Где живет гоголь. Обладал ли Николай Гоголь паранормальными способностями

Отец Николая, Василий Афанасьевич Гоголь, был на 14 лет старше его матери, а история их знакомства поистине удивительна. Еще подростком Василий увидел свою будущую жену Марию во сне в облике младенца. Громкий голос возвестил: «Василий! Родилась твоя будущая жена! Возлюби младенца!» Через несколько дней у соседей Косярских родилась дочь, и он стал нянчить ее, узнав в ней младенца из сна…
Они поженились, когда Марии исполнилось 15 лет. Долгие годы у них не было детей, и только после страстных молитв Николаю Угоднику, которому была посвящена церковь в Диканьке, родился первенец, названный в честь святого Николаем.
Василий Гоголь умер в 1825 году от очень странной и редкой болезни - «страха смерти». В те времена считалось, что человек, болевший ею, был виновен перед Богом, а сам недуг передается по наследству.
Все первые произведения Николая тесно связаны с древними народными поверьями и обычаями. В «Майской ночи» речь идет о празднике Русалии. Здесь есть все: бесовские игры, нечисть, ведьмы, «плясание и плескание русалок со свирелями», оборотничество. Гоголь вещает устами своего героя: «Кто на своем веку не знался с нечистью?»
Есть много способов общения с нечистью, и все они описаны в произведениях великого эзотерика Гоголя, которого все знакомые и даже сам Пушкин считали изрядным «контактером» с темным дьявольским миром. Можно использовать нечисть в своих целях, уверяет Гоголь, как в «Сорочинской ярмарке» цыгане, торгующие страхом. Можно, подчиняясь ей, во всем следовать ее указаниям, как Петро из «Ночи накануне Ивана Купалы». Но можно и перехитрить, оставить нечисть в дураках, как это делает казак-гонец из «Пропавшей грамоты».
Когда Гоголь начинал свой литературный путь, мало кто из образованных русских всерьез воспринимали то, что мы называем сегодня паранормальными или пси-явлениями. Некоторые современники считали, что Николай Васильевич был наделен редкой способностью вызывать души людей, подобно колдуну из «Страшной мести», влиять на них, подчинив своей власти.
Свободно и непринужденно Гоголь чувствовал себя только в кругу ближайших людей. Он рассказывал страшные истории и сказки, остроумно шутил и даже… пел романсы дивным тенором! В малознакомом же обществе писатель становился угрюмым, замкнутым, прятался в углах комнат, либо забирался на диван или кушетку, накрывал чем-нибудь голову и крепко засыпал. Шум гостей был ему нипочем. Огромного труда стоило уговорить Гоголя познакомиться с новыми людьми. Если это и удавалось, то настроение у него быстро портилось, и он норовил уйти, ссылаясь на нездоровье. Стоит напомнить вам, читатели, что именно колдуны стараются общаться только со «своими», воспринимая как угрозу вторжения «чужих».
Многие современники указывали на особые способности, а также характерные детали поведения Гоголя. Например, писатель Аксаков свидетельствовал, что он застал Гоголя за работой «в следующем фантастическом одеянии: вместо сапог - длинные полосатые шерстяные чулки выше колен, вместо сюртука - фиолетовый бархатный плащ, шея обмотана длиннющим атласным бордово-черным шарфом; на голове малиновый, расшитый золотом колпак астронома». Гоголь долго смотрел на потревоживших его друзей Аксакова и Жуковского - явно не узнавая их. Он находился в состоянии транса. Это и другие подобные свидетельства (в т.ч. и Пушкина), подчеркивают экстатическое состояние Гоголя, болезненность, невероятная нервозность, способность впадать в транс, редкий дар мгновенно абстрагироваться от окружающих - это все есть известные свойства шаманов и колдунов.
Каждый колдун и шаман переносят так называемую «шаманскую болезнь», - состояние, в котором он находится между жизнью и смертью. Известно, что Гоголь, путешествуя по Италии, перенес болезнь - его посещали страшные видения наяву. После этого он стал чрезвычайно набожным и говорил с друзьями не иначе как тоном пророка.

Все свои ранние произведения Гоголь создал за семь лет, пока жил в Петербурге. Потом он переезжал с места на место и сочинял «Мертвые души». На это ушло около 15 лет. Работал он много, но почти ничего не печатал. Потом вдруг принялся жечь написанное: второй том «Мертвых душ» сжег, написал заново и снова сжег… С точки зрения жреца древней языческой религии или колдуна, эти действия, непонятные для окружающих, имеют глубокий смысл. Богам надо отдавать лучшее, что у тебя есть. А то, что сгорает в огне, сразу попадает к божественному престолу.
Смерть писателя была странна, так же, как и его жизнь. Гоголь занемог без видимых на то причин и стал отказываться от пищи. Во время болезни, находясь в полубессознательном состоянии, он беспрерывно повторял слова своего безумного героя из «Записок сумасшедшего».
Невероятные события сопровождали перезахоронение тела писателя в 1931 году. Тогда было решено перенести прах Гоголя с кладбища Свято-Данилова монастыря на Новодевичье. В церемонии участвовали почти 30 известных писателей. Это были годы воинствующего атеизма, и о святотатстве подобной акции никто не думал. Каково же было потрясение собравшихся, когда во вскрытом гробу был обнаружен скелет без черепа, а чья-то голова оказалась захороненной отдельно неподалеку.
Ритуалы расчленения тел при погребении известны археологам, которые раскапывали курганы на Украине и на юге России. Но возраст этих погребений 3-4 тыс. лет. Что же случилось с Гоголем после смерти? На этот вопрос, скорее всего, никто и никогда не сможет ответить.
Достоверно известно, что после захоронения некто писатель А. Иванов поехал в Ленинград, наикощунственным образом прихватив в качестве «сувенира» ребро скелета Гоголя. Там он пришел к друзьям, повесил пальто в прихожей (он проверил, что во внутреннем кармане лежало, завернутое в старую газету, ребро). В разговоре намекнул приятелям, что обладает уникальной вещицей. Они попросили показать. Иванов вышел в прихожую, полез в карман пальто… и ребра там не оказалось! Кроме троих друзей, из залы не выходивших, и его самого в доме никого не было, двери на засовах. А через неделю расхититель могил Иванов внезапно умер от неизвестного приступа дикого жара и потери пульса.
Еще один любитель «сувениров на память», писатель И. Малышкин, утащивший фольгу из украшений гроба, не прожил после этого и месяца - в состоянии депрессии он повесился на чердаке здания Союза писателей СССР. Директор кладбища С. Аракчеев, снявший с костей скелета Гоголя сапоги из желтой кожи, тронулся умом: каждую ночь ему снились эти сапоги и Гоголь, из мрака грозивший ему пальцем; сапоги оживали и душили вора. Перепуганный партиец отыскал бабку-ведунью и бухнулся старой в ноги, мол, что же ему делать с такой напастью? «А похорони эти сапоги рядом с гробом ограбленного тобою покойника!» - посоветовала ведунья. Аракчеев так и поступил, кошмарные сны перестали ему сниться, да перенапряженная психика восстановиться уже не смогла…
Нужно отметить, что не все верят в жуткие истории, связанные с проявлениями ясновидения и телепатии Н. В. Гоголя при жизни, его общением с силами потустороннего мира, впадением в транс и т.д., и особенно - в подробности его перезахоронения и последовавшие за этим события, связанные со скоропостижной гибелью людей, занимавшихся разграблением могилы великого писателя. Некоторые сегодня относят все эти сверхстранности к буйному воображению сначала современников Гоголя, а затем тех, кто осквернил его прах, раскопав и открыв (и разграбив!) гроб с останками автора «Мертвых душ». Нам же остается вспомнить слова из завещания Николая Васильевича:
«Стыдно и тяжко будет тем, кто привлечется к исчезающей плоти, которая уже не моя, и да будут они покараны за это…»

Александр Евтеев ,
эзотерик, г. Киев

Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.

Детство и юность

И по сей день неизвестно, когда родился Николай Васильевич. Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года.

Детство мастера фантасмагории прошло на Украине, в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Вырос он в большой семье - помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).

Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой дворянской династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка драматурга Афанасий Демьянович Яновский прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в 17 веке.


Отец писателя, Василий Афанасьевич, работал в Малороссийской губернии по почтовому ведомству, откуда вышел в отставку в 1805 году в чине коллежского асессора. Позже Гоголь-Яновский удалился в имение Васильевку (Яновщина) и начал заниматься хозяйством. Василий Афанасьевич слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля Трощинского, а также выступал на подмостках в качестве актера.

Для постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант: известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов. Василий Афанасьевич умер, когда Николаю было 15 лет.


Мать писателя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, по рассказам современников, была хороша собой и считалась первой красавицей на деревне. Все, кто ее знал, говаривали, что она была религиозным человеком и занималась духовным воспитанием детей. Однако учения Гоголь-Яновской сводились не к христианским обрядам и молебнам, а к пророчествам о страшном суде.

Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. Николай Васильевич был близок с матерью и даже спрашивал советы по поводу своих рукописей. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом.


Детство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулезно описывал в своих произведениях.

Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он еще и не был силен в учебе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.


Некоторые биографы утверждают, что в столь неполноценном образовании виновата сама гимназия, нежели юный писатель. Дело в том, что в те годы в Нежинской гимназии работали слабые преподаватели, которые не могли организовать ученикам достойное обучение. Например, знания на уроках нравственного воспитания преподносились не через учения именитых философов, а с помощью телесных наказаний розгой, учитель литературы не шагал в ногу со временем, предпочитая классиков 18 века.

Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич слыл комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.

Литература

Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта, а больше походили на произведения Бестужева-Марлинского.


Он сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Во время учебы им была написана сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не дошла до наших дней. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.

Писательство было для Гоголя «лучиком света в темном царстве» и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.


Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург. В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения.

Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя - стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. Алов. «Идиллия в картинах» получила ряд отрицательных и саркастических отзывов критиков. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр.


В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы».

После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и . Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта.


Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). Однако П.В. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние».

Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке.


Кадр из фильма "Вий", 2014 год

В 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» (включенная в «Миргород») о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу.

В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили и .


Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме "Вий", 1967 год

В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.

Личная жизнь

Говоря о личности автора «Ревизора», стоит отметить, что от Василия Афанасьевича, помимо тяги к литературе, он также унаследовал роковую судьбу – психологическую болезнь и страх ранней смерти, которые стали проявляться у драматурга еще с юношества. Об этом писали публицист В.Г. Короленко и доктор Баженов, основываясь на автобиографических материалах Гоголя и эпистолярном наследии.


Если во времена Советского Союза о душевных расстройствах Николая Васильевича было принято умалчивать, то нынешнему эрудированному читателю весьма интересны такие подробности. Считается, что Гоголь с детства страдал маниакально-депрессивным психозом (биполярное аффективное расстройство личности): веселое и задорное настроение юного писателя сменялось резкой депрессией, ипохондрией и отчаянием.

Это тревожило его ум до самой смерти. Также он признавался в письмах, что нередко слышал «мрачные» голоса, зовущие его вдаль. Из-за жизни в вечном страхе Гоголь стал религиозным человеком и вел больше затворнический образ жизни аскета. Женщин он любил, но только на расстоянии: нередко он говаривал Марии Ивановне, что уезжает заграницу к некой даме.


Он вел переписку с прелестными девушками разных сословий (с Марией Балабиной, графиней Анной Виельгорской и другими), ухаживая за ними романтично и робко. Писатель не любил афишировать личную жизнь, особенно амурные дела. Известно, что у Николая Васильевича детей нет. Из-за того, что литератор не был женат, существует теория о его гомосексуализме. Другие считают, что у него никогда не было отношений, выходящих за рамки платонических.

Смерть

Ранняя смерть Николая Васильевича на 42-м году жизни до сих пор будоражит умы ученых, историков и биографов. О Гоголе сочиняют мистические легенды, а об истинной причине кончины визионера спорят и по сей день.


В последние годы жизни Николаем Васильевичем овладел творческий кризис. Он был связан с ранним уходом из жизни жены Хомякова и осуждением его рассказов протоиереем Матфеем Константиновским, который выступал с резкой критикой гоголевских произведений и к тому же считал, что писатель недостаточно благочестив. Мрачные мысли овладели разумом драматурга, с 5 февраля он отказался от пищи. 10 февраля Николай Васильевич «под влиянием злого духа» сжег рукописи, а 18 числа, продолжая соблюдать Великий Пост, слег в постель с резким ухудшением здоровья.


Мастер пера отказывался от медицинской помощи, ожидая смерти. Врачи, выявившие у него воспалительные заболевания кишечника, вероятный тиф и несварение желудка, в итоге поставили писателю диагноз "менингит" и назначили принудительное, опасное для его здоровья кровопускание, которое только ухудшило душевное и физическое состояние Николая Васильевича. Утром 21 февраля 1852 года Гоголь умер в особняке графа в Москве.

Память

Произведения писателя обязательны для изучения в школах и высших учебных заведениях. В память о Николае Васильевиче в СССР и других странах были выпущены почтовые марки. Именем Гоголя названы улицы, драматический театр, педагогический институт и даже кратер на планете Меркурий.

По творениям мастера гиперболы и гротеска до сих пор создаются театральные постановки и снимаются произведения кинематографического искусства. Так, в 2017 году российского зрителя ожидает премьера готического детективного сериала «Гоголь. Начало» с и в главных ролях.

