У всех ли людей душа. Добрая душа: основные качества. Есть ли душа у человека

Поговорим о смерти. Точнее о том, что смерти нет. Конечно, тело человека, после того как испустит последний выдох, постепенно превращается в груду ненужных костей или кучку серого праха, и фактически такое перевоплощение живого существа в недвижимое бездыханное нечто — можно назвать смертью . Но давайте на минуточку оторвемся от порой излишней материалистичности и обратимся к не менее ощутимым и значимым сторонам своей жизни. Вернее сказать, — к жизни на грани смерти.

Наверное, некоторые читатели уже слышали о том, что в медицине существует такое понятие как «клиническая смерть». Те, кто сталкивался с этим состоянием — знают, что переходный этап между жизнью и смертью — существует. Более того, большинство людей, переживших клиническую смерть, говорили о том, что способны были наблюдать происходящее с ними и вокруг — как бы со стороны, несмотря на то, что фактически по всем медицинским показателям эти люди находились в полной отключке.

Именно данные свидетельства стали своего рода доказательством, пусть и неосязаемым, что помимо тела, человек также имеет и душу, которая после смерти физической оболочки продолжает свое существование.


Сегодня мы разберемся с тем, что на самом деле является душой, узнаем, есть ли жизнь после смерти и стоит ли при жизни готовиться к тому, что возможно ожидает нас потом.

Есть ли у человека душа?

Определение человеческой души издревле являлось предметом споров и разногласий в различных философиях и религиях мира. На сегодня, исходя из идеалистических, двойственных и религиозных трактовок душой считается некая бессмертная составляющая, нематериальная основа, в которой заключается божественное начало, дающее жизнь, возможность чувствовать, мыслить, осознавать. Практически во всех учениях душу противопоставляют телесной оболочке.


В ряде религиозных и идеалистических течений утверждается, что бесплотное существо души продолжает пребывать в мире и после смерти человека. О том, что душа бессмертна настойчиво говорится, например, в христианстве и каббале. В иудаизме, как и в буддизме, указывается на то, что грешная душа перерождается всякий раз в новом человеке. Данное понятие известно в современном мире как реинкарнация. Но здесь важно знать, что буддизм как таковой не признает существование души, и, тем не менее, говорит о цикле перерождений живых существ.

Противники перевоплощений неведомой глазу души имеются и в христианской конфессии. Особенно настаивают на смертности души — Адвентисты седьмого порядка и Свидетели Иеговы. Последние, в частности, ссылаются на строки из Библии:

«Все, что найдет душа твоя сделать, делай по силам твоим; потому что в преисподней, куда ты пойдешь, нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости».

Таким образом, даже в религиозных течениях по поводу существования и бессмертия души нет единого мнения.

И если философские и духовные трактаты чаще всего основаны на результатах нематериальных наблюдений, что всякий раз заставляет задуматься об истинности предлагаемых ими устоев, то наука, привыкшая опираться на факты, уже более сотни лет назад прибегла к попытке зафиксировать «вес» человеческой души.


Каков вес души?

Так, в 1901 году врач из США Дункан Макдугалл в ходе своего эксперимента выяснил, что во время окончательной остановки дыхания и сердцебиения человек теряет от прежнего веса 15-35 грамм. Однако это исследование было опробовано всего на шести людях и поэтому не могло являться однозначно признанными в научном мире. Макдугалл отметил, что для научного подтверждения подобные исследования необходимо проводить на большом числе умерших людей. Но в последствие официально нигде о подобных экспериментах взвешивания душ не упоминалось.

Конечно, с научной точки зрения присутствие души в человеке чаще всего отрицается , ведь сама суть науки заключается в том, чтобы все можно было объяснить на неоспоримых фактах. И, тем не менее, возвращаясь к медицинскому понятию о клинической смерти пациентов и описываемые после пробуждения к жизни людьми околосмертные переживания, наталкивают некоторых психологов и психиатров на формирование убеждения, что помимо существования души есть еще и так называемый загробный мир.


Куда улетает душа?

Впервые исследовать околосмертные переживания пациентов взялся опять-таки американец – психолог и психиатр Реймонд Моуди. Собранные им статистики были представлены на всемирное обозрение в книге «Жизнь после смерти», вышедшей в 1975 году. А уже в 1978 году в Америке основали и Международную ассоциацию исследований околосмертных переживаний. Спустя 20 лет другим доктором медицины — Джеффри Лонгом был создан исследовательский фонд околосмертных переживаний. Стоит отметить, что данный спектр человеческих ощущений изучают и в психологии, и в психиатрии, и в медицине.

Чаще всего околосмертные переживания людей независимо от пола, места жительства и вероисповедания – похожи. Благодаря чему была создана целая феноменология, отражающая последовательность того, через какие стадии проходит человеческая душа во время клинической смерти.

Итак, вначале человек, как правило, сталкивается с неприятным всепоглощающим шумом, потом приходит осознание, что он мертв, за этим следует опять-таки осознанное успокоение, чувство выхода из собственного тела и парение над ним и всем окружающим. Именно в этот момент умерший начинает наблюдать за происходящим вокруг — со стороны, осознает, что он – не тело.

Затем происходит некая пространственная и временная деформация, ощущение передвижения вверх на яркий свет в туннель. Далее — душа встречает всех важных для себя при жизни, но уже умерших персонажей, попадает в наполненное одним лишь светом пространство и после этого в один миг видит все эпизоды своей жизни, потом душа доходит до какой-то незримой границы и остается с ощущением того, что не желает впредь возвращаться в тело.


Как правило, религиозные люди, сталкивавшиеся с околосмертными переживаниями, относят данный опыт к встрече с загробным миром .

Ряд исследователей, в том числе Реймонд Моуди, в полной серьезности утверждают, что околосмертный опыт является прямым доказательством существования загробной жизни.

Однако объяснить это с научной точки зрения, с использованием физиологических или психологических причин не представляется возможным . И, тем не менее, множественные свидетельства людей, переживших клиническую смерть, о том, что именно они видят по ту сторону «экрана», по мнению некоторых докторов науки отчетливо говорят нам, что сознание способно функционировать независимо от работы мозга.


Существует также масса случаев, которые не поддаются никакому логическому объяснению, кроме как признанию того, что сознание действительно способно выходить из тела, жить вне тела и видеть, что происходит. Например, некоторые люди, пережившие клиническую смерть, могли точно описать происходящее в палате или даже в других кабинетах больницы, то, что они никаким образом не могли знать ни до своей «смерти» ни в момент после «воскрешения».

Так, в документальной телепередаче «На пороге вечности. Код доступа», рассказывается: пациент, переживший околосмертный опыт, после «пробуждения» — в точности описал одно из помещений больницы, где какой-то грязный мужчина снимал рабочие сапоги.

Вначале никто не придал значения этому рассказу, но потом, когда один из любопытных врачей решил уточнить, есть ли в больнице подобное помещение, выяснилось, что эта небольшая подсобка действительно существует и в ней переобувается бригадир строительной группы, которая в настоящее время ремонтирует здание. Каким образом об этом мог узнать случайный пациент клиники — с точки зрения науки объяснить невозможно. А вот в то, что он, будучи уже отдельной от тела душой, мог сверху видеть всё происходящее и свободно перемещаться в пространстве — поверить вполне можно.

Подобных случаев в современной медицине масса, но стереотип подкрепления историй насущными фактами столь крепок, что наука находит свои объяснения так называемым околосмертным переживаниям больных.


А может всё-таки, нет никакой души?

Согласно медицинской точке зрения, во время клинической смерти происходит патологическая реакция рецепторов на сбой поступления кислорода в ткани головного мозга. За счет этих изменений наблюдаются слуховые и зрительные галлюцинации, сравниваемые с шумом или звоном, а также вспышками яркого света . Как правило, возникновение подобных реакций организма обусловлено гиперкапнией или гипоксией, также это может быть воздействие эндорфинов с серотонином и некоторые другие факторы.

В одном из своих исследований Кевин Нельсон из Центра околосмертных переживаний попытался выявить связь между осознанными сновидениями и предсмертными реакциями сознания человека. В результате выяснилось, что и тот и другой тип изменений переживаются человеком в тот момент, когда «логический центр», расположенный в коре головного мозга, активируется во время сна.

Стоит отметить причины, способные привести человека к околосмертным переживаниям . Сюда относят такие клинические случаи как — остановка сердца, наступление смерти от полученного разряда электричества, потеря крови в большом объеме, анафилактический шок, кровоизлияние в мозг или инфаркт мозга, неудавшийся суицид, утопление, внезапная остановка дыхания, серьезная стадия депрессии и некоторые другие диагнозы.

Таким образом, как мы видим, единого мнения по поводу существования души не находится и в науке . Также прискорбно осознавать то, что в медицинском сообществе практически не уделяется внимание изучению околосмертных переживаний, что замедляет процесс объективного исследования вопроса.

Можно ли подготовить «душу» к смерти?


Если разные религии, наряду с философией и наукой предлагают человечеству неоднозначный ответ по поводу того, что такое душа и продолжает ли она свое существование после человеческой смерти, то буддисты тем временем, вроде бы и не верящие в душу, — согласно древним учениям тибетцевпередают из поколения в поколение особую йогическую практику медитации. В ходе практики человек проходит настоящую подготовку к переносу сознания в момент смерти — в высшие миры , для воссоединения с мудростью самого Будды.

Тибетская практика называется Пхова и выполнять её могут как последователи Будды, так и люди, не являющиеся буддистами . Интересно, что главным признаком того, что человек удачно прошел практику является, помимо внутреннего «переформатирования», и внешний признак – на макушке головы появляется ямочка, в некоторых случаях она еле заметна, в иных – выглядит как настоящая дырка в голове! Этот внешний признак необходим для того, чтобы сознание беспрепятственно покинуло тело.

Изучая психофизиологическое воздействие древней буддийской практики на людей, японский ученый Хироси Мотояма выявил — очевидные физиологические изменения нервной системы , преобразование метаболизма и корректировку акупунктурных меридианов. Также обнаружилось, что во время Пхова происходит несравнимая ни с одним видом практики стимуляция такой части мозга как гипоталамус, кроме этого, в результате конкретной медитации приостанавливается стандартная мыслительная активность человека.

Люди, прошедшие практику Пхова, как правило, не рассказывают о том, что представляет собой медитация и какие ощущения, и видения во время нее испытываются. Однако все они по тем или иным признакам дают понять, что после физической смерти тела — есть что-то еще . Для буддистов это выход в наивысшее пространство либо реинкарнация, людьми же непосвященными в учение Будды этот промежуточный момент воспринимается как некое странствие души.

Есть ли жизнь после смерти?


Возвращаясь к вопросу о том, есть ли жизнь после смерти, буддизм, а вместе с ним и иудаизм, принимая во внимание процесс перерождения человеческого сознания, дают понять, что умерев в одной «оболочке» ты тут же просыпаешься в другой. Хоть и не признанное до сих пор с точки зрения науки явление реинкарнации — довольно серьезно поддерживается не только в восточных религиях и учениях, но и в современном западном и американском обществе, правда, в основном, среди последователей азиатских традиций восприятия мира.

Однако находятся и независимые, уважаемые в мире люди, которые считают, что и науке и человечеству необходимо обратить пристальное внимание на теорию перерождения.

Например, — ученый, скептик, учредитель группы, разоблачающей ненаучные исследования Карл Саган в книге «Мир полный демонов» среди уймы пунктов парапсихологии выделил лишь три – достойные детального научного исследования, сюда вошла и тема реинкарнации. Вот, что заинтриговало в возможности перерождения сознания Карла Сагана:

«…маленькие дети иногда сообщают о деталях прошлой жизни, которые после проверки оказываются точными, и о которых они не могли бы знать в любом случае кроме перевоплощения…»

Также интересно и то, что в реинкарнацию верил успешный промышленник Генри Форд , который подтвердил это в своем интервью, состоявшемся еще в 1928 году. Вот, что говорил известный всему миру бизнесмен на счет перерождения:

На самом деле, верить или не верить в то, что помимо тела в нас имеется еще и некая практически невесомая субстанция, называемая душой – дело личное для каждого человека. Также каждый решает для себя сам – существует жизнь после смерти или нет, существует ад или рай – или нет, существует возможность вырваться из цикла бесконечных перерождений или не существует…

Все эти понятия, воззрения, учения, теории и факты, перемешанные с неподдающимися объяснениям историями людей, побывавших по ту сторону жизни – несмотря ни на что довольно субъективны. А если взять во внимание, что и религиозные измышления, и философские трактаты, и научные исследования чаще всего предстают пред нами всего навсего в виде слов – столь же невесомых и неосязаемых на весах, сколь и рассматриваемая здесь душа, то все эти беседы и бесчисленные опыты и вовсе можно обесценить.

Но мы этого делать не станем. Потому что, подобно Генри Форду, хотели бы успокоить наконец-то свой ум однозначным ответом. Например, для меня он заключается в том, что душа есть, а смерти нет.

А что думаете Вы про существование души? И есть ли жизнь после смерти по Вашему мнению?

