А г толстой сорочьи сказки. Сорочьи сказки

Русские народные сказки

Биография Толстого Алексея Николаевича

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии.

Отец Толстого, граф Николай Александрович, был предводителем самарского уездного дворянства.

Отчим, Алексей Аполлонович Бостром, был председателем уездной земской управы.

Мать Толстого, Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева, приходилась внучкой декабристу Н.И. Тургеневу. Она была образованной женщиной, занималась литературой.

Детские годы будущего писателя прошли в деревне Сосновка, которая принадлежала его отчиму. Здесь, под руководством приглашенного учителя, он получил первоначальное образование.

1897 год – семья Толстых переезжает в Самару, и Алексей поступает в реальное училище.

1901 год – закончив училище, Алексей Толстой уезжает из Самары в Петербург, собираясь продолжить образование. Он поступает в Технологический институт на отделение механики. Тогда же начинает писать свои первые стихи.

1905 год – производственная практика на Балтийском заводе.

1906 год – первая публикация. Казанская газета «Волжский листок» печатает три стихотворения Алексея Толстого.

Февраль – июль этого же года – учеба в Дрездене.

1907 год – пройдя почти весь курс обучения в институте, Толстой бросает его, не защитив диплом. Он намерен посвятить себя литературе. В этом году выходит первая книга стихов Алексея Толстого «Лирика». Его стихи и статьи печатаются в журналах «Луч» и «Образование». Сам писатель в это время живет в Париже, где готовит к печати вторую книгу стихов.

1908 год – возвращение в Петербург. Издана книга стихов «За синими реками». Толстой пробует работать с прозой и пишет «Сорочьи сказки». Именно прозаические произведения принесут ему известность.

1909 год – Алексей Толстой пишет повесть «Неделя в Туреневе» (вошла в сборник «Заволжье»), которая выходит в журнале «Аполлон». Издательство «Шиповник» выпускает первую книгу повестей и рассказов Алексея Толстого.

1910 – 1914 годы – выходят два романа писателя, «Чудаки» и «Хромой барин». Критика благосклонно воспринимает его труды, произведения Толстого хвалит сам М.Горький.

1912 год – переезд в Москву.

1913 год – Алексей Толстой начинает сотрудничать с газетой «Русские ведомости», публикует в ней свои повести и рассказы.

1914 год – начало Первой мировой войны. Толстой в качестве военного корреспондента от «Русских ведомостей» едет на Юго-Западный фронт.

1914 – 1916 годы – война позволяет Толстому снова побывать в Европе, он посещает Францию, Англию. Кроме журналистской работы, занимается собственным творчеством, пишет рассказы о войне («Под водой», «Прекрасная дама», «На горе»), обращается к драматургии (пишет комедии «Касатка» и «Нечистая сила»).

Начало 1917 года – Февральская революция заставляет Толстого задуматься о русской государственности, его интересует петровская эпоха. В творчество писателя постепенно приходит историческая тема.

Октябрьскую революцию Алексей Толстой не принимает.

1918 год – Толстой вместе с семьей уезжает в Одессу, оттуда направляется в Париж.

1918 – 1923 годы – эмиграция. Алексей Толстой живет сначала в Париже, в 1921 году перебирается в Берлин. Здесь он входит в творческую группу «Накануне», состоящую из представителей русской эмигрантской интеллигенции. Стать членом «Накануне» автоматически означало отказаться от борьбы с советской властью, а следовательно, принять ее. Из-за этого от Толстого отворачиваются многие друзья, он исключен из Союза русских писателей в Париже. Сохранить отношения удается только с М.Горьким. Позже, в воспоминаниях, писатель назовет эмиграцию самым тяжелым периодом в своей жизни.

1920 год – написана повесть «Детство Никиты».

1921 – 1923 годы – написаны роман «Аэлита», повести «Черная пятница», «Рукопись, найденная под кроватью».

1923 год – возвращение в СССР.

1925 – 1927 годы – работа над научно-фантастическим романом «Гиперболоид инженера Гарина». В этот же период написана повесть «Золотой ключик, или приключения Буратино».

1927 – 1928 годы – Алексей Толстой пишет первые две части трилогии «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год»).

1928 год – семья Толстых переезжает в Детское село под Ленинградом.

1929 год – начало работы над историческим романом «Петр I». Толстой будет писать его 16 лет, до конца своей жизни, но произведение так и останется незаконченным. Готовые главы романа публикует журнал «Новый мир».

1931 год – написан роман «Черное золото».

1932 год – путешествие в Италию, встреча в Сорренто с М.Горьким.

1934 год – Толстой принимает активное участие в подготовке и проведении Первого Всесоюзного съезда советских писателей.

1937 год – избрание писателя депутатом Верховного Совета СССР.

1938 год – Алексей Николаевич Толстой награжден орденом Ленина за сценарий к фильму «Петр I».

1939 год – Толстой становится академиком АН СССР.

1940 – 1941 годы – Алексей Толстой пишет третью часть «Хождения по мукам» «Хмурое утро».

Во время Великой Отечественной войны Толстой пишет множество статей, рассказов и очерков. Создает дилогию «Иван Грозный».

10 января 1943 года – Алексею Толстому исполняется 60 лет. В связи с этим событием Указом Верховного Совета СССР писатель награжден орденом Трудового Красного Знамени.

19 марта этого же года – присуждение Толстому Сталинской премии первой степени (100 тысяч рублей) за роман «Хождение по мукам». Премия была передана писателем на постройку танка «Грозный».

Июнь 1944 года – врачи обнаруживают у писателя злокачественную опухоль в легком.

Алексей Николаевич Толстой удивительнейший и способный писатель редкого таланта, им были созданы многочисленные романы, пьесы и рассказы, написаны сценарии, сказки для детей . В связи с тем, что А.Н.Толстой принимал наиболее действенное и активное участие в сфере создания (в то время) советской литературы для детей, не смогли избежать пристального внимания писателя и произведения русского фольклора, устного народного творчества, а именно народные русские сказки , которые от его имени подверглись некоторым обработкам и пересказам.

Алексей Николаевич стремился раскрыть перед юными читателями, показать им, то огромное идейное, нравственное и эстетическое богатство, которым пронизаны произведения русского устного народного творчества. Тщательно отбирая и просеивая сонмы фольклорных произведений, в итоге, он включил в свой сборник русских народных сказок 50 сказок о животных и около семи детских волшебных сказок .

По словам Алексея Толстого переработка народных сказок была долгой и сложной задачей. Если верить его словам, то из многочисленных вариаций русской и народной сказки он отбирал самые интересные, обогащенные истинно народными языковыми оборотами и удивительными сюжетными подробностями сказки, которые могли пригодиться детям и родителям в освоении русской народной культуры, её истории.

В детскую литературу Толстой А.Н. внёс свою книгу, ласково именуемую «Сорочьи сказки », которая была подготовлена в 1910 году. Сказки из этой книги, благодаря усердию и настойчивости Толстого , часто публиковались в детских антикоррупционных журналах того времени, таких как «Галчонок», «Тропинка» и многих других. Также широко произведения из его книги используются и в наши дни.

Конечно же необходимо отметить неиссякаемый вклад Толстого в отечественную детскую литературу. Именно Алексеем Николаевичем была переведена, дополнена и написана замечательная сказка на русском языке «». В дальнейшем текст этой замечательной сказки был использован им для создания киносценария и одноименной пьесы для детского кукольного театра. История этой сказки очень интересна, она началась незадолго до возвращения А.Н.Толстого из эмиграции, тогда в берлинском журнале был опубликован начальный перевод повести итальянского писателя (К. Лоренцини) К. Коллоди Приключения Пиноккио, по существу это была первая обработка всеми известного литературного произведения. С этого времени начинается долгая, длившаяся более десяти лет, кропотливая работа Толстого над повестью-сказкой для детей, в дальнейшем получившей название Золотой ключик, или Приключения Буратино . Долгая и тернистая работа над этим замечательным детским произведением была окончательно завершена им лишь в 1936 году.

Не уклонились от внимания писателя (как уже было отмечено выше) и русские народные сказки , Толстой делал пересказы и обработки текстов наиболее запомнившихся, полюбившихся ему фольклорных произведений. Уже с первых шагов в отечественной и мировой литературе Алексей Николаевич Толстой поставил себе цель: быть страстным приверженцем родного, близкого ему с детства фольклора, русского народного устного творчества; поздний период творчества писателя отмечен грандиозными фольклористическими идеями. Интерес Толстого к фольклору был неподдельно широк, однако в то время, в литературе и педагогике в целом наблюдалось следующее явление, как «ожесточенная борьба со сказкой » и вероятно в этом могут заключаться вынужденные эмиграции А.Н. Толстого за границу, и в то же время его исконно русский патриотизм. Ведь сказка, в те времена, как жанр детской литературы категорически отрицалось, сказки подвергались гонению и уничтожению со стороны, например Харьковской педагогической школы, которая позволила себе даже выпустить и всячески популяризировать сборник статей, который назывался «Мы против сказки». Педагогическая и рапповская критика не только на русскую сказку, но и на народные сказки в целом, были очень сильны и всесторонне поддерживались многочисленными коррупционерами, которым будущее литературы рисовалось полностью стерилизовано от сказок, очищено от культурного наследия прошлого и его исторических корней. Даже спустя много десятилетий мы можем наблюдать эту картину, приверженцев данной идеологии, которые продолжают гонения и осквернения сказок уже в наши дни. Этих индивидуумов легко найти и прочитать их «труды», которые пишутся (либо пересказываются) уже сегодня, в наши дни, например от имени журналиста Панюшкина и некоторыми другими.

На весеннем солнышке греется Полкан.

Морду положил на лапы, пошевеливает ушами - отгоняет мух.

Дремлет пес Полкан, зато ночью, когда на цепь посадят, - не до сна.

Ночь темна, и кажется все - крадется кто-то вдоль забора.

Кинешься, тявкнешь - нет никого.

Или хвостом по земле застукает, по-собачьи; нет никого, а стукает.

Ну, с тоски и завоешь, и подтянет вон там, за амбаром, зальется чей-то тонкий голос.

Или над поветью глазом подмигивать начнет, глаз круглый и желтый.

А потом запахнет под носом волчьей шерстью.

Пятишься в будку, рычишь.

А уж жулики - всегда за воротами стоят, всю ночь.

Жулика не страшно, а досадно - зачем стоит.

Чего-чего не перевидишь ночью-то… охо, хо…

Пес долго и сладко зевнул и по пути щелкнул муху.

Поспать бы.

Закрыл глаза, и представилась псу светлая ночь.

Над воротами стоит круглый месяц - лапой достать можно. Страшно. Ворота желтые.

И вдруг из подворотни высунулись три волчьих головы, облизнулись и спрятались.

"Беда", - думает пес, хочет завыть и не может.

Потом три головы над воротами поднялись, облизнулись и спрятались.

"Пропаду", - думает пес.

Медленно отворились ворота, и вошли три жулика с волчьими головами.

Прошлись кругом по двору и начали все воровать.

Украдем телегу, - сказали жулики, схватили, украли.

И колодец украдем, - схватили, и пропал и журавль и колодец.

А пес ни тявкнуть, ни бежать не может.

Ну, - говорят жулики, - теперь самое главное!

"Что самое главное?" - подумал пес и в тоске упал на землю.

Вон он, вон он, - зашептали жулики.

Крадутся жулики ко псу, приседают, в глаза глядят.

Со всею силою собрался пес и помчался вдоль забора, кругом по двору.

Два жулика за ним, а третий забежал, присел и рот разинул.

Пес с налета в зубастую пасть и махнул.

Уф, аф, тяф, тяф…

Проснулся пес… на боку лежит и часто, часто перебирает ногами.

Вскочил, залаял, побежал к телеге, понюхал, к колодцу подбежал, понюхал - все на месте.

И со стыда поджал пес Полкан хвост да боком в конуру и полез.

Жар-птица

У царевны Марьяны была Нянька Дарья.

Пошла Дарья на базар, купила кенареечную птичку и повесила на окно. Царевна Марьяна в кровати лежит и спрашивает:

Нянька, а как птицу зовут?

Кенареечная.

А почему?

Потому что конопляное семя ест.

А где ее дом?

На солнышке.

А зачем она ко мне прилетела?

Чтобы тебе песни петь, чтобы ты не плакала.

А если заплачу?

Птичка хвостом тряхнет и улетит.

Жалко стало царевне с птичкой расстаться, глаза Марьяна потерла и заплакала.

А птичка хвостом тряхнула, открыла клетку, шмыг за окно и улетела.

Принялась Дарья царевне Марьяне глаза фартуком вытирать и говорит:

Не плачь, я сбегаю, великана Веньку позову, он птичку нам поймает.

Пришел высокий великан Венька, о четырех глазах - два глаза видно, а два не видно.

Постоял Венька и говорит:

Я есть хочу.

Принесла ему Дарья горшок каши.

Великан кашу съел и горшок съел, нашел нянькины башмаки и башмаки съел - такой был голодный, - рот вытер и убежал.

Прибегает великан в Марьянин сад, а в саду на яблоне кенареечная птичка сидит и клюет красные яблоки. Великан и думает: что ему сначала схватить - яблоко или птичку?

И пока думал, явился лютый медведь и говорит:

Ты зачем кенареечную птицу ловишь? Я тебя съем.

И стал медведь лапой землю скрести.

Великан испугался, сел на дом и ноги поджал, а птичка шмыг в кусты и улетела за озеро.

Огорчился великан и принялся думать, как ему медведя перехитрить; придумал, - нарочно испугался и закричал:

Ой, рыжий бык бежит, ой, боюсь!

Медведь одного только рыжего быка и боялся на свете, сейчас же лег на бок и морду в кусты засунул - спрятался.

А великан с крыши слез и к озеру побежал.

Озеро было длинное - не перейти, а на той стороне на ветке птичка сидит.

Великан был догадливый, сейчас же лег на берег и стал озеро пить.

Пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил, пил и выпил все озеро вместе с лягушками.

Встал на четвереньки и побежал за птичкой по сухому дну.

Неудобно великану по лесу идти, деревья за подмышки задевают, озеро в животе с лягушками плещется, и настает темный вечер.

По вечерам лягушки квакать привыкли, и принялись они в животе у великана громко квакать.

Великан испугался, стал аиста звать.

Проснулся белый аист; стоял он на одной ноге на сухом пеньке; глаза протер, подождал, пока луна взойдет, чтобы виднее было, подлетел к великану и говорит:

Раскрой рот.

Великан раскрыл рот, аист туда голову сунул, поймал лягушонка и проглотил.

Тогда кричит из живота лягушиный царь:

Прогони белого аиста, я тебе сундучок подарю, без него птички не поймаешь.

Великан знал, что лягушиный царь - честный, рот закрыл и говорит:

Уходи, белый аист, чай, уж наелся.

А лягушиный царь вылез в великанов рот, лапой подал хрустальный сундучок и объяснил:

В сундуке туча, в туче с одного краю молния, с другого - дождик, сначала погрозись, потом открывай, птица сама поймается.

А птичка через темный овраг летит и через высокую гору, и великан через овраг лезет, и на гору бежит, пыхтит, до того устал - и язык высунул, и птичка язык высунула.

Великан и кричит птичке:

Царевна Марьяна приказала тебя поймать, остановись, а то сундучок открою…

Нс послушалась птичка великана, только ногой по ветке топнула. Вылетела из сундучка сизая туча, кинулась к птичке и заворчала.

Испугалась птичка, закричала жалобно и метнулась в кусты. И туча в кусты полезла.

Птичка под корень, и туча под корень.

Взвилась птичка в небо, а туча еще выше, да как раскатилась громом и ударила в птичку молнией - трах!

Перевернулась птичка, посыпались из нее кенареечные перья, и вдруг выросли у птицы шесть золотых крыльев и павлиний хвост. Пошел от птицы яркий свет по всему лесу.

Зашумели деревья, проснулись птицы.

Ночные русалки с берега в воду попрыгали.

Жар-птица, Жар-птица!!!

А туча напыжилась и облила Жар-птицу мокрым дождем.

Замочил дождик золотые крылья Жар-птице и павлиний хвост, сложила она мокрые крылья и упала в густую траву.

И стало темно, ничего не видно. Великан в траве пошарил, схватил Жар-птицу, сунул за пазуху и побежал к царевне Марьяне. Царевна Марьяна привередничала, губы надула сковородником, пальцы растопырила и хныкала:

Я, нянька, без кенареечной птички спать не хочу.

Вдруг прибежал великан и на окно посадил Жар-птицу.

И в комнате светло, как днем.

Жар-птица за пазухой у великана пообсохла, теперь крылья расправила и запела:

Я медведя не боюсь,
От лисы я схоронюсь,
Улечу и от орла,
Не догонит в два крыла.
А боюсь я только слез,
Ночью дождика и рос,
И от них умчуся я
За леса и за моря.
Свету-Солнцу я сестрица,
И зовут меня Жар-птица.

Спела Жар-птица, потом сделала страшные глаза и говорит:

Вот что, никогда, Марьяна, не хныкай, слушайся няньку Дарью, тогда я каждую ночь буду к тебе прилетать, петь песни, рассказывать сказки и во сне показывать раскрашенные картинки.

Затрещала крыльями Жар-птица и улетела.

Кинулась Дарья опять за великаном, а великан спал в саду - одна нога в пруду, другая на крыше, и в животе лягушки квакали.

Царевна же Марьяна больше плакать не стала, глазки закрыла и заснула.

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

Знала Марьяна, что каждую ночь будет прилетать к ней Жар-птица, садиться на кровать и рассказывать сказки.

Кто не знает Буратино - озорного мальчишку, выструганного папой Карло из обычного полена! Но не все, наверное, знают, что рассказал о нем большой советский писатель Алексей Николаевич Толстой. С его доброй, легкой руки длинноносый, улыбающийся мальчишка попал на сцены детских театров, на киноэкраны, на красочные обложки книг и журналов. Миллионы юных читателей полюбили деревянного мальчишку как живого, невыдуманного. Полюбили за неунывающий характер, за добрый нрав и верность друзьям. А в этой книжке вы, ребята, прочитаете сами или вам прочитают взрослые несколько сказок, написанных известным писателем.

Несколько слов о нем.

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года в небольшом городке бывшей Самарской губернии (ныне Куйбышевской области). Ранние годы его жизни прошли в сельской местности. Деревенский быт, близость к родной природе развили в будущем писателе наблюдательность, чуткую восприимчивость ко всему прекрасному, вызвали любовь к выразительной народной речи и великолепным русским сказкам. Позднее о своем деревенском детстве Алексей Николаевич рассказал в повести "Детство Никиты".

Окончив в Самаре реальное училище, А. Толстой поступил в институт, но не закончил его, решив целиком посвятить себя писательскому труду. Любовь к литературе проявилась у него еще в детстве, когда он впервые прочитал книги Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева. Этих великих русских писателей он очень любил и многому учился у них.

Вскоре Алексей Николаевич выпускает первую книгу своих стихов. После этого он обратился к устному народному творчеству, написал русалочьи и сорочьи сказки, часть которых вошла в эту книжку. Незамысловаты сюжеты сказок А. Толстого, но читать их - одно удовольствие. Здесь и колкий народный юмор, и образная русская речь, и хорошее знание деревенской природы, так пригодившееся писателю. Из его сказок вы узнаете, почему сороку прозвали голобокой, - переела она медовых калачей и "с боли и тоски на сорочьем животе все перья повылезли". Посмеетесь над котом Васькой, по своей глупости оставшимся без хвоста. Пожалеете зайца-сиротинушку и по-доброму позавидуете маленькой царевне Марьяне, к которой каждую ночь будет прилетать Жар-птица, садиться на кровать и рассказывать сказки.

В своих взрослых книгах Алексей Николаевич Толстой писал о революции, о первых офицерах Красной Армии, о далекой старине нашей родины, когда в сражениях и трудах крепло русское государство.

Эти книги А. Толстого вы с интересом прочитаете, когда станете взрослыми. В них найдете ответы на многие важные вопросы, лучше узнаете историю нашей страны, крепче полюбите родной русский язык, которым так мастерски владел Алексей Николаевич. А пока - сказки. Милые, короткие сказки, написанные известным советским писателем и большим другом детей.

Страница 1 из 6

Сказка: Сорочьи сказки

Сорока

За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой. Каждое утро прилетала сорока-белобока и ела пряники.
Покушает, почистит носок и улетит детей пряниками кормить.
Раз спрашивает сороку синичка-птичка:
Откуда, тетенька, ты пряники с начинкой таскаешь? Моим детям тоже бы их поесть охота. Укажи мне это доброе место.
А у черта на кулижках, отвечала сорока-белобока, обманула синичку.
Неправду ты говоришь, тетенька, пискнула синичка-птичка, у черта на кулижках одни сосновые шишки валяются, да и те пустые. Скажи все равно выслежу.
Испугалась сорока-белобока, пожадничала. Полетела к малиновому кусту и съела и калачи медовые, и пряники с начинкой, все дочиста.
И заболел у сороки живот. Насилу домой доплелась. Сорочат растолкала, легла и охает…
Что с тобой, тетенька? спрашивает синичка-птичка. Или болит чего?
Трудилась я, охает сорока, истомилась, кости болят.
Ну, то-то, а я думала другое что, от другого чего я средство знаю: трава Сандрит, от всех болестей целит.
А где Сандрит-трава растет? взмолилась Сорока-белобока.
А у черта на кулижках, ответила синичка-птичка, крылышками детей закрыла и заснула.
«У черта на кулижке одни сосновые шишки, подумала сорока, да и те пустые», и затосковала: очень живот болел у белобокой.
И с боли да тоски на животе сорочьем перья все повылезли, и стала сорока голобока.
От жадности.

Мышка

По чистому снегу бежит мышка, за мышкой дорожка, где в снегу лапки ступали.
Мышка ничего не думает, потому что в голове у нее мозгу меньше горошины.
Увидела мышка на снегу сосновую шишку, ухватила зубом, скребет и все черным глазом поглядывает нет ли хоря.
А злой хорь по мышиным следам полает, красным хвостом снег метет.
Рот разинул вот-вот на мышь кинется… Вдруг мышка царапнула нос о шишку, да с перепугу нырь в снег, только хвостом вильнула. И нет ее.
Хорь даже зубами скрипнул вот досада. И побрел, побрел хорь по белому снегу. Злющий, голодный лучше не попадайся.
А мышка так ничего и не подумала об этом случае, потому что в голове мышиной мозгу меньше горошины. Так-то.

Козел

В поле тын, под тыном собачья голова, в голове толстый жук сидит с одним рогом посреди лба.
Шел мимо козел, увидал тын, разбежался да как хватит в тын головой, тын закряхтел, рог у козла отлетел.
То-то, жук сказал, с одним-то рогом сподручнее, иди ко мне жить.
Полез козел в собачью голову, только морду ободрал.
Ты и лазить-то не умеешь, сказал жук, крылья раскрыл и полетел.
Прыгнул козел за ним на тын, сорвался и повис на тыну.
Шли бабы мимо тына белье полоскать, сняли козла и вальками отлупили.
Пошел козел домой без рога, с драной мордой, с помятыми боками.
Шел молчал.
Смехота, да и только.

ж

Теленок увидал ежа и говорит:
Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый телонок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
Ой, ой, ой! заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
У нас еж богатырь, шепотом со страху говорили звери.

Лиса

Под осиной спала лиса и видела воровские сны.
Спит лиса, не спит ли все равно нет от нее житья зверям.
И ополчились на лису еж, дятел да ворона.
Дятел и ворона вперед полетели, а еж следом покатился.
Дятел да ворона сели на осину.
Тук-тук-ту-к, застучал дятел клювом по коре.
И лиса увидела сон будто страшный мужик топором машет, к ней подбирается.
Еж к сосне подбегает, и кричит ему ворона:
Карр еж!.. Карр еж!..
«Кур ешь, думает ворона, догадался проклятый мужик».
А за ежом ежиха да ежата катятся, пыхтят, переваливаются…
Карр ежи! заорала ворона.
«Караул, вяжи!» подумала лиса, да как спросонок вскочит, а ежи ее иголками в нос…
Отрубили мой нос, смерть пришла, ахнула лиса и бежать.
Прыгнул на нее дятел и давай долбить лисе голову. А ворона вдогонку: «Карр».
С тех пор лиса больше в лес не ходила, не воровала.
Выжили душегуба.

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Алексей Николаевич Толстой
Сорочьи сказки

Петушки

На избушке бабы-яги, на деревянной ставне, вырезаны девять петушков. Красные головки, крылышки золотые.

Настанет ночь, проснутся в лесу древяницы и кикиморы, примутся ухать да возиться, и захочется петушкам тоже ноги поразмять.

Соскочат со ставни в сырую траву, нагнут шейки и забегают. Щиплют траву, дикие ягоды. Леший попадется, и лешего за пятку ущипнут.

Шорох, беготня по лесу.

А на заре вихрем примчится баба-яга на ступе с трещиной и крикнет петушкам:

– На место, бездельники!

Не смеют ослушаться петушки и, хоть не хочется, – прыгают на ставню и делаются деревянными, как были.

Но на заре не явилась баба-яга – ступа дорогой в болоте завязла.

Радехоньки петушки; побежали на чистую кулижку, взлетели на сосну. Взлетели и ахнули.

Дивное диво! Алой полосой над лесом горит небо, разгорается; бегает ветер по листикам; садится роса.

А красная полоса разливается, яснеет. И вот выкатило огненное солнце.

В лесу светло, птицы поют, и шумят, шумят листья на деревах.

У петушков дух захватило. Хлопнули они золотыми крылышками и запели – кукареку! С радости.

А потом полетели за дремучий лес на чистое поле, подальше от бабы-яги.

И с тех пор на заре просыпаются петушки и кукуречут:

– Кукуреку, пропала баба-яга, солнце идет!


Сорока

За калиновым мостом, на малиновом кусту калачи медовые росли да пряники с начинкой. Каждое утро прилетала сорока-белобока и ела пряники.

Покушает, почистит носок и улетит детей пряниками кормить.

Раз спрашивает сороку синичка-птичка:

– Откуда, тетенька, ты прянички с начинкой таскаешь? Моим детям тоже бы их поесть охота. Укажи мне это доброе место.

– А у черта на кулижках, – отвечала сорока-белобока, обманула птичку.

– Неправду ты говоришь, тетенька, – пискнула синичка-птичка, – у черта на кулижках одни сосновые шишки валяются, да и те пустые. Скажи – все равно выслежу.

Испугалась сорока-белобока, пожадничала. Полетела к малиновому кусту и съела и калачи медовые, и пряники с начинкой, все дочиста.

И заболел у сороки живот. Насилу домой доплелась. Сорочат растолкала, легла и охает…

– Что с тобой, тетенька? – спрашивает синичка-птичка. – Или болит чего?

– Трудилась я, – охает сорока, – истомилась, кости болят.

– Ну, то-то, а я думала другое что, от другого чего я средство знаю: трава Сандрит, от всех болестей целит.

– А где трава Сандрит растет? – взмолилась сорока-белобока.

– А у черта на кулижках, – ответила синичка-птичка, крылышками детей закрыла и заснула.

«У черта на кулижках одни сосновые шишки, – подумала сорока, – да и те пустые», – и затосковала: очень живот болел у белобокой.

И с боли да с тоски на животе сорочьем перья все повылезли, и стала сорока – голобока.

От жадности.

Кот Васька

У Васьки-кота поломались от старости зубы, а ловить мышей большой был охотник Васька-кот.

Лежит целые дни на теплой печурке и думает – как бы зубы поправить…

И надумал, а надумавши, пошел к старой колдунье.

– Бабушка, – замурлыкал кот, – приставь мне зубы, да острые, железные, костяные-то я давно обломал.

– Ладно, – говорит колдунья, – за это отдашь мне то, что поймаешь в первый раз.

Поклялся кот, взял железные зубы, побежал домой.

Не терпится ему ночью, ходит по комнате, мышей вынюхивает.

Вдруг будто мелькнуло что-то, бросился кот, да, видно, промахнулся.

Пошел – опять метнулось.

«Погоди же!» – думает кот Васька, остановился, глаза скосил и поворачивается, да вдруг как прыгнет, завертелся волчком и ухватил железными зубами свой хвост.

Откуда ни возьмись явилась старая колдунья.

– Давай, – говорит, – хвост по уговору. – Заурлыкал кот, замяукал, слезами облился. Делать нечего. Отдал хвост. И стал кот – куцый. Лежит целые дни на печурке и думает: «Пропади они, железные зубы, пропадом!»

Заяц

Летит по снегу поземка, метет сугроб на сугроб… На кургане поскрипывает сосна:

– Ох, ох, кости мои старые, ноченька-то разыгралась, ох, ох.

Под сосной, насторожив уши, сидит заяц.

– Что ты сидишь, – стонет сосна, – съест тебя волк, – убежал бы.

– Куда мне бежать, кругом бело, все кустики замело, есть нечего.

– А ты порой, поскреби.

– Нечего искать, – сказал заяц и опустил уши.

– Ох, старые глаза мои, – закряхтела сосна, – бежит кто-то, должно быть, волк, – волк и есть.

Заяц заметался.

– Спрячь меня, бабушка…

– Ох, ох, ну, прыгай в дупло, косой.

Прыгнул заяц в дупло, а волк подбегает и кричит сосне:

– Сказывай, старуха, где косой?

– Почем я знаю, разбойн

конец ознакомительного фрагмента

Аудиокнига Сорочьи сказки, короткие произведения Толстого А. Н. Их можно слушать онлайн или скачать. Сорочьи аудиосказки представлены в mp3 формате.

Аудиокнига Сорочьи сказки, содержание:

Аудиокнига Сорочьи сказки начинается с двух миниатюрных рассказов о сороке и козле. Далее ребята будут слушать онлайн историю о мышке – такую же крохотную, как и этот зверек, который сумел спастись от хорька. Потом в списке рассказов – история о том, как рыжую хищницу лису проучили ворона, дятел и еж, после чего она не портила жизнь лесным обитателям.

Так же дети услышат занимательные рассказы о еже, сове и коте. Обязательно посочувствуют ребята грустному зайцу, которому нечего было есть и негде жить, да порадуются тому, как удалось ему избежать лютой смерти от волчьих зубов.

Дальше вас ждут истории о гусаке и старом коте Ваське, у которого выпали от старости все зубы – очень этот кот любил мышей ловить, да нечем было. Пошел кот к ведьме и попросил у нее острые зубы из железа. Та согласилась, но велела отдать ему то, что он поймает первым. И надо же было такому случиться, что первое, что оказалось в зубах у Васьки – это его собственный хвост!

Следующими сорочьими сказками, которые можно послушать онлайн на нашем сайте, станут такие как «Грибы», «Мудрец», «Порточки», «Рачья свадьба» - о том, как глупый грачонок всю свадьбу у раков расстроил.

Так же в эту аудиокнигу включены рассказы «Петушки», «Мерин», «Горшок» и другие.