Трагедия катерины неизбежность или ошибка. Душевная трагедия Катерины (по драме А.Н. Островского «Гроза»)

В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию. На примере образа Катерины изображена борьба всего народа против «темного царства» и его патриархальных порядков.

Главным персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Ее протест против «кабановских» порядков, борьбу за свое счастье и изображает в драме автор.

Катерина выросла в доме небогатого купца, там возмужала духовно и морально. Катерина была незаурядной личностью, и в чертах ее лица была какая-то необычайная прелесть. Вся она «дышала» русской, истинно народной красотой; вот как говорит о ней Борис: «Какая-то у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

До своего замужества Катерина «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», занималась чем хотела и когда хотела, никто и никогда не заставлял ее и не принуждал делать то, что ей, Катерине, не хотелось.

Ее духовный мир был очень богат и многообразен. Катерина была очень поэтической натурой с богатым воображением. В ее разговорах мы слышим народную мудрость и народные высказывания. Ее душа стремилась к полету;, «Отчего люди не летают как птицы? Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Душа Катерины «воспитывалась» и на рассказах богомолок, которые каждый день были в доме, и на шитье по бархату (шитье воспитало ее и привело в мир красоты и добра, в мир искусства).

После замужества резко изменилась жизнь Катерины. В доме Кабановых Катерина была одна, ее мир, ее душу ник то не то не мог понять, Это одиночество было первым, шагом к трагедии. Резко изменилось и отношение домашних к героине. Дом Кабановых придерживался таких же порядков и обычаев, как родительский дом Катерины, но здесь «все как будто из-под неволи». Жестокие порядки Кабанихи притупили в Катерине стремление к возвышенному, с этих пор душа героини падала в бездну.

Еще одна боль Катерины - непонимание ее мужем. Тихон был добрым, ранимым человеком, очень слабым по сравнению с Катериной, у него не было никогда своего мнения - он подчинялся мнению другого, более сильного человека. Тихон не мог понять стремления своей жены: «Не разберу я тебя, Катя». Это непонимание приблизило Катерину еще на один шаг к катастрофе.

Трагедией для Катерины стала и любовь к Борису. По словам Добролюбова, Борис был таким же как и Тихон, только образованным. Из-за своей образованности он и попал в поле зрения Катерины. Из всей толпы «темного царства» она выбрала его, отличавшегося немного от остальных. Однако Борис оказался еще хуже Тихона, он печется только о себе: он думает только о том, что скажут о нем окружающие. Он бросает Катерину на произвол судьбы, на расправу «темного царства»: «Ну, бог с тобой! Только одно и надо просить у бога, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!».

Катерина же искренне любит Бориса, беспокоится о нем: «Что-то он теперь, бедный, делает?.. За что я его в беду ввела? Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье - ему вечный позор!».

Нравы города Калинова, его грубость да «бедность нагольная» были не приемлемы для Катерины: «Коль захочу, так и уйду, куда глаза глядят. Никто не остановит меня, уж таков

Характер у меня».

Высокую оценку произведению дал Добролюбов. Катерину он назвал «лучом света в «темном царстве». В ее трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине мы видим протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». В образе Катерины Добролюбов видит воплощение «русской живой натуры». Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. Поступок Катерины неоднозначен.

Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» является прекрасным образом русской женщины в русской литературе.


