Мартос надгробие куракиной. Иван Петрович Мартос. Великие скульпторы. Надгробие княгини Е. С. Куракиной

(1835-04-17 )

Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754-1835) - русский скульптор -монументалист, академик Императорской Академии художеств .

Биография

Могила Мартоса на Лазаревском кладбище Адександро-Невской лавры Санкт-Петербурга

Иван Мартос родился в 1754 году в городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного дворянина.

Умер Мартос в Петербурге. Был похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1930-х годах захоронение было перенесено на Лазаревское кладбище .

Видео по теме

Произведения

  • бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая собой портик Казанского собора в Петербурге .;
  • барельеф «Моисей источает воду из камня», над одним из проездов в колоннаде этого храма;
  • памятник великой княгине Александре Павловне, в дворцовом парке г. Павловска ;
  • скульптура в павильоне «Любезным родителям» Павловского парка ;
  • памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (1804-1818) ;
  • мраморная статуя Екатерины II , в зале Московского дворянского собрания;
  • бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала;
  • памятник Александра I в Таганроге ;
  • памятник герцогу де Ришельё в Одессе (1823-1828);
  • памятник князю Потемкину в Херсоне ;
  • памятник Ломоносову в Холмогорах ;
  • надгробие Прасковьи Брюс ;
  • надгробный памятник Турчанинова;
  • памятник кн. Гагариной, в Александро-Невской лавре ;
  • памятник тайной советнице Карнеевой (Лашкаревой) Елене Сергеевне, в Александро-Невской лавре ;
  • «Актеон»;
  • Памятник Ломоносову в Архангельске перед зданием АГТУ ;
  • надгробие С. С. Волконской (1782)
  • надгробие М. П. Собакиной (1782)
  • надгробие Е. С. Куракиной (1792)
  • надгробие К. Г. Разумовского в Воскресенской церкви Батурина
  • надгробие Н. И. Панина (1788)

    Надгробие М. П. Собакиной (1782)

    Надгробие С. С. Волконской (1782)

Семья

Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке Матрёне Львовне , фамилия которой неизвестна. Она умерла 6.01.1807 г. от чахотки в возрасте 43 лет . Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать детей.

Иван Петрович имел доброе, искреннее сердце, он был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота дворянка Авдотья Афанасьевна Спиридонова , милая и добрая девушка. Как-то Мартос стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старшей её Авдотье и дала ей пощечину. Несправедливо обиженная сирота с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Авдотью Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении. Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий.

Дети от первого брака:

От второго брака:

  • Екатерина Ивановна (1815 - 18..), замужем за архитектором, профессором Академии художеств Василием Алексеевичем Глинкой . Глинка умер от холеры. Мартос устроил пышные похороны, похоронил его на Смоленском кладбище и установил на могиле богатый памятник. Вскоре к богатой вдове посватался скульптор и мастер литейных дел барон Пётр Клодт фон Юринсбург). Мартос был не против, чтобы Клодт женился на Екатерине, но жених не нравился Авдотье Афанасьевне, и она уговорила дочь отказать Клодту. Авдотья Афанасьевна предложила Клодту жениться на её племяннице Ульяне Спиридоновой (1815-1859), что вскоре и произошло.
  • Александр Иванович (1817-1819)

Иван Петрович Мартос

МАРТОС Иван Петрович (1754-1835) - скульптор. Происходил из мелкопоместных дворян. Представитель классицизма. Прославился как мастер надгробий. Среди созданных им памятников: К. Минину и Д. Пожарскому в Москве (1818), М. В. Ломоносову в Архангельске, Э. Ришелье в Одессе, Александру I в Таганроге и др.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 301-302.

Мартос Иван Петрович (1754-5.04.1835), скульптор, один из самых значительных представителей русского классицизма в искусстве. Происходил из мелкопоместных малороссийских дворян. Учился в Петербургской Академии художеств (1764-73), пансионер (стипендиат) академии в Риме (1773-79).

В н. 1780-х Мартос создал серию скульптурных портретов (из них наиболее известны - Н. И. Панина (1780) и А. В. Паниной (1782). В последние десятилетия XVIII в. Мартос был занят в основном надгробной скульптурой, приобретавшей в то время широкое распространение. Начинал с мраморных рельефов, переходя к скульптурным композициям, передавая в них интимный мир переживаний и скорби, но вместе с тем чувство просветленности, принятия смерти как необходимого завершения жизненного пути. Таковы замечательные надгробия С. С. Волконской и М. П. Собакиной (1782). В надгробии Гагариной Мартос воплотил идею строгого совершенства, возвышенной героической красоты. К этому времени завершилось формирование строгого монументализма в творчестве Мартоса.

Дальнейшее развитие скульптора шло уже в создании монументальных жанров-памятников и барельефов. Центральное место в этом жанре принадлежит памятнику Минину и Пожарскому в Москве (1804-1818). Высокой чистоты стиля и гармоничности Мартос достигает в создании памятников Э. Ришелье в Одессе (1823-28), Александру I в Таганроге (1831) и в барельефе на восточном аттике Казанского собора в Петербурге “Иссечение Моисеем воды в пустыне”, создании фонтана “Актеон” в Петергофе.

Мартос преподавал в Петербургской Академии художеств (1779-35, с 1814 - ее ректор). Оказал большое влияние на творчество многих русских скульпторов 1-й трети XIX в.

Л. Н. Вдовина

Иван Петрович Мартос (1752-1835). Иван Петрович Мартос родился в 1752 году на Украине в местечке Ичне Черниговской губернии. В двенадцатилетнем возрасте он был отдан в Академию художеств, где в течение восьми лет учился «скульптурному художеству» у Н. Жилле и рисунку у А. Лосенко.

Окончив Академию с золотой медалью, он едет в Рим для продолжения образования. Здесь молодой художник внимательно изучает древнее искусство, особенно большое внимание уделяя античной скульптуре и архитектурным памятникам.

По возвращении в Петербург Мартос становится преподавателем Академии, успешно продвигается по служебной лестнице: получает звание академика, затем профессора, а позже назначается ректором.

Уже первые работы молодого скульптора свидетельствовали о художественной зрелости. К числу ранних произведений относится мраморный бюст Н. И. Панина (1780, ГТГ). Стремясь к значительности и величавости в передаче образа, Мартос изобразил Панина в античной одежде, удачно использовав фронтальную постановку фигуры.

В эти же годы Мартос начал работать в надгробной пластике - совершенно новой области русского изобразительного искусства. Именно здесь ему удалось добиться наибольших успехов. Надгробия, созданные Мартосом в 1782 году, - С. С. Волконской (ГТГ) и М. П. Собакиной (Музей архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР) - поистине шедевры русской скульптуры. В надгробии М. П. Собакиной мастер достигает музыкальности линии, красоты ритмов, выразительности композиционного решения. Помещенные у основания пирамиды фигуры плакальщицы и гения смерти преисполнены искренней печали. Несмотря на сложную постановку фигур, обилие драпировок, композиция воспринимается целостной и гармоничной.

В надгробии С. С. Волконской изображена одинокая фигура плакальщицы, пронизанная сдержанной и мужественной скорбью. Лаконичность и ясность образного решения, низкий рельеф фигуры, тесно связанный с плоскостью надгробной плиты, а также тонкая обработка мрамора делают и этот памятник одним из со вершенных произведений русской пластики. Успех был настолько велик, что Мартос начинает получать многочисленные заказы. Так были созданы надгробия: Н. А. Брюс (1786- 1790, Музей архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР), Н. И. Панину (1790), Е. С. Куракиной (1792), А. Ф. Турчанинову (1796), А. И. Лазареву (1803), Е. И. Гагариной (1803; все в Ленинградском музее городской скульптуры). Надгробия различны по композиционному строю, характеру исполнения: ранние надгробия отличаются интимностью, лиричностью, более поздние - монументальностью, иногда патетикой.

Выдающееся место среди более поздних произведений скульптора принадлежит надгробию Е. Куракиной. Лежащая на саркофаге плакальщица словно уснула в слезах, положив голову на скрещенные руки. Сложный ракурс, напряженный беспокойный ритм тяжелых складок одежды усиливают впечатление трагичности. Покоряют в этой статуе искренность страдания, глубина и человечность переживаний. Вместе с тем, образ плакальщицы отличается величественной силой, внутренней энергией. В этом произведении Мартос поднялся до высот подлинной монументальности. Скульптор, по выражению одного из современников, мог заставить мрамор «плакать». Мастерство Мартоса и огромная творческая активность выдвигают его в число крупнейших художников своего времени. Почти ни один значительный заказ на скульптурные работы не обходится без его участия. Он создал декоративные лепные украшения для дворцов в Царском Селе (гор. Пушкин) и Павловске, исполнил статую Актеона для Большого каскада Петергофа.

В начале XIX века в Петербурге началось сооружение Казанского собора, в украшении которого принял участие и Мартос. Ему принадлежат барельеф на тему библейского сказания о долголетних странствиях еврейского народа «Истечение воды Моисеем в пустыне» (на аттике восточного крыла колоннады собора) и статуя Иоанна Крестителя, установленная в нише портика. Барельеф наглядно показал понимание Мартосом особенностей связи декоративного рельефа с архитектурой. Большая протяженность композиции требовала мастерства в построении фигур. Скульптор успешно справился с трудной задачей - передать различные человеческие чувства и душевное состояние истомленных жаждой людей. Этот рельеф отличают четкость расположения групп, строго продуманный и вместе с тем сложный ритм.

Наибольшей славы и известности Мартос достиг при создании памятника Минину и Пожарскому в Москве. Работа над ним совпала с Отечественной войной 1812 года, патриотическим подъемом в стране, ростом национального самосознания. Мысль же о необходимости установить монумент двум выдающимся героям русской истории зародилась значительно раньше. В 1803 году один из активных членов Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, наиболее прогрессивной просветительной организации того времени, Василий Попугаев предложил провести всенародную подписку и на собранные деньги воздвигнуть памятник «русскому плебею» Минину и князю Пожарскому. Мартос с увлечением приступил к работе. «Кто из прославленных героев древности, - писал он, - превзошел мужеством и подвигами Минина и Пожарского?» По мысли И. Мартоса, выраженной уже в первых эскизах, Минин и Пожарский представляли единую группу, объединенную общностью чувств, патриотическим порывом. Правда, их стоящие фигуры в развевающихся плащах, с несколько патетическими жестами, были еще театральны и излишне эффектны. В последующих эскизах подчеркивается значение Минина, его активность и волевая собранность. «Здесь он был первой действующей силой», - писал о Минине С. Бобровский, один из членов Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

В 1808 году правительством был объявлен конкурс, в котором, помимо Мартоса, участвовали скульпторы Щедрин, Прокофьев, Демут-Малиновский, Пименов. Первое место завоевал проект Мартоса. По сравнению с эскизами, где в образах героев оставались следы мелодраматичности, а композиции не хватало собранности, памятник подкупает суровой торжественностью. Группа Мартоса отличается исключительной цельностью, фигуры в ней объединены не только эмоционально, но и тесно связаны композиционно. Минин сразу приковывает внимание зрителя целеустремленностью, порывом. Его образ полон огромной внутренней силы, активности и вместе с тем сдержанности. Это достигается мощной лепкой фигуры. Широкий свободный жест правой руки, указывающей на Кремль, ясно выраженная вертикаль тела утверждают доминирующее положение Минина в композиции. Пожарский также полон решимости и готовности к подвигу. Принимая меч из рук Минина, он словно приподнимается со своего ложа, готовый последовать за ним. Лицо Пожарского одухотворено. Оно хранит следы недавно пережитых страданий и вместе с тем мужественно и отважно. В облике героев Мартос подчеркивает типично русские национальные черты, удачно сочетая в их костюмах элементы античных и русских одеяний. «Российские одежды, - писали современники, - были почти таковы и в то же время, какие ныне мы называем Русскими; они подобны были несколько греческим и римским... словом они были почти таковы, как изображены в сем памятнике».

