стратегию, но он не учел дух российского войска. По мнению Толстого, ход истории вершит народ.