Презентация на тему "понятие общественного прогресса". Презентация на тему проблема общественного прогресса Что означает слово «прогресс»

Слайд 2

Общественный прогресс

Понятие «общественный прогресс»; направленность общественного прогресса: прогресс и регресс, линейное и циклическое развитие; реформы и революции; критерии и противоречия общественного прогресса.

Слайд 3

«Прогресс» (лат.) - «движение от низшего к высшему»

  • Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
  • Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
  • Для регресса характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.
  • Слайд 4

    Пути общественного развития

  • Слайд 5

    Эволюция

    • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
    • Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.
  • Слайд 6

    Революция

    • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
    • Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.
  • Слайд 7

    Реформы

    Реформы – это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.

  • Слайд 8

    Основные противоречия прогресса

    • Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
    • Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
    • Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.
    • Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.
  • Слайд 9

    Критерии общественного прогресса

    • До XVII – XVIII вв. - рост науки и разума.
    • И. Кант - замена деспотизма природы диктатом разума.
    • Философы XIX в. - нравственность в тех или иных ее формах.
    • К Маркс - свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил.
    • Современная обществоведческая мысль - качество жизни.
  • Посмотреть все слайды

    Урок 36-37

    Обществознание, профильный уровень

    / Проблема общественного прогресса /

    Д.З: § 15, ?? (с.154), задания (с.154-156)

    © А.И. Колмаков


    • способствовать формированию понимания прогресса и регресс в развитии общества;
    • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
    • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
    • способствовать выработке научной позиции учащихся.

    Универсальные учебные действия

    • Знать: особенности общественного прогресса, анализировать его критерии, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Противоречивость прогресса.
    • Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по теме, делать выводы, решать познавательные и проблемные задания.

    • общественный прогресс;
    • регресс;
    • критерии прогресса ;
    • многовариантность общественного развития;
    • историческая альтернатива;
    • критерий прогресса

    Изучение нового материала

    • Прогресс и регресс.
    • Противоречивость прогресса.
    • Критерии прогресса.
    • .
    • Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

    Вспомните. Какой смысл наука вкладывает в понятие «общество»? Чем отличается линейно-стадиальный подход к пониманию общества от локально-цивилизационного?


    «Прогресс» (лат.) - «движение от низшего к высшему»

    • Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
    • Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
    • Для регресс а характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

    ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС

    X. Ортега-и-Гассет писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться».


    Пути общественного развития

    ПРОГРЕСС

    революция

    эволюция

    Эволюция:

    • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
    • Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.

    Революция

    • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
    • Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.

    Плакат времён Великой октябрьской

    Социалистической революции


    Реформы

    это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.


    Основные противоречия прогресса:

    • Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъёмы и спады , периоды позитивных сдвигов и попятные движения .
    • Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой .
    • Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными , также и отрицательные последствия для общества.
    • Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой , когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей .

    Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные. " width="640"

    ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОГРЕССА

    = Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.


    КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

    УНИВЕРСАЛЬНЫМ КРИТЕРИЕМ

    СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ГУМАНИЗМ.


    А. Кондорсе (критерий прогресса - развитие разума).

    А. Сен-Симон (общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья).

    Ф.В.Шеллинг (критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству).

    Г. Гегель (критерий прогресса- сознание свободы).

    Критерии прогресса. Философы


    Критерии общественного прогресса.

    • До XVII XVIII вв. - рост науки и разума.
    • И. Кант - замена деспотизма природы диктатом разума.
    • Философы XIX в. - нравственность в тех или иных ее формах.
    • К Маркс - свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил.
    • Современная обществоведческая мысль - качество жизни.

    МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

    Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива.


    МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

    Исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции - единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.

    Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор


    Проверь себя

    1) Что означает слово «прогресс»?

    2) Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс?

    3) В чём заключается противоречивость общественного прогресса?

    4) Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом? В чём состоит их ограниченность?

    5) Какой критерий прогресса можно признать универсальным? В чём его преимущества?

    6) Почему пути и формы общественного развития многообразны?

    7) В чём смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?


    рефлексия

    • Что узнали?
    • Каким способом?
    • Чему научились?
    • Какие испытывали трудности?
    • Интересно ли было на уроке?

    • Источники
    • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
    • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.

    Слайд 2

    Общественный прогресс – это поступательное развитие общества по восходящей линии: от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

    по какому пути идет общество - по пути прогресса или регресса?

    Слайд 3

    Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй - «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

    Слайд 4

    До 1500 гг. в Европе издавалось около 1 тыс. наименований книг за год. В 1950 гг. было издано 120 тыс. наименований книг за год. К середине 1960-х гг. мировое производство книг (включая Европу) достигло 1 тыс. наименований в день. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет (1883-1955 гг.) писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться». Что можно считать критерием прогресса?

    Слайд 5

    древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.XVIII в. французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794 гг.) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Эту веру в прогресс воспринял и Карл Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему развитию производства и самого человека.

    Слайд 6

    КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

    Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Так, Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

    Слайд 7

    критерием может служить только постепенное приближение к правовому устройству (Шеллинг); Критерий прогресса в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества (Гегель); высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека; критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. переход от аграрного общества к индустриальному, а затем к постиндустриальному, существенное обновление, изменение в каких-либо областях (экономика, культура и т.д.)

    Слайд 8

    Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Коллаж Екатерины Корневой БУДУЩЕЕ ЗА ГУМАНИЗМОМ

    Слайд 9

    Особенности социального прогресса:

    Возрастание темпов социального прогресса, или «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. - различные народы развиваются с неодинаковой скоростью: одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии первобытно - общинного строя. Процессы могут быть разнонаправленными (прогресс – в одной области, регресс – в другой).

    Слайд 10

    Цена прогресса

    1) Удобства городской жизни → «болезни урбанизации»: транспортное утомление, загрязнение воздуха, уличный шум → стресс, болезни органов дыхания.2) Стремление ускорить прогресс (20-30 – е гг. XX в.) в России привело к голоду, репрессиям, подчинению народа тотальному режиму

    Слайд 11

    http://www.allwomens.ru/mistika/filosofiya/ http://www.gamesby.net/games/review/1276.htm http://www.vestnikcivitas.ru/pbls/543 http://ecocrisis.wordpress.com/2008/07/12/ Источники: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г. Интернет – ресурсы:

    Посмотреть все слайды

    Предварительный просмотр:

    Все в мире науки делятся на естественные и общественные. Есть науки, находящиеся на стыке тех и других, к таковым следует отнести гуманитарные науки, изучающие человека и общество.

    Естественные науки (или как говорят - естествознание) представляют собой сумму знаний о законах и закономерностях бытия природы в целом, природных явлений в особенности. К ним относятся, в частности, астрономия, физика, химия, биология, математика, география. К общественным наукам относят философию, социологию, историю, политологию, логику, этику, эстетику, юриспруденцию и другие науки, так как они исследуют закономерности функционирования и развития общества в целом и его отдельных составляющих.

    Обществознание как направление познавательной деятельности человека, выраженное в накоплении и систематизации научного знания об обществе в целом и его отдельных сферах, представляет собой социально-гуманитарную отрасль знания, которая выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению к частным общественным наукам и обеспечивает их единство.

    Накопление знаний об обществе имеет многовековую историю.

    С древних времен людей интересовали вопросы, связанные с различными проблемами функционирования и развития общества, местом и ролью человека как члена общества. Однако в течение долгого времени познание общества не носило строго научного характера.

    Мысли мудрецов Древнего Востока об организации мироздания, порядке общественной жизни, отношениях между людьми содержатся в древневосточной мифологии, в индийских Ведах, в учении Конфуция, в Даосизме.

    В высоко художественных литературных произведениях философов античности (Платона, Аристотеля) делается попытка решения проблемы «правильного» государственного устройства и проблемы соотношения индивида и общества.

    К анализу тенденций общественного развития, а также критике негативных сторон государственности обращается в своем теологическом трактате «О граде божьем» средневековый богослов Августин Блаженный.

    Большой вклад в развитие обществознания в эпоху Просвещения вносят теоретики общественного договора - Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. В своих трудах они анализируют процесс перехода человечества из дообщественного состояния в общественное, положение человека в государстве, его гражданские права и обязанности, а также проблему ущемления государственной машиной власти прав и свобод членов общества.

    Социалисты-утописты XVIII - начала XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн строят модели идеального социалистического общества, которое характеризуется социальной гармонией, равноправием и всеобщим благоденствием.

    Таким образом, от эпохи к эпохе шло постепенное накопление и усложнение знаний об обществе. К XIX веку обществознание окончательно дифференцируется, определяя ряд направлений в изучении общества, которые представлены современными общественными науками.

    Предварительный просмотр:

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Историческое развитие человечества - поиски социальной макротеории 10 класс, профильный уровень

    План 1. Понятие «цивилизация». 2. Теория локальных цивилизаций. 3. Теория общественно – экономических формаций. 4. Теория постиндустриального общества. 5. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

    Локально-стадиальный подход т ипология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому т ипология культур по О. Шпенглеру т ипология цивилизаций по А. Тойнби Слабости теории: преувеличение момента взаимной изоляции; определённая биологизация фаз развития цивилизации.

    Культурно-исторический тип (имеет свою историю, судьбу, предназначение) Цивилизация - наиболее творческий этап его развития « первичные цивилизации» не имеют ведущего начала (египетская, китайская, иранская и др.) « одноосновные цивилизации» имеют одно выраженное начало (еврейская, греческая, римская и др.) « двухосновные цивилизации » и меют два развитых начала (западноевропейская) « объединительная цивилизация» развивает политические, культурные, экономические начала (славянская)

    Типология по А. Тойнби « первичные» цивилизации - н еразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие « вторичные» цивилизации - в озникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования « третичные» цивилизации - возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Возможна гибель. Выход: создать единую высшую религию, «вселенскую церковь» и «вселенское государство ».

    Типология культур по О. Шпенглеру Цивилизация переживает стадии: упадка; умирания культуры; окостенения; потери творческих сил. Цивилизации (их 8) Изолированы Самостоятельны

    Теория общественно-экономических формаций Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс Исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций коммунистическая капиталистическая феодализм рабовладельческая первобытная ступень Переход - противоречие в способе производства классовая борьба. Простота и универсальность в объяснении процесса развития. НО: фатализм, безальтернативность, принижает роль человека.

    Теория постиндустриального общества Представители: Д. Белл общество доиндустриальное индустриальное Постиндустриальное: выросла роль науки; услуги на первом месте; выросла роль государственного прогноза

    Учение О. Тоффлера « Первая волна» - 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Результат - зарождение традиционного общества. «Вторая волна» - 300 лет назад превращение общества аграрного в индустриальное. «Третья волна» - наши дни. Мир вступил в постиндустриальное общество.

    Общее: выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества; обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере; эти переходы носят характер революционных изменений. Различия: главные фазы, которые проходят в своем развитии люди; роль духовных факторов.

    Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885 гг.) Русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

    Арнольд Джозеф Тойнби (1889 -1975 гг.) Британский историк, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

    Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (1880 – 1936 гг.) Выдающийся немецкий философ и культуролог. Основные труды - «Закат Европы», «Человек и техника»; «Годы решений».

    Карл Генрих Маркс (1818 – 1883 гг.) Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.)

    Дэниел Белл Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. Себя он однажды описывал как «социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре».

    Элвин (Олвин) Тоффлер Американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «Информационной цивилизации».

    Уолт Уитмен Ростоу (1916 – 2003) Родился в семье еврейских иммигрантов из России. Учился в Йельском университете; стипендиант Родса в Оксфорде; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском, Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте. Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).

    Словарь урока Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития. Локальные цивилизации - замкнутые цивилизации. Локально-цивилизационный подход - подход к историческому процессу, при котором главной «единицей» общественного исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности - цивилизации. Базис - определенная система общественных отношений. Надстройка - комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания. Общественно-экономическая формация - ступень развития общества со своим базисом и надстройкой.

    Ресурсы Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/ .

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Общество и общественные отношения 10 класс, профильный уровень

    Уровни социально-философского анализа общества уровень сущность конкретно- исторический На этом уровне анализируются конкретные события, народы, государства. Наряду с описанием единичных фактов присутствуют обобщающие понятия и суждения. историко- ти - пологический Обобщение, связанное с типологией общества. социально- философский Выделение, анализ всеобщих свойств общества.

