Одним миром мазаны. Одним миром мазаны: чем опасны обобщения

Мироварение – чин приготовления мира (от греч. mýron – «умащение»), священного вещества для таинства Миропомазания, совершаемого над каждым православным христианином обычно сразу после таинства Крещения (отсюда и пословица про мазаных одним миром); через миро новокрещенному сообщается дар благодати Св. Духа.

Утром в Великий понедельник, первый день Страстной седмицы, начинается редкое и древнее священнодействие – священнодействие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси и длящееся полных 3 дня. Мироварение – чин приготовления мира (от греч. mýron – «умащение»), священного вещества для таинства Миропомазания, совершаемого над каждым православным христианином обычно сразу после таинства Крещения (отсюда и пословица про мазаных одним миром); через миро новокрещенному сообщается дар благодати Св. Духа. Кроме того, при освящении новых храмов миром помазуется престол, стены храма с внутренних сторон и антиминсы, на которых совершается Божественная литургия. До революции 1917 года св. миром, по ветхозаветному примеру, помазывались на царство – в 1498 г. впервые – внук великого кн. Иоанна III Дмитрий Иоаннович – русские государи и их супруги во время коронования. И, наконец, помазуются св. миром инославные христиане, присоединяющиеся к Православной церкви. Помимо этих трех случаев миро не используется! То, что мы во время других священнодействий – Соборования, например, или помазывания на всенощном бдении – по ошибке принимаем за миро, на самом деле является освященным елеем (оливковым маслом).

Употребление освященного мира берет начало в ветхозаветные времена. По повелению Божию (Исх. 30, 23-31; 1 Цар. 10, 1) была помазуема скиния, а также первосвященники, пророки (3 Цар. 19, 16), священники и цари. Прор. Моисей впервые излил миро на голову своего брата Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника; прор. Самуил помазал Саула и Давида на царство. Др.евр. «мессия» и его греч. перевод «Христос» означают «помазанник»: воплотившийся Сын Божий явился и пророком небесного Отца, и царем Израиля и Вселенной от колена Давидова, и Первосвященником Всевышнего Бога. В новозаветной Церкви, во времена апостолов, исполненных дарами Св. Духа в Пятидесятницу, миропомазание заменялось возложением рук на крещаемых (см. Деян. 8). Св. миро стало употребляться со временем, как более удобное в церковной практике.

Согласно Ветхому Завету, в состав мира входили смирна, благовонные корица и тростник, кассия и оливковое масло (елей). В новозаветной Церкви миро изготовлялось из многих благовонных веществ – в ознаменование благодатного благоухания множества даров Св. Духа, сообщаемых через помазание. В Византии, а потом и в Русской Церкви не было строго назначенного количества веществ: употреблялись те, которые можно было найти в данном месте. Греки использовали до 50; в России когда-то 53-55, но по чину мироварения 1853 г. в состав мира входит 30 ингридиентов. Из них главный – чистое оливковое масло; кроме того, в большом количестве – белое виноградное вино, которое собственно частью мира не является: оно нужно, чтобы в процессе варения другие вещества не воспламенялись и не пригорали. Все остальное – ароматические масла, ладаны (росный, белый и черный), травы и корни (как-то стиракс, мастика, мускатное, розовое, лавандовое и др. масла, цветы розы, корень имбиря и фиалки, базилик, кардамон и др.).

Во времена патриархов (досинодальный период) мироварение сначала совершалось на паперти церкви Трех Святителей при патриаршем доме. С 1763 г., когда эта церковь была разрушена, для приготовления мира была назначена Патриаршая Крестовая палата Кремля. Так она использовалась и в синодальное время. Освящалось миро в Успенском соборе. В наши дни чин мироварения совершается в Малом соборе Донской иконы Божией Матери Донского монастыря, а освящается на литургии Великого Четвертка в Богоявленском (Елоховском) кафедральном соборе.

Обряд приготовления св. мира начинается задолго до его варения, на Крестопоклонной седмице: подбираются масло, вино и остальные необходимые ингридиенты, делаются благовонные настои. В первый же день Страстной седмицы Святейший Патриарх в сослужении старшего духовенства совершает чин малого освящения воды, окропляет все вещества и принадлежности мироварения и, влив немного св. воды в котел, благословляет иереев и диаконов выливать масло, вино и благовонные вещества. Потом Предстоятель возжигает трикирием огонь под котлом и начинает чтение св. Евангелия, которое читается после него духовенством неусыпно все три дня мироварения, в то время как диаконы непрестанно помешивают варимое масло деревянными веслами. Приготовленное миро вливается в специальные серебряные сосуды и в Великий Четверг переносится в Богоявленский кафедральный собор, вместе с особым сосудом, в котором хранится древнее освященное миро. Исстари, по церковному обычаю, после освящения мира из него в каждый сосуд с новоосвященным миром добавляется немного древнего, пополняющегося, в свою очередь, новым миром, чтобы этот источник никогда не иссякал. После освящения миро передается во все епархии, приходы и обители Русской Православной церкви, в России и зарубежом. Хранится св. миро всегда на престоле в алтаре.

Историю, которая актуальна и сейчас. Мне этот текст очень нравится…

Афёры-оффшоры, роспилы-откаты, лимоны-погоны… государственная кампания по борьбе с коррупцией… Видя по телевизору очередное выступление блистательного трио прокурор-адвокат-обвиняемый, мы часто говорим «да они одним миром мазаны ! ».

А что означает эта фраза? Что это за «мир» такой? И почему «мазаны»? Да и какое отношение эта фраза имеет к истории Москвы?

Как бы это странно не звучало, но выражение это – исконно московское. Оно рождено Москвой. И дело вовсе не в уровне коррупции в нашей столице! Я даже рассматривать эту версию не хочу! В других городах и весях её ничуть не меньше…

И пока компетентные органы ведут одно расследование, почему бы нам с вами не провести другое? Такой, знаете ли, историко-филологический экскурс. Вы не представляете, сколько исторической информации может уместиться в восемнадцати знаках с пробелами!

Ну-с, начнём…

Историческая память может быть запечатлена не только в бронзе на площадях или в камне стел и обелисков. С древнейших времён до наших дней все события, великие и малые, передаются в первую очередь через Слово. Речь, письменная ли или устная – главный носитель информации.

Поэтому, чтобы докопаться до истины, крайне важно понять смысл каждого из интересующих нас слов. Это не так просто, как кажется.

Что мы понимаем из этой фразы? Из контекста следует, что некое количество не самых порядочных людей запачканы одним и тем же веществом, и этот факт их всех объединяет.
Казалось бы – вся ясно. Но, всё же — что это за вещество такое – мир? Мне лично такая субстанция не знакома…
А может, у этой фразы есть какой-то другой – скрытый — смысл?

Обратимся-ка к словарям. Беру с книжной полки самый старый из всех имеющихся у меня словарей: толковый словарь русского языка Владимира Даля 1881 года издания. Этот кладезь мудрости достался мне в наследство от любимого деда-редактора.

И!… сразу начинаются сюрпризы! Слово «мир » в разные времена в разных ситуациях носило разные толкования: «вся Вселенная », «наша планета как часть Вселенно й», «все люди как род человеческий », «община как общество крестьян », «сходка для решения вопросов ». Все это очень интересно, но не даёт ответов на наши вопросы. «Холодно» — так сказали бы дети.

Открываем второй толковый словарь, тот, который под редакцией профессора Д.Н. Ушакова. Он чуть новее, издан в 1938.
«Мир как вселенная ». Не то. «Мир как планета ». Опять не то. «Община ». Уже читали это толкование. «Народ ». Сказал же, читали. Дайте что-нибудь более актуальное!

Извольте! «Соглашение между воюющими сторонами, то же, что и мирный договор ». Интересная трактовка, тем более в свете антикоррупционной кампании. Возьмём на заметку.

«Тишина, покой, спокойствие ». Приятное состояние, но это не наш случай. Покой нам только снится…

«Дружеские отношения между кем-либо и как следствие отсутствие серьёзных разногласий ». Уже «теплее», ведь всё равно никого не поймают.

«Какая-то отдельная сфера жизни или область предметов или явлений ». «Мир растений », «мир животных », «мир детской души »… М-м-м, само по себе занимательно, но опять не то.

«Миряне и их жизнь как противоположность монастырской жизни и церкви ». Холодно!

Как видно из списка, есть несколько толкований, которые вполне подходят по контексту. Вполне, но не полностью. Ни один из множества перечисленных миров не может «мазать». Неужели поиск был напрасным?! Может, мы где-то ошиблись?

Не был напрасен поиск!! Изучение языка — интереснейшее занятие. А ошибка наша состояла в том, что нас обмануло окончание, свойственное для имен существительных мужского рода единственного числа в творительном падеже. Для тех, кто запутался, объясню наглядно и выделю цветом — мир [ом ].

Не «мир » нам нужен, а что-то похожее по звучанию и написанию! И в толковых словарях, действительно, искомое слово есть! И не одно, а целых два! Вот они, по соседству находятся – «мирра » и «миро ». Да и смысл каждого из них нам гораздо больше подходит, так как означают они маслянистую жидкость.

Итак, слова – два. Смысл того и другого нам подходит. Остаётся вопрос, какое из этих слов нам нужно? Опять открываем словарь и читаем:

«Мирра» — это особый вид ароматной смолы, получаемой из ряда африканских и аравийских деревьев, и употребляющаяся в медицине и парфюмерии ». Измазаться смолой? Проще простого! Но мы не в Аравийской пустыне. Зато почти у цели, верно?

«Миро» — искусственно приготовленное маслянистое благотворное вещество, употребляемое в христианских церковных отрядах, в частности, при миропомазании либо при венчании на царство» . Горячо! Очень горячо!!

Слова «миро » и «мирра » хоть и звучат похоже, и означают приятно пахнущую жидкость, но разница между ними есть. И именно она наделяет фразу «одним миром мазаны» правильным смыслом! Добро пожаловать в «московскую» часть нашего повествования…

Полдень весенний, река серебрится,
Вышел их храма народ.

Да, дорогие друзья, был в нашей истории период, когда посещение церковной службы было таким же естественным делом, как есть или спать. Простая, но очень эффективная формула «Ешь. Молись. Люби» была открыта задолго до рождения Элизабет Гилберт. И жил бы наш народ дальше, следуя этим словам, но наступил однажды «красный семнадцатый год».

Почему я вдруг вспомнил о церкви и о прошедших столетиях? Только потому, чтобы мы с вами ясно представили контекст того времени, той жизни, той России. Всё было иным – и Церковь, и отношение к ней – вся жизнь была другой.

Таинство «миропомазания» — одно из семи, существующих в Православии . Смысл этого священнодействия состоит в том, что через миро, наносимое крестом, Божия благодать переходит к человеку. Примечательно и то, что забытое ныне слово «помазанник Божий » тоже восходит своими корнями к этому таинству, Впрочем, при венчании на царство, по-другому быть и не могло. Кто такой царь? Ставленник Бога на земле, его помазанник.

Некоторое время, до XVII века, миро варили по всей России. Потом было принято решение, что отныне и навсегда мироварение будет происходить в одном-единственном месте. А имённо — в Патриаршем дворце Московского Кремля.
Сам процесс мироварения заслуживает отдельного упоминания. И в «мирской», и в церковной жизни всё вновь создаваемое регулируется различными правилами. Но в отличие от ГОСТов или ТУ, стандарты мироварения не меняются веками!

В первый день Страстной недели сам патриарх и его ближайшее окружение посещали Патриарший дворец, где проводили специальное богослужение. После него святой водой окроплялось всё, что имеет отношение к процессу мироварения. И когда все компоненты (а их почти тридцати видов!) оказывались внутри специального котла, то огонь под ним разжигал сам Патриарх.

Вполне естественен вопрос: из чего же состоит миро? Чем пахнет Божья благодать?

Конечно же, это елей. Конечно же, это ладан, да не один, а целых три — белый, чёрный и розовый. Конечно же, это вино; но не красное, а виноградное белое. Но это не всё. Далеко не всё.

Найдите время, чтобы выслушать список благовонных масел, обязательных при мироварении: розмариновое, коричное, померанцевое, гвоздичное, мускатное, майоранное, лигнородийское, розовое, бергамотовое, лавандуловое и лимонное масла. Добавьте к этому масло богородской травы, корешки фиалки (белые!), имбиря, карманный и калганный корни.

Ещё не устали? Тогда позвольте закончить этот список сандараком, базиликом, мастикой, розовыми цветами, стираксом, перувианским бальзам и венецианским терпентином.

А что происходит после того, как Его Святейшество зажжёт огонь под серебряными сосудами? Все три дня Страстной недели, с понедельника по среду, под этими котлами непрерывно горит огонь. И так же непрерывно над ними читается Евангелие. Этот процесс не должен прерываться ни на секунду!

Вечером среды миро разливали по сосудам так, чтобы в Страстной четверг под звон колоколов оно оказалось в Успенском соборе, где его освящали. После освящения сосуды с этим благовонным веществом отправлялись в путешествие по всей России. А мы…

Мы прибыли на конечную станцию нашего путешествия во времени. Вглядитесь в факты: и состав, и место мироварения, одни и те же. А раз так, то в буквальном смысле все прихожане были одним миром мазаны, то есть, одной веры !

Как же получилось так, что смысл выражения поменялся на прямо противоположный?

Середина XIX века. В лексиконе людей всё чаще и чаще встречается слово «нигилизм ». Оно означает отсутствие каких-либо авторитетов и отрицание нравственных и культурных ориентиров. Более того, осмысленность человеческого существования объявлена устаревшим понятием. Бога нет, он уже не нужен.

Любопытно, что кое-кто из идеологов нигилизма происходил из духовенства. Почитайте биографию Николая Добролюбова или его тёзки, утописта Чёрнышевского с его вечным «Что делать?». Оба этих далеко не глупых людей родились и выросли в семьях священнослужителей. Более того, им были даны имена в честь Николы Чудотворца, одного из самых популярных на Руси святых!

Но… в Слове скрыта Сила! Новые властители дум, прекрасно (наизусть!) знавшие церковные тексты, в своих речах переиначивали их «под себя». Вот именно здесь-то и кроется разгадка, почему выражение, изначально совершенно светлое, приобрело столь явно недобрый смысл. И скрытая от непосвященных и направленная против устоявшегося за века порядка энергия вышла из-под контроля.

Тихо казачки ведут разговоры,
Чинно стоят старики.
И невдомёк им, что кончатся скоро
Вольные эти деньки.
Мир назовут этот глупым и старым,
Всё, скажут, надо на слом,
И бесполезной бумагою станут
Деньги с двуглавым орлом…

На этой «картиночке», я хотел бы закончить сегодняшний рассказ. И прежде, чем сказать вам «до новых встреч!», позвольте мне напутствовать вас словами моего любимого писателя, автора «Золотой Розы»:

Любовь к Родине немыслима без любви к родному языку.

Нет языка – нет и Родины. Берегите их!
До новых встреч! Всего светлого!!

Что такое "ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ кто Одинаковы; один не лучше другого. Имеется в виду, что лица (Х) обладают одними и теми же слабостями, недостатками, негативными чертами характера. реч. стандарт. ? X-ы одним миром мазаны. Именная часть неизм. подлеж. вы употр. в знач. "ты и все остальные". Часто со словом все. В роли именной части сказ., реже - самостоят. высказ. Порядок слов-компонентов фиксир. Около одной покосившейся избёнки с геранью за пыльным стеклом сидела неможная старушка Хавронья. <...> Я поздоровался. <...> - Как жисть-то здесь, спрашивашь? - прошамкала она. <...> - Эх! Что ни день, то радость, а слёз не убывает. Завтра - всё одно, что вчера. Ноне все грешные, так што судить некого. Нету таперича ни одного правильного человека - все одним миром мазаны. Учительская газета, 2003.Между мамой и дворничихой завелось какое-то неуследимое сходство <...>. В чём-то таком <...>, что имеют в виду, когда говорят: все мы люди <...> или одним, мол, миром мазаны <...>, в чём-то, словом, что очень-очень общо, общо всем людям. Б. Пастернак, Детство Люверс. - Как ты думаешь, у всех бабы такие пилы? Или это я один такой разнесчастный? - Да нет, все одним миром мазаны, - ответил за Ганьку Лука. К. Седых, Отчий край. "Принимай, иди в бригаду и помни, с кем дело имеешь, все они, сукины дети, одним миром мазаны..." В. Максимов, Ковчег для незваных. - Капа, - сказал он. - Тоня от меня ушла... С кем у неё это... - Я не знаю. - Пал Палыч смотрел на Капу <...> и молчал. - Все вы одним миром мазаны, - сказал он наконец, - все вы не знаете. Ю. Герман, Наши знакомые. - А попозже - помиритесь! - из своего угла сказал Семисадов. - Свой своему завсегда кум... Все вы одним миром мазаны. Ю. Герман, Россия молодая. - Я так скажу, что все мы с вами, как говорится, одним миром мазаны, одной нашей великой семьи питомцы, все мы друг другу здесь родня. Л. Кассиль, Черемыш - брат героя. - Я не лучше и не хуже других. Все мы одним миром мазаны. (Реч.) культурологический комментарий: Первоначально фразеол. имел значение "одной веры". (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1997. С. 158.) Образ фразеол. восходит к христианскому обряду миропомазания - к таинству, во время которого участников "мажут" миром - специальным благовонным маслом, состоящим из оливкового масла с красным вином и благовониями, освящаемым в великий четверток для совершения таинства миропомазания, а также для освящения престолов и антиминсов (используемых для покрытия престолов шёлковых платов, в которые зашиты мощи какого-л. святого и на которых изображено положение во гроб Иисуса Христа). (Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000. С. 139.) Миро знаменует многоразличие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых через таинство миропомазания каждому. (Краткий церковно-богослужебный словарь. М., 1997. С. 260.) Во фразеол. компонент миро соотносится с артефактивно-вещным кодом культуры. Компонент фразеол. одним соотносится с числовым кодом культуры и тесно связан с идеей единения, единства, одного целого. Компонент мазать соотносится с деятельностным кодом. Образ фразеол. в целом связан с представлением о разных людях как об одном целом. ср. выражения все как один, как один человек, в один голос, всем миром и т. п. В церкви, в дороге, в бане - в местах объединения людей, где не учитывается, теряется их индивидуальность, человек ведёт себя как все, как один мировой человек. (см. об этом в кн.: Айрапетян В. Русские толкования. М., 2001.) В основе образа фразеол. лежит религиозное представление о том, что все люди грешные и на основании этого равны между собой. ср. с текстом Евангелия: "Кто из вас без греха, первый брось на неё камень" (Ин. 8: 7). В современном употреблении образ фразеол. подвергся десакрализации, т.е. первоначальное значение фразеол., переосмысленное в результате утраты навыков религиозной жизни, упростилось, свелось к обыденной жизни. Вероятно, этому способствовала и частичная омонимия слова миро и формы тв. п. ед. ч. слова мир. Компонент фразеол. миро воспринимается современными носителями русского языка как мир "сообщество людей". Принадлежность людей к одному кругу переосмысляется как их сходство в их негативных проявлениях. фразеол. в целом выступает в роли стереотипного представления о людях, обладающих одними и теми же качествами или недостатками.

кто

Одинаковы; один не лучше другого.

Имеется в виду, что лица (Х ) обладают одними и теми же слабостями, недостатками, негативными чертами характера. реч. стандарт . X-ы одним миром мазаны . Именная часть неизм. подлеж. вы употр. в знач. "ты и все остальные". Часто со словом все. В роли именной части сказ. , реже - самостоят. высказ. Порядок слов-компонентов фиксир.

Около одной покосившейся избёнки с геранью за пыльным стеклом сидела неможная старушка Хавронья. <...> Я поздоровался. <...> - Как жисть-то здесь, спрашивашь? - прошамкала она. <...> - Эх! Что ни день, то радость, а слёз не убывает. Завтра - всё одно, что вчера. Ноне все грешные, так што судить некого. Нету таперича ни одного правильного человека - все одним миром мазаны . Учительская газета, 2003. Между мамой и дворничихой завелось какое-то неуследимое сходство <...>. В чём-то таком <...>, что имеют в виду, когда говорят: все мы люди <...> или одним , мол, миром мазаны <...>, в чём-то, словом, что очень-очень общо, общо всем людям. Б. Пастернак, Детство Люверс.

Как ты думаешь, у всех бабы такие пилы? Или это я один такой разнесчастный? - Да нет, все одним миром мазаны , - ответил за Ганьку Лука. К. Седых, Отчий край.

"Принимай, иди в бригаду и помни, с кем дело имеешь, все они, сукины дети, одним миром мазаны ..." В. Максимов, Ковчег для незваных.

Капа, - сказал он. - Тоня от меня ушла... С кем у неё это... - Я не знаю. - Пал Палыч смотрел на Капу <...> и молчал. - Все вы одним миром мазаны , - сказал он наконец, - все вы не знаете. Ю. Герман, Наши знакомые.

А попозже - помиритесь! - из своего угла сказал Семисадов. - Свой своему завсегда кум... Все вы одним миром мазаны . Ю. Герман, Россия молодая.

Я не лучше и не хуже других. Все мы одним миром мазаны . (Реч. )

культурологический комментарий: Первоначально фразеол. имел значение "одной веры". (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М. , 1997. С. 158 .) Образ фразеол. восходит к христианскому обряду миропомазания - к таинству, во время которого участников "мажут" миром - специальным благовонным маслом, состоящим из оливкового масла с красным вином и благовониями, освящаемым в великий четверток для совершения таинства миропомазания, а также для освящения престолов и антиминсов (используемых для покрытия престолов шёлковых платов, в которые зашиты мощи какого-л. святого и на которых изображено положение во гроб Иисуса Христа). (Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб. , 2000. С. 139 .) Миро знаменует многоразличие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых через таинство миропомазания каждому. (Краткий церковно-богослужебный словарь. М. , 1997. С. 260 .) Во фразеол. компонент миро соотносится с артефактивно-вещным кодом культуры. Компонент фразеол. одним соотносится с числовым кодом культуры и тесно связан с идеей единения, единства, одного целого. Компонент мазать соотносится с деятельностным кодом. Образ фразеол. в целом связан с представлением о разных людях как об одном целом. ср. выражения все как один, как один человек, в один голос, всем миром и т. п. В церкви, в дороге, в бане - в местах объединения людей, где не учитывается, теряется их индивидуальность, человек ведёт себя как все, как один мировой человек. (см. об этом в кн. : Айрапетян В. Русские толкования. М. , 2001. ) В основе образа фразеол. лежит религиозное представление о том, что все люди грешные и на основании этого равны между собой. ср. с текстом Евангелия: "Кто из вас без греха, первый брось на неё камень" (Ин. 8: 7). В современном употреблении образ фразеол. подвергся десакрализации, т.е. первоначальное значение фразеол. , переосмысленное в результате утраты навыков религиозной жизни, упростилось, свелось к обыденной жизни. Вероятно, этому способствовала и частичная омонимия слова миро и формы тв. п. ед. ч. слова мир . Компонент фразеол. миро воспринимается современными носителями русского языка как мир "сообщество людей". Принадлежность людей к одному кругу переосмысляется как их сходство в их негативных проявлениях. фразеол. в целом выступает в роли стереотипного представления о людях, обладающих одними и теми же качествами или недостатками. С. В. Кабакова
  • - все на один лад; не лучше других Ср. "Попы все ". Ср. о представительницах салонов мать ее всегда отзывалась с завистливой насмешкой и презрением, говоря, что и они и в сущности одного с нею поля ягоды.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Тѣмъ же мѵромъ мазаны всѣ на одинъ ладъ; не лучше другихъ. Ср. «Попы всѣ тѣмъ же мѵромъ мазаны»...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Ирон. Похожи друг на друга по характеру, по поведению, по своим качествам и т. п. - Авантюристическая компания, Григорий Иванович. Она может помириться и договориться с Астором и остальными бостонцами...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - МАЗАТЬ ОДНИМ МИРОМ кого. ПОМАЗАТЬ ОДНИМ МИРОМ кого. Разг. Экспрес. Считать кого-либо похожими друг на друга по своим качествам, свойствам, положению и т. п.; находить их стоящими друг друга...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Устар. 1. Без порицания, наказания. Старик! Иди же с миром. Но проклят будь, кто за тобой пойдёт! . 2. Одобр...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Миром покрыт, с миром заспит. См. ЖИЗНЬ -...
  • - Они везде одним миром мазаны...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЖЕНИХ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. РЕМЕСЛО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Сиб. Жить дружно, в согласии. ФСС, 112...
  • - Об очень похожих, сходных по каким-л. качествам людях. ДП, 854; БТС, 513, 545; Ф 1, 289; Мокиенко 1989, 44; Глухов 1988, 116...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Курск., Пск. Шутл. Об одинаковых, очень похожих друг на друга людях. Ивашко, 1993; БотСан, 106. /i> Мур - глазурь для глиняной посуды. Ивашко, 1993...

    Большой словарь русских поговорок

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - См. подобный.....

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

"ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ" в книгах

Одним уравнением

Из книги Человек, который был Богом. Скандальная биография Альберта Эйнштейна автора Саенко Александр

Одним уравнением Все имеет начало и конец, и Эйнштейн понимал, что его время подходит к концу. Но именно сейчас он понял: единую теорию поля, о которой он мечтал с детства, не найти уже никогда. Мечта описать все сущее одним уравнением, будоражившая его всю его жизнь и

Стать одним из нас.

Из книги Иудейский плагиат автора Ларичев Юрий

Стать одним из нас. В Торе (Ветхом Завете) о бессмертии человека не говорится ничего. По крайней мере, развёрнутых рассуждений на эту тему вы не найдёте. Из праха вышел, туда и пойдёт. В этом смысле книга «Экклесиаст» – шедевр мировой литературы – высказывается довольно

Одним днем

Из книги автора

Одним днем Ну что рассказывать, как освободили: дали паспорт, билет до Архангельска - и езжай. Мама умерла, два года меня не дождалась, дочку отдали в детдом. Сейчас ей 67 лет, и она ничего про него не помнит. Ничего. Память такая избирательная вещь…* * *Я никогда не парюсь

Одним пальцем

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Одним пальцем Свою первую книгу «Геморрой, или Мариночка, ты такая нежная» Марина Оргазмус писала от руки. Фрагмент за фрагментом постепенно складывалась эта странная, откровенная, в чем-то притягательная, а в чем-то и отталкивающая повесть. Уезжая двенадцать лет назад из

Два следует за одним

Из книги Больше, чем вы знаете. Необычный взгляд на мир финансов автора Мобуссин Майкл

Два следует за одним В своей лекции лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман описывает две системы принятия решений4. Система № 1, опытно-эмоциональная, – «быстрая, автоматическая, не требующая усилий, ассоциативная и с трудом поддающаяся контролю и изменению».

Одним словом

Из книги Помогите им вырасти или смотрите, как они уходят. Развитие сотрудников на практике автора Джулиони Джулия

Одним словом Опытные менеджеры умеют говорить так, чтобы сразу обнаружилось почти неограниченное количество способов, с помощью которых можно расти, оставаясь на своем месте. Не знаете такого языка? Используйте словарик по развитию. Эти слова обладают силой, все они

Глава 7. Общение с духами: мост между нашим миром и миром потусторонним

Из книги Место, которое мы называем домом автора Грант Роберт Дж

Глава 7. Общение с духами: мост между нашим миром и миром потусторонним «Я не скрываю своего убеждения в том, что личность не только продолжает существовать, но и что ее продолжающееся существование еще больше переплетается с повседневной жизнью. На самом деле, между

5. Одним из имён Андроника-Христа было Евклид, а одним из его занятий была геометрия

Из книги автора

5. Одним из имён Андроника-Христа было Евклид, а одним из его занятий была геометрия В «Истории» Никиты Хониата содержится косвенное, но недвусмысленное указание на то, что Андроника-Христа звали ЕВКЛИДОМ. Рассказывая о посольстве немецкого короля Генриха к Исааку

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

Глава 7. Между миром, войной и миром

Одним миром мазаны

Из книги Московские слова, словечки и крылатые выражения автора Муравьев Владимир Брониславович

Одним миром мазаны «Одним миром мазаны» - сейчас так обычно говорят о людях, которых в глазах общества объединяет какая-то внутренняя отрицательная черта, скрываемая за высказываниями и внешними приличиями, но в конце концов обязательно проявляющаяся в их поступках. В

5. ОДНИМ ИЗ ИМЕН АНДРОНИКА-ХРИСТА БЫЛО ЕВКЛИД, А ОДНИМ ИЗ ЕГО ЗАНЯТИЙ БЫЛА ГЕОМЕТРИЯ

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

5. ОДНИМ ИЗ ИМЕН АНДРОНИКА-ХРИСТА БЫЛО ЕВКЛИД, А ОДНИМ ИЗ ЕГО ЗАНЯТИЙ БЫЛА ГЕОМЕТРИЯ В «Истории» Никиты Хониата содержится косвенное, но недвусмысленное указание на то, что Андроника-Христа звали ЕВКЛИДОМ. Рассказывая о посольстве немецкого короля Генриха к Исааку

Модель с одним производителем и одним потребителем

Из книги Фундаментальные алгоритмы и структуры данных в Delphi автора Бакнелл Джулиан М.

Модель с одним производителем и одним потребителем Вначале рассмотрим модель с одним производителем и одним потребителем. Затем мы ее расширим до модели с одним производителем и несколькими потребителями. Нам необходимо, чтобы сразу после генерирования производителем

Гроза над миром Гроза над миром 08.08.2012

Из книги Газета Завтра 975 (32 2012) автора Завтра Газета

Олег ДОРОГАНЬ МЕЖДУ МИРОМ И БОГОМ МЕЖДУ МИРОМ И БОГОМ

Из книги Газета День Литературы # 84 (2003 8) автора День Литературы Газета

Олег ДОРОГАНЬ МЕЖДУ МИРОМ И БОГОМ МЕЖДУ МИРОМ И БОГОМ I. Истинные поэты во все времена терпели нападки. Они прозревали бездны - но их не понимали, а если понимали, то делали вид, что не понимают. И пытались уничтожить, обойти молчанием или умалить их

6. Фундаментальные различия между миром рационалиста и миром мистика

Из книги Введение в философию иудаизма автора Полонский Пинхас

6. Фундаментальные различия между миром рационалиста и миром мистика 6.1. Сотворение и эманация. У рационалистов главным термином будет сотворение, а у мистиков эманация. В чем разница между этими понятиями? Сотворение - это создание чего-то другого, нежели исходное. Бог

Московские слова, словечки и крылатые выражения Муравьев Владимир Брониславович

Одним миром мазаны

Одним миром мазаны

«Одним миром мазаны» - сейчас так обычно говорят о людях, которых в глазах общества объединяет какая-то внутренняя отрицательная черта, скрываемая за высказываниями и внешними приличиями, но в конце концов обязательно проявляющаяся в их поступках. В новейшем толковом словаре это выражение имеет категорическую помету о его стилистическом употреблении: неодобрительное.

Прежде поговорка «Одним миром мазаны» не имела такого оттенка, но была стилистически нейтральна, обозначая просто общность какой-либо группы людей. Например, известная писательница 1950–1960-х годов Галина Николаева, сказав о рабочих завода, что они честные, хорошие, трудолюбивые люди, подытожила свое высказывание: «все одним миром мазаны».

Эту двойственность поговорки обусловило ее происхождение и то, что речь в ней идет о вещах и обстоятельствах, известных сейчас лишь незначительному кругу людей.

Сыграла свою роль и современная орфография, упразднившая некоторые буквы, имевшиеся в традиционной «русской азбуке»: «ять», «фиту», «ижицу», «и - с точкой или десятиричное». Тем самым создалось затруднение в понимании значения некоторых слов, в которых эти буквы имели смысло-различительное значение. Таковы слова «мир» - состояние, противоположное войне и «мир» - Вселенная, общество. Первое писалось с «и» обычным, второе - через «и с точкой». Название романа Л. Н. Толстого «Война и мир» в современном написании дает право толковать его в обоих значениях: годы войны - и годы мира, а также война - и общество. У Толстого «мир» написан через «и», замысел автора был отображен не только в содержании романа, но и в его названии.

А вот в заглавии поэмы В. В. Маяковского «Война и мир», написанной в 1916 году, слово «мир» напечатано через «и с точкой», речь идет о войне, охватившей все страны, весь мир.

Сейчас в выражении «одним миром мазаны» слово «миром» воспринимается каким-то непостижимым образом однокоренным с теми словами, о которых шла речь выше. На самом деле здесь слово «миром» не имеет с теми двумя ничего общего, кроме звучания. Путаницу опять же внесла реформа прежней орфографии: в слове «миром» звук «и» обозначался буквой «ипсилон», или, как она называлась в русской азбуке, «ижицей», кроме того, это слово в именительном падеже состоит из двух слогов - миро.

Миро - это специально приготовленное благовоние, которое употребляется в обрядах христианских церквей, им в определенных случаях производится помазание, то есть нанесение мира специальной кисточкой на лоб, глаза, уста, ноздри, уши, грудь, руки и ноги. Миропомазанием сообщается благодать Божия, и оно является одним из христианских таинств.

Поэтому исконное значение поговорки «одним миром мазаны» обозначает принадлежность людей к одной вере.

В XVII веке русской православной церковью было принято решение приготавливать - варить - миро для всей России только в одном месте - в Москве, в Кремле, в Патриаршем дворце, потому что в провинциальных городах существовали затруднения с получением нужных для мира составных элементов, что не позволяло приготовить его по всем правилам.

Состав мира, по чиноположению православной церкви, состоял из определенного набора благовонных смол, трав и масел. В него входили следующие вещества: елей, белое виноградное вино, стиракс; ладаны - росный, простой белый и черный; мастика, сандарак, розовые цветы, базилик; корни - фиалковый белый, имбирный, ирный, калганный, кардамонный; масло оливковое, мускатное густое, бальзам перувианский, терпентин венецианский; благовонные масла: бергамотовое, лимонное, лавандуловое, гвоздичное, богородской травы, розмаринное, лигнородийское, розовое, коричное, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое.

В этом перечне современный читатель встретит целый ряд веществ, о которых он и не слышал, но зато может получить представление о невероятной сложности состава мира.

Сам процесс мироварения происходил в парадной Крестовой палате Патриаршего дворца в Кремле, называвшейся также Мироварной, и по специальному, строго соблюдаемому ритуалу.

Крестовая палата, построенная в середине XVII века, была украшена росписями и иконами лучших царских художников - Симона Ушакова и Федора Козлова. Палата освещалась большим медным паникадилом.

Посреди палаты находился каменный очаг под сенью, на очаг ставились два котла серебряных вызолоченных для варения мира, рядом на подставке стояла большая серебряная кадь для сливания мира, покрываемая серебряной крышкой. Тут же находилась деревянная ступенчатая пирамида, на ступенях которой раскладывались вещества, нужные для приготовления мира.

Мироварение производилось на Страстной неделе. В понедельник патриарх со старшим духовенством совершал богослужение, водоосвящение, кропил святой водой все, приготовленное для мироварения. Затем все составные части мира помещались в котлы, патриарх собственноручно зажигал под котлами огонь.

Миро варилось беспрерывно в течение трех дней, диаконы в облачениях промешивали миро, а священники беспрерывно читали Евангелие. Вечером в среду миро разливали по особым сосудам, в четверг при звоне колоколов с крестным ходом миро доставляли в Успенский собор, и на литургии оно освящалось. О том, насколько важным событием в русской православной церкви считался этот акт, свидетельствуют сообщения о нем в крупнейших газетах, например в «Московских ведомостях» от 11 апреля 1902 года: «В Успенском соборе состоялось освящение вновь приготовленного мира».

Освященное миро возвращалось в Патриаршую ризницу, и оттуда оно рассылалось по всем епархиям. Поэтому все православные по всей России были помазываемы одним и тем же миром.

Вот так родилась в православной России поговорка «одним миром мазаны», и это было действительно так.

Иронический оттенок это выражение начинает приобретать в середине XIX века с распространением в обществе материалистических и нигилистических взглядов. Поскольку деятели революционно-демократического лагеря в детстве, как правило, получили традиционное православное воспитание, к тому же значительная часть их, например Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, происходили из духовного сословия, они, хорошо зная церковные тексты и изречения, цитировали их в речи, вкладывая в них иной смысл.

В советские времена атеизм стал государственной политикой, атеисты в своей пропаганде использовали религиозные тексты и образы в юмористическом и сатирическом, кощунственном контексте. Так в обществе и утвердилось «неодобрительное» значение выражения «одним миром мазаны», которое и зафиксировал советский языковед.

Из книги Царь славян. автора

5. Одним из имён Андроника-Христа было Евклид, а одним из его занятий была геометрия В «Истории» Никиты Хониата содержится косвенное, но недвусмысленное указание на то, что Андроника-Христа звали ЕВКЛИДОМ. Рассказывая о посольстве немецкого короля Генриха к Исааку

автора фон Зенгер Харро

22.8. Пять городов взять одним ударом Когда требуется прибегнуть к стратагеме 22, то, согласно пекинскому автору книги по стратагемам Ли Бинъяню, необходимо исходить из общей оценки положения и верного выбора времени и места запирания ворот. Свое мнение он подкрепляет

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

28.0. Одним приемом побороть застенчивость «Сокурсник Ли с факультета китайского языка был блистателен во всех отношениях, только был слишком замкнутым. Ничто его так не пугало, как выступление перед аудиторией. За это над ним частенько подтрунивали.Однажды его хороший

Из книги Голод и изобилие. История питания в Европе автора Монтанари Массимо

Зимой и летом одним цветом Один из наиболее глубоко укоренившихся современных мифов относительно питания - миф о том, что еда должна соответствовать сезону, что существует гармоническая связь между человеком (потребляющим) и природой (производящей), которая сохранялась

Из книги Большой подлог, или Краткий курс фальсификации истории автора Шумейко Игорь Николаевич

ОДНИМ ПАРАДОМ МЕНЬШЕ Был такой популярный штамп времен Горбачева - Донахью: «Диалог поверх барьеров», траектория же моего исследования - скорее «под барьерами». Возможные сопоставления с сапером, кротом не отменят моего интереса к глубинным, тектоническим сдвигам,

Из книги Великая русская революция, 1905-1922 автора Лысков Дмитрий Юрьевич

Глава 7. Между миром, войной и миром

Из книги Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

Одним увидел то, что и двумя не разглядишь Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический был славен не только Крымом (Таврией), но и Кавказом.Еще в 1777 году, по весне, он, тогда генерал-губернатор Кавказа, представил Екатерине II записку, в которой наметил

Из книги Еврейский смерч или Украинский прикуп в тридцать серебреников автора Ходос Эдуард

Фельдман избран одним из руководителей Ассамблеи На очередной конгресс парламентского еврейства, который состоялся на днях в Израиле, была приглашена делегация евреев-депутатов Верховной Рады Украины во главе с одиозным Александром Фельдманом. Досконально известно,

Из книги Партайгеноссе. Жизнь и смерть Мартина Бормана автора Николаев Николай Николаевич

«СВЯТОЙ ДУХ» с одним яичком Смерть Гитлера в самый разгар войны превратила бы его в опасную легенду для будущих поколений, которую было бы очень трудно изжить. Это понимал ближайший к фюреру человек - Мартин Борман.Борман являлся одним из тех людей, которые хорошо

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

5. ОДНИМ ИЗ ИМЕН АНДРОНИКА-ХРИСТА БЫЛО ЕВКЛИД, А ОДНИМ ИЗ ЕГО ЗАНЯТИЙ БЫЛА ГЕОМЕТРИЯ В «Истории» Никиты Хониата содержится косвенное, но недвусмысленное указание на то, что Андроника-Христа звали ЕВКЛИДОМ. Рассказывая о посольстве немецкого короля Генриха к Исааку

Из книги Иудейский плагиат автора Ларичев Юрий

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги ЛеХИ. Борцы за свободу Израиля автора Кац Эмануэль

ГЛАВА 3. «БЕЗУМЬЕМ ОДНИМ ОДЕРЖИМЫ…» Поражения, преследовавшие организацию, достигли своей кульминационной точки с убийством Яира. Но и после его смерти группу Яира продолжали сотрясать тяжелые удары, которые грозили уничтожить ее окончательно.Немногие из оставшихся в

Из книги Имитаторы. Иллюзия «Великой России» автора Казинцев Александр Иванович

Одним махом, или Закон 122 Что из себя представляет пресловутый закон, перебаламутивший Россию? Во-первых, он отменяет или переиначивает статьи двух сотен (!) прежних законов. Он затрагивает широчайший спектр вопросов - от перераспределения функций между Центром и

Из книги Памятное. Книга 2. Испытание временем автора Громыко Андрей Андреевич

За одним абсурдом – другой В политике администрации Картера начали все более отчетливо проступать милитаристские устремления, которые в конечном счете преследовали цель сломать сложившийся примерный паритет военной мощи Востока и Запада. Словно бы и не было

Из книги Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов автора Косик Ольга Владимировна