В основу пьесы А. Н. Островского “Гроза” положен конфликт “темного царства” и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза - это символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и то же время - воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.
В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых и “старших”. “Темное царство” - это зловещая среда бессердечности и тупого, рабского преклонения перед старыми порядками. Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, представленные Кулигиным, а также чистая душа Катерины, которая, пусть и бессознательно, искренностью и цельностью своей натуры этому миру враждебна.
Детство и юность Катерины прошли в купеческой среде, но дома ее окружали ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Как она сама говорит, “... жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”.
Отданная замуж за Тихона, она очутилась в зловещей среде бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых, давно прогнивших порядков, за которые так жадно хватаются “самодуры русской жизни”. Кабанова тщетно пытается внушить Катерине свои деспотические законы, составляющие, по ее мнению, основу домашнего благополучия и прочность семейных уз: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, исполнительность и уважение к старшим. Так воспитан ее сын.
Кабанова и из Катерины намеревалась слепить нечто подобное тому, во что превратила она свое чадо. Но мы видим, что для молодой женщины, очутившейся в доме свекрови, такая участь исключается. Диалоги с Кабанихой
показывают, что “натура Катерины не примет низменных чувств”. В доме мужа ее окружает атмосфера жестокости, унижения, подозрительности. Она пытается отстаивать свое право на уважение, не хочет никому угождать, хочет любить и быть любимой. Катерина одинока, ей не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности распознать внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется единственным, кто решится увезти ее из “темного царства” в сказочный мир.
Катерина религиозна, но ее искренность в вере отличается от религиозности свекрови, для которой вера лишь орудие, позволяющее ей держать в страхе и повиновении окружающих. Катерина же воспринимала церковь, иконопись, христианское песнопение как встречу с чем-то таинственным, прекрасным, уносящим ее далеко от мрачного мира Кабановых. Катерина, как человек верующий, старается не обращать особого внимания на поучения Кабановой. Но это до поры до времени. Терпению даже самого терпеливого человека всегда приходит конец. Катерина же “терпит до тех пор... пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною”. Для героини этим “требованием ее натуры” стало стремление к личной свободе. Жить, не прислушиваясь к глупым советам со стороны всяких кабановых и прочих, думать так, как думается, разбираться во всем самостоятельно, без всяких посторонних и никчемных увещеваний, - вот то, что для Катерины имеет наибольшую важность. Вот то, что она никому не позволит топтать. Ее личная свобода - это самая дорогая ценность. Даже жизнь Катерина ценит гораздо меньше.
Героиня поначалу смирилась, надеясь обнаружить хоть какое-то сочувствие, понимание со стороны окружающих. Но это оказалось невозможным. Даже сны Катерине стали сниться какие-то “грешные”; будто мчится она тройке резвых лошадей, упоенная счастьем, рядом с любимым человеком... Катерина протестует против соблазнительных видений, но человеческая природа отстояла свои права. В героине проснулась женщина. Желание любить и быть любимой нарастает с неумолимой силой. И это вполне естественное стремление. Ведь Катерине всего 16 лет - самый расцвет молодых, искренних чувств. Но она сомневается, размышляет, и все мысли ее таят в себе панический страх. Героиня ищет объяснение своим чувствам, в душе желает оправдаться перед мужем, пытается отторгнуть от себя смутные желания. Но действительность, реальное положение вещей вернули Катерину самой себе: “Перед кем я притворяюсь-то...”
Самая важная черта характера Катерины - честность перед собой, мужем и другими людьми; нежелание жить во лжи. Она говорит Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена, когда Катерина признается мужу в измене.
Ее самая большая ценность - свобода души. Катерина, привыкшая жить, по ее признанию в разговоре с Варварой, “точно птичка на воле”, тяготится тем, что в доме Кабановой все исходит “будто из-под неволи!”. А раньше было иначе. День начинался и кончался молитвой, а остальное время занимали прогулки по саду. Ее молодость овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, золотые храмы, райские сады - может ли все это сниться обыкновенному земному грешнику? А Катерине снились именно такие загадочные сны. Это свидетельствует о незаурядности натуры героини. Нежелание принять мораль “темного царства”, способность сохранить чистоту своей души - свидетельство силы и цельности характера героини. Она сама о себе говорит: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь”.
С таким характером не могла Катерина после измены Тихону оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и нравоучения Кабанихи, потерять свободу. Ей трудно находиться там, где ее не понимают и унижают. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше...” Она действует по первому зову сердца, по первому душевному порыву. И в этом, выходит, ее беда. Такие люди не приспособлены к жизненным реалиям, и все время чувствуют, что они лишние. Их духовная и моральная сила, которая способна противостоять и бороться, никогда не иссякнет. Добролюбов справедливо отметил, что “самый сильный протест бывает тот, который поднимается... из груди самых слабых и терпеливых”.
И Катерина, сама того не сознавая, бросила вызов самодурной силе: правда, он привел ее к трагическим последствиям. Героиня погибает, отстаивая независимость своего мира. Она не хочет становиться обманщицей и притворщицей. Любовь к Борису лишает характер Катерины цельности. Она изменяет не мужу, а себе самой, поэтому ее суд над собой так жесток. Но, умирая, героиня спасает свою душу и обретает желанную свободу.
Смерть Катерины в финале пьесы закономерна - для нее нет иного выхода. Она не может присоединиться к тем, кто исповедует принципы “темного царства”, стать одним из его представителей, так как это означало бы уничтожить в себе, в собственной душе все самое светлое и чистое; не может смириться с положением зависимой, примкнуть к “жертвам” “темного царства” - жить по принципу “лишь бы все шито да крыто было”. С такой жизнью Катерина решает расстаться. “Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!” - говорит Кулигин Кабановой после трагической гибели героини, подчеркивая, что Катерина обрела желанную, выстраданную свободу.
Таким образом А. Н. Островский показал протест ханжеству, лжи, пошлости и лицемерию окружающего мира. Протест оказался саморазрушительным, но он был и есть свидетельство свободного выбора личности, не желающей мириться с законами, навязываемыми ей обществом.