Первоначально памятник установили около Торговых рядов, против Кремлевской стены. Открытие состоялось в 1818 году и было большим и важным художественным событием. «Во время сего торжественного обряда, - писала газета «Московские ведомости» об открытии памятника, - стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора... и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым и необыкновенным зрелищем».

Художник сумел воплотить в своем произведении мысли и чувства, волновавшие широкую общественность России. Образы же героев русской истории, отмеченные большим гражданским пафосом, воспринимались как современные. Их подвиги напоминали о недавних событиях Отечественной войны.

В эти же годы Мартос исполняет и ряд других работ, самых разнообразных по назначению. Так, в 1812 году он создал статую Екатерины II, в 1813 году - эскизы фигур четырех евангелистов для Казанского собора и многие другие. Творческая активность Мартоса проявляется и в последующие годы. Наряду с преподавательской деятельностью в Академии художеств, в 20-е годы он исполнил несколько крупных монументальных работ: памятник Павлу I в Грузине, Александру I в Таганроге (1828-1831), Ришелье в Одессе (1823-1828), Ломоносову в Архангельске (1826-1829). Из документов известно, что Мартос работал также над созданием памятника Дмитрию Донскому, осуществить который, к сожалению, ему не удалось.

Работоспособность художника была поразительна. «Не могу быть в праздности», - писал он. Все современники, знавшие Мартоса, отмечали его трудолюбие, бескорыстие и величайшую скромность. В донесении министру народного просвещения президент Академии Оленин писал о художнике: «По скромности своей Мартос никогда не обременял просьбами о себе правительство и имеет содержание от казны такое, каким пользуются некоторые ученики учеников его».

Мартос прожил большую, наполненную трудом, жизнь, целиком отданную служению искусству. Он умер в 1835 году. 

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971, с. 59-63.

Далее читайте:

Мартос Алексей Иванович (1790-1842), действительный статский советник, сын Ивана Петровича.

Мартос Иван Петрович

М артос, Иван Петрович - русский скульптор (1754 - 1835). Окончил курс в Академии Художеств с малой золотой медалью и отправлен в Италию. В Риме занимался в мастерской Торвальдсена и рисовал с натуры, в мастерской П. Баттони, и с антиков, под руководством Р. Менгса. Был профессором, потом ректором Академии Художеств. , и поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий. Простота и благородство стиля, мастерская композиция (особенно в многосложных барельефах), правильность рисунка, отличная лепка, искусная укладка драпировки - составляют отличительные черты классицистического по существу, но менее холодно-отвлеченного, чем произведения Торвальдсена и Кановы, искусства Мартоса. Особенно хороши его нежно-грустные надгробные скульптуры. В ряду его работ главные: колоссальная бронзовая статуя Иоанна крестителя, украшающая портик Казанского собора; большой барельеф: "Моисей источает воду из камня", в аттике одного из проездов колоннады этого храма; памятники императору Павлу I, великим княгиням и Елене Павловнам, в дворцовом парке Павловска; монумент и , в Москве (1804 - 18); колоссальная бронзовая статуя , в зале московского дворянского собрания; бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала; памятники императору Александру I в Таганроге, герцогу в Одессе, князю в Херсоне, в Архангельске; надгробные памятники Турчанинову, княгине Гагариной и княгине Куракиной в Александро-Невской лавре, княгине Волконской и Собакиной - в Московском Донском монастыре, декоративная статуя "Актеон" (несколько реплик). Скульптуры Мартоса гравированы . - Ср.

Биография

Иван Мартос родился в 1754 г. в городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного украинского дворянина. Был принят в воспитанники Императорской академии в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в 1764 г., окончил курс в 1773 г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию, в качестве пенсионера Академии. В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса. Вернулся в Санкт-Петербург в 1779 г. и тотчас же был определён преподавателем ваяния в Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. - ректором и наконец в 1831 г. - заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I, Александр I и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.

Был пожалован чином действительного статского советника.

Умер Мартос в Петербурге. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено на Лазаревское кладбище.

Произведения

  • бронзовая статуя Иоанна Крестителя, украшающая собой портик Казанского собора в Петербурге.;
  • барельеф «Моисей источает воду из камня», над одним из проездов в колоннаде этого храма;
  • памятник великой княгине Александре Павловне, в дворцовом парке г. Павловска;
  • скульптура в павильоне «Любезным родителям» Павловского парка;
  • памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве (1804-1818);
  • мраморная статуя Екатерины II, в зале Московского дворянского собрания;
  • бюст императора Александра I, изваянный для петербургского биржевого зала;
  • памятник Александра I в Таганроге;
  • памятник герцогу де Ришельё в Одессе (1823-1828);
  • памятник князя Потемкина в Херсоне;
  • памятник Ломоносова в Холмогорах;
  • надгробие Прасковьи Брюс;
  • надгробный памятник Турчанинова;
  • памятник кн. Гагариной, в Александро-Невской лавре;
  • памятник тайной советнице Карнеевой (Лашкаревой) Елене Сергеевне, в Александро-Невской лавре;
  • «Актеон»;
  • памятник Ломоносову в Архангельске перед зданием АГТУ;
  • надгробие С. С. Волконской (1782)
  • надгробие М. П. Собакиной (1782)
  • надгробие Е. С. Куракиной (1792)
  • надгробие К. Г. Разумовского в Воскресенской церкви Батурина

    И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому, 1818

    Памятник де Ришельё в Одессе, 1828

    Надгробие С.С. Волконской, 1782

    Памятник Ломоносову в Архангельске, 1832

Семья

Мартос был женат дважды. В первый раз на очень красивой дворянке Матрёне Львовне, фамилия которой неизвестна. Она умерла 6.01.1807 г. от чахотки в возрасте 43 лет. Вдовец оказался заботливым отцом, он сумел вырастить и воспитать детей.

Иван Петрович имел доброе, искреннее сердце, он был гостеприимным человеком и большим благотворителем. В его просторной профессорской квартире постоянно проживало много бедных родственников, которых он содержал. О его искреннем благодеянии свидетельствует такой факт, что даже когда он овдовел, родственники жены продолжали жить в его квартире. Среди них была племянница покойной жены, беднейшая сирота дворянка Авдотья Афанасьевна Спиридонова, милая и добрая девушка. Как-то Мартос стал свидетелем, когда одна из его дочерей некорректно отнеслась к намного старшей её Авдотье и дала ей пощечину. Несправедливо обиженная сирота с горькими рыданиями принялась складывать в плетеный из прутьев баул свои вещи, чтобы навсегда уйти от Мартосов и где-то устроиться гувернанткой. Иван Петрович принялся искренне уговаривать девушку остаться. А чтобы она больше не считала себя нахлебницей, благородный хозяин предложил ей руку и сердце. Так неожиданно для всей родни и даже для самого себя, уже в годах, Мартос женился во второй раз. Сразу же после венчания строго предупредил своих детей, чтобы они уважали Авдотью Афанасьевну, как родную мать. Следует отметить, что его дети и мачеха постоянно жили во взаимном уважении. Мартос очень хотел, чтобы его дочери вышли замуж за художников или людей родственных профессий.

Скульптор, график.

Происходил из дворянской семьи, сын сотенного казака. В 1764 поступил в ИАХ в Санкт-Петербурге. Учился сначала в живописном и гравировальном классах, а затем в классе «орнаментальной» скульптуры у Л. Роллана и «скульптурно-статуйном» классе у Н. Ф. Жилле. В 1772 создал программные работы «Кирилл, философ греческий, и великий князь Владимир», «Изяслав Мстиславович на поле боя», удостоенные малой золотой медали. В 1773 выпущен из Академии с аттестатом 1-й степени на звание классного художника и правом пенсионерской поездки за границу.

В том же году отправился для продолжения своего художественного образования в Рим. Посещал натурные классы Французской Академии художеств, а также Академию Святого Луки, где осваивал технику рубки из мрамора в мастерской профессора К. Альбачини. Под его наблюдением выполнял мраморные копии с античных скульптур. Пользовался советами Ж.-М. Вьена и П. Баттони. В 1778 за алебастровую статую «Эндимион засыпающий» признан «назначенным» в академики ИАХ. В конце того же года возвратился в Россию.

С 1779 до конца жизни преподавал в скульптурном классе Академии, его учениками были почти все мастера первой половины XIX века. В 1782 удостоен звания академика. В 1785 утвержден адьюнкт-профессором. В 1788 избран членом Совета ИАХ. В 1794 «за оказанное усердие и искусство в скульптурном художестве» получил звание профессора. В 1799 произведен в адьюнкт-ректоры. С 1814 - ректор, с 1831 - заслуженный ректор ИАХ.

Работал преимущественно в области монументального искусства, мемориальной скульптуры. Им были созданы надгробия С. С. Волконской, М. П. Собакиной (оба - 1782), П. А. Брюс (1786–1790), Н. И. Панина (1788), А. Ф. Турчанинова, Е. С. Куракиной (оба - 1792), А. И. Лазарева (1802), Е. И. Гагариной (1803), Е. Чичаговой (1812–1813) и другие; большая часть их установлена в некрополях Александро-Невской лавры в Петербурге и Донского монастыря в Москве.

В 1797–1798 выполнил скульптурную композицию «Памятник родителям» для мемориального павильона, в 1803–1805 создал композицию «Супругу-благодетелю» для мавзолея Павла I. В 1800 завершил работу над статуей «Актеон» для Большого каскада фонтанов в Петергофе.

В 1804 принял участие в конкурсе на создание памятника Минину и Пожарскому, где был удостоен первой премии. Работа продолжалась более десяти лет, торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади в Москве в 1818 и стало всенародным событием: «Стечение жителей было неимоверное: все лавки, крыши Гостиного двора… и самые башни Кремля были усыпаны народом, жаждущим насладиться сим новым необыкновенным зрелищем», - писала газета Московские ведомости.

Одновременно с работой над памятником Минину и Пожарскому, в 1804–1807 занимался скульптурным оформлением Казанского собора, для которого создал композиции «Источение Моисеем воды из камня», «Рождение Девы Марии», «Зачатье Божьей матери», а также статую Иоанна Крестителя. В 1812 в зале Дворянского собрания в Москве был установлен памятник Екатерине II работы Мартоса. В 1812–1820 выполнил памятники Павлу I и Александру I в имении графа А. А. Аракчеева Грузино.

Среди поздних произведений Мартоса следует отметить памятники Э. Ришелье в Одессе (1826), Александру I в Таганроге (1831), М. В. Ломоносову в Архангельске (1832), Г. А. Потемкину-Таврическому в Херсоне (открыт после смерти скульптора в 1836). В 1831 создал эскизы скульптур для церкви Святой Екатерины при ИАХ. Создал ряд скульптурных портретов.

В 1935 в Государственном Русском музее состоялась ретроспективная выставка произведений мастера.

Иван Петрович Мартос - выдающийся русский скульптор последней трети XVIII - первой трети XIX столетия, в произведениях которого нашли свое выражение классицистические идеалы. Источником его вдохновения было прежде всего искусство античной Греции: даже Минин и Пожарский были уподоблены скульптором античным героям. Характерными чертами его произведений являются ясность композиционного построения, спокойный, размеренный ритм, гармоничность образов. Излюбленным материалом скульптора был мрамор, который позволял добиваться мягких свето-теневых переходов, передавать мягкость, текучесть тканей и драпировок, теплоту человеческого тела.

Произведения Мартоса находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.