«Какое счастие: и ночь, и мы одни!…» А. Фет. Психологизм любовной лирики Фета («Какое счастие: и ночь, и мы одни!», «Сияла ночь» и др.)

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Наверное, любой, кто прочтет эти удивительные строки великого русского поэта А. А. Фета, не задумываясь, ответит на вопрос, о чем это стихотворение. Конечно же, о любви. О самом сильном, волнующем, загадочном, о самом многообразном и изменчивом чувстве человека. О чувстве, которое не может оставить равнодушным ни одного человека на земле. Казалось бы, о самой любви здесь не сказано ни слова. А о любимой девушке - лишь одна строка. Но на самом деле любовью пронизано в произведении каждое слово, каждый слог, каждый звук. В этом заключено удивительное мастерство Фета-лирика, настоящего мастера в передаче самых тонких человеческих переживаний, самых неуловимых движений человеческой души.

Стихотворения А. А. Фета о любви - это лирическая исповедь пылкого, взволнованного сердца. Душа лирического героя раскрывается перед нами, подобно прекрасному цветку, наполняя все вокруг теплотой, красотой, музыкой. Любовь возвышает и облагораживает человека, открывает в нем самое лучшее, самое чистое. И потому именно в любви человек - наиболее правдив и наиболее откровенен. Любовь героя позволяет нам лучше узнать и понять его, а стихотворения поэта о любви позволяют заглянуть в самую глубину его души:

Про певца по зарям говорят, Будто розу влюбленною трелью Восхвалить неумолчно он рад Над душистой ее колыбелью.

Любовь сродни красоте, а у Фета эти два понятия сливаются воедино. Если человеческая душа способна любить, она прекрасна. Потому любовь, как и красота, не требует лишних слов. О ней не нужно кричать во всеуслышание. Достаточно нескольких еле уловимых штрихов - и все вокруг наполняется таинственным и волшебным светом. И сердца переполняются чувством красоты и любви:

…Заговорило, зацвело

Все, что вчера томилось немо,

И вздохи кеба принесло

Из растворенных врат Эдема.

А. Фет писал о любви так, как не писал никто - ни до него, ни после. У него предметы - не предметны, чувства - не названы. Они существуют не сами по себе, а как знаки неких тончайших душевных состояний. Поэт не говорит о любви прямо, а лишь несколькими штрихами, оттенками, намеками вызывает в душе читателей те ассоциации, которые связаны с этим великим чувством. Основная тема в произведениях Фета всегда развивается как бы «за словами», между строк. Это тончайшее чувство, невыразимое словами, невероятно сильное и интимное:

Какое счастие: и ночь, и мы одни!

Река - как зеркало и вся блестит звездами;

А там-то… голову закинь-ка да взгляни:

Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным/ Назови

Чем хочешь: в этот миг я разумом слабею

Ив сердце чувствую такой прилив любви,

Что не могу молчать, не стану, не умею!,

Да, А. Фет не мог молчать о том, что происходило в его живом, пылком сердце. Название одного из сборников его стихотворений - «Вечерние огни» - выражает то главное, что всегда больше всего волновало поэта. Это главное - тайна человеческого духа итого огня, который «сильней и ярче всей Вселенной». Именно-любовь дает, по мнению автора, основную силу этому огню, снова и снова разжигая и постоянно поддерживая его жар:

Не жизни жаль с томительным дыханьем.

Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем,

И в ночь идет, и плачет, уходя.

Как это часто бывает у Фета, здесь любовные переживания перекликаются с философскими размышлениями о смысле жизни, о сущности человеческой души, а также с утверждением единства ума, сердца и духа. В своих стихотворениях поэт воспроизводит самые разнообразные переживания и нюансы любовного чувства. Это и любовное томление, и радость встречи с любимой, и восторженное любование женщиной, и упоение красотой возлюбленной. Но это также и ревность, и горечь разлуки, и скорбь при воспоминании об утраченной любви, и раскаяние за ошибки, и страдание от безответности любовных переживаний, и предчувствие расставания:

Чем тоске, и не знаю, помочь;

Грудь прохлады, свежительной ищет,

Окна настежь, уснуть мне невмочь,

А в саду над ручьем во всю ночь

Соловей разливается-свищет.

На заре только клонит ко сну.

Но лишь яркий багрянец замечу

Разгорюсь - и опять не усну.

Знать, в последний встречаю весну

И тебя на земле уж не встречу.

Особое место в интимной лирике поэта занимает цикл стихотворений, посвященных Марии Лазич и наполненных горестным переживанием разлуки с ней и последующей утраты. Гибель любимой женщины многое перевернула в сознании поэта. Именно теперь к нему пришло более глубокое осознание любви - неповторимого и естественного чувства. Всю дальнейшую жизнь он продолжал вспоминать, говорить и петь об этой любви, выражать свои чувства в высоких, прекрасных, удивительных стихах:

Не избегай; я не молю

Ни слез, ни сердца тайной боли,

Своей тоске хочу я воли

И повторять тебе: «люблю».

Хочу нестись к тебе, лететь,

Как волны по равнине водной,

Поцеловать гранит холодный.

Поцеловать - и умереть!

Эти стихотворения о любви так же разнообразны по форме и содержанию, как и выражаемые поэтом чувства. Здесь мы встречаем и любовную медитацию, и исповедь любящего сердца, и лирические послания, и возвышенные песни о любви, и романтические, грустные элегии. «У любви есть слова, те слова не умрут», - писал А. А. Фет. Эти слова живут в глубине любящего сердца. И услышать их может только сердце другого человека. Потому что, высказанные на бумаге, они словно теряют свою силу. Поэтому любовь в его произведениях еле уловима, она высока и прекрасна, чувственна и бессмертна. Она, как и сама человеческая душа, наполнена яркими красками, тончайшими оттенками. Она переменчивая и непредсказуемая, но всегда живая, сильная, заполняющая все жизненное пространство вокруг лирического героя и незаметно вовлекающая всех нас в это волшебное пространство. И какие бы изменения ни происходили в душевном состоянии героя и самого поэта, любовь- единственное чувство, которое никогда не исчезало и не проходило даже с гибелью любимой женщины. Не случайно уже на склоне лет, в одном из лучших своих стихотворений, Фет напишет:

Та трава, что вдали на могиле твоей,

Здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей…

Какое счастие: и ночь, и мы одни!

Река - как зеркало и вся блестит звездами;

А там-то… голову закинь-ка да взгляни:

Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови

Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею

И в сердце чувствую такой прилив любви,

Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблен; но, мучась и любя -

О слушай! о пойми! - я страсти не скрываю,

И я хочу сказать, что я люблю тебя -

Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Афанасий Афанасьевич Фет

Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река — как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то… голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблён; но, мучась и любя —
О слушай! о пойми! — я страсти не скрываю,
И я хочу сказать, что я люблю тебя —
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

Герой фетовской лирики не ищет ускользающую гармонию за далекими горизонтами. Он уверен: прекрасное, «чудное настоящее», по замечанию Айхенвальда, существует рядом с наблюдателем. Лунное сияние ночи, радостное погожее утро, приятная тень, укрывающая от полуденного зноя, — во всех неброских пейзажных приметах заключен сокровенный смысл и разлиты ощущения блаженства, восхищения, очарования. Космическое чувство погружения в мир необъятной природы в фетовской поэтике парадоксально сливается с земной любовью. По этой причине очи избранницы кажутся таинственными и сравниваются с красотой ясного ночного неба и «юно-нетленных звезд».

Соединение вселенского и интимного начал в едином эмоциональном порыве составляет суть тематики поэтического текста 1854 г. Откровенное восклицание пылкого героя начинает стихотворение, определяя ориентиры художественного пространства: романтическая пара совершает ночную прогулку по речному берегу. Взгляд влюбленного, первоначально устремленный к отражению звезд в воде, скользит вверх, к небесной «глубине и чистоте».

Восторженный возглас, возникающий в зачине, определяет особое настроение, в котором сильное воодушевление сочетается с решимостью, жаждой высказать свои чувства. Острое ощущение полноты бытия порождает мощный, всепоглощающий «прилив любви», ослабляющий доводы разума. Он и является движущей силой лирического сюжета.

Центральный катрен оканчивается приемом возрастающей градации, в которой задействован ряд однородных сказуемых. Стилистическая фигура усиливает экспрессию эмоциональной речи.

В произведении присутствуют элементы диалогичности, которые проявляются не только обилием глаголов в повелительном наклонении. Именуя себя «безумным», лирический субъект словно упреждает реакцию спутницы. Смятение, ирония, даже насмешка — ничто не может помешать желанию влюбленного, вознамерившегося открыть сердечные тайны.

Оригинальная авторская формула, уравнивающая любовь, болезнь и сердечные муки, сопровождает признание лирического «я». Парадоксальное сочетание, приближающее влюбленного к безумцу, типично для фетовской поэтики. Ситуация, изображенная в произведении «Вчера я шел по зале освещенной…», трактуется как эпизод, случившийся после ночного свидания. Воспоминания о романтической встрече и смелых заявлениях организуются мотивом безумия, ключевое значение которого подчеркнуто рефреном.

А.А. Фета принято считать великолепным мастером пейзажа. В этом отношении его стихи могут легко соперничать с полотнами живописцев. В передаче тонов и полутонов, неуловимого перехода от света к тени ему, пожалуй, нет равных, что позволяет назвать его поэтом-импрессионистом. Такая особенность лирики Фета объясняется, на мой взгляд, тем, что в его стихах описание природы неотделимо от самых сокровенных — любовных и творческих — переживаний лирического героя, тесно сопряжено с ними.

В стихотворении «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..» поэт уже в одной этой первой строке рисует картину свидания лирического героя с его возлюбленной, передаёт переживаемый героем восторг, настраивает читателя на определённую лирическую волну. Очарование чудесной ночи выражено словами, обозначающими блеск, свечение. Поэт не прибегает к ярким эпитетам, но пейзаж при этом предстаёт зримым, он запечатлён не фотографически, а в сиянии и сверкании речных и звёздных бликов:

Река — как зеркало и вся блестит звездами...

Изображённый пейзаж своеобразен тем, что он воспринимается не отстранённо, а глазами лирического героя, который находится как бы в самом центре этой волшебной ночи. Третья и четвёртая строки создают ощущение глубины, чистоты и необъятности ночного неба, что соответствует искренности чувства, безраздельно владеющего героем:

А там-то... голову закинь-ка да взгляни:

Какая глубина и чистота над нами!

Восторг переполняет лирического героя. Этим объясняется присутствие в стихотворении восклицательных предложений, повторяющихся восклицаний с использованием экспрессивного междометья «О!»: «О, называй меня безумным!», «О, слушай! о, пойми!». Высокая степень любовных переживаний лирического героя выражается при помощи градации («не могу молчать, не стану, не умею») — этот приём позволяет усилить общую интонацию второй строфы и её последнего стиха, передать предельный накал чувства, неподвластного разуму. Этой же цели служит, на мой взгляд, применение стилистически однородных конструкций, ритмических параллельных повторов в пределах двух смежных стихов:

Я болен; я влюблён; но, мучась и любя, —

О, слушай! о, пойми! — я страсти не скрываю...

В последних двух строках стихотворения лирический герой обобщает свои переживания, облекая их в форму страстного и откровенного признания, в котором логический акцент делается на словах «тебя» и «люблю» с их повторением в разном порядке:

И я хочу сказать, что я люблю тебя —

Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

Таким образом, стихотворение А.А. Фета «Какое счастие: и ночь и мы одни!..» построено в традиционной для этого поэта манере: из описания пейзажа берёт начало движение любовных переживаний героя, которое по мере их выражения усиливается и достигает кульминации в последнем стихе последней строфы. Это позволяет сказать, что по своей композиции, лексике, синтаксическому строю и характеру лирического героя данное стихотворение традиционно для поэзии Фета в целом.

«Какое счастие: и ночь, и мы одни!…» Афанасий Фет

Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река — как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то… голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблён; но, мучась и любя —
О слушай! о пойми! — я страсти не скрываю,
И я хочу сказать, что я люблю тебя —
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

Анализ стихотворения Фета «Какое счастие: и ночь, и мы одни!…»

Герой фетовской лирики не ищет ускользающую гармонию за далекими горизонтами. Он уверен: прекрасное, «чудное настоящее», по замечанию Айхенвальда, существует рядом с наблюдателем. Лунное сияние ночи, радостное погожее утро, приятная тень, укрывающая от полуденного зноя, - во всех неброских пейзажных приметах заключен сокровенный смысл и разлиты ощущения блаженства, восхищения, очарования. Космическое чувство погружения в мир необъятной природы в фетовской поэтике парадоксально сливается с земной любовью. По этой причине очи избранницы кажутся таинственными и сравниваются с красотой ясного ночного неба и «юно-нетленных звезд».

Соединение вселенского и интимного начал в едином эмоциональном порыве составляет суть тематики поэтического текста 1854 г. Откровенное восклицание пылкого героя начинает стихотворение, определяя ориентиры художественного пространства: романтическая пара совершает ночную прогулку по речному берегу. Взгляд влюбленного, первоначально устремленный к отражению звезд в воде, скользит вверх, к небесной «глубине и чистоте».

Восторженный возглас, возникающий в зачине, определяет особое настроение, в котором сильное воодушевление сочетается с решимостью, жаждой высказать свои чувства. Острое ощущение полноты бытия порождает мощный, всепоглощающий «прилив любви», ослабляющий доводы разума. Он и является движущей силой лирического сюжета.

Центральный катрен оканчивается приемом возрастающей градации, в которой задействован ряд однородных сказуемых. Стилистическая фигура усиливает экспрессию эмоциональной речи.

В произведении присутствуют элементы диалогичности, которые проявляются не только обилием глаголов в повелительном наклонении. Именуя себя «безумным», лирический субъект словно упреждает реакцию спутницы. Смятение, ирония, даже насмешка - ничто не может помешать желанию влюбленного, вознамерившегося открыть сердечные тайны.

Оригинальная авторская формула, уравнивающая любовь, болезнь и сердечные муки, сопровождает признание лирического «я». Парадоксальное сочетание, приближающее влюбленного к безумцу, типично для фетовской поэтики. Ситуация, изображенная в произведении « », трактуется как эпизод, случившийся после ночного свидания. Воспоминания о романтической встрече и смелых заявлениях организуются мотивом безумия, ключевое значение которого подчеркнуто рефреном.