С какого же момента началась трагедия Катерины? С того самого, как она оказалась в доме Кабановых. С того самого, как стала жить по их законам. Хотя обычаи в их доме и были такие же, как в ее родном, вот только здесь они выполнялись будто бы по принуждения.

В родных краях девушка жила вольно и свободно. Могла весь день беззаботно слушать рассказы да пение странниц. Никогда не выполняла тяжелую работу. Но как только девушка перебралась в дом мужа, ей стало казаться, будто она уже не может дышать полной грудью, негде стало ей разгуляться.

Причиной стали натянутые отношения между свекровью и невесткой. Кабаниха, любящая жесткие правила и порядок, постоянно цеплялась к Катерине, доводила ее. Причина была в том, что она слишком ревновала своего любимого сына к другой женщине. Ведь после свадьбы любовь Тихона стала доставаться не только ей, а еще и Катерине.

Но насколько была сильна любовь мужа? Хватало ли ее свободолюбивой героине? Казалось бы, можно найти утешения у родного и любимого мужа, можно попросить у него защиты от его жесткой матери. Но не тут-то было. Тихон оказался бесхарактерным мужчиной, неспособным перечить матери. Нельзя чувствовать себя за ним, как за каменной стеной.

Ну и что взять с такого мужа? Ей хотелось острых ощущений и сильных чувств. Был ли он любим Катериной на самом деле, если взгляд девушки пал на Бориса, который показался ей особенным в этом мире? Но и с ним бедной не повезло. Эгоистичный Борис не думал ни о ком, кроме себя. Беспокоился лишь об общественном мнении, которое могло сложиться, заведи он интрижку с замужней женщиной.

Получила ли поддержку Катерина от Бориса? Нельзя так сказать. Парень отказался брать ее с собой, когда отправлялся в Сибирь. Он лишь пожелал скорейшей смерти девушке, чтобы она долго не мучилась.

Измученная угрызениями совести героиня решается признаться в измене Тихону и Кабанихе. Через время Тихон говорит девушке, что прощает ее, потому что видит, как она страдает от этого.

Но Катерина понимает, что остальные осудят ее, что не будет ей спокойного житья. Она не хочет возвращаться в дом, где все стало ей противно, где так ущемляют ее свободу, где сердце ее не чувствует спокойствия и умиротворения. Героиня не хочет жить в мире, где никто не может понять ее чувств, поэтому решает освободить свою душу, бросившись в реку.

Трагедия Катерины заключается в том, что близкие люди не хотели ее понять, поддержать, что они только лишь ущемляли свободу ее действий и души.

Вариант 2

«Гроза» Островского, произведение показывающее конфликт Катерины с деспотами, дураками и невеждами. Катерина является основным героем драмы. Эта героиня имеет свои взгляды на жизнь. Читатель должен это увидеть, после этого только становится ясен возникший конфликт и печальный финал драмы. Катерина рассказывает нам о своем детстве, а также о местах, где родилась и жила.

Жизнь героини была довольно свободно и раскованной. Каждый день у нее был ранний подъем. Далее вместе с мамой они ходили в церковь, после этого Катерина занималась работой. При такой жизни, в принципе не может возникнуть никакого конфликта и ненависти к близким людям. Героиня живет в такой час, когда патриархальная семья держится только на насилии и злости. Героиня поняла это только в доме Кабановых.

Девушка вышла замуж рано, возможно она и понимала, что это спешное действие, но ничего сделать не могла. Это было решение ее семьи, к которому героиня отнеслась спокойно, как будто, так и должно быть. В семью Кабановых Катерина приходит со своим представлением семейной жизни, со своими надеждами и ожиданиями. Катерина ждала, чтоб муж будет ею властвовать, но и в то же время защищать. Но, этого не происходит. Тихон никак не подходит к этой роли. С этого момента, старая жизнь закончилась. Теперь героиня находится в окружении лживых и лицемерных людей.

Героиня теперь посещает церковь, но не испытывает никакого облегчения и чувств. Религия начинает наступать на Катерину, когда внутри ее беспокойство. Героиня теперь не может произносить молитвы, ведь образ ее жизни теперь полностью противоречит заповедям. Катерине страшно за себя, девушка хочет свободы. Многие дела, которыми она любила заниматься ранее, теперь стали чужды. В ее голове каждую минуту присутствуют негативные мысли, которые мешают ей воспринимать красоту природы. Теперь героине только и остается, что мечтать и терпеть. Но, все это становится напрасным, ведь реальность всегда победит мечты.

Катерина теперь живет в мире, который провоцирует и подталкивает девушку врать и обманывать. Героиня по своей природе другой человек. Борис притягивает ее не только тем, что он другой человек, нежели те, кто окружает героиню. Просто Катерина не нашла ответной любви в муже, ей хочется внимания и любви, но его нет. Ей нужно было обманывать и проявлять хитрость, но это не для нее. Героиня устала, и она решается рассказать свекрови и мужу о своем грехе.

Других вариантов, кроме признания ей не остается. Все, что ей можно сделать в этой ситуации, так это смирится и стать покорной женой и рабыней свекрухи. Но, снова героиня показывает, что она другой человек, у нее другой характер. Катерина нашла выход, она умрет. В последние дни она никого не винит, она просто устала и уже не может жить на этом свете. Все решено, и уже бесповоротно. Катерина больше не намерена жить такой ничтожной жизнью. Свекровь для нее стала злой и бесчеловечной женщиной, а муж как был слаб, таким же и остался. Спасение только одно от всего этого – смерть.

Трагедия Катерины в пьесе Островского Гроза

Действия пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются на берегу Волги, в городе Калинов. Название вымышленное, эти события могли произойти в любом городе России, как в приволжском, так и нет. Но все же мощь и красота великой русской реки играет определенную роль в истории. Ведь именно Волге доверяет себя главная героиня повести.

Жестокие нравы в городе, об этом нам повествует мещанин и механик Кулигин. Бедному человеку не заработать больше куска хлеба, сколько бы он не трудился. Простые жители города спят не больше трех часов в сутки. А богатые их трудами «даровыми» еще больше наживаются. Россия конца 19 века – это мир самодуров, тиранов, деспотов, богатеющего купечества. В таком суровом мире, названным критиком Николаем Добролюбовым «темном царством», приходится выживать героям произведения.

Каждый здесь приспосабливается как может. Кто-то приживается и становится частью темного царства, кто-то мучается и страдает. Дикой и Кабанова заправляют Калиновым. Один богатеет, вторая – благодетельная напоказ, но совсем «заела своих домашних». Кулигина греет мысль о находке вечного двигателя и о премии, которую сможет потратить на изменение жизни в городе. Конторщик Ваня Кудряш весел, «зубаст», не дает спуску Дикому в словесной перепалке и легко на все реагирует. Борис Григорьевич терпит нападки и издевательства родного дядя, надеясь получить часть бабушкиного наследства. Тихон – сын Кабанихи страдает от суровой матери, но выполняет все ее требования беспрекословно. Поэтому периодически уходит в загул, много пьет, вырвавшись из-под жесткого контроля любимой «маменьки». Варвара адаптировалась к условиям семьи и характеру мамаши, научилась приспосабливаться.

Каждый при своем. И только Катерина – жена Тихона не может отыскать здесь свое место. Она скромная, добрая девушка, благодетельная, но с горячим нравом. Когда была не замужем, мама, души в ней не чаяла, одевала «как куклу», не заставляла работать, все разрешала, да ей и трудно было что-то запретить. Как-то Катя, будучи еще ребенком, обиделась на родителей за что-то. Так выбежала в ночь на реку, залезла в лодку и оттолкнулась от берега. Нашли ее только к утру. Вот такой у нее пылкий, свободолюбивый нрав. Она совсем не терпит несправедливости и неволи. А ведь в доме Кабановых, при внешнем сходстве с обычаями родной семьи, все как раз «из-под неволи».

