(осторожно! шокирующее фото!!!). Краткий курс истории. Волынская резня

11 июля 1943 года навсегда останется в памяти поляков как черная дата. В этот день украинские националисты с целью полного уничтожения «враждебных элементов» напали на польские поселения, располагавшиеся на территории Западной Украины. Полторы сотни деревень и сел были буквально залиты кровью. Националисты не пощадили никого.

Попытки примирения

Летом прошлого года накануне 73-й годовщины страшной трагедии, представители Украины и Польши обменялись посланиями. Первые попытались сгладить острые углы, просили прощения и говорили, что «пока живы наши народы, раны истории продолжают приносить боль. Но наши народы будут жить только тогда, когда, несмотря на прошлое, мы научимся относиться друг к другу как собратья». Вторые, в принципе, не против наладить контакт, вот только есть одна проблема. Так ответили депутаты парламента правящей партии «Право и Справедливость»: «Разница между нами касается не будущего, а общей политики исторической памяти. Проблема в сегодняшнем украинском отношении к виновным в геноциде поляков во времена Второй мировой войны. В Польше на государственном и местном уровнях мы не чтим людей, у которых кровь на руках невинного гражданского населения. Нас беспокоит избирательность исторической памяти, в которой открытая декларация симпатии к Польше идет в паре с прославлением тех, кто имеет на руках кровь наших земляков - беззащитных женщин и детей».
Поэтому попытки примирения в очередной раз закончились ничем.

Уничтожить в борьбе

В 20-м веке противостояние поляков и украинцев перетекло в другое русло. Если до этого первые массово притесняли вторых, то в тот момент ситуация поменялась.
Украинские националисты начали проводить политику террора против поляков еще до начала Второй Мировой войны. То есть, когда Западная Украина относилась к Польше. Смелости и сил националистам добавляло сотрудничество с нацистами. Нацисты, кстати, думали, что таким образом им удастся создать хоть и независимое, но марионеточное украинское государство. И самое главное, эта новая «держава» обязательно должна была быть этнически чистой. Степан Бандера, как и все остальные главари националистов рьяно поддерживали эту идею.

Весной 1941 года Организация украинских националистов разродилась инструкцией под названием «Борьба деятельность ОУН во время войны». В ней были подробно расписаны задачи «службы безпеки» (безопасности) во время вооруженного конфликта с СССР. Проще говоря, в этом документе было сказано, что враждебные Украине элементы должны быть уничтожены любыми способами.
И в 1943 году псов спустили с цепи. Начальник «службы безпеки» Николай Лебедь проявил инициативу по очищению территории от поляков. Верхушка ОУН это одобрила. Хотя притеснение польского населения как в Волыни, так и по всей территории Западной Украины начались гораздо раньше.

Первым отважился Петр Нестерович. С подчиненным ему националистическим отрядом он решил вырезать подчистую польское село Паросле (недалеко от Владимирца Ровенской области). А для того чтобы минимизировать потери среди своих, Нестерович приказал бойцам переодеться в форму советских партизан. Дело в том, что жители Паросле активно с ними сотрудничали, поэтому подвоха не заметили…

Перед тем, как убить женщин, националисты их изнасиловали, затем обрезали носы, уши и груди. С мужчинами расправлялись при помощи топоров. Над двумя братьями-подростками по фамилии Горшкевич, которые пытались убежать и позвать на помощь советских партизан, поиздевались с особой жестокостью. Им отрубили руки и ноги, вспороли животы, а раны засыпали солью. Затем несчастных бросили в поле умирать. Всего в селе погибло 173 поляка, среди них – 43 ребенка. Не пощадили они даже годовалого малыша. Его пригвоздили штыком к столу… Такую ужасную картину увидели настоящие партизаны, когда пришли в Паросле.
Элитой в отрядах УПА считались «резуны» - люди, чьим коньком были жестокие казни. Чаще всего для расправ они применяли пилы, ножи и топоры.
Следом за Паросле под удар попало другое польское село – Липники. С местными жителями расправился отряд Ивана Литвинчука, более известного как Дубовой. Они полностью вырезали село, убив 179 поляков (51 из них – дети). Кстати, именно в том населенном пункте родился в будущем первый польский космонавт – Мирослав Гермашеский. На момент нападения украинцев ему было всего 2 года. То, что Мирослав пережил бойню – чудо. Его мать, пытаясь спастись от преследователей, спрятала его в поле среди трупов…
Затем было вырезано население деревни Куты, села Катариновка… Причем украинские националисты убивали не только поляков. Но и, как они их сами называли «недоукраинцев», то есть людей из смешанных браков. К «отступникам» националисты относились с особой жестокостью.

И вот так приблизилась черная дата для польского народа – 11 июля 1943 года. В этот день боевые отряды УПА одновременно напали на несколько десятков сел, населенных в основном поляками (данные разнятся, по одним, их было около сотни, по другим – порядка 150). Убивали их всех без разбора, ведь только так по представлениям националистов можно было «очистить украинскую землю».

Польские историки, которые вплотную занимались восстановлением хронологических событий в «Волынской резне», сообщили, что бойцы УПА, точнее именно те «резуны», использовали 125 способов умерщвления мирного населения.

На этом террор не остановился. Националисты начали проводить массовые зачистки среди уже украинского населения. Любой человек, который отказывался сотрудничать или помогать УПА автоматически приравнивался к врагам и его казнили. Как, например, Ивана Аксючица из села Клевецк. Аксючиц осудил жестокие методы националистов, за что и поплатился жизнью. «Резуны» казнили его прилюдно и показательно жестоко – распили пополам. Причем такую смерть для него выбрал племенник, входивший в УПА.

Украинский народ возмутился. И чтобы не обострять обстановку, националисты начали истреблять только украинцев. Как в селе Паликровы. Там они «отсортировали» население и расстреляли из пулеметов более трех сотен поляков, украинцев при этом не тронули.

Месть

Рассказывать обо всех зверствах украинских националистов нет смысла. «Волынскую резню» подтверждают несколько тысяч свидетелей и огромное количество фотографий. Польские исследователи говорят о более чем 36 тысяч погибших тогда их согражданах. Причем это лишь те, чьи личности удалось установить. Еще несколько тысяч, а то и десятков тысяч остаются неизвестными. Польские историки упоминают цифру в 100 тысяч человек, 60 тысяч из которых – именно поляки (остальные – это «отступники»).
Правда, украинские историки и исследователи с этим не согласны. По их данным поляки завысили реальные цифры в несколько раз.
Понятно, что подобный террор не мог остаться без ответа. И поляки ответили в 1944 году силами Армии Крайовой. Огнем и мечом прошлись они по украинским населенным пунктам, разбросанным по Восточной части Польши. Но масштабы возмездия не идут ни в какое сравнение с «Волынской резней». В общей сложности от рук польских солдат погибло примерно 2-3 тысячи украинцев. Правда, украинские же исследователи заявляют, что на самом деле убито было в несколько раз больше их сограждан, чем утверждают поляки. В общем, договориться и примириться по этому вопросу стороны не могут до сих пор.

11 июля 1943 года принято считать днем самого массового уничтожения этнического польского гражданского населения, а также гражданских лиц других национальностей на территории Волыни Украинской повстанческой армией (УПА) - вооруженным крылом Организации украинских националистов - ОУН(б).

Как возник конфликт

Многие историки (особенно польские) справедливо называют события, происходившие на Волыни с февраля 1943 по февраль 1944 года, этнополитическим конфликтом. В широком обиходе эти события давно называются Волынской резней. Украинские историки отчаянно защищаются и врут, сводя эту трагедию к ответным действиям Армии Крайовой против гражданского украинского населения (такие акции имели место, но они были именно ответными, а главное - куда меньшего масштаба). Есть в размышлениях киевских и львовских фальсификаторов истории и капля правды: они пишут, что бандеровцы прежде всего хотели помешать будущему польскому государству претендовать на эти земли. В межвоенные годы Волынь действительно управлялась из Варшавы, а теперь, чтобы этого не было, бандеровцы предпочли вырезать тысячи мирных поляков… Итак, в 1943 году УПА при поддержке местного украинского населения (это тоже важно, их хата была не с краю) начала массовое уничтожение поляков, а также мирных жителей других национальностей, обнаруженных рядом с поляками: евреев, русских, украинцев, армян, чехов...

Парад ОУН

Резня

Конфликт внешне имел глубинные корни, противоречия между украинцами и поляками на Волыни накапливались столетиями, а при польской власти, в 1920-1930-е годы, заметно обострились, но не до того уровня, чтобы резать друг друга. Все изменилось в годы Второй мировой войны и немецкой оккупации: гитлеровцы начали активно стравливать оба народа между собой. Уже в 1942 году были зафиксированы первые случаи уничтожения поляков и украинцев, но радикальное обострение началось весной 1943-го. Именно тогда Волынский краевой провод ОУН (б) принял решение изгнать с этих земель всех поляков. Сперва начали действия против поляков, служивших в немецкой администрации и охранявших леса и государственные земли, а позже и против всех поляков, имевших несчастье жить в сельской местности. Пик действий пришелся на 11 июля 1943 года. В этот день украинскими националистами были атакованы 150 польских населенных пунктов. Поляков уничтожали не только вооруженные бандеровцы, но и простые жители украинских сел, годами жившие со своими польскими соседями. Отпор могли дать только польские партизанские отряды самообороны, но большая часть их была уничтожена боевиками УПА. Польские партизаны из Армии Крайовой в отместку также начали нападать на украинские села и базы бандеровцев, при этом случались и убийства местных жителей.

Жертвы и последствия

Одним из самых неоднозначных вопросов в спорах между историками и политиками из Польши и с Украины до сих пор является количество жертв Волынской резни. Многие польские исследователи останавливаются на цифре 50-60 тысяч погибших поляков, а масштаб ответных действий польских военных формирований оценивают в 2-3 тысячи мирных украинцев. В конце 1990-х годов была создана совместная комиссия польских и украинских историков по освещению этих событий, но подходы, как и следовало ожидать, были различными. В 2003 году, к 60-летию трагедии, президенты Украины и Польши Леонид Кучма и Александр Квасьневский приняли совместное заявление «О примирении в 60-ю годовщину трагических событий на Волыни», в котором они сожалели по поводу противостояния двух народов. Но примириться Варшаве и Киеву так и не удалось. В июне 2016 года польский парламент увековечил память «жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в отношении граждан II Речи Посполитой в 1939-1945 годах». В том же году польский режиссер Войцех Смажовский снял художественный фильм «Волынь», где трагедия изображена настолько откровенно и страшно, что картину немедленно запретили к прокату на Украине.

Волынская резня (польск. Rzez wolynska) (Волынская трагедия укр. Волинська трагедія, польск. Tragedia Wolynia) - геноцид в отношении поляков, евреев, русских. Массовое уничтожением (бандеровцами) Украинской повстанческой армией-ОУН(б) этнического польского гражданского населения и гражданских лиц выше перечисленных национальностей, включая украинцев, на территориях округа Волынь-Подолье (нем. Generalbezirk Wolhynien-Podolien), до сентября 1939 находившихся под управлением Польши, начатым в марте 1943 года и достигшем пика в июле того же года.

Весной 1943 года на Волыни, оккупированной немецкими войсками, начались масштабные этнические чистки. Эту преступную акцию проводили в основном боевики Организации украинских националистов, стремившиеся «очистить» территорию Волыни от польского населения. Украинские националисты окружали польские села и колонии, а затем приступали к убийствам их мирных жителей. В течение приблизительно двенадцати часов, с вечера 11 июля 1943 г. до утра 12 июля, УПА совершила нападения на 176 населенных пунктов….

Убивали всех - женщин, стариков, детей, грудных младенцев. Жертв расстреливали, избивали дубинами, разрубили топорами, распиливали двуручными пилами, выкалывали глаза, вспарывали животы. Потом трупы уничтоженных поляков хоронили где-нибудь в поле, грабили их имущество, поджигали напоследок дома. На месте польских сел оставались лишь обгоревшие развалины.

Уничтожали и тех поляков, которые жили в одних селах с украинцами. Это было даже легче - не было нужды собирать большие отряды. Группы оуновцев по нескольку человек проходили по спящему селу, заходили в дома поляков и убивали всех. А потом местные жители хоронили убитых односельчан «неправильной» национальности.

Фотография выше сделана почти 70 лет назад. Ребенок на фото — 2-летняя Чеслава Хжановская из деревни Куты (Косовский р-н Ивано-Франковской обл., Зап. Украина). Ребенок ангельского вида смотрит в объектив камеры…

Это её последнее фото. В апреле 1944 г. на деревню Куты напали бандеровцы. Спящую Чеславу ночью закололи штыком в детской кроватке. За что? — За то, что она была не-украинка.

2-летнюю Чеславу Хжановскую проткнули штыком. А 18-летнюю Галину Хжановскую бандеровцы увели с собой, изнасиловали и повесили на опушке леса. На снимке выше — Галина Хжановска , деревенская девчонка в национальной рубашке, широко улыбается в камеру. За что её изнасиловали и повесили? — За то же самое. Он была не украинка.

Все не украинцы в селе Куты подлежали уничтожению. Таковых набралось около 200 человек — поляков и армян. Да-да, армян. Было в Речи Посполитой такое небольшое нацменьшинство, польские армяне. Жили они в Карпатах еще со времен Средневековья. Больше не живут. Всех вырезали вместе с поляками в 1944 г., когда Волынская резня докатилась до Прикарпатья.

В селе Куты были смешанные семьи. У поляка Франциска Березовского была жена украинка. А у жены — племянник — бандеровец. Франциску Березовскому отрубили голову, положили на тарелку и преподнесли жене в «подарок» . Преподнес её же племянник. После этих издевательств женщина сошла с ума. Подстрекательством к резне среди бандеровцев занимался местный священник-униат.

Все перечисленное выше — один из эпизодов. Это этническая чистка Западной Украины от не украинцев в 1943-44 гг. Главным образом резали поляков (их было больше всего), ну и остальных до кучи. Проводили чистку боевики из Украинской Повстанческой армии (УПА). Их так и называли —резуны . Зачем? А зачем незалежной Украине жители не украинской национальности?

Зачем бандеровской Украине вот эта польская семья Клещинских (вырезана 16.08.1943 г. в г. Подярков, Львовская обл.)?

Или вот эта полька Мария Грабовская с дочкой 3 лет (убиты бандеровцами 10.11.1943 в селе Бложев Горна, Львовская обл.)?

Или вот этот поляк Игнаций Замойский с дочкой 15-ти лет. 22 января 1944 г. их задушили удавкой в селе Буще, Бережанский р-н Тернопольской обл.

В тот же день, 22 января 1944, в селе Буще бандеровцы убили и вот эту женщину с 2 детьми (польская семья Попель). Но, они сами виноваты. Они же, все трое, были неправильной национальности.

А вот польская семья Шайер, мать и двое детей, вырезана у себя в доме во Владинополе в 1943 г. Трое из более чем 80 000 жертв резни.

30 августа 1943 г. банда УПА под командованием Ивана Климчака по кличке «Лысый» вырезала польское село Воля Островецкая.

Резуны убили 529 человек , в том числе 220 детей . Поляк Генрих Клок чудом выжил в тот день, он был ранен и его приняли за мертвого. Рядом с ним, над трупом жительницы села Марии Есинюк сидел её 5-летний сын , и просил маму идти домой. 5-летний ребенок не мог понять, что мамы больше нет. К мальчику подошел бандеровец и убил выстрелом в голову.

На фото — жертвы бандеровской резни в польском селе Германовка, р-н Луц ка, 28.11.1943 г.:

Логика геноцида — детей в живых оставлять нельзя. Украинские нацисты из УПА научились этому у немцев. Тот же главарь банды «Лысый» , который вырезал село Воля Островецкая , до прихода в УПА был полицаем. Служил у немцев в 103-м батальоне шуцманшафта («охранная полиция», каратели). Полицаем был и «главнокомандующий» УПА Роман Шухевич (201-й батальон).

На фото Латач район Залещики обл. Тернополь. Семья Karpiaków , на которой УПА совершила убийства 14.12.1943 г. Мария Karpiak – 42 года, мать; Иосиф – 23 года, сын; Иван – 20 лет, сын; Владислав – 18 лет, сын; София – 8 лет, дочь; Зигмунд – 6 лет, сын:

Еще яркий эпизод «национально-освободительной» борьбы, село Катериновка, май 1943:

Девочку в центре, Стасю Стефаняк убили из-за отца-поляка. Её мать Марию Боярчук , украинку, в ту ночь убили тоже. Из-за мужа.Смешанные семьи вызывали особую ненависть резунов.

В селе Залесье Коропецкое (Тернопольская обл.) 7 февраля 1944 г. был еще более жуткий случай. Банда УПА напала на деревню с целью резни польского населения.

Около 60 человек, в основном женщины и дети были согнаны в сарай, где их сожгли заживо. Один из погибших в тот день был из смешанной семьи — наполовину поляк, наполовину украинец. Бандеровцы поставили ему условие – он должен убить свою мать-польку , тогда его оставят в живых. Тот отказался и был убит вместе с матерью.

Резуны УПА использовали простые подручные инструменты. Например — двуручную пилу:

Из показаний свидетеля Тадеуша Которского , жителя польского села Ружин (15 км от Ковеля):

«11 ноября 1943 г. наша группа самообороны в колониях Ружин и Трускоты отбивала попытки группы УПА ворваться в эти села. На другой день мы покинули Трускоты. Там получил тяжелое ранение в ногу Стефан Сковрон, 18 лет, полный сирота, являвшийся моим хорошим товарищем. Мы оказали ему возможную первую помощь, и он попросил нас оставить его возле дома нашего соседа Гната Юхимчука. На другой день Стах Шимчак пошел забрать Стефана. Оказалось, что его уже нет в живых. У него был распорот живот, вытянуты все внутренности, выколоты глаза , а с ног сняты ботинки. Вскоре его брат Зигмунд опознал эти ботинки на жителе села Люблинец Леньке Аксютиче .

Большой трагедией для меня стала смерть украинцев Ивана Аксютича и его сына Сергея осенью 1943 года. Человек в годах, Аксютич Иван хорошо жил со своими соседями, не вступал ни в какие политические интриги, имел смелость не поддерживать украинских националистов. Убили его в селе Клевецк с участием племянника Леонида , который для родного дяди избрал страшную смертьраспилил живое тело пилой . Его сына Сергея оуновцы застрелили «.

Бандеровец Лёнька Аксютич , которого описывает свидетель, типичный резун УПА. Нашел раненного поляка, вспорол живот, вынул внутренности, снял ботинки. Родного дядю-украинца, который не поддерживал бандеровцев, пилой распилил живьем.

Двуручная пила — долго. Топором быстрее. На снимке — зарубленная бандеровцами польская семья в Мациеве (Лукове), февраль 1944 г. В дальнем углу на подушке что-то лежит. Отсюда плохо видно:

А лежат там — отрубленные человеческие пальцы. Перед смертью бандеровцы пытали своих жертв:

Украинские националисты желали, чтобы не украинские национальности умирали в мучениях.

Этой польской женщине — прижигали тело раскаленных железом и пытались отрезать правое ухо:

В ходе бандеровской резни садизм в отношении жертв расцвел самым пышным цветом. На снимке ниже — жертва нападения банды УПА на пассажирский поезд Белжец — Рава-Русская 16 июня 1944 г. Нападение совершила банда Дмитра Карпенко по кличке «Яструб» .

Карпенко-Яструб — бандеровский «герой», награжден высшей наградой УПА — Золотым крестом «За боевые заслуги» I степени.

16.06.1944 г. его банда остановила пассажирский поезд в районе Равы-Русской, отсортировала пассажиров по национальному признаку (там ехали поляки, украинцы и немцы). После чего поляков отвели в лес и убили.

Польская женщина на фото ниже тоже ехала в этом «поезде смерти». У неё вспорот живот, отрублена топором рука:

Зверства бандеровцев. Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года:

Польское село Липники (Костопольский район Ровенской обл.), 26 марта 1943 г. Ночью на эту деревню напала банда под командованием садиста УПА Ивана Литвинчука по кличке «Дубовый» . Началась дикая резня. Эти нелюди убили 179 человек, в том числе 51 ребенка . Среди погибших — 174 поляка, 4 еврея и одна русская женщина . На снимке: жертвы резни в Липниках в братской могиле:

В ту ночь от рук нелюдей УПА едва не погиб будущий первый космонавт Польши Мирослав Гермашевский . Ему было 2 года. Его семья приехала в Липники в самом начале 1943 г., надеясь укрыться от разгоравшегося на Волыни бандеровского террора. Таких беженцев было полное село. Гермашевских приютил в своем доме местный поляк Якуб Варумзер. Бандеровцы сожгли дом, Варумзеру отрубили голову, деда Мирослава Гермашевского убили 7 ударами штыка. Мать схватила 2-летнего Мирослава и побежала по полю в сторону леса. Ей стали стрелять вслед. Она упала и потеряла сознание от страха. Они решили, что убили её.

Через час она пришла в себя и смогла укрыться в лесу. Тут шок немного отступил и она поняла, что потеряла ребенка на поле. Выронила, когда бежала. Утром отец со старшим братом бросились искать маленького Мирко. Все поле было усеяно трупами. Неожиданно брат увидел в снегу черный сверток и в нем — ребенок, который не подавал признаков жизни. Поначалу посчитали, что Мирослав замерз. Сверток принесли в деревню, стали отогревать. Неожиданно ребенок зашевелился и открыл глаза. Мирослав выжил, стал первым польским космонавтом.

На фото ниже: Мирослав Гермашевский (слева) и крестьянин из Липников Якуб Варумзер (справа), которому бандеровские резуны отрубили голову:

ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Житель колонии Липники - Якуб Варумзер без головы, результат резни, совершённой под покровом ночи террористами ОУН-УПА (OUN-UPA):

Еще одна жертва резни в Липниках — 3-летний Януш Белавский . Боевые заслуги какой степени заслужил резун УПА за этого малыша?

Сейчас всплывает много лжи о том, как УПА будто бы боролась с немецкими оккупантами.

12 марта 1944 г. банда боевиков УПА и 4-й полицейский полк дивизии СС «Галичина» совместно напали на польское село Паликровы (бывшее львовское воеводство, ныне — территория Польши).

Это было село со смешанным населением, примерно 70% поляков, 30% украинцев. Повыгоняв жителей из домов, полицаи и бандеровцы начали сортировать их по национальному признаку. После отделения поляков – их расстреляли из пулеметов . Было убито 365 человек, в основном женщины и дети.

На снимке ниже: Паликровы, март 1944 г., ребенок рядом с матерью. Мать была убита во время резни, устроенной УПА и карателями из украинской дивизии СС «Галичина»:

9 февраля 1943 г. бандеровцы из банды Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. Вдоволь наугощавшись, бандиты начали насиловать и убивать женщин и девушек:

Из села Волковыя в одну из ночей бандеровцы привели в лес целую семью. Долго издевались над несчастными людьми. Затем, увидев, что жена главы семьи беременна, разрезали ей живот, вырвали из него плод, а вместо него затолкали живого кролика. В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовую. В течение 1,5 часа убили свыше 100 мирных крестьян. В хату Насти Дягун ворвался бандит с топором в руках и зарубил трех ее сыновей. Самому маленькому, четырехлетнему Владику, отрубил руки и ноги .

Одна из двух семей Клещинских в Подяркове замучена ОУН-УПА 16 августа 1943 года. На фото семья из четырёх человек - супруги и двое детей. Жертвам выковыряли глаза, наносили удары по голове, прижигали ладони, пробовали отрубать верхние и нижние конечности, а также кисти, нанесены колотые раны на всём теле и т. п.:

ТАРНОПОЛ воеводство тарнополское, 1943. Одно (!) из деревьев просёлочной дороги, перед которым головорезы и садисты ОУН-УПА (OUN-UPA) повесили транспарант с надписью в переводе на польский:

«Дорога к независимой Украине».

А на каждом дереве по обе стороны дороги палачи создавали из польских детей так называемые «венки» — убитых детей привязывали к дереву колючей проволокой :

Из допроса бандеровки:

«Старых душили, а детей маленьких до одного года за ножки — раз, ударил головкой об дверь – и готово, и на воз. Мы жалели своих мужчин, что они крепко намучаются за ночь, но за день отоспятся и на следующую ночь — в другое село. Были люди, которые прятались. Если мужчина прятался, принимались за женщин…»

ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Свезённые на идентификацию и похороны трупы поляков — жертв резни, совершённой ОУН — УПА. За забором стоит Йержи Скулски, который спас жизнь благодаря имеющемуся огнестрельному оружию:

ПОЛОВЦЕ, область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. 16 — 17 января 1944 года. Место, из которого вытащено 26 жертв — польских жителей села Половце, — уведённых УПА в ночь с 16 на 17 января 1944 года и замученных в лесу:

Из допроса бандеровки:

«..В Новоселках Ривненской области была одна комсомолка Мотря. Мы ее забрали на Верховку к старому Жабскому и давай доставать у живой сердце. Старый Саливон в одной руке держал часы, а в другой сердце, чтобы проверить, сколько еще будет биться сердце в руке…».

ЛИПНИКИ, уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Вид перед похоронами. Свезённые к Народному Дому польские жертвы ночной резни, совершённой ОУН - УПА:

Волынская резня началась 9 февраля 1943 г. с нападения банды УПА на село Паросля, где было убито около 200 поляков. Организаторами Волынской резни были вожди УПА — Роман Шухевич, Микола Лебедь и Роман Клячкивский .

Однако, устраивая резню польского меньшинства на Западной Украине, предводители резунов кое о чем забыли. Об украинском меньшинстве в Юго-Восточной Польше. Украинцы жили там среди поляков, веками и на тот момент их было до 30% от всего населения. Зверства бандеровских резунов на Украине аукнулись в Польше, местным украинцам. Хотя, может, вожди УПА на то и рассчитывали?

Весной 1944 г. польские националисты провели серию акций возмездия украинцам в Юго-Восточной Польше. Пострадали, как обычно, ни в чем не повинные мирные жители . По разным оценкам было убито от 15 до 20 тысяч украинцев . Число поляков — жертв ОУН-УПА около 80 тысяч человек.

Самой крупной акцией было нападение отряда Армии Крайовой на село Сагрынь (Польша, Люблинское воеводство) 10 марта 1944 г. АК-овцы убили около 800 украинцев, село сожгли . На снимке: бойцы Армии Крайовой на фоне горящего села Сагрынь:

Еще Сагрынь: поляк из Армии Крайовой у трупа убитого украинца.

Вторым крупным эпизодом была резня в селе Верховина (Люблинское воеводство), 6 июня 1944 г. На село напали боевики NSZ («Народове Силы Збройны»), ультра-правой подпольной организации, конкурирововавшей с АК. Убито 194 украинца. На фото ниже — село Верховина, советские офицеры (Вост. Польша в тот момент была занята Красной Армией) расследуют массовые убийства украинцев в селе:

Советская власть, установленная в освобожденной Польше Красной армией и Войском Польским не позволила националистам устроить полномасштабные акции мести украинцам за бандеровские зверства. Однако бандеровские резуны добились своего: отношения двух наций были отравлены ужасами Волынской резни. Дальнейшее их проживание вместе стало невозможным.

6 июля 1945 г. между СССР и Польшей было заключено соглашение «Об обмене населением». 1 миллион поляков поехал из СССР в Польшу, 600 тысяч украинцев — в обратном направлении (операция «Висла»), плюс 140 тысяч польских евреев отправились в Британскую Палестину.

Парадокс, но именно Сталин оказался человеком, который цивилизованно решил национальный вопрос на Западной Украине. Без отрезания голов и потрошения детей, путем обмена населением. Конечно, не все хотели покидать родные места, часто переселение шло принудительно, но зато почва для резни была ликвидирована.

А вот с резунами УПА советские власти, а также власти послевоенной Польши и Чехословакии развернули непримиримую войну. Выше уже говорилось про ужасы бандеровской резни в селе Воля Островецкая 30 августа 1943г. Убили больше 500 человек, включая 5-летнего мальчика, который сидел у трупа матери и просил маму вставать и идти домой. Главарь банды УПА Иван Климчак по кличке «Лысый», который все это устроил, вряд ли думал, что когда-то придется отвечать за содеянное.

В Польше очень хорошо помнят Волынскую резню.
Это скан страниц польской книги:

Перечень способов, при помощи которых украинские нацисты расправлялись с мирным населением:

Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.
Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).
Вырезание на лбу «орла» (орёл – это герб Польши).
Выбивание глаз.
Обрезание носа, ушей, губ, языка.
Прокалывание детей и взрослых колами насквозь.
Пробивание заострённой толстой проволокой насквозь от уха до уха.
Разрезание горла и вытягивание через отверстие языка наружу.
Выбивание зубов и ломание челюсти.
Разрывание рта от уха до уха.
Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв.
Сворачивание головы назад.
Размозжение головы, вкладывая в тиски и затягивая винт.
Резание и стягивание узких полосок кожи со спины или лица.
Ломание костей (рёбер, рук, ног).
Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.
Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.
Пробивание живота беременной женщине штыком.
Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых и детей.
Разрезание живота женщине с беременностью на большом сроке и вкладывание вместо вынутого плода, например, живого кота и зашивание живота.
Разрезание живота и вливание вовнутрь кипятка.
Разрезание живота и вкладывание вовнутрь его камней, а также бросание в реку.
Разрезание беременным женщинам живота и высыпание вовнутрь битого стекла.
Вырывание жил от паха до стоп.
Вкладывание в вагину раскалённого железа.
Вставление в вагину сосновых шишек вперёд стороной верхушки.
Вставление в вагину заострённого кола и пропихивание его до горла, навылет.
Разрезание женщинам передней части туловища садовым ножом от вагины до шеи и оставление внутренностей снаружи.
Вешание жертв за внутренности.
Вкладывание в вагину или анальное отверстие стеклянной бутылки и её разбивание.
Разрезание живота и высыпание вовнутрь кормовой муки для голодных свиней, которые этот корм вырывали вместе с кишками и другими внутренностями.
Отрубание/отрезание ножом/отпиливание рук или ног (либо пальцев на руках и ногах).
Прижигание внутренней стороны ладони на горячей плите угольной кухни.
Перепиливание туловища пилой.
Посыпание связанных ног раскалённым углём.
Прибивание гвоздями рук к столу, а стоп к полу.
Разрубание топором целого туловища на части.
Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём.
Разрезание ребёнка ножом на куски.
Прибивание маленького ребёнка штыком к столу.
Вешание ребёнка мужского пола за гениталии на дверной ручке.
Выбивание суставов ног и рук ребёнка.
Бросание ребёнка в пламя огня горящего здания.
Разбивание головки младенца, взяв его за ножки и ударив о стену или печь.
Посадка ребёнка на кол.
Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней – отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела.
Прибивание маленького ребёнка гвоздями к двери.
Вешание на дереве ногами вверх и опаливание головы снизу огнём зажжённого под головой костра.
Утапливание детей и взрослых в колодце и забрасывание жертвы камнями.
Вбивание кола в живот.
Привязывание человека к дереву и стрельба в него как по мишени.
Волочение по улице тела при помощи верёвки, затянутой на шее.
Привязывание ног и рук женщины к двум деревьям, и разрезание живота от промежности до груди.
Волочение по земле матери с тремя детьми, связанных друг с другом.
Стягивание колючей проволокой одной или нескольких жертв, каждые несколько часов поливание жертвы холодной водой с целью прихода в себя и ощущения боли.
Закапывание в землю живьём по шею и срезание позже головы косой.
Разрывание туловища пополам при помощи лошадей.
Разрывание туловища пополам привязыванием жертвы к двум пригнутым деревьям и в последующем их освобождением.
Поджигание жертвы, облитой керосином.
Обкладывание вокруг жертвы снопами соломы и их поджигание (факел Нерона).
Насаживание младенца на вилы и выбрасывание его в пламя костра.
Вешание на колючей проволоке.
Сдирание с тела кожи и заливание раны чернилами или кипящей водой.
Прибивание рук к порогу жилища.

Иллюстрации из польской книги:

В 1944г. бывшего полицая и резуна настигла заслуженная пуля НКВД. Труп «Лысого» подвесили на всеобщее обозрение в Шацке (Волынская обл.). Ниже — его посмертное фото. Как говорится, собаке – собачья смерть:

В 1950 г. получил свою пулю и «главнокомандующий» УПА Шухевич:

От УПЫрей была очищена и территория Польши. На снимке: Польша, 1947г., польский офицер допрашивет пленных бандеровцев:

Чехословакия, 1945г. Эти резуны тоже отвоевались. Всмотритесь в их лица — все как из одного полена вырублены:

Уничтоженный референт службы безопасности ОУН Иван Дийчук по кличке «Карпатский» в селе Татарье Закарпатской обл.:

Украинско-польское вооружённое противостояние

в 1943-1944 гг.

Украинско-польское вооружённое противостояние на Волыни в 1943-1944 гг. вошло в историю под названием «Волынская резня». В ходе этого конфликта, по польским данным, украинские националисты истребили более 36 тыс. человек1. Западноукраинские историки и журналисты в последние годы манипулируют цифрами и фактами, стремясь уменьшить вину головорезов Украинской повстанческой армии (УПА) или опровергнуть их участие в геноциде польского населения, представить убийства мирных поляков ответом УПА на польский террор против украинского населения Холмщины2 и Волыни. Прологом этих событий они считают убийства поляками представителей украинской интеллигенции на Холмщине в 1942-1943 гг.3, связывают акции отрядов украинских националистов против польского населения с действиями польской полиции. Например, убийство в Порицке (полное название - Старый Порицк) Иваничевского района Волынской области большой группы мирных поляков - с убийством немцами и польскими полицаями двенадцати человек в селе Нехвороща и девяти - в селе Хмелева 20 мая 1943 года4.

Встречаются утверждения типа того, что «многие из погибших украинцев принадлежали к “полувоенным” подразделениям самообороны (по-украински - самооборонним кущовим відділам - СКВ), а также к гражданской, иногда вооружённой сети ОУН»5 (Организации украинских националистов). Это, по мнению автора цитаты, позволяет рассматривать действия польских вооружённых формирований как военные преступления против мирного украинского населения6. Уместно вспомнить, что термина «иногда вооружённая сеть» в международном гуманитарном праве нет, его «изобретение» указывает на уровень «научности» аргументов западноукраинских историков.

Ещё одно направление фальсификации истории Волынской резни - попытки доказать, будто виновниками гибели мирного польского населения были не только польские отряды управления безопасности (Urząd Bezpieczeństwa ) и крестьянские батальоны поляков (Bataliony Chłopskie), но и советские партизанские отряды, а также спецгруппы, якобы замаскированные «под украинских националистов»7.

Причину этих обвинений раскрыл один из современных украинских авторов: «Часто свои акции боевики (УПА. - Прим. авт. ) пытались маскировать под действия советских партизан, чтобы отвести от собственных сил гнев немецких карательных отрядов»8.

Переодевание в советскую и немецкую форму было привычным приёмом вооружённого оуновского подполья, использованным, например, 11 июля 1943 года в Порицке при уничтожении в костёле большой группы мирных поляков (по разным источникам - от 62 до 180 человек). Эти факты отражены в документах гражданского представительства польского эмигрантского правительства: «В течение 11-13 июля банды почти одновременно напали на несколько сёл, расположенных рядом с Порицком. В состав банд входили украинские крестьяне из сёл Самоволя, Грушев, Печихвосты, Стрельцы. Кроме мужчин, в этих бандах можно было увидеть женщин и подростков. Украинцы имели разнообразное оружие, начиная от пулемётов и гранат и заканчивая лопатами и вилами… Вследствие нападения украинцев, например, в колонии Ожешин из 350 жителей в живых осталось около 60 человек. Главным образом спаслись те, кто в момент нападения отсутствовал дома. Нападение произошло в 9 часов утра. Его совершила банда во главе с Григорием Возняком, который был одет в советскую военную форму. На вооружении банды были тяжёлые пулеметы и 6 автоматов. Украинцы выгнали польское население из домов и убили в лесу возле села.

В Порицке банда появилась 11 июля в 11 часов утра. Бандиты были одеты в немецкие мундиры. Польское население в это время находилось в костёле, где проходило воскресное богослужение. Бандиты установили перед костёлом пулемёт и, дождавшись, когда люди начали выходить из него после службы, открыли огонь. От пулемётного огня и брошенных в толпу нескольких гранат погибли около 100 человек. После этого бандиты подложили под алтарь артиллерийский снаряд, обложили его соломой и подожгли. Произошёл взрыв, от которого была разрушена половина алтаря»9.

Такое описание событий не устраивает современных западноукраинских историков. Они подвергают сомнению количество жертв. Это ещё одно направление фальсификации фактов, связанных с Волынской резнёй10. Краевед Я. Царук в материале «Волынская трагедия: свидетельства очевидцев»11 приводит сведения, собранные им в 2003-2004 гг. Например, Т. Грицюк (Гошко): «Тогда в костёле убитых было, может, до 40-50, не больше, потому что все разбежались. Все они были похоронены евреями возле костёла… Ещё были убиты поляки в селе, но немного»12. Н. Толта: «В костёле убитых было немного…»13. П. Гавриш: «Поляк Филиппович говорил, что эксперты из КГБ насчитали останки 62 человек, которые были найдены при раскопках возле костёла».

«Конечно, 62 мирных гражданина, - подвёл итог Я. Царук, - расстрелянных ни за что - это тоже много, очень много, но зачем эту цифру увеличивать в 4-5 раз? И не только в Порицке!»14. Затем Царук цитатой из беседы со свидетелем событий В. Малюхой указывает «истинных преступников»: «Сразу после освобождения села от немцев 20.07.1944 г. нас - юношей и мужчин - вызвали в военкомат г. Иваничи и через день отпустили домой, сказав, что через пять дней будут призывать в армию. Однако уже на второй день МГБ (в 1944 г. ведомство носило название - Наркомат госбезопасности. - Прим. авт. ), пограничники и “ястребки” (так в народе называли членов истребительных батальонов и групп самообороны. - Прим. авт. )15 начали забирать юношей и мужчин и под конвоем гнать в Иваничи… Сели у дороги отдохнуть, а “ястребок” Семён Кульба говорит, чтобы я снимал ботинки, потому что они мне не нужны, всё равно “в расход”. Разместили нас в сарае в Иваничах, человек около 150. Через день на допрос вызвали и меня. Захожу в комнату. За столом сидит капитан НКВД, ещё один офицер стоит сбоку. Тот, что сидел за столом, показался мне знакомым, но я не мог вспомнить, где видел это лицо.

Ну, так кто в вашем селе убивал поляков? - спросил он.

А откуда я могу знать?

Не знаешь, не видел?

Не знаю, не видел.

Подскажи ему, - сказал капитан, обращаясь ко второму офицеру.

Ни слова не говоря, тот со всей силы ударил меня кулаком в лицо так, что выбил зуб. Кровь потекла изо рта, зашумело, загудело в голове.

Ну, вспомнил, кто убивал поляков?

И тут я вспомнил, где видел этого капитана. А это было летом 1943 года, когда к нам во двор пришли несколько вооружённых людей. Они искали поляков. Среди них и был тот, кто сидел за столом в форме капитана НКВД. Тогда в селе он жил как военнопленный у крестьянина Борщевского. Немцы его отпустили, а может, он из лагеря сбежал. Потом он был у бандеровцев как специалист по военному делу. Он всё допытывался у отца, нет ли у нас поляков, заглядывал в овин, в дом. Звали его Колькой.

Закипела у меня злость и обида, и я, не задумываясь, выпалил:

За что вы меня бьёте? Это же вы, Колька - военнопленный, ходили у нас по комнате, кухне, кладовой, сараю и искали поляков. Это вы, вы!

А через несколько дней забрали меня на фронт»16.

Таким образом, убийцы представлены «переодетыми агентами НКВД». Но ряд деталей указывает на недостоверность воспоминаний В. Малюхи. Сомнительно, что за 4 дня в освобождённом Красной армией селе успели организовать и вооружить истребительный батальон или группу самообороны. История создания этих формирований на Западной Украине исследована достаточно. Из опубликованных документов известно, что с момента освобождения областного центра до появления директивного документа о создании истребительных батальонов в городах и сёлах области проходила неделя, ещё около двух недель отводилось на подбор и утверждение командного состава17.

Серьёзные сомнения в правдивости рассказа вызывает и то, что офицер НКВД отпустил столь «опасного свидетеля», который его якобы «изобличил», на службу в Красную армию.

Ещё одно основание для сомнений - утверждение Малюхи, будто его направили на фронт. Призывники из западных областей проходили через запасные полки. Там тщательно проверяли их возможную причастность к националистическому подполью. Тех, кто вызывал сомнения, по утверждениям украинских авторов, вместо фронта направляли в лагеря, где вместо винтовки вручали кирку18. Такая участь постигла бы Малюху, если бы он оказался «опасным свидетелем». Его рассказ противоречит реальности того времени.

Вызывает вопрос такой аспект свидетельств очевидцев Порицкой трагедии Е. Кулаковской и Т. Грицюк (Гошко)19, как похороны убитых поляков евреями. Откуда их привлекли, если «Информационные обзоры регионального провода ОУН»20 за 1943-1944 гг., в которых подробно охарактеризован национальный состав населённых пунктов, указывают, что к лету 1943 года евреев в оккупированных сёлах и городах Волыни уже не было? Можно предположить, что в качестве похоронной команды националисты использовали обитателей еврейского лесного лагеря УПА, располагавшегося вблизи Порицка21. Иных вариантов нет.

Лесные лагеря существовали с 1941 по 1944 год - с начала оккупации Западной Украины немецко-фашистскими войсками до её освобождения частями Красной армии. Содержавшиеся в них евреи, спасаясь от геноцида, лечили раненых и больных бандеровцев, стирали для них бельё, ремонтировали обувь, одежду и хоронили останки жертв украинских националистов. По свидетельству участницы событий Б. Эйзенштейн-Кошев (B. Eisenstein-Koshev), большинство обитателей этих лагерей перед приходом Красной армии расстреляли националисты22.

Личности порицких убийц известны. Польский исследователь, бывший военнослужащий Армии Крайовой В. Филяр (Władysław Filar)

утверждал, что нападение на костёл в Порицке совершил отряд УПА во главе с Н. Квитковским («Огородничуком»)23.

Как свидетельствуют документы ОУН, этот случай был не единичным. Так, отчёт службы безопасности ОУН(б) об антипольских акциях отрядов УПА в районе Млынив с 1 по 10 сентября 1943 года сообщал: «На протяжении отчётного периода ликвидированы 17 польских семей (58 человек)… Территория полностью очищена. Чистокровных поляков нет. Дела смешанных семей рассматриваются»24.

Ясность по поводу расправ внёс и командир группы «Озеро» Ю. Стельмащук («Рудый»). Вот строки опубликованного в «Летописи УПА» протокола его допроса следователями НКВД 20 февраля 1945 года: «Согнав вместе всё польское население в одно место… начинали резню. После того, как не осталось ни одного живого человека, выкапывали большие ямы, сбрасывали туда трупы, засыпали их землёй… Так мы переходили от села к селу»25.

Как видим, признания убийц не оставляют сомнений.

В межнациональных конфликтах непросто определить правых и виноватых. Пелена ненависти застилает глаза обеим сторонам, порождая ничем не оправданную жестокость. Не была исключением и Волынская резня. Можно согласиться с мнением украинского исследователя И. Ильюшина о корнях этой трагедии: «Кровавое противостояние было следствием, с одной стороны, польского шовинизма, а с другой - украинского национализма, которые обесценивали человеческую жизнь, оправдывая это патриотическими лозунгами. И тут нет оправдания ни одной из сторон»26.

Таков объективный подход к оценке Волынской резни.

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ільюшин І.І. Українська повстанська армія і Армія Крайова. Протистояння в Західній Україні (1939-1945 гг.). Київ, 2009. С. 279.

2 Холмщина - Холмская Русь, Забужье - историческая область XIII - начала XX в. на левобережье Западного Буга (современная территория Польши). Название от г. Холм. В Галицко-Волынском княжестве, с середины XIV в. в Литве, Польше, Австрии, с 1815 г. в России, с 1919 г. в Польше (Большой энциклопедический словарь: http://dic.academic.ru).

3 Шевц i в А. Закерзоння: Украïнський рахунок // Украïнський визвольний рух: науковий збiрник. № 11. Львiв, 2007. С. 223, 228.

4 Царук Я.В. Волинська трагедія: свідчення очевидців // День: www.day.kiev.ua.

5 Шевц i в А. Указ. соч. С. 221.

6 Там же. С. 222.

7 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 279; Шевц i в А. Указ. соч. С. 229, 231; Царук Я.В. Указ. соч.

8 Патриляк І. Український визвольний рух у 1942 р. // Український визвольний рух: науковий зб iрник. № 7. Львiв, 2006. С. 219, 220.

9 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 261, 262.

10 Архіви окупації. 1941-1944. / Упоряд. Н. Маковська. Київ, 2008. С. 852; Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 279; Семененко В.І., Радченко Л.О. Історія України з прадавнiх часiв до сьогодення. Харкiв, 2000. С. 429; Шевц i в А. Указ. соч. С. 221-232.

11 Царук Я.В. Указ. соч.

15 Истребительный батальон (группа самообороны, «ястребки») - добровольческое военизированное формирование советских граждан в годы Великой Отечественной войны, а также в период ликвидации вооружённого националистического подполья в западных районах СССР. С 1944 г. высшим органом руководства ими было Главное управление по борьбе с бандитизмом НКВД СССР (создано приказом наркома внутренних дел СССР № 001447 от 1 декабря 1944 г.). «Ястребки» сыграли важную роль в борьбе с националистическим подпольем. Первоначально истребительные батальоны и группы формировались на добровольной основе из просоветски настроенных жителей. Затем в их состав начали включать освобождённых от уголовной ответственности националистов, добровольно сдавшихся властям. К концу февраля 1945 г. на западе Украины было создано 2336 таких групп. Со временем их численность увеличилась до 300 тыс. человек. Истребительные батальоны охраняли объекты народного хозяйства и населённые пункты от нападений боевиков УПА, участвовали в боевых операциях по ликвидации бандподполья. См.: Безносюк О. Винищувальні батальйони в боротьбі проти збройних формувань ОУН та УПА на теренах Станіславщини в 1944-1945 рр. // Галичина (Iвано-Франківськ). 2008. № 14. С. 364-370; Галів М., Iльницький В. Створення та дiяльнiсть винищувальних батальйонiв у Дрогобицькiй областi (1944-1948) // Український визвольний рух: науковий зб iрник № 12. Львiв, 2009. С. 195-230; Шелюг М.П. Участие населения западных областей Украины в разгроме бандеровщины // Украинские страницы: http://www.ukrstor.com.

16 Царук Я.В. Указ. соч.

17 Галів М., Iльницький В. Указ. соч. С. 196, 197.

18 Ступницкий Ю. Спогади про пережите. Львів, 2004. С. 78-81.

19 Царук Я.В. Указ. соч.

20 Польсько-українські стосунки в 1942-1947 роках у документах ОУН та УПА. Т. 1 / Відп. ред. та упоряд. В.М. В’ятрович. Львів, 2011. С. 204-269.

21 Шанковський Л. Iнiцiятивний комiтет для створення Української головної визвольної ради // Лiтописи УПА. Т. 26. 2001. С. 59, 60.

22 Betty Eisenstein-Koshev. Die yden in Volin. New-York, 1957. P. 62-64.

23 Filar W. Przed akcją «Wisła » był Wołyń. Warszawa, 2000. S. 40.

24 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 246.

25 Літопис УПА. Нова серія. Торонто - Львів, 1997. Т 9. С. 442.

26 Ільюшин І.І. Указ. соч. С. 248.

В Польше очень хорошо помнят Волынскую резню.
Это скан страниц польской книги:

Перечень способов, при помощи которых украинские нацисты расправлялись с мирным населением:

. Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.
. Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).
. Вырезание на лбу «орла» (орёл - это герб Польши).
. Выбивание глаз.
. Обрезание носа, ушей, губ, языка.
. Прокалывание детей и взрослых колами насквозь.
. Пробивание заострённой толстой проволокой насквозь от уха до уха.
. Разрезание горла и вытягивание через отверстие языка наружу.
. Выбивание зубов и ломание челюсти.
. Разрывание рта от уха до уха.
. Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв.
. Сворачивание головы назад.
. Размозжение головы, вкладывая в тиски и затягивая винт.
. Резание и стягивание узких полосок кожи со спины или лица.
. Ломание костей (рёбер, рук, ног).
. Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.
. Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.
. Пробивание живота беременной женщине штыком.
. Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых и детей.
. Разрезание живота женщине с беременностью на большом сроке и вкладывание вместо вынутого плода, например, живого кота и зашивание живота.
. Разрезание живота и вливание вовнутрь кипятка.
. Разрезание живота и вкладывание вовнутрь его камней, а также бросание в реку.
. Разрезание беременным женщинам живота и высыпание вовнутрь битого стекла.
. Вырывание жил от паха до стоп.
. Вкладывание в вагину раскалённого железа.
. Вставление в вагину сосновых шишек вперёд стороной верхушки.
. Вставление в вагину заострённого кола и пропихивание его до горла, навылет.
. Разрезание женщинам передней части туловища садовым ножом от вагины до шеи и оставление внутренностей снаружи.
. Вешание жертв за внутренности.
. Вкладывание в вагину или анальное отверстие стеклянной бутылки и её разбивание.
. Разрезание живота и высыпание вовнутрь кормовой муки для голодных свиней, которые этот корм вырывали вместе с кишками и другими внутренностями.
. Отрубание/отрезание ножом/отпиливание рук или ног (либо пальцев на руках и ногах).
. Прижигание внутренней стороны ладони на горячей плите угольной кухни.
. Перепиливание туловища пилой.
. Посыпание связанных ног раскалённым углём.
. Прибивание гвоздями рук к столу, а стоп к полу.
. Разрубание топором целого туловища на части.
. Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём.
. Разрезание ребёнка ножом на куски.
. Прибивание маленького ребёнка штыком к столу.
. Вешание ребёнка мужского пола за гениталии на дверной ручке.
. Выбивание суставов ног и рук ребёнка.
. Бросание ребёнка в пламя огня горящего здания.
. Разбивание головки младенца, взяв его за ножки и ударив о стену или печь.
. Посадка ребёнка на кол.
. Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней - отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела.
. Прибивание маленького ребёнка гвоздями к двери.
. Вешание на дереве ногами вверх и опаливание головы снизу огнём зажжённого под головой костра.
. Утапливание детей и взрослых в колодце и забрасывание жертвы камнями.
. Вбивание кола в живот.
. Привязывание человека к дереву и стрельба в него как по мишени.
. Волочение по улице тела при помощи верёвки, затянутой на шее.
. Привязывание ног и рук женщины к двум деревьям, и разрезание живота от промежности до груди.
. Волочение по земле матери с тремя детьми, связанных друг с другом.
. Стягивание колючей проволокой одной или нескольких жертв, каждые несколько часов поливание жертвы холодной водой с целью прихода в себя и ощущения боли.
. Закапывание в землю живьём по шею и срезание позже головы косой.
. Разрывание туловища пополам при помощи лошадей.
. Разрывание туловища пополам привязыванием жертвы к двум пригнутым деревьям и в последующем их освобождением.
. Поджигание жертвы, облитой керосином.
. Обкладывание вокруг жертвы снопами соломы и их поджигание (факел Нерона).
. Насаживание младенца на вилы и выбрасывание его в пламя костра.
. Вешание на колючей проволоке.
. Сдирание с тела кожи и заливание раны чернилами или кипящей водой.
. Прибивание рук к порогу жилища.