В биографии загадочного драматурга есть интересные факты, все их невозможно описать даже в целой книге.

  • По слухам, Гоголь боялся грозы, так как природное явление действовало на его психику.
  • Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственный дорогой предмет в его гардеробе – золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
  • Мать Николая Васильевича слыла странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественное и постоянно рассказывала удивительные истории, приукрашенные выдумками.
  • По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».

Памятник Николаю Гоголю и его птице-тройке в Одессе
  • Творчество Гоголя вдохновляло .
  • Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также русский прозаик любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало сконцентрироваться на мысли.
  • Писатель болезненно относился к внешности, главным образом его раздражал собственный нос.
  • Гоголь боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Литературный гений просил, чтобы в будущем его тело предали земле только после появления трупных пятен. По легенде, Гоголь проснулся в гробу. Когда тело литератора перезахоронили, удивленные присутствующие увидели, что голова покойника была повернута набок.

Библиография

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832)
  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834)
  • «Вий» (1835)
  • «Старосветские помещики» (1835)
  • «Тарас Бульба» (1835)
  • «Невский проспект» (1835)
  • «Ревизор» (1836)
  • «Нос» (1836)
  • «Записки сумасшедшего» (1835)
  • «Портрет» (1835)
  • «Коляска» (1836)
  • «Женитьба» (1842)
  • «Мёртвые души» (1842)
  • «Шинель» (1843)

Необычная и многим совершенно непонятная личность этого удивительного великорусского писателя во все времена интересовала многочисленных исследователей, историков, деятелей культуры и просто любителей и почитателей его творчества. Однако отношение к нему никогда не было однозначным. Ни при жизни, ни после смерти он не получил абсолютного признания. Многочисленные современники, даже из числа его близких приятелей, считали писателя сумасшедшим или же находящимся на грани душевной болезни. Так кто такой Гоголь Николай Васильевич, как протекала его жизнь и какие сюрпризы преподнесла судьба, которая не была к этому истинно великому человеку благосклонной?

Все о Гоголе: краткая характеристика наследия и биография писателя

Интерес к персоне Гоголя не утихал с самого начала его творческого пути и до наших дней, а роль творческой деятельности в литературе в целом и русской в частности, неоценима. В одном из писем своему близкому другу Александру Толстому он писал, что стоит быть благодарным судьбе и Богу, что им суждено было родиться русскими. Это показывает, насколько патриотичным он был, как любил свою Родину. Ввиду этого он пытался и разоблачить самые темные стороны ее жизни, стараясь преподнести их в шуточно-саркастичном свете, что ему очень неплохо удавалось. Все жизненные вопросы и проблемы имели для него религиозно-моральный или, если хотите, нравственный смысл.

В конце своей недолгой жизни, а прожить ему удалось всего сорок три года, Гоголь вдруг проникся православием и значением духовности. Потому и писать стал об ответственном и сознательном отношении к жизни. В 1850 году, незадолго до смерти, он писал свою другу протоиерею Матфею Константиновскому, что современный человек потерял смысл, утратил понимание предназначения и высшей цели. Он желал показать своей «темной братии, живущей в мире», что нельзя играть судьбой, ведь это вовсе не игрушка.

Жизнь и творчество Гоголя всегда было наполнено не только глубокими мыслями о смысле жизни, не чужд он оказался и гениальным лириком, с тонкой душой поэта. Его фольклорные сюжеты и образы зачастую были почерпнуты из народных легенд и сказаний. Они вполне сочетаются с жизненным реализмом его произведений, создавая непревзойденный симбиоз, казалось бы, двух совершенных противоположностей. В конце жизни Николай Васильевич решил, что высшее предназначение любого творчества – привести человека к христианству и понимаю Бога.

Однако при жизни Гоголя в большинстве случаев воспринимали, как умелого юмориста и сатирика, а многое из его творческого наследия было переосмыслено уже после его кончины. Любое литературное течение, возникшее позже, могло по праву приписать его, как собственного предтечу. Потому значение его творений, как вклад в русскую и мировую литературу, просто колоссально. В историю этот человек вошел, как сознательно ответственный за то дело, которое делал.

Детство и юность малороссийского писателя

Все, кто хоть однажды углублялся в биографии известных писателей, точно знают, что настоящая фамилия Гоголя – Яновский. Двадцатого марта 1809 года в церковно-приходской книге деревни Сорочинцы (ныне Великие Сорочинцы), что возле речки со странным названием Псел, на самой границе Миргородского и Полтавского уездов, была сделана запись, что в семействе помещика Василия Афанасьевича Яновского родился мальчик, которого назвали Николаем, в честь знаменитого святого. Происходил его отец из древнего дворянского польского рода, что и было признано по его же прошению в 1820 году.

С матерью Николая Васильевича, Марией Ивановной, в девичестве Косяровской, связана интересная легенда. Как рассказывал его отец, он увидел свою будущую супругу во сне, а потом нашел ее, в возрасте одного года. Тринадцать лет после этого он ждал, пока невеста подрастет и в четырнадцать будет отдан ему в жены. В семействе родилось одиннадцать детей, но многие из них умерли во младенчестве. Многие считают, что детство писателя прошло в традиционном малороссийском быте, но это не совсем соответствует действительности.

Отец Никоши Василий Афанасьевич был человеком особой культурности. Он просто обожал творчество и искусство, сам писал пьесы, рассказы, поэмы и стихи, а потом с удовольствием читал их в собственном импровизированном театре со сцены. Возможно именно сценические потуги отца и сделали из Гоголя именно того человека, коим он и являлся. Он умер в 1825 году, когда мальчику едва исполнилось шестнадцать лет. На то время у него оставалось только три сестрицы Елизавета, Анна и Мария.

Образование и работа: жизнь Гоголя вне родных стен

Когда мальчику Никоше исполнилось десять, родителям пришлось задуматься об образовании. Потому он был доставлен в Полтаву и отдан в руки Гавриила Сорочинского, чтобы тот подготовил его к гимназии. В шестнадцать лет, темным майским деньком 21 числа 1821 года, Николай Васильевич поступил в Гимназию высших наук в Нежине, о чем неоднократно жалел впоследствии, так как подобная наука ему впрок не пошла. Он никогда не был хорошим «студиозом», потому зачастую был бит розгами, зато природные способности позволяли ему за ночь подготовиться к тестированию и переходить из одного класса в последующий.

Однако с сокурсниками Гоголю точно повезло, ему удалось сойтись с мальчишками, которые станут его друзьями на всю жизнь. Среди них был Нестор Кукольник, Александр Данилевский, Николай Прокопович и другие. Они совместно выписывали журналы и литературные вестники в складчину, вместе устраивали представления, для которых зачастую стихи и пьесы писал сам Николай. Уже на то время он стал задумываться о собственном предназначении и даже в письмах горячо-любимой матери он пишет, что интересы его простираются далеко за пониманием обычных обывателей и даже его приятелей-гимназистов.

Город, где маленькие люди исчезают бесследно: Петербур г

Уже после завершения гимназии и похорон отца, в 1828 году Николай Васильевич решает переехать в Петербург, что горячо поддерживает его матушка и даже выделяет ему ежемесячно содержание. Однако среди узких улочек и висячих прямо в воздухе мостов писателя ждало чудовищное, жестокое разочарование – его тут никто не ждал, и он был тут никому не нужен. Он пробовал поступить на службу и на сцену, но все без толку. Ежедневная рутина приводила его в уныние, и он ушел со службы, актера из него так и не вышло. Осталось отдаться полностью литературе, что он и сделал.

В этот период Гоголь обнаружил, что подробности украинского мелкомещанского и простонародного быта интересно публике, потому стал задумываться о написании таких рассказов и даже набросал план будущего сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но перед этим им была выпущена книжка под псевдонимом Алов и с названием «Ганц Кюхельгартен» в двадцать девятом году девятнадцатого века. Однако критики ее разгромили, не оставив камня на камне. Тогда он отправился в немецкий Любек, надеясь найти новое вдохновение, но вернулся в том же году к осени.

В 1831 году Гоголь сходится с основными своими друзьями, которые помогают ему пробиться. К примеру, именно Жуковский сводит его с таким человеком, как известный критик и поэт пушкинской эпохи Петр Плетнев. Его представляют и мэтру Александру Сергеевичу Пушкину, который отнесся к произведениям молодого дарования с пониманием.

Плетнев устроил Николая на работу в Патриотическом институте, где сам служил инспектором, но платили там немного. Потому критик научил Гоголя, как можно подзаработать, давая частные уроки в знатных аристократических семействах. Пиковым периодом петербуржкой жизни можно считать назначение Николая Васильевича адъюнкта (заместитель или заведующий) на кафедре истории Петербургского университета. Огромное впечатление на молодого писателя произвела мощная фигура Пушкина, это было практически все, о чем он только мог мечтать.

Основные произведения Гоголя

Питерский период можно считать наиболее деятельным в жизни писателя Гоголя. Именно тут выходит подавляющее количество его сочинений. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли двумя частями в тридцать первом и тридцать втором годах. В первую вошли «Пропавшая грамота», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», а также сами «Вечера…», а во вторую «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место» и «Иван Федорович Шпонька». Уже к 1835 году свет увидели еще два сборника, уже более зрелые и серьезные, с меньшим налетом мистицизма и сказочности. Это были «Арабески», а также «Миргород».

  • В 1832 году Николай Гоголь, впервые после завершения обучения в нежинской гимназии, решает посетить отчий дом, проведать сестриц и матушку. Отправился он через Москву, где умудрился свести знакомства в литературных кругах с такими людьми, как Сергей Аксаков, Михаил Погодин, Михаил Щепкин и другие. Но домашняя отрада не принесла ему успокоения, более того, вогнала ранимую душу поэта в тоску. В окружении буйной природы, он вдруг ощутил всю никчемность своих «Вечеров» и «Миргорода», неспособных окунуть читателя в эту величественную атмосферу.
  • В 1833 году Гоголь, наперекор всему, возвращается в Питер и решает открыть себя на научном поприще. Сперва его одолевает идея возглавить кафедру истории в Киеве, в только что открытом Киевском университете, но его туда не берут. Потому он переезжает назад в Петербург и садится на кафедру там.
  • К 1834 году многие исследователи и историки относят время написания сокрушительного удара по казнокрадству, прихлебательству и коррупции, в виде пьесы «Ревизор», которая имела эффект бомбы.
  • В 1835 году выходят новые рассказы, «Старосветские помещики», достаточно страшный и действительно скандальный «Вий», до сей поры пугающий своих читателей, знаменитый «Тарас Бульба» и смешная, поучительная «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
  • Спустя не так много времени, всего через два года в 1836-ом, в «Современнике» Пушкина публикуют также «Портрет», «Коляску» и душещипательную «Шинель». Тогда же вышла «Женитьба», а также несколько странный рассказ «игроки», актуальный, как и большинство произведений Гоголя, до наших дней.
  • В 1836 году Николай уехал за границу, где и начал писать свои нетленные «Мертвые души», так наполовину и не понятые современниками. Однако Запад, сперва успокоивший его, снова приводит в разгул мысли и чувства. Летом 41-года он отправляется печатать первый том на Родину.

К 1844 году Гоголя Николая Васильевича настигла неожиданная радость, за колоссальные заслуги в плане русской словесности, он был признан почетным пожизненным членом Московского университета. Однако его уже ничего не радует, работа не ладится, мысли о высшем предназначении его таланта, божественно подаренного, накладывает отпечаток недооценки своих деяний. В душевном кризисе и терзаниях Гоголь пишет завещание и сжигает второй том «мертвых душ», который уже так никогда не восстановит.

Влияние путешествий за границей на мировоззрение писателя

В 1847 году Николай Васильевич, находясь уже в полном расстройстве чувств и мыслей, составляет еще одну книгу, которую публиковать помогает уже его приятель критик Плетнев. Это были «Выбранные места из переписки с друзьями». Именно в этой книги можно проследить пиковое религиозное настроение малорусского писателя, все более и более погружающегося в духовную лихорадку. Тогда на арене русской литературы и истории как раз появились славянофилы и западники, но Гоголь не примкнул ни к одному из течений, считая это небожеским.

Последняя книга потерпела провал, по большому счету, из-за менторского и назидательного тона. Это прекрасно понимал и сам Гоголь, о чем и писал неоднократно Плетневу. Спустя время он успокаивается, а потом решает посетить Иерусалим и Гроб Господень, что и делает в 1847-1849 годах. Однако ожидаемого успокоения ему это так и не принесло. Он вернулся домой в деревню к матери, потом был некоторое время в Москве, Калуге и Одессе.

Личная жизнь и смерть Николая Васильевича: память людей на века

Никогда не искавший ни богатства, ни роскоши, не имеющий даже собственного дома Гоголь, так никогда и не был женат. Он был предан только единственной женщине своей жизни – литературе, а она смогла ответить ему тем же и сделать классиком еще при жизни. Однако две женщины в жизни этого симпатичного и даже очень интересного мужчины, все же были.

