Реальное и фантастическое в повести Гоголя Нос. Николай Гоголь, Нос: анализ повести, основной смысл. Николай Гоголь, "Нос": анализ повести, основной смысл О чем произведение нос

Такой «прокол» можно бы и простить начинающему автору, но Гоголь в период создания повести был уже зрелым литератором. Такие намеки в повести есть. И цирюльник – неспроста разбойник. Только версия эта несостоятельна в корне. Разве таков писатель Николай Васильевич Гоголь? Повесть Николая Гоголя «Нос» является одним из самых знаменитых произведений писателя. Во всем этом, право, есть что-то», – лукаво заявил в конце произведения Гоголь.

Первоначально журнал «Московский наблюдатель» отказался печать это произведение, и автор решил опубликовать его в журнале «Современник». Гоголю пришлось услышать в свой адрес много жестокой критики, поэтому несколько раз повесть подвергалась существенным изменениям. Нос» начинается с того, что одним утром петербургский цирюльник обнаруживает, что в его хлебе находится нос, и впоследствии понимает, что этот нос принадлежит его клиенту – майору Ковалеву.

Но следует понимать, что эта повесть обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и поучительнее, чем кажется на первый взгляд. Это первая загадка: почему друзья Гоголя отказались от публикации?

В 1836 году Александр Пушкин уговорил Гоголя опубликовать «Нос» в «Современнике». В предисловии к публикации Пушкин назвал повесть веселой, оригинальной и фантастической, подчеркнув, что она доставила ему удовольствие. Много непонятных моментов можно найти и в фантастическом сюжете повести. Заканчивается повесть также вопросом: почему нос вернулся на место без каких-либо объяснений? Все мечты майора рассыпаются в прах после исчезновения носа, ведь вместе с ним потеряны лицо и репутация.

Но ясной и правильной трактовки повести «Нос» мы пока не дождались. С одной точки зрения, нос в повести символизирует бессодержательную внешнюю благопристойность, имидж, который, как оказывается, вполне может существовать без всякой внутренней личности.

Раскрытая тайна повести Н. В. Гоголя Нос

Но в том-то и дело, что он бреет майора по воскресениям и средам, а дело происходит в пятницу, и весь четверг нос восседал на лице Ковалева! Ведь именно нос крайне необходим майору Ковалеву, человеческий вид, наружность для которого не только условие, но и смысл существования.

Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. В этом произведении «мелочи» играют решающую роль. Какого числа Ковалев обнаруживает пропажу носа? 25 марта. А ведь в этот день Благовещение, один из главных праздников Православия.

Так майор Ковалев встраивается в целую галерею гоголевских персонажей, вместе с собственным лицом утративших Бога и не заметивших этой утраты. Действительно, а что конкретно автор имел в виду? В большинстве своем читатель признает некую запредельность содержания повествования и склоняется к тому, что произведение это СТРАННОЕ.

В этом контексте фраза на его вывеске «и кровь отворяют» получает еще один смысл. При всей очевидности, непричастность цирюльника к истории с пропавшим носом ставится под сомнение. Вместе с тем в тексте повести нет никаких намеков на то, как цирюль¬ник мог участвовать в злоключении с носом майора.

Он действительно напрямую причастен ко всем событиям с носом и Ковалевым. Где-то же они разглядели эту грязь и пошлость, коих в тексте в помине нет? А вот Пушкин с удовольствием опубликовал. И опять же – как нос очутился в печеном хлебе и как сам Иван Яковлевич?..

А всё однако же, как поразмыслишь, во всем этом, право, есть что-то. Почему-то перед возвратом Ковалеву его носа акцентирован яркий свет свечи, пробивающийся сквозь дверные щели в темной комнате. Ну к чему все эти подробности, если действие их в повести не развивается?

Первый. Автор – начинающий литератор, еще не переборовший в себе страсть к детальности и описательности. Может быть, если разгадать заложенный автором в деталях смысл, то и разгадка появится тут же? А что если эти детали – что-то вроде символов, что-то означающих?

Нос» часто называют самой загадочной повестью Николая Васильевича Гоголя. Настоящего произведения – того произведения, которое, Гоголь точно это знал, – никогда не опубликуют и не признают.

1. Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» - реализм и фантастичность
2. Сатирические Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» .

3. Значение образа Носа-чиновника.

Н. В. Гоголя принято считать одним из основоположников русского реализма. Однако реализм в произведениях этого писателя очень часто переплетается с фантастическими образами, полными глубокого смысла. Вспомним его «Вечера на хуторе близ Диканьки», повесть «Вий», жуткие образы которой связаны с древней языческой мифологией, «Портрет» и даже всем известную «Шинель», где появляется призрак чиновника, срывающий шинели. Повесть «Нос» также представляет собой причудливую смесь реальной жизни России XIX века и сказочной фантасмагории, чем-то напоминающей повести Одоевского.

Однако за фантастической историей пропавшего носа скрывается беспощадная сатира, высмеивающая человеческие пороки. Показывая семейный быт цирюльника Ивана Яковлевича, Гоголь демонстрирует и его безволие и страх перед женой, его неопрятность, не забывая упомянуть и о его пьянстве, причем как о совершенно естественном явлении: «Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный».

Типичные взгляды на женитьбу как на выгодную сделку и способ разбогатеть мы находим в следующих строках: «Майор Ковалев был не прочь и жениться; но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу». Гоголь высмеивает корыстолюбие своего героя, его страх перед сплетнями, его невежество и пустое тщеславие - черты, весьма обыкновенные в чиновничьей среде. В Газетной Экспедиции, куда майор Ковалев пришел, чтобы дать объявление о своей пропаже, он ведет себя так, словно больше все опасается, что его знакомым станет известно о его несчастье и его засмеют: «Нет, зачем же фамилию? Мне нельзя сказать ее. У меня много знакомых: Чех-тарева, статская советница, Палагея Григорьевна Подточйна, штаб-офицерша... Вдруг узнает, боже сохрани! Вы можете просто написать: коллежский ассесор, или, еще лучше, состоящий в майорском чине». Но ведь в его ситуации куда важнее скорее отыскать нос, а не задаваться подобными вопросами - кто что скажет!

Комичные Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» - это рассуждения героя о причинах исчезновения носа: «Майор Ковалев, сообразя все обстоятельства, предполагал едва ли не ближе всего к истине, что виною этого должен быть не кто другой, как штаб-офицерша Подточина, которая желала, чтобы он женился на ее дочери... Штаб-офицерша, верно, из мщения, решилась его испортить и наняла для этого каких-нибудь колдовок-баб...». Следует заметить, что подобное предположение даже не особенно логично. Ведь если бы даже Подточина и решила прибегнуть к помощи «колдовок-баб», то она скорее предпочла бы, чтобы те приворожили его к ее дочери, а не лишали потенциального жениха носа.

Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» - это бездумное чинопочитание, господствующее над умами людей. Он показывает разные стороны этой нравственной язвы, когда за мундиром подчас не разбирают, кто перед тобой - нос или человек.

Страх Ивана Яковлевича перед полицейскими - одна из иллюстраций всесилия чиновничьего аппарата в России. Простому человеку всегда было трудно что-то доказать чиновникам, независимо от того, прав он или виноват. Поэтому «мысль о том, что полицейские отыщут у него нос и обвинят его» совершенно расстроила незадачливого цирюльника.

То же самое благоговение перед чином мы находим и в стремлении Ковалева именоваться непременно майором: «Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским ассесором, но всегда майором».

Но своего наивысшего звучания мотив чинопочитания в России достигает в сцене разговора Ковалева с собственным носом. Гротескность и внешняя фантастичность этого эпизода лишь подчеркивают его подлинный смысл. Ковалев не сомневается, что перед ним - его же собственный нос; и тем не менее он робеет перед ним, потому что чип у носа выше, чем у него: «Как подойти к нему? - думал Ковалев. - По всему, по мундиру, по шляпе видно, что он статский советник. Черт его знает, как это сделать?»

В фантастическом рассказе о небывалом происшествии - побеге носа - Гоголь мастерски раскрывает мысль о нравственной близорукости большинства людей, привыкших видеть только чин, но не того, кто его носит. Устами полицейского, принесшего Ковалеву его нос, автор говорит следующие слова, которые выражают главную идею повести: «...странно то, что я сам принял его сначала за господина. Но к счастию, были со мной очки, и я тот же час увидел, что это был нос. Ведь я близорук, и если вы станете передо мной, то я вижу только, что у вас лицо, но ни носа, ни бороды, ничего не замечу. Моя теща, то есть мать жены моей, тоже ничего не видит».

К счастью для героя повести, полицейский надел очки. Но очки нужны не только ему одному - очки беспристрастности, которые позволяют видеть человека, а не его чин.

Всем известно, что гениальный украинский и русский писатель Николай Васильевич Гоголь завоевал уважение читателей благодаря тонкому юмору и наблюдательности, а также фантастическим и невероятным сюжетам, которые он так умело создавал в своих произведениях. Мы будем сейчас проводить анализ повести "Нос", несомненно относящуюся именно к таким шедеврам писателя. Но прежде, чем мы перейдем непосредственно к анализу повести , давайте рассмотрим очень коротко сюжет.

Сюжет повести "Нос" очень кратко

В данном произведении три части, которые повествуют о том невероятном, что случилось с неким коллежским асессором Ковалевым. Но рассказ стоит начать с описания трапезы городского петербургского цирюльника Ивана Яковлевича. Как-то раз, взяв буханку хлеба, он видит, что в ней лежит нос. Позднее становится известно, что это нос одного очень уважаемого человека. Цирюльник избавляется от этого носа, скинув его с моста. В то же время Ковалев по утру замечает, что его носа нет на месте, и, выйдя на улицу, прикрывается платком. Неожиданно тот самый нос, уже одетый в мундир, попадается Ковалеву на глаза. Он ездит по Петербургу и даже заходит в собор помолиться.

Изложение сюжета очень кратко повести "Нос", анализ которой мы проводим, поможет более точно дать нужные характеристики персонажам. Ковалев продолжает поиски и прилагает усилия по поимке носа. Для этого он идет в полицию, и даже просит напечатать объявление в газете, но получает отказ - слишком необычное это дело. И скандальное. Ковалев начинает подозревать, кто мог подстроить такую оказию, и решает, что это дело рук штаб-офицерши Подточиной. Вернее всего, она мстит Ковалеву за отказ взять замуж ее дочь. Чиновник берет перо, чтобы написать ей все, что он думает о Подточиной, но, получив письмо, она недоумевает.

Очень скоро слухи обо всей этой истории распространяются по всему городу, а одному полицейскому удается, все-таки, поймать нос и доставить его хозяину. Правда, нос ну никак не желает становится на свое место, и даже доктор помочь не может. Проходит около двух недель - проснувшись, Ковалев понимает, что его нос снова на месте.

Анализ повести "Нос"

Конечно, по своему литературному жанру эта повесть является фантастической. Видно, что Гоголь хочет показать человека, который живет в суете, проводит пустые и бессмысленные дни, при этом, он не может посмотреть дальше своего носа. Он погружен в обыденность и каждодневные хлопоты, но они на самом деле не стоят того. И обрести спокойствие такому человеку помогает лишь то, что он снова ощущает себя в привычной обстановке. Что еще можно сказать, делая анализ повести "Нос"?

О чем это произведение? Совершенно уверенно можно сказать, что эта повесть рассказывает о чиновнике, гордость которого не позволяет посмотреть на тех, у кого чин ниже. Он безразличен к простым людям. Такую личность можно сравнить с оторванным нюхательным органом, облаченным в мундир. Его нельзя уговорить или попросить о чем-то, он просто занимается привычным делом.

Гоголь придумал оригинальную фантастическую сюжетную линию, создал замечательных персонажей, чтобы побудить читателя поразмышлять о власть имеющих. Ярким языком описывает автор жизнь чиновника и его вечные, но бессмысленные заботы. Неужели только свой нос должен заботить такого человека? Кто же будет заниматься проблемами простого народа, над которым поставлен чиновник?

Анализ повести "Нос" Гоголя выявляет скрытую насмешку, с помощью которой автор обращает внимание на большую и злободневную проблему определенных слоев общества. На нашем сайте вы можете прочесть

«Нос» часто называют самой загадочной повестью Николая Васильевича Гоголя. Она была написана в 1833 году для журнала «Московский наблюдатель», который редактировали друзья писателя. Но произведение редакция не приняла, назвав его грязным и пошлым. Это первая загадка: почему друзья Гоголя отказались от публикации? Какую грязь и пошлость они усмотрели в этом фантастическом сюжете? В 1836 году Александр Пушкин уговорил Гоголя опубликовать «Нос» в «Современнике». Для этого автор переработал текст, изменив финал и усилив сатирическую направленность.

В предисловии к публикации Пушкин назвал повесть веселой, оригинальной и фантастической, подчеркнув, что она доставила ему удовольствие. Прямо противоположный отзыв от Александра Сергеевича – еще одна загадка. Ведь Гоголь кардинально не менял произведение, второй вариант принципиально не отличался от первого.

Много непонятных моментов можно найти и в фантастическом сюжете повести. Здесь нет четко обозначенных мотивов бегства носа, странной выглядит роль цирюльника в этой истории: почему именно у него объявился сбежавший нос, да еще и в хлебе? В повести размыт образ зла, скрыт движущий мотив многих поступков, нет явной причины для наказания Ковалева. Заканчивается повесть также вопросом: почему нос вернулся на место без каких-либо объяснений?

В произведении четко прописаны некоторые второстепенные детали, которые не влияют на развитие событий, а более существенные факты, действующие лица и обстановка изображены весьма схематично. Такой «прокол» можно бы и простить начинающему автору, но Гоголь в период создания повести был уже зрелым литератором. Следовательно, детали важны, но в чем тогда их значимость? Эти загадки породили в среде критиков много разных версий.

Большинство специалистов справедливо причисляют произведение к жанру сатиры на современное общество, где человека оценивают не по личным качествам, а по чину. Вспомним, как робко заговаривает Ковалев с собственным носом. Ведь тот облачен в мундир, который показывает, что перед майором чиновник более высокого ранга.

Интересен образ квартального надзирателя. Он заметил издалека, что цирюльник что-то бросил в воду, но разглядел утерянную часть тела, только нацепив очки. Конечно, ведь нос был в блестящем мундире и при шпаге, а при виде господ, полиция всегда близорука. Поэтому арестован цирюльник, кто-то ведь должен ответить за происшествие. Бедный пьяница Иван Яковлевич идеально подошел на роль «стрелочника».

Типичен главный герой произведения майор Ковалев. Это провинциал без образования, получивший свой чин на Кавказе. Такая деталь говорит о многом. Ковалев хваток, энергичен, храбр, иначе не выслужился бы на передовой. Он амбициозен, предпочитает, чтобы его называли военным чином «майор», а не гражданским – «коллежский асессор». Ковалев метит в вице-губернаторы и мечтает о выгодной женитьбе: «в таком случае, когда за невестой случится двести тысяч капиталу». Но теперь Ковалев очень страдает из-за того, что не может приударить за дамами.

Все мечты майора рассыпаются в прах после исчезновения носа, ведь вместе с ним потеряны лицо и репутация. В это время нос поднимается по карьерной лестнице выше хозяина, за что угодливо принят в обществе.

Комичен цирюльник, носящий фрак. Его неопрятность (воняющие руки, оборванные пуговицы, пятна на одежде, небритость) контрастируют с профессией, призванной делать людей чище и аккуратнее. Дополняет галерею юмористических персонажей доктор, который проводит диагностику щелчками.

Однако жанр сатирической фантасмагории лишь частично раскрывает тайны повести. Критики давно заметили, что произведение представляет собой некий шифр, прекрасно понятный современникам Гоголя и совершенно непостижимый для нас. Существует несколько версий на этот счет. Одна из них: Гоголь в завуалированном виде изобразил некое скандальное происшествие, хорошо известное в его обществе. Этот факт объясняет отказ в первой публикации (скандал был еще свеж), благосклонность известного любителя эпатажа Пушкина и негативную оценку критиков.

Некоторые исследователи находят в повести параллели с известными лубочными сюжетами. В 30-х годах XIX века лубок считался «низким» жанром, особенно презираемым в светском обществе. Близость Гоголя к народным традициям вполне могла привести писателя к такому своеобразному эксперименту. Есть и более экзотические версии: борьба с собственными комплексами автора по поводу своей внешности, расшифровка популярного сонника и т. п.

Но ясной и правильной трактовки повести «Нос» мы пока не дождались. «Во всем этом, право, есть что-то», – лукаво заявил в конце произведения Гоголь.

“Нос” часто называют самой загадочной повестью Николая Васильевича Гоголя. Она была написана в 1833 году для журнала “Московский наблюдатель”, который редактировали друзья писателя. Но произведение редакция не приняла, назвав его грязным и пошлым. Это первая загадка: почему друзья Гоголя отказались от публикации? Какую грязь и пошлость они усмотрели в этом фантастическом сюжете? В 1836 году Александр Пушкин уговорил Гоголя опубликовать “Нос” в “Современнике”. Для этого автор переработал текст, изменив финал и усилив сатирическую

Направленность.

В предисловии к публикации Пушкин назвал повесть веселой, оригинальной и фантастической, подчеркнув, что она доставила ему удовольствие. Прямо противоположный отзыв от Александра Сергеевича – еще одна загадка. Ведь Гоголь кардинально не менял произведение, второй вариант принципиально не отличался от первого.

Много непонятных моментов можно найти и в фантастическом сюжете повести. Здесь нет четко обозначенных мотивов бегства носа, странной выглядит роль цирюльника в этой истории: почему именно у него объявился сбежавший нос, да еще и в хлебе? В повести размыт образ зла. скрыт движущий

Мотив многих поступков, нет явной причины для наказания Ковалева. Заканчивается повесть также вопросом: почему нос вернулся на место без каких-либо объяснений?

В произведении четко прописаны некоторые второстепенные детали, которые не влияют на развитие событий, а более существенные факты, действующие лица и обстановка изображены весьма схематично. Такой “прокол” можно бы и простить начинающему автору, но Гоголь в период создания повести был уже зрелым литератором. Следовательно, детали важны, но в чем тогда их значимость? Эти загадки породили в среде критиков много разных версий.

Большинство специалистов справедливо причисляют произведение к жанру сатиры на современное общество, где человека оценивают не по личным качествам, а по чину. Вспомним, как робко заговаривает Ковалев с собственным носом. Ведь тот облачен в мундир, который показывает, что перед майором чиновник более высокого ранга.

Интересен образ квартального надзирателя. Он заметил издалека, что цирюльник что-то бросил в воду, но разглядел утерянную часть тела, только нацепив очки. Конечно, ведь нос был в блестящем мундире и при шпаге, а при виде господ, полиция всегда близорука. Поэтому арестован цирюльник, кто-то ведь должен ответить за происшествие. Бедный пьяница Иван Яковлевич идеально подошел на роль “стрелочника” .

Типичен главный герой произведения майор Ковалев. Это провинциал без образования, получивший свой чин на Кавказе. Такая деталь говорит о многом. Ковалев хваток, энергичен, храбр, иначе не выслужился бы на передовой. Он амбициозен, предпочитает, чтобы его называли военным чином “майор”, а не гражданским – “коллежский асессор”. Ковалев метит в вице-губернаторы и мечтает о выгодной женитьбе: “в таком случае, когда за невестой случится двести тысяч капиталу”. Но теперь Ковалев очень страдает из-за того, что не может приударить за дамами.

Все мечты майора рассыпаются в прах после исчезновения носа, ведь вместе с ним потеряны лицо и репутация. В это время нос поднимается по карьерной лестнице выше хозяина, за что угодливо принят в обществе.

Комичен цирюльник, носящий фрак. Его неопрятность (воняющие руки, оборванные пуговицы, пятна на одежде, небритость) контрастируют с профессией, призванной делать людей чище и аккуратнее. Дополняет галерею юмористических персонажей доктор, который проводит диагностику щелчками.

Однако жанр сатирической фантасмагории лишь частично раскрывает тайны повести. Критики давно заметили, что произведение представляет собой некий шифр, прекрасно понятный современникам Гоголя и совершенно непостижимый для нас. Существует несколько версий на этот счет. Одна из них: Гоголь в завуалированном виде изобразил некое скандальное происшествие, хорошо известное в его обществе. Этот факт объясняет отказ в первой публикации (скандал был еще свеж), благосклонность известного любителя эпатажа Пушкина и негативную оценку критиков.

Некоторые исследователи находят в повести параллели с известными лубочными сюжетами. В 30-х годах XIX века лубок считался “низким” жанром, особенно презираемым в светском обществе. Близость Гоголя к народным традициям вполне могла привести писателя к такому своеобразному эксперименту. Есть и более экзотические версии: борьба с собственными комплексами автора по поводу своей внешности, расшифровка популярного сонника и т. п.

Но ясной и правильной трактовки повести “Нос” мы пока не дождались. “Во всем этом, право, есть что-то”. – лукаво заявил в конце произведения Гоголь.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Николай Васильевич Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой, так как хотел связать голос автора с голосом самого лирического повествователя. Произведение не...
  2. По словам самого автора, произведение “Ревизор” стало скоплением всех несправедливостей, которые творились непрестанно по местам, особенно в то время, когда...
  3. Двадцать пятого марта петербургский цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Иван Яковлевич с удивлением узнает, что нос принадлежит...
  4. Повесть Гоголя “Шинель” принадлежит к циклу произведений под названием “Петербургские повести”. Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма....