Николай метнер композитор. Николай карлович метнер биография. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста.pdf

Николай Карлович Метнер родился в Москве 5 января 1880 года. Он происходил из семьи, богатой художественными традициями: мать - представительница знаменитого музыкального рода Гедике; брат Эмилий был философом, литератором, музыкальным критиком (псевдоним - Вольфинг); другой брат, Александр, - скрипачом и дирижером. Окончив в 1900 году Московскую консерваторию по специальности фортепиано у В. Сафонова с Малой золотой медалью, Метнер вскоре обратил на себя внимание как талантливый, технически сильный пианист и интересный, вдумчивый музыкант.

Систематического композиторского образования он не получил, несмотря на рано обнаружившиеся способности к сочинению музыки. В консерваторские годы Метнер всего в течение одного полугодия посещал занятия по контрапункту и фуге у Танеева, хотя потом, как свидетельствует его жена А. М. Метнер, "очень любил показывать свои сочинения Сергею Ивановичу и бывал счастлив, когда получал его одобрение". Главным источником приобретения композиторского мастерства служило для него самостоятельное изучение образцов классической музыкальной литературы.

К моменту окончания консерватории Метнер был автором довольно большого числа фортепианных пьес, которые, однако, он не предавал гласности, считая их, по-видимому, недостаточно зрелыми и совершенными для этого.

Голос Метнера - пианиста и композитора - был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами Рахманинова и Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом. Писательница М. Шагинян вспоминала, что эти вечера были для слушателей праздником.

Впервые он выступил публично как композитор в 1903 году, сыграв в своем концерте 26 марта этого года наряду с произведениями Баха, Бетховена, Шопена несколько собственных пьес из цикла "Картины настроений". В том же году весь цикл был издан фирмой П.И. Юргенсона. Он был благожелательно встречен критикой, которая отмечала раннюю зрелость композитора и выраженное своеобразие его творческой индивидуальности.

Среди последовавших за первым опусом произведений Метнера наиболее значительным является соната фа минор, над которой композитор работал в 1903-1904 годах, руководствуясь советами Танеева. Общий тон ее взволнованно-патетический, фактура по сравнению с предшествующими ей метнеровскими сочинениями более строгая, "мускулистая", основные темы, отличающиеся сжатостью, упругостью ритма, как бы заряжены кинетической энергией, которая дает толчок дальнейшему развитию.

Начиная с этого первого, еще не вполне зрелого и самостоятельного опыта овладения новой для него формой, жанр сонаты занимает важнейшее место в творчестве Метнера. Им были написаны четырнадцать фортепианных сонат, три сонаты для скрипки и фортепиано, если же к этому прибавить произведения иного рода, основанные на принципах сонатной формы (концерты, квинтет, даже некоторые из пьес малой формы), то можно с уверенностью утверждать, что ни один из современников Метнера не только в России, но и во всем мире не разрабатывал эту форму с таким упорством и настойчивостью, как он. Но, усвоив достижения классической и романтической эпохи в развитии сонатной формы, Метнер трактует ее во многом самостоятельно, по-новому. Прежде всего, обращает на себя внимание чрезвычайное разнообразие его сонат, различающихся между собой не только по выразительному характеру музыки, но и по строению цикла. Но в любом случае, независимо от объема и количества частей, композитор стремится к последовательному проведению от начала до конца единой поэтической идеи, на которую указывают в некоторых случаях особые заглавия - "Трагическая", "Грозовая" сонаты, "Соната-воспоминание" - или предпосланный им стихотворный эпиграф. Эпически-повествовательное начало подчеркивается и такими авторскими определениями, как "Соната-баллада", "Соната-сказка". Это не дает права говорить о программности метнеровских сонат в собственном смысле слова: речь может идти, скорее, о единстве общего поэтического замысла, получающего сквозное развитие на протяжении всего сонатного цикла.

Одна из лучших у Метнера и любимых слушателями и исполнителями сонат - соната соль минор, написанная в 1909-1910 годах. Стройность, законченность формы соединяются в ней с выразительной драматической порывистостью музыки и мужественным волевым пафосом.

Лучшие дня

Будучи сам выдающимся пианистом, он полнее и ярче всего проявил себя в области фортепианной музыки. Из шестидесяти одного опубликованного им опуса почти две трети написаны для фортепиано. Значительная, нередко главенствующая роль принадлежит этому излюбленному им инструменту и в остальных сочинениях (романсы, скрипичные сонаты, квинтет). До отъезда за границу, когда условия жизни заставили его расширить концертную деятельность, Метнер выступал редко, рассматривая свои выступления как своего рода отчеты перед публикой в новых творческих достижениях.

Метнер не любил выступать в больших помещениях перед многочисленной публикой, предпочитая концертные залы камерного типа. Тяготение к камерности, интимности было вообще характерно для артистического облика Метнера. В ответном письме брату Эмилию он писал: "Если мое искусство "интимно", как ты часто говоришь, то этому так и быть надо! Искусство зарождается всегда интимно, и если ему суждено возродиться, то оно должно снова стать интимным... Напоминать об этом людям я и считаю своей обязанностью. И в этом я тверд и железен, как и полагается быть сыну века..."

Одним из излюбленных видов фортепианного творчества Метнера был жанр сказки - небольшого произведения лирико-эпического содержания, повествующего о различных впечатлениях виденного, слышанного, прочитанного или о событиях внутренней душевной жизни. Отличаясь богатством фантазии и разнообразием характера, сказки Метнера неодинаковы и по своим маштабам. Наряду с простыми непритязательными миниатюрами мы находим среди них и более развернутые сложные по форме сочинения. Первая из них появляется у Метнера в 1905 году.

Одновременно развивается и вокальное творчество Метнера. Летом 1903 года, когда он впервые начал серьезно интересоваты стихотворной литературой и вырабатывать в себе "некоторую технику в чтении стихов", немецкий поэт Гете открыл перед ни путь к пониманию тайной силы поэтического слова. "И вот теперь, - делился он своими впечатлениями с братом Эмилием, - когда я открыл Гете, я положительно сошел с ума от восторга За 1904-1908 годы Метнером было создано три цикла песен на стихи Гете. Композитор писал их на оригинальный немецкий текст, что позволило ему сохранить все особенности поэтической речи автора. Несмотря на некоторую их неровность, три гетевских цикла Метнера следует в целом отнести к высшим достижениям композитора в области камерной вокальной музыки. Они были по достоинству оценены современниками и в 1912 год удостоены Глинкинской премии.

Создав своего рода "музыкальное приношение" высоко ценимому им немецкому поэту, Метнер обращается в дальнейшем преимущественно к русской поэзии. В 1911 - 1914 годах появляется ряд романсов на стихи недооценивавшихся им ранее Тютчева и Фета, но основное внимание композитора привлекает поэзия Пушкина. Можно с таким же основанием говорить о "пушкинском периоде" метнеровского вокального творчества, с каким первое его десятилетие заслуживает наименования "гетевского". До этого обращение Метнера к Пушкину носило лишь случайный, эпизодический характер. В 1913-1918 годах, как подобие более ранних гетевских, Метнер создает один за другим три пушкинских цикла.

Вошедшие в их состав романсы весьма неравноценны, но если среди них и несомненные удачи, а лучшие из пушкинских романсов Метнера заслуживают быть отнесенными к шедеврам русской вокальной лирики начала века. Таковы прежде всего две вокальные поэмы "Муза" и "Арион", образы которых вырастают в метнеровской музыкальной интерпретации до эпических масштабов.

Достаточно успешно протекала и педагогическая деятельность Метнера. В 1909-1910 и 1915-1921 годах Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Среди его учеников - многие известные впоследствии музыканты: А. Шацкес, Н. Штембер, Б. Хайкин. Советами Метнера пользовались В. Софроницкий, Л. Оборин.

А композитору было что сказать своим ученикам. Ведь Метнер был высочайшим мастером владения средствами полифонии. Целью его стремлений было "слияние контрапунктического стиля с гармоническим", высшим образцом которого находил он творчество Моцарта.

Внешняя, чувственная сторона звучания, звуковая краска как таковая мало интересовала Метнера. Для него главным в музыке являлась логика выражения мысли или чувства в законченной, последовательно развертывающейся гармонической конструкции, элементы которой прочно связаны между собой и подчинены единому целостному замыслу. Чрезмерное изобилие красок могло, с его точки зрения, только отвлечь внимание слушателя от развития основной мысли и тем самым ослабить силу и глубину впечатления. Характерно, что при всем своем мастерстве и всесторонней технической оснащенности Метнер был совершенно лишен ощущения оркестровой звучности. Поэтому при сочинении всех трех своих фортепианных концертов, где приходилось прибегать к помощи оркестра, он вынужден был обращаться за советами и помощью к своим друзьям-музыкантам.

Фортепианные концерты композитора монументальны и приближаются к симфониям. Лучшим из них является Первый, образы которого навеяны грозными потрясениями мировой войны. Сравнительно небольшой одночастный концерт отличается наибольшей внутренней цельностью и единством замысла. Над ним Метнер напряженно работал целых четыре года. Летом 1917 года он писал своему брату Эмилию: "Концерт, затеянный три года тому назад, все еще не закончен. Впрочем, музыка его закончена вполне, но инструментовка рока только треть. Очень трудно мне дается инструментовка. Я по существу своему импровизатор".

В начале 1920-х годов Метнер состоял членом МУЗО Нарком-проса. В 1921 году он уехал за границу, гастролировал во Франции, Германии, Англии, Польше, а также США и Канаде. В 1927 году композитор приезжал в СССР, концертировал с программой из своих произведений в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе.

В своем творчестве и за границей Метнер вновь обращается к русской поэзии. Два романса на стихи Тютчева и два пушкинских романса - "Элегия" ("Люблю ваш сумрак неизвестный") и "Телега жизни" вошли в состав опуса, написанного в 1924 году, а в конце 1920-х годов был создан еще один цикл - "Семь песен на стихотворения Пушкина". Пушкинская поэзия представлена и в последнем вокальном опусе Метнера, написанном уже на склоне его жизни. Композитора занимают в этой группе сочинений разнообразные задачи преимущественно характеристического плана. Наиболее интересная из них - высоко ценимая самим автором "Телега жизни", иносказательно характеризующая различные периоды человеческой жизни в форме удалой разухабистой дорожной песни. В последнем пушкинском цикле Метнера привлекают к себе внимание "Шотландская песня", "Ворон к ворону летит" и два испанских романса - "Пред испанкой благородной" и "Я здесь, Инезилья" с их характерным сложным, затейливо узорчатым ритмом.

В 1928 году в Германии издана последняя серия сказок Метнера, состоящая из шести пьес этого жанра, с посвящением "Золушке и Иванушке-дурачку".

Все усиливающееся с годами чувство одиночества, чуждости всему, чем определялись не только пути развития музыкального искусства в XX веке, но и весь строй современного мира, заставляло Метнера отгораживаться от окружающего, оберегая чистоту дорогих ему духовных ценностей и идеалов. Это накладывало на его творчество печать замкнутости, порой угрюмости и хмурой нелюдимости. Эти черты метнеровской музыки не раз отмечались современниками композитора. Конечно, совсем отгородиться от того, что происходило в окружающей его действительности, он не мог, и отголоски современных событий находили сознательный или бессознательный отзвук в его произведениях. Сочиненную в начале 1930-х годов, когда в Европе уже назревало предчувствие грядущих потрясений, "Грозовую сонату" Метнер называл "самым современным" из своих произведений, "ибо в ней отражается грозовая атмосфера современных событий".

В 1935 году происходит важнейшее событие в жизни Метнера - в Париже выходит книга композитора "Муза и мода". Высказываемые в ней мысли и суждения являются итогом длительных, сосредоточенных размышлений, волновавших Метнера на протяжении всей его сознательной жизни. Резко критически оценивает автор современное ему состояние музыки, уподобляя его "расстроенной лире".

В своих рассуждениях он исходит из признания неких вечных, незыблемых основ, или, как он выражается, "смыслов" музыки, отступление от которых приводит к губительным для нее последствиям. "Выпадение смыслов" в современной музыке Метнер считает главной причиной переживаемого ею кризиса и разброда. С 1936 года Метнер жил в Англии, где его творчество пользовалось признанием. Находясь за рубежом, он продолжал считать себя русским музыкантом и заявлял: "эмигрантом по существу никогда не был и не стану". Глубоко потрясло его нападение гитлеровской Германии на СССР: "...Москва переживается мною, как будто я нахожусь там, а не здесь" (из письма к И.Э. и Э.Д. Пренам от 27 октября 1941 года). 5 июня 1944 года Метнер выступил в концерте в пользу Объединенного комитета помощи Советскому Союзу в Лондоне, где его музыка прозвучала рядом с сочинениями Глинки, Чайковского, Шостаковича. В последние годы жизни Метнер вынужден был из-за болезни сердца отказаться от концертных выступлений.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Предки Метнера имели скандинавское происхождение (отец ― датское, мать ― шведско-немецкое), но ко времени его рождения семья уже на протяжении многих лет жила в России. Первые уроки игры на фортепиано он получил в возрасте шести лет от матери, затем учился у своего дяди, Фёдора Гедике (отца Александра Гедике). В Метнер поступил в Московскую консерваторию , где обучался в классах Анатолия Галли, Пауля Пабста , Василия Сапельникова и Василия Сафонова , и в окончил её с большой золотой медалью. Композицией Метнер занимался самостоятельно, хотя в студенческие годы брал уроки теории у Николая Кашкина и гармонии ― у Антона Аренского .

    Вскоре после окончания консерватории Метнер принял участие в конкурсе пианистов имени Рубинштейна , на котором заслужил почётный отзыв от влиятельного жюри, однако, по совету Сергея Танеева и своего старшего брата Эмилия вместо концертной карьеры серьёзно занялся композицией, выступая лишь изредка, и в основном с собственными сочинениями. В 1903 году некоторые из его произведений появились в печати. Соната f-moll привлекла внимание известного польского пианиста Иосифа Гофмана , своё внимание на музыку молодого композитора обратил Сергей Рахманинов (ставший в более поздние годы одним из ближайших друзей Метнера). В ― и 1907 годах Метнер выступил с концертами в Германии , но не произвёл на критиков особого впечатления. В то же время в России (и в особенности в Москве) у него появилось немало почитателей и последователей. Признание Метнера как композитора пришло в 1909 году , когда ему была присуждена Глинкинская премия за цикл песен на слова Иоганна Вольфганга Гёте . Первой исполнительницей ряда его песен стала Валентина Дмитриевна Философова , дочь генерала Дмитрия Философова .

    Метнер принимал активное участие в деятельности «Дома песни ». Вскоре он получил место профессора фортепианного класса Московской консерватории, а в ― ещё одну Глинкинскую премию за фортепианные сонаты. Н. К. Метнер состоял членом совета Российского музыкального издательства , учреждённого в 1909 году Сергеем Кусевицким , в котором, помимо него, состояли также Александр Гедике , Сергей Рахманинов , Александр Скрябин (позднее его место занял Александр Оссовский), Николай Струве .

    Творчество

    Один из последних композиторов-романтиков, Метнер занимает важнейшее место в истории русской музыки, наряду с Александром Скрябиным , Сергеем Рахманиновым и Сергеем Прокофьевым , в чьей тени он оставался в течение всей своей карьеры. Фортепиано занимает доминирующее место в творчестве Метнера ― у него нет ни одного сочинения, в котором не был бы задействован этот инструмент. Великолепный пианист, Метнер тонко чувствует выразительные возможности фортепиано, его произведения предъявляют к исполнителю высокие технические требования. Стиль музыки Метнера отличается от большинства его современников, в нём русский дух гармонично сочетается с классическими западными традициями ― идеальным структурным единством, мастерством полифонического письма, сонатной формой. Язык композитора практически не претерпел изменений в течение времени.

    Русская и немецкая стороны музыкальной личности Метнера ярко проявляются в его отношении к мелодической составляющей, которая варьируется от русских мотивов («Русская сказка») до тончайшего лиризма (Второй концерт). Гармония Метнера насыщенна и богата, но практически не выходит за рамки, сформировавшиеся в XIX веке. Ритмическая составляющая, с другой стороны, иногда весьма усложняется ― Метнер использует различные виды полиритмии.

    В наследии Метнера особое место занимают четырнадцать фортепианных сонат. Это разнообразные по масштабу сочинения, от небольших одночастных сонат из Триады до эпической e-moll’ной сонаты, соч. 25 № 2, которая в полной мере раскрывает мастерство композитора во владении крупномасштабной структурой и глубиной тематического проникновения. Среди других сочинений Метнера для фортепиано соло выделяются тридцать восемь разнообразных по характеру, изящных и мастерски написанных миниатюр, озаглавленных автором как «Сказки». Три фортепианных концерта ― единственные произведения, в которых Метнер использует оркестр. Камерные сочинения Метнера включают в себя три сонаты для скрипки с фортепиано, несколько небольших пьес для того же состава и фортепианный квинтет. Наконец, ещё одна область творчества Метнера ― вокальные сочинения. Более сотни песен и романсов написаны на стихи русских и немецких поэтов, в основном, Пушкина и Гёте . Фортепиано в них играет не менее важную роль, чем голос.

    Сочинения

    Концерты для фортепиано с оркестром

    • Концерт № 1 c-moll, op. 33 (1914―1918)
    • Концерт № 2 c-moll, op. 50 (1920―1927)
    • Концерт № 3 e-moll, op. 60 (1940―1943)

    Фортепиано соло

    • Восемь картин, ор. 1 (1895―1902): Пролог ― Andante cantabile, Allegro con impeto, Maestoso freddo, Andantino con moto, Andante, Allegro con humore, Allegro con ira, Allegro con grazia
    • Три импровизации, op. 2 (1896―1900): Nixe, Воспоминание о бале («Eine Ball-Reminiscenz»), Адское скерцо («Scherzo infernale»)
    • Четыре пьесы, ор. 4 (1897―1902): Этюд, Каприс, Музыкальный момент «Жалоба гнома», Прелюдия
    • Соната f-moll, op. 5 (1895―1903)
    • Три арабески, ор. 7 (1901―1904): Идиллия, «Трагический фрагмент» a-moll, «Трагический фрагмент» g-moll
    • Две сказки, ор. 8 (1904―1905): c-moll, c-moll
    • Три сказки, ор. 9 (1904―1905): f-moll, C-dur, G-dur
    • Три дифирамба, ор. 10 (1898―1906): D-dur, Es-dur, E-dur
    • Сонатная Триада, ор. 11 (1904―1907): As-dur, d-moll, C-dur
    • Две сказки, ор. 14 (1905―1907): «Песнь Офелии» f-moll, «Шествие рыцарей» e-moll
    • Три новеллы, ор. 17 (1908―1909): G-dur, c-moll, E-dur
    • Две сказки, ор. 20 (1909): b-moll, № 1 , «Кампанелла» h-moll, № 2.
    • Соната g-moll, ор. 22 (1901―1910)
    • Четыре лирических фрагмента, ор. 23 (1896―1911): c-moll, a-moll, f-moll, c-moll
    • Соната-сказка c-moll, ор. 25 № 1 (1910―1911)
    • Соната «Ночной ветер» e-moll, op. 25 № 2 (1910―1911)
    • Четыре сказки, ор. 26 (1910―1912): Es-dur, Es-dur, f-moll , fis-moll
    • Соната-баллада Fis-dur, op. 27 (1912―1914)
    • Соната a-moll, op. 30 (1914)
    • Три пьесы, ор. 31 (1914): Импровизация, Траурный марш, Сказка
    • Четыре сказки, ор. 34 (1916―1917): «Волшебная скрипка» h-moll, e-moll, «Леший» a-moll, d-moll
    • Четыре сказки, ор. 35 (1916―1917): C-dur, G-dur, a-moll, cis-moll
    • «Забытые мотивы», ор. 38 (1919―1922): «Соната-воспоминание» (Sonata-Reminiscenza), Грациозный танец (Danza graziosa), Праздничный танец (Danza festiva), Речная песня (Canzona fluviala), Сельский танец (Danza rustica), Вечерняя песня (Canzona serenata), Рождественский танец (Danza silvestra), В духе воспоминаний (alla Reminiscenza)
    • «Забытые мотивы», ор. 39 (1919―1920): Размышление (Meditazione), Романс (Romanza), Весна (Primavera) , Утренняя песнь (Canzona matinata), соната «Трагическая» (Sonata Tragica, op. 39 № 5)
    • «Забытые мотивы», ор. 40 (1919―1920): Danza col canto, Danza sinfonica, Danza fiorata, Danza jubilosa, Danza ondulata, Danza ditirambica
    • Три сказки, ор. 42 (1921―1924): f-moll («Русская сказка»), c-moll, gis-moll
    • Вторая импровизация, ор. 47 (1925―1926)
    • Две сказки, ор. 48 (1925): C-dur, g-moll
    • Три гимна труду, ор. 49 (1926―1928)
    • Шесть сказок, ор. 51 (1928, посвящаются Золушке и Иванушке-дурачку): d-moll, a-moll, A-dur , fis-moll, fis-moll, G-dur
    • Соната «Романтическая» b-moll, op. 53 № 1 (1929―1930)
    • Соната «Грозовая» f-moll, op. 53 № 2 (1929―1931)
    • Романтические эскизы для юношества, ор. 54 (1931―1932): Прелюдия (Пастораль), Птичья сказка, Прелюдия (Tempo di sarabanda), Сказка (Скерцо), Прелюдия, Сказка (Шарманщик), Прелюдия (Гимн), Сказка
    • Тема с вариациями, ор. 55 (1932―1933)
    • Соната-идиллия G-dur, ор. 56 (1935―1937)
    • Две элегии, ор. 59 (1940―1944): a-moll, e-moll
    Сочинения без номера опуса и неопубликованные
    • Траурное адажио e-moll (1894―1895), не опубликовано
    • Три пьесы (1895―1896): Пастораль C-dur, Музыкальный момент c-moll, Юмореска fis-moll, не опубликованы
    • Прелюдия b-moll (1895―1896), не опубликована
    • Шесть прелюдий (1896―1897): C-dur, G-dur, e-moll, E-dur, gis-moll, es-moll
    • Прелюдия Es-dur (1897), не опубликована
    • Соната h-moll (1897), не опубликована
    • Экспромт в духе мазурки b-moll (1897), не опубликован
    • Экспромт f-moll (1898), не опубликован
    • Сонатина g-moll (1898)
    • Две каденции к Четвёртому фортепианному концерту

    Творчество Николая Карловича Метнера стоит особняком в русской музыкальной культуре – ни к одному из стилевых направлений, существовавших в первой половине ХХ столетия, он не примкнул. В его стиле можно обнаружить влияние немецких романтиков – в частности, и Феликса Мендельсона-Бартольди, можно также говорить о близости к и Сергею Танееву.

    Главное место в творчестве Метнера занимает фортепианная музыка, составляющая две трети всего, написанного им, ведь Метнер был композитором-пианистом, чьи авторские концерты привлекали внимание публики не в меньшей степени, чем выступления или Александра Николаевича Скрябина. На концертах Метнера звучали не только его собственные творения, но его исполнительские интерпретации отличались такой глубиной, что казалось – музыка рождается непосредственно в момент исполнения: «Его исполнение всегда творчественно, всегда как бы «авторское» и всегда как бы «в первый раз», – это высказывание Метнера о Рахманинове вполне обоснованно можно отнести и к самому Николаю Карловичу. Фортепиано же всегда оставалось для композитора наиболее близким инструментом – до такой степени, что он испытывал некоторую неуверенность при работе с оркестровыми партитурами, с инструментами, на которых он не играл (впрочем, он утверждал, что образы его будущих фортепианных сочинений являются ему первоначально в оркестровом изложении). Любовь к этому инструменту проявляется у Метнера даже за пределами фортепианной музыки как таковой – в его скрипичных сонатах фортепианная партия настолько развита, что ее исполнитель должен быть не только превосходным аккомпаниатором с исключительным чувством ансамбля, но и истинным виртуозом.

    Выступать перед многочисленной публикой в больших залах он не любил, отдавая предпочтение камерным залам – это объяснялось природой его дарования, тяготеющего к интимности. «Искусство зарождается всегда интимно, и если ему суждено возродиться, то оно должно снова стать интимным». Хотя концерты Метнера – по словам Мариэтты Шагинян – «были для слушателей праздником», сам Николай Карлович ощущал себя в первую очередь композитором, а публичные выступления воспринимал как своеобразные «творческие отчеты».

    В фортепианной фактуре Метнера немало общего с оркестровым письмом – например, особые штрихи, ассоциирующиеся со звучанием струнных, или выдержанные педали, напоминающие звучание духовых инструментов. Но при этом всегда сохраняется внимание к особенностям фортепиано – например, к постепенно гаснущему звуку.

    В произведениях Метнера всегда задействуется широкий регистровый диапазон. Большую роль играют басовые голоса – в них нередко излагаются мелодические линии. Впрочем, тематическое развитие разворачивается непрерывно во всех элементах фактуры, что приводит к повышению роли полифонического начала – в некоторые произведения Метнера включены фуги.

    Темы фортепианных произведений Метнера воплощают две основные образные сферы – лирика и драматизм. Лирические темы – плавные, «парящие», драматические характеризуются острым, сложным и богатым ритмом, что перекликается со многими современниками, в особенности – со Скрябиным. Разнообразие ритмического рисунка, ритмические перебои возникают уже в ранних произведениях композитора. У Метнера можно встретить и маршевость, и танцевальность, однако все это получает своеобразную трактовку, в том числе и с применением полиритмии.

    Сложность ритма, изощренность и интенсивность тематического развития в сочетании с фактурой фортепианных произведений Метнера, насыщенной полифоническими элементами, приводят к четкости графических линий музыкальной ткани, к преобладанию в ней «рисунка», а не колорита – и это противопоставляет фортепианное творчество Метнера некоторым современным ему течениям, в частности, импрессионизму, представители которого сосредотачивали свои творческие искания именно в области инструментальных «красок».

    Сложностью отличается и гармонический язык Метнера, его творческие искания направлены в сторону альтерированных гармоний, сложного тонального движения (например, медленная часть «Романтической сонаты» начинается в си миноре, а завершается в си-бемоль миноре).

    Отличительная особенность фортепианных произведений Метнера – повествовательная манера. Повествование может быть спокойным, взволнованным, патетическим или иметь эпический оттенок.

    В области фортепианной музыки Метнер проявил себя как тонкий лирик, создавший глубоко содержательные произведения.

    Все права защищены. Копирование запрещено

    Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Метнера. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2019 г. с музыкой Метнера и купить билет на удобную вам дату.

    Николай Карлович Метнер (1879 - 1951) - русский композитор и пианист.
    Отец, Карл Петрович Метнер, увлекался философией и поэзией. Мать, Александра Карловна, урожденная Гедике, в молодости выступала как певица.
    В шесть лет Николай начал заниматься на фортепиано. Наблюдая, как его брат Александр играет на скрипке, он сам научился играть на этом инструменте. Александр и Николай вместе со своим двоюродным братом Александром Гедике, впоследствии замечательным органистом, профессором Московской консерватории, входили в известный детский музыкальный коллектив - оркестр А. Эрарского. Для этого оркестра, созданного в 1888 г., специально писали С. Танеев, А. Аренский, А. Корещенко. Метнер отказывался играть какие-либо детские произведения, останавливая свой выбор на творениях Баха, Моцарта, Скарлатти.
    Дядя композитора, Федор Карлович Гедике, подготовил Колю Метнера к поступлению в Московскую консерваторию. В 1900 г. он ее заканчивает с Малой золотой медалью.
    За годы учения значительно расширяется круг музыкальных впечатлений, определяются пристрастия молодого музыканта: сочинения классиков, романтиков, русских композиторов. Выступая на консерваторских концертах, Метнер заявляет о себе и как пианист. В это же время им было написано немало произведений, в основном для фортепиано.
    В 1900 г. пианист выступает на Третьем Международном конкурсе им. А. Г. Рубинштейна в Вене. За исполнение обязательного Пятого концерта Рубинштейна он удостаивается первого значительного признания. Растет популярность Метнера как пианиста и на родине. Появляются положительные отзывы музыкальных критиков, складывается своя аудитория. Метнеровский стиль исполнения в первую очередь отличался глубоким проникновением в замысел произведения, что создавало впечатление непосредственного рождения музыки.
    С 1903 г. Метнер в свои концертные программы начинает включать собственные сочинения. Со временем он все больше играет свою музыку, так что его выступления превращаются в своеобразные творческие отчеты. С 1904 г. Метнер - композитор и пианист - завоевывает известность и за рубежом, выступая в Германии.
    В этот же период начинает укрепляться особая эстетическая позиция Метнера, которую можно охарактеризовать как ретроспективизм. Опора на классико-романтическое наследие, избегание неоправданного использования эффектных художественных средств, разрушающих, по мнению композитора, музыкальный смысл, - вот основные положения его эстетической концепции.
    В первое десятилетие нового века Метнер достаточно активно участвует в работе ряда музыкальных обществ и кружков. Среди них - камерное музыкальное общество "Дом осени", керзинский Кружок любителей музыки. В 1909 г. он входит в Совет Русского музыкального издательства, организованного С. Кусевицким. Пробует и преподавать. Получив в 1909 г. место профессора Московской консерватории по классу фортепиано, композитор, однако, через год, не испытывая особой тяги к педагогике, оставляет это занятие.
    Творческий расцвет композитора приходится на 10-е гг. XX века. В этот период наибольшее предпочтение он отдает жанру сонаты. Тогда же были написаны и самые известные циклы "Сказок", положившие начало новому жанру фортепианной миниатюры. Наиболее яркая творческая встреча тех лет - Рахманинов. С ним композитор был знаком и ранее, но активное сближение, положившее начало дружбе, происходит в 1913 г. Замкнутый и немногословный по натуре Рахманинов и философствующий Метнер являли собой полные противоположности, однако Рахманинов, проявляя постоянную заботу о своем друге, добивался, чтобы его концерты как можно чаще устраивались и по достоинству освещались в прессе. Вообще, Метнер принадлежал к типу людей, которых требовалось опекать. В быту он становился практически беспомощным.
    Первая мировая война принесла моральные испытания всей семье Метнеров. Когда композитор был освобожден от призыва в армию, "ревнители благочестия" на волне патриотических настроений заговорили о его немецком происхождении. И это несмотря на то, что он говорил и думал на русском языке, воспитывался в атмосфере русской культуры, впитал русские традиции и считал Россию своей родиной. В пору эмигрантских скитаний он жаловался в письмах, что даже чужая речь для него болезненна и невыносима, - и с годами чувство родины только обострялось.
    В 1915 г. Метнер возвратился к педагогической деятельности. Преподавая в Московской консерватории до 1919 г., он очень ответственно относился к своей работе, всегда набирал небольшой класс.
    Композитор вел достаточно замкнутый образ жизни, довольно сложно сходился с людьми. Одно время он сблизился с поэтами-символистами, особенно с Андреем Белым.
    Осенью 1921 г. Метнер уехал за границу.
    С 1921 по 1924 г. он жил в Германии, но понимания немецкой публики не нашел. Все же концертные выступления пианиста и композитора за рубежом становятся более интенсивными. В 1924-м он играет во Франции; в этом же году, благодаря хлопотам Рахманинова, совершает концертное турне по Америке. 1927 г. - один из самых запоминающихся для Метнера. Он совершает большой концертный тур по Советскому Союзу, выступает в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, и эта поездка, встретивший его на родине горячий прием вдохновляют его. Композитор был счастлив. В русской публике и вообще в российской музыкальной жизни он увидел прямую противоположность западному "рыночному" подходу к искусству.
    С 1930 по 1935 г. Метнер живет под Парижем. В год он выступает не более чем с одним-двумя концертами, - и в 1935-м решает перебраться в Англию, где в конце 20-х получил прекрасный прием.
    Парижским издательством "Таир" в 1935 г. была издана книга композитора "Муза и мода", где он излагает свои взгляды на язык музыки, выявляя его эстетическую и технологическую природу. По существу, эта работа - творческий и эстетический манифест художника, не согласного с модернистскими Николай Карлович Метнерпроявлениями в музыке.
    Последнее десятилетие про
    ходит под знаком усиливающегося одиночества и отрыва от родных корней. Семья его испытывала значительные материальные трудности. Метнер не мог записать свои произведения на пластинки, и только неожиданная денежная помощь индийского магараджи Майсорского, почитателя его таланта, позволила ему сделать эти записи. Вышли три его фортепианных концерта, Соната-баллада, Первая скрипичная соната, пьесы из "Забытых мотивов", "Сказки" и фортепианный квинтет.
    После окончания второй мировой войны композитор был приглашен дать цикл концертов в США, но поездку эту совершить не смог - помешало серьезное сердечное заболевание. Два последних года состояние его здоровья было тяжелым, но в периоды улучшений он продолжал работать.
    Умер Метнер в Лондоне 13 ноября 1951 г. Его вдова, Анна Михайловна Метнер, в 1958 г. вернулась на родину. Архив композитора она передала Государственному центральному музею музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

    МЕ́ТНЕР, дея­те­ли рос. ху­дож. куль­ту­ры, бра­тья. Их ро­ди­те­ли – преим. нем. про­ис­хо­ж­де­ния; пред­ки со сто­ро­ны ма­те­ри (пред­ста­ви­те­ли се­мей Геб­хард и Ге­ди­ке) жи­ли в Рос­сии с кон. 18 – нач. 19 вв., мно­гие из них бы­ли му­зы­кан­та­ми. Ни­ко­лай Кар­ло­вич , ком­по­зи­тор и пиа­нист. Один из круп­ней­ших ав­то­ров рус. фп. му­зы­ки 1-й пол. 20 в. В 1900 окон­чил Моск. конс. как пиа­нист (учил­ся у А. И. Гал­ли, П. А. Паб­ста , В. И. Са­фо­но­ва ). Ком­по­зи­ции спе­ци­аль­но не обу­чал­ся. Кон­цер­ти­ро­вал в Рос­сии и (с 1904) за ру­бе­жом, ис­пол­няя со­чи­не­ния Л. ван Бет­хо­ве­на, Р. Шу­ма­на, Ф. Шо­пе­на, П. И. Чай­ков­ско­го и соб­ст­вен­ные. С 1906 да­вал еже­год­ные ав­тор­ские кон­цер­ты. В 1900-е гг. ра­бо­тал в част­ной муз. шко­ле Л. Э. Ко­ню­са , в Ели­за­ве­тин­ском ин-те; один из ос­но­ва­те­лей На­род­ной конс. (1906). Чл. со­ве­та Рос. муз. изд-ва, ос­но­ван­но­го С. А. Ку­се­виц­ким . В 1909–10, 1915–21 проф. Моск. конс., сре­ди уче­ни­ков – Н. В. Штем­бер, Н. И. Си­зов, П. И. Ва­силь­ев, Л. Г. Лу­ком­ский, А. В. Шац­кес. Ок. 1909 по­зна­ко­мил­ся с С. В. Рах­ма­ни­но­вым , ко­то­рый вы­со­ко це­нил его как му­зы­кан­та и под­дер­жи­вал в го­ды эмиг­ра­ции (со­дей­ст­во­вал ор­га­ни­за­ции кон­церт­ных тур­не по США и др.). В 1921 М. уе­хал за гра­ни­цу, вы­сту­пал в Гер­ма­нии, Поль­ше [в 1922 в Вар­ша­ве ис­пол­нил свой 1-й фп. кон­церт (соч. 1918) с оркестром под упр. Э. Млы­нар­ско­го ], Швей­ца­рии, Ита­лии, Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, в 1924–25 и 1929–30 – в Сев. Аме­ри­ке (здесь иг­рал свой 1-й фп. кон­церт под упр. Л. Сто­ков­ско­го , Ф. Сто­ка, Ф. Рай­не­ра, О. С. Габ­ри­ло­ви­ча). В 1927 га­ст­ро­ли­ро­вал в СССР, дал 13 ав­тор­ских кон­цер­тов в раз­ных го­ро­дах, впер­вые в Мо­ск­ве ис­пол­нил свой 2-й фп. кон­церт (соч. 1927, по­свя­щён Рах­ма­ни­но­ву) с ор­ке­ст­ром под упр. бра­та – А. К. Мет­не­ра. С 1935 жил в Ве­ли­ко­бри­та­нии, где ак­тив­но кон­цер­ти­ро­вал в 1935–37; в 1944 в кон­цер­те Ко­ро­лев­ско­го фи­лар­мо­нич. об-ва в Аль­берт-хол­ле впер­вые сыг­рал свой 3-й фп. кон­церт (Кон­церт-бал­ла­да, соч. 1943) под упр. А. Бо­ул­та. По­след­нее круп­ное со­чи­не­ние – Фп. квин­тет (1948; в 1950 за­пи­сан на грам­пла­стин­ку при уча­стии ав­то­ра).

    М. – ком­по­зи­то­ру и пиа­ни­сту свой­ст­вен­ны взы­ска­тель­ность вку­са, чув­ст­во ху­дож. ме­ры, внеш­няя сдер­жан­ность вы­ра­же­ния, са­мо­уг­луб­лён­ность. Стиль его про­из­ве­де­ний – ори­ги­наль­ное пре­лом­ле­ние тра­ди­ций позд­не­го нем. ро­ман­тиз­ма и рус. му­зы­ки кон. 19 в. – поч­ти не эво­лю­цио­ни­ро­вал. Его со­чи­не­ни­ям при­су­щи мас­тер­ст­во муз. фор­мы (по сло­вам С. И. Та­нее­ва, «Мет­нер ро­дил­ся уже с со­нат­ной фор­мой»), бо­гат­ст­во кон­тра­пунк­тич. фп. фак­ту­ры, гра­фич­ность ри­сун­ка (на пер­вом пла­не – ме­ло­дич. на­ча­ло), при­глу­шён­ность ко­ло­ри­та, «ки­не­ти­че­ская на­пря­жён­ность» (по оп­ре­де­ле­нию Н. Я. Мяс­ков­ско­го). Осн. об­ласть твор­че­ст­ва – ка­мер­ная му­зы­ка для фп. и с уча­сти­ем фп. Сре­ди со­чи­не­ний (опубл. 61 опус): для фп. – 3 кон­цер­та, св. 13 со­нат (Со­нат­ная триа­да, 1904–07, Со­на­та-сказ­ка, 1911, Со­на­та-бал­ла­да, 1914, Ро­ман­ти­че­ская со­на­та, 1930, «Гро­зо­вая» со­на­та, 1931, Со­на­та-идил­лия, 1937, и др.), «За­бы­тые мо­ти­вы» (1918–20; 1-я тет­радь вклю­ча­ет Со­на­ту-вос­по­ми­на­ние; 2-я тет­радь под назв. «Ли­ри­че­ские мо­ти­вы»; 3-я тет­радь – «Тан­це­валь­ные мо­ти­вы»), 10 опу­сов «ска­зок» (М. – соз­да­тель этой жан­ро­вой раз­но­вид­но­сти ин­ст­ру­мен­таль­ной ми­ниа­тю­ры); для скрип­ки и фп. – 3 со­на­ты (1910; 1925; Эпи­чес­кая со­на­та, 1938); ро­ман­сы на сло­ва И. В. Гё­те, Ф. Ниц­ше, А. С. Пуш­ки­на, Ф. И. Тют­че­ва и др.

    Боль­шая часть грам­за­пи­сей со­чи­не­ний М. с уча­сти­ем ав­то­ра сде­ла­на по­сле 1946; в 1950 за­пи­сан ряд пе­сен М. в ис­пол­не­нии Э. Шварц­копф и ав­то­ра.

    Ав­тор кн. «Му­за и мо­да» (1935); его за­мет­ки со­б­ра­ны в кн. «По­все­днев­ная ра­бо­та пиа­ни­ста и ком­по­зи­то­ра» (1963; 2-е изд., 1979).

    Эми­лий Кар­ло­вич (лит. псевд. Воль­финг и др.) (1872, Мо­ск­ва – в ночь с 10 на 11.7.1936, Пиль­ниц, близ Дрез­де­на), фи­ло­соф, ис­кус­ст­во­вед, пуб­ли­цист. Окон­чил юри­дич. ф-т Моск. ун-та (1898). С сер. 1890-х гг. ра­бо­тал как муз. кри­тик. Был бли­зок сим­во­ли­стам. В 1900-х гг. зав. муз. от­де­лом ж. «Зо­ло­тое ру­но». В 1910 ор­га­ни­зо­вал при уча­стии А. Бе­ло­го изд-во «Му­са­гет», ре­дак­тор из­да­вав­ше­го­ся там ж. «Тру­ды и дни». С 1914 жил в Цю­ри­хе. Его осн. ста­тьи со­б­ра­ны в кн. «Мо­дер­низм и му­зы­ка» (1912).

    Алек­сандр Кар­ло­вич , аль­тист, скри­пач, ди­ри­жёр, пе­да­гог, ком­по­зи­тор, засл. арт. РСФСР (1935). Учил­ся в Моск. конс. по клас­су скрип­ки И. В. Гржи­ма­ли (1892–98). В 1902 окон­чил Муз.-дра­ма­тич. уч-ще Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва, где за­ни­мал­ся у Викт. С. Ка­лин­ни­ко­ва , Г. Э. Ко­ню­са (ком­по­зи­ция), В. Ке­са (скрип­ка, ди­ри­жи­ро­ва­ние); пре­по­да­вал там же (до 1907). Иг­рал в ор­ке­ст­рах (в т. ч. в 1902–11 кон­церт­мей­стер Сим­фо­ни­че­ской ка­пел­лы), с 1908 вы­сту­пал как ди­ри­жёр. Пре­по­да­вал в Си­но­даль­ном уч-ще цер­ков­но­го пе­ния (в 1903–1914 вёл клас­сы скрип­ки и аль­та), На­род­ной конс. (с 1906; один из её ос­но­ва­те­лей), Муз. тех­ни­ку­ме при Моск. конс. (1924–31); в 1932–55 ру­ко­во­ди­тель ор­ке­ст­ро­во­го клас­са Моск. конс. Ди­ри­жи­ро­вал сим­фо­нич. кон­цер­та­ми ор­ке­ст­ра Все­со­юз­но­го ра­дио, Боль­шо­го те­ат­ра. С 1919 ди­ри­жёр, в 1920–30 гл. ди­ри­жёр и зав. муз. ча­стью Ка­мер­но­го те­ат­ра, ав­тор му­зы­ки к спек­так­лям.