Зачем делают кремирование. Кремация – можно ли кремировать после смерти. Аргументы в пользу кремации человека

Организация кремации, или похорон, - занятие неприятное. Каждый человек хотя бы один раз в жизни испытывает душевную боль от утраты близкого человека. Но именно в эти траурные дни родственникам покойного необходимо собраться с мыслями и заняться вопросом погребения или кремации тела умершего человека. Если покойный при жизни успел передать близким людям свою последнюю волю о том, каким именно способом он хотел бы быть похоронен, ситуация в этом случае однозначна. Против желания покойного человека действовать не принято. Вариант захоронения может быть прописан и в завещании. Когда такого документа у родственников нет или в нем не обозначена воля покойного относительно этого, решение о погребении или кремации принимается на семейном совете.

Разрешение на кремацию

От того, что именно выбрано (кремация или похороны), зависят дальнейшие действия родственников покойного человека. Если было принято решение предать тело земле, то его укладывают в гроб и производят традиционное захоронение на кладбище. Если выбран другой способ, то люди, занимающиеся организацией кремации, должны учитывать некоторые особенности и нюансы этой процедуры.

Никакого особенного разрешения процесс кремации не требует. В больших городах около 50% тел отправляют в крематорий. Такая популярность объясняется нехваткой мест на кладбище для выполнения стандартных захоронений.

А урну с прахом могут закопать в уже существующей могиле, принадлежащей близкому родственнику усопшего.

Кремация в России разрешена официально. Такой метод захоронения применяли еще в 1927 году. В то время на территории Донского монастыря был открыт первый крематорий в России. Этот метод избавления от тела распространен в странах, где преобладает население, исповедующее буддизм, синтоизм и индуизм. Этот метод захоронения человека не является основным у католиков и православных. Церковь не одобряет, но и не запрещает кремирование. Однако даже в случае сжигания человеческого тела предварительно над ним необходимо произвести обязательный обряд отпевания.

Оформление кремации

В отличие от обычного захоронения, процедура кремации является весьма новым способом, у которого есть 2 весомых преимущества:

  • незначительные материальные затраты;
  • экологическая безопасность.

Перед тем как отвезти тело человека в крематорий, родственники покойного должны оформить некоторые документы. В первую очередь необходимо позаботиться о получении свидетельства о смерти. Затем в морг нужно отвезти одежду, в которой человек будет находиться во время отпевания в церкви, гражданской панихиды и непосредственно при сжигании. В итоге нужно обязательно договориться о выдаче тела в определенный день. Когда все будет готово, можно обращаться в крематорий. Там изначально нужно решить, будет это общая или индивидуальная кремация. Выбор варианта зависит от материальных возможностей, поскольку одиночное сожжение стоит гораздо дороже.

Возможные проблемы

На разных этапах подготовки к кремации могут произойти проблемы. В крематории откажутся провести ритуал из-за отсутствия полного пакета документов. Для того чтобы тело покойного приняли в крематорий, сопровождающий человек должен принести:

  • собственный документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • свидетельство о смерти (копия);
  • квитанцию-договор, подтверждающую оплату услуг.

Разумеется, что принесенный паспорт возвращается человеку обратно. Если для кремирования будет привезен человек, умерший насильственной смертью или в результате несчастного случая, то потребуется дополнительно предоставить письменное разрешение следственного отдела.

Этот же документ будет необходим, если на кремацию привезен человек без установления личности.

Недостаточное количество крематорий - это еще одна существенная проблема. Особенно она актуальна для жителей небольших населенных пунктов, где гораздо проще организовать ритуал на кладбище. На данный момент крематории имеются только в крупных городах:

  • Москве;
  • Санкт-Петербурге;
  • Волгограде;
  • Новосибирске;
  • Екатеринбурге;
  • Ярославле;
  • Хабаровске;
  • и в некоторых других.

Если умерший человек проживал в городе, где отсутствует крематорий, и родственники не хотят хоронить его на кладбище, то им необходимо обратиться в компанию, осуществляющую пассажирские перевозки на дальние расстояния. Заказать автомобиль, на котором тело будет доставлено для кремации, лучше заранее. При этом необходимо точно убедиться, в какие часы работает крематорий. Других проблем возникнуть не должно.

Кремация и выдача урны с прахом

Самый важный момент наступает, когда родственникам приходится прощаться с телом покойного человека. Многих интересует, как происходит кремация и что уместно принести на ритуал прощания с телом. В настоящее время существует общая и индивидуальная кремация. В первом случае ритуал прощания с телами кремируемых людей практически отсутствует. Сразу несколько тел помещается в печь и сжигается.

Прах кладется в урны и выдается родственникам.

Индивидуальная кремация - ритуал дорогостоящий. Родственники покойного могут приносить цветы на кладбище, произносить прощальные речи. После того как была совершена индивидуальная кремация, родственникам выдается урна с прахом усопшего. Если по каким-то причинам урну не забрали, она бесплатно храниться в морге в течение 40 дней. Затем начинает начисляться плата в размере 5 рублей за каждый день хранения. Если через год родственники не забирают урну, производится ее захоронение на кладбище в общей могиле.

В среднем индивидуальная кремация стоит от 5 до 6 тысяч рублей. Цена зависит от региона. За проведенный ритуал общего сжигания придется заплатить от 3 до 4 тысяч рублей. Если сами родственники не желают заниматься организацией кремации, они могут обратиться в ритуальные агентства. Сотрудники похоронной службы займутся оформлением документов и подготовкой тела усопшего.

Безусловно, потеря близких людей становится для нас настоящим психологическим потрясением и тяжелейшим стрессом. Когда умирает человек, его родственникам приходится решать вопрос о том, какой тип захоронения выбрать, чтобы душа усопшего «нашла вечный покой».

В настоящее время в нашей стране все большую популярность приобретает такая процедура, как кремирование человека. Агентства, специализирующиеся на оказании ритуальных услуг, вынуждены решать огромное количество вопросов, непосредственно связанных с кремацией. При этом многие люди, которые в силу различных причин вынуждены заниматься организацией похорон, не имеют ни малейшего представления о том, кремирование человека. Нижеизложенная информация об этом будет им весьма полезна.

Итак, что же такое и насколько дорогостоящий данный ритуал?

Кремация представляет собой одну из вариаций захоронения, которое предполагает сжигание тела человека в специальной печи до тех пор, пока не образуется пепел. После этого прах покойного кладут в специальный контейнер, который отдают родным и близким покойника для того, чтобы они завершили процедуру захоронения одним из следующих методов: либо поместили пепел в могилу, либо поместили урну в колумбарий.

Какова цена вышеуказанной процедуры

Необходимо отметить, что стоимость кремации не так уж и высока - она составляет порядка 4 тысяч рублей.

Рассматривая такой ритуал, как кремирование человека, цена которого зависит от того или иного набора необходимых услуг и принадлежностей, следует подчеркнуть, что даже покупка гроба для кремации - родственников усопшего. Так или иначе, смета расходов на кремацию составляется на основе их финансовых возможностей.

В настоящее время проблем с выбором гроба для покойника не существует. Единственное требование заключается в том, чтобы он был сделан из материалов, которые отлично поддаются горению.

В чем причина того, что кремирование человека как вид погребения становится все более предпочтительным? Их несколько. И они индивидуальны.

Некоторые эксперты заявляют о том, что со временем кремация «вытеснит» земельное захоронение, поскольку это менее затратная с финансовой точки зрения процедура.

Огромный интерес у многих вызывает не только вопрос о том, человека, но и то, нужно ли перед сжиганием тела его кремировать. Если пункт кремации расположен на удаленном расстоянии и к нему следует добираться длительное время или когда процедура прощания намечена непосредственно перед кремированием покойника, то рекомендуется тело бальзамировать.

Весьма индифферентно к вышеуказанной процедуре относится церковь. Существует позиция, в соответствии с которой само по себе сжигание тела не противоречит церковным канонам. Однако определенная часть духовенства крайне негативно относится к кремации. Прошло совсем немного времени с того момента, как священнослужители начали отпевать покойников непосредственно в здании крематория.

– Ну что, старик, в крематорий пора?
– Пора, батюшка, – ответил швейцар, радостно улыбаясь, – в наш советский колумбарий.

(И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок)

"В детстве мы бегали смотреть, как в крематории сжигают покойников. Прокрадывались к маленькому окошку и смотрели на объятый пламенем гроб. Через пару минут домовина распадалась, и происходило страшное: труп начинал корчиться, шевелились руки, ноги, порой покойник приподнимался. Создавалось ощущение, что сжигают живого человека. Мы в ужасе убегали. Потом по ночам меня мучили кошмары. Но все равно нас как магнитом тянуло к окошку...". Этот отрывок из детских воспоминаний моей тетки я вспоминаю часто. Чаще, чем хотелось бы, ибо за последние годы мне не раз приходилось участвовать в церемонии проводов в последний путь. И нередко проводы эти происходили именно в здании крематория.

О крематориях, о том, что происходит в самом здании, куда доступ родственникам и друзьям умершего закрыт, ходит множество самых невероятных, леденящих душу рассказов. Где тут правда, а где вымысел, мы и попытаемся разобраться.

На территории Европы своих умерших сжигали этруски, затем этот обычай переняли греки и римляне. Христианство объявило кремацию язычеством. В 785 г. Карл Великий под угрозой смертной казни запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет. Но в XVI–XVII вв. города в Европе стали постепенно превращаться в метрополии, и возникла большая проблема с организаций кладбищ. На некоторых погостах покойников стали хоронить в больших общих могилах, которые были открыты на протяжении многих дней. Частенько кладбища располагались в среде обитания человека, что являлось причиной распространения болезней. Вновь возникла идея сжигания тел умерших. Начиная с XVI в. в Европе стали использовать погребальные костры в санитарно-гигиенических целях. Однако проблемой было создание подходящего способа сжигания – костры не годились. Такой способ был придуман лишь в конце XIX века. 9 октября 1874 г. в регенеративной печи, сконструированной немецким инженером Фридрихом Сименсом, была совершена первая кремация в струе раскаленного воздуха. А первый современный крематорий был построен в 1876 г. в Милане. В настоящее время в мире действуют более 14,3 тыс. крематориев

На территории России первый крематорий был построен не после 17-го года, как многие думают, а еще до октябрьского переворота, во Владивостоке, с использованием печи японского производства. Вероятно, для кремации граждан страны Восходящего солнца (во Владивостоке в то время проживало немало выходцев из Нагасаки). Сегодня в этом городе снова действует крематорий, уже для россиян.

Первый крематорий в РСФСР (печь "Металлург") был открыт в 1920 г. в здании бань, дом №95-97 по 14-й линии Васильевского острова в Петрограде. Сохранился даже акт о первой в истории советской России кремации, подписанный председателем Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного Крематория и морга, управляющим делами отдела управления Петрогубисполкома тов. Б.Г. Каплуном и другими лицами, присутствующими при этом мероприятии. В акте, в частности, записано: "14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория – В.О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причем температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда" . Далее следуют подробности, которые я решил опустить, дабы не травмировать впечатлительных читателей.

Печь проработала недолго, с 14 декабря 1920 г. по 21 февраля 1921 г., и была остановлена "за отсутствием дров". За этот промежуток времени в ней было сожжено 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 – по желанию родных или согласно завещанию.

Окончательно же и бесповоротно огненные похороны вошли в быт советских людей в 1927 году, когда в Москве, в Донском монастыре была открыта "кафедра безбожия", как называла тогда этот крематорий атеистическая пропаганда. Под крематорий была переделана монастырская церковь преподобного Серафима Саровского. Первыми клиентами заведения стали проверенные товарищи – "рыцари революции". В колумбарии, размещенном в храме, на кремационных урнах можно прочесть надписи, типа: "большевик-чекист", "член ВКП(б), стойкий большевик", "один из старейших деятелей большевистской партии". В общем, пламенным революционерам полагалось пламя и после смерти. Через 45 лет в городе был построен еще один – на этот раз крупнейший в Европе – крематорий на Николо-Архангельском кладбище, в 1985 г. – на Митинском, а спустя еще 3 года – на Хованском. Крематории есть также в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, во Владивостоке; 7 июля прошлого года открылся крематорий в Новосибирске.

Несмотря на усиленную пропаганду, граждане СССР к этому виду погребения относились с недоверием и страхом. Отчасти (но только отчасти) это объясняется отрицательным отношением к кремации традиционных религий, ибо в монотеистических религиях кремация запрещена или, как минимум, не приветствуется. Категорически запрещает кремировать тело иудаизм. Еврейская традиция рассматривает кремацию как оскорбительный обычай, восходящий к языческой практике сжигания мертвых на погребальных кострах. Сжигать тело человека недопустимо в исламе. В случае, если это произошло, грех ложится на совершивших сожжение. Православная церковь рассматривает кремацию как "чуждый обычай", "еретический способ захоронения". Греческая православная церковь упорно сопротивляется введению кремации. Как заявил официальный представитель Священного Синода, епископ Александруполиса Антимос, комментируя внесенный семью членами парламента законопроект, разрешающий этот обряд для членов неправославных (!) конгрегаций Греции: "Кремация – это акт насилия, оскорбление человечества, выражение нигилизма...". Категорически против огненного погребения и подавляющее большинство русских православных священников. "Сжигание умерших может оказаться нарушением учения Церкви о почитании останков святых мучеников и угодников и лишить православных христиан святых мощей, – говорит священник И. Рябко. – А что касается простых смертных, сжигание, кроме всего прочего, лишает верующих того духовного назидания и напоминания о смерти, которое они получают при погребении тел в земле. Отсюда следует, что, с чисто православной точки зрения, сжигание умерших признается чуждым и недопустимым в христианской вере нововведением". Официальную позицию РПЦ озвучил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Протоиерей Всеволод Чаплин: "Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом". Впрочем, есть в Русской Православной Церкви и лобби, которое ратует за то, чтобы не предавать крематории анафеме. Более того, поговаривают, что открытый в прошлом году крематорий в Новосибирске был освящен. И вообще, в последнее время упорно ходят слухи (которые представители РПЦ не подтверждают), что будто бы строительство крематориев при всех крупных городах давно согласовано с церковным начальством и от РПЦ есть благословение на самом высоком уровне. Вероятно, слухи возникли из-за того, что во всех крематориях России работают батюшки, которые отпевают усопших перед кремацией, а при некоторых крематориях есть часовни.

Несколько иначе смотрят на этот способ погребения другие ответвления христианства. Первыми одобрили кремацию лютеране и протестанты. А в 1963 г., правда с оговорками, кремацию разрешила католическая церковь.

Но, повторяю, причина прохладного (простите за каламбур) отношения к огненным похоронам – не только в религиозных убеждениях наших граждан. Главная причина – многочисленные страшилки, вот уже много лет предающиеся из уст в уста, об "ужасах", творящихся в крематориях. Мне, как и многим другим гражданам, неоднократно приходилось слышать, что покойников раздевают, золотые зубы и коронки вытаскивают, гробы пускают напрокат, а одежду, снятую с усопших, сдают в комиссионки. В свое время масла в огонь подлил рассказ Михаила Веллера "Крематорий", в котором описывается, как работники этого заведения в Ленинграде раздевали перед кремацией покойников, а одежду сдавали в неподалеку расположенный комиссионный магазин. Напомню вкратце, в чем суть истории: выиграл мужик в денежно-вещевую лотерею автомобиль, на радостях выпил, да и помер. Его кремировали (якобы вместе с билетом, который находился в кармане костюма). Через несколько дней пошла вдова покойного в комиссионку, где и увидела мужнин костюм. В кармане, разумеется, оказался тот самый билет... Кстати, как мне поведала моя мама, эту байку про костюм и билет (облигацию с крупным выигрышем) она слышала в детстве, когда Веллер еще и ручку в руках держать не умел.

Мне удалось побеседовать с работником одного из московских крематориев. Разумеется, я хотел узнать "всю правду" о том, что там творится. Была даже предпринята попытка подпоить Ивана (имя изменено по его просьбе, так как сотрудники сферы ритуальных услуг вообще предпочитают не афишировать место работы). Иван охотно со мной выпил, но никаких жутких тайн не поведал. А в ответ на вопрос об одежде, якобы снимаемой с трупов, рассмеялся: "Старик, как ты себе это представляешь? Чтобы покойника обрядить, костюмы на спине разрезают, разрезают и обувь. Для того, чтобы все это привести в товарный вид, надо бригаду швей-мотористок нанимать и сапожников. Так, что ли? В общем, чушь это полная". "А золото? – не унимался я. – Драгоценности-то с покойников наверняка снимаете? Не пропадать же добру..." Но Иван только рукой махнул – мол, отстань.

И все-таки, куда деваются драгоценности? Вообще, агенты, когда оформляют документы на кремацию, предлагают заказчику снять с покойного ювелирные украшения. Но если родственники оставляют все как есть, то во время кремации происходит следующее. В кремационном оборудовании есть такая штука – кремулятор. Он предназначен для перемалывания остающихся после кремации костных останков. С помощью электрического магнита из праха удаляются все металлические включения: гвозди, ручки от гробов, металлические протезы и т.п. Когда в СССР только появились первые крематории, во избежание хищения оператором кремационной печи из станков золота от зубных протезов, обручальных колец и т.д., был установлен контроль над сдачей государству всех немагнитных металлов. Весь металл, который не взял огонь, специальная комиссия обязана была сдавать государству (эти правила и сегодня существуют). Однако, как оказалось, температура в печи столь высока, что золото, серебро и другие ценные металлы расплавляются и, соединяясь с останками, превращаются в дисперсионный прах, из которого что-либо ценное извлечь практически невозможно. Конечно, есть вероятность того, что обслуга крематория может изъять ценности еще до отправки покойника в печь. Однако до сих пор с момента существования крематориев не было ни одного подобного уголовного дела. В принципе, это можно объяснить круговой порукой работников крематория, но как-то слабо верится, чтобы сведения о преступлениях не просочились в правоохранительные органы.

Что же до гробов, которые якобы пускают "налево", то и мой новый знакомый Иван, и вполне официальные лица в один голос уверяют, что технологическая особенность современных печей такова, что они не могут работать без гроба. Вообще процесс кремации происходит следующим образом. После попадания заколоченного или закрытого на защелки гроба в накопитель на домовину приколачивают металлическую табличку с выгравированным номером, гроб опломбируется. Если он украшен металлическими, пластмассовыми крестами, ручками, их снимают, чтобы не загрязнять атмосферу вредными выбросами, а также для того, чтобы форсунки печи дольше служили. После окончания кремации вместе с останками номерная табличка изымается из праха и делается сверка номеров, чтобы исключить путаницу с выдачей чужого праха (один из распространенных страхов – что выдадут чужие останки). Кстати, в некоторых крематориях предусмотрена застекленная просмотровая комната для родственников и близких, откуда можно наблюдать, как гроб уходит в печь. Кремировать в печи одновременно можно только одного покойного, перед загрузкой следующего она тщательно зачищается. Еще интересная деталь – в современных крематориях для того, чтобы включить печь, нужно иметь ключ с шифром и знать специальный код.

В общем, слухи о безобразиях в крематориях, как говорится, сильно преувеличены. Однако крематорий, впрочем, как вся сфера ритуальных услуг, является неплохой кормушкой для тех, кто там работает. С плохо соображающих от горя родственников и близких усопшего всегда можно слупить дополнительные деньги. Так, например, сотрудники ритуального зала крематория – кажется, их называют церемониймейстерами – нередко просят дать "на свечечки", на "панихидку", на "помянуть дорого покойника"... И люди, разумеется, дают. Между прочим, одна из моих знакомых лелеяла мечту устроиться на работу в крематорий, так как слышала, что там хорошо зарабатывают. Но ей это не удалось. Оказалось, что попасть в это заведение без протекции так же сложно, как было в свое время поступить без взяток и блата в МГИМО. Сумма, которую она должна была заплатить за трудоустройство, оказалась для нее неподъемной.

Сегодня вновь идет, как и на заре советской власти, усиленная пропаганда огненного погребения. В пользу крематориев приводятся даже исторические примеры, которые показывают, что предание умерших огню было нормой у многих народов, в том числе и у древних славян. Также в пример ставятся страны, где кремация получила широкое распространение: США, Япония, Чехия, Великобритания, Дания... Кремация преподносится как наиболее гигиеничный и экологически чистый способ погребения. Но дело-то не в экологии (во всяком случае, не только в ней), а в земле. Города разрастаются и требуют новых территорий. Кремация же не позволяет кладбищам сильно разрастаться и "захватывать" бесценную землю. Но простых людей, конечно, волнует не все это, а затраты на похороны. Кремация обходится дешевле обычных похорон. Именно поэтому в последние десять лет традиция кремировать покойных среди небогатых жителей крупных российских городов (в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга) приобретает популярность. Люди более состоятельные могут позволить себе оплатить традиционные похороны и землю на кладбище, а тем, кто победнее, приходятся прибегать к огненному погребению.

Россия переживает бум на кремацию. В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Почему в России кремация вытесняет привычные, веками устоявшиеся представления о похоронах? Как в Кирове бизнес ломает «устаревшие» понятия о кладбищах, и что думает о кремации Русская Православная Церковь?

Недавно прогуливался со знакомой вдоль массивной ограды Донского кладбища. Стены из красного кирпича навели на мысли о вечном.

– А я хочу, чтобы меня кремировали, – неожиданно выпалила подруга. – Чтобы не гнить.

До спора не дошло. Девушке 22 года, и она убеждена, что кремация – это современно, удобно и без лишних хлопот. Мои аргументы в поддержку традиционных похорон разбивались о невозмутимое спокойствие.

Россия переживает бум на кремацию. Ритуальные агентства через интернет предлагают решить все проблемы самым «современным» образом. А если у вас возникнут вопросы о том, что сжигать покойника в печи – традиция, мягко говоря, не наша, вам практически любой похоронный агент возразит: еще как наша!

Наверное, ничего удивительного в этом нет. СМИ слишком часто рассказывают о том, как в очередной раз кремировали известного и уважаемого человека. Кремация, по крайней мере для светских людей, – это уже привычное дело. Вот на днях Русская служба новостей сообщила: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Об этом рассказал президент Союза похоронных организаций и крематориев России Павел Кодыш». В Москве, где действуют 23 православных монастыря и сотни храмов, ежегодно кремируют не менее 60 000 человек. Цифру можно немного увеличить, поскольку Павел Кодыш отмечает, что «в Москве в год умирают 120 тысяч человек».

Мы попытались узнать, почему люди отправляют своих родных в печь

Мы попытались узнать, чем руководствуются люди, которые отправляют своих родных и близких в печь. Привлекает цена на кремацию? Мода на популярный сегодня способ погребения? Наследие советского прошлого, когда впервые стали превращать людей в пепел в промышленном масштабе? Нехватка земли или дороговизна кладбищенских участков? Или это желание современного человека не думать о смерти? Попытка вычеркнуть любые напоминания о похоронах, покойниках и траурных церемониях?

Русская Православная Церковь неоднократно высказывалась по поводу кремации. В мае 2015 года Архиерейский Собор рекомендовал священникам относиться к кремации как к нежелательному явлению. «Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как к храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле», – сообщается в специально подготовленном меморандуме «О христианском погребении усопших». Слова Святейшего Патриарха Кирилла тоже не требуют пояснений и комментариев: «Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры».

Кремация «под ключ»

Кремация – это дешево и современно. Это один из главных аргументов, который приводят сторонники огненных похорон. Чтобы получить информацию из первых рук, звоню в крематорий при Николо-Архангельском кладбище.

– 7100 рублей, – отвечает сотрудник крематория. – В эту цену входит музыкальное сопровождение. Еще регистрация умершего, перенос гроба, сама процедура кремации, прощание, гравировка и герметизация урны.

Правда, еще нужно приобрести урну, заплатить за гроб, который после церемонии прощания сжигают вместе с телом усопшего. Естественно, нужно не забыть про транспорт.

Чтобы окончательно понять, какие деньги нужно иметь, чтобы кремировать человека, обратился в Единую ритуальную службу. Здесь все предложения уже сформированы «под ключ».

– Цена на кремацию в 2 раза выросла с 1 июля. У нас гроб и транспорт стоят 17 000 рублей. В эту же сумму входят постель, подушка и тапочки, – на тапочках сотрудник агентства сделал особый акцент. – У нас принято христиан в тапочках на кремацию привозить.

В среднем за кремацию со всеми необходимыми атрибутами придется отдать в районе 30 000 рублей. Это без захоронения.

В Петербурге покойника сожгут, поместят в урну и разместят в колумбарии за 35 000 рублей. Это всего на 10 тысяч дешевле, чем традиционные похороны .

– Разница все-таки есть, – поясняет девушка. – За могилкой нужно же еще следить. Ограда, а потом и памятник. А урна с прахом хранится в нише вечно. Она не требует дополнительного ухода.

Поразительная закономерность. Подавляющее число сотрудников ритуальных фирм советовали мне воспользоваться услугами крематория. Аргументация простая: это в ногу со временем и никаких лишних движений. И только одна женщина с нескрываемым сочувствием сказала:

– Да уж похороните вы как полагается – в землю! В землю! Ну, 10 тысяч добавьте, ничего страшного!

Бесплатный участок на кладбище – или платная ниша в колумбарии?

После процедуры сожжения тела урну еще нужно захоронить. Чтобы уточнить стоимость этой услуги, обратился в ГБУ «РИТУАЛ». Это государственное бюджетное учреждение города Москвы. Через этот сайт выхожу на Рогожское кладбище. Захоронить урну в открытом колумбарии, то есть в стене, здесь нельзя. Но можно купить место для урны в специальной нише.

– Это что-то вроде гранитного саркофага, – пояснили по телефону. – Цена зависит от рядности. Первый и пятый ряды стоят 70 000 тысяч рублей.

Первый ряд – это почти на уровне земли. А пятый ряд находится на высоте двух с небольшим метров.

– Это что-то вроде антресоли в коридоре, – слышу разъяснение по телефону. – Чуть повыше стоимость за второй ряд, третий и четвертый.

– Сколько это будет стоить? – спрашиваю.

Место для урны в нище Рогожского кладбища стоит 90 тысяч рублей

– 90 тысяч, – ответил сотрудник Рогожского кладбища.

За эти деньги можно организовать скромные традиционные похороны для нескольких человек.

Разместить урну с прахом в открытом колумбарии на Химкинском кладбище предложили за 31 500 рублей. Это если ячейка будет расположена на уровне груди. За табличку придется заплатить отдельно – 5000 рублей. Еще нужно прибавить гравировку. Сумма за гравировку складывается из количества знаков. Получается что-то около 40 тысяч рублей. Итого, чтобы кремировать и упокоить останки в открытом колумбарии на Химкинском кладбище, придется заплатить в среднем 75 000 рублей.

На Люблинском кладбище захоронить в землю урну с прахом можно за 110 000 рублей. Столько стоит 1 квадратный метр земли. Скамейка и ограда не предусмотрены – места слишком мало для такой роскоши.

«Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке»

Московская область, Перепечинское кладбище. Здесь столичные власти предоставляют участок под два захоронения совершенно бесплатно. На Перепечинке, как зовут это место агенты, заплатить нужно только за копку могилы.

– В 20 000 рублей уложиться можно, – рассказывает сотрудник похоронной фирмы. – На кладбище ребятам на круг придется накинуть за копку могилы. Это такая традиция, – добавляет он.

Организовать традиционные похороны за 20 000 рублей предложили сразу несколько ритуальных служб. Правда, придется обойтись без венков, оркестра и прочего шика.

Похоронить любого неработающего жителя Москвы можно и без денег. На языке ритуальных агентов это называется «проводить в последний путь на безвозмездной основе». Единственное условие – трудовая книжка покойного должна быть закрыта.

Сторонники кремации могут возразить: мол, а как же памятник? А уход? Ограду же нужно красить. И делать это по возможности нужно каждую весну. А могила проседает, особенно когда свежая! Урна же с прахом, если из меди, – очень долговечная…

Сомнительные аргументы.

– Кремация – это удобнее и быстрее. Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке. Я имею в виду в духовном плане, – делится своими мыслями Дмитрий – диспетчер московского ритуального агентства.

«Земля должна быть для живых людей, а не для мертвых»

Вот и в Кирове люди обсуждают свой крематорий. Построить «социально-значимый объект» в городе решил предприниматель Андрей Катаев. Кремировать кировчан планируют по «низкой цене». 12 000 рублей – и дело сделано. А еще заплатить нужно за урну, гроб и транспорт.

– Не будет больше создаваться новых кладбищ. Люди поймут плюсы крематория, и в течение одного-двух лет мы выйдем на отметку в 50% кремаций от всех умерших, – рассуждает Андрей Катаев. – Но так как люди у нас с трудом принимают всё новое, нам придется проводить какую-то своеобразную акцию, разъяснения среди населения, что кремация – это цивилизованный способ захоронения умерших .

Интересно, как будет проведена эта работа? Что это могут быть за акции?

К традиционному способу захоронений господин Катаев относится прохладно.

– На кладбищах грязно. Ну нет у нас такой культуры, как, например, в Европе, – рассуждает Катаев. – Для священников похороны – это бизнес: они отпевают. Для «ритуальщиков» – это бизнес, они хоронят в землю – это их хлеб, – отмечает Катаев.

То есть г-н Катаев решил, что кировчане не умеют вести себя на кладбище и лучше всего усопших отправлять в печь. И для него это совсем не бизнес!

В интервью предприниматель с энтузиазмом рассказывает о том, что «земля должна быть для живых людей, а не для мертвых». Это его слова. В них выражено его отношение к умершему человеку.

Создается впечатление, что дебатировать вопрос о кремации и не нужно, поскольку рано или поздно кремировать будут всех и везде. По крайней мере в этом уверены те, кто открывает новые крематории в стране.

Землю под захоронения даже в «дорогой и нерезиновой» Москве дают бесплатно. Сэкономить на кремации больших денег не получается, но количество урн с пеплом, по сравнению с могилами, всё увеличивается. Вот и подруга моя, которой всего 22 года, уже спокойно относится к тому, что ее тело могут сжечь.

В следующем материале мы рассмотрим, как насаждалась кремация в большевистской России. Узнаем, как к этому отнесся простой народ. И попробуем ответить на главный вопрос: почему сегодня люди с такой легкостью выбирают огненные похороны без всякого принуждения и давления? Что изменилось за 100 лет в сознании общества, и почему очередной крематорий в глубинке нашей страны – это если еще и не традиция, но уже закономерность?

Смерть - логическое завершение жизненного цикла, естественный процесс. После того как человек умирает, у родственников возникает множество проблем как эмоциональных, так и материальных. С эмоциональными всё понятно - время лечит, а вот с материальными придется напрячься. Ведь как места для захоронения, так и дела, связанные с погребением и поминками, отнюдь не являются бесплатными.

Кремировать или нет

Итак, места на кладбищах и услуги похоронных агентств дорожают каждым годом, а оформление всех требующихся документов может занять несколько недель. Кремирование намного дешевле и быстрее.

