Живи и помни анализ проблемы. Суд свой и людской. Характеристика главных героев

В отечественной литературе Валентин Григорьевич Распутин заслужил славу одного из лучших представителей «деревенской прозы». Наиболее яркой и эмоционально сильной стала повесть Распутина «Живи и помни», в которой он раскрыл проблематику нравственного выбора, долга, ответственности и любви. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1974 год.

История создания – Испытывая финансовую нужду, Распутин заключил договор на написание книги на тему стройки коммунизма. Однако в итоге сдал рукопись, центральным персонажем которой был дезертир. Повесть сразу завоевала большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами.

Тема – Центральная тема произведения - нравственный выбор каждого из героев. Также автором затронуты проблемы долга, ответственности, сострадания, любви.

Композиция – В основе композиция лежит антитеза - противопоставление двух человеческих начал - Андрея и его жены Настены. Композиция включает в себя эпилог (описание главных героев и их жизни), завязку (уход Андрея на фронт), развитие событий (госпитализация Андрея, его дезертирство), кульминация (самоубийство Настены), развязка (поиск Андрея в деревне).

Жанр - Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

По признанию Валентина Григорьевича, повесть «Живи и помни» оказалась совершенно незапланированной: писатель не вынашивал долгие месяцы ее идею, не собирал по крупицам необходимый ему материал.

В 70-х годах, оказавшись в стесненном материальном положении, Распутин заключил договор на написание книги, посвященной стройке коммунизма. Однако в результате, вместо идеологического произведения, Распутиным была написана глубоко драматическая повесть «Живи и помни».

С точки зрения выбора темы писатель иркутский писатель оказался новатором, поскольку главными героями его повести оказались дезертир и его супруга. Суть произведения заключена в смысле названия - живи, но помни о содеянном тобой.

Впервые повесть «Живи и помни» была опубликована в 1974 году в литературном журнале «Наш современник». До этого небольшие отрывки печатались в газетах. Спустя год повесть, благополучно пережившая литературную критику, вышла отдельной книгой, после чего неоднократно переиздавалась и была переведена на множество иностранных языков.

Повесть Распутина была удостоена литературными премиями еще при жизни писателя, она легла в основу театральных постановок и оперы, по ней снят художественный фильм.

Тема

В основе произведения лежит тема нравственного выбора человека во время суровых жизненных испытаний. В повести «Живи и помни» лакмусовой бумажкой, показывающей истинное лицо героев, становится война. Как известно, именно в экстремальных, суровых условиях человек способен снять все свои маски, проявить подлинные черты своего характера.

Война становится непреодолимым испытанием для Андрея Гуськова. На фронте он честно сражался за родину, не особо задумываясь о возможной смерти, был несколько раз ранен. Но уже на самом исходе войны, оказавшись в госпитале и узнав о преждевременном возвращении на линию огня, Гуськов сломался.

Оказавшись во власти собственного эгоизма и малодушия, он решается на дезертирство. Однако совершенное им предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу. Вид родной деревни уже не радует Андрея, ведь он не может открыто показаться своей семье - он дезертир, предатель, отщепенец. Жизнь, которой так дорожил герой, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки, невозможность расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Однако не Андрей и его внутренняя трагедия занимает писателя. Центральным в повести является образ Настены - его супруги. Молодая женщина сочетает в себе все лучшие черты: милосердие, доброту, беспокойство и ответственность за других людей, искреннюю веру в доброе начало.

Узнав о предательстве Андрея, она, все же, находит в себе силы пожалеть и помочь ему. Помимо воли Настена становится соучастницей страшного преступления, за которое по законам военного времени грозит расстрел. Ради мужа, которому она помогает скрываться в лесу, она вынуждена непрестанно лгать, хитрить, жить в постоянном страхе.

Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье - это дом, семья, любовь. Однако им уготована совсем иная судьба. Настена верит, что Андрея простят, если он выйдет людям и добровольно покается. Однако мужчина слишком слаб и труслив, чтобы совершить подобный поступок. Он находит бесчисленные оправдания собственному малодушию, не беспокоясь о том, что подставляет под удар, прежде всего, всю свою семью.

Весть о беременности Настены становится большим счастьем и, вместе с тем, серьезным испытанием для женщины. В деревне ее обвиняют в измене мужу, свекр выгоняет из дома, она вынуждена терпеть бесконечные унижения. Не выдержав всех лишений, выпавших на ее долю, Настена принимает решение покончить жизнь самоубийством. Весть о смерти жены и их не родившегося ребенком становится страшным ударом для Андрея, которому суждено нести этот крест до конца своих дней.

Автор подчеркивает основную мысль своего произведения - нет никаких оправданий безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, обществом, перед собственной совестью.

Композиция

Проводя в повести «Живи и помни анализ произведения, необходимо отметить его композиционную структуру, основанную на антитезе. Особенно ярко противопоставлены в повести характеры главных героев: слабого, трусливого и безвольного Андрея и его супруги Настены, женщины безгранично доброй, отзывчивой, совестливой.

Композиция произведения включает в себя:

  • эпилог - знакомство с главными героями и особенностями их быта в глухой сибирской деревушке;
  • завязка - уход Андрея на фронт;
  • развитие событий - тяжелое ранение Андрея, известие о его преждевременном возвращении на фронт, решение героя самовольно вернуться в родную деревню;
  • кульминация - самоубийство Настены, не выдержавшей душевных мук, связанных с предательством Андрея;
  • развязка – известие о дезертирстве Андрея, его поиск в деревне.

Главные герои

Жанр

«Живи и помни» написано в литературном жанре повесть, и принадлежит классической русской прозе. Повесть, в которой правдиво отобразились реалии военного времени, принадлежит направлению реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 187.

Произведение по жанровой направленности относится к реалистичной повести, центральной темой которой представляются авторские размышления о нравственном выборе человека, поставленного в суровые жизненные обстоятельства, а также проблематика человеческих отношений, выраженных в проявлении чувства долга, любви, ответственности, великодушия.

Основными персонажами повести являются супруги Гуськовы, представленных писателем в качестве двух противоположных характеров: Андрей изображается слабым, трусливым и безвольным мужчиной, а его жена Настена описывается доброй, сострадающей, отзывчивой женщиной.

Характеризуя Настену в повести как длинную, тощую женщину, отличающуюся застывший болезненным взглядом, писатель изображает собирательный образ русской женщины, испытавшей моральные и физические страдания в военный период.

Композиционная структура повести основывается на приеме антитезы и состоит из эпилога, завязки, развития повествовательного действия, кульминации и заключительной развязки. Эпилог знакомит читательскую аудиторию с главными персонажами, живущими в довоенное время в глухой сибирской деревне. Отправка Андрея на фронт составляет завязку повествования, а в виде развития сюжетной линии описываются события, связанные с тяжелым ранением Гуськова и его решением о возвращении домой, а не в места боевых действий. Кульминацией сюжета становится гибель Настены, покончившей жизнь самоубийством из-за предательства мужа, а развязкой – весть о дезертирстве Гуськова в деревне и его поиск.

Ключевой тематикой повести писатель представляет войну, ставшую для главного героя непреодолимым испытанием в виде его нравственной ломки, послужившей причиной совершения Андреем безнравственного поступка, дезертирства, которое в свою очередь привело к смерти его супруги и еще не родившегося младенца, поскольку Настена, ставшая соучастницей преступления мужа, не выдерживает жизненных лишений, обрушившихся на нее. Будучи беременной, скрывая в лесной чаще прячущегося от людей Андрея, Настена подвергается унижениям со стороны деревенских жителей, а в дальнейшем становится изгнанной свекром из собственного дома.

Вариант 2

Каждое произведение Валентина Распутина – это жизненная история человеческой души, в которой многие читатели нередко находят сходство, имеющие место в своей судьбе. Повесть «Живи и помни» - череда событий, в которых проявляются характеры героев, их судьбы в условиях деревенской атмосферы, где каждый стремится к обычному человеческому счастью.

В основу сюжета автор поместил побег главного героя с фронта, вокруг которого и сложились отношения героев друг с другом, проявилось их настоящее лицо. Тема войны заняла основную позицию в произведении. Главный герой – Андрей испытывает эмоциональное выгорание в военных условиях, хотя никогда не был склонен к побегу. Он всегда честно выполнял свой долг, но однажды не устоял. Совершив преступление, он сбегает к родным.

Одна за другой переплетаются в повести темы, близкие по своему исходу. Каждая из них несет драматизм. Тема женской доли сопровождает каждый дальнейший поворот событий. Это преданность, немыслимые душевные страдания, самопожертвование жены дезертира, которая терпеливо, с любовью поддерживает его на последующих этапах.

Автор очень точно подчеркнул мысль о том, что война не принесла никому радости. Она погубила немало людей – и тех, кто оказался в боевых условиях, и кто с нетерпением ожидал встречи с близкими, находясь в деревне. Война истерзала не только физически, но и ранила душу человека. Но именно благодаря этому нелегкому времени люди познали не только друг друга, но главное - себя. Так, Распутин за счет яркого противопоставления супругов показал, как происходит нравственное падение одного героя и преображение внутреннего мира другого под влиянием тяжелых переживаний. Ужасы войны привели в тупик Андрея, который неожиданно для себя поступает эгоистично. Не задумываясь о том, как изменится жизнь его близких людей, он сбегает с фронта и прячется недалеко от дома, подвергая душевным испытаниям и Настену. Замечая, что ничего не меняется, он начинает себя ненавидеть, совершая жестокие поступки, например, убивая косулю.

Таким образом, в произведении раскрываются простые человеческие истины, что вслед за преступлением всегда следует наказание. Однако подобные действия чреваты и тем, что становятся наказанием и для невинных любящих людей. Настена погибает вместе с не рожденным ребенком. Так судьба оставляет Андрея в полном одиночестве и в состоянии безысходности от того, что он не смог продолжить род и сберечь вторую половинку. Из-за него жена стала изгоем, а позже выбрала выход – самоубийство.

Как представитель «деревенской прозы» В. Распутин реалистично и трогательно раскрыл историю любви в условиях войны. В названии повести автор подчеркнул как мораль истину о том, что вслед за совершенными поступками всегда приходит расплата. В любом состоянии человек должен помнить о зле, которое приносит безнравственность.

Авторское отношение в повести к героям выражается в описании героев, лексике. Он разочарован в поступке Андрея, наблюдая, как черствела его душа с каждым необдуманным шагом, и радовался тогда, когда Настене было хорошо. Но трагический конец стал неизбежностью, так как, не разделив судьбу супруги, Андрей потянул за собой на дно и невинную душу.

Зачастую, всем нам не хватает лишь одного дня, одного часа, а быть может - даже одной минуты, чтобы успеть сделать нечто важное и значимое для кого-то, сказать главные слова или сделать главный поступок в своей жизни

  • Сочинение Здоровый образ жизни

    Здоровый образ жизни – это истинный путь к долголетию. Чтобы быть здоровым, сильным и красивым, нужно иметь железную силу воли и очень много трудиться, а именно работать в первую очередь над собой. ЗОЖ прививается с раннего детства.

  • Владимир Лавров

    Валентин Распутин написал повесть о трагической любви женщины к дезертиру. Не он первый обратился в современной литературе к этой сложной ситуации. Вспомним, например, «Лицом к лицу» Ч. Айтматова. Без труда можно обнаружить точки сближения, роднящие их прозу. Военное лихолетье породило заботы, беды, невзгоды, общие для киргизского аила и сибирской деревни Атамановки, протянувшейся по берегу Ангары. Была работа на последнем пределе сил, были черные известия о гибели сыновей, мужей, отцов. Были большие осиротевшие семьи, которые с трудом сводили концы с концами. Их тяжелая и горькая жизнь - самый страшный укор и уже вершащийся суд над предательством. Наконец, писателей соединяет осуждение дезертирства не только как тягчайшего государственного преступления, но и как нравственного одичания.

    Вместе с тем, очевидное сходство сюжета еще более оттеняет, подчеркивает своеобразие каждой из повестей. Не вдаваясь сейчас в подробное исследование творческой манеры писателей, останавливаюсь лишь на одном различии. Повесть Ч. Айтматова динамична, события разворачиваются в ней круто: то и дело возникают кризисные ситуации, резкие сшибки характеров. Непременно учтем, что события, о которых говорится в айтматовской прозе, падают на пору ожесточенной битвы на Волге. Решался исход войны. Это обстоятельство подспудно усиливало драматический накал рассказа. У В. Распутина речь идет о весне 1945 года, о времени, исполненном ожидания победы. Конец войны был очевидным, гадался его день. Смягчив остроту, действенность сюжета, писатель переносит центр тяжести в сферу духовных переживаний. Сложность же и сила их таковы, что буквально в первых эпизодах повести обозначатся два почти автономно существующих мира. Призрачное каждодневное существование персонажей будет все более противостоять глубине и подлинности их чувств, настроений, воспоминаний. Отсюда особая атмосфера рассказа, сотканная из тончайших внутренних движений, предчувствий, почти ясновидческой силы предсказания событий.

    Начинается повесть с того, что кто-то украл у Михеича, свекра героини, топор и лыжи. И Настёна сразу понимает все: прятался топор под плашку, в укромное, известное лишь близким людям место. А до этого события уже приезжал председатель сельсовета с милиционером и справлялся об Андрее Гуськове. Но мало ли что может быть в пору великого смешения человеческих судеб. К тому же примем во внимание живительное свойство человеческой психики, всегда тянущейся к лучшему. Часто даже вопреки реальным обстоятельствам. У Настёны же возникает такая неколебимая уверенность, что понесет она в баньку каравай хлеба для беглеца - и почти не удивится, когда он исчезнет. А потом пойдет на свидание и дождется Андрея. И лишь после первых разговоров, после грубой, воровской близости, после того, как начнут прощаться, впервые возникнет сомнение в правдоподобии всего происходящего. Так расколется мир, и как бы ни стремились герои воссоединить его, пропасть все более будет расширяться, приближая катастрофу.

    По сути дела, Андрей Гуськов убил себя в тот миг, когда принял отчаянное решение не возвращаться из госпиталя на фронт, а бежать домой - сначала в Иркутск, а потом в Атамановку. «Постояв немного, он спустился к Ангаре и по льду, не видя из-под яра деревни, добрел до своей бани. Там, едва притворив за собой дверцу, он упал навзничь на пол и долго лежал неподвижно, как мертвец». В сравнении - не только смертельная усталость, но и намек на гибельность судьбы. У айтматовского Измаила до последнего часа жила звериная жажда жизни, яростное желание спастись любой ценой. У Гуськова - безразличие ко всему: к родной деревне, к старикам-родителям, прежде всего - к своей судьбе. И только встречи с Настеной словно разморозят на время душу. Правда, в долгих, затаенно-тревожных разговорах они будут всячески остерегаться даже намека на сегодняшнее существование, уйдя в мир воспоминаний о первых годах любви.

    Однако В. Распутин беспощадно раскрывает гибельность, мертвящую силу даже этого возрождения, показывает страшную взаимосвязь утончения чувств и жажды уничтожения. Вот бродит Андрей вокруг родной деревни, с радостной, сладкой болью узнавая, вспоминая дорогие места. Видит мельницу, которая так много говорит о празднике, высшем торжестве хлебороба. «Гуськова засветили эти воспоминания, он улыбался, душа его, казалось, отогрелась и ублажилась». И вдруг после этой просветленности, возрождающей душу радости вспыхивает лютое желание уничтожить, спалить мельницу, чтобы даже памяти не за что было уцепиться. С садистской жадностью он будет долго и пристально смотреть на умирающую косулю. Зверски и бессмысленно растерзает телка. Погубив себя, Гуськов несет гибель окружающим, все время сознавая, что он - убийца. И как последний итог, как самые дорогие жертвы - Настена и их будущий ребенок. А ведь какие надежды возлагал Андрей на них. Казалось, что сын (он верил, что непременно будет сын) все оправдает, все спишет. Потому что кровь не пропадет, что в нем продолжится жизнь отца. Значит, не зря топтал землю. Гибель Настены замыкает круг. Больше выхода нет.

    Рассказывая о судьбе Андрея Гуськова, В. Распутин еще раз продемонстрировал обличительную силу психологического анализа. Не прибегая к прямому назиданию, публицистической инвективе, к сатире, он тем не менее вершит суд над героем.

    Однако, как бы ни был поучителен рассказ о драме Андрея Гуськова, главный герой и наиболее весомая победа В. Распутина-художника - Настена. Здесь в свои права вступает трагедия, причем не в метафорическом, а прямом смысле этого слова. Настена - характер удивительной чистоты и цельности. Главная черта ее - доверие к жизни, ожидание счастья, которое непременно встретится на пути. И хотя в короткой жизни Настены было и голодное детство, и людская несправедливость, и тяжелые дни, она сумела сохранить ясный душевный свет. Вплоть до той поры, пока не войдет в темную баню заросший, усталый, почти незнакомый человек, ее, Настены, муж. Тайное возвращение Андрея - для нее катастрофа такой силы, что ни измерить, ни оценить до конца она ее не сможет. Где-то в глубине души вспыхнет точное и беспощадное предчувствие - это конец. Но разве можно с таким страшным итогом сразу смириться?! Сколько еще раз будет возникать наивная и предательская надежда - все это неправда, слишком затянувшийся дурной сон, злой рок, но не настоящая реальная жизнь. Но никакие заклинания не смогут перечеркнуть, отменить реальность. Все есть. Старое зимовье, где нашел приют беглец. Затаенные встречи. Уже возникающие догадки Михеича, односельчан. Должен быть ребенок. И только не знаешь одного - как быть дальше, как жить...

    Таиться от людей, от себя, уйдя в зыбкие надежды, в которые и сама-то не веришь... Забываться ненадолго. Платить за краткую минуту радости томительно длинными часами и днями, прожитыми в обмане и неправде. А то ли дальше будет. И как больно встречаться с овдовевшей подругой, видеть ее голодных детей. Раньше этого чувства не было, раньше они были равны перед общей бедой, не обошедшей ни один дом в Атамановке. Возвратился в деревню первый фронтовик, а Настена и радоваться уже не может со всеми, потому что муж ее так не вернется. Наконец придут майские дни Победы, которые еще больше отдалят Настену от людей. Для них война кончилась, для нее затаилась, как последний снег в лесном овраге. «Лишь бы удержаться, не вылететь на повороте, не остаться позади - с людьми легче», - думает Настена, смутно и прозорливо догадываясь, что уже давно отброшена от общей жизни. И рядом с этим нарастает, укрепляется чувство: «Близок, близок суд - людской, свой ли? - но близок. Ничего на этом свете даром не дается».

    Именно суд, а не осуждение. Настена - натура слишком сильная и независимая, чтобы испугаться молвы, людского недоброжелательства. Да ведь она уже и бросила вызов, не убоявшись кривотолков. Есть нечто более властное, от которого не избавишься, чего не переступишь. Муки совести, суд совести, неумение жить во лжи. Так неотвратимо надвигается тот миг, когда воды Ангары расступятся и сомкнутся над Настеной. И это станет единственным выходом, спасением, победой.

    Так завершится трагическая история, поведанная нам современным писателем, повесть, которая свидетельствует о нелегком и настойчивом поиске, ведущемся В. Распутиным. Сравнительно недавно выступил он в литературе. Выступил спокойно и счастливо. Вокруг его произведений не разгорались критические баталии. Повести «Последний срок», «Деньги для Марии» были доброжелательно встречены читателем и критикой. Однако единодушие оценки - не только благо. Оно может породить соблазн успокоенности. Распутин избежал этого искушения. Уже история одной поездки «Вверх и вниз по течению» стала свидетельством сложных внутренних сдвигов, искания нового качества, обострения драматизма мышления. Повесть «Живи и помни» - новая ступень в работе иркутского прозаика. Разговор обретает здесь большую масштабность, ведется по крупному счету. О главном в человеке. О его вечном и благотворном диалоге с совестью. О необходимости постоянной нравственной проверки.

      Цели: Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.

      Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.

      Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

    Ход урока:

    1 Оргмомент

    Эпиграф:

    Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,

    Не той, что была по учебникам пройдена,

    А той, что пылала в глазах воспаленных,

    А той, что рыдала,- запомнил я Родину.

    И вижу ее накануне победы

    Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,

    А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

    Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной. (К. Симонов)

    1. Вступительное слово учителя.

    Сегодня мы говорим о войне. О ней говорить всегда сложно.

    За время войны в СССР погибло около 27 млн. человек, 40% – мирное население, погибшее в концлагерях, а по неофициальным данным потери составили более 40 млн. человек.

    Страшные цифры, в стране не было семьи, которая не пострадала бы во время войны. Это огромное огненное колесо прошло по судьбам, искалечило души людей.

    И не удивительно, что не оставались в стороне от войны и видные русские советские писатели и поэты. Во многих произведениях художественной литературы послевоенного периода и современности находит свое отражение тема войны с различных позиций.

    Учитель: - Вспомним, какие произведения литературы вам известны на военную тематику.

    (Ответы детей)

    2. Учитель: - На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине выдающихся, классических книг современности. Речь пойдёт о повести В. Распутина «Живи и помни». Наш сегодняшний урок – это урок-размышление, размышление о глубинах человеческой души.

    Как вы понимаете это выражение «путешествие в глубь души»? (Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков).

    Кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому анализу психологии человека? (Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»).

    II Повторение домашнего задания

    Учитель : - Домашним заданием было задано изучить биографию В.Распутина и прочитать повесть «Живи и помни».

    . Информация о писателе (Сообщение ученика)

    Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Самые известные его произведения: повесть «Последний срок», «пожар». «Прощание с Матёрой». Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

    А какие произведения писателя вам известны? (Ответы детей)

    III . Работа по теме урока

    1. Анализ повести.

    Учитель: - В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес? Попробуем разобраться. Для начала определим тему повести . О чём она? (Варианты ответа: - о любви; - о дезертире; - о русской женщине; - о войне.)

    Безусловно, каждое высказанное вами предположение, верно. Но главную тему поможет определить нам слова одного из героев повести:

    «Это все война, все она проклятая!» - Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат? (Андрей Гуськов).

    Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки.

    Замыслом повести послужило воспоминание из детства: (Слайд)

    1) Беседа:

    Какой эпизод описан первым в в повести? (Исчезновение топора).

    Почему Настёна догадалась, что топор взял свой? (Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).

    Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь?(Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).

    Какое символическое значение имеет эта деталь? (Гуськов занёс топор над своей судьбой).

    Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня? («Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором»).

    Какое чувство возникает у Настёны? («А муж ли? Не оборотень с нею был?»)

    Кто он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде, независимо от века и национальности?

    Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее? Давайте вспомним, какими чувствами он покидал деревню, отправляясь на фронт. Нужно прибавить, что он в числе первых был призван на войну.

    (Читаем выдержки из повести) «Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».

    «Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила.

    «Его обидело: что ж так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а уже позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый человек». (Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором).

    Был ли Гуськов трусом? «Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».

    Учитель: - Итак, Андрей совершает преступление. Какое? (Ответы детей).

    2) . Работа с классом. Групповая работа.

    Учитель: - А можем ли мы безогаворочно назвать его преступником? Мнения будут разными. Для ответа разделимся на две группы, одна группа защищает, а другая- обвиняет А. Гуськова.

    Но вместо фронта после ранения Андрей решает пойти домой. Что же им движет, выбирая этот путь, как вы думаете?

    Что же заставляло его обижаться? (Мысль о том, что он должен погибнуть, именно он).

    Что вызывает обиду Гуськова? (Страх).

    За кого боится Гуськов? (За себя, за свою жизнь).

    Какая черта характера порождает этот страх? (Эгоизм).

    Движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе.

    Учитель: - Докажите, опираясь на текст повести, что и Настёну Гуськов вовлекает в свой грех, движимый побуждениями эгоизма. (Настёна нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не беспокоит то, с чем ей придётся столкнуться. Он заставляет её молчать, грозит убить, если она что-нибудь скажет).

    Как автор показывает расчеловечивание героя? Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть. Совершает убийство косули и телёнка.

    Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это именно убийство? «Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»

    Как ведут себя человек и животное? (Животное ведёт себя как человек, а человек озверел).

    Обретает ли герой то, к чему стремился? Что чувствует он, когда видит свою деревню, отца? «Он стоял, смотрел, припоминал, но всё как-то легко, без волнения и боли – или они ещё не проснулись, не расшевелились, или он успел их погубить. Он и сам начал удивляться своему спокойствию: впервые за четыре года стоит перед родной деревней… , а душа пустая. Неужели правда всё выгорело дотла?»

    На что обрекает себя герой? (Он обрекает себя на полное одиночество, оторванность от людей).

    Кого обвиняет Гуськов в своих несчастьях? (Война и судьба)

    Учитель: Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.

    . 3. Работа по таблице. Андрей Гуськов – Расчеловечивание героя

    Учитель: -На кого стал похожим, с каким животным сравнивает писатель героя произведения? - А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей?

    Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она проклятая!» «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Он не задумывается о том, какие страдания приносит своим родным.

    Учитель: А что мы знаем о его семье?

    Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену..

    Учитель : Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына?

    Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его поступок.

    Учитель: Почувствовала ли мать близость сына? Почему?

    Семеновна не ощутила близости сына. Возможно, это и есть слепая материнская любовь – она даже не допускала мысли, что ее сын вернется иначе, чем герой.

    Учитель: - Что мы можем сказать о Настене? Какой была ее юность? Как и почему она вышла замуж за Андрея? Как он к ней относился? Она могла бы таить на него обиду? Сомневается ли Настена помогать или не помогать мужу? Почему? Что мы знаем о судьбе Настёны? (Трудное детство, ранние лишения, закалённый характер).

    Как меняется ее жизнь, поведение? А было ли свойственно ее характеру ложь, воровство, хитрость? (Нужно было переделывать себя).

    Учитель: Какие чувства она испытывает к Андрею?

    Могла ли она отказаться этой участи? - В том-то и дело, что не могла, потому что другой любви не знала, по-другому не умела.

    Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую женщину по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет вернуть его на место.

    Учитель: А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная стойкость, преданность?

    Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.

    Учитель : Сейчас нужно несколько слов сказать о композиции. Что-нибудь заметили при чтении?

    4. Работа с схемой (Слайд)

    У В. Распутина особое построение композиции – зеркальное расположение глав . Схожие эпизоды повторяются через какое-то время

    Учитель: Как вы думаете, зачем автор так выстроил повесть?

    Повторение позволяет пристальней вглядеться во внутренний мир героев, увидеть, как меняется состояние и сознание персонажей.

    Учитель: Выясняя причины поступков героев, автор приводит нас в детство, туда, где формируется личность. А затем события начинают развиваться стремительно, и автор ведет нас к трагическому финалу. События повторяются, но герои уже другие.

    Учитель: Она чувствует себя одиноко даже среди людей. В повести две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Давайте посмотрим, что чувствовала Настена, находясь среди людей?

    Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник.

    В чём же разница жизненных позиций Гуськова и Настёны?

    Какие побуждения движут героями? (Эгоизм одного, великодушие, любовь другой).

    В чём видят причину несчастий? - Какие чувства испытывают?

    Как воспринимают одиночество, оторванность от людей?

    Сопоставление чувств героев произведения

    Настёна

    Эгоизм, думает прежде всего о себе.

    Причины несчастий – война и судьба.

    Обида и злоба.

    Великодушие, любовь, простота и милосердие.

    Склонна себя обвинить в несчастьях мужа.

    Вера в доброту людей.

    Учитель: Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно испытание – будущий ребенок. Почему это испытание?

    Учитель: И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше такой жизни». Но была у нее надежда на помощь природы. Какое время в жизни деревни так ждала Настена?

    Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только единство людей, но и единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене.

    Учитель: Давайте вспомним описание природы в 10 и 19 главах. Почему такой мрачный пейзаж?

    Природа пытается ее остановить, задержать.

    IV Закрепление

    Учитель :

    Почему ситуация с Андреем менее трагична, чем с Настеной? Об этом говорил сам Распутин: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором,не унимаясь, талдычат все, а о женщине…».

    Возвращение к эпиграфу

    Не о ней ли, об этой женщине сказал К. Симонов в одном из своих стихотворений: (Прослушивание аудиозаписи)

    В чём её трагедия и почему именно она, а не дезертир Гуськов совершает грех самоубийства да ещё и убийства, ведь она убивает не только себя, но и своего неродившегося ребёнка.

    Какое главное правило для Настёны в семейной жизни? (Верность).

    Казалось бы, она поступает правильно в её представлении. Она помогает мужу, с которым свела судьба, с которым должна быть вместе и в печали, и в горести. Но героиня ощущает разлад со своей душой, какой-то дискомфорт. В чём этот разлад? (Права перед собою, но не права перед людьми. Помогает мужу – значит, предаёт тех, кого он предал. Честна перед мужем - грешна перед свёкром и свекровью).

    За что ей такое наказание? Она в этом виновата? (- Но Настёна сама придумывает себе вину:)

    «А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».

    На что надеется Настёна? (Надеется на доброту людей, на помилование).

    Настёна разделяет вину мужа, уверяя себя, что что бы с ним не случилось, она в ответе.

    Она даже видит знак судьбы. Какой это знак? (Обоюдный сон героини и героя).

    Почему же Настёна решилась на самоубийство? (Высокая степень самопожертвования завела её в тупик, из которого она не нашла другого выхода).

    Учитель: Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что Андрея выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она отправляется в этот последний путь?

    Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она. Настена задает себе вопросы, на которые нет ответа.

    Обратимся к её последним мыслям:

    «Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?»

    «Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоём месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?»

    Почему же ей стыдно? Не тот ли это стыд, о котором Горький писал, что «самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив»?

    Осудила ли деревня Настёну?

    Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова? (Война).

    Учитель: Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной дорожке в лодке одинокая женщина.

    (Фрагмент из фильма)

    Вот она встает, перевешивается через край, и тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы понимаем, что это не только крик Максима Вологжина, это крик самого автора.

    В. Распутин писал: «Я и смерть Настены склонен принимать не как победу зла, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: «Отступись», а он сквозь слезы и мучения: «Не могу».

    Учитель: Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили бы его?

    Настену прощают, и его бы простили.

    Как погибает Настёна?

    Осудила ли деревня Настёну?- Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова? (Война).

    И мы ещё раз убеждаемся, что главная тема повести – война. Но не всякий поступок можно оправдать войной.

    Всякое ли преступление можно оправдать войной?

    Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.

    Произведение «Живи и помни» Распутина затрагивает 1944-1945 годы, действие в основном происходит во время войны в глухой сибирской деревне. Автор не изображает сражений, тягот фронтовой жизни, он показывает, как война сказалась на жизни и быте деревни. Но в центр повествования Распутин ставит вечный вопрос о нравственном выборе человека. После того как мы проведем анализ повести «Живи и помни» Распутина, эта мысль станет еще более очевидной.

    Главный герой повести «Живи и помни»

    Андрей Гуськов дезертирует с фронта. Этим поступком определяется не только его дальнейшая жизнь, но и судьба его жены Настёны и родителей. Причины этого поступка исследует писатель.

    Анализ повести «Живи и помни» был бы неполным, если бы мы не рассмотрели линию поведения главного героя. Вначале Андрей был хорошим солдатом: разведчики считали его надёжным товарищем, он не раз ходил в атаку, повидал много сражений и испытал тяготы войны наравне со всеми. После ранения герой лечился в госпитале, а когда ехал обратно на фронт, решил ненадолго завернуть в родную деревню. Но зимой за трое суток проделать далёкий путь оказалось непросто. Доехав до Иркутска, Андрей понял, что не успеет вовремя вернуться на фронт. Он вспомнил, как видел расстрел дезертира, и понял, что перед ним только два пути: отправиться на фронт и, возможно, понести наказание за просрочку или спрятаться. Он выбирает второй.

    В дальнейшем мы видим, и анализ повести «Живи и помни» это подтверждает, что героем часто руководит сиюминутное желание, он не всегда просчитывает последствия своих поступков. Так, он останавливается у немой женщины Татьяны и живёт с ней несколько месяцев, хотя первоначально не собирался этого делать. Когда ему надоела такая жизнь, решает поехать в деревню и попросту сбегает от Татьяны.

    Возвратившись в деревню, Андрей не может прийти в родной дом, повидаться с матерью и отцом, так как уже приходили следователи, разыскивали его. Он оказывается обречённым на одинокую жизнь в холодной времянке в лесу, куда Настёна приносит ему еду, инструменты, приходит навестить и утешить. Андрей ненавидит себя за свой поступок, ненавидит свою жизнь. Ему хочется вернуться к прежнему, радоваться урожаю, наслаждаться свежестью леса, он долго бродит в одиночестве и размышляет о своей судьбе, не находя выхода. Только Настёна скрашивает его существование. Впервые за долгие годы они стали по-настоящему близки друг другу, в их отношениях появилась даже своеобразная романтика, забота и нежность. Что еще нам становится ясно благодаря анализу повести «Живи и помни»?

    Преступление Андрея влечёт за собой череду последствий. Погибает укоряемая односельчанами беременная Настёна, умирает, так и не повидавшись с сыном, отец Андрея.

    Судьба русской женщины в повести «Живи и помни»

    Распутин, наследник классической литературы XIX века, показывает тяжёлую судьбу русской женщины, верность и преданность которой не избавляют её от страданий.

    Настёна с детства привыкла к трудной работе, упрёкам и бедности. Только сестра Катька поддерживала в ней необходимость жить, искать работу. Выйдя замуж за Андрея, Настёна не смогла обрести счастье. Муж не проявлял к ней особой любви, а иногда поколачивал, упрекал в бездетности. Свекровь вечно ворчала и нагружала работой. Только свёкр Михеич жалел. Но Настёна покорно выполняла всё, что положено, не чуждалась никакой работы, пыталась угодить домашним. Если вы проводите анализ повести «Живи и помни», не пропустите эту мысль.

    Дезертирство Гуськова тяжёлым бременем ложиться на судьбу его жены. Она не отворачивается от мужа после его поступка, всячески помогает ему, меняет продукты, находит деньги, не раз тайком переплывает Ангару, чтобы отвезти Андрею всё необходимое. Распутин выделяет такие черты в Настёне, как самоотверженность, верность, готовность пожертвовать всем ради любимого человека. Автор показывает, как всё невыносимее становится женщине. Андрей обвиняет её, говоря в порыве отчаяния, что из-за неё бросил фронт, желая повидаться. Односельчане осуждают Настёну, заметив беременность и думая, что она предала Андрея. Затем догадываются о правде и начинают выслеживать, в надежде, что она приведёт их к дезертиру. Безвыходность ситуации толкает женщину на самоубийство.

    Таким образом, преступление влечёт за собой череду последствий, обрекает на одиночество и отчуждённость от людей. Наказание Андрея - в потере жены и надежды на продолжение рода.

    Надеемся, что статья, где был представлен краткий анализ повести «Живи и помни», оказалась для вас полезной. Чаще посещайте наш литературный блог , где сотни статей помогут вам понять суть того или иного произведения.