Описание а пластова. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом

Урок развития речи в 5 классе.

Тема : Устное описание картины А.А. Пластова «Летом»

Задачи:

1. Познакомить с творчеством художника; учить детей описывать изображенное на картине; активизировать лексику учащихся по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных.

2. Развивать умение наблюдать, составлять предложения.

3. Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукции картины А.А. Пластова «Летом», портрет художника А.А. Пластова (презентация); стихотворения о лете; загадки о ягодах.

Х о д у р о к а

  1. Организационный момент.

И так, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее: начнём скорей урок.

II. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение И. Сурикова «Полдень»:

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло.

И куда ни взглянешь,

Все кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы.

Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес: ни звука,

Лист не шевелит,

Только жаворонок

В воздухе звенит.

Какую картину вы представили?

О каком времени года рассказал поэт?

Сегодня мы познакомимся с картиной А. А. Пластова «Летом».

III. Рассказ о художнике.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) - выдающийся советский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий широко известен в нашей стране и за рубежом как певец колхозной деревни и русской природы.

А. А. Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области.

Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне, например в картинах «Витя-подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов», «Колхозный ток», «В деревне» и др.

Учитель показывает репродукции картин А. А. Пластова.

Картины А. А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.

В картине «Летом» (1954 г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.

IY. Беседа по картине.

Любите ли вы ходить в лес, собирать ягоды, грибы?

Кто из вас был в лесу?

Какие воспоминания у вас остались после лесной прогулки?

Какие ягоды и грибы вы собирали?

Отгадайте загадки:

В лес иду - пустым-пусто,

А из лесу - густым-густо.

(Корзина с ягодами.)

Что за кустик у дорожки –

Белые цветочки,

Растопырил, как ладошки,

Листики-листочки,

Прячет ягоды тайком

Под тройняшкой.

Под листком,

Так и гнется над поляной

Стебель с ягодкой румяной,

А пониже, рядом с ней,

Две другие покрупней...

(Земляника)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто-то бусы бросил –

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен...

(Черника.)

Мох не мох, в лесу перинка.

На перинке не малинка,

И пригожа, и красна,

Разрумянилась со сна...

(Клюква.)

Красненька Матрешка,

Беленько сердечко.

(Малина.)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела.)

Ниток много-много.

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьет,

А ткань всегда ткет.

(Паук и паутина.)

Рассмотрите репродукцию картины А. А. Пластова «Летом». Что прежде всего привлекло ваше внимание? (Яркая солнечная опушка леса, отдыхают девочка и женщина. На поляне корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки ярко-красная косынка. На поляне зеленая свежая трава.)

- Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник?

Опишите каждого героя картины более подробно. (На картине мы видим женщину и

девочку. Наверное, это мать с д очкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой?)

Как вы думаете, почему художник так отчетливо изобразил руки женщины?

Какие они? (Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что она много работает. Художник хот ел показать, что эта женщина - труженица)

Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.)

Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? (Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо.)

- Что можно сказать о лице девочки? {Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза под тонкими черными бровями опущены, темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь.)

Что вы можете сказать еще об одном существе, изображенном на картине, - о собаке? (Собака лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят, как два лопуха)

- Где расположились грибники? (Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берез)

- Почему они выбрали это место? (Грибники хотят скрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть "поникшими лепестками, какие-то желтые цветы. Лесная полянка радует глаз человека и дарит много новых ощущений)

Как художник показывает, что стоит солнечный день? (Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - темно-зеленого) - Как художник показывает, что стоит тихий день? (Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)

- Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? (Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)

- Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напоминают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, серый - это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски. Любой цвет в живописи может быть теплым или холодным, в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому. Например, зеленый цвет может быть теплым и холодным. Все зависит от того, какую краску добавляет художник в зеленую: желтую или синюю. Как видим, в картине «Летом» зеленый цвет ближе к желтому, - значит, это теплый цвет.

Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создается впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и бывали здесь.)

Учитель дополняет ответы учащихся:

В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и холодные цвета, но больше - теплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы), которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Лето жужжит.

{Имитируют полет насекомых.)

Шевелятся усики и хоботки.

(Пальцы рук - к носу. Имитируют движение усиков и хоботков.)

Трогают, трогают, трогают, пробуют каждый цветок.

{Наклоны головы вперед-назад.)

Лето зеленой дорогою

С медом спешит на леток.

(Имитируют полет насекомых.)

(Н. Ушаков.)

V. Словарно-стилистическая работа.

Составление по теме картины словосочетаний или предложений со словами-синонимами.

Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами зеленый - изумрудный; яркий - ослепительный.

При описании каких предметов целесообразнее использовать прилагательное зеленый, а когда мы воспользуемся словом изумрудный?

- Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

В результате обсуждения записываются наиболее удачные из предложенных учащимися примеров: «Играют зайчики в изумрудной траве»; «зеленый стебель ромашки»: «художник изобразил летний день»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски».

Записываются другие предложения на тему картины, например: «Женщина очень устала и уснула на свежем воздухе. Девочка в ярком красном платочке притягивает наш взгляд».

VI. Составление плана сочинения по картине.

Коллективно составляется и записывается на доске план описания картины:

1. Лето - веселая песня природы.

2. Описание картины:

а) люди, собака;

б) корзина, ведро, кувшин;

в) поляна.

3. Мое впечатление от картины.

VII. Устные высказывания учащихся.

Примерное устное сочинение:

На картине художника А. А. Пластова изображен знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной березы расположились грибники, а с ними - собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платьице и красном платочке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спелые ягоды малины и складывает их в кружку. Красный платочек девочки притягивает наш взгляд, и мы внимательно вглядываемся в ее лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках румянец. Из-под платочка виднеются темные волосы. Рядом с девочкой лежит собака. Она дремлет, положив на лапу голову. Уши у нее от жары висят, как два лопуха.

Позади девочки, на втором плане, изображена женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и крепко уснула на свежем воздухе. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла лицо от солнца. Художник очень ясно нарисовал руку женщины, поднятую вверх. Рука у нее загорелая, сильная - сразу видно, что женщина много трудится.

В густой траве стоят корзина и ведро, наполненные грибами. В корзине лежат большие грузди, а в ведре - крепкие боровики. Здесь же стоит глиняный кувшин со спелой малиной. Яркие сочные ягоды так и просятся в рот, так и хочется ощутить на губах ароматный сок лесной малины.

Женщина с девочкой расположились под большой березой на тихой красивой полянке. Среди сочной изумрудной травы виднеются голубые колокольчики, ромашки, какие-то желтые цветы. Ослепительные лучи солнца падают на листья берез и окрашивают их в золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение. Хочется долго смотреть на картину и вместе с ее героями побывать на этой солнечной поляке, полюбоваться красотой природы, насобирать много грибов и ягод и полежать в мягкой душистой траве.

VIII. Итог урока.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

О чем рассказал художник?

Какие чувства у вас возникают при рассматривании картины А. А. Пластова «Летом»?

За что вы любите лето?

Предварительный просмотр:

(…, …) полдень. Жарко. В (… …) тени (… …)берёз расположились на отдых (…) путники.

Творческая работа по картине А.А.Пластова «Летом».

Женщина прилегла на (… …) траву и сразу уснула. Девочка в (…) платочке устроилась рядом. Она собирает (… …) малину с кустика, который сорвала по дороге, и кладёт в кружку. Около неё дремлет (…) пёс.

В (… …) кувшине краснеют ягоды (… …) малины. Корзина и ведро полны грибов. Здесь и (…) подосиновики, и (…) подберёзовики, и (…) сыроежки.

Летний воздух дышит солнцем, (…) ароматом (…) трав, (…) цветов.

Творческая работа по картине А.А.Пластова «Летом».

(…, …) полдень. Жарко. В (… …) тени (… …) берёз расположились на отдых (…) путники.

Женщина прилегла на (… …) траву и сразу уснула. Девочка в (…) платочке устроилась рядом. Она собирает (… …) малину с кустика, который сорвала по дороге, и кладёт в кружку. Около неё дремлет (…) пёс.

В (… …) кувшине краснеют ягоды (… …) малины. Корзина и ведро полны грибов. Здесь и (…) подосиновики, и (…) подберёзовики, и (…) сыроежки.

Описание картины А.А. Пластова “Летом”. Творческая работа И так, друзья, внимание – ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее: начнём скорей урок.

И. Суриков «Полдень» Ярко солнце светит, В воздухе тепло. И куда ни взглянешь, Все кругом светло. По лугу пестреют Яркие цветы. Золотом облиты Темные листы. Дремлет лес: ни звука, Лист не шевелит, Только жаворонок В воздухе звенит.

Мир А.А.Пластова - мир вечной крестьянской России

Тема красоты родной природы «Золотые берёзы», 1950 год « Июльский вечер», 1940 год «Стожки», 1952 год

Тема крестьянского труда « На Поповой поляне», 1938 год «Сенокос» «Ужин тракториста»

Жизненная правда полотен А.А. Пластова

Картина "Летом. Грибы" Аркадия Александровича Пластова

Учимся понимать картину « Летом. Грибы», 1953-1954 год Какое первое впечатление у тебя от картины? Что можно сказать о художнике?

Что привлекает ваше внимание в картине? Солнечная полянка, сидящая девочка, уставшая женщина

Кто изображен на картине? Девочка – загорелая, на щеках румянец; красная косынка и простое платьице; обрывает спелые ягоды и складывает их в кружку. Женщина – уставшая; в синем платье и синем платке; загорелая рука труженицы. Собака – верная, положила голову на лапы, отдыхает и охраняет.

Давайте опишем девочку. Девочка (ей можно дать имя) сидит на траве, о чем-то думает, обрывая ягодки с ветки, и бросает в кружечку, ноги она вытянула, т.к. устала от долгой ходьбы по лесу, девочка босая, на ней белое платье и красная косыночка Лицо девочки спокойное, загорелое, глаза опущены, а темные волосы выбиваются из-под косынки, спадая на грудь Что можете сказать о лице девочки и ее наряде?

Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? Грибники расположились на красивой полянке в тени березки, среди сочной изумрудной травы, в которой виднеются цветы

Поляна – светлая, просторная, залитая солнцем, изумрудная трава, кроткие полевые цветы. Берёзки – словно сестрёнки, распустили косы, стоят в сторонке. Лес – тёмный, встаёт стеной.

Щедрые дары природы Кувшин – глиняный, красно-коричневый, с питьём. Корзина – плетёная, доверху наполненная грибами. Ведро – чёрное, утопающее в лесной траве.

Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня? Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный Какие краски преобладают в картине? В картине художник использует краски теплых и холодных тонов, но больше – теплых. Чтобы передать богатство летней природы, художник использует сочетание этих цветов (красная косынка и белое платье девочки) и т.д.

Какое впечатление произвела на вас картина? Глядя на картину, вспоминаю жаркое лето, вдыхаю запах ягод и цветов, создается впечатление, что я нахожусь там, на этой прекрасной полянке, где расположились грибники Сочетание даже контрастных цветов придаёт картине особую красоту, вызывает чувство радости.

А теперь – творческая работа


Пластова. Летом, особенно во второй его половине, много грибов, ягод. Эти дары леса, но не только их, отобразил художник на своем полотне. Узнать подробнее о картине «Летом», о творчестве автора, его биографии любители искусства смогут прямо сейчас.

Биография

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году, 19 января, в селе Прислониха. Сейчас это территория Ульяновской области. Предки его были крестьянами. Художественный дар достался мальчику от деда, тот был иконописцем.

Аркадий получил начальное трехлетнее образование в сельской школе, а затем продолжил обучение в Симбирском духовном училище и духовной семинарии. Художественное образование юноша получал с 1912 по 1914 год в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище. Затем Пластов-художник стал еще и скульптором, закончив соответствующее отделение.

В 1917 году он возвращается в Прислониху, где рисует в основном с натуры.

Творчество: начало пути

Пластов - художник, который изображал на своих полотнах жизнь и быт послереволюционных жителей сельской местности. Недаром его называют «певцом советского крестьянства».

Одними из первых значительных картин Аркадия Александровича являются: «Купание коней», «Колхозный праздник». Их художник написал в 1937 году. Первую - специально для выставки, которая была приурочена к двадцатилетию РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия). Второе полотно было создано для выставки, которая носила название «Индустрия социализма». Далее - краткое описание картины Пластова.

Летом, на свежем воздухе, на просторе, большим коллективом отмечать праздники - одно удовольствие. На этой картине нарисованы столы, на которых стоят самовары, лежат угощения, выращенные, произведенные своими руками, продукты животноводства.

Наверху, над трибуной, портрет главы государства того времени - И. В. Сталина. Люди празднично одеты, здесь и дети, и взрослые, и старики. С этой работой художника можно ознакомиться, взглянув на фото. Летом тепло, поэтому вот такие праздники устраивались прямо под открытым небом.

В 1938 году Пластов пишет картину «Колхозное стадо». На нем пожилой пастух пасет коров.

Военный и послевоенный период творчества

Времена Великой Отечественной войны также отразил художник в своем творчестве, написав в 1942 году картину «Фашист прилетел». В 1945 году он создает работы «Сенокос», «Жатва». В них отражен героический труд стариков, детей и женщин, которые работали на колхозных полях. Молодая женщина из картины «Весна» была прозвана «северной Венерой», так красиво передал на полотне художник красоту женского тела.

В 1952 году Пластов создал полотно под названием «Родник». Посмотрите на живописное творение, которое представлено на фото. Летом можно ходить в деревне в легком платье, босиком, как и героиня на картине. Художник смог передать движение воды, сосредоточенность девушки, наполняющей ведра. На заднем плане легкий ветерок едва колышет листья кустарника. Все это отчетливо видно на полотне.

Аркадий Александрович выступал и в качестве иллюстратора к произведениям А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого.

Описание картины Пластова «Летом»

Данная картина относится к послевоенным работам художника. Написал он картину в 1952 году. На ней изображена женщина и девочка, которые собирали лесные дары, устали и теперь отдыхают.

Действие происходит летом, картина отчетливо это передает. На березках листья зеленые, трава такого же цвета. Колокольчики и другие цветы украшают травяной ковер, добавив ярких красок.

Женщина и девочка вышли из дома рано утром, так как в это время еще нет жары и больше вероятность найти лесные дары, придя к ним первыми. До полудня они бродили по лесу, и старанья их были вознаграждены. Мать и дочь набрали целую корзину белоснежных груздей и вторую, чуть меньшую, крепких боровиков.

Грибы и ягоды

В те времена грибы были большим подспорьем для семьи. Поэтому, когда было время, крестьяне не упускали возможности пойти в лес за добычей. Грузди вымачивали, а затем солили в больших деревянных бочках. С белыми (боровиками) поступали так же или сушили их, а зимой варили ароматный суп.

Но не только грибы собирали местные жители летом, картина показывает, что ягоды также были желанной добычей «тихой охоты». Раньше малину не выращивали на огородах и в садах, а ходили за ней в лес. Из нее варили варенье, сушили, лакомились зимой или давали больным, чтобы вылечить простуду. Добытчицы собрали целый кувшин красных ягод, а девочка даже на привале срывает с веточек ароматные дары леса.

Описание главных героев картины

В эти годы у крестьян почти не было наличных денег, поэтому обувь зачастую не на что было купить. На зимнюю пору люди копили или валяли обувь сами из овечьей шерсти. Летом в основном ходили босиком, только в церковь надевали туфли.

Вот и девочка сидит босая. С непокрытой головой тоже тогда не ходили, это было неприлично. К тому же платки летом хорошо спасали от жары. Поэтому и у женщины, и у девочки на голове платочки.

Женщина, уставшая от долгой ходьбы, уснула, подложив под голову руку. Девочку художник застал за занятием - она обрывает ягоды с веточки. Описание картины Пластова «Летом» переходит к рассказу о месте привала.

Мать и дочь вышли из леса, нашли удобную поляну и устроили привал под двумя березками. Деревья хорошо спасают от жары, прикрыв путников своими ветвями, которые дают прохладу. Тут же в тени люди поставили корзины с грибами, глиняный кувшин с ягодами, иначе жара может подпортить лесные дары.

Рядом с девочкой отдыхает собака. Она служит путницам защитой. Если бы они сбились с дороги, верный пес без труда бы нашел ее. Что он верен своим хозяевам - это видно. Ведь собака легла у ног молодой хозяйки и никуда не отходит от нее. Так нарисовал А. А. Пластов. Летом хорошо не только людям, но и домашним животным, собакам. Есть возможность вволю побегать на просторе, поймать небольшую добычу в виде зверька или птицы. Предстоит еще обратная дорога, поэтому животное и люди пока отдыхают.

Вот такую картину написал А. А. Пластов. Летом радует ласковое солнце, есть ягоды, грибы, все это отразил художник в своей работе.

Татьяна Пластова

ДИНАСТИЯ

Номер журнала:

Род Пластовых — старинный русский род. Их предки жили где-то недалеко от Арзамаса, многие были духовного звания. По преданиям, один из рода был священником у мордовского народа эрзя. Они носили тогда фамилию Синицыны. В конце XVIIIначале XIX века в Арзамасе жил соборный дьякон Василий Синицын — большой любитель живописи. Один из Синицыных поступил в ученики к иконописцу Пластову и вместе с ним писал иконы, переходя из села в село. Когда учитель умер, ученик принял его фамилию — сначала звался Пластов ученик, а потом просто Пластов. Отсюда и началась династия Пластовых-иконописцев. Первое достоверно известное имя — Гаврила Степанович Пластов (1801 — ок.1843), чей отец тоже был священником. Гаврила учился в Казанской духовной академии (но не закончил ее), обучался и в Арзамасской школе живописи, основанной в 1802 году художником А.В. Ступиным. Созданная по академическому принципу (сам А.В. Ступин учился в Петербургской Академии художеств), школа сочетала профессиональное образование с преподаванием широкого круга общеобразовательных предметов и находилась под покровительством Академии художеств. Большое внимание в школе уделялось иконописи.

Множество храмов Поволжья были расписаны выпускниками Арзамасской школы. Среди них был, видимо, и Гаврила Пластов. А.А. Пластов в одной из редакций автобиографии упоминает о нем: «Дед Григорий был учеником своего отца — Гаврилы Пластова, выпускника Арзамасской Ступинской школы. Живописных работ прадеда я не видел. От него у нас сохранились лишь рисунки тушью — копии с каких-то академических оригиналов...» 1 .

Известно также, что Гаврила Степанович служил пономарем в Архангельской церкви села Чирково Алатырского уезда, а затем в церкви Рождества Христова города Алатыря. В конце жизни он был дьяконом. 2

Сын Гаврилы Степановича и дед Аркадия Александровича Григорий Гаврилович (1831—1887) — иконописец, архитектор, строитель храма в Прислонихе. Григорий Гаврилович окончил Алатырское духовное училище, служил во многих храмах (дольше всего — в Никольской церкви села Тетюши Ардатовского уезда Симбирской губернии и в Богоявленской церкви села Прислониха). Видимо, он не получил систематического художественного образования, однако достиг значительных высот как иконописец и церковный архитектор. Аркадий Александрович вспоминал в автобиографии, что до пожара 1931 «в бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: «Церковь в селе таком-то, сочинял и чертил Григорий Пластов».

Церковь в нашем селе была построена по его чертежам, и живопись в ней была исполнена им вместе с отцом». Известно, что по проекту Григория Пластова был построен храм и в соседнем селе Жеребятниково (оба в годы советской власти частично разрушены, «приведены в гражданское состояние»). Восстановленная церковь в Прислонихе при всей простоте удивляет соразмерностью и ясностью пропорций, вписанностью в ландшафт и целостностью архитектурного решения.

В храме было два престола — главный в честь Богоявления Господня, а другой — в честь Казанской иконы Божьей Матери. Стены были обтянуты холстами с росписями на библейские сюжеты (утрачены в тридцатые годы). Григорий Гаврилович Пластов вместе с сыном Александром (отцом А.А. Пластова) и художником Грошевым расписали церковь. На юного Аркадия Пластова эти росписи произвели сильное впечатление, которое он сохранил на всю жизнь: «Особенно поразили потемневшие евангелисты и Бог Саваоф в куполе, писанные дедом, и верхняя часть иконостаса... Живопись иконостаса я помню отлично, она вся в памяти. Дед был любителем густых, насыщенных до предела тонов. Он любил сопоставлять глубокие зеленовато-синие тона с кроваво-красными, перебивая их лимонно-изумрудными, фиолетовыми, оранжевыми; фоны были золотыми, почва под ногами — сиена жженая или тусклая розовато-серая. Все головы писались какой-то огненной сиеной, тени — зеленой землей. Носы, завитки волос, губы, глазницы, пальцы — все прочерчивалось огнистым суриком, и когда бывало за вечерней солнце добиралось до иконостаса, невозможно было оторвать глаз от этого великолепия» 3 .

В семье сохранилось всего несколько икон его работы: «Архангел Гавриил» — фрагмент «Благовещения», «Бог Саваоф» и «Михаил Архангел», а также фрагменты настенной живописи («Крещение»).

Николай Аркадьевич Пластов (сын А.А. Пластова) так оценивал эти работы: «Письмо «Гавриила» тяжеловато и скованно. Зато добротно прописанный, густого темного колера — прозрачные умбры, сиены — «Бог Саваоф» — внушителен и необычен по композиции и, видимо, повторяет один из серьезных академических образцов храмовой живописи первой четверти XIX века, тональное решение выдержано, рисунок определен и строг. Крылатый «Михаил Архангел» — несомненно, лучшая из этих трех работ Григория Пластова. Архангел величав и значителен. Под потемневшей за столетие олифой смуглая плавкая живопись изображает архистратига небесного воинства с огненным мечом и развернутым свитком. Темные доспехи римского воина играют на изгибах тонкой золотой штриховкой, золотое узорочье окаймляет одежду, рдяный плащ, колеблемый нездешними стихиями, развевается по накладному золоту фона. Это — единственное движение в грозной замкнутости фигуры, стоящей на охряных клубах облаков. Сам гневный лик, тонкого рисунка руки, изящные следки легких стоп — все говорит о том, что мастер обладал немалой выучкой и понимал премудрости современного ему иконописного дела» 4 .

Сын Григория Гавриловича — Александр Пластов (1862—1908) — систематического образования не получил, но был человеком грамотным и «большим любителем чтения». В качестве подмастерья он помогал отцу расписывать храмы, а после его смерти стал «исправлять должность псаломщика» в прислонишенской церкви. Александр Григорьевич был женат на дочери сельского лекаря немецкого происхождения Ивана Васильевича Леймана — Ольге Ивановне. В их семье 31 (18 ст. с.) января 1893 года родился шестой ребенок, крещеный Аркадием. В его судьбе словно сплелись две стези его рода — священство и искусство. Родители мечтали видеть сына священником. Десяти лет Аркадий был отдан в симбирское духовное училище, а затем поступает в семинарию. Но летом 1908 года случилось то, что определило всю его будущую жизнь.

«В 1908 году, — писал А.А. Пластов в автобиографии, — к нам в село приехали иконописцы подновить и дополнить то, чем дед с отцом когда-то разукрасили нашу церквушку. Общество поручило отцу руководство и надсмотр над работами. Когда стали устанавливать леса, тереть краски, варить олифу, я ходил как во сне — до того было все пронзительно увлекательно. Но вот с отцом полезли под купол к веселым кудрявым богомазам. Запах олифы, баночки с красками, саженные пророки, архангелы с радужными крыльями обступили меня кругом. Контура были в палец толщиной, обычной прилизанности икон не было и в помине. Живопись была мазистой, резкой. Как зачарованный, я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождается какой-нибудь красавец в хламиде цвета огня, и потрясающий неведомый восторг, какой-то сладостный ужас спазмами сжимал мое сердце. Тут же я взял с отца слово, что он мне купит вот таких же порошков, я так же натру себе этих красивых — синих, огненных красок и буду живописцем и никем больше...» 5

С четвертого курса духовной семинарии Аркадий, получив благословение ректора послужить народу художником, раз у него нет призвания быть священником, едет в Москву. А. Пластов учился у И.И. Машкова, Ф.Ф. Федоровского, Л.О. Пастернака, А.М. Васнецова, А.С. Степанова, С.М. Волнухина, был студентом двух лучших художественных учебных заведений Москвы — Строгановки и МУЖВиЗ, он считал своими учителями В. Серова, Н. Ге, И. Репина, В. Сурикова, изучал и копировал Гольбейна, Веласкеса, Рембрандта, Хальса, мастеров Возрождения, импрессионистов. Все богатство мировой живописной культуры было им освоено.

Жизнь Аркадия Пластова и бытие Пластова-художника были почти тождественны. «Единственной нашей мыслью должно быть желание, страстное и непрестанное, устроить так свою жизнь, чтобы в тишине и уединении насладиться природой и свободой, предаваться любимому делу без помех и поправок невежественных и бесчестных людей» (Из письма 16 марта 1950 г.).

В 1925 году Аркадий Пластов женится на дочери бывшего земского начальника Корсунского уезда Симбирской губернии, потомственного дворянина А.Н. Фон Вика — Наталье. До замужества Наталья Алексеевна прислуживала в церкви и мечтала уйти в монастырь. Пластов привлек ее, думается, не только яркостью личности, талантом, но и тем, что был человеком православным, связанным с церковью, с духовной культурой. В крестьянский быт Прислонихи Наталья привнесла традиции своей семьи, культуру дворянского дома. В 1930 году в семье Пластовых родился сын Николай. Ему было чуть больше года, когда случилось непоправимое несчастье — пожар в Прислонихе уничтожил не только дом, но и все, что было создано Пластовым. «С этого года я перестал принимать участие в полевых работах. Надо было восстанавливать погибшее, и в темпах чрезвычайных» 6 . Зимы художник жил в Москве, в деревне оставались жена и маленький сын. Письма Пластова домой полны тоски и осознания собственной вины — за разлуку, за бесприютность, за неустроенность жизни. Он вполне осознавал ту цену, которую семья платила судьбе за стремительный разворот его таланта в середине тридцатых годов.

Николай Аркадьевич Пластов вспоминал: «Я никогда не видел отца в те годы отдыхающим, с восхода и до глубокой ночи он переходил от дела к делу, наквитывая все, что сгорело, догоняя товарищей, выколачивая скудные копейки постоянной работой по техническому плакату. Видимо, жили мы в то время крайне бедно, все было на счету. Я помню, как ребенком любил играть под большим станом, на котором были натянуты одеяла для стежки. Мать стегала их соседям, добиваясь лишней десятки. Отец делал рисунки павлинов для этого, что поражало односельчан до крайности. В долгие зимние вечера я так и засыпал на лоскутах под крышей, а отец и мать сидели допоздна и выстегивали терпеливо очередного павлина» 7 .

С отроческих лет (а они пришлись на годы войны) Николай выполнял в отсутствии отца всю мужскую работу по дому, ходил в школу в соседнее село Языково за шесть километров и, конечно, рисовал, не представляя для себя с детства иного пути, чем путь художника. Пластов был непревзойденным, но жестким и требовательным учителем. Письма к сыну полны заботой о его душе, любовью, и вместе с тем — в них четкие профессиональные наставления.

«Знай, милый сынка, что радостью бьется мое сердце и гордостью, когда я читаю о том, что ты пишешь и рисуешь и не кичишься достигнутым, а относишься вдумчиво и критически. Это очень верно. Через это достигается то беспокойство духа, плодотворное и творческое, без которого немыслимо никакое движение вперед... Конечно, насильно не следует приневоливать себя, но дисциплина духа должна быть всегда на высоте» (13 января 1946 г.).

«Умоляю тебя — не теряй теперь времени даром. Поработай акварелью покрепче. Если нельзя с натуры, то как бы с натуры, очень вольно, не придерживаясь рабски оригинала, копируй мои этюды голов. Не бойся некоторого уклонения от оригинала. Старайся сохранить самую суть, то есть чтобы голова лепилась, казалась выпуклой, звонкой, сильной по цвету. Постарайся сделать в натуральную величину, или чуть поменьше руки у бабы Сони или бабы Оли. Делай смело, без дрожи, в тенях прозрачно, на свету постарайся увидеть перламутровость поверхности. Если будешь делать на темном фоне, делай и фон, а хорошо бы на чем-нибудь белом, светлом» (20 ноября 1944 г.)

«Пиши акварели как можно легче и цветнее, согласованнее в цвете. Для этого посмотри Веласкеса, Серова или Репина, Сурикова. В их работах ты, присмотревшись, увидишь изумительную гармонию, изысканнейшее соединение тонов. Избегай пестроты лоскутного одеяла» (20 декабря 1944 г.).

Отец был для Николая Пластова первым и главным учителем на всю жизнь. Копирование и работа с натуры — традиционная основа европейского художественного образования, осмысленность живописных задач, усвоение системы цветов и тоновых отношений, собственный пример неустанной работы и беспощадной требовательности к себе — вот главные его уроки, сформировавшие сына как художника. Но у Николая Аркадьевича были и другие учителя. Он закончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, мастерскую Д.К. Мочальского, блестящего педагога, мастера композиции, умевшего виртуозно колористически выстроить самый, казалось бы, простой сюжет. Сокурсниками и друзьями по институту Н.А. Пластова были Е.И. Зверьков, А.Н. Макаров, Е.Л. Леонова, Я.Н. Манухин, Э.Г. Браговский, ставшие впоследствии превосходными мастерами. Дружеские, почти братские и творческие отношения связали их на всю жизнь.

Н.А. Пластов — прекрасный рисовальщик. В ранние годы он работал в «Детгизе» и в детских журналах как иллюстратор. Грандиозный талант и слава отца, в тени которой он был обречен находиться, понимание своей ответственности, безусловно, во многом определяли путь его становления как художника. В нем не было отцовской неистовости и дерзости — просто потому, что этот путь был уже пройден, явив миру ослепительный результат, но была абсолютная грамотность, безукоризненный художественный вкус, начитанность и насмотренность. Вся история мирового искусства была в его зрительном арсенале, когда он смотрел на натуру. Как и отец, он видел пластику и живописный смысл в каждом проявлении жизни, он видел мир только как художник (мог сказать, например, о якобы красивом человеке, что «он плохо нарисован»). В домашнем и дружеском обиходе был поразительно острым карикатуристом.

Как живописец Н.А. Пластов безусловно принадлежал к той плеяде представителей московской школы, которая наряду с живописцами «сурового стиля» определяла лицо отечественного искусства 60-80-х годов. Его ранние традиционно реалистические работы сменились в зрелые годы осознанным уходом от подробностей натуры в сторону усиления цветового воздействия и стремлением к утрированной, максимально выразительной по рисунку форме. Густые насыщенные цвета, звучность в соединении близких по тону красок, глубокие прозрачные тона — все это создавало словно живую, дышащую поверхность.

Николай Аркадьевич стал бесценным свидетелем жизни своего отца, наблюдал рождение многих его картин, зачастую становился их героем.

Н.А. Пластов был выдающимся общественным и культурным деятелем. В разные годы он занимал руководящие посты в Союзе художников РСФСР и СССР, был председателем закупочной комиссии. Во многом благодаря ему лучшие произведения самых различных направлений были закуплены у авторов и составили золотой фонд нашего изобразительного искусства. Вместе с П.Д. Кориным, Л.М. Леоновым, И.С. Глазуновым, Б.А. Рыбаковым, Г.В. Свиридовым Н.А. Пластов стоял у истоков Всероссийского общества охраны памятников истории культуры, был членом Президиума общества. Благодаря усилиям творческой и научной интеллигенции были спасены, восстановлены и научно реставрированы десятки исторических зданий и храмов, среди которых Казанский собор и собор Новоиерусалимского монастыря.

В Прислонихе стараниями Николая Аркадьевича восстановлен и открыт храм Богоявления Господня, построенный его прадедом Г.Г. Пластовым. Он много сделал для сохранения и систематизации творческого наследия А.А. Пластова, им были организованы две грандиозные выставки в Центральных выставочных залах Москвы (1976) и Санкт-Петербурга (1977).

Ранний уход его (Николай Аркадьевич умер в 2000 году) знаменовал невозможность пережить то небрежение и потребительское отношение к национальной культуре, которое совпало с последними годами его жизни.

Творчество супруги Н.А. Пластова — Е.Н. Холодилиной — по праву может считаться частью наследия этой династии. Елена Николаевна родилась в городе Луганске в семье профессора химии, закончила Харьковское художественное училище, затем институт имени В.И. Сурикова. Приехав после замужества в Прислониху, Елена Николаевна в полной мере ощутила, что попала в семью Пластовых. Соседство великого мастера, который всегда был очень занят и поначалу совсем не обращал внимания на робкую художницу, скорее пугало ее, чем поощряло к творчеству. Но вскоре она смиренно, но твердо избрала свой путь в искусстве. Несомненно, возможность видеть произведения Пластова, а впоследствии и совместная работа на пленэре многому ее научили, открыли то, что обычно постигается художником годами и десятилетиями. «Когда я ближе познакомилась с живописью Пластова, то была поражена той ясности, силе, тому торжеству цвета, которое есть правда Божьего мира...

Пластов в начале письма старался использовать протирки прозрачными красками, эти протирки иногда сохранялись в тенях. Сиены, умбры, земля... С самого начала письма он старался не замутнять смеси, цвета белилами... «Палитра Делакруа»... Какие краски как звучат? Какие смеси вызывают звучание других? Система дополнительных цветов. Эти проблемы всю жизнь меня очень интересовали. В своих работах я старалась об этих понятиях помнить..» 8 .

Пейзаж стал ее главным жанром. Умение видеть цельность состояния природы, делать эстетически ценным и значимым каждый мазок, воплощать тонкую семантику пейзажа — все это сделало ее еще в 70—80 годы очень интересным художником. Несмотря на несомненное влияние на творчество художницы личности А. Пластова, стилистически пейзажи Е. Холодилиной все же ближе к творчеству таких художников, как С.Ю. Жуковский, Л.В. Туржанский, П.И. Петровичев. В ее работах выделенность мазка и его решающая самоценность, намеренная однозначность прочтения цвета составляют одну из важных для автора задач.

Быть может, главное качество художницы Холодилиной — поэтичность и открытость, теплота души, которую она, человек в жизни скромный и застенчивый, не боится передать зрителю.

«Пейзаж, который когда-то поразил воображение, должен быть построен, композиционно укреплен, выстроены линии, направляющие глаз зрителя — наклон дерева, изгибы веток, пространственные планы., чтобы захотелось войти в этот мир, полюбить его... Всегда хотелось «поселить» в пейзаже кого-то живого. Большая порубка, оставлены несколько деревьев — сосен. Весь пейзаж залит алым заходящим солнцем, под ногами желтые опавшие листья, крошечные зеленые сосенки, высокий сухой бурьян с зонтичными соцветиями. И среди всего этого царства деловито топая пробирается еж. По быстрому этюду потом написала большой пейзаж и назвала «Время, когда бродят ежи» 9 .

Единственный и горячо любимый внук А.А. Пластова — Николай Николаевич Пластов — вырос в Прислонихе с бабушкой Наталией Алексеевной и няней Катей, более шестидесяти лет прожившей в семье. Аркадий Александрович наслаждался каждой минутой жизни этого ребенка, бесконечно рисовал его, баловал, вырезал ему игрушки из дерева, рассказывал сочиненные им самим сказки, спасал от строгости родителей, учил рисовать. Облик маленького Коли запечатлен в замечательных пластовских портретах, таких как «Портрет внука (У окна)», «Внук рисует», картине «Кружечка молока». Как и его родители, Николай Пластов окончил художественный институт имени В.И. Сурикова, мастерскую Д.К. Мочальского, затем стажировался в Академии художеств у замечательных мастеров — А.М. Грицая, А.П. и С.П. Ткачевых.

Конечно, большое влияние на творческое становление Н. Пластова оказала живопись деда и отца. В детстве дедушка ставил ему натюрморты, «учил словом, не поправлял кистью»: жесткий и строгий учитель, он старался привить внуку главное — любовь к живописи, наслаждение искусством. Отец и дед были чрезвычайно требовательными к себе художниками, никогда не шедшими на компромисс в вопросах творчества. Все это передалось, а точнее, было воспитано в нем с юных лет. Ответственность за честь фамилии и достоинство — его главные качества как художника и человека.

Почти двухсотлетняя история семьи Пластовых неразрывно связана с историей России, и каждый из ее представителей в меру сил и возможностей своих служил ей верой и правдой.

Н.Н. Пластов — сопредседатель жюри по присуждению Международной премии имени А.А. Пластова, первыми лауреатами которой в номинации «Мастер» недавно стали известные художники русской живописной школы — Е.И. Зверьков и В.Н. Телин.

  1. Пластов А.А. Автобиография. (Архив А. Пластова).
  2. Авдонин-Бирючевский А.М. А.А. Пластов. Корпорация технологий. Ульяновск, 2006. С. 30.
  3. Пластов А.А. Автобиография.
  4. Пластов Н.А. «Прислониха. Из прошлого» // Памятники Отечества, 1998. № 42 (7-8), Часть II. С. 164.
  5. Пластов А.А. Автобиография.
  6. Там же.
  7. Пластов Н.А. Вступительная статья // Пластов А.А. Альбом репродукций. Ленинград. Художник РСФСР, 1979. С. 9.
  8. Холодилина Е. Н. Воспоминания (рукопись).
  9. Там же.

Родился 31 (19 по старому стилю) января 1893 года в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье, дед и прадед Пластова были иконописцами.

Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище . После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Сначала Пластов обучался в мастерской Ильи Машкова, а затем в Строгановском училище, где его учителями были Сергей Алешин и Федор Федорковский.

В 1914 году Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у скульптора Сергея Волнухина и живописцев Алексея Корина, Аполлинария Васнецова, Абрама Архипова, Алексея Степанова, Леонида Пастернака.

После Октябрьской революции в 1917 году Пластов уехал домой в деревню. Почти восемь лет он жил в Прислонихе, был секретарем сельсовета, трудился в поле вместе с односельчанами. В 1920-х — начале 1930-х годов работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. В 1931 году пожар уничтожил дом и все имущество художника, в том числе все этюды и эскизы, то подтолкнуло Пластова сосредоточиться только на живописи, чтобы восполнить утраченные произведения. В этот период художник выработал метод подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картин, благодаря чему его эскизы быстро обрастали множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих полотен. В 1935 году с успехом были впервые показаны в Москве картины Пластова "Стрижка овец", "На сенокосе", "Колхозная конюшня".

С тех пор он стал постоянным участником крупных художественных выставок. В 1937 году на выставке "Индустрия социализма" была показана картина Пластова "Колхозный праздник", принесшая автору славу . Перед самым началом Великой Отечественной войны Пластовым был исполнен ряд больших композиционных акварелей, в том числе "Выборы комитета бедноты". В годы Великой отечественной войны художник создал картину "Немец пролетел" (1942 год), потрясшую современников почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. В 1943 году это полотно висело в залах советского посольства в Тегеране во время проведения совещания лидеров СССР, США и Великобритании, на котором решался вопрос об открытии второго фронта.

В 1946 году картины Аркадия Пластова "Сенокос" и "Жатва" экспонировались на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее. В 1946 году Пластов создает одно из самых лиричных своих полотен - "Первый снег". Ощущением радостной полноты жизни проникнута написанная в первые послевоенные годы картина "Едут на выборы" (1947 год). Продолжают сельскую тему картины "Колхозный ток" (1949 год) и "Ужин трактористов" (1951 год). Последняя картина была экспонирована на выставке в Лондоне в 1958 году.

В 1953-1954 годах художник написал картины - "Юность" и "Весна". В это же время Пластов много работает над иллюстрациями к произведениям художественной литературы, в частности, к рассказам Льва Толстого "Холстомер" (1952-1954) и "Три смерти" (1953-1954), выполненные акварелью и гуашью. Пластов трижды побывал в Италии, где посетил Рим, Венецию, Неаполь и Флоренцию. В 1956 и 1958 годах .

Русской женщине, красоте материнства посвящает Пластов ряд своих произведений шестидесятых годов: "Солнышко" (1964-1966), "Из прошлого" (1969), "Мама" (1964). В 1962 году Аркадию Пластову было присвоено звание народного художника СССР.

Живописец продолжал работать до самых последних дней жизни. Умер Пластов 12 мая 1972 года в родном селе Прислониха, в котором в 1988 году был открыт мемориально документальный музей Аркадия Пластова.

13 июля 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея состоялось открытие выставки произведений советского художника Аркадия Пластова. Выставка была включена в число официальных мероприятий, проходивших в рамках культурной программы Саммита "Большой Восьмерки" в Санкт Петербурге. В состав экспозиции вошло более 50 живописных произведений из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Ульяновского областного художественного музея и коллекции наследников художника.

В 2010 году в Ульяновске был художника Аркадия Пластова.

25 сентября 2011 года в селе Прислониха Ульяновской области , созданный молодым скульптором Александром Свиязовым в соавторстве с внуком Пластова художником Николаем Пластовым.

Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своем творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно жанровой живописи конца 19 — начала 20 века. Его работам свойственна непринужденная простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость теплых красок.

За свою творческую деятельность Пластов был награжден двумя орденами Ленина, Сталинской премией, Государственной премией РСФСР имени Ильи Репина, а также медалями.

Аркадий Пластов был женат на Наталье Алексеевной фон Вик, происходившей из старинного дворянского немецкого рода. Их сын Николай Пластов (1930 2000) продолжил дело отца и стал художником. Внук живописца Николай Николаевич Пластов член Союза художников России. Закончил Московский государственный институт им. В.И. Сурикова.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Описание картины Пластова «Летом»

Лето - любимое время года для многих из нас.
Это время отдыха, новых впечатлений, новых открытий.
На картине «Летом» художник показал знойный летний день.
Под березками отдыхают двое людей.
Судя по всему, это мама с дочкой.
Они набрали полные корзины грибов и присели в тень отдохнуть.
На девочке изображено белое платье и красная косынка.
Девочка сидит на траве, рядом с корзинкой.
Она очень устала от длительной ходьбы.
Но даже во время отдыха она не теряет времени даром, а отрывает веточки с ягод и бросает их в кружку, которая стоит на коленях.

Около девочки лежит собака.
День выдался жаркий, и пес тоже устал, опустил голову на лапы.
С другой стороны от девочки спит ее мама.
На ней синее платье и платок, она укрывается им от насекомых.
Рука женщины поднята наверх и мы видим, что она загорелая, сильная.
Рука женщины, которая очень много работает, трудится или в поле, или в огороде.

Сзади усталых путников - полянка.
Она вся освещена ярким солнцем.
Художник применил самые яркие, насыщенные цвета, чтобы показать зрителям красоту русской природы, великолепный лес.
Листочки березки, около которой сидят мама с дочкой шелестят на ветру, от солнца они становятся еще краше.
Трава кажется буквально шелковистой.

Также художник нарисовал желтые и васильковые цветочки, которые отлично дополняют пейзаж.
Летняя природа щедра на подарки.
Стоит только поклониться ей и можно набрать много грибов, ягод.
Рядом с героями картины стоит кувшин с водой или молоком, которое пьют мама с дочкой, когда становится совсем жарко.
Когда я смотрю на эту картину, то невольно вспоминаю жаркие летние дни, каникулы в деревне у бабушки, чувствую запах травы, нагретой солнечными лучами, запах свежесобранных ягод и ласковое дуновение ветра.
Очень хочется в тот же миг оказаться на такой живописной полянке, насладиться всеми прелестями знойного лета.Особенно его не хватает, когда возвращаешься в город после каникул.