Описание города калинова в пьесе гроза кратко. Cочинение «Город Калинов и его обитатели. Краткое описание города Калинова в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все тёмные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину. Критикуя Островского, Добролюбов указывал на его «народное» мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые способны тормозить естественный прогресс. Тема «тёмного царства» поднимается во многих драмах Островского. В пьесе «Гроза» город Калинов и его обитатели показаны ограниченными, «тёмными» людьми.

Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те пороки, которые есть в этом городе, характерны для всех городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду. Добролюбов называет Калинов «тёмным царством». Определение критика в полной мере характеризуют атмосферу, описанную в Калинове. Жителей Калинова стоит рассматривать в неразрывной связи с городом. Все обитатели города Калинова обманывают друг друга, обворовывают, терроризируют других членов семьи. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а власть городничего только номинальная. Это становится понятно из разговора Кулигина. Городничий приходит к Дикому с претензией: мужики жаловались на Савла Прокофьевича, ведь он обсчитывал их. Дикой совершенно не старается себя оправдать, напротив, он подтверждает слова городничего, говоря, что если купцы воруют друг у друга, то нет ничего плохого в том, что купец крадёт у простых жителей. Сам Дикой жадный и грубый. Он постоянно ругается и ворчит. Можно сказать, что из-за алчности у Савла Прокофьевича испортился характер. В нём не осталось ничего человеческого. Даже Гобсеку из одноимённой повести О. Бальзака читатель сочувствует больше, чем Дикому. К этому персонажу не возникает никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в городе Калинове его обитатели сами потакают Дикому: они просят у него денег, унижаются, знают, что их оскорбят и, скорее всего, нужную сумму не дадут, но всё равно просят. Больше всего купца раздражает его племянник Борис, ведь ему тоже нужны деньги. Дикой открыто грубит ему, проклинает и требует, чтобы тот уехал. Савлу Прокофьевичу чужда культура. Он не знает ни Державина, ни Ломоносова. Его интересует только накопление и приумножение материальных благ.

Кабаниха отличается от Дикого. «Под видом благочестия» она старается всё подчинить своей воли. Она воспитала неблагодарную и лживую дочь, бесхарактерного слабого сына. Сквозь призму слепой материнской любви Кабаниха, кажется, не замечает лицемерия Варвары, но Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, каким сделала сына. К своей невестке Кабаниха относится хуже, чем к остальным. В отношениях с Катериной проявляется желание Кабанихи всех контролировать, воспитать в людях страх. Ведь правителя либо любят, либо бояться, а любить Кабаниху не за что.
Нужно отметить говорящую фамилии Дикого и прозвище Кабанихи, которые отсылают читателей и зрителей к дикой, животной жизни.

Глаша и Феклуша – низшее звено в иерархии. Они обычные жители, которые рады прислуживать таким господам. Есть мнение, то каждый народ заслуживает своего правителя. В городе Калинове это подтверждается многократно. Глаша и Феклуша ведут диалоги о том, что в Москве сейчас «содом», ведь там люди начинают жить по-другому. Жителям Калинова чужда культура и образование. Они хвалят Кабаниху за то, что та ратует за сохранение патриархального строя. Глаша согласна с Феклушей в том, что только в семье Кабановых сохранились старые порядки. Дом Кабанихи – рай на земле, ведь в других местах всё погрязло в разврате и невоспитанности.

Реакция на грозу в Калинове больше схожа с реакцией на масштабное стихийное бедствие. Люди бегут, спасая себя, стараясь спрятаться. Всё потому что гроза становится непросто природным явлением, а символом божьей кары. Так воспринимают её Савл Прокофьевич и Катерина. Впрочем, Кулигин совсем не боится грозы. Он призывает людей не паниковать, рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот глух к просьбам изобретателя. Кулигин не может активно противостоять устоявшимся порядкам, он приспособился к жизни в такой обстановке. Борис понимает, что в Калинове мечты Кулигина так и останутся мечтами. При этом Кулигин отличается от остальных жителей города. Он честный, скромный, планирует зарабатывать своим трудом, не прося богатых о помощи. Изобретатель детально изучил все порядки, которыми живёт город; знает, что происходит за закрытыми дверями, знает об обманах Дикого, но ничего не может с этим сделать.

Островский в «Грозе» город Калинов и его обитателей изображает с негативной точки зрения. Драматург хотел показать как плачевна ситуация в провинциальных городах России, сделал акцент на том, что общественные проблемы требует немедленного решения.

Приведенная характеристика города Калинова и его жителей пригодится ученикам 10 класса при подготовке сочинения на тему «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин.
Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни, с одной стороны, и ограниченности быта в маленьком купеческом городке, с другой.

Великолепные картины волжского пейзажа органично вплелись в структуру пьесы. На первый взгляд, они противоречат ее драматической природе, но на самом деле - вносят в обрисовку места действия новые краски, выполняя тем самым важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начинается, ею же она и заканчивается. Только в первом случае она рождает ощущение чего-то величественно-прекрасного и светлого, а во втором - катарсис. Пейзаж также служит для более яркой обрисовки действующих лиц - тонко чувствующих его красоту Кулигина и Катерины, с одной стороны, и всех, кто к нему равнодушен, - с другой.Гениальный драматург так тщательно воссоздал место действия, что мы можем, зрительно представить себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе. Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновс-кие улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь. Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются «благородные семейства» и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.

Жители Калинова ведут сонное, размеренное существовайие: «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Обыватели суеверны и покорны, у них нет стремления к культуре, наукам, их не интересуют новые идеи и мысли. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие». Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! - говорит Кулигин, обращаясь к новому человеку в городе Борису. - В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…» Говоря о толстосумах, Кулигин зорко замечает их взаимную вражду, паучью борьбу, сутяжничество, пристрастие к кляузам, проявление жадности и зависти. Он свидетельствует: «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные клаузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям».

Ярким образным выражением проявления грубости и вражды, царящих в Калинове, становится невежественный самодур Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и «пронзительный мужик», как характеризуют его жители. Наделенный необузданным нравом, он запугал своих домашних (разогнал «по чердакам и чуланам»), терроризирует племянника Бориса, который «достался ему на жертву» и на котором он, по словам Кудряша, постоянно «ездит». Издевается он и над другими горожанами, обсчитывает, «куражится» над ними, «как его душе угодно», справедливо полагая, что «унять-то» его все равно некому. Брань, ругань по любому поводу - это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, - содержание всей его жизни.

Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова, «ханжа», как характеризует ее все тот же Кулигин. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен. Она не может смириться с тем, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Она не ругается, как Дикой. У нее свои методы устрашения, она въедливо, «как ржа железо», «точит» своих близких.

Дикой и Кабанова (один - грубо и открыто, другая - «под видом благочестия») отравляют жизнь окружающим, подавляя их, подчиняя своим порядкам, уничтожая в них светлые чувства. Для них потеря власти - потеря всего, в чем они видят смысл существования. Поэтому они так ненавидят новые обычаи, честность, искренность в проявлении чувств, тяготение молодежи к «воле».

Особая роль в «темном царстве» принадлежит таким как невежественная, лживая и наглая странница-попрошайка Феклуша. Она «странствует» по городам и весям, собирая нелепые россказни и фантастические истории - об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевел, об огненном змие. Создается впечатление, что она нарочно перевирает услышанное, что ей доставляет удовольствие распространять все эти сплетни и нелепые слухи, - благодаря этому ее охотно принимают в домах Калинова и подобных ему городков. Феклуша выполняет свою миссию не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят. Образ Феклуши, олицетворяющей зло, лицемерие и грубое невежество, был очень типичен для изображаемой среды. Такие феклуши, разносчицы вздорных вестей, затуманивающих сознание обывателей, и богомольцы были необходимы хозяевам города, так как поддерживали авторитет их власти.

Наконец, еще одним колоритным выразителем жестоких нравов «темного царства» является в пьесе полусумасшедшая барыня. Она грубо и жестоко грозит гибелью чужой красоте. Это ее страшные пророчества, звучащие» словно голос трагедийного рока, получают в финале свое горькое подтверждение. В статье «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбов писал: «В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц»: без них Мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы…»

Дикой, Кабанова, Феклуша и полусумасшедшая барыня - представители старшего поколения - являются выразителями худших сторон старого мира, его темноты, мистики и жестокости. К прошлому, богатому своей самобытной культурой, своими традициями, эти персонажи отношения не имеют. Но в городе Калинове, в условиях, подавляющих, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения. Кто-то, как Катерина, тесно связанная укладом города и зависимая от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.

Тихон - сын Марфы Кабановой и муж Катерины - наделен от природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества. Он привык.беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует, и не способен проявить неповиновение. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Только в финале этот слабохарактерный, но внутренне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.

Борис, « молодой человек, порядочного образования », единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению. Это душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек, к тому же своей образованностью, манерами, речью заметно отличается от большинства калиновцев. Он не понимает местных обычаев, но не способен ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни «противиться пакостям, которые делают другие». Катерина сочувствует его зависимому, униженному положению. Но и нам остается только посочувствовать Катерине - ей довелось встретить на своем пути человека безвольного, подчиненного капризам и прихотям своего дяди и ничего не предпринимающего для изменения такого положения. Прав был Н.А. Добролюбов, утверждавший, что «Борис - не герой, он далеко стоит от Катерины, она и полюбила-то его на безлюдье».

Веселая и жизнерадостная Варвара - дочь Кабанихи и сестра Тихона - жизненно полнокровный образ, но от нее веет какой-то духовной примитивностью, начиная с поступков и повседневного поведения и кончая ее рассуждениями о жизни и грубовато-развязной речью. Онаприспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Она во всем слишком земная. Таков и ее протест - побег с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко» не задумываясь. Варвара, научившаяся жить, руководствуясь принципом: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было», на бытовом уровне выразила свой протест, но в целом живет по законам «темного царства» и по-своему обретает согласие с ним.

Кулигин, местный механик-самоучка, который в пьесе выступает «обличителем пороков», сочувствует бедным, озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, цолучив награду за открытие вечного двигателя. Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно.
Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться. Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.

Среди действующих лиц драмы нет никого, кроме Бориса, кто не принадлежал бы к калиновскому миру по рождению или воспитанию. Все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Но жизнь не стоит на месте, и самодуры ощущают, что их власть ограничивается. «Помимо их, не спросясь их, - говорит Н.А. Добролюбов, - выросла другая жизнь, с другими началами…»

Из всех действующих лиц только Катерина - натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма - устремлена в будущее. Потому что, как отмечал академик Н.Н. Скатов, «Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности». Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, пусть и ценой собственной жизни, что близится конец «темного царства». Созданием такого выразительного образа А.Н. Островский показал, что и в окостеневшем мире провинциального городка может возникнуть «народный характер поразительной красоты и силы», пера которого основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой то высшей правде.

Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное - эти начала парадоксально соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А. Добролюбов, назвав этот мир «темным царством». Этот фразеологизм - сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы», мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. «Жестокие нравы» царят в этом городе, жестокие…

План урока.

Тема урока: «Город Калинов и его обитатели» (А.Н. Островский «Гроза»)

Цели урока:

дидактическая: ознакомить обучающихся с предысторией возникновения замысла по написанию драмы «Гроза», используя фрагменты статьи А.Н. Островского («Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода»); проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей через прочтение, комментирование отдельных действий и явлений пьесы; просмотр видеофрагментов кинофильма «Гроза» 1933г. (постановка В. Петрова); прослушивание аудиофрагментов «Звуки природы. Грозы таинственные звуки»

развивающая: сформировать поисковый стиль мышления, развивать кругозор при работе с материалом текста; делать самостоятельные выводы; расширить представление учащихся о мастерстве писателя-драматурга; развивать познавательную деятельность, внимание; оттачивать чистоту и правильность речи при чтении

воспитательная: привить интерес к предмету, а также к пьесам А.Н. Островского; развивать целеустремленность; умение работать в команде; воспитывать у учащихся любовь к своей Родине, её культуре и традициям

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы проведения: устный (фронтальный) опрос; работа с текстом пьесы «Гроза», интерактивной доской; выполнение самостоятельной проверочной работы

Оборудование урока: учебник литературы; текст драмы «Гроза»; портрет А.Н. Островского; иллюстрации к произведению; портрет главной героини – Катерины, выполненный студенткой группы; презентация по целям и задачам урока; презентация по произведению; видеофрагменты из кинофильма «Гроза» 1933 г. (постановка В. Петрова) ; аудиофрагменты «Звуки природы. Грозы таинственные звуки»; раздаточный материал к уроку

Ход урока

    Организационный момент:

Выявление отсутствующих студентов, мобилизация внимания, проверочная беседа по готовности к уроку.

Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы и целей урока. На доске записан эпиграф: «Гроза» - картина с натуры, бойко написанная свежими, густыми, самоцветными красками…» Д.И. Писарев.

    Актуализация познавательной деятельности:

Связь с материалом прошлого урока.

Особое внимание русских писателей в 50-60-х годах привлекали три темы: крепостное право, появление на арене общественной жизни новой силы – разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была еще одна, требовавшая неотложного освещения. Это – тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту. Задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

    Изучение нового материала

В 1855 году Морское министерство России снарядило этнографическую экспедицию для изучения быта и культуры поволжских городов. А.Н. Островский также являлся членом экспедиции. Огромные впечатления, которые произвела на него эта поездка, нашли отражение во многих произведениях писателя.

На партах у ребят находится раздаточный материал – фрагменты из статьи А.Н. Островского «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». (Приложение 1).

Ребята, сегодня мы с вами, на основе прочитанного, дадим характеристику как жителям этого необычайно красивого, утопающего в зелени, города Калинова (обобщенный образ провинциальных городов России), так и тем, прежде всего, от кого зависит духовная атмосфера, царящая в городе.

Анализ действия 1, явления 1.

Вопрос к классу: - Какое впечатление оставляет Кулигин при первом знакомстве с ним? (Основной прием, с помощью которого раскрывается образ Кулигина, - его речь.)

Анализ действия 1, явления 3. – Как относится Кулигин к представителям «темного царства», к нравам, которые царят в городе? – Какой прием использует автор, рассказывая о жизни людей в городе? (Контраст). – Каковы жители, которые проживают здесь? (Сопоставление возможности получения информации в то время и на сегодняшний день. Странницы – СМИ, телевидение, радио, газеты, интернет.) Учащиеся анализируют образ Феклуши (странницы), работа с текстом пьесы. Действие 3, явление 1. Ведется просмотр фрагментов из кинофильма «Гроза". Драматург использует прием контраста (монолог Кулигина – монолог Феклуши.). Проводится обсуждение.

Студенты записывают вывод: город Калинов противоречив. С одной стороны – это чудесное место, где располагается город. Пейзаж как бы подчеркивает несоответствие между мёртвым, неподвижным бытом калиновцев и их «жестокими нравами». Жители живут замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью. Невежество и полный умственный застой характерны для быта этого города.

Особенности раскрытия характеров героев (сообщения учащихся о своих наблюдениях над тексом). Ребята зачитывают свои записи, комментируют их. Предоставление презентации студентами по произведению.

Ставится акцент на «различение» персонажей на представителей «темного царства» или «хозяев» жизни и их «жертв». Основной прием раскрытия характеров речевая характеристика героев. Обращается внимание на анализ их основных реплик.

Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю»

(Речь его всегда груба, насыщена бранными, оскорбительными выражениями. Чувствует свою власть над людьми, самодур)

Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется». «Вот куда воля-то ведет»

(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», «точит как ржа железо")

Кудряш: «Ну значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится»

(Бойкий, ловкий, умеющий постоять за себя)

Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный»

(Живет за счет обывательской темноты и невежества)

Кулигин: «Лучше уж стерпеть»

(Олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях)

Варвара: «И я не обманщицей была, да выучилась». «А по- моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»

(Просто и легко смотрит на жизнь, не мучается угрызениями совести, отстаивает свою свободу, не поддается матери)

Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

(Добрый, но безвольный, пьет и мечтает вырваться из дома, по-своему любит жену, но невольно становится одним из виновников её гибели)

Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает»

(По уровню развития стоит значительно выше окружающей его среды, искренне любит Катерину, но не решителен, не способен бороться за своё счастье.)

Вопрос к классу: - Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

Чтение и анализ текста . Действие 1, явление 7 . Действие 2, явление 10. Ведется запись.

Катерина – натура поэтически-мечтательная. В родительском доме ей жилось радостно, легко и привольно, « маменька в ней души не чаяла». Жила она замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в сны наяву. Язык Катерины значительно богаче языка других персонажей драмы. Непреодолимый внутренний конфликт разъедает её душу противоречиями. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего «греха». Выразительное чтение монолога Катерины (Действие 5, явление 4.) Одновременно проходит прослушивание аудиофрагмента «Звуки природы. Грозы таинственные звуки».

Просмотр фрагментов из кинофильма «Гроза».

По-разному роль в пьесе играет гроза. Если это природное явление, то непременно происходит вторжение в сложную душевную драму героини. Наступает она в момент наиболее сильных переживаний Катерины. Идет сообщение студентов о самостоятельных наблюдениях над текстом. Анализ и комментирование. Действие 1, явление 10. Действие 4, явление 4. Выразительное чтение.

Действие 5, явление 1. Гроза в обществе – ощущение людьми каких-то изменений, возможно пробуждение самосознания и значимости.

    Закрепление материала

Для закрепления пройденного материала на уроке проводится фронтальный опрос по тексту произведения. Преподаватель называет ключевые слова, а учащиеся должны указать, о ком идет речь:

    Жестокие нравы, вражда (Кулигин)

    Благочестивый, добродетели, обетованная (Феклуша)

    Ханжа, неумолимый враг всего нового, внешне бесстрастна, сурова (Кабаниха)

    Лишний, неволя, образованный (Борис Григорьевич)

    Грубиян, озорничать, конторщик (Кудряш)

    Деньги, необузданный произвол, невежество (Дикой)

    Шито-крыто, обманщик (Варвара)

    Связанный, мучиться, ослушаться (Тихон)

Следующий этап включает в себя выполнение проверочной работы также по драме «Гроза» по вариантам.

Студентами записывается вывод: А.Н. Островский в своем произведении изобразил процесс постепенного разрушения патриархального мира, его обреченность. Гроза является олицетворением перемен в жизни общества, именно поэтому название пьесы звучит так многозначительно и символично. И.С. Тургенев в письме А.А. Фету в 1860 году отмечал, что «Гроза» - «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта…»

    Подведение итогов урока

Обсуждение преподавателем совместно со студентами о достижении поставленных целей и выполнение задач. Выставление отметок. Сообщение темы домашнего задания: законспектировать критическую статью Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».

Преподаватель русского языка и литературы Татаренко Л.Г.

Александр Николаевич Островский был мастером точных описаний. Драматург в своих произведениях сумел показать все тёмные стороны человеческой души. Возможно, неприглядные и отрицательные, но без которых невозможно создать полную картину. Критикуя Островского, Добролюбов указывал на его «народное» мироощущение, видя главную заслугу писателя в том, что Островский сумел подметить те качества в русском человеке и обществе, которые способны тормозить естественный прогресс. Тема «тёмного царства» поднимается во многих драмах Островского. В пьесе «Гроза» город Калинов и его обитатели показаны ограниченными, «тёмными» людьми.

Город Калинов в «Грозе» – вымышленное пространство. Автор хотел подчеркнуть, что те пороки, которые есть в этом городе, характерны для всех городов России конца XIX века. И все проблемы, которые поднимаются в произведении, существовали в то время повсюду. Добролюбов называет Калинов «тёмным царством». Определение критика в полной мере характеризуют атмосферу, описанную в Калинове. Жителей Калинова стоит рассматривать в неразрывной связи с городом. Все обитатели города Калинова обманывают друг друга, обворовывают, терроризируют других членов семьи. Власть в городе принадлежит тем, у кого есть деньги, а власть городничего только номинальная. Это становится понятно из разговора Кулигина. Городничий приходит к Дикому с претензией: мужики жаловались на Савла Прокофьевича, ведь он обсчитывал их. Дикой совершенно не старается себя оправдать, напротив, он подтверждает слова городничего, говоря, что если купцы воруют друг у друга, то нет ничего плохого в том, что купец крадёт у простых жителей. Сам Дикой жадный и грубый. Он постоянно ругается и ворчит. Можно сказать, что из-за алчности у Савла Прокофьевича испортился характер. В нём не осталось ничего человеческого. Даже Гобсеку из одноимённой повести О. Бальзака читатель сочувствует больше, чем Дикому. К этому персонажу не возникает никаких чувств, кроме отвращения. Но ведь в городе Калинове его обитатели сами потакают Дикому: они просят у него денег, унижаются, знают, что их оскорбят и, скорее всего, нужную сумму не дадут, но всё равно просят. Больше всего купца раздражает его племянник Борис, ведь ему тоже нужны деньги. Дикой открыто грубит ему, проклинает и требует, чтобы тот уехал. Савлу Прокофьевичу чужда культура. Он не знает ни Державина, ни Ломоносова. Его интересует только накопление и приумножение материальных благ.

Кабаниха отличается от Дикого. «Под видом благочестия» она старается всё подчинить своей воли. Она воспитала неблагодарную и лживую дочь, бесхарактерного слабого сына. Сквозь призму слепой материнской любви Кабаниха, кажется, не замечает лицемерия Варвары, но Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, каким сделала сына. К своей невестке Кабаниха относится хуже, чем к остальным. В отношениях с Катериной проявляется желание Кабанихи всех контролировать, воспитать в людях страх. Ведь правителя либо любят, либо бояться, а любить Кабаниху не за что.
Нужно отметить говорящую фамилии Дикого и прозвище Кабанихи, которые отсылают читателей и зрителей к дикой, животной жизни.

Глаша и Феклуша – низшее звено в иерархии. Они обычные жители, которые рады прислуживать таким господам. Есть мнение, то каждый народ заслуживает своего правителя. В городе Калинове это подтверждается многократно. Глаша и Феклуша ведут диалоги о том, что в Москве сейчас «содом», ведь там люди начинают жить по-другому. Жителям Калинова чужда культура и образование. Они хвалят Кабаниху за то, что та ратует за сохранение патриархального строя. Глаша согласна с Феклушей в том, что только в семье Кабановых сохранились старые порядки. Дом Кабанихи – рай на земле, ведь в других местах всё погрязло в разврате и невоспитанности.

Реакция на грозу в Калинове больше схожа с реакцией на масштабное стихийное бедствие. Люди бегут, спасая себя, стараясь спрятаться. Всё потому что гроза становится непросто природным явлением, а символом божьей кары. Так воспринимают её Савл Прокофьевич и Катерина. Впрочем, Кулигин совсем не боится грозы. Он призывает людей не паниковать, рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот глух к просьбам изобретателя. Кулигин не может активно противостоять устоявшимся порядкам, он приспособился к жизни в такой обстановке. Борис понимает, что в Калинове мечты Кулигина так и останутся мечтами. При этом Кулигин отличается от остальных жителей города. Он честный, скромный, планирует зарабатывать своим трудом, не прося богатых о помощи. Изобретатель детально изучил все порядки, которыми живёт город; знает, что происходит за закрытыми дверями, знает об обманах Дикого, но ничего не может с этим сделать.

Островский в «Грозе» город Калинов и его обитателей изображает с негативной точки зрения. Драматург хотел показать как плачевна ситуация в провинциальных городах России, сделал акцент на том, что общественные проблемы требует немедленного решения.

Приведенная характеристика города Калинова и его жителей пригодится ученикам 10 класса при подготовке сочинения на тему «Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза»».

Тест по произведению

Сочинение по литературе.

Жестокие нравы в нашем городе, жестокие...
А.Н. Островский, «Гроза».

Город Калинов, в котором происходит действие «Грозы», обрисовывается автором весьма расплывчато. Таким местом может быть любой городок в любом уголке необъятной России. Это сразу увеличивает и обобщает масштаб описываемых событий.

Полным ходом идет подготовка реформы по отмене крепостного права, что сказывается на жизни всей России. Отжившие порядки уступают место новым, возникают ранее неизвестные явления и понятия. Поэтому даже в глухих городках, подобных Калинову, обыватели беспокоятся, слыша шаги новой жизни.

Что же представляет собой этот «город на берегу Волги»? Какие люди в нем обитают? Сценический характер произведения не позволяет писателю прямо отвечать на эти вопросы своими мыслями, но общее представление о них составить все же можно.

Внешне город Калинов - «благословенное место». Он стоит на берегу Волги, с крутизны реки открывается «вид необыкновенный». Но большинство местных жителей «пригляделись либо не понимают» этой красоты и отзываются о ней пренебрежительно. Калинов словно отделен стеной от остального мира. Здесь ничего не знают о том, что «на свете делается». Все сведения об окружающем мире жители Калинова вынуждены черпать из рассказов «странниц», которые «сами далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Такое удовлетворение любознательности приводит к невежественности большинства горожан. Они вполне серьезно рассуждают о землях, «где люди с песьими головами», о том, что «Литва с неба упала». Среди жителей Калинова есть люди, которые в своих действиях «никому отчета не дают»; привыкшие к подобной безотчетности обыватели теряют способность видеть логику в чем бы то ни было.

Кабанова и Дикой, живущие по старым порядкам, вынуждены сдавать позиции. Это озлобляет их и заставляет еще больше бесноваться. Дикой набрасывается с бранью на всякого встречного и «никого знать не хочет». Сознавая внутренне, что его не за что уважать, он, однако, оставляет за собой право поступать с «маленькими людьми» так:

Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабанова неотступно донимает домашних нелепыми требованиями, противоречащими здравому смыслу. Она страшна тем, что читает наставления «под видом благочестия», но ее саму нельзя назвать благочестивой. Это видно из разговора Кулигина с Кабановым:

Кулигин: Врагам-то прощать надо, сударь!
Кабанов: Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет.

Дикой и Кабанова все еще кажутся сильными, но начинают понимать, что их силе приходит конец. Им «некуда торопиться», но жизнь движется вперед, не спрашивая их разрешения. Потому так и мрачна Кабанова, она не представляет, «как будет свет стоять», когда будут забыты ее порядки. Но окружающие, еще не чувствуя бессилия этих самодуров, вынуждена приспосабливаться к ним,

Тихон, в глубине души добрый человек, смирился со своим положением. Он живет и действует так, как «маменька приказала», окончательно потеряв способность «своим умом жить».

Его сестра Варвара не такова. Самодурный гнет не сломил ее воли, она смелее и гораздо самостоятельнее Тихона, но ее убеждение «только бы все шито да крыто было» говорит о том, что Варвара не смогла бороться со своими притеснителями, а лишь приспособилась к ним.

Ваня Кудряш, удалая и сильная натура, свыкся с самодурами и не боится их. Он нужен Дикому и знает это, «рабствовать перед ним» не станет. Но использование грубости как орудия борьбы означает, что Кудряш может лишь «пример брать» с Дикого, защищаясь от него его же приемами. Его бесшабашная удаль доходит до своеволия, а это уже граничит с самодурством.

Катерина - это, по выражению критика Добролюбова, «луч света в темном царстве». Самобытная и живая, она не похожа ни на одного героя пьесы. Внутреннюю силу ей придает ее народный характер. Но этой сила недостает, чтобы выстоять под неотступными нападками Кабановой. Катерина ищет поддержки – и не находит ее. Обессиленная, не имея возможности далее сопротивляться гнету, Катерина все-таки не сдалась, но ушла от борьбы, совершив самоубийство.

В любом уголке страны может разместиться Калинов, и это позволяет рассматривать действие пьесы в масштабах всей России. Везде доживают свой век самодуры, слабые люди по-прежнему страдают от их выходок. Но жизнь неутомимо движется вперед, никому не дано остановить ее стремительное течение. Свежий и сильный поток сметет плотину самодурства... Освобожденные от гнета характеры разольются во всей своей широте - и в «темном царстве» вспыхнет солнце!