Классический балет "Коппелия." Музыка Лео Делиба. Коппелия Коппелия большой театр

Коппелия Балет в двух актах

Композитор — Лео Делиб

Либретто — Ш . Нюиттер , Артур Сен Леон.

Постановка и хореография Артур Сен Леон , Мариус Петипа .

Редакция — Юрий Ветров, Елена Радченко.

Сценография и костюмы — Сергей Радченко , Елена Радченко .

История спектакля

В этом балете интересные классические танцы . Интересные характерные танцы . И очень интересная пантомима . То есть имеют место быть все три кита , на которых стоит старый классический балет . И плюс - замечательная музыка Делиба .

Помимо отличных танцев , есть у этого старинного балета и еще два неоспоримых достоинства . Во первых , « Коппелия » - это комедия , а их не так много числится среди шедевров классического наследия . Во вторых , комедия с прекрасной музыкой .

Главная сюжетная линия этого веселого балета , как ни странно , взята из совершенно невеселых новелл Гофмана , преимущественно - из « Песочного человека ». У Гофмана любовное увлечение юноши куклой заканчивается трагически , а в балете - свадьбой этого юноши с живой и энергичной красавицей - Сванильдой , сумевшей противостоять коварному создателю куклы - Коппелии , чуть было не ставшей роковой разлучницей .

« Коппелия » увидела свет рампы в 1870 г . в Парижской опере . Ее создателем стал Артюр Сен Леон - хореограф , а также танцовщик виртуоз , знаток танцевального фольклора , композитор и скрипач . Его предметный интерес к « танцам народов мира » и обусловил появление в музыкальной партитуре такого богатого « набора » основанных на фольклоре танцевальных мелодий .

За те четырнадцать лет , что прошли с момента парижской премьеры до собственной постановки Петипа на сцене петербургского Большого театра , « Коппелия » вышла на сцены Брюсселя , московского Большого театра и Лондона . До конца XIX века балет был поставлен также в Нью Йорке , Милане , Копенгагене , Мюнхене и еще раз в Петербурге , теперь уже на сцене Мариинского театра . XX век также отдал дань этому балету , предложив в том числе и очень современные прочтения и даже временами отказываясь от его комедийной стихии .

Краткое содержание:

1акт- Картина 1 .

В маленьком городке в Галиции готовятся к празднику, Коппелиус- мастер кукол , готовит сюрприз . Накануне всех жителей потрясла невероятная новость . У Коппелиуса поселилась очаровательная девушка , причём никто не знает ,кто она! Незнакомка занимает умы молодёжи . Юноши на перебой старались с ней познакомиться , хотя и безуспешно , а девушки ревниво следили за ними! Впрочем , одному из молодых людей , Францу , повезло : девушка не только ответила на его поклон , но и ответила ему воздушным поцелуем! Из-за этого у Франца возникла размолвка с его любимой Сванильдой , которая отказалась с ним общаться .

Вечереет. Молодые люди стараются проникнуть в дом Коппелиуса , но хозяин застаёт их на месте и разгоняет . В суматохе он теряет ключ от дома . Сванильда с подругами находит ключ , и девушки решают пробраться в дом , чтобы узнать ,кто эта прекрасная незнакомка!

Коппелиус возвращается , находит дверь открытой и тихо входит в дом , желая поймать непрошенных гостей! И в то же время Франц , обиженный на Сванильду , решается через окно влезть к незнакомке , не зная , что в доме уже находятся Сванильда и Коппелиус!

Картина2

Пробравшись в дом , девушки видят там множество кукол . Среди них прекрасная незнакомка , которая тоже оказалась куклой! На радостях девушки заводят всех кукол и танцуют . Коппелиус застаёт их! Подруги успевают убежать , но Сванильду задерживает Коппелиус В это время в окне появляется Франц! Сванильда жалуется Мастеру на измену юноши . Доброму Коппелиусу жаль девушку и он предлагает разыграть Франца и проучить его! Подпоив ветреного юношу вином , он переодевает Сванильду в платье куклы и знакомит его с прекрасной незнакомкой. Юношу смущают угловатые движения девушки.

Когда же Коппелиус сообщает ему ,что это кукла , Франц не может придти в себя от изумления!Полюбовавшись на танцы прекрасной куклы Франц собирается уходить . Коппелиус останавливает его и говорит что может оживить куклу! Франц не верит ему- но кукла действительно ожила!Франц убеждается в этом послушав её сердце! Она ожила! Франц просит её руки , теперь его измена очевидна! Сванильда срывает с себя парик куклы и заставляет Франца раскаяться в своём поступке . Юноша умоляет её о прощении . Сванильда неумолима! Однако раскаяние Франца так искренне , а их любовь так очевидна , что вмешательство Коппелиуса , решившего помирить влюблённых , приводит всё к благополучному концу!

2 акт — Картина3

Наступил долгожданный праздник. Площадь наполняется народом, начинаются танцы. В разгар веселья мастер просит внимания! Он вносит таинственную незнакомку, поворачивает ключ, и она танцует! Очаровательная девушка в окне оказалась куклой! Жители города восторгаются мастерству Коппелиуса и встречают новых, жениха и невесту — Франца и Сванильду!!!

«Коппелия, или Девушка с голубыми глазами» - балет-пантомима на музыку Лео Делиба в двух актах, трех картинах. Сценаристы Ш. Нюиттер, А. Сен-Леон (по Э. Гофману), балетмейстер А. Сен-Леон , художники Ш. Камбон, Э. Деплешен, А. Лавастр, А. Альбер.

Действующие лица:

  • Коппелиус
  • Коппелия
  • Сванильда
  • Франц
  • Бургомистр
  • Подруги Сванильды, девушки и юноши, горожане, куклы-автоматы

Действие происходит в небольшом городке на границе Галиции в эпоху Гофмана (рубеж XVIII - XIX веков).

История создания

Над балетом «Коппелия», ставшим рубежным в творчестве Делиба, композитор начал работать в 1869 году, после того, как проявил свой талант и изобретательность, написав музыку дивертисмента к балету Адана «Корсар» и создав «Сильвию», которой позднее восхищался Чайковский. Балет был написан по либретто Шарля Луи Этьена Нюитера (настоящая фамилия Трюине, 1828-1899), известного французского либреттиста и писателя, многолетнего архивариуса Grand Opera, автора текстов многих опер и оперетт, в частности оперетт Оффенбаха. В работе над либретто «Коппелии» принял участие и инициатор создания балета, хореограф Артюр Сен-Леон (настоящее имя и фамилия - Шарль Виктор Артюр Мишель, 1821-1870).

Сен-Леон был разносторонне одаренным человеком. Он дебютировал почти одновременно как скрипач (в 1834 году в Штутгарте) и как танцовщик (в 1835-м в Мюнхене), а затем в течение более десяти лет выступал как ведущий танцовщик на сценах многих городов Европы. В 1847 году Сен-Леон начал работу балетмейстером в парижской Академии музыки (позднее - Grand Opera), в 1848 году в Риме осуществил свою первую балетную постановку, а с 1849 года стал работать в Петербурге, где за 11 лет поставил 16 балетов. Примечательно, что к написанию музыки балетов он начал привлекать новичков в этом жанре, в частности Минкуса и Делиба. Прекрасный музыкант, обладавший удивительной памятью, Сен-Леон ставил балеты и на собственную музыку («Скрипка дьявола», «Сальтарелло»), в которых сам исполнял скрипичные соло, чередуя игру на скрипке с танцем. К тому времени, когда вместе с Делибом и Нюитером Сен-Леон приступил к созданию «Коппелии», он был уже видным маэстро, пользовавшимся заслуженным авторитетом.

В основу сюжета «Коппелии» положена новелла знаменитого писателя-романтика и музыканта Э. Т. А. Гофмана (1776-1822) «Песочный человек» (1817), в которой рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, сделанную искусным мастером Коппелиусом. В отличие от новеллы Гофмана с присущими ей чертами мистики, эта сторона в балете была практически отброшена. У либреттистов получилась занимательная комедия, основанная на мимолетной ссоре и примирении влюбленных. «Коппелия» стала лебединой песней Сен-Леона - он умер через два месяца после премьеры.

Премьера «Коппелии» в хореографии А. Сен-Леона состоялась 25 мая 1870 года на сцене парижского театра Grand Opera. Большой успех, выпавший на долю «Коппелии» на премьере, сопутствует этому балету и до сих пор - он идет на многих сценах мира, являясь классикой жанра. В России он был впервые поставлен 24 января 1882 года в московском Большом театре Й. Хансеном, следовавшим хореографии Сен-Леона. Почти через три года, 25 ноября 1884 года, премьера «Коппелии» состоялась и в столичном Мариинском театре в хореографии знаменитого М. Петипа (1818-1910). Существует также вариант А. Горского (1871-1924), осуществленный в Большом театре в 1905 году.

Сюжет

Площадь немецкого городка. В окне одного из домов видна фигура девушки, сидящей с книгой. Эта девушка никогда не выходит на улицу, но ее необычайная красота привлекает всех. Многие юноши, считающие ее дочерью мастера Коппелиуса, не только заглядываются на нее, но порой пытаются проникнуть в дом, двери которого всегда заперты. Сванильда, невеста Франца, подозревает, что ее жених тоже увлечен Коппелией. Она приходит к дому Коппелиуса в тот самый момент, когда на площади появляется Франц. Сванильда прячется. Франц же пытается обратить на себя внимание таинственной девушки. Он кланяется ей, она отвечает на поклон. Коппелиус из другого окна насмешливо наблюдает за происходящим. Сванильда, стараясь казаться беззаботной, выбегает из своего укрытия за летящей бабочкой. Франц, увидев невесту, ловит бабочку и прикалывает к своей куртке. Сванильда возмущена его жестокостью. Франц пытается оправдаться, но Сванильда отказывается слушать.

Площадь заполняется народом. Бургомистр объявляет, что завтра будет праздник в честь поднятия большого колокола на городскую колокольню. Подойдя к Сванильде, бурогомистр спрашивает, не хочет ли она, чтобы ее свадьба с Францем состоялась завтра. Девушка отвечает, что между ними все кончено.. Раздосадованный Франц покидает площадь. Постепенно расходятся и горожане. Наступает ночь. Коппелиус отправляется в соседний кабачок. Сванильда никак не может распрощаться с подругами. Одна из них замечает оброненный Коппелиусом ключ. Девушкой предлагают Сванильде проникнуть в таинственное жилище. Охваченная любопытством и ревностью, та соглашается. И вот дверь открыта, стайка девушек исчезает за ней. На опустевшей площади показывается Франц. Отвергнутый невестой, он хочет попытать иного счастья. Может быть, Коппелия согласится бежать с ним? Франц приносит лестницу и приставляет ее к балкону. В эту минуту возвращается Коппелиус, обнаруживший потерю ключа. Франц еле успевает скрыться.

В мастерской Коппелиуса девушки рассматривают многочисленные книги, оружие, сделанные мастером автоматы. За занавеской они замечают Коппелию, сидящую с книгой в руке. Сванильда подходит к ней, берет ее за руку и обнаруживает, что это кукла. Развеселившиеся девушки нажимают пружины автоматов-кукол - старика, негра, китайца, мавра. Те начинают двигаться. Сванильда прячется за занавеску: она решила переодеться в платье Коппелии. Входит Коппелиус и прогоняет проказниц. В окне появляется Франц. Коппелиус хватаает его. Франц признается, что влюблен в девушку, которую считает дочерью Коппелиуса. Старик предлагает Францу выпить с ним. Юноша пьет вино, в которое подмешано снотворное, и засыпает. Коппелиус хочет передать жизнь Франца кукле. Он открывает магическую книгу и произносит заклинания. Коппелия поднимается со своего места и делает первые неуверенные шаги. Коппелиус в восторге от мнимой куклы. Ее походка становится легче, она начинает танцевать, сначала медленно, затем все быстрее. Следуют испанский танец с мантильей, затем зажигательная жига с шотландским шарфом. Коппелиус хочет остановить расшалившуюся куклу, но она ускользает от него. Разбудив Франца, Коппелиус выпроваживает его. Франц не понимает, что с ним произошло. Его удивление еще больше возрастает, когда из-за занавески выходит Сванильда и увлекает его вниз по лестнице. Коппелиус бросается за занавеску и видит валяющуюся на полу раздетую куклу. Как его обманули! Он рыдает среди автоматов, которые продолжают совершать причудливые движения.

На площади среди праздничной толпы помирившиеся Франц и Сванильда. Коппелиус обращается к бургомистру за правосудием: его дом разгромлен, сломаны игрушки-автоматы. Он требует покрытия убытков. Сванильда предлагает Коппелиусу свое приданое, но бургомистр бросает старику кошелек и дает сигнал начать праздник. Звонит колокол, возвещая зарю. Появляется Аврора в окружении полевых цветов. Новые удары колокола призывают на молитву. Аврора исчезает. Снова удары колокола - свадебный звон. Гименей и Амур символизируют счастливый брак. Раздаются звуки набата. Это война, раздоры. Поднято оружие, небо полыхает заревом пожара. Но колокол вновь звучит торжественно: мир возвращен.

Музыка

Музыка балета поэтична, эмоционально выразительна, образна и пластична. В ней присутствуют элементы симфонизации, и четко противопоставлены мир живых человеческих чувств и мир бездушных механизмов-кукол. В зарубежных исследованиях именно Делиба, а не Чайковского считают реформатором балетной музыки. Композитор умело использует лейтмотивы, характеризующие главных действующих лиц, что способствует и драматургическому единству.

Танцы балета пронизаны элементами пантомимы, которая скрепляет действие, создавая линию единого музыкально-драматургического развития. В отдельных танцах (польская мазурка, венгерский чардаш, шотландская жига и др.) композитор использует особенности национального фольклора. К «Коппелии» в наибольшей степени относятся слова академика Асафьева о Делибе: «Как человек, одаренный вкусом, чутьем и богатством мелодического, гармонического и инструментального изобретения, он создал совершенно изумительные по изяществу и элегантности стиля, блеску и в то же время ясности выражения балеты, в которых законченное совершенство точного и строгого рисунка тематического сочетается с гибко разработанной танцевальной ритмикой и богатством выдумки в сфере инструментального колорита».

Наиболее ярко обрисован композитором образ Сванильды, капризной, шаловливой, задумчивой, нежной. Вальс Сванильды из I акта - самый известный номер балета, часто исполняемый на концертной сцене в вокальном варианте.

Л. Михеева

«Коппелия» - один из популярнейших классических балетов в мире. Почти каждая балетная труппа от Копенгагена до Мельбурна имеет или имела в своем репертуаре этот веселый, праздничный спектакль. Своей популярностью «Коппелия» обязана в первую очередь музыке Лео Делиба (1836-1891), автора ряда балетов и опер, среди которых и знаменитая «Лакме ». Известно, что музыкой Делиба восторгались П. Чайковский и А. Глазунов.

Академик Борис Асафьев свидетельствовал: «„Коппелия", а через шесть лет за нею „Сильвия" решительно вывели балетную музыку на новый путь. Делиб создал совершенно изумительные по изяществу и элегантности стиля, блеску и в то же время ясности выражения балеты, в которых законченное совершенство точного и строго тематического рисунка сочетается с гибко разработанной танцевальной ритмикой и богатством выдумки в сфере инструментального колорита». Музыка «Коппелии» давно живет своей, порой не связанной с театральными подмостками, жизнью. Отрывки из нее звучат по радио, играются в концертах и записываются на дисках.

Сценарий балета принадлежит литератору Шарлю Нюитеру и хореографу Артюру Сен-Леону. Использовав мотивы ряда новелл Эрнста Теодора Амадея Гофмана («Песочный человек», «Автоматы» и другие), авторы мастерски трансформировали мрачноватые фантазии знаменитого немецкого романтика в не слишком замысловатый сюжет, в котором многочисленные комедийные ситуации оттеняются легкой и иронией и усмешкой. Главным героем балета стал не чудаковатый мастер механических кукол Коппелиус, а энергичная и находчивая девушка Сванильда, которая своими руками и, как принято в балете, ногами добывает себе личное счастье. Заметим, что при различных постановках «Коппелии» основные вехи сюжета оставались, как правило, неизменными, что не так часто случается в балетном театре.

Оригинальная хореография была сочинена Сен-Леоном - одним из крупнейших хореографов девятнадцатого века и одновременно скрипачом-профессионалом, автором ряда музыкальных сочинений. Вся его недолгая жизнь (он скончался в сентябре 1870 года) прошла в пути. Он ставил балеты в Лондоне и Риме, Берлине и Мадриде, Вене и Лиссабоне. С 1859 года он 11 лет провел в России, поставив на петербургской сцене, кроме прочего, балет «Конек-Горбунок ». Хореограф обогатил классический и характерный танец новыми выразительными средствами, был мастером сочинения разнообразнейших вариаций. Прежде всего женских, так как в то время в Европе мужской танец был не в чести настолько, что на премьере роль Франца исполняла мадемуазель Э. Фиокр. Может быть и поэтому оригинальная хореография «Коппелии» не сохранилась.

Зато последующие постановки посыпались как из рога изобилия. Бельгийский хореограф Йозеф Хансен уже в 1871 году ставит «Коппелию» (по Сен-Леону) в Брюсселе, а в 1882 и в Москве. В 1884 году в Петербурге Мариус Петипа, детально сохраняя оригинальный сценарий, сочинил для «девушки с голубыми глазами» новые танцы. Критика отмечала Варвару Никитину, создавшую «очень милый, поэтичный и ласковый образ Сванильды». Ей подстать были и партнеры - Павел Гердт (Франц) и Тимофей Стуколкин (Коппелиус). Через 10 лет постановку Петипа для Пьерины Леньяни обновил Энрике Чеккетти. Спектакль шел до 1926 года, кто только из балерин не танцевал Сванильду - Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, Анна Павлова, Вера Трефилова, Елена Смирнова и Елена Люком. В Москве свою «Коппелию» в 1905 году поставил Александр Горский. В главных партиях блистала знаменитая семья: Екатерина Гельцер (Сванильда), ее муж Василий Тихомиров (Франц) и отец Василий Гельцер (Коппелиус). Там же в Большом театре эту постановку обновляли в 1924 и 1948 годах, а в 1977 году для МХУ.

С середины 1920-х годов со сцены бывшего Мариинского театра исчезла не только «Коппелия» - в активно опекаемом местными властями театре не нашлось места и другим «легкомысленным» спектаклям. Их приютила менее официозная сцена Малого оперного театра. Здесь «Коппелия» ставилась неоднократно: в 1934 (хореограф Федор Лопухов), в 1959 (хореограф Нина Анисимова) и в 1973 (хореограф Олег Виноградов) годах.

Последняя из них была интересной по ряду причин, недаром она была показана зрителям 167 раз. с В ней впервые в столетней истории балета Делиба затанцевала механическая кукла. По замыслу балетмейстера ее по-своему виртуозная пластика должна контрастировать с танцем живых героев. Коппелиус - не зловещий безумец и не смешной и жалкий старик. Он - мастер своего дела. Свое лучшее творение - «девушку с голубыми глазами» - Коппелиус смастерил для испытания своего таланта (неужели никто не догадается, что это лишь танцующий манекен?) и для проверки истинности человеческих чувств. Последняя картина праздника городских ремесленников была развернута в форме грандиозной хореографической сюиты. Здесь, следуя заветам Сен-Леона и Петипа, характерный танец оттенял и обогащал танец классический. Это своего рода гимн творческому созидательному труду, в котором ясно выражены гордость городских умельцев, достоинство непревзойденного мастера Коппелиуса и в то же время радость исполнителей, с честью преодолевающих трудности своей нелегкой, но прекрасной профессии.

А. Деген, И. Ступников

«Коппелия» — один из немногих балетов, оставшихся от западноевропейской хореографии XIX столетия. Больше ста лет отделяют его премьеру от сегодняшнего дня.

25 мая 1870 года афиши Большой Парижской оперы объявили, что на ее сцене будет показан балет-пантомима в двух действиях и трех картинах «Коппелия или красавица с голубыми глазами». Модный тогда балетмейстер Артур Сен-Леон был автором либретто спектакля. Музыкальную партитуру балета создал композитор Лео Делиб.

Два этих имени ознаменовали две противоположные тенденции в истории музыкального театра Франции. Деятельность Сен-Леона связана с временем упадка былой содержательности хореографической культуры. Творчество Делиба принесло новаторские веяния в балетную музыку.

Расцвет буржуазности в годы Второй империи наложил свой отпечаток на художественную жизнь Парижа. В моду вошли откровенно развлекательные, зрелищные спектакли легких жанров. Еще жили в памяти старшего поколения парижан имена отца и дочери Тальони, Жюля Перро, Фани Эльслер. Это они в предыдущие десятилетия были создателями и исполнителями таких шедевров романтического балета, как «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда». Романтическая эпоха возвела балет в ранг, равный другим искусствам, доказала, что танец способен раскрывать такие сферы душевной жизни человека, которые неподвластны больше никаким другим видам театра. На руинах романтического стиля родилось искусство Сен-Леона. Часто он брал найденное его великими предшественниками, стремясь к наибольшей эффектности, варьировал его по-своему, сочинял блестящие танцевальные композиции, усложняя, видоизменяя в них танцевальную технику. Сен-Леон мастерски владел традиционными формами классики, виртуозно применял их на практике. Шлифуя, оттачивая формы и язык классического танца, хореограф подготавливал балетный театр к его великолепному взлету конца XIX столетия, связанному с русской хореографией, с рождением таких спектаклей, как «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» П. Чайковского. Их авторы – композитор П. Чайковский, хореографы Л. Иванов и М. Петипа принесли в балет новую содержательность и использовали, развили многое из найденного Сен-Леоном в области выразительных средств академического балета.

«Коппелия» была последним спектаклем Сен-Леона. Он поставил ее в год своей смерти, приехав в Париж после десятилетней работы в России (1859-1869).

В основу либретто «Коппелии» положена новелла Гофмана «Песочный человек». Использованы в нем и сюжетные мотивы рассказа этого писателя «Автоматы». Однако, авторы «Коппелии» взяли у немецкого романтика лишь внешнюю канву событий, отдельные ситуации. Они сочинили сценарий, в корне противоположный и литературной эстетике немецкого романтизма и лирико-романтическому балету, ей близкому. Гофман написал фантастическую новеллу о людях, у которых украдена личность. Главным ее героем был юноша, встретившийся с загадочным мастером кукол. Сценаристы «Коппелии» создали бытовую лирическую комедию, в центре которой – образ реальной, озорной девушки, которая хочет проучить своего неверного возлюбленного.

История о юноше, влюбившемся в созданный им идеал, была традиционным сюжетом лирико-романтических балетов. Рассказ о том, как живая девушка подменяет нереальную и заставляет жениха поверить в истинность живых человеческих чувств, в основе своей противоположен лирическому романтизму. Но и он был известен балетному театру раньше по спектаклю Жюля Перро «Мечта художника». Авторы «Коппелии» смешали фабулу «Мечты художника» с «кукольными» мотивами гофмановских рассказов и сочинили ясный, радостный спектакль.

Мастер кукол Коппелиус, например, в первом варианте либретто балета напоминал о своем литературном прототипе лишь в сцене, где он опаивает Франца таинственным зельем, чтобы вдохнуть его душу в куклу Коппелию, да в нотах трагического крушения его иллюзий, когда старик узнает о том, что над ним подшутила Сванильда. С течением времени и это исчезло из либретто «Коппелии». Новые сценические редакции «Коппелии» начали создаваться вскоре после ее рождения. За свою долгую сценическую жизнь она все больше приближалась к жанру лирической бытовой комедии.

Наверное, на разных сценах мира так часто переставлялись акценты внутри сценария, создавались новые редакции сценического действия «Коппелии» потому, что сама хореография Сен-Леона не была достаточно цельной.

Сегодня первоначальная хореография балета почти забыта, а балет продолжает жить, обретая новые краски, новые прочтения. Причина тому – замечательная музыка Лео Делиба.

Сочинив партитуру «Коппелии» по плану, заданному ему хореографом, Делиб заявил о новом качестве балетной музыки, выступив продолжателем реформы, начатой его старшим коллегой и учителем, автором «Жизели» А. Аданом. «Он может гордиться тем, что первым развил драматическое начало в танце и при этом превзошел всех соперников», — писали о Делибе современники. «Три – четыре композитора Франции прошлого века с особенной поэтичностью чувства и изысканного мастерства сочетали в своих досугах, отдаваемых балетному музыкальному театру… острое понимание законов сочетаний пластики и весомости звучания с законами человеческого танца. Им удалось создать непререкаемо-убедительные образцы музыкально-хореографических произведений различных жанров, но, главным образом, в области романтической легенды и опоэтизированной бытовой комедии. Разумею… Лео Делиба, композитора тончайшего вкуса и поэтического чувства человека как пластического явления, автора непревзойденных балетов «Коппелия» (1870) и «Сильвия» (1876)», — писал академик Б. В. Асафьев.

Отлично владея танцевальными формами, композитор симфонизировал партитуру балета, сцементировал его традиционные танцевальные формы в единое целое.

Музыка Делиба вывела балетный театр на новый путь. Она перестала быть «служанкой хореографии», превратившись в равноправный компонент спектакля. Искусством автора восхищался П. Чайковский. «Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое, гармоническое», — писал великий русский композитор Танееву, изучая партитуры Делиба при работе над «Лебединым озером». Как замечает Асафьев, Делибу «несвойственны были размах и сила воображения для широких концепций». Эти качества отличают партитуры Чайковского. Но нас, как и современников «Коппелии», привлекают театральность ее музыки, славянские мотивы ее жанровых сцен, изящество классических танцевальных форм, добрая улыбка композитора. На сцене Большого театра «Коппелия» впервые появилась в 1882 году – на два года раньше, чем в Петербурге. В основе спектакля лежала хореография Сен-Леона, перенес балет в Москву И. Гансен. Роль Сванильды на премьере исполняла известная московская балерина Л. Гейтен. Партию Франца, как и в парижском спектакле, танцевала женщина – «травести», воспитанница театральной школы. С тех пор, через различные промежутки времени, «Коппелия» постоянно появлялась на русской сцене, сохраняя свою хореографическую основу в разных редакциях.

В 1901 году к ней обратился замечательный реформатор московского балета А. Горский. Им были заново поставлены танцы и сцены спектакля, а роль главного героя балета Франца впервые была поручена мужчине. Партию эту исполнил известный танцовщик В. Тихомиров.

Многие известные московские балерины исполняли в «Коппелии» роль Сванильды – Е. Гельцер, О. Лепешинская, С. Головкина, И. Тихомирнова. Интереснейшим Францем был замечательный советский танцовщик А. Мессерер. Прекрасные мимические актеры от В. Гельцер до А. Радунского создавали в спектакле образ мастера Коппелиуса.

Пересмотрела ради интереса две постановки замечательного балета Делиба «Коппелия» : Мариинка 1993 и Большой 2011.

24 марта 1992 - Мариинский театр, балетмейстер О.М. Виноградов, художник В.А. Окунев (декорации), И. И. Пресс (костюмы), дирижёр А. Вилюманис; Коппелиус - П. М. Русанов, Коппелия - Э. Г. Тарасова, Сванильда - Л. В. Лежнина, Ирина Шапчиц. Франц - Михаил Завьялов.

12 марта 2009 г. Спектакль Большого театра, поставленный Сергеем Вихаревым, повторяет его новосибирскую попытку 2001 г. по восстановлению хореографии Мариуса Петипа и Энрико Чеккетти Второй петербургской редакции балета от 1894 г. Возрождение декораций - Борис Каминский, костюмов - Татьяна Ногинова. Дирижер-постановщик спектакля - Игорь Дронов. В ролях: Сванильда - Мария Александрова, Наталья Осипова, Анастасия Горячева Франц - Руслан Скворцов, Вячеслав Лопатин, Артем Овчаренко.

Удивительные метаморфозы либретто в этих двух версиях! Самое забавное то, что у Кир.балета Коппелия – это партия, а в Большом партии Коппелии вообще нет, вместе нее только кукла. Причем забавно, что именно Большой ставил задачей этой постановки возродить оригинальную хореографию Мариуса Петипа. Что ж, скажу я вам, что хореография и подход Виноградова мне понравились больше.

Пару слов о балете. «Коппелия» - это нечто больше всего приближенное по настроению и теме к «Щелкунчику». Деревенские праздники, куклы, озорная главная героиня Сванильда и ее возлюбленный Франц (которые продолжает славную традицию классических балетов, в которых большинство мужских характеров – это недостойные мужчины-тряпки). Если «Бах.фонтан», например, можно сравнить с кислородным коктейлем, то «Коппелия» - это зефир. Сладкий, воздушный, но все время желающий перешагнуть границу приторности.

Да еще и музыка Делиба мне показалась довольно однообразной. Не напрягающей, но однообразной. Сюжет в балете развивается в первых двух актах, а третий – это деревенский праздник, который не несет абсолютно никакой смысловой нагрузки. Вот как раз третий акт иногда кажется необоснованно затянутым, но начну, пожалуй, не с него.

Первый акт – в версии кир.балета – это знакомство с Коппелией, ее танцы с деревенскими жителями, серенада Франца и его друзей под ее окном. В Большом первый акт – бенефис Сванильды. Друзья Франса как-то неотличимы от остального кордебалета, а подруг самой Сванильды в два раза больше, чем в Мариинской версии, плюс, они совсем не включают «драму». Вот что понравилось у Мариинки, так это то, что у них все играют, и главные герои, и их друзья-подруги. Особенно подружки там давали жару. Коппелиус, эдакая версия Дроссельмайера, у Большого обозначен очень схематично. Он вообще не танцует. Получился какой-то бесхарактерный мешок с мукой, страдающий склонностью к черной магии. А вот у Кир.балета, Копеллиус – чистый секас (чем-то напомнил Джека Воробья, благо, в 93ем об этом герое никто не знал, так что не плагиат). Мало того, что у него есть своя хореографическая характеристика, он проводит на сцене раз в 5 меньше времени, чем его московский двойник, и при этом успевает запомниться.

Второй акт – это квинтэссенция «Коппелии». Мы попадаем в мастерскую Коппелиуса, который, как известно, занимается тем, что создает причудливые, реалистичные куклы. Сразу скажу, что Виноградов поставил именно второй акт на 100%. Балет не воспринимается как балет, он воспринимается как приключение, интересное и необычное. Когда Сванильда с подругами (которые прекрасно проигрывают все охватившие их эмоции) оказывается у Коппелиуса, они тут же начинают исследовать пространство и включать одну за одной механические игрушки. У меня в «Щелкунчике» любимый момент, когда Дроссельмайер показывает детям разные игрушки (там танец – не танец, а смесь цирка и акробатики, что очень оживляет классический балет). Так вот в версии Виноградова у каждой куклы есть свой танец. Это неописуемо – очень хорошие находки, плюс в музыке это мое любимое место. В итоге Сванильда находит куклу Коппелию, и когда девушки слышат шаги Коппелиуса, они переодеваются в костюмы кукол, чтобы их не узнали. Небольшой конферанс Сванильды-Коппелии, и второй акт весело и живо завершен.

Что же предлагает нам классическая версия по Петипа в Большом? Сванильда и ее восемь (!) подруг забираются в мастерскую. Тут все игрушки разом начинают танцевать (безлико и однообразно в течении секунд 30-ти), потом появляются Коппелиус и Франц, Коппелиус вырубает Франса, чтобы отдать его душу кукле, в чье платье уже переоделась Сванильда. Пока старый мешок с мукой колдует над черными книгами, девушка разыгрывает перед ним длинную историю вочеловечивания куклы. Все это время Франс без сознания лежит на стуле (вообще должно быть обидно исполнителю роли Франса, ему нормально дали потанцевать только в первом акте). Второй акт тоже превращается в бенефис Сванильды.

Деревенский праздник меня не впечатлил ни в первой, ни во второй версии. Если у Кир.балета – это был набор танцев на деревенскую тематику (танец с прялками – ага, что может быть «динамичнее»), то у Большого деревенский праздник это символическое действие обозначающее, сменяющие друг друга времена суток, все это происходит на фоне огромных часов, на которых сидит старик с косой. Ага, символизм-символизм. Но у Кир.балета все же в самом конце был хороший момент, когда Коппелиус выносит свою куклу-дочь, и все, не обижаясь друг на друга, радостно сливаются в танце дружбы.

Короче, зефир-зефир. Такой веселый, красивый, яркий балет, который можно и нужно показывать детям. Никаких убийств и распутств (сразу вспоминаю «умных» родителей которые водят 4-5ти летних детишек на наше «Танго», балет про бордель).

И еще пару слов про солистов. Моей фавориткой из двух составов стала Ирина Шапчиц, чудная Сванильда, просто идеальная. Про технику не буду, у прим Мариинки и Большого с техникой все ок, но Шапнич потрясающая актриса. Такой характер, такой задор! Сравнивала я ее с небезызвестной Натальей Осиповой из «Большого», если бы я не видела Шапчиц, то пела бы дифирамбы Осиповой, но в сравнении, Осипова не доиграла. Францы – Лопатин и Завьялов как-то даже не очень запомнились.

Редакция либретто: Наталия Касаткина и Владимир Василёв.
Хореография: Артур Сен-Леон, Энрико Чеккетти, Мариус Петипа, Александр Горский, Наталия Касаткина и Владимир Василёв.
Художник–постановщик, художник по костюмам - Елизавета Дворкина.
Продолжительность спектакля - 2 часа.

Балет «Коппелия» часто называют «последним французским романтическим балетом». По словам Дж. Баланчина, тогда как «Жизель» признана величайшей трагедией в истории балета, то «Коппелия» - величайшая из хореографических комедий. В основе сюжета - новелла Гофмана, в которой рассказывается о юноше, полюбившем механическую куклу, созданную искусным мастером. Но если у Гофмана эта история носит мистический и мрачный характер, то создатели балета сделали из нее занимательную и веселую комедию. Кстати, этот сюжет сегодня, когда во всем мире так активно насаждаются стандарты искусственной красоты, особенно современен. Итак, незадачливый студент Франц предпочел механическую куклу Коппелию своей невесте Сванильде. Хорошо, что одумался вовремя! Французский композитор Делиб написал замечательную музыку с венгерскими интонациями, а в танцевальной ткани балета словно «сходятся» традиции французской, итальянской и русской классической хореографии. Как всегда в постановках Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, прекрасный старый балет обретает свой новый образ, динамичный и увлекательный. Старинная хореография не только бережно сохранена, но и талантливо адаптирована, а вновь поставленная - ярка и изобретательна.

Балетмейстеры сохранили в спектакле атмосферу гофмановской таинственности, предлагают зрителям множество неожиданностей: процесс создания совершенного автомата - красивой и подвижной Куклы, раздвоение Коппелии; «живые» кресло, шкаф, музыкальный ящик; фантастические механизмы, изобретательные декорации и роскошные костюмы Елизаветы Дворкиной.

Песочный человек

НАТАНАЭЛЬ - ЛОТАРУ

Вы, верно, все теперь в ужасном беспокойстве, что я так долго-долго не писал. Матушка, конечно, сердится, а Клара, пожалуй, думает, что я провождаю жизнь свою в шумных удовольствиях и совсем позабыл прелестного моего ангела, чей облик столь глубоко запечатлен в моем уме и сердце. Но это несправедливо: всякий день и во всякий час я вспоминаю о вас, и в сладостных снах является мне приветливый образ милой моей Клерхен, и светлые глаза ее улыбаются мне так же пленительно, как это бывало, когда я приходил к вам. Ах, в силах ли был я писать вам в том душевном смятении, какое доселе расстраивало все мои мысли!

Живой кукле Касаткиной и Василева исполняется четыре года

Государственный академический театр классического балета Н. Касаткиной и В. Василева отмечает 4 года со дня премьеры балета «Коппелия». Премьера спектакля состоялась в марте 2009 года в театре «Новая опера». В нынешнем сезоне балет можно будет посмотреть на этой же сцене 8 октября 2013 года.

Кукла на заказ

Блеск музыки Лео Делиба и переделанный Артюром Сен-Леоном и Шарлем Нюиттером незатейливый сюжет из произведений находившегося на пике популярности Гофмана словно глоток шампанского опьянили парижан на премьере балета «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» 25 мая 1870 года.

Играем Гофмана в кругу друзей

Наталья Касаткина и Владимир Василев никогда не боялись соперничества с Большим театром и в советские времена не раз в соревновании побеждали — у Касвасов (как зовут театр «Классический балет» артисты и верные зрители) было легкое дыхание, отсутствие тяжкого тоталитарного давления внутри труппы счастливо сказывалось на качестве танцев. Не боятся хореографы соперничества и сейчас, когда по элементарным финансовым причинам не могут обеспечить уровень труппы, достаточный для сражения с Большим. Накануне премьеры «Коппелии» в главном театре страны (спектакль Мариуса Петипа, восстановленный балетмейстером-реставратором Сергеем Вихаревым, завтра сыграют в первый раз) Касаткина и Василев представили свою версию этого балета.