Биография. Личная жизнь виктории постниковой Известный российский дирижер спиваков

Случай, не имеющий отношения к основному тексту. Тем не менее

Механик мне рассказывал: он был зимой во Французских Альпах, куда его пригласил друг, чтобы он покатался на подъемниках. На лыжах умеет только по пологому, поскольку шестьдесят лет назад пробовал съезжать с горок Феофании, что под Киевом, на равнинных дровах, и у него не все получилось. Полужесткие крепления с ремешками без конца раскручивались, и поэтому в нагрудный карман куртки с начесом он положил пассатижи, чтобы подтягивать механизм. Увидев на склоне девушек в лыжных костюмах, начисто скрывавших естественные изгибы тела и потому оставлявших простор для прекрасных домыслов, он поднял бамбуковую палку, призывая их посмотреть, как он сейчас лихо прыгнет с (дай бог, если метрового) трамплина, и поехал. Они стали смотреть.

Он скатился на бугорок, присел для дальности полета, и тут крепление на одной лыже отвалилось. Разляпавшись, как медуза, он рухнул плашмя на грудь, из которой пассатижи выломали ему два ребра. Обретя дыхание, Механик бросил взгляд на девушек. Они уходили по лыжне, мелко семеня палками и некрасиво от неумелости хода отставив попы.

Теперь, лихо спустившись в подвесной кабинке из своей деревни в Куршевель, дурная слава которого сравнима для нас с развратным автомобилем «Лорен Дитрих» (он же «Антилопа Гну»), описанного Ильфом и Петровым в «Золотом теленке», Механик отправился на званый, т.е. бесплатный для него, обед в модный ресторан «Трамплин», расположенный у станции подъемника.

Полдюжины эскарго (виноградных улиток — для тех, кто не всякую зиму обедает в этом славном городке) стоили 17 евро. Зажмурившись и понимая, что это могут быть последние эскарго в его опыте, заказал дюжину и, испытывая неочевидные муки совести, выбирал горячее, глядя исключительно на правую сторону меню. Самое дешевое блюдо — колбаски с требухой тянули на 22 евро. Заказав одну, он обратился к официанту, в котором угадал жителя Закавказья.

— Это похоже на абхазури, Артур?

— На купаты, — сказал армянский официант, пятнадцать лет проживший во Франции.

Вокруг было много соотечественников, приехавших покататься на чудесных склонах. Некоторые были умеренны в еде, и скоро перекусив, уматывали в горы. Не спешили только девушки богатых русских с простецкими, но загримированными, как для Ла Скала, лицами. Они ели руками устриц, размазывая помаду вокруг надутых губ.

— Что они здесь делают, если не едят?

— Покупают, когда не на горе, — сказал Механик. — Я сходил, приценился. Там недалеко.

«Ну, — говорю по-английски бойкому продавцу бутика, — почем босоножки?

— Вам на эту погоду? — он не без юмора кивает на разъезженный снег за стеклом витрины. — Вот. Всего за 1300 евро. Они без платформы. Дама полнее ощутит тонкой подошвой, какой прекрасный снег в Куршевеле.

— Стыдно предлагать клиенту такую дешевую обувь.

— Возьмите сумочку из крокодила.

— Сколько?

— К вашему сожалению, за тридцать тысяч утром продали. Осталась только за двадцать тысяч евро.

— Я похож на человека, который купит своей женщине сумку всего за двадцать?

— Нет! Может, выйдем на улицу покурим? — сказал любезный продавец. — Раньше русские покупали за столько, за сколько мы продавали. Теперь мы им продаем за столько, за сколько они покупают».

Вот, такая картинка. Ну как?

— А послушай-ка, Механик, что я тебе расскажу.

Основная часть

Полет в горы Кавказа без лыж, но со Спиваковым

Спиваков говорит:

— Ты давно не был в Тбилиси. А с «Виртуозами Москвы» мы не были там очень давно. Поехали с нами! Даем один концерт. Когда-то принимали хорошо. Теперь не знаю. И еще: Католикосу-Патриарху Грузии скоро восемьдесят пять. Ты знаешь, что Илия II пишет музыку? Мы придем к нему с оркестром и поиграем в подарок.

— Знаю. Он и стихи пишет, и иконы. Конечно, пойдем.

Концерт был на Плеханова в зале имени Володиного товарища Джансуга Кахидзе. Я его знал, и вы его помните по фильму Отара Иоселиани «Жил певчий дрозд». Там он играет дирижера, то есть самого себя.

Чудесные лица женщин и мужчин, пришедших слушать музыку. Зал полон, а на улице все еще стоит толпа молодых в основном людей, которым не досталось билетов.

— Вахо, — сказал Спиваков директору зала Вахтангу Кахидзе, дирижеру и сыну дирижера. — Давай поставим стулья на сцене за оркестром и пустим всех.

— Не будут вам мешать?

И пустили всех. Я сидел в этих рядах и снимал Владимира Спивакова с редкой точки, когда во время музыкальной работы было видно его лицо. Это был отдельный спектакль. Отчет о нем я вам частично представляю.

После Триумфального концерта и визита к Илие II, который был истинно растроган, услышав в исполнении оркестра с мировым именем написанную им Ave Maria, мы отправились в Ереван, где история со стульями для безбилетной молодежи повторилась.

По дороге из Тбилиси в Ереван у нас было достаточно времени и можно было поговорить вовсе не о музыке, а о тех тихих делах, которые доставляют Владимиру Спивакову счастливое ощущение участия в коррекции чужих судеб, порой с музыкой не связанных вовсе.

Тема эта, несмотря на наши дружеские отношения, всякий раз повисала в воздухе, едва я в нее углублялся. Володя отмахивался и говорил, что многого не помнит, потому что не считает для себя обязательным запоминать. Тем не менее. Что-то он упомянул в разговоре. Кое-что я знал, а некоторые истории рассказывали люди, которые работают и живут с ним рядом. Описание, пусть не полное и конспективное, этих его — скрытых от публики — дел мне кажется важным.

Слышишь, Механик? Такое теперь время, что компромат нарыть много легче, чем узнать про добрые человеческие поступки. Особенно если человек совершает их не во имя создания образа, а потому что ему нравится быть нравственно чистым пред собой. Ну да, для себя. Хочешь быть хорошим — будь им.

Из того, что удалось собрать, расскажу несколько сюжетов о тайной жизни Владимира Спивакова.

Носильщик и маэстро

Однажды он летел из Америки с попутчиком Вячеславом Фетисовым. Прославленный хоккеист, взявшийся помочь музыканту поднести сумку, справился с весом, но был озадачен:

— У тебя там что, гантели?

— Нет, ноты.

Эту сумку в Шереметьевском аэропорту взялся нести носильщик. Он поднял ее и с трудом потащил к самолету.

— Вы плохо себя чувствуете? — спросил Спиваков.

— Сустав надо менять. Но очередь на три года, если по квоте. А на платную денег нет. Живу с женой в коммуналке, родителей нет.

— Давайте я сам понесу.

— Нет, это моя работа.

У самолета музыкант сказал носильщику:

— Соберите документы для операции и ждите моего звонка.

Вернувшись в Москву, позвонил:

— Идите в Боткинскую. Я все решил.

И правда, решил. Через два года пришлось решать со второй ногой. На этот раз операцию сделали в 31-й больнице.

Теперь в праздники — на Рождество, в Пасху, Благовещенье Алексей Ватолин (фамилию я пишу для Спивакова, который ее не знает) звонит Владимиру Теодоровичу и говорит:

— Спасибо! Я поставил за Вас свечу!

Пусть горит.

Рояль Кисина

Евгению Кисину было пятнадцать с половиной лет, и его родители обратились с просьбой к тогдашнему директору «Виртуозов» Роберту Бушкову помочь заменить Жене прокатное пианино на более новое, потому что на старом он выбил половину клавиш.

Спиваков подумал, что скоро Кисину шестнадцать, и грех не подарить ко дню рождения этому гениально одаренному юноше достойный инструмент.

Он узнал, что один человек, уезжающий навсегда за границу, продает маленький кабинетный «Стейнвей», правда, довольно дорогой.

Спиваков продал картину Коровина из своей коллекции за 60 тысяч рублей. Тогда это были большие деньги. Положил их в конверт, конверт в карман брюк, и пошел покупать.

— Сколько стоит ваш рояль?

— Сорок тысяч.

Поскольку торговаться он не умеет, отсчитал из конверта деньги и отдал. И тут увидел на стене старинную икону.

— Вы не хотите расстаться с этой доской?

— Если отдадите мне «сдачу», что осталась от рояля, — забирайте.

Инструмент отвезли Кисину. На клавиатуре лежала записка Спивакова: «Дорогой Женя, на этом рояле ты сможешь добиться еще больших успехов, чтобы радовать свою публику».

Кисин пришел домой, посмотрел на инструмент, закрыл крышку, и с мамой и с учительницей поехал в Дом творчества композиторов, куда по просьбе Спивакова его определил Тихон Хренников, чтобы он мог там спокойно заниматься.

Всю дорогу Женя молчал, но когда доехали до Рузы, он попросил остановить машину, выскочил на снег и стал прыгать и кричать: «У меня есть рояль!»

— А икона? — спрашивает Механик. — Осталась у Спивакова?

— Не распакованная, она действительно лежала в доме Владимира Теодоровича двадцать девять с половиной лет.

Как старинная икона нашла свое место

Во французский Кольмар на первый (из почти тридцати теперь) спиваковский фестиваль приехал из Страсбурга игумен Филипп, настоятель строящегося храма Всех Святых, и попросил войти в попечительский совет. Володя отказался. Быть свадебным генералом ему не хотелось. Но потом с этой же просьбой прислал письмо Патриарх… Строительство тормозилось из-за нехватки денег. Спиваков обратился к богатым компаниям. Они, откликнувшись, помогли избавиться от долга, и стал думать, чем может помочь сам.

С владыкой Илларионом, с которым проводит фестиваль духовной музыки, решили устроить большой благотворительный концерт.

И тут перед выступлением он вспоминает про купленную им давно старинную икону и решает ее подарить Страсбургскому храму.

На концерте (жест был красивый, он совсем не чужд по-настоящему красивому жесту) Спиваков выносит икону Смоленской Божьей Матери (Одигитрии) XVIII века. Оказывается, что Божья Матерь — покровительница Страсбурга, а игумен Филипп был рукоположен в сан в Смоленске. Все сошлось.

Бывали у него и другие чудесные совпадения. Увидел он по телевизору директора музея-усадьбы Рахманинова «Ивановка». И так впечатлил его Александр Иванович Ермаков своим азартом и преданностью делу, что, встретившись, Спиваков подарил ему в музей икону Архангела Михаила XVII века.

— Архистратиг, — сказал пораженный Ермаков. — А Вы знаете, что Архангел Михаил был покровителем семьи Рахманиновых?

Не знал Владимир Теодорович. Просто подарил. А Александр Иванович показал найденную им транскрипцию гениального скрипача Яши Хейфеца романса Рахманинова для скрипки и фортепиано. И мы с вами перенесем это известие более или менее спокойно, а Спиваков «чуть со стула не упал».

История Саши Романовского

Саше было одиннадцать лет, он жил в Харькове, был необыкновенно талантливым юным пианистом, но у него беда с коленями. Он ходил с трудом и не мог нажимать на педали. Спиваков отправил его в ЦИТО к своему другу Михаилу Ивановичу Гришину. Профессор убрал опухоль, и Саша Романовский приехал в Кольмар на спиваковский фестиваль еще на костылях, но Шопена играл изумительно. Люди плакали.

В это время Союз распался, и Володя посоветовал мальчику дальше учиться в Италии, в городе Имола, где хорошая школа.

Мама Саши устроилась в баре мыть посуду, а Спиваков помогал им деньгами, о чем напрочь забыл. Саша ему напомнил, когда записывал со Спиваковым концерты Рахманинова. К этому времени молодой виртуоз выиграл первую премию на конкурсе в Бальзано и играл с гениальным дирижером Карло Марией Джулини, считающим его самым талантливым молодым пианистом Италии.

«Прощальная симфония» в Сан-Лоренцо

Спиваков много помогал больным. Часто давал и теперь дает концерты, гонорары за которые идут то в детские хосписы, то в онкологическую больницу имени Раисы Горбачевой, то пострадавшим от стихийных катастроф.

Спиваков создал оркестр, который его понимает и разделяет его готовность помочь. Все музыканты во имя доброго дела время от времени играют, отказавшись от гонораров.

Они играли в помощь турецким сиротам, неимущим детям Испании, больным Японии… Всякий раз, когда Спиваков бывает в Америке, помогает детям, которым нужна операция по поводу заячьей губы и волчьей пасти… Он покупал за свои деньги за границей медикаменты и шприцы.

Наверное, он держит в голове многие примеры, которые обогатили бы этот текст.

9 декабря 1988 года Спиваков шел по мосту через реку Арно во Флоренции и увидел двух монахинь из католического благотворительного общества Caritas при Ватикане с плакатом: «Собираем средства жертвам землетрясения в Армении». Володя пригласил монахинь на вечерний концерт, а сам отправился на обед к представителям старинного флорентийского рода Дометилле и Стефанио Балдески. Он сказал, что весь гонорар за концерт пойдет пострадавшим в Спитаке и Ленинакане и попросил Стефанио обратиться к пришедшим на концерт в церковь Сан-Лоренцо двум тысячам слушателей с просьбой об участии.

Оркестр играл при свечах «Прощальную симфонию» Гайдна. В этот вечер они собрали шестьдесят тысяч долларов (в переводе с итальянских лир).

После концерта монахини сказали маэстро:

— В нашей копилке тысячная часть от вашего сбора.

— Нет, — сказал Спиваков. — Эти деньги мы собрали вместе.

Приехав в Кольмар на свой фестиваль, он купил тридцать детских инвалидных колясок и отправил их в Армению.

Предыстория свадьбы

Позвонила молодая скрипачка из Казахстана по имени Асель. Почти, как гриновская героиня, запомнил Спиваков. «Владимир Теодорович, у меня рак крови. Предстоит пересадка костного мозга. Стоит недоступных мне денег. Может, Вы чем-нибудь поможете?»

Со своим другом он связался с госпиталем имени Раисы Горбачевой, с которой дружил. И помог добраться до Питера.

Когда-то Володя за границей угодил в больницу и его на время положили в большую палату, разделенную лишь занавесками, вместе с тяжелыми онкологическими больными. Их стоны и напряженная тишина ожидания были для него тяжелым испытанием. Он не хотел, чтобы вовсе не знакомая, но «прирученная» им девушка жила в атмосфере готовности к боли. Они с другом сняли ей и папе квартиру, которую оплачивали больше года. Когда «Виртуозы» гастролировали в Петербурге, она пришла на концерт слушать музыку. Без бровей, без ресниц. С укутанной платком головой.

— Ты поправишься, — сказал ей Спиваков.

Она выкарабкалась. И выходит замуж.

Скрипочка Иоанна Бердюгина


Уже помог или еще поможет? Владимир Спиваков после концерта

В Екатеринбурге после концерта подошла женщина и протянула письмо. Речь шла не о деньгах. Она просила узнать фамилию врача, которому она могла бы доверить сына для операции на сердце.

Спиваков оставил ей деньги на дорогу в Москву. Позвонил директору Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева профессору Лео Бокерии и попросил помочь маленькому ребенку.

Операцию сделали успешно, и год спустя Спиваков снова оказался с концертами в Екатеринбурге. В холле стояла женщина с худеньким мальчиком.

— Я Вам принес подарок, — сказал Иоанн Бердюгин и протянул Молитвослов.

— Ты такие книжки читаешь?

— Мой папа священник, а я хочу быть, как Вы, — скрипачом.

В Париже Спиваков купил детскую скрипку, и мальчика стали учить музыке. Потом он перешел на альт, и Спиваков привез ему альт.

Он любит повторять слова о том, что мы несем ответственность за тех, кого приручили.

Сейчас Бердюгин студент Московской консерватории и стажер национального филармонического оркестра.

Однажды в Екатеринбурге, когда с Национальным филармоническим оркестром играл Саша Романовский, за кулисы пришел Иоанн Бердюгин.

— Обнимитесь! — сказал Владимир Теодорович. — Вы крестные братья.

В это время музыканты разбирали сто двадцать освященных куличей, которые в подарок испек отец Иоанна.

Заключение

Если разговорить Владимира Теодоровича, список негромких добрых дел будет много шире. Но эта часть жизни охраняется им.

Запас историй, которые я насобирал у разных людей, не исчерпан. Да у меня и задачи не было создавать реестр не-обязательных дел одного из крупнейших в мире современных музыкантов.

Я просто хотел сказать тебе, Механик, чтобы ты передал шустрому продавцу:

— Некоторые обходятся без сумки из крокодила.

P.S.

18 декабря на сцене театра «Геликон-опера» вместе с молодыми музыкантами маэстро Владимир Спиваков даст концерт «Час Баха. «Человек, возлюби мир!» в поддержку артистов оперной сцены.

Владимир Теодорович Спиваков. Родился 12 сентября 1944 года в Уфе. Советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Народный артист СССР (1990). Художественный руководитель и главный дирижёр оркестра «Виртуозы Москвы».

Отец - Теодор Владимирович Спиваков (1919-1977), инженер-технолог, воевал, получил тяжёлое ранение, после демобилизации работал старшим контрольным мастером термического цеха на Уфимском моторном заводе.

Мать - Екатерина Осиповна Вайнтрауб (1913-2002), пианистка, выпускница Ленинградской консерватории, родилась в Кишинёве, выросла в Одессе, пережила блокаду Ленинграда, откуда эвакуировалась в Башкирию. Работала концертмейстером клуба «Ударник» при Уфимском моторном заводе.

Многие родственники по матери, в т.ч. бабушка и дедушка, погибли в гетто во время гитлеровской оккупации Одессы.

В Уфе семья Спиваковых жила в Сталинском районе города, позже выделенном в отдельный город Черниковск Башкирской АССР (ныне вновь в черте города Уфы). После окончания войны семья вернулась в Ленинград, где мать преподавала в музыкальной школе, а отец работал врачом-диетологом.

С 1955 года учился в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории, где занимался у Л. М. Сигал и В. И. Шера.

Уже в 1957 году юный музыкант получает первую премию ленинградского конкурса «Белые ночи» и дебютирует на сцене Ленинградской консерватории.

Также в детстве занимался боксом. Как пояснял Спиваков, в секцию бокса записался, чтобы уметь постоять за себя: "когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов". В итоге он научился давать сдачи: "когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало". По словам Владимира, боксерские навыки в дальнейшем не раз помогали ему в жизни.

Но главным занятием, конечно, была музыка. В 1963 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1963-1968 годах учился в Московской консерватории в классе Юрия Янкелевича. В 1970 году окончил аспирантуру под его же руководством. Учителем Владимир Спиваков называет и Давида Ойстраха - во время учёбы в Консерватории он был вольнослушателем в его классе.

С 1965 года начал концертировать.

С 1970 года - солист Московской филармонии.

С 1975 по 1990 год преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, получив учёное звания профессора.

В 1975 году, после триумфальных сольных выступлений в США, начинается его блестящая международная карьера. Он неоднократно выступал и продолжает выступать в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами и самыми знаменитыми дирижерами мира. Профессиональная критика ведущих музыкальных держав мира отмечала в качестве характерных черт исполнительской манеры Владимира Спивакова глубокое проникновение в авторский замысел, богатство, красоту и объем звука, тонкую нюансировку, эмоциональное воздействие на аудиторию, яркий артистизм, интеллигентность.

Сам Владимир Спиваков считает, что если кто-то находит в его игре перечисленные выше достоинства, то это, прежде всего, благодаря школе его знаменитого учителя профессора Юрия Янкелевича и творческому влиянию его второго учителя Давида Ойстраха.

Впрочем, Юрию Янкелевичу Спиваков может быть благодарен не только за блестящую школу: до 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем.

С 1997 года играет на скрипке работы Антонио Страдивари, переданной ему в пожизненное пользование меценатами - поклонниками его большого таланта.

В качестве солиста Владимир Спиваков выступал со многими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Ленинграда, Лондона, Вены, Берлина и Нью-Йорка, оркестр Консертгебау, симфонические оркестры Парижа, Филадельфии, Питтсбурга, Чикаго и Кливленда под управлением таких дирижёров, как Е. Мравинский, Е. Светланов, К. Кондрашин, К. М. Джулини, Ю. Темирканов, М. Ростропович, С. Озава, Л. Маазель, Р. Мути, Л. Бернстайн, К. Аббадо.

В 1979 году основал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» , которым руководит по сей день. Дебютировал как симфонический дирижёр в 1979 году с Чикагским симфоническим оркестром. Этому предшествовала серьезная и многолетняя подготовительная работа и обучение дирижерскому мастерству у прославленного профессора Израиля Гусмана в России и знаменитых дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США.

В 1983 году оркестр получил официальное название «Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР "Виртуозы Москвы"».

В 1984 году получил знаменательный подарок от Леонарда Бернстайна - его дирижёрскую палочку. С тех пор с этой дирижерской палочкой маэстро не расстается никогда.

С 1994 по 2005 год вёл мастер-классы в Цюрихе.

В 1999-2003 возглавлял Российский национальный оркестр. В настоящее время руководит Национальным филармоническим оркестром России.

С 1989 года - художественный руководитель Музыкального фестиваля в Кольмаре. В 2001 году Спиваков организовал Московский международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...», с периодичностью в два года.

С 1989 года Владимир Спиваков - член жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале) и Президент конкурса скрипачей имени Сарасате в Испании. В 2002 году возглавлял жюри скрипачей на ХII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве.

С 1989 года проживает в Москве, Испании и Франции.

В 1994 году учредил Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, стипендиатами которого стали многие одарённые юные музыканты. Концерты стипендиатов фонда привлекают ничуть не меньше внимания, чем выступления прославленных оркестров под руководством Владимира Теодоровича. Он считает, что национальная идея России - дети, которых надо любить, учить, растить.

Основатель (2002) и президент (2003) Московского международного Дома музыки.

Общественно-политическая позиция Владимира Спивакова

На президентских выборах 2012 года выступил с видеороликом в поддержку кандидата , призывал «не раскачивать лодку».

В марте 2014 года Спиваков в числе прочих деятелей культуры России, подписал письмо Владимиру Путину в поддержку позиции президента по Украине и Крыму.

Рост Владимира Спивакова: 170 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Спивакова:

Трижды был женат.

Первая жена - Светлана Борисовна Безродная (урождённая Левина), скрипачка и дирижёр. Она помогала ему с созданием оркестра. Однако независимость Светланы, не желавшей быть в тени Спивакова, привела к их расставанию.

Светлана позже создала свой женский оркестр. Безродная поясняла: «С ним было непрерывное творчество. Но я жила не своей жизнью, а его. Я исполняла тысячу его поручений. И хотя мне с ним было безумно интересно, я благодарна судьбе за то, что мы расстались. Ему я этого не говорила - он обидится. Но с ним я бы никогда не создала оркестр».

Светланая Безродная - первая жена Владимира Спивакова

Вторая жена - Виктория Валентиновна Постникова, пианистка. В браке родился сын Александр (позже усыновлённый Геннадием Рождественским). Занятость гастролями и частые расставания разрушили семейную жизнь.

Виктория Постникова - вторая жена Владимира Спивакова

Третья жена - (урожденная Саакянц). Она младше его на 18 лет. Познакомились в Москве после его концерта. До этого он выступал в Ереване и был в гостях у родителей Сати, где впервые увидел фотографию из фильма, в котором она снималась.

У пары родились две дочери: Татьяна и Анна. Также они удочерили Екатерину - дочь умершей сестры Спивакова Елизаветы.

Старшая дочь Екатерина живет в Нью-Йорке и работает клипмейкером и музыкальным продюсером, как и ее муж.

Средняя - Татьяна Спивакова - окончила престижную театральную школу во Франции Cours Florent, а затем Парижскую консерваторию драматического искусства. Сати Спивакова говорила в интервью, что Тане достались ее актерские гены. В июне 2017 года дочь Татьяна вышла замуж за Томаса Маталу.

Младшая дочь Анна - известная во Франции джазовая певица. Она выступает под сценическим псевдонимом Anna Kova.

Фильмография Владимира Спивакова:

1988 - Жить, думать, чувствовать, любить... (документальный)
2004 - Да просветится свет ваш перед людьми (документальный)
2006 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя - камео
2008 - Евгений Светланов. Воспоминание... (документальный)
2009 - Владимир Спиваков. Без фрака (документальный)
2012 - У меня не ледяное сердце (документальный)
2016 - Дмитрий Шостакович. Я оставляю сердце вам в залог (документальный)

Озвучивание Владимира Спивакова:

2010 - Гадкий утенок (Ugly Duckling, The) (анимационный) - Петух

Работы Владимира Спивакова в кино как композитора:

2003 - С тех пор, как Отар ушел (Since Otar Left / Mas shemdeg rac Otari tsavida...)

Дискография Владимира Спивакова:

1974 - Моцарт В. А. Сонаты для двух скрипок, виолончели и органа
1977 - П. Чайковский: Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35
1979 - Владимир Спиваков играет и дирижирует
1979 - Vladimir Spivakov Plays Schubert, Paganini And Brahms
1979 - Скрипичные миниатюры
1990 - В. А. Моцарт: Три дивертисмента для струнного оркестра

Премии Владимира Спивакова:

1-я премия конкурса фестиваля «Белые ночи» в Ленинграде (1957);
3-я премия Международного конкурса скрипачей имени Лонг и Тибо (Париж, 1965);
2-я премия Международного конкурса скрипачей имени Паганини (Генуя, 1967);
1-я премия Монреальского международного конкурса исполнителей (1969);
2-я премия Международного конкурса имени Чайковского (Москва, 1970);
Государственная премия РФ (2012) - «за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности» (за 2011 год);
Государственная премия СССР (1989) - за концертные программы 1986-1988 годов;
Премия Ленинского комсомола (1982) - за высокое исполнительское мастерство;
Премия Всеевропейской Мюнхенской академии «За выдающиеся достижения в области музыкального искусства» (1981);
Приз «Золотой Остап» (1993);
Премия «Лица года» в номинации «Кумир» (2002);
Национальная премия общественного признания «Россиянин года» - «за выдающиеся достижения в формировании образа единой российской нации с общими историко-культурными корнями и богатыми духовными традициями» (2005);
Премия «Овация» в номинации «Классическая музыка» (2008);
Премия Шок де ля мюзик «Диапазон д’ор» - награда французской прессы за лучшую грамзапись;
Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) - за создание Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова;
Премия в области культуры и искусства «Звезды Содружества» (Совет по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, 2011);
Премия имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2012);
Премия города Москвы 2013 года в области литературы и искусства (номинация «Просветительская деятельность») (23 июля 2013 года) - за создание и проведение Международного фестиваля «Москва встречает друзей».

Выдающийся скрипач и дирижер Владимир Спиваков ярко реализовал свой многогранный талант в музыкальном искусстве и многих сферах общественной жизни.

Как скрипач Владимир Спиваков прошел блестящую школу у знаменитого педагога, профессора Московской консерватории Юрия Янкелевича. Не меньшее влияние на него оказал выдающийся скрипач ХХ века Давид Ойстрах. До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года Спиваков играет на инструменте работы Антонио Страдивари, который передали ему в пожизненное пользование меценаты – поклонники его таланта.

В 1960-1970-е годы Владимир Спиваков стал лауреатом престижных международных конкурсов имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, имени Н. Паганини в Генуе, конкурса в Монреале и конкурса имени П.И. Чайковского в Москве.

В 1979 году Владимир Спиваков с группой музыкантов-единомышленников создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и стал его бессменным художественным руководителем, дирижером и солистом. Дирижерскому мастерству Спиваков обучался у профессора Израиля Гусмана в России, брал уроки у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Бернстайн в знак дружбы и веры в будущее Спивакова как дирижера подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой маэстро не расстается по сей день.

Обширная дискография Владимира Спивакова как солиста и дирижера включает более 50 CD; большинство записей выпущено фирмами BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие записи были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or («Золотой камертон») и Choc de la Musique . C 2014 года маэстро выпускает записи с Национальным филармоническим оркестром России под собственным лейблом Spivakov Sound .

В 1989 году Владимир Спиваков возглавил Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре (Франция), бессменным художественным руководителем которого он является до настоящего времени. С 2001 года в Москве раз в два года проводится фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» с участием корифеев мирового исполнительского искусства и восходящих звезд; с 2010 года фестиваль проходит также в других городах России и СНГ. Неоднократно музыкант принимал участие в жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале, Монте-Карло, Памплоне, Москве), в 2016 году организовал Международный конкурс скрипачей в Уфе.

Много лет Владимир Спиваков занимается общественной и благотворительной деятельностью. В 1994 году создан Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, деятельность которого направлена на профессиональную поддержку юных талантов в области искусства и создание благоприятных условий для их творческого роста. За прошедшие годы созданы отделения фонда в Республике Башкортостан, Твери, Санкт-Петербурге, представительства в Литве, Грузии, Узбекистане, Германии, Нидерландах и США. Проведено более 150 медицинских операций; ежегодно выделяется по 30 (в среднем) выплат на лечение; благодаря сотрудничеству с медицинскими страховыми организациями оформляются по 25-30 обязательных медицинских страховок для иногородних и иностранных учащихся. Подарено более 650 инструментов и выделено более 100 грантов на приобретение и ремонт музыкальных инструментов. Фонд проводит множество концертных программ и художественных выставок на лучших площадках России и зарубежных стран; ежегодно более 1500 человек становятся участниками акций фонда. С 1994 года в деятельность фонда были вовлечены более 50000 детей. Кроме того, многие годы Владимир Спиваков поддерживает различные благотворительные акции в Европе, Азии, проекты фонда Smile Train в США. В 2010 году за создание фонда Владимиру Спивакову присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры.

Современные композиторы неоднократно посвящали Владимиру Спивакову свои произведения, в их числе А. Шнитке, Р. Щедрин, А. Пярт, И. Шварц, В. Артёмов и многие другие.

В 2003 году Владимир Спиваков стал художественным руководителем и главным дирижером созданного им Национального филармонического оркестра России и президентом Московского международного Дома музыки. С 2011 года Владимир Спиваков – член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.

Владимир Спиваков – народный артист СССР (1989), Армении (1989), Украины (2001), Республики Дагестан, Кабардино-Балкарии (2013), Республики Башкортостан (2014). Маэстро удостоен Государственной премии СССР (1989), ордена Дружбы народов (1993), ордена «За заслуги перед Отечеством» III, II и IV степени (1999/2009/2014), украинских орденов «За заслуги» III степени и Ярослава Мудрого, киргизского ордена «Данакер» и армянского ордена святого Месропа Маштоца, двух высших наград Франции – ордена Искусств и Литературы (офицер) и ордена Почетного Легиона (кавалер – 2000, офицер – 2010), ордена Звезды Италии (командор, 2012), международной премии «Персона года 2012», ордена «За заслуги перед Республикой Башкортостан» и Международной премии «Звезда Чернобыля» (2013), почетного знака Болгарии «Самарский крест» (2013), белорусских орденов «Верность и Вера» и Франциска Скорины (2014), ордена святого благоверного князя Даниила Московского I степени (2014), ордена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (2014), а также многих других почетных наград и званий.

В 2006 году Владимир Спиваков за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, его деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами» был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО. Он является Послом культуры Всемирного экономического форума в Давосе. В 2012 году Владимиру Спивакову была присуждена Государственная премия России «за выдающиеся заслуги в области гуманитарной деятельности» (премии были удостоены в разные годы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Александр Солженицын, Валентина Терешкова, король Испании Хуан Карлос I и президент Франции Жак Ширак).

Владимир Спиваков – выдающийся отечественный музыкант, скрипач-виртуоз, дирижер и руководитель двух оркестров (Российского национального и «Виртуозов Москвы»), создатель Международного благотворительного фонда.

Родился будущий скрипач-виртуоз в городе Черниковске (ныне – часть Уфы) 12 сентября 1944 года. Мать музыканта, Екатерина Осиповна Вайнтрауб, по национальности - еврейка, была талантливой пианисткой. До войны она училась в Ленинградской консерватории, концертировала, пережила , затем эвакуировалась к мужу в Башкирию. У женщины был абсолютный слух, и свою страсть к музыке она сумела привить единственному сыну. Остальное сделали гены и талант юного дарования.

После войны все семейство вернулось в Ленинград, к прежней жизни. В одном из интервью Владимир Теодорович рассказывал, что мама, когда он был еще крошечным, девятимесячным несмышленышем, сажала его на пианино и играла разные мелодии. Если музыка была оптимистичной и жизнерадостной, мальчик подпрыгивал ей в такт, а под грустные лиричные мотивы раскачивался из стороны в сторону.

В то время Спиваковы жили в коммунальных квартирах, постоянно переезжая. Довелось им жить и рядом с прекрасным небесно-голубым Никольским собором. Именно там мальчик крестился (его тайком отвела в церковь соседка по коммуналке), о чем ни разу не пожалел, хоть и был евреем по матери.


В возрасте шести лет Володю отдали учиться музыке, однако первый эксперимент оказался неудачным. Учитель слишком многого требовал от мальчика, по его собственному выражению, «выжимал из него все соки». Чудо произошло, когда маленький скрипач впервые услышал мелодию Чайковского и сыграл ее на одной струне. Услышав, как мальчик играет на скрипке Чайковского, педагог сменил гнев на милость.

Музыка

В 1955 году Володю отдали в музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где мальчик произвел необыкновенное впечатление на своих учителей, Л.М. Сигал и В.И. врожденным талантом. В музыкальной школе Спиваков и познакомился с Соломоном Волковым, ставшим впоследствии музыкальным критиком и эмигрировавшим в Америку. Кстати, в 2014 году вышла книга Волкова«Диалоги с Владимиром Спиваковым», приуроченная к его 70-летнему юбилею.


Одновременно Владимир учился и в обычной средней школе, при этом местные хулиганы частенько били его за компанию с другими ребятами-евреями. Тогда мальчик записался на секцию бокса (к слову, он даже получил 2 разряд), чтобы постоять за себя. В дальнейшем умение драться не раз выручало его во многих конфликтных ситуациях, и евреев-скрипачей в его школе больше никто не обижал.

В тринадцатилетнем возрасте Спиваков стал лауреатом ленинградского конкурса «Белые ночи» среди юных музыкантов, а чуть позже уже дебютировал на сцене Ленинградской консерватории. Слухи о талантливом мальчике-скрипаче достигли Москвы, и Володе предложили перевестись в столичную музыкальную школу при государственной консерватории.


Не окончив школу в Ленинграде, будущий знаменитый дирижер перебрался в Москву, где и посещал школу искусств, живя в интернате. Володю увлекала не только музыка, но и живопись, и он долгое время учился сразу по обоим направлениям, пока ему не пришлось сделать окончательный выбор в пользу скрипки. Вся его дальнейшая биография была связана только с музыкой.

Всемирное признание

В 1963 году Спиваков окончил музыкальную школу и поступил в консерваторию на курс Юрия Янкелевича, а в 1970 году поступил в аспирантуру под руководством того же педагога. Еще будучи студентом, Владимир Теодорович выступал на разнообразных международных конкурсах, стал лауреатом мероприятий в Париже и Генуе. Во многом ему помогли уроки, которые начинающий скрипач брал у знаменитого Давида Ойстраха.


В 1969 году Спиваков стал лауреатом фестиваля имени Чайковского и конкурса музыкантов в Монреале. Сейчас это может показаться странным, но в молодости Владимира Спивакова с трудом выпускали за границу, и все же ему удавалось не только гастролировать за рубежом, но и обрести всемирную известность, будучи еще совсем юным музыкантом.

Профессиональная концертная деятельность Спивакова на родине началась в 1975 году, а вскоре он начал покорять и зарубежные площадки. Он произвел фурор в знаменитом Линкольн-центре и Карнеги-холле, выступал в составе оркестров Ленинграда, Москвы, Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Чикаго.


В архиве Спивакова богатейший репертуар от классиков до современных авторов, множество наград и обширная география поездок. Ему довелось работать со многими талантливейшими и знаменитейшими дирижерами XX века, среди которых мэтры:

  • Е. Мравинский;
  • Е. Светланов;
  • К. Кондрашин;
  • К. М. Джулини;
  • Ю. Темирканов;
  • М. Ростропович;
  • С. Озава;
  • Л. Маазель;
  • Р. Мути;
  • Л. Бернстайн;
  • К. Аббадо.

Дирижерскую палочку, подаренную ему Бернстайном, Спиваков хранит как реликвию наравне со скрипкой Страдивари. Опыт, полученный на гастролях и при работе с лучшими оркестрами мира, пригодился Владимиру Теодоровичу в тот момент, когда он и сам решил заняться дирижерской деятельностью.

Дирижер и руководитель

В 1979 году Спиваков основал коллектив «Виртуозы Москвы», куда попали исключительно именитые музыканты, талантливые исполнители. Все члены оркестра – мужского пола, поскольку женщины обычно связаны по рукам и ногам семьей, детьми, мужьями, что является немалой проблемой для гастролирующего коллектива.


Тогда же Спиваков дебютировал в качестве симфонического дирижера с Чикагским оркестром. Дирижерскому мастерству он обучался в России у Израиля Гусмана, а также у Леонарда Бернстайна и Лорина Маазеля в США. Владимир Теодорович несколько лет возглавлял Российский национальный оркестр, затем - Национальный филармонический оркестр России.


Дирижер Владимир Спиваков

Спиваков является учредителем Московского международного фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…», членом жюри многих международных конкурсов и фестивалей, активно занимается благотворительностью и поддержкой юных дарований. В 1994 году основал Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова.

В качестве дирижера Спиваков выступал с оркестрами Лондона, Филадельфии, Будапешта, оркестрами театра «Ла Скала» и Кельнской филармонии.

Личная жизнь

Владимир Спиваков – харизматичный, импозантный, красивый мужчина, безумно энергичный и интересный даже в свои 72 года. Неудивительно, что многие женщины, и не только его жены, всегда были к нему неравнодушны.

Первой женой артиста стала , талантливая пианистка. Они были молоды, влюблены и безумно счастливы, и вскоре у пары родился сын, тоже впоследствии сделавший карьеру в музыке. Однако влюбленность прошла, а быт у супругов-музыкантов как-то не сложился.


Виктория Постникова, первая жена Спивакова

После развода с Викторией Спиваков долго не вступал в брак. Известно, что у музыканта был роман с коллегой Светланой Безродной. Она помогала ему с созданием оркестра, но вскоре и этот союз распался. В одном из интервью создавшая свой собственный женский оркестр Светлана вспоминала:

«С ним было непрерывное творчество. Но я жила не своей жизнью, а его. Я исполняла тысячу его поручений. И хотя мне с ним было безумно интересно, я благодарна судьбе за то, что мы расстались. Ему я этого не говорила - он обидится. Но с ним я бы никогда не создала оркестр…».


Сегодня Владимир Спиваков счастливо женат. Его супруга – актриса Сати Спивакова (Саакянц), выпускница ГИТИСа. У пары двое родных детей, дочери Татьяна и Анна, а Екатерину, дочку умершей сестры Спивакова, они удочерили.

В Уфе. Вскоре семья переехала в Ленинград (Санкт-Петербург). Его отец Теодор Спиваков работал как инженер и как врач-диетолог, поскольку у него было две специальности. Мать, Екатерина Вайнтрауб, была пианисткой, преподавала в музыкальной школе.

С семи лет Владимир занимался музыкой, учился в музыкальной школе у педагога Бориса Крюгера. В 1955 году он был зачислен в музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории.

В 1963 году он поступил в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского по классу скрипки к Янкелевичу, одновременно приходил в класс к Давиду Ойстраху, чтобы перенять некоторые технические приемы его игры.

К моменту завершения обучения в Московской консерватории в 1967 году Спиваков стал многообещающим солистом-скрипачом, мастерство которого было отмечено рядом премий и почетных званий на международных конкурсах. В 13 лет он получил первую премию на конкурсе "Белые ночи" в Ленинграде и дебютировал в качестве солиста-скрипача на сцене Большого зала Ленинградской консерватории. Будостоен наград престижных международных конкурсов — имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1965), имени Паганини в Генуе (1967), первой премии конкурса в Монреале (1969) и второй премии конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (1970).

С 1975 года, после триумфальных сольных выступлений в США, Спиваков выступал в качестве солиста с лучшими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Вены, Лондона и Нью-Йорка, оркестр "Концертгебау", симфонические оркестры Парижа, Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда под управлением известных дирижеров Евгения Мравинского, Евгения Светланова, Юрия Темирканова, Мстислава Ростроповича, Леонарда Бернстайна, Риккардо Мути, Клаудио Аббадо и других.

Маэстро Спиваков 12 сентября 70-летие отмечает российский дирижёр, скрипач, педагог Владимир Спиваков, сумевший стать настоящей легендой в своей профессии. Вместе с "Виртуозами Москвы" он давал концерты в Армении после страшного землетрясения 1988 года, выступал в Киеве через три дня после Чернобыльской катастрофы.

До 1997 года Владимир Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти, подаренной ему профессором Янкелевичем. С 1997 года маэстро играет на инструменте работы Антонио Страдивари, переданным ему в пожизненное пользование меценатами — поклонниками его таланта.

— украинский орден "За заслуги" III степени, киргизский орден "Данакер" и армянский орден Святого Месропа Маштоца, французские ордена Искусств и Литературы (офицер) и Почетного Легиона (кавалер — 2000, офицер — 2010), орден Звезды Италии (командор, 2012).

В феврале 2014 года президент Белоруссии Александр Лукашенко наградил Спивакова орденом Франциска Скорины.

В 1994 году в связи с 50-летием музыканта российский Центр космических исследований назвал одну из малых планет его именем.

В 2002 году Владимиру Спивакову было присвоено звание почетного доктора МГУ имени М.В. Ломоносова.

В 2005 году Владимиру Спивакову присуждена Национальная премия общественного признания "Россиянин года".

В 2006 году Владимир Спиваков был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 году награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО. Он является Послом культуры Всемирного экономического форума в Давосе.

Владимиру Спивакову были посвящены произведения — "Зеркало в зеркале" для скрипки и фортепиано Арво Пярта (1978), "Пять фрагментов по картинам Иеронимуса Босха" для тенора, скрипки, тромбона, клавесина, ударных и струнного оркестра Альфреда Шнитке (1994), концерт для оркестра "Желтые звезды" (памяти Рауля Валленберга) Исаака Шварца (2000), симфония "Тихое веянье" (2 редакция) из тетралогии "Симфония пути" Вячеслава Артемова (2008).

Маэстро женат на актрисе и телеведущей Сати Спиваковой. У них три дочери: Екатерина, Татьяна и Анна. От брака с пианисткой Викторией Постниковой у Владимира Спивакова есть сын Александр Рождественский. В семье Спиваковых живет его племянница Саша, дочь умершей младшей сестры.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников