Герой нашего времени задания тесты проверочная вопросы. Контрольная работа по повести "Бела", "Максим Максимыч" тест по литературе (9 класс) на тему. Где Печорин впервые увидел Бэлу

1. Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?
а) сам Печорин;
б) повествователь;
в) Максим Максимыч.

2. Действие повести «Бэла» происходит»:
а) в Пятигорске;
б) в Крыму;
в) на Кавказе.

3. Печорина звали:
а) Григорий Александрович;
б) Александр Григорьевич;
в) Григорий Алексеевич.

4. Сколько лет Печорину:
а) 20; б) 25; в) 30.

5. Какого цвета были волосы Печорина?
а) чёрные;
б) белокурые;
в) рыжие.

6. Какая черта характерна для взгляда Печорина?
а) проницательный и тяжелый;
б) гордый и заносчивый;
в) решительный и властвующий.

7. Национальность Бэлы:
а) грузинка;
б) осетинка;
в) черкешенка.

8. Что просил Азамат у Казбича в обмен на младшую сестру:
а) шашку; б) кинжал; в) коня.

9. Как погибла Бэла:
а) застрелил Казбич; б) зарезал кинжалом Казбич;
в) бросилась в реку; г) застрелил Печорин.

10. Куда ехал Печорин, когда в последний раз встретил Максим Максимыча:
а) в Персию;
б) в Турцию;
в) в Россию.

11. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

а) интерьер
б) пейзаж

в) деталь

12. Назовите средство художественной выразительности «бахрома снегов»
а) эпитет;
б) метафора;
в) сравнение.

М.Ю. Лермонтов. «Бэла». «Максим Максимыч».

Эталоны ответов

1. В каком ряду названы герои только повести «Бэла»?

1) Печорин, Максим Максимыч, Вернер
2) Печорин, Бэла, Грушницкий
3) Печорин, Максим Максимыч, княжна Мери
4) Печорин, Максим Максимыч, Азамат

2. Действия повести «Бэла» происходят:

1) в Петербурге 2) в Крыму 3) на Кавказе 4) в Персии

3. Где Печорин впервые увидел Бэлу?

1) на свадьбе 2) на новоселье

3) на народном празднике 4) на именинах

4. Укажите кличку коня, за которого брат продал Бэлу.

1) Черкес 2) Карагёз

3) Казбич 4) Азамат

5. Куда отправились Печорин и Максим Максимыч в тот день, когда погибла Бэла?

1) по делам службы 2) на рыбалку

3) на охоту 4) на свадьбу

6. Как погибла Бэла?

1) утонула 2) упала с обрыва 3)застрелили 4) зарезали кинжалом

7. Узнайте героя по описанию.

«На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».

1) Максим Максимыч 2) Печорин 3) Грушницкий 4) Азамат

8. В каком звании служил Максим Максимыч?

1) полковник 2) штабс-капитан 3) ротмистр 4) поручик

9. Узнайте героя по описанию.

«Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».

10. Какого цвета были волосы Печорина?

1) чёрные 2) светлые 3) русые 4) рыжие

11. Узнай героя по описанию.

«А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нем нехорошо: ужасно падок был на деньги».

1) Азамат 2) Казбич 3) отец Бэлы 4) Грушницкий

12. Узнайте героя по описанию.

«...высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу».

1) княжна Мери 2) Бэла 3) Вера 4) Ундина

13. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

1) портрет 2) интерьер 3) пейзаж 4) деталь

14. Укажите, кому принадлежат следующие слова:

«Если б у меня был табун в тысячу кобыл, то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза»

1) Печорину 2) Максиму Максимычу 3) Азамату 4) Казбичу

15. От чьего имени идёт повествование о Печорине в повести «Бэла»?

16. Почему любовь Печорина к Бэле не могла сложиться счастливо? Выберите неверный ответ.

1) Бэла не любила Печорина
2) Любовь «дикарки» для Печорина «немногим лучше любви знатной барыни».
3) Печорин не способен по-настоящему любить, не способен жертвовать собой ради кого-то.
4) Печорину с Бэлой со временем стало так же скучно, как и со многими другими.

17. Укажите вариант, в котором содержится полный ответ на вопрос: «Как Максим Максимыч относится к Печорину?»

1) Герой осуждает Печорина за отношение к Бэле.
2) Штабс-капитан не понимает многих поступков своего приятеля.
3) Максим Максимыч искренне привязан к Печорину, однако не понимает мотивов его поступков, особенностей характера.
4) Максим Максимыч симпатизирует Печорину.

1) Автор в этой повести предлагает читателям сделать собственные выводы о герое.
2) М.Ю. Лермонтов считает, что достаточно мнения Максима Максимыча.
3) Главное в этой повести не мнение о Печорине, а события, произошедшие с ним.
4) Отношение Максима Максимыча к Печорину - это и есть авторское отношение.

19. В чем состоит основная идея повести «Бэла»? Выберите неверный ответ.

1) В этой повести читатель знакомится с Печориным.
2) В повести «Бэла» мы узнаем о воспитании, образовании и социальном положении Печорина.
3) Повесть «Бэла» является экспозицией образа Печорина.
4) В данной повести читатель имеет возможность узнать причины многих поступков Печорина.

20. Когда происходят события, описанные в повести «Максим Максимыч»?

1) до истории с Бэлой 2) после истории с Бэлой 3) во время истории с Бэлой

1) тем, что удачно зажарил фазана 3) тем, что метким выстрелом убил кабана

2) тем, что переплыл Терек 4) тем, что поставил на место слугу

22. На что обратил внимание Максим Максимыч прежде, чем узнал о приезде Печорина?

1) на коляску 2) на чемоданы 3) на лошадей 4) на трубку

1) походка 2) улыбка

3) глаза 4) нос

24. Когда произошла встреча Печорина и Максима Максимыча после того, как слуга доложил о нахождении старика в гостинице?

1) сразу 2) через час

3) к вечеру 4) на следующее утро

25. Куда отправлялся Печорин, когда Максим Максимыч встретился с ним во второй раз?

1) в Петербург 2) в Грузию

3) в Персию 4) в Турцию

26. Что из вещей Печорина хранил, а затем отдал автору Максим Максимыч?

1) пистолеты 2) записки

3) платок 4) эполеты

1 вариант

1) Как называется вторая часть романа «Герой нашего времени»?

2) Кто украл у Казбича коня?

3) Чей это портрет: «…мальчик лет пятнадцати. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно в нём было нехорошо: ужасно падок был на деньги»?

4) «Хорошо! Клянусь, ты будешь владеть конём, только за него ты должен отдать мне…»

Что попросил Печорин в обмен на коня?

5) Почему «ундина» хотела утопить Печорина?

6) Кто из героев романа носил солдатскую шинель «по особенному роду франтовства» и «георгиевский солдатский крестик»?

7) В каком городе происходят события, описанные в повести «Княжна Мери»?

8) Любил ли Печорин Веру?

9) Как закончилась дуэль Печорина и Грушницкого?

10) Кто из героев романа стрелял себе в лоб, пытаясь доказать, что предопределение судьбы существует?

11) «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!...» Какая повесть так заканчивается?

12) Назовите фамилию княжны Мери.

13) В какой части романа звучит песня:

«Везёт моя лодочка,

Вещи драгоценные,

Правит ею в тёмну ночь

Буйная головушка»?

14) Были ли знакомы Максим Максимыч и Бэла?

15) Назовите профессию Вернера.

1 вариант

1. «Максим Максимыч».

2. Азамат.

3. Азамат.

5. Узнал тайну контрабандистов.

6. Грушницкий.

7. Пятигорск.

9. Смертью Грушницкого.

11. «Тамань».

12. Лиговская.

13. «Тамань».

2 вариант

1) Как называется первая часть романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

2) В какой части описана история с контрабандистами?

3) Чей это портрет: «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с солнцем…»?

4) «Я ехал на перекладных из Тифлиса». Какая часть романа так называется?

5) «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? ... я не раба его - я княжеская дочь!». Кто так говорит?

6) «Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт…». Кого так характеризует Печорин?

7) Кто распустил по городу дурные слухи про Печорина и княжну Мери?

8) Любил ли Печорин княжну Мери?

9) Кто убил поручика Вулича?

10) Что произошло с Печориным по дороге из Персии?

11) В каком городе Печорина чуть не утопили?

12) «… я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что-то нерусская храбрость!» О ком так сказано?

13) В какой части романа описана дорога на Гуд-Гору?

14) Кто являлся хозяином «нечистого» дома в повести «Тамань»?

15) «Я давно уже живу не сердцем, а головою». Кто из героев в этом признаётся?

2 вариант

1. «Бэла».

2. «Тамань».

3. Максим Максимыч.

4. «Бэла».

6. Вернер.

7. Грушницкий.

9. Пьяный казак.

11. Тамань.

12. Грушницкий.

13. «Бэла».

14. Старуха.

15. Печорин.

Вариант 3

1) Как называется последняя повесть романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

2) Сколько повестей в «Журнале Печорина»? Как они называются?

3) Чей это портрет: «… рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре»?

4) «Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков…». Закончите фразу.

5) Контрабандист Янко, «ундина», слепой мальчик - это герои…

Допишите название повести.

6) Что уронил Грушницкий у колодца, чтобы привлечь внимание Мери?

7) Почему Печорин стал ухаживать за княжной Мери?

8) С кем стрелялся Печорин на дуэли?

9) Что обозначает название повести «Фаталист»?

11) За что Максим Максимыч обиделся на Печорина?

12) Кого любила Вера?

13) Кто из героев романа поёт песню:

«Золото купит четыре жены,

Конь же лихой не имеет цены»?

14) Были ли знакомы Максим Максимыч и княжна Мери?

15) «… эти господа, вероятно, второпях, забыли положить пулю в мой пистолет…» Чей пистолет во время дуэли оказался не заряжен?

3 вариант

1. «Фаталист».

2. Три: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

3. Казбич.

4. Всего поколения.

5. «Тамань».

6. Стакан.

7. Позлить Грушницкого, от скуки.

8. С Грушницким.

9. Верящий в судьбу.

10. Максим Максимыч.

11. Отказал в разговоре.

12. Печорин.

13. Казбич.

15. Печорин.

Вариант 4

1) В какой из повестей действие романа происходит в Пятигорске?

2) Кто рассказывает историю Бэлы?

3) Чей это портрет: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»?

4) «Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович её покинул?» О ком идёт речь?

5) «… молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оставаться у меня в крепости». Назовите героя, о котором идёт речь.

6) В какой повести описано «водяное общество»?

7) «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…» О ком так говорит Печорин?

Тест по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1. Кто является героем «своего времени» в романе?

а) Казбич б) Максим Максимыч

в) Вернер г) Печорин

Ответ :

2. Как звали Печорина?

а) Максим Григорьевич б) Александр Григорьевич

в) Григорий Александрович г) Максим Максимыч

Ответ :

3. Кто рассказывает историю Бэлы?

в) Печорин г) Максим Максимыч

Ответ :

4. Кого из героев романа критик так охарактеризовал?

«…Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце…»

а) Максим Максимыч б) Вулич

в) Казбич г) Печорин

Ответ :

5. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?

«…он из тех людей, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами - иногда тем и другим…»

а) Максим Максимыч б) Грушницкий

в) Вернер г) Вулич

Ответ :

6. Определите тему романа «Герой нашего времени»

а) жизнь светского общества

б) жизнь военных на Кавказе

в) тема взаимодействия личности, общества и судьбы

г) тема взаимодействия незаурядной личности с «водяным обществом»

Ответ :

7. Роман «Герой нашего времени»

а) романтический

б) сентиментальный

в) нравственно – психологический

г) детективный

Ответ :

8. Зачем Лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа?

а) чтобы разнообразить повествование

б) чтобы выявить в главном герое суть его характера, не зависящую от времени

в) чтобы показать развитие героя, его эволюцию

г) всё вышеперечисленное

Ответ :

9.Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе

а) Вулича

б) Грушницкого

в) Максима Максимыча

г) Доктора Вернера

Ответ :

10. Укажите проблему, которой нет в романе Герой нашего времени»

а) проблема положительного героя

б) проблема любви и дружбы

в) проблема современного поколения

г) проблема отцов и детей

Ответ :

11. Кому принадлежат данные слова?

«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была

только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?

а) Печорину б) Грушницкому в) Вернеру

Ответ :

12. Кто из героев романа умер по дороге из Персии?

А) Грушницкий б) Печорин в) Вернер г) Вулич

Ответ :

13. В какой из повестей романа «Герой нашего времени» звучит песня?

Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку.
Везет моя лодочка
Вещи драгоценны,
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка.


а) «Бэла»
б) «Княжна Мери»
в) «Тамань»
г) «Фаталист»

Ответ :

14. Что понял Печорин после расставания с Верой?

а) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце;
б) что он никогда ее не любил;
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

Ответ :

15. Чем является роман «Герой нашего времени» (по авторскому определению)?

а) историей любви;

б) историей жизни;

в) историей души человеческой

Ответ :

Ответы: 13 в

14 а

15 в

Тест по литературе Герой нашего времени (М.Ю. Лермонтов) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зер­кало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою те­нью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собою.
Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружа­ясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и ду­шевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. После этого говорите, что душа не зависит от тела!..
Возвратясь, я нашел у себя доктора. На нем были серые рейтузы, архалук и черкесская шапка. Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воин­ственное, а в этот раз оно было еще длиннее обыкновенного.
— Отчего вы так печальны, доктор? — сказал я ему. — Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной, — и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете надо мною сделать теперь несколько важных физиологических на­блюдений… Ожидание насильственной смерти не есть ли уже на­стоящая болезнь?
Эта мысль поразила доктора, и он развеселился.
Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, и мы пустились, — мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась.
Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказа­лось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умираю­щей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он зо­лотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густо­лиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню -в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любо­пытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком ли­стке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной. Мы ехали молча.
— Написали ли вы свое завещание? — вдруг спросил Вернер.
— Нет.
— А если будете убиты? ..
— Наследники отыщутся сами.
— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..
Я покачал головой.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется литературное направление, отражающее законо­мерности жизни, взаимосвязь человека и среды, к которому при­надлежит произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего време­ни»?

2. От чьего лица ведется повествование в представленном фрагменте?

3. Какое событие последует непосредственно после описанного в дан­ном эпизоде?

4. Как называется прием психологизма, заключающийся в изобра­жении внешности героя литературного произведения?

Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окружен­ные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо…

5. Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении, завершающий приведенный фрагмент?

Задания с развернутым ответом

6.

7.

8.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите жанр данного произведения?

2. Как называется глава, из которой взят фрагмент?

3. Какой герой появится в тексте непосредственно после описанного в данном эпизоде?

4. Как называется описание природы в литературном произведении, отражающее душевное состояние героя?

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказа­лось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умираю­щей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томле­ние…

5. Укажите название художественного определения, обладающего особой выразительностью: миллионы радужных лучей, в дымную даль, непроницаемою стеной.

Задания с развернутым ответом

6. Какова роль доктора Вернера в приведенном фрагменте и в произ­ведении в целом?

7. Какова роль картин природы в приведенном фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А.С. Пушкина «Цыганы». Чем различаются картины природы и их роль в этих произведениях?

Фрагмент произведения А.С. Пушкина «Цыганы»

Алеко спит. В его уме
Виденье смутное играет;
Он, с криком пробудясь во тьме,
Ревниво руку простирает;
Но обробелая рука
Покровы хладные хватает —
Его подруга далека…
Он с трепетом привстал и внемлет…
Все тихо — страх его объемлет,
По нем текут и жар и хлад;
Встает он, из шатра выходит,
Вокруг телег, ужасен, бродит;
Спокойно все; поля молчат;
Темно; луна зашла в туманы,
Чуть брезжит звезд неверный свет,
Чуть по росе приметный след
Ведет за дальные курганы:
Нетерпеливо он идет,
Ку да зловещий след ведет.

Могила на краю дороги
Вдали белеет перед ним…
Туда слабеющие ноги
Влачит, предчувствием томим,
Дрожат уста, дрожат колени,
Идет… и вдруг… иль это сон?
Вдруг видит близкие две тени
И близкой шепот слышит он —
Над обесславленной могилой.

Ответы на тест по литературе Герой нашего времени (М.Ю. Лермонтов)
1 вариант
1. реализм
2. Печорин
3. дуэль
4. портрет
5. диалог
2 вариант
1. роман
2. Княжна Мери
3. Грушницкий
4. пейзаж
5. эпитет