ОГЭ: аргументы к сочинению «Что такое дружба? Лучшие примеры мужской дружбы в литературе

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский педагогический колледж №4

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Детская литература»

Смерть, любовь, свобода и дружба в книгах Джоан Кэтлин Роулинг «Гарри Поттер».

Выполнила:

Студентка группы 23

Нарынская Ольга Алексеевна

Преподаватель:

Людмила Анатольевна Толстых.

Ульяновск, 2014

Введение ……………………………………………………………………..3 с.

I . Тема смерти в книгах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере …………….....4 с.

II . Тема любви в книгах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере………………5 с.

III . Тема свободы в книгах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере…………….6 с.

IV . Тема дружбы в книгах Дж. К. Роулинг о Гарри Потерте……………7 с.

Заключение …………………...…………………………….……………......8 с.

Список литературы…………………...………….……………......................9 с.

Приложение……………………………………….………………………...10 с.

Введение

Тема моего реферата смерть, любовь, свобода и дружба в книгах Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер».

Книги о Гарри Поттере – пример очень хорошей и полезной юношеской литературы, ведь эти книги ставят настоящие, а не придуманные проблемы, к тому же разрешают их в христианском духе. Вся «волшебная», магическая составляющая, занимающая много места, служит автору интересным сюжетом, чтобы в непривычном ключе подать вечные темы.

Ведущие темы всех книг – это смерть, любовь, свобода и дружба, именно в таком порядке. Они неразрывно связаны между собой. Роулинг подходит к каждой из них серьезно и не дает простых утешительных ответов на сложные вопросы, не преуменьшает их значимость, что является большим достоинством книг.

I . Тема смерти в книгах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере.

Смерть, как известно, тема не детская. Почему же в бою или просто во сне, по роковой случайности или в результате запутанного умысла - во всех семи томах погибают друзья и недруги Гарри Поттера? Посмотрим, что сама автор Джоан Роулинг говорит об этом: «Мои книги в основном о смерти. Они начинаются со смерти родителей Гарри. Или взять неотступное стремление Волан-де-Морта покорить смерть. Бессмертие любой ценой - цель всякого, кто прикоснулся к магии. Я так понимаю, почему он хочет победить смерть, - мы все боимся ее».

В книгах о Гарри Поттере умирают не только отрицательные, но и много положительных, ни в чем не повинных персонажей. И это довольно серьезное отступление от канонов волшебных сказок, где всегда светлые силы побеждают темные, плохие герои гибнут, а хорошие - живут счастливо вечно. Но автор убивает героев не с целью придать остроты сюжетной линии. Каждая смерть имеет некое символическое значение.

Смерть Сириуса лишает Гарри наставника.

Смерть Букли символизирует конец детства Гарри.

Смерть Дамблдора доказывает, что смерть великого лидера не может остановить войну.

Смерть Добби - то, что даже маленькое существо может умереть как герой.

Смерть Снейпа говорит о том, что ты всегда можешь изменить свой путь.

Смерть Фреда очень ярко демонстрирует, что с чьей-то смертью ты никогда не сможешь смириться. И это нормально.

Смерть – это тема, которая сквозной нитью проходит через все произведение.

Вот, пожалуй, главный вопрос, который задает в своей книге Роулинг и на который дает два альтернативных ответа. Если это абсолютное зло, то против него нужно бороться любыми средствами, включая убийство других людей. Победил тот, кто выжил. Проиграл тот, кто умер. Эту философию исповедуют главный злодей саги лорд Волан- де - Морт и его сторонники.

Гарри Поттер, его друзья и наставники «сквозь тусклое стекло» приходят к другому ответу: смерть – это страшная данность, причиняющая много горя всем живущим, но не устранимая своими собственными усилиями, тем более посредством причинения зла другим. Более того, можно и нужно самому принять смерть, если это единственное условие спасения других людей. И именно этот ответ торжествует в книге и оказывается путем к иной, вечной жизни.

II . Тема любви в книгах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере.

Любовь в книге – это таинственный дар, который неведомым образом созидает личность любимого и который ничем нельзя заменить. Ее высшее проявление – это родительская любовь к детям, бескорыстная и жертвенная. При чтении книг, удивляет одно обстоятельство: два мальчика росли сиротами, в чужих домах на правах бедных родственников, но при этом почему-то из одного со временем получился замечательный мальчик Гарри Поттер, а из другого – отъявленный злодей Волан – де - Морт.

А ведь все дело в любви: Гарри хотя бы первый год своей жизни прожил с родителями, которые безгранично любили его, а последнее, что сделала его мать, она пожертвовала собой ради него.

Отец же Волан-де-Морта бросил его еще до рождения, а мать не нашла в себе силы жить ради сына. Может быть, эти обстоятельства и задали обоим героям противоположные направления в жизни, хотя, само собой, не предопределили их окончательно.

Значение любви для человека показано в книге неявно. Но есть и один прекрасный фрагмент, где о нем говорится прямо: «Если на свете есть что-то, чего Волан-де-Морт не в силах понять, - это любовь. Он не мог осознать, что любовь - такая сильная любовь, которую испытывала к тебе твоя мать - оставляет свой след. Это не шрам, этот след вообще невидим… Если тебя так крепко любят, то даже когда любящий тебя человек умирает, ты все равно остаешься под его защитой. Твоя защита кроется в твоей коже. Именно поэтому Квиррелл, полный ненависти, жадности и амбиций, разделивший свою душу с Волан-де-Мортом, не смог прикоснуться к тебе. Прикосновение к человеку, отмеченному таким сильным и добрым чувством, как любовь, вызывало у него нестерпимую боль».

Чувство защиты, которую дает родительская любовь, безгранична. И в этих нескольких словах Джоан Роулинг блестяще передала волшебство любви.

III . Тема свободы в книгах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере.

Значимость и драгоценность свободы показаны во многих ситуациях. Ярким примером этого является освобождение домового эльфа Добби от своих хозяев.

Обманным путем Гарри Поттер освободил домового эльфа, отблагодарив его тем самым за помощь.

Но, конечно, важнее всего трактовка свободы как права выбора того, во что и чему ты веришь. Каждый выбирает свой путь. Кто то верит в светлое будущее и победу над темными силами, а кто – то верит в всевластие Темного Лорда. Мир не дает непоколебимых доказательств верности тех или иных идей, правоты добра или зла. Материальные, осязаемые факты не указывают единственно верный путь. В каждой ситуации остается место для свободного выбора, который совершается в сердце человека, - он и мучителен, он и драгоценен. Это показано на выборе семьи Малфоев, которые до последней битвы были преданы Темному Лорду, но после того, как они остались обезоруженными и беззащитными, приняли решение не принимать чью-либо сторону, и скрылись с места боя.

IV . Тема дружбы в книгах Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере.

Дружба в книге представлена очень трогательно, хотя в истории дружбы трех главных героев (Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермионы Грейнджер) нет чего-то качественно нового или необычного по сравнению с другими известными союзами друзей мировой литературы. Но это источник тепла и улыбок на протяжении всех семи книг, и он не может не радовать, потому что хорошими новостями все обитатели волшебного мира (а за ними и читатели) отнюдь не избалованы.

На протяжении всех семи книг тянется неразрывная нить дружбы, которая проходит через все трудности. Так, герои переживают вместе волшебные шахматы, в подземелье; маховик времени, при спасении Клювокрыла и Сириуса Блэка; Турнир трех волшебников; бой в Министерстве магии; смерть директора – Альбуса Дамблдора, а так же войну.

Нельзя не сказать о крепкой дружбе этих героев. Даже после того как Рон Уизли, одержимый крестражем ушел от друзей, Гарри и Гермиона не переставали ждать его. После возращения рыжего друга, оказалось, что он хотел сразу вернуться, но не нашел путь. Это говорит лишь о неразрывной связи дружбы, которая сопутствует нашим героям.

Заключение

Гарри Поттер - одна из тех немногих книг, которая наполняет нашу жизнь волшебством. Страница за страницей, вот и закончится первая книга. За ней постепенно уйдут и другие.

Книги о Гарри Поттере не имеют плохих сторон. Здесь не пропагандируют подростковые проблемы, напряженные отношения с родителями, неразделенную любовь, наркотические препараты, алкоголь, курение. Лучше сказать, что это "детская сказка для взрослых сердец". Многие утверждают, что это лишь глупости для малышей: магия, волшебники, чудеса. Ну, что здесь такого? Ведь прочесть научную литературу гораздо полезней. Это глубоко не так.

Во - первых, книги о юном волшебнике учат нас храбрости, отваге, чести, доблести. А так же уметь любить, ценить дружбу и свою семью. Каждый персонаж в книге оставил свою страничку. Например, Гарри научил нас, что не стоит никогда сдаваться. Гермиона показала нам на своем примере, что умной быть очень хорошо и что в наше время, для девушек ум в почете. Рон открыл нам лояльность, а так же преданность и то, что вера во что-либо гораздо важнее, чем удача. Луна провела нас в мир, где стоит лишь только поверить. Со стороны Лили Поттер мы увидели, что материнская сила любви самая мощная сила на земле. С Фредом и Джорджем мы смеялись даже в темные времена.

Наш мир становится все больше, наша фантазия развивается.

Не важно, в каком возрасте ты читаешь книги о юном волшебнике Гарри Поттере. Главное то, как ты смотришь на все происходящее.

Книга Дж. К. Роулинг затрагивает вечные, неразрывные темы бытия. По – этому даже через сотню лет наши поколения будут зачитываться историями про Мальчика-Который-Выжил.

Список литературы

    Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и филосовский камень [Текст] / Дж. Роулинг. - Лондон: 1997. - 399 с.

    Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и тайная комната / Дж. Роулинг. - Лондон: 1998. - 473 с.

    Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и узник Азкабана / Дж. Роулинг. - Лондон: 1999. - 511 с.

    Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и Кубок Огня / Дж. Роулинг. - Лондон: 2000. - 667 с.

    Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и Орден Феникса / Дж. Роулинг. - Лондон: 2003. - 826 с.

    Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и Принц - полукровка / Дж. Роулинг. - Лондон: 2005. - 672 с.

    Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и Дары Смерти / Дж. Роулинг. - Лондон: 2007. - 640 с.

    http://www.matrony.ru/pochemu-mne-nravitsya-garri-potter/#ixzz2yyshB46Q

    http://www.livelib.ru/book/1000553029/reviews

ПРИЛОЖЕНИЕ

Отметили День защитника Отечества (традиционный «день мужчин») в воскресенье? А сегодня мы хотим поговорить с вами о настоящей мужской дружбе, той, которая предполагает совместные походы в разведку и в горы. В общем, все то, о чем писал Аристотель в своем классическом трактате о дружбе, написанном около 300 до н. э.: «Те, кто желают добра своим друзьям и делают ради них все, есть самые настоящие друзья, ибо каждый любит другого за то, что он есть, а не за случайные качества ».

В литературе встречается немало примеров верных друзей среди мужчин. Давайте же вспомним самые идеальные, самые настоящие из них!

1. Дарси и Бингли, книга «Гордость и предупреждение», Джейн Остин

Бингли прощает Дарси все его дурные привычки так, как могут прощать только лучшие товарищи. Несмотря на то, что Дарси груб и высокомерен, Бингли все равно любит его как брата. По иронии судьбы, сам Дарси не одобряет, когда его друг Бингли серьёзно привязывается к старшей сестре Элизабет — Джейн, и очень тонко намекает Бингли, что Джейн не испытывает ответных чувств, в чём он сам, Дарси, не имеет ни малейшего сомнения. Позже, он объясняет это кажущееся лицемерие заявляя: «Я был добрее [к Бингли], чем к самому себе ».

К счастью, Дарси вовремя осознает свою ошибку, и Бингли женится на Джейн, после чего они живут долго и счастливо. Нет, еще лучше: они женятся на родных сестрах! А значит, дружба их продолжается еще много лет. Молодцы, джентльмены!

2. Фродо и Сэм, книги «Властелин Колец», Дж. Р.Р. Толкиен

Сэм - лучший товарищ, о котором только может мечтать мужчина. В то время, как Фродо слабеет под влиянием Кольца, Сэм берет на себя всю черную работу. Он тащит на себе сумки, готовит, несет ночной караул, защищает и оберегает Фродо. Когда его друг ведет себя, как последняя свинья (из-за Кольца, конечно же), Сэм прощает все. Сэм также спасает Фродо от орков. И все это воспринимается нами, как должное, потому что мы знаем, что именно Фродо несет это проклятое Кольцо на себе!

3. Гарри Поттер и Рон Уизли, серии книг о Гарри Поттере, Джоан Роулинг

Рон и Гарри - закадычные товарищи с первой книги. Хотя и у них бывают стычки и недоразумения (кто не позавидует мальчику, которого все называют «избранным»?), они сохраняют свою дружбу в течение долгих лет, не потеряв ее и впоследствии. Редкий случай, не правда ли?

4. Гамлет и Горацио, трагедия «Гамлет», Уильям Шекспир*

Это, возможно, лучший пример товарищества всех времен и народов. Горацио - единственный персонаж этой драмы, который бесконечно предан Гамлету на протяжении всей пьесы. Терпит эмоциональные всплески Гамлета, стоит за него горой и в итоге отказывается единственным выжившим героем, который и рассказывает нам эту трагическую историю. И это ему принадлежит знаменитая реплика: «Вот сердце благородное угасло! Покойной ночи, милый принц! Спи мирно под светлых ангелов небесный хор! »

*Сборник трагедий Шекспира (в который вошел и «Гамлет»), можно приобрести на сайте Книжного Клуба!

5. Шерлок Холмс и Доктор Ватсон, сборник рассказов о Шерлоке Холмсе, Артур Конан Дойл*

Эти двое долгое время жили вдвоем, а также разгадывали загадки вместе. Ватсон прекрасно подходит творческой и непостоянной натуре Холмса, к тому же он записывает для потомков все его достижения и приключения. Все истории о Холмсе, кроме четырех, рассказаны от имени Ватсона, который обеспокоен тем, что заслуги его друга не находят достаточного признания в прессе. Отличный друг!

*П олное собрание сочинений о Шерлоке Холмсе в двух томах можно приобрести на сайте Книжного Клуба!

6. Ник Каррауэй и Джей Гэтсби, книга «Великий Гэтсби», Ф. Скотт Фитцджеральд*

То, что Ник восхищался Гэтсби, можно понять уже из того, что он удосужился сочинить целую историю о нем! Вот так преданность! К тому же, он - один из тех немногих, кто проводил Гэтсби в последний путь, при этом Ник никогда не стремился нажиться на дружбе с ним. Ник - единственный, с кем Гэтсби мог быть откровенным до конца, и Ник был ему предан до самой смерти Гэтсби.

*Книгу «Великий Гэтсби» и другие романы Ф. Скотта Фитцджеральда можно приобрестина сайте Книжного Клуба!

7. Атос, Портос и Арамис, книга «Три мушкетера», Александр Дюма

«Один за всех и все за одного!» Разве этого недостаточно?

8. Гекльберри Финн и Том Сойер, книга «Приключения Тома Сойера», Марк Твен

Том и Гек - настоящие хулиганы. Вместе они совершают хулиганские выходки, переживают приключения и попадают в разного рода переделки - как и положено настоящим друзьям.

9. Остап Бендер и Киса Воробьянинов, книга «Двенадцать стульев», И. Ильф, Е. Петров*

Несмотря на то, что их дружба была построена на взаимовыгодных отношениях, они - друзья! Сам Остап именует своего товарища, как «мой хороший знакомый, кажется друг детей…». Иногда компаньон именует его «либер фатер Конрад Карлович », «гражданин Михельсон ».

*Собрание сочинений И. Ильфа и Е. Петрова в одной книге, в которую вошли и повести «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», можно приобрестина сайте Книжного Клуба!

10. Иисус и его ученики в Новом Завете, Библия*

Они путешествовали вместе, ужинали вместе, и ни одна женщина не была вхожей в их тесный дружеский круг. Иисус настолько доверял Петру, что попросил друга продолжать Его учения и построить Его церковь!

*Иллюстрированную Библию (Ветхий Завет) в подарочном издании можно приобрестина сайте Книжного Клуба!


Смелость-это очень важное качество для человека, которое может принести индивиду или даже всему обществу огромную пользу. У всех людей разное представление о смелости, каждый дает свое определение этому слову. Для одних смелый человек-это человек, который ничего не боится, для других - это человек, который боится, но все же переступает через себя, через все свои страхи, чтобы сделать что-то. Лично я предпочитаю второе определение, ведь человек, который ничего не боится - это бесстрашный человек, но сколько людей, столько и мнений. В этом сочинении я попробую ответить на следующий вопрос: в каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?

Автор серии книг о Гарри Поттере Дж. Роулинг создала персонажей, которых можно называть смелыми. Главный герой произведения – Гарри Поттер, Гарри – волшебник, который совершил множество подвигов, он боролся со злом, помогал людям.

Я считаю, что самый смелый его поступок-это пойти на верную смерть, чтобы победить темного волшебника и спасти жизни невинных людей. Он узнал, что это единственный шанс уничтожить Темного Лорда и спасти мир от его непростительных действий. Гарри явно не хотел умирать, он еще молод и у него вся жизнь впереди, он боялся смерти, что это будет больно, но призраки его близких людей его успокоили, дали ему сил. Мистер Поттер решился умереть ради других людей, я думаю, что это очень трогательных и смелый поступок.

В произведении «Канун всех святых» Рэя Брэдбери повествуется история группы ребятишек, мальчиков, они еще маленькие, но вполне готовы принимать ответственные решения. Все мальчики жили рядом и в праздник собирались быть вместе, но один из друзей заболел, ребята переживали за него, хотели ему помочь.

После невероятных приключений у них был выбор: отдать ли по одному году от своих жизней, чтобы спасти его. Их ответ был однозначным, они без доли сомнений отдали по одному году, чтобы спасти друга. Все были счастливы, когда узнали, что все прошло удачно, и их приятель поправился. По-моему, дети поступили правильно, возможно, необдуманно, но смело и благородно.

Жизнь-это довольно сложная вещь, повороты судьбы порой невозможно просчитать, не всегда люди готовы к каким-то моментам и проблемам, от решения которых может зависеть чья-то жизнь. Смелость всегда будет цениться, это прекрасное качество, которое может спасти жизнь или сделать ее лучше. Проявлять смелость не только можно, но и нужно, чтобы выручить кого-то при необходимости, но не следует переходить за черту безрассудства, чтобы не навредить.

Обновлено: 2017-11-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому, общество, решая задачи воспитания, должно опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Недостатки и просчеты нравственного состояния общества обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Молодежь поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Наиболее опасной формой безнравственного состояния некоторых является нравственное лицемерие, практическое использование двух-трехстепенной морали: одна внешняя, показная - для школы, общественных мероприятий; другая - для дома, для семьи, вводящая в заблуждение родителей; третья подлинная - для своего круга общения и для себя. На виду - общественная активность, в душе - убежденность, что жизнь строится по законам жестокого эгоизма. Проявляются результаты противоречия между нравственным воспитанием в социуме и обыденной жизнью, стихийными влияниями реальной действительности.

Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой, источником и материалом является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой.

Роман Джоан Роулинг «Гарри Поттер» исходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы, переживать трудности, негативные явления, для преодоления которых нужна недюжинная воля и самообладание. Мало того, «она даже помогает найти общий язык со своим чадом – подростком, ершистым, нескладным, отрицающим всяческие авторитеты, и в первую очередь родительские. И никакой магии – только вчитайтесь в строки Джоан Роулинг».

В романе ставится проблема воспитания подрастающего поколения, взаимоотношения взрослых и детей, взаимоотношения между сверстниками, проблема выбора жизненной позиции, вечный конфликт Добра и Зла, человек и его место в обществе.

ЦЕЛЬ нашей работы - осветить нравственную проблематику и раскрыть проблему нравственного выбора в романе Джоанн Кетлин Роулинг «Гарри Поттер».

Задачи: а) прочитать роман «Гарри Поттер» и осмыслить его нравственную проблематику; б) рассмотреть сущность нравственной проблематики; в) раскрыть содержание нравственного выбора героя романа; г) осмыслить такие нравственно-философские категории как добро, зло, истина, долг, совесть, ответственность и т. д.

Нравственная проблематика романа

Джоан Кетлин Роулинг «Гарри Поттер».

За одну ночь Джоан Роулинг стала знаменитой. Ее книги о Гарри Поттере заполонили мир. До сих пор каждое издание буквально сразу исчезает с полок книжных магазинов, хотя с момента выхода первой книги о мальчике-волшебнике прошло уже несколько лет. Газета «Таймс» писала: «Это не только самый удачный бестселлер в истории детской литературы, но и исключительное литературное произведение».

Удивительно причудлив и загадочен мир книги. Открываешь роман о Гарри Поттере и словно попадаешь в волшебный мир, где живут золотые фениксы, гуляют привидения, прячутся магические животные, происходят удивительные и невероятные вещи. В романе реальное и вымышленное искусно переплетены между собой.

Нравственная проблематика романа Дж. Роулинг включает: формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

В романе-сказке «Гарри Поттер» перед читателями ставятся такие актуальные и серьезные проблемы, как воспитание подрастающего поколения, взаимоотношения взрослых и детей, взаимоотношения между сверстниками, проблема выбора жизненной позиции, вечный конфликт Добра и Зла, человек и его место в обществе

Основные темы романа:

1. тема нравственного выбора человека.

2. тема борьбы добра и зла.

3. тема любви и ненависти: всепобеждающая сила любви и поглощающая пропасть ненависти.

4. тема смысла жизни.

5. тема предопределения, судьбы.

6. тема «отцов» и «детей».

7. тема дружбы

Нормы морали преобразуются романе в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению Гарри Поттером. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл.

Характеры героев романа формируются в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умения понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку. Особой воспитательной силой в романе обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. «Сказки могут быть грустными в самом начале или в середине, но заканчиваться всегда должны по справедливости, а значит – хорошо!» - эта и многие другие лучшие традиции сказок оживают в книгах Дж. Роулинг. В сочиненных ею невероятных историях действуют злые и добрые волшебники, птица феникс и василиск, великаны и жестокие министры, дракон и единорог – всех не перечесть. Воображение сказочницы создает и множество новых невиданных персонажей, таких как, например, Арагог – чудовищный паук ростом со слона («Гарри Поттер и тайная комната»), или Клювокрыл, который одновременно похож и на лошадь, и на орла («Гарри Поттер и узник Азкабана») и т. д. Как и в народных сказках, герои отправляются в опасные путешествия, переживают захватывающие приключения, совершают подвиги, а в основе сюжета – традиционный конфликт Добра и Зла.

Опираясь на традиции волшебной сказки, писатель творчески развивает их, стремясь создать современную сказку, рассчитанную как на маленьких читателей, так и на взрослого человека. Это стремление во многом определяет и идейное содержание, и образность произведений Джоанн Роулинг, в которых сказочное органично сочетается с повседневным, привычным. Вот Гарри проводит лето у своих родственников, а ночью улетает на летающем автомобиле; он слушает вечерние новости по телевизору, а в комнату влетает сова с письмом. По воле автора у читателя возникает ощущение, что и он может стать героем сказки, как Гарри.

Это не только сказочное волшебство, но и совершающееся на наших глазах чудо творчества. Писатель обращается к читателю как к соавтору, рассчитывает на его фантазию, и оттого следить за приключениями героев еще интереснее. Да и сами герои Роулинг – обыкновенные ребята и совершают подвиги вовсе не потому, что наделены нечеловеческой силой, а благодаря своей смелости и сообразительности, а еще потому, что не могут оставить друзей в беде. Эта книга воспитывает в нас нравственное чувство – то, чего порой так недостает современному человеку. Ее персонажи борются за справедливость всегда бок о бок с друзьями, их сила – в умении чувствовать чужое горе как свое собственное. Прославление ума, благородства, верности, их победы над грубой физической силой – пафос книги о Гарри Потере. При этом есть в ней еще одна очень важная мысль, которую автор сумел выразить в словах профессора Дамблдора: «человек – это не свойство характера, а сделанный им выбор». Книги о Гарри Поттере отличаются удивительным разнообразием. Захватывающие, остросюжетные, пестрые, как калейдоскоп, они написаны живым разговорным языком, речь персонажей всегда индивидуализирована. Однако здесь можно встретить, как и лирическое отступление, так и выразительный сатирический портрет.

В образе старого директора Хогвартса Альбуса Дамблдора и в его словах автор выражает и утверждает общечеловеческие ценности: «зло безжалостно и к врагам, и к союзникам», «любовь оставляет свой след. Этот след вообще невидим Если тебя так крепко любят, то даже если тот, кто любит тебя, умер, ты навсегда остаешься под его защитой», «в свете возрождения лорда Волан-де-Морта мы сильны настолько, насколько мы едины, и слабы настолько, насколько разъединены. Различия в наших традициях и в наших языках несущественны, если у нас общие цели, а наши сердца открыты навстречу друг другу», «если настанет время делать выбор между легким и правильным, вспомните, что случилось», «Не надо стыдиться своих чувствв том, что ты способен ощущать такую боль, заключена твоя величайшая силаболь – удел человеческий», «молодым не понять, как думают и чувствуют старики. Но старики виноваты, если они забывают, что значит быть молодым», «бывают раны, которые не способно залечить даже время: уж слишком они глубоки», «сила, одновременно более чудесная и более ужасная, чем смерть, чем человеческий разум, чем силы природыона еще и самая загадочная из всех сокровищимя этой спасительной силы – любовь».

Образ профессора Северуса Снегга весьма противоречив: он ненавидит Гарри, но не может позволить ему погибнуть. Когда-то они с отцом мальчика были школьными врагами и всячески доставали друг друга. Теперь профессор Снегг досаждает Гарри, но в то же время несколько раз спасает его от верной смерти.

Все персонажи осуществляют определенную функцию, выбранную для них автором. Дамблдор – наставник, Снегг – ненавистный учитель, Рон, Гермиона и Хагрид – верные друзья, Минерва Макгонагалл – строгий, но справедливый преподаватель, Волан-де-Морт – вечный и непримиримый враг. Каждый герой наделен типичными чертами: любого из них мы можем встретить на улице прямо сегодня.

В романе фантастика, вымысел стоят в одном ряду с реальным изображением в жизни. Главными героями являются люди, борющиеся за справедливость, добро, сохраняющие при этом отвагу и храбрость. Герои наделены не только исключительной волшебной силой, но и такими качествами, как доброта, чувство справедливости. Образ сказочного помощника, «дарителя», который даёт в руки героя волшебные средства для победы над силами зла выполняет Дамблдор - дает Гарри плащ-невидимку, который будет помогать ему всегда.

Почему существует зло? Какими становятся люди, утратившие доброту? Каким станет человек, утративший способность радоваться жизни и делать добро людям? Кто посмеет выступить против зла? Эти извечные вопросы находят ответ в романе Джоанн Роулинг.

По Роулинг, мир прекрасен, а доброта изначальна, и поэтому величайшим злом является для человека то его состояние, в котором он перестает радоваться жизни. Добро обладает большой притягательной силой. В этой мысли нам помогают утвердиться те, кто помогал Гарри: феникс, Клювокрыл, домовой эльф Добби, профессор Дамблдор, Сириус Блэк, не пожалевший жизни ради спасения Гарри, привидение Миртл, помогающее Гарри решить трудное задание.

Общечеловеческие понятия о добре и зле одинаковы. Ни один народ не может смириться с такими человеческими пороками, как ложь, жадность, коварство. Изменились идеалы. Но до сих пор в душе каждого у нас спрятана вера в сказку – вера в лучшее, что будет в жизни.

Проблема нравственного выбора в романе

Джоанн Кетлин Роулинг «Гарри Поттер».

«человек – это не свойство характера, а сделанный им выбор. »

Роман «Гарри Поттер» - это история о нравственной жизни человека, о нравственном выборе и о самых главных вопросах человеческого бытия и смысла жизни. Перед читателем ставится задача подготовки ответственной личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Роман воспринимается нами как воссоздание подлинной жизни с истинными ценностями (добро, любовь, творчество), что особенно важно для подрастающего поколения, а воспитательное воздействие чтения может быть успешным только при условии, если художественное произведение будет ребенком не только осознано, но и прочувствовано.

Подлинный, глубинный, действенный механизм нравственного выбора заключается в разрешении противоречий между личностью, его самоутверждением и жизнью. Человек, личность обретает хорошие или дурные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо он приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний Гарри развивает силу своего духа, характер, принимает решения, от которых подчас зависит жизнь его самого и его друзей, и приходит к выводу, что выбор, сделанный свободно и означающий победу над собой, во многом не всегда самый приятный.

В образе мальчика-сироты Гарри Поттера многие подростки найдут черты характера, схожие с их собственными, многие его поступки будут повторять их поступки. Он «учится быть сильным с теми, кто считает его слабым, и великодушным с теми, кто зависит от его воли. Это сказка о правде и долге человеке оставаться человеком даже в волшебном мире».

Но, как и в жизни, у Гарри и его сверстников нравственные суждения нередко неопределенны, неустойчивы, а иногда и ошибочны. Сплошь и рядом они отождествляют упорство и упрямство, смелость и лихачество, гордость и заносчивость. Это приводит к ошибочным поступкам. Например, обида и нежелание Гарри поговорить с Дамблдором, решение в одиночку отправиться в Министерство магии для спасения Сириуса стоили его крестному отцу жизни.

Убежденность, основанная на истинных знаниях, требует от них собственных решений и определенных поступков. Так, Гермиона Грейнджер во второй части «Гарри Поттер и тайная комната» идет наперекор всем школьным правилам для того, чтобы изготовить сложное Оборотное зелье, состав которого под силу разве что преподавателям Хогвартса. А Гарри должен каждый год выбирать между «легким и правильным».

Нравственные черты личности Гарри проявляются в поступках, которые побуждаются различными мотивами. Решение поступить так, а не иначе нередко представляет собой результат сложной душевной борьбы мотивов, побуждений, стремлений, переживаний. Подчас это столкновение в сознании подростка разных, противоречивых мотивов, одни из которых связаны, например, с его стремлением к удовольствию, к любимому и приятному занятию, а другие мотивы - это осознание долга, обязанностей, выполнение которых требует напряжения сил, отказа от личного удовольствия. В школе Хогвартс, в семье опекунов подросток постоянно ставится перед необходимостью нравственного выбора между желаемым и должным, когда нравственное выступает как должное. В подобных ситуациях нужна моральная стойкость, чтобы сделать правильный выбор. Такие ситуации обычные, житейские и, казалось бы, малозначащие. Но они значимы в нравственном формировании, ибо требуют усилия, а не бездумного подчинения обстоятельствам: закончена подготовка домашних заданий и можно поболтать с друзьями, но нужно помочь другу в освоении техники квиддича, хочется быть первым в соревновании, но нельзя оставить на дне озера пленников водяного народа.

К сожалению, нередко в семье в опекунов Гарри не принимает сам то или другое решение, не делает выбора, а вынужден действовать по приказу и принуждению. Так, дядя просто приказывает ему немедленно отложить в сторону альбом с фотографиями и идти стричь газон. Мальчик подчиняется, но делает это с нежеланием и раздражением.

Проблема выбора в романе освещается во всех аспектах: начиная от малозначащих и до глобальных. Все герои выбирают в тот или иной момент: Гарри в первый же день в школе волшебства Хогвартс поставлен перед выбором друзей:

«Малфой снова повернулся к Гарри: - Ты скоро узнаешь, Поттер, что в нашем мире есть несколько династий волшебников, которые куда круче всех остальных. Тебе ни к чему дружить с теми, кто этого не достоин. Я помогу в этом тебе разобраться. Он протянул руку для рукопожатия, но Гарри сделал вид, что этого не заметил.

Спасибо, но я думаю, что сам могу понять, кто чего достоин, - холодно заметил он».

Помимо выбора друзей Гарри в этот день пришлось упрашивать Распределяющую шляпу не отправлять его в Слизерин, факультет больше других выпускающий Темных волшебников. Гермиона и Рон, помогая и поддерживая Гарри во всех его начинаниях тоже вынуждены делать свой выбор: Гермиона, примерная во всех отношениях ученица, нарушает общешкольные законы, создавая Отряд Дамблдора; Рон, до смерти боясь пауков, все-таки идет с Гарри в логово громадного паука Арагога.

Во второй книге Гарри должен выбрать между послушанием и возможностью спасти Джинни Уизли от верной смерти. В третьей части перед Гарри выбор – позволить друзьям отца убить предателя или сохранить Петтигрю жизнь. В «Кубке огня» Гарри постоянно перед выбором или «легкого», или «правильного»; в «Ордене Феникса» Гарри с друзьями может принять условия Министерства, но он предпочитает пройти курс Защиты от темных искусств самостоятельно и обучить своих друзей; в «Принце-полукровке» и в «Дарах смерти» он опять же перед выбором жизни и смерти. В последней книге все преподаватели и ученики вступают в последний бой против Волан-де-Морта, чтобы спасти Гарри и не позволить ему умереть. А Гарри идет на смерть ради их спасения. С каждым годом испытания, которым подвергается Гарри Поттер, становятся все более опасными, выбор все более осмысленным, и, в конце концов, «ему потребуется мужество другого рода – он должен хладнокровно шагать навстречу собственному уничтожению», он должен осознать, что «должен умереть, и понимает, что в жизни есть вещи намного худшие, чем смерть».

В романе Дж. Роулинг поднимает философскую проблему - проблему нравственного выбора. Главными героями являются подростки – наши сверстники. С помощью различных художественных приемов и средств выразительности автор создает образы деятельных, живых людей, твердо знающих свои обязанности и способы их выполнения. Писательница постоянно подчеркивает, что внутреннее мировоззрение героя является опорой для подчас нелегкого решения, выбора. Когда автор переходит к передаче внутренних переживаний и размышлений Гарри Поттера и его друзей, то оказывается, что пассивность вовсе не есть покорность судьбе (готовность Гарри умереть в последней части романа), а лишь способность трезво оценить остановку и выбрать смерть как единственно возможный выход из сложившейся ситуации.

Отойти, убежать и спасти свою жизнь Гарри не может - его нравственные устои не позволяют ему этого - поэтому он бесстрашно идет на встречу со своим главным врагом, зная, что в живых остаться ему уже не суждено.

вость, добро, сохраняющие при этом отвагу и храбрость.

В последней части «Гарри Поттер и дары смерти» Джоанн Роулинг использует контраст в изображении героев, но теперь его симпатии на стороне, казалось бы, злейшего недруга – Северуса Снега. Гарри узнает, почему профессор Снег дал согласие на службу у могущественного Волан-де-Морта, и это - пример подчиненности обстоятельствам, а не свободного выбора.

Северус Снегг в произведении является отнюдь не безупречным героем. Он постоянно придирается к Гарри Поттеру и его однокурсникам, завышает оценки своему факультету Слизерин, беспощадно строг к проступкам, убивает Дамблдора. Но по мере развития событий оказывается, что все его поступки руководствовались желанием сохранить жизнь сыну Лили Эванс (мать Гарри Поттера), что смерть Дамлдора была оговорена между директором Хогвартса и профессором Снегом в деталях, что служил он Волан-де-Морту с единственной целью – знать о планах врага.

Проблема нравственного выбора в произведении, безусловно, должна привлечь и строго вымеренные художественные средства.

Вероятно, этим руководствовался автор, утверждая на страницах произведения высокую, благородную идею жертвы, поэтому эмоциональный план настолько сложен и разнообразен. В центре внимания поступки героев, в частности Гарри, а чувства и переживания вынесены за пределы текста, давая возможность читателю самому «переживать» и догадываться.

Такая своеобразная недосказанность расширяет художественное пространство романа-сказки. В противопоставлении двух образов (Гарри и Снегга) также видна намеренность, оправданная идеей нравственного выбора.

Личность Гарри раскрыта в своей психологической полноте, привлекат ельны его верность идеям, друзьям, Дамблдору и желание уничтожить зло. Образ Снегга, напротив,

«страдает» неполнотой, даже какой-то неестественностью. Например, во время убийства соратников Дамблдора, своих коллег по Хогвартсу в последней части романа Северус Снегг ведет себя так спокойно, даже настолько хладнокровно, что это выступает еще одним доказательством его причастности к Пожирателям смерти.

Стоит отметить, что после смерти Дамблдора профессор Снегг стал директором Хогвартса и всячески препятствует отряду Дамблдора свергнуть его с директорского кресла. Он выпускает приказы, призванные надзирать над учениками, наказывает преподавателей. Но опять же такое контрастное изображение психологии героев «идеально» раскрывает высокую идею жертвенности.

Наверное, нет ни одного литературного произведения, где не затрагивалась бы проблема выбора, с которой мы так часто сталкиваемся и в обыденной жизни. Разные пути выбирают для себя герои романа, но мы являемся свидетелями того, что однажды сделанный неправильный выбор может не только разрушить жизнь человека, но и принести много горя и несчастья окружающим. Жизнь устроена так, что каждую секунду, желая того или нет, человек делает выбор: активными поступками или бездействием, громкими словами или тихими мыслями, решительностью или страхом перед последствиями. И наше будущее зависит лишь от того, как мы поступим именно сейчас, будем ли мы честными перед собой или поплывем по течению, несущему в бездну.

Добро обладает большой притягательной силой. В этой мысли нам помогают утвердиться те, кто помогал Гарри: феникс, Клювокрыл, домовой эльф Добби, профессор Дамблдор, Сириус Блэк и Северус Снегг, не пожалевшие жизни ради спасения Гарри, привидение Миртл, помогающее Гарри решить трудное задание, его друзья, преодолевшие с ним вместе все тяготы и лишения.

Внеклассное мероприятие «Уроки добра» по роману Джоанн Кетлин Роулинг «Гарри Поттер».

Научить ребят взаимопомощи, поддержки, уважению друг к другу, воспитание культуре межличностных отношений.

На внеклассном мероприятии мы с ребятами разбирали разнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии, делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целом мероприятие прошло хорошо. На предложенные ситуации ребята хорошо знали как себя нужно вести в той или иной ситуации, имели представления о морали, об этикете, о безнравственных поступках и т. д.

Предлагались следующие ситуации:

«выбор в моей жизни». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается выбор в жизни каждого из нас. На мой взгляд, ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились естественными, интересными.

1. Вы немного опоздали на урок профессора Снегга. Входите в аудиторию.

2. Вы приходите утром в класс. Видите своих товарищей из Гриффиндора.

3. За столом сидят двое: Малфой и профессор Снегг. Они беседуют. Вам необходимо обратиться к Малфою с вопросом. Сделайте это.

4. Как сказать близкому другу Рону то, что не очень хорошо играет в квиддич?

5. Ситуация: Гарри Поттер в озере, выполняет задание на время, но остается с пленниками водяного народа, чтобы спасти их и в итоге приходит последним. А как бы вы поступили?

6. Вы – Артур Уизли. Позвоните по телефону Дурслям. Начните разговор.

7. На столе стоит Оборотное зелье, предложите ее кому-нибудь из находящихся в классе. Найдите повод и слова для этого.

8. Подойдите к кому-нибудь и узнайте, как пройти в Косой переулок.

9. Рон Уизли бегает от Лаванды, потому что боится с ней объясниться. Как бы ты помог ему?

«знаем ли мы роман «Гарри Поттер?»

Ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают сюжет романа и умеют применять полученную информацию. Классный руководитель так же участвовал в дискуссиях, помогал ребятам, акцентировал их внимание на той или иной ситуации, так же классный руководитель просил ребят вспомнить некоторые детали произведения. Классный руководитель попросил ребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами морали, и иногда делают безнравственные поступки.

Предлагаемые задания к внеклассному мероприятию.

1 задание - ВИКТОРИНА

Обычный ли мальчик Гарри Поттер? Что его отличает от сверстников?

Кем были родители главного героя? Почему их постигла такая страшная участь?

Чем маглы отличаются от волшебников? Может ли в семье маглов родиться будущий волшебник? Рождаются ли среди волшебников маглы? Найдите примеры в тексте.

Где и как происходит первая встреча Гарри Поттера и Рона Уизли? Можно ли предположить, что мальчики подружатся? Почему?

Кто такой Невилл? Как вы думаете, для чего писательница ввела данный персонаж в свой роман? Почему все ребята над ним постоянно смеются? Как к нему относится Гарри? Как Невилл относится к Гарри Поттеру?

Невилл Долгопупс - типичный недотёпа, вечно попадающий в какие-либо истории. Это - традиционный персонаж западной литературы, персонаж-простак, по отношению к которому проверяются все другие персонажи. В то же время простак традиционно добр, бесхитростен, способен жертвоватьсобой ради друзей. Он физически слабее других ребят, именно позтому Гарри и Рон его постоянно защищают, за что Невилл платит им искренней дружбой.

2 задание – ЗНАНИЕ ТЕКСТА

Для чего добрый волшебник Альбус Дамблдор отдаёт сироту Гарри на воспитание в семью маглов? Почему именно это защищает ребёнка?

Семья, родная кровь - естественная защита маленького ребёнка от всего зла в мире, в том числе и от злого волшебства.

Слава в мире волшебников, по мнению Дамблдора, могла раньше времени вскружить голову ребёнку, испортить его душу, а в мире маглов Гарри будет жить и воспитываться как все, до поры до времени не зная, кто он и чем знаменит: ". Будет жить здесь до тех пор, пока не вырастет настолько, чтобы быть в состоянии справиться со своей славой. ""

Опишите семью Дарсли. Все ли маглы похожи на них? Почему? Что характеризует именно это семейство? Встречали ли вы таких людей в реальной жизни?

Расскажите, как жили два двоюродных брата - Дадли Дарсли и Гарри Поттер. По чему они, на ваш взгляд, не могли найти общий язык?

3нали ли ученики "обыкновенной" школы, что Поттер - волшебник? 3нал ли сам Гарри об этом? Когда и как он об зтом узнаёт? Что происходит в его душе? Опишите состояние мальчика.

Какова реакция мальчиков - Гарри и Рона - на появление в их купе Гермионы Грейнджер? Расскажите об зтом подробнее.

Почему Рон Уизли сначала невзлюбил дочь маглов? Разве он, как Драко Малфой, считал маглов "ниже" себя, "грязными простолюдинами"?

Как отнёсся к Гермионе сам Гарри?

Что помогло в дальнейшем всем троим сдружиться?

Почему Гарри не понравился Драко Малфою ещё в Косом переулке? Какие слова в поезде стали ключевыми для их дальнейших отношений? Найдите в тексте.

"-. Ты скоро узнаешь, Поттер, что в нашем мире есть несколько династий волшебников, которые куда лучше всек остальных. Тебе ни к чему дружить с теми, кто этого не достоин. Я помогу тебе во всём разобраться.

Он протянул руку для рукопожатия, но Гарри сделал вид, что зтого не заметил.

Спасибо, но я полагаю, что сам могу понять, кто чего достоин, - холодно заметил он ".

Как эти слова характеризуют главного героя? Как вы думаете, предопределили ли они выбор Волшебной шляпой факультета для Гарри? Почему?

Расскажите, как начала складываться жизнь Гарри, Рона, Невилла и Гермионы на факультете Гриффиндор.

Объясните, почему возникла неприязнь между Гарри и профессором Снейпом,специалистом по Тёмным Искусствам.

Почему главный герой дружит с простаком и"неудачником" Хагридом? Что их объединяет? 3а что Рон и Гермйона также полюбили Хагрида?

Как меняется характер Гермионы от дружбы с мальчиками? Что для неё теперь становится главным - собственные успехи в учёбе, Кубок школы, за который каждый год соревнуются факультеты, или честь и достоинство друзей? Свой ответ подтверждайте цитатами из текета.

Задание 3 – НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ

Какие нравственные уроки преподносят нам книги о Гарри Поттере? Подтвердите цитатами из текста.

Нравственные уроки романа о Гарри Поттере:

- "Если на свете есть что-то, чего Вольдеморт не в силах понять, - это любовь. Он не мог осознать, что любовь - такая сильная любовь, которую испытывала к тебе твоя мать, - оставляет свой след. Это не шрам, этот след вообще невидим. Если тебя так крепко любят, то даже если тот, кто любит тебя, умер, ты навсегда остаёшься под его защитой"

Настоящая дружба - это и подарок Судьбы, и награда за мужество и верность, и умение жить для других: ". мы сильны настолько, насколько мы едины, и слабы настолько, насколько разъединены"".

Мужество и верность - замечательные качества личности, которые в себе необходимо воспитывать.

-"Храбрость бывает разной. Надо быть достаточно отважным, чтобы противостоять врагу, но не меньше отваги требуется для того, чтобы противостоять друзьям"

-"Если хочешь узнать человека получше, смотри не на то, как он обращается с равными, а на то, как ведёт себя с подчинёнными",

Бояться зла нельзя: побеждает только тот, кто не боится; "очевидное могущество зла не есть повод к тому, чтобы перейти на его сторону" ; "Всегда называй вещи своими именами. Страх перед именем усиливает страх перед тем, кто его носит".

-"Если настанет время делать выбор между лёгким и правильным, вспомните, что случилось с честным, добрым, смелым мальчиком только потому, что он случайно встал на пути лорда Волан-де-Морта" - надо выбирать правильное.

0 вечной борьбе Добра и 3ла: ". Он всё ещё где-то здесь, возможно, ищет новое тело, в которое мог бы вселиться. Так как он не является живым существом в полном смысле зтого слова, его нельзя убить. Он бросил Квиррелла умирать - он безжалостен и к врагам, и к союзникам. Но ты не должен огорчаться, Гарри, пусть ты всего лишь на какое-то время отдалил его приход к власти, но в следующий раз найдётся кто-то другой, кто готов будет сразиться с ним. И это, несмотря на то, что наша борьба против него кажется заранее проигранной. А если его возвращение будет отдаляться всё дальше и дальше, возможно, он никогда не будет властвовать".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Больше десяти лет назад вышел в свет роман Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Это сказочное произведение привлекает читателей своей проблематикой и необычными героями. Действующими лицами этой книги становятся волшебники и колдуньи, сказочные существа и мифологические персонажи. Автор уделяет много внимания отношениям между людьми. Это очень важно, потому что, чем больше мы узнаем о человеческих взаимоотношениях, о поступках людей, тем лучше мы понимаем друг друга, ведь каждый человек - это целый мир, который можно изучать вечно. Прочитав эту книгу, понимаешь, как сложно порой могут переплетаться судьбы людей, как сильно их жизни зависят от обстоятельств и от действий других людей. В романе можно выделить три основные сюжетные линии, связанные общей проблематикой. Первая линия - это судьба Гарри. Обычный мальчик– сирота, живущий со своими родственниками, не понимающий странных вещей, которые нередко с ним происходят. Вторая – пророчество, связавшее Гарри и лорда Волан-де-Морта. Лорд Волан-де-Морт «услышал о пророчестве и начал действовать, и в итоге не только сам подобрал себе врага, который способен прикончить его, но и снабдил этого врага смертоносным оружием!. Третья линия – жизнь волшебного сообщества и маглов.

Нравственная проблематика романа сложна и автор романа своеобразно их решает: мальчик принимает решения, от которых зависит не только его собственная жизнь, но и жизнь многих других. Эти решения Гарри принимает в минуту опасности, но, в конце концов, именно это его решение является наиболее правильным. Учитывая глубину и серьезность поставленных в романе проблем, учитывая силу воздействия произведения на людей, можно только удивляться тонкому психологу- автору.

В романе фантастика, вымысел стоят в одном ряду с реальным изображением в жизни. Главными героями являются люди, борющиеся за справедливость, добро, сохраняющие при этом отвагу и храбрость. Герои наделены не только исключительной волшебной силой, но и такими качествами, как доброта, чувство справедливости.

В ходе работы над книгой о Гарри Поттере мы пришли к выводу, что этот роман обладает поучительным содержанием и способствует правильному осознанному восприятию жизни.

Выпускники писали итоговое сочинение по «Гарри Поттеру» и «Войне и миру»

Текст: Наталья Лебедева
Фото: www.vsluh.ru

Более 600 тысяч российских выпускников написали итоговое сочинение. Большинство из них успешно прошли испытание и теперь будут допущены к ЕГЭ.
О том, с какими сложностями столкнулись выпускники при подготовке, готовы ли школы отказаться от зачетной системы оценки и как современного подростка научить грамотно высказывать свои мысли, рассказала учитель русского языка и литературы Гимназии Марьина Роща имени В. Ф. Орлова (УК № 1572) Елена Кожухова .

Елена Викторовна, все ваши ученики получили зачет за итоговое сочинение. Что оказалось самым сложным во время подготовки?

Елена Кожухова: Итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций ученика, на выявление уровня его речевой культуры, на оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Ничего из собственной жизни брать нельзя.

В прошлом году было проще.

Тематические направления не менялись несколько лет, поэтому готовиться к сочинению по объявленным тематическим направлениям можно было и в 10-м классе и не требовалось раскрывать полярные понятия. Написать сочинение о любви, доме, времени легче, чем раскрыть противопоставление дружбы и вражды, победы и поражения.

Если речь идет о разуме и чувстве, то в сочинении ребенок должен сначала привести аргумент, где разум преобладает над чувством, потом аргумент, где чувство преобладает над разумом, и лишь в конце прийти к выводу, что все должно быть в гармонии.

Современные школьники вообще с большим трудом пишут работы, когда нужно что-то сравнить, проанализировать, поразмышлять. Им трудно подбирать аргументы, потому что читательский кругозор, будем честны, у наших детей очень-очень узкий.

Литературные аргументы в итоге вы им предлагали или они сами искали их в книгах?

Елена Кожухова:

Самыми популярными произведениями, в которых выпускники находили ответы на все вопросы, оказались «Властелин колец», а из «Война и мир» и «Обломов».

Когда только начали готовиться к сочинению, по каждому тематическому направлению я дала ребятам список произведений, которые хорошо было бы перечитать. И намекнула, что лучше не распыляться, а выбрать одно тематическое направление и готовиться по нему, постепенно расширяя и углубляя свою аргументацию. Кто-то пошел по этому пути, а кто-то писал, как я его называю, «дежурное» сочинение. Это когда написаны сочинения по всем тематическим направлениям и ученик использует их, слегка изменяя. Для слабых учеников это хорошо. Сильные же ученики серьезно готовятся по всем тематическим направлениям. Дело в том, что многие из них потом хотят предъявлять сочинение при поступлении в институт, а там выставляется оценка. И если для школьного сочинения достаточно привести «не менее одного произведения отечественной или мировой литературы» , то в Высшей школе экономики, например, требуют четыре аргумента. Ребята силились написать по три-четыре аргумента, но не всегда получалось. Готовя учеников, я советовала привести минимум два аргумента, чтобы хотя бы один из них пошел в зачет, если второй окажется неубедительным.

Какие темы оказались ближе всего детям?

Елена Кожухова:

Писали в основном по тематическим блокам «Дружба и вражда» и «Разум и чувство».

За остальные тематические блоки взялись буквально один-два человека.

Какие были критерии оценки? Готовы ли школьники к тому, чтобы получать за итоговое сочинение не просто зачет, а оценку?

Елена Кожухова: Чтобы получить зачет, нужно выполнить два требования: сочинение должно быть самостоятельным и иметь объем не менее 250 слов (рекомендуемое количество слов — 350) и соответствовать пяти критериям: соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция, качество речи и грамотность. Для получения зачета необходимо получить зачет по критериям № 1 и № 2 (выставление незачета по одну из этих критериев автоматически ведет к незачету за работу в целом), а также дополнительно зачет хотя бы по одному из других критериев (№ 3-5). В вузах сочинение оценивается в баллах, и в основном ребята получают за сочинение по 4-5 баллов из 10 возможных. Оценку снижают чаще всего за обилие речевых ошибок. Дети не могут свои жаргонные и просторечные слова заменить литературными синонимами, потому что часто просто их не знают.

Готовы ли мы к тому, чтобы ставить оценки за итоговое сочинение? Мне кажется, что пока нет.

Словесники вновь начали учить детей писать сочинения, постепенно налаживается система подготовки. Но нужно время.

Перемены происходят стремительно. Детям тяжело, а учителя успевают перестраиваться? Одно дело подготовить ученика к ЕГЭ-угадайке и совсем другое - научить писать полноценное сочинение.

Елена Кожухова: Мы перестраиваем подготовку, понимая, что ждет детей впереди. К итоговому сочинению начинаем готовить еще в основной школе, продолжаем в 10-м классе и до декабря 11-го класса. Сложность в том, что мы готовим их не только к итоговому сочинению, но и к ЕГЭ.

На ЕГЭ требуется писать сочинение-рассуждение, а на итоговом сочинении - эссе.

Дети не очень улавливают разницу, поэтому путаются.

Сейчас ведутся бурные дискуссии о том, какие произведения должны входить в обязательную школьную программу. Вы - практик, знающий, что реально дети могут прочитать целиком и понять, а что нет. Каких авторов, какие произведения нужно обязательно изучать в школе?

Елена Кожухова: Дети должны знать произведения, которые составляют золотой фонд нашей литературы. Я понимаю, что дочитывают до конца единицы. Но хотя бы иметь представление об этом произведении они должны. Произведений должно быть не очень много, чтобы было время их обсудить, понять, чтобы было время насладиться поэзией, услышать ее музыку. Современная программа очень насыщенна. Разве можно успеть разобрать любовную лирику за один урок? А изучить тему родины в лирике за 45 минут? Это же почти ни о чем.

В школьную программу пытаются вместить слишком много,

а получается галопом по Европам, и в голове ничего не остается.

Просмотры: 0