Любимые женщины

Красавцем Гоголя назвать не получится, однако вот щеголем он был еще тем. Вопреки распространенным заблуждениям, он вовсе не носил свой темный плащ с пелериной во все времена. Он мог нацепить лиловые штаны и желтый жилет, а дополнить образ бирюзовым камзолом. В общем, был настоящим чудаком. Первой его любовью стала царская фрейлина Александра Россет, в замужестве Смирнова, с лицом настоящего ангела и такими же манерами.

Он любил ее нежно и преданно, словно пес добрую хозяйку, но так и не смог признаться в своих чувствах, тем более что она была безумно далеко от него в табели о рангах. Второй раз Николай Васильевич влюбился много позже, почти перед самой кончиной в собственную двоюродную сестрицу Марию Синельникову. Посещая с матерью ее во время болезни, он оказался в ее имении Власовке, но развития событий эти отношения так и не получили, так как Гоголь был занят более духовными вопросами, нежели плотскими и мирскими.

Смерть гениального писателя и память о нем

Начиная с зимы 52-го года девятнадцатого века Николай Васильевич поселился в доме своего близкого друга Александра Толстого, который принимал множество гостей, в том числе был там и Матфей Константиновский, ржевский протоиерей. Именно этот человек являлся единственным, кто прочел второй том «Мертвых душ». Он требовал уничтожить несколько глав оттуда, а также «Выбранные места…», ввиду особой «вредности» книги.

Все это так повлияло на Гоголя, что он решил полностью прекратить писать и стал говеть с 5 февраля за неделю до того, как начался Великий пост. 12 февраля ночью он разбудил прислугу, приказал топить печку и принести его портфель. Он сжег все наброски и тетради, а утром сокрушался Толстому, что собирался спалить только ненужное, приготовленное заранее, но бес сподвиг его жечь все вместе. 18 февраля он уже не в силах шевелиться и ходит, просто лежит в постели, а 21 февраля 1852 года великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя не стало.

Отпевали гениального творца 24 февраля в университетской церкви, а похоронили на кладбище Данилова монастыря в Москве, где было установлено надгробье из двух частей: черная мраморная плита и бронзовый массивный крест. На трех сторонах плиты размещены отрывки из евангелия, а на четвертой указание имени, даты рождения и смерти. В начале тридцатых годах этот монастырь был закрыт и некрополи демонтированы. Спустя год, 31 мая могилу Гоголя вскрыли, а останки перезахоронили на Новодевичьем кладбище, где они находятся по сегодняшний день.

Именем Николая Васильевича Гоголя названы многочисленные улицы, площади, проспекты и другие географические объекты городов и деревень нашей необъятной Родины, а также далеко за ее пределами. Ему были посвящены несколько марок и памятных юбилейных монет, а памятников ему имеется не менее пятнадцати по всему миру. Существует несколько художественных и документальных кинолент, которые тоже рассказывают о судьбе писателя, освещая ее с разных ракурсов.

Интересные факты о жизни писателя

С этим удивительным человеком, тайны личности которого никто так и не смог разгадать, несмотря на прошедшие более двух сотен лет с момента его кончины, связано множество странных, порой мистических и пугающих, историй. Многие выглядят, как откровенная чушь, но некоторые наталкивают на кое-какие размышления.

  • Многим кажется, что фигура в плаще, как и изображают Гоголя чаще всего, обязательно должна быть худой и высокой. Он был худым, это правда, однако рост его достигал одного метра и шестидесяти двух сантиметров. Имел узкие плечи, кривоватые ноги и тонкие темные волосы.
  • Характер Гоголя современник описывают с такой «усердной разнообразностью», что сразу же становится понятно, что был он человеком скрытным, едва ли открывающим душу любому встречному. Однако сердце имел доброе, потому всегда помогал тем, кто более нуждался, даже когда это оказывалось в ущерб самому себе.
  • Как и его покойный папа, Николай Васильевич зачастую слышал голоса и видел непонятные явления, о которых рассказывал окружающим очень редко, боялся быть признанным сумасшедшим. Он страдал нервными припадками, после которых у него бывали затяжные депрессии, что может свидетельствовать о маниакальном психозе, если не о ранней шизофрении.

Творца всю жизнь преследовал панический страх быть похороненным заживо. Поговаривали, что именно потому он спал полусидя, чтобы случайно его не сочли мертвым. После похорон, при эксгумации тела обнаружилось, что черепа в могиле нет, по крайней мере, это утверждал советский поэт и писатель Владимир Ледин. Это породило множество легенд о том, что его закопали в летаргическом сне. Однако, скорее всего, это было свидетельством обычного мародерства. Недоставало сапога, ребра, куска сюртука, которые вероятно, были попросту растащены на своего рода жутковатые сувениры.

Даже вспомнив всех писателей, внесших вклад в развитие русской литературы, сложно обнаружить более таинственную фигуру, чем Николай Васильевич Гоголь. Биография, кратко изложенная в этой статье, поможет получить некоторое представление о личности гения. Итак, какие любопытные подробности известны о жизненном пути, пройденном творцом, его семье, написанных произведениях?

Отец и мать Гоголя

Разумеется, все поклонники творчества писателя хотели бы иметь представление о семье, в которой он появился на свет. Мать Гоголя звали Мария, девушка происходила из малоизвестного рода помещиков. Если верить легенде, на Полтавщине не было барышни прекраснее нее. В брак с отцом знаменитого писателя она вступила в 14-летнем возрасте, произвела на свет 12 детей, некоторые из них умерли в младенчестве. Николай стал ее третьим ребенком и первым выжившим. Воспоминания современников гласят, что Мария была религиозной женщиной, старательно пыталась привить любовь к Богу своим детям.

Интересно и то, кто стал отцом такого удивительного человека, как Николай Васильевич Гоголь. Биография, кратко изложенная в этом материале, не может не упоминать и его. Василий Яновский-Гоголь в течение долгих лет являлся служащим почтамта, дослужился до чина коллежского асессора. Известно, что он увлекался волшебным миром искусства, даже сочинял стихи, которые, к сожалению, практически не сохранились. Не исключено, что талант сына к сочинительству был унаследован от отца.

Биография писателя

Поклонникам гения интересно и то, где и когда появился на свет Николай Васильевич Гоголь. Биография, кратко приведенная в этой статье, гласит, что его родиной является Полтавская губерния. Детство мальчика, рожденного в 1809 году, прошло в деревне Сорочинцы. Его образование началось в Полтавском училище, затем продолжилось в Нежинской гимназии. Любопытно, что писателя нельзя было назвать прилежным учеником. Интерес Гоголь проявлял в основном к русской словесности, добился некоторых успехов и в рисовании.

Писать Николай начал еще в подростковом возрасте, однако первые его творения нельзя было назвать удачными. Ситуация изменилась, когда он перебрался в Петербург, уже будучи совершеннолетним юношей. Некоторое время Гоголь пытался добиться признания в качестве актера, выступал на сцене одного из петербургских театров. Однако потерпев неудачу, он полностью сконцентрировался на писательской деятельности. Кстати, несколькими годами позже он сумел прославиться и в театральной сфере, выступая в качестве драматурга.

