Творчество зинаиды серебряковой. Серебрякова, зинаида евгеньевна

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 28 ноября 1884, село Нескучное, Курская губерния - 19 сентября 1967, Париж, Франция) - русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.

Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной в ответ на письмо старшей научной сотрудницы Государственной Третьяковской галереи О. А. Живовой, Серебрякова указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтвержденным фактам и другим автобиографиям. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере - известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850-1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова - таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.

Муж - Борис Анатольевич Серебряков, приходившийся Зинаиде двоюродным братом. Дети:

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902-1903 она путешествует в Италию. В 1905-1906 занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова.

Как художник Серебрякова сформировалась в Петербурге. Исследователи подчёркивали «пушкинской и блоковской муз, в гении Достоевского», связанные с творчеством художника

Со времён ученичества З. Лансере старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы - «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) - рассказывают о поисках и остром ощущении красоты русской земли.

Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет («За туалетом», 1909, Государственная Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) - зрелые работы и твёрдые по композиции.
Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911 году, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

В 1914-1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914-1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей) и другие.

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере , Бориса Кустодиева , Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над так и незаконченной картиной на темы славянской мифологии.

Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном. В 1919 году умирает от тифа её муж Борис. Она остаётся с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Запасы Нескучного были разграблены. Из-за отсутствия масляных красок ей приходится перейти на уголь и карандаш. В это время она рисует трагическое произведение - «Карточный домик», показывающее всех четверых осиротевших детей.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

(1884-1967) русский живописец, график

Зинаида Серебрякова родилась в семье, где искусством занимались все. Прадед художницы А. Кавос, ее дед Н. Бе-нуа были известными архитекторами. Отец, Е. Лансере, занимался скульптурой, его работы хранятся в ведущих музеях страны и мира. Мать, Е. Лансере (урожденная Бенуа), училась живописи у П. Чистякова, у которого учились все знаменитые живописцы России семидесятых-восьмидесятых годов XIX века. Правда, она не стала профессионалом, считала себя художником-любителем. Брат, Е. Лансере, стал живописцем, графиком, членом общества «Мир искусства». Дядя Зинаиды Серебряковой, А. Бенуа считался признанным авторитетом в истории искусства и сам был незаурядным живописцем.

Зинаида родилась в имении Нескучное, принадлежавшем ее отцу. После его внезапной смерти, мать художницы с детьми переехала в Петербург и поселилась в доме своего отца Н. Бенуа. С этого времени Зинаида Серебрякова росла в атмосфере преклонения перед искусством. Способности девочки к рисованию были замечены рано, сама художница писала, что рисует столько, сколько себя помнит.

С 1901 г. Серебрякова посещала школу меценатки княгини М. Тенишевой, где преподавал И. Репин. Особое влияние на становление ее творческой манеры оказало путешествие по Италии вместе с матерью и сестрами.

Вернувшись в Россию, Зинаида продолжала брать уроки, занималась в 1903-1905 гг. в частной художественной мастерской О. Браза, живописца и графика, входившего в группу «Мир искусства». В 1905 г. она отправилась во Францию, где поступила в Академию де ля Гранд Шомьер, которой руководили художники Симон и Дошен. Вскоре к ней присоединился ее двоюродный брат Б. Серебряков. Она много занималась техникой рисунка, во время путешествий по стране постоянно делала различные зарисовки.

Первыми произведениями художницы становятся наброски, сделанные в родовом имении Нескучное, расположенном под Харьковом, где она родилась и впоследствии постоянно проводила лето. В архиве художницы сохранилось множество рисунков и акварелей: она рисовала практически все, что видела: крестьян во время сельскохозяйственных и домашних работ, животных, птиц, цветы. Интересны и ее пейзажные зарисовки. Полагают, что особое влияние на художницу оказало творчество А. Венецианова, его изображения русских крестьян.

Со временем оказалось, что большую часть творческого наследия Зинаиды Серебряковой составляют портреты добровольных натурщиков - друзей и близких, а также автопортреты. В последнем жанре последовательно зафиксированы разные состояния ее жизни: от радостного миросозерцания до тихой грусти, вызванной сложными жизненными перипетиями. Она постепенно отойдет от тщательной прописанности вещей, окружающих ее автобиографическую героиню, больше сосредоточившись на передаче собственного внутреннего состояния. Исследователи отмечали, что близкие люди не стареют на картинах Серебряковой (портреты Кати), потому что, один раз увидев их индивидуальность, Зинаида Серебрякова и отражает ее на своих полотнах.

В 1905 г. Зинаида выходит замуж за своего двоюродного брата Б. Серебрякова, в 1908 году получившего диплом инженера. Отцу пришлось испрашивать специальное разрешение церковных властей на брак. Он оказался удачным, хотя семейная жизнь Серебряковой продолжалась недолго. В революционные годы Б. Серебряков умер, и его жене пришлось одной поднимать четверых детей. Все они проявили себя в художественной сфере. Александр много работал для кино и театра, писал в технике акварели, рисуя интерьеры частных дворцов во Франции и Англии, Катя стала живописцем.

Дочь смогла сохранить последнюю квартиру матери, где находятся большинство произведений Зинаиды Серебряковой, созданных в эмиграции. Даже внук художницы, сын ее дочери Татьяны, Иван Николаев, известен своими работами в области монументального искусства: в частности, он оформлял московскую станцию метро «Боровицкая».

С 1909 года Зинаида Евгеньевна Серебрякова начинает постоянно выставляться, она участвует в седьмой выставке «Союза русских художников» (1910) и экспозиции «Современный женский портрет», устроенной в редакции журнала «Аполлон» в Петербурге. Тогда же к ней приходит профессиональная известность, а «Автопортрет» (1910) и одну из крестьянских композиций приобретает Третьяковская галерея. Исследователи отмечают, что созданные в 1914-1917 гг. картины уже представляют собой монументальные полотна, в которых последовательно раскрывается жизнь крестьян.

С 1911 года Зинаида Серебрякова является постоянным экспонентом выставок общества «Мир искусства». Она много путешествует: по Крыму в летние месяцы (1911-13), по Италии и Швейцарии (1914).

В 1914 году А. Бенуа по просьбе архитектора А. Щусева, автора проекта Казанского вокзала, возглавил работы по монументальным росписям вокзала, он привлек к работе М. Добужинского, Н. Лансере, Н. Рериха и Зинаиду Серебрякову, которая сделала целый ряд эскизов и рисунков панно на темы «Индия», «Сиам», «Турция», «Япония». Осуществляя задуманное, она многие часы провела в библиотеках, изучая искусство и историю стран Востока.

В 1917 г. Зинаида Серебрякова была выдвинута в академики наряду с А. Остроумовой-Лебедевой и другими женщинами-художницами, но из-за революционных событий выборы не состоялись.

В первые послереволюционные годы Серебрякова жила в Нескучном с семьей, там она пережила смерть мужа от тифа и пожар, в котором чуть не сгорели ее картины. В 1919 г. она работала в Харькове, участвовала в 1-й выставке подотдела искусств Харьковского Совета, а в следующем году переехала в Петроград, где продолжила работу в музеях. Несколько месяцев Зинаида Серебрякова работала в качестве художника Археологического музея, оформляла залы, проявляя поразительную силу воли и мужество. Ведь зарплата была такой мизерной, что ее хватало только на фунт масла. В залах не топили, от голода и холода опухали пальцы. Бенуа неоднократно продавал ее работы в частные коллекции и пересылал художнице деньги. Мать художницы помогала вести хозяйство.

Несмотря на сложные бытовые условия, Серебрякова продолжала работать: она покупала на барахолках краски у барышень, когда-то занимавшихся изящными искусствами, а теперь продававших свое имущество, чтобы прокормиться, писала сценки из жизни артистов балета, городские пейзажи.

Зинаида Серебрякова стремилась, чтобы ее дети получили образование. Дочь Таня обучалась в Петроградском хореографическом училище, и художница часто рисовала прямо в театре, создав целую серию картин, посвященных танцу (пастели 1922-1923 гг.). Даже в конце ее творческого пути Серебрякова оставалась верна увлечениям молодости; интересна ее лирическая зарисовка-портрет известной балерины Иветт Шовире (1962).

Дети всегда оставались самой любимой натурой Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, она рисовала их в любой обстановке: за столом, во время игр, чтения, когда они спали или одевались. Художница могла сделать набросок во время беседы, а потом на его основе создавала портрет, Удивительна ее зарисовка младшего С. Прокофьева (сына композитора) 1927 года: фигура, выполненная в голубовато-золотистых тонах, вписана в красно-коричневую мебель, которая становится своеобразным обрамлением.

Работы художницы были представлены на выставках членов Дома искусств и «Мира искусства» (в 1922 и 1924 годах). В частности, на выставку 1922 года Серебрякова представила 16 портретов, выполненных пастелью. В том же году вышла монография критика Н. Эрнста о художнице.

Любопытно, что практически всю свою жизнь Зинаида Серебрякова рисовала обнаженную натуру, не только добиваясь большего самовыражения, но и выражая свое жизненное кредо. Она всегда верила в человека, в его красоту. Поэтому нередко ее картины, написанные в разной технике (маслом, сангиной и пастелью), так богаты цветовыми переходами. Художница всегда композиционно точно выверяла расположение натуры на холсте, одновременно добиваясь и особой декоративности изображения. Своеобразной прелюдией к «ню» стали портреты «Банщиц», над которыми работала еще начинающая художница.

Заметна и эволюция творческой манеры в ее автопортретах: иногда, за неимением другой натуры, ей приходилось рисовать саму себя. От наивного кокетства девушки, только познающей мир, она приходит к изображению матери, наполняя собственное изображение мягкими лирическими и отчасти грустными тонами.

В 1924 г. Зинаида Евгеньевна Серебрякова выехала в Париж для устройства выставки, А. Бенуа предполагал, что она сможет подработать и финансово поддержать свою семью. Художница считала, что уезжает ненадолго, поэтому она взяла с собой только сына Александра. В 1928 году к ней приезжает дочь Катя. Семья оказалась разрезанной пополам: еще один сын и дочь остались с матерью художницы. Более того, закончив архитектурный институт и уехав работать во Владивосток, сын Евгений был взят на действительную военную службу и не смог вступать с матерью в переписку. Татьяна навестила близких только после войны, она стала хранительницей архива Серебряковой, устроительницей ее выставок в России. Позже она стала совершать поездки к матери вместе с братом.

Время Зинаиды Серебряковой распределялось между творчеством для себя и заказными работами. Она оставалась главой семьи, должна была зарабатывать, но не писать Серебрякова не могла. Екатерина вспоминала, что мама всегда носила с собой карандаш, пастели и акварели, постоянно во время прогулок делала наброски.

В двадцатые годы Зинаида Серебрякова участвовала в ряде выставок, проходивших по всему земному шару: работы выставлялись в Америке (1923-1924) и в Японии (1926-27). Первоначально они не пользовались спросом, хотя обычно художница выставляла до дюжины работ. Но один из покупателей, барон Броуэр, не только заказал портреты членов своей семьи, но и финансировал поездку Серебряковой в Марокко в 1928 и 1932 годах. А. Бенуа так охарактеризовал портреты и натюрморты своей племянницы: «Такая свежесть, простота, меткость, живость, столько света!» За полтора месяца Зинаида Серебрякова написала пастелью 60 этюдов, мастерски передав различные типы людей. Позже она написала декоративные панно для особняка барона Броуэра под Брюсселем (разработку интерьеров осуществил ее сын Александр). На панно отразились мотивы четырех времен года.

Хотя материальный успех от марокканской выставки Серебряковой оказался невелик, все же владельцы частных галерей решились выставлять работы художницы: в парижской галерее Шарпантье (в 1927, 1930/31, 1932, 1938 годах), в парижских галереях В. Гиршмана и Бернхейма (1929). С 1927 по 1938 годы состоялось пять персональных выставок художницы.

Известность приносила заказы, правда немного, потому что Серебрякова не любила писать парадные или кабинетные портреты. Таков, в частности, созданный в Париже портрет Г. Гиршман (1925), жены известного предпринимателя, запечатленной в свое время и В. Серовым. Но портрет Зинаиды Серебряковой более камерный. В нем парадность соединена с особой утонченностью, мы видим прежде всего элегантную светскую красавицу, а не надменную владелицу особняка, как на картине Серова.

Серебрякова всегда стремилась рассказать о человеке, его интересах, вкусах, привычках. Она тщательно фиксировала внутренний мир портретируемых, стремясь передать определенное душевное состояние. Поэтому позы ее героев естественны и непринужденны; кажется, что люди оторвались на некоторое время от своих дел, чтобы попозировать для художницы («Портрет Михаила Гринберга», 1936).

Зинаида Евгеньевна Серебрякова постоянно участвовала в совместных проектах, на которых представлялось русское искусство (в Париже, в Брюсселе в 1928 г.), в выставках русских художников в Берлине и Белграде (1930), в совместной с Д. Буше-ном выставке в Брюсселе и Антверпене (1931), в выставках русского искусства в Париже и Риге (1932), Праге (1935).

Весной 1932 г. Зинаида Серебрякова вновь работала в Марокко по предложению Броуэра и А. Лебёфа. В галерее Шарпан-тье были представлены 63 работы художницы, 40 из которых были созданы в Марокко. Уникальными можно считать несколько ню, потому что Серебрякова стала первой европейской художницей, сумевшей уговорить марокканок позировать обнаженными.

Она пользовалась любой возможностью, чтобы выехать на натуру. По приглашению своих родственников Зинаида Серебрякова несколько раз побывала в Лондоне, несколько раз ездила в Бретань, откуда привезла удивительные зарисовки бретонок, сохранились и пейзажные зарисовки юга Франции. Серебрякова нарисовала и виды Италии, где побывала в 1929 и 1932 годах, ей удалось посетить Бельгию и Швейцарию.

Важной составляющей ее творчества стали натюрморты. Когда она писала автопортреты, то просто забавлялась, стремясь изобразить каждую мелочь на туалете. Позже из составляющих, отдельных предметов стали складываться самостоятельные композиции. Они по-прежнему отражали многообразие жизни и рассказывали о красоте природы («Картина с виноградом», 1934; «Натюрморт с овощами», 1936).

После войны широко распространилось абстрактное искусство. Зинаида Серебрякова же всегда тяготела к реалистической манере письма и не могла рассчитывать на продаваемость своих картин, тем не менее в 1954 г. состоялась персональная выставка художницы в ее собственной мастерской в Париже, а в 1965-66 гг. - персональная ретроспективная выставка в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске.

Зинаида Серебрякова весьма требовательно относилась к своему творчеству, даже картину «Купальщица» (1911), хранящуюся в Русском музее, она называла этюдом, хотя картина имеет большой размер и весьма содержательна по художественному решению.

Она работала в самой разной технике: использовала масло, пастель, темперу, графитный карандаш. Только смерть смогла остановить неутомимый творческий поиск, который художница вела всю свою жизнь. Серебрякова похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Некоторые искусствоведы полагают, что Зинаида Серебрякова писала свой автопортрет в период своего увлечения Востоком. Зинаида Серебрякова – это первая женщина, которая сумела войти в историю русской живописи. Благодаря своему светлому и ясному […]

Зинаида Евгеньевна Серебрякова, урожденная Лансере, родилась в семье известного русского скульптора. Долгое время имение ее семьи являлось центром художественной жизни Санкт-Петербурга. Способность к живописи проявилась у девочки еще в годы обучения в […]

В творчестве Зинаиды Серебряковой присутствует немало детских портретов. Мир детства – это одна из важных тем для художницы. Серебрякова любила писать маленьких детей, так как они открыты, естественны и умело выражают любовь […]

Зинаида Серебрякова родилась в селе Нескучном Харьковской губернии в семье известных архитекторов и художников Ленсере-Бенуа. Девочка унаследовала яркий творческий талант рода и после окончания гимназии отправляется на стажировку в Италию, изучает живопись […]

Как раз перед началом Первой Мировой Войны российская художница Зинаида Серебрякова вынуждена возвратиться на родину, после итальянского путешествия. Прибывши в семейное имение, спрятанное в харьковской губернии, она тот час же начинает работать […]

Автобиография З. Е. Серебряковой

(Отвечаю по вопросам).

1. Родилась я в нашем имении «Нескучное» (Курск[ой] губ[ернии] Белгородского уезда) 12 дек[абря] 1884 г. (Уже с давних пор, в указании года моего рождения, вкралась ошибка - помечено 1885 г., м. б. оттого, что я род[илась] в самом конце 1884 г.?..

2. Художеств[енное] образ[ование] получила, главн[ым] образом, в семье моего деда, Николая Леонтьевича Бенуа, куда мы переехали после смерти моего отца, Евг[ения] Александровича] Лансере, в 1886 году: все в нашей семье занимались искусством - мои братья Евг[ений] Евгеньевич] и Ник[олай Евгеньевич] (архитектор), моя мать, мой дядя - Александр Николаев[ич] Бенуа, мои сестры. После окончания Коломенской Женск[ой] гимназии я поступила в Художествен[ную] школу кн. М. К. Тенишевой, руководил школой И. Е. Репин. Но, к сожалению, пробыла там всего 25 дней и И. Е. Репина ни разу не видела, так как школу закрыли! Но там я впервые начала работать с натуры (май 1901 г.). Затем я поступила в мастерскую худож[ника] О. Э. Браза (1903–1904) (1904–1905).

3. Нигде в других учебн[ых] заведениях не училась ни в России, ни на Западе.

4. Преподавательской деятельностью не занималась.

5. К сожалению, путешествовала мало по России: в детстве проводила лето то в Петергофе, то в Финляндии. После смерти моего деда Ник[олая] Леон[тьевича] Бенуа в 1898 г. стали ездить на лето в «Нескучное». После замужества в 1905 г. оставалась там до поздней осени, и даже зимой.

Во время гражданской войны «Нескучное» погибло (было сожжено), и я с детьми и моей матерью жила в Харькове 3 года. Там я работала в Археологическом музее, рисуя находки из курганов (ожерелья и пр.) скифов. (Эти рисунки, кажется, еще по сей час в музее Археолог[ическом] в Харькове).

Да, забыла, что ездила в 1911 г. и 1913 г. в Крым, где провела по одному мес[яцу] весну - Ялта, Гурзуф; 2-й раз - Симеиз, была, точнее проездом, в Бахчисарае.

За границей была впервые в 1902 г. в Италии на ост[рове] Капри, а затем 3 мес[яца] в Риме (1902–1903). После замужества, в 1905 году провела с мужем и моей мамой зиму в Париже - 1905–1906 гг. Посещала тогда художественную] школу Academie de la grande Chaumiere (но руководителей школы, худ[ожников] Simon и Doche ни разу не видела).

В 1914 году была 1,5 мес[яца] в Италии - Венеции, Флоренции и Милане и через Швейцарию, Вену и Киев вернулась в Нескучное (как раз накануне объявления войны).

6. Не работала ни в каких других видах искусства, кроме живописи.

7. Перечень выставок, в которых участвовала, или самостоятельных - прилагаю отдельно.

8. Состояла членом Общества «Мир искусства» с 1910 г. В Париже состою членом «Синдиката французских художников» с 1947 г.

(З. Серебрякова: Сборник материалов и каталог экспозиции к 100-летию со дня рождения художника. М., 1986. С. 44–46)

Из книги Путник по вселенным автора Волошин Максимилиан Александрович

Из книги Автобиография. Автонекролог автора Гумилев Лев Николаевич

Автобиография Я, Лев Николаевич Гумилев, родился в 1912 году, осенью, 1 октября по новому стилю. В этот день, что очень редко бывает, пошел снег. Родился я на Васильевском острове в родильном доме, но родители мои жили в Царском Селе, в маленьком домике, который заработал мой

Из книги Мое взрослое детство автора Гурченко Людмила Марковна

АВТОБИОГРАФИЯ Папа часто с удовольствием рассказывал о себе. Я попробую воспроизвести его речь как можно точнее, потому что без этой речи нет моего папы.Мой папа, Марк Гаврилович Гурченко, родился в деревне Дунаевщина Рославльского района Смоленской области. Он родился в

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь первая: В Бессарабии автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Автобиография Я могла не гнаться за большим заработком: я приоделась, обзавелась постельным бельем, одеждой, обувью на все сезоны. Был у меня запас муки, сахара, круп, постного масла. Можно было разнообразить свою работу. Я то бралась выкорчевывать акации, тополя и ясени,

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

2. Автобиография В один из зимних вечеров, а именно 19 декабря 1943 года он вспомнил не слишком давнишнюю встречу. С думами о Москве, родных и друзьях, припомнился ему и ЦДЛ, куда он любил захаживать в мирное время. Оказавшись ненадолго в Москве в январе 1942 года, он забежал туда

Из книги Зинаида Серебрякова автора Русакова Алла Александровна

Т. Б. Серебрякова Детство Зинаиды Серебряковой Когда я беру в руки альбомчик, куда моя бабушка вклеивала детские рисунки своей дочери, будущей художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, я вспоминаю ее рассказы о детях и их жизни. Многое из того, что окружало в ранние годы

Из книги Павел Филонов: реальность и мифы автора Кетлинская Вера Казимировна

Д. В. Сарабьянов. Об автопортретах Зинаиды Серебряковой Нередко критики, желая похвалить художника-женщину, произносят сакраментальные слова о ее «мужской руке». Даже Александр Бенуа назвал работы Зинаиды Серебряковой «мужественными». Между тем мне кажется, что самое

Из книги Ласковая кобра. Своя и Божья автора Гиппиус Зинаида Николаевна

Е. Дорош. На выставке Серебряковой <…> Художники обычно упрекают писателей в так называемом литературном подходе к искусству живописи, и хотя обвинение это не лишено основания, хотя и мне представляется, что живопись, в отличие от других искусств - например от

Из книги автора

А. П. Остроумова-Лебедева о творчестве З. Е. Серебряковой <…> Членом нашего общества («Мира искусства». - А. Р.) также была замечательная художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова, рожденная Лансере. Она, живя несколько лет в деревне, в небольшом имении «Нескучное»

Из книги автора

Е. Г. Федоренко. Семья З. Е. Серебряковой <…> Когда Зинаида Евгеньевна была еще девушкой, то все они - она, ее сестры и братья - любили кататься верхом на лошадях, любили устраивать какие-нибудь веселые «представления». Как-то летом под вечер (была уборка урожая -

Из книги автора

Е. Б. Серебрякова о матери (в связи с открытием выставки произведений З. Е. Серебряковой в посольстве России в Париже в 1995 году) Мама уехала из России и поселилась во Франции, в Париже, в 1924 году. Материально ей было очень тяжело. В 1925 году к ней приехал брат, в 1928 году - я.

Из книги автора

Н. Лидарцева. В мастерской у художницы Зинаиды Серебряковой На днях мне привелось посетить в ее ателье эту замечательную русскую художницу, выставки которой когда-то славились в Париже, в самых крупных выставочных галереях, но которая, к сожалению, продолжая работать,

Из книги автора

М. Б. Мейлах. Дети Серебряковой (разговор с Екатериной Серебряковой) В парижской мастерской Серебряковых, странным образом хранящей петербургскую атмосферу (мне она напомнила квартиру-студию Браза напротив Новой Голландии, с теми же окнами во всю стену, - во времена

Из книги автора

Основные даты жизни и творчества З. Е. Серебряковой 1884, 28 ноября (10 декабря) - рождение в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии (ныне - Харьковская область Украины) в семье скульптора Евгения Александровича Лансере и его жены Екатерины Николаевны

Из книги автора

Письма П. Н. Филонова к Е. А. Серебряковой 1Ленинград. 6 августа 1937.Хорошая, светлая моя родимая Катюша! Спасибо, что порадовала меня письмом. Я как живую увидел тебя в нем. Представилось мне, как ходишь ты по Сиверским крутым берегам, сидишь в лесу, под соснами собираешь

„This is a man ’s , man ’s world “ – когда-то пел Джеймс Браун, говоря о том, что мир держат мужчины. История живописи – косвенное тому подтверждение: попробуйте закрыть глаза и назвать хотя бы десять женщин-художников с мировым именем. Классическое представление женщины в живописи всегда было единогласным: это муза, модель, подруга художника-мужчины, чей образ вдохновлял и стоял в центре его творчества. В ряду первых художниц стояли женщины смелые, готовые бросить вызов обществу: они должны были не только противостоять мужской творческой диаспоре, но и утвердить себя как художника такого же высокого уровня.

Одной из таких женщин стала Зинаида Серебрякова: она возглавила ряд первых женщин-живописцев, вошедших в историю русской живописи . Несмотря на свой образ хрупкой, женственной и юной красавицы, судьба Серебряковой была тяжелой, полной лишений и трудностей, а её работы при жизни не получили всеобщего признания.

Первые годы

Зинаида Серебрякова родилась в Петербурге. Будущая художница начала рисовать уже с раннего возраста. Вся ее семья происходила из творческой династии: отец Евгений Лансере был известным скульптором, дед Николай Бенуа – прославленным архитектором, а мать Екатерина Лансере занималась графическим рисунком. Родители всячески поддерживали творческие начинания детей, – уже с раннего возраста маленькая Зина посещает выставки в Эрмитаже, ходит в театры на балеты, занимается академическим рисунком и очень увлеченно читает большие и редкие книги по искусству из домашней библиотеки.

В 1886 году дом постигло несчастье – умер отец девочки, Евгений Лансере, и семья была вынуждена вернуться обратно в Петербург. Там Серебрякова окончила гимназию и поступила в художественную мастерскую, где ее наставниками стали Осип Браз и Илья Репин. Как и остальные ученики, она ходила в Эрмитаж и делала копии с полотен старых мастеров. Девушка продолжала упражняться и, пребывая в Италии в 1902- 1903 годах, делала наброски и этюды. Впоследствии эта “классическая школа” живописи будет проявляться и в манере художницы: ее обнаженные натурщицы отсылают нас к лучшим образцам эпохи возрождения.

«Молодая крестьянка на кухне» 1900-е | «Портрет М.Е.Лансере (сестра художницы)» 1901

В 1905 году, через два года после возвращения из Италии, девушка вышла замуж за своего кузена, Бориса Серебрякова, с чьей фамилией она позже войдет в историю русской живописи. После свадьбы молодая семья уехала во Францию, где художница посещала парижскую Академию де ла Гранд Шомьер, делая множество набросков и рисунков на пленэре. Спустя год пара вернулась в Петербург, в имение «Нескучное», где Серебрякова работала не покладая рук: этюды, эскизы, бытовые сцены. Именно здесь она позже сформируется как художник, создав самые великолепные и известные работы, которые после ее смерти получат всемирное признание.

«Терраса» 1910-е
«Яблоки на ветках» 1910-е
«Капуста. Село Нескучное» 1909
«На лугу. Нескучное» 1910-е

Красавица Россия

Зинаиду Серебрякову можно по праву считать истинно русским художником: в ее полотнах отражена неизмеримая любовь к родине. Ее произведения – окна в бескрайний мир русской природы, которые позволяют нам любоваться ее чарующей красотой, полями, усыпанными цветами и золотом. Простые и бытовые сценки – деревенские, уличные, домашние – вот основные сюжеты художницы, из которых она черпала свое вдохновенье. С особой любовью она относилась к крестьянскому укладу: ее серия «крестьянских» полотен, написанная с 1914 по 1917 годы, повествует о жизни в русской деревне, о повседневности трудолюбивых крестьян, об очаровательной простоте их быта. Названия работ незамысловаты и открыты, как и их персонажи, – это «Крестьяне», «Жатва», «Спящая крестьянка».

«Крестьяне»1914
«Жатва» 1915
«Спящая крестьянка» 1917

Особо значимой стала картина «Беление холста» (1917), где Серебрякова проявила себя не только как мастер композиции, но и как талантливый художник-монументалист. Работа создавалась в рамках эпического цикла, посвященного крестьянскому быту, – сюда же входили написанная «Жатва» и задуманная «Стрижка овец». Наряду с женскими персонажами на картинах художницы всегда присутствует еще один женский образ – образ красавицы-России, ее природа, ее народный колорит.

«Беление холста» 1917

Зинаида Серебрякова подарила миру настоящую русскую красавицу – женственную, по-девичьи озорную, нежную, с французским флером во взгляде и загадочной полуулыбкой в стиле Рокотова. Она писала женщин самых разных профессий и возрастов, в том числе и саму себя, во все свои образы вдыхая незримую и манящую свежесть юности, ту романтику, которой ей не хватало на трудном жизненном пути. Иными словами, она писала свою желанную жизнь и себя в ней. Таким стал знаменитый автопортрет Серебряковой «За туалетом», созданный в 1909 году: он отражает состояние и настроение художницы, в котором она хотела бы прожить. На ее светлом лице – ясная улыбка и радость осознания своей жизни, красоты и молодости, а традиционное изображение предметов живописи уступает изображению атрибутов женской красоты – украшениям, духам, очаровательным шкатулкам. Таким образом, Серебрякова словно сознательно отдаляется от мира художников, как бы заявляя: я в первую очередь женщина – красивая, молодая, жаждущая жить. Картина молодой художницы стала ее пропуском в мир великих мастеров: в 1910 году после выставки Союза русских художников работу приобрела Третьяковская галерея, где автопортрет находится и по сей день. Так талант девушки впервые получает свое признание.

«За туалетом. Автопортрет» 1908-1909

Тяжелые годы

Серебрякова намеренно избегала модернизма, оставаясь непоколебимо верной своему стилю даже в голодное время революции. Не желая делать из своего творчества инструмент идеологической борьбы, она всеми силами противилась попыткам властей навязать ей футуризм. Наблюдая, как искусство становится рабом в ногах у власти, Зинаида горестно размышляла в своем дневнике: «Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью – уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь…». Дефицит на краски вынуждал ее творить подручными материалами, а полем для творчества стали экспонаты археологического музея в Харьковской губернии, – работая там в этот период, художница продолжала делать графические наброски. В 1916 году Серебрякова стала участником художественного оформления Казанского вокзала, куда ее привлек А. Бенуа.

Эскизы панно для Казанского вокзала в Москве, 1916

Жизнь становилась невыносимо тяжелой, денег на еду катастрофически не хватало. За чередой начавшихся трудностей вскоре последовала новая. В 1919 году в жизни Серебряковой случается страшное несчастье: от тифа умирает любимый муж. Зинаида остается одна с матерью и маленькими детьми на руках. Горе от потери усугубляют общие настроения общества: революция отнимает у людей хлеб, средства к существованию и всякую надежду на жизнь. То свежее, юное чувство, которое рождалось при взгляде на полотна Серебряковой, сменилось болью и упадком сил: рассыпалось, как карточный домик, хрупкое женское счастье. Именно этот образ даст название одному из самых знаменитых полотен Серебряковой – вот он, «Карточный домик», что строят ее дети, которые остались без отца. Их глаза опущены, лица в смиренной грусти, они строят башенку из карт, которая может рассыпаться в любой момент, как может оборваться жизнь человека… Сегодня работа находится в Государственном Русском Музее в Петербурге.

«Карточный домик» 1919

Нехватка средств и сгоревшее имение вынудили Серебрякову в 1920-е гг. вернуться в Петербург, в квартиру деда. Здесь маленькая дочь художницы Татьяна начинает заниматься балетом, а мама часто посещает с ней театр и постоянно работает: так, в результате трех лет плодотворного творчества, Серебрякова создала ряд чудесных полотен – композиций и портретов – на балетную тему.

«Балетная уборная. Снежинки» 1923
«Девочки-сильфиды»1924
«Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме» 1922 | «Портрет В.К.Ивановой в костюме испанки» 1924 | «Портрет Е.Н.Гейденрейх в красном» 1923

Отъезд на чужбину

После революции в стране снова начал и набирать популярность показы и вернисажи, работ ы русских художников стали выставляться за рубежом. Серебрякова не стала исключением: в 1924 году ее картины были оценены посетителями выставки русского изобразительного искусства в Америке. Работы имели грандиозный успех и вскоре все были распроданы. Это ободрило художницу: в тот же год она решается уехать в Париж и работать там. Однако спустя время Серебрякова понимает, что она обманулась. Следующая ее выставка за рубежом состоялась только в 1927 году. Заказов постоянно не хватало, а то искусство, которое нравилось местной публике, Серебрякова считала пошлым китчем, праздной безвкусицей. Не было в нем того искренн его, русского, той духовности, которую она воспевала в своем творчестве. Весь остаток жизни Зинаида желала вернуться обратно – к детям, матери, к той жизни в Петербурге, с которой начинался ее творческий путь, но до конца своих дней оставалась «запертой» во Франции: война и оккупация Парижа сделали невозможным возвращение в Россию. Свою безграничную ностальгию художница опишет в конце жизни в своем дневнике: «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…». Серебрякова умерла в Париже в возрасте 82 лет, так и не вернувшись на родину. Ее ностальгия по всему русскому до сих пор жива в ее удивительных работах, ставших посланниками образа Красавицы-России по всему миру.