    природа в широком смысле слова в узком смысле слова весь мир во всей бесконечности его форм и проявлений весь материальный мир

    Понятие природа употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - второй природы. В той ИЛИ ивой мере преобразованной и сформированной человеком. действуют люди, одарённые сознанием и имеющие цели действуют слепые, бессознательные силы гармоничная конфликтная общество природа взаимосвязь

    Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества ответ

    Omвem: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, НО и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.

    Что объединяет и что отличает общество и природу? Общество: имеет законы исторического развития; занимается созидательной деятельностью; преобразует мир, в том числе и природу. Природа: имеет собственные законы; постоянный и непрерывный эволюционный процесс; влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; может замедлять или ускорять развитие стран и народов; стихийна; долговечна.

    По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие. - Прочитайте п. 3 § 9. - Почему культуру называют «второй природой»? - Что мы понимаем под культурой? - Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле. - Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура» - Какую роль играет культура в жизни общества? Назовите главные черты культуры. Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие. - Почему это деление условное? - Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.

    понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира; взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Важнейшие составляющие элемента культуры:

    ОТНОСИТЕЛЬНО УСТОЙЧИВЫЕ СВЯЗИ БЕЗЛИЧНЫЕ (ФОРМАЛЬНЫЕ) СВЯЗИ ЗАТРАГИВАЮЩИЕ ВАЖНЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ

    Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др. Вторичный уровень образуют отношения, которые возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.

    Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.

    Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений социокультур-ные политические производст-венные семья СМИ церковь творческие союзы учреждения культуры партии движения лоббистские группы (группы давления на власть) частные предприятия акционерные общества профессио-нальные общества

    Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шеечснко; под ред. П.А. Баранов а. - М. : АСТ: Астрель, 2009 .

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Повторение домашнего задания Философия Нового времени; Ответы к тесту на с. 37-38.

    «Из истории русской философской мысли» Уроки 9-10.

    1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Общественно-философская мысль России богата и самобытна. Она представлена яркими именами крупных мыслителей, внесших значительный вклад в российскую и мировую культуру По мнению многих исследователей, формирование в России философии как самостоятельной, систематизированной области знания относится к XIX в. Однако это не означает, что в предшествующие эпохи философская мысль отсутствовала Уже в Киевскую Русь вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов церкви, византийских богословов

    1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Митрополит Иларио́н (умер ок. 1055) - митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого. Первый русский по происхождению митрополит в Киеве. Автор «Слова о Законе и Благодати» (1030-1050). Развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. 2. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек должен возложить на себя и большую нравственную ответственность. 3. Русская земля включена Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати»

    1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Монах Филофей (ок. 1465-1542) - старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Известен как предполагаемый автор концепции «Москва - Третий Рим» Представление о Москве, как о Третьем Риме, сложилось среди русских людей XVI в. на почве политических и религиозных воззрений, в связи с явлениями общеевропейской истории 2. «…единъ ты во всей поднебесной христианом царь якоже выше писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти…»

    1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Феофан Прокопович (1681-1736) - епископ Русской Православной Церкви, публицист, сподвижник Петра I Высоко ценил и отстаивал науку и просвещение 2. Один из первых в России философов- деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие 3. Во имя выставленного им идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком

    1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Василий Никитич Татищев (1686-1750) - известный русский историк 1. Вся литературная деятельность Татищева, включая и труды по истории и географии, преследовала публицистические задачи: польза общества была его главною целью (утилитаризм - моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью) 2. Основой общественных изменений Татищев считал «силу человеческого разума», что весьма характерно для философов эпохи Просвещения

    2. Философские искания XIX века Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) - русский философ и публицист В 1829-1831 гг. создает своё главное произведение - «Философические письма » 2. Осуществление истории есть реализация Божественной воли. Культурные достижения западных стран свидетельствуют, по его мнению, о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей 3. Отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму 4. Россия - страной отсталая, стоящая на обочине цивилизованного мира 5. В более поздних статьях и письмах Чаадаев утверждал, что Россия имеет свою историческую миссию

    2. Философские искания XIX века За́падничество - сложившееся в 1840-х-50-х годах направление русской общественной и философской мысли, выражавшее настроения либеральной и радикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др. Основываясь на признании изначального единства человечества и закономерностях его исторического развития, они полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские народы Западники полагали, что имеется единственный общечеловеческий путь развития, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы

    2. Философские искания XIX века Славянофи́льство - литературно-философское течение общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы Славянофилы верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского пути Любые попытки направить развитие России в русло западной цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей

    2. Философские искания XIX века Владимир Сергеевич Соловьёв (1853−1900) - российский религиозный философ, поэт, публицист, литературный критик Смыслом существования всего живого на Земле является стремление к соединению с Божественным логосом Через царство природное человеческое бытие постепенно приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается. Основной идеей его религиозной философии была идея Софии - Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром Вера не противоречит разуму, а дополняет его

    3. Цивилизационный путь России: продолжение споров Первая четверть прошлого столетия стала периодом активной творческой деятельности целой плеяды отечественных философов Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.), С. Н. Булгаков (1871-1944 гг.), П. А. Флоренский (1882-1937 гг.), Г. Г. Шпет (1879-1937 гг.) Евразийская доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии. Н. А. Бердяев как и его предшественник В. Соловьев, исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком. Россия стала ареной «столкновения и противоборства восточных и западных элементов»

    Конституционно-правовой статус Российской Федерации Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

    Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации

    Часть 2 статьи 65 Конституции РФ предусматривает возможность изменения состава Российской Федерации. Подобное может происходить путем: Принятия в Российскую Федерацию субъекта "со стороны" Образования в ее составе нового субъекта Изменения конституционно-правового статуса субъекта.

    Предметы ведения Российской Федерации Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закреплены в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ. Вопросы государственного Строительства и защиты прав и свобод вопросы деятельности правоохранительных органов и правовой системы Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации Вопросы регулирования экономики и социального развития

    Согласно Конституции Российская Федерация - это суверенное государство, обладающая всей полнотой власти на своей территории, и вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах о его субъектах решен одинаково: федерация суверенна, а его субъекты - нет.


    Слайд 1

    Проблема общественного прогресса.

    Слайд 2

    Общественный прогресс – это поступательное развитие общества по восходящей линии: от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

    по какому пути идет общество - по пути прогресса или регресса?

    Слайд 3

    Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй - «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

    Слайд 4

    До 1500 гг. в Европе издавалось около 1 тыс. наименований книг за год. В 1950 гг. было издано 120 тыс. наименований книг за год. К середине 1960-х гг. мировое производство книг (включая Европу) достигло 1 тыс. наименований в день. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет (1883-1955 гг.) писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться».

    Слайд 5

    древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. XVIII в. французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794 гг.) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Эту веру в прогресс воспринял и Карл Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему развитию производства и самого человека.

    Слайд 6

    КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

    Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Так, Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

    Слайд 7

    критерием может служить только постепенное приближение к правовому устройству (Шеллинг); Критерий прогресса в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества (Гегель); высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека; критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. переход от аграрного общества к индустриальному, а затем к постиндустриальному, существенное обновление, изменение в каких-либо областях (экономика, культура и т.д.)

    Слайд 8

    Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

    Коллаж Екатерины Корневой БУДУЩЕЕ ЗА ГУМАНИЗМОМ

    Слайд 9

    Особенности социального прогресса:

    Возрастание темпов социального прогресса, или «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. - различные народы развиваются с неодинаковой скоростью: одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии первобытно - общинного строя. Процессы могут быть разнонаправленными (прогресс – в одной области, регресс – в другой).

    Слайд 10

    Цена прогресса

    1) Удобства городской жизни → «болезни урбанизации»: транспортное утомление, загрязнение воздуха, уличный шум → стресс, болезни органов дыхания. 2) Стремление ускорить прогресс (20-30 – е гг. XX в.) в России привело к голоду, репрессиям, подчинению народа тотальному режиму

    Слайд 11

    http://www.allwomens.ru/mistika/filosofiya/ http://www.gamesby.net/games/review/1276.htm http://www.vestnikcivitas.ru/pbls/543 http://ecocrisis.wordpress.com/2008/07/12/