Какое же произведение позволило заявить о себе как о сочинителе такому человеку, как Николай Васильевич Гоголь? Биография, кратко изложенная в этом материале, утверждает, что это была повесть «Вечер накануне Ивана Купалы». Изначально повесть имела другое название, однако издатели перед публикацией по неизвестным причинам попросили заменить его.

Известные произведения

«Мертвые души» - поэма, без которой сложно представить себе русскую литературу, произведение входит в школьную программу. Писатель в нем рассматривает родное государство как страну, страдающую от взяточничества, погрязшую в пороках, обнищавшую духовно. Конечно же, предсказывает мистическое возрождение Российской империи. Интересно, что именно после написания этой поэмы наступила смерть Н. В. Гоголя.

«Тарас Бульба» - историческая повесть, при создании которой автор вдохновлялся реальными событиями 15-17 веков, имевшими место на территории Украины. Произведение интересно не только нравственными вопросами, которые оно поднимает, но и подробным описанием быта запорожских казаков.

«Вий» приглашает читателей окунуться в предания древних славян, узнать мир, населенный мистическими созданиями, позволяет испугаться и побороть свой страх. «Ревизор» высмеивает образ жизни провинциального чиновничества, свойственные его представителям пороки. «Нос» - фантастическая повесть, рассказывающая о чрезмерной гордости и расплате за нее.

Смерть писателя

Едва ли найдется известная личность, чья гибель окружена столь же большим количеством загадок и предположений. Именно со смертью связаны многие интересные факты о Гоголе, не дающие покоя биографам.

Одни исследователи настаивают, что Николай Васильевич наложил на себя руки, воспользовавшись ядом. Другие утверждают, что его ранний уход из жизни стал результатом истощения организма, связанного с многочисленным постами. Третьи настаивают на том, что повлекло за собой неправильное лечение менингита. Находятся и те, кто уверяет, что писатель был погребен заживо, пребывая в Доказать не удалось ни одну из теорий.

Доподлинно известно лишь то, что в течение последних 20 лет жизни писатель страдал маниакально-депрессивным психозом, однако избегал обращения к докторам. Умер Гоголь в 1852 году.

Любопытные факты

Николай Васильевич отличался крайней застенчивостью. Доходило до того, что гений покидал помещение, порог которого переступал незнакомый ему человек. Считается, что творец покинул этот мир, так и не лишившись невинности, у него никогда не было романтических отношений с женщиной. Также Гоголь был весьма недоволен собственной внешностью, особое раздражение у него вызывал нос. Судя по всему, эта часть тела действительно волновала его, так как в ее честь он даже назвал повесть. Известно и то, что при позировании для портретов он заставлял художников изменять вид своего носа.

Интересные факты о Гоголе связаны не только с его внешностью и поведением, но и с творчеством. Биографы полагают, что существовал второй том «Мертвых душ», который писатель собственноручно уничтожил незадолго до смерти. Любопытно и то, что сюжет «Ревизора» подсказал ему сам Пушкин, поделившись интересной историей из жизни.

Гоголь — самая таинственная и мистическая фигура в пантеоне русских классиков.

Сотканный из противоречий, он поражал всех своей гениальностью на поприще литературы и странностями в обыденной жизни. Классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь был труднопостижимым человеком.

Например, он спал только сидя, боясь, чтобы его не приняли за мертвого. Совершал длительные прогулки по… дому, выпивая в каждой комнате по стакану воды. Периодически впадал в состояние длительного оцепенения. Да и смерть великого писателя была загадочной: то ли он умер от отравления, то ли от рака, то ли от душевной болезни.

Поставить точный диагноз врачи безуспешно пытаются уже более полутора столетий.

Странный ребенок

Будущий автор «Мертвых душ» родился в неблагополучной с точки зрения наследственности семье. Дед и бабка его со стороны матери были суеверны, религиозны, верили в приметы и предсказания. Одна из теток и вовсе была «слабой на голову»: могла неделями смазывать голову сальной свечой, чтобы предотвратить поседение волос, строила рожи, сидя за обеденным столом, прятала под матрас кусочки хлеба.

Когда в 1809 году в этой семье родился младенец, все решили, что мальчик долго не протянет — настолько он был слабеньким. Но ребенок выжил.

Рос он, правда, худым, тщедушным и болезненным — словом, из тех самых «счастливчиков», к которым липнут все болячки. Сначала привязалась золотуха, потом скарлатина, следом гнойный отит. Все это на фоне непроходящих простуд.

Но основным заболеванием Гоголя, беспокоившим его почти всю жизнь, был маниакально-депрессивный психоз.

Неудивительно, что мальчик вырос замкнутым и малообщительным. По воспоминаниям его соучеников по Нежинскому лицею, он был угрюмым, упрямым и очень скрытным подростком. И лишь блестящая игра в лицейском театре говорила о том, что этот человек обладает недюжинным актерским талантом.


В 1828 году Гоголь приезжает в Петербург с целью сделать карьеру. Не желая работать мелким чиновником, он решает поступить на сцену. Но безуспешно. Пришлось устроиться клерком. Однако подолгу в одном месте Гоголь не задерживался — летал от департамента к департаменту.

Люди, с которыми он на тот момент близко общался, сетовали на его капризность, неискренность, холодность, невнимание к хозяевам и трудно объяснимые странности.

Несмотря на служебные тяготы, этот период жизни был для писателя самым счастливым. Он молод, полон честолюбивых планов, выходит его первая книга «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь знакомится с Пушкиным, чем страшно гордится. Вращается в светских кругах. Но уже в это время в петербургских салонах стали замечать некие странности в поведении молодого человека.

Куда деть себя?

В течении всей жизни Гоголь жаловался на боли в желудке. Однако это не мешало ему за один присест съесть обед на четверых, «полирнув» все это банкой варенья и корзиной печенья.

Немудрено, что уже с 22-летнего возраста писатель страдал хроническим геморроем с сильными обострениями. По этой причине он никогда не работал сидя. Писал исключительно стоя, проводя на ногах по 10-12 часов в день.

Что касается взаимоотношений с противоположным полом, то это тайна за семью печатями.

Еще в 1829 году он прислал матери письмо, в котором говорил о страшной любви к какой-то даме. Но уже в следующем послании — ни слова о девушке, лишь скучное описание некоей сыпи, которая, по его словам, не что иное, как последствие детской золотухи. Связав девушку с болячкой, матушка сделала вывод, что ее сыночек подхватил срамную болезнь от какой-то столичной вертихвостки.

На самом деле и любовь, и недомогание Гоголь выдумал для того, чтобы выцыганить некоторую сумму денег из родительницы.

Имел ли писатель плотские контакты с женщинами — большой вопрос. По свидетельству врача, наблюдавшего Гоголя, таковых не было. Виной тому некий кастрационный комплекс — иначе говоря, слабое влечение. И это при том, что Николай Васильевич любил скабрезные анекдоты и умел их рассказывать, совершенно не опуская нецензурные слова.

Тогда как приступы душевной болезни были, несомненно, налицо.

Первый клинически очерченный приступ депрессии, отнявший у писателя «почти год жизни», был отмечен в 1834 году.

Начиная с 1837 года приступы, различные по продолжительности и тяжести, стали наблюдаться регулярно. Гоголь жаловался на тоску, «которой нет описания» и от которой он не знал, «куда деть себя». Сетовал, что его «душа… изнывает от страшной хандры», находится «в каком-то бесчувственном сонном положении». Из-за этого Гоголь не мог не только творить, но и думать. Отсюда жалобы на «затмение памяти» и «странное бездействие ума».

Приступы религиозного просветления сменялись страхом и отчаянием. Они побуждали Гоголя к исполнению христианских подвигов. Один из них — измождение тела — и привел писателя к гибели.

Тонкости души и тела

Гоголь умер на 43-м году жизни. Врачи, лечившие его последние годы, находились в полнейшем недоумении по поводу его болезни. Выдвигалась версия о депрессии.

Началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя — Екатерина Хомякова, которую писатель уважал до глубины души. Ее смерть спровоцировала сильнейшую депрессию, вылившуюся в религиозный экстаз. Гоголь начал поститься. Его дневной рацион составляли 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, изредка плоды чернослива. Учитывая, что организм Николая Васильевича был ослаблен после болезни — в 1839 году он переболел малярийным энцефалитом, а в 1842-м перенес холеру и чудом выжил, — голодание было для него смертельно опасно.

Гоголь тогда жил в Москве, на первом этаже дома графа Толстого, своего друга.

В ночь на 24 февраля он сжег второй том «Мертвых душ». Через 4 дня Гоголя посетил молодой врач Алексей Терентьев. Состояние писателя он описал так: «Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны… Все тело его до чрезвычайности похудело; глаза сделались тусклы и впали, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб…»

Дом на Никитском бульваре, где был сожжен второй том «Мертвых душ». Здесь же Гоголь и скончался. Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишок», который перешел в «тиф», о неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившемся «воспалением».

В итоге лекари вынесли ему диагноз — менингит — и назначили смертельно опасные в таком состоянии кровопускания, горячие ванны и обливания.

Жалкое иссохшее тело писателя погружали в ванну, голову поливали холодной водой. Ему ставили пиявки, а он слабой рукой судорожно пытался смахнуть гроздья черных червей, присосавшихся к его ноздрям. Да разве можно было придумать худшую пытку для человека, всю жизнь испытывавшего омерзение перед всем ползучим и склизким? «Снимите пиявки, поднимите ото рта пиявки», -стонал и молил Гоголь. Тщетно. Ему не давали это сделать.

Через несколько дней писателя не стало.

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать - тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

Гроб нашли не сразу,- рассказывал он студентам Литературного института,- он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли - залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок - и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь - при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,- этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал:

«Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».

То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания…

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Тогда Лидин запустил новую версию. В своих письменных воспоминаниях об эксгумации он поведал новую историю, еще более страшную и загадочную, чем его устные рассказы. «Вот что представлял собой прах Гоголя,- писал он,- черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков; весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета… Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы на малой глубине значительно выше склепа с замурованным гробом был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку».

Эта новая выдумка Лидина потребовала новых гипотез. Когда мог исчезнуть из гроба череп Гоголя? Кому он мог понадобиться? И что вообще за возня поднята вокруг останков великого писателя?

Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Вот тогда-то таинственные злоумышленники и могли похитить череп писателя. А что касается заинтересованных лиц, то недаром, видно, ходили по Москве слухи, что в уникальной коллекции А. А. Бахрушина, страстного собирателя театральных реликвий, тайно хранились черепа Щепкина и Гоголя…

А неистощимый на выдумки Лидин поражал слушателей новыми сенсационными подробностями: дескать, когда прах писателя везли из Данилова монастыря в Новодевичий, кое-кто из присутствовавших на перезахоронении не удержался и прихватил себе на память некоторые реликвии. Один будто бы стащил ребро Гоголя, другой - берцовую кость, третий - сапог. Сам Лидин даже показывал гостям том прижизненного издания гоголевских сочинений, в переплет которого он вделал кусок ткани, оторванный им от сюртука лежавшего в гробу Гоголя.

В своем завещании Гоголь стыдил тех, кто «привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя». Но не устыдились ветреные потомки, нарушили завещание писателя, нечистыми руками на потеху стали ворошить «гниющую персть». Не уважили они и его завет не ставить на его могиле никакого памятника.

Аксаковы привезли в Москву с берега Черного моря камень, по форме напоминающий Голгофу - холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях.

Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа - создателя «Мастера и Маргариты».

Не менее таинственна и мистична судьба московских памятников Гоголю. Мысль о необходимости такого монумента родилась в 1880 году во время торжеств по поводу открытия памятника Пушкину на Тверском бульваре. А через 29 лет, к столетию со дня рождения Николая Васильевича 26 апреля 1909 года, на Пречистенском бульваре был открыт памятник, созданный скульптором Н. Андреевым. Эта скульптура, изображавшая глубоко удрученного Гоголя в момент его тяжких раздумий, вызвала неоднозначные оценки. Одни восторженно хвалили ее, другие яростно порицали. Но все соглашались: Андрееву удалось создать произведение высочайших художественных достоинств.

Споры вокруг самобытной авторской трактовки образа Гоголя не продолжали утихать и в советское время, не терпевшее духа упадка и уныния даже у великих писателей прошлого. Социалистической Москве требовался другой Гоголь - ясный, светлый, спокойный. Не Гоголь «Выбранных мест из переписки с друзьями», а Гоголь «Тараса Бульбы», «Ревизора», «Мертвых душ».

В 1935 году Всесоюзный Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявляет конкурс на новый памятник Гоголю в Москве, положивший начало разработкам, прерванным Великой Отечественной войной. Она замедлила, но не остановила эти работы, в которых участвовали крупнейшие мастера скульптуры - М. Манизер, С. Меркуров, Е. Вучетич, Н. Томский.

В 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, на месте андреевского памятника установили новый монумент, созданный скульптором Н. Томским и архитектором С. Голубовским. Андреевский же памятник был перенесен на территорию Донского монастыря, где простоял до 1959 года, когда, по ходатайству Министерства культуры СССР, его установили перед домом Толстого на Никитском бульваре, где жил и умер Николай Васильевич. Чтобы пересечь Арбатскую площадь, творению Андреева потребовалось семь лет!

Споры вокруг московских памятников Гоголю продолжаются даже сейчас. Некоторые москвичи в перенесении памятников склонны усматривать проявление советского тоталитаризма и партийного диктата. Но все, что ни делается, делается к лучшему, и Москва сегодня имеет не один, а два памятника Гоголю, равно драгоценному для России в минуты как упадка, так и просветления духа.

ПОХОЖЕ, ГОГОЛЬ БЫЛ СЛУЧАЙНО ОТРАВЛЕН ВРАЧАМИ!

Хотя мрачный мистический ореол вокруг личности Гоголя в значительной мере был порожден кощунственным разорением его могилы и нелепыми выдумками безответственного Лидина, многое в обстоятельствах его болезни и смерти продолжает оставаться загадочным.

В самом деле, от чего мог умереть сравнительно молодой 42-летний писатель?

Хомяков выдвинул первую версию, согласно которой первопричиной смерти стало тяжелое душевное потрясение, пережитое Гоголем из-за скоротечной кончины жены Хомякова Екатерины Михайловны. «С тех пор он был в каком-то нервном расстройстве, которое приняло характер религиозного помешательства,- вспоминал Хомяков.- Он говел и стал морить себя голодом, попрекая в обжорстве».

Эта версия как будто подтверждается показаниями людей, видевших, какое действие оказали на Гоголя обличительные беседы отца Матфея Константиновского. Именно он требовал, чтобы Николай Васильевич соблюдал строгий пост, требовал от него особого рвения в исполнении суровых наставлений церкви, корил и самого Гоголя, и Пушкина, перед которым Гоголь благоговел, за их греховность и язычество. Обличения красноречивого священника так потрясли Николая Васильевича, что однажды он, прервав отца Матфея, буквально простонал: «Довольно! Оставьте, не могу далее слушать, слишком страшно!» Свидетель этих бесед Тертий Филиппов был убежден, что проповеди отца Матфея настроили Гоголя на пессимистический лад, убедили его в неизбежности близкой смерти.

И все-таки нет никаких оснований считать, что Гоголь сошел с ума. Невольным свидетелем последних часов жизни Николая Васильевича стал дворовый человек одной симбирской помещицы фельдшер Зайцев, который в своих воспоминаниях отмечал, что за сутки до кончины Гоголь был в ясной памяти и здравом рассудке. Успокоившись после «лечебных» истязаний, он дружески беседовал с Зайцевым, расспрашивал о его жизни, сделал даже поправки в стихах, написанных Зайцевым на смерть его матери.

Не подтверждается и версия, будто Гоголь умер от голодного истощения. Взрослый здоровый человек может обходиться совсем без еды 30-40 дней. Гоголь же постился всего 17 дней, да и то не отказывался от пищи полностью…

Но если не от сумасшествия и голода, то не могла ли стать причиной смерти какая-нибудь инфекционная болезнь? В Москве зимой 1852 года свирепствовала эпидемия брюшного тифа, от которого, кстати, скончалась Хомякова. Именно поэтому Иноземцев при первом осмотре заподозрил, что у писателя тиф. Но неделю спустя консилиум врачей, созванный графом Толстым, объявил, что у Гоголя не тиф, а менингит, и назначил тот странный курс лечения, который иначе чем «истязанием» невозможно назвать…

В 1902 году доктор Н. Баженов издал небольшую работу «Болезнь и смерть Гоголя». Тщательно проанализировав симптомы, описанные в воспоминаниях знакомых писателя и лечивших его врачей, Баженов пришел к выводу, что погубило писателя именно это неправильное, ослабляющее лечение его от менингита, которого на самом деле не было.

Думается, Баженов прав лишь отчасти. Назначенное консилиумом лечение, примененное, когда Гоголь был уже безнадежен, усугубило его страдания, но не было причиной самого заболевания, начавшегося значительно раньше. В своих заметках доктор Тарасенков, впервые осмотревший Гоголя 16 февраля, так описывал симптомы болезни: «…пульс был ослабленный, язык чистый, но сухой; кожа имела натуральную теплоту. По всем соображениям видно было, что у него нет горячечного состояния… один раз он имел небольшое кровотечение из носа, жаловался, что у него руки зябнут, мочу имел густую, темноокрашенную…».

Можно только сожалеть, что Баженов при написании своей работы не догадался проконсультироваться с врачом-токсикологом. Ведь описанные им симптомы болезни Гоголя практически неотличимы от симптомов хронического отравления ртутью - главным компонентом того самого каломеля, которым пичкал Гоголя каждый приступавший к лечению эскулап. В самом деле, при хроническом отравлении каломелем возможны и густая темная моча, и различного рода кровотечения, чаще желудочные, но иногда и носовые. Слабый пульс мог быть следствием как ослабления организма от лощения, так и результатом действия каломеля. Многие отмечали, что на протяжении всей болезни Гоголь часто просил пить: жажда - одна из характеристик и признаков хронического отравления.

По всей вероятности, начало роковой цепи событий положило расстройство желудка и то «слишком сильное действие лекарства», на которое Гоголь жаловался Шевыреву 5 февраля. Поскольку желудочные расстройства тогда лечили именно каломелем, не исключено, что прописанным ему лекарством был именно каломель и прописал его Иноземцев, который через несколько дней заболел сам и перестал наблюдать больного. Писатель перешел в руки Тарасенкова, который, не зная, что Гоголь уже принял опасное лекарство, мог еще раз прописать ему каломель. В третий раз Гоголь получил каломель уже от Клименкова.

Особенность каломеля заключается в том, что он не причиняет вреда лишь в том случае, если сравнительно быстро выводится из организма через кишечник. Если же он задерживается в желудке, то через некоторое время начинает действовать как сильнейший ртутный яд сулема. Именно это, по-видимому, и произошло с Гоголем: значительные дозы принятого им каломеля не выводились из желудка, так как писатель в это время постился и в его желудке просто не было пищи. Постепенно увеличивающееся в его желудке количество каломеля вызвало хроническое отравление, а ослабление организма от недоедания, упадка духа и варварского лечения Клименкова лишь ускорило смерть…

Было бы нетрудно проверить эту гипотезу, исследовав с помощью современных средств анализа содержание ртути в останках. Но не уподобимся кощунственным эксгуматорам тридцать первого года и не будем ради праздного любопытства тревожить вторично прах великого писателя, не будем снова сбрасывать надгробные камни с его могилы и передвигать с места на место его памятники. Все, связанное с памятью Гоголя, пусть сохранится навсегда и стоит на одном месте!

По материалам: