Что общего у хлестакова и городничего. Контрольная работа по тексту комедии Н. Гоголя "Ревизор". Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

«Гоголь Портрет» - 2 группа работала над темой «Тема Петербурга в повести. Ведь портрет исчезает. Результаты исследовательской работы учащихся. Этапы и сроки проведения проекта. Методические цели. Учебная тема: Н. В. Гоголь «Портрет». Портрет! Презентация Буклет Публикация. Выяснить, каким должен быть истинный художник – по Гоголю.

«Произведения Н.В.Гоголя» - г. Светлый, 2009. План урока: «Ночь перед Рождеством». М.Е. Салтыков-Щедрин. Автограф. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5. Гимназия высших наук (здесь с 1821 по 1828 учился Н.В. Гоголь.). 1842 – 1855гг.- последний период. 3 период. Составить сравнительную характеристику Остапа и Андрия.

«Гоголь Шинель» - Фантастика в повести. Гоголевское направление в искусстве стали называть натуральной школой. Выступление группы «художников».) Традиции и новаторство в изображении Гоголем «маленького человека». Ф.М.Достоевский (Подготовила Сигарёва О.И.). Понять Гоголя, а сего помощью нашу жизнь и самих себя. Девиз: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

«Повесть «Портрет»» - Отец художника. Описание внешности ростовщика. Советы отца художника. Проблема выбора. Связь советов. Неудачная попытка. Товарищ Чарткова. Явление Христа народу. Герард Доу. Материал к уроку. Деньги. Гиперссылка. Роль в обществе. Ростовщики. Этимология слова «искусство». Словарная статья. Портрет. Проблема истинного искусства.

«Комедии Гоголя» - Кто из помещиков очень сытно накормил Чичикова? А. По курсу Сбербанка Б. В 2 раза меньше запрашиваемой суммы В. Бесплатно Г. Со скидкой. Как звали одного из детей Манилова? Г. Сколько верёвку ни вить, а концу быть. А. Комедия Б. Роман В. Поэма Г. Повесть. Б Сам Хлестаков проговорился. Кто из помещиков дарил супруге футлярчик для зубочистки?

Многие критики и литературоведы отмечают, что главная струна творчества Гого­ля - смех сквозь слезы. И смех, и слезы вызваны безобразным общественным устрой­ством России. В своей комедии «Ревизор» писатель глубоко вскрыл пороки и недостатки чиновничьего мира, разоблачив всю насквозь прогнившую систему России. Недаром после первого представления «Ревизора» Николай I заявил: «Ну и пьеска! Всем доста­лось, а мне более всех».

Что же роднит Хлестакова и городничего - этих, казалось бы, таких совершенно разных людей? Разных по возрасту, общественному положению, умственному развитию и, наконец, характеру? Что общего у высокого, упитанного, важного Сквозник-Дмуха- новского и маленького, тщедушного, «приглуповатого» Хлестакова?

Оба они - представители чиновничьего мира, наделенные всеми, свойственными этому миру, отрицательными качествами. Городничий начал службу с нижних чинов, постепенно сделав служебную карьеру. Хлестаков - также мелкий петербургский чиновник. Оба тщеславны и честолюбивы. Но городничий - «человек, созданный об­стоятельствами», воплощение здравого смысла, ловкости, хитрого расчета, в то время как Хлестаков - беспечный и легкомысленный, пустейший хвастун, человек «без царя в голове». Несмотря на эту разницу, в них есть немало общего. Оба - лицемеры, люди нечестные. \

Городничий во вверенном ему городе ведет себя как уездный царек. Он не только беззастенчиво берет взятки с купцов и горожай, но и спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные государством на строительство церкви, вовсе не заботясь о про­цветании города. Приняв Хлестакова за ожидаемого ревизора, проявляет незаурядные «дипломатические способности»: угодничая перед «государственной особой», он ловко «ввертывает» Хлестакову вместо двухсот рублей четыреста. Узнав, что Хлестаков просит руки его дочери, городничий тут же строит планы о том, как будет жить в Петербурге, а со временем, имея такого зятя, сумеет «влезть и в генералы». Хлестаков сначала даже и не догадывается, за кого его принимают. Он живет настоящей минутой и всецело отда­ется «приятности» нового положения. И его главное качество - тщеславие, стремление порисоваться, пустить пыль в глаза - проявляется в полную меру. Он вдохновенно со­чиняет небылицы о своем положении в Петербурге. Маленький чиновник, он получает особенное удовольствие, изображая строгого начальника, «распекающего», подобно городничему, своих подчиненных, наводя должный порядок. И так же, как и городничий, обожает брать взятки, причем даже у своего будущего тестя.

Все, что рассказывает Хлестаков о петербургском высшем обществе, все картины блестящей жизни, развертываемые им, - все соответствует самым заветным мечтам и стремлениям городничих, земляник, шпекиных, бобчинских и добчинских, их пред­ставлениям о «настоящей жизни».

Иван Александрович Хлестаков - это сама душа всего чиновного николаевского лакейства и идеал человека в этом обществе.

Таким образом, оба этих человека - и Хлестаков, и городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, близки по духу. Оба - лакеи по натуре, люди тщеславные и честолюбивые, лгуны и взяточники, использующие свое служебное положение в корыстных целях.

Гоголь гениально развенчал подхалимство, очковтирательство, казнокрадство, ко­торые были типичными для России его времени.

Казалось бы, трудно представить себе более разных героев, чем Хлестаков и городничий в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Множество их отличий друг от друга сразу бросается в глаза. По своему социальному положению герои далеко отстоят один от другого и при обычном ходе событий вообще не должны бы встречаться. Городничий - «постаревший на службе» человек, он начал карьеру с низших чинов и всю жизнь тяжело, но неуклонно поднимался по служебной лестнице, пока не занял главную должность в уездном городе. На этом посту Антон Антонович утвердился прочно, прибрал к рукам весь городок и никому не собирается в ближайшее время уступать власть. Хлестаков, напротив, имеет маленький чин, «елис- тратишка простой», по выражению его слуги Осипа, да и то не сумел удержаться в одной из петербургских канцелярий и, погуляв на отцовские деньги, вынужден вернуться в деревню. Характеры героев вполне соответствуют их положению. Городничий ведет себя солидно, речь его нетороплива и серьезна, слова значительны. Он человек опытный, умеет изобразить честного и простодушного служаку, так что сразу и не догадаешься, что это большой плут. Городничий хитер и расчетлив, с простыми людьми он не церемонится, но может, если необходимо, выглядеть учтивым. Хлестаков же - «пустейший» человек, «без царя в голове», он абсолютно не думает о последствиях своих слов и мыслей. Хлестаковым движет примитивная жажда наслаждений, о чем он сообщает совершенно открыто: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Гоголь подчеркивал, что его герой совсем не ловкий мошенник, а просто легкомысленный до крайности молодой человек. Внешность персонажей тоже вполне соответствует их характерам. Солидный городничий коротко подстрижен и одет в мундир, а Хлестаков тратит последние деньги на модную прическу и «партикулярное платье», лишь бы пустить пыль в глаза соседям-помещикам. Словом, на первый взгляд герои абсолютно различны и по общественному положению, и по характерам, и по внешности. И все-таки что-то их объединяет, иначе не смог бы Хлестаков поселиться на правах дорогого гостя в доме городничего и на какое-то время словно поменяться местами с «отцом города». Есть, конечно, конкретная причина такого поворота событий - «пренеприятное известие» о том, что в город должен тайно приехать ревизор из Петербурга. Однако Хлестаков так мало похож на важного чиновника, что опытный городничий должен был сразу раскусить его. Ни маршрут из Петербурга в деревню, ни столичный костюм не могли надолго ввести городничего в заблуждение. Причина затянувшегося недоразумения кроется в другом. Вспомним, как ведут себя герои при первой встрече. Они оба дрожат от страха друг перед другом, а у страха, как известно, «глаза велики». Что же вызывает взаимный испуг Хлестакова и городничего? Хлестаков никогда не задумывался заранее об ответственности за свои поступки. В Петербурге он занимался не службой, а развлечениями, за неделю спускал отцовские деньги и потом отправлял Осипа продавать на толкучем новый фрак. По пути домой Хлестаков проигрался дочиста в карты и к моменту встречи с городничим уже вторую неделю жил в гостинице в долг. Естественно, он испугался прихода важного лица, поскольку решил, что его арестовывают и отправляют в тюрьму. Гораздо серьезнее причины страха у городничего. Уже из первого действия комедии нам становится понятно, что высокая должность для Антона Антоновича - средство незаконного обогащения. Городничий беззастенчиво берет взятки, обирает купцов, творит произвол, присваивает казенные деньги и заботится не об исполнении службы, а о сокрытии своих преступлений. Под стать начальнику и остальные чиновники в городе: судья, занимающийся преимущественно охотой, попечитель больниц, где люди выздоравливают «как мухи», почтмейстер, из любопытства читающий чужие письма... Такие подчиненные только добавляют страху, а не успокаивают городничего. В результате всеобщий испуг порождает совершенно абсурдную ситуацию: Хлестаков начинает лепетать какой-то фантастический бред о своей значительности, а чиновники во главе с городничим подыгрывают ему, воображая, что сумели спастись от ревизора. Они даже радуются, когда Хлестаков, все больше наглея, берет от них взятки. Сам Хлестаков плохо понимает, с чего это городничий и чиновники стелются перед ним, горожане обращаются с какими-то прошениями, так что даже Осип вынужден заметить хозяину, что, видно, его приняли за кого-то другого. Послушавшись совета ловкого слуги, Хлестаков покидает город, причем успевает беспечно сделать предложение дочке городничего и получить благословение ее родителей. Подобный тип поведения получил после выхода в свет комедии название «хлестаковщины». Любопытно, что и городничий заражается «хлестаковщиной »: проводив будущего зятя, этот опытный служака вдруг начинает фантазировать о генеральском чине, орденах, светской жизни в Петербурге не хуже Хлестакова. Тем сокрушительнее действует на городничего неожиданное открытие, что Хлестаков не ревизор, а «сосулька», «тряпка». Итак, мы убедились, что, несмотря на явные различия героев в социальном положении и характерах, их объединяет страх перед наказанием за нечестные поступки. Городничего и Хлестакова делает похожими их эгоизм, нежелание добросовестно трудиться, привычка жить за счет других. Гоголь подчеркивает, что подобные типажи не исключение, а правило. Городничий, Хлестаков и все остальные герои комедии лишь подчиняются тем несправедливым порядкам, которые царят в России. Они привыкли жить обманом и поэтому сами часто оказываются обманутыми. Это не Хлестаков перехитрил и напугал городничего и чиновников, а они сами запутались в собственных страхах и лжи.

1 .Род литературы, к которому относится произведение Н.В. Гоголя

А) лирика Б) драма В) эпос

2 . С какой просьбой обратился Гоголь в октябре 1835 года к А.С. Пушкину?

3. Когда и где был впервые поставлен «Ревизор»?

4 . Похожие друг на друга Бобчинский и Добчинский, по замыслу автора, имели отличие в том, что:

А) у них были разные имена и отчества;

Б) Добчинский был серьезнее Бобчинского

В) Бобчинский говорил скороговоркой.

5 .Речь Ляпкина-Тяпкина Гоголь сравнивал:

А) со скрипом открывающейся двери

Б) со старинными часами, которые сначала шипят, а потом бьют.

В) с ударом молота на наковальне.

6 . Хлестаков способен

А) быть логичным Б) удивлять окружающих искрящимся юмором

В) произносить нелепости и врать без остановки

7. В сцене вранья Гоголь использует

8.

А) могут смошенничать

Б) пылкие натуры, романтики

В) находятся на государственной службе

9. Какие указания дает Городничий судье Ляпкину-Тяпкину?

10 .Кто впервые сообщает о приезде в город неизвестного лица?

11. Узнайте героя по описанию: «Говорит серьезно; смотрит несколько вниз, резонер и любит самому себе читать нравоучения для своего барина…Он умнее своего барина, и поэтому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча, плут».

12 . Кому принадлежит выражение: «…человек простой: если умрет, то умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет».

13 .Узнав правду о Хлестакове, Городничий:

А) испугался, что все теперь будут над ним смеяться

Б) негодовал, что не смог увидеть в нем глупого мальчишку

В) обрадовался, что он не ревизор.

14 .Кто брал взятки борзыми щенками?

Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1.Когда был задуман и написан «Ревизор»?

2. Сюжет «Ревизора» был подсказан Гоголю:

3.Какую задачу поставил драматург при создании этой комедии?

А) не имеют развития в тексте, так как этот образ статичен и имеет сходство с другими персонажами

Б) не имеет подтверждения в тексте, потому что Земляника ревностно несет службу «для пользы Отечества»

В) подтверждается текстом пьесы, когда Земляника рассказывает Хлестакову всю подноготную жизни города и деятельности чиновников.

5. Хлестаков:

А) всерьез хочет жениться на Марье Антоновне;

Б) хочет набрать как можно больше денег в доме;

В) все делает как бы случайно, ничего не планируя и не думая о последствиях.

6. Хлестаковщина – это

А) беззастенчивое, безудержное хвастовство и неосмысленные, неожиданные для самого героя действия

Б) стремление следовать моде во всем.

В) карьеризм, мошенничество

7. На какие недостатки в работе указывают попечителю богоугодных заведений Землянике?

8.Для чего нужны Хлестакову деньги, которые он берет у чиновников?

9.Почему чиновники боятся ревизора?

10.Узнайте героя по описанию: «Очень не глупый по-своему человек…Ведет себя солидно, довольно серьезен, несколько резонер, говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты его грубы и жестки…»

11. Узнайте героя по реплике: « Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: « Ну, что, брат Пушкин? – «Да так, брат, — отвечает бывало, — так как-то все…»

12.Сколько лет было Хлестакову?

13.Какую оценку дал комедии В.Г.Белинский?

14.Как чиновники узнают, что Хлестаков – мнимый ревизор?

Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» В-3

1 .Сколько лет Н.В.Гоголь работал над текстом комедии?

2 . Как восприняли современники постановку комедии?

3. Городничего и Хлестакова объединяет то, что оба:

А) могут смошенничать

Б) пылкие натуры, романтики

В) находятся на государственной службе.

4 .Ухаживание Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

А) случайная интрига, которая укрепила его положение в доме городничего

Б) настоящее светлое чувство влюбленного

В) жестокая насмешка над провинциальной барышней

5 . Хвастовство Хлестакова на фоне поклонения и уважения чиновников вызвано прежде всего:

А) детской наивной мечтой побыть государственным человеком,

Б)страхом за свое положение, которое может в любую минуту измениться,

В) глупостью, ветреностью, безнаказанностью Хлестакова в сложившихся обстоятнльствах.

6 .Как городничий исполняет свои обязанности?

7 . Какова проблематика комедии? Почему император Николай 1 сказал: « Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»

8. Узнайте героя по описанию: «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и,как говорится, без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения… Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно…»

9. Кому принадлежит выражение: « Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!…»

10 .Кто первый предлагал «подсунуть» взятку Хлестакову?

11 . Чем недоволен городничий в благоустройстве города, и какие претензии он высказывает частному приставу Степану Ильичу Уховертову?

12 . Кульминационная сцена в «Ревизоре»:

А) беседа городничего и Хлестакова в трактире,

Б)сцена вранья Хлестакова в доме городничего,

В) мечты городничего и его жены о жизни в Петербурге.

13 . В сцене вранья Гоголь использует

А) антитезу Б) гиперболу В) сравнение

14 . Сюжет «Ревизора» был подсказан Гоголю:

А) В.А.Жуковским Б) А.С. Пушкиным В) В.Г. Белинским