Тема русской деревни и города в литературе у гоголя, достоевского, григоровича и тургенева. Тема русской деревни в современной литературе (По повести В. Белова «Привычное дело»)

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Н. Рубцов
Творчество известного русского писателя, нашего современника, Валентина Распутина большей частью посвящено проблемам деревни. Он из тех русских мыслителей, которые не без основания считают деревню центром нашего “национального космоса”, узлом множества жизненно важных и не разрешимых до сей поры проблем. Уже после выхода в свет его первой повести “Деньги для Марии” он попал в поле зрения серьезной литературной критики и обрел широкого читателя. Далее, одна за другой, стали выходить книги: “Последний срок”, “Прощание с Матерой”, “Живи и помни”, “Пожар”, которые сделали Распутина одним из ведущих писателей страны.
Все это происходило в начале 70-х годов. Наша страна переживала глубокие и не всеми принимаемые социальные изменения. Научно-техническая революция одурманила горячие головы, породила миф о спасительной роли науки и техники для всего человечества, а для России особенно. Поэзия в этот момент отдала предпочтение крайним урбанистам, вышла на эстраду. Поэты, воспевающие деревню, такие, как Николай Рубцов, оставались в тени. Этот явно разрушительный процесс оправдывался отчасти успехами в покорении космоса, возникновением атомной энергетики, новых заводов и городов. О последствиях никто, вернее, почти никто не задумывался. Сейчас мы видим, к чему привело увлечение научно-техническим прогрессом. Мир ужаснулся перед чернобыльской катастрофой, пересох Арал, искусственные моря превратились в болота. Миллионы людей срывались с насиженных мест, отправляясь на “великие стройки коммунизма”. Люди, отрываясь от своих корней, нищали духовно. Особенно пострадала русская деревня. Вообще, если задуматься, сколько невзгод выпало на плечи сельчан, страшно становится. Диву даешься, что, несмотря на сплошной многовековой разор, деревня трудилась не покладая рук и кормила страну. Не случайно в конце 60-х годов в нашей литературе возникает такое явление, как “деревенская проза”. Потому что писатели не могли мириться с таким положением русской деревни. Движение выдвинуло на первый план общественной жизни страны талантливых писателей – Распутина, Белова, Абрамова, Носова, Шукшина. Их еще называют “почвенниками”, потому что они ратуют за сохранение родовых корней.
Повести Распутина “Последний срок”, “Прощание с Матерой”, “Пожар” как бы составляют трилогию о русской деревне, о гибели “крестьянской Атлантиды”. Мотивы катастрофы, расставания звучат в самих названиях этих повестей. К повести “Пожар” писатель взял эпиграфом слова из народной песни: “Горит, горит село родное… ” Положение с деревнями в стране было такое, что данный эпиграф отражал буквально суть происходящего в них разора.
Благодаря таланту В. Распутина образы его героев-сельчан как бы вступили в борьбу за спасение деревни и всего, что связано с этой стороной жизни человека. Старуха Анна из “Последнего срока” и старуха Дарья из “Прощания с Матерой” стали воплощением народной мудрости, которая дается не столько чтением книг, сколько жизненным опытом, трудом.
Интересно начинается повесть “Последний срок”: старуха Анна лежит на узкой железной кровати возле печи и дожидается смерти. Ее младший сын Михаил, понимая, что расставание с матерью близко, вызывает остальных детей Анны проститься с матерью. Но самую ее любимую дочь Танчору не пригласил, потому что точно по-крестьянски рассчитал – мать, ожидая приезда любимой дочери, продержится на земле еще лишних несколько дней. Так оно и вышло: ожидание младшенькой продлило Анне жизнь. Описание этих дней и составляет сюжет повести.
Перед читателем встает образ простой русской женщины, прожившей трудную жизнь, потерявшей мужа и детей, но сохранившей нравственную чистоту души. Нравственная связь с родными корнями помогает ей выстоять в тяжелейших условиях. Вся родня Анны – из деревни. Они накрепко усвоили те строгие моральные заповеди, которые передавались из поколения в поколение и которым Анна следовала всю жизнь. Заповеди просты: работать не покладая рук, держать дом в чистоте и достатке, воспитывать детей честными людьми.
Во время повествования автор обращается к истории русской деревни. Его героиня вспоминает годы коллективизации. Тогда у нее забрали единственную корову Зорьку. Но корова по старой привычке по вечерам после дойки приходила к знакомой калитке. Анна обращалась с коровой, как с родным существом: выносила ей подсоленную корку хлеба, подмывала вымя. Однажды она решила проверить, хорошо ли подоена Зорька, и взялась за соски. Оказалось, что в вымени осталось еще немного молока. Анна стала подаивать корову и отдавала молоко детям. Делала она это тайком, чтобы никто не догадался. Но тайна вскоре раскрылась: дочка Люся случайно увидела, как Анна доила корову. Надо только представить себе, до какой степени совестливой была эта женщина, если после этого “извиноватила себя” и “в глаза-то Люсе до-о-олго не могла смотреть”. А молоко-то это помогло детям выжить в тяжелый год. Чувство греха, присущее всем честным и добрым людям, нашло выход в своего рода исповеди: Анна рассказала про незаконную дойку подруге Миронихе, но и рассказывая продолжала сильно стыдиться своего поступка. Анна боялась и стыдилась не общественного порицания, а просто скрытность поступка уже сама по себе противоречила моральным заповедям ее предков.
Распутин философски завершает повесть. В день, когда дети разъезжаются, Анна умирает. В деревне остается один Михаил, без родни его жизнь становится вялой. Остальные, покинув навсегда деревню, не находят счастья в городе. Оторванные от своих корней, они потеряли нравственную силу души, которая всю жизнь помогала преодолевать трудности их матери. Повесть В. Распутина “Последний срок” я считаю программной в творчестве писателя. Идея повести разрабатывается и углубляется автором в новых произведениях. Много героев, страдающих и думающих о судьбе русской деревни, много разных ситуаций и обстоятельств пройдут перед читателем, если он откроет другие книги этого замечательного русского писателя, но одно в них будет неизменным – мысль, что человеку невозможно гармонично прожить жизнь, оторвавшись от своих корней. В этом смысле деревенская тема всегда будет актуальной и жизненно необходимой для нашего общества.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Тема деревни в современной литературе (По произведениям В. Распутина)

