Теодор Курентзис: «Приходя на концерт, я сажусь там, откуда легко уйти. Теодор Курентзис: «Я строю свой мир

Теодор Курентзис, 1993 г. Из личного архива Натальи Зимяниной

Дирижер , грек, получивший в 2014 году наконец и российское гражданство, вот уже почти двадцать лет – фигура, вызывающая отчаянные споры. Являясь художественным руководителем Пермского театра оперы и балета, он вместе с оркестром и хором musicAeterna нарасхват во всем мире. Этим летом пермские музыканты открывали оперную часть Зальцбургского фестиваля оперой в постановке Питера Селларса, вызвав ажиотаж, перекрывший даже успех с дебютом в заглавной партии!
Курентзиса принимают далеко не все. Кто-то считает его чистым продуктом пиара, но большинство слушателей ценят и его фантастическую музыкальность, самозабвенное трудолюбие, оригинальность и свежесть интерпретаций, редкую способность создать новый, свой собственный мир и с головой увлечь в него огромную аудиторию. А пермские меломаны в последнее время переживают, что в их театре он появляется все реже…
Мы публикуем его интервью 15-летней давности, когда публика только начинала выискивать его имя на афише. Пожалуй, никогда впоследствии он не говорил о себе, о дирижерской профессии, о музыкальной жизни Москвы с такой искренностью и страстностью.

Газета “Время МН”, 14.08.2002

Беседовала Наталья Зимянина

НЗ: Теодор, вы так прочно осели в Москве, что начинаешь сомневаться – да грек ли вы? У вас тут, наверное, русские родственники?

ТК: Я из старой греческой аристократии. По бабушкиной линии наша семья происходит из Византии, из Фанари, там испокон веков жили люди искусства и письменности. И даже когда турки захватили эти места, они с уважением относились к греческой элите. По линии мамы больше 450 лет прослеживается род Карадза. Мой прадедушка Панайотис Карадзас – главный герой восстания против турок в 1821 году. Третий род, сошедшийся в нашей семье, – из Влахии. Это были очень богатые люди с глубокими традициями образования. Они финансировали греческую революцию против турок.

Я мог бы считать себя аристократом по рождению, но не признаю этого “титула”. Я считаю, что аристократизм в ХХI веке – это спектакль, который устраивается там, где слаб театр. Вот в Англии же, например, драма есть, а театра нет.

НЗ: Кто в вашей семье оказался первым музыкантом?

ТК: Моя мама пианистка. Дядя пианист – Дмитрий Карадзас, для меня просто дядя Митя. Все мои предки слыли большими любителями музыки. И все всегда ходили на концерты Митропулоса, Фуртвенглера, и поклонялись им.

НЗ: Мама где работает?

ТК: Она проректор консерватории.

НЗ: Что же вы с такими семейными традициями и связями делаете здесь, в России? Здесь так хорошо? Или в Греции нет симфонических оркестров?

– Есть. Но родина художника там, где ему легче дышать. Там где одним воздухом с ним дышат его единомышленники. Артист как пророк: у него есть место рождения, отечество – но нет родины. Родина для артиста – это пространство фантазии и красоты. Где у всех один язык, одна религия. Где все голенькие.

НЗ: Что сегодня представляет собой профессия дирижера?

ТК: Я не считаю себя “дирижером”. Если уж называть себя таковым, надо еще раз уточнить, что это такое. Вот я стою на Тверской у входа в Московскую филармонию, читаю, какие предлагаются абонементы. Если имена, там перечисленные, – это дирижеры, то я им называться не хочу. Я вообще не верю в профессии. Дирижирование – это не профессия. Настоящий Дирижер исполняет музыку не для того, чтобы жить, а для того, чтобы умереть. Так считал Никос Эгонопулос, великий греческий сюрреалист.

НЗ: Вы учились у великого педагога Ильи Мусина в Санкт-Петербурге. А до этого, в Греции, чем занимались?

ТК: Я получил образование как скрипач, вокалист, теоретик, композитор и дирижер. Карьера у меня сложилась задолго до Мусина. У меня был хороший оркестр. Я был специалистом по аутентичной музыке. Работал и в опере с потрясающими мастерами. Но у меня были особенные интерпретации, и я на них настаивал. Меня постигло страшное разочарование. Я вдруг понял, что классическая музыка сейчас завязла в болоте. Сегодня люди, допущенные до искусства, не могут связать три поэтических слова. Спросите, сколько дирижеров изучали поэзию Тракла, чтобы исполнять Хиндемита и . И кто из них погружался в поэтическое пространство Поля Валери, чтобы дирижировать Онеггером или .

Настоящая музыка – акт смерти. В Афоне говорят: если ты умрешь до того, как ты умрешь, ты не умрешь, когда умрешь. Произведение может существовать только как opus posth в свободном пространстве наслаждения. Мусин говорил, что надо всегда дирижировать как в последний раз. И если у тебя еще и завтра концерт – надо в течение шести часов после предыдущего все пережить заново и возродиться, чтобы снова умереть.

НЗ: Как вы из Греции попали к Мусину?

ТК: В Королевской академии в Лондоне я увидел видеозапись его мастер-класса. И сразу принял решение.

НЗ: Но вы же до этого уже получили образование как дирижер?

Я был такой хороший мальчик. Стоял за пультом с палочкой и дирижировал – раз, два, три, четыре… Немножко улыбался оркестру… У меня была немецкая техника… В общем, похож был на “настоящего дирижера”.

НЗ : И что Мусин?

ТК: Я встретился с ним в Петербурге. Он страшно меня ругал. Как же я испугался, что я полная бездарь! Я снял какую-то ужасную квартиру-пещеру без мебели в пригороде, по сравнению с которой берлинская Александерплатц отдыхает. Закрылся на две недели. Лежал на полу, делал духовные упражнения и дирижировал. Вернулся к Мусину. Стал показывать ему . Я ждал, что он меня убьет. А он вдруг сказал: “Пришел второй Митропулос…” И я понял, что он отправил меня в ссылку как гомеопатию прописал: дал мне стимул найти свое собственное бытие. Через несколько лет я спросил у него, действительно ли поначалу я показался ему таким уж ужасным? И он ответил, что я был ясен для него с первого же затакта.

НЗ: Сколько лет вы у него проучились ?

ТК: Пять. И, если бы он был жив, учился бы еще. Я прошел с ним весь репертуар. В 23 года сыграл Стравинского, Шмидта, Цемлинского, все симфонии , . Не просто под игру концертмейстера – два раза в неделю я дирижировал оркестром. Мусин сидел в альтах и делал замечания… При этом он говорил: “А махать палочкой так, как это делают в Москве, можно научить любого продавца из киоска”.

НЗ: Без шпилек в адрес Москвы не обошлось. Вы как человек со стороны действительно видите разницу между культурной Москвой и Санкт-Петербургом? Или при рассмотрении издали она нивелируется?

ТК: Разница огромна. Это разные страны. Как ни удивительно, Москва, мне кажется, лучше. Роскошный Петербург , Лядова, и , и дореволюционного – далеко в прошлом. Это было давно. И это был другой город. Можно провести аналогию с Грецией. Люди насладились мировой славой, мнят себя сыновьями золотых поколений – и почивают на лаврах. Все хорошее, что осталось в Петербурге – это остатки образования и традиций, которые не удалось вытравить за 80 лет. Таким неистребленным мастодонтом и был Илья Мусин. И Николай Рабинович, который тоже преподавал в Ленинградской консерватории. Все остальное – мифология.

НЗ: Чем же Москва лучше?

ТК: Москве можно простить, ибо не ведали, что творили. Бедная Москва! Удел любой столицы, находящейся под пристальным вниманием, – быть руганной-переруганной. Когда столицу перенесли в Москву, все стало сосредотачиваться в этом центре, все стало огромно, объемно, открыли массу театров… И Москва стала “плохая” – а Петербург умер и стал “хороший”… Знаете, жизнь – огромная больница, где каждый хочет перебраться на постель другого, потому что ему кажется, что он тут же выздоровеет. Возник миф: “Москва – это плохо, но у нас есть хотя бы Санкт-Петербург”. Все вышесказанное по своей сути относится и к Большому театру.

НЗ: В чем вы видите выход хотя бы для Большого театра?

НЗ: С чего “чайнику”можно начать знакомство с классической музыкой?

ТК: Подросток может начать со старинной музыки в хорошем аутентичном исполнении.

НЗ: Как по-вашему, раньше, при жизни, скажем, Бетховена, его музыку играли лучше? Или интерпретации как-то совершенствуются?

ТК: Очевидный прогресс – в изготовлении инструментов. Совершенствуется технология – у инструментов появляется больше красок.

НЗ: К скрипкам это тоже относится?

ТК: И к скрипкам. Вместе с тем исполнение потеряло в чувстве и ощущении стиля. Порча произошла в период позднего романтизма. Царицей популярности всегда была итальянская музыка – и всё начали интерпретировать как бельканто, всё в одной манере. Вплоть до того, что изменился диапазон, повысилось “ля”. На музыку намазали дешевого итальянского соуса. В результате весь ХХ век мы слушали Моцарта, Бетховена и Брамса в огромном, таком роскошном звучании – при пустоте внутри. Раньше в моцартовском «Дон Жуане» играло шесть первых скрипок, теперь – шестнадцать. В жертву количеству и технологии принесли бедную прелесть стиля.

НЗ: Где вас слушать в следующем сезоне?

ТК: В “Геликон-опере” я дирижирую “Аиду” и .

НЗ: А с большими оркестрами?

ТК: 30 октября в Большом зале консерватории сыграю с федосеевским оркестром . Я произведу в ней капитальный ремонт.

НЗ: А Московская филармония не делала вам предложений?

ТК: Угол Маяковской и Тверской – хорошее место. Но еще лучше – около памятника Маяковскому. Я бы после какого-нибудь концерта в в зале Чайковского собрал бы всех этих старушек, облил бы себя нефтью и просто поджег. Может, кто-нибудь и понял бы, что такое на самом деле быть дирижером.

НЗ: Все спрашивают вас про ваши кольца; может, вы и мне расскажете?

ТК: Вам – расскажу. Вот это большое, на правой руке, подарила мне в 90-м году, в Будапеште, после “черных” путешествий, в которых я искал вдохновения, культовая личность, подруга и духовная сестра Анжелика Вракас, муза декадентов. Она персонаж почти ирреальный. Дело в том, что в моей подписи зашифрована буква “омега”, знаменующая конец алфавита, конец времени. А на перстне Анжелики – буква “А”, символ начала времени. Она сказала, что это волшебное кольцо, и я не снимаю его уже 12 лет. Взамен я отдал ей свое фамильное кольцо 1853 года.

НЗ: А второе, на левой?

ТК: Оно помогает мне не забывать, что искренней любви удостаиваются только недостойные ее.

Один из самых затребованных современных российских дирижёров, Теодор Курентзис - грек по происхождению. Получив основное музыкальное образование в Греции, он в 1990 году основал оркестр камерной музыки в Афинах, а в 1994 году приехал в Россию, чтобы обучаться дирижированию у профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории Ильи Мусина. После этого Теодор остался работать в России и регулярно сотрудничает с самыми прославленными музыкальными оркестрами страны. За более чем 20-летнюю творческую деятельность в российском искусстве, он поставил массу успешных музыкальных спектаклей в разных городах, не однажды выступал за границей, а весной 2014 года стал гражданином России. Слава одного из самых сексуальных дирижёров не даёт покоя его поклонницам, желающим знать всё о жене Теодора Курентзиса и его личной жизни.

В настоящее время Курентзис не женат. Это не значит, что его совсем не интересуют женщины, хотя он и заявляет о том, что главной любовью его жизни является Музыка. Слухов о его многочисленных романах ходит довольно много, но никаких конкретных имён в них не упоминается. Некоторые сведения об одной российской жене знаменитого дирижёра всё же есть: появившись на музыкальном небосклоне Санкт-Петербурга, он связал себя узами брака с балериной Мариинского театра Юлией Махалиной. Ко времени знакомства с молодым музыкантом, она уже успела сделать блистательную карьеру в одном из лучших театров России и была в нём прима-балериной.

На счету Махалиной не менее 60 партий в классических и современных балетах. Она была первой исполнительницей партий Анны Карениной, в спектакле на музыку Чайковского, Жар-птицы в балете Стравинского, Феи в спектакле «Золушка» Прокофьева, Раймонды в балете Глазунова и многих других. Являясь влиятельным лицом в театральном мире северной столицы, Юлия использовала свои многочисленные связи и знакомства, чтобы помочь талантливому, красивому и молодому (а Теодор был моложе своей супруги на 4 года) возлюбленному приобрести вес в культурной элите Санкт-Петербурга и найти хорошую работу. Однако она не учла того, что одарённость Курентзиса искала собственные пути для самореализации и его не пугало отлучение от важного культурного центра страны. В начале 2000-х годов он без сожаления расстался с Питером и уехал в Новосибирский Академический театр оперы и балета.

Правда, по слухам, причиной расставания этой пары оказался характер Юлии Викторовны, которая дважды была замужем и не сумела ужиться ни с одним из своих супругов. У неё довольно тяжёлый нрав, который делает совместную жизнь с ней непростой, а иногда - даже невыносимой. Оставляя свои позиции на сцене, знаменитая балерина постепенно перешла к преподавательской деятельности и этот переход, как утверждают злые языки, сопровождался не безудержной, но достаточно крепкой тягой к спиртному. Теперь Курентзис - уже давно свободный и завидный жених, успевший сняться в кино в роли известного физика Ландау. Стать женой Теодора Курентзиса есть шанс у любой из его почитательниц.

Некоторые люди рождаются с необычайным даром и талантом свыше, который впоследствии развивается человеком и делает его знаменитыми по всему миру. Наш герой со временем стал настоящим феноменом в мире классической музыки. Рожденный далеко за границей России, он приехал в нее, получил гражданство и покорил своим талантом. Из статьи узнаете про личную жизнь Теодора Курентзиса и что обеспечило молодому человеку такой бешеный успех и признание, а также подробности биографии, скрываемые за занавесом частной жизни.

Биография

Теодор Курентзис – яркий и талантливый дирижер, в его руках музыка приобретает новый уникальный оттенок, а палочка в его ладони совершает удивительные движения, которые оживляют каждую нотку произведения. Но это только на Большой сцене, его личность всегда привлекает журналистов и СМИ, куда бы он ни пошел за ним следуют поклонники и папарацци. Рост звезды 178 см. Вся судьба, как театральное действие, наполнена неожиданными поворотами и круговоротом событий. Наш герой родился далеко не в России, его происхождение относится к теплым берегам Греции, где раньше жили великие мыслители. Чтобы понять, как он смог так скоро добиться необычайного успеха, вернемся назад в прошлое.

Jpg" alt="Теодор Курентзис в детстве c братом и отцом" width="700" height="466" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/05_P9XSSLb..jpg 300w" sizes="(max-width: 700px) 100vw, 700px">

За окном стоял 1972 год, 24 февраля, когда на свет появился будущий музыкант, он родился и рос на территории древнего города Афины. С самого начала его биография связана с музыкой. Его жизнь, как композиция постепенно складывается из нот. Мальчику только исполнилось четыре года, а он уже начал познавать азы игры на фортепиано, чуть позже его выбор пал на скрипку. Но ничего бы этого не было, если бы не его мама, которая с рождения стала приучать своих сыновей к культурному миру и искусству. Она часто водила семью на выступления оперных певцов, а по утрам будила пробуждающей мелодией на пианино. Так, в сердце мальчика зарождалась безграничная любовь к классической музыке. Отец полицейский.

Jpg" alt="Теодор Курентзис с мамой и братом" width="708" height="350" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/350x350_0xc0a8392b_19949275421428426506..jpg 300w" sizes="(max-width: 708px) 100vw, 708px">

Мать нашего героя сама превосходно играла на нескольких инструментах, а впоследствии встала на должность проректора в афинской консерватории. Не стоит забывать про его младшего брата, он тоже избрал стезю музыканта и в настоящие дни является известным композитором в Праге. Еще в 15 лет молодой человек с успехом завершил факультет теории в афинской консерватории, а на следующий год с успехом окончил направление струнных инструментов. Но на этом он не стал останавливаться, парень пошел дальше и стал брать уроки профессионального вокала в греческой академии. И вот в 1990 году он собирает свой первый камерный оркестр, с которым выступал в качестве дирижера на протяжении четырех лет.

Еще с ранних лет он увлекался русской культурой и классическими композиторами, парень постоянно слушал их произведения. Нет ничего удивительного, что он решил освоить новый уровень и стать настоящим профессионалом. В 1994 году он переезжает в Санкт-Петербург для продолжения обучения и зачисляется под руководство Мусина в местную консерваторию.

Jpg" alt="Теодор Курентзис в молодости" width="784" height="876" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/Teodor-1993..jpg 268w, https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/Teodor-1993-768x858.jpg 768w" sizes="(max-width: 784px) 100vw, 784px">

В дальнейшем он неоднократно восхвалял своего наставника, только он помог создать уникальный стиль и достичь успеха. Учитель помог юному таланту укрепиться на роли дирижера. Все это время он старательно изучал российскую культуру, музыку, сердце подсказывало, что здесь его настоящая родина. Еще во время обучения наш герой проходит стажировку в оркестр под руководством Юрия Темирканова.

Жена Теодора Юлия Махалина

Знаменитые люди и музыканты всегда пользуются большой популярностью среди журналистов и СМИ, такая слава не могла пройти мимо нашего молодого таланта. Все были удивлены, что в таком юном возрасте он управляет целым оркестром, но более всего поклонников интересовала личная жизнь иностранного исполнителя, что прячется за плотным занавесом кулис. Теодор не испытывает особого дискомфорта из-за повышенного внимания к его персоне. Он привык делиться с журналистами информацией о будущих проектах, выступлениях и новых событиях, но подробности частной жизни выудить из звезды не получается. Всех фанатов, особенно представительниц противоположного пола интересует женат ли он на самом деле?

Jpg" alt="Теодор Курентзис и Юлия Махалина" width="700" height="467" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/08_SyhqqDG..jpg 300w" sizes="(max-width: 700px) 100vw, 700px">

Еще в начале своего творческого пути на территории России он влюбился в прославленную балерину Мариинского театра Юлию Махалину, она моментально вскружила голову гостю второй столицы, и между ними разгорелся яркий роман. Это была самая красивая пара в культурной жизни Санкт-Петербурга. Девушка на тот момент была уже знаменитой и популярной, она помогла нашему герою пробиться на аллею славы благодаря своим знакомствам с привилегированными людьми.

Так постепенно они росли по карьерной лестнице неразлучным дуэтом. Но счастье молодых людей не длилось долго, и вскоре брак распался. Они оформили развод без скандалов и разбирательств. Бывшие супруги не комментировали в СМИ причины своего расхода, лишь сказали, что расстались по обоюдному согласию.

Последние новости говорят, что молодой человек абсолютно свободен и про него ходит множество слухов по поводу ориентации, кто-то считает, что звезда гей, ему приписывают большое количество романов с женщинами, но ни один из них не находит подтверждения. Завесу тайны своей жизни может скинуть только сам Теодор, но когда это будет неизвестно.

Jpg" alt="Теодор Курентзис личная жизнь" width="700" height="467" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/yavs..jpg 300w" sizes="(max-width: 700px) 100vw, 700px">

В 2014 году наш герой получил в России гражданство. Он заявил, что здесь нашел вторую родину и необычайно гордится работать здесь. Теодор всегда выступает против проявлений цензуры и ограничений искусства и творческих веяний, принимает активное участие в общественной жизни страны. Его главной задачей сейчас является перейти ограничения академичности в музыке и оживить каждую нотку в ней.

Творческий путь дирижера

Начало его карьеры начинается моментально после окончания обучения в Питерской консерватории. Парень резко вливается в культурную и музыкальную жизнь России, становится востребованным дирижером. В начальный период он активно сотрудничает с национальным оркестром России, с которым потом отправится в большой тур за границу в страны Америки. После этого, в составе большого симфонического оркестра отправляется покорять свою малую родину Грецию, Болгарию и США.

Jpg" alt="теодор курентзис дирижирует" width="1200" height="800" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/simfoniya_malera..jpg 300w, https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/simfoniya_malera-768x512..jpg 1024w" sizes="(max-width: 1200px) 100vw, 1200px">

Молодой талант сотрудничает с театром в Москве «Геликон-опера», где берется за оживление нескольких постановок Дж. Верди. Он постоянно участвует в престижных фестивалях и конкурсах, в его турне входят Лондон, Бангкок, Москва и Майами. За всю творческую карьеру Теодор воплотил в реальность огромное количество классических произведений России и Зарубежья.

В 2009 году он становится постоянным сотрудником Большого театра, а в 2011 становится известным пермским дирижером в местном театре оперы и балета. Его яркая творческая деятельность неоднократно была номинирована на множество наград, одной из них стала Золотая маска. Также он считается лауреатом премии Строганова. В 2008 году его наградили орденом Дружбы. В 2017 году с оркестром MusicAeterna он открывает фестиваль «Дягилев P.S.», где на скрипке солировала Патриция Копачинская.

Jpg" alt="Концерты Курентзиса" width="1200" height="680" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/teodor-kurentzis..jpg 300w, https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/teodor-kurentzis-768x435..jpg 1024w" sizes="(max-width: 1200px) 100vw, 1200px">

Под его предводительством постоянно проходят концерты не только в России, но и за рубежом. Так совсем недавно, 25 ноября этого года в Санкт-Петербурге было настоящее событие культурной жизни. Оркестр воплотил в жизнь Симфонию №4 Густава Малера «Волшебный рог мальчика». Согласно афише, через месяц мы встретим его в Москве на сцене консерватории Чайковского, где он будет играть произведения Рахманинова, спешите купить билеты.

Сыгранные музыкальные произведения

За всю творческую карьеру наш герой оживил огромное количество произведений русских классиков и зарубежных представителей. Но самые яркие работы:

  • в 2003 году он ставит балет «Поцелуй феи» в Новосибирске;
  • далее следовало участие в опере «Аида»;
  • за семь лет работы в Новосибирском оперном театре, на свет появилось «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Золушка», «Орфей и Эвридика», «Ромео и Джульетта», «Дидона и Эней», «Леди Макбет Мценского уезда»;
  • в данное время он продолжает гастроли и воплощает произведения русских классиков в новом свете.

Jpg" alt="Теодор Курентзис концерты" width="790" height="527" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/content_teodor2_1..jpg 300w, https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/content_teodor2_1-768x512.jpg 768w" sizes="(max-width: 790px) 100vw, 790px">

Из статьи узнали тайные стороны личной жизни Теодора Курентзиса. Будучи рожденным в Греции, его сердце всю жизнь тянуло в Россию, на родину великих музыкантов классической музыки. Именно приезд на свою новую родину стал определяющим в его судьбе. Пожелаем музыканту новых идей и успехов.

Вконтакте

Одноклассники

Имя : Теодор Курентзис (Teodor Currentzis)

Знак зодиака : Рыбы

Возраст : 46 лет

Место рождения : Афины, Греция

Деятельность : дирижёр, актёр

Семейное положение : разведен

Среди великих дирижеров, дарящих миру музыку, очень выделяется Теодор Курентзис. Этот обаятельный артист привлекает внимание слушателей не только своей умелой игрой, но и творческими достижениями. Где бы ни находился завидный брюнет – все внимание неизменно переключается только на него, начиная от слабого пола и заканчивая любопытными папарацци.

Теодор Курентзис появился на свет 24 февраля 1972 года в столице Греции – Афинах. С рождения жизнь Теодора тесно была переплетена с музыкой. Родители будущего артиста, как только ему исполнилось 4 года, отдали горячо любимое чадо в музыкальную школу. Там юное дарование осваивало азы игры на клавишных инструментах, а спустя несколько лет познавал таинство звучания скрипки.

Талантливый дирижер вырос под звуки классической музыки. Известно, что мама все время будила сына по утрам игрой на фортепьяно. Родительница, которая была проректором в Афинской консерватории, привила Курентзису любовь к иллюзорному миру звуков. Кроме прочего, младший брат дирижера в том числе связал жизнь с музыкой, став композитором.

В 15-летнем возрасте Теодор окончил теоретический факультет Греческой консерватории, а через год закончил курс обучения игры на струнных инструментах. Все в руках Теодора горело и спорилось. Инструментам нравилось находится в руках молодого дарования, на что тот отвечал им взаимностью. После того, как парень закончил консерваторию он приступил к урокам по вокалу.

В 1990-м талантливый музыкант собрал свой личный оркестр, играющий камерную музыку. Теодор самостоятельно тренировал и подбирал репертуар для членов коллектива, просуществовавшего в течении 4 лет. После этого дирижер решил, что ему нужно продолжить обучение, чтобы достичь новых вершин.

Мало кому известно, но грек, еще находясь в Афинах, увлекся музыкой российских композиторов, все время ее слушал и изучал. Поэтому неудивительно, что в 1994 году дирижер прибыл в культурную российскую столицу со взвешенным решением покорить ее своим умением и талантом. В тот год одаренного музыканта сразу взяли на курс Ильи Мусина в консерваторию Санкт-Петербурга. Известно, что во время учебы он проходил стажировку в питерском оркестре Юрия Темирканова.

Нужно отметить, что преподаватели Курентзиса уже тогда пророчили вундеркинду большое будущее, отзываясь о нем только в положительном ключе. В разговорах с представителями СМИ артист много раз говорил, что все, чего он добился, заслуга его мудрых наставников. Закончив консерваторию, молодой дирижер полностью погрузился в работу.

В течении нескольких лет виртуоз сотрудничал с Владимиром Спиваковым и национальным оркестром, с которым он даже побывал в международном турне. Потом была работа с оркестром имени Петра Чайковского и кругосветное путешествие по странам Америки, Болгарии и горячо любимой Греции. Новым витком в карьере Курентзиса была работа дирижером в Московском театре, в котором Теодор отыграл 2 постановки легендарного Джузеппе Верди.

За время своей деятельности Теодор посетил большое количество фестивалей и конкурсов, а также сыграл пару десятков различных мировых и российских произведений.

Оркестр «Music Aeterna» и камерный хор «New Siberian Singers», основанные Теодором, появились во время работы дирижера в Новосибирске. Эти музыкальные объединения стали популярны по всему миру, а поездки с выступлениями по городам прибавили к армии почитателей творчества Курентзиса еще несколько тысяч человек.

С данным коллективами Курентзис в разное время осуществил концертные исполнения опер «Дидона и Эней» (Генри Перселл), «Орфей и Эвридика» (Кристоф Глюк), «Так поступают все» (Вольфганг Моцарт), «Свадьба Фигаро» (Вольфганг Моцарт), «Дон Жуан» (Вольфганг Моцарт), «Золушку» (Джоаккино Россини).

В январе 2011 года Теодор был назначен на должность художественного руководителя Пермского театра оперы и балета имени Петра Чайковского. Известно, что тогда вместе с ним в Пермь перебралось определенное количество музыкантов оркестра «Music Aeterna». После этого Теодор поставил оперу «Иоланта» в Королевском театре в Мадриде.

Работа на территории России продолжается по сей день. Сам Теодор много раз отмечал, что останется здесь навсегда. Его влечение к русской музыке, фольклору до такой степени пронзительное, что покинуть края, ставшие ему родными, он уже не в силах.

Нужно отметить, что в отличие от большинства звезд, дирижер со всемирно известным именем с радостью общается с представителями прессы, рассказывая журналистам детали личной жизни и планы на ближайшее будущее.

Достоверно известно, что Теодор состоял в браке. В свое время молодой парень влюбился в изящную балерину из Мариинского театра – Юлию Махалину. Об романе этих 2-х звезд тогда писали все СМИ. Правда, это брак был не долгосрочным. ОНИ РАЗОШЛИСЬ, и каждый из экс-влюбленных пошел своей дорогой.

В настоящий момент музыканту приписывают неимоверное количество романов, но есть ли на самом деле у артиста девушка – неизвестно

В 2017 году великий дирижер по-прежнему колесить по миру, выступая в разных городах с концертной программой, состоящей из полюбившихся слушателям композиций. В конце ноября артист побывает в Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича, Московской Консерватории имени Петра Чайковского, а также в Концертном зале «Тонхалл» (Цюрих).

График выступлений в декабре уже расписан на каждый день, вплоть до конца месяца. Перед Новым годом почитатели классической музыки, проживающие в Новосибирске, Красноярске, Тюмени и Перми, также будут иметь возможность услышать концертное исполнение классических мелодий оркестром «Music Aeterna».

Кроме прочего, в период с 20 июля по 30 августа 2018 года Курентзис в сопровождении оркестра Пермской оперы в рамках зальцбургского фестиваля исполнит 9 симфоний Бетховена.

Выяснилось, что музыканта нет в «Инстаграме» и «Твиттере». О последних новостях из жизни дирижера почитатели узнают на его официальном сайте. Там любой желающий имеет возможность ознакомиться с расписанием ближайших концертов, а также материалами, связанными с творческой биографией знаменитости.

Дискография

  • 2017 – «Tchaikovsky: Symphony No.6»
  • 2016 – «Tchaikovsky: Violin Concerto, Op. 35 – Stravinsky: Les Noces»
  • 2016 – «Mozart: Don Giovanni»
  • 2015 – «Stravinsky: Le Sacre du Printemps»
  • 2014 – «Rameau – The Sound of Light»
  • 2014 – «Mozart: Le nozze di Figaro»
  • 2014 – «Mozart: Così fan tutte»

Вечная музыка, то есть камерный оркестр Musica Aeterna, созданный дирижером Теодором Курентзисом на базе Новосибирского оперного театра, не помещается в небольшом холле Первого московского хосписа. Пришлось сократить число музыкантов. Оркестр, играющий на аутентичных инструментах, на жильных струнах и старинными смычками. Pianissimo трепещут, как кровь в артериях, если вы когда-нибудь прикасались пальцами к артерии. Fortissimo отчетливы, как скальпельный разрез. Дирижирующий Курентзис похож на учителя начальных классов, который не просто рассказывает ученикам урок, а заглядывает каждому в тетрадку, следит, чтобы дети правильно выводили крючочки по прописям, помогает, если надо, грозит, если надо, пальцем и гладит, если надо, по голове. Пульт пустует. Курентзис ходит по оркестру.

А во время дуэта Сюзанны и Альмавивы из «Свадьбы Фигаро» Курентзис не может удержаться от того, чтобы вместе с Сюзанной и Альмавивой не петь, как Гленн Гульд не мог удержаться от пения, играя сонаты Баха.

Перед оркестром в небольшом холле расставлены стулья. В первых рядах сидят работающие в xосписе врачи и так называемые друзья xосписа: актрисы Татьяна Друбич и Чулпан Хаматова, танцовщик Андрис Лиепа. Музыканты (в основном молодые женщины с перепуганными глазами) попросили гостей и врачей сесть в первых рядах. Они, оркестранты, по словам Теодора Курентзиса, сами придумали играть в xосписе. Но когда пришли и увидели пациентов, то от волнения у них стали дрожать руки, и они боялись врать ноты, если пациенты будут сидеть глаза в глаза.

Курентзис скажет потом:

— Музыка — это миссия. Дать свет и любовь людям. Не только тем, кому это доступно, а всем. Мы делаем музыку не затем, чтобы заработать на хлеб. Совершить просто биологический круг — это неинтересно. Интересно становится, когда живешь духовной жизнью. К сожалению, не всем это доступно. Не все могут прийти в консерваторию. Это инициатива оркестра: сделать концерты для тех, кто не может пойти в консерваторию. Для больных, для заключенных.


Они хотели играть в хосписе. Но когда пришли и увидели пациентов, у них стали дрожать руки. Хоспис, кто не знает, это лечебное учреждение, где помогают смертельно больным людям — не вылечиться, а достойно умереть без особых страданий. Впрочем, многолетняя история Первого московского хосписа знает по крайней мере один случай, когда обреченный на смерть больной выздоровел.

Двенадцать пациентов хосписа вывезли в холл на кроватях и в инвалидных креслах. Остальные слушают музыку из своих палат. Время от времени звучанию музыки мешает тревожный писк на сестринском посту. Кто-то из пациентов зовет на помощь.

После концерта главный врач Первого московского хосписа Вера Миллионщикова скажет Курентзису, что по ее (экспертному) мнению, каждому из двенадцати слушателей он и его оркестр подарили по два дня жизни. Что на Земле полно народу, способного отнять жизнь, но подарить двадцать четыре дня жизни людям…

— Вот что вы сделали, Теодор, — будет утверждать Вера Миллионщикова, пожимая Курентзису руки.

Мы спрячемся после концерта в кабинете Миллионщиковой, и дирижер скажет мне:

— Мы приехали в Москву на «Золотую маску». А заодно… я дружу с Чулпан Хаматовой. Я позвонил ей. Я жил здесь, на Спортивной, и вот я по-звонил Чулпан и говорю: «Здесь есть такой хоспис, ты знаешь там кого-нибудь, чтобы мы пошли поиграть?» И все. Мы договорились и пришли.

Он родился в Афинах. Он говорит по-русски с заметным акцентом. Может быть, поэтому в его устах возвышенные слова типа «духовная жизнь» «музыка — это миссия» звучат нормально. Не думаешь, что он сумасшедший. Просто думаешь — иностранец.

Он скажет:

— Есть много людей в России, которые занимаются благотворительностью всерьез. Я и мои оркестранты, мы не можем быть причислены к этим людям. Мы просто играем музыку. И мы получаем от этого не меньше, чем отдаем. Это у нас лаборатория такая в Новосибирском оперном театре, оркестр Musica Aeterna. Мы концентрируемся на ультрасовременной и барочной музыке. Это музыкальный монастырь у нас.

— А вы настоятель?

— Я рядовой грешник. Есть некоторые утопии, которые не к месту в Москве. Здесь все упирается в деньги, особенно такие вещи, как музыка или любовь. Музыка здесь слишком коммерциализирована. Эксперимент вроде нашего, может быть, и возможно осуществить в Москве, но очень сложно. В Москве все вокруг заставляет музыканта думать о том, сколько он получает в месяц и на какой машине ездит. А у нас машины нет, квартиры нет, и поэтому мы счастливы. Мы проводим двадцать четыре часа вместе. Читаем книги, учим языки.

Он собрал оркестрантов со всей страны. Ходят слухи, будто его лютнист, например, подрабатывает мытьем окон в высотных зданиях. Я спрошу:

— Откуда все эти люди? Где вы их берете?

Он ответит:

— Это чудо. Вы знаете, музыканты, как правило, сидят на репетициях, поглядывая на часы, и стараются репетировать как можно меньше. А мои музыканты могут месяц сидеть над одним тактом. Потому что считают, что музыка того стоит. Причем за крохотную зарплату. Музыканты, которые могли бы работать в любом московском оркестре. Мы радуемся тому, что у нас есть, и перестаем печалиться о том, чего у нас нет.

— Но почему Новосибирск? — спрошу я.

— Москва, Петербург, Новосибирск или Вышний Волочек — не имеет значения. Не важно, где вы, важно с кем вы. Если вы думаете, что были бы счастливы в Париже, вы ошибаетесь. Вы скорее будете счастливы в Норильске, если, например, у вас есть там любимый человек. Новосибирск для меня просто место работы. Я согласился поехать туда при условии, что можно будет провести этот эксперимент: собрать музыкантов, которых интересует музыка.

— А публика?

— Публика в Новосибирске и в Москве отличается немного.

— Разве в Москве залы не наполняются людьми, которые, купив билет за полтысячи долларов, хлопают между частями?

Курентзис улыбнется:

— На все концерты приходят люди, которые хлопают между частями. Это неприятно, конечно, что люди хлопают между частями, но ничего страшного. Во времена Бетховена тоже, наверное, полно было людей, которые не знали, что между частями хлопать не надо. Это ничего не значит. Главное, что они слушают музыку, а не смотрят телевизор.

— Чем, — спрошу, — провинился телевизор?

— Телевизор основан на порнокультуре. По телевизору показывают либо черную магию, либо порно. Люди в телевизоре говорят на таком жаргоне, что, если бы Лермонтов слышал, он порезал бы себе вены.

— Но нельзя ведь отгородиться от этого. Не телевизор, так реклама на улицах. Даже Тверская похожа на Бомбей. Будучи европейцем…

— Европа, — перебьет Курентзис, — это такой мираж. Когда я прихожу в ресторан, я не чувствую себя европейцем, потому что тогда пришлось бы мелочно торговаться и попадаться на уловки моды и маркетинга. Я чувст-вую себя азиатом. Европейцем я себя чувствую в том смысле, что европейцами были Вольфганг Амадей Моцарт и Иоганн Себастьян Бах. Но в сегодняшней Европе принято извращать по-лютерански и до неузнаваемости мысли Баха, Моцарта и вообще всякого достойного человека, жившего на европейской территории. Они превратили Европу в супермаркет.

— При чем здесь лютеране?

— Я имею в виду, что люди, вместо того чтобы служить мессы, устраивают клубы. Единственная страна, которая сопротивляется, это Россия. Это страна, которая, не зная об этом, сохраняет великую культуру. Не Европа. В Европе не обсуждают мировые проблемы на кухнях. Они говорят: «Дарлинг, нам завтра на работу, ляжем спать в одиннадцать, займемся любовью в пятницу». Русская душа — это не сказка. Это удивительная наивность, которая способна поменять мир к лучшему. Искренность, любовь — пройденный этап для Европы. Немка, в отличие от русской девушки, никогда не скажет, что влюблена в тебя. Они всерьез думают, будто любовь — это когда какой-то там гормон движется по какой-то там вене и возбуждает какие-то там рецепторы головного мозга. Бах, Моцарт и Рильке не оставили «потомков». Есть, конечно, сообщества думающих и чувствующих людей, но, как правило, организм Единой Европы — это фарш. Это глобализированный мир, где каждый живущий равняется своему телу (он говорит «живет на своем теле»).

— В своем музыкальном монастыре вы просто не знаете России.

— Знаю, — возразит Курентзис. — Я всегда говорю, что это страна святых и разбойников. Можно встретить таких прекрасных людей, как нигде в мире, но есть и ужасы.

— Разбойники знакомые есть у вас?

— Разбойники знакомые есть у каждого. В частности, это люди, которые насаждают в России тюремную культуру. Разбойничьи песни, которые вы слышите в каждом такси. Я не могу их обвинять. Они зарабатывают деньги точно так же, как зарабатывает деньги продавец паленой водки или торговец наркотиками. Но почему-то мы считаем вредным для здоровья пить плохую водку и употреблять наркотики, но не считаем вредным для здоровья слушать мусорную музыку. Почему вы думаете, что для ребенка вреднее употреблять наркотики, чем смотреть криминальную хронику или «Дом-2»? Почему вы думаете, что смерть можно использовать как средство, способствующее выделению адреналина в кровь?

— Но вы ведь не можете отгородиться от этого и жить наедине со своей прекрасной музыкой.

— Понимаете, музыка — это не удовольствие, для получения которого хочется уединиться. Музыка — это лекарство. Она нужна всем. Наша забота, чтобы люди увидели, что музыка нужна всем: не только старикам и интеллигентам, но и молодым людям, и шпане. Главное, чтобы люди могли легко выбрать добро и тяжело выбрать зло.

— Как это?

— Я бы первым делом запретил криминальные программы на НТВ. В Греции тоже делают такие программы. Я даже подрался с одним журналистом, который перед Рождеством снимал беспризорного ребенка и спрашивал его, как тот себя чувствует, что вот у всех детей елка, подарки… И он довел этого ребенка до слез. Я не мог терпеть, когда человеческая боль продается, чтобы получить деньги. Я всегда был против и всегда буду против. И считаю, что государство должно запретить рекламу дьявола. Так и сказать: «Перестаньте рекламировать дьявола!» Вы смотрели «Дом-2»? Потерпите один раз и посмотрите. Это чудовищно. Это строится новое российское общество. Чудовищное. И это не свобода никакая. Это побуждение ко злу (он со своим греческим акцентом говорит «манипуляция на зло»). Люди попадают в зависимость от телевизора и Интернета. Им кажется, что они общаются, а на самом деле они замыкаются в своем одиночестве. Я же помню еще времена, когда не было ни Интернета, ни мобильных телефонов. Как было хорошо! Мы встречались, влюблялись друг в друга. А теперь — как в клубе. Приходишь, сидишь со стаканом, народу вроде вокруг много, музыка вроде громкая, но на самом деле ты совершенно один. Тебе дают свободу, коммуникацию, а взамен забирают душу.

— У вас нет ощущения, что мусорная культура непобедима?

— Победима. Чтобы победить, не нужна атомная бомба. Нужны простые движения. Дирижировать. Водить смычком по струнам. У людей, которые падают в эти ямы мрака, у них есть что-то светлое внутри. Надо просто их вытащить, и для этого ничего сложного не нужно. Просто протянуть руку. У меня был сосед ужасный. И дети у него были ужасные. Когда они говорили, я краснел от стыда. Но однажды я позвал их на концерт. И им по-нравилось. Они смешно говорили, что им особенно понравилась та часть, где играли громко, и та часть, где играли тихо. Можно победить. Помните, как люди вешали белые ленточки на автомобили против мигалок? Вот так нужно договориться всем, чтобы одно воскресенье не смотреть криминальную хронику и порносериалы.

— У вас, что же, никогда не опускаются руки?

— Каждый раз опускаются. А потом поднимаются. Я дирижер. У меня работа такая: опускать и поднимать руки.
Валерий Панюшкин