Коля цискаридзе личная жизнь. “Меня называли чудом”: Николай Цискаридзе раскрыл тайные подробности своей личной жизни

Родился:

Имя Николая Цискаридзе широко известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Прославился Николай Максимович в качестве солиста большого театра еще в начале 90-х. На сегодняшний день он является лауреатом и обладателем многочисленных отечественных и международных наград. О жизни Николая Цискаридзе ходят легенды, многих интересует вопрос о его ориентации, ведь в настоящее время у него нет семьи, кроме того, в СМИ отсутствуют его фото, и нет никакой информации о его отношениях с женщинами.

Детство

31 декабря в 1973 году, в городе Тбилиси был рожден будущий артист балета Николай Цискаридзе. Благодаря родителям: Ламаре Николаевной и Максиму Николаевичу, у Николая еще в раннем детстве появилось увлечение искусством. Несмотря на то, что мама его работала долгое время физиком на атомной станции, а затем занималась педагогической работой, она любила все прекрасное и часто посещала концерты, на которые нередко брала с собой маленького сына.

Артист в детстве

Уже в 6 лет настольными книгами ребенка были произведения Льва Толстого и Уильяма Шекспира. Впечатлительный Николай был в неописуемом восторге от фильма «Ромео и Джульетта», снятого Франко Дзеффирелли на одноименную пьесу Шекспира. Отец Николая Цискаридзе был скрипачом, что сыграло, немаловажную роль в биографии народного артиста.

Влияние родителей породило любовь к сцене, маленький Николай любил читать стихи, нередко устраивал для родных и соседей небольшие сценки. Большая привязанность мальчика к кукольным представлениям перешла и во взрослую жизнь, у него имеется прекрасная коллекция кукол, но главная привязанность у него все-таки была к танцам.

Будущий артист в детстве с мамой

Учеба

Будущая профессия была предопределена выбором учебного заведения: в 1984 году он связал свою жизнь с Тбилисским хореографическим училищем. Его огромные успехи в учебе были первыми шагами в его успешной карьере. После окончания обучения он продолжил свой путь, поступив в училище в Москве. Переезд в столицу нашей страны стал ключевым в жизни Цискаридзе.

Его наставником в училище стал Петр Антонович Пестов, который оказался отличным педагогом, имеющим жесткий подход в обучении мастерству. Намного позже Цискаридзе с благодарностью отмечал этот стиль преподавания, ведь именно таким образом он был успешно подготовлен к трудной жизни артиста.

Артист балета Николай Цискаридзе

Увлечение балетом стало основной деятельностью Николая Максимовича. Важно отметить, что еще в школьные годы он смог справиться с такими трудными произведениями, как отрывок и балета «Фестиваль цветов в Джензано» и «Классическом па-де-де» Гзовского. Талант начинающего дарования был отмечен представителями крупнейшей международной программы «Новые имена». Спустя некоторое время Цискаридзе по праву заслужил стипендию для обучения.

Благодаря своим прекрасным физическим данным он справлялся со сложными постановками. Преподавательская комиссия на экзаменационном задании отметила старания и мастерство начинающего Цискаридзе. Председатель комиссии Ю. Н. Григорович повлиял на принятие решения о зачислении Николая в Большой театр. В этот период все сверстники начинают обзаводиться семьями, но личная жизнь Николая Цискаридзе отодвигается на второй план, поскольку впереди его ожидает блестящая карьера.

Благодаря своим физическим данным Цискаридзе с легкостью исполняет любые партии

Будучи уже артистом Большого театра, Николай Максимович решил продолжить свое обучение в Московском государственном хореографическом институте. Диплом об окончании института был получен в 1996 году.

Карьера

Сейчас трудно встретить человека, который бы не видел Николая Цискаридзе в голубом освещении софитов на сцене. На эти выступления приходят целыми семьями, с женами и детьми, приобщая их к прекрасному. Многие из поклонников артиста не перестают интересоваться его личной жизнью.

Карьера Цискаридзе хоть и развивалась стремительно, но и имеет неприятные моменты, такие, например, как известный конфликт за кулисами Большого театра, но об этом по порядку.

Карьера Цискаридзе стремительно развивалась

Начиная с роли танцора кордебалета, он раз за разом доказывал, что его мастерство заслуживает сольных партий. Его дебют в сольном исполнении партий состоялся в постановках упомянутого ранее Григоровича, который отмечал для себя большой потенциал Николая. Роль конферансье «Золотой Век», затем в «Ромео и Джульетте», где он был Меркуцио, роль французской куклы в «Щелкунчике» стали первыми ступенями в успешной карьере танцора балета.

1995 год стал самым ключевым для Цискаридзе, он подарил ему несколько главных партий, которые заставили общественность заговорить о нем. «Щелкунчик» под руководством Ю. Н. Григоровича, «Чиполлино» Г. Майорова, «Сильфида» А. Бурнонвиля, «Шопениана» М. Фокина. Успех не заставил себя ждать, новое имя на отечественной сцене разлетелось по устам известных критиков.

Цискаридзе на сцене

На Международном конкурсе артистов балета Цискаридзе получает заслуженную награду, а именно первую премию в паре с Марией Александровой, в номинации «Дуэт». Успешный взлет гарантировал ему главные роли во многих постановках тех лет. Начиная с 1997 года, мужские партии Большого театра исполнял Николай Цискаридзе. Созданная специально для Большого театра «Пиковая дама» Ролана Пети, открыла для Цискаридзе возможность проявить себя в первой партии.

С 2000 года его принимают в Союз театральных деятелей России. В 2001 году случилась автомобильная авария, полученные артистом травмы на время выбили его из привычного графика, также пришлось уйти с роли телеведущего в программе на первом канале.

Артист балета в свободное время

Танцевальный проект «Короли танца», который проходил в период с 2006 по 2009 год, стал грандиозным по своему масштабу. В этом проекте для Цискаридзе были поставлены танцевальные номера «Падший ангел» и «Кармен. Соло».

2011 год ознаменован крупнейшим конфликтом Цискаридзе с Большим театром. Причина конфликта в высказывании артиста о качестве проведенной реставрации Большого театра, которая длилась на протяжении 6 лет. Обвиняя в некомпетентности весь руководствующий состав театра, он сам того не подозревая, начал атаку на Сергея Филина. Деятели искусства направили письмо президенту В. В. Путину с просьбой отстранить действующего руководителя и предоставить освободившееся место Николаю Цискаридзе.

Цискаридзе был замешан в скандале вокруг Большого театра

В 2013 году конфликт многократно обострился из-за свершившегося нападения на упомянутого руководителя. Цискаридзе был неоднократно допрошен представителями Следственного комитета, нападки со стороны СМИ продолжались. Возможно, именно эта история повлекла за собой расставание артиста со сценой Большого театра, трудовой договор, подписанный ранее, подошел к концу, а его продление не последовало. Июль 2013 года стал окончанием деятельности Цискаридзе в Большом театре.

Октябрь 2013 года стал новым витком в его карьере, в Санкт-Петербурге он становится исполняющим обязанности ректора, под его руководством продолжила существовать Академия русского балета им. Вагановой. В 2014 году последовало его официальное назначение. Это назначение вызвало бурю эмоций со стороны разных отечественных деятелей, мнения разделились. Многие считали, что эта должность отдана под давлением, другие с уверенностью считают, что Николай Максимович вполне заслуживает этой должности. Разгоревшиеся споры вокруг его назначения не утихают и по сей день.

На репетиции

Личная жизнь

Свою личную жизнь Николай Цискаридзе старается держать в тайне. Его можно смело назвать закоренелым холостяком, который не спешит расставаться с этим статусом. Он отдает всего себя прекрасному искусству, не оставляя времени на прочие радости жизни. Талантливым людям довольно часто приходится чем-то жертвовать, поэтому на сегодняшний день он носит имя заслуженного артиста, оставаясь при этом одиноким.

О своей личной жизни артист ничего не рассказывает

В интервью журналистам заслуженный артист неоднократно заявлял, что совсем не торопиться связать себя узами браками. Кроме того, за долгие годы ни разу не были замечены серьезные отношения Цискаридзе с представительницами прекрасного пола, поэтому и разговоров о предстоящей свадьбе не возникало.

Награды

Многочисленные заслуги Николая Цискаридзе были отмечены соответствующими наградами и званиями. Его талант невозможно оставить без внимания. О первой серьезной награде, мы упомянули ранее, речь о полученной стипендии программы «Новые имена» в 1992 году. Международный конкурс артистов балета мадам Ойя подарил Николаю второе место. Далее номинация «Восходящая звезда», организованный журналом Балет, в которой он получил главный приз.

Артист передает свой опыт молодому поколению

Международный конкурс артистов балета, проходивший в Москве в 1997 году, подарил артисту первое место. Далее последовала череда премий «Лучший танцовщик года», «Лучшая мужская роль», которые заслуженно привели к присвоению звания Народный артист Российской Федерации в 2000 году. Николай Цискаридзе является кавалером Ордена искусств и литературы, а также премии Триумф.

Многие критики отмечают несомненный талант Николая Цискаридзе, ведь именно он оставил огромный след в отечественном искусстве. Его увлечение танцами не оставили места для личной жизни, ведь он так и не обзавелся семьей. Он продолжает оставаться любимцем публики и несравненным артистом балета Российской Федерации.

Интервью Цискаридзе всегда проходят ярко и неординарно. Это знаменитый артист русского балета, имеющий собственное мнение по многим острым вопросам, которое не стесняется высказывать. Поэтому с ним так любят общаться журналисты. Его карьера сопровождается скандалами. Например, в 2013 году он расстался с Большим театром. Нередко конфликты возникают как раз после интервью артиста.

Биография Цискаридзе

В интервью Цискаридзе рассказывает, что родился в Тбилиси, это произошло в 1973 году. Его отец был скрипачом, а мать преподавала физику в школе. Мальчика воспитывал отчим, с мамой он часто бывал на концертах, с детства увлекался творчеством Толстого и Шекспира.

Сколько лет Цискаридзе сейчас, вы узнаете из этой статьи. В 1984 году он поступает в Хореографическое училище в Тбилиси, классическим танцам обучается у заслуженного артиста РСФСР Петра Пестова. Уже в школе он выделялся физическими данными, ему часто поручали сольные партии в концертах.

Окончив училище в 1992 году, он вошел в состав труппы Большого театра. Танцевал в кордебалете, после начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича. Его дебютом стал образ Конферансьева в "Золотом веке".

Успех в балете

По-настоящему успешным в судьбе Цискаридзе стал 1995 год. За короткий период он исполняет главные партии в балетах "Щелкунчик", "Сильфида", "Чиполлино", "Шопениана".

В 1996 году он оканчивает Хореографический институт в Москве, вскоре становится членом В 2001 году Николай Максимович Цискаридзе танцует в балете Ролана Пети "Пиковая дама", который был специально поставлен для Большого театра. Спустя некоторое время попадает в аварию, из-за которой прекращает свою телевизионную карьеру в программе "Взгляд" на Первом канале.

Только через несколько лет он возвращается на телевидение. Принимает участие в популярном шоу "Танцы со звездами", ведет программу "Шедевры мирового музыкального театра" на государственном канале "Культура".

Конфликт в Большом театре

В 2011 году у Цискаридзе возникает конфликт в Большом театре. Он начинает критиковать руководство учреждения за затянувшуюся реставрацию, которая продолжается уже шесть лет, прямо обвиняет их в некомпетентности. Особенно ему не понравилось качество работ по реконструкции исторической сцены, там артист вместо старинной лепнины обнаружил папье-маше и дешевую пластмассу. Вообще, внутреннюю отделку театра Цискаридзе сравнил с убранством пятизвездочного отеля в Турции.

Зрительскую часть театра сможет увидеть каждый зритель. Он увидит, к примеру, что вместо старинной лепнины - пластмасса или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской. [...] Не осталось в театре и ни одного бронзового канделябра.

Все это рассказал артист балета корреспонденту газеты "Завтра". Еще резче высказался Цискаридзе в интервью агентству "Интерфакс", прямо назвав прошедшую реконструкцию вандализмом.

Все, что сделали с Большим театром, - это вандализм... Говорят, например, что сделали замечательные гримуборные, но это совсем не так. Что в них замечательного, если в них даже нет окон.

Вскоре после этого появилось письмо, адресованное президенту России Владимиру Путину, в котором деятели культуры требовали уволить генерального директора Аксанова, заменив его Цискаридзе.

Нападение на Филина

В начале 2013 года герой нашей статьи оказался в центре скандала, связанного с атакой на художественного руководителя Большого театра В СМИ появилась информация, что между знаменитостями произошел конфликт. 17 января на художественного руководителя было совершено покушение, неизвестный плеснул Филину в лицо кислотой. В результате в организации покушения виновным был признан солист Большого театра Павел Дмитриченко. Его приговорили к шести годам колонии строгого режима.

При этом Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов заявлял, что мотивом стало намерение сместить Филина с поста руководителя балета, а в интервью изданию "Сноб" он даже не исключил причастности Цискаридзе к этому преступлению:

У меня ощущение только одно: все, что случилось, - это закономерный итог того беспредела, который создавался в первую очередь Николаем Максимовичем Цискаридзе. Поливание грязью театра и его сотрудников, постоянные интриги и уверенность в собственной безнаказанности - фон, на котором стала возможна эта трагедия.

Цискаридзе был вызван на допрос в Следственный комитет. Обвинение ему предъявлено не было. Филин продолжал работать в Большом театре, до марта 2016 года он руководил балетной труппой.

Договор не продлен

В марте 2013 года Цискаридзе заявил в эфире Первого канала, что переживает по поводу своего будущего в Большом театре. По его словам, у него уже накопились два выговора за нарушение трудовой дисциплины. Как отмечал герой нашей статьи, таким образом руководство театра решило от него избавиться.

Артист решил обжаловать вынесенные трудовые порицания. Одно из них суд даже отменил, о чем Цискаридзе в интервью рассказал "Московскому комсомольцу". Но на его будущее в театре это не оказало принципиального влияния. 1 июля того же года руководство не стало с ним продлевать истекший трудовой договор.

Работа в Академии

В октябре 2013 года Цискаридзе и министр культуры Российской Федерации прибыли в Петербургскую академию русского балета, которая носит имя Агриппины Вагановой. Затем, как отмечалось многими сотрудниками, в нарушение устава учебного заведения Цискаридзе был представлен трудовому коллективу в качестве исполняющего обязанности ректора. Его предшественница, которая до этого занималась исключительно хозяйственными функциями, была переведена на работу в Михайловский театр.

В результате этих перестановок худрук Академии которая фактически оказалась в подчинении у артиста, вскоре оставила свою должность. Место нового художественного руководителя было предложено занять балерине Мариинского театра, которую звали Примечательно, что она на тот момент еще не закончила свою карьеру.

4 ноября члены трудового коллектива Академии обратились с официальным письмом в Министерство культуры. В нем содержалось требование отменить назначение Цискаридзе ректором, а Лопаткиной - художественным руководителем. При этом сама балерина никак не комментировала происходящее. А вот Цискаридзе активно общался с журналистами, излагая им свою точку зрения на все происходящее вокруг. В частности, он заявлял, что продлевал трудовой договор с Асылмуратовой, однако она сама решила уволиться, не пожелав распространяться о причинах своего ухода.

В должности ректора

29 ноября героя нашей статьи официально утвердили в должности ректора, его поддержали 227 сотрудников с правом голоса, против высказались только 17. Так, он стал первым в истории Академии руководителем, который сам ее не заканчивал. Он был не в курсе педагогических и исполнительских традиций, годами существовавших в этом учебном заведении.

По слухам, которые активно распространяла Ксения Собчак (на тот момент она была телеведущей), возглавить Академию балета Цискаридзе помогла Екатерина, супруга главы государственной корпорации "Ростех" Сергея Чемезова. Сам Цискаридзе уверял, что его об этом попросила небольшая, но влиятельная группа людей. Об этом он рассказывал в интервью журналу Forbes.

Тогда небольшая солидная группа людей уговаривала. Уговаривали потому, что я прекрасно понимал - у меня, как у московского артиста по выпуску, в Ленинграде будет проблема с точки зрения позиционирования. Когда я уже решил, что пойду на эту должность, об этом прошел слух, некоторое количество людей стало кричать «караул»! Но при этом они все же говорили: «Дайте ему карт-бланш, и вы увидите, какой он!» И те, кто меня поддерживал, кто ко мне хорошо относился, тоже говорили: «Дайте ему карт-бланш, и уже, наконец, пусть человек реализуется, покажет, что он может». Меня назначили и в первый же день сказали: «У вас карт-бланш. Абсолютный. Кого хотите увольняйте, что хотите меняйте, какую хотите реорганизацию делайте». И полгода меня не трогали вообще. И через полгода Владимир Ростиславович (прим. ред. - Мединский) мне с юмором сказал: «Вы знаете, Коля, мы поражены, потому что все говорили, что будет катастрофа. Но ни одной жалобы - ни от родителей, ни от педагогов, ни от кого-либо не последовало». И это действительно так - кроме положительных отзывов, я в последние месяцы не получаю ничего. Нет смысла умалчивать, что у меня есть подчиненные, которые, скажем, не приняли меня, были категорически против, но мы за все это время не сказали ни одного слова плохого друг другу. Мы сейчас работаем в тандеме, очень сцеплено. Я всем говорю: «Господа, это произошло только по одной причине - потому что и они, и я работаем в Академии». Я не работаю для себя.

Сейчас Цискаридзе остается на посту ректора Академии.

Личная жизнь

Сколько лет Цискаридзе? этим вопросом сегодня интересуются многие поклонники его таланта. Сейчас Цискаридзе 44 года, о своих предпочтениях в жизни и искусстве он рассказывал не раз. В частности, он ярый поклонник Эдварда Радзинского, Леонида Парфенова, Его любимое художественное произведение - сказка "Русалочка" датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Эта история в свое время его просто покорила.

О личной жизни Николая Цискаридзе известно не много. Хотя журналисты часто задают ему вопрос о том, кто его дама сердца, не собирается ли он жениться. Но в ответ слышат практически всегда одно: личная жизнь Николая Цискаридзе скрыта от посторонних глаз, сам он не был женат и не спешит заключать брак.

Среди его родных немало людей, связанных с актерской профессией, например актриса, его двоюродная сестра, которую зовут Вероника Ильинична Ицкович. Семья Цискаридзе всегда была творческой. Его отец, Максим Иосифович (по другим источникам - Николаевич), работал скрипачом. Бабушка по папиной линии до замужества играла в театре. Кстати, по национальности она была француженкой. Несомненно, именно семья Цискаридзе воспитала в нем любовь к искусству и балету.

Круг общения у героя нашей статьи, по его собственному признанию, преимущественно профессиональный. Большую часть времени он посвящает работе, поэтому друзьями Цискаридзе в основном являются коллеги. При этом в интервью изданию "Спутник Грузии" он отмечал, что общение сейчас затруднено из-за активного развития социальных сетей, многие его друзья проводят там времени больше, чем в реальной жизни. По его мнению, люди, которые слишком увлекаются общением в Интернете, со временем превращаются в зомби.

Почему я не приемлю социальные сети? Дело в том, что несколько лет назад заметил, как многие мои друзья и подруги старше меня, солидные и взрослые люди, вдруг начали превращаться в каких-то зомби. Они все время ставят лайки, проверяют «Инстаграм» и что-то еще. И когда я стал этим интересоваться, они начали уговаривать меня зарегистрироваться. Но я ответил, что мне это не интересно и пока хочу к ним присмотреться.

Мои друзья из приятных собеседников потихоньку стали превращаться в зомби. Вместо того, чтобы сидеть за столом и разговаривать, они все время что-то лайкают. Мне не захотелось превращаться в такого человека. С тех пор я принял решение, что не буду всем этим заниматься.

Отношения с Анастасией Волочковой

Напряженные отношения у Цискаридзе сложились со знаменитой российской балериной Анастасией Волочковой, которая вместе с ним работала в Большом театре. Он утверждал, что она стала одной из виновниц конфликта, из-за которого в результате пострадал Филин.

Цискаридзе о Волочковой в интервью изданию "Сноб" рассказал не самые лицеприятные вещи. В частности, он упомянул, что конфликт касался лишнего веса балерины.

Когда Волочкова работала в Большом театре, она была на исключительном положении. Ей разрешали не просто делать все, а на каждом спектакле лично господин Иксанов со Швыдким дарили ей цветы, целовали руки. И первый шок ожидал меня, когда я ехал по городу. На Моховой улице, между Манежем и МГУ, увидел перетяжку: «Анастасия Волочкова в Кремле», а внизу маленькими буквами было написано: «С труппой Большого театра». Весь ужас заключался в том, что это были официальные спектакли Большого театра в ГКД, Настя была участником всего лишь одного из четырех спектаклей. Я пришел к генеральному директору и сказал: «Анатолий Геннадь-евич, раньше я считал, что работаю в государственном учреждении, теперь выясняется, что в коллективе на подтанцовках у Волочковой?» На что он мне ответил: «Николай, вы понимаете, кто ее спонсоры, понимаете, кто за ней стоит?» Я ему сказал: «Я народный артист, на минуточку, не мальчик из кордебалета. А у нее даже звания нет».

По утверждению Цискаридзе, после этого разговора у него начались конфликты и проблемы в Большом театре. Правда, стоит признать, что он был не одинок в своих претензиях к Волочковой, отмечая ее исключительное положение в труппе Большого театра, которое многие считали незаслуженным.

Герой нашей статьи рассказывает, что из-за Волочковой у него даже возникла пауза в отношениях с Иксановым. К тому же сильно недоумевали балерины, которым регулярно отказывали в ролях ради Анастасии. На все недоуменные вопросы Иксанов отвечал, что ему звонили с самого верха, и он не мог отказать.

Ходили даже слухи, что нападение на Цискаридзе, в результате которого его избили, тоже произошло из-за Волочковой. Сама Анастасия рассказывала эту же историю со своей точки зрения. В те времена ее ухажером был влиятельный бизнесмен Сулейман Керимов, который после расставания даже устроил ей бойкот на представлениях Большого театра. Со временем все переросло в личный конфликт между Волочковой и Иксановым, который удалось разрешить только в суде. В 2003 году Волочкова ушла из Большого театра, начав сольную эстрадную карьеру.

Будущее образования

Об общественных взглядах Цискаридзе хорошо известно из его интервью известному журналисту Владимиру Познеру на Первом канале в программе "Познер". Герой нашей статьи подробно рассказал о своем детстве, о том, как начал жить в Москве. При этом выразил опасения по поводу того, сумеет ли Россия сохранить систему образования в области театрального искусства, которая сложилась в последние годы.

«Мы, наше общество, хотим убить это, потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать детей бесконкурсно с 15 лет. И объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги в балете желательно ставить с 9-10 лет.

На том основании, что обучение в хореографических училищах в России проходит на бюджетной основе, он предлагал ввести для всех выпускников обязательную отработку в государственных театрах в течение нескольких лет без возможности сразу уехать за границу. По его мнению, такие артисты обязаны принести пользу своей стране, которая дала им одно из лучших хореографических образований на планете.

Общественные взгляды

В 2014 году Цискаридзе подписался под обращением российских деятелей культуры к Владимиру Путину, в котором они выражали поддержку главе государства в вопросе присоединения Крыма. В самом конце 2017 года он вошел в состав инициативной группы, которая выдвинула Владимира Путина в президенты России. Был зарегистрирован его доверенным лицом на выборах.

Николай Максимович Цискаридзе появился на свет в грузинском городе Тбилиси в новогоднюю ночь 1973 года. Отец Максим Николаевич был скрипачом и участия в воспитании сына не принимал. Николая воспитал отчим, педагог по профессии. Мама Ламара Николаевна тоже преподавала, ее предметами были физика и математика. Но самое большое влияние на становление личности ребенка оказала няня, по национальности украинка. Именно с ней маленький Коля проводил львиную долю свободного времени.


Для того, чтобы юноша развивался всесторонне, его с ранних лет водили на самые разнообразные выставки и театральные постановки. Таким образом, мальчик очень рано приобщился к миру высокого искусства. Первой “любовью” Николая стал балет «Жизель». Сперва мама с отчимом не одобрили подобное увлечение своего ребенка, ведь они ожидали, что Коля пойдет по их педагогическим стопам. Николай был категорически не согласен с этим и решился на бунт: в 1984 году самостоятельно написал заявление о приеме в Тбилисское хореографическое училище и был зачислен на курс. После зачисления юноша рассказал о предпринятом шаге дома и вновь наткнулся на стену непонимания со стороны матери. Преподаватели Цискаридзе убедили родителей, что мальчик обладает исключительным талантом, который нельзя игнорировать.


Совсем скоро стало ясно, что Тбилисское хореографическое училище — слишком маленький плацдарм для такого большого дарования, как Цискаридзе. Это случилось в 1987 году, и практически сразу Николай вступил в класс П.А. Пестова Московского академического хореографического училища. Спустя пять лет Николай заканчивает его в звании лучшего ученика класса. На этом хореографическое образование Цискаридзе не закончилось, и он идет учиться в Московский государственный хореографический институт, который заканчивает в 1996 году.

Театр

После завершения обучения в московском училище Николай прошел пробы на участие в труппе Большого театра. Там он обратил на себя внимание Юрия Григоровича, который повлиял на то, чтобы молодое дарование стало участником труппы. Первыми наставниками в Большом для Цискаридзе стали Николай Симачев и Галина Уланова, которые позже передали его в руки Николая Фадеечева и Марины Семеновой.


По сложившейся балетной традиции Николай Цискаридзе дал старт своей танцевальной карьере выступлениями в кордебалете. Премьерной ролью в 1992 году стала партия Конферансье в постановке «Золотой век». В 1993 он получил роль Дона Хуана в балете под названием «Любовь за любовь». Далее были партии в постановках «Щелкунчик» (Французская кукла), «Спящая красавица» (принц Фортюне), «Ромео и Джульетта» (Меркуцио).

1995 год отметился в биографии танцора первой главной ролью, которой стала партия в «Щелкунчике». Следующими центральными работами для Николая стали партия Джемса в балете «Силифида» и Паганини в одноименной постановке «Паганини».


В 2001 году Николай отметился сразу двумя главными ролями в одной постановке. Примерно в то же время началось творческое сотрудничество Николая Цискаридзе с Роланом Пети, балетмейстером из Франции. Пети отдал Цискаридзе центральную партию в своей постановке «Пиковая дама» на подмостках Большого театра. После огромного успеха Николая Ролан предложил ему самостоятельно выбрать следующую постановку, и танцор остановил свой выбор на партии Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери».

Позже Цискаридзе довелось выступить на подмостках «Ла Скала». Это произошло на гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева. Участие в данном проекте Николай разделил со Светланой Захаровой. Далее танцору довелось танцевать на весьма солидных сценах: в Театре Московской оперетты, в Государственном Кремлевском дворце и прочих.


Вместе с такими известными танцорами, как Анхель Корейя, Итан Стифел и Йохан Кобборг Николай Цискаридзе вошел в состав первой труппы, которая в 2006 презентовала проект «Короли танца» в Америке. В 2008 году он снова посетил Америку с гастролями, но уже в проекте «Звезды ХХI века». Кроме театральной и концертной деятельности, Николай Цискаридзе также был героем документальной картины «Николай Цискаридзе. Быть звездой…» и стал участником одного выпуска тележурнала «Ералаш».

За свою деятельность танцор отмечен множеством государственных, международных премий и различными наградами. Также отмечен званием Народного артиста Российской Федерации и Народного артиста республики Северная Осетия.

Скандалы

Осенью 2011 года Цискаридзе высказал свое неоднозначное мнение по поводу шестилетней реставрации Большого театра. Танцор был крайне недоволен внутренней отделкой как сцены, так и остальным внутренним дизайном.

В ноябре 2013 года президенту Российской Федерации В.В. Путину было направлено коллективное письмо деятелей культуры, в котором они просили отставки нынешнего главы Большого театра А. Иксанова и назначения на эту должность Н. Цискаридзе. А уже в январе 2013 премьер оказался вовлеченным в скандал вокруг художественного руководителя «Большого» Сергея Филина. Суть скандала заключалась в покушении на Филина, которому выплеснули в лицо кислоту. Эти и другие нюансы привели к тому, что Большой театр отказался продлевать контракт с Цискаридзе, и 1 июля 2013 года танцор покинул театр.

В этом же году, в октябре, Николай оказался вовлеченным в еще один конфликт, но теперь в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. Нарушая правила устава, министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский представил Николая Цискаридзе коллективу Академии как нового исполняющего обязанности ректора. Произошел целый ряд кадровых изменений, и в ноябре 2013 года педагогический коллектив учебного заведения совместно с балетной труппой Мариинского театра обратился в Министерство культуры с просьбой пересмотреть назначение Цискаридзе и последующие за этим событием кадровые перестановки. И все-таки спустя год Николай Цискаридзе был утвержден в должности ректора Академии русского балета и стал первым руководителем, который не заканчивал данное учебное заведение.

Личная жизнь

Танцор сам отмечает, что в силу сложности и тяжести своего характера не завидует своим близким. Но в суровой балетной среде с другим характером делать нечего.


Личная жизнь танцора очень мало освещена, и все же он не отрицает того, что у него, как у любого нормального человека, бывают влюбленности и привязанности. Но все они проходят, и танцор не представляет себя ни в роли мужа, ни в роли отца. Вся его личная жизнь сегодня – это работа, постановки и его ученики.

Ольга Шаблинская, «ПРО Здоровье»: Талия у вас по-прежнему 66 см?

Николай Цискаридзе: Ой, теперь уже не 66, и слава богу. Сейчас могу есть всё, что хочу. Я так счастлив от этого. Когда началась травля на меня и все стали говорить: «Вы посмотрите, как он увеличился», - я ничего не отвечал. Что значит «увеличился»? Костюм как застёгивался на мне 20 лет назад, так и застёгивается. Другое дело, что юноша в 20 лет и мужчина, даже если он худой, в 40 не могут выглядеть одинаково. Несмотря на то что размер сохраняется, земное притяжение никто не отменял.

- Помню, вы раньше мне говорили, что едите эклеры после сковородки картошки.

Это я ел до 33 лет. Потом уже вечерами не ел. А сейчас стараюсь держать себя в форме, чтобы размер одежды оставался прежним. У меня много красивых вещей, которые надо будет выбрасывать. Больше меня ничего не волнует. Меня никогда не волновало, как я выгляжу в жизни, для меня главное было - результат на сцене. А сейчас для меня главное - как дети выглядят на смене, во что они одеты, чтобы они не сели на холодный пол, чтобы везде лежали ковры.

Я прочитал очень хорошую фразу: не надо воспитывать детей, воспитывайте прежде всего себя. Когда ты ребёнку говоришь «не кури», но сам при этом не выпускаешь сигарету изо рта, грош цена твоим словам. Поэтому я в последнее время очень много занимаюсь самовоспитанием.

«Не буду старым принцем»

Сегодня вы исполняете только острохарактерные небольшие партии. А почему перестали выходить на сцену в крупных ролях?

Я давно сказал: никогда не буду старым принцем. Это трагично, когда дяденька старше 40 лет бегает и изображает из себя юношу. Движения-то он делает, но бег уже немолодой. Я остановил это сознательно, на пике. Всегда смотрел на «умирающего лебедя» и думал: «Какой класс! Ходишь из угла в угол и «падебуришь». Вот бы мне такую роль простую». И теперь она есть - Фавн, например. (Смеётся.)

Николай Цискаридзе в роли Фавна. Фото: www.russianlook.com

Ваши воспитанники недавно с триумфом выступили в Кремле. Когда приступали к ректорской работе в академии, верили, что удастся достичь такого успеха?

Абсолютно был уверен. Я знаю, как умею работать. И потом, видел тот материал, с которым мне повезло встретиться. Это выступление - совместный труд и мой, и всего педагогического состава. Мы целый год работали. Такого сложного р-епертуара, который показали в этом году, ещё нигде и никогда не было. Первый акт - «Спящая красавица». Это наше всё, Петипа. Далее - хореография одного из выдающихся выпускников академии, Джорджа Баланчина, на музыку Глазунова - вариация на тему «Раймонды». Балеты Баланчина в академиях не танцевали никогда. Были разные номера, но так, чтобы целиком балет, - нет.

В Мариинском театре мы показали выпускной спектакль три раза, и выступление имело грандиозный успех. И я счастлив, что переполненный 6-тысячный зал Кремлёвского дворца съездов 20 минут стоя приветствовал учащихся академии!

- По работе вы большую часть времени проводите в Санкт-Петербурге. Чувствуете себя уже питерцем?

Я живу в Москве, а служу в Питере. Я родился в Тбилиси, но вырос в Москве. Москвичом по воспитанию и менталитету навсегда и останусь. Для меня станция метро «Фрунзенская» - это мой дом. Поэтому не мыслю жизнь в другом месте.

Я в детстве понял, что не хочу никуда уезжать. У меня были такие предложения! Я был очень способным ребёнком в своей профессии. Но для меня были Большой театр и Москва самыми главными. Я летел со всех концов мира, если у меня стоял в афише спектакль в Мариинке или Большом. Никогда в жизни не отменял ни одного представления. И мне было безразлично, откуда лететь - из Нью-Йорка или из Токио.

- Многие считали ваше судейство в таких проектах, как шоу «Танцы со звёздами», красивым пиар-ходом...

О каком пиаре идёт речь? Помните, раньше в каждом киоске «Союз-печати» продавались открытки, постеры, календари с фотографиями всех звёзд Большого театра? Их популяризировали, как космонавтов. Артисты балета и оперы участвовали в таких передачах, как «Утренняя почта», «Кинопанорама», «Музыкальный киоск». Странно, почему все считают, что им было можно, а нам нельзя?!

Сейчас у многих артистов есть пресс-агенты, которые обзванивают ТВ и радио, просят: «Пригласите в программу». Я никогда за свои годы служения в Большом не позвонил ни на один канал и не сказал: «Пригласите меня». Или «Почему вы не пустили сюжет со мной, а пустили с Иваном Ивановичем?». В отличие от очень многих людей, которые меня окружают. Моё появление на ТВ - это всегда инициатива со стороны программ. Допустим, те же «Танцы со звёздами». Когда шоу делали первый раз, меня уговаривали принять участие. Я отказался: у меня были так подписаны контракты, что я не попадал под их расписание. Когда делался первый «Лёд», мне сказали: «Поставьте дни, когда вы можете, и дальше мы со всеми другими членами жюри будем вести переговоры».

Судьи проекта «Танцы со звездами». Фото: Кадр youtube.com

«Нынешние дети очень отличаются от нас»

Николай, многие мэтры культуры говорят: современное молодое поколение родилось с долларами в глазах, а в советское время, мол, было служение идее, патриотизм… На ваш взгляд, нынешняя молодёжь отличается от вашего поколения?

Очень сильно отличается прежде всего получением информации и обработкой её. Не надо забывать, что сейчас дети имеют такой быстрый доступ к любой информации, о которой мы не могли никогда даже мечтать. Для того чтобы нам выяснить что-либо, надо было бежать в библиотеку и искать, в какой книге это написано. А им надо взять и открыть, как я говорю, старика Вики-педа. Вот и всё. И это совершенно меняет жизнь.

Мы стояли часами у проходной для того, чтобы нас пропустили, - два человека из всей школы счастливчиков. Посмотреть какой-нибудь спектакль. А мы потом рассказывали друзьям. А им не надо никуда бежать - они сели и в YouTube вечером посмотрели всё. Колоссальное изменение в миро-воззрении произошло. И я считаю, что это к лучшему.

В пальто на сцену не входить!

Николай, не могу не спросить. Сегодня вы - ректор Академии балета в Питере. И всё же, только честно, вам не обидно от того, как вас некрасиво «ушли» из Большого?

Я очень счастлив, что это произошло именно так. Если вы возьмёте любого большого артиста, который являлся театральной эпохой (перечислять можно долго: Карпакова, Вишневская, Светланов, тот же Горский, Плисецкая), то заметите: все из этого театра уходили так. Это главный признак твоей исключительности, того, что ты был «лица не общим выраженьем».

Я уверен, что история циклична. Многое из того, что происходит сейчас, практически один в один написано в мемуарах Шаляпина. Начало ХХI века. Но всё то же самое... Он тоже говорит о том, что менеджер не может руководить таким коллективом, как Большой театр. Человек, который учился тому, чтобы сводить дебет с кредитом, не может влиять на художественную политику.

- Допускаете, что пойдёте в Большой театр как зритель?

Конечно, если будут показывать что-то интересное. Например, если Маша Гулегина (оперная певица, сопрано. - Ред.) приедет. Я точно знаю, что эта опера будет первоклассной. Но то, что иногда поёт рядом или как звучит оркестр, - у меня это вызывает удивление. Я вырос в другом Большом театре, где было всё на высшем уровне.

Я стараюсь не давать оценки происходящему в Большом. Всего, чего добивался, достиг сам. Я шёл по честному пути. И Захарова, и Лопаткина шли по честному пути. Они не просто так номер 1.

Но моё отношение к Большому никогда не изменится. Для меня это мой дом и храм. Клянусь вам: я мог за шиворот выбросить человека, который входил в верхней одежде на сцену. Потому что для меня это святое место.

Подробности Создано: 13.04.2016 12:19 Обновлено: 01.01.2018 14:03

Всех интересует личная жизнь Николая Цискаридзе - уникального и талантливого человека, который обладает всеми природными данными. Они позволили ему, добиться успехов в танцевальном искусстве. В этой статье мы расскажем о нем все.

У него грузинские корни, высокий рост, атлетическая и стройная фигура, привлекательная восточная внешность и это еще не все его преимущества. По натуре он также пластичен и очень музыкален, и многие женщины мечтают видеть его в качестве мужа.

Фото Николая Цискаридзе



Поговаривают, что танцор не раз утверждал, что такое чувство как любовь никогда в нем не присутствовало, наоборот оно ему мешало и он всегда его подавлял, поэтому личная жизнь Николая Цискаридзе не совсем удалась. Ведь для человека, который играет в балете и предан искусству, эмоции, такие как любовь, мешают строить карьеру, не дают сосредоточиться на сцене. По этому, он посвятил свою жизнь только балету, подавив все романтические чувства. И теперь он не позволяет себе, им поддаваться.




Жена и дети

Ходят слухи, что Николай Цискаридзе официально одинок, не имеет детей и многие интересуются ориентацией (не голубой ли он). Но у него все таки есть пассии. Иногда встречаются короткие романы, которых он конечно не афиширует. Он утверждает, что не любит выносить свою личную жизнь на публичное обозрения и рассказывать слезливые истории о несчастливой любви. Он конечно планирует в скором времени найти себе жену и стать счастливым отцом, но его требования к будущей супруги очень большие. Пока ни одна барышня не прошла жесткий отбор на супружескую должность.




Женщины в жизни Николай Цискаридзе

Некоторые источники утверждают, что у него был роман с Натальей Громушкиной, Анастасией Волочковой и партнершей по балету Ильзе Лиепой. Ниже вы можете увидеть его фото из инстаграма.

Наталья Громушкина