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Тема города и деревни стала особенно актуальной в русской литературе 20 века, когда эпоха индустриализации стала поглощать деревню: деревенскую культуру, мировоззрение. Деревни стали пустеть, молодые жители стремились перебраться в город, «поближе к цивилизации». Такое положение дел очень тревожило многих русских писателей, связанных с деревней своими корнями. Ведь именно в деревенском образе мысли и чувств они видели основы истинной нравственности, чистоты, простоты жизни, коренной мудрости.

В послереволюционном творчестве С. Есенина громко звучит проблема города и деревни. Поэту милы родные поля «в печали своей», он провозглашает мир «граблям, косе и сохе» и хочет верить в лучшую долю крестьянства. Но настрой его пессимистичен. В стихотворении «Я последний поэт деревни» он предрекает скорую гибель деревни, наступление на ее цивилизации в виде «железного гостя».

В поэме «Сорокоуст» Есенин сравнивает два мира, представленных в виде чугунного поезда (город) и красногривого жеребенка (деревня). Жеребенок стремится перегнать поезд, но это невозможно: силы неравны. Поэт с грустью отмечает, что настали те времена, когда «живых коней победила стальная конница…» Это отразилось не только в укладе жизни, но, что гораздо серьезнее, в укладе мысли, в представлениях о морали и нравственности.

Другим певцом деревенской жизни стал В.И. Белов. Он вошёл в литературу в самом начале 60-х годов 20 века. Деревенские люди В.Белова скупы на слова и выражения чувств, порой грубоваты, так как выросли в трудном мире далёкой северной деревни. Неслучайно бабка Евстолья рассказывает сказки о пошехонцах, несчастных мужиках – растяпах.

Главный герой его повести «Привычное дело» сродни этим пошехонцам. О нём сказано: «Русский человек умён задним умом, иногда он бывает простоват, попадает впросак», и потому так добродушно посмеиваются над ним односельчане и сам автор. Белов обращается не к идеальному человеку, а к самому обычному, имеющему как положительные, так и отрицательные черты характера. Писатель утверждает, что именно деревенские люди – основа нравственности, чистоты и простоты, основа нации.

В. Распутин в «Матрёнином дворе» также обращается к теме деревни и города. Для писателя понятие деревни сродни понятию «земля», «родина», «память» и «любовь». Жители Матёры, хранители традиций и жизненных основ, не могут представить своей жизни без знакомых с детства мест. Их не привлекает благоустройство города, для них существование вне родного острова бессмысленно, да и невозможно вообще. Молодежь же считает по-другому. Они отрываются от родных корней, переезжают в город, забывают не только своих предков, но и родную землю, превращаются в людей памяти и без родины. Писатель видит в этом очень тревожную тенденцию.

Таким образом, деревенская жизнь, с одной стороны, идеализируется писателями, представляется во всей своей естественности и правде, с другой, деревенская жизнь противопоставляется городской как во многом аморальной, безнравственной, оторванной от своих корней и заповедей предков. В то же время, писатели отмечают, что город побеждает деревню, люди стремятся уехать, деревни превращаются в заброшенные пустыни. Это тревожная тенденция, потому что деревня – основа нации, культуры и мировоззрения русского народа.


Нравственные проблемы
в произведениях современных писателей Нравственные уроки истории как одна из тем современной русской
литературы [Русская деревня... Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово "деревня"? Сразу же
вспоминается старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти
труженики, и их крепкие мозолистые руки. У многих, наверное, из моих ровесников есть бабушка или дедушка,
живущие в деревне. Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна
жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в
деревню, отдохнуть от городской суеты.Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни.
Одни восхищались деревенской природой и "учились в истине блаженство находить", иные видели истинное
положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы - серыми. В советское время тема судьбы русской
деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни. Нужно сказать, что
именно коллективизация и ее последствия заставила многих писателей взяться за перо.] - первая тема[Проблемы
нравственности волнуют многих современных писателей. Многие из них в своих произведениях показывают, что
нравственные идеалы большинства людей сильно изменились, причем не в лучшую сторону. У большинства современных
писателей есть рассказы о деревни, о нравственных ценностях крестьян, которые, как и у основной массы народа,
изменились не в лучшую сторону.] – вторая тема[В XX веке история преподала русскому народу «хороший» урок,
этот урок связан с приходом и правлением Советской власти, которая управляла страной более 70 лет. Этот урок
обошелся русскому народу в несколько десятков миллионов жизней. Можно долго спорить о том, что дала Советская
власть нашей стране, и безусловно, в ее правлении были светлые моменты, но черным пятном на истории нашей
страны легла коллективизация, которая обескровила село. Советское государство жестко обмануло крестьян,
пообещав им земли и счастливую жизнь, а потом всего через десять лет, отобрав у них практически все имущество,
а многих лишив жизни. Безусловно государство во главе со Сталиным поступило низко и подло по отношению к
труженикам земли. Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор», рассказывает нам о последствиях этого страшного
эксперимента для русской деревни] – для третьей темы В 1956 году вышел рассказ А.И. Солженицына
«Матренин двор», который повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Писатель показывает, как
сильно изменилась жизнь, душа и нравственные ориентиры крестьянства после внедрения колхозов и проведение
поголовной коллективизации. В этом произведении Солженицын показывает кризис русской деревни, который начался
сразу после семнадцатого года. Сначала гражданская война, затем коллективизация, раскулачивание крестьян.
Крестьяне были лишены собственности, они потеряли стимул в работе. А ведь крестьянство позже, во время Великой
Отечественной войны, прокормило всю страну. Жизнь крестьянина, его быт и нравы - все это очень хорошо можно,
понять прочитав это произведение. Главный герой в нем - это сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях
большой срок (маленьких тогда просто не давали), который хочет вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая
была изуродована цивилизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будут печь хлеб, доить коров и где
будет прекрасная природа: «На взгорке между ложков, а потом других взгорков, цельно-обомкнутое лесом, с прудом
и плотиной. Высокое поле было тем самым местом, где не обидно бы и жить и умереть. Там я долго сидел в рощице
на пне и думал, что от души бы хотел не нуждаться каждый день завтракать и обедать, только бы остаться здесь и
ночами слушать, как ветви шуршат по крыше - когда ниоткуда не слышно радио и все в мире молчит».Многие люди
просто не поняли его намерений: «Тоже и для них редкость была - все ведь просятся в город, да покрупней». Но,
увы, он разочаровывается: всего того, что он искал, он не нашел, в деревне та же социальная нищета: «Увы, там
не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города».
Объездив несколько деревень, ему люба стала та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрена. Это место было
похоже на многие того времени. Оно не отличалось богатством, а наоборот, его поглощала бедность.Перед глазами
главного героя предстает реальный быт крестьянства, а не то, что обычно говорили на съездах партии. Рассказчик
видит, до какой степени обнищало крестьянство. Оно утратило вековые хозяйственные и культурные традиции. Он
видит дом своей хозяйки Матрены. В этом доме можно жить лишь летом, да и то только в хорошую погоду. Быт в
доме ужаснейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт нечего есть. Матрена спрашивает, что
приготовить на обед, но ведь реально, что, кроме «картови или супа картонного» ничего другого из продуктов
просто нет. Нищета заставляет людей воровать. Руководители уже запаслись дровами, а о простых людях просто
забыли, а людям нужно как-то существовать, и они начинают воровать торф у колхоза. Автор описывает нам
достаточно подробно внешний вид главной героини - Матрены. Матрена много болела, а иногда не вставала с печи.
Женщина, которая всю жизнь провела в труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла. Пятнадцать лет назад она
была замужем и имела шестерых детей. Но муж не вернулся с войны, а дети один за другим умерли. В этой жизни
она была одинока: «Кроме Матрены и меня, жили в избе еще кошка, мыши и тараканы».Эта женщина многое в жизни
пережила, и на ее долю выпало много горя и страданий. Государство не интересуется, как живут такие люди, как
Матрена. Их права ничем не защищены. Матрена всю жизнь проработала на колхоз, но ей не платят пенсию, потому
что она ушла из колхоза раньше, чем ввели пенсии. Ушла она из-за болезни, но это никого не интересует.Так
несправедлива жизнь к Матрене. Перечеркнут лозунг: «Все для человека». Богатство не принадлежит народу, люди -
крепостные у государства. Именно такие проблемы затрагивает А. И. Солженицын в этом произведенииГлавная
героиня не имеет даже скота, кроме козы: «Все животы ее были - одна грязно-белая криворогая коза». Еда у нее
состояла из одной картошки: «По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун - мне, один - себе, один -
козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе - мелкую, а мне - с куриное яйцо». Болото
бедности засасывает людей, а хорошей жизни не видно.Но Солженицын показывает не только материальное обнищание,
но и духовное. У окружающих Матрену людей происходит деформация нравственных понятий: добро – богатство. При
жизни Матрены родня начинает делить дом (горницу). Полуразрушенную горницу перевозят на тракторе. Трактор
застревает и попадает под скорый поезд. Из-за этого погибает Матрена и еще два человека. Жадность овладевает
людьми. Фаддей, который в прошлом любил Матрену, на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах. Ему
дороже богатство, чем человеческая жизнь.Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и
потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человека.
Прекрасно показан чисто русский характер Матрены. Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрену всю жизнь
обижали. Убогий быт Матрены не сделал убогим ее сердце и душу. Я представляю себе Матрену с неловкой, словно
неумелой, улыбкой, мудрыми спокойными глазами и удивительной естественностью, подлинностью, которая озаряется
на ее лице. Увидеть в простой деревенской старушке великую душу, увидеть праведницу мог только
Солженицын.[Своим рассказом Солженицын ставит много вопросов и сам же на них отвечает. Колхозный строй не
оправдал себя он не может прокормить страну и создать нормальную жизнь у крестьян. Уродство монопольной
власти. Деревней командуют горожане, приказывают, когда сеять, когда жать.Солженицын в своем рассказе не
высказывает идей, как нужно изменить мир, он просто правдиво описывает русскую деревню, без прикрас, и в этом
его истинная заслуга как литератора. Он показал народу суровую правду деревенской жизни.] – для первой
темы[Неприглядную картину деревенской жизни рисует в своем произведении писатель. Нравственные ценности
большинства крестьян вызывают опасения, и вопросы, что же будет дальше] – вторая тема[Будущим поколениям надо
учиться на ошибках, которые совершали их предки, чтобы такая же страшная история не повторилась во второй раз.
] – для третьей темыНесмотря на то, что произведение А.И. Солженицына было написано более 40 лет назад,
проблем у современной деревни не стало меньше, пожалуй, их стало еще больше и решать их предстоит рано или
поздно нашему поколению.

Новый образ русской деревни и крестьянской души - страница №1/1

Тема урока: НОВЫЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ДУШИ

В ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА

Цели урока:


  • способствовать развитию личностных качеств учениц:

  • на идеях преемственности, исторической памяти, верности традициям, лежащим в основе нравственности, которые проповедуют в своих произведениях писатели-«деревенщики»;

  • остановившись на вопросах о перестройке жизни человека, вызванной массовым переселением из деревни в город;

  • знакомясь с размышлениями писателей о соотнесённости личного и коллективного сознания;

  • изучая язык героев «деревенской прозы», своим существованием стоящей на защите русской речи от её искажения и засорения;

  • на вопросах взаимоотношений человека и природы, тревожащих прозаиков, которые сознают опасность потребительского отношения к природе и предупреждают о пагубности стремления своевольно её преобразовывать, не заботясь о будущем.
Тип урока: урок-семинар с использованием таких приёмов, как реферативное сообщение, анализ текста (исследование), защита проектов.

Оборудование урока:

Эпиграф к уроку:

«На рубеже 70-х и в 70-е гг. в советской литературе произошел не сразу замеченный беззвучный переворот, без мятежа, без тени диссидентского вызова. Ничего не свергая и не взрывая декларативно, большая группа писателей стала писать так, как если б никакого «соцреализма» не было объявлено и диктовано, – нейтрализуя его немо, стала писать в простоте, без какого-либо угождения, кадения советскому режиму, как бы позабыв о нем. В большой доле материал этих писателей был – деревенская жизнь, и сами они выходцы из деревни, поэтому (а отчасти из-за снисходительного самодовольства культурного круга, и не без зависти к удавшейся вдруг чистоте нового движения) эту группу стали называть деревенщиками . А правильно было бы называть их нравственниками , ибо суть их литературного переворота – возрождение традиционной нравственности, а сокрушенная вымирающая деревня была лишь естественной наглядной предметностью »

Солженицын А. (Слово при вручении премии Солженицына

Валентину Распутину 4.05.2000 // Новый мир. 2000. № 5. С. 186).

Ход урока

I . Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно). 1 мин.

Какие цели намечали вы, готовясь к сегодняшнему уроку и идя на него?

-На предыдущих уроках русской литературы мы говорили о теме Великой Отечественной войны в литературе 60-80-ых годов, о поэзии второй половины 20 века и учили наизусть стихи поэтов этого периода. Следовательно, мы продолжим знакомство с литературой этого периода.

- В качестве опережающего домашнего задания нам было рекомендовано прочитать произведения определённых писателей, даже некоторые названия произведений были даны. Исходя из этого, думаю, сегодня мы будем говорить о произведениях о деревне.

- О произведениях на деревенскую тематику мы раньше говорили. Но это была литература 20-30-ых годов. А сегодня мы будем говорить о «деревенских» произведениях 2-ой половины 20 века.

- Раз мы снова возвращаемся к этой теме, значит, есть разница между литературой о деревне 1-ой половины столетия и 2-ой половиной. Это, наверное, мы и будем выяснять сегодня.

- Готовясь к сегодняшнему уроку, читая литературу, мы встретились с термином «деревенская проза». Вот об особенностях этой прозы мы и будем говорить сегодня.

Учитель объявляет тему урока, ученики записывают в тетради.

II . Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий). 1 мин.

Как вы предполагаете ответить на вопрос: в чём же новизна изображения деревни и крестьян-ской души писателями 2-ой половины 20 века?

- Вспомним основные особенности произведений о деревне периода, предшествовавшего «деревен-

ской прозе»60-80-ых годов 20 века. Я подготовила небольшое сообщение на эту тему, а накануне

мы изложили это в табличной форме, чтобы наметить пункты, по которым мы можем

сравнивать произведения двух периодов.

- Сначала нужно, наверное, поговорить о явлении в нашей литературе, которое получило название

«деревенская проза». Я могу об этом рассказать.

- Не зря же мы читали произведения и заполняли дома 2-ой и 3-ий столбцы таблицы. Нужно

договориться, кто о чём будет говорить.

- Я прочитала …. И могу рассказать о …

- И вот так к концу урока мы должны прийти к общему мнению о том, как по-новому изображали

деревню и сельских жителей прозаики 2-ой половины 20 века.

- Понятие «русская литература» нужно понимать шире – «российская литература», и вспомнить

башкирских и татарских писателей, которые тоже писали о деревне, и вспомнить, какие

проблемы они ставили в своих произведениях.

- Мы как раз на уроках татарской литературы изучаем подобные произведения: (перечислить).

1 мин.

III . Прогнозирование (предвосхищение результата, уровня усвоения, его временных характеристик)

Как вы думаете, какого результата мы достигнем? Насколько сумеем решить проблему?

- Времени мало. Поэтому, наверное, много сделать не успеем. Главное – определить, в чём новизна

литературы 60-80-ых годов 20 века о деревне.

- Да, времени мало. Поэтому мы романов, повестей не читали – только краткое содержание. Но

прочитали некоторые рассказы. Но и то о них подробно поговорить не успеем. Поэтому по

пунктам только пройдёмся. Главное, мы всё-таки кое-что прочитали и представление о

деревенской прозе получили. На уроке к общему мнению нужно прийти.

- Читая эти рассказы, мы понимали отношение писателей к деревне, к природе, к истории России, к сельским жителям, встречали тёплые описания природы, явлений сельской жизни, своих героев и чувствовали боль и тревогу за будущее села. Думаю, что эти чувства пробудятся и у нас сегодня.

Учитель: Таким образом, цели мы поставили, ориентиры наметили. Теперь вперёд, чтобы успеть выполнить намеченное!

IV . Исследование и проектирование изучаемой проблемы (Открытие нового знания, которое происходит в ходе решения проблемы). 2 мин.

1. Реферативное сообщение ученицы на тему «Деревенская проза» (Видео и песня Ольги Воронец)

Понятие «деревенская» проза появилось в начале 60-х годов. Это одно из наиболее плодотворных направлений в нашей отечественной литературе. Оно представлено многими самобытными произведениями: «Владимирские проселки» и «Капля росы» Владимира Солоухина, «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» Василия Белова, «Матренин двор» Александра Солженицына, «Последний поклон» Виктора Астафьева, рассказы Василия Шукшина, Евгения Носова, повести Валентина Распутина и Владимира Тендрякова, романы Федора Абрамова и Бориса Можаева. В литературу пришли сыновья крестьян, каждый из них мог сказать о себе те самые слова, которые написал в рассказе «Угощаю рябиной» поэт Александр Яшин: «Я есть сын крестьянина… Меня касается все, что делается на этой земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил; на полях, которые еще плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой и где метал сено в стога».

«Я горжусь тем, что я вышел из деревни», - говорил Ф. Абрамов. Ему вторил В. Распутин: «Я вырос в деревне. Она меня вскормила, и рассказать о ней - моя обязанность». Отвечая на вопрос, почему он пишет в основном о деревенских людях, В. Шукшин сказал: «Я не мог ни о чем рассказывать, зная деревню… Я был здесь смел, я был здесь сколько возможно самостоятелен». С. Залыгин в «Интервью у самого себя» писал: «Я чувствую корни своей нации именно там - в деревне, в пашне, в хлебе самом насущном. Видимо, наше поколение - последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем о нем и его решительной переделке в течение короткого срока - кто же скажет?»

2. Защита проекта «Писатели- «деревенщики» (Портреты писателей на карте России)

+ электронный вариант 5 мин.

Белов Василий Иванович (род. в 1932 г.) д.Тимониха Харовского района Вологодсвой области в

крестьянской семье, отец погиб на войне

Казаков ЮрийПавлович (1927 - 1982) г. Москва, в семье рабочего

Алексеев Миххаил (1918 -) с. Монастырское Саратовской области, в крестьянской семье

Можаев Борис (1923 - 1996) Рязанской области

Абрамов Фёдор Александрович (1920 - 1983) с. Веркола Архангельской области в крестьянской


Распутин Валентин Григорьевич (род. в 1937 г.) Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье

Астафьев Виктор Петрович (1924 -) с. Овсянка Красноярского края в крестьянской семье, без отца

Шукшин Василий Макарович (1929 - 1974) д. Сростки Бийского района Алтайского края, без отца

Тендряков Владимир (1923 - 1984) д. Макаровская Верховажского района Вологодской области в

семье сельского служащего

3. Реферативное сообщение ученицы о деревенской прозе до 60-ых годов (перед учащимися –

таблица, с заранее заполненной 1-ой графой по материалам данного реферата) 3 мин.

4. Исследование «Новый образ русской деревни и крестьянской души в «деревенской прозе»»

60-80-ых годов 20 века. 27 мин.

а) массовый отток сельского населения в город (историческая справка ученицы, Ю.Казаков «На

полустанке»)

б) при обсуждении героев произведений

+ примеры и з татарской и башкирской литературы

+ рассказы о колхозниках-тружениках из своего села (колхоза) (фотографии - компьютер)

+ кадры из фильма «Калина красная»

в) при обсуждении трагической судьбы деревни + сообщение ученицы о политике государства

г) при обсуждении языка прозы + выразительное чтение и анализ (индивидуальные задания и

работа в парах) : 1) монолог из «Прощания с Матёрой» В.Распутина

2) В.Астафьев. «Зорькина песня»

д) при обсуждении идеалов крестьян: + 1) сообщение ученицы «Главные элементы идеалов

«деревенской прозы»»

+2) Астафьев. «Последний поклон» - выразительное чтение фрагментов о Доме, ладе, труде.

V . Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

Тестирование: найти и установить соответствия между перечисленными произведениями и указанной тематикой произведений «деревенской прозы»

1. В.Белов «Кануны» (1и 2 кн.), «Год великого перелома»; «Плотницкие рассказы»

С.Залыгин «На Иртыше»;

Б.Можаев «Мужики и бабы»; «Живой»

В.Тендряков «Пара гнедых»;

Ф.Абрамов «Поездка в прошлое»


  1. Ф.Абрамов «Пряслины» (1-3 кн.);
Е.Носов «Усвятские шлемоносцы»;

В.Распутин «Живи и помни»; «Василий и Василиса»

А.Генатуллин. «Шамсутдин и Шамсура»

В.Астафьев «Последний поклон»;

В.Белов «Плотницкие рассказы»


  1. В.Белов «Привычное дело»; «Кони»
Ф.Абрамов «Дом»; «Пелагея»; «Алька»

Б.Можаев «Из жизни Федора Кузькина»;

В.Астафьев «Царь-рыба»;

В.Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой»; «Пожар»; «Василий и Василиса»

Шукшин. Рассказы.

Ю.Казаков. Рассказы

3 А. ЖИЗНЬ ДЕРЕВНИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (60-80 гг.):

1 Б. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

2 В ВОЙНА И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ:

VI . Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

VII . Оценка (выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Выполнили ли мы намеченное? Получили ли запланированные результаты?

Пополнили ли вы знания о деревенской прозе?

Как вы относитесь к проблемам, поднимаемым нашими писателями-деревенщиками?

Как вы оцениваете своё участие на уроке? Участие своих одноклассниц?

Глядя на массив деревенской прозы из дня сегодняшнего, можно утверждать, что она дала исчерпывающую картину жизни русского крестьянства 20 века, отразив все главные события, оказавшие прямое воздействие на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и нэп, коллективизацию и голод, колхозное строительство и форсированную индустриализацию, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством и нынешнюю его деградацию….

Есть русская легенда об озере Светлояре и святом граде Китеже. Спасая город Китеж от набега врагов, Бог укрыл его на дне лесного озера. И сегодня на берегах Светлояра по ночам кто-то будто бы видит таинственное свечение из глубины и слышит подводный звон колоколов. В прозе деревенщиков вся крестьянская Россия представала таким символическим Китежем, который спрятался от своих врагов, затаился на время, но не исчез навсегда. Кто-то способен видеть и слышать его.

(В.Шукшин)

Звучит песня «В земле наши корни»

IX . Домашнее задание: Продолжаем изучать литературу 2-ой половины 20 века: подготовиться к уроку по теме «Городская проза» (Ю.Трифонов, В.Маканин, А.Битов)

X . Итоги урока.

Расцвет деревенской прозы пришёлся на 60-70-е годы 20-ого столетия, когда «оттепель» надолго сменилась новыми «заморозками».Писатели-деревенщики пытались не просто ответить на вопрос, чем плохи колхозы, а понять, что случилось с Россией в 20 столетии.

В небольшой повести «На Иртыше» (1964) Сергей Павлович Залыгин (1913-?) повествует о коллективизации 30-ых годов в сибирской деревне. Но рассказывает об этом совсем не так, как М.А.Шолохов в «Поднятой целине», хотя последняя часть этого романа вышла чуть раньше повести Залыгина – в 1960 году.

В повести Залыгина тоже показывается, как власти высылают из родной деревни или арестовывают кулаков. Но эти кулаки изображены уже не как враги советской власти, а как самые работящие крестьяне, на которых держалась Россия. Залыгин одним из первых показал трагедию гибели многовекового крестьянского уклада с его давними и глубокими традициями, в том числе культурными.

Столетиями складывавшийся тип русского крестьянского хозяйства насильно преобразовывался в колхозы – так государству легче было получать от села продукцию. Не заинтересованные более в своём труде, крестьяне начинали иначе относиться к земле, которая переставала быть их собственностью. И эта революция в деревне оказалась едва ли не более значительной для судьбы России, чем Октябрьская революция 1917 года,- ведь именно крестьянство составляло в 30-ых годах большинство населения.

Читатель сравнивал историческую ситуацию с современностью и говорил себе: в деревне ничего не изменилось, тот же произвол властей, то же издевательство над природными законами крестьянского труда. Вспомним кампанию по внедрению кукурузы, которую новый вождь партии Н.С.Хрущёв обязал сажать по всей стране, невзирая на климатические условия в разных регионах нашей огромной страны.

Не только память сердца питала тему «малой родины», «милой родины», но и боль за ее настоящее, тревога за ее будущее. Исследуя причины острого и проблемного разговора о деревне, который вела литература в 60-70-е годы, Ф. Абрамов писал: «Деревня - это глубины России, почва, на которой выросла и расцвела наша культура. Вместе с тем научно-техническая революция, в век которой мы живем, коснулась деревни очень основательно. Техника изменила не только тип хозяйствования, но и самый тип крестьянина… Вместе со старинным укладом уходит в небытие нравственный тип. Традиционная Россия переворачивает последние страницы своей тысячелетней истории. Интерес ко всем этим явлениям в литературе закономерен… Сходят на нет традиционные ремесла, исчезают местные особенности крестьянского жилища, которые складывались веками… Серьезные потери несет язык. Деревня всегда говорила на более богатом языке, чем город, сейчас эта свежесть выщелачивается, размывается…»

Есть русская легенда об озере Светлояре и святом граде Китеже. Спасая город Китеж от набега врагов, Бог укрыл его на дне лесного озера. И сегодня на берегах Светлояра по ночам кто-то будто бы видит таинственное свечение из глубины и слышит подводный звон колоколов. В прозе деревенщиков вся крестьянская Россия представала таким символическим Китежем, который спрятался от своих врагов, затаился на время, но не исчез навсегда. Кто-то способен видеть и слышать его.

Если бы мои «мужики» не были бы грубыми, они не были бы нежными (В.Шукшин).

Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина. В киноповести «Калина красная» она приобретает трагическое звучание: утрата жизненных ориентиров ломает судьбу главного героя, бывшего вора и заключенного Егора Прокудина, и приводит его к смерти.


Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато...»
Эта сложная психологическая ситуация определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми», «непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников «Характеры». Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. «Чудики» – Коля Скалкин, выплеснувший чернила на костюм начальника («Ноль–ноль целых»), Спиридон Расторгуев, пытающийся добиться любви чужой жены («Сураз») и др. – не вызывают авторского осуждения. В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей, не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. Именно таким предстает герой рассказа «Обида» Сашка Ермолаев. При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей. В рассказе «Срезал» он показал деревенского демагога Глеба Капустина, получающего удовольствие от того, что ему удается глупым высказыванием «щелкнуть по носу» умных односельчан.
Герои В.Шукшина ждут от жизни чего–то особенного, запредельного, им «скучно на один желудок работать»,как заявляет герой рассказа «В профиль и анфас», молодой парень Иван. Старик–крестьянин советует ему: «Женись, маяться перестанешь. Не до того будет». Иван отвечает: «Нет, тоже не то. Я должен сгорать от любви. А где тут сгоришь! Не понимаю: то ли я один такой дурак, то ли все так, но помалкивают». С неудовлетворенным желанием дать выход каким–то возвышенным порывам души живет и Спирька Расторгуев в уже упоминавшемся рассказе «Сураз» (внебрачный ребенок). В Спирьке то и дело, как и в Иване, вспыхивает желание удивить мир каким–то благородством, он тоже хочет «сгорать от любви».
Василий Макарович Шукшин может быть, самый русский из всех современных наших авторов. Книги его, по собственным словам писателя, стали «историей души» русского человека. Шукшин раскрывает и исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброта, совестливость. Самобытность писателя заключается в его особой манере мышления и восприятия мира.
Основной жанр, в котором работал Шукшин, – короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный и правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о русском мужике, о России, русском национальном характере. Вступая в постоянную перекличку, рассказы Шукшина раскрываются по–настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг с другом.
Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по–настоящему умны, так это в добром поступке», – говорил он.
С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин

Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами – стоит ли отдавать его за трескучий, так называемый «городской язык», коим владеют всё те же ловкие люди, что и жить как будто умеют, и насквозь фальшивы? Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком. (В.Шукшин)

Б.И.Бурсов: [Шукшин] старомоден, как старомодны нравственные категории вроде стыда, совести и т.д. И герой Шукшина старомоден. Шукшин возвращает нас к истокам.

Тема русской деревни в современной литературе (По повести В. Белова «Привычное дело»)

Соврменное общество прекрасно понимает ценность и необходимость сельскохозяйственной отрасли. Однако проблем в деревне много, их много сейчас, да и раньше было не на много меньше. Поэтому писатели-деревенщики пользуются в России особой популярностью и уважением. Василия Белова можно смело назвать лидером среди этой группы писателей. Его произведение «Привычное дело»- важная веха в современной литературе на деревенскую тему. В повести перед нами проходит жизнь и судьба простого деревенского труженика Ивана Африкановича Дрынова и его жены Катерины.

Белов весьма уважительно относится к своим героям. Это дорогие и близкие его сердцу люди, они - часть его собственной души, они - отражают его личное отношения к жизни. Иван Африканович - простой крестьянин, рядовой колхозник, обремененный большой семьей. Автор не наделяет своего героя какими-то особенными качествами и талантами. И выпить-то он не дурак, как говорится, и до работы «злой», и характер имеет покладистый. Его любят соседи и односельчане. Иван Африканович и на фронте побывал, имеет боевые награды. Он спорит с начальством и негодует, когда его несправедливо обирают. Он ищет новых путей для заработков, чтобы прокормить большую семью, хотя и безуспешно. Но его деятельная натура жаждет полезного применения сил. Иван Африканович никогда не бывает груϲтен без причины и весел проϲто так. Когда ему подфартит, он рад и открыт всему окружающему его миру людей и природы. Поэтичный склад характера, жизнеϲтойкоϲть, цельноϲть-вот главные качеϲтва этой личноϲти. Но характер Ивана Африкановича раскрывается перед читателем поϲтепенно, герой Белова более многоплановый и глубокий, чем кажется в начале повеϲти. Описывая житейские будни деревни, автор показывает то несправедливое и даже преϲтупное отношение общеϲтва к труженику села. У героя и «документации» никакой нет, кроме «молочной книги», где записывается, сколько он сдал молока от своей коровы. Но читателю автор предлагает внимательно вглядеться не в документарные данные ϲвоего героя, а в душевные качеϲтва этого простого русского человека, коренного жителя деревни, поэтому, я считаю, такое большое меϲто в повеϲти занимает описание любви и согласной жизни Ивана Африкановича и Катерины. Вся повеϲть как бы воспевает большую любовь этих исконно русских людей. Автор с необычайным лиризмом и художеϲтвенным маϲтерϲтвом описывает эту любовь. Читателя потрясает сцена прощания Ивана Африкановича с погибшей женой. В его проϲтых словах о несправедливоϲти смерти, забравшей у него раньше времени любимого человека, ϲтолько боли, что невольно наворачиваются на глаза слезы: «Ты уж, Катерина, не обижайся. Не бывал, не проведал тебя, то это, то другое. Вот рябинки тебе принес. Ты, бывало, любила осенями рябину-то рвать.... Да. Вот, девка, вишь, как оберну- лось-то.... Я ведь дурак был, худо я тебя берег, знаешь сама.... Вот один теперь.... Как по огню ступаю, по тебе хожу, прости.... »

В этих незатейливых словах чувствуется большая нравственная сила и неподдельная скорбь утраты. Я обратил внимание на то, что Иван Африканович по-крестьянски ощущает смерть дорогого человека: «Как по огню ступаю.... » То есть земля для него сливается в один образ с похороненной в ней Катериной.

Конечно, сила и значение повести Белова не только в описании этих трогательных взаимоотношений двух любящих друг друга людей. Автор, по-моему, поставил перед собой задачу показать во всех правдивых подробностях жизнь современной ему деревни. Но перед нами не просто бытописание, а выявление смысла жизни, значения труда на земле вообще. Итак, крестьянин Иван Африканович Дрынов -человек простой и вместе с тем сложный. Он вроде бы как все на селе и в то же время очень от всех отличается. Показательно, что так воспринимают Ивана Африкановича и его земляки. Я считаю, что автор пытается создать образ идеального деревенского жителя того времени. Показать, что, несмотря на социальные и бытовые негативные условия, душа народа остается чиста. Не зря же к герою Белова не липнет никакая житейская грязь, даже когда он сам сплоховал в чем-нибудь. Например, смешно выглядит он в истории со сватовством Мишки, наутро об этом казуϲном случае судачат все деревенские бабы. Но смеются только над Мишкой, а Ивана Африкановича жалеют. Ясно, что Иван Африканович является для своих земляков своего рода зеркалом, которое отражает их лучшие чувства и достоинства. Он радует их, подает пример добра. Сила его любви и преданности Катерине благотворно влияет и на остальных сельчан. Он по-житейски мудр и нравственно чист. Вот это и является, на мой взгляд, главным в его образе и отличает от остальных крестьян. Как сказал талантливый русский поэт Анатолий Передреев:

И города из нас не получилось,

И навсегда утрачено село....

Чтобы не попадать в такие драматические «ножницы», надо внимательно изучать мир, который открывает перед нами писатель Василий Белов. Его «Привычное дело» играет важную роль в понимании горожанами проблем деревни, характера русского человека-селянина. Без взаимопонимания между городом и селом не может быть нормальной жизни в стране.

Тема деревни в современной литературе (по повести В. Белова Привычное дело)