По этой причине как на Западе, так и у нас всё больше стало распространяться кремирование. Но многие задаются вопросом, не противоречит ли эта процедура канонам православной церкви, ведь никто не хочет оскорбить душу умерших родственников, согрешить и пойти против религиозных правил.

Как это происходит

Кремирование - это сожжение тела умершего в специальной печи. После этого прах человека помещается в специальную урну, заранее подготовленную родственниками, далее следует захоронение различными способами: можно предать прах земле, хранить урну на камине в лучших американских традициях, или даже развеять его, где пожелал умерший.

Интересно, что впервые о кремировании было упомянуто ещё в Древнем Риме и Древней Греции. С приходом христианства эта процедура стала считаться варварской, поэтому о ней забыли вплоть до 18 века.

Население городов росло, кладбища не справлялись со своей функцией, тогда власти решили устроить братские могилы прямо в городе, что повлекло за собой антисанитарию и страшную эпидемию. Ничего не оставалось, кроме строительства крематориев.

В современном мире вопрос о кремации решается близкими родственниками или последней волей умершего. Некоторые конфессии, такие как католичество и протестантство, принимают сожжение тел как нормальное явление. Некоторые не понимают, зачем кремируются тела, более того, они думают, что этого делать нельзя.

Кремировать христианина - значит совершить грех. Этот вопрос поставлен некорректно, современная православная церковь не относится к процедуре благосклонно, однако никто не откажет в проведении отпевания крещеного перед сжиганием тела. При желании отпевать Христиана можно даже дома или за дополнительную плату в РПЦ.

Новый Завет повествует, что после смерти должна быть прочитана молитва «Об Усопшем», однако там нет конкретных указаний, как правильно следует хоронить человека.

Противоречия по поводу этой процедуры связаны с вопросами о смерти и предназначении человеческого тела.

Церковь может ответить положительно на вопрос о кремации если:

  • Человек умер своей смертью (не самоубийство).
  • Были проведены все необходимые обряды.

Однако существуют следующие толкования этой проблемы:

  • Тело с помощью сжигания возносится в небесный мир.
  • Сожжение трупов - дань язычеству.

Игумен Федор протестует против кремирования, так как это противоречит всем традициям русского народа. Он делает ссылку на прошлое и заявляет, что первые крематории в России появились только при Большевиках, все культурные люди восприняли это нововведение как дикость и оскорбление памяти умерших.

В СССР кремация была очень распространена, однако после падения супердержавы эта процедура продолжает стремительно набирать популярность. Чтобы узнать, как православная церковь относится к кремации, спросили у некоторых духовных лиц .

Принципиальная разница состоит в том, что восточные религии относятся к телу как к тюрьме, в которой заключена душа и от которой надо поскорее избавиться. В православии тело - храм, оберегающий душу человека, и отношение к нему должно быть соответствующее.

Игумен Федор

Сжигая тела умерших, мы символически отказываемся от веры в воскрешение мертвых, которое проповедовал Христос. Но это только символы, в земле тело также становится прахом, а Господь может восстановить прах из мельчайших молекул, ведь он создал мир из пустоты.

Патриарх Всея Руси Кирилл

Несомненно, предание тела земле более человечно и насыщено библейской символикой, это может утешить скорбящих близких. Кремация не есть ударение в грех.

Профессор Духовной Академии протодиакон Андрей

А также кремация может проходить по причине определенных обстоятельств . Самый распространенный из них - сложная финансовая ситуация в семье усопшего или отсутствие кладбища рядом с местом жительства умершего.

Ещё случается, что кремирование проводится по санитарным причинам или по причине подзахоронения одного родственника к другому.

Может случиться, что умирающий, не желая обременять своих родных на большие траты, завещал его кремировать. К последней воле человека надо отнестись с пониманием и исполнить её. Но если человек сделал этот выбор из-за противоречия с религией, то это очень плохо. В этом случае церковь разрешает нарушить последнюю волю и провести похороны по всем христианским традициям, так будет лучше для души усопшего .

У кремированных людей можно проводить отпевание на равных правах с остальными, хотя в последнее время говорят, что это невозможно. Но это всё нелепости, раздутые людьми, непонятно почему, - подтверждает священник, развеивая этот околорелигиозный миф. В целом отношение православной церкви к кремации тела умершего двоякое. Но важно осознать, что такое погребение верующего христианина - не грех.

Выбор правильного способа захоронения зависит от финансовых возможностей, желания родственников и последней воли умирающего. Но необходимо осознавать, что важнее всего память, которая будет храниться в сердцах близких.