Согласно почти всем популярным религиям, человеческая душа существует и может попасть в загробный мир после смерти физического тела или переродиться на Земле. У официальной науки свой ответ на это вопрос.

В статье:

Где находится душа у человека

Людям всегда было интересно всё неопознанное и скрытое от глаз. Так, невидимая и неосязаемая душа стала объектом споров и исследований. Если верить некоторым религиозным конфессиям, то душа у человека есть, а после того, как тело умирает, .

С давних пор было проведено много исследований и создано немало трудов, с помощью которых люди старались описать свойства человеческой души.

Ученик Демокрита (Гален) наблюдал за телом человека в момент гибели и пришел к выводу, что душа - это некая субстанция, которая расположена в кровяном русле. В итоге человек умирает, теряет кровь и вместе с ней душа уходит из физической оболочки (что происходит, если кровопотери нет - неясно).

Древние египтяне же верили, что тело - это дом для души, которая может жить только тогда, когда тело будет сохранено навсегда. Поэтому тела усопших мумифицировали.

Интересное заявление было сделано профессором анестезиологии и психологии Аризонского университета Стюартом Хамероффом. Он считает, что душа является сгустком квантовой материи, которая хранится в нейронах в концентрированном виде. После того как тело человека умирает, энергия высвобождается и присоединяется к абсолютному информационному полю.

Возраст души

У тех, кто верит в реинкарнацию, есть очень много теорий относительно того, сколько жизней она может находиться на Земле. В данном случае дать конкретный ответ на вопрос, имеет ли возраст душа, невозможно.

Религия пытается дать ответ на этот вопрос, но пока что мы сталкиваемся с размытыми ответами, множеством несостыковок. Так, буддисты видят душу как часть механизма беспрерывной цепи реинкарнаций, христиане же уверяют, что душа бессмертна и после гибели физической оболочки обязательно попадает в Ад или Рай. В таком случае жизнь у нее всего одна.

Однако непонятно, как объяснить способность гипнотизеров вводить людей в транс, в котором люди начинают видеть свои так называемые «прошлые жизни». Из-за наличия всех этих противоречий очень сложно дать четкий ответ.

21 грамм - вес души

др. Дункан МакДугалл

Весьма часто можно наткнуться на громкие заголовки: «Ученые доказали существование души». Одним из тех, который пытался узнать ответ на этот вопрос и преуспел, был доктор Дункан МакДугалл. В 1960 году им был проведён ряд испытаний в хосписе.

Доктор располагал уже умирающего человека на особенной подвесной кровати, которая работала как весы. Ученый взвешивал тело до смерти и непосредственно сразу после неё. В эксперименте всего приняло участие 6 человек. В среднем после смерти вес тела снижался на 20-22 г. После этого многие уверовали, что вес человеческой души около 21 грамм.

Но в 2001 году доктор Эугениус Кугис из Академии наук Литвы полностью опроверг итоги предыдущих испытаний, объяснив подобное уменьшение массы тела банальной потерей жидкости через дыхание. В свою очередь доктор провел свое, особенное тестирование.

В Швейцарии в одном из медицинских учреждений людям, которые уверяли, что ежедневно видят сновидения, предложили заснуть на особенных кроватях-весах. Всего тестируемых было 23 человека.

В тот момент, когда пациенты входили в фазу глубокого сна, датчики отмечали снижение массы тела на 3-7 г. В результате ученый заявил, что именно в среднем 5 грамм весит человеческая душа. Официальная наука не смогла объяснить такие рещультаты.

Мнение отечественных ученных о существовании души

Конечно, в большинстве своем все исследователи - скептики, и наличие такого сверхъестественного «нечто» вызывает немало споров. Есть ученые, которые не верят в ее существование, другие же всячески пытаются доказать, что она реальна.

Так, Павел Госьков из Барнаула пытался доказать, что, подобно неповторимому отпечатку пальцев, у каждого индивидуума есть неповторимая душа. Эксперимент был весьма прост.

Рядом с каждым испытуемым на 10 минут ставилась емкость очищенной воды. После этого исследовалась структура жидкости. В ходе эксперимента было доказано, что изменения происходили, и у каждый человек наносил свой индивидуальный отпечаток на структура воды.

Ученые доказали: изменения происходили обязательно, у каждого испытуемого вода менялась по-своему, при этом структура у одного и того же человека повторялась. Этот метод учёные назвали «материализация души». В данном случае вода была своего рода сачком, с помощью которого Госьков улавливал проявления человеческой души.

Было еще несколько попыток отечественных ученых подтвердить свою веру в бессмертную душу. В 1949 году Семен Кирлиан его жена заметили, что человеческие органы необычно светятся в электромагнитном поле. Последователи Кирлиана решили для эксперимента проверить покойников.

Результаты для них оказались ошеломляющими. На протяжении первых 3-х дней после смерти свечение от мертвых то резко усиливалось, то уменьшалось. Причем такие колебания были сильнее видны у тех, кто покончил жизнь самоубийством. Приверженцы «эффекта кирлиана» свято верят, что таким образом они доказали реальность души.

ЕСТЬ ЛИ ДУША У ЧЕЛОВЕКА?

Нет, души у человека нет: человек - это и есть душа. Это у души есть тело, в которое она временно поселяется, для исполнения своих желаний, а затем - покидает его …

Личность - это душа, которая окружена оболочками тонкого и грубого тела. Данные оболочки - её приспособления к окружающему её миру. Без них душа не смогла бы в нём существовать. Они подобны одеждам, которые необходимы для выполнения определенной деятельность. Как, например, рабочий комбинезон, который требуется для работы на заводе, или специальная форма пожарника, которая позволяет выдерживать большую температуру. А одежду, как вы уже знаете, можно менять. Что, собственно, и происходит в момент смерти. Душа в момент смерти оставляет одно грубое тело и идёт в другое, которое больше подходит для совершения будущих запланированных действий. Что же происходит с тонким телом?

Тонкое тело после смерти также претерпевает определенную трансформацию. Те тенденции и качества, которые были накоплены в течение жизни, после смерти проявляются в тонком теле более явно. Поэтому мужчина, который в течение своей жизни в основном стремился лишь к женской форме тела, в следующей жизни получает такое желаемое тело. То же касается и женщины, которая была сильно привязана к мужскому телу - получит тело мужчины. Таким образом, личность, или индивидуальная душа, переходит из одного материального тела в другое, и его нынешнее тело, так же как и его деятельность в этой жизни, определяет то, каким будет его следующее тело. Поэтому цените эту жизнь, в которой вы получили человеческое тело, - будьте настоящими людьми, развивайте человечность.

Что такое Душа? Составные части Души.

Каждая душа имеет звучание, вибрацию, по этому звучанию можно рассказать всё о человеке. И мир вокруг нас вибрирует и звучит душами… Они притягиваются на наше звучание. Душа – это полевая субстанция, это энергия и информация (опыт). Это индивидуальная субстанция, которая хранит весь опыт человека, опыт всех его воплощений (Судьба, все РОКи и У-роки — все там хранится). Поэтому Душа также растет и развивается поэтапно и имеет в итоге несколько составляющих. Здесь есть важный нюанс. Не все обладают душой. Имеют душу только люди. Но не все являются людьми. Другое дело, все имеет — Дух. Дух — это первичная божественная искра, безэмоциональная часть мироздания, которая есть во всём. Душу можно уничтожить, Дух — нет. Телом управляет Душа, Душой — Дух. И все это окружено СО-ВЕСТЬЮ (Совместной Вестью с Богами) и совестью (как моральным качеством человека). Тело наше — 4-хмерно, Душа — многомерна, Дух — безмерен, он существовал всегда и никогда не умрет. А вот Душу можно украсть, съесть, продать, убить…

У человека — 3-х составная Душа. Было время, когда у человека была животная Душа, которая располагалась в животе.

Животная часть Души . Это кибернетическая программа развития данной особи на данное воплощение. Иногда путают астросом и душу. Это всего лишь небольшая её часть. Находится в нижнем поле Дань-Тянь. Преобладание части Души животной не дает подняться выше мира иллюзий. Инстинкты, желания — все проявления этой души. Здесь никогда не рождаются мысли, не рождаются идеи и не накапливается личностный опыт. Это есть у всех — у животных, у растений.

Психическая Душа , или эмоциональная. Душа чувственная, или Душа чувствующая. Здесь накапливается опыт эмоций, переживаний, мечт, а вместе с тем и личный опыт. Располагается примерно в районе солнечного сплетения. Именно эта часть души плачет, льет слезы, кричит и бьется о стену, когда нам плохо. Этот уровень Души дает увлечение переживаниями, эмоциями и их яркостью. Здесь мы учимся управлять своими эмоциями. Это важный момент в нашем восхождении. Ключ к управлению своими эмоциями — состояние любви. Значительная часть людей, имеющих душу, живет эмоциями. Здесь важно научиться правильно любить, правильно мыслить — без мысли этого не сделать. ПОЭТОМУ — мы поднимаемся в своем развитии на следующий уровень:

Рассудочная часть Души. Связывает наше тело с нашим Духом. Она располагается примерно там, где и сердце, может, чуть выше. Если психическая Душа плачет и кричит от боли, то рассудочной эмоционировать некогда – она ищет варианты выхода из ситуаций, она начинает осмысливать то, что с нами происходит. Этот образ Души можно охарактеризовать как «зеркало чистой воды».

И тут возникает вопрос:

А как увидеть свою Душу? Как определить, есть Душа у человека?

Для начала давайте сделаем следующее. Не заглядывая далее в этот текст, сначала закройте глазки и спросите себя: где у меня находится Душа ? Потом положили руку на ту область, где, по вашему мнению, у вас находится Душа. Вспомните или посмотрите, какая часть Души реагирует на разные события, в каком месте в теле ощущения. Та из трех частей, которая отзывается, туда и кладем руку. Смотрим, какой нам видится образ, цвет, форма, есть ли на ней трещины, побитости. Кто-то видит кристалл, кто-то птицу, цветок, а кто-то ребенка или просто человека. Все это будет верно, каждый из этих образов олицетворяет нашу Душу. Обычно это бывает жемчужина или несколько жемчужин. Как только определились с образом, берем его и перемещаемся на берег жемчужного потока, берем свою жемчужинку и погружаем в поток. Здесь, в этом потоке перламутрового цвета, смываются чуждые нам наслоения и восстанавливается то, что является нашим. Где-то в этих глубинах покоится наша родовая память, также память о том, кем мы были, что умели миллионы лет назад. Так мы лечим свою Душу, очищаем её, холим и лелеем.

Если Душа имеет образ кристалла – значит, Душа накопила приличный опыт, и теперь он начинает кристаллизоваться, превращая личность в обладателя с особыми качествами. ВЫ становитесь действующим элементом Вселенной.

Цветок –означает раскрытость Души, её готовность к дальнейшим трансформациям. Птица – подвижная форма Души, которая уже способна к конкретным действиям. Образ ребенка, ангелочка, взрослого человека – говорит о весьма взрослом состоянии Души.

Также важен оттенок Души. По оттенку можно определить, для чего Душа пришла в мир. Красный оттенок – душа пришла учиться жить, осваивать жизненное пространство. Жёлтый – осваивать то, что называется «психизмом»: вживание, чувствование этого мира, наполнение его своей энергией. Мы учимся взаимодействовать с психической энергией других людей, других существ окружающего мира. С изначальной энергией – ци, ки, чи, праной. Научились. Дальше собираем знания, понимая, что энергия – это ещё не все, нужна ещё и информация. И тогда Душа приобретает голубоватый (небесный) оттенок. Зеленоватый – эмоционально-чувственное пространство. Правильные эмоции, правильные чувства. А правильно ли я люблю? Золотой . Душа пришла служить человечеству, решать проблемы человечества и конкретных людей тоже. Это бодхический уровень – те, кто добровольно принимает на себя служение Человечеству, Космосу. Розовый – учиться правильной любви, чистой, божественной. Душа учится испытывать нежность ко всему живому, видя в нем проявление Сущего. Фиолетовый оттенок – ощущение себя продолжением Бога. Он и Бог – это нечто Единое. И человек живет, соответствуя этому состоянию. Перламутрово-белый – присутствие высшей Души. Она просто живет, и делает свое дело, и не задает никаких вопросов и не ищет никакой выгоды. Чёрный – психоматрицы иных миров: агрессоров, вампиров, чёрных магов, демонов.*

Как узнать, есть ли Душа у человека?

Тонкие тела – это своеобразное отображение для внешнего мира некоторых особенностей нашего внутреннего мира. Наша способность к эмоционированию – отображается как астральное тело, способность к мыслительным как ментальное. Их нельзя потрогать руками. Увидеть можно, почувствовать можно, потрогать нельзя. Если понадобится необходимость в каком-либо навыке, у нас появится новая функция тела. Все тонкие тела – это грани нашей личности. А наша личность и душа – совпадающие проявления. Потому что Душа – это аккумулирование личностных качеств и опыта.

Душу как оказалось, можно делить, рвать на кусочки, использовать как батарейку, терять. Во всей религиозной (и около религиозной) литературе говорится: душа неделима, душа неизменна. Но, как оказалось, что душу можно съесть, украсть, можно вселить внутрь души кусочек чужого, инородного. Получается, наша душа – сложная субстанция и весь накопленный опыт, который принесен в результате этико-нравственных побед, сконцентрирован в душе.

Если кого-то из нас когда-то в прошлом приносили в жертву, душа обычно застревает в том месте, где это происходило, и не уходит на повторное воплощение. Определенная часть (астросом) воплощается дальше и начинается новое развитие с утратой предыдущего опыта. Если приносили себя в жертву или погибали при неприятных обстоятельствах, например, упала скала и придавила насмерть, то душа не выберется, пока скала не рассыпется на кусочки.

Также Душа может выбрать себе другое тело. Одна часть души может жить в одном теле, другая – в другом. Может быть, отсюда этот миф о поисках своих половинках.

Душу можно украсть, когда она еще не успела вселиться в новорожденное тело.

Может быть, раньше в старые добрые времена младенец умирал от этого, то теперь ему умереть не дают – он может месяцами болтаться на искусственном дыхании и очень длительное время. Потом тело может адаптироваться к этим условиям, и в это тело может вселиться какая-нибудь чужая сущность. Если в стадии беременности кто-то находится из близких – нужно опекать и женщину и ребенка, чтобы никто не смог украсть душу.

Многие отдают часть своей души своим умершим родственникам, например, произнося такие слова: «я всегда буду помнить тебя…ты навсегда в моей памяти». Остерегайтесь таких слов. А некоторые чуть ли не живут на кладбище, ходят так часто на могилу, отдавая в мир мертвых свою энергию.

Нужно попытаться собрать все свои части души, разбросанные по свету. Потому что это все опыт личности. И там могут быть все ответы на вопросы, возникающие здесь. Собрав душу, человек навсегда может перестать болеть.

Теперь практическое упражнение.

Закрыли глаза, расслабились, представили какого-нибудь близкого человека, посмотрели ему в область сердца и пытаемся увидеть, какой образ представляется, пытаемся понять, что же там такое. Если Души нет, то мы ничего там так и не увидим – обнаруживаем пустоту. Бывает, мы можем ощущать легкое раздражение к этому субъекту. Ничего страшного в этом нет. Не заслужил. Но. Вот если такой человек возьмет и совершит подвиг какой или самопожертвование для человека или человечества, он получит в дальнейшем право уже развиваться с Душой.

А теперь пояснение. * То место, куда вы положили руку в начале практики по рассмотрению вашей Души, и означает, какая часть Души у вас сейчас доминирует: животная (около живота), эмоциональная (ниже сердца) или рассудочная (выше или около сердца).

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа – это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие .

Бог – вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек – хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный , предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» - это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» - часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как “тайна, ведомая одному Богу” (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). - По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, “творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: “от одной крови Он произвел весь род человеческий ” (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом , ибо Бог все содержит в своей руке, “Сам дая всю жизнь и дыхание, и все ” (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: “Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум” (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: “Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: “Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя “. Естественная необходимость исполнять эти заповеди” (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi ).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень – целый , тот же корень и в слове “исцеление”. Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего – тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и . Ее выражают слова Екклесиаста: “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ” (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия - со словами Божия предостережения: “если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете - есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: “…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ” (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете . Сын Божий “нисходил прежде в преисподние места земли “, ” плен пленил ” (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: “ныне же будешь со мною в раю ” (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. “Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом ” (Филип. 1:21-23). “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище ” (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же - большинство - бессмертной по благодати Божией: “Бог хочет, чтобы она (душа) жила” (св. Иустин Мученик); “душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною” (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть “единый имеющий бессмертие ” по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, - пишет св. Иоанн Дамаскин, - разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной - растительно-животное питание тела - проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, - утверждает св. Григорий Нисский, - усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума – тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: “я сам” (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека – не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души – сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен “по образу, “но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего - к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие - в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать “по подобию” зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о “совете” Божием и сказано: “сотворим по образу Нашему и по подобию”, а о самом действии творения: “по образу Божию сотворил его”, рассуждает св. Григорий Нисский: “советом” Божиим дана нам возможность быть “по подобию”.

Различные духовные учения исходят из того, что человек обладает бессмертной сущностью - душой. Когда наше тело умирает, душа отправляется в загробный мир или переходит в следующее физическое воплощение. Это подтверждают и рассказы людей, переживших клиническую смерть. Интересно, а есть какие-то чисто научные факты, подкрепляющие данную теорию?

Сознание живет вне мозга?

Принято считать, что процесс мышления осуществляется в нашем мозгу. В таком случае смерть или повреждения мозга должны привести к разрушению сознания, а значит, и к гибели души. Но в то же время есть множество фактов, ставящих это утверждение под сомнение.

Первым гипотезу о том, что мозг является лишь "приемником" для мыслей, высказал нобелевский лауреат Джон Экклз. Знаменитый российский нейрофизиолог Наталья Бехтерева считала, что общепринятая теория о мозге не в состоянии объяснить, как, например, происходит творческий процесс. Исследования, проводимые в Санкт-Петербургском институте мозга, показали, что этот орган способен генерировать лишь мысли, касающиеся простейших и привычных действий, которые мы совершаем каждый день… Кроме того, известны факты, когда томограф фиксировал мозговую активность у пациентов, пребывавших в состоянии комы или гипнотического транса.

Шокирующие примеры

Еще в 20-х годах прошлого столетия биолог Карл Лэшли обнаружил, что условные рефлексы у крыс не исчезают после удаления различных участков мозга. Немало случаев, когда люди с поврежденным мозгом сохраняли умственные способности в полном объеме.

Так, американец Карлос Родригес живет без лобных долей мозга, то есть у него отсутствует целых 60 процентов этого органа. Доктор Робинсон из Парижской академии наук описал случай, когда некий человек умер примерно в 60-летнем возрасте и скончался через месяц после того, как получил травму головы. При вскрытии выяснилось, что вместо мозга у него была лишь тоненькая оболочка из мозгового вещества… Несмотря на это вплоть до травмы мужчина вел совершенно нормальную жизнь.

С похожим эпизодом столкнулся и немецкий ученый Хуфланд. В черепной коробке пациента, умершего вскоре после того, как его разбил паралич, вместо мозга плавало 300 граммов жидкости. Однако до паралича пациент вполне нормально функционировал…

В 1976 году в возрасте 55 лет скончался известный голландский часовщик Ян Герлинг. Его черепная коробка также была наполнена жидкостью вместо мозга…

Один из последних подобных случаев был зафиксирован в Шеффилде (Шотландия). Рентген выявил, что у студента, чей IQ равнялся 126, что выше средних показателей, головной мозг полностью отсутствует… Даже если предположить, что здоровые участки мозга способны брать на себя функции поврежденных, как может заменить мозг водичка внутри черепной коробки? Или вообще пустота?

Скорее, можно поверить, что есть некая нематериальная сущность, включающая в себя сознание, которая временно в нас "заселяется". А тело - лишь оболочка, внутри которой функционирует душа.

Фантомный эффект

Люди, у которых ампутированы конечности, нередко ощущают так называемые фантомные боли - отсутствующая рука или нога ноет или зудит, так что порой это причиняет невыносимые страдания… Такое впечатление, что сохраняется "аура" отсутствующих частей тела, она и вызывает подобные ощущения.

Есть известная фотография, на которой изображено дерево, после удара молнии лишившееся части ствола и кроны. Но на фото, снятом при особом излучении, дерево выглядит целым: хорошо видны отсутствующие ветви, ствол и даже листва. Потому что "аура" дерева, его "душа", сохранилась…

Приемник для души

Но зачем душе тело? Согласно большинству религий, душа появляется не с самого момента зачатия, а позднее, когда у эмбриона развивается мозг. "Мозг человека в этом случае является неким приемником, который принимает информацию от личности-сознания-души, - говорит доктор исторических наук, преподаватель кафедры религиоведения в одном из пражских университетов Руслан Мадатов. - Недаром нейроны мозга очень похожи на приемопередающее устройство даже чисто внешне! Это вам скажет любой биолог, знакомый с физическими электрическими схемами". Вероятно, может происходить и "обратный" процесс, когда с помощью мозга мы излучаем информацию в окружающее пространство. Именно этим можно объяснить такие "паранаучные" феномены, как телепатия или ясновидение.

Все это означает, что можно воздействовать на мозг извне, активируя его клетки, например, в лечебных целях методом электромагнитной стимуляции. Хотя до понимания механизма взаимодействия души с телом все-таки еще далеко. Да и способна ли сегодня официальная наука это объяснить?