Катя мечтает стать птицей и улететь, лишь бы не сносить больше упреков, несправедливых обид, тьмы свекрови и ее дома. Она не любит мужа, но жалеет. И был бы он самостоятельным мужчиной, а не безвольным сыночком при маменьке, стала бы ему хорошей и верной супругой. Тихон по-своему любит жену. Но никогда слова поперек матери не скажет. Марфе Игнатьевне просто нравится тиранить сына и невестку особенно. Прикрывает она этот порок великой благодетелью. Ведь глупые молодые не смогут без нее прожить своим умом, ошибок понаделают, да пропадут.

И нет в трагедии Катерины вины кого-то одного. Виноваты все, кто-то больше, кто-то меньше. Чья-то тирания, чье-то безмолвствие и равнодушие. Ведь она всей душой хотела быть чистой, безупречной, хорошей женой, мечтала о детях. Вина Бориса в трагедии тоже есть. Он никак не попытался изменить ситуацию, спасти возлюбленную и уезжая только и молится о ее скорой смерти как избавлении от мук. Этот путь и выбирает Катя. Она не видит другого способа избавиться от гнета и неволи темного царства. Хоть и поступок ее противоречив. Н. Добролюбов в своей критической статье отметил, что самоубийством героини: «дан страшный вызов самодурной силе». А саму девушку он назвал лучом сета в темном царстве.

Лес – это живое чудо природы. Деревья не только украшают землю, но и приносят огромную пользу. Очень приятно гулять по лесу в любое время года, но не стоит забывать, что лес – это родной дом для многих животных.

  • Сочинение по картине Кустодиева Сирень 7 класс

    Какой же красивый кустарник - сирень! Посмотрев на нее в солнечный весенний день можно увидеть сотни, если не тысячи оттенков фиолетового! А как же эти маленькие цветочки красиво гармонирует с зеленой листвой!

  • Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник

    Ценность рассказа Толстого заключается в обрисовке нравов и характеров татар, проживающих среди гор Кавказа. Здесь мы видим их в сравнении друг с другом, в различии их статуса по отношению друг к другу

  • Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Это было переломное время для России. Патриархальные порядки, для которых «отсутсвие всякого закона, всякой логики- вот закон и логика этой жизни», начали рушиться. На смену им приходят новые веяния, новые мысли, новые люди. Но Островский в пьесе «Гроза» показал, насколько силен еще старозаветный уклад жизни, как еще очень немногие выказывают протест патриархальному строю. По словам Добролюбова, «Островский обладает глубоким понимаем русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны.» В пьесе очень четко описаны быт и нравы города Калинова и очень красочно обрисованы образы главных героев.
    Но среди всех образов выделяется один – Катерины, который Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве».
    Катерина – молодая женщины, которая обладает силой духа, стойким характером, но в то же время поэтична и наивна.
    Катерина выросла в атмосфере любви и понимания. «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу», - вспоминает она о своем детстве. Это время ассоциируется у нее со свободой, со счастьем – «я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Ее ни в чем не ограничивали – «что хочу бывало, то и делала».
    И вот из этого спокойного, незаметного, тихого мира Катерина попадает в дом Кабановой, где «все как будто из-под неволи». «В доме ее матери было то же, что и у Кабановых», - заметил Добролюбов. Но отсутствие свободы делает ее жизнь совершенно невыносимой. У Катерины богатый внутренний мир, этим она восполняла одноообразие дней, но в доме у Кабановой даже ее вображение не приходит ей на помощь. Как замечает Добролюбов, «в сумрачной обстановке новой семьи начала чувствовать Катерина недостаточность внешности, которою думала довольствоваться прежде. Под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чуствам.» Она скучает, ей одиноко, ей противен этот дом, но она терпит. Катерина будет терпеть, пока может, пока она в состоянии выносить «напраслину» и тиранию свекрови, пока еще способна находить утешенеие в церкви, в религии. «А уж коли очень мне здесь опостылит, так не удержат меня здесь никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь», - горячо заявлет Катерина.Вообще, горячность – черта, присущая Катерине. «Уж такая я зародилась горячая», -говорит она. И именно это качество не дает ей смириться со своим положением в доме. Поэтому она начинает борьбу.
    Катерина из всех героев выделяется своей силой: силой духа, силой воли, силой характера. Она единственная, кто смеет возражать Кабанихе.Ее слова-протест обессиливают Кабанову, но это только то немного, что может сделать Катерина в одиночку. Несмотря на свою силу, Катерина еще очень слаба, чтобы бороться с патриархальным укладом жизни сама.
    Она еще бессильна перед домостройскими порядками. Но за себя она постоит. Она не позволит себя унизить. Катерина остаивает свое человеческое достоинство со свойственными ей силой и горячностью. «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» -восклицает она на попытку Кабанихи унизить ее. Ее оскорбленное чувство собственного достоинства не дает ей промолчать на обидное слово. Она возражает, но это возражение пока единственное, что она может сделать для собственной защиты.
    Но вместе с силой в характере Катерины сочетаются также нежность, поэтичность, религиозность, мечтательность. И все эти черты искренние, а не лживые и лицемерные, как у «темного царства». Если Катерина верит в Бога, то эта вера чиста. Она видит в религии успокоение, утешение. Церковь – спасение для нее от гнета и тирании Кабановой. Вот как Катерина отзывается о церкви: «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу ничего, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится». Она очень поэтичная девушка. Ее речь льется. Образы, возникающие у нее, красочны и богаты. Вообще, Катерина – нежная, непосредственная, наивная. Но именно это и помогает ей терпеть Кабанову и ее порядки. Добролюбов сказла о Катерине: «Катерина... может быть уподоблена большой многоводной реке: она течет, как требует ее природное свойство; характер ее течения изменяется сообразно с местностью, через которую она проходит, но течение не останавливается; ровное дно, хорошее – она течет спокойно, камни большие встретились – она через них перескакивает, обрыв – льется каскадом, запружают ее – она бушует и прорывается в другом месте». И в спокойной жизни Катерины появился такой «прорыв». Им стал Борис. По словам Доборолюбова, «чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежноых наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине и изменили ее прежние, неопредленные и бесплотные мечты.» Но помимо простого стремления к любви, Катерина хотела найти в Борисе опору и поддержку, которую она не находила в муже, и возможность вырваться из ужасной среды «диких и кабановых». Борис – первая настоящая любовь в жизни Катерины. «Молоду тебя замуж отдали, погулять тебе в девках не пришлось», - замечает Варвара. Катерина вышла замуж не любя Тихона, но она пытается сделать это. Однако муж ее оказался ничтожеством, он не понимает Катерину. Это безвольный, бесхарактерный человек, который сам стремится вырваться из-под железной руки матери – ему не до жены. Катерина пытается дать ему клятву: она не смогла бы переступить через данное себе и мужу слово, но ее верность Тихону не нужна. Остается еще одна преграда –спасение – собственная совесть и страх перед божьим судом. В Катерине происходит внутренняя борьба между чувством к борису и долгом перед мужем. Катерине труднее всего переступить через долг к Тихону, но ничто не может удержать ее стремления к счастью. «Да может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выйдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела восопльзоваться. Да что я говорю-тоб что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!» - уговаривает себя Катерина. Поборов себя, она понимает, что ей уже ничего не страшно «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Она пожертвовала всем ради Бориса, но оказалось, что он такой же безвольный, как ее муж.
    И, когда Катерина под влиянием обстоятельств признается в своем грехе, ей не на кого опереться, незачем жить. Ей «что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше...» катерина бросается в Волгу, тем самым протестуя против быта по «Домострою», угнетенного положения женщины в семье, в обществе. «И дело кончено: она не будет более жертвой бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти, с бесхарактерным и противным ей мужем. Она освобождена!.. Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход».
    Трагичен конец Катерины, но он служит призывом к борьбе с саможурством. Трагедия Катерины – «протест против кабановский понятий о нравственности, протест, доведенный до конца...» Так Добролюбов определил значение образа Катерины. Трагедия Катерины в том, что она не находит в обществе подобных себе по силе характера и стремлениям людей. Катерина бросает вызов обществу «диких и кабановых» и своим трагичным концом вызывает еще большее уважение к своему образу, так как только сильный характер может решиться на такое.

    Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой.

    Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую?нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины – безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из?под неволи», – роняет Катерина, и в этом для нее главная драма. Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело.

    Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» – говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона. Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле.

    Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние.

    Она признается во всем мужу и Кабанихе. Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины – она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем.