«Три сестры

Действующие лица

Прозоров Андрей Сергеевич.

Наталья Ивановна, его невеста, потом жена.

Ольга, Маша, Ирина, его сестры.

Кулыгин Федор Ильич, учитель гимназии, муж Маши.

Тузенбах Николай Львович, барон, поручик.

Соленый Василий Васильевич, штабс-капитан.

Чебутыкин Иван Романович, военный доктор.

Федотик Алексей Петрович, подпоручик.

Родэ Владимир Карлович, подпоручик.

Действие первое

Три сестры Прозоровых вспоминают, как год назад умер их отец. Ольга устала от обилия работы в гимназии, она чувствует, что молодость уходит и мечтает только об одном уехать в Москву, где все они родились. Ольге приходит в голову, что ей лучше было бы не работать, а выйти замуж и любить мужа. Тузенбах уведомляет сестер, что вечером, на праздновании именин Ирины, ожидается батарейный командир Вершинин, который везде говорит, что у него жена и две девочки, а жена постоянно покушается на самоубийство, чтобы привлечь внимание Вершинина. Ирина говорит, что ей необходимо трудиться, жить в праздности она не может. Сам, же Тузеибах никогда в жизни не работал, но тоже поддается энтузиазму Ирины. Маша в невеселом расположении духа; она собирается уйти домой, чтобы не портить и сестрам настроение. Чебутыкин дарит Ирине серебряный самовар; сестры укоряют его за расточительство, но старый доктор уверяет их, что ближе и дороже их у него никого нет. Появляется Вершинин. Он из Москвы, чем сразу привлекает к себе троих сестер. Все три уверяют, что к осени переедут в Москву. Слышно, как Андреи за стеноп играет на скрипке. Сестры считают его ученым, прочат ему карьеру профессора. Андрей влюблен в Наташу, местную барышню, не имеющую вкуса и вульгарно одевающуюся. Андреи не любит гостей, теряется на публике н, едва поздоровавшись с Вершининым, незаметно уходит. Он успевает, впрочем, сообщить Вершинину, как их покойный отец "...угнетал нас воспитанием. Это смешно и глупо, но в этом все-таки надо сознаться, после его смерти я стал полнеть и вот располнел в один год; точно тело мое освободилось от гнета. Благодаря отцу, я и сестры знаем французский, немецкий и английский языки, а Ирина знает еще по-итальяиски. Но чего это стоило!" Кулыгнн в форменном фраке поздравляет Ирину с именинами, преподносит ей историю их гимназии за пятьдесят лет, написанную им же (точно такую же он уже дарил Ирине на Пасху). Кулыгин искренне любит Машу, не желает замечать того, что жена полностью равнодушна к нему. Тузенбах (ему нет 30-ти лет) говорит Ирине о своей любви к ней, о том, что они могли бы прожить долгие счастливые годы вместе, но Ирина отвечает, что не может полюбить его, что сердце ее закрыто. Она хочет самореализовываться в работе. Приходит Наташа в розовом платье с зеленым поясом, поздравляет Ирину. Та пытается указать Наташе па то, что она безвкусно одета, но та не понимает, в чем безвкусица. За столом все подшучивают над Андреем и Наташей; она вскакивает и выбегает из-за стола. Андрей идет за ней вслед, утешает, говорит о любви, делает предложение.

Действие второе

Андрей и Наташа уже женаты, у них сын Бобик. Наташа полностью погружена в хозяйственные заботы, которые у нее сводятся к тому, что она потихоньку теснит всех в доме во имя интересов маленького ребенка. На масленицу ждут ряженых, но Наташа распоряжается, чтобы их не принимали, потому что они могут принести в дом заразу. Андрей изменился. Ему смешны его прежние устремления (университетская карьера), он избран секретарем земской управы. Иногда, впрочем, ему еще спится, что он профессор Московского университета, "ученый, которым гордится русская земля". Его манит Москва как огромный город, в котором можно затеряться. Маша жалуется Вершинину, что не любит мужа, что ей тяжело вращаться в среде учителей и их супруг ("людей грубых, нелюбезных, невоспитанных"). Она уверяет, что настоящую топкость, понимание и порядочность можно найти только среди военных. Вершинин же жалуется Маше на свою жену, "ничтожество", с которой бранится с утра до вечера. Ему жаль своих дочек, ему даже некому, кроме Маши, рассказать о своей семейной драме. Тузенбах каждый вечер провожает Ирину с работы домой она поступила на телеграф. Ирина сильно устает, замечает, что начинает грубить посетителям, не любит работу. Ей постоянно снится, как они уедут в Москву, а переезжать сестры собрались в июне. Общество садится за карты, обсуждается вопрос о счастье. Вершинин высказывает мысль, которая сводится к тому, что счастливая жизнь на земле настанет через два три столетия; что никто из них этого не увидит, но, тем не менее, все должны работать во имя этого будущего чужого счастья. Тузенбах же не понимает, как можно даже не мечтать о счастье, он счастлив. Маша ищет счастья в вере в Бога. Из дома Вершининых приходит человек с известием, что жена Вершинина опять пыталась отравиться. Вершинин незаметно исчезает. Маша расстраивается, злится. Наташа все время говорит только о ребенке и только в превосходной степени. Время от времени Наташа делает Маше замечания "за грубые манеры". Соленый грубит Наташе, повторяя, что изжарил бы ее ребенка на сковороде. Наташа уходит. Тузенбах говорит, что, несмотря на то, что между ним и Соленым ничего будто бы не произошло, у него такое чувство, что они поссорились. Тузенбах предлагает Соленому помириться и не сердиться на него. Соленый пьет вместе с Тузенбахом и предупреждает его, что у него характер Лермонтова. Тузенбах уведомляет всех, что выходит в отставку и начинает работать. Наташа просит гостей разойтись, потому что они мешают маленькому. Андрей беседует с Чебутыкнным, заявляет, что жениться вовсе не нужно. Соленый объясняется Ирине в любви, но она отвергает и его. Наташа настойчиво просит Ирину освободить ее комнату для Бобика, а самой пожить какое-то время вместе с Ольгой. К дому подъезжает председатель управы Протопопов (начальник Андрея), приглашает Наташу покататься на тройке, она соглашается. Ольга возвращается из гимназии; она безумно устала и отправляется спать. Оставшись одна, Ирина с тоской повторяет: "В Москву! В Москву! В Москву!"

Действие третье

Ночь, в квартале пожар, многие погорельцы толпятся у дома Прохоровых. В их числе семья Вершинина; девочки ищут отца. Ольга распоряжается отдать ряд своих вещей погорельцам. Восьмидесятилетняя няня Анфиса, в меру сил помогающая по дому, просит Ольгу не выгонять ее на старости лет. Ольга обещает, но вошедшая Наташа требует, чтобы бразды правления в доме перешли полностью к ней, а Ольга командовала бы в гимназии. В частности, Наташа настаивает, чтобы старую няню отправили в деревню, поскольку работать с полной отдачей она уже не может. Все это Наташа обставляет очень изящно, целует Ольгу, говорит ей комплименты, просит прощения за то, что невольно обидела ее (грубо обойдясь с няней). Наташа прикрывается интересами детей; за прошедшее время у нее родилась еще дочка (Софочка). Забывшись, Наташа переходит на крик, требует, чтобы ее перестали раздражать, советует Ольге перебраться в одну из нижних комнат. Маша и Вершинин постоянно вместе, заметно, что они неравнодушны друг к другу, время от времени они принимаются напевать одну и ту же мелодию. Когда пожар стихает, гости начинают расходиться. Маша просит мужа, чтобы он тоже ушел и оставил ее одну у сестер. Кулыгин по-прежнему искренне любит жену, во всем ее слушается и, кажется, один не замечает, что у Маши серьезный роман с Вершининым. Маша затевает с сестрами разговор о том, как изменилась их семья. Андрей проигрывает много денег, он заложил дом, который принадлежит им четверым, все деньги забрала Наташа. Кулыгин советует Маше не обращать внимания, потому что о" достаточно ее обеспечивает. Ирина замечает, что брат и вправду "измельчал", живя с Наташей, что он не желает видеть, что его жена завела роман с Протопоповым и над Андреем уже смеется весь город, а он только хвастается, что попал, наконец, в члены управы. Ирина так расстроена, что принимается плакать. Она чувствует, как когда-то Ольга, что тратит жизнь впустую, очень устает от работы, забывает итальянский язык. Ольга утешает ее, советует Ирине принять предложение барона Тузенбаха и выходить замуж. Они уже не верят, что уедут в Москву, но все еще мечтают об этом. Маша признается сестрам, что любит Вершинина, Ольга притворяется, что не слышит, поскольку это противоречит ее представлениям о долге жены. Приходит Андрей, он настаивает на объяснении с сестрами. Он понимает, что они недолюбливают его жену, но при них клянется, что та "прекрасный, чистый человек, прямой и благородный". Андрей уверяет, что членство в управе интересует его гораздо больше, чем преподавание в университете. Он также приносит сестрам своп извинения за то, что заложил дом без их позволения к этому его побудили долги; ведь, в отличие от сестер, получавших пенсию и работавших, он не имел постоянного заработка. Кончается его объяснение рыданиями, он просит сестер не верить ему: он прекрасно понимает, насколько он несчастлив. Ирина рассказывает Ольге, что из города переводят бригаду военных, а стало быть они остаются "совсем одни". Ирина умоляет сестру все же решиться на переезд в Москву, ради этого она согласна выйти за Тузенбаха.

Действие четвертое

Офицеры Федотик и Родэ, завсегдатаи дома Прозоровых, прощаются с сестрами: их часть уходит из города. Ольги нет, она стала начальницей гимназии и живет там, на казенной квартире вместе со старой няней. Ирина приняла предложение Тузенбаха и на следующий день они собираются обвенчаться. После свадьбы они уезжают из города; Тузенбах подучил назначение на кирпичный завод, а Ирина выдержала экзамен на учительницу и намерена преподавать. Андрей гуляет в саду с коляской, Наташа руководит им из окна. Андрей говорит Чебутыкину, насколько ему неприятна пошлость жены: "В ней есть нечто принижающее ее до мелкого, слепого, этакого шершавого животного". Андрею горько оттого, что он опустился, стал серым обывателем, без мечты, без устремлений; он устал от этого города, в котором все живут так, как теперь и он. Накануне у театра произошла ссора между Соленым и Тузенбахом, результатом которой стал вызов на дуэль. Ирина чувствует что-то неладное, спрашивает жениха, в чем дело. Тот принимается довольно отвлеченно сетовать на то, что Ирина идет за него без любви. Та сердится, говорит, что это не в ее власти: она всегда мечтала о любви, но так никого и не смогла полюбить. Приходит прощаться и Вершинин. Он уезжает один; семья последует за ним позже, и он просит Ольгу позаботиться о его жене и девочках, если тем понадобится помощь. Он прощается и с Машей, целует ее. Маша плачет, появляется Кулыгпи, единственный в городе, кто рад уходу военных. Он все равно любит Машу, все ей прощает и надеется начать жизнь по-новому. Издалека доносится звук выстрела. Это убит на дуэли Тузенбах. Ирина принимает решение уезжать одной и работать. Ольга обнимает обеих сестер и произносит: "Придет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь... Кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем... Если бы знать, если бы знать!"

Можно сказать, что Чехов - один из самых строгих мастеров объективной школы в литературе, изучающей человека по его поведению. Изучая рассказы Антоши Чехонте, поражаешься ранней зрелости художника. В три-четыре года Чехов превратился в сложившегося замечательного мастера. Только зрелый, мудрый художник мог создать «Злоумышленника» (1885 г.) или «Дочь Альбиона» (1883 г.). Ранняя художественная...

Ко времени, когда слагался сюжет рассказа, уже прославилось своими политическими выступлениями. Связь Нади с предреволюционной атмосферой почувствовал один из самых первых читателей рассказа – В.В.Вересаев, которому Чехов показал новое произведение еще в корректуре, но тогда Вересаев, по его воспоминаниям, заметил Чехову: «Антон Павлович, не так девушки уходят в революцию». На это Чехов отвечал...

4. Так, хорошо, содержание жизни раскрывается через полезную деятельность. Но можно ли сказать, что процесс онтологического вопрошания у Чехова на этом закончился? Конечно, нет. Ведь остается неясным, любая ли полезная работа позволяет раскрыться содержанию человеческой жизни, т.е. содержит в себе глубокий, сущностный смысл. Видимо, эта проблема послужила основанием для того, чтобы писатель создал свой следующий шедевр – пьесу «Три сестры».
Три сестры – Маша, Ольга, Ирина. В пьесе они появляются в платьях разных цветов: Маша в черном, Ольга в синем, Ирина в белом. Это указывает на их различие, которое вскоре выявляется более объемно, выпукло. Действительно, Ирина не замужем и не работает, у нее день рождения и она страстно мечтает о переезде в Москву, которая для нее выступает в качестве такого места, где она станет счастливой и жизнь ее будет другой, не как в этом маленьком городке, а значительной, наполненной неким большим и настоящим смыслом. Давно, в детстве, они всей семьей жили там, и у всех сестер Москва представляется или символом беззаботного детства, непостижимого, но манящего, или подобным ему символом некоторого счастья вообще, которое возможно лишь в случае, когда человек нашел себя и живет в соответствии со своими представлениями и устремлениями. Так вот, Ирина в белом платье и мечтающая о Москве олицетворяет собой надежду. В первом акте пьесы у нее день рождения и вся она – в ожиданиях чего-то светлого и хорошего. Перед ней открыты все двери и свободны все дороги.
Ее сестра Ольга, которая появляется в синем платье, работает учителем в гимназии. Она тоже хочет в Москву, но того же безотчетного оптимизма, что есть у Ирины, у нее уже нет. В ней уже меньше надежды, хотя она (надежда) и не умерла вовсе.
Маша в черном платье, замужем за учителя гимназии, и, несмотря на бездетность, о Москве и не думает. У нее нет надежды.
Получается, что сестры в разных платьях представляют собой три разные степени оптимизма, надежды. В Ирине надежда полная, в Ольге – со скепсисом, как-бы урезанная, а в Маше ее нет вовсе.
В дальнейшем повествовании происходит снятие различий между сестрами. Они становятся одинаковыми по мере того, как Ирина и Ольга ввязываются в неинтересную для них работу: Ольга все больше и больше работает в гимназии, и в конце концов даже, против своего желания, становится начальницей, потому что «уже все решено», а Ирина вначале как-то тупо и бессмысленно работает телеграфисткой (отправляет телеграммы в никуда, без точного адреса), затем – в земской управе, и, наконец, сдает экзамены на учительницу с тем, чтобы войти в общую с Ольгой и Машей сферу жизни. Сестры становятся связанными одним и тем же – преподаванием, и именно это с формальной точки зрения объединяет их и делает похожими. При этом в конце пьесы не указывается, что Ирина одета в белое платье. Напротив, ей, как и всем остальным героям, следовало бы быть в черных, траурных одеждах, поскольку на дуэли оказывается убитым ее жених – барон Тузенбах. Во всяком случае, вся атмосфера на сцене делает все печальным, окрашенным в черные тона, если не буквально, то по нашему ощущению всего происходящего. Следовательно, принадлежность к одинаковой деятельности (учительству) опускает всех сестер в безнадежное положение.
Почему же они приходят к одному и тому же? Да потому, что у них нет воли. Безволие сестер было замечено практически сразу после выхода пьесы в свет. Здесь же уточним, что, в самом деле, Машу выдали замуж, не спросясь у нее, Ольга и Ирина связывают свои надежды на лучшее (на то, что они уедут в Москву или еще куда-нибудь) не с собой, а с кем-то – то ли с братом Андреем, то ли с Тузенбахом. Сами они не способны на некоторый рывок. По их мысли кто-то должен дать им импульс, или, лучше сказать, обеспечить им переход в новое состояние, в новую жизнь. Иными словами, все они плывут по течению и надеются на дармовщину, т.е. на то, что им подвернется некий счастливый случай, за который они зацепятся и станут счастливыми просто потому, что им повезло. Но случай все не представляется, в результате течение уносит их все дальше и дальше от желанного счастья. И чем больше они выполняют повседневную работу, тем глубже застревают в ситуации. Это напоминает болото: чем больше суетишься, тем глубже тебя засасывает. Здесь нельзя мелко трепетать, здесь необходим глобальный волевой рывок, которого у сестер нет.
Важно, что у главных героинь нет понимания того, что же надо предпринять, чтобы вырваться из болота жизни. Это показано в теме их отношения с военными. Сестры, особенно Ирина и Маша, относятся к военным, расквартированным в их городке, как к чему-то светлому, что способно вдохнуть в них новую жизнь. Они так полагают, видимо, потому, что среди военных часто принято веселиться. Веселье легко ассоциируется со счастьем, хотя, конечно, им не является. Хорошо относясь к военным, сестры тем самым показывают свое стремление к счастью, и тут же впадают в ошибку. Действительно, чтобы достичь счастья, следует выйти из течения и пойти своим путем, т.е. следует осуществить некий волевой рывок неповиновения существующим обстоятельствам. Сестры полагают, что за веселостью военных стоит их способность осуществить такой рывок, т.е. стоит способность проявить акт неповиновения. Но ведь это ошибка: военные всегда повинуются тем, кто свыше отдает им приказы, они всегда находятся в ситуации повиновения кому-то. Поэтому и сестры, возлагая на них надежды, впадают в ошибку и вместо истинной свободы хватаются за мираж. Так, Маша влюбилась в полковника Вершинина как в некий миф, за которым ничего нет. Нет ни свободы, ни способности к рывку: он то и дело хнычет по поводу своей жены и детей, при этом не думает от них уходить, и находится в такой же ситуации порабощения обстоятельствами, как и сама Маша. Их роман был обречен на обрыв с самого начала, и они оба это знали. Они знали, что им нечего друг от друга ждать, и все же надеялись на некое чудо, которое вдруг изменит их жизнь. Кроме того, заметным штрихом в пьесе проходит фантазия Вершинина о замечательных днях в будущем при совершенной убежденности в том, что для сейчас живущих людей счастья нет. И вот в этого человека, который отрицает счастье в реальной жизни, Маша влюбляется. А поскольку любовь есть стремление, в нашем случае – к счастью, и предмет любви по ожиданиям должен принести счастье, то Маша решила получить счастье через то, что его отрицает. Это явная ошибка.
Далее, на связь ошибки с темой военных указывает фигура штабс-капитана Соленого, который периодически несет какую-то чушь. То он безжизненную тавтологию про вокзал в первом действии («А я знаю...Потому что если бы вокзал был близко, то не был бы далеко, а если он далеко, то, значит, не близко.») выдает за знание, хотя знание на деле наполняется содержанием лишь при нарушении тавтологии. То он во втором действии ввязывается в спор с Чебутыкиным из-за того, что неправильно расслышал название мясного блюда, о котором тот говорил. А то и вовсе заявляет страшные, невозможные вещи: «Если бы этот ребенок был мой, то я изжарил бы его на сковородке и съел бы». Иными словами, Соленый – это какая-то жизнеотрицающая неправильность, ложность, постоянно прорывающаяся наружу. При этом если в первом действии, когда сестры еще не совсем окунулись в болото обстоятельств, Соленого старались не впускать в комнаты, где разворачивается действие, то впоследствии, когда погружение в болото произошло окончательно, этого ограничения уже нет.
Получается, что погружение в поток повседневных, обыденных дел, т.е. все более долгое движение в рамках уничтожающего индивидуальную личность течения внутри казармы, и в конечном счете – безволие, есть не что иное, как ошибка, неправильность, ущербность.
В конечном счете, безволие у Чехова оказывается принципиально неправильным моментом, вовлекающим людей в трясину обыденности. Кто хочет выбраться из нее, тот должен увидеть эту ошибку и исправить ее, т.е. осуществить волевой акт рывка.
Такой рывок пытается осуществить Тузенбах. Он оставил службу, т.е. порвал с повиновением обстоятельствам, хотел жениться на Ирине и уехать работать на кирпичный завод. Он сделал нестандартный, неправильный – с точки зрения Ирины – ход тем, что ушел из (от) военных и стал самостоятельным человеком. Та не видит и не понимает, что ее руки добивается именно тот, кто ей нужен – волевой человек, способный осуществить попытку выхода из сложившейся рутины, и эту попытку осуществляющий. Ей бы схватиться за него не раздумывая, но что-то мешает ей: он, видите ли, не «такой», о ком она мечтала, и рывок он осуществляет не «так», как она себе представляла. Ведь не брат ее хочет увести в иллюзорную златоглавую Москву, а этот не-принц зовет ее на обычный кирпичный завод. Иными словами, Тузенбах предлагает Ирине реальные действия, которые всегда не похожи на выдуманные, а ей страшно отрываться от своих фантазий. Она его не любит, не видит в нем своего настоящего спасителя, не верит в него, и соглашается выйти за него замуж лишь от безысходности. Но разве настоящий рывок можно осуществить в безверии, безверии в удачу и собственные силы? Нет, нельзя. В итоге, смысл действий Тузенбаха обнуляется и сам он оказывается ненужным, так что его, нацеленного на непохожесть на остальных (он уволился из службы), убивает военный Соленый, который, как и все остальные военные (в рамках пьесы), находится в ситуации ошибки, жизненной неправильности. Рывок Тузенбаха не удался, он разбился о скалу непонимания окружающих, невидящих истину, и разбился потому, что в союзники себе выбрал неверие Ирины (он ее выбрал, влюбился).
Чтобы волевые усилия удались, надо верить в их осуществимость, правильность, необходимость. Надо просто верить и заражать этой верой остальных: «по вере и воздастся».
Безверие порождает безволие, а безволие вызывает желание плыть по течению и вначале надеяться на удачу, а потом и вовсе ни на что не надеяться. Последнее у Чехова очень удачно прописано на примере брата сестер, Андрее. Поначалу он подавал надежды, хотел уехать в Москву и заниматься особенным делом (наукой), стать профессором. Вместе с ним надеялись уехать и Ольга с Ириной. Иными словами, в начале пьесы играющий на скрипке Андрей предстает перед нами как символ надежды, музыка души. Однако эта надежда была какая-то робкая, в соответствии с характером ее носителя, неуверенная, без веры. В итоге, Андрея подцепила на крючок Наталья, которая из миленькой хозяюшки после свадьбы постепенно превращается в форменного деспота, ставящего превыше всего повиновение себе. Так семейный быт и рутина, поначалу казавшиеся розовенькими (по цвету платья Натальи, когда она впервые появляется в первом действии) и мило пошловатыми (зеленый пояс с розовым платьем), по мере вхождения в жизнь Андрея превращаются во что-то ужасное, ассоциирующееся у нас с темным злом, которое ввергает Андрея на псевдо-важное прозябание с пониманием никчемности своей жизни. Наташа, означающая домашний быт, как-бы поедает душу своего безвольного мужа.
Таким образом, мы видим, как Чехов одни и те же мысли повторяет по нескольку раз, с разных ракурсов, дублируя себя. Это повторение касается и связи безверия с опустошением жизни (линии Тузенбах – Ирина и Андрей – Наталья), и ошибочности безволия (линии Маша – Вершинин и Соленый – Тузенбах). Кроме того, повторение неких слов и фраз характерно для многих персонажей пьесы, особенно для ничего не знающего и не умеющего старого врача Чебутыкина. Да и сестры тоже грешат этим. Причем, в начале событийного потока (в конце первого действия) некоторое слабовыраженное повторение мы видим только у исходно без-надежной Маши: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...Златая цепь на дубу том... (Плаксиво.) Ну, зачем я это говорю? Привязалась ко мне эта фраза с самого утра...». А вот в конце пьесы уже все сестры повторяют то одни, то другие фразы: Ирина общается с Тузенбахом посредством повторяющегося «что?», «полно, полно», Ольга выдает «Будет, будет...», «Успокойся, Маша...Успокойся...», Маша опять вспоминает «У лукоморья дуб зеленый...». Более того, после сообщения о смерти Тузенбаха все три сестры повторяют, хотя и разные, но по существу, одинаково формально правильные, и потому лишенные жизненной неожиданности, нестандартности слова: Маша «Надо жить... Надо жить», Ирина «буду работать, буду работать...», Ольга «Если бы знать, если бы знать!». После смерти Тузенбаха, который привносил хоть какой-то элемент нестандартного и живого отношения к происходящему, все вдруг превратилось сплошную одинаковую правильность, леденящую своей нежизненностью.
Такая нежизненность усиливается систематическим повторением Чебутыкина, что все вокруг только кажется, что на деле ничего нет, «и не все ли равно!» и проч.
Выходит, Чехов повторение связывает с неким отрицанием, точнее – с отрицанием счастья, да и вообще – жизни. Здесь Антон Павлович явно предвосхищает мысль Жиль Делеза о том, что через повторение проявляется небытие (смерть), а бытие (жизнь) кажит себя через различия. Вся структура пьесы, построенная на повторениях, приводит к логическому финалу: сестры из разных превращаются в одинаковых – одинаково погруженных в болото повторений (учительскую рутину), одинаково не верящих в свое счастье, и одинаково несчастных. И причиной всему является безволие, не позволяющее выйти из ситуации повторения, но все глубже и глубже погружающее в нее. Повторение, одинаковость, похожесть оказывается той принципиальной ошибкой, без исправления которой невозможно достичь чего-то большего, чем имеешь и, таким образом, получить желанное, манящее своей кажущейся близостью, но почему-то постоянно ускользающее, счастье.
Надо сказать, Чехов ясно представляет, что счастливым можно быть и без каких-либо особых устремлений, а просто живя и наслаждаясь имеющимся. Это видно на примере Кулыгине, Машином муже. Он рад всему и эта его радость настоящая, не поддельная. Кулыгин – цельный человек, поскольку его внутренний мир, его возможности вполне соответствуют его же собственным запросам. Тем он и счастлив. Ведь счастье – это когда человек живет в гармонии с собой.
Причина несчастий сестер, как и их брата, а также Вершинина, заключается в том, что они хотят большего, чем они есть. Мелкие духом обыватели мечтают о большой, наполненной смыслом жизни – вот где корень их проблем. Они хотят то, что для них недоступно в принципе. Отсутствие способности к нетривиальному рывку навсегда погружает их в обыденность, которая для них неприемлема. Они воспринимают эту обыденность как пошлость, но ничего поделать с собой не могут. Выше себя не прыгнешь. Отсюда их ощущение несчастья. Они несчастны вследствие понимания ошибочности своего безволия, вследствие того, что могут лишь мечтать. В. Ермилов правильно заметил: у Чехова «только мечтать – это значит не существовать на свете» . Здесь можно уточнить: только мечтать – значит не существовать в режиме счастья, иначе говоря – быть отторгнутым от ощущения наполненности своего существования, от своего эссенциального бытия.
Поэтому пьеса «Три сестры» показывает, что если хочешь от жизни чего-то особенное, непохожее на все обычное, осмысленное и именно в этом видишь свое счастье, то следует сделать что-то действительно необычное, важное, осмысленное, будучи в полной убежденности (уверенности) в своей правоте. Иными словами, «хочу» быть особенным следует подтверждать реальными особенными делами. Оказывается, через полезную деятельность лишь тогда можно выразить содержание жизни и реализоваться во всю мощь, когда нет боязни идти на серьезные изменения, когда совершается серьезный рывок, и происходит выход на новый уровень восприятия и делания этой жизни.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Вершинин Александр Игнатьевич в пьесе «Три сестры» — подполковник, батарейный командир. Учился в Москве и там же начал службу, служил офицером в той же бригаде, что и отец сестер Прозоровых. В ту пору он бывал у Прозоровых и его дразнили «влюбленным майором». Появляясь у них вновь, Вершинин сразу завладевает общим вниманием, произнося возвышенные патетические монологи, через большую часть которых проходит мотив светлого будущего. Он называет это «пофилософствовать». Выражая недовольство своей настоящей жизнью, герой говорит, что если бы можно начать сначала, то он бы жил по-другому. Одна из его главных тем — жена, которая время от времени пытается покончить с собой, и две дочери, которых он боится ей доверить. Во втором действии он влюблен в Машу Прозорову, которая отвечает ему взаимностью. В финале пьесы «Три сестры» герой уходит вместе с полком.

Ирина (Прозорова Ирина Сергеевна) — сестра Андрея Прозорова. В первом действии отмечают ее именины: ей двадцать лет, она чувствует себя счастливой, полна надежд и воодушевления. Ей кажется, что она знает, как надо жить. Она произносит страстный, вдохновенный монолог о необходимости труда. Ее мучает тоска по труду.

Во втором действии она уже служит телеграфисткой, возвращается домой усталая и недовольная. Потом Ирина служит в городской управе и, по ее словам, ненавидит, презирает все, что дают ей делать. Прошло четыре года с ее именин в первом действии, жизнь не приносит ей удовлетворения, она переживает, что стареет и все дальше уходит от «настоящей прекрасной жизни», а мечта о Москве так и не сбывается. Несмотря на то что не любит Тузенбаха, Ирина Сергеевна дает согласие выйти за него замуж, после венчания они должны сразу ехать вместе с ним на кирпичный завод, где он получил место и где она, выдержав экзамен на учительницу, собирается работать в школе. Этим планам не суждено сбыться, так как Тузенбах накануне венчания гибнет на дуэли с Соленым, который тоже влюблен в Ирину.

Кулыгин Федор Ильич — учитель гимназии, муж Маши Прозоровой, которую очень любит. Он автор книги, где описывает историю здешней гимназии за пятьдесят лет. Кулыгин дарит ее на именины Ирине Прозоровой, забыв, что уже однажды это делал. Если Ирина и Тузенбах постоянно мечтают о труде, то этот герой пьесы «Три сестры» Чехова как бы олицетворяет эту идею общественно полезного труда («Я вчера работал с утра до одиннадцати часов вечера, устал и сегодня чувствую себя счастливым»). Однако при этом он производит впечатление всем довольного, недалекого и малоинтересного человека.

Маша (Прозорова) — сестра Прозорова, жена Федора Ильича Кулыгина. Вышла замуж, когда ей было восемнадцать лет, тогда она боялась мужа, потому что он был учителем и казался ей «ужасно ученым, умным и важным», теперь же она в нем разочаровалась, тяготится обществом учителей, товарищей мужа, которые кажутся ей грубыми и неинтересными. Она говорит важные для Чехова слова, что «человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста...». Маша влюбляется в Вершинина.

Через всю пьесу «Три сестры» она проходит со стихами из пушкинского «Руслана и Людмилы»: «У Лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том.. Златая цепь на дубе том..» —которые становятся лейтмотивом ее образа. Эта цитата говорит о внутренней сосредоточенности героини, постоянном стремлении разобраться в самой себе, понять, как жить, подняться над повседневностью. В то же время хрестоматийное сочинение, откуда взята цитата, точно апеллирует к гимназической среде, где вращается ее муж и к которой Маша Прозорова вынужденно ближе всего.

Наталья Ивановна — невеста Андрея Прозорова, потом жена. Безвкусная, пошловатая и эгоистичная дама, в разговорах зациклена на своих детях, резка и груба с прислугой (няню Анфису, которая уже тридцать лет живет у Прозоровых, хочет отправить в деревню, потому что та уже не может работать). У нее роман с председателем земской управы Протопоповым. Маша Прозорова называет ее «мещанкой». Тип хищницы, Наталья Ивановна не только полностью подчиняет себе мужа, делая его послушным исполнителем своей несгибаемой воли, но и методично расширяет занимаемое ее семьей пространство — сначала для Бобика, как называет она своего первого ребенка, а затем и для Софочки, второго ребенка (не исключено, что от Протопопова), вытесняя других обитателей дома — сначала из комнат, затем с этажа. В конце концов из-за огромных долгов, сделанных в карты, Андрей закладывает дом, хотя он принадлежит не только ему, но и сестрам, а деньги забирает Наталья Ивановна.

Ольга (Прозорова Ольга Сергеевна) — сестра Прозорова, дочь генерала, учительница. Ей 28 лет. В начале пьесы она вспоминает Москву, откуда их семья уехала одиннадцать лет назад. Героиня чувствует себя усталой, гимназия и уроки по вечерам, по ее словам, отнимают у нее силы и молодость, и только одна мечта согревает ее — «скорее в Москву». Во втором и третьем действии она исполняет обязанности начальницы гимназии, постоянно жалуется на усталость и мечтает о другой жизни. В последнем действии Ольга — начальница гимназии.

Прозоров Андрей Сергеевич — сын генерала, секретарь земской управы. Как говорят про него сестры, «он у нас и ученый, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки». В первом действии он влюблен в местную барышню Наталью Ивановну, во втором он ее муж. Прозоров недоволен своей службой, ему, по его словам, снится, что он «профессор московского университета, знаменитый ученый, которым гордится русская земля!». Герой признается, что жена его не понимает, а сестер он боится, боится, что засмеют, застыдят. Он чувствует себя чужим и одиноким в родном доме.

В семейной жизни этот герой пьесы «Три сестры» Чехова разочарован, он играет в карты и проигрывает немаленькие суммы. Потом становится известно, что он заложил дом, который принадлежит не только ему, но и сестрам, а деньги забрала его жена. В конце концов, он уже не мечтает об университете, а гордится, что стал членом земской управы, председатель которой Протопопов — любовник его жены, о чем знает весь город и чего не хочет видеть (или делает вид) только он один. Герой сам чувствует свою никчемность и задается характерным для чеховского художественного мира вопросом «Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны?..» Он снова мечтает о будущем, в котором видит свободу — «от праздности, от гуся с капустой, от сна после обеда, от подлого тунеядства…». Однако ясно, что мечты при его бесхарактерности так и останутся мечтами. В последнем акте он, растолстевший, возит колясочку с дочерью Софочкой.

Соленый Василий Васильевич — штабс-капитан. Он часто вынимает из кармана флакон с духами и опрыскивает себе грудь, руки — это наиболее характерный его жест, которым он хочет показать, что его руки обагрены кровью («Они у меня пахнут трупом», — говорит Соленый). Он застенчив, но хочет казаться романтической, демонической фигурой, тогда как на самом деле смешон в этой своей пошловатой театральности. О себе говорит, что у него характер Лермонтова, ему хочется быть похожим на него. Он постоянно дразнит Тузенбаха, произнося тонким голосом «цып, цып, цып...». Тузенбах называет его странным человеком: когда Соленый остается с ним наедине, то умен и ласков, в обществе же груб и строит из себя бретера. Соленый влюблен в Ирину Прозорову и во втором действии объясняется ей в любви. На ее холодность отвечает угрозой: счастливых соперников у него не должно быть. Накануне венчания Ирины с Тузенбахом герой придирается к барону и, вызвав на дуэль, убивает.

Тузенбах Николай Львович — барон, поручик. В первом действии пьесы «Три сестры» ему нет тридцати. Он увлечен Ириной Прозоровой и разделяет ее тоску «по труде». Вспоминая петербургское детство и юность, когда он не знал никаких забот, а сапоги с него стаскивал лакей, Тузенбах осуждает праздность. Постоянно объясняет, словно оправдываясь, что он русский и православный, а немецкого в нем осталось очень мало. Тузенбах оставляет военную службу, чтобы работать. Ольга Прозорова говорит, что когда он первый раз пришел к ним в пиджаке, то показался таким некрасивым, что она даже заплакала. Герой устраивается служить на кирпичном заводе, куда намеревается отправиться, обвенчавшись с Ириной, но гибнет на дуэли с Соленым

Чебутыкин Иван Романович — военный доктор. Ему 60 лет. Он говорит о себе, что после университета ничего не делал, даже ни одной книжки не прочел, а читал одни газеты. Он выписывает из газет разные полезные сведения. По его словам, сестры Прозоровы для него самое дорогое, что только есть на свете. Он был влюблен в их мать, которая уже была замужем, и потому сам не женился. В третьем действии у него от неудовлетворенности собой и вообще жизнью начинается запой, одна из причин которого в том, что он винит себя в смерти своей пациентки. Через пьесу проходит с присловьем «Та-ра-ра-бумбия... сижу на тумбе я», выражающим скуку жизни, которой томится его душа.

Действие протекает в губернском городе, в доме Прозоровых.

Ирине, младшей из трех сестер Прозоровых, исполняется двадцать лет. “На дворе солнечно, весело”, а в зале накрывается стол, ждут гостей – офицеров расквартированной в городе артиллерийской батареи и нового ее командира подполковника Вершинина. Все полны радостных ожиданий и надежд. Ирина: “Я не знаю, отчего у меня на душе так светло… Точно я на парусах, надо мной широкое голубое небо и носятся большие белые птицы”. На осень намечен переезд Прозоровых в Москву. Сестры не сомневаются, что брат их Андрей поступит в университет и со временем обязательно станет профессором. Благодушествует Кулыгин, учитель гимназии, муж одной из сестер, Маши. Поддается общему радостному настроению Чебутыкин, военный доктор, когда-то безумно любивший покойную мать Прозоровых. “Птица моя белая”, – целует он растроганно Ирину. Поручик барон Тузенбах с воодушевлением говорит о будущем: “Пришло время готовится здоровая, сильная буря, которая сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку”. Так же оптимистичен Вершинин. С его появлением у Маши проходит ее “мерехлюндия”. Атмосферу непринужденной жизнерадостности не нарушает и появление Наташи, хотя сама она ужасно смущена большим обществом. Андрей делает ей предложение: “О молодость, чудная, прекрасная молодость! Мне так хорошо, душа полна любви, восторга… Дорогая моя, хорошая, чистая, будьте моей женой!”

Но уже во втором действии мажорные ноты сменяются минорными. Не находит себе места от скуки Андрей. Его, мечтавшего о профессуре в Москве, нисколько не прельщает должность секретаря земской управы, а в городе он чувствует себя “чужим и одиноким”. Маша окончательно разочаровывается в муже, который когда-то казался ей “ужасно ученым, умным и важным”, а среди его товарищей учителей она просто страдает. Не удовлетворена своей работой на телеграфе Ирина: “Чего я так хотела, о чем мечтала, того-то в ней и нет. Труд без поэзии, без мыслей…” Уставшей, с головной болью возвращается из гимназии Ольга. Не в духе Вершинин. Он еще продолжает уверять, что “все на земле должно измениться мало-помалу”, но тут же и добавляет: “И как бы мне хотелось доказать вам, что счастья нет, не должно быть и не будет для нас… Мы должны только работать и работать…” В каламбуры Чебутыкина, которыми он потешает окружающих, прорывается затаенная боль: “Как там ни философствуй, а одиночество страшная штука…”

Наташа, постепенно прибирающая к своим рукам весь дом, выпроваживает гостей, ожидавших ряженых. “Мещанка!” – в сердцах говорит Маша Ирине.

Прошло три года. Если первое действие разыгрывалось в полдень, а на дворе было “солнечно, весело”, то ремарки к третьему действию “предупреждают” совсем о других – мрачных, печальных – событиях: “За сценой бьют в набат по случаю пожара, начавшегося уже давно. В открытую дверь видно окно, красное от зарева”. Дом Прозоровых полон людей, спасающихся от пожара.

Ирина рыдает: “Куда? Куда все ушло? а жизнь уходит и никогда не вернется, никогда, никогда мы не уедем в Москву… Я в отчаянии, я в отчаянии!” Задумывается в тревоге Маша: “Как-то мы проживем нашу жизнь, что из нас будет?” Плачет Андрей: “Когда я женился, я думал, что мы будем счастливы… все счастливы… Но Боже мой…” Еще, быть может, сильнее разочарован Тузенбах: “Какая мне тогда (три года назад. – В. Б.) мерещилась счастливая жизнь! Где она?” В запое Чебутыкин: “В голове пусто, на душе холодно. Может быть, я и не человек, а только делаю вид, что у меня руки и ноги… и голова; может быть, я не существую вовсе, а только кажется мне, что я хожу, ем, сплю. (Плачет.)”. И чем упорнее твердит Кулыгин: “Я доволен, я доволен, я доволен”, тем очевиднее становится, как все надломлены, несчастливы.

И наконец, последнее действие. Приближается осень. Маша, проходя по аллее, глядит вверх: “А уже летят перелетные птицы…” Артиллерийская бригада покидает город: ее переводят в другое место, то ли в Польшу, то ли в Читу. Офицеры приходят проститься с Прозоровыми. Федотик, делая фотографию на память, замечает: “…в городе наступит тишина и спокойствие”. Тузенбах добавляет: “И скучища страшная”. Андрей высказывается еще категоричнее: “Опустеет город. Точно его колпаком накроют”.

Маша расстается с Вершининым, которого она так страстно полюбила: “Неудачная жизнь… Ничего мне теперь не нужно…” Ольга, став начальницей гимназии, понимает: “В Москве, значит, не быть”. Ирина решила – “если мне не суждено быть в Москве, то так тому и быть” – принять предложение Тузенбаха, который вышел в отставку: “Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем на кирпичный, и послезавтра я уже в школе, начинается новая жизнь. И у меня вдруг точно крылья выросли на душе, я повеселела, стало много легко и опять захотелось работать, работать…” Чебутыкин в умилении: “Летите, мои милые, летите с Богом!”

На “полет” благословляет он по-своему и Андрея: “Знаешь, надень шапку, возьми в руки палку и уходи… уходи и иди, иди без оглядки. И чем дальше уйдешь, тем лучше”.

Но не суждено сбыться даже самым скромным надеждам героев пьесы. Соленый, влюбленный в Ирину, провоцирует ссору с бароном и убивает его на дуэли. Надломленному Андрею не хватает сил, чтобы последовать совету Чебутыкина и взять в руки “посох”: “Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны…”

Батарея покидает город. Звучит военный марш. Ольга: “Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать! (Музыка играет все тише и тише.) Если бы знать, если бы знать!” (Занавес.)

Герои пьесы не свободные перелетные птицы, они заключены в прочную социальную “клетку”, и личные судьбы всех, в нее попавших, подвластны законам, по каким живет вся страна, переживающая всеобщее неблагополучие. Не “кто?”, а “что?” господствует над человеком. У этого главного виновника несчастий и неудач в пьесе несколько имен – “пошлость”, “низость”, “грешная жизнь”… Особенно зримым и неприглядным выглядит лицо этой “пошлости” в размышлениях Андрея: “Город наш существует уже двести лет, в нем сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других… Только едят, пьют, спят, потом умирают… родятся другие, и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством…”

Вариант 2
Часть 1

В доме Прозоровых готовятся к празднованию 20-летия Ирины, младшей из трех сестер. В гости должны прибыть офицеры из артиллерийской батареи и их командир подполковник Вершинин. У всех, кроме сестры Маши, хорошее настроение.

Осенью Прозоровы собираются переехать в Москву, где Андрей, брат девушек, должен поступить в университет. Ему пророчат в будущем должность профессора.

Доволен Кулыгин, муж Маши, учитель гимназии. Радуется Чебутыкин, военный доктор, который раньше безумно любил покойную мать Прозоровых. Поручик барон Тузенбах рассуждает о светлом будущем. Его поддерживает Вершинин. У Маши с появлением подполковника проходит ее “мерехлюндия”.

Появляется Наташа. Девушка смущена большим обществом. А Андрей предлагает ей стать его женой.

Часть 2

Андрей от скуки не находит себе места. Он мечтал о профессуре, но вынужден работать секретарем земской управы. Ему не нравится в городе, он чувствует себя одиноким и чужим.

Маша разочаровывается в муже, она страдает от общения с его товарищами учителями. Также не радуется своей должности на телеграфе Ирина, ведь она мечтала совсем не о такой бездумной работе. Ольга возвращается из гимназии уставшей и с головной болью.

Вершинин не в духе, но все еще продолжает уверять, что вскоре все на земле должно измениться. Правда, теперь добавляет, что счастья не существует, а основная задача людей – работать.

Чебутыкин пытается потешать окружающих различными каламбурами, но в них прорывается боль, вызванная одиночеством.

Наташа, став женой Андрея, постепенно прибирает весь дом к своим рукам. Сестры Прозоровы считают ее мещанкой.

Часть 3

Прошло 3 года. В городе пожар. Люди, спасающиеся от него, собрались в доме Прозоровых.

Ирина рыдает в отчаянии, что ее жизнь проходит даром, и она никогда не поедет в Москву. Маша в тревоге также задумывается о своей жизни и о будущем. Андрей разочарован собственным браком, говорит, что когда женился, то думал, они будут счастливы, но получилось не так.

Еще сильнее расстроен Тузенбах, ведь 3 года назад ему мерещилась очень счастливая жизнь, но все осталось только мечтами.

Чебутыкин уходит в запой. Он размышляет об одиночестве, о человеческой сущности, плачет.

Только Кулыгин упорно твердит, что всем доволен. На этом фоне все очевиднее становится, как все несчастны и надломлены.

Часть 4

Приближается осень. Артиллерийская бригада уходит из города – ее переводят в другое место. Офицеры приходят попрощаться с Прозоровыми. Фотографируясь на память, все рассуждают, как теперь здесь станет тихо, спокойно и скучно.

Маша прощается с Вершининым, в которого страстно влюблена. Она считает свою жизнь неудачной и говорит, что ей ничего больше не нужно. Ольга становится начальницей гимназии и понимает, что никогда не попадет в Москву.

Ирина также прощается с мечтами о столице и решает стать женой Тузенбаха. Девушка готовится к началу новой жизни, а Чебутыкин очень за нее рад. Кроме того, старик советует хоть куда-нибудь Андрею уйти из города: “Иди без оглядки. И чем дальше уйдешь, тем лучше”.

Но надеждам героев не суждено сбыться. Влюбленный в Ирину Соленый убивает на дуэли Тузенбаха. Девушка решает уехать из города и работать. А Андрею просто не хватает сил, чтобы поступить, как советовал Чебутыкин.

Батарея покидает город. Играет военный марш. Ольга говорит, что музыка играет очень бодро и весело, от нее хочется жить “и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать!”

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Действие протекает в губернском городе, в доме Прозоровых. Ирине, младшей из трех сестер Прозоровых, исполняется двадцать лет. “На дворе солнечно, весело”, а в зале накрывается стол, ждут гостей – офицеров расквартированной в городе артиллерийской батареи и нового ее командира подполковника Read More ......
  2. Драма А. П. Чехова “Три сестры” сегодня стоит в ряду самых популярных театральных произведений. Это единственная пьеса, жанр которой бесспорен для автора и зрителей. С годами это произведение не только не утратило своего идейного значения, но и расширило смысловые границы. Read More ......
  3. Драма А. П. Чехова “Три сестры”, написанная в 1900 году, – это произведение новаторской чеховской драматургии, построенное по иным драматическим канонам, чем классические пьесы XIX века. Ушло в прошлое классическое единство места, времени и действия, нет конфликта драмы в его Read More ......
  4. Одной из главных проблем пьесы А. П. Чехова “Три сестры” является проблема неосуществленных мечтаний. Лейтмотивом произведения является желание сестер Прозоровых вернуться на свою родину – в Москву. Об этом они говорят на протяжении всей пьесы, строят планы и активно обсуждают Read More ......
  5. Вершинин Характеристика литературного героя ВЕРШИНИН – центральный персонаж драмы А. П. Чехова “Три сестры” (1900). Подполковник В., батарейный командир – тот самый русский человек, который, по его собственным словам, “с женой замучился… с домом замучился…”, “терпит и только жалуется”. Приходя Read More ......
  6. Братья и сестры Пекашинский мужик Степан Андреянович Ставров срубил дом на склоне горы, в прохладном сумраке огромной лиственницы. Да не дом – хоромину двухэтажную с маленькой боковой избой в придачу. Шла война. В Пекашине остались старики, дети да бабы. Без Read More ......
  7. Чайка Действие происходит в усадьбе Петра Николаевича Сорина. Его сестра, Ирина Николаевна Аркадина, – актриса, гостит в его имении вместе со своим сыном, Константином Гавриловичем Треплевым, и с Борисом Алексеевичем Тригориным, беллетристом, довольно знаменитым, хотя ему нет еще сорока. О Read More ......
  8. Крестовые сестры Петр Алексеевич Маракулин сослуживцев своих весельем и беззаботностью заражал. Сам – узкогрудый, усы ниточкою, лет уже тридцати, но чувствовал себя чуть ли не двенадцатилетним. Славился Маракулин почерком, отчеты выводил букву за буквой: строчит ровно, точно бисером нижет, и Read More ......
Краткое содержание Три сестры Чехов

Пьеса в четырёх действиях, написана А. П. Чеховым в 1900г.

Действующие лица:

Прозоров Андрей Сергеевич

Ольга, Маша, Ирина, его сестры

Наталья Ивановна, сначала его невеста, потом жена

Тузенбах Николай Львович, барон, поручик

Кулыгин Федор Ильич, муж Маши, учитель гимназии

Чебутыкин Иван Романович, военный доктор

Соленый Василий Васильевич, штабс-капитан

Алексей Петрович Федотик, подпоручик

Владимир Карлович Родэ, подпоручик

Действие первое.

Действие происходит в доме Прозоровых, ясный солнечный день, в зале накрывают стол, ждут гостей.

Ирине, младшей из сестёр исполняется двадцать лет, все полны надежд и ожидания перемен к лучшему. Осенью семья планирует переехать в Москву, сестры пророчат Андрею большое будущее, они уверены, что он поступит в университет и станет учёным. Ольга мечтает о переезде из губернского города в Москву, потому что устала от работы в гимназии и мечтает о замужестве. Машу не радует её семейная жизнь, но она тоже хочет переезда и смены обстановки. Ирина мечтает реализовать себя в работе, она не хочет жить в праздности. Когда вечером в гости приходит Вершинин, командир, разместившейся в городе артиллерийской батареи, сестры проявляют к нему живой интерес, особенно, узнав, что он родом из Москвы.

Андрей влюблён в местную барышню Наташу, которая совершенно не имеет вкуса и вульгарно одевается. Гости подшучивают над ними, Наташа убегает из-за стола, Андрей уходит за ней, говорит слова любви и делает предложение.

Действие второе.

Андрей и Наташа женаты, у них уже есть сын Бобик. Наташа полностью погружена в хозяйственные заботы, которые заключаются в постепенном вытеснении всех жителей дома, во имя интересов её ребёнка. Андрей назначен секретарём земской управы, карьера учёного ему теперь только снится. Маша окончательно разочаровалась в своём муже, который раньше ей казался «ужасно ученым, умным и важным», а теперь её раздражает общество мужа и его коллег. Она жалуется на свою жизнь Вершинину, а он рассказывает ей о скверном характере своей жены. Ирина работает на телеграфе, очень устаёт и стала раздражаться по пустякам. И Тузенбах, и Солёный пытаются ухаживать за ней, но Ирина отказывает обоим, она всё ещё мечтает о переезде в Москву, который намечен на начало лета. Ольга по-прежнему работает в гимназии, ненавидит свою работу и мечтает уехать.

Действие третье.

Действие начинается ночью, в квартале случился пожар, многие погорельцы толпятся у дома Прозоровых. Ольга распоряжается отдать часть своих вещей погорельцам. Происходит конфликт между Наташей и Ольгой. Наташа хочет услать восьмидесятилетнюю няню Анфису в деревню, а та умоляет не выгонять её на старости лет. Ольга становится на защиту няни, а Наташа велит ей не вмешиваться и командовать у себя в гимназии. При этом Наташа прикрывается интересами детей, ведь их у неё уже двое (родилась дочка Софочка) и заискивает перед Ольгой. У Маши роман с Вершининым, а её муж Кулыгин, кажется, единственный, кто этого не замечает. Маша говорит с сёстрами о том, как изменился их брат. Андрей проигрывает много денег и заложил дом, который по праву принадлежит им четверым. Деньги он отдал Наташе, которой полностью доверяет и считает её порядочным человеком. У Наташи завязался роман с начальником мужа Протопоповым и над Андреем смеётся уже весь город. Ирина и Ольга переживают, что тратят свои жизни впустую, обоих не устраивает работа, они уже не верят, что уедут, но всё ещё мечтают о переезде в Москву. Узнав, что из города переводят бригаду военных, сестры ещё больше расстроены. Ирина умоляет сестру о переезде и готова ради этого даже выйти замуж за Тузенбаха.

Действие четвёртое.

Военная часть переводится из города, офицеры Федотик и Родэ зашли попрощаться с семейством Прозоровых. Пришёл попрощаться и Вершинин, Маша плачет, он целует её, говорит слова прощания. Входит Кулыгин, он единственный, кто в душе радуется отъезду военных. Кулыгин любит Машу и прощает ей измену, надеясь, что теперь они заживут по-другому. Ирина согласилась выйти замуж за Тузенбаха, и уже назначен день венчания. Они планируют уехать вдвоём в Москву. Ирина сдала экзамен на учительницу, а её будущий муж получил должность на заводе. Между Солёным и Тузенбахом произошла стычка, в результате назначена дуэль, о которой никто не знает. Ольга стала начальницей гимназии, получила служебную квартиру и живёт там вместе со старенькой няней. Андрей страдает, понимая, как он опустился, ему противна жена, которая живёт только мещанскими интересами и постоянно им командует. Он огорчается, что живёт, как все и уже ни о чём не мечтает, и ни к чему не стремится. Издалека доносится звук выстрела. Убит на дуэли Тузенбах. Ирина принимает серьёзное решение уехать одной. Сёстры поддерживают друг друга и верят, что когда-нибудь настанет время, и все будут счастливы, но, наверное, это будет уже не при них.